Факультативные занятия и спецкурсы по литературе в школе. Факультативные занятия по литературе Рабочие программы для факультативов по русской литературе

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Ждановская основная общеобразовательная школа»

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР

_____________/Спиридонова О.А./

«_____»__________20___г.

«Утверждаю»

Директор МБОУ «Ждановская ООШ»

_____________/ Асташенкова Ю.В../

«_____»__________20___г.

Рабочая программа

факультативного курса

«Внеклассное чтение»

6 класс

2016/2017 учебный год

СОСТАВИТЕЛЬ ПРОГРАММЫ

Асташенкова Ю.В.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Интерес к урокам (т.е. внеклассное чтение) возникает у учащихся потому, что

    книги, предлагаемые для обсуждения, не входят в обязательный список для изучения;

    обстановка на занятиях по внеклассному чтению непринужденная, здесь много спорят, здесь можно высказать свою точку зрения и аргуументировать ее, можно самому предложить книгу для обсуждения, иллюстрировать ее, участвовать в инсценировке отдельных эпизодов и т.д.;

    успех занятий по внеклассному чтению зависит от мастерства учителя, богатства его методической палитры, от того, насколько удастся сделать эти занятия яркими, неприглаженными, дающими простор искренности суждений без страха получить «двойку» даже за явно несуразное мнение о книге или герое;

    успех этих занятий зависит от того, насколько удачно они будут оформлены эстетически, как дополнит и проявит слово мир музыки и живописи, удачны ли будут занятия в композиционном и логическом отношении

Уроки внеклассного чтения на всех этапах обучения несут одну идею – привитие интереса к книге, к чтению, поэтому целесообразнее проводить однотемные занятия. Это позволяет сделать программный материал интересным, так как темы занятий в разных классах перекликаются. Кроме этого необходимо ввести занятия по изучение произведений писателей Архангельской области. Литература Русского Севера – это творчество писателей, которые здесь родились и выросли; это и произведения писателей, которые здесь жили, бывали, путешествовали.

Цель занятий по факультативу: обеспечивать полноценное литературное развитие школьников через:

    формирование привычки у детей, а затем потребности самостоятельно и осмысленно выбирать и по всем правилам читать книги;

    углубленное знакомство учащихся с детской и юношеской литературой;

    воспитание вдумчивых. творческих читателей, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и культуре русского Севера, людям и традициям северного края;

    развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения и понимания авторской позиции, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений

    развитие нравственно-эстетических ценностей, духовной культуры учащихся, культуру чувств и общения.

Задачи факультативного курса:

    Знакомить с книгами классической и современной детской и юношеской литературы, художественными произведениями по всем темам детского чтения.

    Побуждать детей к самостоятельному чтению.

    Создавать учебную ситуацию для того, чтобы учащиеся смогли обменяться сообщениями о самостоятельно найденных и прочитанных книгах.

    Формировать умения сознавать свои мысли и чувства, доказательно высказывать свои суждения.

    Формировать навыки применения учащимися читательских знаний, умений и навыков в общешкольном аспекте.

    Воспитывать привычки обращаться к книге как источнику знаний.

    Воспитывать у детей интереса к учению как средства успешного обучения в среднем звене школы.

Количество часов занятий по данному факультативу – 1 час в неделю в 6 классе. В год 34 учебных часа.

Организационно – методическая структура урока внеклассного чтения:

1. Решение задач по ориентировке в книгах. Дополнение, расширение, уточнение читательского опыта детей учителем и углубление читательского кругозора.

2. Чтение учителем произведений илли отрывков из произведений вслух.

3. Беседа-рассуждение о прочитанном, анализ художественного произведения, характеристика героев.

4. Самостоятельное знакомство учащихся с новой книгой, которую предстоит читать.

5. Чтение учащимися названного произведения про себя.

Описание ценностных ориентиров факультативного курса.

Основными задачами Федерального компонента государственного стандарта второго поколения являются:

Развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению;

Формирование желания и умения учиться;

Воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально-ценностного позитивного отношения к себе и окружающему миру;

Освоение системы знаний, умений и навыков, опыта осуществления

Данный факультатив расширяет лингвистический кругозор учащихся, способствует формированию культуры общения, содействует общему речевому развитию учащихся, оказывает влияние на формирование общеучебных умений и навыков, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения.

Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения данного факультативного курса ученик должен знать:

    основные факты жизненного и творческого пути писателей;

    основные теоретико-литературные понятия;

    работать с книгой

    определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;

    выражать свое отношение к прочитанному;

    владеть различными видами пересказа;

    строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

    участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою.

Личностными результатами выпускников 6 класса, формируемыми при изучении факультатива «Внеклассное чтение», являются:

– совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;

– использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, Интернет-ресурсы и др.).

Метапредметные результаты изучения факультатива «Внеклассное чтение», должны проявиться:

– в умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;

– умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;

– умении работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать на уровне своего развития, использовать в самостоятельной деятельности.

Предметные результаты учеников 6 класса состоят в следующем:

1) в познавательной сфере:

– понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;

– умения анализировать литературное произведение, определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров, понимать и формулировать тему, идею, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

– определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения;

– владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

2) в ценностно-ориентационной сфере:

– приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;

– формирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;

3) в коммуникативной сфере:

– восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;

– умения пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа; умение вести диалог;

– написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;

4) в эстетической сфере:

– понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;

– понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных средств языка в создании художественных образов литературных произведений.

СОДЕРЖАНИЕ ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА «Внеклассное чтение» В 6 КЛАССЕ

1.Устное народное творчество

2. И.А. Крылов. Басни

3.А.С.Пушкин «Повести Белкина», роман «Дубровский»

5. М.Ю. Лермонтов. Стихотворения

6.Н.В.Гоголь «Ночь перед Рождеством», «Миргород»

7.А.В. Кольцов. Стихотворения

8.Ф.А.Абрамов «Пролетали лебеди»

9. Н.С.Лесков «Человек на часах»

10.А.С.Грин «Алые паруса»

11. Л.Н.Андреев «Ангелочек»

12. К.М.Станюкович «Максимка»

13.М.М.Пришвин «Море»

14. А.А.Лиханов «Последние холода»

15. К.Г.Паустовский «Растрепанный воробей», «Стальное колечко»

17. О.Генри «Вождь краснокожих»

18.Дж.Лондон «Любовь к жизни»

19.Э.Сетон-Томсон «Снап»

20. Стихотворения о ВОВ

Календарно – тематическое планирование

по факультативу «Внеклассное чтение»

1

Детский фольклор. Загадки

Мир басен И.А. Крылова

Басни Эзопа

Тема дороги в лирике А.С. Пушкина

А.С.Пушкин

А.С.Пушкин «Повести Белкина» проблемы, герои

Осень в музыке и стихах

Осень в музыке и стихах

И.С. Тургенев «Записки охотника»

И.С. Тургенев «Записки охотника»

А.С. Пушкин «Дубровский» (просмотр видеофильма)

Выразительное чтение стихотворений М.Ю. Лермонтова «Белеет парус одинокий», «Воздушный корабль»

Выразительное чтение эпических произведений Н.В. Гоголя («Вечера на хуторе близ Диканьки»)

Выразительное чтение эпических произведений Н.В. Гоголя («Миргород»)

Выразительное чтение стихотворений А.В. Кольцова «Лес», «Песня».

Ф.А.Абрамов. Жизнь и творчество

Ф.А.Абрамов «Пролетали лебеди»

Н.С.Лесков «Человек на часах»

Сказочная феерия А.С. Грин «Алые паруса

Л.Н.Андреев «Ангелочек»

К.М.Станюкович «Максимка» (просмотр видеофильма, сопоставит. анализ)

М.М.Пришвин «Море»

Знакомство с писателем А.А. Лихановым

А.А. Лиханов «Последние холода»

К.Г.Паустовский «Растрепанный воробей», «Стальное колечко»

Ю.П.Казаков «Арктур – гончий пес»

Ю.П.Казаков «Арктур – гончий пес»

О.Генри «Вождь краснокожих»

Юмор и ирония в произведении О.Генри

Э.Сетон-Томсон «Снап»

Дж.Лондон: биография и творчество

Дж.Лондон «Любовь к жизни»

Стихи, посвященные ВОВ

Стихи, посвященные ВОВ

Учебно-методическое и материально - техническое обеспечение

    Учебник для общеобразоват. Организаций в 2 ч. В. П. Полотухина, В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин; под ре. В.Я. Коровиной.- 5-е изд.- М.: Просвещение, 2015.

    Поурочные разработки по литературе 6 класс Н.В. Беляев, Москва «Просвещение», 2016

    Рабочая тетрадь по литературе 6 класс, Р.Г. Ахмадулина в 2 частях, Москва «Просвещение», 2015

Портреты русских и зарубежных поэтов и писателей

Раздаточный материал по темам курса

Репродукции картин художников

ПК, мультимедийный проектр

Интернет-ресурсы

Книжный фонд библиотеки

ПРОГРАММА

Факультативного курса

«Творческая работа выпускника». 11 класс.

Пояснительная записка

1. Программа факультативного курса разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта. «Дрофа» 2007 г

Программа Министерства образования РФ для общеобразовательных школ. Русский язык. 10-11 классы.

«Дрофа». 2007 г.

Факультативный курс предусматривает 1 час в неделю, что составляет 35 часов в год.

Цель факультативного курса:

Развивать литературно-творческие способности обучающихся, подготовить к написанию сочинения по литературе;

Формировать умения творческого чтения и письма, анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по теории и истории литературы;

Развивать устную и письменную речи учащихся, логическое и образное мышления (умения анализировать, сравнивать, обобщать, начального умения интерпретировать текст); развивать исследовательские навыки и творческие способностей.

Воспитывать интерес к художественному слову, способствовать эстетическому воспитанию школьника: умение давать эстетические оценки явлениям жизни и искусства.

Задачи факультатива:

Пробудить интерес к самостоятельному литературному творчеству, развить литературно-творческие способности обучающихся, подготовить к написанию сочинения по литературе;

Формировать потребности в самостоятельном чтении и интерпретации поэтических текстов;

Развивать устную и письменную речи учащихся в процессе обучения творческому письму; эмоциональное восприятия художественного текста, творческое воображения, читательскую культуры и понимание авторской позиции;

Развивать умения постигать содержание художественного произведения на различных уровнях через языковые средства создания литературных образов, впечатлений, ассоциаций;

Формировать навыка интерпретации при анализе поэтического текста;

Развитие умения создавать собственные образцы творческого письма (мини-сочинения) по результатам восприятия, истолкования и оценки поэтического и прозаического произведений;

Развивать потребность учеников к речевому самосовершенствованию.

Метапредметные результаты

  1. Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.
  2. Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации и передачи информации.
  3. Овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
  4. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
  5. Готовность вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права иметь свою, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.
  6. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредствам учета интересов сторон и сотрудничества.
  7. Овладение сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений в соответствии с содержанием учебного предмета «Литература».
  8. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
  9. Умение работать в материальной и информационной среде в соответствии с содержанием учебного предмета:
  • уметь читать осмысленно и понимать прочитанное;
  • уметь ставить вопросы, формулировать проблемы;
  • уметь заполнить и производить по памяти устный и письменный текст;
  • уметь действовать по предписанной учителем инструкции, алгоритму;

Предметные результаты

  1. Формирование представлений о творчестве писателей XIX и XX веков.
  2. Осмысление прочитанного, совершенствование своей речи, художественного чтения, развитие дара слова.
  3. Формирование умения связывать литературу с другими видами искусства.

Специальные умения и навыки:

  • характеризовать и оценивать главных героев изученных произведений на основе их поведения и поступков; объяснять значение деталей портрета, пейзажа, элементов сюжета для характеристики героев;
  • сопоставлять и оценивать героев одного произведения в сходных ситуациях;
  • давать оценку изученным стихотворениям на основе их личностного восприятия и осмысления основных особенностей поэтического языка;
  • практически определять принадлежность изученных произведений к одному из литературных родов;
  • пересказывать устно и письменно(подробно, кратко, выборочно) эпическое произведение;
  • давать письменный отзыв о самостоятельно прочитанном произведении (с выражением своего отношения к героям и событиям);
  • сопоставлять, используя личный опыт, впечатления от изученных произведений и иллюстраций к ним, кино- и теле экранизации.
  • выделять основные мысли, фиксируя их в виде цитатного плана;
  • давать письменный отзыв о самостоятельно прочитанном произведении;
  • подготовить письменный рассказ (сочинение) о жизни и подвигах одного из героев.

Календарно-тематическое планирование

I четверть(9 ч.)

Тема

План

Сочинение. Какое оно разное…Направления 2015 и 2016 г. Основные требования к сочинению. Знакомство с анализом прозаического произведения.

Особенность анализа лирического произведения.

1 час.

Виды сочинений:

а) отзыв;

б) рецензия;

В) эссе.

Композиция сочинения:

а) вступление, виды (историческое, аналитическое, биографическое, сравнительное, лирическое);

б) особенности основной части;

б) заключение и его связь со вступлением.

Типы сочинений по видам анализа художественного произведения:

  1. индивидуальная характеристика героев;
  2. сравнительная характеристика героев;
  3. групповая характеристика героев;
  4. общий анализ литературного произведения;
  5. анализ нескольких литературных произведений;
  6. анализ эпизода литературного произведения;
  7. образ автора;

1 час.

Классификация ошибок. Критерии оценок. Совершенствование написанного (редактирование).

1 час.

Направление Время . Темы: «Проблемы века». «Время поиска». «Человек и время», «Время мужания», «Пора взросления», «Герой нашего времени», «Времена не выбирают, в них живут и умирают» (А Кушнер).

1час.

Направление Дом . Темы: «Дом – центр мира для человека», «Дом – портрет души семьи», «Дом – разлад с собой и миром», «Дом – Россия». «Родительский дом -…»

1 час.

Направление Путь . Темы: «путь познания», «Дорога чести», «Путь к себе»….

1 час

Направление Любовь . Темы: «Любовь навека», «Всегда ли любовь делает человека счастливым», «Любовь и война», «Лики любви».

1час

Направление Год литературы в России . Темы: «Моя любимая книга», «Роль книги в моей жизни», «Литература - это исповедь или проповедь?»

1 час

Как раскрыть тему. Постановка проблемы. Композиция сочинения.

1час

II четверть(8 ч.)

Вид урока

Тема

План

Теория

Направление Время . «Человек и время» (размышление), « Время испытаний» (по лирике А.Блока), «Время разбрасывать камни и время собирать камни» (Из Библии). Жанры сочинений, композиция.

1час

Практика

Тезисы к сочинению по направлению Путь . «Дорога в никуда», «Дорога чести», «Ах, дорожка, фронтовая…».

1час

Теория

Направление Дом . «Дом – хранитель православных ценностей» (на основе собственного опыта). «Потеря дома – крушение нравственных идеалов». (О затоплении деревень в 70-80 –е гг. 20-го века). «Дом – разлад с собой и миром» (по пьесе М.Горького «На дне»,

1час

Теория

Направление Любовь . Подготовка к сочинению: «Любовь есть духовное возрождение». (По роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» или по рассказу А. Куприна «Гранатовый браслет»). «Кто сказал тебе, что нет настоящей, верной, высокой любви?» Особенность написания сочинения по цитате.

1час

Практика

Направление Год литературы в России . «Хорошая книга – это ручеёк…». Ключевые слова: добро, душа, хорошая. Как проследить основную мысль.

1час

Практика

« Время рассказать о человеке», «Всегда ли любовь делает человека счастливым?». «Путь к себе». Роль вступления и заключения.

1час

Практика

«Время, вперёд!». «Какие вопросы задаёт человеку литература». Работа над композицией и лексическими средствами к сочинению.

1час

Практика

«Моя любимая книга» - тема лёгкая? (Почему любимая, насколько любимая, чем покорила эта книга?

1час

III четверть(10 ч.)

Вид урока

Тема

План

Теория

Аргументы из литературных произведений.

1 час

Практика

Образ России в лирике Блока, Есенина, Бунина, Ахматовой.

1 час

Практика

«Дворянских гнёзд заветные аллеи» - Россия у Бунина и Чехова.

1 час

Практика

Время и люди в романе «Тихий Дон» М Шолохова.

1 час

Теория

Бунтующая личность Маяковского. (Лирический герой в лирике В.Маяковского).

1 час

Практика

Писатель – судья своего времени. (М.Шолохов, В.Распутин, В.Астафьев, Б.Васильев…)

1 час

Практика

Добро и зло в романах М.Булгакова.

1 час

Практика

«Окопная правда» на войне. Любовь и война. Проблема нравственного выбора на войне. Солдатские будни.

1 час

Практика

Сочинение по рассказу А. Геласимова «Нежный возраст». Отзыв. Рассуждение, эссе.

1 час

Практика

«Что с нами происходит?» Мир героев Шукшина.

1 час

IV четверть(8 ч.)

Вид урока

Тема

План

Теория

Учимся редактировать сочинение.

1 час

Теория

Сочинения, сформулированные в виде проблемного вопроса.

1 час

Практика

Обзорные темы.

1час

Теория

Сочинения на сквозные темы, сформулированные в виде цитаты.

1 час

Практика

Сочинение на нравственно-эстетические темы.

1 час

Практика

1 час

Практика

Роль структуры сочинения в раскрытии проблемы.

1 час

Практика

«Вечные темы» в литературе.

1 час

Планируемые результаты работы факультативного курса литературы в 11 класс

В соответствии с требованиями Стандарта к уровню подготовки выпускников, обучающиеся будут:

  • знать и понимать образную природу произведений словесного искусства, уметь воспроизводить содержание литературного произведения, анализировать и интерпретировать прозаическое и лирическое произведения;
  • раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных произведений;
  • сопоставлять литературные произведения;
  • выявлять авторскую позицию;
  • аргументировано формировать своё отношение к прочитанному произведению;
  • писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы;
  • составлять планы и тезисы статей на литературные темы;
  • выявлять «сквозные» и ключевые темы русской литературы;
  • анализировать эпизод изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
  • соотносить литературу с общественной жизнью и культурой;
  • подбирать цитатный материал и составлять тезисы к творческой работе;
  • самостоятельно писать сочинение на заданную тему.

Список литературы

1. Федеральный компонент государственного стандарта. «Дрофа» 2007 г

2. Программа Министерства образования РФ для общеобразовательных школ. Русский язык. 10-11 классы. «Дрофа». 2007 г.

  1. Айзерман Л.С. «Сочинение о сочинениях». – М., 1986.

4. И.В. Золотарева, Л.П. Дмитриева, Н.В. Егорова. Универсальные поурочные разработки по русскому языку. 11 класс. Москва «ВАКО» 2006г.

5. И.В. Золотарева, Л.П. Дмитриева. Поурочные разработки по русскому языку. 10 класс. Москва «ВАКО» 2005 г.

6. Калганова Т.А. «Сочинение различных жанров в старших классах». – «Просвещение», М., 2000.

7. Контрольные измерительные материалы. Влодавская, Пучкова… «Экзамен» 2006.

  1. Ладыженская Т.А., Зепалова Т.С. Методические указания к факультативному курсу «Теория и практика сочинений разных жанров». – М., 1986.
  2. Ладыженская Т.А., Зепалова Т.С. «Развивайте дар слова». Факультативный курс «Теория и практика сочинений разных жанров».

Анна ШИПКОВА,
п. Хасан,
Приморский край

«Устное народное творчество»

Программа факультатива по литературе

Пояснительная записка

“Русский народ создал огромную изустную литературу: мудрые пословицы и хитрые загадки, весёлые и печальные обрядовые песни, торжественные былины, героические, волшебные, бытовые и пересмешные сказки. Напрасно думать, что эта литература была лишь плодом народного досуга. Она была достоинством и умом народа. Она становила и укрепляла его нравственный облик, была его исторической памятью, праздничными одеждами его души и наполняла глубоким содержанием всю его размеренную жизнь, текущую по обычаям и обрядам, связанным с его трудом, природой, почитанием отцов и дедов”. Так выразил своё отношение к устному народному творчеству русский писатель А.Н. Толстой.

Устное народное творчество есть отправная точка в прекрасном путешествии в мир художественного слова. Это начало всех начал. Именно из фольклора мы постигаем духовную культуру наших предшествующих поколений. Учащиеся знакомятся с произведениями устного народного творчества на уроках литературы. Им известны основные жанры фольклора, рассмотрены произведения народного творчества. Учитывая это, работу на факультативе «Устное народное творчество» следует проводить со следующими целями:

  1. Расширить представление учащихся о жанрах устного народного творчества.
  2. Показать своеобразие и самобытность произведений фольклора, богатство и красочность народного языка.
  3. Показать влияние произведений устного народного творчества на русскую литературу.

Программа факультатива рассчитана на учащихся 8–10-х классов. Исходя из возрастных особенностей школьников, работа на факультативе учеников 8-х классов будет более эмоциональной, учащихся 10-х классов - более научной. В связи с этим учитель может поставить перед собой дополнительную задачу - раскрыть творческий потенциал учащихся, позволить им показать в полном объёме свои возможности.

На занятиях факультатива учитель может использовать следующие виды работ:

Выразительное чтение текста;

Комментирование текста;

Сравнительный анализ текста;

Фольклорные праздники;

Театрализованное представление текста;

Иллюстрирование;

Заочные экскурсии и пресс-конференции с фольклорными персонажами.

Занятия факультатива следует проводить с привлечением произведений других видов искусства: музыки, живописи, прикладного искусства, кино.

Распределение часов по темам:
  • Введение (1 ч),
  • детский фольклор (2 ч),
  • загадки (1 ч),
  • пословицы и поговорки (1 ч),
  • народные сказки (3 ч),
  • фольклорный театр (1 ч),
  • былины (4 ч),
  • суеверные рассказы (1 ч),
  • предания и легенды (1 ч),
  • сказы Бажова (1 ч),
  • песенное и обрядовое творчество (8 ч),
  • народные заговоры (1 ч),
  • фольклор и русская литература (4 ч),
  • анекдот (1 ч),
  • фольклорные праздники (3 ч),
  • итоговое занятие (1 ч).
Примерное распределение часов по неделям:

1-я неделя. Вводное занятие. Что есть фольклор.

2-я неделя. Детский фольклор (колыбельные песни, прибаутки, пеструшки, потешки, считалки, дразнилки, заклички и приговорки).

3-я неделя. Колыбельная песня в творчестве русских поэтов (Майков. «Спи, дитя моё, усни...»; Л.Мей. «Баю-баюшки-баю...»; В.Брюсов. «Спи, мой мальчик...»; М.Лермонтов. «Спи, младенец мой прекрасный...» и другие).

4-я неделя. Загадки. “Загадать вам загадку?” (Меткость, выразительность загадок, тематика.)

5-я неделя. Пословицы и поговорки. “Старинная пословица не мимо молвится”. Лаконичность, меткость, образность пословиц и поговорок, их тематика, отражение народного опыта. В.И. Даль и его книга «Пословицы русского народа».

6-я неделя. Народные сказки. “Что за прелесть эти сказки...” Народные сказители. Волшебные сказки. Социально-бытовые сказки. Докучные сказки.

7-я неделя. Персонажи сказок (Баба-яга, великан, волк, горе, Жар-птица, Змей Горыныч, Иван-богатырь, -дурак, -царевич, Кощей Бессмертный и другие).

8-я неделя. Влияние русской сказки на творчество русских авторов (Жуковский, Пушкин, Лермонтов, Ершов, Горький, Платонов и другие).

9-я неделя. Фольклорный театр. Народная драма. Раёк. Балаган. Темы и персонажи народного балагана. Театр Петрушки. Вертепные представления. Медвежья потеха («Петрушка», «Петрушка в Петербурге», «Барыня и Доктор», «Царь Ирод», Нижегородские ярмарочные райки и другие).

10-я неделя. Ярмарка - народное гулянье. (Фольклорный праздник.)

11-я неделя. Былины. “Русь богатырская”. Происхождение, сказители и собиратели. Художественный мир былин. Старшие богатыри. Волх Всеславович. Святогор.

12-я неделя. “Три богатыря”. Главные герои русского эпоса - Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович.

13-я неделя. Социально-бытовые былины: «Соловей Будимирович», «Иван Гостиный Сын», «Ставр Годинович».

14-я неделя. Былины в живописи (Васнецов, Н.Воробьёв, И.Щукин, К.Васильев и другие).

15-я неделя. Суеверные рассказы. (Клады и кладоискатели. Оборотни и заговорённые. Колдуньи и ведьмы. Водяные и русалки. Домашние духи.)

16-я неделя. Предания и легенды. Герои преданий и легенд (Иван Грозный, Ермак, Кудеяр, Пётр I, Суворов, Кутузов). «Иван Грозный в Новгороде», «Ермак под Казанью», «Клады Кудеяра и разбойников», «Петр I воюет со шведским королём», «Царь-работник» и другие.

17-я неделя. Влияние фольклора на творчество П.Бажова. Сказовая основа «Малахитовой шкатулки». Прославление Мастера. Хозяйка Медной горы.

18-я неделя. Фольклорный праздник «Крещенский вечерок». (Девичьи посиделки.)

19-я неделя. Песенное творчество русского народа. Артельные трудовые песни и припевки. Календарные песни. Шуточные и плясовые песни.

20-я неделя. Бунтарские, разбойничьи и тюремные песни и причитания о рекрутах и солдатах.

21-я неделя. Исторические песни («Кулачный бой братьев - Калашничков с Кострюком», «Авдотья Рязаночка», «Гнев Ивана Грозного на сына», «Дума Степана Разина», «Поход Степана Разина на Яик», «Под славным городом под Полтавой», «Разорённая путь-дорожка»).

22-я неделя. Лирические любовные и семейные песни («Не во далечем-далече», «По улице мостовой», «Как пойду я молоденька», «Красна девица во садику гуляла», «Ах, кабы на цветы не морозы»).

23-я неделя. Лирика русской свадьбы. (Свадебные песни, величания и причитания, образность лирических свадебных песен. Свадебные обращения.)

24-я неделя. Частушки, нескладухи, небылицы, страдания. Тематика, современность, язык частушек.

25-я неделя. Фольклорный праздник «Здравствуй, Масленица!».

26-я неделя. Жестокий романс (возникновение, сюжет, художественное своеобразие, романтика жестокого романса, жестокий романс в советское время).

27-я неделя. Народные лирические песни литературного происхождения (Ф.Мерзляков. «Среди долины ровныя»; К.Ф. Рылеев. «Ревела буря»; Ф.Глинка. «Вот мчится тройка удалая» и другие).

28-я неделя. Народные заговоры.

29-я неделя. Влияние устного народного творчества на поэзию XIX века (первая половина). А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, А.А. Дельвиг, А.В. Кольцов, А.К. Толстой.

30-я неделя. Традиции устного народного творчества в поэзии Некрасова.

31-я неделя. Традиции устного народного творчества в прозе русских писателей (А.К. Толстой. «Встреча через триста лет»; А.А. Бестужев-Марлинский. «Страшное гаданье»; А.Погорельский. «Лафертовская маковница»; М.Загоскин. «Вечер на Хопре»).

32-я неделя. Традиции и новаторство в изображении фольклорных персонажей в произведениях Гоголя и Булгакова («Вечера на хуторе близ Диканьки», «Мастер и Маргарита»).

33-я неделя. Анекдоты (происхождение, тематика, персонажи, злободневность анекдотов).

34-я неделя. «К мудрости ступенька» (итоговое занятие).

муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Иртовская основная общеобразовательная школа»

Рабочая программа

факультативного курса

«За страницами учебника литературы»

5 – 7 класс

2013/2014 учебный год

СОСТАВИТЕЛЬ ПРОГРАММЫ

БУРКОВА СВЕТЛАНА ВАСИЛЬЕВНА,

учитель русского языка и литературы

ОУ: МБОУ «Иртовская ООШ»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная рабочая программа составлена в соответствии с программой «Литература» (авт. В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин и др. -Москва, Просвещение 2009 г.).

Интерес к урокам за страницами учебника (т.е. внеклассное чтение) возникает у учащихся потому, что

    книги, предлагаемые для обсуждения, не входят в обязательный список для изучения;

    обстановка на занятиях по внеклассному чтению непринужденная, здесь много спорят, здесь можно высказать свою точку зрения и аргуументировать ее, можно самому предложить книгу для обсуждения, иллюстрировать ее, участвовать в инсценировке отдельных эпизодов и т.д.;

    успех занятий по внеклассному чтению зависит от мастерства учителя, богатства его методической палитры, от того, насколько удастся сделать эти занятия яркими, неприглаженными, дающими простор искренности суждений без страха получить «двойку» даже за явно несуразное мнение о книге или герое;

    успех этих занятий зависит от того, насколько удачно они будут оформлены эстетически, как дополнит и проявит слово мир музыки и живописи, удачны ли будут занятия в композиционном и логическом отношении

Уроки внеклассного чтения на всех этапах обучения несут одну идею – привитие интереса к книге, к чтению, поэтому целесообразнее проводить однотемные занятия. Это позволяет сделать программный материал интересным, так как темы занятий в разных классах перекликаются. Кроме этого необходимо ввести занятия по изучение произведений писателей Архангельской области. Литература Русского Севера – это творчество писателей, которые здесь родились и выросли; это и произведения писателей, которые здесь жили, бывали, путешествовали.

Цель занятий по факультативу: обеспечивать полноценное литературное развитие школьников через

    формирование привычки у детей, а затем потребности самостоятельно и осмысленно выбирать и по всем правилам читать книги;

    углубленное знакомство учащихся с детской и юношеской литературой;

    воспитание вдумчивых. творческих читателей, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и культуре русского Севера, людям и традициям северного края;

    развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения и понимания авторской позиции, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений

    развитие нравственно-эстетических ценностей, духовной культуры учащихся, культуру чувств и общения.

Задачи факультативного курса:

    Знакомить с книгами классической и современной детской и юношеской литературы, художественными произведениями по всем темам детского чтения.

    Побуждать детей к самостоятельному чтению.

    Создавать учебную ситуацию для того, чтобы учащиеся смогли обменяться сообщениями о самостоятельно найденных и прочитанных книгах.

    Формировать умения сознавать свои мысли и чувства, доказательно высказывать свои суждения.

    Формировать навыки применения учащимися читательских знаний, умений и навыков в общешкольном аспекте.

    Воспитывать привычки обращаться к книге как источнику знаний.

    Воспитывать у детей интереса к учению как средства успешного обучения в среднем звене школы.

Количество часов занятий по данному факультативу – 1 час в неделю в 5-7 классах. в год 34 учебных часа в каждом классе.

Организационно – методическая структура урока внеклассного чтения:

1. Решение задач по ориентировке в книгах. Дополнение, расширение, уточнение читательского опыта детей учителем и углубление читательского кругозора.

2. Чтение учителем произведений илли отрывков из произведений вслух.

3. Беседа-рассуждение о прочитанном, анализ художественного произведения, характеристика героев.

4. Самостоятельное знакомство учащихся с новой книгой, которую предстоит читать.

5. Чтение учащимися названного произведения про себя.

1.Устное народное творчество. Русские народные сказки. Северные варианты русских народных сказок. Малые формы фольклора. Пословицы и поговорки, частушки и загадки. М.Д.Кривополенова. Ссказки «Череп-терем», «Горшочек лихо мыть» и др.

2.Сказки народов мира.

3.С.Г.Писахов. Сказки

4.Б.В.Шергин. Сказки о Шише.

5.А.Платонов «Волшебное кольцо»

6. Басни русских и зарубежных писателей

7. А.С.Пушкин «Сказка о золотом петушке», «Руслан и Людмила».

8.Н.В.Гоголь «Майская ночь, или Утопленница».

9.Л.Н.Толстой «Севастопольские рассказы» (на выбор)

10. А.И.Куприн «Белый пудель» «Чудесный доктор»

11. П.П.Бажов «Малахитовая шкатулка», «Серебряное копытце», «Горный мастер», «Каменный цветок»

12. С.Я.Маршак «Двенадцать месяцев»

13. В.П.Астафьев «Зачем я убил коростеля», «Белогрудка»

14.Ю.П.Казаков «Никишкины тайны»

15.К.Симонов «Сын артиллериста»

16.Тэффи «Где-то в тылу»

1.Гомер «Илиада», «Одиссея»

2. Б.В.Шергин «Миша Ласкин», «Евграф»

3.А.С.Пушкин «Повести Белкина»: «Выстрел», «Метель», «Гробовщик»; «роман «Дубровский»

4.Н.В.Гоголь «Ночь перед Рождеством»

5.Ф.А.Абрамов «В Питер за сарафаном», «Пролетали лебеди»

6. Н.С.Лесков «Человек на часах»

7.А.С.Грин «Алые паруса»

8. Л.Н.Андреев «Ангелочек»

9. К.М.Станюкович «Максимка»

10.М.М.Пришвин «Море»

11. А.А.Лиханов «Последние холода»

12. К.Г.Паустовский «Растрепанный воробей», «Стальное колечко»

13. Ю.П.Казаков «Арктур – гончий пес»

14. О.Генри «Вождь краснокожих»

15.Дж.Лондон «Любовь к жизни»

16.Э.Сетон-Томсон «Снап»

17. .М.Сааведра «Дон Кихот»

1.Устное народное творчество. Северные былины. Северные сказаители и собиратели былин.

2.»Калевала» - карело-финский мифологический эпос.

3.Древнерусская литература. «Моление Даниила Заточника», «Хождение за три моря Афанасия Никитина»

4.М.Ю.Лермонтов «Боярин Орша»

5.Н.В.Гоголь «Тарас Бульба»

6.Б.В.Шергин «Для увеселения»

7.И.С.Тургенев Рассказы из сборника «Записки охотника»

8.Е.С.Коковин «Вожак санитарной упряжки»

9. А.Каверин «Два капитана»

10. А.Беляев «Человек-амфибия»

11.Ф.А.Абрамов «Жила-была семужка», «Потомок Джима»

12.Б.Васильев «А зори здесь тихие»

13.Р.Фраерман «Дикая собака Динго, или Повесть о первой любви»

14.В.Железников «Чучело»

Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения данного факультативного курса ученик должен знать:

    основные факты жизненного и творческого пути писателей;

    основные теоретико-литературные понятия;

    работать с книгой

    определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;

    выражать свое отношение к прочитанному;

    владеть различными видами пересказа;

    строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

    участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;

Перечень учебно-методического обеспечения

1.Книжные фонды школьной и сельской библиотек.

2.Фонотека, видеотека, медиатека.

3.Книжные выставки.

4.Проектная деятельность (мультимедийные презентации)

Календарно – тематическое планирование

по факультативу «За страницами учебника литературы»

Классы 5 - 7

Учитель Буркова С.В.

Количество часов

Всего -34 часа в каждом классе; в неделю 1 час в каждом классе.

Планирование составлено на основе по литературе под ред. В.Я.Коровиной

5 класс

п/п

Дата

Наименование разделов и тем

Всего часов

Устное народное творчество

1. М.Д.Кривополенова. Северные варианты русских народных сказок «Череп-терем», «Горшочек лихо мыть» и др.

2.Русские народные сказки.

3.Малые формы фольклора. Пословицы и поговорки, частушки и загадки.

4.Сказки народов мира. Сказывание сказок. Конкурс на лучшего сказителя.

С.Г.Писахов

1. Кто такой Степан Писахов? (знакомство с биографией и творчеством писателя)

2-3.Сказки С.Г.Писахова («Морожены песни», «Северное сияние», «Налим Малиныч» и др.)

4. Языковое своеобразие сказок (гипербола, олицетворение, метафоры, эпитеты, диалектизмы и др.)

Басня

1. Басни русских и зарубежных писателей

2.Басни И.А.Крылова

Литературные сказки

1. А.С.Пушкин «Сказка о золотом петушке»

2.А.С.Пушкин «Руслан и Людмила»

3.Сказочные элементы в поэме А.С.Пушкина

4.Герои поэмы «Руслан и Людмила»

5.Б. В. Шергин. Сказки о Шише.

6. А.Платонов «Волшебное кольцо»

Н.В.Гоголь

1.Н.В.Гоголь «Майская ночь, или Утопленница»

2. Образ паночки

2.Фантастика и юмор в повести Н.В.Гоголя «Майская ночь, или Утопленница»

Л.Н.Толстой

1.Л.Н.Толстой и Кавказ.

2. Л.Н.Толстой «Севастопольские рассказы»

А.И.Куприн. Рассказы

1.А.И.Куприн «Булый пудель»

2.А.И.Куприн «Чудесный доктор»

П.П.Бажов. Сказы

1.П.П.Бажов «Малахитовая шкатулка», «Серебряное копытце»

2.П.П.Бажов «Горный мастер»

3. П.П.Бажов «Каменный цветок»

С.Я.Маршак

1.С.Я. Маршак «Двенадцать месяцев»

2.Добро и зло в пьесе С.Я.Маршака

Рассказы В.П.Астафьева

1.В.П.Астафьев «Зачем я убил коростеля?»

2. В.П.Астафьев «Белогрудка»

3.Рассказы В.П.Астафьева о животных

Ю.П.Казаков «Никишкины тайны»

К.Симонов «Сын артиллериста»

Тэффи «Где-то в тылу»

Итого:

6 класс

п/п

Дата

Наименование разделов и тем

Всего часов

Гомер

1. Гомер «Илиада»

2.Гомер «Одиссея»

Б.В.Шергин

1. Б.В.Шергин «Миша Ласкин»,

2. Б.В.Шергин «Евграф»

А.С.Пушкин «Повести Белкина»

1.А.С.Пушкин «Выстрел»,

2. А.С.Пушкин «Метель»,

3. А.С.Пушкин «Гробовщик»;

4.А.С.Пушкин роман «Дубровский» (просмотр видеофильма)

Н.В.Гоголь

1. Н.В.Гоголь «Ночь перед Рождеством».

2. Характеристика образов в повести

3.Языковые особенности повести Н.В.Гоголя «Ночь перед Рождеством»

4.Реальное и фантастическое в повести Н.В.Гоголя «Ночь перед Рождеством»

Ф.А.Абрамов

1. Ф.А.Абрамов. Жизнь и творчество

2. Ф.А.Абрамов «В Питер за сарафаном»

3. Ф.А.Абрамов «Пролетали лебеди»

Н.С.Лесков

1Н.С.Лесков «Человек на часах»

А.С.Грин

1. Сказочная феерия «Алые паруса»

2.Образы Ассоль и Лонгрена

3.Ассоль и Грей

Л.Н.Андреев

1. Л.Н.Андреев «Ангелочек»

К.М.Станюкович

1. К.М.Станюкович «Максимка»

2. К.М.Станюкович «Максимка» (просмотр видеофильма, сопоставит. анализ)

М.М.Пришвин

1.М.М.Пришвин «Море»

А.А.Лиханов

1.Знакомство с писателенм А.А.Лихановым

2.А.А.Лиханов «Последние холода»

3.Тема военного детства в повести А.А.Лиханова

К.Г.Паустовский «Растрепанный воробей», «Стальное колечко»

Ю.П.Казаков «Арктур – гончий пес»

М.Сааведра «Дон Кихот»

О.Генри

1.О.Генри «Вождь краснокожих»

2.Юмор и ирония в произведении О.Генри

Э.Сетон-Томсон «Снап»

Дж.Лондон

1.Дж.Лондон: биография и творчество

2.Дж.Лондон «Любовь к жизни»

Итого:

7 класс

п/п

Дата

Наименование разделов и тем

Всего часов

Устное народное творчество

1. Северные сказаители и собиратели былин 2.Северные былины.

3. «Калевала» - карело-финский мифологический эпос.

Древнерусская литература.

1. «Моление Даниила Заточника»

2. «Хождение за три моря Афанасия Никитина»

3.Жанровое своеобразие древнерусской литературы

М.Ю.Лермонтов

1. М.Ю.Лермонтов «Боярин Орша»

Н.В.Гоголь

1. Н.В.Гоголь «Тарас Бульба»

2.Сопоставительные анализ: худ. фильм и повесть Н.В.Гоголя

Б.В.Шергин

1. Б.В.Шергин «Для увеселения»

И.С.Тургенев

1.И.С.Тургенев Рассказы из сборника «Записки охотника»

2. И.С.Тургенев «Хорь и Калиныч», «Малиновая вода»

Е.С.Коковин

1. Е.С.Коковин «Вожак санитарной упряжки»

А.Каверин

1.А.Каверин: жизнь и творчество

2.Знакомство с главными героями романа «Два капитана»

3. «Мечты сбываются...» в романе «Два капитана»

4.Жизненные перепитии Кати и Саньки

5.Военные годы в романе «Два капитана»

6.Разгадка тайны экспедиции в романе А.Каверина «Два капитана»

А.Беляев

1. А.Беляев: жизнь и творчество

2. А.Беляев «Человек-амфибия»

3. Фантастика в произведениях А.Беляева

Ф.А.Абрамов

1. Ф.А.Абрамов «Жила-была семужка»

2. Ф.А.Абрамов «Потомок Джима»

Б.Васильев

1. Б.Васильев6 жизнь и творчество.

2.Б.Васильев «А зори здесь тихие»

3. Жизненные пути главных героев повести

4.Тема ВОВ в творчестве Б.Васильева

Р.Фраерман

1.Знакомство с Р. Фраерманом

2. Р.Фраерман «Дикая собака Динго, или Повесть о первой любви»

3.Первая любовь в произведении Р.Фраермана

В.Железников

1. В.Железников «Чучело»

2.Сопоставительный анализ худ. произведения и худ. фильма

3.Тема взаимоотношений подростков в худ. литературе

Итого:

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

    Программы общеобразовательных учреждений: литература 5-11 классы. (Базовый уровень). Под ред. В.Я.Коровиной, В.П.Журавлева и др. – М.: Просвещение, 2009.

    Региональный компонент общего образования Архангельской области. Литература 5-11 класс. – Архангельск: КИРА, 2005г.

    Модели уроков по литературе в 5-11 классах (национально – региональный компонент). Сост. Н.П.Сидоренко, Т.Н. Назаренко и др. – Архангельск: АО ИППК РО, 2001г.

    Уроки внеклассного чтения. Сост. Картавцева М.И. Практическое пособие. – Воронеж: ТЦ «Учитель». 2003г.

Школа, как и все наше общество, заметно меняется. И не потому, что найдены решительные факторы перестройки школы. Реформа народного образования пока остается проблемой нерешенной. Но психологический, духовный климат в школе изменился существенно. Учителя в меньшей степени обуреваемы страхом перед администрацией и инспектором, учителя сегодня озабочены не формальными показателями работы, а ее сутью и ищут подлинных контактов с учениками, стремятся к реальному влиянию на их духовный мир. Да и ученики изменились. Ушли в прошлое времена казарменной дисциплины, когда учитель вещал, а ученики послушно повторяли его слова и статьи учебника. И все меньше становится на уроках равнодушных лиц, пустых глаз, фальшиво-патетических фраз. Общество освобождается от эпохи застоя, и школа проснулась. Горячие споры, стремление аргументированно защитить свою позицию, не только самовыражение, а поиск истины становятся примером современных уроков литературы. Общение учителя и ученика обретает формы естественного разговора, а не заданного? мертвым планом сообщения. И, поддерживая эту тенденцию искренности, открытости, гласности, нам полезно присмотреться к опыту форм внеклассной работы, где свобода общения всегда была временным условием успеха.

Факультативные занятия, как правило, ведутся в старших классах. Однако средние классы могли бы успешно заниматься в факультативе по литературному краеведению. Ситуация поиска очень увлекает детей этого возраста. Литературное краеведение помогает в привычном, обыденном окружении обнаружить высокую культурную традицию. Культура начинается с памяти. Человек, чувствующий слои прошлых времен, которые его окружают повседневно, не может себя вести, как дикарь. Литературное краеведение оживляет опыт прошлых поколений в непосредственной, конкретной, наглядной форме. Однако программа факультатива по литературе в средних классах может быть шире, чем краеведение, связанное с одним конкретным местом, где живут школьники. Для школьников V - VII классов доступен и интересен факультатив, который условно можно назвать «Воображаемые путешествия». Сюжет путешествия увлекателен для школьников этого возраста. Вне сюжета они часто не могут остановить свое внимание на художественном смысле произведений искусства. Кроме того, жанр путешествия позволяет включить в факультатив произведения разных видов искусства. В этих занятиях более значительное место может быть уделено архитектуре. В воображаемые путешествия войдет и природа. Так, например, заочное путешествие «Полуденные волны» позволяет проследить странствия Пушкина по Югу, увидеть картины русских художников, воспроизводящих эти места (Кавказ, Крым, Одесса, Молдавия), познакомиться с отрывками из опер Моцарта и Россини, которые так пленили Пушкина в Одессе, послушать стихотворения Пушкина и романсы («Фонтану Бахчисарайского дворца», «Нереида» и др.), увидеть отрывки из опер и балетов, возникших по мотивам пушкинских произведений.

Программа такого факультатива должна быть тесно связана с уроками литературы, но не повторять их.

1. Поле Бородина (перед изучением стихотворений Лермонтова).

2. «Волшебница-зима» в лирике русских поэтов.

3. Весна и осень в поэзии С.Есенина.

4. Лес в изображении русских художников.

5. Дворянская усадьба (в связи с изучением «Дубровского»).

6. Запорожская Сечь (в связи с изучением «Тараса Бульбы»).

7. Летний день в средней полосе России (в связи с изучением «Бежина луга» Тургенева).

8. Море в изображении русских художников, поэтов, композиторов.

9. С Пушкиным по следам Пугачева.

10. Лермонтовский Кавказ.

12. Провинциальный город в изображении русских художников.

13. Чеховский Таганрог.

14. Горький в Нижнем Новгороде.

15. Старинные здания нашего города.

Занятия такого факультатива не должны быть слишком часты, может быть раз в месяц, но подготовительная работа к каждому занятию должна быть еженедельной и протекать в формах индивидуальных бесед учителя с учениками.

Воображаемые путешествия помогут обострить восприятие реальных вещей, обогатить литературным опытом. Во внеурочное время мы предлагаем учащимся выбрать из многочисленных фото- и художественных репродукций картины, близкие По настроению к пейзажным зарисовкам зимней лирики. В другой заочной экскурсии мы ищем те картины природы, которые помогли родиться стихотворению («Весна и осень в поэзии С.Есенина»).

Реальные впечатления, которые легли в основу произведения, могут обогатить сознание учащихся, придать литературному произведению неопровержимость достоверности.

Факультативы должны не только наследовать изучаемое в классе на уроках, но и опережать их, подготавливать впечатления, необходимые для программного изучения темы. Так создается установка на изучение темы, вызывается ожидание ее в классе.

Другой факультатив для школьников VI - VII классов «Выразительное чтение и рассказывание» ставит перед учениками новые задачи.

Литературное образование школьников должно сказаться и в расширении их знаний, и в культуре чувств, и в углублении эстетической мысли. Вместе с тем сдвиги в развитии школьников должны сказаться в реальной эстетической деятельности, важными видами которой в VII - VIII классах являются выразительное чтение и рассказывание.

Выразительное чтение и рассказывание связаны с оценкой актерской интерпретации художественного текста, поэтому, в VII классе делая акцент на выразительном чтении и рассказывании по жизненным и литературным наблюдениям, в VIII классе можно усложнить работу, сопрягая выразительное чтение и рассказывание с другими видами искусства (музыка, театр, изобразительное искусство). Подготовительная работа такого типа идет на факультативе и в VII классе. В VIII же классе она получает законченное выражение в форме рассказа о картине и художнике, ее создавшем, сочинения по впечатлениям о музыкальном произведении.

В результате проведения такого факультатива у учеников формируются качества, помогающие изучению литературы на уроках и способствующие общению с искусством вне рамок школы:

36. Умение уловить основную эмоциональную тональность художественного текста и динамику авторских чувств.

37. Умение оправдать содержанием литературного произведения смену эмоциональных мотивов в чтении.

38. Умение «видеть» читаемое в воображении, представлять себе образы текста.

39. Умение соединять образы, мысли, чувства, наполняющие текст, с собственным личным опытом, с пережитым в реальности.

41. Умение соотнести характер чтения со стилем писателя.

42. Умение оценить и мотивированно высказать суждение о чтении товарища.

43. Умение выявить интерпретацию художественного текста, за интонацией услышать и понять концепцию прочитанного.

44. Умение выделять особенности речи при чтении эпоса и драмы.

45. Умение услышать и передать своеобразие речи персонажа и авторской речи.

46. Умение по содержанию и интонационному строю, «музыке речи» услышать, кому из персонажей произведения, какому писателю она принадлежит.

47. Умение соотносить музыкальную, театральную, изобразительную интерпретацию текста с авторской мыслью произведения.