Танец стукалка движения для детского сада. Пляска «Стукалка», украинская народная мелодия

Музыкально-ритмические движения (характеристика, задачи)

Ритмика - один из видов музыкаль­ной деятельности, в котором содержание музыки, ее характер, образы передаются в движениях.

Основа - музыка, а физические упражнения , сюжетно-образные движения - средства более глубокого ее понимания.

Движения под музыку издавна применялись в воспитании де­тей (Древняя Индия, Китай, Греция). Но впервые рассмотрел рит­мику и обосновал ее в качестве метода музыкального воспитания швейцарский педагог и композитор Эмиль Жак-Далькроз (1865- 1950).

Особая ценность и жизнеспособность его системы : Э. Жак-Далькроз был убежден, что обучать ритмике необходимовсех детей .

Музыкально-ритмическое воспитание детей в нашей стране было построено на основе ведущих положений сис­темы Э. Жак-Далькроза.

Отечественные специалисты по ритми­ке: Н.А. Метлов, Н.Г. Александрова, Е.В. Конорова, Н.А.Ветлугина, Е.А.Вилькорейская, А.И.Буренина и др. особое внимание уделили подбору высокохудожественного репертуара для занятий по ритмике: наряду с классической музы­кой они широко использовали народные песни и мелодии, произ­ведения современных композиторов, яркие и динамичные по сво­им образам.

Вопросы обучения детей муз-ритмическим движениям рассматривали физиологи: В.М.Бехтерев, И.М.Сеченов; психологи : К.В.Тарасова, Б.М.Теплов и др.



Б.М. Теплов пишет , что цент­ром занятий по ритмике должна быть музыка : «Как только они превращаются в занятия по воспитанию ритмических движений вообще, как только музыка отступает на положение аккомпане­мента к движениям, весь смысл, во всяком случае весь музыкаль­ныйсмысл, этих занятий исчезает ».

Вопрос о соотношении музыки и движения в ритмике был решен однозначно: музыке отводится ведущая роль, движению- второстепенная.

Программа освоения муз-ритм движений в д/ саду составлена на основе проведенных научных исследований и обобщения опыта практических занятий ритмикой, с учетом возрастных особенностей дошкольников .

Задачи ритмики:

- учить детей воспринимать развитие музыкальных образов и выражать их в движениях, согласовывать движения с характе­ром музыки, наиболее яркими средствами выразительности;

- развивать основы музыкальной культуры;

- развивать музыкальные способности (эмоциональная отзыв­чивость на музыку, слуховые представления, чувство ритма);

- учить определять музыкальные жанры (марш, песня, танец), виды ритмики (игра, пляска, упражнение);

- формировать красивую осанку, учить выразительным, пла­стичным движениям в игре, танце, хороводе и упражнении;

- развивать творческие способности: учить оценивать соб­ственное движение и товарища, придумывать «свой» игровой образ, персонаж и «свою» пляску.

Основное программное требование – соответствие характера движений содержанию и развитию музыкального образа . Программа по муз-ритмическому движению имеет 2 подраздела :

1. муз-ритмические навыки

2. навыки выразительного движения

Виды музыкально-ритмических движений

Виды ритмики тесно связаны с той областью движений, отку­да они заимствованы.

Источниками движений для ритмики при­нято считать физические упражнения, танец и сюжетно-образные движения.

Из физических упражнений в ритмике применяются:

· основные движения (ходьба, бег, подпрыгивания-поскоки), которые преобладают в играх, хороводах.

· общеразвивающие гимнастические упражнения верхнего плечевого пояса, ног, корпуса . Это движения с включением различных предметов (мячи, обручи, флажки, ленты) и без них разучиваются с детьми среднего и старшего возраста.

· строевые упражнения (построения, перестроения и передвижения).

Элементы народных пля­сок , хороводов, бальных танцев. В ритмике используются несложные движения, которые составляют основу со­временных детских композиций.

Сюжетно-образные движения включают имитацию повадок животных и птиц, передвижения разнообразного транспорта, дей­ствий, характерных для каких-либо профессий, и т. д.

Дети, действуя как персонажи сказочные или реальные , передают музыкально-игровые образы. Ребята используют мимику, характерные жесты , действия, проявляя много выдумки, фантазии, творчества.

На основе источников движений выделяют следующие виды ритмики:

1. музыкально-ритмические упражнения

2. музыкальная игра

3. пляски, танцы, хороводы

1 . музыкально-ритмические упражнения подготовительные и самостоятельные

* Подготовительные – дети предварительно разучивают отдельные виды движений: пружинку, поскоки с одной ноги на другую, подпрыгивать на двух ногах и т. д. В дальнейшем эти дви­жения включаются в игры, пляски и хороводы (зайчики, лошадки, петрушки и др.)

* Самостоятельных музыкально-ритмических упражнений не­много. К ним относятся «Всадники» (музыка В. Витлина), «Упражнение с лента­ми» (музыка В. А. Моцарта), Этот тип упражнений имеет более законченную форму; вместе с тем в нем еще нет того сочетания различных образов и настроений, которое характерно для игр, хороводов и танцев.

2. музыкальная игра – наиболее активная творческая деятельность. Осуществляется в образных движениях игра имеет определенный сюжет, правила, муз-учебные задания и, обличенное в интересную форму, помогает лучшему усвоению программных навыков.

3. пляски, танцы, хороводы (по Ветлугиной):

А) пляски с зафиксированными движениями – построение которых зависит от структуры музыкального произведения, 2-х ч пьесе соответствует 2-х ч пляска (на первую часть – одни движения, на вторую - другие) Например: «Стукалка» (укр. нар пляска) – 1 часть – бег, 2 часть - притопы /для средней группы/. Стр.128

Б) пляски комбинированные , имеющие зафиксированные движения и свободную импровизацию. 2-х ч произведения с контрастным построением (пляска «Плетень» , построенная на 2-х контрастных исполнениях одной мелодии «Пойду ль я…» В первой части – ходьба шеренгой, во второй – каждый пляшет как хочет.

В) свободные пляски – дети, используя знакомые элементы танцев. Построений, упражнений комбинируют их по-новому, придумывают свою пляску.

Г) хороводы плясового характера. «Каравай» - народная песня и ее инсценировка с плясовыми движениями, детский бальный танец – (условное определение), включающий разнообразные польки, вальсообразные движения, галопы и т.д., характерный танец – «свободные» плясовые движения исполняет какой-либо персонаж в свойственной ему манере (танец Петрушки, танец снежинок, мишек, зайчиков) для детей среднего и старшего возраста.

Характеристика плясок, танцев, хороводов (по О.П. Радыновой)

Танцы, пляски, хороводы обычно делят на 2 группы:

зафиксированные и свободные .

1. К зафиксированным относятся те, которые имеют авторскую композицию движений, и педагог точно следует ей при обучении. Здесь встречаются пляски разного жанра: с элементами народного, бального танца, хороводных построений. Например: «Пляска с платочками», «Парная пляска», «Аннушка», хоровод «Елочка» и т.д. Особое место в этой группе занимает характерный танец – плясовые элементы в нем соответствуют движениям различных персонажей, свойственной им манере (клоуны, снежинки, котята, мишки, пингвины).

2. К свободным танцам относятся все те пляски и хороводы, которые придумывают сами дети. В них используются знакомые элементы танцев. В начале педагог активно помогает, советует ребятам, какие движения лучше подобрать под ту или иную музыку в соответствии с ее характером, формой. Затем дети уже самостоятельно пробуют свои силы и без подсказки взрослого создают «свою» пляску. Например: «Зеркало», «Мы веселые матрешки» и т.д.


(по Н.А.Ветлугиной, А.Н.Зиминой, М. Л. Палавандищвили)

Музыкальная игра как активная творческая деятельность дошкольников

Игра – наиболее активная творческая деятельность, направленная на выражение эмоционального содержания музыки, осуществляется в образных движениях.

Игра имеет определенный сюжет, правила, музыкально-учебные задания и, обличенная в интересную форму, помогает лучшему усвоению программных навыков.

Муз произведения и содержание игр отвечают общевоспитательным задачам. Их тематика разнообразна (природа, детские народные игры со сказочными персонажами, особенно из области животного мира).

В методике дошкольного музыкального воспитания определены 2 вида игр:

* Игры под инструментальную музыку.

* Игры под пение.

Игры под инструментальную музыку разделяются:

А) сюжетные – где выступают определенные персонажи и решается задача передачи музыкально-игрового образа персонажа.

Б)несюжетные (разновидность подвижных игр), правила которых связаны с музыкой, и решается задача – двигаться в соответствие с содержанием, характером, и формой музыкального произведения.

Игры под пение :

Включают хороводы, инсценировки песен и тесно связаны между собой. В действие поочередно включаются отдельные дети, небольшая их группа, весь коллектив, меняется направление движения, происходят перестроения: в круг, шеренги, пары, колонны и т.д. Таким образом, муз игры по своим задачам принадлежат к дидактическим, по характеру – к подвижным. Их содержание находится в полном соответствии с музыкой.

СПОСОБЫ ПЕРВОНАЧАЛЬНОГО ЗНАКОМСТВА С ИГРОЙ:

Сначала исполняется вся музыка, даётся краткое изложение игры и в заключение снова звучит музыка (для простых игр и плясок).

Сюжетные игры, имеющие развёрнутое действие, требуют своих приёмов.
Например: игра «Зайцы и медведь» начинается с небольшого рассказа о жизни зайцев в лесу. Исполняется песенка «Заинька». Затем рассказывается о медведе, который спал в берлоге, услышал шум, проснулся, вылез из берлоги посмотреть, кто его потревожил, исполняется пьеса «Медведь».

Показ игрового характерного движения: воспитатель двигается, а музыкальный руководитель исполняет музыку

Этапы и методика обучения музы­кально-ритмическим движениям

Традиционное обучение музы­кально-ритмическим движениям включает три этапа.

На пер­вом этапе ставятся задачи :ознакомить детей с новым уп­ражнением, пляской, хороводом или игрой; создать целостное впечатление о музыке и движении; начать разучивание (в общих чертах).

Методика обучения состоит в следующем: педагог прослуши­вает вместе с детьми музыкальное произведение, раскрывает его характер, образы и показывает музыкально-ритмическое движе­ние. (Показ должен быть правильным, эмоциональным и целостным.) Затем педагог поясняет содержание , элементы этого движения, при не­обходимости показывает каждый отдельно. Если элементы знакомы или несложны, то воспитатель вместе со всей группой или несколькими детьми выполняет новое движение пол­ностью. Важна тактичная оцен­ка педагогом действий каждого ребенка , чтобы сохранить эмо­ционально-положительное отношение детей к занятиям.

На втором этапе задачи изменяются: это углублен­ное разучивание музыкально-ритмического движения, уточнение его элементов и создание целостного образа, настроения музы­кального произведения.

На данном этапе необходимо стремиться к тому, чтобы дети осоз­нанно выполняли движения. Для этого педагог задает вопросы о характере музыки и движения, предлагает вкратце пересказать сюжет игры или композиции хоровода и т. д. Эти приемы помога­ют детям глубже прочувствовать музыку, запомнить последова­тельность движений, найти соответствующий образ.

На третьем этапе обучения ритмике задача заклю­чается в том, чтобы закрепить представления о музыке и движе­нии, поощряя детей самостоятельно выполнять разученные дви­жения, а в дальнейшем применять их в повседневной жизни (под грамзапись, аккомпанемент детских музыкальных инструментов, пение).

Методика нацелена на работу над его качеством . Вос­питатель, напоминая последовательность, используя образные сравнения, отмечая удачное исполнение, создает условия для эмо­ционального выполнения детьми музыкально-ритмических дви­жений. Желательно предлагать также творческие задания, напри­мер, внести изменения в знакомую пляску или игру, придумать новую композицию хоровода из разученных элементов танца.

В качестве примера приведем разучивание «Круговой пляски» на русскую народную мелодию (в обр. С. Разоренова).

Программное содержание. Передавать задорный, энергичный, пля­совой характер музыки в движениях, используя элементы русского народного танца и меняя их в соответствии с музыкальными фразами мелодии и динамическими оттенками (громко - тихо, громко - не очень громко). Учиться ходить простым хороводным шагом и дроб­ным шагом по кругу и в кружении.

Занятие 1. Знакомство детей с мелодией русской народной пляски (по фразам), ее характером и формой. Педагог обращает внимание на смену характера музыки и ее динамических оттенков, рассказывает о композиции пляски, показывает ее.

Занятие 2. Разучивание пляски. Дети учатся менять простой шаг на дробный в движении по кругу в соответствии с характером музы­ки и ее построением (по фразам).

Занятие 3. Продолжение разучивания пляски. Дети выполняют дробный шаг в кружении (шаг на 1/16), сохраняя красивую, гордую осанку.

Занятие 4. Продолжение разучивания пляски. Педагог добивается целостности музыкального образа, плавного перехода одного дви­жения в другое, следит за равномерным сужением круга (на третью музыкальную фразу).

Занятие 5. Продолжение работы над самостоятельным и вырази­тельным исполнением пляски - ритмичность, пластичность, синх­ронность движения в соответствии с музыкой (равномерность шага, поворот в одну сторону частым дробным шагом).

Возможности развития танцевально-игрового творчества у дошкольников

Творческие проявления в ритмике являются важным показателем музыкального развития.

Ребенок начинает импровизировать , создавать свой музыкально-игровой образ, если у него наблюдается тонкое восприятие музыки, ее характера, выразительных средств, если он владеет необходимыми двигательными навыками.

Когда дети слушают русс. нар. мелодию «Как у наших у ворот», у них должно возникнуть желание инсценировать ее, показать в разнообразных движениях персонажи: муху, комара, стрекозу и муравья, а в конце песни поплясать все вместе.

Если ребята не чувствуют шутливого, подвижного характера мелодии, свободно не владеют танцевальными движениями (притопы, хлопки, кружение), а так же образными (имитация игры на дудочке, балалайке), то инсценировка у них не получится выразительной, т.е. детей надо готовить к таким занятиям.

Этапы развития:

  1. создание муз-игровых образов в однотипных движениях отдельных персонажей (повадки и танцы задорных чижей, танцы лягушат, веселые слоники…)
  2. передача характера музыки отдельных персонажей в различных танцевальных жанрах – полька, вальс, галоп
  3. передать в игре взаимосвязь нескольких персонажей , найти элементы национальных танцев – русский, укр, белор, литовский
  4. сложные задания – самостоятельно продумать композицию игры или танца – «На мосточке», «Жили у бабуси»

Творческая активность детей во многом зависит от организации обучения муз-ритм движениям. На муз занятиях, в повседневной жизни д/сада, в семье нужно целенаправленно учить ребят воплощать характер, образы музыки в движениях.

Примерный план разучивания упражнения, игры, танца.

    1. Анализ произведения воспитателем:

1. Определить вид пляски, игры. (Пляски: свободные, зафиксированные,
комбинированные, характерные, детский бальный танец. Игры: сюжетные, несюжетные, игры с пением, игры с музыкальным сопровождением).

2. Определить характер музыки.

3. Определить форму произведения.

4. Определить динамику музыки.

5. Отметить метроритм.

2. Выделить темповые изменения в музыке.

2. Программные задачи:

1. Учить детей определять характер музыки (прослушивание произведения)

2. Упражнять детей в лёгком беге, ходьбе, прыжках, пружинке, кружении, приседании, движениях рук, в образных движениях и т.д.

3. Начинать и заканчивать движение с музыкой.

4. Подводить к умению ориентироваться в пространстве.

5. Передавать в движении контрастный характер музыки.

6. Соблюдать правила игры, последовательность движений в танце, в упражнении, самостоятельно менять их.

7. Воспитывать выдержку, дружеские взаимоотношения.

3. Последовательность заданий на занятии:

1. занятие: знакомство с содержанием игры, танца, характером музыки, выделить наиболее сложные движения в игре, танце, упражнении, выполнять их по показу воспитателя.

2. занятие: учить реагировать на начало и окончание музыки в одно и двухчастной форме произведения. Слушать и отмечать в движении ускорение и замедление музыки.

3. занятие: Продолжать разучивать игру или танец, побуждать к самостоятельному исполнению, добиваться лёгкости, ритмичности, красоты движений.

4. занятие: Повторить игру, танец, предварительно отгадав название по мелодии или музыкальному сопровождению. Двигаться в соответствии с текстом и ритмом музыки.

4. Этапы разучивания музыкально-ритмических движений :

1 этап - создание целостного представления о музыкальном движении для передачи в
ритмических действиях эмоционально-образного содержания произведения.

2 этап - освоение, разучивание музыкально-ритмических движений; формирование и
автоматизация музыкально-двигательных навыков; выработка правильных двигательных
стереотипов;

3этап - закрепление, совершенствование музыкально двигательных навыков; самостоятельное исполнение движений; творческая интерпретация музыкально-двигательных образов, творческая активность самовыражения в движениях под музыку.

5. Методы обучения музыкально-ритмическим движениям:

Беседа о новых движениях, которые будут разучиваться детьми, показ иллюстраций,
картин, репродукций, фотографий с изображением танцующих;

Слушание музыки перед разучиванием новых движений;

Рассказ о характере музыки, музыкальных образах (с целью создания интереса,
пробуждения фантазии и воображения ребенка, побуждения его к двигательной
активности);

Показ движений педагогом;

Пояснения, указания, напоминания, уточнения по ходу разучивания движений;

Игровые методы, приемы, установки, ситуации;

Упражнения, соревновательные элементы, многократные повторения двигательных
элементов музыкального движения;

Метод контрастных сопоставлений и сравнений по танцевальным жанрам,
выразительным средствам музыки;

Демонстрация движений одним, двумя, тремя детьми и так далее;

Метод последовательного освоения движений пляски, хоровода, танцевальной
композиции;

Метод иллюстрации содержания музыки через образное движение;

Метод стимулирования самостоятельных, творческих, активных действий ребенка.

6. Условия, способствующие правильному обучению музыкально-ритмическим движениям:

Воспитание слухового внимания к музыке во время исполнения движения;

Развитие музыкальной, двигательной памяти;

Предоставление детям возможности выполнять самостоятельные действия под музыку,
начиная с первого этапа освоения движений;

7. Требования к репертуару:

Музыка должна усиливать эмоциональное воздействие на ребенка при исполнении им
движений;

Музыка должна вызывать у детей яркую двигательную реакцию и желание отразить ее в ритмических движениях;

Музыка и движения должны быть органически связаны;

На первоначальном этапе следует использовать музыкальные произведения
одночастной формы, затем вводятся двух-трехчастные формы.

Следует подбирать музыкальные произведения с четкой ритмической структурой
(часть, предложение, фраза, такт и т.д.), яркой мелодией;

На этапе разучивания движений важно использовать «живую» музыку, по мере
совершенствования танцевальных движений - вводить звукозаписи в оркестровом звучании.


Развлечение «Мальчик – пальчик» для детей второй группы раннего возраста


Крючкова Светлана Николаевна, музыкальный руководитель МДОУ Детский сад №127 "Северная сказка" г. Петрозаводск

Описание материала: материал рассчитан на детей 2-3 лет (вторая группа раннего возраста), может быть полезен музыкальным руководителям и воспитателям.

Цель: создание радостного настроения у детей

Задачи:
- доставить детям радость
- развивать коммуникативные способности
- развивать творческие способности дошкольников
- развивать мелкую моторику пальцев

Атрибуты: пальчиковая кукла – пальчик, куклы би-ба-бо: собачка, корова, петушок, кошка

Ведущий:
Жил – был пальчик маленький,
Маленький, удаленький.
В гости к нам сюда явился
И ребяткам поклонился.
(пальчик кланяется)


- Здравствуй, пальчик!

пальчик: Здравствуйте!

Рады мы, что ты пришёл!
- Как дела?

пальчик:
Всё хорошо! А у вас всё в порядке?

Дети:
- Да!

пальчик: Утром сделали зарядку?

Дети: - Да!
пальчик: Кашу вкусную всю съели?

Дети: - Да!

пальчик: Погуляли?

Ведущий: - Не успели!

пальчик: Вы послушные ребятки?

Ведущий: - Послушные

пальчик: Или детки – шалуны?

Дети:
- Нет!

(пальчик грозит)
Нельзя шалить!

Ведущий:
Ах, пальчик, ты уж очень строгий!
Смотри, какие малыши –
Они шалят совсем немного,
Ты не сердись, ты нам спляши!

(пальчик делает отрицательное движение)

Наверное, скучно одному?

(пальчик кивает, соглашаясь)

Девочки и мальчики,
Где же ваши пальчики?
Пальчику вы помогите,
Вместе с ним сейчас спляшите!

Громче, музыка играй,

Всех на танец приглашай.

Мальчик – пальчик наплясался

(пальчик прячется в кулачок)

Ой, кого-то испугался!

(звучит фонограмма - лай собаки)


Это к нам пришла собачка,
Испугала мальчик – пальчик.
Согнулись пальчики в кулак,
И кулачки как застучат.
Кулачки, сильней стучите
И собачку прогоните!

Упражнение «Стукалка»

Собачка испугалась и прочь убежала.

Девочки и мальчики,
Покажите пальчики!
Громче, музыка играй,
Всех на танец приглашай.

Упражнение «Пляшут пальчики»

(Пальчик прячется в кулачок)

(звучит фонограмма – мычание коровы)

(появляется игрушка би-ба-бо корова)


Это к нам пришла коровка,
Черно – белая головка.
Она крутит головою,
Забодает нас с тобою!
Эй, коровка ты, корова,
Испугала пальчик снова.
Согнулись пальчики в кулак,
И кулачки как застучат.
Кулачки, сильней стучите
И коровку прогоните!

Упражнение «Стукалка»
(дети стучат кулачком о кулачок)

Коровка испугалась и прочь убежала.

Девочки и мальчики,
Покажите пальчики!
Громче, музыка играй,
Всех на танец приглашай.

Упражнение «Пляшут пальчики»


(Пальчик прячется в кулачок)


(звучит фонограмма – голос петушка)


Пришёл Петя - петушок,
Ярко – красный гребешок.
Громко – громко он кричал
И наш пальчик испугал.

Согнулись пальчики в кулак,
И кулачки как застучат.
Кулачки, сильней стучите
Петушка прочь прогоните!

Упражнение «Стукалка» (дети стучат кулачком о кулачок)

Петушок испугался и прочь убежал.

Девочки и мальчики,
Покажите пальчики!
Громче, музыка играй,
Всех на танец приглашай.

Упражнение «Пляшут пальчики»

(Пальчик прячется в кулачок)

(звучит фонограмма – голос кошки)

(появляется игрушка би-ба-бо кошка)


Это кошка прибежала
И наш пальчик испугала
Согнулись пальчики в кулак,
И кулачки как застучат.
Кулачки, сильней стучите
Кошку прочь вы прогоните!

Упражнение «Стукалка»
(дети стучат кулачком о кулачок)

Кошка испугалась и прочь убежала.

Долго пальчики плясали,
Очень пальчики устали.
На ладошке притаились
И под щёчку улеглись.
Пусть немножко отдохнут,
А потом плясать начнут.

Звучит «Колыбельная»
(пальчики отдыхают под щёчкой)

Девочки и мальчики,
Кого боялись наши пальчики.
Кто же к пальчикам прибегал,
Голосочком их пугал?

(дети называют животных, музыкальный руководитель по очереди показывает игрушки)

Больше, пальчик, ты не бойся,
Ни о чём не беспокойся!
Очень много пальчиков
У девочек и мальчиков.
С тобой мы подружились
И долго веселились.
Тебя в обиду не дадим,
Ото всех мы защитим.
Нам пора уже прощаться,
На прогулку собираться.
Пальчик, снова приходи,
И веселье приноси.
До свидания!

(пальчик прощается с детьми)

Алла Спирина
«Зашагали наши ножки». Конспект НОД по образовательной области «Музыка» в первой младшей группе

МБДОУ «Центр развития ребёнка – детский сад №47»

КОНСПЕКТ ИГРОВОЙ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «МУЗЫКА »

НА ТЕМУ :

«ЗАШАГАЛИ НОЖКИ – ЗАХЛОПАЛИ ЛАДОШКИ »

(1 МЛАДШАЯ ГРУППА )

МУЗЫКАЛЬНЫЙ РУКОВОРОДИТЕЛЬ – СПИРИНА А. А.

Программное содержание.

Виды музыкальной деятельности и задачи

1. Побуждать детей слушать спокойную песню.

2. Развивать у детей слуховое внимание.

2. Упражнение

1. Продолжать осваивать ритм ходьбы, умение подпрыгивать на двух ногах.

2. Побуждать отдыхать, поглаживая не спеша ноги от стоп к коленям.

3. Пробовать выполнять с запаздывающим показом.

3. Слушание

1. Вызывать желание слушать знакомую песню подвижного характера в исполнении взрослого. Понимать её содержание (с помощью моделирования) .

2. Побуждать выполнять игровые действия, подпевать звукоподражания.

1. Продолжать вырабатывать плавный, длительный, целенаправленный выдох.

2. Продолжать побуждать малышей разучивать песню с голоса взрослого, подстраиваясь к певческой интонации его голоса, запоминать текст песни.

3. Способствовать узнаванию детьми знакомой песни, пению протяжно.

5. Игра. Знакомство с бубном.

1. Знакомить со звучанием бубна, способами игры на нем, развивать тембровый слух.

2. Приобщать к активному участию в игровых действиях.

3. Развивать память, чувство ритма.

1. Развивать способность узнавать танец по музыке . Пробовать исполнять парами. Моделировать строение танца.

2. Побуждать исполнять знакомую пляску.

Материал :

1. Картинки по содержанию каждого куплета к песне «Машина» , рули по количеству детей, карманы для стульев.

2. Лесная поляна : дерево, ёлка, пенёк, тюль-снег, снежинки по количеству детей, корзинка со снежками, бубны.

3. Заяц-ребёнок подготовительной группы , костюм для него.

4. Карточки по моделированию танца «Стукалка» .

Предварительная работа

Беседа с детьми о зиме, о зимних забавах : летающие снежинки, снежные комочки, зимняя горка. Рисование на тему «Снег идет» . На прогулке рассматривать снежинки, снег, лепить снежки, помогать взрослым строить горку.

В группе играть в сюжетно-ролевую игру «Катание на машине» .

Разучивание стихотворений о зиме, об игрушках.

Подготовка к занятию

Влажная уборка зала, проветривание, расстановка стульчиков, оформление зимней поляны.

Ход ЗАНЯТИЯ

Дети входят в зал с воспитателем.

Музыкальный руководитель манит ребят, напевая песню («гладит» их по голове, по плечам). После песни дети и воспитатель здороваются словами с музыкальным руководителем : «Здравствуйте, Алла Александровна!» (собираются в «кучку» ).

Музыкальный руководитель : «Сегодня у нас гости. Они шли мимо детского сада, услышали музыку и зашли отдохнуть ».

Дети и воспитатель : «Здравствуйте!» (ответы гостей) .

Музыкальный руководитель : «Хотите узнать, о чем рассказывает музыка (ответы детей : да, хотим) .

Музыкальный руководитель : «Слушайте» (играет музыку , в которой передается характер доброго марша и легкая музыка для прыжков ).

Воспитатель : «Слушая эту музыку , мне захотелось ходить вот так» (показывает, слушают дальше) .

Воспитатель : «Я сейчас музыка звучит легко и мои ноги сами, что делают?» (показывает, ответы детей : прыгают) .

Музыкальный руководитель : «Малыши, а вы сумеете также весело шагать и прыгать? Попробуем?» (ответы детей : да, попробуем) . После прыжков дети и воспитатель говорят : «У-у-ух!» . Музыкальный руководитель поет , дети и воспитатель гладят ноги.

УПРАЖНЕНИЕ «УСТАЛИ НАШИ НОЖКИ » муз. ЛОМОВОЙ

Воспитатель : «Молодцы, малыши!»

Музыкальный руководитель : «Ну, что, находились, напрыгались, устали? Может, теперь поедем на машине?» (ответы : да, поедем) .

Музыкальный руководитель : «Сегодня я вам опять спою веселую, быструю песню, которая так и называется «Машина» . Картинки помогут вспомнить вам, о чем в ней поется и получше запомнить. Машина заводит мотор. Поехали» (музыкальный руководитель поет , воспитатель выкладывает картинки на каждый куплет песни).

ПЕСНЯ «МАШИНА» муз. ВОЛКОВА

Музыкальный руководитель : «А сами порулить хотите?» (ответы детей : да, хотим) . Дети берут небольшие по размеру рули, которые лежат в кармашках. Предложить показать, как едут на машине. По показу воспитателя дети слегка поворачивают руль вправо, влево, сидя имитируя движение машины, и подпевая со взрослыми звукоподражание : «Би-би-би» .

ПЕСНЯ ИСПОНЯЕТСЯ ЕЩЕ РАЗ (ПЕРВЫЙ И ЧЕТВЕРТЫЙ КУПЛЕТ )

Воспитатель : «Смотрите, малыши, вместо дома машина привела нас на лесную поляну. Оденемся потеплее, холодно». (Дети имитируют одевание шапок, варежек, сапожек) .

ЗВУЧИТ МУЗЫКА ГРУСТНОГО ЗАЙЦА

Воспитатель : «Смотрите, кто это?» (ответы детей : зайка) .

Воспитатель : «Он веселый или грустный?» (ответы детей : грустный) .

Воспитатель : «Что ты, зайка, грустишь?»

Заяц : «Мишутка хотел придти играть. Не пришел» .

Воспитатель : «Зато мы приехали. Хочешь, малыши для песни споют?»

Заяц : (становясь веселым) «Хочу» .

Воспитатель : «Усаживайся по удобнее, смотри и слушай» .

Музыкальный руководитель : «Прежде чем петь, зайка, надо потренировать наши голосочки . Как раз на твоей поляне много белых легких снежинок. Вот они» (дети сами берут снежинки) .

Музыкальный руководитель : «Снежинки любят прохладный ветерок, вот такой. (показывает) Попробуем вместе» (дети вытягивают губы трубочкой, дуют) .

УПРАЖНЕНИЕ НА ДЫХАНИЕ «ПОДУЙ НА СНЕЖИНКУ»

Воспитатель : «Пусть на поляне будет больше снега, возвращайтесь снежинки обратно . (дети кладут снежинки на пол, вешают на дерево, елку) .

Воспитатель : «Заинька, у нас есть знакомая девочка Маша. Она очень любит… (ответы детей : кататься на санках) .

Музыкальный руководитель : «Знаю я эту девочку. Вот как она это делает, слушайте» . (напоминает песню с музыкальным сопровождением ) .

ПЕСНЯ «МАШЕНЬКА – МАША» муз. Е. ТИЛИЧЕЕВОЙ

Воспитатель : «Какие слова в песне красивые» .

Музыкальный руководитель : «Попробуем сказать их все вместе, нараспев. Вот так. (показывает, потом выполняют все) . А как быстро и весело Машенька едет, аж дух захватывает. У-у-ух! (показывает рукой, малыши повторяют несколько раз) Давайте еще раз споем эту веселую добрую песню».

ЗВУЧИТ ВЕСЕЛАЯ МУЗЫКА

Заяц берет на поляне корзинку (ней снежки и бубен) .

Заяц : «По тропиночке я шел и корзиночку нашел, а в корзиночке снежки - для вас милые дружки».

Высыпает снежки на поляну, из корзины выпадает бубен.

Воспитатель поднимает бубен и говорит : «А это что?» (показывает, ответы детей : бубен) .

Музыкальный руководитель : «Правильно малыши. Голос его звонкий и громкий. У бубна есть дырочка для пальчиков - вот здесь (показывает, слушайте, как я буду ударять по нему ладошкой (играет, а теперь попробуйте сами (дети ударяют по бубну ладошкой) . Если его потрясти – голос его будет не такой громкий, слушайте (показывает) . Мы с зайкой вам подарим бубен и вы в группе поучитесь его трясти.

Заяц : «Давайте играть! Берите по снежку, сам лепил. (дети берут снежок) Когда я встряхиваю бубен – катайте снежок в ладошках, вот так (показывает, а как услышите удары по нему ладошкой – кидайте снежки в меня, а я буду убегать».

ИГРА В СНЕЖКИ С БУБНОМ

Воспитатель : «Зайка, зайка, попляши, твои ножки хороши .

Веселиться все хотят, будем мы с тобой плясать».

Музыкальный руководитель : «У нашей пляски, заинька, смешное название. Подскажите, какое?» (ответы детей : стукалка) .

Заяц : «О, я очень люблю со своими друзьями ее плясать. У нас даже есть картинки, которые нам помогают, если мы забудем что-нибудь. Смотрите (показывает картинки : на одной - зайцы бегают по поляне, на другой – зайцы топают лапой)».

ПЛЯСКА «СТУКОЛКА» укр. нар. мел., обр. ЛЕДЕНЕВА

Заяц : «Молодцы, малыши!» (все хлопают в ладоши) .

Воспитатель : «Ай, да, ручки у ребят весело плясали

И ни сколько у малышек ручки не устали».

Музыкальный руководитель : «Ай, да, ножки у ребят весело плясали

И ни сколько у малышек ножки не устали ».

Заяц : «Наигрался я, наплясался я, пора домой возвращаться. Спасибо вам, малыши, до свидания».

Дети машут зайцу рукой, потом говорят словами спасибо. Встают друг за другом, уезжают на машине довольные в группу .

Дети слушают музыку пояснения, повторное слушание.

Музыкальный руководитель: Посмотрите, в магазине все игрушки на витрине: (Широко развести руки в стороны) Заводные зайчики, куколки и мячики, (Повороты вправо-влево с вытянутыми руками) Пушистые котята, матрешки, медвежата – Все на полочках сидят, (Присесть)С нами поиграть хотят. (Прыжки) Эй, скорее посмотри: Куклы танцевать пошли, (Руки слегка отвести в стороны и развернуть ладонями наружу) Ножки выставляют, в гости приглашают. (Поочередное выставление ног на пятку).

Пляска «Стукалка» укр. н. м

Исполнить музыку пляски, пояснение с показом движений воспитателем. Движения пляски выполняют стоя по кругу.

Музыкальный руководитель: Расскажите, пожалуйста, как нужно играть, чтобы игрушки не сломались и еще долго радовали ребят.

(ответ) Молодцы, я уверена, что с вами игрушкам будет очень хорошо, и они не будут скучать.

Дети прощаются с м.р., выходят из зала.

Занятие № 60

«Ох, посадили мы горох!»

Программные задачи:

  1. Учить сажать семена крупных размеров (сеять семена на определенном расстоянии др. от др., поливать и заделывать бороздки).
  2. Формировать представление о внешнем виде семян гороха (крупное, гладкое, бугристое) и навыках посадки (делать бороздки, разложить в них семена, посыпать землей, полить). Вызвать стремление работать самостоятельно, доставить радость от трудового процесса посадки.
  3. Развивать умение выполнять движения в соответствии с текстом песни, учить чувствовать и любить родную землю, родную природу, свой народ.
  4. Разучивать песню, четко произносить слова. Подводить детей к умению петь подвижно, на легком, естественным голосом.
  5. Развивать ловкость детей, их умение ориентироваться в пространстве.
  1. Музыкально-дидактическая игра «Чей домик?» Е.Тиличеевой
  2. Чтение потешек.
  3. Пение: «Цыплята» А. Филиппенко, «Петушок» р. н. п, «Жучок» Вихаревой
  4. Танец «Стукалка» укр.н.м.
  5. Упражнение «Жуки» венг. Н. м.
  6. Посадка гороха.

Материал: Детали костюма бабушки.Коробочки пластмассовые с землей, бутылочки-распылители с водой, семена гороха, фартуки, влажные тряпочки (на каждого ребенка), картина с изображением спелого гороха, совок, подносы, клеенка.



Ход занятия:

Дети входят в зал, музыкальное приветствие, подходят к домику, их встречает бабушка (воспитатель)

Бабушка : Здравствуйте, детушки - малолетушки! Будьте гостями, рассаживайтесь поудобнее. А знаете, кто на моем дворе живет? Всех вам сегодня покажу. Живет у меня кот Васька. Ночью он мышей ловит, а днем на завалинке лежит, на солнышке греется, мурлычет. Знаете как? Позовите кота! (зовут) А как мяукает маленький котенок? (ответ)

МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «ЧЕЙ ДОМИК?»

Е. Тиличеевой

Бабушка берет игрушку кота на руки, гладит, предлагает детям погладить.

Музыкальный руководитель : Кто знает потешку про кота Ваську?

Дети читают потешки «Как у нашего кота», «Выйдет котя в огород»

Бабушка : Чем кота мы угостим? (ответ)(дети кормят котика)

Живут на моем дворике курочки-рябушечки, петушок, и их

ребятки – желтые цыплятки.

Дети читают потешки «Уж ты курочка», «Как у наших у ворот»

Дети по желанию поют песни «Петушок» р. н. м., «Цыплята»

А. Филиппенко

Бабушка : Какие хорошие песни вы спели, раз такое веселье у нас, я хочу пуститься в пляс!

ТАНЕЦ «СТУКАЛКА» укр. н. м.

Бабушка : А что курочки, цыплятки кушают? (зернышки, семечки, горошек, червячков, жучков),

Музыкальный руководитель : Бабушка, а наши ребята знают песню о жучке. Хочешь, они ее споют? (Ответ)

Пение: «Жучок» Е. Вихаревой

Упражнение: «Жуки» венг. н. м.

Напомнить музыку упражнения, спросить какие движения дети будут выполнять под ту или иную музыку. Упражнение повторяется 2раза.

Бабушка: (показывает картинку с изображением гороха) Ребята, вы хотели бы вырастить такой же горох? Его можно вырастить из семян. Я положу вам на ладошку по горошине (рассматривают, описывают форму и т. д., затем идут на участок) А теперь мы будем сеять горох.

Посадка гороха

Дети с воспитателем делают бороздки, сеют горох, поливают.

Бабушка: Ох, и потрудились, мои дорогие. Вы будете приходить ко мне, и наблюдать, как наш горошек растет? (ответ) Прощаются.

Тема: «Весна»

Занятие № 61

«О многих насекомых»

(Художественно – эстетическое развитие, социально - коммуникативное развитие, познавательное развитие, физическое развитие, речевое развитие)

Программные задачи:

  1. Формировать представления о разнообразии мира насекомых и цветов. Различать и называть основные цвета: желтый, красный, синий, и зеленый. Различать виды насекомых и цветов, выделять их основные признаки, кто летает, кто ползает, кто кусается и т.д. Развивать элементарные математические представления.
  2. Развивать общую моторику рук.
  3. Воспитывать отзывчивость, доброту, эмоционально-положительное отношение к насекомым и цветам.
  4. Изменять движение в соответствии с изменением музыки.
  5. Подводить детей к умению петь подвижно, легким, естественным звуком. Правильно передавать мелодию песен, воспитывать доброе отношение к природе.
  6. Слушать музыку, чувствовать изменение динамики.
  7. Закрепление полученных умений: правильно извлекать звуки из музыкальных инструментов.
  8. Чувствовать изменение характера музыки, согласовывать свои движения с действиями партнера
  1. ВИДЕО ПРЕЗЕНТАЦИЯ «Мир насекомых»
  2. Упражнение «Жуки» венг. н. м.
  3. Игра «Посадим бабочек на цветы» (по цвету, по размеру)
  4. Пальчиковая игра «Цветок»
  5. Слушание: «Будем кувыркаться» И. Саца
  6. Пение: «Жучок» Е. Вихаревой, «Весенняя песенка» Лукониной
  7. Игра на музыкальных инструментах «Веселые музыканты»
  8. Танец «Стукалка» укр. н. м.

Материал: мультимедийное оборудование, бабочки и цветы из цветной бумаги. Фигурки пчелки, жука, кузнечика, музыкальные инструменты, иллюстрация к произведению по слушанию.

Ход занятия:

Вход детей в зал, музыкальное приветствие.

Музыкальный руководитель : Посмотрите, ребята, кто сегодня прилетел и приполз к нам в гости.