Средневековое искусство китая и японии. Наиболее крупные достижения китая Литература и искусство китая в средние века

Китая , как и вообще расцвет китайского средневекового обще-ства, приходится на период правления ди-настий Тан и Сун . Именно в это время китайцами были изобретены фарфор, порох, компас . Потрясающих успехов китайские учёные достигли в области астрономии и медицины, особенно в иг-лотерапии, активно используемой в медицинской практике и по сей день.

Династия Тан оказала сильнейшее культурное воздействие на Японию, Корею, Центральную Азию. Сама Поднебесная в это вре-мя гостеприимно распахнула свои двери христианам-несторианцам, буддистам. Небывало в Китае расцветает буддийское искусст-во, особенно скульптура, великолепные образцы которой украша-ют пещерные храмы Лунмыня и Дуньхуана.

VII-IX вв. называют «золотым веком» китайской поэзии. Мир природы — центральная тема творчества великого китайского по-эта Ли Бо. Творчество другого поэта Китая — Ду Фу — называют «по-этической историей», поскольку значительное место в его поэзии занимают гражданские мотивы.

Важнейшим видом искусства в средневековом Китае была жи-вопись. Художники писали картины красками или тушью на длин-ных шёлковых или бумажных свитках. Наиболее распространённы-ми жанрами живописи были пейзажи, изображения зверей и птиц . Тончайшие оттенки туши позволяли средневековым художникам построить глубокую перспективу и в то же время объединить части изображения одним цветовым тоном. Китайская живопись отлича-лась глубокой философичностью и историзмом.

С началом Средневековья в Китае получает распространение буддизм. В VI в. он становится государственной религией. Именно раннее Средневековье стало периодом утверждения буддизма, который оказан огромное влияние на развитие китайской философии, литературы и искусства Буддизм впитал местные обряды и культ предков: к святым были причислены местные мудрецы и герои.

Буддизм имел больше всего сторонников среди знати, тогда как у простонародья был распространен даосизм. Это учение хранило идеи равенства и осуждало богат-ство. С VII в. начала создаваться даосская церковная организация. Впоследствии правящая верхушка существенно видоизменила даосизм в свою пользу.

Пагода Шицзята храма Фогунси в Инсяне. 1056 г.

Между даосизмом и буддизмом продолжалась борьба за влияние в китайском обществе. Однако обе религии не могли соревноваться с конфуцианством — основой морали, образования, государственного строя, зако-нодательства. Конфуцианство учило поклоняться императору, бить справедливым и честным, любить родителей, с уважением относиться к людям, особенно уважать старших и заботиться о младших. Именно в духе конфуцианства была разработана система обяза-тельных государственных экзаменов, которые сдавали чиновники для получения должности.

Сосуществование нескольких религий было характер-ной чертой китайского общества в раннем Средневековье. 13 XI-XTI вв. в конфуцианство начали вводить элементы даосизма и буддизма. Именно это видоизмененное конфуцианство стало новой мощной политической и культурной силой в Китае. И хотя новое, конфуцианство не вытеснило ни даосизма, ни буддизма, в конце XIV в. оно заняло господствующее положение в стране.

Китайская культура эпохи Средневековья достигла небывалых высот. С глубокой древности китайцы вла-дели иероглифическим письмом. Это пробудило к жизни особый вид искусства — каллиграфию. Людей, наделённых талантом красиво писать, искали специ-ально, особенно среди чиновников. Образованные люди отдавали искусству каллиграфии много вре-мени и сил, потому что видели в нем способ духовного совершенствования.

Государство содействовало развитию образования. Благодаря увеличению количества начальных и высших школ в Китае появились много грамотных и знающих людей. Правда, при династии Сун образованные люди стали редкостью. В период господства монголов обра-зованию собственно китайцев не уделялось внимания. Поэтому и не удивительно, что основатель династии Мин император Чжу Юаньчжан был малограмотным.

Большие сдвиги произошли в науке. В VIII в. в Китае открылась Генеральная Академия наук (Палата учёных). Особенно развивались математика, астрономия, приро-доведение. Появились также труды по разным разделам медицины. Китайская медицина славилась исследова-нием лекарственных свойств растений. Инженерные и математические знания использовали для строитель-ства городов, крепостных стен, сложных оросительных систем. Именно китайцы изобрели бумагу, фарфор, ком-пас и порох. Эти открытия имели колоссальное значение для всего человечества.

В XV в. китайские ученые создали многотомные энциклопедии по истории, географии, медицине, искус-ству и т. п. Распространение научных знаний ускорилось с изобретением книгопечатания. Именно китайцы в VII в. изобрели его самую про-стую форму ксилографию. На деревянных досках вырезали иероглифы, на них наносили краску, а затем текст перепечатывали на бумагу. Китай славился своими большими библиотеками. В начале VIII в. в стране стала выходить официальная правительственная газета «Столичный вестник», которая просуществовала до XX в. При династии Сун были впервые выпущены бумажные деньги ассигнации.

Высокого развития достигла китайская поэзия. Её «золотая эпоха» приходится на VIII -ХIII вв. В этот период творили такие выдающиеся мастера поэтического слова, как Ли Бо, Ду Фу, Юань Чжень, Су Ши, талантливая поэтесса Цин-чжао и др. Их произведения были глубоко лирическими, воспевали красоту природы. Авторы проникались судьбой своей родины и страданием простого народа. В XIV в. родился жанр исторического романа («Три царствования», «Речные заводи»). Его основу, как правило, составляли трагические события жизни китайского парода. Материал с сайта

Развивается китайская архитектура и изобразительное искусство под влиянием буддизма. Об этом, в частности, свидетельствуют многоэтажные каменные соору-жения пагоды, скульптурные произведения и росписи буддийских пещерных храмов. Свой привычный силуэт пагода приобретает в период правления дина-стии Тан, когда карнизы на каждом этаже становятся изысканно выгнутыми. Уникальным является храм «Пещеры тысячи Будд». В нём насчитывалось почти 500 пещер, он был украшен художественной росписью длиной почти 25 км.

В целом китайские здания дворцы, храмы, жилища зажиточных горожан или знати, городские ворота, башни, мосты имели легкие, утончённые формы. Они сооружались как из камня или мрамора, так и из дерева или даже металла. Крыши зданий имели загнутые кверху углы. Сверху императорские дворцы или дома знати часто укрывались специальными золотыми листами. В Пекине в XIV-XV вв. был построен огромный комплекс императорских дворцов, окруженный рвом и обне-сенный стеной, Пурпурный город.

В X в. была основана Академия искусств, где художники учились и выстав-ляли свои картины. Китайские художники рисовали тушью на шелковой ткани или на тонкой бумаге. Любимая тема — пейзаж, который называли «горы и воды». Картины сохранялись веками благодаря тому, что их не вывешивали на стены. Полотно скручивали, аккуратно заворачивали в шелк и складывали в специальные шкатулки. Картины вынимали и разворачивали только для того, чтобы гости могли оценить их красоту, или тогда, когда сами хозяева хотели полюбоваться ими.

Следовательно, китайские изобретения, богатая и уникальная культура стали достоянием мировой цивилизации.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • религия средневекового китая
  • религиозная жизнь китая в конце 18 столетия

Многовековые традиции великой китайской культуры в бурную эпоху Средневековья не только не были прерваны, но, наоборот, обогатились новым содержанием. Большое влияние на весь строй жизни оказал буддизм, пришедший в Китай из Индии в 1 в. н.э. и приобретший здесь особую национальную окраску. Эпоха Классического Средневековья была временем высочайшего взлета китайской культуры - «золотым веком» литературы и живописи. В годы господства монгольской династии, когда Китай стал частью обширной империи завоевателей, особенно интенсивно развивались культурные связи, рушилась многовековая замкнутость китайского народа. Культура Зрелого Средневековья подошла к пределу развития своих многовековых традиций, претерпев неизбежные при этом превращения и обратив свой лик вспять, к истокам народной жизни, глубинам национального сознания.

18.1. Эпоха Раннего Средневековья

Общая характеристика периода

Эпоха политической раздробленности, открывающая историю Средневекового Китая, не прервала традицию культурного развития страны. Вслед за империей Хань, сметенной народным восстанием «желтых повязок», наступила эпоха Троецарствия (220 - 280): образовались три самостоятельных государства - Вэй, Шу и У. Это было время войн, эпидемий, голода, крестьянских волнений. Противоборство трех царств завершилось победой правопреемницы Вэй - империи Цзинь (280-316). И хотя формально страна в эти годы была объединена, однако распри и перевороты продолжались. Разложение имперского порядка сделало Китай легкой добычей кочевых племен, хлынувших в северные и западные районы государства. Под их натиском китайцы бежали на юг, за реку Янцзы. Так произошло разделение страны на северную и южную части, продолжавшееся с 316 по 589 гг. и вошедшее в историю под названием периода Северных и Южных династий. Это обособление стало одним из ключевых моментов истории и культуры Китая III-VI вв.

Религия

Политическая ситуация отразилась на духовном строе эпохи и породила такие новые явления, как религиозный даосизм и чань-буддизм. Даосизм был тесно связан с мистическими сектами. Возглавлявшие их священники, чаще всего из простолюдинов, притязали на обладание ниспосланных им лично с Неба откровений. Движение «небесных наставников», зародившееся в Северном Китае, с IV в. стало интенсивно проникать на юг страны вместе с беженцами. К концу столетия народный даосизм уже имел все признаки организованной религии. Оставаясь элитарным учением, он вместе с тем обеспечивал широким слоям общества доступ к самым разнообразным видам шаманских услуг в повседневном быту. Популярными в этой среде были идеи близкого конца света.

Дао, объединяющее в себе три «даоские драгоценности»: энергию – ци, семя – цзини, дух - шэнь

Датой прихода буддизма в Китай считается 65 г. н. э., когда близ города Лояна был возведен знаменитый монастырь Баймасы (Белой лошади). По преданию, именно на лошади белой масти в Китай из Индии были доставлены первые буддийские сочинения - сутры (букв. - нить, жанр произведений, состоящий из афоризмов). Падение династии Хань в 220 г. ослабило позиции той части знати, которая ратовала за традиционное конфуцианство, что благоприятно сказалось на распространении в Китае буддизма. Правящие династии, часто сменявшие друг друга, видели в буддизме свою опору. Так, в одном только V в. было основано 17 тысяч культовых мест. Признанными центрами буддизма стали города Лоян, Чаньань и Нанкин.

Буддизм в Китае быстро приспособился к национальным традициям. Буддизм утверждался здесь сначала в форме учения Нагарджуны, а затем в мистической разновидности учения Бодхидхармы (1-я пол. VШ в. н.э., кит. Дамо ).

Со временем буддизм нашел некое уникальное соотношение с даосизмом, а позже и с конфуцианством, что позволило ему органически войти в плоть и кровь китайской культуры.

Таким образом, первоначально буддизм воспринимался в Китае как одна из форм даосизма. К VI в. буддизм стал в Китае господствующим идеологическим течением и приобрел статус государственной религии. Буддийские монастыри превращались в крупных земельных собственников. В комплексе с конфуцианством и даосизмом буддизм составил синкретическое единство «трех религий», в котором каждое учение как бы дополняло два других.

В течение довольно короткого периода времени, во второй половине VI в., сформировались основные школы собственно китайского буддизма, оказавшие влияние на буддийские традиции всего Дальнего Востока. Среди них наибольшее распространение получили школы чанъ-цзун, проповедовавшие взгляд на мир как совершенное целое и утверждавшие возможность спасения всех живых существ в этой жизни. По сей день большим влиянием пользуется оформившаяся в конце VI в. школа «Чистой Земли», обещающая спасение верой в будду Амитабху. Это учение, доступное пониманию широких масс и обещавшее человеку лучшую посмертную участь, не требовавшее знания сутр и исполнения сложных религиозных обрядов, призывало к «думанию о Будде», утверждало, что одно лишь произнесение с верой имени Амитабхи способно даровать человеку перерождение в блаженном царстве.

В середине VI в. индийским проповедником Бодхидхармой была основана школа чань, что значит созерцание, медитация. Именно ее приверженцы отказались от изучения сутр и всякого ритуала. В отличие от других школ чаньские учителя высоко ценили физический труд, особенно в коллективе. Медитацию они также трактовали по-новому - как спонтанное самораскрытие истинной природы человека в ходе его существования. Будучи наиболее китаизированной формой буддизма, школа чань оказала большое влияние на национальное искусство.

Средневековая культура Китая обладает яркой самобытностью. Китайская деревянная архитектура привлекает своей легкостью, ясностью пропорций, нарядностью узорчатой резьбы и плавностью ритмов изогнутых крыш. Китайская живопись отмечена лиризмом, тональной гармонией неярких прозрачных красок. Буддийские статуи отличны спокойной важностью поз, достоинством лиц и жестов, мягкостью линий, лишенных повышенной динамики.
Художественная жизнь в Китае достигла высокого расцвета еще тогда, когда в ряде стран Востока лишь только складывалась средневековая цивилизация. Средневековье - это период огромного духовного подъема страны, время расцвета больших городов, строительства роскошных дворцов, парков и храмов. В эту эпоху возникли такие новые виды литературных сочинений, как городская новелла и роман, достигли большого совершенства поэзия и проза, театр и музыка, скульптура и зодчество, живопись и многообразные ремесла. Выросшее на основе древних традиций и неразрывно с ними связанное, средневековое китайское искусство в то же время далеко шагнуло вперед в своем стремлении познать действительность

Эпоха Средневековья отмечена в Китае и рядом новых, важных для своего времени открытий. Среди них можно назвать изобретение фарфора, возникновение книгопечатания. Распространителями знаний в те далекие времена были, как правило, монахи-паломники и ученые-путешественники, преодолевавшие различные бедствия и невзгоды, огромные расстояния, чтобы изучить жизнь дальних стран и принести туда свои знания. Так, знаменитый философ 7 века Сюань Цзан, совершивший путешествие на юг Индии, к устью Ганга, и увековечивший свои наблюдения в «Записках о странах Запада», и буддийский проповедник Кан Син, ослепший в результате кораблекрушения на пути в Японию, основатель Тосёдайдзи, одного из прекраснейших храмов тогдашней японской столицы Нара, вошли в историю как выдающиеся личности.
Средние века – это время, когда происходил непрерывный обмен художественным опытом между странами Востока - Японии, Кореи и Вьетнама. В свою очередь и Китай многое заимствовал от таких древних государств, как Индия, Иран и Афганистан. Из Индии, откуда на рубеже средневековья пришел буддизм, Китаем были восприняты образы буддийской пластики. Из Ирана пришли многие мотивы орнамента. Их легко проследить в формах керамики и узорах тканей периода Тан.
В развитии средневековой культуры страны можно выделить несколько наиболее важных для становления искусства этапов. Это ранний период (4–6 века), период расцвета (7–13 века) и поздний период (14 – середина 19 века), завершающий долгую историю китайского средневековья.

Как и в других феодальных государствах, искусство Китая было тесно связано с распространенными там религиозными представлениями. Основными учениями были укоренившиеся в древности конфуцианство и даосизм, а также дополнивший их в первых веках нашей эры буддизм. Однако китайская средневековая идеология гораздо меньше подчинялась церковным догмам, чем в европейских странах. Веротерпимость Китая определялась давним сосуществованием там многих сект и религиозных школ, вобравших в себя народные верования.

Тонкое понимание природы помогло зодчим продумать принципы размещения зданий в самых живописных местах, а художникам выработать приемы живописи, обобщающие ее законы. В процессе долгих поисков ими была определена своеобразная форма картин – свитков. Китайские живописцы уже в 8 веке, наряду с прозрачными водяными минеральными красками, стали применять богатую оттенками черную тушь. Тогда же сложились и разные манеры письма. Знаменитый мастер 8 века Ван Вэй в трактате «Тайны живописи» так раскрывал секреты живописца.
Китайская средневековая живопись поражает своим многообразием, тонким и сложным пониманием природы. Конечно, не все этапы долгой поры китайского средневековья были в равной мере плодотворными для развития искусства. Монгольское нашествие в конце 13 века, застойный характер феодализма на поздних стадиях его существования, а затем и колониальная политика западноевропейских стран тормозили поступательное движение китайского искусства. Тем не менее, вклад Китая в историю мировой культуры весьма значителен.

Важнейшей чертой средневековой идеологии Китая был синкретизм, родившийся на основе сосуществования и синтеза так называемых «трех учений»: конфуцианства, религиозного даосизма и китайского буддизма. Даосизм возник на рубеже VI-V вв. до н.э. Его основателем был мудрец Лао-цзы, автор знаменитой «Книги о Дао и дэ». Примерно в те же времена, на рубеже VI-V вв. до н.э., в Китае возникает другая важнейшая религиозно-мировоззренческая система-конфуцианство. Её основателем был проповедник Кун-цзы, известный в европейской транскрипции как Конфуций (Учитель Кун). С течением времени конфуцианство из господствующей идеологии превращается в важнейшую государственную религию. В III в до н.э. Конфуций был канонизирован, его личность окружается ореолом святости, в честь его строятся храмы. На основе его учения и древних религиозных верований возникает конфуцианство как религиозная система. Во II-I вв. до н.э. она становится государственной религией Китая. Эта религия освещала идею тотального господства и подчинения. В V в. до н.э. в идеологическую и религиозную борьбу включилась ещё одна школа, одна из тех ста философских школ, которые, как уверяет китайская традиция, существовали тогда в стране. Речь идёт о школемоистов. Название этой школы произошло от имени её основателя Мо Ди, или учителя Мо. Моисты выступали против важнейших положений конфуцианства. Идеи моистов подвергались критике со сторон других школ, прежде всего конфуцианства, а сами моисты-преследованиям и гонениям. На рубеже нашей эры в Китае начинает распространяться буддизм, возникший в Индии В VI в. до н.э. К VI в. н.э. буддийская церковь в Китае становится большой экономической, политической и религиозной силой, мощной церковной организацией. Характерно, что все религиозные системы Китая имели много общего: всем им был присущ культ послушания, почитания старших и предков, идеи «недеяния»-пассивного, созерцательного отношения к действительности. Эти идеи определяли образ жизни китайцев, их национальную психологию.

Цель: ознакомить учащихся с важнейшими достижениями средневековой китайской культуры, продолжить формирование умений давать оценку отдельным явлениям культуры, их духовной и художественной ценности, логически мыслить.

Оборудование: карта, таблица (достижения средневекового Китая), два варианта тестов по проверке домашнего задания, презентация к уроку.

Ход урока

1. Организационный момент.

Тема нашего урока “ Культура средневекового Китая”. Прежде, чем перейти к новой теме урока повторим пройденный материал.

Повторим даты: 1054, 843, 1265, 1302, 1337-1453, 1419-1434, 874, 884, 960, 1206, 1211-1368.

Термины: феод, феодал, оброк, барщина, ростовщик, инквизиция.

Люди: Уот Тайлер, Жанна д, Арк, Робин Гуд, Ян Гус, Конфуций, Сиддхартха Гаутама.

Назовите географическое положение Китая. (Показ на карте)

Назовите столицу Китая.

С какими странами вёл торговлю Китай? (Иран, Средняя Азия, Византия) (Показ на карте)

Каковы причины крестьянской войны в Китае?

Чем она отличалась от обычных крестьянских восстаний?

Какие последствия имели завоевания монголов?

Для проверки выполнения домашнего задания мы выполним тест (тест по вариантам, по окончанию выполнения работы взаимопроверка, выставление оценок).

Вариант I

1. Династия Тан в Китае управляла:

а) 200 лет; б) 300 лет; в) 1000 лет.

2. Война между китайцами с чжурчжениями закончилась подписанием мира между императорам.

а) Тан-Цзинь; б) Суй и Тан; в) Сун иЦзинь.

3. Завоевание Северного и Южного Китая было осуществлено в 1211-1279 гг. племенами:

а) печенегов; б) половцев; в) монголов.

4. В средневековом Китае были достигнуты успехи в производстве:

а) бумаги; б) шёлка в) папируса.

5. Династия Сунн утвердилась в Китае:

а) в 960 г.; б) 980 г.; в) 1010 г.

6. Крестьянская война в 874 году на северо-востоке Китая началась в годы правления династии:

а) Тан; б) Сун; в) Цзинь.

7. Освобождение Китая от власти монголов началось с восстания:

а) жёлтых повязок; б) красных повязок; в) чомпи.

8. В исторических романах китайские писатели:

а) прославляли монгольских полководцев;

б) призывали народ к борьбе;

в) старались пробудить в народе патриотические чувства.

Вариант II

1. Начиная с какого времени, в Китае начала править династия Тан?

а) С начала VII века; б) с начала VI века; в) с начала V века.

2. Какие две реки соединил Великий канал?

а) Инд и Ганг; б) Янцзы и Хуанхэ; в) Тигр и Евфрат.

3. Какую империю основали чжурчжэни в Китае?

а) Тан; б) Цинь; в) Цзинь.

4. Какие кочевники начали завоевание Китая в начале ХIII века?

а) Монголы; б) авары; в) скифы.

5. Что было изобретено в средневековом Китае?

а) Боевые колесницы; б) печатный станок; в) папирус.

6. В период какой династии средневековый Китай достиг наибольших размеров?

а) Тан; б) Сун; в) Мин.

7. Основатель державы монголов?

а) Чингисхан; б) Бату; в) хан Узбек.

8. Столица монгольской державы?

а) Сарай-Бату; б) Самарканд; в) Пекин.

2. Переходим к новой теме урока.

Запишите её в тетрадь.

Какие достижения древнего Китая вам известны? (Шёлк, компас, бумага, порох)

У вас на столах лежат таблицы “Достижения средневекового Китая”. (Приложение 1)

По ходу объяснения учителя идёт демонстрация презентации.

По ходу урока, вы будете записывать новый материал в данную таблицу.

В средневековье китайцы научились изготовлять фарфор из разных сортов глины. Производство фарфора требовало большого опыта, знаний, оно, как и производство шёлка хранилось в секрете. Китайские мастера говорили, что фарфоровая посуда должна быть “блестящая, как зеркало, тонкая, как бумага, звонкая, как гонг, гладкая и сияющая, как озеро в солнечный день” Замечательные произведения мастера изготавливали из слоновой кости. Какое значение имело данное открытие?

1. 8-9 вв. были золотым веком китайской поэзии в это время творило около 2-х тыс. китайских поэтов. ДУ ФУ, ЛИ БО, которых волновала судьба народа, его положение. Поэты пытались донести правду до народа, боролись за его права. Развивался жанр исторического романа “Троецарствие”, “Речные заводи” Ши Найаня.

Герои романа богатыри, борцы за справедливость времён династии Сун (960-1279).

Заполняем таблицу.

2. Китайские постройки были тесно связаны с окружающим ландшафтом. Архитекторы строили пагоды - буддийские храмы в виде высоких многоэтажных зданий. Загнутые вверх края крыш создавали впечатление лёгкости, устремлённости ввысь. После освобождения Китая от власти монголов был полностью перестроен Пекин. В центре возведён храм неба. Это здание имеющие в плане знак солнца или неба с остроконечными крышами в форме конусов.

Посмотрите внимательно на строение зданий, в чем вы видите сходство (ответы детей).

Они напоминают о непрерывном движении природных стихий.

Главным видом искусства в средневековом Китае была живопись. Китайские художники более всего любили пейзажи-картины природы. Их писали не с натуры, а по памяти. Жанр пейзажа именовался в Китае “Горы” и “Воды”. Гора олицетворяла светлые, активные мужественные силы природы, вода же связывалась с тёмными, пассивным, женственным началом. Так в названии пейзажа воплотились представления китайцев о мире.

Заполняем таблицу.

3. Китайцы обладали глубокими знаниями в медицине. Они хорошо знали лечебные свойства растений. Издавна они применяли корень женьшеня для лечения от переутомления т.к. он снижает физическую и умственную усталость. В настоящее время научно доказано положительное влияние женьшеня.

4. Для лечения многих болезней применяли иглоукалывание и прижигание. Существует придание о том, как человек узнал о связи между отдельными точками на своём теле и различными процессами в его организме, что привело к лечебной методике иглоукалывания. Предание гласит: У крестьянина болела голова, обрабатывая поле, он нечаянно ударил себя мотыгой по ноге, и головная боль прошла. Потом, при аналогичном недомогании все, кто об этом узнал, стали специально ударять камнем по этой точке, ноги, чтобы избавиться от боли, а затем пытаться найти другие точки на теле. Поначалу воздействие на точки осуществлялось путём надавливания, а в настоящее время стали применять каменные, костяные и металлические иглы, а также практиковалось прижигание тела в тех местах, где должны находиться чудодейственные точки.

Заполняем таблицу.

В заключение дополню 2012 год, год Дракона. Дракон священное животное Китая. В Китае легенды о драконах восходят к 5000 до нашей эры. Китайский народ почитал и поклонялся дракону со времен глубокой древности, и постепенно его образ занял центральное место в верованиях и мифах Китая.

Драконы в Китае символизируют собой доблесть и благородство и считаются существами мудрыми, обладающими магией и тайным знанием. В "Книге Перемен" иероглиф дракон означает "мудрец".

Мы заканчиваем знакомство со средневековой культурой Китая.

Какое впечатление произвели на вас произведения китайского искусства?

Какие чувства они вызывают?

Урок окончен.

Список литературы

1. История стран Азии и Африки в средние века. Ч.1. М.: Издательство Московского университета. 1987.

2. Абаев Н.В. Чань-буддизм и культурно-психологические традиции в средневековом Китае.

3. Агни йога. Надземное. Книга 1. Внутренняя жизнь. – Л.: Изд-во “Экополис и культура”, 1991.

4. Арасланова О.В. Поурочные разработки по истории Древнего мира, “Вако”. Москва, 2005.