Третьяковка выставка картин из ватикана купить билеты. В третьяковской галерее открылась выставка живописи из пинакотеки ватикана. Экспликации внизу и именные билеты

Название"Пинакотека"происходит от греческого слова pinakes,обозначающего рисованные таблички из дерева или обожженной глины.Согласно античным источникам-это самые первые образцы живописи великих мастеров Древней Греции.Впоследствии эта техника была перенята римлянами,как и обычай развешивать эти табличка на стенах.Pinakes известных мастеров выставлялись в богатых частных коллекциях,а также в общественных зданиях.Правила античных пинакотек сильно отличались от режима работы современных музеев:двери античных пинакотек открывались только от случая к случаю,в основном в целях демонстрации престижа и богатства владельцев.

Так и в Ватикане довольно быстро поняли необходимость создания коллекции картин к собранию Музеев Ватикана.Папа Пий VI(Браски,1775-1799 гг.) стал основателем коллекции,ставшей ядром будущей Ватиканской Пинакотеки,разместив ее в Галерее Картин.Она была продолжением Галереи Канделябров, оформленной Симонетти.Папа Пий

VII(Кьярамонти,1800-1823 гг.) после возвращения картин из Парижа распорядился учредить новую Ватиканскую Пинакотеку,и под экспозицию были отведены пять залов Апартаментов Борджиа.Впрочем,вскоре выяснилось,что в Апартаментах Борджиа было недостаточно света,и в связи с этим было принято решение перенести картины в Зал Болонья и на четвертый этаж Лоджии.Папа Григорий XVI(Каппеллари,1831-1846 гг.) восстановил собрание картин в Галерее,называемой сейчас Галереей Гобеленов,но потом выяснилось,что она тоже не подходит для хранения живописных работ,и коллекцию перевели в апартаменты Святого ПияV.Наконец Папа Пий XI(Ратти,1922-1939 гг.) торжественно открыл новое здание в 1932 году,в котором сейчас размешается Ватиканская Пинакотека.Экспозиция размещена в 18 просторных залах,и в соответствии с современными критериями,картины были расположены в хронологическом порядке.В подземных помещениях размещаются вместительные хранилища и реставрационные мастерские,в то время,как на втором этаже располагается библиотека и фотографический архив.


Зал I (XII—XV вв.):Средневековые сиенская,умбрийская и тосканская школы.Работы Джованни ди Никола.

Начав это воображаемое путешествие в мир изобразительного искусства со средневековых канонических форм живописи,важно проанализировать следующие аспекты:

Каков сюжет или тема изображения;

Каковы вариации в технике рисунка и изображения цвета;

Присутствует ли золотой фон;какова композиция картины,и как использована перспектива,светотень,какова роль пейзажа;

Возможно ли идентифицировать персонажей;качество портрета,детали одежды и обстановки;

Какова использованная техника письма и материал основы картины;

Кто заказчик и какова история создания.

Самой стариной картиной собрания является Страшный Суд -работа круглой формы с прямоугольной приставкой снизу;возможно подобная форма была выбрана художником,чтобы подчеркнуть вселенский масштаб события.Ведь в Средние Века верили,что Земля имеет форму диска.Скорее всего доска,датированная 12 веком,использовалась как алтарный образ.

Большинство картин в Средние Века исполнялись на досках,на религиозные темы и по заказам религиозных институтов для украшения святилищ.Картины характеризовались отсутствием динамики,так как произведение служило всего лишь звеном между молящимся и священной сущности.Фигуры изображались в двухмерном пространстве с бесстрастными лицами,как правило рисунок выполнялся на золотом фоне с делением композиции на регистры,как диктовала жесткая иерархическая схема тех времен.В первых двух залах Пинакотеки экспонируются серия средневековых деревянных панно,в свое время названных"Примитивы".Они были частью Ватиканской Библиотеки и в частности -Христианского Музея,основанного Папой Бенедиктом XIV(Ламбертини,1740-1758 гг.) с целью продемонстрировать притягательную красоту христианской истины с помощью художественных свидетельств.Предпочтение отдавалось изображениям Христа и картинам со сценами из жизни Спасителя;богата коллекция и изображениями Пресвятой Девы;интересно также собрание изображений Святых, идентифицировать которых в большинстве случаев можно по атрибутам,связанных с историей их жизни.

Витале да Болонья - Мадонна,XIV в.

Антонио Венециано - Св. Мария Магдалина,XIV в.

Аллегретто Нузи-Мадонна с Младенцем,Св.Михаилом и Св.Урсулой,XIV в.

Школа Джунта Пизано-Св.Франциск и сцены из его жизни,1260-70 гг.

Зал II (XIII—XV вв.):Представлены картины сиенских художников треченто,Джотто ди Бондоне(1267—1337)и учеников:триптих Стефанески (1330—1335 гг.);Симоне Мартини,Бернардо Дадди («Мадонна»),Пьетро Лоренцетти.

Триптих Стефанески был написан для главного алтаря Собора Святого Петра в Ватикане,построенного при императоре Константине по повелению Кардинала Якопо Каэтани Стефанески-заказчика всех работ Джотто.Алтарная картина написана как с лицевой(recto),так и с оборотной(verso)стороны,чтобы ее видели и Папа,восседающий на троне в апсиде,и верующие за ходом литургии со стороны нефа.На стороне,обращенной к прихожанам,в центральной части изображен Святой Петр на троне,к ногам которого склонился заказчик картины-Кардинал Стефанески в церемониальных одеждах и с моделью триптиха в руках;в боковых створках по правую руку изображены Святой Иоанн Богослов и Святой Андрей,а слева-Святой Иаков и Святой Павел,от нижней части осталась только одна створка с изображением других Святых.

На стороне,обращенной к апсиде,изображен Христос на троне,у его ног вновь склоняется заказчик,хотя на этот раз в более скромных одеяниях;на боковых створках вместо обычных изображений Святых присутствуют две сцены:Распятие Петра,и Обезглавливание Святого Павла.Произведение датируется первыми годами четырнадцатого века,и для его исполнения Джотто привлек подмастерьев,что было обычно для средневековых мастерских.

Джентиле да Фабриано-Благовещение,1425 г.

Сано ди Пьетро-Бегство в Египет,1440 г.

Зал III (XV в.):Флорентийская живопись времен Ренессанса:работы Фра Беато Анжелико(1387—1455):Мадонна на троне между святыми Екатериной и Домеником (ок. 1435),Сцены из жизни св. Николая (1437 г.),Святой Франциск Ассизский получает стигматы (ок. 1440 г.);Филиппо Липпи: «Венчание Богоматери»,«Мадонна» работы Беноццо Гоццоли.

Художники Возрождения отказались от золотого фона,предпочитая строить сюжеты своих картин в естественной обстановке или в современном им архитектурном антураже:картины как бы становились окном в созданную художником реальность,и это означало,что человек в качестве наблюдателя становился центральной фигурой сцены,а картина,выполненная с учетом закона перспективы-как бы его зрительным восприятием.Истории из жизни Святого Николая Барийского исполнены на небольших четырехугольных дощечках художником из Перудджи,Фра Джованни да Фьюзоле,по прозвищу Беато Анджелико(1400-1455 гг.).Беато Анджелико воскрешает в памяти главные чудеса совершенными Святым Николаем -начиная с самого рождения и завершая его смертью в середине IV века.Святой Николай родился в Малой Азии в благородной семье,стал епископом,сотворил много чудес и оказывал помощь нуждающимся.Самым известным как раз и является эпизод,изображенный последним из серии,и повествующий о трех молодых девушках,которых отец,впавший в нищету,вынуждал торговать своим телом.Однажды ночью Святой Николай подбросил в дом девушек три мешочка с золотыми монетами,чтобы они могли найти себе достойную партию и выйти замуж.Эта картина представляет собой яркий пример historia figurata-художественного метода.Пластические формы,согласованные между собой и гармонирующие с архитектурными сооружениями эпохи Возрождения,и следуя правилам построения перспективы,являлись частью логичного повествования,изображающего героя в различные моменты его жизни.

Фра Беато Анджелико-Истории из жизни Святого Николая Барийского:Рождение Святого,Призвание,Дар трем бедным девушкам,1437 г.

Фра Беато Анжелико-Мадонна на троне между святыми Екатериной и Домеником,1435 г.

Фра Беато Анджелико-Стигматы Святого Франциска,1440 г.

Триптих,изображающий Коронование Богородицы кисти монаха-кармелита Филиппо Липпи(1406-1469 гг.) ,выполнен по заказу монастыря.Ф.Липпи был в курсе новых веяний в живописи-его стилю не чужда пластичность поз,а лица персонажей выражают чувства,заимствованные из реальной жизни.Трон Богоматери установлен на приподнятом помосте со ступенями,изображенными в перспективе и украшенными цветным мрамором,так же как и перила.Фоном композиции служит голубое небо,а не абстрактный золотой цвет.

Беноццо Гоццоли-Мадонна,1450 г.

Зал IV (XV—XVI вв.)Фреска Мелоццо да Форли-«Сикст IV основывает Ватиканскую библиотеку»,фрагменты мозаики апсиды из церкви Санти-Апостоли.

Специальной буллой,датированной 15 июня 1475 года,Папа Сикст IV официально утверждает Библиотеку Ватикана и назначает ее Управляющим и Хранителем ученого-гуманиста Бартоломео Сакки,по прозвищу Платина. Библиотека делилась на три отделения- греческий,латинский кодексы и папский архив.Булла не только устанавливала правила доступа,хранения и каталогизации томов и обязанности библиотекарей,но и закрепляла за Библиотекой дополнительные помещения.Более того,Сикст IV привлек лучших художников того времени по оформлению новых Залов:Доменико Гирландайо,уже занятому к тому времени работами в Сикстинской капелле,было поручено украсить люнеты Библиотеки портретами античных философов,Учителей и Отцов Церкви;Мелоццо из Форли(1438-1494 гг.) взялся за создание центрального цикла фресок,посвященные истории создания Библиотеки.Фреска Мелоццо была снята со стены в девятнадцатом веке и после переноса на холст выставлена в Пинакотеке.На первом плане картины изображены Сикст IV,сидящий на троне,и Платина,преклонивший перед ним колено в момент получения назначения;по бокам Папского кресла стоят кардиналы,среди которых можно узнать племянника Сикста IV,Джулиано делла Ровере -будущего Папу Юлия II(1503-1513 гг.)

Платина указывает на расположенную ниже памятную надпись, перечисляющая все деяния,которые Сикст IV совершил во благо Рима,что с очевидностью демонстрирует цель создания фрески-прославление Папы.Церемония проходит на фоне грандиозного строения с колоннами, изображенной с учетом перспективы,под кессонным сводом,великолепно украшенной мрамором,золотом и лазуритом.Здание столь впечатляющей архитектуры,должно олицетворять торжество гуманистической культуры,величие Папы и просвещенного двора.

Вскоре после окончания работ над фресками Ватиканской библиотеки Мелоццо была поручена роспись круглого свода римской церкви Святых Апостолов на тему Вознесения Христа.Фреска была заказана Кардиналом Джулиано делла Ровере(будущим Папой Юлием II),затеявший кардинальную реконструкцию церкви.В 18 веке в ходе очередной реконструкции церкви апсида была полностью разрушена,а фрагменты фрески были сняты со стен и переданы на хранение в различные музеи.Фрагмент Христа Благословляющего,был помещен в конце парадной лестницы Квиринальского Дворца(в то время -Апостольского Дворца и официальной резиденции Пап до объединения Италии)Про Квиринальский Дворец пост

Фрагменты с ангелами,играющие на музыкальных инструментах и Головами Апостолов нашли свое место в экспозиции Пинакотеки.

Революционным нововведением Мелоццо стало использование в этой работе "ракурса"-изображения фигур в направлении снизу вверх с учетом изображаемой точки зрения посетителя,находящегося прямо под потолочной росписью апсиды,как того требует наука создания иллюзии перспективы.После открытия в 15 веке и последующего изучения эффекта перспективы на плоскости,встала более сложная задача:как создать потолочное изображение правильных пропорций с точки зрения зрителя,находящегося прямо под ней?

Именно Мелоццо первым опробовал возможные пути решения этой проблемы,впоследствии блестяще разрешенной Рафаэлем и Микеланджело.Композиция предусматривала фигуру Христа в центральной части,окруженного ангелами играющие на каком-нибудь музыкальном инструменте,сопровождая таким образом чудесной симфонией акт возвращения Спасителя на небеса;в нижней,земной части были помещены изображения Апостолов-свидетелей Божественного Чуда.Набор представленных музыкальных инструментов свидетельствуют о непрестанном внимании к религиозной музыке, рассматривающаяся как необходимый инструмент духовного развития.

Пределла «Чудо Святого Винсента Феррер» рассказывает о деяниях монаха-доминиканца Винсент Феррер.

Начиная с 1401 года Феррер посвящает себя миссионерской деятельности среди катаров и вальденсов.Его проповеди на юге Франции,в Швейцарии и Савойе были успешными,большое число еретиков вернулось в католицизм.Феррер был канонизирован папой Каликстом III в 1455 году.Картины, посвящённые святому создали также Тициан,Фра Беато Анджелико,Беллини,Франческо дель Косса,Гирландайо и другие.Святой Феррер считается покровителем Валенсии и всего валенсианского региона.В его честь названы два бразильских муниципалитета—Сан-Висенти-Феррер и Сан-Висенти-Феррер (Мараньян).

Лукас Кранах Старший (1472—1553 гг.)-немецкий живописец и график эпохи Ренессанса,мастер живописных и графических портретов,жанровых и библейских композиций,синтезировавший в своём творчестве готические традиции с художественными принципами Возрождения. в следующем посте.
При написании поста также использована информация из энциклопедии Википедия,и из Ватиканского сайта-

Такой выставки Москва еще не видела. В Третьяковскую галерею привезли 42 полотна из ватиканской Пинакотеки . И, по словам заместителя директора Музея Ватикана Барбары Ятта, это составило 10% от того собрания, что выставлено в ватиканском музее.

Идея провести подобную экспозицию возникла несколько лет назад. И, как рассказала директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова, она исходила от российского президента Владимира Путина и Папы Римского Франциска.

«Идея была представить в России и Ватикане две выставки. Коллекцию музеев Ватикана показать в Москве, а выставку из собрания российских музеев — в Ватикане. Поскольку российская выставка была составлена на 90% из работ, входящих в собрание Третьяковской галереи , то и и выставка из Ватикана логично должна была открыться в этих стенах», — объяснила выбор места проведения экспозиции Трегулова. Она также отметила, что этой выставки могло бы и не быть.

Мелоццо дельи Амбрози. «Aнгел, играющий на виоле»

Средства на дорогостоящий музейный проект изначально должен был выделить Ватикан. Но в последний момент деньги решено было передать в помощь детям из Сирии. Тогда на помощь пришел предприниматель Алишер Усманов. В его фонде «Искусство, наука и спорт» не называют сумму, затраченную на проведение выставки, зато отмечают, что для Усманова это уже не первые поддержанный музейный проект. До этого миллиардер выступал спонсором выставок Уильяма Тернера и прерафаэлитов в ГМИИ им. А. С. Пушкина , а также экспозиции «Уистлер и Россия» в Третьяковской галерее .

Ради выставки «Roma Aeterna. Шедевры Пинакотеки Ватикана. Беллини, Рафаэль, Караваджо» некоторые полотна покинули Пинакотеку впервые. Да и в таком количестве картины из музеев Ватикана раньше тоже не вывозили. В трех залах Третьяковки разместились живописные работы, созданные с XII по XVIII век. «Мы убеждены, что для мира, который становится все более поляризованным и все больше раздираем конфликтами, искусство, особенно на религиозную тематику, подает надежду», — отметил приехавший в Москву президент губернаторства государства-города Ватикан кардинал Джузеппе Бертелло.

Куратор выставки Аркадий Ипполитов отметил, что по понятным причинам привести в Москву фрески «Сикстинской капеллы» и Станцы Рафаэля было невозможно. Но в остальном в Москву приехали «шедевры, сверхшедевры и даже сверхсверхшедевры». Первый зал экспозиции открывается редчайшей иконой «Христос Благословляющий» XII века, которая является аналогией древнерусских изображений Спаса Вседержителя. А следом за ней расположена картина «Святой Франциск Ассизский» Маргаритоне д’Ареццо, входящая во все учебники по истории искусства. Это одно из самых ранних изображений святого, сделанных после его канонизации в 1228 году. И именно его имя выбрал нынешний понтифик.


Икона «Христос Благословляющий» и Маргаритоне д’Ареццо «Святой Франциск Ассизский»

пресс-служба Третьяковской галереи

Экспозицию в Третьяковской галерее оформили символично — в виде круга, напоминающего площадь Святого Петра. «В проекте было продумано все вплоть до цвета стен — такого типичного для Рима и в то же самое время апеллирующего к залам Ватикана», — отметил Аркадий Ипполитов. А в название вынесли слова Roma Aeterna — «вечный Рим». Торжество вечного города складывается из его шедевров.

– памятник мировой культуры. То, что начиналось с небольшой коллекции скульптур, со временем переросло в крупнейший музейный комплекс с одной из прекраснейших художественных коллекций на планете. Внутреннее убранство дворцов, где хранятся произведения искусства, также невероятно. собирают ежегодно до шести миллионов посетителей, находясь в , в пределах государства Ватикан. Это одно из тех мест, которые нужно посетить хотя бы раз в жизни.

Основали два папы 18 веке Климент XVI (1769-1774) и Пий VI (1775-1799), которые впервые открыли публике коллекции произведений искусства в целях культурного просвещения народа. Первый музейный комплекс, таким образом, носит имя своих покровителей – Музей Пия-Климента (Museo Pio-Clementino). Происхождение самих коллекций берет начало гораздо глубже в истории.

Все началось в 1480 г с обнаружения в Анцио (Anzio) римской статуи II в. до н.э. «Аполлона Бельведере» (L’Apollo del Belvedere) греческого скульптора Леокария. Она до сих пор является одной из самых замечательных. В 1503 Юлий II установил статую в Восьмиугольном дворе (Cortile Ottagono), или Дворе Статуй (Cortile delle Statue), положив начало папской коллекции античных классических статуй.

Здесь Папа Юлий II Ровере (1503-1515) собрал внушительную коллекцию античных скульптур, что символизировало переход Рима от Цезарей к Папам. Во второй половине 18 в., когда папы Климент XVI и Пий VI решили сделать из этой коллекции музей, Двор стал центром нового проекта. Несмотря на некоторые изменения, многие скульптуры, в том числе и Аполлон и знаменитый Лаоокон (Laocoonte) находились здесь до середины 16 в. В последующие столетия другие папы добавляли в коллекцию свои ценные произведения искусства.

На сегодняшний день музеи Ватикана состоятся из тридцати, и они образуют внушительный архитектурный комплекс, занимающий два дворца.

Сикстинская Капелла

К самой Сикстинской Капелле мы еще вернемся в отдельной статье. Скажем лишь, что это одно из самых известных культурных сокровищ Ватикана и мира, которое входит в общий музейный комплекс. Поэтому и посетить ее можно по единому билету. Известно, что построена она была в 1475-1481 , во время правления папы Сикста IV , откуда и получила свое название. Считаем уместным привести цитату Иоганна Вольфганга фон Гете из «Путешествия по Италии». «Не видя Сикстинскую Капеллу, нельзя понять, на что способен человек».

В 1508 папа Юлий II пригласил Микеланджело расписать ее потолок. Микеланджело, считавший себя скорее архитектором и скульптором, а не художником, взялся за работу неохотно, но решил изобразить под потолком девять сцен из Ветхого Завета, самая известная из которых – «Сотворение Адама» (Creazione di Adamo), где бог спускается с небес, чтобы вдохнуть жизнь в Адама. Стены Капеллы полностью покрыты фресками. Самая знаменитая – «Страшный суд» (Giudizio Universale) на стене с алтарем, также работы Микеланджело. В целом, весь музейный комплекс интересен и стоит того, чтобы его посетить, ведь все его залы и коридоры богато украшены мрамором, фресками и исключительными шедеврами, равных которым нет в мире.

Музеи Ватикана и их коллекции

Лучше не пытаться осмотреть все за один раз (музеи Ватикана – это маршрут более 4,5 км!), а сосредоточиться на конкретных вещах, которые вы хотите посмотреть. В противном случае появляется риск пропустить нечто важное. Убедитесь также, что у вас останется свободное время и силы на осмотр Сикстинской Капеллы и Залов Рафаэля (Stanze di Raffaello), расположенных в конце маршрута. Для наилучшей организации потока туристов музеи Ватикана предлагают 4 экскурсионные программы. Они различаются по содержанию и по времени (от 1,5 до 5 часов), будьте внимательны, не переутомитесь. Все маршруты заканчиваются в Сикстинской Капелле.

: четыре музея с обширной коллекцией греческого и римского античного искусства – Одно из самых впечатляющих мест. Среди самых известных скульптур – статуи Лаокоона, Аполлона и Афродиты в Музее Пия-Климента, который является ядром всего музейного комплекса. Большинство его статуй были найдены в Риме или его окрестностях. Хочется особо выделить Апоксиомена (Apoxyomenos) – мраморную копию 1 в. известной бронзовой статуи Лизиппа. Она была найдена в 1849 в Трастевере и сразу же приобрела всемирную славу. Она изображает атлета, очищающего грязь с тела скребком. Фиговый листок добавили позже, так как в античности цензуры в искусстве не было.

Шедевры музеев Ватикана

Содержат множество шедевров, среди которых – Аполлон Бельведере, еще одна римская копия с работы греческого скульптора Леохара. Статуя бога Аполлона с вытянутой рукой описывается в истории искусства как образец идеальной эстетической красоты. Еще одна известная статуя – Лаокоон , открытый в 1506 на Оппие на крупных раскопках при участии Микеланджело и Джулиано Сангалло. Последний был приглашен папой для оценки находок, которые по описанию походили на те, о которых писал Плиний.

Группа Лаокоона

Группа Лаокоона была выполнена в 30 г до н.э. тремя скульпторами Роди (Rodi), вероятно, скопировавшими оригинал 2 в. до н.э. Изображает легендарную сцену из Энеиды: троянский священник Лаокоон и двое его сыновей борются с двумя морскими змеями. Эпизод олицетворяет месть Афины за то, что священнослужитель Аполлона Лаокоон пытался внутри коня попасть в Трою и предупредить жителей. В истории искусства открытие Лаокоона стало переломным моментом, повлиявшим на целые поколения мастеров. среди них Микеланджело, Тициан, Эль Греко, Андрэа Сарто . В частности, Микеланджело был потрясен детальным изображением мужского тела. Многие его последующие работы, например, Святой Маттео (San Matteo), Раб Непокорный (Schiavo ribelle) и Раб Умирающий (Schiavo morente) – плоды вдохновения Лаокооном. Король Франции в 1540 г заказал сделать бронзовую копию Лаокоона для королевского дворца.

Также можно сказать, что именно с этой композиции зародилась художественная критика. С анализа Готтольда Эфраима Лессинга в 1766, где он утверждает, что нельзя сравнивать визуальное искусство и поэзию в их современных смыслах. Статую во время завоевания Италии в 1799 вывез Наполеон, и какое-то время она находилась в Лувре. После падения Наполеона в 1815 под руководством Антонио Канова (который не раз изображал французского императора в своих произведениях) она вернулась в Ватикан и была реставрирована. Лишь в 1906 правая рука Лаокоона, потерянная в 60-х, была восстановлена.

Во время прогулки по Музею Пия-Климента поражает красота Зала Муз (Sala delle Muse), украшенного фресками, изображающими Аполлона и муз, созданными в конце 18 в. Томмазо Конка . Зал, открытый для посещения в 1784, был задуман для размещения серии скульптур, найденных на так называемой вилле Кассия (villa di Cassio) у Тиволи (Tivoli). Несколько скульптур муз, их Предводитель Аполлон, Афина, Гермес и просто фигуры людей.

В так называемом Дворе Бельведере (Cortile di Belvedere) находится еще одна знаменитая скульптура, Торс Бельведере (Torso del Belvedere), найденная на Поле Цветов (Campo dei Fiori) и принадлежащая Аполлонию (сыну Нестора), греческому скульптору 1 в. до н.э. К сожалению, ноги и руки не сохранились, однако торс считается образцом мужской анатомии. Почему даже сегодня эта статуя так важна для истории искусства? Она вдохновила Микеланджело на обнаженные образы для потолка Сикстинской Капеллы.

Круглый Зал

Рядом расположен Круглый Зал (Sala Rotonda), повторяющий форму Парфенона. Его пол пестрит римской мозаикой начала 3 в. н.э. с изображениями морских монстров и героев мифов. Его нашли в Отриколи (Otricoli), небольшом городке в Умбрии (Umbria). Оттуда же привезли копию бюста Нептуна работы греческого скульптора Бриассида 4 в. до н.э. В центре зала – гигантский порфировый бассейн Нерона. В нишах по периметру установлены статуи. Самая впечатляющая из них – бронзовая статуя Геркулеса 2 в. н.э.

К другим интересным залам Музея Пия-Климента относится Галерея Статуй (Galleria delle Statue) с чарующей скульптурой Спящей Арианны (Arianna Addormentata), ставшей источником вдохновения для многих неоклассицистов. Ее купил папа Юлий II в 1512 для Двора Статуй в Бельведере, где она заняла место рядом с фонтаном. Из-за украшения в виде змеи на руке многие полагали, что это Клеопатра, которая покончила жизнь самоубийством, дав себя укусить гадюке. Однако в 700 г в ней распознали Арианну, принцессу Крита и дочь царя Миноса, которая, после того как помогла Тесею в Лабиринте Минотавра, была оставлена героем спящей на острове Нассо; там она проснулась, когда явился Дионис и взял ее в жены.

Весьма интересен также Зал Животных (Sala degli Animali) с прекрасной коллекцией скульптур и мозаик с животными, Кабинет Масок (Gabinetto delle Maschere) с изображениями масок на стенах и полу из виллы Адриана (Villa Adriana) в Тиволи. Зал Греческого Креста (Sala a Croce Greca) вмещает саркофаги Елены (матери императора Константина) и ее внучки Константины.

Музей Кьярамонти

Музей Кьярамонти назван в честь своего основателя Пия VII, который родился в Чезене и носил имя Луиджи Барнаба Кьярамонти. Музей, оформленный и украшенный Антонио Канова, занимает часть галереи длиной 300 м, спроектированной Браманте в 1507 г по заказу Юлия II для объединения Папского Дворца с дворцом Бельведере.

В Музее Кьярамонти впечатляющее количество статуй, среди которых много бюстов, которые римляне делали как портреты своих предков. Остальная галерея занята собранием надгробных надписей (Galleria Lapidaria), насчитывающих более 4000. К сожалению, для публики она закрыта, а чтобы туда попасть, нужен специальный пропуск. В галерее есть Новый коридор (Braccio Nuovo) с красивым полом, выложенным римской мозаикой. имеют и некоторые римские статуи, в том числе мраморную статую Августа из Прима Порта (Augusto di Prima Porta), изображающую императора Августа, высотой 2,04 м, найденную в доме Ливии Друзиллы, жены Августа, на вилле Ливия (Villa Livia) в Прима Порта (Prima Porta) в окрестностях Рима, отсюда и название.

Еще одной характерной скульптурой Музеев Ватикана является персонифицированный аллегорический Нил. Бог величественной реки изображен лежащим на боку, опершимся на сфинкса мудрым бородатым мужчиной. У его ног лежит крокодил, а в руках бога – корзина с зерном – символ плодородия земли в долине Нила, результат периодических разливов реки. 16 детей, играющих на нем, символизируют 16 локтей – идеальную высоту подъема уровня воды, которая может обеспечить хороший урожай. Также маленькие ангелы олицетворяют детей Нила, египтян, великую цивилизацию, представленную в композиции еще и сфинксом, которая зародилась только благодаря существованию этой реки. Очеловечивание рек александрийскими скульпторами впоследствие переняли и римляне.

Светский григорианский музей

Светский григорианский музей (Museo Gregoriano Profano) также располагает ценнейшей коллекцией римских и греческих статуй. Он был основан в 1844 г Григорием XVI , сейчас содержит скульптуры, саркофаги, рельефы и памятники, большая часть которых восходит к периоду Римской империи (1-2 в. до н.э.). Самая главная достопримечательность музея – возможно, скульптуры Афины и Марса , копия бронзовых оригиналов 5 в. до н.э. работы греческого скульптора Мирона . Достойны внимания также мозаики в Термах Каракаллы (Terme di Caracalla) и фрагменты Парфенона.

Григорианский музей этрусков

Григорианский музей этрусков (Museo Gregoriano Etrusco) также построен благодаря Папе Григорию XVI в 1837 . Это один из важнейших музеев в своем роде, несмотря на то, что в самом Риме есть Национальный музей этрусков (Museo Nazionale Etrusco) на вилле Боргезе, основанный сразу после объединения Италии. хранят исключительную коллекцию ваз, раскрывающих греческое влияние в декоративном искусстве этрусков, а также греческих ваз, найденных в этрусских некрополях, и италиотских ваз (сделанных в эллинских городах на юге Италии), позволяющих проследить историю этого древнего народа.

Примечательный экземпляр – амфора с изображениями Ахиллеса и Аякса, играющих в кости. Также интересны объекты, найденные в гробнице Реголини-Галасси в Черветери (Cerveteri), среди которых деревянный трон и карета 7 в. до н.э. Самая примечательная статуя – бронзовый Марс из Тоди (Marte di Todi) 5 в. до н.э. Экспонаты этого музея – вещи с раскопок на территории проживания этрусков, сегодняшнего северного Лацио (Lazio), в основном древние и обладающие исключительной важностью. Сам музей – уже произведение искусства, ведь он находится внутри Дворца Иннокентия VIII (Palazzetto di Innocenzo VIII), соединенного со строением времен Пия IV, где можно полюбоваться богатыми украшениями, среди которых – фрески Федерико Бароччи (1563), Санти Ди Тито и Помаранче (1564).

Григорианский музей Египта

Посвященные Египту были созданы благодаря интересу Григория XVI к Египту и египтологии. В девяти залах вы можете полюбоваться на коллекцию стел и иероглифов 2500 г до н.э., римские копии египетских статуй 2 в. н.э., а также мумии и саркофаги, датируемые 1000 г до н.э., найденные в некрополе Дейр Эль-Бари (Deir el-Bahri) в Тeбе (Tebe). Интересны также статуи египетских божеств. Интерес Григория XVI и некоторых других пап к Египту связан с ролью этой страны в Священном Писании. Девять залов расположены полукругом и выходят на террасу «Семени шишки» (“Nicchione della Pigna”), в которой размещены скульптуры. Два последних зала посвящены экспонатам из Месопотамии и сегодняшней Палестины.

Картинная галерея Ватикана

Картинная галерея Ватикана (Pinacoteca Vaticana) – относительно новый музей, был торжественно открыт в 1932 г Пием XI . В 16 залах висят картины с 12 по 19 в. Большая их часть – творения итальянских мастеров, но представлены и некоторые зарубежные художники. В частности, целая комната посвящена австрийскому художнику Петеру Менцелю . Одна из его наиболее выдающихся работ – «Стефанийский Триптих» (Trittico Stefaneschi).

Есть также зал, посвященный Рафаэлю, в котором находятся и гобелены фламандца Питера ван Альста, выполненные им в лавке в Брюсселе по наброскам Рафаэля и его учеников. Эти наброски хранятся сейчас в Музее Виктории и Альберта (Victoria&Albert Museum) в Лондоне. Среди замечательных работ самого Рафаэля – «Увенчание Девы Марии» (L’Incoronazione della Vergine), которую он написал уже в возрасте 19 лет. Представляют интерес «Сан Джироламо» (San Girolamo) Да Винчи (1480), «Мадонна Фрари» (Madonna dei Frari) Тициана (1535), «Отдых во время бегства в Египет» (Riposo durante la fuga in Egitto) Федерико Бароччи (1573) и «Снятие с креста» (Deposizione) Караваджо (1603).

Музей современного религиозного искусства

Коллекция современного религиозного искусства размещена в 55 комнатах. Она была основана в 1973 по желанию Папы Павла VI и является самым крупным музеем в своем роде. Здесь представлены работы самых известных художников в мире: Гуттузо, Дали, Кандинский, Кокошка, Корбузье, Мунх, Пикассо, Родин и Ван Гог. с религиозным искусством подтверждают способность современного искусства передать религиозные чувства. Коллекция собрана, преимущественно, из пожертвований. Музей расположен в Апартаментах Борджия (Appartamento Borgia), на первом этаже Папского Дворца, нескольких подземных помещениях и нескольких – на верхних этажах Сикстинской Капеллы, где изначально находились церемониальные магистры (Magistri Caeremoniarum), ответственные за церемонии и отчасти – за документацию.

Христианский Музей Пия

Христианский Музей Пия (Museo Pio Cristiano) содержит коллекцию скульптур, саркофагов и мозаик раннехристианской эпохи. Музей был основан Пием IX в 1854 , через два года после утверждения религиозной археологической комиссии, основной задачей которой стало проведение и охрана раскопок; первыми в музей должны были попасть те находки, сохранность которых на месте обеспечить было невозможно. Самая большая ценность музея – статуя Доброго Пастуха (Statua del Buon Pastore), созданная в 3 в. н.э. Пастух изображен с ягненком на плечах, одетый в тунику без рукавов и сумкой через плечо. Статуя олицетворяет Христа и Жертву, принесенную им ради спасения людей – намек довольно явный, он отсылает на Святое Писание от Луки, где объясняется причина поступка пастуха. Такие обычно жертвуют лучшее из того, что имеют, на милость богу.

Миссионерский этнологический музей

Миссионерский этнологический музей (Museo Missionario Etnologico), основанный Пием XI в 1926 г, содержит экспонаты на религиозную тематику с четырех частей света: Азии, Океании, Африки и Америки. Более 100000 объектов были переданы в коллекцию миссионерами. Изначально Музей располагался в Латеранском дворце (Palazzo del Laterano), но в 1973 переехал. Среди самых интересных предметов – мексиканская статуя бога Кветцалкоатля, маска из Сьерра Леоне и деревянная скульптура божества Туматауенга из французской Полинезии.

Апостольская библиотека Ватикана

Библиотека Ватикана основана в 1450 г папой Николаем V , и тогда насчитывалось всего 340 книг. Сегодня это одна из самых влиятельных и уважаемых библиотек в мире, а в ее хранилищах – более полумиллиона книг и 60000 манускриптов. Образы особо ценных экземпляров можно увидеть в Сикстинском Салоне – великолепном зале длиной 80 м и шириной 15 м, построенном в 1588 г Доменико Фонтана , богато украшенном, с расписанными стенами и цветными светильниками.

В библиотеке расположены также и некоторые музеи Ватикана , например, Светский и Сакральный. В последнем хранятся древние христианские реликвии, найденные в римских катакомбах: чаши и другие предметы, зачастую выполненные из дорогостоящих материалов, к примеру, слоновой кости или средневековой глазури. Недавно появилась информация, что японская фирма Ntt Data решила оцифровать около 82 тысяч текстов, среди которых Урбинская Библия, Божественная комедия с иллюстрациями Боттичелли, Илиада на греческом языке с латинским переводом 15 в.

Исторический музей Ватикана

Исторический музеи Ватикана (Museo Storico Vaticano) дает представление о необычной и иногда мятежной истории Ватикана. Был основан в 1973 папой Павлом VI и первоначально размещался рядом с Картинной галереей Ватикана, однако в 1991 г был перенесен в Латеранский дворец у заднего входа базилики Святого Джованни (basilica di San Giovanni) в Латерано (Laterano). содержат коллекцию оружия и обмундирования вооруженных войск Папы, а также портреты Пап и так называемые папа-мобили – кареты и автомобили, на которых ездили Папы. Существуют планы вновь перенести музей в Ватикан. Сейчас посетить его можно только заранее заказав групповую экскурсию.

Музейный комплекс Ватикана

После посещения музеев самое время уделить внимание самому музейному комплексу, возведенному между XII и XIX в. и служившему тогда основной резиденцией пап. Некоторые залы, среди них и Сикстинская Капелла, и сейчас иногда используются понтификами. Однако сегодня Папа – фигура скорее духовная, в отличие от времени до объединения Италии, когда он выступал еще и как глава светского королевства, а комплекс в Ватикане отражал важность его персоны. Папы приглашали лучших архитекторов и художников для украшения своих дворцов, поэтому сегодня определенно стоит взглянуть на результат.

Дворы и галереи Музейного комплекса Ватикана

Музейный комплекс состоит из двух дворцов: Бельведере , построенный в конце 15 в., на севере и Апостольский , прилегающий к базилике Святого Петра (Basilica di Pietro) и являющийся основной папской резиденцией с момента переноса ее из Авиньона в 1377, на юге. Настоящий дворец был построен в середине 15 в., сменив предыдущий 5 в. В самом начале 16 в. Браманте соединил дворцы двумя длинными крыльями, образующими обширный двор – Двор Бельведере. В 1585-1590 еще одно крыло – библиотеки – разделило двор надвое. Нижний двор еще носит название Двор Бельведере , а верхний известен как Двор Шишки (Cortile della Pigna).

Постройка нового крыла в 1820 образовала еще один небольшой двор в центре – библиотечный. Он, как и Двор Бельведере, закрыт для посетителей, однако все приезжие с удовольствием приходят полюбоваться на прекраснейший Двор Шишки. Шишка – это хитрая античная фонтанная система, обнаруженная недалеко от Парфенона у терм Агриппы, которая, предположительно, принадлежала храму богини Исиды. Вода текла по ступеням, а по бокам были установлены два бронзовых павлина. Оригинал этого фонтана сейчас в новом крыле. Посередине двора стоит новая бронзовая статуя под названием «круг, заключенный в сферу» работы Арнальдо Помодоро 1990 г.

Галереи Музеев Ватикана

Два крыла, соединяющие Апостольский дворец и Дворец Бельведере, в длину около 300 м каждое. В восточном располагается уже упомянутый Музей Кьярамонти и Лапидарий , к сожалению, закрытый для публики. Западное крыло занимают три галереи. Одна – Галерея Канделябров (Galleria dei Candelabri) – около 80 м длиной, с греческими и римскими скульптурами. Вторая – Галерея Гобеленов (Galleria degli Arazzi) с гобеленами 17 в.

И последняя – и самая длинная, 175 м – Галерея Географических карт (Galleria delle Carte Geografiche). Стены этой галереи покрыты большими рисунками карт, созданными Антонио Данти в 1580-1583 благодаря необходимой информации, полученной от его брата Эгнацио Данти, доминиканского священника, затем епископа, а также географа, математика и архитектора. На картах отображены города Италии, острова Средиземного моря и папские территории. А фрески на потолке рассказывают о событиях, происходивших в этих местах.

Залы Апостольского дворца

Папы эпохи Возрождения приглашали лучших художников для росписи своих роскошных резиценций. Многие залы, в том числе Апартаменты Борджия и залы Рафаэля , открыты для публики и вкючены в экскурсионные программы по Музеям Ватикана.

Апартаменты Борджия

Апартаменты Борджия состоят из нескольких покоев, бывших личными покоями Александра VI, Родриго Де Борджия. Папа всячески поддерживал искусство, и пригласил Пинтуриккьо украсить комнаты фресками. С 1492 по 1495 Пинтуриккьо с учениками расписывал покои Борджия. Фрески изображают религиозные (мучения святых и чудеса веры) и средневековые сюжеты (Тривиум и Квадриум таких наук, как грамматика, риторика, диалектика и т.п.).

Капелла Николая V

Посетители зачастую напрасно пропускают Капеллу Николая V, искусно украшенную фресками Фра’Анджелико в 1447-1449 гг, изображающими эпизоды из жизни святых Стефано и Лоренцо.

Залы Рафаэля

Залы Рафаэля (Stanze di Raffaello) выбрал в качестве личных покоев Юлий II, не желавший жить в тех же апартаментах, что и его предшественник (кстати, эти комнаты расположены прямо над апартаментами Борджия). Увидев работы 25-летнего художника и архитектора Рафаэля Санти, папа решил поручить роспись своих покоев ему. С 1508 Рафаэль работал над украшением этих комнат, забыв о других проектах, в том числе Базилике Святого Петра, над которой он трудился после смерти Браманте. Рафаэль умер в 1520, когда ему было всего 37, так и не завершив роспись папских апартаментов: доделывали работу по его рисункам его ученики. Данные фрески считаются абсолютными шедеврами искусства эпохи Возрождения.

Первая комната, оформленная Рафаэлем, носит название Зал Константина (Sala di Costantino), законченный уже учениками мастера, Джулио Романо и Франческо Пенни. Изображает сцены из жизни римского императора Константина, который впервые сделал христианство официальной религией. Фреска «Битва на мосту Мильвио» рассказывает о сражении между Константином и Мессенцио, когда, не имея численного перевеса, войско императора Константина оттеснило войско Мессенцио и потопило его в реке.

Следующая комната – Комната Элиодоро (Stanza di Eliodoro), с фресками на библейскую тематику и самой приметной – «Изгнание Элиодоро». На ней изображен папа Юлий II, сам Рафаэль и его ученик Джулио Романо. Когда Рафаэль написал «Встречу Льва Великого с Аттилой», Юлий II уже умер, а его преемник, Лев X был изображен на фреске дважды: сначала самим Рафаэлем – как кардинал, а затем ассистентом – как Лев I.

Комната Подписания

Комната Подписания (Stanza della Segnatura) названа в честь наивысшего трибунала Святого престола, и это единственная комната, полностью расписанная художником лично. Потолок являет самую знаменитую фреску Залов Рафаэля – «Школу Афины». Этот абсолютный шедевр искусно, с точным знанием о перспективе, вписан в глубокий неф. На картине вы найдете таких известных персонажей как Платон и Аристотель, слившихся в процессе философского диспута, Эвклида, Сократа, Пифагора и Архимеда. Также Рафаэль изобразил некоторых своих современников: не считая себя, своего друга Браманте, папу Юлия II, Леонардо Да Винчи и своего соперника Микеланджело, работавшего в это время над Сикстинской Капеллой.

Последняя из четырех комнат – Комната Пожара Борго (Stanza dell’Incendio di Borgo), по названию одной из фресок, расписывалась с 1514 по 1517, во время правления Льва X. Именно он выбрал основной темой комнаты жизни своих тезок, Льва III и Льва IV. Самая главная фреска «Пожар Борго» изображает, как Лев IV тушит пожар, сотворив крестное знамение. Это событие имело место в 847 г, когда страшный пожар уничтожил квартал напротив античной базилики Святого Петра, которую сегодня называют Борго. Лев IV произнес благословение, стоя на Ложе, и чудесным образом погасил огонь, сохранив при этом жизнь людям. Фреска также проводит параллель с античной сценой, изображая Энея, несущего на плечах своего отца Анхиса из объятой пламенем Трои.

Ложа Рафаэля

Зал Константина соединен с Ложей Рафаэля (Loggia di Raffaello), еще одним шедевром великого мастера. К сожалению, сюда можно попасть, только имея особое разрешение. Ложа украшена 12 фресками на библейскую тему и тянется вдоль всего восточного крыла на 65 м (ее ширина – около 4 м).

Винтовая лестница

Прежде чем выйти из музейного комплекса, не упустите возможность полюбоваться самой знаменитой лестницей в мире. Она была построена в 1932 Джузеппе Момо как двойная спираль, одна сторона которой вела вверх, а другая – вниз. Прекрасное бронзовое произведение искусства, украшенное папскими гербами.

«Христос Благословляющий», XII в.
Музеи Ватикана.

Выставку открывает икона XII века, написанная неизвестным римским мастером. «Христос Благословляющий» — уникальное напоминание о единстве христианской церкви, которое поможет проследить параллели между европейским и древнерусским искусством. Итальянский Иисус XII века очень походит на популярный образ русских икон — Спаса Вседержителя.

Главный шедевр выставки

Микеланджело Меризи, прозванный Караваджо. «Положение во гроб». Около 1602-1602. Холст, масло. Музеи Ватикана.

В начале XVII века это полотно произвело маленькую революцию. Нестандартная, трагичная и при этом простая композиция разрушила стереотипы, сложившиеся к тому времени в живописи (так же, как в начале ХХ века их попрал «Черный квадрат»). Стараниями реформаторов католицизм переживал не лучшие времена — многие видели спасение церкви в возвращении к древнехристианской простоте и жизненности. Караваджо был одним из них.

Самое поэтичное полотно

Паоло Кальяри, прозванный Паоло Веронезе. Видение святой Елены. Около 1575-1580. Холст, масло. Музеи Ватикана.

Мимо масштабной картины знаменитого Веронезе вряд ли кто-то пройдет. Перед нами — святая Елена, мать первого римского императора-христианина Константина. Героине явился ангел и призвал отправиться в Иерусалим на поиски того самого креста. Обычно святую изображали с уже найденным крестом в руке, но Веронезе решил написать ее спящей — непосредственно во время видения. Но это не единственный канон, нарушенный итальянцем. Согласно легенде, Елена увидела ангела уже в преклонном возрасте, а на полотне мы видим молодую красотку-венецианку. Веронезе недолго думал над тем, кого бы взять в модели, и остановил выбор на собственной супруге. Спящая святая на портрете повторяет облик жены художника, которую по счастливому совпадению тоже звали Еленой.

Экспонат с необычной историей

Донато Крети. «Астрономические наблюдения». 1711 г. Холст, масло. Музеи Ватикана.

Работа, под которую отвели целый зал, интересна как сюжетом, так и своей историей. Перед нами — своего рода космический комикс XVIII века: художник Донато Крети написал серию «Астрономические наблюдения», изображающую все известные на то время планеты Солнечной системы. В эпоху Просвещения научные сюжеты начинают полноправно конкурировать с библейскими. Но самое занятное вот что — «Астрономические наблюдения» были написаны по заказу графа Луиджи Фердинандо Марсили и предназначались в дар Клименту XI. Так аристократ надеялся убедить Папу дать денег на постройку обсерватории в Болонье. Хорошо, что папы брали взятки искусством — теперь нам есть на что посмотреть.

Шедевр, который не все заметят

Джентиле да Фабриано. «Святой Николай усмиряет бурю и спасает корабль», около 1425 г. Дерево, темпера. Музеи Ватикана.

Джентиле да Фабриано немного теряется в тени именитых соседей вроде Рафаэля и Караваджо. Между тем его небольшое полотно с тяжеловесным названием «Святой Николай усмиряет бурю и спасает корабль» очень интересно: на нем нашлось место и библейскому святому, который, как Супермен, прилетает и спасает незадачливых моряков, и языческой русалке. Причем здесь женщина-рыба? В средневековой символике русалки олицетворяют демоническую силу — вот она и вызвала бурю, которую «усмиряет» святой Николай.

Выставка «Roma Aeterna. Шедевры Пинакотеки Ватикана».
, Лаврушинский переулок, 12, до 19 февраля 2017 года.

Друзья, добрый день. В субботу нам посчастливилось побывать на уникальной выставке шедевров Ватикана, у вас еще есть возможность в течение двух месяцев увидеть ее, не пропустите.

Выставка проходит в Инженерном корпусе Государственной Третьяковской галереи (Лаврушинский переулок, 12) с 25 ноября 2016 по 19 февраля 2017. К сожалению купить билеты через сайт уже не получится, но вы спокойно можете прийти в музей и купить билет прямо на месте, в кассах, несмотря на большое количество посетителей, мы не увидели очередей.

Режим работы:

вторник, среда, воскресенье с 10.00 до 18.00 (вход до 17.00)

четверг, пятница, суббота с 10.00 до 21.00 (вход до 20.00)

понедельник — выходной.

На осмотр выставки закладывайтесь на пару часов, одного часа явно не достаточно.

Честно говоря, до сих пор нахожусь под большим впечатлением, даже не знаю с чего начать. Представлены работы с XII по XVIII вв. Это десятая часть собрания, включающего 460 произведений. Интересно, что ряд картин впервые покинули родные стены, учитывая, что далеко не каждый в свете ужесточения экономической политики может себе позволить выехать за рубеж, считаю, что нам крупно повезло и рекомендую использовать этот шанс, вы точно не останетесь равнодушны. К сожалению, фотографировать на выставке строго запрещено, поэтому все фотографии я взяла из Интернета, а описание из брошюры с выставки и по памяти то, что успела запомнить из аудиогида.

Выставка начинается с редчайшей древней иконы «Христос Благословляющий», созданной во второй половине XII века работавшим в Риме мастером под влиянием византийской живописи. До поступления в Пинакотеку она находилась в церкви Санта Мария ин Кампо Марцио, одной из старейших в Риме. Римский мастер представил Иисуса Христа в образе Пантократора, то есть повелителя Вселенной, и икона, являясь аналогией древнерусских изображений Спаса Вседержителя, хранит воспоминание о единстве христианской церкви до схизмы, то есть до разделения ее на католическую и православную, и показывает прямое родство итальянского и русского искусства, исходящих из одного корня.


Продолжает экспозицию Маргаритоне ди Маньяно, прозванный Маргаритоне д’Ареццо ок. 1216-1290).
Святой Франциск Ассизский. 1250-1270. Алтарный образ. Дерево, темпера, золото. 127,2×53,9 см.
«Маргаритоне д’Ареццо, родившийся раньше Джотто и Дуччо, — один из крупнейших живописцев средневековой Италии. Картина вошла во все учебники по истории искусства как выдающийся образец позднего романского стиля, но она интересна еще и тем, что является одним из самых ранних изображений святого Франциска Ассизского, сделанных вскоре после его канонизации в 1228 году. Святой Франциск сыграл важнейшую роль в истории западной церкви, недаром его имя выбрал нынешний папа, ставший первым Франциском в истории Ватикана. Данная работа, возможно, была именно той, которую Вазари в „Жизнеописании Маргаритоне“ охарактеризовал как написанную с натуры, так что ее можно считать чуть ли не одним из первых портретов в итальянской живописи».

Меня потрясли как сами иконы, так и их сохранность, вдумайтесь, ведь это 12-13 века!

Я не буду останавливаться на всех экспонатах, отмечу лишь те, которые больше всего запали мне в душу и потрясли своим мастерством. Продолжая осмотр первого зала, хотелось бы обратить внимание на 3 фрески Мелоццо дельи Амбрози, прозванный Мелоццо да Форли (1438-1494).
Aнгелы, играющие на лютне. 1480. Фрагменты фрески, снятой со стены. Размер правого: 117×93,5 см.
Художник «…был приглашен в Рим папой Сикстом IV. Он создал множество фресок в римских церквах, так что именно Мелоццо может считаться основателем римской школы, расцветшей в XVI-XVII веках. Три музицирующих ангела — фрагменты его росписи купола церкви Санти Апостоли, огромной многофигурной композиции „Вознесение Христа“.
Фреска воспринималась современниками как торжество папской власти, возродившей Рим. Божественный оркестр ангелов символизировал неземную красоту рая, а отвлеченное понятие „музыка небес“ связано с философскими построениями модели мира, о которой говорили пифагорейцы и платоники. Мелоццо, как художник Ренессанса, в своем произведении соединяет античную и христианскую традиции. Его ангелы, прославляющие Господа согласно словам Библии: „Да хвалят имя Его с ликами, на тимпане и гуслях да поют Ему, ибо благоволит Господь к народу Своему, прославляет смиренных спасением“, идеальны, как античные статуи, и в то же время жизненны — они похожи на юных пажей при дворах ренессансных правителей».


Фреска «Ангел, играющий на виоле», до нас дошло не так уж много работ Мелоццо, большинство его фресок погибло при перестройках, но по тому, что осталось, можно судить о масштабах его дарования. Мелоццо, обратившись к средневековым образцам, вдохнул в них новую жизнь, предвосхитив и Микеланджело, и Рафаэля, и Корреджо, и росписи куполов барочных церквей.

Так же обращает на себя внимание работа Джентиле да Фабриано (ок. 1370-1427).
Сцены жития святого Николая Чудотворца: святой Николай усмиряет бурю и спасает корабль. Ок. 1425. Пределла. Дерево, темпера. Но интересна она не столько своим сюжетом, сколько тем, что автор изображает здесь землю круглой, что для тех времн безусловное новаторство. Посмотрите на линию горизонта.

Ну и не могу не обратить внимание на одну из центральных экспонатов первого зала Джованни Беллини (ок. 1432-1516). Оплакивание Христа с Иосифом Аримафейским, Никодимом и Марией Магдалиной. Ок. 1471-1474. Алтарное навершие. Дерево, масло. 107×84 cм.
«Беллини — крупнейший художник венецианской школы XV века. Эта картина — один из его шедевров. Она была навершием большого алтаря, и в своей композиции Беллини делает решительный шаг по направлению к спокойному величию Высокого Ренессанса, обогнав многих современных ему флорентийских художников. Произведение авангардно уже одним тем, что оно написано маслом, в совершенно новой для Италии технике, только что завезенной в Венецию из Нидерландов. Оригинальна и иконография. Обычно главное лицо в сцене Оплакивания — Дева Мария. Здесь же изображены только поддерживающий Иисуса сзади Иосиф Аримафейский, святой Никодим и Мария Магдалина. Задумчивое молчание, в которое погружены персонажи, подчеркнутое напряжением сплетенных рук, придает этой сцене редкую психологическую остроту».

Рассматривая картину Карло Кривелли (1435-1494). Оплакивание. 1488. Люнетта. Дерево, темпера, золото. Я вообще долго не могла понять технику, в кторой она была исполнена, настолько здесь тонкая работа, что кажется что картина соткана из парчи, это удивительно, я ничего подобного раньше не встречала.
«Карло Кривелли, венецианец по рождению, рано покинул родной город и прославился в области Марке. При жизни он был популярен, но в дальнейшем его забыли и вновь открыли лишь в конце XIX века. Данная люнетта, венчавшая большой алтарь, — одно из самых потрясающих его произведений. Ради выразительности художник идет на явные нарушения пропорций, и, чтобы сплести руки Иисуса, Девы Марии и Магдалины воедино, Кривелли делает правую руку Христа намного длиннее левой. Склонившееся над узлом из ладоней искаженное плачем лицо Магдалины становится эмоциональным центром картины. В произведении чувствуется сильнейшее влияние северной готики, и ему свойственна та невероятная напряженность психологического переживания, что характерна для мистических религиозных течений XV века».





большинство работ своими сюжетами переносят нас в , где произошло Рождения Христа и прочие события


Переходя во второй зал выставки, хочу начать с описания картины, наиболее поразившей меня, а именно картина Гвидо Рени «Святой Матфей и ангел», 1635-1640. Размер картины 85×68 см, холст, масло. Святой Матфей, первоначальное имя Левий, один из двенадцати апостолов и автор первого Евангелия. Рени писал эту картину в течение около пяти лет уже в зрелом возрасте. «Святой Матфей и ангел» считается одной из самых значительных работ художника в последний период его творчества. Поражает магия взгляда Матфея и ангела, как один внимает другого, с какой поразительной точностью и изяществом художник смог передать сложную гамму чувств обоих именно в их взглядах.


Второй картиной по силе воздействия на меня, стала картина приписываемая Пенсионанте дель Сарачени «Отречение святого Петра». Картина до 1943 года считалась работой Караваджо, но затем была приписана ученику Карло Сарачени, одного из главных представителей раннего караваджизма. Имя ученика пока не установлено, и его условно называют «Пенсионанте дель Сарачени», что по-итальянски значит «гость Сарачени». Его полотна выделяются среди работ других караваджистов: художник не погружает фон во тьму, но освещает всю картину ровным переливчатым светом. Сюжет картины — евангельская история об отречении апостола Петра. В ночь перед взятием под стражу Иисус предрек ему, что он три раза отречется до первых петухов. К Петру, ожидавшему вестей у ворот дома первосвященника, куда был отведен арестованный Иисус, подошла служанка и, узнав его, сказала: " И та с Иисусом Галилеяном», но апостол отрекся. На картине лицо Петра находится в тени, как будто скрывая его стыд.


Одной из центральных работ второго зала является работа Микеланжело Меризи, прозванного Караваджо, «Положение во гроб» , которую художник написал для римского храма Санта-Мария делла Валичелла. Ее считают одной из самых лучших в его творчестве. Композиция «Положения во гроб» выстроена так, что смотрящий на нее зритель невольно становится частью картины. Каменная гробница, в которую хотят положить Христа, одним из углов повернута к зрителю — этот угол как бы прорывает тонкую преграду между миром картины и обычной реальностью. Впечатление усиливает острый локоть держащего Иисуса за ноги Никодима. Кажется, что они хотят передать недвижимое тело Христа тому, кто смотрит на картину.

Молодая Мария застыла в безмолвном крике, подняв руки к небу, ее волосы торчат в разные стороны — видимо, она рвала их в стенаниях. Голова Марии Магдалины скорбно опущена, он скрывает свои слезы, переживая по поводу утраты. Мать Иисуса не плачет и не кричит, она молча смотрит на лицо своего сына, зная, что больше не увидит его никогда. Лица мужчин сосредоточены и скорбны.

Иоанн, хмурясь, всматривается в неживое лицо своего Учителя, а сильный и кряжистый Никодим глядит вниз, на дно гробницы, напрягаясь под весом тела Иисуса. Тело Христа лишено каких-либо трупных оттенков, оно бледно, как будто лишилось всех красок жизни.


Конечно же одними из самых значительных экспонатов выставки являются два небольших гризайля работы Рафаэля Санти, составлявших пределлу алтарного образа для церкви Сан Франческо аль Прато в Перудже, известного как алтарь Бальони, в центре которого находилось «Положение во гроб», теперь хранящееся в Галерее Боргезе. «Вера», боковая часть пределлы, предстает в виде женской фигуры с потиром в руке, путти в боковых нишах держат таблички с мограммами имени Иисуса.


В Третьем зале нам представлена серия «Астрономические наблюдения», Солнце, Луна, Меркурий, Венера, Марс, Юпитер, Сатупн, Комета. Необычная серия картин, вставленных в одну раму, изображающая ночные наблюдения всех известных на то время планет Солнечной системы, создана болонским художником Донато Крети по заказу графа Луиджи Фердинандо Марсили, астронома-любителя. Граф решил послать картины папе Клименту 11 в надежде таким способом убедить его выделить деньги на строительство обсерватории в Болонье и достиг своей цели, средства были выделены.


Еще много достойных и уникальных работ представлено на выставке и у вас, друзья, есть еще два месяца, чтобы посетить ее и увидеть все эти творения воочию, желаю вам удачи.