Сочинение по солженицыну. Судьба русской женщины (по рассказу А.Солженицына "Матренин двор" и повести Ф.Абрамова "Пелагея") Каково отношение односельчан к матрене

Рассказ «Матрёнин двор» был написан Солженицыным в 1959 г. Первое название рассказа – «Не стоит село без праведника» (русская пословица). Окончательный вариант названия придумал Твардовский, который был в то время редактором журнала «Новый мир», где и был напечатан рассказ в № 1 за 1963 г. По настоянию редакции начало рассказа было изменено и события отнесены не к 1956, а к 1953 г., то есть к дохрущёвской эпохе. Это поклон Хрущёву, благодаря разрешению которого был напечатан первый рассказ Солженицына «Один день Ивана Денисовича» (1962).

Образ рассказчика в произведении «Матрёнин двор» автобиографичен. После смерти Сталина Солженицын был реабилитирован, действительно проживал в деревне Мильцево (Тальново в рассказе) и снимал угол у Матрёны Васильевны Захаровой (Григорьевой в рассказе). Солженицын очень точно передал не только подробности жизни прототипа Марёны, но и особенности быта и даже местного говора деревни.

Литературное направление и жанр

Солженицын развивал толстовскую традицию русской прозы в реалистическом направлении. Рассказ соединяет в себе черты художественного очерка, собственно рассказа и элементы жития. Жизнь русской деревни отражена настолько объективно и многообразно, что произведение приближается к жанру «рассказ романного типа». В этом жанре характер героя показан не только в переломный момент своего развития, но и освещена история характера, этапы его становления. В судьбе героя отражается судьба всей эпохи и страны (как говорит Солженицын, земли).

Проблематика

В центре рассказа нравственная проблематика. Стоят ли многие человеческие жизни захваченного участка или продиктованного человеческой жадностью решения не делать второго рейса трактором? Материальные ценности в народе ценятся выше, чем сам человек. У Фаддея погиб сын и некогда любимая женщина, зятю угрожает тюрьма, а дочь безутешна. Но герой думает о том, как спасти брёвна, которые не успели сжечь работники на переезде.

Мистические мотивы в центре проблематики рассказа. Это мотив неузнанного праведника и проблема проклятия на вещах, к которым прикасаются люди с нечистыми руками, преследующие корыстные цели. Так Фаддей взялся валить Матрёнину горницу, тем самым сделав её проклятой.

Сюжет и композиция

У рассказа «Матрёнин двор» есть временная рамка. В одном абзаце автор рассказывает о том, что на одном из переездов и через 25 лет после определённого события поезда замедляют ход. То есть рамка относится к началу 80-х, остальное повествование – объяснение того, что случилось на переезде в 1956, в год хрущёвской оттепели, когда «что-то стронулось».

Герой-рассказчик находит место своего учительства почти мистическим образом, услышав на базаре особый русский говорок и поселившись в «кондовой России», в деревне Тальново.

В центре сюжета – жизнь Матрёны. О её судьбе рассказчик узнаёт от неё самой (она рассказывает о том, как к ней сватался Фаддей, пропавший в первую войну, и как она вышла замуж за его брата, пропавшего во вторую). Но больше о молчаливой Матрёне герой выясняет из собственных наблюдений и от других.

В рассказе подробно описывается изба Матрёны, стоящая в живописном месте у озера. Изба играет в жизни и смерти Матрёны важную роль. Чтобы понять смысл рассказа, нужно представлять себе традиционную русскую избу. Изба Матрёны делилась на две половины: собственно жилая изба с русской печью и горница (её построили для старшего сына, чтобы отделить его, когда он женится). Именно эту горницу и разбирает Фаддей, чтобы построить избу племяннице Матрёны и собственной дочери Кире. Изба в рассказе одушевлена. Отставшие от стены обои называются её внутренней шкурой.

Живыми чертами наделены и фикусы в кадках, напоминающие рассказчику безмолвную, но живую толпу.

Развитие действия в рассказе - это статичное состояние гармоничного сосуществования рассказчика и Матрёны, которые «не в еде находят смысл повседневного существования». Кульминация рассказа – момент разрушения горницы, а основной мыслью и горьким предзнаменованием произведение заканчивается.

Герои рассказа

Герой-рассказчик, которого Матрёна зовёт Игнатич, с первых строк даёт понять, что прибыл из мест заключения. Он ищет работу учителя в глуши, в русской глубинке. Только третья деревня удовлетворяет его. И первая, и вторая оказываются испорченными цивилизацией. Солженицын даёт понять читателю, что осуждает отношение к человеку советских бюрократов. Рассказчик презирает власти, не назначающие Матрёне пенсию, вынуждающие работать в колхозе за палочки, не только не дающие торфа для топки, но и запрещающие о нём спрашивать. Он мгновенно принимает решение не выдавать Матрёну, варившую самогон, скрывает её преступление, за которое ей грозит тюрьма.

Много переживший и повидавший, рассказчик, воплощая точку зрения автора, обретает право судить обо всём, что наблюдает в деревне Тальново – миниатюрном воплощении России.

Матрёна – главная героиня рассказа. О ней автор говорит: «У тех людей лица хороши, кто в ладах с совестью своей». В момент знакомства лицо Матрёны желто, а глаза замутнены болезнью.

Чтобы выжить, Матрёна выращивает мелкую картошку, тайно приносит запретный торф из лесу (до 6 мешков в день) и тайно же скашивает сено для своей козы.

В Матрёне отсутствовало бабье любопытство, была она деликатной, не досаждала расспросами. Матрёна сегодняшняя – потерянная старуха. Автор знает о ней, что замуж она вышла ещё до революции, что детей у неё было 6, но все быстро умирали, «так что двое сразу не жило». Муж Матрёны не вернулся с войны, а пропал без вести. Герой подозревал, что у него новая семья где-нибудь за границей.

У Матрёны было качество, которое отличало её от остальных жителей деревни: она бескорыстно помогала всем, даже колхозу, из которого её выгнали по болезни. В её образе есть много мистического. В молодости она могла поднять мешки любой тяжести, остановила на скаку коня, предчувствовала свою гибель, боясь паровозов. Ещё одно предзнаменование её смерти – пропавший невесть куда на Крещение котелок со святой водой.

Смерть Матрёны кажется случайностью. Но почему же в ночь её смерти мыши мечутся, как безумные? Рассказчик предполагает, что это через 30 лет ударила угроза Матрёниного деверя Фаддея, грозившего порубить Матрёну и собственного брата, женившегося на ней.

После смерти обнаруживается святость Матрёны. Плакальщицы замечают, что у неё, полностью раздавленной трактором, осталась только права рука, чтобы молиться Богу. А рассказчик обращает внимание на её лицо, скорее живое, чем мёртвое.

Односельчане отзываются о Матрёне с пренебрежением, не понимая её бескорыстности. Золовка считает её нечистоплотной, не бережной, не склонной накапливать добро, Матрёна не искала своей выгоды и помогала другим бесплатно. Презираема односельчанами была даже Матрёнина сердечность и простота.

Только после смерти рассказчик понял, что Матрёна, «не гоняющаяся за обзаводом», равнодушная к еде и одежде – это основа, стержень всей России. На таком праведнике стоит село, город и страна («вся земля наша»). Ради одного праведника, как в Библии, Бог может пощадить землю, уберечь от огня.

Художественное своеобразие

Матрёна предстаёт перед героем как сказочное существо, подобное Бабе Яге, которая нехотя слезает с печки, чтобы покормить прохожего царевича. У неё, как у сказочной бабки, есть животные-помощники. Колченогая кошка незадолго до смерти Матрёны уходит из дома, мыши, предчувствуя гибель старушки, шуршат особенно. А вот тараканы равнодушны к судьбе хозяйки. Вслед за Матрёной умирают её любимые фикусы, похожие на толпу: они не представляют практической ценности и выносятся на мороз после смерти Матрёны.



Последнее произведение, с которым мы познакомились на уроке литературы, - это рассказ Солженицына «Матренин двор».
Главным героиней произведения является одинокая трудолюбивая и простодушная женщина Матрена с блекло-голубыми глазами и лучезарной улыбкой. Муж Матрены пропал без вести в военные годы, а дети, все шестеро, умирали один за другим, не успевая дожить и до года.
Матрена жила скромно, пенсии не получала, а потому и денег у нее никогда не было. Со здоровьем у старушки были проблемы. И в плохие дни, когда она совсем не могла вставать с постели, за хозяйством следила ее верная подруга.
Все ее хозяйство составляли коза да пятнадцать соток земли, засаженной картошкой.
В минуты душевной грусти только один труд мог успокоить Матрену. Целый день она трудилась, и ни на секунду не было ей покоя.
Односельчане не понимали ее поступков, а потому и не любили. Не нравилось ее скудное хозяйство. Отсутствие поросенка для деревенского жителя было парадоксом. Не любили Матрену за ее искреннюю доброту и бескорыстность, за то, что она не смогла удержать мужа. Матрену упрекали за то, что она помогала всем от чистого сердца, не ожидая в ответ ни похвалы, ни награды.
Но нельзя строго судить сельчан. В любом обществе не любят белых ворон. Матрена – хороший человек, но она не живет по деревенским правилам, поэтому ее не понимают и не ценят.
Автор относится к Матрене с уважением. Он никогда не упрекает героиню, очень ценит в ней спокойствие. Его восхищает ее загадочная улыбка, он сочувствует Матрене, потому что прожила она отнюдь не легкую жизнь. Главные черты, которые отличает автор в героине, - это доброта и трудолюбие.
Почему точка зрения автора не совпадает со взглядом односельчан? Он жил с Матреной бок о бок под одной крышей, знал ее ближе и ценил ее человеческие качества не как односельчанин, а как писатель и психолог, не отягощенный деревенскими предрассудками.
На мой взгляд, у Матрены есть все качества, присущие настоящему христианину. У нее был идеальный характер и ангельская душа. У Матрены был несгибаемая сила воли. Как бы судьба не била, не испытывала героиню, она не сходила с верного пути. И поэтому автор называет ее праведником. Что если бы вся деревня была такой же?

От администрации сайта

Тема: «Не стоит земля без праведника». Образ Матрёны в рассказе А. И. Солженицына «Матрёнин двор».

Цели: 1. Сформировать представление о людях – праведниках и их подвижнической жизни, дать характеристику главной героине рассказа А.И. Солженицына «Матрёнин двор» Матрёне как праведнице, расширить понятие о притче, как о литературном жанре;

2. Развивать умение сравнивать, анализировать, делать выводы, совершенствовать навыки связной речи; умение работать с толковым словарём;

3. Воспитывать интерес к русской литературе, стремление к духовному самосовершенствованию, прививать традиционные ценности: терпение, трудолюбие, милосердие, бескорыстие.

Оборудование: интерактивная доска, проектор, компьютер, презентация к уроку, свеча в стакане, заполненном пшеном, дорогой подсвечник.

Ход урока.

    Организационный момент.

    Определение темы и целей урока.

Слайд 1

Что у меня в руках? (свеча)

Можно ли сказать, что огонёк этой свечи обладает силой или слабостью?

С чем можно сравнить ещё этот огонёк, исходя из его силы и одновременно хрупкости? (с душой человека)

К сегодняшнему уроку вы читали произведение А.И. Солженицына «Матрёнин двор». Как выдумаете, о чем именно мы будем с вами говорить, опираясь на сюжет этого рассказа? (о душевных качествах главной героини)

Слайд 2

А определять ход наших рассуждений будет эпиграф, который вы видите на доске:

Смысл земного существования не в благоденствии, а в развитии души.

А.И. Солженицын

    Анализ образа главной героини.

Когда был написан рассказ «Матрёнин двор»? (1963)

От чьего лица ведётся повествование в рассказе? (Игнатьич)

Можем ли мы сказать, что образ рассказчика автобиографичен?

Как описывает среднюю полосу России автор?

Слайд 3

Как зовут главную героиню рассказа? (Матрёна Васильевна Григорьева)

Почему Игнатьич остановился именно у Матрёны Васильевны? Чем привлек его дом Матрёны?

Есть ли в рассказе развернутый портрет героини? На каких портретных деталях сосредоточено внимание писателя?

Слайд 5

Что мы можем сказать об образовании героини? Какова речь Матрёны?

Как Матрёна Васильевна воспринимает мир за пределами привычного быта?

Слайд 6

Вспомните дом Матрёны? Что мы можем сказать о её избе? Что ещё было в её доме?

Слайд 7

Как проходил обычный день у Матрёны Васильевны?

Слайд 8

Что было в ее настоящей жизни, а чего не было?

Слайд 9

Что пришлось испытать Матрене в прошлом?

Слайд 10

Обозлилась ли на жизнь Матрена, столь жестокой к ней, запятнала ли душу ненавистью, злобой, завистью к другим?

(Доброжелательность и деликатность к постояльцу, отсутствие зависти, готовность помочь людям, колхозу)

- Верила ли Матрёна в Бога? В каких эпизодах она ведёт себя как дремучая язычница, а в каких – как истинная христианка? Что, на ваш взгляд, по-настоящему преобладало в её душе: веры или суеверий

Какое у нее было верное средство вернуть себе доброе расположение духа? (Работа)

Как относится Матрена к работе?

(Для нее это радость, отдых, лекарство от всех болезней)

Как она помогает окружающим?

(Бескорыстно, не берет денег за работу, не завидует размерам чужой картошки, не держала обиды на колхоз, идет помогать по первому же указу, не получая ничего за работу. «Ни труда, ни добра своего не жалела Матрена никогда».)

Как используют ее труд окружающие люди?

(Все настолько уверены в ее согласии, настолько привыкли использовать ее труд, что не просят прийти, а просто констатируют факт. Люди бессовестно пользовались бескорыстием Матрены.)

А что такое бескорыстие?

Бескорыстный - чуждый корыстных интересов. Корысть – выгода, материальная польза.

Как относятся к Матрене окружающие ее люди ?

(Родные почти не появлялись в ее доме, опасаясь, по-видимому, что Матрена будет просить у них помощи. Все хором осуждали Матрену, что смешная она и глупая, на других бесплатно работающая, нещадно пользовались все Матрениной добротой и простодушием – и дружно осуждали ее за это.)

Слайд 11

Давайте обобщим, какими же качествами обладает Матрёна?

Милосердие

Бескорыстие

Трудолюбие

Терпение

Доброта

Любит людей

Верит в бога

Умеет прощать

Каким человеком предстает перед нами главная любовь Матрёны – Фаддей?

Что поражает в его внешности?

Говоря о нем, рассказчик более 6 раз употребляет эпитет Чёрный, как вы думаете, почему?

В рассказе несколько раз употребляется слово ДОБРО? Какое значение вкладывает в него рассказчик?

Каким добром живет Матрёна? А каким Фаддей?

Что изменило обычный образ жизни Матрены?Почему ей трудно решиться отдать своей воспитаннице горницу при жизни? Почему не спит она две ночи, думая о горнице? Жалко ли ей горницы?

(Матрене не жалко саму горницу, ломка дома воспринимается ее как ломка всей ее жизни, где прожила она 40 лет, пережила две войны, смерть шестерых детей, потерю мужа.)

Почему погибает Матрена? (Решила помочь мужикам)

Проследим за поведением людей, собравшихся на похоронах Матрены.

(Не похоронный обряд, а политика)

Кто из них искренне переживает смерть Матрены, горечь ее утраты?

(Людей, действительно искренне переживающих смерть Матрены, очень мало – близкая подруга (тем не менее не забывает прихватить вязаную кофточку), Кира, вторая Матрена.

Все остальные изображают горе, для них главное – заполучить наиболее выгодную часть наследства.)

Как отзывались окружающие о Матрене?

Как ведёт себя Фаддей во время похорон?

Слайд 12

    Работа с учебником.

Что рассказчик сам говорит о Матрёне после её смерти? Обратимся к финалу рассказа.

Слайд 13 (11)

-Как вы, ребята, понимаете эти слова? Согласны ли вы с ними?

    Работа со словарём

В чем смысл слова «праведник»? Обратимся к словарю Ожегова.

Какое из этих определений подходит Матрёне?

Солженицын первоначально назвал свой рассказ “Не стоит село без праведника”? А что означает это слово? (Учащиеся дают свое понимание) Какими качествами обладает праведник?

Всеми перечисленными качествами обладает главная героиня рассказа Матрена Васильевна.

    Беседа метапредметного характера.

Перед тем, как обобщить все, о чём мы сегодня поговорили, я хотела бы показать вам один анимационный фильм, снятый на песню – ПРИТЧУ Светланы Копыловой «Окно». Вспомните, что такое притча?

Посмотрите и подумайте, какая связь между содержанием этой песни и рассказом Солженицына.

Видео

    Итог урока

Что же важного каждый узнал сегодня на уроке литературы?

Итак, вернёмся к нашей свече – символу хрупкости и силы души. Нужны ли праведники в наше время, в нашем мире? Есть ли они?

Моя свеча стоит в простом стакане, а не в дорогом подсвечнике? Как вы думаете, почему?

    Домашнее задание.

Напишите небольшое сочинение «Нужны ли праведники в наше время?»

Данные об авторе

Парушкина Татьяна Ивановна

Место работы, должность:

МАОУ "СОШ" с.Грузино Чудовский район Новгорродская область

Новгородская область

Характеристики ресурса

Уровни образования:

Среднее (полное) общее образование

Класс(ы):

Предмет(ы):

Литература

Целевая аудитория:

Учитель (преподаватель)

Тип ресурса:

Конспект урока (занятия)

Краткое описание ресурса:

Данную презетацию и конспект урока можно использовать на уроках литературы в 9 и 11 классах

Урок-размышление на тему : «Не стоит село без праведника…» (по рассказу А.И.Солженицына «Матренин двор)

Задачи урока :

  1. провести анализ рассказа для осмысления образа Матрены как праведницы земли.
  2. вырабатывать навыки анализа текста
  3. закрепить навыки самостоятельной работы и работы в группах
  4. помочь учащимся задуматься над такими нравственными понятиями как гражданственная ответственность, доброта, милосердие, чуткость, человечность, совесть.

Оборудование урока : презентация

Ход урока

1.Организационный момент

  • Вступительное слово учителя

Рассказ «Матренин двор» написан в 1959 году. А опубликован в 1964 .Этот рассказ - произведение автобиографическое. Это рассказ Солженицына о том, как после лагерей ему захотелось затеряться в самой глубине России. После реабилитации Солженицын работал некоторое время учителем физики во Владимирской области, жил в деревне Мильцево Курлуковского района у крестьянки Матрены Васильевны Захаровой. Но рассказ «Матренин двор» выходит за рамки обычных воспоминаний, а приобретает глубокое значение, признан классикой.

Вопрос: «Как жить на земле?» рано или поздно встает перед каждым человеком. Ответ на этот вопрос мы постараемся найти в рассказе «Матренин двор».

  • Беседа по содержанию рассказа

Учитель: Главная героиня рассказа - крестьянка Матрена. В переводе с латинского языка это обозначает «мать». Героиня несет в себе спасительное начало.

- Чем Матрена Васильевна привлекательна для рассказчика?

- Как он объясняет ее «странности»?

- Что и почему ей прощает?

Учитель: Жизнь героини можно условно разделить на две части: прошлое и настоящее.

Подготовить рассказ о ее жизни было вашим домашним заданием.

  • Проверка домашнего задания.

-Что окружает Матрену в настоящей жизни?

Задание: подобрать к ключевым словам определения из текста

-Как проходит обычный день у Матрены? (Топила печь, доила козу, ходила за водой, варила, ходила за торфом, за ягодами, копала картофель заготовляла сено для козы)

-Что было в ее настоящей жизни, а чего не было?

-Что пришлось испытать Матрене в прошлом?

-Обозлилась ли на жизнь Матрена, столь жестокой к ней?

Подтвердите свой ответ примерами из текста.(Доброжелательность иделикатность к постояльцу, отсутствие зависти, готовность помочь людям, колхозу)

Учитель: Удивительное дело - не обозлилась на этот мир Матрена, сохранила доброе расположение духа, чувство радости и жалости к другим.

Писатель не дает конкретное описание внешности Матрены, но одна деталь постоянно подчеркивается автором - это улыбка.

- Какая? (Лучезарная, просветляет ее лицо, добрая, извиняющая)

-Какое у нее было верное средство вернуть себе доброе расположение духа? (Работа)

-Как относится Матрена к работе?

(Для нее это радость, отдых, лекарство от всех болезней)

-Как она помогает окружающим?

(Бескорыстно, не берет денег за работу, не завидует размерам чужой картошки, не держала обиды на колхоз, идет помогать по первому же указу, не получая ничего за работу. «Ни труда, ни добра своего не жалела Матрена никогда».)

-Как используют ее труд окружающие люди?

(Все настолько уверены в ее согласии, настолько привыкли использовать ее труд, что не просят прийти, а просто констатируют факт. Люди бессовестно пользовались бескорыстием Матрены.)

-А что такое бескорыстие?

Бескорыстный - чуждый корыстных интересов. Корысть - выгода, материальная польза.

-Как относятся к Матрене окружающие ее люди ?

(Родные почти не появлялись в ее доме, опасаясь, по-видимому, что Матрена будет просить у них помощи. Все хором осуждали Матрену, что смешная она и глупая, на других бесплатно работающая, нещадно пользовались все Матрениной добротой и простодушием - и дружно осуждали ее за это.)

(Да, хотя и была безгрешна.)

Что изменило обычный образ жизни Матрены? Почему ей трудно решиться отдать своей воспитаннице горницу при жизни? Почему не спит она две ночи, думая о горнице? Жалко ли ей горницы? Подтвердите текстом.

(Матрене не жалко саму горницу, ломка дома воспринимается ее как ломка всей ее жизни, где прожила она 40 лет, пережила две войны, смерть шестерых детей, потерю мужа.)

-Почему погибает Матрена? (Решила помочь мужикам)

Учитель: Вот не стало Матрены. «Убит родной человек», - не скрывает своего горя герой-рассказчик. Погибает Матрена вместе с горницей, с частью своего дома. Пережить то, что пережила Матрена, и остаться человеком бескорыстным, открытым, деликатным, отзывчивым, чутким, не озлобиться на судьбу и на людей - какие душевные силы для этого нужны.

-Проследим за поведением людей, собравшихся на похоронах Матрены.

(Не похоронный обряд, а политика)

-Кто из них искренне переживает смерть Матрены, горечь ее утраты?

(Людей, действительно искренне переживающих смерть Матрены, очень мало - близкая подруга (тем не менее не забывает прихватить вязаную кофточку), Кира, вторая Матрена.

Все остальные изображают горе, для них главное - заполучить наиболее выгодную часть наследства.)

-Как отзывались окружающие о Матрене?

Учитель: И оказалась, что уходит Матрена из жизни никем не понятая, никем по-человечески не оплаканная.

Найдите описание внешности Фаддея. Какой говорящий эпитет характеризует этого героя?

(«черный» встречается шесть раз)

Учитель: Это ненасытный старик, потерявший обыкновенную человеческую жалость, для которого главное - нажива. Жестокий по отношению ко второй жене, злопамятный по отношению к Матрене. Его поведение во время похорон?

(Фаддей в деревне был такой не один, а Матрена - такая - была совершенно одна.)

-Чем она отличается от всех остальных? Что в ней не понятно людям?

  • Выразительное чтение финала рассказа.

-Как вы, ребята, понимаете эти слова? Согласны ли вы с ними?

-В чем смысл слова «праведник»?

Праведник - это человек с чистой совестью и душой. (В.Даль «Толковый словарь живого великорусского языка»)

Праведник - праведно живущий; во всем по закону Божьему поступающий, безгрешник.(С.Ожегов «Толковый словарь русского языка»

Праведник

1.У верующих: человек, который живет праведной жизнью, не имеет грехов.

2.Человек, ни в чем не погрешающий против правил нравственности.

-Какое из этих определений раскрывает характер Матрены?

-А кого из действующих лиц мы можем отнести к грешникам ?

  • Самостоятельная работа в парах

Что сопровождает жизнь праведника и грешника?

Учащиеся составляют таблицу

праведники

грешники

  • Коллективное обсуждение результатов самостоятельно выполненной работы в парах

Учитель: Каждый человек должен пройти свой путь, каким бы он ни был, удачным или неудачным, сохранив в себе мужество и совесть, и человечность, и благородство, не убить то высокое, что заложено в нем самой природой.

Исходное название рассказа - «Не стоит село без праведника». А.Т.Твардовский ради публикации предложил нейтральное название «Матренин двор». Если учесть, что СЕЛО - ь символ нравственной жизни, национальных корней человека, село - это вся Россия, то -какой смысл вкладывал Солженицын в название рассказа ?

  • Вывод по уроку.

-Как вы думаете, ребята, нужны ли такие праведники в нашей жизни?

(Да. Особенно в нашей современной жизни, когда взаимная ненависть, озлобление, отчуждение достигли ужасающих размеров)

  • Послушаем прекрасное стихотворение Булата Окуджавы

В нашей жизни, прекрасной и странной

И короткой, как росчерк пера,

Над дымящейся свежею раной

Призадуматься, право, пора.

Призадуматься и присмотреться,

Поразмыслить, покуда живой,

Что там кроется в сумерках сердца

В самой черной его кладовой.

Пусть твердят, что дела твои плохи,

Но пора научиться, пора

Не вымаливать жалкие крохи

Милосердия, правды, добра.

Но пред ликом суровой эпохи

Что по-своему тоже права,

Не выжуливать жалкие крохи,

А творить, засучив рукава.

Учитель: Добро требует ежечасного, каждодневного терпеливого труда души. Так жила Матрена, которая не преследовала никаких личных целей, не ждала вознаграждения, благодарности, а совершала добро по внутренней потребности, потому, что не могла иначе.

  • Оценивание работы учащихся.
  • Домашнее задание:

Написать сочинение - рассуждение (на выбор)

«О чем заставил меня задуматься рассказ А.И.Солженицына «Матренин двор»?

« О чем бы я спросил(а) героиню?

В 1963 год был напечатан один из рассказов русского мыслителя и гуманиста Александра Солженицына. В основу легли события из биографии автора. Публикация его книг всегда вызывала огромный резонанс не только в русскоязычном обществе, но и среди западных читателей. Но образ Матрены в рассказе «Матренин двор» уникален. Ничего подобного ранее в деревенской прозе не было. А потому и произведение это заняло особенное место в отечественной литературе.

Сюжет

Рассказ ведется от лица автора. Некий учитель и бывший лагерник направляется летом 1956 года наугад, куда глаза глядят. Его цель - затеряться где-нибудь в русской дремучей глубинке. Несмотря на десять лет, которые он провел в лагере, герой повествования все же надеется найти работу, учительствовать. Ему это удается. Он поселяется в деревне Тальново.

Образ Матрены в рассказе «Матренин двор» начинает складываться еще до ее появления. Случайная знакомая помогает главному герою найти пристанище. После долгих и неудачных поисков предлагает зайти к Матрене, предупреждая о том, что «она в запуще живет и болеет». К ней они и направляются.

Владения Матрены

Дом старый и гнилой. Он был много лет назад построен на большую семью, но теперь в нем обитала лишь одна женщина лет шестидесяти. Без описания деревенского бедного быта был бы не столь проникновенен рассказ «Матренин двор». Образ Матрены - самой героини повествования - полностью соответствует атмосфере запустения, царившей в избе. Желтое болезненное лицо, уставшие глаза...

Дом же полон мышей. Среди его обитателей, помимо самой хозяйки, тараканы и колченогая кошка.

Образ Матрены в рассказе «Матренин двор» - основа рассказа. Отталкиваясь от него, автор раскрывает свой душевный мир и изображает характерные черты других персонажей.

От главной героини рассказчик узнает о ее нелегкой судьбе. Мужа она потеряла на фронте. Всю жизнь прожила в одиночестве. Позже ее постоялец узнает, что много лет она не получает ни копейки: работает не за деньги, а за палочки.

Она не обрадовалась квартиранту, уговаривала его еще некоторое время найти дом почище да поуютнее. Но стремление гостя найти место потише определило выбор: он остался у Матрены.

За то время, пока квартировал у нее учитель, вставала старушка засветло, готовила нехитрый завтрак. И казалось, в жизни Матрены появился некий смысл.

Крестьянский образ

Образ Матрены в рассказе «Матренин двор» - это поразительно редкое сочетание бескорыстия и трудолюбия. Эта женщина трудится вот уже полвека не для того, чтобы добра нажить, а так, по привычке. Потому как другого существования не представляет.

Следует сказать, что судьба крестьянства влекла Солженицына всегда, поскольку предки его принадлежали к этому сословию. И он полагал, что именно трудолюбием, душевностью и щедростью отличались представители этого социального слоя. Что и подтверждает искренний, правдивый образ Матрены в рассказе «Матренин двор».

Судьба

В задушевных беседах по вечерам хозяйка рассказывает квартиранту историю своей жизни. Муж Ефим погиб в войну, но прежде к ней сватался его брат. Она дала согласие, значилась его невестой, но во время Второй мировой войны он пропал без вести, и она его не дождалась. Вышла замуж за Ефима. Но Фаддей вернулся.

Ни один ребенок у Матрены не выжил. А затем она овдовела.

Конец ее трагичен. Она погибает по своей наивности и доброте. Этим событием и заканчивается рассказ «Матренин двор». Образ праведницы Матрены оттого печальнее, что при всех ее добрых качествах она остается непонятой односельчанами.

Одиночество

Матрена прожила в большом доме всю жизнь в одиночестве, если не считать недолгого женского счастья, которое было войной разрушено. А также тех лет, в течение которых она воспитывала дочь Фаддея. Он женился на ее тезке, и было у них шестеро детей. Матрена попросила у него девочку на воспитание, в чем он не отказал. Но и приемная дочь покинула её.

Удивителен образ Матрены в рассказе А. И. Солженицына "Матренин двор". Её не разрушают ни вечная нищета, ни обиды, ни всяческие притеснения. Лучшим способом для женщины вернуть хорошее расположение духа стала работа. И после трудов она становилась довольной, просветленной, с доброй улыбкой.

Последняя праведница

Она умела радоваться чужому счастью. Не накопив за всю свою жизнь добра, не ожесточилась, сохранила способность сострадать. Ни одна тяжелая работа в селе не обходилась без ее участия. Несмотря на свою болезнь, она помогала другим женщинам, впрягалась в соху, забывая о своем преклонном возрасте и недуге, который ее мучил более двадцати лет.

Эта женщина никогда не отказывала ни в чем своим родственникам, и ее неспособность сохранить собственное «добро» привела к тому, что она лишилась горницы - единственного своего имущества, не считая старого прогнившего дома. Образ Матрены в рассказе А. И. Солженицына олицетворяет бескорыстие и добродетель, которая отчего-то не вызывала ни уважения, ни ответной реакции со стороны окружающих.

Фаддей

Праведному женскому персонажу противопоставлен ее несостоявшийся муж Фаддей, без которого была бы неполной система образов. "Матренин двор" - рассказ, в котором, помимо главной героини, присутствуют и другие лица. Но Фаддей представляет собой яркую противоположность главному персонажу. Вернувшись с фронта живым, он не простил своей невесте измены. Хотя, следует сказать, что брата его она не любила, а лишь жалела. Понимая, что сложно его семье без хозяйки. Гибель Матрены в конце рассказа - следствие скупости Фаддея и его родственников. Избегая лишних трат, они решили перевезти горницу быстрее, но не успели, в результате чего Матрена попала под поезд. Цела осталась лишь правая рука. Но даже после страшных событий Фаддей смотрит на ее мертвое тело безучастно, безразлично.

В судьбе Фаддея тоже немало горестей и разочарований, но в том и отличие между двумя персонажами, что Матрена смогла сохранить свою душу, а он - нет. После ее смерти единственное, что его заботит, - это Матренино скудное имущество, которое он немедленно перетаскивает в свой дом. На поминки Фаддей не приходит.

Образ святой Руси, который так часто воспевали поэты, рассеивается с ее уходом. Не может село стоять без праведника. Образ Матрены, героини в рассказе Солженицына «Матренин двор», - это остатки русской чистой души, которая пока еще живет, но уже на последнем издыхании. Потому как все меньше в России ценятся праведность и доброта.

Рассказ, как уже было сказано, основан на реальных событиях. Различия есть только в названии населенного пункта и некоторых мелочах. Героиню на самом деле звали Матреной. Жила она в одной из деревень Владимирской области, где провел автор 1956-1957 годы. В доме ее предполагали сделать музей в 2011 году. Но Матренин двор сгорел. В 2013 году дом-музей был восстановлен.

Произведение было впервые опубликовано в литературном журнале «Новый мир». Предыдущий рассказ Солженицына вызвал положительную реакцию. История о праведнице породила множество споров и дискуссий. И все же критикам пришлось признать, что рассказ создан великим и правдивым художником, способным вернуть народу его родной язык и продолжить традиции русской классической литературы.