В какой последовательности нужно читать картины художников. Как научится понимать картины? Для чего служат картины

Книги уже много тысячелетий формируют, отражают и сопровождают человеческую цивилизацию. Им уже 4,5 тысячи лет. Книга печатная (в современном понимании слова) сама становится предметом искусства с момента своего возникновения (примерно с 1440 года; в России - несколько позже - во второй половине XVI века).

Сандро Боттичелли. «Мадонна с книгой»

Джузеппе Арчимбольдо. «Библиотекарь»

Отношения человека с книгой всегда оставались примером искренности, доверительности и необходимости друг другу. Собирая материал по теме, мы были поражены многообразием видов (начиная с иконописи и кончая декоративно-прикладным искусством) и жанров, отобразивших книгу и читателя (это и портрет, живописный и скульптурный, и натюрморт, и компьютерная графика). В них искусство как бы признается в любви к Книге - удивительному творению и, одновременно, источнику человеческого интеллекта. Для некоторых художников она - главный герой и смысловой центр (в жанре натюрморта). Но в основном книга в руках человека - это способ раскрыть его внутренний мир, подчеркнуть его душевное состояние и красоту.

Более 570 памятников искусства о книге и чтении от античности до новейшего времени собраны и прокомментированы в известной работе западногерманского книговеда З. Тауберта «Библиопола». Это произведения Джорджоне, Тициана, А. Бронзино, Д. Веласкеса, Рафаэля, Рембрандта, Рубенса, К. Коро и многих других титанов XV-XVIII веков. В XIX веке - это излюбленная тема импрессионистов: О. Ренуара и К. Моне, Ван Гога и Э. Мане, А. Тулуз-Лотрека и Б. Моризо. Произведения русских мастеров классической эпохи - О.А. Кипренского, В.А. Тропинина, И.Н. Крамского, И.Е. Репина, В.И. Сурикова, М.А. Врубеля, В.А. Серова, Н.Н. Ге, и таких художников прошлого века, как М.В. Нестеров, И.Э. Грабарь, Н.П. Ульянов, А.А. Дейнека и других, показывают нам, как широко распространилась книга в России, как изменился её читатель.

Рассказать обо всех невозможно. Мы выбрали то, что, на наш взгляд, может удивить современника в отображении «человека читающего» в искусстве. Талантливое произведение с его конкретными деталями может сказать внимательному глазу больше, чем многотомные исторические издания. И тогда сами изображения приобретают силу и достоверность документов. Но прежде всего нас интересует, как с помощью книги раскрывается характер человека читающего, а через него - и характер эпохи. Первые книги появляются на иконах мастеров в руках святых, это, разумеется, Священное писание. Затем - на парадных портретах средневековых вельмож. Книги очень дороги и говорят не только о богатстве их обладателей, но и о причастности к интеллектуальной элите своего времени.

Портрет Лукреции Панчатики относится к лучшим произведениям Аньоло Бронзино (1503-1572) и к одному из самых прекрасных женских образов в мировой живописи. Портрет создавался как парный к портрету мужа Лукреции - посла флорентийского герцога при французском дворе Бартоломео Панчатики. В Париже супруги попали под влияние гугенотов. После возвращения во Флоренцию им пришлось пройти через суд инквизиции. Однако позднее милость герцога им была возвращена. К этому периоду и относится создание шедевра. Все «придворные» портреты Бронзино отличает олимпийская отстраненность от повседневности и её прозы. Перед нами изображение прекрасной молодой аристократки. Гордая осанка. Спокойная уверенность в собственной неотразимости и правая рука - на «Часослове Богоматери», который узнается по молитве, посвященной Деве Марии. Филигранно выписанные плотный и дорогой атлас, дорогие украшения подчеркивают кожу цвета слоновой кости и хрустальные глаза. На золотой цепи с эмалью (возможно, подаренной Бартоломео по поводу помолвки или свадьбы) надпись: «Любовь не имеет конца».

В итальянском искусстве эпохи Возрождения выделяется совершенно фантастический для своего времени живописец, постановщик праздничных представлений, декоратор, представитель маньеризма Джузеппе Арчимбольдо (1527-1593). Арчимбольдо был художником, наделенным неисчерпаемым воображением и универсальной эрудицией. Самые известные из созданных им работ - так называемые «составные головы» из серий «Времена года» (1562—1563) и «Четыре элемента» (1569). Необыкновенно оригинальные и поражающие своей неповторимостью, а зачастую и портретным сходством, его работы составлены полностью из великолепных плодов, овощей, цветов, ракообразных, рыб, жемчужин, музыкальных инструментов, книг и т. д. Так, например, рисунок «Повар» составлен из кухонных элементов. Лица стилизованы; эффект формы и светотени в пространстве создаётся весьма искусной компоновкой элементов. Перед вами его «Библиотекарь», человек-книга. Ну чем не коллаж, обработанный в Photoshop? Забытый ныне художник был провозглашен в XX веке предтечей сюрреализма, а картина «Библиотекарь» названа «триумфом абстрактного искусства в 16-м столетии».

Жан-Оноре Фрагонар. «Девушка за чтением»

На протяжении последующих веков книга становилась более доступной, развивалась светская литература, менялся облик читателя. В 1769 году парижский художник Жан-Оноре Фрагонар (1732-1806) задумывает уникальную серию полотен одинакового размера, так называемых «фантастических фигур». Большая их часть не имеет реальных прототипов и создаётся за невероятно короткое время, около часа. Такова его «Девушка за чтением». На месте лица читающей девушки французский художник вначале нарисовал мужскую голову. Возможно, женское лицо также не является портретом с натуры и поэтому может рассматриваться как одна из «фантастических фигур». Но естественная поза поглощенной чтением (любовного романа, стихов?) девушки делает её живой и тёплой, что дало возможность французскому искусствоведу Теофилю Торе написать о ней в 1844 году: «Очаровывает свежее лицо юной девушки, с нежной, словно персик, кожей. Она одета в светлое, лимонно-желтое, щедро отражающее световые блики платье... Героиня картины сидит, откинувшись на лиловую подушку, на которую падают глубокие пурпурные тени. Портрет поражает своей глубиной и жизненностью».

В произведениях художников XIX века книга появляется всё чаще и чаще. К книгам тянутся простой крестьянин и светская дама, аристократ и мещанин. Книга включена как центральная фигура в жанровые и исторические полотна: «Меншиков в Березове»

В. Сурикова, «Завтрак аристократа» П. Федотова, «В книжной лавочке» В. Васнецова и многие другие.

У импрессионистов масса картин о читателе и книге. Книга в руках человека, расположившегося на природе, - излюбленная их тема: у Клода Моне («На лугу», «Семья художника в саду», «В лесах Живерни», «Чтица»); у Анри Тулуз-Лотрека («Дезире Дио»), у Гюстава Кейботта («Апельсиновое дерево»). Книга как часть семейной жизни нашла широкое отражение у О. Ренуара. Персонажи его картин читают за завтраком («Завтрак в Берневале»), одну книгу на двоих читают подружки («Читающие девушки»), есть у него «Девушка, читающая книгу», «Читающая женщина» и особенно много очаровательных читающих детей.

Список имён и интересных работ импрессионистов можно продолжать. Однако это тема для объёмной монографии, которая ждёт своего автора. А мы не можем обойти стороной выдающегося предшественника импрессионистов французского живописца, мастера пейзажа и портрета Жана-Батиста Камиля Коро (1796-1875). Как пейзажист К. Коро оказал большое влияние на творчество импрессионистов своей великолепной передачей световоздушной среды, богатством колорита и умением создать незабываемое впечатление от пейзажа в целом. Коро любил включать в пейзажи фигурные композиции. Всего известны 323 картины с фигурами. Обычно художнику позировали его друзья и родственники. Так же как и пейзажам, фигурным композициям Коро присуще свое определенное настроение. Часто это изображения миловидных девушек, простодушных и чистосердечных, привлекающих чистотой и обаянием молодости, поэтичностью, погруженных в чтение или мечты. Это «Читающая муза» и «Девочка за учением», «Лес в Фонтенбло» и «Читающая девушка в красной кофте». На портрете «Прерванное чтение» изображена одна из таких моделей как раз в момент глубокого раздумья, должно быть, навеянного чтением. В её облике красота и женственность сочетаются с умом. Бытовая характеристика персонажа очень незамысловата, скромная цветовая светло-коричневая гамма с оттенками розового, тонкий колористический строй точно соответствуют настроению лирической созерцательности и нежному облику женщины-мечты, идеала, духовно близкого автору.

В. Суриков. «Меншиков в Березове»

В. Васнецов. «В книжной лавочке»

Клод Моне. «На лугу»

В России в XIX веке книга и чтение начинают играть заметную роль в обществе, и бурно развивающаяся портретная живопись во всём многообразии отражает эту тему. Один из лучших русских портретистов, идеолог и организатор «Товарищества передвижных художественных выставок» (1870), автор такого всемирно известного шедевра, как «Христос в пустыне», И.Н. Крамской (1837-1887), будучи примерным семьянином, во множестве создает портреты дорогих ему людей, прежде всего жены. Софья Николаевна была большим другом, надёжным помощником в делах Крамского. Свои работы он показывал ей первой, для него очень важно было ее мнение. Художник изобразил жену за чтением в саду, освещенной предзакатным солнцем. Это камерный, интимный портрет, проникнутый любовью и тончайшим лиризмом. Сочетание тёплых золотистых и холодноватых лилово-розовых тонов шелкового платья и атласной шали создает удивительно светлый облик Софьи Николаевны, наделённой особой аристократической утонченностью и душевным теплом. Глядя на спокойную позу читающей, мы понимаем, что художник именно в семье видел ту крепость, где можно отдохнуть от непрекращающихся (и не всегда удачных) сражений за новое искусство, мы чувствуем его уважение, любовь и нежность.

И.Н. Крамской оставил в наследство потомкам изображения самых известных своих современников с книгой в руках. Достаточно вспомнить такие его работы, как «Н.А. Некрасов в период последних песен», «Портрет А.С. Суворина». Но задолго до него в мировой живописи возникла тема, которую условно можно обозначить как «портрет мыслителя», т.е. человека, с помощью книги создающего новое знание (будь то философ, писатель или художник). Книга становится знаковым элементом в их изображении, непременной деталью. «Портрет Эразма Роттердамского» Г. Гольбейна, этюд Г. Курбе «Читающий Бодлер», «Портрет Эмиля Золя» и «Портрет поэта Стефана Малларме» Э. Мане, «Лев Николаевич Толстой на отдыхе в лесу» и «Портрет Д.И. Менделеева в мантии профессора Эдинбургского университета» И.Е. Репина, «Портрет Н.Н. Ге» Н.А. Ярошенко, «Портрет ученого-физиолога И.П. Павлова» М.В. Нестерова и многие, многие другие.

Невозможно не рассказать о «Портрете философа В.С. Соловьёва» (1885) И.Н. Крамского. Русский философ, богослов, поэт, публицист, литературный критик Владимир Сергеевич Соловьёв (1853-1900) стоял у истоков «духовного возрождения» России конца XIX - начала XX века. Крамскому удалось увидеть и подчеркнуть своеобразие его личности. Художник сажает его в высокое массивное кресло, увенчанное деревянной резьбой, и как бы отгораживает свою модель от обыденной прозы жизни, усиливая момент отрешённости философа, его погруженность в свои мысли и думы. Портрет излучает благородство, ум, человечность. Это, безусловно, один из лучших представителей человеческой породы. Не зря современники подмечали его сходство с Христом («Христос в пустыне»), а в наши дни один молодой блоггер сравнил его с Атосом. Учёный регулярно приходил на сеансы художника и терпеливо высиживал до конца. Ему было интересно наблюдать за чудом художественного творчества, и портрет сохранил заинтересованное выражение внимательных глаз великого философа. Невольно вырывается вздох сожаления о том, что такие прекрасные лица не увидеть уже не только в толпе прохожих, но и среди самых высоколобых интеллектуалов.

И.Н. Крамской. «Портрет жены Софьи Николаевны»

Г. Курбэ. «Читающий Бодлер»

Н.А. Ярошенко. «Портрет Н.Н. Ге»

Совсем особый и обширный раздел темы - дети за чтением. Дети растворяются в книге, погружаются в вымышленный мир, где много прекрасного, героического, таинственного, в то же время оставаясь естественными. Этим-то и привлекают художников, начиная с полотен Ф. Хальса и Рембрандта (XVII в.) до импрессионистов, искусства авангарда, соцреализма и постмодернизма. Остановимся на том, мимо чего пройти трудно, - портрете дочери Наташи кисти М. Нестерова (1862-1942). Притягивают внимание серьезность и достоинство очаровательной маленькой модели, поразительная одухотворенность ее образа. В портрете одиннадцатилетней дочери автор сумел передать то главное, что в будущем станет определяющим в ее характере: благородство, душевную чистоту, пытливость ума и активное отношение к жизни. Изысканное сочетание золотистого с голубым, оттененное нейтральным зеленым, создаёт тончайшую гармонию особого, чудесного мира уже не ребенка, но ещё и не взрослой женщины. «А девочка на картине Михаила Нестерова «Наташа на садовой скамейке», выглядит очень современно. Она вполне могла вписаться в наше время», - комментарий в ЖЖ.

До сих пор мы рассказывали о картинах, написанных в классической реалистической манере. Но трудно ожидать, что спустя почти век (XX век!) не изменится и само искусство и отношение к нему, когда так разительно изменилась реальность. Художник Йосеф Островский (1935-1993) не любил стилистических определений его творчества: «Я - художник. Не «реалист» и не «модернист». Просто художник. Только так я - свободен и могу выразить на холсте свою философию». Он был ни на кого не похож и необыкновенно талантлив. Уже в 15 лет был принят в Одесскую государственную художественную академию, в 20 лет стал членом Союза художников СССР. Его работы, основанные на детских воспоминаниях о жизни еврейского местечка, несут зрителю свет и тепло. Они - о простом и вечном. Он писал лица стариков, ушедших столетия назад, и мы сегодня видим, что их мудрость и доброта вместе с ними не ушли.

Вот и «Человек с книгой» приковывает взгляд сразу своей наивностью и чистотой. Седобородый старец зачаровано смотрит на книгу, как на чудо. Но ведь это так и есть! Й. Островский сотворил свой мир, сложный, радостный и грустный, - мир философа и сказочника. Художник доказал, что в дорогой ему Одессе существовала не только формально-изысканная, но и тёплая, очеловеченная живопись. Внутренним светом полны его полотна, а самые известные из них находятся в музеях и частных коллекциях Израиля, России, США и других стран.

Художник, о котором пойдет речь ниже, - Роб Гонсалвес, родился в Торонто (Канада) в 1959 году. Изучив технику перспектив и основы архитектуры, он уже в 12 лет начал рисовать свои первые картины. Став взрослым, работал архитектором, рисовал театральные декорации и продолжал заниматься живописью. После удачного выступления на выставке в 1990 году Гонсалвес полностью посвятил себя живописи. Некоторые искусствоведы относят его работы к сюрреализму, считая его последователем С. Дали. Но это не совсем так. Скорее его стиль можно назвать «волшебным реализмом», когда в реальные сцены он вносит свою необыкновенную фантазию.

Его живопись - это попытка показать, что невозможное возможно, что за обыденной реальностью скрывается тайна чего-то иного - мудрого и светлого. Насколько это удается художнику - судить знатокам и любителям живописи, но что-то особое и притягательное в его работах не заметить нельзя. На картине «Люди и книги» мы видим читателей разного возраста, выбирающих книги. Каждый находит нужную, открывает её и попадает в свой, не похожий на другие, необыкновенно интересный и даже в чём-то волшебный мир. Яркие, неожиданные, удивительные, радующие своей необычностью работы художника пользуются популярностью на родине и в США. Его картины выставлялись на крупнейших и престижнейших выставках современного искусства на континенте. Многие выдающиеся люди, известные корпорации, посольства, коллекционируют работы Гонсалвеса.

На сайте «Планета Людей» http://www.planeta-l.ru/catalog1 можно познакомиться с его картинами. Из комментария посетителя виртуальной выставки Роба Гонсалвеса: «Мне нравится эта неуловимость образов, переходящих из одних в другие, тонко переданное рукой художника и его фантазией соединение, перетекание друг в друга разных миров».

Вот такими видит читателей современное искусство.

А что имел в виду гениальный китайский скульптор, создавая шимпанзе-«мыслителя» в знаменитом парке обезьян? Может быть, то, что, если человек «поколения High-Tech» будет использовать книгу, как эта обезьяна или как наши предки начала прошлого века, предлагавшие «сбросить классиков с корабля современности», человеческая цивилизация прекратит своё существование? В мире всё связано, экологическая катастрофа дополнится катастрофой интеллектуальной и эволюция вернётся к своему началу, круг замкнётся? Надеемся, что это просто очень остроумное и наглядное предупреждение: ребята, всем хватит места в мире разума. И электронной книге, которая стремительно развивается и принимает интересные формы, и такому родному и близкому нашему другу в переплёте с бумажными страницами. Читатель, конечно, изменится, изменится и его образ в искусстве. Верим, что это будет человек и будет он лучше нас.

Наталья Горбунова,

зав. сектором Научной библиотеки ТОГУ.

Людмила Кононова,

ведущий библиотекарь НБ ТОГУ

Фотографии

В которой искусствовед Сьюзен Вудфорд на примерах самых разных произведений рассказывает, как научиться понимать искусство, на что обращать внимание, как объяснить, что какие-то картины нравятся нам больше других, и что нужно знать, чтобы оценить на первый взгляд непримечательные работы.

Существует множество способов смотреть на картины. Для этой главы мы выбрали четыре произведения живописи, относящихся к разным периодам и стилям, чтобы рассмотреть их с нескольких несхожих точек зрения.

Для чего служат картины?

Зададимся вопросом: для чего служат картины? Около пятнадцати тысяч лет назад на потолке пещеры, находящейся на территории современной Испании, было создано очень убедительное изображение бизона. Попробуем представить себе, какую функцию выполняло это изображение, находящееся в темном углу недалеко от входа в пещеру? Предполагают, что его цель - магическая, и что оно было призвано придать своему создателю (или его племени) дополнительную силу, позволяющую поймать и убить изображенное животное. Тот же принцип действует в религии вуду: в куклу, похожую на определенного человека, втыкают булавку, чтобы принести этому человеку вред. Должно быть, пещерный живописец верил, что рисунок поможет ему на охоте.

Наскальный рисунок с изображением бизо­на. Первобытный художник. Пигменты, сделанные из угля и охры. Пещера Альтамира, Испания. 15–10 тыс. до нашей эры

Воскрешение Лазаря. Византийский мастер. Мозаика Базилика Сант Аполлинаре Нуово, Равенна, Италия. VI век

Вторая картина совсем не похожа на первую - это мозаика из раннехристианской церкви. Легко прочитывается ее сюжет - воскрешение Лазаря. Лазарь был мертв уже четыре дня, но Христос потребовал открыть вход в пещеру, где его похоронили, обратил взор к небу и произнес:

Отче! Я и знал, что Ты всегда услышишь Меня; но сказал сие для народа, здесь стоящего, чтобы поверили, что Ты послал Меня.

И вышел умерший, обвитый по рукам и ногам погребальными пеленами…

Ин. 11: 41–44

Мозаика с восхитительной наглядностью иллюстрирует эту историю; мы видим, как Лазарь, «обвитый по рукам и ногам погребальными пеленами», выходит из пещеры. Мы видим, как облаченный в пурпурное одеяние Христос призывает Лазаря повелительным жестом. Рядом с ним один из «здесь стоящих», которых должно убедить чудо, потрясенно отводит руку. Композиция построена просто и ясно: на золотом фоне изображены плоские, четко очерченные фигуры. Эта сцена не столь живая, как наскальный рисунок, но те, кто знаком с изображенным сюжетом, легко его распознают.

Какой цели служила эта мозаика, будучи частью украшения церкви? В VI веке, когда она была создана, очень немногие умели читать. А церковь стремилась к тому, чтобы учение, изложенное в Евангелии, распространилось как можно шире. Папа Григорий Великий объяснял: «Иконы для неграмотных суть то же, что Священное Писание для грамотных». Иначе говоря, люди могли лучше понять Библию, глядя на такие доходчивые иллюстрации к ней, как эта мозаика.

На соседней странице вы видите картину кисти Бронзино, живописца-интеллектуала XVI века. Он изобразил Венеру, языческую богиню любви, которую отнюдь не по-сыновьи обнимает крылатый юноша - ее сын Купидон. Справа от центральной группы мы видим жизнерадостного мальчика: по мнению одного из специалистов, он олицетворяет Удовольствие. За ним - загадочная девушка в зеленом; мы с удивлением замечаем под ее платьем тело змеи. Судя по всему, она олицетворяет Лживость - дурное качество, злонамеренность под маской искренности, - которая порой сопутствует любви. Слева от центральной группы изображена злобная старуха, рвущая на себе волосы. Это Ревность - союз зависти и отчаяния, без которого редко обходится любовь.

В верхней части картины изображены две фигуры, приподнимающие завесу, которая скрывала сцену от посторонних глаз. Крылатый мужчина - это отец-Время; за его плечами - символ времени, песочные часы. Время обнаруживает превратности, сопутствующие чувственной любви. Женщина слева от Времени - по всей вероятности, Правда, открывающая взрывную смесь терзаний и наслаждений, рождаемую в нас дарами Венеры.

Итак, эта картина представляет собой нравоучение: ревность и лживость - не менее частые спутники любви, чем удовольствие. Но произведение Бронзино лишено той простоты, с какой показана история воскрешения Лазаря: его мораль воплощена в замысловатой аллегории с использованием персонификаций. Перед живописцем не стояла задача в доступной форме изложить историю для неграмотных - напротив, он стремился заинтриговать и даже раздразнить просвещенную аудиторию.

Аллегория с Венерой и Купидоном. Аньоло Бронзино. Около 1545 года

Осенний ритм (No 30). Джексон Поллок. 1950 год

Картина была написана для великого герцога Тосканского, который преподнес ее королю Франции Франциску I. Обращенная к узкому кругу образованных людей, она создавалась одновременно как назидание и развлечение.

И наконец, взгляните еще на одну картину (вверху) - она написана сравнительно недавно американским живописцем Джексоном Поллоком. В ней вы не найдете внешних реалий: нет ни бизона, которого нужно поймать, ни религиозного сюжета, нуждающегося в пересказе, ни сложной аллегории, требующей разгадки. Напротив, мы словно видим, как живописец швырял краску на огромный холст, чтобы создать волнующую и живую абстрактную композицию. В чем цель такой картины? Она призвана выразить творческую активность и физическую энергию художника, рассказать зрителю о действиях его тела и мысли во время создания произведения.

Культурный контекст

Второй способ анализировать картины - задать себе вопрос о том, что они могут поведать о культуре своей эпохи. Так, наскальная живопись может рассказать нам кое-что - пусть и не много - о первобытном человеке, который перемещался с места на место, охотясь на диких животных, и иногда находил убежище в пещерах, но не строил постоянных поселений и не занимался земледелием.

Христианская мозаика VI века свидетельствует о патерналистской культуре, в которой образованная элита просвещала необразованные массы. Она говорит о том, что на заре христианства было важно представить его догматы в доходчивой форме, чтобы простые люди могли постичь смысл этой еще сравнительно молодой религии.

Аллегория Бронзино красноречивее любых слов повествует о высокоинтеллектуальном и куртуазном - или даже пресыщенном - обществе: его представителям нравились загадки и головоломки, искусство было для них изощренной игрой.

Картина ХХ века рассказывает о людях эпохи, которая высоко ценит личное ви дение и уникальные действия художника, отвергая традиционные ценности привилегированных классов в пользу свободы самовыражения.

Сходство

Третий способ рассматривать картины - попытаться понять, насколько они правдоподобны. Достижение сходства с природой было важной и очень сложной задачей искусства в классической древности (VI–IV века до н. э.) и в Западной Европе со времен Ренессанса (с XV века) до начала ХХ столетия.

Многие поколения художников стремились сделать картины похожими на окружающий мир. Однако это не всегда было для них главным. Следует с осторожностью применять к произведениям искусства наши нынешние стандарты точности, поскольку вполне возможно, что их авторы руководствовались совсем иными целями. Средневековый мозаичист, стремившийся рассказать библейскую историю максимально убедительно, изобразил фигуры не так естественно, как, например, Бронзино, но сделал своих персонажей легкоузнаваемыми и разместил в центре композиции Христа, подчеркнув значимость не только его фигуры, но и его жеста. Более всего этот мастер стремился к ясности; он остерегался даже намека на неоднозначность, а сложность и сходство с тем, что мы считаем естественными человеческими чертами, показались бы ему лишь отвлекающими деталями.

Подобным образом и работы Поллока, автора картины Осенний ритм, столь рьяно стремившегося к самовыражению при помощи краски, нельзя судить с точки зрения сходства с природой, которое нисколько его не волновало. Он хотел передать характер своих чувств и не ставил перед собой цель задокументировать то, что его окружало.

Итак, хотя нам часто кажется важным, насколько похожа та или иная картина на реальность, нам стоит быть осторожнее и, прежде чем задаваться этим вопросом, удостовериться в его уместности.

Победный ветер. Ясный день. Кацусика Хокусай. 1830-1832 годы

Композиция

Четвертый способ восприятия картин заключается в том, чтобы рассматривать их с точки зрения композиции, то есть того схематического рисунка, который составляют в них формы и цвета. Например, внимательно присмотревшись к Аллегории Бронзино, мы увидим, что основная группа - Венера и Купидон - приблизительно напоминает своими очертаниями букву L, повторяющую угол картинной рамы. Кроме того, мы можем заметить, что живописец уравновесил эту L другой группой, по форме напоминающей ту же букву, но перевернутую: ее образуют фигура мальчика-Удовольствия, а также голова и вытянутая рука отца-Времени. Вместе две буквы L образуют прямоугольник, который надежно закрепляет изображение внутри рамы, тем самым придавая устойчивость очень сложной в целом композиции.

Композиция - это схематический рисунок, который составляют в картине формы и цвета

Теперь рассмотрим другие особенности композиции. Заметьте, что все пространство в картине Бронзино заполнено предметами и фигурами; глазу негде отдохнуть. Эта беспокойная активность форм связана с самим сюжетом произведения, который можно обозначить как смятение и неразрешимость. Любовь, Удовольствие, Ревность и Лживость переплелись в изощренный формальный и интеллектуальный узел.

Художник обвел фигуры жестким контуром, а лицам придал мягкую округлость. Персонажи картины будто сделаны из мрамора. Ощущение холодной жесткости подчеркнуто преобладающими оттенками - бледно-голубым и нежно-белым, с редкими вкраплениями зеленого или темно-синего. (Едва ли не единственным теплым оттенком является здесь красно-розовый цвет подушки, на которую оперся коленями Купидон.) Все эти особенности совершенно не соответствуют тому, что мы обычно связываем со сферой чувственности. Таким образом, жесты любви и страсти, обычно нежные или горячие, здесь переданы как расчетливые и хладнокровные.

Формальный анализ композиции произведения помогает нам лучше понять его смысл, а также оценить те приемы, при помощи которых художник достиг желаемого эффекта.

Разговор о картинах

В двенадцати главах этой книги мы рассмотрим картины, созданные в разное время и в разных странах. Сначала мы будем анализировать их с точки зрения сюжета, но постепенно начнем уделять больше внимания форме и композиции, особенности которых не так просто уловить с первого взгляда. По пути нам встретятся понятия, порой кажущиеся неожиданными, так как их невозможно соотнести ни с содержанием, ни с формой, но вместе с тем способные помочь понять художественное произведение, а значит, и получить от него удовольствие.

Мы не будем изучать связи между искусством и обществом, в котором оно создается, и выстраивать стили и направления в хронологическом порядке. Существует множество по истории искусства, обозревающих произведения в историческом контексте и прослеживающих эволюцию стилей во времени.

Для нас же самое главное - не просто смотреть на картины, но и говорить о них, ведь, как бы странно это ни звучало, простого созерцания недостаточно. Мы уверены, что единственный способ перейти от пассивного наблюдения к активному, проницательному ви дению - это поиск слов, необходимых для описания и анализа произведений искусства.

Одной из моих самых излюбленных тем в искусстве являются картины про чтение)))

Какие одухотворенные, осмысленные и благостные лица у читающих людей!

Мне кажется, что это лучшие минуты жизни. Когда человек уносится в невидимый мир, включает свою фантазию, представляет себе картины со страниц книг, он становится волшебником. Особенно умиляют картины с семейным чтением. Как это хорошо, как это правильно!

У меня уже собрана целая коллекция картин на эту тему. Сегодня - первая часть работ.


Charles Edward Perugini (1839-1918), Girl Reading

Картины помещаю в той последовательности, в какой они ко мне пришли. Авторов некоторых из них мне установить не удалось.

Вот эта, например.

Барышня пишет и перечитывает амурное послание. Забыв про письмо, предалась светлым раздумьям))) В ее праведных глазах сияет любовь.

Дай Бог ей счастья!

Следующая картина тоже без автора. Но какая сценка семейной жизни запечатлена на ней!

Отец семейства углублен в своё серьезное чтение. Мама читает детям книжку вслух. Один из ребятишек занимается, что-то пишет в тетради. И все это под уютнейшим большим абажуром. Какие же все они молодцы!



А как хорошо читается летом в саду! Запах цветов, свежий ветерок, ласковое солнце. Идиллия!


Allan R. Banks

Милая читательница в желтом платье. Удобно расположилась в кресле и витает где-то в облаках)))


Фрагонар, Жан Оноре (1732 - 1806)

Вот эта девушка тоже хороша. Такая домашняя, скромная.

Будет хорошей женой и мамой - в этом нет сомнения.

Huntington Daniel. Study In A Wood.

Девочка за книгой. Настолько увлеклась, что забыла обо всем на свете. Переживает за героев романа.


Franz Eybl

Две картины с мужчинами в высшей степени достойными похвалы.

Первый - эмоциональный, увлекающийся. Собрал большую библиотеку. Уверена, что он трудится на ниве просвещения.


Johann Hamza (1850-1927)

Второй - философски курит трубку и тоже полон идей и раздумий.


Pierre-Auguste Renoir

Настоящая леди должна быть именно такой))) С ней всегда приятно побеседовать, так как она много читала и отличается хорошим вкусом и манерами. Но в то же время, проста и уважительна к любому собеседнику.


Thomas Benjamin Kennington(1856-1916). Lady reading by a window.

Даже со спины видно, как хороша и умна дама за столом. Картины, фото на стенах, цветы в вазе, утонченный наряд и прическа. У нее, наверно, чудный голос, она и поет, и музицирует, и искусство нежно любит.


Fernand Toussaint (Belgian Painter, 1873 - 1955)

Задумалась, унеслась мыслями в неведомые края. Раньше говорили - витает в эмпиреях. Строит какие-то планы, а, может быть, и воздушные замки. Пусть ее мечты сбудутся!


Paul Barthel

В стародавние времена, когда рыцари сражались за своих дам на турнирах, дамы читали возвышенные трактаты, чтобы суметь вдохновить поклонников на новые подвиги)))


Дже́ймс А́рчер

Чистая девушка самозабвенно читает и столько ума и прелести в ее лице!


Bulleid George Lawrence

Что и говорить, женщина за книгой - лучшее зрелище для настоящего мужчины)))


Дельфин Анжольрас

Здесь меня привлек яркий наряд девочки, но все же главное, что она не носится в нем по дому, а тихо, спокойно читает книжку. Правильно делает.

Marianne (Preindlsberger) Stokes (1855 - 1927)

С самого детства нужно увлекать чтением малышей, тогда они вырастут достойными и порядочными людьми.


Jan Frederik Pieter Portielje

Любовное письмо, а, возможно, и стихи. Веет вдохновением)))

Vittorio Reggianini

Мальчишки забрались в гамак и вместе читают книгу. Солнце им с удовольствием улыбается.


Steven Christopher Seward

Название этой картины - Медитация.

Действительно, чтение литературных произведений является медитацией. И всем нам нужно не забывать - читать книги почаще.

Pierre Auguste Cot (1837-1883). Meditation.

Искусство — в ощущениях, а не в понимании. С этим утверждением не поспоришь. Но здесь имеется в виду субъективное восприятие произведений искусства. Существуют и другие моменты, они также важны. Понимая их суть, человек способен воспринимать произведения гораздо полнее и с большей глубиной.

Для этого нужно углубиться в изучение истории изобразительного искусства. Необходимо проследить за его развитием. Изучить, как менялись направления и стили в искусстве. Любое направление характеризуется собственными чертами. Чувствуется их общность в большинстве произведений искусства, которые были созданы в этот конкретный период или даже эпоху.

Античная и христианская тематики

Для лучшего восприятия сути произведений необходимо во всех подробностях изучать мифологию древности, особенно мифы Греции и Рима. Персонажи и образы, запечатленные в мифах, а также мифические сюжеты легли в основу огромного количества произведений искусства. Чтобы понять сюжет и идею подобного изображения, необходимо представить для себя мифологическую картину мира, в которой жили люди в глубокой древности.

Христианская тематика на протяжении многих веков, в свою очередь, оказывала доминирующие влияние на творчество мастеров. Нужно понимать основы библейских сюжетов и те христианские каноны, за соблюдением которых в работах художника строго следила церковь.

Для понимания сути картины нужно ознакомиться также с биографией ее создателя. Каждая картина проходит путь от своего замысла до написания, а после у нее начинает развиваться собственная история, может быть, даже уникальная судьба. Также время оставляет свой след на произведении искусства. Ведь творчество художника невозможно отделить от того времени, в котором он творил.

Значение символики

Особую роль в изобразительном искусстве играет символика. Ее необходимо изучать. Ведь это также идеи художника, но только символически зашифрованные. Иные символы с течением времени изменили свое значение. Однако их вхождение в культуру народа и религиозное трактование сохраняются. Некоторые символы указывают на общность всех культур и времен.

К примеру:

Собака — это общий символ верности;
- яблоко символизирует грехопадение;
- череп говорит о смерти;
- непрочность и чистота обозначаются белым цветом;
- духовности соответствует синий цвет.

Нужно знать символику, тогда многие сюжетные картины и натюрморты становятся понятными. Иногда, главное заключается в деталях. Нужно всматриваться в выражение лиц на картине, в особенности домашней обстановки, в предметы. Так же важно понимать, каким цветовым решением пользовался художник. Используя эту информацию, можно рассматривать картину совершенно другим взглядом. Тогда и смысл произведения покажется куда более глубинным.

А. Н. Яр-Кравченко.
А. М. Горький читает И. В. Сталину, В. М. Молотову и К. Е Ворошилову свою сказку «Девушка и смерть» 11 октября 1931 года.
1949.

Анри де Тулуз-Лотрек.
Читальный зал в замке Мелрум. Портрет графини Адель де Тулуз-Лотрек.
1886-1887.

Анри де Тулуз-Лотрек.
Любительница чтения.
1889.

Берта Моризо.
Чтение. мать и сестра художницы.
1869-1870.

Василий Семёнович Садовников.
Невский проспект у дома Лютеранской церкви, где помещались книжный магазин и библиотека для чтения А. Ф. Смирдина. Фрагмент панорамы Невского проспекта.
1830-е.

Герард Доу.
Пожилая женщина за чтением. Портрет матери Рембрандта.

16-летняя киевлянка Ира Иванченко развила скорость чтения до 163 333 слов в минуту, полностью усвоив прочитанный материал. Такой результат был официально зарегистрирован в присутствии журналистов. Ещё в 1989 годы был зарегистрирован неофициальный рекорд скорости чтения – 416 250 слов в минуту. При исследовании мозга рекордсменки Евгении Алексеенко специалисты разработали специальный тест. Во время испытания в присутствии нескольких учёных Евгения прочла 1390 слов за 1/5 секунды. Это время, которое тратит человек, чтобы моргнуть.

Чудо-скорость. «Чудеса и приключения» №11 2011.

Герард Терборх.
Урок чтения.

Елизавета Меркурьевна Бём (Эндаурова).
Писал весь день до вечера, а читать нечего! Сказал бы словечко, да медведь недалечко!

Жан Оноре Фрагонар.
Читающая женщина.

Иван Николаевич Крамской.
За чтением. Портрет Софьи Николаевны Крамской.

Илья Ефимович Репин.
Читающая девушка.
1876.

Илья Ефимович Репин.
Чтение вслух.
1878.

Илья Ефимович Репин.
Портрет Е. Г. Мамонтовой за чтением.
1879.

Илья Ефимович Репин.
Лев Николаевич Толстой за чтением.
1891.

Илья Ефимович Репин.
За чтением (Портрет Наталии Борисовны Нордман).
1901.

Илья Ефимович Репин.
М. Горький читает в Пенатах свою драму «Дети солнца».
1905.

Илья Ефимович Репин.
А. С. Пушкин на акте в Лицее 8 января 1815 года читает свою поэму «Воспоминания в Царском селе».
1911.

Читальный зал.

Благовещение (Читающая Мария).

Николай Петрович Богданов-Бельский.
Воскресное чтение в сельской школе.
1895.

Нисикава Сукэнобу.
Ойран Эхон Токива читает письмо, две куртизанки справа.
1731.

Никикава Сукэнобу.
Три девушки читают письмо.

Нисикава Сукэнобу.
Две девушки, читающие книгу.
Из альбома «Fude no Umi», p.7.

Нисикава Сукэнобу.
Три девушки, читающих книги за котацу.

О. Дмитриева, В. Данилов.
Н. В. Гоголь читает комедию «Ревизор» в кругу литераторов.
1962.

Куртизанка за чтением книги.

Мужчина читает двум женщинам.

Урок чтения.

Читающая Мария Магдалина.

Читающий мальчик.

Чтение под лампой.
1880-1883.

Эдуард Мане.
Чтение.
1865-1873.