Выставка лео бакста в пушкинском музее. Выставка "лев бакст. leon bakst" открылась в гмии им. а. с. пушкина. Слушать СМИ радио «Благо» онлайн

МОСКВА, 8 июня. /Корр. ТАСС Светлана Янкина/. Выставка "Лев Бакст. Leon Bakst", рассказывающая об одном из самых известных русских художников XX века, участнике объединения "Мир искусства" и звезде дягилевских "Русских сезонов", открылась в Государственном музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина к 150-летию со дня рождения мастера.

Выставка поражает масштабом: сложно вспомнить еще какой-либо проект, который занял бы сразу два здания ГМИИ - главное и Музей личных коллекций. В первом можно увидеть эскизы к постановкам петербургских театров и "Русских сезонов" в Париже, а также выполненные по ним костюмы и продукцию модных домов дизайна Бакста. Во втором демонстрируется раннее творчество Бакста и архивные материалы - от личной переписки и счетов за покупку бокалов до диплома офицера ордена Почетного легиона.

Погружение в контекст

Ранее ГМИИ открыл выставку работ из собрания Ильи Зильберштейна, которая стала основой Музея личных коллекций. Два зала с выставкой Бакста оказались как бы встроены в эту экспозицию, где представлены произведения современников и друзей художника - основателя "Мира искусства" Александра Бенуа, Валентина Серова, Бориса Анисфельда, из-за чего погружение в художественный контекст рубежа XIX-XX получается более полным.

В части, посвященной раннему творчеству Бакста, выделяются масштабное полотно "Встреча адмирала Ф. К. Авелана в Париже 5 октября 1893 года" и небольшая по размеру картина "Купальщики на Лидо. Венеция". В Венецию художник отправился после триумфа "Русских сезонов" в Париже и писал оттуда: "Купаюсь на Лидо в обществе Айседоры Дункан, Нижинского, Дягилева. Купаюсь по горло в эстетических впечатлениях".

Представленный тут же раздел с графическими портретами рубежа XIX-XX веков, на которых изображены художники Филипп Малявин, Исаак Левитан, Константин Сомов и Анна Бенуа, словно связывает показ произведений Бакста в Музее личных коллекций и главном здании.

Если б я был султан

Там в отдельном зале собраны более поздние блистательные портреты художника - "Портрет С. П. Дягилева с няней", "Портрет Зинаиды Гиппиус" и "Ужин", где изображена супруга Александра Бенуа Анна Кид. Ее как-то вечером в парижском кафе встретили Бакст и Валентин Серов, которые вместе работали над оформлением балета "Шехеразада" на музыку Н. А. Римского-Корсакова.

Занавес по эскизам Серова к "Шехеразаде" был показан недавно на его ретроспективе в Третьяковской галерее. Сейчас в ГМИИ можно увидеть рисунки Бакста к этому спектаклю, а также реконструкцию танцев звезды постановки, исполнительницы партии Зобеиды Тамары Карсавиной - черно-белый фильм демонстрируется в Белом зале.

В центре выставочной композиции находится подиум с историческими театральными костюмами из музейных собраний и частных коллекций, в том числе из фонда историка моды Александра Васильева. Фоном им служит занавес для "Элизиума" 1906 года, а на стенах произведения сгруппированы по темам: античные видения, романтические грезы, восточные фантазии. Здесь можно увидеть яркие краски и невероятную пластичность ключевых работ художника в эскизах для "Орфея", "Жар-птицы", "Нарцисса", "Послеполуденного отдыха фавна".

Многие из них хорошо известны, они выставлялись и публиковались, однако хотя бы на примере подборки эскизов к балету "Спящая красавица" на музыку П. И. Чайковского можно увидеть, как много ресурсов пришлось задействовать, чтобы собрать эту масштабную выставку.

Так, эскиз костюма "Доброй феи" поступил из частной коллекции Нины Лобановой-Ростовской, а "Феи Рябины" - из лондонского Музея Виктории и Альберта. Как выглядели эти костюмы на танцовщиках, для которых создавались, можно увидеть здесь же на черно-белых архивных фотографиях.

Несомненно, внимание зрителей привлечет костюм Вацлава Нижинского из балета "Видение розы" тщательностью проработки и сохранностью лепестков, а также сказочное панно "Пробуждение" по мотивам "Спящей красавицы". На нем изображены счастливые молодожены Джеймс и Дороти де Ротшильд, которые и заказали Баксту в 1913 году для оформления своего лондонского особняка серию панно с изображениями членов семьи, друзей, прислуги и даже домашних животных. До недавнего времени эти работы, которые находятся сейчас в поместье Ротшильдов Уоддесдон Мэнор, ныне музее, были недоступны даже для специалистов и до сих пор считаются мало изученными.

Выставка "Лев Бакст. Leon Bakst" продлится до 4 сентября 2016 года. Узнать больше о творчестве художника можно на специально организованной в ГМИИ образовательной программе с лекциями и экскурсиями, в том числе для детей.

Ко дню 150-летия художника в рамках фестиваля «Черешневый лес» в Пушкинском музее состоялось открытие масштабной выставки Льва Бакста

Выставка театрального художника Льва Бакста, живописца, портретиста, иллюстратора книг, дизайнера интерьеров, одежды и аксессуаров 1910-х годов торжественно открылась вчера в Государственном музее им. Пушкина.

После легкого коктейля под живую инструментальную музыку гостей вечера собрали на мраморной лестнице, ведущей в залы, где директор ГМИИ им. Пушкина Мария Лошак поприветствовала собравшихся, и вслед за торжественной речью выставка официально была объявлена открытой.

Знаменитый в первую очередь своими проектами для «Русских сезонов Дягилева» в Париже и Лондоне, Леон Бакст — так его называли на Западе — создавал необычные и запоминающиеся костюмы для таких легендарных постановок, как «Клеопатра», «Шехеразада», «Синий бог» и «Спящая принцесса». Его многогранное творчество не только принесло ему успех и славу, но и изменило отношение к сценическому оформлению, заставило пересмотреть способ существования артиста на сцене, переосмыслить связь между авансценой и зрительным залом.


В первую ретроспективную выставку художника в России вошли произведения из частных российских и зарубежных коллекций, а также из государственных собраний, часть из которых впервые увидит свет в стране. Помимо живописи и рисунков, на выставке представлен ряд костюмов, созданных по эскизам Бакста, в том числе знаменитый костюм Вацлава Нижинского в партии Призрака Розы. Кроме того, в экспозицию вошли более 10-ти экспонатов из личной коллекции известного историка моды Александра Васильева.
Специальным гостем вечера стал дизайнер Антонио Маррас, который представил коллекцию платьев, вдохновленную творчеством Льва Бакста.


Лев Бакст, влюбленный в искусство Древней Греции и Востока, сочетал в своих работах традиционные и классические мотивы, не отказываясь при этом от тенденций ар-нуво и экстравагантности, что делало его работы совершенно особенными — экзотических девушек с полотен Бакста сложно спутать с кем-то еще.

Увидеть выставку первыми пришли Ксения Собчак, Алена Долецкая, Ольга Свиблова и многие другие.

Когда искусство - это не только красиво, но еще и модно. В Пушкинском музее открылась масштабная выставка работ Льва Бакста. Она посвящена 150-летию со дня рождения знаменитого художника. Ценители искусства в первую очередь вспоминают его работы для «Русских сезонов» Сергея Дягилева, а модельеры - эскизы к тканям и аксессуарам. Как выходец из белорусского Гродно мог превратиться в законодателя европейской моды, узнала корреспондент телеканала «МИР 24» Екатерина Рогальская.

«Французская революция» - понятие устойчивое. Но если перевороты на улицах организовывали местные жители, то революцию во французском театре могли устроить только русские. Яркие и провокационные костюмы Леона Бакста к «Русским сезонам» Дягилева вскружили голову европейской публики. Побывав на спектаклях, поклонницы хотели заполучить костюмы, придуманные художником, и готовы были ради этого на все.

«Бакст был самым сексуальным из всех художником, он позволил женщинам не стоять, а лежать на подушках, носить шаровары, полупрозрачные туники, снять корсет. Эротическое начало, которое присутствует в его эскизах, не могло не понравиться женщинам эдвардианской эпохи, воспитанным в викторианском пуританизме», - говорит историк моды Александр Васильев.

Начинал Лёвушка Бакст, уроженец белорусского Гродно, с портретов и пейзажей. Тогда его еще звали Лейб-Хаим Розенберг. Псевдоним Бакст - это укороченная фамилия бабушки Бакстер - он взял уже позже, для своей первой выставки. Пройдет немало лет, прежде чем паренек из небогатой еврейской семьи будет чувствовать себя как дома и в Петербурге, и в Париже.

«На Западе он был в зените славы, что редко бывает в такой художественной области. Бакст хорошо известен и в нашей стране, в том числе в силу того, что он входил в плеяду «Мир искусств». Неслучайно на нашей выставке мы видим портреты друзей и соратников Бакста: Александра Бенуа, Сергея Дягилева, Виктора Нувеля, Зинаиды Гиппиус. Все они представители нашего «Серебряного века», - отмечает куратор Выставки Наталья Автономова.

Яркие краски, пышные ткани. Такое впечатление, что ты не в центре Москвы, а где-то на Востоке. Как Бакст, который собирал мотивы для своих работ по всему миру, так и организаторы выставки собирали его произведения. Например, «Портрет графини Келлер» привезли из Зарайска. Оказалось, что в небольшом городе, где единственная достопримечательность - это Кремль, есть работа знаменитого художника. Эскиз костюма Клеопатры, который Бакст сделал специально для танцовщицы Иды Рубинштейн, доставили из Лондона.

«Далеко не каждая выставка требует такого подробного подхода. Очень много нужно было собрать разных вещей, а потом сделать так, чтобы они начали жить друг с другом», - говорит директор ГМИИ им. А.С. Пушкина Марина Лошак.

Работами для этой выставки поделились 30 музейных и частных коллекций. Но именно в Пушкинском музее, соединяющем в себе Восток и Древнюю Грецию, прошлое и современное, каждая из картин, как будто, оказалась на своем месте.

В Государственном музее изобразительного искусства имени Пушкина открылась выставка, которая, без сомнения, привлечет внимание ценителей разных стилей и направлений живописи.

В экспозиции 250 работ Льва Бакста - портретиста, мастера пейзажа и книжных иллюстраций, театрального художника. Их предоставили крупнейшие музеи мира и частные коллекционеры. И некоторые - российская публика увидит впервые.

«Ужин», после которого разразился скандал. Эту картину Льва Бакста современники назвали слишком откровенной и пугающей. В улыбке дамы многие узнавали Джоконду, а в апельсинах видели запретный плод. Незнакомка со змеиными изгибами тела явно искушала.

Каждой картиной Бакст интриговал. Поэтессу Зинаиду Гиппиус он изобразил бунтаркой в мужском костюме, многие портреты намеренно не заканчивал, при этом передавая черты лица с фотографической точностью. А изображение Сергея Дягилева критики сразу же признали самым точным.

«Бакст как-то суммирует все элементы дягилевского характера. С одной стороны, мы видим очень такого театрала, а с другой стороны, можно сказать, даже старомодного, ностальгического человека. То есть, это вовсе не случайно, что на фоне его няня», - отметил куратор выставки Джон Боулт.

Он никогда не гнался за славой - она пришла к нему сама. И уже даже Ротшильды заказывают отделку своего имения именно Баксту. В качестве моделей для панно по мотивам сказки «Спящая красавица» ему позировали сами члены семьи, их друзья, прислуга и даже собачка списана с любимого питомца Ротшильдов.

Но главной моделью для художника оставалась жена - Любовь Гриценко, дочь галериста Третьякова. И даже когда они ссорились, самые романтичные сюжеты Бакст посвящал своей супруге. Как на этой картине. И если вы приняли ее за натюрморт, то присмотритесь внимательнее.

«Мы видим самого Бакста и его жену. Вообще все настроение этого произведения, вы видите, носит несколько такой печальный характер. И свойственно настроению Бакста этого момента. Он находится в преддверии развода со своей женой», - рассказывает директор ГМИИ им. А.С. Пушкина Марина Лошак.

За произведениями Бакста охотятся галеристы и коллекционеры всего мира, а сам он к своим работам часто относился несерьезно. Выкидывал их и сжигал. Он рисовал стремительно и быстро, а в поисках вдохновения объездил весь свет, до конца жизни оставаясь влюбленным в Античную Грецию.

Афродита улыбается, пока за ее спиной рушится мир. Многие критики считали, что картиной «Древний ужас» Бакст предсказал падение Российской империи и победу революции 17-го года. А это уже рай на земле - мифический Элизиум. Один из вариантов этого сюжета художник выбрал для занавеса театра Веры Комиссаржевской. Московские зрители увидят его впервые.

Главный художник «Русских сезонов» Дягилева, он совершил переворот в театре. Примерив сшитые по эскизам Бакста костюмы, артисты были шокированы: где накрахмаленные пачки, где тесные корсеты, в которых тогда танцевал весь мир? Вместо них были почти невесомые шаровары и шифоновые платья, лишь едва прикрывающие тело. В костюме из шелкового джерси Вацлав Нижинский покорил зрителей своей партией Призрака розы. Бакст тогда лично следил за работой модисток.

«По воспоминаниям современников, эти лепесточки, которые мы видим на костюме, вырезались по его определенному рисунку. И он сам командовал, как их пришивать - все ли лепестки или какую-то часть лепестка, чтобы они находились в такой вибрации», - рассказывает куратор выставки Наталья Автономова.

Но одних лишь тканей ему было недостаточно, и он рисовал прямо на обнаженных ногах, руках и плечах. Его эскизы для балета «Шехерезада» и «Клеопатра» стали живыми, танцующими фигурами стали культовыми. Их он создавал специально для Иды Рубинштейн.

Тогда впервые в театр стали приходить специально ради декораций и костюмов. Париж был пьян Бакстом. А модницы-француженки просили своих портных пошить им платья а-ля Бакст - арабском или псевдоегипетском стиле. Сейчас многие из этих нарядов находятся в коллекции Александра Васильева.

«Тюрбан, отсутствие корсета, шаровары, юбка-абажур - детали, которые переносят парижанку в атмосферу гарема. Бакст - создатель оранжевого в моде. И многие нетривиальные сочетания моды 1910-1920 годов пришли именно от Леона Бакста. Это лиловое и зеленое. Сочетание, например, малинового и экстремального бронзового или золотого», - рассказывает историк моды Александр Васильев.

Он превратился в законодателя стиля. Все ведущие дома моды умоляли Бакста нарисовать для них хотя бы несколько эскизов. И в то время, когда дамы еще и не думали надевать брюки, он уже говорил, что женская мода стремится к мужской. Он не опережал время, а лишь создавал эпоху.

В Москве проходит масштабное культурное событие, которое может иметь не меньший успех, чем недавняя выставка Валентина Серова. В Пушкинском музее открылась ретроспективная экспозиция к 150-летию Льва Бакста — знаменитого художника, иллюстратора и дизайнера. Всему миру Бакст известен, прежде всего, как театральный художник и прославили его легендарные дягилевские сезоны.

Музейные экспонаты на выставке хочется долго рассматривать, трогать руками, настолько притягательны , сшитые по заказу модниц. "Бакст сумел ухватить неуловимый нерв Парижа, который правит модой, и его влияние сказывается везде: как в дамских нарядах, так и в картинных выставках", — писал Максимиллиан Волошин в 1911 году. Художник создал свой бакстовский стиль. И Париж вскоре позабыл, что Бакст — иностранец, что родом он из России.

"Это был первый художник, дизайнер интерьеров, еще не было такого слова, и он даже этого немного стеснялся, но делал это очень увлеченно", — отметил директор Государственного музея изобразительных искусств имени А.С.Пушкина Марина Лошак.

И , и дизайнерские разработки — все имеет успех. Он писал жене: "Заказы сыплются, как орехи с дерева. Тронулась даже Англия и Америка. Просто руками развожу!" Свидетельства мирового признания сейчас находятся в нескольких залах Пушкинского музея: 250 портретов, пейзажей, театральных костюмов, тканей.

После невероятного успеха "Шехеразады" экзотический Восток стремительно вошел в моду: от ярких красок до необычных тюрбанов. "Русские сезоны" сделали Бакста звездой мирового уровня. Ткани по его эскизам реализовались по всему миру в промышленных масштабах.

Три десятка коллекций — государственных и частных, собранных из разных стран — представляют все грани творчества Льва Бакста, вошедшего в мировую историю под именем Леон. В первую очередь, балетными декорациями и костюмами, где остался, по словам Александра Бенуа, "единственным и непревзойденным". В содружестве с Сергеем Дягилевым, Вацлавом Нижинским, Игорем Стравинским художник радикально изменил сам способ существования артиста на сцене.

"Даже в своих эскизах он стремился сделать не просто нейтральные костюмы, он видел костюм актера конкретного. У него костюм не отделялся от личности исполнителя", — сказала заведующая отделом личных коллекций Государственного музея изобразительных искусств имени А.С.Пушкина Наталья Автономова.

Выставка была бы беспрецедентной, прими участие в ней музеи Америки, аплодировавшей Баксту после Первой мировой, где он писал картины, оформлял спектакли, в частности труппы Иды Рубинштейн. Но, как со вздохом сказала Марина Лошак, "несчастный Шнеерсон не дает нам жить, и мы не можем брать американские вещи". Правда, возник проект благодаря американцу. Ее инициатор — специалист по русскому искусству, учившийся в МГУ у Дмитрия Сарабьянова.

"Очень многие посмертные вещи Бакста фальшивые, и надо было быть очень осторожными. Некоторые фальшивки очень хорошие и выглядят почти как Бакст. Мы с сотрудниками музея очень внимательно, осторожно относились к этому, это большая проблема сейчас, и я боюсь после нашей выставки еще будут как грибы после дождя фальшивки", — заявил директор института современной русской культуры при университете Южной Калифорнии Джон Э. Боулт.

Этому проекту предрекают успех, переходящий в ажиотаж. Как тот, что не так давно вызвала , близкого друга и единомышленника Льва Бакста. Косвенно это подтвердила и организатор серовской выставки Зельфира Трегулова: "К выставке в Пушкинском можно применить слова Дягилева, сказанные Жану Кокто: "Удиви меня".