Взаимоотношения человека и природы. Л.Н.Толстой «Война и мир. Роль пейзажа Влияние природы на человека война и мир

Лев Николаевич Толстой - большой мастер пейзажа. Он включает описание природы в повествовательную ткань романа, чтобы оттенить те или иные чувства героя, показать искусственность или надуманность той или иной теории, или хочет показать гармонию с великой “матерью-природой”.
Большую роль играет пейзаж в романе “Война и мир”, он помогает писателю показать всю мелочность и смехотворность мечтаний князя Андрея о славе, подвиге... На поле брани перед лицом смерти князь Андрей понял, что кумиры и слава далеки от истинного смысла жизни. “Над ним не было ничего уже, кроме неба,- высокого неба, не ясного, но все-таки неизмеримо высокого, с тихо ползущими по нему серыми облаками... Да! все пустое, все обман, кроме этого бесконечного неба. Ничего, ничего нет, кроме его. Но и того даже нет, ничего нет, кроме тишины, успокоения. И слава Богу!” Видя теперь так близко своего кумира - Наполеона, князь Андрей понимает всю ничтожность этого “маленького человека”, которому он подражал. Все это мелко и незначительно по сравнению с тем, что происходит между его душой и этим высоким небом. Андрей находит истинный смысл жизни в служении семье, воспитании сына. Князь Андрей считает, что его жизнь кончилась. Нет никакой надежды на счастье.
Как бы вторя его мыслям, старый мощный дуб стоит в распустившейся березовой роще. Его сучья-палки торчат в разные стороны, уродливые на фоне молодых березок. Дуб как бы говорит: “Весна, и любовь, и счастье! И как не надоест вам все один и тот же глупый, бессмысленный обман!.. Нет ни весны, ни солнца, ни счастья...” “Да, он прав, тысячу раз прав этот дуб,- думал князь Андрей,- пускай другие, молодые, вновь поддаются на этот обман, а мы знаем жизнь,- наша жизнь кончена!” Он решает жить тихо и спокойно, доживать свой век, никому не делая зла, заботясь о близких, выполняя свой отцовский долг.
Но как кардинально меняются мысли князя Андрея после посещения Отрадного, знакомства с Наташей. Ее ночной разговор с Соней, нечаянно подслушанный князем, раскрывает ему душу этой девушки. Ее восторженность и восхищение жизнью передаются невольно Болконскому. Он начинает понимать ценность жизни, каждого ее мгновения. На обратном пути он видит тот же дуб, но какой! “Старый дуб, весь преображенный, раскинувшись шатром сочной, темной зелени, млел чуть колыхаясь в лучах вечернего солнца. Ни корявых пальцев, ни болячек, ни старого горя и недоверия - ничего не было видно. “Да это тот самый дуб”,- подумал князь Андрей, и на него вдруг нашло беспричинное весеннее чувство радости и обновления”.
Вся жизнь проносится перед мысленным взором князя. Он уверен, что не время “хоронить” себя. Он полон сил, ему только тридцать один год, он может принести пользу не только своим близким, что, безусловно, очень важно. Андрей понимает, что способен на великие дела, он может быть полезен Отечеству, нечего хоронить себя в деревне, надо ехать в столицу, где вершится политическая жизнь.
Примечательно отметить, что только лучшие герои Толстого близки природе, они чувствуют свою связь с ней, “духовное родство”. Отрицательные же герои далеки от природы, от всего естественного и прекрасного. Они не только не замечают природу с ее величием и спокойной красотой, а как будто даже не подозревают о ее существовании.
Таким образом, Лев Николаевич Толстой включает описание природы не только как фон, природа - действующее лицо, помогающее раскрыть лучшие качества его любимых героев, подчеркнуть их духовность, высокие порывы и стремления.
Такое описание природы - традиция русской литературы, получившая начало еще в древнейшем нашем памятнике “Слово о полку Игореве”, а Лев Николаевич Толстой и другие русские классики развили и усовершенствовали эту традицию, довели ее до степени искусства.

Использование писателем картин природы всегда обогащает произведение в идейном и художественном отношениях. Пейзаж может выполнять огромное число самых разнообразных функций: он незаменим для тонкого психологического анализа состояния героев, для усиления картин каких-либо событий, яркой характеристики обстановки, в которой развертывается то или иное действие. Картины природы могут служить для выражения какой-либо мысли автора или его чувств и переживаний, выполнять идейно-композиционную роль, т.е. помогать раскрытию идеи произведения. По созданию того или иного пейзажа можно судить об отношении автора к своим героям, о его взглядах на природу, о ее роли в жизни общества и человека. Поэтому пейзаж является одним из основных средств психологического анализа.
На мой взгляд, наиболее ярко картины природы Л. Н. Толстой изобразил в романе “Война и мир”. Природа для автора эпопеи - это высшая мудрость, олицетворение нравственных идеалов и истинных ценностей. Человек “естественный”, близкий к природе, был идеалом писателя. Поэтому одной из важных характеристик героев Толстого является их отношение к природе.
В романе “Война и мир” мы ни разу не видим Элен, Анну Павловну, Жюли Курагину, князя Василия на лоне природы, так как это не их стихия. Они не любят природы, не понимают ее высокого смысла. Духовно опустошенные, нравственно уродливые, они если и говорят о природе, то натянуто и фальшиво.
Но совсем иначе воспринимают этот гармоничный мир главные герои романа, близкие к идеалу писателя - “естественному человеку”. Это люди духовно красивые, ищущие счастья, внутренне близкие к народу, мечтающие о полезной деятельности. Их жизненный путь - это путь страстных исканий, ведущий к правде и добру. Богатство внутреннего мира, “диалектику души” этих героев Толстой раскрывает через их восприятие природы.
Например, духовная красота Наташи Ростовой, поэтичность ее натуры проявляются в отношениях героини к природной стихии.
Природа органично входит в жизнь “ищущих” героев Л. Н. Толстого, переплетается с их мыслями и переживаниями, иногда помогает переосмыслить, пересмотреть свою жизнь и даже круто изменить ее.
Толстой часто использует пейзаж для анализа душевного состояния князя Андрей в минуты его душевной подавленности или эмоционального взлета (образ старого дуба - символ “замирания” и “возрождения”). Природа часто помогает и самому герою узнать свое состояние, разобраться во всем (небо над Аустерлицем, описание Дуная, образ дуба и др.)
Картина природы воссоздает обстановку, характеризующую начало Бородинского сражения: солнце, брызнувшее на поля из-за тумана, послужило Наполеону сигналом к выступлению.

Пейзаж в освещении войн, битв, сражений несет у Толстого главную идейную нагрузку, выявляет характер войны, отражает точку зрения автора на происходящее.
Таковы в романе Л. Н. Толстого “Война и мир” функции пейзажа, для воссоздания которого автор использовал различные художественные особенности. Раскрывая внутренний мир героев, писатель рисовал картины природы, созвучные душевным переживаниям того или иного образа, или контрастно противопоставлял состояние души героев и природу, чтобы оттенить глубину внутренних волнений персонажей.
Таким образом, пейзаж помогает проанализировать душевное состояние героя, картины природы рисуют обстановку, в которой происходят события, выражают мысли, чувства и переживания самого автора. И, конечно, созданные писателем яркие, красочные картины природы прекрасны в художественном отношении. Ночь в Отрадном и небо Аустерлица, картина охоты и описание дуба - лучшие страницы романа...
Тяжелая душевная травма приводит Андрея Болконского в отчаяние, он теряет смысл жизни, но через некоторое время мы видим духовное возрождение героя. Оно связано с его восприятием оживающей весенней природы, когда и молоденькие березы и старый сердитый дуб чувствуют прилив энергии и жизненных сил.
Замечательное описание осенней природы связано с картиной охоты в Отрадном: “Уже зеленя уклонились и ярко-зелено отделились от полос буреющего, выбитого скотом, озимого и светло-желтого ярового жнивья с красными полосами гречихи. Вершины и леса... стали золотистыми и ярко-красными островами посреди ярко-зеленых озимей”. Эта русская поздняя осень возбуждает в человеке какую-то внутреннюю духовную силу. Кроме того, она созвучна страстному увлечению людей охотой, музыкой, плясками, которые Толстой искусно отображает в романе.
Светлая ясная природа дает человеку радость и силу и делает очень непонятными действия людей, убивающих друг друга. Утро Бородинской битвы “было ясно, свежо, росисто и весело. Солнце, только что вырвавшееся из-за тучи, заслонявшей его, брызнуло до половины переломленными тучей лучами через крыши противоположной улицы, на покрытую росой пыль дороги, на стены домов”. Пьер в это время видит панораму Бородинского поля: “Косые лучи яркого солнца кидали на нее в чистом утреннем воздухе пронизывающий с золотыми и розовыми оттенками свет и темные, длинные тени”. А затем эту чудесную картину русской природы сменяет страшный вид поля: “Собрались тучки, и стал накрапывать дождик на убитых, на раненых, на испуганных, и на изнуренных, и на сомневающихся людей.

Как будто он говорил: “Довольно, довольно, люди. Перестаньте... Опомнитесь. Что вы делаете?”
“Суровый российский климат воспитал крепких, выносливых, но в то же время душевных людей. От дальнего, шагов за сто, костра послышался дружный, веселый хохот: там русские солдаты кормили кашей полузамерзшего француза, и один из них старался подражать французскому говору. Все они радовались, что могут помочь человеку, забыв, что недавно он был их врагом”.
“И все затихло. Звезды, как будто зная, что теперь никто не увидит их, разыгрались в черном небе. То вспыхивая, то потухая, то вздрагивая, они хлопотливо о чем-то радостном, но таинственном перешептывались между собой”. Казалось, сама природа сочувствует проявлению простого доброго, дружеского чувства.
Каждому из любимых толстовских героев открывается “высокое бесконечное небо” - символ возвышенных стремлений. Пейзаж в романе обретает философский смысл и играет важную композиционную роль.

Образ неба в романе Л. Толстого “Война и мир” Образ неба в романе Л. Толстого “Война и мир” В “Войне и мире” очень большую роль играет пейзаж, но пейзаж не совсем обычный. Описаний природы, таких, как в романах и повестях Тургенева, мы не найдем. Тургеневский пейзаж философский, свойственна ему и эстетическая функция. В “Войне и мире” важна символическая деталь, и часто это лишь элемент пейзажа, обладающий правами действующего лица. Считается, что дуб князя Андрея - символ его судьбы, облака - символ мирной жизни и т. д. Но это верно лишь отчасти. В гораздо большей степени дуб и облака - персонажи, на равных разговаривающие с героем. Они не столько олицетворяются, сколько, как, допустим, в сказках, являются живыми, наделенными душой и всеми функциями то ли волшебных помощников, то ли просто сказочных персонажей.
Главная роль среди таких помощников и собеседников князя Андрея принадлежит небу. С небом связана вся его жизнь. Оно ему первый советчик и утешитель.
“Как же я не видал прежде этого высокого неба? И как я счастлив, что узнал его наконец”, - думает Болконский на поле Аустерлица. С этих пор открывшаяся ему истина о живой жизни, о ничтожестве Наполеона стала его путеводной звездой. Болконский не стремится больше играть важную роль в политической жизни, не связывает свою судьбу с военной карьерой.
После разговора с Пьером в Богучарове князь Андрей вновь как бы советуется с небом. “В первый раз после Аустерлица он увидал то высокое, вечное небо, которое он видел, лежа на Аустерлицком поле, и что-то давно заснувшее, что-то лучшее, что было в нем, вдруг радостно и молодо проснулось в его душе”.
Полюбив Наташу, Болконский соединяет ее со своими заветными мечтами о небе. Для князя Андрея Наташа - это “девочка, которая хотела улететь в небо”. Это самое главное, что полюбил он в ней, и после, накануне Бородина, Болконский, вспоминая о Наташе, скажет себе еще раз, что любил ее душу, ведь “небесная душа” Наташи и “небесная душа” Болконского нашли друг друга.
После измены Наташи небо для князя Андрея превратилось в узкий, тесный, “давивший свод”. Лучшие надежды были утрачены.
С небом связаны и этапы судьбы Пьера. Комета 1812 года, предвещавшая ужас и конец света, по мнению большинства, для Пьера оказывается путеводной звездой. Радостно смотрит он на небо после разговора с Наташей об Анатоле. Пьер полюбил Наташу, и небо “сказало” ему об этом. “Пьер, только глядя на небо, не чувствовал оскорбительной низости всего земного в сравнении с высотою, на которой находилась его душа”, - пишет Толстой. Образ неба не померк в сознании любимых героев автора и в страшное время войны. Для князя Андрея важен вопрос о том, как “Бог оттуда смотрит и слушает...”. У неба герой Толстого пытается получить ответ на вечные вопросы о жизни и смерти. Высокое справедливое небо Аустерлица осудило стремление к славе и войну ради мелких интересов честолюбия, престижа, карьеры. Как “поступит” оно на этот раз, ведь Болконский не хотел больше быть военным, но война против врагов родной земли заставляет его взять в руки оружие?
Ответа на вопрос о том, как небо допускает войну и другие ужасы и несправедливости, Болконский не получает. Однако позже, смертельно раненный, он вспоминает Наташу, и его душой овладевает успокоение. “Сострадание, любовь к братьям, к любящим, любовь к ненавидящим нас, любовь к врагам” - вот что приходит к князю Андрею как ответ с неба. Ведь эту любовь завещал Бог людям на земле. Князь Андрей не перестает любить Наташу, но находит в себе силы простить Анатоля, причинившего ему так много зла. Небо как бы поднимает его душу на новый этап нравственных исканий.
С вопросами к небу обращается и страдающий в плену Пьер Безухое. Он видит “полный месяц” и “бесконечную даль”. Как нельзя этот месяц и даль запереть в сарае с пленниками, так нельзя и запереть человеческую душу. Благодаря небу Пьер ощутил себя свободным и полным сил для новой жизни.
Итак, в “Войне и мире” Л. Н. Толстого образ неба символичен. Небо олицетворяет справедливость и вечность, с небом в жизни героев связано все лучшее. Но не только счастливые моменты жизни, а и минуты духовных откровений связаны с небом. Думается, что небо было для Толстого и его любимых героев, если можно так сказать, перифразом Бога. Ведь Толстой не дает Богу на небе имени ни Христа, ни Саваофа, ни Аллаха и т. д. Бог, по мысли Толстого, един, слово “небо” заменяет название непостижимого Божества.
Конечно, небо является важнейшим элементом толстовского пейзажа. Его образ несет и чисто психологическую, и религиозно-философскую функции.

Роль пейзажа в романе Л.Н. Толстого "Война и мир".

Трудно найти в мире национальную литературу, в которой уделялось бы столько внимания описаниям природы. Причём, пейзаж в русской классике - это не просто фон, на котором разворачивается действие, он имеет важное значение в композиции произведения, в характеристике персонажа, так как в отношении к природе раскрывается внутренний облик человека. Природа у Толстого - это ещё и сфера, в которой с человека сбрасывается всё искусственное, наносное, фальшивое и раскрывается его сущность. В "Войне и мире" пейзажи связаны чаще всего с Ростовыми и Андреем Болконским, а также с Пьером Безуховым. Писатель как бы говорит: тот, кто лишён естественности(Курагины, Друбецкой, Шерер), не способен увидеть и почувствовать красоту природы. И не только поведение этих людей, но и их существование становится противоестественным. Пейзаж Толстого, философский по мысли и необычайно лаконичный, помогает понять внутреннее состояние героя. Вспом ним описание неба, которое видел над собой князь Андрей, раненный во время Аустерлицкого сражения: "высокое, неизмеримо высокое, с тихо ползущими по нём облаками, бесконечное небо". Андрей мечтал о славе, о своём Тулоне, но вместо этого пришёл к разочарованию в воинской славе. Небо явилось князю в кризисную минуту его жизни, как свет истины. Толстой не только рисует поэтическую картину неба, но и пытается объяснить устремления князя Андрея, его ещё не вполне чёткие идеалы. Ведь для него небо - полная противоположность тому, что происходит здесь на земле: телам убитых и раненных на войне, самодовольному Наполеону, счастливому "мелким тщеславием и радостью победы", и недавним мечтам самого Андрея о славе. "Как же я не видал прежде этого высокого неба? И как я счастлив, что узнал его наконец. Да! всё пустое, всё обман, кроме этого бесконечного неба. " Князь Андрей приходит к мысли, что на земле, охваченной распрями, убийствами, нет справедливости и добра, а ведь без них не прожить людям. В жизни князя Андрея наметился серьёзный перелом: герой откажется от честолюбивых помыслов, военной карьеры и посвятит свою жизнь близким. Следующая картина природы, на которой хотелось бы остановить внимание, - описание берёзовой рощи и дуба. Толстой очень верно и красочно передаёт приметы лета: "... из-под прошлогодних листьев, поднимая их, вылезала, зеленея, первая трава и лиловые цветы"; "клейкие листья берёзы"; "бубенчики ещё глуше звенели в лесу, чем полтора месяца назад: всё было полно, тенисто и густо". Залитые солнцем деревья сияют, переливаются всеми оттенками зелени. Картина природы наполнена воздухом, светом, движением ветвей, теней на траве и стволах. Она вызывает чувство радости у читателя. Но эта радость пробудившейся природы вначале не соответствует душевному состоянию князя Андрея. Он находит в этой роще то, что созвучно ему, - нераспустившийся дуб "с обломанными, давно видно, суками и обломанной корой", который "один не хотел подчиняться обаянию весны и не хотел видеть ни весны, ни солнца". И Андрей думает о жизни: "Да, он прав, тысячу раз прав этот дуб... пускай другие, молодые, вновь поддаются на этот обман, а мы знаем жизнь

наша жизнь кончена!"

Пройдёт ещё немного времени, и совсем другим предстанет великан-дуб, покрывшийся "шатром сочной, тёмной зелени". "Ни корявых пальцев, ни болячек, ни старого недоверия и горя..." И на князя Андрея "вдруг нашло беспричинное весеннее чувство радости и обновления". "Нет, жизнь не кончена в тридцать один год... надо, чтобы все знали меня, чтобы не для одного меня шла жизнь..." Дуб - параллель к образу Болконского. Первый раз проезжает он мимо него, разочарованный в своих прежних идеалах после ранения под Аустерлицем и смерти жены. Второй раз - после поездки в Отрадное и встречи с Наташей, когда в судьбе его намечается перелом, вновь возвращаются надежды на счастье. Описание дуба помогает воспринять состояние князя Андрея, которое изменилось не только под влиянием поездки, не только потому, что прошёл немалый срок после Аустерлица. В какой-то степени способствовала этому и природа, которая помогает человеку обрести веру в жизнь. Описание ночи в Отрадном, которой любуются одновременно князь Андрей и Наташа, очень романтично. Эта картина тонко передаёт и поэтичность Наташи и встревоженность Андрея. Они видят её одновременно: молоденькая восторженная девушка и сдержанный, но глубоко чувствующий мужчина. Природа очень похожа на волшебную сказку. Ночь в Отрадном произвела неожиданную путаницу " молодых мыслей и надежд, противоречащих всей его жизни" в душе князя Андрея, а Наташа "так бы вот села на корточки, вот так, подхватила бы себя под коленки, -туже, как можно туже, - натужиться надо, и полетела бы". Романтическая красота ночи как бы соединила судьбы Наташи и Андрея. Но произошло это незаметно для героев, незримо. Описание зимней святочной ночи, когда ряженые Ростовы едут к Милюковым, по стилю очень близко к картине ночи в Отрадном. Только она стала ещё сказочнее и фантастичнее. "... Вот какой-то волшебный лес с переливающимися чёрными тенями и блёстками алмазов и с какою-то анфиладой мраморных ступеней, и какие-то серебряные крыши волшебных зданий, и пронзительный визг каких-то зверей". Этот пейзаж мы увидели глазами Николеньки Ростова, такого же эмоционального и восприимчивого, как и его сестра. Для Николая, который влюблён в Соню и находится в приподнятом состоянии, всё кругом излучает радость. Природа так прекрасна, что будничность и прозаичность как бы отходят прочь, она окрыляет героев, заставляет смеяться и наслаждаться жизнью. Но не только для раскрытия характеров героев служат картины природы. Ведь в центре романа и военные сцены, а основное внимание отдано Бородинскому сражению, решившему исход войны 1812 года. Именно это историческое событие вызвало небывалый подъём мужества и патриотизма. Россия одержала под Бородином нравственную победу над врагом. Народ стал к этих сценах главным героем. И хотя в повествовании о Бородине пейзаж занимает мало места, значение его очень важно. Перед сражением панораму Бородинского поля видит Пьер Безухов: вся местность покрыта войсками и дымом выстрелов, но "косые лучи яркого солнца... кидали на неё в чистом утреннем воздухе пронизывающий с золотым и розовым оттенком свет и тёмные, длинные тени. Дальние леса, заканчивающие панораму, точно высеченные из какого-то драгоценного жёлто-зелёного

камня, виднелись своею изогнутою чертой вершин на горизонте... Ближе блестели золотые поля и перелески". Природа торжественна и великолепна. Вся местность покрыта дымом выстрелов, но воздух чист, и лучи солнца кидают тёмные, длинные тени, как бы оттеняя величественность предстоящего события, и пейзаж выполняет эту роль. Рассказывая о Бородинском сражении, о батарее Раевского, Толстой ещё раз упоминает о природе: "Грозовая туча надвинулась, и ярко во всех лицах горел тот огонь, за разгоранием которого следил Пьер". Пейзаж передаёт состояние народа, подчёркивает его героизм, решимость отдать жизнь ради родины. Итак, что же отличает толстовский пейзаж? Прежде всего необыкновенная красота и изящество. Но Толстой - мыслитель оставался верен себе, наделяя пейзаж и дополнительными функциями: каждая картина несёт философскую нагрузку, играет немалую композиционную роль, помогает понять смысл произведения.


«Счастье – это быть с природой, видеть ее, говорить с ней», - так считал известный русский писатель Лев Николаевич Толстой. Все его положительные герои так или иначе связаны с природой, которая помогает полнее раскрыть их внутренний мир, а также донести до читателя важные авторские мысли.

Рассказывая о нравственных исканиях Андрея Болконского, автор не раз сталкивает его с природными явлениями. После Аустерлицкого сражения, когда Болконский понял ничтожность своих ранних устремлений к славе, к своему Тулону, когда Наполеон, бывший его кумиром, пал в его глаза, происходит первая встреча Андрея с дубом. «Это был огромный… дуб, с обломанными суками и корой, заросший старыми болячками». Древнее дерево одушевляется автором. У него не ветви, а «растопыренные корявые руки и пальцы». Всем своим видом дуб словно подтверждает мрачные мысли князя Андрея: «…Да, он прав, тысячу раз прав этот дуб… наша жизнь кончена!» Болконский приходит к выводу, что теперь он должен доживать свою жизнь в имении, не делая зла, не тревожась и ничего не желая.

И совсем другую картину видит Андрей Болконский, возвращаясь через некоторое время той же дорогой.

Он даже не сразу узнал своего старого знакомца. Куда делись «корявые пальцы» и «болячки»? «Сквозь столетнюю жесткую кору пробивались… сочные, молодые листья». На фоне расцветающей весенней природы оживает и душа князя. Слушая пение соловьев, он заключает: «Нет, жизнь не кончена в тридцать один год». Вторая встреча с дубом была продолжением душевного перерождения князя Андрея после ночи в Отрадном. Он случайно оказался свидетелем восторженного диалога Наташи и Сони по поводу необычной майской ночи. В душе князя «поднялась… путаница молодых мыслей и надежд…»

Природа помогает Андрею Болконскому понять истинный смысл жизни, развенчав его ложные мечты о Тулоне. На фоне высокого неба Аустерлица его кумир Наполеон показался «маленьким ничтожным человеком». Тщеславные мечты о славе теряются на фоне вечности.

Показывая военные действия, Толстой призывает на помощь природу, чтобы показать противоестественность войны. Если перед сражением мы видим «яркое солнце», «чистый утренний воздух… с золотым оттенком» и «блестящие золотые поля и перелески», то после сражения картина кардинально меняется: «Собрались тучки, стал накрапывать дождик на убитых, на раненых… Как будто он говорил: «Довольно, люди. Перестаньте, опомнитесь. Что вы делаете?» Кстати, блестящий цвет у Толстого – цвет оптимизма О разрушительном характере войны говорит и заброшенный сад в имении Болконских, и заросшие бурьяном поля с исхудавшим скотом.Природа словно протестует против массового убийства: «Над всем полем, прежде столь весело красивым… стояла теперь мгла сырости и дыма…»Суровая зима помогает русским солдатам прогнать захватчиков со своей земли.

Пьер Безухов, вернувшись из плена в Москву на фоне природы испытывает «новое чувство радости и крепости жизни».

Лев Николаевич считал, что на природе человек становится добрее и естественнее. Неслучайно, раскрывая образ Наташи Ростовой, он отправляет ее в гости к дядюшке, где она чувствует себя счастливой.

А вот описание неба глазами Наполеона предвещает его поражение: «небо застлано дымом», «небо и горизонт были цвета мутной воды», «черно-лиловое звездное небо». Свое небо видит и Петя Ростов. Оно в его сне «волшебное», то поднимающееся высоко, то опускающееся так низко, «что рукой можно было достать его».

Таким образом, природа у Толстого участвует в событиях, помогая раскрытию положительных образов произведения. Отрицательным героям автор в этом отказывает, так как он считает, что они лишены внутренней жизни, а природа предполагает постоянное движение. В одном из своих высказываний Толстой даже сравнивает людей с реками, которые могут быть разными по своим свойствам и качествам, но, соединяясь, образуют единое целое.

Обновлено: 2018-02-19

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Л. Н. Толстой высоко ценил облагораживающее влияние природы на человека, показал в своих произведениях ее красоту. В критической литературе о писателе глубоко и многосторонне разработан вопрос о тесной связи его пейзажей с внутренним пиром героев. В «Войне и мире» пейзажи связаны чаще всего с Ростовыми и Андреем Болконским, а также с Пьером Безуховым. Писатель как бы говорит: тот, кто лишен истинных духовных ценностей (Курагины, Друбецкой, Шерер и др.), не способен ни увидеть, ни почувствовать, ни понять душу всего сущего, его естество - природу. И не только поведение таких людей, но их сосуществование вообще начинает становиться противоестественным. Напротив, добрый в своей основе человек самим добром связан с природой и обязан ей. Добро естественно, зло - нарушение законов жизни и природы.

Но, помимо лирической и психологической связи с героями, пейзажи Толстого несут и другую, часто не меньшую нагрузку: они уясняют смысл романа, позицию самого автора, своеобразие его как художника.

Первый пейзаж, который мы рассмотрим, - описание неба над Праценскими высотами» где лежит раненный в Аустерлицком сражении Андрей Болконский. «Над ним не было ничего уже, кроме неба, - высокого неба, не ясного, но все-таки неизмеримо высокого, с тихо ползущими по нем серыми облаками. “Как тихо, спокойно и торжественно, совсем не так, как я бежал, -подумал князь Андрей, - совсем не так ползут облака по этому высокому бесконечному небу. Как же я не видал прежде этого высокого неба? И как я счастлив, что узнал его наконец. Да! все пустое, все обман, кроме этого бесконечного неба. Ничего, ничего нет, кроме его…”». Средства очень лаконичны - это эпитеты, многие из них повторяются: синеющая бесконечность, плывущие облака, и небо - высокое, бесконечное и, наконец, справедливое и доброе.

Эпитеты Толстого не однозначны по смыслу: часть из них дает представление о внешнем виде предмета, другие вносят эмоциональную окраску, а третьи как бы дают моральную оценку. Первые условно назовем описательными, вторые - метафорическими, третьи - оценочными.

Толстой не только рисует поэтическую картину неба, но дает моральную оценку устремлениям князя Андрея, его еще пока не вполне четким идеалам. Ведь для него небо - полная противоположность тому, что здесь на земле: телам убитых и раненых на войне, самодовольному и потому ничтожному Наполеону, улыбающемуся и счастливому «мелким тщеславием и радостью победы», и, наконец, недавним мечтам самого Андрея о славе. На земле, охваченной распрями, убийствами, эгоистическими стремлениями людей, нет справедливости и добра, а они нужны людям прежде всего.

К таким мыслям пришел князь Андрей. И это мысль не только героя, но и самого Толстого. Эпитеты справедливое, доброе стали средством выражения его мыслей. Но чаще в описании неба видим слова бесконечное, высокое. Стремление к миру, бескорыстию, справедливости - это высокие стремления, и осуществление их требует от людей бесконечных усилий. Эпитеты не столько описывают безбрежность неба, сколько оценивают идеалы героя и автора.

Пейзаж, при создании которого используется минимальное количество художественных приемов (эпитеты, повторы), выполняет идейную функцию, он проникнут страстным толстовским осуждением агрессивных войн, антигуманных эгоистических стремлений, призывом к высоким идеалам.

Очень существенна и композиционная роль его: он дает почувствовать, что в жизни князя Андрея наметился серьезный перелом, что герой, очевидно, откажется от честолюбивых помыслов и военной карьеры, а значит, читателя ожидает ощутимый поворот сюжета.

Философская мысль о вечности природы, о быстротечности человеческой жизни лежит в основе пейзажей. Но решена она по-разному. Толстой смотрит на жизнь оптимистичнее, пейзаж его, сложный и глубокий, внушает веру в человека и его высокое предназначение. Пейзаж имеет большое значение для понимания образа Андрея Болконского и мыслей автора о смысле жизни человека.

Особенности изобразительных средств Толстого: тонкий психологизм и в связи с этим использование приема олицетворения; объемность, стереоскопичность картин природы, изображение в движении, звуках, красках, с игрой света и теней; различие эмоциональных оттенков стиля - то вдумчиво-глубокого, то реалистически точного, то романтически-приподнятого, восторженно-величавого, то шутливо-обыденного.

Картины природы в романе намечают повороты в судьбах героев или всего народа, подчеркивают значимость определенных эпизодов романа. В пейзаже, описывающем березовую рощу и старый дуб, Толстой не только точно отмечает приметы поздней весны, а затем лета в разгаре. Он видит цвета и форму предметов (зеленая трава и лиловые цветы, мелкие ели с трубой зеленью), слышит фырканье лошадей, звон колокольчика, пение соловьев, ощущает первую предгрозовую жару мимолетного дождя. При этом читатель, как и герой, находится как бы внутри леса: смотрит то на левую, то на правую сторону дороги, слышит то далекие, то близкие звуки. Мы испытываем чувство радости, простора, ощущаем солнечный свет. Сравним пейзаж с картиной Куинджи «Березовая роща». В нем то же солнечное пространство, зелень и простор. Даже настроение художника созвучно толстовскому описанию рощи.

Вот еще одна зарисовка, сцена из романа лунной ночи в Отрадном, которой одновременно любуются князь Андрей и Наташа - Природа уже похожа на волшебную сказку, но это не сказка, а чарующая действительность с точными реалистическими деталями. Красота этой ночи впервые незримо соединила судьбы Андрея и Наташи.

Описание зимней святочной ночи, когда ряженые Ростовы едут к Милюковым, по стилю близко к картине ночи в Отрадном. Только она стала еще сказочнее и фантастичнее: «… вот какой-то волшебный лес с переливающимися черными тенями и блестками алмазов и с какой-то анфиладой мраморных ступеней, и какие-то серебряные крыши волшебных зданий, и пронзительный визг каких-то зверей».

Природа - это праздник молодых чувств. Поэтому так много радости и движения. Чего стоят одни глаголы, рисующие езду в санях: тронулась, зашумели, завизжали, полетела, заставляя скакать, поспевали…

А музыка звуков! Визжат, свистят и шумят полозья, то звенит, то побрякивает колокольчиком тройка, из саней слышны крики, хохот. Перечисленные картины, как и большинство пейзажей Толстого, связаны с образами главных героев. Но не только герои важны для понимания «Войны и мира». Центр романа - военные сцены, а кульминация его - Бородинское сражение, решившее исход войны 1812 года. Именно здесь стремление народа отстоять свое отечество сплотило все лучшее в нем, вызвало небывалый подъем мужества и патриотизма. Россия одержала под Бородином нравственную победу над врагом. Народ стал в этих сценах главным героем. И хотя в повествовании о Бородине пейзаж занимает мало места, значение его существенно.

Перед сражением панораму боя видит Пьер Безухов, духовно слившийся с народом в этот грозный час, и замирает от восхищения перед красотою зрелища. «Это была та же панорама, которою он любовался вчера с этого кургана; но теперь вся эта местность была покрыта войсками и дымами выстрелов, и косые лучи яркого солнца, поднимавшегося сзади, левее Пьера, кидали на нее в чистом утреннем воздухе пронизывающий с золотым и розовым оттенком свет и темные, длинные тени. Дальние леса, заканчивающие панораму, точно высеченные из какого-то драгоценного желто-зеленого камня, виднелись своей изогнутой чертой вершин на горизонте, и между ними за Валуевым прорезывалась большая Смоленская дорога, вся покрытая войсками. Ближе блестели золотые поля и перелески…»

Природа торжественна и великолепна. Праздничны и ярки краски: золотой цвет соседствует с розовым и желто-зеленым. Строй речи подчеркивает значительность момента. Туман делает местность волшебной - опять употреблено то слово, которое было так характерно для святочного катания. Там чувства Николая, здесь - всего народа, поднявшегося на небывалую высоту патриотизма и самоотверженности. В небольшом описании дважды встретился глагол блестеть: поля блестели и блестели молнии солнечного света. Слова блик, блестящий наиболее любимы Толстым, потому что передают его восхищение жизнью, оптимизм.

И еще одна деталь пейзажа, помогающая понять отношение Толстого к войне и миру. Идет к концу освободительная борьба русского народа, французы отступают. Позади сражение под Красным. Кутузов поздравляет солдат с победой, благодарит их. Но чувство величественного торжества соединяется у него с «жалостью к врагам и сознанием своей правоты»:

А вот что, братцы. Я знаю, трудно вам, да что же делать! Потерпите, недолго осталось. Выпроводим гостей, отдохнем тогда… Вам трудно, да все ж вы дома; а они - видите, до чего они дошли, - сказал он, указывая на пленных. - Хуже нищих последних. Пока они были сильны, мы их не жалели, а теперь и пожалеть можно. Тоже и они люди. Так, ребята?

Тоже люди - сказал один из них, уворачиваясь в шинель. - И полынь на своем корню растет.

О! Господи, господи! Как звездно, страсть! К морозу… - и все затихло».

Звезды, как будто зная, что теперь никто, никто не увидит их, разыгрались на черном небе. То вспыхивая, то потухая, то вздрагивая, они хлопотливо о чем-то радостном, но таинственном перешептывались между собой. Небо, такое далекое, высокое и бесконечное, когда Андрей под Аустерлицем искал в нем смысл жизни, как бы приблизилось к земле, стало простым и близким - рядом долгожданный мир.

Природа прекрасна, человек - неотъемлемая часть ее, он должен постигать красоту, величие и смысл природы, искать в жизни достойные цели, среди которых борьба во имя мира, справедливости, единства и счастья народа и родины - самая высокая и чистая.

Вселенная, земля, люди созданы для счастья. Толстой верит в это, верит в победу разума и справедливости, и пейзаж его - гимн миру, братству людей на земле. «Смотрел, подходя к Овсянникову, на прелестный солнечный закат… и подумал… Это один из вечных миров, который прекрасен, радостен и который мы не только можем, но должны сделать прекраснее и радостнее для живущих с нами и для тех, кто после нас будет жить в нем». Эти замечательные строки Льва Николаевича из его дневника как бы обращены ко всем нам, его потомкам.

Пейзаж в романе «Война и мир» является одним из главных художественных средств. Использование писателем картин природы обогащает произведение в идейном и художественном отношениях.

Для Толстого природа - это высшая мудрость, олицетворение нравственных идеалов и истинных ценностей. Человек «естественный», близкий к природе, был идеалом писателя. Поэтому одной из важных характеристик героев Толстого является их отношение к природе. Она органично входит в жизнь «ищущих» героев Л.Н. Толстого, переплетается с их мыслями и переживаниями, иногда помогает переосмыслить, пересмотреть свою жизнь и даже изменить ее.

Толстой часто использует пейзаж для анализа душевного состояния князя Андрея. Духовная красота Наташи Ростовой, поэтичность ее натуры проявляются в отношениях героини к природной стихии. Как прекрасна и непосредственна Наташа, любующаяся красотой ночи в Отрадном: «Соня, Соня! - послышался опять первый голос.- Ну, как можно спать! Да ты посмотри, что за прелесть! Ах, какая прелесть!.. - Ведь эдакой прелестной ночи никогда, никогда не бывало... - Нет, ты посмотри, что за луна!..»

Описание лунной ночи в Отрадном, которой любуются одновременно князь Андрей и Наташа, эмоционально и романтически приподнято. Большое количество эпитетов в сравнительно коротком отрывке передает оттенки контрастных цветов: черного, белого и серебряного; игру света и теней - ночь неподвижно-светлая, деревья черные с одной и серебристо-освещенные с другой стороны, растительность с серебристыми кое-где листьями и стеблями, крыша - блестящая росой, дерево с ярко-белым стволом, полная луна на светлом, почти беззвездном небе. Ночь, луна, свет и тени - все поражает незабываемой красотой.

Природа часто помогает героям узнать свое состояние, разобраться во всем (небо над Аустерлицем, описание Дуная, образ дуба), показать всю бессмысленность мечтаний о славе и подвиге. На поле брани перед лицом смерти князь Андрей понял, что кумиры и слава далеки от истинного смысла жизни. «Над ним не было ничего уже, кроме неба, - высокого неба, не ясного, но все-таки неизмеримо высокого, с тихо ползущими по нему серыми облаками... Да! все пустое, все обман, кроме этого бесконечного неба. Ничего, ничего нет, кроме его. Но и того даже нет, ничего нет, кроме тишины, успокоения. И слава Богу!» Видя теперь так близко своего кумира - Наполеона, князь Андрей понимает всю ничтожность этого «маленького человека», которому он подражал. Все это мелко и незначительно по сравнению с тем, что происходит между его душой и этим высоким небом. Андрей находит истинный смысл жизни в служении семье, воспитании сына. Князь Болконский считает, что его жизнь кончилась. Нет никакой надежды на счастье.

Как бы вторя его мыслям, старый мощный дуб стоит в распустившейся березовой роще. Его сучья-палки торчат в разные стороны, уродливые на фоне молодых березок. Дуб как бы говорит: «Весна, и любовь, и счастье! И как не надоест вам все один и тот же глупый, бессмысленный обман!.. Нет ни весны, ни солнца, ни счастья...». «Да, он прав, тысячу раз прав этот дуб, - думал князь Андрей, - пускай другие, молодые, вновь поддаются на этот обман, а мы знаем жизнь, - наша жизнь кончена!» И Андрей решает жить тихо и спокойно, доживать свой век, никому не делая зла, заботясь о близких, выполняя свой отцовский долг.

Но после посещения Отрадного и знакомства с Наташей образ мыслей князя Андрея меняется. Ночной разговор Наташи с Соней, нечаянно подслушанный князем, раскрывает ему душу этой девушки. Ее восторженность и восхищение жизнью невольно передаются Болконскому. Он начинает понимать ценность жизни, каждого ее мгновения. На обратном пути он видит тот же дуб, но уже другой. «Старый дуб, весь преображенный, раскинувшись шатром сочной, темной зелени, млел чуть колыхаясь в лучах вечернего солнца. Ни корявых пальцев, ни болячек, ни старого горя и недоверия - ничего не было видно. “Да это тот самый дуб”, - подумал князь Андрей, и на него вдруг нашло беспричинное весеннее чувство радости и обновления».

Замечательное описание осенней природы связано с картиной охоты в Отрадном: «Уже зеленя уклонились и ярко-зелено отделились от полос буреющего, выбитого скотом, озимого и светло-желтого ярового жнивья с красными полосами гречихи. Вершины и леса... стали золотистыми и ярко-красными островами посреди ярко-зеленых озимей». Эта русская поздняя осень возбуждает в человеке какую-то внутреннюю духовную силу. Кроме того, она созвучна страстному увлечению людей охотой, музыкой, плясками, которые Толстой изображает в романе с большим мастерством.

Следует отметить, что только лучшие герои Толстого близки природе, чувствуют свою связь с ней. Отрицательные персонажи далеки от природы, от всего естественного и прекрасного. Они не только не замечают природу с ее величием и спокойной красотой, а как будто даже не подозревают о ее существовании. В романе "Война и мир" читатель ни разу не увидит Элен, Анну Павловну, Жюли Карагину, князя Василия на лоне природы, так как это не их стихия. Они не любят природу, не понимают ее высокого смысла. Духовно опустошенные, нравственно уродливые, они если и говорят о природе, то натянуто и фальшиво. Но совсем иначе воспринимают этот гармоничный мир главные герои романа, близкие к идеалу писателя - «естественному человеку». Это люди духовно красивые, ищущие счастья, внутренне близкие к народу, мечтающие о полезной деятельности. Их жизненный путь - это путь страстных исканий, ведущий к правде и добру. Богатство внутреннего мира этих героев Толстой раскрывает через их восприятие природы.

Картина природы воссоздает обстановку, характеризующую начало Бородинского сражения: солнце, брызнувшее на поля из-за тумана, послужило Наполеону сигналом к выступлению. Пейзаж в освещении войн, битв, сражений несет у Толстого главную идейную нагрузку, выявляет характер войны, отражает точку зрения автора на происходящее.

Читайте также:

Художественные особенности романа

Нравственно-философский смысл произведения

Природа в романе «Война и мир» выполняет разнообразные функции: это не только фон, на котором происходят события, но и:

  • отражение внутреннего состояния героев,
  • их душевных переживаний,

Красота природы концептуально противопоставляется ужасам войны, гармония природы — дисгармонии человеческого общества.

«Небо Аустерлица» — как новый этап исканий героя

В жизни князя «небо Аустерлица» и «дуб по дороге в Отрадное» — символы, вехи пути духовных исканий. Каждый раз мы видим, какие изменения происходят в душе Болконского и в его жизни. Князь Андрей на войне 1805-1807 гг. — это молодой военный, мучимый жаждой подвига, подвига, который принесет ему славу и любовь других людей. Кумир этого Андрея Болконского — . Толстой показывает, как князь Андрей совершает подвиг, увлекает солдат в атаку, подняв полковое знамя. При виде князя Наполеон говорит: «Вот смерть героя». Но сам Болконский уже изменился, это уже не тот человек: изменившемуся Андрею Наполеон кажется маленьким и ничтожным. Небо Аустерлица изменило героя, именно в этом высоком небе он видит вечное, по сравнению с которым слава, честолюбие, тщеславие — все обман.

«Как я не видал прежде этого высокого неба? И как я счастлив, что узнал его наконец. Да! Все пустое, все обман, кроме этого бесконечного неба… ничего нет, кроме тишины, успокоения».

Небо Аустрелица изменило Андрея Болконского, но, размышляя о смысле жизни, он думает, что теперь цель его жизни — жить для себя и сына, не делая зла другим людям. Толстой показывает, что такое решение не выход, сам князь уверен в своей правоте только внешне, внутренне он полон противоречий, потому что ищет подтверждения своей правоты.

Старый дуб

Показывая весеннюю дорогу в Отрадное, Толстой заставляет своего героя увидеть старый дуб, который

» не хотел подчиняться обаянию весны и не хотел видеть ни весны, ни солнца».

Этот старый корявый дуб как бы подтверждает правоту Андрея Болконского.

«Да, он прав, тысячу раз прав, этот дуб, «- подумал князь Андрей. Целый ряд мыслей безнадежных, но грустно-приятных в связи с эти дубом возник в душе князя Андрея».

Толстой как бы подчеркивает, что позиция

«доживать свою жизнь, не делая зла, не тревожась и ничего не желая»

неверна, это своеобразная защита от истинной жизни (недаром мысли, возникшие у князя, писатель называет «безнадежными, но грустно-приятными»).

Между второй встречей с дубом Андрей Болконский видит звездную ночь и слышит разговор двух девочек, Наташи и Сони. В нем уже что-то меняется, и, когда он возвращается из Отрадного и снова видит старый, но уже преобразившийся дуб, он вдруг бесповоротно решает,

» что жизнь не кончена в тридцать один год». «Надо, чтобы все знали меня, чтобы не для одного меня шла моя жизнь…».

Красота природы как камертон личности героев Толстого

Любимые герои Толстого чрезвычайно восприимчивы к красоте природы, ее преображениям, природа отражается в них, делает их счастливее и прекраснее. Напротив, герои, которых Толстой не любит, которые писателю противны, никогда на страницах романа не появляются на природе: их среда — высший свет, интерьеры дворцов и бальных зал. Так Толстой проводит еще одну важную мысль:

цивилизация портит человека, человек, взращенный ею, далекий от природы, — человек испорченный.

Природа как символ мира в романе и критерий правды

Природа включается Толстым в понятие «мир», «мирная жизнь». Противопоставляя войну и мир, писатель использует прием контраста, не только показывая поступки людей, но и описывая природу. Дважды мы видим переправу через реку Энс: один раз в мирное время, когда светит солнце и на этой переправе сидит мирный рыболов, второй — когда множество людей, охваченных страхом и паникой, стремятся выбраться из этой мясорубки.

Важное место в романе занимает Бородинское сражение. Перед сражением мы становимся свидетелями разговора Андрея Болконского и Пьера и слышим:

«Война — самое отвратительное дело в жизни»

Подтверждением этому становится описание природы перед сражением.

«…косые лучи яркого солнца, поднимавшиеся сзади, левее Пьера, кидали на нее в чистом утреннем воздухе пронизывающий с золотым и розовым оттенком свет и темные, длинные тени. Дальние леса, заканчивающие панораму, точно высеченные из какого-то драгоценного желто-зеленого камня, виднелись своей изогнутой чертой вершин на горизонте… Ближе блестели золотые поля и перелески».

Прекрасная природа как бы говорит людям, настоятельно требует прекратить убийство, ведь война — это когда одни люди убивают других. Эта мысль очень ценна для Толстого, он не может отказать от нее даже при описании войны и сражения, которое считает нравственной победой русских. Именно таково описание природы после Бородинского сражения.

«Собрались тучки, и стал накрапывать дождик на убитых, на раненых, на испуганных, и на изнуренных, и на сомневающихся людей. Как будто он говорил: «Довольно, довольно, люди. Перестаньте… Опомнитесь. Что вы делаете?»

Природа — это критерий правды и красоты по Толстому. В природе все закономерно, гармонично и прекрасно, поэтому человек, который умеет слушать и слышать природу, — человек непотерянный, человек прекрасный и умный. Толстой не говорит в романе о приоритете природы над человеческим обществом, но всей силой своего таланта показывает, что отношения человека, настоящего человека и природы гармоничны. Природа вечно мудра, и человек постоянно постигает эту ее мудрость.

Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость - поделитесь