Экология культуры. "сохранение историко-культурного наследия родного края" Проект сохраним памятники культуры родного края

ЭКОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ

Любовь к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу, к родной речи начинается с малого — с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе. Постепенно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своей стране — к ее истории, ее прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству, к человеческой культуре.

Истинный патриотизм — это первая ступень к действенному интернационализму. Когда я хочу себе представить истинный интернационализм, я воображаю себя смотрящим на нашу Землю из мирового пространства. Крошечная планета, на которой мы все живем, бесконечно дорогая нам и такая одинокая среди галактик, отделенных друг от друга миллионами световых лет!

Человек живет в определенной окружающей среде. Загрязнение среды делает его больным, угрожает его жизни, грозит гибелью человечеству. Всем известны те гигантские усилия, которые предпринимаются нашим государством, отдельными странами, учеными, общественными деятелями, чтобы спасти от загрязнения воздух, водоемы, леса, чтобы охранить животный мир нашей планеты, спасти становища перелетных птиц, лежбища морских животных. Человечество тратит миллиарды и миллиарды не только на то, чтобы не задохнуться, не погибнуть, но чтобы сохранить также природу, которая дает людям возможность эстетического и нравственного отдыха. Целительная сила природы хорошо известна.

Наука, которая занимается охраной и восстановлением окружающей природы, называется экологией и как дисциплина начинает уже сейчас преподаваться в университетах.

Но экологию нельзя ограничивать только задачами сохранения природной биологической среды. Для жизни человека не менее важна среда, созданная культурой его предков и им самим. Сохранение культурной среды — задача не менее существенная, чем сохранение окружающей природы. Если природа необходима человеку для его биологической жизни, то культурная среда столь же необходима для его духовной, нравственной жизни, для его "духовной оседлости", для его привязанности к родным местам, для его нравственной самодисциплины и социальности. А между тем вопрос о нравственной экологии не только не изучается, он даже и не поставлен нашей наукой как нечто целое и жизненно важное для человека. Изучаются отдельные виды культуры и остатки культурного прошлого, вопросы реставрации памятников и их сохранения, но не изучается нравственное значение и влияние на человека всей культурной среды во всех ее взаимосвязях, хотя сам факт воспитательного воздействия на человека его окружения ни у кого не вызывает ни малейшего сомнения.

Вот, к примеру, после войны в Ленинград вернулось, как известно, далеко не все довоенное население, тем не менее вновь приехавшие быстро приобрели те особые, ленинградские черты поведения, которыми по праву гордятся ленинградцы. Человек воспитывается в определенной, сложившейся на протяжении многих веков культурной среде, незаметно вбирая в себя не только современность, но и прошлое своих предков. История открывает ему окно в мир, и не только окно, но и двери, даже врата. Жить там, где жили революционеры, поэты и прозаики великой русской литературы, жить там, где жили великие критики и философы, ежедневно впитывать впечатления, которые так или иначе получили отражение в великих произведениях русской литературы, посещать квартиры-музеи — значит обогащаться духовно.

Улицы, площади, каналы, дома, парки — напоминают, напоминают... Ненавязчиво и ненастойчиво творения прошлого, в которые вложены талант и любовь поколений, входят в человека, становясь мерилом прекрасного. Он учится уважению к предкам, чувству долга перед потомками. И тогда прошлое и будущее становятся неразрывными для него, ибо каждое поколение — это как бы связующее звено во времени. Любящий свою родину человек не может не испытывать нравственной ответственности перед людьми будущего, чьи духовные запросы будут все множиться и возрастать.

Если человек не любит хотя бы изредка смотреть на старые фотографии своих родителей, не ценит память о них, оставленную в саду, который они возделывали, в вещах, которые им принадлежали, — значит, он не любит их. Если человек не любит старые улицы, старые дома, пусть даже и плохонькие, — значит, у него нет любви к своему городу. Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны — он, как правило, равнодушен и к своей стране.

Итак, в экологии есть два раздела: экология биологическая и экология культурная, или нравственная. Убить человека биологически может несоблюдение законов биологической экологии, убить человека нравственно может несоблюдение законов экологии культурной. И нет между ними пропасти, как нет четко обозначенной границы между природой и культурой.

Человек — существо нравственно оседлое, даже и тот, кто был кочевником, для него тоже существовала "оседлость" в просторах его привольных кочевий. Только безнравственный человек не обладает оседлостью и способен убивать оседлость в других.

Все мною сказанное не значит, что надо приостановить строительство новых сооружений в старых городах, держать их "под стеклянным колпаком" — так искаженно хотят представить позицию защитников исторических памятников некоторые не в меру рьяные сторонники перепланировок и градостроительных "улучшений".

А это значит только, что градостроительство должно основываться на изучении истории развития городов и на выявлении в этой истории всего нового и достойного продолжать свое существование, на изучении корней, на которых оно вырастает. И новое должно также изучаться с этой точки зрения. Иному архитектору, может, и кажется, что он открывает новое, в то время как он только разрушает ценное старое, создавая лишь некоторые "культурные мнимости".

Не все то, что воздвигается нынче в городах, есть новое по своему существу. Подлинно новая ценность возникает в старой культурной среде. Новое ново только относительно старого, как ребенок — по отношению к своим родителям. Нового самого по себе, как самодовлеющего явления, не существует.

Так же точно следует сказать, что простое подражание старому не есть следование традиции. Творческое следование традиции предполагает поиск живого в старом, его продолжение, а не механическое подражание иногда отмершему.

Возьмем, скажем, такой древний и всем хорошо знакомый русский город, как Новгород. На его примере мне легче всего будет показать свою мысль.

В древнем Новгороде не все, конечно, было строго продумано, хотя продуманность в строительстве древнерусских городов существовала в высокой мере. Были случайные строения, были случайности и в планировке, которые нарушали облик города, но был и его идеальный образ, как он представлялся в течение веков его строителям. Задача истории градостроительства — выявлять эту "идею города", чтобы продолжать ее творчески в современной практике, а не глушить новой застройкой, противоречащей старой.

Новгород строился по обоим низким берегам Волхова, у самих полноводных его истоков. В этом его отличие от большинства других древнерусских городов, стоявших на крутых берегах рек. В тех городах бывало тесно, но из них всегда виднелись на другом берегу заливные луга, столь любимые в Древней Руси широкие просторы. Это ощущение широкого пространства вокруг своих жилищ было характерно и для древнего Новгорода, хотя и стоял он не на крутом берегу. Волхов мощным и широким руслом вытекал из Ильмень-озера, которое хорошо было видно из центра города.

В новгородской повести XVI в. "Видение пономоря Тарасия" описывается, как Тарасий, забравшись на кровлю Хутынского собора, видит оттуда озеро, как бы стоящее над городом, готовое пролиться и затопить Новгород. Перед Великой Отечественной войной, пока еще был собор, я проверял это ощущение: оно действительно очень острое и могло повести к созданию легенды о том, что Ильмень грозил затопить город.

Но Ильмень-озеро виднелось не только с кровли Хутынского собора, но прямо от ворот Детинца, выходящих на Волхов.

В былине о Садко поется, как Садко становится в Новгороде "под башню проезжую", кланяется Ильменю и передает поклон от Волги-реки "славному Ильмень-озеру".

Вид на Ильмень из Детинца, оказывается, не только замечался древними новгородцами, но и ценился. Он был воспет в былине...

Кандидат архитектуры Г. В. Алферова в своей статье "Организация строительства городов в русском государстве в XVI—XVII веках" обращает внимание на "Закон градский", известный на Руси начиная по крайней мере с XIII в. Восходит он к античному градостроительному законодательству, заключающему четыре статьи: "О виде на местность, который представляется из дома", "Относительно видов на сады", "Относительно общественных памятников", "О виде на горы и море". "Согласно этому закону, — пишет Г. В. Алферова, — каждый житель в городе может не допустить строительства на соседнем участке, если новый дом нарушит взаимосвязи наличных жилых сооружений с природой, морем, садами, общественными постройками и памятниками. Византийский закон апопсии (вид, открывающийся от здания) ярко отразился в русском архитектурном законодательстве "Кормчих книг..."".

Русское законодательство начинается с философского рассуждения о том, что каждый новый дом в городе влияет на облик города в целом. "Новое дело творит некто, когда хочет или разрушить, или изменить прежний вид". Поэтому новое строительство или перестройка существующих ветхих домов должны производиться с разрешения местных властей города и согласовываться с соседями: в одном из параграфов закона запрещается лицу, обновляющему старый, ветхий двор, изменять его первоначальный вид, так как если будет надстроен или расширен старый дом, то он может отнять свет и лишить вида ("прозора") соседей.

Особое внимание в русском градостроительном законодательстве обращается на открывающиеся из домов и города виды на луга, перелески, на море (озеро), реку.

Связь Новгорода с окрестной природой не ограничивалась только видами. Она была живой и реальной. Концы Новгорода, его районы, подчиняли себе окружающую местность административно. Прямо от пяти концов (районов) Новгорода веером расходились на огромное пространство подчиненные Новгороду новгородские "пятины" — области. Город со всех сторон был окружен полями, по горизонту вокруг Новгорода шел "хоровод церквей", частично сохранившийся еще и сейчас. Один из наиболее ценных памятников древнерусского градостроительного искусства — это существующее еще и сейчас и примыкающее к Торговой стороне города Красное (красивое) поле. По горизонту этого поля, как ожерелье, виднелись на равных расстояниях друг от друга здания церквей — Георгиевский собор Юрьева монастыря, церковь Благовещения на Городце, Нередица, Андрей на Ситке, Кириллов монастырь, Ковалево, Волотово, Хутынь. Ни одно строение, ни одно дерево не мешало видеть этот величественный венец, которым окружил себя Новгород по горизонту, создавая незабываемый образ освоенной, обжитой страны — простора и уюта одновременно.

Сейчас по горизонту Красного поля появляются какие-то бесформенные хозяйственные постройки, само поле зарастает кустарником, который скоро превратится в лес и заслонит собою вид, вал, который издавна служил местом прогулок, особенно прекрасных вечером, когда косые лучи солнца особенно высвечивали белые строения по горизонту, не восстанавливается вид на Ильмень с Торговой стороны Новгорода, не только от Кремля, закрыт валами бесцельно вырытой земли для строительства предполагавшегося водноспортивного канала, по середине русла Волхова стоят громадные быки еще в 1916 г. начатого, но так, к счастью, и не осуществленного железнодорожного моста.

Долг современных градостроителей перед русской культурой — не разрушать идеальный строй наших городов даже в самом малом, а поддерживать его и творчески развивать.

Стоит вспомнить о предложении академика Б. Д. Грекова, высказанном им еще в конце войны, после освобождения Новгорода: "Новый город следует строить несколько ниже по течению Волхова в районе Деревяницкого монастыря, а на месте древнего Новгорода устроить парк-заповедник. Ниже по течению Волхова и территория выше, и строительство будет дешевле: не надо будет нарушать многометровый культурный слой древнего Новгорода дорогостоящими глубокими фундаментами домов".

Это предложение следовало бы учитывать при проектировании новой застройки во многих старых городах. Ведь строительство легче осуществлять там, где оно не будет врезаться в старое. Новые центры древних городов должны строиться вне старых, а старые должны поддерживаться в своих наиболее ценных градостроительных принципах. Архитекторы, строящие в давно сложившихся городах, должны знать их историю и бережно сохранять их красоту.

А как все-таки строить, если это необходимо, рядом со старыми зданиями? Единого метода предложено быть не может, одно бесспорно: новые здания не должны заслонять собой исторические памятники, как это случилось в Новгороде и в Пскове (церковь Сергия с Залужья, застроенная домами-коробками, против Октябрьской гостиницы в центре города или громадное здание кинотеатра, поставленное вплотную к Кремлю). Невозможна также никакая стилизация. Стилизуя, мы убиваем старые памятники, вульгаризуем, а иногда невольно пародируем подлинную красоту.

Приведу такой пример. Один из архитекторов Ленинграда считал самой характерной для города чертой шпили. Шпили в Ленинграде действительно есть, главных три: Петропавловский, Адмиралтейский и на Инженерном (Михайловском) замке. Но когда на Московском проспекте появился новый, довольно высокий, но случайный шпиль на обыкновенном жилом доме, семантическая значимость шпилей, отмечавших в городе главные сооружения, уменьшилась. Была разрушена и замечательная идея "Пулковского меридиана": от Пулковской обсерватории прямо по меридиану шла математически прямая многоверстная магистраль, упиравшаяся в "Адмиралтейскую иглу". Адмиралтейский шпиль был виден от Пулкова, он мерцал золотом вдали и притягивал к себе взор путника, въезжавшего в Ленинград со стороны Москвы. Теперь этот неповторимый вид перебит стоящим посередине Московского проспекта новым жилым домом со шпилем над ним.

Поставленный по необходимости среди старых домов новый дом должен быть "социален", иметь вид современного здания, но не конкурировать с прежней застройкой ни по высоте, ни по прочим архитектурным модулям. Должен сохраняться тот же ритм окон; должна быть гармонирующей окраска.

Но бывают иногда случаи необходимости "достройки" ансамблей. На мой взгляд, удачно закончена застройка Росси на площади Искусств в Ленинграде домом на Инженерной улице, выдержанным в тех же архитектурных формах, что и вся площадь. Перед нами не стилизация, ибо дом в точности совпадает с другими домами площади. Есть смысл в Ленинграде так же гармонично закончить и другую площадь, начатую, но не завершенную Росси — площадь Ломоносова: в дом Росси на площади Ломоносова "врезан" доходный дом XIX в.

Культурную экологию не следует смешивать с наукой реставрации и сохранения отдельных памятников. Культурное прошлое нашей страны должно рассматриваться не по частям, как повелось, а в его целом. Речь должна идти и о том, чтобы сохранить самый характер местности, "ее лица необщее выражение", архитектурный и природный ландшафт. А это значит, что новое строительство должно возможно меньше противостоять старому, с ним гармонировать, сохранять бытовые навыки народа (это ведь тоже "культура") в своих лучших проявлениях. Чувство плеча, чувство ансамбля и чувство эстетических идеалов народа — вот чем необходимо обладать и градостроителю, и в особенности строителю сел. Архитектура должна быть социальной. Культурная экология должна быть частью экологии социальной.

Пока же в науке об экологии нет раздела о культурной среде, позволительно говорить о впечатлениях.

Вот одно из них. В сентябре 1978 г. я был на Бородинском поле вместе с замечательнейшим энтузиастом своего дела реставратором Николаем Ивановичем Ивановым. Обращал ли кто-нибудь внимание на то, какие преданные своему делу люди встречаются именно среди реставраторов и музейных работников? Они лелеют вещи, и вещи платят им за это любовью.

Именно такой, внутренне богатый человек и был со мной на Бородинском поле — Николай Иванович. Пятнадцать лет он не уходит в отпуск: он не может без Бородинского поля. Он живет несколькими днями Бородинской битвы: двадцать шестым августа (по старому стилю) и днями, которые предшествовали битве. Поле Бородина имеет колоссальное воспитательное значение.

Я ненавижу войну, я перенес ленинградскую блокаду, нацистские обстрелы мирных жителей из теплых укрытий в позициях на Дудергофских высотах, я был очевидцем героизма, с каким защищали советские люди свою Родину, с какой непостижимой стойкостью сопротивлялись врагу. Может быть, поэтому Бородинская битва, всегда поражавшая меня своей нравственной силой, обрела для меня новый смысл. Русские солдаты отбили на батарее Раевского восемь ожесточеннейших атак, следовавших одна за другой с неслыханным упорством. Под конец солдаты обеих армий сражались в полной тьме, на ощупь. Нравственная сила русских была удесятерена необходимостью защитить Москву. И мы с Николаем Ивановичем обнажили головы перед памятниками, что были воздвигнуты на Бородинском поле благодарными потомками.

И здесь, на этой национальной святыне, политой кровью защитников Родины, в 1932 г. был взорван чугунный памятник на могиле Багратиона. Те, кто это сделал, совершили преступление против самого благородного из чувств — признательности герою, защитнику национальной свободы России, признательности русских брату-грузину, командовавшему с необыкновенным мужеством и искусством русскими войсками в самом опасном месте битвы. Как расценить тех, кто в те же годы намалевал гигантскую надпись на стене монастыря, построенного на месте гибели Тучкова Четвертого его вдовой: "Довольно хранить остатки рабского прошлого!" Понадобилось вмешательство газеты "Правда" в 1938 г., чтобы надпись эта была уничтожена.

И еще о чем хотелось бы вспомнить. Город, в котором я родился и живу всю жизнь, — Ленинград, связан прежде всего в своем архитектурном облике с именами Растрелли, Росси, Кваренги, Захарова, Воронихина. По дороге с главного ленинградского аэродрома стоял Путевой дворец Растрелли. Прямо в лоб: первое большое здание Ленинграда и Растрелли! Оно было в очень плохом состоянии — стояло близко от линии фронта, но советские бойцы сделали все, чтобы сохранить его. И если бы его реставрировать, какой праздничной была бы эта увертюра к Ленинграду. Снесли! Снесли в конце шестидесятых годов. И ничего нет на этом месте. Пусто на его месте, пусто в душе, когда это место проезжаешь.

Кто же эти люди, убивающие живое прошлое, прошлое, которое является и нашим настоящим, ибо культура не умирает? Иногда это сами архитекторы — из тех, которым очень хочется поставить "свое творение" на выигрышном месте.

Иногда это реставраторы, заботящиеся о том, чтобы выбирать себе наиболее "выгодные" объекты, о том, чтобы восстановленное произведение искусства принесло им славу, и восстанавливающие старину по своим собственным, иногда очень примитивным представлениям о красоте.

Иногда же это совсем случайные люди: "туристы", разводящие костры вблизи памятников, оставляющие свои надписи или выковыривающие изразцы "на память". И за этих случайных людей ответственны все мы. Мы должны позаботиться о том, чтобы таких случайных убийц не было, чтобы вокруг памятников был нормальный нравственный климат, чтобы все — от школьников и до работников городских и областных организаций — знали, какие памятники доверились их знаниям, их общей культуре, их чувству ответственности перед будущим.

Одних запрещений, инструкций и досок с указанием "Охраняется государством" недостаточно. Надо, чтобы факты хулиганского или безответственного отношения к культурному наследию неукоснительно разбирались в судах и виновных строго наказывали. Но и этого мало. Совершенно необходимо в программе средней школы ввести преподавание краеведения с основами биологической и культурной экологии, шире создавать в школах кружки по истории и природе родного края. К патриотизму нельзя призывать, его нужно заботливо воспитывать.

Итак, экология культуры!

Есть большое различие между экологией природы и экологией культуры, к тому же весьма принципиальное.

До известных пределов утраты в природе восстановимы. Можно очистить загрязненные реки и моря, можно восстановить леса, поголовье животных, конечно, если не перейдена известная грань, если не уничтожена та или иная порода животных целиком, если не погиб тот или иной вид растений. Удалось же восстановить зубров — и на Кавказе, и в Беловежской Пуще, даже поселить в Бескидах, то есть там, где их раньше и не было. Природа при этом сама помогает человеку, ибо она "живая". Она обладает способностью к самоочищению, к восстановлению нарушенного человеком равновесия. Она залечивает раны, нанесенные ей извне — пожарами, вырубками, ядовитой пылью, сточными водами.

Иначе обстоит дело с памятниками культуры. Их утраты невосстановимы, ибо памятники культуры всегда индивидуальны, всегда связаны с определенной эпохой, с определенными мастерами. Каждый памятник разрушается навечно, искажается навечно, ранится навечно.

"Запас" памятников культуры, "запас" культурной среды крайне ограничен в мире, и он истощается со все прогрессирующей скоростью. Техника, которая сама является продуктом культуры, служит иногда в большей мере умерщвлению культуры, чем продлению ее жизни. Бульдозеры, экскаваторы, строительные краны, управляемые людьми бездумными, неосведомленными, уничтожают и то, что в земле еще не открыто, и то, что над землей, — уже служившее людям. Даже сами реставраторы, руководствуясь своими собственными, недостаточно проверенными теориями или современными представлениями о красоте, становятся иногда в большей мере разрушителями, чем охранителями памятников прошлого. Уничтожают памятники и градостроители, особенно если они не имеют четких и полных исторических знаний. На земле становится тесно для памятников культуры не потому, что земли мало, а потому, что строителей притягивают к себе старые места, обжитые и оттого кажущиеся особенно красивыми и заманчивыми для градостроителей.

Градостроителям, как никому, нужны знания в области экологии культуры.

В первые годы после Великой Октябрьской революции краеведение переживало бурный расцвет. По различным причинам в тридцатые годы оно почти прекратило свое существование, специальные институты и многие краеведческие музеи были закрыты. А краеведение как раз и воспитывает живую любовь к родному краю и дает те знания, без которых невозможно сохранение памятников культуры на местах. На его основе можно серьезнее и глубже решать местные экологические проблемы. Давно высказывалось мнение, что краеведение следует ввести в качестве дисциплины в школьные учебные программы. До сих пор этот вопрос остается открытым.

А для этого нужны знания, и не только краеведческие, но и более глубокие, объединяемые в особую научную дисциплину — экологию культуры.

Памятники культуры представляют особую ценность для истории страны, которой принадлежат. Часто они сохраняются с древних времен, дойдя до нашего времени в неизменном или уже отреставрированном виде. Эти сооружения являются символами искусства и частью истории государства, они воплощают в себе яркий талант создателей, демонстрируя нам всю тонкость красоты и величия. Также к памятникам культуры относят находки археологов, рисунки первобытных людей, древние иероглифы. Всё это имеет огромную историческую ценность.

В России немало памятников культуры, сохранившихся из прошлых веков. Самыми известными из них можно назвать Красную площадь и Кремль в Москве. Это здорово, что мы стремимся сохранить ценности культуры своей Родины, бережно храня памятники, изучая их историю. В этом проявляется духовность и единство народа.

Прекрасным примером памятника культуры, величественного и красивого, можно назвать Царь-колокол. Огромный колокол имеет высоту более шести метров. Отливали его по приказу императрицы Анны Иоанновны. Колокол оказался таким большим и тяжелым, что его не смогли поднять, поэтому он оставался в плавильной яме. При пожаре от монумента откололся кусок. Только спустя сто лет этот знаменитый памятник смогли поднять - сегодня он красуется в московском Кремле, вызывая восторг у каждого, кто увидит Царь-колокол.

Старинные храмы и соборы тоже являются памятниками культуры России. Прекрасный храм Покрова Божьей Матери, который в народе переименовали в Собор Василия Блаженного, своими шестью разноцветными куполами символизирует звезду Вифлеема. Вид этого святого памятника культуры завораживает и вызывает неподдельный трепет перед талантом зодчих, создавших его.

Сохранение памятников культуры - это задача всего народа. Мы должны изучать свою историю, ведь отношение к прошлому раскрывает будущее страны. И уважение к предкам, к величайшим их творениям искусства - это признак духовного расцвета народа.

Ещё одно сочинение от ученика 8 класса по теме «Памятник культуры»

Что такое памятник культуры? Предметы, представляющие историческую, культурную и художественную ценности, называются памятниками. Их ещё называют артефактами. Чаще всего такие вещи принадлежат государству, их могут представлять в музеях и других местах. Памятники культуры являются предметом гордости страны и людей. Они охраняются международными и национальными законами.

Разберем, какие предметы можно оценивать в качестве памятника культуры. Памятником культуры может быть некий археологический объект, который был обнаружен во время раскопок. Также культурным наследием можно назвать современную художественную скульптуру. В списке памятников культуры особое место принадлежит образцам архитектуры – это огромные строительные комплексы и дворцы. Красная площадь является особым памятником, который мечтают увидеть миллионы людей. В этом плане нам, россиянам, очень повезло. Так как он принадлежит России, которая славится Московским Кремлем, Эрмитажем, Троице-Сергиевой Лаврой. У нас в стране целые города можно называть памятником культуры – это Санкт-Петербург, города «Золотого кольца», Москва. Организация ООН – ЮНЕСКО включила их в список Всемирного наследия.

Некоторые люди говорят, что называть памятниками культуры можно только те объекты, которые создавались руками человека. А как быть с древними дубами или тонкими берёзами, чарующую красоту которых воспевали русские классики: «Отговорила роща золотая берёзовым, весёлым языком». Упоминание их Пушкиным, Есениным, Тютчевым уже сделали их художественными памятниками. Они помнят тех, кто уже покинул наш мир.

Для чего люди хранят памятники культуры? Очень трудно ответить на такой легкий вопрос. Учителя и взрослые нам говорят, что искусство, литература и история помогает обществу понимать смысл жизни, книги, картины и музыка делают нас богаче духовно. Роль памяти в развитие жизни и определении будущего трудно переоценить. Сохранность памятников позволяет людям знать и изучать, как появилась цивилизация, как её можно сохранить.

Посетив небольшой храм, который считается местной достопримечательностью, понимаешь, что именно здесь испытываешь настоящее волнение. Здесь посетители чувствуешь радость, что можно увидеть священное здание, которые люди смогли сохранить несколько веков. Маленький храм связывает тесно людей с прошлым и даёт надежду на будущее.

Подготовила:

Старшая вожатая

Добровольская А.Н.

с.Жалтыр

«Из прошлого настоящее

строит будущее»

Цель проекта: активизировать работу Астраханского историко-краеведческого музея для развития творческого потенциала личности, воспитание духовно-нравственных ценностей, качеств гражданина и патриота, привлечение внимания к проблеме сохранения памятников и активное вовлечение их в воспитание любви к Отечеству, бережного отношения к минувшему.

Задачи проекта:

Овладение знаниями об истории создания памятников Астраханского района

Формирование самостоятельной, творческо-поисковой, познавательной

деятельности

Развитие гражданских и патриотических качеств, привитие навыков коллективной работы

Сбор и систематизация материалов об истории памятников, героях – земляках, которым посвящено монументальное наследие, ветеранах Вов, воинах-афганцах первоцелинниках.

Вовлечение воспитанников в краеведческую деятельность

Создание базы данных об участниках Вов, первоцелинниках, работниках тыла, жертвах тоталитарного режима

Приобщение молодежи к славному прошлому села, района, чтению книг по краеведению

Выпуск сборника «Люди земли Астраханской»

Создание слайд-фильма «О чем молчат обелиски…»

Исторический опыт ставит перед казахстанским обществом социальные, духовные и организационные проблемы. Уклад образования и воспитания основными приоритетами в этом вопросе определяет культуру, патриотизм и гражданственность. Патриотизм органично вписывается в образование человека ХХІ века, идея патриотизма должна стать стержнем, вокруг которого сформируются высокие социально-значимые взгляды, чувства убеждения, позиции и устремления детей и подростков, их готовность и способность в будущем к активным действиям во благо Родины.

Сегодня мы призываем наших детей к необходимости знать, понимать и любить историю своей страны, своего народа. Но все это будет напрасно, если не будет подкреплено деятельным чувством любви к прошлому, к той, давно прошедшей жизни.

Нас, взрослых, беспокоит вандализм молодого поколения: искореженные остановки, расписанные стены подъездов и т.д. Мы пытаемся найти ответ на вопрос: «Почему такое происходит?» И приходим к выводу, что ценностные деформации в сознании и поведении молодых людей связаны с отсутствием в целом национальной идеи с патриотическим смыслом служения Отечеству на основе единства личных, общественных и государственных интересов.

Благодаря проекту «Памятники – хранители истории родного края» очевидны патриотические возможности краеведческого материала, которые позволяют расширить знания современного гражданина не на абстрактных идеалах, а на примерах из жизни конкретных людей- односельчан, на событиях из жизни и истории своего села.

Повседневная жизнь прошлых поколений содержит героические и трагические страницы, благодаря знакомству с которыми воспитание из сферы общих рассуждений переходит в область воссозданных реальных исторических корней.

В этом огромную роль играют памятники Астраханского района, которые и стали объектом нашего проекта.

Создание памятников – это память сердца и благодарность землякам. В монументальном наследии хранится кладезь памяти о прошлом. Ведь вся летопись прошлого и пережитого покоится в них – в этих, казалось бы, безмолвных памятниках. Они являются связующими звеньями между веками и поколениями. Это не только памятники истории, это предмет гордости за свою Родину, это часть малой Родины, поэтому, сохраняя и изучая памятное наследие предков своего села, района, мы сохраняем историю своего края как часть истории нашей Родины – Республики Казахстан.

Особо хочеться отметить, что все памятники в с.Астраханке поставлены за годы Независимости Республики Казахстан, это подчеркивает значимость и актуальность проекта «Независимость –это право народа на свободу», посвященного 24- летию Независимости Республики Казахстан, который раскрывает патриотические идеалы казахстанского народа в годы демократического развития Республики Казахстан. Ведь основным источником чувства гражданственности и патриотизма является память о прошлом.

Что заставило нас работать по этому проекту?

Мы провели анкетирование в школе по краеведению, знаниям по истории сел, района, подвигов героев – земляков, героическом прошлом астраханцев, памятном наследии и сделали вывод о слабой краеведческой осведомленности молодежи об истории края.

А познать этот краеведческий материал возможно при изучении памятного наследия наших земляков.

По условиям проекта необходимо собрать материал об истории памятников, их создателях, земляках-героях, помещенных на обелисках, планируются также проведение экскурсий с учащимися Астраханского района, выездные заочные уроки-экскурсии о памятном наследии Астраханского района в школы района членами краеведческого клуба «Исток» при ДДТ. Совет музея сделал слайд -фильм «О чем молчат обелиски…» о памятниках Астраханского района, также начата огромная работа по сбору материала для книги о героях - астраханцах «Люди земли Астраханской».

Краеведческая работа по этому проекту позволяет организовать экскурсии, выполнение познавательных заданий по изучению истории памятников, их героев, встречи с знаменитыми земляками.

Тема памяти, поднятая в проекте «Памятники – хранители истории родного края», особенно актуальна и важна накануне празднования 20- летия Независимости Республики Казахстан. Но хотелось бы, чтобы о значимых страницах истории нашей Родины мы вспоминали не только в преддверии круглых дат, поэтому мы и создали данный проект, который способствует проявлению интереса и уважения к истории у подрастающего поколения.

Реализация проекта

І этап – Подготовительный сбор и систематизация информации.

Создание единой базы памятников села, района

Оформление материала об истории создания памятников и героях – земляках,

чьим подвигам посвящены обелиски. Изготовление буклетов, альбомов.

Создание фильма «О чем молчат обелиски…»

Встречи с ветеранами Вов, воинами – интернационалистами, первоцелинниками,

репрессированными.

Создание текстов экскурсий к памятникам

Паспортизация памятников, обелисков на территории района.

Разработки сценариев уроков из цикла «Память сердца», «У вечного огня»,

«Учись у героев Отчизну беречь»

Создание живого музея памяти – документального фильма «Живые голоса Победы» о ветеранах Вов и тыловиках.

ІІ этап – Основной – проведение экскурсий к памятникам Астраханского района «У вечного огня», «Афганистан – боль моя», «О чем молчат обелиски…», «Целина – подвиг поколений», «Никто не забыт – ничто не забыто», «Три камня скорби астраханцев».

Проведение «памятного каравана» уроков в школах района из цикла «Памятники – хранители истории родного края»

Презентация сборника «Люди Земли Астраханской» (о земляках, подвигу которых посвящены обелиски, памятники)

Конкурс сочинений «Не зарастет народная тропа»

Экскурсии, музейные уроки проводятся с приглашением общественности, земляков Астраханского района.

Проведение патриотических акций, воспитывающих подрастающее поколение на примерах мужества и героизма ветеранов, пропагандирующих престиж служения Родине.

Презентация документального фильма «Живые голоса Победы.

Предполагаемый результат:

В результате реализации проекта будет создана единая информационная краеведческая база памятников Астраханского района, а также подготовлены печатные и электронные продукты о памятниках, обелисках, памятных знаках, мемориальных досках на улицах, названных в честь героев- земляков. Эти материалы будут адресованы школьникам, молодежи, учителям, всем интересующимся мемориальным наследием наших земляков.

Будет создан слайд-фильм «Памятники – хранители истории малой Родины» и документальный фильм «Живые голоса Победы». Кроме этого будет разработан цикл уроков «О чем молчат обелиски…», «Память сердца», «У вечного огня»,

«Учись у героев Отчизну беречь» и изданы брошюры с текстом экскурсий к памятным местам Астраханского района, создана книга памяти «Люди земли Астраханской». Этот поистине бесценный материал позволит сохранить для потомков память о героях-земляках, участниках ВОв, о целинниках, знаменитых земляках, памятниках района. Все мероприятия будут способствовать самому главному – гражданско-патриотическому воспитанию и просвещению молодежи, развитию интереса у воспитанников к краеведческой и исследовательской деятельности.

О тех, кто уже не придет никогда,

заклинаю Вас, помните!

Р.Рождественский

Есть ценности, которым нет забвения, одна из них – это память о прошлом. В нашем селе в память о земляках, погибших в трагические периоды нашей истории, поставлены обелиски.

Они напоминают нам, живущим ныне, о том, что таких скорбных событий никогда не должно быть.

Обелиски – это наказ о мире, история, боль, страдание, любовь к Родине, наказ о мирной жизни, память и преемственность. Внизу на фото помещен памятный знак, прочитайте слова, выбитые на нем, к каждому из нас обращены эти слова из прошлого: «Взываем к памяти вашей, люди, и к вашим сердцам взываем, не допустите, чтобы наша судьба стала и вашей судьбою» Помните!!!

В канун 40 - летия Победы над фашистской Германией в 1985 году был открыт обелиск героям, погибшим в Великой Отечественной войне на центральной площади Астраханки.

На обелиске высечены имена погибших астраханцев в Вов. Всего на фронт ушло 1500 земляков, погибли 1075 воинов.

Многие воевали на фронте в составе 310 стрелковой дивизии, которая защищала Ленинград, обеспечивала перевозки военных грузов по дороге жизни, а так же подо Ржевом.

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА:

310-я стрелковая дивизия была сформирована в Акмолинске в августе 1941 года. Участвовала в боях под Ленинградом в 1941-1942гг, под Волховом в 1943 году, в Новгородской наступательной операции (январь-март 1944 г.), после чего ей было присвоено наименование Новгородская. Дивизия участвовала в освобождении Карелии, Польши. Закончила боевой путь на острове Узедой (Приморская бухта, Балтийское море).

Была награждена орденом Ленина и орденом Красного Знамени.

Недалеко от села Астраханки в июне 2002 года у бывшего аула Тайжан поставлен обелиск, посвященный жертвам тоталитарного режима. Называется он «Три камня скорби». Установила его на свои средства Алтыншаш Жаганова – писатель, драматург, заслуженный деятель культуры Казахстана. Это по её предложению день 31 мая был утвержден у нас в республике как день памяти политических репрессий. Место, где поставлен памятник – это братская могила аульчан, умерших в голодные 30-32 годы.

Мор голода был настолько сильным, что хоронить умерших по обычаям предков не было ни средств, ни сил.

Памятник состоит из 3 камней. На одном из них-слева имена предков Каиржановых, которые здесь похоронены, на другом справа – надпись на казахском языке «Здесь покоятся жертвы голода 1930-1932гг», а на средней плите написано «Памятник поставила Алтыншаш Жаганова». Теперь есть куда прийти и склонить голову детям и внукам, умерших в годы страшного искусственно созданного властями джута.

В 2006 году установлен памятник жертвам политических репрессий на площади у Дома культуры. Казахстан стал местом, куда вынуждены были ехать тысячи людей, без суда и следствия приговоренных к ссылке.

Места поселения ссыльных называли точками Карлага. Были они и на территории нашего района, сейчас это села Каменка, Камышенка, Лозовое, Первомайка, Приишимка. По сей день живут там потомки, сосланных в годы репрессий, поляков, немцев, ингушей, чеченцев. В СССР была организована целая система лагерей, в которых содержалось почти 2 млн. узников.

Время идет вперед, но боль истерзанных и уничтоженных людей забвению не подлежит. И поэтому в последний день мая астраханцы вспоминают тех, кто видел Карлаг и Алжир наяву, они несут цветы к скромному обелиску

Отныне здесь – на Родине героев,

афганцам будет памятник стоять…

Галина Водолей

(астраханская поэтесса)

В 2007 году состоялось торжественное открытие обелиска воинам – интернационалистам, погибшим в Афганистане . Этого момента в Астраханке ждали. 51 воин – интернационалист из Астраханского района был в Афганистане. 1 пропал без вести, пятеро погибли. Примечательно, что этот памятник стоит на главной площади села, рядом с обелиском астраханцам, павшим в годы Великой Отечественной войны. Словно сделан еще один шаг к тому, чтобы уравнять в правах солдат этих двух войн – Великой и другой, необъявленной.

На Астраханской площади так тихо

В бессмертие шагнувшие лежат

В созвездье плит…

А красные гвоздики беспомощно

От холода дрожат

Что жизнь бесценна – пишут все поэты

Распорядиться может лишь герой

Своим последним взорванным рассветом

Ведя других на подвиг за собой…

Годы освоения целинных и залежных земель – яркая, замечательная страница в жизни Астраханского района . Весной 1954 года было создано 5 совхозов-«Астраханский», «Новочеркасский», «Красногвардейский», «Кайнарский», «Степняк». В район прибыло 1337 человек по путевкам комсомола.

Далеко за пределами района известны сейчас имена лучших первоцелинников района: Героев Социалистического Труда Дитюк В.О., Полторьян С.В., Кайдановича А.И., Коротецкого П.Я. и многих других. Все они, как и тысячи других жителей района, сделали все от них зависящее, чтобы хорошела Астраханка. Этот памятник – трактор С-80, поднявший первую целинную борозду поставлен астраханцами навечно на астраханской земле.

Творческий проект «Памятники – хранители истории родного края », проводимый к 24-летию Независимости Республики Казахстан, ярко подтверждает, что «независимость – это право народа на свободу». Народ Казахстана решает, каким идеалам и подвигам жить в сердцах нашей молодежи, о чем важно сохранить память сердца, поэтому за эти 24 года Независимости эти памятники были поставлены в Астраханском районе. Они помогают раскрыть патриотические идеалы казахстанского народа в годы демократического развития Республики Казахстан.

Патриотизм – это проявление лучших чувств, которые только есть в человеке, это сознание своей неотъемлемости от Родины и переживание с ней ее счастливых и несчастливых дней. Мы считаем, что памятное наследие наших предков играет огромную роль в воспитании казахстанского патриотизма.

Великая степь… Много помнит она

На давно ушедших равняются ныне живущие .

Народная мудрость гласит: «Если ты не знаешь, как жить, - живи как твои предки».

Память – это не только фотографии в семейных альбомах. Это сама наша земля, наша Родина, её бескрайние поля, её погосты, её памятники, без которых человек беден как внутренне, так и внешне. Хочется сказать о памятниках культуры и природных памятниках, которые есть почти в каждом городе, посёлке, селе. Раньше они были заботливо, с любовью ухожены. Сейчас же, к сожалению, кое – где памятные места нашей малой Родины превратились в «беспамятные», ветхость и запустение стало их бедой. Такое положение нельзя оправдать никакими экономическими трудностями. Ведь отношение к памятным местам всегда определяло степень культуры общества.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Привет тебе, мой край родной,

С твоими тёмными лесами,

С твоей великою рекой

И неоглядными полями.

Привет тебе, народ родимый,

Герой труда неутолимый.

Среди зимы и в летний зной

Привет тебе мой край родной.

Память – это не только фотографии в семейных альбомах. Это сама наша земля, наша Родина, её бескрайние поля, её погосты, её памятники, без которых человек беден как внутренне, так и внешне. Хочется сказать о памятниках культуры и природных памятниках, которые есть почти в каждом городе, посёлке, селе. Раньше они были заботливо, с любовью ухожены. Сейчас же, к сожалению, кое – где памятные места нашей малой Родины превратились в «беспамятные», ветхость и запустение стало их бедой. Такое положение нельзя оправдать никакими экономическими трудностями. Ведь отношение к памятным местам всегда определяло степень культуры общества. Давайте оглянемся вокруг: достойны ли мы именоваться культурной нацией? А.С.Пушкин писал:

Два чувства дивно близки нам,

В них обретает сердце пищу:

Любовь к родному пепелищу,

Любовь к отеческим гробам.

Хочется достучаться до сердца каждого человека, хоть немного любящего свой родной край. Ведь только все вместе, объединившись, мы можем сохранить те частички мемориальных и памятных мест, которые ещё не пострадали от бездушного и безжалостного варварского отношения .

На территории нашего родного края известно 2570 объектов культурного наследия, отражающих историю Ульяновской области. Из них 452 относятся к памятникам истории, 1568 - к памятникам архитектуры, 550 - к памятникам археологии. В настоящее время на территории Ульяновской области поставлено на государственный учёт 32 объекта федерального, 261 - регионального, 34 - муниципального значения и 2243 выявленных, но еще не продиагностированных объектов культурного наследия. Памятники истории Ульяновской области связаны с периодом постройки первых русских крепостей и засечных черт, с военными действиями и крестьянскими восстаниями, с жизнью выдающихся государственных, политических и общественных деятелей, учёных, писателей, художников и поэтов.

Особое значение для истории нашего края имеют памятники, связанные с жизнью выдающейся личности XX века Владимира Ильича Ульянова-Ленина. Среди них дом, где жила семья Ульяновых, дом-квартира семьи Ульяновых, флигель дома-квартиры семьи Ульяновых, которые являются украшением областного центра и привлекают туристов со всех концов света. А в центральной части областного центра создан и успешно функционирует Историко- мемориальный заповедник “Родина В.И. Ленина”.

Дом – музей семьи Ульяновых

Бывший дом семьи Ульяновых

Флигель дома – квартиры семьи Ульяновых

Немало памятников на территории Ульяновской области связаны с периодом гражданской войны. Так, в одном из красивейших зданий нашего города - в доме купца Шатрова , построенном в начале XIX века, - во время Гражданской войны располагался штаб 1-го полка Железной Дивизии.

Дом купца Н.Я.Шатрова

Пусть даже край мой не великий,

Ты только оглянись вокруг,

Культурных памятников столько,

Не перечесть их тоже, друг!

Архитектурные памятники Ульяновской области представлены усадьбами, церквями, мечетями, монастырями, кирхами, образцами фортификационной, гражданской и промышленной архитектуры. Украшением города Ульяновска являются немногие сохранившиеся здания культовой

архитектуры, такие, как православная церковь Воскресения Господня на улице Карла Маркса и лютеранская кирха на улице Железной дивизии.

Прекрасный образец деревянного зодчества - дом купца Бокоунина - расположен на улице Радищева (среди коренных ульяновцев более известен как “Теремок”). Сейчас это здание пустует и не отапливается, что оказывает разрушающее действие на его конструкцию.


Дом купца С.С.Бокуонина

Проблема многих памятников истории и архитектуры, расположенных в городе Ульяновске, и особенно в районах области, состоит в том, что занимавшие их до недавнего времени организации и учреждения переместились в другие места, а здания, оставшись без надзора и отопления, стремительно приходят в негодность. В такое положение попала усадьба Анненковых в селе Анненково Майнского района, дом Огарёва в селе Проломиха Инзенского района, дом Перси-Френч в Тереньге, многие другие здания-памятники области.

Усадьба Анненковых в селе Анненково

Дом Перси – Френч в Тереньге

Яркий пример такого явления - усадьба дворян Бестужевых в селе Тепловка Николаевского района, в которой до недавнего времени размещалась средняя школа, а в настоящее время здание брошено и гибнет. Грянувшая революция вынудила М.М. Бестужева покинуть имение, здание перешло в ведение сельского совета. Последние годы в нем размещается местная школа, но часть здания уже заброшена, и памятник архитектуры, каковым он считается вот уже много лет,

На территории Ульяновской области сохранилась и еще одна усадьба Бестужевых - в селе Колхозная Репьевка Майнского района (бывшее село Репьевка Карсунского уезда). В первой половине XIX века ее владельцем был Андрей Васильевич Бестужев, одно время занимавший пост управляющего Симбирской удельной конторой. Но сейчас и этот особняк «законсервирован», из-за ветхости его уже не используют, и он, закрытый и пустой, ждет решения своей участи

Дом М.М. Бестужева в селе Тепловка Николаевского
района (фото 1998 года )

Дом А.В.Бестужева в селе Колхозная Репьевка Майнского района

Надгробный памятник С.П. Бестуже ву


Герб дома М.М. Бестужева

В результате действия природных и антропогенных факторов разрушается и наиболее древнее наземное сооружение области - памятник фортификации - Канадейская башня в селе Канадей Николаевского района.

Канадейская башня

Памятники археологии, выявленные на территории Ульяновской области (среди них есть и мирового научного значения), охватывают период от 1,5 миллиона лет до нашей эры и до XIV века нашей эры. Многие из них портятся от бесконтрольных строительных работ, незаконного кладоискательства, размывания берегов Куйбышевского водохранилища, распашки земель. Так, от размыва берегов Куйбышевского водохранилища разрушаются остатки крупного средневекового города Арбуга, расположенного у посёлка Криуши. Управление по делам культуры и искусства ежегодно организует охранно-спасательные работы на разрушающихся памятниках археологии.

Для поддержания экологического равновесия биосферы и отдельных её частей, а также среды жизни и здоровья человека на территории Ульяновской области создаются особо охраняемые природные территории. К ним относятся заповедники, национальные парки, заказники, памятники природы, лечебно – оздоровительные местности и курорты.

Особо хочется остановиться на памятниках природы регионального значения, которых насчитывается 118 в нашем родном крае.

Так всеми известное и любимое место отдыха как детей, так и взрослых Белое Озеро , расположенное в 10 км от села Барановка Николаевского района.

В прошлом озеро было со всех сторон окружено сфагновой сплавиной. Однако в 40-50-х гг. прошлого века помещик Сабуров спустил часть воды через канаву в речку Кададу, где была построена мельница. В результате уровень воды в Белом озере резко понизился и основная масса сплавины осталась на сухом берегу. Края бывшей сплавины имели вид вала или гребня, отделенного песчаными отмелями от зеркала воды. В 1912 г. ученый-лесовод Г.М.Гаи решил обводнить Белое озеро, для чего прорыл ряд канав, по которым могли бы стекать талые воды. В результате уровень воды в озере повысился и песчаные отмели были затоплены.

К сожалению, к настоящему времени ландшафт вокруг Белого озера постепенно деградирует, становятся редкими и исчезают многие интересные северные виды, такие, как клюква болотная, росянка круглолистная, мирт болотный, ива лапландская и другие. Это связано с тем, что Белое озеро на большом своем протяжении зажато в кольцо различными оздоровительными учреждениями, домами отдыха, санаториями, детскими пионерскими лагерями. Вся окружающая территория изрезана сетью тропинок, повсюду пасется скот, вокруг оздоровительных учреждений местность, как правило, захламлена.
В целях сохранения этого уникального природного объекта Белое озеро утверждено памятником.

Озеро Чекалинское в Кузоватовском районе, один из интереснейших природных объектов Ульяновской области, кроме того оно входит в список болот, охраняемых в рамках Международной организации «Телма».

В настоящее время озеро и особенно прилегающие леса испытывают довольно значительную антропогенную нагрузку. На сплавине местными жителями сдирается сфагновый мох (им конопатят стены домов), при этом, естественно, нарушается целостность растительных сообществ. При сборе клюквы вытаптывается сплавина. Сильно нарушен сосновый лес и вокруг озера, в основном из-за сбора местными жителями черники. Причем ведется этот сбор часто самым варварским способом: чтобы не обирать ягоды, вырываются целые кустики черники с корнем.
Озеро Чекалинское, как один из замечательных памятников природы Ульяновской области, заслуживает самого серьезного внимания к его охране. И
пока это замечательное озеро и окружающая ее сплавина находятся в удовлетворительном состояний, наша задача сохранить этот уникальный природный объект и разработать подробные мероприятия для его охраны.

Памятник природы «Зотово озеро » занимает общую площадь 1002 га, в т. ч. непосредственно зеркало озера 36 га.

В памятнике природы запрещены все виды рубок, кроме санитарных по состоянию, заготовки всех видов продукции растительного происхождения, добыча диких животных, всякая хозяйственная деятельность, наносящая ущерб памятнику природы.

Баевское окаменелое дерево – это единственный в настоящее время палеоботанический памятник природы на территории Ульяновской области, где объектом охраны является окаменевшее древесное растение, которое относится к вымершему роду купрессиноксилон,

Семейства кипарисовых.

Баевское окаменелое дерево было утверждено памятником природы еще в 1961 году, и потом в 1968 г. этот объект на площади 0,02 га был огорожен с помощью студентов пединститута и установлен аншлаг с необходимостью его охраны. Но окаменелый ствол, находясь на поверхности, подвергается опасности естественного выветривания, как и всякий обнаженный камень. Кроме того, его растаскивают по кускам туристы и местное население, что категорически запрещено. Были неоднократные предложения перенести все окаменелое дерево в один из центральных музеев, но практически это осуществить трудно. Лучше если окаменелое дерево останется навсегда на месте своего возникновения. Но для этого надо обеспечить его сохранность.

Незабываема природа в нашем крае,

Давай хранить её, давай беречь,

Чтоб наши дети гордились родным краем,

И всё, что в ней смогли сберечь.

Тиинская колония диких пчелиных на земляном валу - это особая колония диких пчелиных, так как она является не только памятником природы, но и историческим памятником. Дело в том, что пчелы устроили свое гнездование на искусственном историческом сооружении - земляном валу, созданном еще в середине XVII века для защиты от набегов монгольских кочевников. Чтобы сохранить и этот своеобразный и ценный памятник природы, нужно полностью запретить прогон по данному участку земляного вала скота, чтобы сохранить уникальную колонию диких пчелиных.

Есть озеро Песчаное – бесценно и оно,

Карась и щука поселились в нём,

И рыбаки, конечно, непременно,

Рыбачат ночью там и днём

Озеро Песчаное площадью 42,2 га одно из самых крупных среди многочисленных озер, разбросанных по суффозионным понижениям древних волжских террас. Оно расположено на северо-восточной окраине р.п. Чердаклы и является местом отдыха и рыбной ловли местных жителей и приезжающих сюда горожан. Являясь памятником природы, оно пристанище более 20 видов птиц, среди которых лебедь – шипун. Для сохранения озера Песчаного как памятника природы необходимо: запретить распашку и применение ядохимикатов в ближайших окрестностях, распугивание птиц, мойку автомашин и свалку мусора, ограничить выпас скота. Озеро Песчаное утверждено памятником природы 17 декабря 1974 года.

Бьют родники – воды чистейшей

В Труслейке, Жадовке, Суре,

Им предпочтенье отдаём мы,

Живи, родник, на Инзенской земле!

Родник Окненный , расположенный на землях государственного лесного фонда Труслейского лесничества, имеет не только важное значение как природный объект, но и является своеобразным историческим памятником, т.к. в годы Великой Отечественной войны рядом с ним находились военные лагеря и водоснабжение лагерей осуществлялось из него, деревянный каптаж и остался здесь с того времени.

Сколько в нашем крае есть

Памятных, культурных мест,

Их на пальцах даже

Совсем не перечесть.

Все памятники - они бесценны,

Возьми Юлово – озеро чудес,

Такую красоту беречь нам нужно,

Ухаживать за озером, стеречь.

Сотни людей на отдых приезжают,

Любуются Юловской красотой,

На берегу палатки ставят

И шашлыки готовят всей семьёй.

На юго-востоке Инзенского района есть небольшая речка Юловка , относящаяся к бассейну реки Суры. Это типичная лесная речка с чистой, холодной, быстротекущей водой. Лет около ста назад помещик Юлов устроил на этой речке запруд, где была и водяная мельница (остатки ее сохранились и сейчас). Запруда оказалась хорошей, и пруд просуществовал до наших дней и, по существу, приобрел характер озера, поэтому и говорят иногда о Юловском озере, и не без

оснований.

В настоящее время Юловский пруд , или озеро, имеет длину до 2 км, ширина доходит до 500 м, общая площадь водоема 65 га. Несомненным украшением побережья Юловского озера являются два крупных папоротника - страусопер и кочедыжник женский.
В прибрежной зоне Юловского озера много влаголюбивых деревьев и кустарников - это различные виды ив, ольха черная, береза пушистая, здесь же встречаются ягодные кустарники - малина, и смородина черная. Этот памятник природы интересен не только своей флорой, но и своей фауной. Первыми на себя обращают внимание стрекозы. Из водных насекомых встречаются водные жуки - плавунец окаймленный, пово-лень серый, тинник черный и водяные клопы - гладыш светлощитковый, водомерка палочковидная, велия. В левах обнаружено 19 видов муравьёв,5 видов ос, 7 видов жуков, 10 видов бабочек и много других исчезающих насекомых. Для сохранения этого замечательного памятника природы нельзя допускать нового строительства на берегах Юловского пруда или вблизи него. Необходимо регламентировать посещение людьми этого памятника природы и не допускать сбора цветущих растений и отлова насекомых. Принять меры к очищению воды в водоеме. Сохранить все имеющиеся на прилегающих водоразделах леса, имеющие большое водоохранное значение, и оберегать имеющиеся родники, питающие р. Юловку и запруду на ней.

Сколько легенд, историй разных

Слагают о болоте Маховом.

Растёт там клюква – ягода такая,

Дети в поход идут туда пешком.

Бобры живут на том болоте,

Как сторожа, хозяева его.

И так прекрасно это место,

Хотя добраться трудно до него.

К другим уникальным памятникам природы относятся Верховое болото Малое (в 2-х км к юго-востоку от с. Юлово), болото Моховое-2 (в 6 км к северо-западу от разъезда Дубенки). Площадь болота Малое – 7.5 га. Здесь немало редких растений (росянка, шейхцерия болотная, очеретник белый и другие). Возраст болота – около 5000 лет. Всего флора болота Малое насчитывает 27 видов сосудистых растений и 10 видов мхов. Залежь торфа – 4 м 30 см. Одно из немногих мест сбора клюквы в крае.

Площадь болота Моховое – 2-3 га. Здесь произрастают багульник, болотный мирт и другие. Всего флору болота составляют 17 видов сосудистых растений и 11 видов мхов. Возраст болота около семи тысяч лет. Здесь также растёт клюква. Оба болота утверждены памятниками природы.

Я обращаюсь к нашему народу:

«Давайте сохраним, что нам дано!

Давайте уважать, любить наш край родимый,

Беречь все уголки его!»

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Проект «Достопримечательности малой Родины» , как форма популяризации объектов культурного наследия и ресурс формирования универсальных учебных действий обучающихся Автор: Ерохина Валентина Викторовна, учитель истории МОУ «Клёмовская СОШ»Серебряно-Прудского района Московской области

Цели проекта: 1.Популяризация объектов культурного наследия. 2. Использование потенциала региональной истории для развития учащихся: становление активной гражданской позиции через участие в разработке и реализации социального проекта, приобщение их к исследовательской деятельности, создание условий для творческой деятельности, возможностей для самореализации личности. 3. Воспитание интереса к истории родного края.

Задачи: 1.Исследование памятников истории и культуры посёлка Серебряные Пруды. 2. Ознакомление с законами РФ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" и Московской обл. «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) в Московской области» 3.Разработка и проведение экскурсии «Памятники истории и культуры посёлка Серебряные Пруды». 4. Разработка виртуальной экскурсии «Памятники истории и культуры посёлка Серебряные Пруды».

Основные этапы и сроки реализации проекта: 1.Постановка проблемы, целей и задач коллективного проекта 2.Подготовка экскурсии -создание творческой группы - изучение материалов школьного историко-краеведческого музея, СМИ и накопление материалов по теме; -организация консультаций; -выявление и конкретное изучение экскурсионных объектов; -составление маршрута экскурсии; -обход маршрута экскурсии; -составление текста экскурсии; -составление «портфеля экскурсовода»; -составление карточек экскурсионных объектов - составление методической разработки экскурсии; - проведение пробной экскурсии 3. Презентация проекта.

Планируемые результаты: Предметные УУД: ознакомление с законами РФ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" и Московской обл. «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) в Московской обл.», - расширение знаний по истории и культуре родного края.

Регулятивные УУД: -определение целей деятельности, составление плана действий по достижению результата творческого характера, -работа по составленному плану с сопоставлением получающегося результата с исходным замыслом. Коммуникативные УУД: - организовывать взаимодействие в группе, - при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя её.

Познавательные УУД: -предполагать какая информация нужна, -отбирать необходимые источники, -сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников.

Личностные результаты: -каждый сам выбирает объект культурного наследия, планирует свой рассказ, выступление учащегося демонстрирует степень его одаренности, умение увлечь слушателей, его ораторские способности, - развитие учащихся: становление активной гражданской позиции через участие в разработке и реализации социального проекта, приобщение их к исследовательской деятельности, создание условий для творческой деятельности, возможностей для самореализации личности.

За последние 10 лет в Российской Федерации погибло более 2,5 тысяч памятников. Ежегодные утраты составляют 150-200 памятников. Сохраним родную историю!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-проект "Моя малая Родина-моя деревня"

«Моя малая Родина – моя деревня» с использованием современных образовательных технологий(личностно-ориентированная технология обучения, метод проектов, технология сотрудничества).Форма урока: ур...

Проект "Наша малая Родина. Вдоль старой рязанской дороги".

Несколько страничек из истории деревни в которой мы живем.Материал собирался вместе с учащимися к 70-летию Раменского района....