Действия финских ввс. ВВС Финляндии. Почему в музее на финских самолетах свастика

Музей авиации Южной Карелии находится в аэропорту города Лаппееенранты. Музей совсем не велик и содержится энтузиастами. Финны тоже любят покопаться в лесах и отыскать какие-нибудь обломки минувших эпох. На базе этих находок и была создана в 1996 году ассоциация авиационных музеев Южной Финляндии, а сам музей авиации Южной Карелии был открыт в 2000 году. В настоящий момент в ассоциации состоит 6 музеев, .

Всего в музее авиации Южной Карелии экспонируется 9 самолетов и один вертолет. Многие из них производства СССР, так что можно сказать, что посещение музея это прикосновение к истории авиации Российской империи, СССР и к нашей совместной с Финляндией непростой истории.

Список всех крупных экспонатов:

  1. Nieuport 17 (replica) 1.D.453. (OH-U323)
  2. Mig 21 Bis (СССР)
  3. Mig 21 F (СССР)
  4. Mig 21 UM (СССР)
  5. Fouga CM 170 Magister (Франция)
  6. Folland Gnat (GN-3 and GN-106) (Великобритания)
  7. Saab D 91 Safir (SF-31) (Швеция)
  8. Saab 35 J Draken (Швеция)
  9. Вертолет Mi-8, Mi-4 (body) (СССР)
  10. Pik-3 Glider OH-420

Кроме самих самолетов в ангаре выставлено много обломков самолетов времен Второй Мировой, фотографий, документов. Подписи к экспонатам только на финском языке к сожалению, но название моделей можно разобрать и по-фински.

Мы посетили музей авиации Южной Карелии 12.06.2015. Музей находится в аэропорту города Лаппеенранта. Музей работает только летом с 1.06 по 31.08 и только по будним дням с 12-00 до 18-00, поэтому именно 12 июня почти единственный день за все лето, когда мы могли туда попасть, поскольку 12 июня выходной в России, а в Финляндии рабочий день.

В годы молодости я и мой муж закончили Ленинградский институт авиационного приборостроения, так что интерес к авиации и технике пока сохранился.

Как найти музей авиации Южной Карелии

Музей находится в аэропорту Лаппеенранты, нужно проехать около 1 км дальше по дороге от основного входа. С дороги музей и парковка при нем выглядит так, как на фото ниже.

Парковка и ангары музея авиации Южной Карелии

Вокруг много парковок аэропорта. Сам аэропорт очень тих, при нас на было никаких подвижек, самолеты не взлетали и не садились. Такое впечатление, что жизнь там остановилась. Я только побеспокоила работниц кухни аэропорта, они курили на улице, чтобы спросить у них, а где же здесь музей и девушки очень бойко по-английски мне объяснили. Стоимость посещения музея 4 евро за взрослый билет, дети бесплатно.



Главный выставочный ангар музея авиации Южной Карелии

О свастике и опознавательных знаках ВВС Финляндии

Мы были единственными посетителями этого заведения. Сразу, конечно, бросается в глаза фашистская свастика на эмблеме при входе и на самолетах внутри ангара. Но если немного подумать, то сразу на ум приходит мысль, что во времена основания аэропорта, о Гитлере еще никто не слышал. Дата основания аэропорта Лаппеенранты написана на эмблеме музея.



Эмблема музея авиации Южной Карелии, капли это дождь

Свастика в разных культурах используется, как символ счастья. В западном мире она ассоциируется с символом национал-социализма Гитлеровской Германии и вызывает ужас и отвращение. Однако это Гитлер испортил этот древний символ своим прикосновением, а не наоборот.

Символ свастики находят на предметах, найденных при археологических раскопках в Финляндии, датируемых железным веком. Свастикой украшали посуду, текстиль. В странах северной Европы свастика несколько тысячелетий использовалась именно, как символ счастья. В независимой Финляндии символ свастики использовали женская военизированная организация «Лотта Свиярд», существовавшая с 1919 по 1944 год, вооруженные силы Финляндии, Ассоциация медицинских сестер Финляндии.



Броши женской организации Лотта Свиярд

Датой рождения финской авиации считается 6.03.1918. В это день шведский граф Эрик фон Розен подарил Финляндии первый аэроплан шведского производства, который представлял собой копию французского аэроплана. Граф фон Розен позднее преподавал в авиационной школе и именно на его самолете впервые был изображен синий символ свастики в белом круге, тогда это был просто личный символ графа на счастье.

Граф Эрик фон Розен и Герман Вильгельм Геринг, политический, государственный и военный деятель нацистской Германии, рейхсминистр Имперского министерства авиации, были женаты на сестрах. Причем это именно Эрик фон Розен познакомил Геринга с сестрой своей жены в своем фамильном замке в Швеции. В те времена Геринг был всего лишь героем Первой Мировой войны. Поэтому многие сомневаются в невинности символа финской свастики.



Nieuport 17 (replica) 1.D.453. (OH-U323)

Не много позднее символ свастики стал использоваться, как опознавательный знак финских ВВС. По понятным причинам в 1945 году отказались от применения этого символа и заменили его на голубой круг.



Опознавательные знаки ВВС Финляндии

Но символ свастики всплыл вновь в 1957 году. Официальным флагом ВВС Финляндии стало ниже приведенное изображение.



Официальный флаг ВВС Финляндии

И до сих пор это изображение является официальным флагом ВВС Финляндии. Финские власти отрицают принадлежность этого символа к идеям национал социализма.

История аэропорта Лаппеенранты

В 1918 году на месте будущего аэропорта Лаппеенранты был тренировочный луг царской кавалерии. А 10.05.1918 года на это поле был передислоцирован Второй Авиационный батальон из Pääklahti. В то время на аэродроме располагались самолеты следующих типов: Nieuport 10, 17, 23, C.F.W. C.V, and N.A.B. typ 9 Albatros, and N.A.B. typ 17 Albatros Jagar.



Внутри ангара — Nieuport 17 (replica) 1.D.453. (OH-U323)

Финляндию и Россию в те тяжелые времена сотрясали катаклизмы гражданской войны, интервенции, революции, в общем это было тяжелое время. Несколько самолетов типа Nieuport в Лаппенранту пригнали русские летчики из Санкт-Петербурга, еще ряд аналогичных самолетов были захвачены в Тампере.



Nieuport 17 (replica) 1.D.453. (OH-U323) — фото с фотографии

Эта авиа флотилия принимала участие в ходе гражданской войны в 1918 году, в Финляндии победили белые под командованием Маннергейма. После окончания гражданской войны аэропорт почти не использовался. Однако он опять понадобился во время Зимней войны. К летнему кризису 1944 года аэропорт Лаппенранты был самым оборудованным в Финляндии.

В 1945 году аэропорт был закрыт и возобновил свою деятельность только 1951 году на этот раз, там базировались только гражданские самолеты. По сей день из Лаппеенраты можно вылететь в Европу достаточно бюджетно. Отсюда, например, летает известный лоукостер Rianair.

Экспозиция музея в ангаре

Первым делом мы обратили внимание на катапультируемое кресло от самолета МИГ 21, поскольку увидели русские буквы. Миг 21 был разработан в середине 50-х годов двадцатого столетия и производился вплоть до 1985 года.

Кресло-катапульта от МИГ-21, все надписи на русском Противоперегрузочный костюм Костюм летчика времен второй мировой войны

Целый угол отдан останкам советского бомбардировщика СБ-2 М 103, сбитого 11-го марта 40-го г. Командир экипажа капитан Орлов направил горящую машину на скопление финской техники, за что был удостоен звания Героя Советского Союза 7-го апреля 40-го года.



Обломки самолетов времен второй мировой войны

Обломки машины и карта настоящие, а личные вещи экипажа (в том числе деньги, карточки, удостоверения и т. п.) — фотокопии. Обратите внимание на презервативы (весьма неожиданный предмет экипировки советских летчиков — оказывается, секс в СССР все-таки был!), да еще и с англоязычными надписями (на экспорт шли?..) и контур красной звезды на обломках фюзеляжа.



Советские 50 рублей (1938 год)

Агитация На заднем плане двигатель, что означает надпись не знаю

Фотография в музее

Фотографий там много, делать фотографии с фотографий неблагодарное занятие, снимки сильно бликуют.

Экспозиция на улице



Русские самолеты МИГ

Эмблема на хвосте самолета МИГ.



Символика на самолете МИГ

На советских самолетах сохранилось множество надписей на русском языке, только в кабине надписи были переведены на финский и то не все.



Осталось много русских надписей

Ниже шведский истребитель Saab 35S Draken, разработанный, как и наши МИГ 21 в середине 50-х годов.



Saab 35S Draken

Символика на Saab 35S Draken

Русский вертолет МИ-8

Ми-8 — салон

МИ-8 кабина, большинство надписей на русском

СМ-170 Fouga Magister - двухместный реактивный учебно-боевой самолёт, спроектированный во Франции, основным назначением которого являлась лётная подготовка пилотов ВВС. Первый полет 1958 год.



На переднем плане Fouga Macister CM170 /Twin seater Trainer

Старинный Range Rover

Вот в общем и вся экспозиция музея авиации Южной Карелии. Было весьма занимательно. До посещения этого музея я вообще не интересовалась финской символикой и не подозревала о финской свастике.

Господа специалисты, если я допустила ошибки в терминологии, просьба сообщить мне об этом, буду исправлять.

| 9 | 2 221, сегодня 3 304 |

Ч НБТФЕ 1918 ЗПДБ ЫЧЕДУЛЙК ЗТБЖ лТЕКЧЙ ЖПО тПЪЕО РЕТЕЗОБМ Ч жЙОМСОДЙА Morane-Saulnier Type D, ЛПФПТЩК УФБМ РЕТЧЩН УБНПМЕФПН ОПЧЩИ ччу. оБ УБНПМЕФ ВЩМБ ОБОЕУЕОБ ЗПМХВБС УЧБУФЙЛБ ОБ ВЕМПН ЛТХЗЕ, ЛПФПТБС ЧУЛПТЕ УФБМБ ПРПЪОБЧБФЕМШОЩН ЪОБЛПН – "ИБЛБТЙУФЙ". пДОБЛП ПЛПОЮБФЕМШОБС ПТЗБОЙЪБГЙС ччу РТПЙЪПЫМБ ФПМШЛП Ч 1919 ЗПДХ У РПНПЭША жТБОГЙЙ Й чЕМЙЛПВТЙФБОЙЙ.

30 ОПСВТС 1939 ЗПДБ Ч ТЕЪХМШФБФЕ РПДРЙУБОЙС РБЛФБ нПМПФПЧБ-тЙВЕОФТПРБ УФТБОБ ПЛБЪБМБУШ ЧФСОХФПК Ч ЛПОЖМЙЛФ У ууут.

ч ТЕЪХМШФБФЕ ЬФПК ЧПКОЩ ЖЙОУЛЙЕ РЙМПФЩ РПЛБЪБМЙ УЧПЕ НХЦЕУФЧП Й РПДЗПФПЧЛХ, ПДЕТЦБЧ 207 РПДФЧЕТЦДЕООЩИ РПВЕД РТЙ РПФЕТЕ ЧУЕЗП 48 УПВУФЧЕООЩИ НБЫЙО.

ПДОБЛП ЮЕТЕЪ 15 НЕУСГЕЧ ЖЙОУЛЙН МЕФЮЙЛБН УОПЧБ РТЙЫМПУШ УФПМЛОХФШУС УП УЧПЙНЙ ВЩЧЫЙНЙ РТПФЙЧОЙЛБНЙ.

фБЛ ОБЪЩЧБЕНБС "рТПДПМЦЕООБС ЧПКОБ" РТПДПМЦБМБУШ У 22 ЙАОС 1941 ЗПДБ ДП 4 УЕОФСВТС 1944 ЗПДБ. оБ ЪЕНМЕ ЖЙОУЛЙЕ Й ЗЕТНБОУЛЙЕ ЧПКУЛБ РЩФБМЙУШ РЕТЕТЕЪБФШ нХТНБОУЛХА ЦЕМЕЪОП ДПТПЦОХА ЧЕФЛХ, РП ЛПФПТПК ЫЕМ ПУОПЧОПК РПФПЛ "МЕОД-МЙЪБ". пДОБЛП ЬФЙ РПРЩФЛЙ РТПЧБМЙМЙУШ.

ч 1944 ЗПДХ РПУМЕ ОБЮБМБ РПТБЦЕОЙС зЕТНБОЙЙ УДБМЙУШ Й ЖЙООЩ. оБ ФПФ НПНЕОФ Ч РЕТЧПК МЙОЙЙ ОБИПДЙМПУШ Brewster Model 239, 25 Fiat G.50, Б ФБЛЦЕ Curtiss Hawk 75A, Fokker D.XXI, M.S.406.

йЪ ОЕНЕГЛЙИ НБЫЙО ОБ ЧППТХЦЕОЙЕ РПУФХРЙМЙ 30 Messerschmitt Bf 109G-2 and 132 Bf 109G-6, 15 Dornier Do 17Z-2 Й ФБЛПЕ ЦЕ ЛПМЙЮЕУФЧП Ju 88A-4. чУЕЗП ЪБ ЬФХ ЧПКОХ ЖЙОУЛЙЕ РЙМПФЩ РТЕФЕОДХАФ ОБ 1600 УВЙФЩИ УПЧЕФУЛЙИ УБНПМЕФБ РТЙ РПФЕТЕ 211 УПВУФЧЕООЩИ.

ч БРТЕМЕ 1945 ЗПДБ ЖЙОУЛБС УЧБУФЙЛБ ВЩМБ УНЕОЕОБ УПЧТЕНЕООЩНЙ ВЕМП-ЗПМХВЩНЙ пъ. рП рБТЙЦУЛПНХ НЙТХ 1947 ЗПДБ жЙОМСОДЙС РПФЕТСМБ 30000 kН2 УЧПЕК ФЕТТЙФПТЙЙ Й РПТФ рЕФУБНП ОБ УЕЧЕТЕ.

нБМП ФПЗП иЕМШУЙОЛЙ ТБЪТЕЫБМПУШ ЙНЕФШ ФПМШЛП 60 ЙУФТЕВЙФЕМЕК Й 3000 РЕТУПОБМБ ччу. вЩМЙ ЪБРТЕЭЕОЩ ВПНВБТДЙТПЧЭЙЛЙ, РПДЧПДОЩЕ МПДЛЙ Й ЧУЕ ЮФП НПЗМП ФЕПТЕФЙЮЕУЛЙ ОЕУФЙ СДЕТОПЕ ПТХЦЙЕ – ЙУЛМАЮЙФЕМШОП ПТХЦЙЕ ДМС ПВПТПОЩ. оЕ УМХЮБКОП РПУМЕЧПЕООЩК ДЕЧЙЪ ЖЙОУЛЙИ ччу ЪЧХЮЙФ ЛБЛ "Qualitas Potentia Nostra" (ч ЛБЮЕУФЧЕ МЕЦЙФ ОБЫБ УЙМБ).

рПУМЕЧПЕООПЕ РЕТЕЧППТХЦЕОЙЕ ПУХЭЕУФЧМСМПУШ ЛБЛ У ъБРБДБ ФБЛ Й У чПУФПЛБ, ФБЛ Й УПВУФЧЕООЩНЙ УЙМБНЙ. уЕЗПДОС рБТЙЦУЛЙЕ УПЗМБЫЕОЙС ХЦЕ ХФТБФЙМЙ УЙМХ Й ЛПМЙЮЕУФЧП ЙУФТЕВЙФЕМЕК УПУФБЧМСЕФ 67. ч 1953 ЗПДХ ОБ ЧППТХЦЕОЙЕ УФБМЙ РПУФХРБФШ РЕТЧЩЕ ТЕБЛФЙЧОЩЕ УБНПМЕФЩ – ЬФП ВЩМЙ ЫЕУФШ de Havilland Vampire Mk 52, ЮЕТЕЪ ДЧБ ЗПДБ РПРПМОЕООЩЕ ДЕЧСФША Vampire Mk 55, ЛПФПТЩЕ ЬЛУРМХБФЙТПЧБМЙУШ ДП 1965 ЗПДБ.

ч 1958 ЗПДХ ччу РПМХЮЙМЙ 11 Folland Gnat Mk I, ЛПФПТЩЕ УМХЦЙМЙ ДП 1972 ЗПДБ. ч 1962 ЗПДХ ЧУЕ ЬФП ЧЕМЙЛПМЕРЙЕ ВЩМП ДПРПМОЕОП ЮЕФЧЕТЛПК нЙз-15хфй. пОЙ РПУМХЦЙМЙ РЕТЕИПДОЩН ФЙРПН Л 22 нЙз-21ж-13, РПМХЮЕООЩИ ДЧХНС РБТФЙСНЙ (Ч БРТЕМЕ Й ОПСВТЕ) 1963 ЗПДБ. у 1965 РП 1980 ЗПДБ ЖХОЛГЙЙ ХЮЕВОП – ВПЕЧЩИ ЧЩРПМОСМЙ Й ДЧБ нЙз-21х.

нЙзЙ УМХЦЙМЙ Ч ЛБЮЕУФЧЕ ЙУФТЕВЙФЕМЕК – РЕТЕИЧБФЮЙЛПЧ ДП 1986 ЗПДБ. оБ ФПФ НПНЕОФ РСФШ нЙз-21ж ВЩМЙ РПФЕТСОЩ Ч БЧБТЙСИ, Б ДЧБ УФБМЙ НХЪЕКОЩНЙ ПВТБЪГБНЙ). ч 1956 ЗПДХ ФТБОУРПТФОЩЕ ЧПЪНПЦОПУФЙ ччу ВЩМЙ РПРПМОЕОЩ РБТПК Percival Pembroke (УМХЦЙМЙ ДП 1968 ЗПДБ).

у 1961 РП 1981 ФТЙ йМ-28т ЪБОЙНБМЙУШ ФЕН, ЮФП ФСЗБМЙ НЙЫЕОЙ. йОФЕТЕУОП, ЮФП ОЕУНПФТС ОБ ЪБРТЕФ ВЩМ РПМХЮЕО Й ПДЙО "ЮЙУФЩК" ВПНВБТДЙТПЧЭЙЛ йМ-28. ч 1960-70-Е ЗПДЩ ВЩМЙ ЛХРМЕОЩ УЕНШ Douglas C-47 Dakota Й ДЧБ Douglas C-53. "дБЛПФЩ" ЧЕТПК Й РТБЧДПК РТПУМХЦЙМЙ 24 ЗПДБ, УПЧЕТЫЙЧ РПУМЕДОЙК РПМЕФ 18 ДЕЛБВТС 1984 ЗПДБ. чУЕЗП ПДЙО ЗПД – 1974 – ЖЙООЩ ЬЛУРМХБФЙТПЧБМЙ BN-2A Islander Й Piper PA-31-310 Navajo. оЕДПМЗП РТПУМХЦЙМЙ Й ДЧБ Cessna 402B Businessliner.

жХОЛГЙЙ РЕТЧПОБЮБМШОПК МЕФОПК РПДЗПФПЧЛЙ У 1958 ЗПДБ ВЩМЙ ЧПЪМПЦЕОЩ ОБ 36 Saab 9ID Safir, ЧЩЧЕДЕООЩЕ ЙЪ ВПЕЧПЗП УПУФБЧБ ФПМШЛП Ч 1983 ЗПДХ. ч ФПН ЦЕ ЗПДХ ОБ ЧППТХЦЕОЙЕ РПУФХРЙМЙ Й 18 Fouga CM 170 Magister, РТЙЮЕН УБНПМЕФЩ ОБУФПМШЛП РТЙЫМЙУШ ЛП ДЧПТХ, ЮФП Ч 1960 ЗПДХ РП МЙГЕОЪЙЙ ВЩМЙ УПВТБОЩ ЕЭЕ 62 ФБЛЙИ УБНПМЕФБ. лБЛ Й ДТХЗЙЕ УБНПМЕФЩ ЬФЙ "МЕФБАЭЙЕ РБТФЩ" РТПУМХЦЙМЙ ДЧБ ДЕУСФЛБ МЕФ, УПЧЕТЫЙЧ РПУМЕДОЙК РПМЕФ 19 ДЕЛБВТС 1988 ЗПДБ.

жЙОУЛЙЕ ЧЕТФПМЕФЮЙЛЙ Ч ТБЪОПЕ ЧТЕНС МЕФБМЙ ОБ WSK SM-lSZ/M (РПМШУЛБС ЧЕТУЙС нЙ-1), РПФПН ВЩМЙ "бММХЬФЩ". рБТБММЕМШОП У 1962 РП 1979 ЗПДЩ ЬЛУРМХБФЙТПЧБМЙУШ ФТЙ нЙ-4, ЛПФПТЩЕ ВЩМЙ УНЕОЕОЩ AB 206A.

ч ЛПОГЕ 80-И ЗПДПЧ ЧПЪОЙЛМБ ОЕПВИПДЙНПУФШ ЪБНЕОЩ НПТБМШОП Й ЖЙЪЙЮЕУЛЙ ХУФБТЕЧЫЙИ нЙз-21. ч 1989 ЗПДХ ВЩМ ПВЯСЧМЕО ЛПОЛХТУ, ОБ ЛПФПТЩК ВЩМЙ ЧЩУФБЧМЕОЩ JAS 39A Gripen, General Dynamics F-16 MLU, McDonnell Douglas F/A-18C, Dassault Mirage 2000-5 Й нЙз-29. ч ЙФПЗЕ Ч БРТЕМЕ 1992 ЗПДБ ВЩМЙ ЧЩВТБОЩ "иПТОЕФЩ".

ОБ ДБООЩК НПНЕОФ ЖЙОУЛЙЕ ччу УЧЕДЕОЩ Ч ФТЙ БЧЙБГЙПООЩИ ЛПНБОДПЧБОЙС, ЛБЦДПЕ ЙЪ ЛПФПТЩИ УПУФПЙФ ЙЪ ПДОПК Havittajalentolaivue (HavLLv, ЬУЛБДТЙМШЙ) Й ТБДБТОПК УФБОГЙЙ. лБЦДБС БЬ УПУФПЙФ ЙЪ ЮЕФЩТЕИ ЪЧЕОШЕЧ. уЕЧЕТ УФТБОЩ ОБИПДЙФУС Ч ЧЕДЕОЙЙ мБРМБОДУЛПЗП БЧЙБЛПНБОДПЧБОЙС УП ЫФБВПН Ч тПЧБОЙЕН, АЗП-ЧПУФПЛ РТЙЛТЩФ лБТЕМШУЛЙН БЧЙБЛПНБОДПЧБОЙЕН (ЫФБВ Ч Kuopio-Rissala) Й ОБЛПОЕГ АЗП- ЪБРБД Ч ЧЕДЕОЙЙ ЛПНБОДПЧБОЙС уБФБЛХОФБ (Tampere- Pirkkala).

зМБЧОБС ЫФБВ – ЛЧБТФЙТБ ОБИПДЙФУС Ч Tikkakoski- Jyaskyla, чПЕООП-ЧПЪДХЫОБС БЛБДЕНЙС (Ilmasotakoulu) – Ч Kauhava. чУЕ РПДТБЪДЕМЕОЙС ЙНЕАФ ЧЩУПЛХА УФЕРЕОШ ЗПФПЧОПУФЙ, ФБЛ ЛБЛ Ч УФТБОЕ ОЕФ ФБЛПЗП РПОСФЙС ЛБЛ ЫФБФ ЧПЕООПЗП ЧТЕНЕОЙ. чУЕЗП ОБ ЪБНЕОХ нЙз-21 Й "дТБЛЕО" ЖЙООЩ ЛХРЙМЙ 64 F-18 Hornet (57 ПДОПНЕУФОЩИ F-18C Й УЕНШ F-18D).

7 ОПСВТС 1995 ЗПДБ Ч жЙОМСОДЙА УЧПЙН ИПДПН РТЙМЕФЕМЙ РЕТЧЩЕ ЮЕФЩТЕ F-18D, Б ЕЭЕ ТБОШЫЕ (Ч ПЛФСВТЕ) ОБ ЪБЧПДБИ чБМНЕФ ОБЮБМБУШ УВПТЛБ РЕТЧЩИ F-18C, ЛПФПТЩЕ ОБЮБМЙ РПУФХРБФШ ОБ ЧППТХЦЕОЙЕ У ЙАОС 1996 ЗПДБ.

дМС ЧППТХЦЕОЙС "иПТОЕФПЧ" ВЩМЙ ЪБЛХРМЕОЩ хт AIM-9M Sidewinder Й AIM-120B AMRAAM. жЙОМСОДЙС ФБЛЦЕ УФБМБ РЕТЧПК ЙОПУФТБООПК УФТБОПК, ЛПФПТБС РПМХЮЙМБ ЙУФТЕВЙФЕМЙ У ВПМЕЕ НПЭОПК тму APG-73.

лТПНЕ ФПЗП, ЛПНРБОЙС "оПЛЙС" ХУФБОПЧЙМБ УЙУФЕНЩ, ЛПФПТЩЕ РПМОПУФША ЙОФЕЗТЙТПЧБМЙ ДБООЩЕ У "дТБЛЕОПЧ" Й нЙз-21.

рЕТЧЩЕ "дТБЛЕОЩ" РПУФХРЙМЙ ОБ ЧППТХЦЕОЙЕ ччу жЙОМСОДЙЙ Ч 1972 ЗПДХ Ч ЧЙДЕ ЫЕУФЙ "ВЬХЫОЩИ" Saab J 35B. пОЙ ВЩМЙ ЧЪСФЩ Ч БТЕОДХ Х ччу ыЧЕГЙЙ, Б У БРТЕМС 1974 РП ЙАМШ 1975 ЗПДБ ОБ чБМНЕФЕ ВЩМЙ РПУФТПЕОЩ ДЕУСФПЛ Saab 35S.

чУЕЗП ВЩМП РПМХЮЕОП Й РПУФТПЕОП 47 "дТБЛЕОПЧ", ЙЪ ЛПФПТЩИ 30 ХГЕМЕМЙ ДП УЕЗПДОСЫОЕЗП ДОС. лТПНЕ ЧУФТПЕООПК 30-НН РХЫЛЙ ЬФЙ ЙУФТЕВЙФЕМЙ НПЗХФ ОЕУФЙ 3 ФЙРБ хт: AIM-4 Falcon (РТПЙЪЧПДЙНЩЕ РП МЙГЕОЪЙЙ Ч ыЧЕГЙЙ), AIM-9J Sidewinder Й т-13н.

F-18 УФБМЙ РЕТЧЩНЙ ЧУЕРПЗПДОЩНЙ ЙУФТЕВЙФЕМСНЙ Ч УПУФБЧЕ ччу жЙОМСОДЙЙ.

у РПМХЮЕОЙЕН ВПМШЫЕЗП ЛПМЙЮЕУФЧБ "иПТОЕФПЧ" У ЧППТХЦЕОЙС РПУФЕРЕООП УОЙНБАФУС "дТБЛЕОЩ"

фТЕФШЕ ЪЧЕОП Ч ЛБЦДПН БЧЙБЛПНБОДПЧБОЙЙ УПУФБЧМСЕФ ФТЕОЙТПЧПЮОПЕ ЪЧЕОП, ЧППТХЦЕООПЕ BAe Hawk. ч 1980 ЗПДХ ОБ ЧППТХЦЕОЙЙ РПСЧЙМЙУШ РЕТЧЩЕ ЮЕФЩТЕ Hawk Mk 51, РПУМЕ ЮЕЗП Ч жЙОМСОДЙЙ ВЩМЙ УПВТБОЩ ПУФБМШОЩЕ 46 НБЫЙО. лТПНЕ ФПЗП, У 1993 РП 1994 ЗПД ВЩМЙ ЛХРМЕОЩ ЕЭЕ 7 НБЫЙО. оЕУНПФТС ОБ ФП, ЮФП ПОЙ ЪБСЧМЕОЩ ЛБЛ "ФТЕОЙТПЧПЮОЩЕ" УБНПМЕФЩ ПОЙ УЛПТЕК ЧУЕЗП "МЕЗЛЙЕ ЙУФТЕВЙФЕМЙ". уХДЙФЕ УБНЙ: ЛТПНЕ 30-НН РХЫЛЙ бДЕО УБНПМЕФЩ НПЗХФ ОЕУФЙ ФТЙ ФЙРБ хт – т-13н, AIM-9J Sidewinder Й т-60.

лТПНЕ ФПЗП, Ч ЛБЦДПН ЛПНБОДПЧБОЙЙ ЕУФШ УЧСЪОПЕ ЪЧЕОП, Ч ЛПФПТПН, ЛБЛ РТБЧЙМП, ПДЙО Piper PA-28
Arrow, ПДЙО Piper PA-31 Chieftain, ДЧБ Valmet L-90 TP Redigo Й ПДЙО – ДЧБ Valmet (L-70)
Vinka.

аОПЫБ, ЦЕМБАЭЙК УФБФШ МЕФЮЙЛПН, РТПИПДЙФ 4-И ЗПДЙЮОЩК ЛХТУ Ч чПЕООП – ЧПЪДХЫОПК БЛБДЕНЙЙ. рЕТЧПОБЮБМШОБС РПДЗПФПЧЛБ РТПИПДЙФ ОБ Valmet L-70 Vinka. оБ ЬФЙИ УБНПМЕФБИ ЛХТУБОФЩ ЪБ 11 НЕУСГЕЧ УПЧЕТЫБАФ 45 ЧЩМЕФПЧ. ч УМЕДХАЭЙЕ ФТЙ ЗПДБ ЙИ ПУОПЧОЩНЙ НБЫЙОБНЙ ПУФБАФУС Vinka Й Hawk.

РПУМЕ 60 ЮБУПЧ ОБ чЙОЛЕ Й 100 ЮБУПЧ ОБ "иПЛЕ" УФХДЕОФ УФБОПЧЙФУС МЕФЮЙЛПН. рПУМЕ ЮЕЗП ПО ОБРТБЧМСЕФУС Ч ДЕКУФЧХАЭЙЕ ЮБУФЙ, ЗДЕ ЪБ УМЕДХАЭЙК ЗПД ПО ДПМЦЕО УПЧЕТЫЙФШ ЕЭЕ 150 ЧЩМЕФПЧ ОБ "иПЛЕ". й ФПМШЛП ОБ ЧФПТПК ЗПД ПО ДПРХУЛБЕФУС Л РПМЕФБН ОБ "иПТОЕФЕ".

ч СОЧБТЕ 1997 ЗПДБ ВЩМБ ТБУЖПТНЙТПЧБОБ ТБЪЧЕДЩЧБФЕМШОБС ЬУЛБДТЙМШС (Tiedustelulentolaivue), Б ЕЕ ЫЕУФШ ТБЪЧЕДЮЙЛПЧ нЙз-21ВЙУ\ф Й ОЕЛПФПТПЕ ЛПМЙЮЕУФЧП Hawk, УРПУПВОЩИ ОЕУФЙ ТБЪЧЕДЛПОФЕКОЕТЩ, ВЩМЙ РЕТЕДБОЩ РП ЮБУФСН.

фПЗДБ ЦЕ ВЩМБ ТБУЖПТНЙТПЧБОБ ФТБОУРПТФОБС ЬУЛБДТЙМШС Й ЕЕ Fokker F27 Й Learjet ЧНЕУФЕ У "ТБЪЧЕДЩЧБФЕМШОЩНЙ" "иПЛБНЙ" УПУФБЧЙМЙ ОПЧХА ЬУЛБДТЙМША – пРЕТБФЙЧОПК РПДДЕТЦЛЙ, ЛПФПТБС РПДЮЙОСЕФУС ОЕРПУТЕДУФЧЕООП ЛПНБОДХАЭЕНХ ччу. рТЙЮЕН ПДЙО ЙЪ жПЛЛЕТПЧ РЕТЕДЕМБО Ч ОЕЛЙК МЕФБАЭЙК члр, Б ПУФБМШОЩЕ ЧЩРПМОСАФ ФТБОУРПТФОЩЕ ЖХОЛГЙЙ.

бТНЕКУЛБС БЧЙБГЙС жЙОМСОДЙЙ.

1 СОЧБТС 1997 ЗПДБ ЧЕТФПМЕФОПЕ ЪЧЕОП ччу ВЩМП ТБУЖПТНЙТПЧБОП, Б ЕЗП ДЧБ Hughes 500D, РСФШ нЙ-8ф Й ДЧБ нЙ-8р ВЩМЙ РЕТЕДБОЩ ФПМШЛП УЖПТНЙТПЧБООПК БТНЕКУЛПК БЧЙБГЙЙ.

рПЗТБОЙЮОЩЕ ЧПКУЛБ.

рПМХЧПЕООЩЕ РПЗТБОЙЮОЩЕ ЧПКУЛБ ТБУРПМБЗБАФ ВПМШЫЙН ЛПМЙЮЕУФЧПН ВТПОЕФЕИОЙЛЙ Й РБФТХМШОЩИ ЛБФЕТПЧ. лТПНЕ ФПЗП, Ч ЕЗП УПУФБЧЕ ЕУФШ ЬУЛБДТЙМШС ЧПЪДХЫОПЗП РБФТХМЙТПЧБОЙС, ЛПФПТБС ВБЪЙТХЕФУС ОБ ФТЕИ БЬТПДТПНБИ – иЕМШУЙОЛЙ, фХТЛХ Й тПЧБОЙЕНЙ.

оБ УЕЗПДОСЫОЙК ДЕОШ Ч УЕЗП УПУФБЧЕ ЮЕФЩТЕ AB 206, ЮЕФЩТЕ AB 412, ФТЙ AS 332L1 Super Puma Й ДЧБ Dornier Do 228. ПДЙО бч.206б РЕТЕДБО ЙЪ ччу Й ЛТПНЕ РБФТХМШОЩИ ЖХОЛГЙК ЧЩРПМОСЕФ ФТЕОЙТПЧПЮОЩЕ ЪБДБЮЙ.

йЪ бч.212 ДЧЕ НБЫЙОЩ РТЕДУФБЧМСАФ УПВПК УФБОДБТФОЩЕ AB 412SP, Б ПДЙО ЧЕТФПМЕФ – ЬФП AB 212EP, ПУОБЭЕООЩК тму Bendix 1500. пВБ бч.212 Й "уХРЕТ рХНЩ" ПУОБЭЕОЩ ДМС РТПЧЕДЕОЙС РПЙУЛПЧП – УРБУБФЕМШОЩИ ПРЕТБГЙК. дПТОШЕ ЙНЕАФ ПВПТХДПЧБОЙЕ ДМС РТПЧЕДЕОЙС НПТУЛПК ТБЪЧЕДЛЙ. чУЕ МЕФЮЙЛЙ РПЗТБОЙЮОЩИ ЧПКУЛ ТБОЕЕ УМХЦЙМЙ Ч ччу, ОП УБНПМЕФЩ ОЕУХФ ЗТБЦДБОУЛЙЕ ТЕЗЙУФТБГЙПООЩЕ ЛПДЩ. чП ЧТЕНС ЧПКОЩ РПЗТБОЙЮОЩЕ ЧПКУЛБ РЕТЕДБАФУС Ч ЧЕДЕОЙЕ ЖМПФБ.


(У) н. цЙТПИПЧ, 2005

хЗПМПЛ ОЕВБ. 2005 (уФТБОЙГБ: дБФБ НПДЙЖЙЛБГЙЙ:)

Александр КОТЛОБОВСКИЙ

n

авиаполк авиагруппа тип самолета количество Место базирования
LLv-10 Фоккер СХ 13 г.Лаппеенранта
LLv-12 Фоккер СХ 13 г.Суур-Мерийоки
Фоккер CV-E 7 н.п.Лайкко
Фоккер СХ 4 н.п.Лайкко
Блэкберн "Райпон"IIР 9 г.Вяртсиля (2 эск.)
Фоккер D-XXI 3
Фоккер D-XXI 36 г.Иммола
Глостер "Геймкок"-М 9 г.Иммола
Авро "Энсон" Мк.1 3
Итого 145
Из них боеготовых 115

Истребитель Фоккер D-XXI



Разведчик Фоккер CV-E











Истребитель Фиат G.50



Трофейный И-16


2*




БИБЛИОГРАФИЯ.

Примечания:

ВВС Финляндии в Зимней войне

Александр КОТЛОБОВСКИЙ

Когда 30 ноября 1939 года Сталин бросил красноармейцев на доты линии Маннергейма, он рассчитывал "малой кровью, могучим ударом" покончить с независимостью Финляндии, уготовив ей судьбу, которая вскоре постигла прибалтийские государства. Однако, финны оказали ожесточенное сопротивление как на земле, так и в воздухе, а Красной Армии пришлось расплачиваться крупными жертвами и потерями за авантюризм "величайшего полководца всех времен и народов". Одной из причин столь тяжелых последствий была недооценка высшим руководством страны и РККА вооруженных сил Финляндии – уровня их боевой подготовки и намерения солдат сражаться до конца, отстаивая независимость своей Родины. Это в полной мере касается и финских ВВС.

В 1939 г., накануне войны, финские ВВС подверглись серьезной реорганизации. Ко времени конфликта административно они подчинялись министерству авиации в Хельсинки, а в оперативном отношении командованию сухопутных войск. Организационно боевые силы ВВС Финляндии разделялись на три полка (Lentorvmmenti – LeR). На "1-й авиаполк (LeR-1), штаб которого находился в г.Суур-Марийоки, возлагалась задача непосредственного взаимодействия с войсками. Оборона воздушного пространства страны была возложена на 2-й авиаполк (LeR-2). Штаб его располагался в г.Утти. Для действий по ближним тылам вероятного противника предназначался 4-й авиационный полк (LeR-4) со штабом в г.Иммола. Полки, в свою очередь, подразделялись на группы (Lentolaivue – LLv), а группы – на эскадрильи.

Для действий на морском театре предназначались две отдельные группы: LLv-36 и LLv-39.

LLv-36 имела шесть "Райпонов" в варианте поплавкового гидросамолета и находилась в районе населенного пункта Каллвик.

LLv-39 имела всего два поплавковых К-43, переданных из LLv-16. Машины базировались на Аландских островах, что являлось, вообще-то, нарушением договора о демилитаризации Аландов, согласно которому на архипелаге запрещалось держать войска, военную технику, материалы и т.д.

Сразу после войны советская историография начала утверждать о наличии у финнов около пятисот боевых самолетов. Правда, в более поздних публикациях это число снизили до двухсот шестидесяти.

Подготовка военных летчиков осуществлялась в авиашколе (г.Каухава) и в учебной авиагруппе TLLv-36 (г.Сантаха- мина, где находилась и школа авиамехаников). Парк учебных самолетов был весьма разнообразен. Применялись машины: германского производства – Фокке-Вульф FW44J "Штиглиц" (FW44 Stieglitz), чехословацкого – Аэро А-32 и Летов S-218A (Letov S.218A), английского и финского – Де-Хевилленд "Мот" (De Havilland DH-60 Moth), а также самолеты местной разработки – "Туйску" (Tulsku), "Сааски". "Виима" (Viima) и "Котка" (Kotka). С началом военных действий часть этих аппаратов была передана в боевые подразделения для использования в качестве связных.

Своеобразным резервом военно- воздушных сил была местная авиакомпания "AERO OY.n . После начала войны она передала в военную авиацию по два пассажирских самолета Юнкере Ju 52/Зм (Junkers Ju 52/3m) и Юнкере F-13 (Junkers F-13). Кроме того, в ходе военных действий в интересах ВВС использовались два Дугласа DC-2 (Douglas DC- 2) и два Де-Хевилленда DH-89A "Дрэгон Рапид" (De Havilland DH-89A Dragon Rapid). Резервом было также общество авиационной обороны, где под руководством военных летчиков осуществлялась первоначальная летная подготовка на "мотах". Наряду с этим из частного сектора для использования в качестве связных были мобилизованы еще один "мот" и одна Сессна С-37 (Cessna С-37).

Часть авиатехники закупалась за границей, другая – выпускалась на заводе государственной компании Valmet (Valtion Lento konetehdas) в г.Котка, где также производился и ее капитальный ремонт. За предвоенное десятилетие, с 1929 г. по 1939 г., там было выпущено около двухсот боевых и учебно-тренировочных самолетов.

Таков был авиационный потенциал финнов в предверии драматических событий зимы 1939-40 годов.

С началом боевых действий самолеты 1-го авиаполка перелетели на полевые аэродромы, где ими велись разведка советских позиций в прифронтовой зоне, бомбардировки, связные полеты и т.д.

Машины полка, в первую очередь Фоккер СХ (Fokker СХ), применялись и для выполнения штурмовых задач. Надо отметить, что в боях выявилась весьма высокая живучесть самолетов этого типа.

Группа LLv-12 взаимодействовала с войсками II армейского корпуса финнов, воевавшего на Карельском перешейке. Там же дислоцировалась и группа LLv- 14, поддерживая части III армейского корпуса.

Как уже упоминалось, группа LLv-16 была вооружена поплавковыми гидросамолетами. Надо сказать, что автору не удалось найти никаких данных о действиях эскадрильи "юнкерсов". Можно лишь предположить, что они осуществляли единичные разведполеты против сил Северного флота, а затем применялись для различного рода транспортных перевозок.

Что касается "Райпононов", то на них с замерзанием гидроаэродрома в Вяртсиле заменили поплавки лыжами и стали действовать против войск Красной Армии. наступавших на участке между Ладожским и Онежским озерами.

Первые же бои показали, что матчасть LeR-1 устарела и имеет крайне мало шансов уцелеть при встрече с советскими истребителями И-16 и И-153.

авиаполк авиагруппа тип самолета количество Место базирования
LLv-10 Фоккер СХ 13 г.Лаппеенранта
LLv-12 Фоккер СХ 13 г.Суур-Мерийоки
Фоккер CV-E 7 н.п.Лайкко
Фоккер СХ 4 н.п.Лайкко
Блэкберн "Райпон"IIР 9 г.Вяртсиля (2 эск.)
Фоккер D-XXI 3
Фоккер D-XXI 36 г.Иммола
Глостер "Геймкок"-М 9 г.Иммола
Авро "Энсон" Мк.1 3
Итого 145
Из них боеготовых 115

Истребитель Фоккер D-XXI



Разведчик Фоккер CV-E



Легкий бомбардировщик Блэкберн "Райпон"


Экипажи "фоккеров" и "райпонов" надеялись только на живучесть своих машин, которая оказалась весьма неплохой. Кроме того, летчиков выручали имитация подбития своего самолета и уход на бреющем полете. Боевые вылеты полка пришлось почти полностью перенести на ночное время. Если же возникала необходимость посылать в дневное время за линию фронта одиночный разведчик, то ему давалось весьма сильное истребительное прикрытие – до шести самолетов. Без подобного эскорта днем летали лишь в плохую погоду.

В ходе боев группы полка понесли серьезные потери. Так, ко времени окончания конфликта часть имела шестнадцать исправных СХ и шесть – CV-E. Правда, за этот период LeR-1 пополнился и новыми самолетами. Три CV-E, полученные из Швеции, были направлены в LLv-16. LLv-12 получила из группы LLv-26 (перевооружавшейся на "фиаты") восемь "гладиаторов", a LLv-14 – шесть.

Перед истребителями 2-го полка (LeR-2) стояла первоочередная задача по прикрытию крупных населенных пунктов страны, важных магистралей, военных и промышленных обьектов стратегического значения. Выполнение этих заданий затруднялось крайней малочисленностью самолетного парка, не способного противостоять количественно превосходящим силам советских ВВС. Кроме того, обстоятельства войны вынуждали использовать скудные силы полка дтгя выполнения штурмовых задач, а также сопровождения своих разведчиков и бомбардировщиков.

Налеты советской авиации начались с первого же дня конфликта: уже в 8 часов утра 30 ноября ВВС РККА сбросили первые бомбы на столицу и другие города Финляндии. Финские истребители из-за плохой погоды оставались на земле. На следующий день налеты на Хельсинки повторились. Ударам советских бомбардировщиков также подверглись аэродромы в Иммоле и Суур-Мериоки. где базировались "фоккеры" группы LLv-24, принявшей на себя основную тяжесть борьбы в воздухе. Погодные условия 1 декабря были несколько лучше, чем днем раньше, и истребители группы вылетели на перехват. Завязались воздушные бои. В этот же день зарегистрирована первая победа в истории финских ВВС: лейтенант Эйно Луукканен встретил в районе Выборга пару СЬ и сбил один из них. Всего же к концу второго дня боев группа, как утверждают западные источники, сбила десять советских самолетов. Но в результате недостаточно отработанного взаимодействия с собственной ПВО подразделение потеряло от огня финских же зенитчиков один истребитель.

Весь декабрь, несмотря на посредственные метеоусловия, налеты советской авиации продолжались, поэтому группа все время находилась в боях. За этот период было зарегистрировано еще тридцать шесть побед. Всё сбитые самолеты являлись бомбардировщиками. К концу года две эскадрильи были перебазированы на новый аэродром – Иовтано. С первых дней января 1940 г. погода кардинально улучшилась. В связи с этим обеими сторонами было существенно увеличено число самолето-вылетов, и воздушные бои приняли более ожесточенный характер.

6 января произошел наиболее знаменитый, с точки зрения финнов, воздушный бой. В этот день пара "фоккеров" в составе ведущего – капитана Йормы Сарванто и ведомого – капитана Пера-Эрика Совелиуса встретила семерку бомбардировщиков ДБ-3 , шедших без истребительного прикрытия. Встреча закончилась для советских самолетов трагически: Сарванто сбил шесть машин, а седьмая – стала добычей Совелиуса. Дело происходило в районе города Куопио. В советских источниках по поводу этого боя, как и о многих других, ничего не говорится, поэтому данные об этом эпизоде пока односторонние. Некоторые западные авторы утверждают, что бомбардировщики были невооружены. Кроме того, в советской литературе говорится о недостаточной живучести многих типов самолетов ВВС РККА того времени. В частности, отмечается отсутствие протектирования топливных баков и системы заполнения их инертным газом.

В тот же день одержал свою вторую победу лейтенант Луукканен. Надо сказать, что основной мишенью финских истребителей были бомбардировщики и разведчики, но не истребители. Это связано с численным и качественным превосходством советских самолетов этого класса (особенно И-16 последних серий) над D-XXI. Поэтому финское командование запретило на "фоккерах" ввязываться в бои с истребителями противника. Наиболее рациональным было использование скудных сил LLv-24 именно против бомбардировщиков.

Однако не все финские летчики подчинялись приказам своего командования. В январе в боях с советскими истребителями группа потеряла двух своих асов: 19 января был сбит сержант Петти Тилли, имевший пять побед, а 30 января – лейтенант Яакко Вуорела, за которым числилось шесть сбитых самолетов. 28 февраля, за две недели до окончания конфликта, погиб третий ас – лейтенант Хутанантти. Свою последнюю победу он одержал, таранив, как утверждается, советский истребитель.





Самолет "Котка" финского производства


В феврале группа продолжала отражать налеты советских бомбардировщиков.

В марте LLv-24 приняла участие в боях за Выборг, притом в последнюю неделю войны она перенесла свои усилия на штурмовые действия против советских войск.

За время войны группа потеряла двенадцать "фоккеров", из них половину в боях, а остальные – в результате различного рода летных проишествий. В строю было двадцать девять машин, из них двадцать две исправные.

К исходу боев в группе LLv-24 насчитывалось десять летчиков, одержавших пять и более побед, т.е. ставших асами. Ниже приводятся их имена и число побед. Капитан Йорма К.Сарванто -13 Ст.сержант Виктор Пьетса – 7.5 Капитан Пер-Эрик Совелиус – 7 Ст.сержант Келпо Вирта – 7 Лейтенант Тату Л.Хуганантти – б Лейтенант Яакко Вуорела – б Капитан Йорма Кархунен – 5 Майор Г.Е. Магнуссон – 5 (командир LLv-24) Сержант Пентти Т.Тилли – 5 Ст.сержант Ирье О.Туркка – 5 Упоминавшийся выше лейтенант Луукканен одержал за время конфликта две персональные победы и одну – в группе.

Другим подразделением полка, как уже отмечалось, была группа LLv-26, вооруженная устаревшими "бульдогами". В ходе боев она одиннадцать раз меняла места своего базирования.

Успехов никаких пока не было. Лишь в феврале "бульдогам" удалось одержать одну единственную победу – сбить СБ.

В этом же месяце началось перевооружение: подразделение начало получать первые "Гладиаторы". "Бульдоги" же были переданы в учебно-тренировочный полк TLeR-2. Одну из первых побед на новой технике одержал 2 февраля старший сержант Ойва Туоминен, сбивший в бою два И-16. (Ранее он был откомандирован в LLv-24, где на "Фокке- ре" одержал одну личную и одну групповую победы. К концу войны на счету Туоминена числилось восемь побед.)

Однако "Гладиаторы" несли серьезные потери, и. как уже отмечалось, в начале марта четырнадцать уцелевших машин этого типа были переданы в 1-й авиаполк (LeR-1). Группа начала перевооружаться на итальянские истребители Фиат G.50 "Фрешия" (Fiat G.50 Freccia). Первый из них прибыл в подразделение 11 февраля. Победа на "фиатах" была достигнута 26 февраля, когда лейтенант Пугакка сбил И-16. На счету его же звена был и последний в этой войне успех группы – сбитый 11 марта ДБ-3. К концу боев, кроме Туоминена, в группе был еще один ас, лейтенант Урхо Неминен, одержавший пять побед на "гладиаторах". (Пугакка сбил четыре самолета). Всего за время боев группа одержала более двадцати побед. На последний день войны подразделение имело 26 "фиатов", из них четырнадцать боеготовых.

С прибытием из Франции тридцати истребителей Моран MS-406C1 (Morane-Saulnier MS-406C1) в полку была организована еще одна группа. LLv-28, которой командовал майор Ни- ило Юсу. Подразделение вступило в бой 4 февраля в районе Выборга и действовало с трех аэродромов: Саакилаа, Холлола и Утти. Его основной задачей было отражение налетов советской авиации. Кроме того, в последнюю неделю боев самолеты группы прикрывали истребители LLv-24, действовавшие в качестве штурмовиков. Итог боевой работы LLv-28: 259 боевых вылбтов, 28 проведенных боев. 16 подтвержденных и 4 предположительные победы. Наиболее результативным летчиком стал лейтенант Кару, сбивший три самолета. В боях группа потеряла один самолет, и десять были серьезно повреждены. Ко времени прекращения конфликта в LLv-28 оставалось девятнадцать боеспособных истребителей.

Всего за время войны через полк LeR-2 прошло 142 самолета пяти различных типов. Проведено 493 воздушных боя, в которых, как утверждается, было сбито 293 советских самолета. Кроме того, полку записано еще пятьдесят предположительных побед. Потеряно двадцать девять машин, и сорок одна получила крупные повреждения. В боях погибло пятнадцать летчиков, и шестнадцать было ранено.

Напряженную работу вели бомбардировщики 4-го полка (LeR-4). Они наносили удары по скоплениям советских войск вокруг Ленинграда, по портовым сооружениям и вмерзшим в лед кораблям Балтийского флота, а также по советским военным обьектам в Эстонии. Были также предприняты попытки совершить налеты на Ленинград, которые после понесенных потерь больше не предпринимались. Отмечены также полеты в направлении Мурманска с целью разбрасывания листовок. На заключительном этапе конфликта часть действовала исключительно в районе Выборга.

Ввиду интенсивного боевого применения полк нес серьезные потери. Так, к концу года в группе LLv-44 осталось лишь пять "бленхеймов", которые она передала в LLv-46. Взамен получила десять прибывших к тому времени из Англии бомбардировщиков "Бленхейм"Мк.1\/ (Blenheim IV). С получением в феврале 1940г. оттуда же двенадцати бомбардировщиков "Бленхейм" Mk.l в составе полка было сформировано еще одно подразделение-группа LLv-42. Однако, как можно судить по имеющимся данным, эта группа не успела принять участия в боях из-за незавершенного процесса подготовки экипажей.

За время боев LLv-44, как и LLv-46, совершили 423 боевых вылета, сбросив 113 тонн бомб. Было сбито семь "бленхеймов". из них четыре – Mk.IV. Три Mk.IV получили серьезные повреждения. Еще одиннадцать машин было потеряно по другим причинам. К концу боевых действий полк имел двадцать девять бомбардировщиков, из них боеспособных всего лишь одиннадцать. В ходе боев в группе LLv-44 применяли в качестве ночного бомбардировщика транспортный самолет Дуглас DC-2, полученый от шведов.



Турельная установка с пулеметом "Льюис" на "Бленхеймс" Мк.1



Истребитель Фиат G.50


Морские эскадрильи, LLv-36 и LLv-39, выполняли патрульные полеты над Финским и Ботническим заливами, а также Аландским морем, пытаясь воспрепятствовать действиям советских

подводных лодок. Кроме того, "юнкер- сы" из LLv-39 занимались транспортными перевозками. Один из патрульных самолетов был сбит зенитным огнем советской подводной лодки С-1. С наступлением ледостава на "райпонах" из LLv-36 поплавки были заменены на лыжи, и самолеты начали действовать на сухопутном направлении. В марте 1940 г. эта группа получила пополнение в виде двух прибывших из Швеции FK-52.

Транспортные самолеты действовали, главным образом, в интересах командования ВВС, а также авиачастей.

Определенные потери понесли самолеты связи. Так, из имевшихся полутора десятков "мотов" к концу войны осталось восемь.

Большая работа была проведена в авиашколах и учебных частях: в ходе Зимней войны было подготовлено около пятисот новых летчиков и почти двести наблюдателей.

Особо нужно отметить ту поддержку, которую оказали многие страны мира маленькой Финляндии, борющейся за свою независимость с могучим соседом. Иностранные летчики в первую очередь оказывали помощь тем, что перегоняли туда из других стран различную авиатехнику. Ряд заграничных летчиков-волонтеров приняли участие в боях в составе финских авиачастей. Так, в LLv-26 на "фиатах" воевала группа итальянцев. Один из них, сержант Манзоччи, погиб, разбившись при вынужденной посадке на замерзшее озеро. В LLv-24 в последней фазе конфликта сражались датские летчики. Двое из них одержали победы в боях: И.Ульрих – три, а Е.Фрийс – две. К сожалению, датчанам не удалось проявить подобные бойцовские качества при отражении гитлеровской агрессии против их страны, последовавшей вскоре после окончания советско-финляндской войны.

В ходе боев на авиабазе Холлола было сформировано подразделение (группа LLv-22), состоящее из летчиков-иностранцев: англичан, канадцев, американцев, датчан, поляков и испанцев. Группой командовал финский офицер, капитан Эркки Хейнилаа." Она предназначалась для действий на истребителях Брю- стер В-239 (Brewster В-239), сорок четыре экземпляра которых были закуплены в США. Первыйиз них прибыл в Финляндию 20 февраля 1940 г. Однако следующая партия из пяти машин прибыла в страну буквально накануне перемирия. Поэтому участия в боях группа не принимала и после войны, летом того же года, была расформирована.

Особое место занимает поддержка Швеции. Правительство этой страны, встревоженное развитием событий, увидело в них потенциальную угрозу для – себя и решило оказать посильную помощь соседу. Законы Швеции, несмотря на ее нейтралитет, разрешали военнослужащим армии страны служить на добровольной основе в вооруженных силах других государств и принимать участие в военных действиях. В этой связи было сформировано подразделение, состоящее из летчиков-волонтеров. По шведской классификации оно получило наименование "Авиафлотилия-19" (Flygflottlly F-19). Командиром был назначен майор Уго Бекгаммар. На вооружении части было семнадцать самолетов: двенадцать истребителей Глостер J8 "Гладиатор" Mk.l (GlosterJ8 Gladiator I), четыре бомбардировщика Хоукер "Харт" В-4А (Hawker Hart) и один транспортный.

11 января 1940 г. флотилия прибыла в Финляндию. У финского командования она получила обозначение LeR-19. Часть действовала на севере страны, в Лапландии. Базировалась она на льду замерзшего озера Кеми. Несколько позже майор Бекхаммар рассредоточил группу по отдельным площадкам с целью максимально охватить возможный район боевых действий и уменьшить ее уязвимость от ударов авиации РККА.



Трофейный И-16


Первый день начался неудачно: из- за ограниченных размеров полосы на озере столкнулись два "харта", что сразу уменьшило потенциал флотилии. Только в феврале для восполнения потерь из Швеции прибыл еще один самолет того же типа. "Харты" поначалу действовали днем, под охраной "гладиаторов". Однако прикрытие не всегда было возможно, из-за чего угроза быть сбитыми для устаревших разведчиков резко возросла. Вскоре один из них, подбитый огнем советской зенитной артиллерии, совершил вынужденную посадку на территории противника. Однако шведы этот случай предусмотрели: экипажу, имевшему с собой лыжи, удалось уйти к своим. После этого "харты" перешли исключительно к ночным действиям. "Гладиаторы" осуществляли оборону объектов в Лапландии. а также сопровождение своих бомбардировщиков. Шведские истребители на равных дрались с И-15 бис и И-153. Однако И-16 являлся для них более серьезным соперником. Из двенадцати сбитых советских самолетов, о которых заявили шведы, было шесть истребителей и столько же бомбардировщиков, в т.ч. один ТБ-3. Свои потери – три "гладиатора".

После окончания боев 19-я флотилия вместе с техникой вернулась в Швецию.

Довольно значительными были поставки авиатехники. В советской историографии приводятся данные о 350 либо 376 самолетах, доставленных в Финляндию за время войны. Западные источники приводят несколько меньшее число -225 машин. Притом несколько из них разбилось по пути в Финляндию, а часть – прибыла лишь по окончании боевых действий. До 13 марта 1940 года, даты прекращения конфликта, было получено и успело принять участие в боях около ста самолетов различных типов.

Из Англии в Финляндию были отправлены машины: двадцать четыре "бленхейма" (один Mk.IV разбился в пути, а другой был сильно поврежден), тридцать "гладиаторов", двенадцать "лизандеров", одиннадцать "харрикейнов". Из них только десять "гладиаторов" были переданы безвозмездно, а остальные – в рамках торгового соглашения.

Южно-Африканский Союз, британский доминион, безвозмездно передал двадцать два учебно-тренировочных истребителя Глостер "Гонтлет"-М (Gloster Gauntlet II).

Италия отправила в Финляндию тридцать пять истребителей Фиат G.50. На некоторое время они были задержаны в Германии. Как уже указывалось, принять участие в боях успела лишь где- то половина этой партии. Пять истребителей разбились при перегонке либо освоении личным составом.

Большие усилия по оказанию помощи финнам предприняла Франция. Решено было безвозмездно передать ВВС Финляндии двенадцать двухмоторных истребителей Потэ 631 (Potez 631), а также сорок девять одномоторных: тридцать "моранов". пятнадцать Кодрон С.714 (Caudron С.714) и четыре Коолхо- вен FK-58 (Koolhoven FK-58). Кроме того, приближалось подписание соглашения о продаже пятидесяти пяти "кодронов", сорока шести "коолховенов", а также двадцати пяти многоцелевых Анрио С.232 (Hanriot С.232). За время войны, как известно, финны получили лишь тридцать "моранов", а шесть "кодронов" поступило уже в мае 1940 г. Прекращение военных действий остановило поставку остальных машин и сорвало подписание соглашения.

Не осталась в стороне и Швеция, откуда пришло одиннадцать самолетов различных типов: три истребителя "Якт- фалк" J-6A и два истребителя Бристоль "Бульдог" Мк.II (все они годились только для использования в авиашколах), три разведчика Фоккер CV-D, два – Коолховен FK-52 и один транспортный самолет Дуглас ДС-2. При этом отметим, что оба "коолховена" и "дуглас" приобрел на свои средства известный шведский летчик-авантюрист граф Карл-Густав фон Розен. В печати также были сведения о получении в этот период из Швеции двух истребителей "Бульдог" Mk.IV.

В США было закуплено сорок четыре "брюстера", но они, как указывалось, принять участие в боях не успели.

Своеобразным источником пополнения стали трофеи. В руки финнов досталось двадцать пять советских самолетов, находившихся в различной степени исправности: пять И-15 бис. один И-16, восемь И-153. пять ДБ-3 и шесть СБ. Многие из них нашли применение в финской авиации.

Пару слов о действиях наземной ПВО Финляндии: финские зенитчики числят за собой 330 сбитых советских самолетов.

Финны признали потерю шестидесяти семи своих самолетов, из них двадцати одного – в воздушных боях. Серьезные повреждения получили шестьдесят девять машин. Погибло 304 авиатора, 90 пропало без вести, 105 – ранено.

Надо отметить, что, благодаря поставкам с Запада, финские ВВС в последний день войны, невзирая на потери, насчитывали 196 боевых самолетов, в т.ч. 112 боеспособных, т.е. больше, чем накануне – 30 ноября 1939 г.

Недавно в отечественной печати были опубликованы данные о потерях советской авиации в данном конфликте. Что касается ВВС, то в боях было потеряно 219 самолетов, а в авариях и катастрофах-203. Правда, в книге Шумихина "Советская военная авиация 1917-1941" говорится, что боевые потери составили 261 самолет и 321 авиатор. Авиация Балтийского флота потеряла восемнадцать самолетов. При этом от боевого воздействия противника потеряно семнадцать машин: двенадцать в воздушных боях, а пять – от огня зенитной артиллерии. С другой стороны было заявлено об уничтожении 362 финских самолетов. Как видим. данные бывших противников весьма и весьма расходятся между собой.

…Итак, война завершилась. Финляндия проиграла и была вынуждена уступить Советскому Союзу часть территории. Наша страна ценой огромных жертв одержала победу, которая теоретически должна была усилить ее обороноспособность, отодвинув границу на северо-запад. На практике же финны не смирились с поражением и при первом же удобном случае, представившемся им 22 июня 1941 г., вооруженные опытом "зимней войны", попытались взять реванш…

2* слово "авантюрист" здесь применено в его первоначальном значении – "искатель приключений"



1. Gladiator Mk.i шведской флотилии F-19. Размещение опознавательных знаков снизу нижнего крыла нетипично для финских "Гладиаторов".

2. Fokker D- XXI финского аса Йормы К.Сарванто (13 побед в Зимней войне).

3. Blenheim Mk.I из LLV-44, переданного позднее в LLv-46. До перехода группы на ночное применение крыло снизу было окрашено в голубой цвет.

4. Koolhoven FK-52, полученный LLv-36 из Швеции в марте 1940 г.

5. MS 406C1 из LLv-28 летал с французским камуфляжем.


БИБЛИОГРАФИЯ.

1. В. Г. Иванов. От подвига к подвигу. Лениздат. 1985 г.

2. История второй мировой войны. 1939-1945 Т.З. М.Воениздапь 1974.

3. В.Мельников. Развитие морской авиации в предвоенный период. "Морской сборник". №3.1990 г.

4. М.Монаков. "Факел" над Балтикой. "Морской сборник". №3.1990 г.

5. A.M.Носков. Северный узел. "Военно-исторический журнал". №7.1990 г.

6. Б.С.Шумихин. Советская военная авиация М.Наука, 1986 г.

7. Alain Bombeau. L"llmavoimat… Ses materials. "Aviation Magazine International". №№662-672.1975. №№673-688. 1976.

8. Alain Bombeau. L"llmavoimat… Ses operationes "Aviation Magazine International". №№664-668.1975.

9. A Second String Arrow… the Fiat G.50. "Air InternationaC. May. 1988.

11. Vaclav Nemecek. Koolhoven FK-52. "Letectvi + Kosmonautika" №26. 1990.

12. Christopher Shores. Air Aces. Bison B(X)ks Corp. 1983.

13. Christopher Shores. Suomen Ilmavoimat 1918-1968. Sanomapaino. Helsinki. /970

В мае 1928 года в Великобритании были закуплены три истребителя Gloster Gamecock Mk.II , ещё 15 (получившие наименование «Kukko») в 1929-1930 гг. были выпущены по лицензии в Финляндии

В мае 1937 года был заключен контракт на поставку 7 голландских истребителей-монопланов Fokker D.XXI с двигателями Bristol Mercury VIII, а также на поставку ещё 21 комплекта для лицензионной сборки в Финляндии. Самолеты голландской сборки были поставлены до конца 1937 года, а сборка лицензионных машин велась с октября 1938 года по июль 1939 года на государственном авиазаводе «Валтион лентоконетехдас » в Тампере. На эти самолеты также ставились двигатели Mercury VII финского производства. Кроме того, в конструкцию и вооружение финских «Фоккеров» был внесен ряд изменений. На 30 ноября 1939 года в составе ВВС Финляндии числился 31 (по другим данным 39) истребитель Fokker D.XXI, сведенных в авиагруппу «Лентолавио-24», часть из которых после начала Зимней войны была переоснащена на лыжное шасси. Именно данный истребитель стал основой финской истребительной авиации во время боев с авиацией РККА в ноябре 1939 - марте 1940 года.

До подписания перемирия (13 марта) перехватчики «Лентолавио-24» сбили, по финским данным, 127 советских самолетов, 13 из которых записал на свой личный счет капитан Сараванто («Замба»), лучший финский ас «зимней войны». Собственные безвозвратные потери по тем же источникам - 12 машин и только 8 пилотов. Общий итог сбитых финскими ВВС самолетов ВВС РККА составил по финским данным 521 самолет (по-советским 261 самолет, но по уточненным данным общие потери ВВС РККА в Советско-Финской войне составили 579 самолетов).

В 1939-м ещё до начала войны Финляндия заключила дополнительное лицензионное соглашение на сборку ещё 50 истребителей Fokker D.XXI, которая велась с января 1940 года по март 1941 года уже с американскими двигателями Pratt & Whitney R-1535 Twin Wasp Junior (из-за недостатка авиамоторов Bristol Mercury VIII). Во время «Продолженной войны » в составе финских ВВС «Фоккеры» с американскими звездообразными моторами использовались в основном для разведки и штурмовки наземных целей, а также в учебных подразделениях. Безвозвратные потери составили 39 машин. Последняя партия из 5 истребителей Fokker D.XXI была изготовлена в августе - ноябре 1944 года с двигателями Pratt & Whitney R-1535 Twin Wasp Junior и приняла участие уже в боях против Люфтваффе во время «Лапландской войны » вплоть до весны 1945 года. Последние «Фоккеры» были списаны из учебных летных подразделений только в 1952 году.

Осенью 1939-го в Италии также была закуплена партия истребителей Fiat G.50 Freccia , которые из-за протестов СССР попали в Финляндию только в феврале-марте 1940 года и, сменили английские «Гладиаторы», но принять участие в боях до заключения перемирия практически не успели. Они приняли активное участие в «Продолженной войне» с июня 1941 до мая 1944 года, хотя и были плохо приспособлены для эксплуатации в зимнее время.

В период после Второй мировой войны ВВС Финляндии оснащались импортной авиатехникой как советского производства (истребители МиГ , вертолеты Ми и др.), так и производства других стран (например, шведскими истребителями Saab и проч.), а также собственной авиатехникой лицензионного производства (Valmet).

По состоянию на 1978 год, военно-воздушные силы Финляндии насчитывали 3 тыс. военнослужащих и около 50 боевых самолётов (2 истребительные и 1 учебно-тренировочную эскадрильи), а также одну транспортную эскадрилью, одну эскадрилью общего назначения, одну эскадрилью связи и одну вертолётную эскадрилью .

В 2007 году в Швейцарии были закуплены учебно-тренировочные самолёты «Хок» Mk.66 , в 2010 году было принято решение провести ремонт и модернизацию 18 машин (общая стоимость работ составляет 40 млн евро) .

По состоянию на 2011 год, военно-воздушные силы Финляндии насчитывали 3,85 тыс. чел., 121 боевой самолёт (55 - F/A-18C ; 7 - F/A-18D ; один - F-28 «Maritime Enforcer»; два - F-27 «Friendship» ; 58 - «Хок»; три - «Learjet 35А» ; восемь - Valmet L-90 "Redigo" ; пять - Piper PA-31-350 "Chieftain"