Уровня коэффициент сбалансированности значение. Коэффициенты финансовой устойчивости. Что показывает коэффициент соотношения заемного и собственного капитала

Одной из характеристик стабильного положения предприятия служит его финансовая устойчивость.

Нижеприведенные коэффициенты финансовой устойчивости , характеризуют независимость по каждому элементу активов предприятия и по имуществу в целом, дают возможность измерить, достаточно ли устойчива компания в финансовом отношении.

Наиболее простые коэффициенты финансовой устойчивости характеризуют соотношения между активами и обязательствами в целом, без учета их структуры. Важнейшим показателем данной группы является коэффициент автономии (или финансовой независимости , или концентрации собственного капитала в активах ).

Устойчивое финансовое положение предприятия - это результат умелого управления всей совокупностью производственных и хозяйственных факторов, определяющих результаты деятельности предприятия. Финансовая устойчивость обусловлена как стабильностью экономической среды, в рамках которой осуществляется деятельность предприятия, так и от результатов его функционирования, его активного и эффективного реагирования на изменения внутренних и внешних факторов.

1

1. Бюджетный кодекс Российской Федерации. – М.: Ассоциация авторов и издателей «ТЕНДЕМ». Издательство ЭКМОС. – 2013. – 128 с.

2. Программа социально-экономического развития Республики Марий Эл на 2009 – 2012 годы и на период до 2016 года. – Йошкар-Ола, 2009 г.

3. Кaрчeвский. В.В. Oргaнизaция испoлнeния бюджeтa: учeб. пoсoбиe для вузoв / В.В. Кaрчeвский. – М: Вузoвский учeбник, 2009. – 242 с.

4. Марченко Г.Н. Проблемы сбалансированности бюджетной системы Российской Федерации в условиях финансово-экономического кризиса // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. – 2013. – № 01. С. 36-38.

В настоящее время все большую актуальность приобретает проблема обеспечения сбалансированности бюджетной системы Российской Федерации. По настоящее время сохраняется проблема стабильности функционирования бюджетной системы, так как продолжается увеличение внутреннего долга, в бюджет будущих периодов закладывается уменьшение доходной части налоговых поступлений и увеличение налогового бремени .

Согласно одному из важнейших принципов Бюджетного кодекса Российской Федерации сбалансированность бюджета - это соответствие объема предусмотренных бюджетом расходов суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита, уменьшенных на суммы выплат из бюджета, связанных с источниками финансирования дефицита бюджета и изменением остатков на счетах по учету средств бюджетов.

Несбалансированность даже небольшой части бюджетов ведет к задержке финансирования государственных и муниципальных услуг, к сбоям в системе бюджетного финансирования, порождая неплатежи в экономике страны. Действующая система межбюджетных отношений ориентирована на поддержание сбалансированности бюджетной системы РФ, прежде всего, в краткосрочном периоде, что решается в основном за счет роста количества и объема межбюджетных трансфертов, предоставляемых региональным бюджетам из федерального бюджета.

Как показывает практика, установленные Бюджетным кодексом РФ ограничения размера госдолга субъекта РФ не позволяют избежать риска неплатежеспособности региона и, как следствие, необходимости решения данных проблем федеральным центром за счет предоставления дополнительной финансовой помощи.

В связи с этим целесообразно было бы проводить оценку качества сбалансированности бюджетов субъектов РФ. Для этого необходимо выделить следующие виды сбалансированности:

Общая сбалансированность бюджета, достигаемая с привлечением возвратных финансовых ресурсов;

Базовая сбалансированность, обеспечиваемая за счет общей суммы доходов бюджета субъекта РФ, включая межбюджетные трансферты;

Собственная сбалансированность, оцениваемая только на основе показателя доходов бюджета без учета безвозмездных поступлений.

Для количественной оценки качества могут рассчитываться коэффициенты, характеризующие соотношение источников финансового обеспечения расходов и общей суммы расходов региональных бюджетов, в разрезе выделенных видов сбалансированности. Эти коэффициенты могут также использоваться для сравнения показателей финансового состояния отдельных субъектов РФ с аналогичным показателем других публично-правовых образований, выявления динамики их развития и тенденций изменения финансового состояния.

В связи с этим предлагается использовать следующие коэффициенты:

1) коэффициент общей сбалансированности бюджета, отражающий соотношение расходов бюджета и всех источников их финансирования:

где Д - доходы бюджета; ИФДБ - источники финансирования дефицита бюджета; Р - расходы бюджета.

В соответствии с трактовкой в Бюджетном кодексе РФ принципа сбалансированности бюджета коэффициент общей сбалансированности любого бюджета равен 1, при этом в случае, если на протяжении длительного периода времени сбалансированность достигается в значительной мере за счет источников финансирования дефицита бюджета, существует риск возникновения проблем с финансовым обеспечением расходных обязательств соответствующего публично-правового образования. В связи с этим анализ качества сбалансированности бюджетов субъектов РФ целесообразно проводить с использованием дополнительных коэффициентов.

2) коэффициент базовой сбалансированности бюджета, отражающий соотношение расходов и доходов бюджета:

Он показывает, в какой степени общая сумма расходов бюджета покрывается за счет доходов, при этом из расчета исключаются источники финансирования дефицита бюджета. Это позволяет оценить бюджетную сбалансированность, достигаемую без привлечения заемных инструментов. Таким образом, если данный коэффициент принимает значение, близкое к 1, бюджет можно считать сбалансированным при низком уровне риска возникновения проблем финансового обеспечения расходных обязательств.

3) коэффициент собственной сбалансированности бюджета, отражающий соотношение расходов бюджета на реализацию собственных полномочий публично-правового образования и доходов бюджета без учета безвозмездных поступлений:

где БП - безвозмездные поступления в бюджет; С - субвенции.

Он показывает, в какой степени общая сумма расходов бюджета на реализацию собственных полномочий публично-правового образования покрывается за счет доходов без учета безвозмездных поступлений, объем которых, по сути, не зависит от деятельности органов власти публично-правового образования, имеет непостоянный характер и в любой момент может существенно сократиться.

При расчете коэффициента собственной сбалансированности бюджета следовало бы из знаменателя исключить объем расходов, осуществляемых в рамках исполнения переданных полномочий, а из числителя - объем субвенций. Однако достаточно трудно выделить из общего объема расходов региональных бюджетов те расходы, которые осуществляются в рамках исполнения переданных полномочий. Поэтому, при расчете коэффициента собственной сбалансированности бюджета указанные расходы условно принимаются равными объему субвенций, хотя на практике они могут незначительно различаться.

Это позволяет оценить собственную бюджетную сбалансированность, достигаемую без привлечения источников финансирования дефицита бюджета и безвозмездных поступлений: если данный коэффициент принимает значение близкое к 1, бюджет можно считать сбалансированным за счет собственных источников поступлений с несущественным риском возникновения проблем финансового обеспечения расходных обязательств.

Расчет и анализ значений коэффициентов общей, базовой и собственной сбалансированности в разрезе субъектов РФ повышает степень объективности оценки состояния региональных бюджетов, способствует выявлению факторов, влияющих на такое состояние .

Проведем оценку качества сбалансированности консолидированного бюджета Республики Марий Эл за 2008-2012 гг., представив необходимые сведения в табл. 1.

Таблица 1

Данные для проведения оценки качества сбалансированности консолидированного бюджета РМЭ за 2008-2012 гг., млн. руб.

Таблица 2

Оценка качества сбалансированности консолидированного бюджета РМЭ за 2008-2012 гг.

Показатели

Согласно данным табл. 2, значение коэффициента общей сбалансированности в течение анализируемого периода превышает значение 1. Это свидетельствует о том, что на протяжении последних лет сбалансированность достигается за счет источников финансирования дефицита бюджета, что приводит к ежегодному возрастанию государственного долга, и как следствие существует риск возникновения проблем с финансовым обеспечением расходных обязательств.

Так, бюджетная политика в области расходов направлена на ограничение принятия новых обязательств, приостановление роста расходов. В 2012 году наблюдается сокращение расходов в сфере жилищно-коммунального хозяйства, культуры, и средств массовой информации. Наблюдается незначительное снижение базовой сбалансированности бюджета в период с 2010 по 2012 г. по сравнению с кризисным периодом 2008-2009 гг., но в целом значение этого коэффициента близко к 1, и бюджет может считаться сбалансированным .

Что касается коэффициента собственной сбалансированности, то он находится на низком уровне в течение всего рассматриваемого периода. Менее 60 % расходов регионального бюджета на реализацию собственных полномочий покрывается за счет доходов без учета безвозмездных поступлений. Это вызвано недостатком налоговых поступлений, возросшими потребностями в расходах.

Необходимо отметить, что, несмотря на снижение коэффициента собственной сбалансированности регионального бюджета, благодаря реализации Программы антикризисных мер Правительства РФ на 2009 г. и оперативной работе Минфина России по оказанию финансовой поддержки субъектам РФ удалось сохранить показатель базовой сбалансированности регионального бюджета на достаточно высоком уровне.

Коэффициент собственной сбалансированности бюджета по сравнению с коэффициентом базовой сбалансированности бюджета позволяет более точно оценить качество сбалансированности с учетом возможных рисков снижения источников финансирования расходов, поскольку налоговые и неналоговые доходы в меньшей степени подвержены влиянию различных факторов, в результате которых может произойти их сокращение, в том числе и непредвиденное. В такой ситуации важнейшим инструментом достижения сбалансированности бюджетов субъектов РФ являются межбюджетные трансферты из федерального бюджета.

Так, в 2009 г. при существенном снижении налоговых и неналоговых доходов консолидированных бюджета РМЭ (на 7,3 % к 2008 г.) за счет предоставления дополнительных дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности региональных бюджетов (соответствующие бюджетные ассигнования из федерального бюджета были увеличены на 470 млн. руб.) удалось сохранить позиции. В 2009 г. впервые была разработана формализованная методика распределения указанных дотаций, что позволило более эффективно использовать данный инструмент обеспечения сбалансированности бюджетов в условиях кризиса.

Соблюдение баланса бюджета - сложная задача на любом уровне управления. Для стабилизации экономики и поддержания баланса бюджета следует экономно расходовать оставшиеся накопленные средства и рационально строить не только систему доходов, но и систему расходов средств регионального бюджета.

Предлагаем определить четыре основных направления, по которым должна осуществляться работа по увеличению доходов бюджетов субъектов РФ. Это - совершенствование бюджетной системы и межбюджетных отношений; увеличение доходной базы (доходного потенциала); совершенствование региональной нормативно - правовой базы; совершенствование системы администрирования и контроля.

В рамках указанных направлений необходимо выделить ряд мероприятий, способствующих росту доходов субъектов РФ:

Создать благоприятные условия для инвестиций;

Разработать и внедрить политику поддержки инноваций;

Применить фискальные стимулирующие механизмов с целью увеличения поступлений в региональные бюджеты;

Разграничить доходы между уровнями бюджетной системы, что максимально способствовало бы увеличению их поступлений и при этом обеспечивало бы справедливое распределение бюджетных ресурсов;

Снижение недоимки по налогам и сборам за счет совершенствования системы администрирования и контроля, в том числе с использованием современных методов с целью мобилизации дополнительных доходов.

Траты на перестроение системы покроются экономическим ростом и развитием производства, что в свою очередь наполнит доходную часть бюджета.

Библиографическая ссылка

Кожанов Т.В., Романова М.Н., Смирнов А.А. ПРОБЛЕМА СБАЛАНСИРОВАННОСТИ КОНСОЛИДИРОВАННОГО БЮДЖЕТА РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2014. – № 1. – С. 101-104;
URL: https://applied-research.ru/ru/article/view?id=4591 (дата обращения: 27.07.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

«УДК 393 ДИНАМИКА СБАЛАНСИРОВАННОСТИ ВНЕШНЕТОРГОВЫХ СВЯЗЕЙ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ И РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В.В. КОВАЛЬЧУК...»

ЭКОНОМИКА 103

ДИНАМИКА СБАЛАНСИРОВАННОСТИ

ВНЕШНЕТОРГОВЫХ СВЯЗЕЙ

РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

И РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В.В. КОВАЛЬЧУК

Учреждение образования «Гомельский государственный

университет им. Ф. Скорины», Республика Беларусь

Л.П. БАБАШ

Учреждение образования «Белорусский торговоэкономический университет потребительской кооперации», г. Гомель На макроэкономическом уровне оценка эффективности внешнеторговой деятельности является не простой задачей, решение которой определяется, в первую очередь, выбором методических подходов к этой проблеме. Поскольку основными показателями, характеризующими внешнеторговые связи на макроэкономическом уровне, являются экспорт, импорт, сальдо и товарооборот (информационное обеспечение этими данными регулирует Министерство статистики и анализа РБ), то целесообразно будет в современных условиях применить методику оценки уровня развития внешнеторговой деятельности , основанную на использовании данных показателей.



Методика оценки уровня развития внешнеторговой деятельности включает в себя в широком смысле три взаимосвязанных между собой этапа. Первый этап – это оценка сбалансированности внешнеторговой деятельности региона (в данном случае республики) с торговыми партнерами; второй этап – оценка эффективности вклада торговых партнеров в общую сбалансированность региона и третий – исследование уровня развития внешнеторговой деятельности, включая ее диверсификацию, за конкретные периоды времени при помощи наглядного изображения, с целью оптимизации структуры внешнеторговых связей республики.

Достоинства данной методики заключаются в следующем: 1) использование «безразмерных» показателей, т. е. не привязанных к единице измерения, что позволяет их сопоставлять между собой за различные временные периоды; 2) доступность информационного обеспечения, при использовании необходимых данных в расчетах показателей; 3) реальная возможность оценки двусторонности внешнеторговых связей, т. е. когда оценка экспортно-импортных операций происходит одновременно (существующие показатели эффективности определяют отдельно эффективность либо экспортных, либо импортных операций).

Согласно данной методике основополагающими при анализе сбалансированности экспортно-импортных операций можно считать два показателя: коэффициент сбалансированности внешнеторговой деятельности и эффективность вклада компонента (региона).

Коэффициент сбалансированности внешнеторговой деятельности является оценочным показателем уровня развития внешнеэкономической деятельности предприятия и рассчитывается следующим образом:

ВЕСТНИК ГГТУ ИМ. П.О. СУХОГО № 2 2002 К = С/ТО, (1) где К – коэффициент сбалансированности внешнеторговой деятельности;

С – внешнеторговое сальдо;

ТО – внешнеторговый оборот.

Коэффициент сбалансированности внешнеторговой деятельности (далее коэффициент) может принимать значения в пределах от «+1» до «–1». При сбалансированности экспортно-импортных операций предприятия коэффициент сбалансированности внешнеторговой деятельности приближается к нулю. Если объемы экспорта и импорта значительно отличаются один от другого, то значение коэффициента в зависимости от знака внешнеторгового сальдо приближается к «+1» или «-1». Значение коэффициента равное «+ 1» или «- 1» говорит о полной односторонности внешнеторговых связей, т. е. внешнеэкономические связи государства представлены либо экспортными, либо импортными поставками. При значении коэффициента, равном «0», внешнеторговые связи можно считать полностью сбалансированными.

Значение коэффициента сбалансированности рассчитывается как для определения сбалансированности внешнеторговых связей с каждым партнером – участником внешнеэкономической деятельности, так и для определения общей сбалансированности со всеми внешнеторговыми партнерами, на основании общих величин сальдо и внешнеторгового оборота, рассчитанных по всем регионам.

На общую сбалансированность внешнеторговых отношений оказывает влияние каждый конкретный торговый партнер, осуществляющий внешнеэкономические связи.

Эффективность вклада каждого партнера в общую сбалансированность внешнеэкономической деятельности рассчитывается по формуле 2:

ЭКi = Кi УДi, (2) где ЭКi – показатель эффективности вклада i-того внешнеторгового партнера; Кi – коэффициент сбалансированности внешнеторговых связей с i-тым партнером; УДi – удельный вес внешнеторгового оборота с i-тым торговым партнером в общем внешнеторговом обороте.

Влияние эффективности вклада i-того внешнеторгового партнера на общую сбалансированность можно определить по формуле 3:

Кобщ = ЭКi / 100, (3) где Кобщ – коэффициент общей сбалансированности внешнеторговой деятельности.

Анализ численных значений формулы 3 позволяет определить, каким образом каждый i-тый внешнеторговый партнер влияет на общую сбалансированность внешнеэкономической деятельности.

Функция внешнеторговой деятельности определяется на заключительном этапе оценки уровня развития внешнеторговой деятельности компонента. С ее помощью выявляется возможность наглядно оценить масштабность внешнеторговых операций региона и выявить изменения во внешнеторговой деятельности на региональном уровне за конкретный период. Определение функции внешнеторговой деятельности осуществляется следующим образом. Рассчитываются коэффициенты сбалансированности внешнеторговой деятельности региона и удельные товарообороты с каждым торговым партнером. Значения коэффициентов сбалансированности откладываются по оси абсцисс, а значения удельных товарооборотов – по оси ординат. При этом область изменения коэффициента сбалансированности на оси абсцисс находится в пределах от –1 до + 1. Удельные внешнеторговые обороты суммируются по признаку соответствия их определенным значениям коэффициента.

Суммирование проЭКОНОМИКА 105 изводится, в том случае, если регион осуществляет внешнеторговую деятельность с большим количеством стран, и, как правило, по интервалам, например:

[- 1; 0,9], и т. д. Полученные суммарные значения откладываются вдоль положительного значения оси ординат. По отложенным точкам строится кривая, определяющая масштабы внешнеторговой деятельности региона за конкретный период.

Анализ уровня развития региона по функции внешнеторговой деятельности базируется на следующих основных аспектах. Если большая часть площади, ограниченная кривой находится в положительной области оси абсцисс, то имеет место превышение экспортных поставок над импортными и наличие в регионе положительного сальдо. И наоборот: наличие в регионе отрицательного сальдо покажет больший объем площади, ограниченной кривой, в отрицательной области оси абсцисс. Площадь, соответствующая определенным значениям удельных товарооборотов, расположенных по оси ординат, и расположенная на графике в пределах соответствующих значений коэффициента сбалансированности покажет размеры объемов экспортноимпортных операций с конкретными участниками внешнеторговой деятельности. В основе построения графика функции лежат относительные величины, что позволяет сопоставлять уровень развития внешнеторговых связей государств за различные периоды времени.

Оценим внешнеторговую деятельность Республики Беларусь с регионами Российской Федерации по вышеприведенной методике.

Республика Беларусь осуществляет внешнеторговые связи с 7 федеральными округами Российской Федерации: Центральным, Северо-Западным, Южным, Приволжским, Уральским, Сибирским и Дальневосточным. Определим сбалансированность внешнеторговых связей Беларуси с каждым из этих регионов и общую – с Россией за 1999-2000 гг., а также эффективность вклада каждого региона России и их влияние на общую сбалансированность внешнеторговых отношений Беларуси и России за каждый исследуемый год.

Таблица 1 Данные о сбалансированности внешнеторговых связей Беларуси и России в 1999 г.

–  –  –

В 2000 году при ухудшении сбалансированности торговых отношений двух государств, общий объем внешнеторгового оборота Беларуси и России значительно увеличился по сравнению с 1999 г. Следует отметить, что при довольно значительном объеме товарооборота Центральный регион обладает высокой сбалансированностью отношений с РБ (К = 0,054). Практически на таком же высоком уровне сбалансированность торговых отношений у республики с Северо-Западным регионом и наиболее высокая – с Приволжским округом (К= – 0,006). Наибольшая несбалансированность отношений остается у республики с Уральским (К = -0,897) и Дальневосточным (К = 0,6507) федеральными округами. Отрицательное влияние Уральского региона на общую сбалансированность отношений РБ и России в 2000 году не только осталось доминирующим, но и по сравнению с предыдущим годом возросло (ЭК = – 24,21).

Таким образом, внешнеторговые связи Республики Беларусь и Российской Федерации за период с 1999 по 2000 гг. имеют следующие особенности: Первая. Общая сбалансированность отношений РБ и России на протяжении исследуемого периода довольно высока, хотя в 2000 г. по сравнению с 1999 г. наметились некоторые тенденции к ухудшению общей сбалансированности их отношений (К=-0,1979). Вторая. На общую сбалансированность внешнеторговых отношений РБ и Российской Федерации за исследуемый период наибольшее влияние оказывают торговые отноЭКОНОМИКА 107 шения с Уральским регионом (ЭК имеет самое высокое значение по сравнению с другими регионами). При этом объемы импортных закупок из этого региона оказывают влияние на формирование отрицательного сальдо в 1999-2000 гг. Третья.

Внешнеторговые отношения РБ с Центральным регионом России характеризуются самыми высокими объемами внешнеторгового оборота и большой степенью влияния на общую сбалансированность отношений двух стран (по эффективности вклада занимает второе место после Уральского региона).

Как отмечалось выше, построение графика функции внешнеторговой деятельности является заключительным этапом анализа, своеобразным симбиозом аналитического исследования. Функции внешнеторговой деятельности определены за период с 1999 по 2000 гг., причем каждому году соответствует своя функция. Графики функций внешнеторговой деятельности представлены на одном рисунке, что позволяет наглядно продемонстрировать изменения в развитии внешнеторговой деятельности Республики Беларусь в последние годы.

–  –  –

Рис. 1. График функций внешнеэкономической деятельности Республики Беларусь с регионами России в 1999-2000 годах Представленные на рисунке графики функций наглядно подтверждают результаты анализа, проведенного на предыдущих этапах при оценке сбалансированности внешнеторговой деятельности республики. Графическое изображение функций наглядно показывает, что каждая из двух функций имеет по два максимума. Один из максимумов (назовем его первый максимум) расположен в области близкой к нулю, что говорит о высоких объемах внешнеторговой деятельности республики при ее относительной сбалансированности с регионами России. Наибольшее влияние ежегодно на сбалансированность внешнеторговых отношений оказывает Центральный федеральный округ, удельный товарооборот которого колеблется в пределах 50 %.

Второй максимум каждой функции расположен в отрицательной области в интервале близком к единице на оси абсцисс (область значительной несбалансированности импорта). Возникновение этого максимума обусловлено ежегодными большими объемами импортных поставок из Уральского региона.

Проведенный анализ позволяет сделать вывод о необходимости дальнейшего совершенствования внешнеторговых связей с Российской Федерацией (прежде всего, налаживания сбалансированных связей с Уральским федеральным округом), так как ВЕСТНИК ГГТУ ИМ. П.О. СУХОГО № 2 2002 в настоящее время еще не в полной мере используются преимущества создающегося общего экономического и таможенного пространства, единого рынка, обеспечивающих эффективное функционирование имеющегося научно-производственного потенциала наших стран.

Литература

1. Ковальчук В.В. Анализ внешнеторговых связей (переходный период, региональный аспект). – Мн.: Белинформпрогноз, 1997. – 140 с.

2. Внешняя торговля РБ 1995-2000 гг.: Статистический сборник. – Мн.: Информстат Минстата РБ, 2001. – 374 с.

Получено 05.09.2002 г.

Похожие работы:

«ТЕЗИСЫ ДОКЛАДА «О комплексе мер по улучшению инвестиционного климата и выполнению плановых показателей 2014 года по привлечению инвестиций» Докладчик: Нечаев В.А., заместитель Губернатора Новгородской области Первоочередной задачей инвестиционной политики Новгородской области является создание правовых, экономических и организационных условий, максимально способствующих укреплению инвестиционного потенциала области и его эффективному использованию. В соответствии с поручением Президента...»

«ВЕРХОВНА РАДА УКРАЇНИ ІНФОРМАЦІЙНЕ УПРАВЛІННЯ ВЕРХОВНА РАДА УКРАЇНИ У Д ЗЕРКАЛІ ЗМІ: За повідомленнями друкованих та інтернет-ЗМІ, телебачення і радіомовлення 24 грудня 2008 р., середа ДРУКОВАНІ ВИДАННЯ Бюджетный эксцесс Наталья Непряхина, КоммерсантЪ (Украина) Верховная Рада вчера приняла к рассмотрению доработанный Кабинетом министров проект бюджета на 2009 год. В результате, вопреки рекомендациям МВФ и личной позиции министра финансов В.Пинзеныка, на 2009 год запланирован рекордный дефицит...»

«Размышления над книгой М. Дерябина горизонтальная экономика: контуры управления (О книге Б. Мильнера и Т. Орловой «Организация создания инноваций: горизонтальные связи и управление») В статье рассматриваются основные положения монографии Б. З. Миль­ нера и Т. М. Орловой. Проанализированы предпосылки и главные направле­ ния развития сетевой партнерской рыночной координации и соответствующих методов горизонтального управления. Рассмотрены организационно­управ­...»

« статью в журнале http://publ.naukovedenie.ru Связаться с редакцией: [email protected] УДК 339.137.22 08.00.05 Экономика и управление народным хозяйством Леднев Владимир Алексеевич Московский финансово-промышленный университет «Синергия» Россия, Москва Первый проректор, научный руководитель факультета спортивного менеджмента, Доктор...»

«Мировая экономика Риски государственно-частного партнерства в инновационной сфере Республики Казахстан Современный этап развития мировой экономики стаТ. М. Матаев вит перед государствами жесткие требования, соответствие которым предполагает наличие системы интенсивно генерируемых и внедряемых инноваций. УДК 339.5 (574) ББК 65.428 С каждым годом инновационный процесс становится М-330 все более интенсивным и более затратным в отношении всех видов ресурсов. Поэтому наиболее эффективное...»

2016 www.сайт - «Бесплатная электронная библиотека - Научные публикации»

Материалы этого сайта размещены для ознакомления, все права принадлежат их авторам.
Если Вы не согласны с тем, что Ваш материал размещён на этом сайте, пожалуйста, напишите нам , мы в течении 1-2 рабочих дней удалим его.

Итог финансовой деятельности органов государственного управления определяется на основе сопоставления доходной и расходной частей бюджета. Если доходы превышают расходы, то имеет место профицит; если доходы меньше расходов – налицо дефицит бюджета. Статистические показатели, расчет которых предполагает сопоставление доходов и расходов бюджета, формируются в соответствии с такими принципами бюджетной системы, как принцип сбалансированности бюджета и принцип общего (совокупного) покрытия расходов.

Принцип сбалансированности бюджета означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему его доходов и поступлений из источников финансирования дефицита.

Принцип общего (совокупного) покрытия расходов заключается в том, что все расходы бюджета должны покрываться общей суммой его доходов и поступлений из источников финансирования дефицита.

Общий итог деятельности дополняется расчетом относительных показателей (табл. 19.6).

Таблица 19.6

Показатели дефицита государственного бюджета

Показатели

Аналитическое значение

Коэффициент покрытия расходов бюджета ero доходами (отношение доходов бюджета к расходам)

Используется при прогнозировании расходов, сумма которых может быть зависимой от доходов бюджета и уровня его дефицита

Соотношение дефицита бюджета и его расходов (доходов)

Характеризует уровень дефицита

Соотношение дефицита бюджета и ВВП

Отражает финансовое положение страны, которое принято считать нормальным, если это соотношение не превышает 3%

Дальнейший статистический анализ деятельности органов государственного управления включает в себя определение показателей финансирования расходов бюджета, а также классификации и характеристики государственного долга. Направления анализа представлены на рис. 19.1.

Формирование системы показателей финансовой статистики на основе международных стандартов потребует существенной трансформации отечественной статистики государственного бюджета и, в частности, рассмотренных выше классификаций и показателей.

В соответствии с международными стандартами статистика государственных финансов (СГФ) – это статистическая система, в рамках которой определяются понятия, правила учета и классификации, рекомендуемые для систематизации сбора данных об операциях отдельно органов государственного управления и государственного сектора в целом. Понятие сектора государственного управления в СГФ соответствует определению, данному в СНС 1993 г. Государственный сектор – это производное понятие, которое отражает перегруппировку институциональных единиц секторов в СНС путем объединения подсекторов сектора органов государственного управления с подсекторами государственных нефинансовых и финансовых корпораций.

Рис. 19.1.

Международные стандарты отчетности сектора государственного управления изложены в документах МВФ по статистике государственных финансов. Переход на эти стандарты предполагает существенное изменение содержания доходов и расходов бюджета как экономических категорий.

Эти изменения связаны прежде всего с различиями в принципах учета по кассовому методу и методу начислений. Согласно кассовому методу учитывают:

  • признание операций в момент получения или выплаты денежных средств;
  • доходы как денежные средства, поступающие в распоряжение органов государственной власти и местного самоуправления;
  • расходы как денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функции государства;
  • финансовый результат как превышение кассовых поступлений над кассовым выбытием.

Согласно методу начислений учитывают:

  • признание операций в момент возникновения либо изменения экономической стоимости активов или обязательств;
  • доходы как операции, увеличивающие чистую стоимость активов;
  • расходы как операции, уменьшающие чистую стоимость активов;
  • финансовый результат как разницу активов и обязательств, т.е. чистую стоимость активов.

Таким образом, переход с кассового метода учета на учет по методу начислений приводит к следующим изменениям в основных категориях статистики бюджета:

  • – возникает понятие запаса (остатков) нефинансовых, финансовых активов, остатков обязательств;
  • – содержание доходов и расходов определяет только те текущие операции, которые влияют на изменение чистой стоимости активов: доходы приводят к ее увеличению, а расходы – к уменьшению.

При таком определении в доходы не включаются поступления от реализации нефинансовых и финансовых активов (например, продажа земли, оборудования), потому что подобные операции связаны лишь с видоизменением активов: из нефинансовых (основ ные средства) активы переходят в финансовые (средства на счетах). Аналогично к расходам не относится ни приобретение основных средств, ни создание активов, ни операции с бюджетными кредитами и ссудами.

Сальдо доходов (за вычетом расходов) является величиной, эквивалентной изменению чистой стоимости активов под влиянием операций с нефинансовыми и финансовыми активами и обязательствами.

Очевидно, внедрение указанных изменений предполагает реорганизацию всей системы бюджетного учета. Главным управлением Федерального казначейства Минфина России разработан план счетов и инструкция по его применению. В данном документе номер каждого счета включает в себя источник средств, код раздела и подраздела плана счетов, код бюджетной классификации счетов единого плана счетов и код соответствующей валюты. Данный план счетов позволяет на основе кодов классификации активов и обязательств на начало отчетного периода производить учет потоков, которые (в процессе исполнения бюджета) изменяют соответствующие активы и обязательства, и определять объем активов и обязательств на конец отчетного периода.

Назначение системы отчетности в формате СГФ заключается в том, чтобы обеспечить формирование информационной базы, позволяющей не только следить за правильностью расходования бюджетных средств, но и облегчить идентификацию и оценку воздействия на экономику мер государственной экономической политики, а также выявить их долгосрочную устойчивость. Например,

меры государственной политики не будут устойчивыми в долгосрочном плане, если они приведут к значительному снижению чистой стоимости государственных активов.

С точки зрения внешних пользователей важно то, что данные СГФ, во-первых, тесно связаны с другими макроэкономическими статистическими системами (национальными счетами, платежным балансом, денежно-кредитной и финансовой статистикой), а во-вторых, позволяют оценивать финансовую надежность сектора государственного управления теми же методами, какие обычно применяются в отношении других организаций в экономике данной страны.

Государственные корпорации (организации) могут проводить операции органов государственного управления по распоряжению государственных единиц, которым они принадлежат. Такая дея ель- пость может осуществляться в различных формах. Непосредственно государственная корпорация (организация) может проводить конкретные операции для выполнения тех или иных функций органов государственного управления, например предоставлять кредиты определенным сторонам по ставкам ниже рыночных или отпускать электроэнергию отдельным потребителям но сниженным тарифам. Однако в более общем случае государственная корпорация (организация) может проводить налогово-бюджетную политику посредством найма большего числа работников, чем требуется, приобретения избыточных производственных ресурсов, оплаты производственных ресурсов по ценам, превышающим рыночные, или продажи значительной доли своей продукции по ценам ниже того уровня, на котором находилась бы рыночная цена в том случае, если в этой деятельности участвовали бы только частные производители.

Для целей повышения эффективности налогово-бюджетного анализа наряду со статистикой сектора государственного управления МВФ рекомендует вести статистику государственного сектора в целом, при этом подчеркивается, что статистическая основа СГФ может применяться к обоим секторам независимо от выбранного охвата институциональных единиц.

Формирование системы показателей государственного сектора в целом представляет собой особый этап перехода российской СГФ к международному стандарту.

Система сбалансированных показателей представляет собой специализированную систему управления, при помощи которой компания может предельно точно сформулировать свои планы на будущее, разработать стратегию и впоследствии воплотить ее в реальность.

Для чего нужна эта система?

При помощи такой системы достигается обратная связь между различными внутренними бизнес-процессами, а также внешними показателями, которая требуется для того, чтобы увеличить стратегическую эффективность и в конечном итоге добиться соответствующих результатов. Когда полностью внедряется система сбалансированных показателей, стратегическое планирование из стандартного теоретического упражнения превращается в одну из наиболее важных сфер деятельности предприятия. Таким образом увеличивается эффективность работы компании и повішается стабильность ее работы.

Что она собой представляет?

Как утверждают сами разработчики, система сбалансированных показателей предусматривает поддержку традиционных финансовых показателей, но при этом стоит понимать, что они отражают только ход будущих событий, а также обеспечивают адекватное описание для компаний времен промышленного производства, для которых инвестирование в какие-либо долгосрочные программы или же в улучшение взаимоотношений с потребителями было далеко не таким существенным, как сегодня. В то же время такие показатели являются абсолютно неактуальными, если речь идет об управлении деятельностью компаний времен информационных технологий, которые стараются добиваться будущих результатов, осуществляя вложение средств в удобство клиентов, сотрудников, поставщиков, инновации, технологии и самые разнообразные бизнес-процессы.

Именно по этой причине была предложена система сбалансированных показателей, при помощи которой можно было бы дополнить финансовые показатели той информацией, которая позволяет отобразить удовлетворенность потребителей, внутренние бизнес-процессы, а также возможность развития компании.

В чем ее особенности?

Данная технология предусматривает основные факторы работы компании, включая обслуживание клиентов, а также финансовую и операционную эффективность, в виде целого набора различных характеристик. Компания может фиксировать и впоследствии анализировать эти характеристики для того, чтобы понять, действительно ли в процессе работы достигаются стратегические цели. Всецело реализованная система представляет последовательное рассмотрение работы компании на каждом из уровней. В конечном счете каждым отдельным сотрудником компании обрабатывается личная BSC (система сбалансированных показателей), при этом он старается достичь собственных персональных целей. В данном случае сотрудник основывается на показателях, связанных с корпоративной стратегией.

Основы

BSC (система сбалансированных показателей) предусматривает рассмотрение компании с точки зрения четырех перспектив, а также разработку количественных параметров, сбор данных и их последующий анализ в соответствии с каждой перспективой.

Перспектива развития и обучения

Данная перспектива включает в себя тщательное обучение специалистов, а также культивацию корпоративной культуры не только в личностном плане, но еще и на корпоративном уровне. В компании, в которой работают действительно образованные люди, сотрудники в конечном итоге становятся главным ресурсом.

В современных условиях, в которых присутствуют быстрые технологические изменения, работники, занимающиеся умственным трудом, должны постоянно совершенствоваться. Государственные организации достаточно часто не имеют возможности для того, чтобы набрать новых технически подготовленных сотрудников, и параллельно этому также сокращают обучение уже работающих. Это наиболее важный признак утечки интеллектуальной силы из компании, и это нужно в обязательном порядке останавливать в самые короткие сроки.

Определенные показатели должны в конечном итоге полностью продемонстрировать руководящему составу, в каком именно месте нужно будет сконцентрировать средства для детальной подготовки сотрудников для того, чтобы они принесли максимально возможную пользу. В любом случае развитие и обучение – это основной фундамент успеха каждой действительно прогрессивной компании.

Перспектива в бизнес-процессах

Данная перспектива, как следует из названия, непосредственно связана со внутренними бизнес-процессами. С этой точки зрения стратегии сбалансированная система показателей предоставляет менеджерам возможность определить, насколько эффективно работает компания, а также соответствуют ли услуги и продукты требованиям потенциальным клиентов. Такие показатели нужно будет максимально тщательно разрабатывать только тем людям, которые действительно точно представляют себе бизнес-процессы, то есть подобную работу не должны выполнять пусть даже самые профессиональные консультанты со стороны.

Перспектива клиентов

Сбалансированная система показателей эффективности с точки зрения перспективы клиентов учитывает увеличивающуюся важность ориентации на определенного клиента, а также его удовлетворенность. Основным параметром в данном случае является то, что если клиенты остаются неудовлетворенными, то в таком случае они просто начнут искать других поставщиков.

Низкая эффективность в данном направлении представляет собой явный признак того, что в будущем компанию ждет упадок, даже если на данный момент общая финансовая картина остается на стабильно высоком уровне. Для того чтобы разработать показатели удовлетворенности, нужно будет тщательно проанализировать виды процессов и клиентов, для которых нужно будет обеспечить те или иные виды услуг и продуктов.

Финансовая перспектива

Люди, которыми разрабатывалась система сбалансированных показателей предприятия, не отрицали того, что можно использовать также и традиционные финансовые данные. Предоставление своевременной, и в то же время достаточно четкой информации всегда будет оставаться достаточно важным, поэтому менеджеры должны постараться сделать максимум возможного для того, чтобы это обеспечить.

Однако в преимущественном большинстве случаев обработке и поддержке финансовых данных уделяется гораздо больше внимания, чем это действительно нужно. При реализации корпоративной базы данных немалая часть работы может и должна быть не только централизованной, но и автоматизированной, при этом вы должны понимать, что особенная ставка на финансовые показатели ведет к несбалансированной ситуации касательно других перспектив. Именно по этой причине, возможно, нужно будет учитывать также дополнительные финансовые данные, включая оценку риска и данные сравнения результатов и затрат.

Управление, которое основывается на измерениях

Сбалансированная система показателей организации основывается на ключевых концепциях, которые разрабатываются в предыдущих управленческих методиках, таких как полное управление качеством, включая:

  • качество, которое определяет клиент;
  • непрерывное совершенствование;
  • расширение полномочий тех или иных сотрудников;
  • самое важное – основываться на измерениях управления, а также на использовании обратной связи.

Двухконтурная обратная связь

В традиционной промышленной сфере все подчинялось таким понятиям, как «отсутствие дефектов» и «контроль качества». Для того чтобы обеспечить действительно высокую эффективность защиты клиентов от некачественной продукции, нужно будет предпринять серьезные меры, связанные с проверкой и тестированием на поточной линии.

Основной проблемой при использовании данного подхода является то, что действительную причину брака никогда нельзя обнаружить, при этом в процессе отбраковки всегда будет сохраняться определенная неэффективность. В частности, было отмечено, что на каждом отдельном производственном этапе могут появляться те или иные незначительные отклонения, причины которых нужно будет определить и зафиксировать.

Если причины эти можно зафиксировать, то в таком случае есть путь к тому, чтобы сократить количество бракованной продукции, и, соответственно, открыть для себя практически неограниченные перспективы повышения качества. Для такого прогресса их объединяет система сбалансированных показателей, пример которой можно увидеть во многих современных компаниях, имеющая цепочку обратной связи.

Зачем это нужно?

Информация в дальнейшем будет прорабатываться менеджерами для того, чтобы определить причины возникновения отклонений процессов, в которых часто появляются ошибки. И уже после этого принимаются соответствующие меры, направленные на то, чтобы изменить набор этих процессов. Точно так же, как в системе полного контроля, разработка сбалансированной системы показателей предусматривает наличие обратной связи между различными внутренними бизнес-процессами и внешними результатами. Но, помимо этого, в ней предусматривается также дополнительное кольцо обратной связи, которое объединяет в себе результаты используемых бизнес-стратегий. Таким образом, внедрение сбалансированной системы показателей образует двухконтурное кольцо обратной связи.

Результирующие показатели

Невозможно исправить то, что не поддается измерению, вследствие чего показатели должны разрабатываться, основываясь на приоритетах стратегического плана, в котором присутствуют ключевые факторы развития бизнеса, а также критерии выбора самых интересных характеристик для менеджеров. После этого тщательно проектируется процесс сбора информации, которая описывает эти характеристики, и они приводятся к численному виду для хранения, отображения и дальнейшего анализа.

Лица, которые в данном случае принимают решения, оценивают итоговые значения нескольких измеряемых процессов и стратегий, а также осуществляют контроль результатов для того, чтобы добиться правильного управления компанией, а также обеспечить обратную связь.

Следовательно, в данном случае ценность параметров заключается в том, что они представляют собой основу, определяющую:

  • Стратегическую обратную связь, которая демонстрирует лицам, ответственным за принятие решений, нынешний статус организации в соответствии с несколькими перспективами.
  • Диагностическую обратную связь с разными процессами для того, чтобы управлять изменениями.
  • Временные тенденции изменения эффективности работы в соответствии с мерой контроля показателей.
  • Обратную связь между технологиями измерения, а также выбор контролируемых параметров.
  • Количественные входные параметры для различных способов моделирования и прогнозирования, которые будут использоваться в системах поддержки принятия решений.

Фактическое управление

В данном случае основная задача выполнения измерений заключается в том, чтобы менеджеры могли более четко представлять работу собственной компании в соответствии с несколькими перспективами и, соответственно, добиваться более мудрых и долгосрочных решений.

Современный бизнес непосредственно зависит от того, как осуществляются процессы измерения и анализа результатов деятельности. Измерения в данном случае основываются на используемой стратегии компании и должны обеспечивать критическую информацию о ключевых процессах, выходных параметрах и конечных результатах. Информация, которая требуется для оценки и увеличения эффективности работы, может быть самой разной, включая сведения о:

  • клиентах;
  • эффективности предоставления услуг или реализации продуктов;
  • рынке;
  • операциях;
  • конкурентных сравнениях;
  • сотрудниках;
  • поставщиках;
  • финансах и расходах.

Анализ, который включает в себя сбалансированная система показателей Нортона и Кэплена, предусматривает использование информации для определения перспективных оценок, тенденций, причин и следствий, которые нельзя будет определить без его использования. Данные и анализ представляют собой достаточно важный инструмент для достижения самых разных целей компании, включая также оценку результатов, планирование, улучшение операций, сравнение производительности компании с конкурирующими фирмами или же с оптимальными характеристиками в данной сфере.