Главные правила английского языка в таблицах. Английская грамматика по уровням

Английский язык существенно отличается от русского. В целом, в мире нет языков очень похожих друг на друга, как и нет похожих людей. Даже близкие языковые родственники отличаются друг от друга. Каждый язык уникален, и особенно он уникален в грамматике. Это стоит учитывать при переводе словосочетаний и текстов.

Английский язык имеет свою грамматику. Кому-то она может показаться простой, кому-то сложной. Но в общем, если брать в сравнение русский язык, то грамматика английского языка довольно-таки проста.

В чем же заключается простота английской грамматики?

Давайте поищем веские аргументы.

1. Практически можно сказать, что существительные в английском языке не имеют рода, не имеют падежа, не имеют дифференциальных окончаний. Это, естественно упрощает язык. Давайте, к примеру, возьмем слово сын и его эквивалент в английском son. Русский язык: «Я иду к сыну», «Мой сын — студент», «Я люблю моего сына». Английский язык: «I’m going to my son», «My son is a student», «I love my son». Посмотрите, в русском языке у существительного столько разных окончаний, в английском же мы всегда имеем дело с одним неизменяемым словом son. Не нужно запоминать лишних окончаний для каждого лица, склонения, числа, падежа.

2. Слов в английском языке меньше. А все это происходит потому, что в английском языке одно слово может быть одновременно и существительным, и прилагательным, и глаголом. Таких слов очень-очень много. К примеру, слово drink может переводиться как существительное «напиток» или глагол «пить». Слово like может переводиться как глагол «нравиться», как прилагательное «похожий», как существительное «вкус», не говоря уже о том, что это слово может выступать в качестве предлога.

3. В английском языке наблюдается фиксированный и довольно простой порядок словообразования. Запомните глагол to differ (различать) и суффикс прилагательного –ent, а когда вы встретите слово different, нетрудно будет догадаться, что это прилагательное «различный». Немного аналитического мышления, и вовсе не обязательно знать все английские слова!

Впрочем, о простоте грамматики можно еще говорить и говорить. Тем не менее, это вовсе не означает, что грамматику можно освоить за час. Чтобы писать и говорить на английском без ошибок, нужно проделать не одно упражнений, закрепить изученные правила. Изучение любого иностранного языка требует длительной работы.

Структура предложений

Грамматика в английском языке является строгой. Если бы англоговорящие не соблюдали грамматики, они бы не понимали друг друга. Английский язык – аналитический. А это значит, что в английском языке является важным порядок слов. Русский язык – синтетический, в нем мы можем менять порядок слов как угодно. В английском же этого делать нельзя. Поэтому мы начнём изучать грамматику с порядка слов. Порядок слов в разных предложениях может быть разным. В обычном повествовательном предложении порядок слов такой:

1. Обстоятельство места или времени. Когда? Где?

2. Подлежащее. Кто? Что?

3. Сказуемое. Что делает? Что сделал? и т.д.

4. Дополнение. Кому? Чему? и т.д.

5. Обстоятельства. Куда? и т.д.

При подлежащем или дополнении может стоять также определение, которое ставится перед словом. Для ясности приведем пример: «Макс пишет интересные истории отцу». В этом предложении мы можем поменять некоторые слова местами, нас поймут, и ошибки не будет. В английском же языке существует исключительно один вариант перевода: «Maks is writing the interesting stories to his father». Мы не можем изменить порядок слов.

Порядок слов в вопросительных предложениях строится иначе. Сначала идет вспомогательный глагол, затем подлежащее, после которого следует сказуемое, и потом уже дополнение и обстоятельство. «Ты видел этот доклад?» — «Have you seen this report?»

Глаголы в английском языке

Что самое сложное в грамматике английского языка? Пожалуй, это глагол. Он имеет множество времен. Если в русском языке всего 3 времени, то в английском больше. Глаголы могут быть основными (drink, sing) или вспомогательными (с помощью которых образуются вопросы и времена, be, have, do, will, shall). Глаголы могут быть переходными или непереходными. Особенность переходного глагола заключается в том, что он требует прямого дополнения. Также глаголы могут быть правильными или неправильными. Таблицу неправильных глаголов нужно выучить наизусть. Для образования формы прошедшего времени и причастия прошедшего времени у правильных глаголов прибавляется окончание –ed. К примеру, слово «играть»: play — played – played. У неправильных глаголов окончания могут быть разными. Пример: write – wrote – written (писать). Ещё одна особенность английского языка – присутствие модальных глаголов. Это особый тип глаголов. Такие глаголы могут выражать способность, необходимость, обязанность, совет и др. В основном, они не требуют частицы to после себя. Также они не изменяют своей формы в различных временах. Пример: He must call. Здесь нет окончания –s, которое обязательно должно быть, потому что местоимение he (он) – местоимение 3 лица.

Времена в английском языке

Теперь давайте поговорим об английских временах.

1. Настоящее время. Всего существует четыре настоящих времени.

Present Simple . Это простое время. Мы должны использовать его, когда говорим о каком-либо регулярном действии в настоящем времени или о каком-то факте. Например: «Он любит плавать» — «He likes to swim». «Я обычно пью кофе» — «I usually drink coffee». Образуется это время просто – используется обычный глагол, а в 3 лице единственного числа (he, she, it) к глаголу добавляется окончание –s.

Present Continuous . Это время длительное, созданное для выражения действия, происходящего в данный момент времени. «Он сейчас пишет статью» — «He is writing an article now». Время образуется добавлением к основе глагола окончания –ing и с помощью вспомогательного глагола to be (I am, you are, he is, we are, they are).

Present Perfect . Это действие, которое уже совершилось. Правильнее было бы его назвать прошедшим. «Он только что написал» — «He has just written». Образуется это время при помощи вспомогательного глагола to have (который в единственном числе 3-его лица имеет форму has) и причастия прошедшего времени. Если это правильный глагол, добавляется окончание –ed, а если неправильный, то форму глагола нужно запомнить. В вышеуказанном примере мы имеем дело как раз с неправильным глаголом.

Present Perfect Continious . Это время служит для выражения такого действия, которое длилось до настоящего времени. «Я работаю уже 3 месяца» — «I have been working for three months».

2. Прошедшее время. Прошедших времени три.

Past Simple . Это время обычное, простое, указывающее на действие, произошедшее в прошлом. «Он приехал 2 часа назад» — «He arrived 2 hours ago». Образование – просто добавляется к глаголу окончание –ed (если глагол неправильный, то используется форма прошедшего времени).

Past Continuous . Время прошедшее длительное. «Я писал 3 часа» — «I was writing for 3 hours».

Past Perfect . Является прошедшим, уже совершившимся действием в прошлом. «Она написала статью к 9 утра вчера» — «She has written the article by 9 a.m. yesterday».

3. Будущие времена. Будущих времени два.

Future simple. Будущее простое время. Обычное будущее время, образующееся при помощи вспомогательных слов shall (для 1 лица) и will. «Я напишу завтра» — «I shall write tomorrow». В последнее время форма shall используется редко.

Future continuous . Время будущее продолжительное. Используется, когда мы хотим сказать, что действие продолжится когда-то в будущем. «Она будет писать письмо завтра в 3 часа» — «She will be writing a letter at 2 tomorrow».

Активный и пассивный залог

Выше перечислены времена активного залога. Но в английском языке также существует пассивный залог. Это такой залог, когда нужно показать, что действие совершается кем-то. Примеры: «Он еще не опубликовал свою статью» (актив), «Его статья ещё не опубликована» (пассив). – «He hasn’t published his article yet» (active), «His article hasn’t been published yet» (passive). Это обзор глагольной системы в английском языке. В целом же, она требует более тщательного изучения.

Артикли английского языка

Стоит также отметить существование в английском языке артиклей. Это неопределенный артикль а и определенный the. Они употребляются с существительными. Артикль – одно из сложных явлений в английском языке. Хотя на самом деле, ничего сложного в них нет, просто мы не сталкиваемся с ними в русском языке, поэтому для нас артикли кажутся чужими. Определенный артикль употребляется когда мы говорим об определенном предмете: «Дай мне стакан» (понятно какой стакан, он стоит на столе). Но возьмем похожий пример: «Дай мне стакан воды» (непонятно, какой именно стакан, человеку просто захотелось пить). В этом случае употребляется неопределенный артикль.

Мы кратко познакомились с некоторыми особенностями грамматики английского языка. Знание грамматики любого языка очень важно. Без грамматики не может быть языка, невозможно понимание сказанного, именно поэтому при изучении иностранных языков так много времени уделяется грамматике!

Является одним из наиболее сложных вопросов в обучении. Любой изучающий английский язык, естественно, пытается освоить его грамматику, опираясь на знания грамматики своего языка. И зачастую трудности вызывают те грамматические структуры, аналогов которым в русском языке нет. Например, русскоязычному студенту трудно понять, зачем в английском языке существует более десятка различных времен, хотя мы в русском языке прекрасно обходимся тремя.

Именно в таких случаях приходит на помощь грамматика английского языка в таблицах, где можно наглядно проследить общие черты и отличия разных грамматических форм. Преподаватели отмечают, что английская грамматика в таблицах и схемах намного легче откладывается в памяти и впоследствии оказывается проще в применении на практике.

Итак, давайте составим таблицу по девяти основным временам английского языка. Прежде, чем перейти непосредственно к таблице, нужно знать несколько основных правил, действующих с любым временем английского языка.

  • В любом времени английского языка есть вспомогательный глагол в дополнение к основному глаголу (сказуемому) .
  • В отрицательном предложении любого времени частичка not добавляется к вспомогательному глаголу и ставится перед основным глаголом - сказуемым .
  • В любом вопросе любого времени английского языка обязательно употребляется вспомогательный глагол , который ставится перед подлежащим.

Существует три основных группы времен английского языка:

  1. Simple (или Indefinite) - простое,
  2. Continuous (или Progressive) - длительное,
  3. Perfect - завершенное.
В каждой из этих групп есть свое
Настоящее - Present ,
Прошедшее - Past и
Будущее - Future .

Таким образом, в нашей таблице получится девять времен английского языка - по три времени в трех группах. Рассмотрим для начала три времени группы Simple , затем Continuous и, наконец, Perfect . В процессе изучения таблиц, обратите внимание на общие черты каждой группы времен, а так же на форму основного глагола во временах каждой группы.

Английская грамматика в таблицах

Группа

Simple

Время

Present

Past

Future

Как образуется

1 форма глаг . (I, you, we, they)

1 форма глаг .+ s(es) (he, she, it)

2 форма глаг.

will + 1 форма глаг.

Вспомогат. глагол

do

do es

did

will

Утвердительная форма

They walk in the parkevery day. Они гуляют в парке каждый день.

He walk s in the parkevery day. Он гуляет в парке каждый день.

They walked in the park yesterday. Они гуляли в парке вчера.

They will walk in the park tomorrow. Они будут гулять в парке завтра.

Отрицательная форма

They do not walk in the parkevery day

He do es not walk _ in the parkevery day.

They did not walk_ in the park yesterday.

They will not walk in the park tomorrow.

Общий вопрос

Do they walk in the parkevery day?

Do es he walk _ in the parkevery day?

Did they walk_ in the park yesterday?

Will they walk in the park tomorrow?

Специальный вопрос

Where do they walk every day?

Where do es he walk _ every day?

Where did they walk_ yesterday?

Where will they walk tomorrow?

Описание

Обозначает действия, которые происходят регулярно, обычно и не привязаны к моменту речи. Слова-подсказки - every (day, year, week), usually, always, often и т.д.

Обозначает действие, которое происходило когда-то в прошлом и время для его совершения уже прошло. Слова-подсказки - yesterday, last (week, year, month…), ago и т.д.

Обозначает действие, которое произойдет в неопределенном или отдаленном будущем. Слова-подсказки - tomorrow, next (year, month …) и т.д.

Группа

Continuous

Время

Как образуется

am, is, are + глаг . ing

was, were + глаг. ing

will + be + глаг. ing

Вспомогат. глагол

am, is, are

was, were

will

Утвердительная форма

They are walk ing in the park now. Они гуляют в парке сейчас.

They were walk ing in the park when he saw them yesterday. Они гуляли в парке, когда он увидел их вчера.

They will be walk ing in the park at this time tomorrow. Они будут гулять в парке в это время завтра.

Отрицательная форма

They are not walk ing in the park now.

They were not walk ing in the park when he saw them yesterday.

They will not be walk ing in the park at this time tomorrow.

Общий вопрос

Are they walk ing in the park now?

Were they walk ing in the park when he saw them yesterday?

Will they be walk ing in the park at this time tomorrow?

Специальный вопрос

Where are they walk ing now?

Where were they walk ing when he saw them yesterday?

Where will they be walk ing at this time tomorrow?

Описание

Обозначает действия, которые происходят в момент речи. Слова-подсказки - now, at the moment, Look! Listen! и т.д.

Обозначает действие, которое происходило в определенный момент в прошлом. Либо действие, на фоне которого произошло другое действие, которое обязательно должно быть выражено Past Simple.

Обозначает действие, которое произойдет в определенный момент или период в будущем. Слова-подсказки - могут быть комбинациями слов- обозначений будущего времени и определенного момента - at this time tomorrow, at six o’clock next Friday и т.д.

Группа

Время

Как образуется

have + 3 форма глаг . (I, you, we, they)

ha s + 3 форма глаг . (he, she, it)

had + 3 форма глаг.

will + have + 3 форма глаг.

Вспомогат. глагол

have

ha s

had

will

Утвердительная форма

They have already walked in the park. Они уже погуляли в парке.

He ha s already walked in the park. Он уже погулял в парке.

They had already walked in the park before he came. Они уже погуляли в парке перед тем, как он пришел.

They will have already walked in the park by 2 p.m. tomorrow. Они уже погуляют в парке до двух дня завтра.

Отрицательная форма

They have not walked in the park yet.

He ha s not walked in the park yet.

They had not walked in the park yet before he came.

They will not have walked in the park by 2 p.m. tomorrow.

Общий вопрос

Have they walked in the park yet?

Ha s he walked in the park yet?

Had they walked in the park before he came?

Will they have walked in the park by 2 p.m. tomorrow?

Специальный вопрос

Where have they walked ?

Where ha s he walked ?

Where had they walked before he came?

Where will they have walked by 2 p.m. tomorrow?

Описание

Обозначает действие, которое завершилось и связано с настоящим через результат. Место и время совершенного действия при этом не важно. Слова-подсказки - ever, never, just, already, yet; since

Обозначает действие, которое завершилось до какого-то момента или другого действия в прошлом. Слова-подсказки - before, by (the time) и т.д

Обозначает действие, которое завершится к какому-то моменту в будущем или до какого-то другого действия в будущем.

Таким образом, из этих таблиц можно понять, что каждая группа имеет общий признак как по значению, так и по форме входящих в нее времен.

  • Времена группы Simple - это неопределенные действия , не связанные ни с каким моментом.
  • Времена группы Continuous - это длительные действия , процесс. По форме все времена этой группы используют глагол be в настоящем, прошедшем или будущем, и окончание -ing у основного глагола.
  • Времена группы Perfect - это завершенные действия , подразумевающие результат. Все времена этой группы используют глагол have в настоящем, прошедшем или будущем, и третью форму смыслового глагола.

Так же обратите внимание на то, что вспомогательный глагол will - общий у всех групп в форме будущего времени.

Present Perfect Continuous , Past Perfect Continuous, Future in the Past Continuous

Длительные времена не являются чем-то легким, однако и в их структуру можно вникнуть, если понимать то, как они образуются и то, какой функционал выполняют.

Представляем вашему вниманию подробную таблицу, которая обстоятельно раскрывает суть этих непростых грамматических явлений. Это своеобразная «памятка для чайников», выручающая, когда срочно нужно вспомнить данное грамматическое правило.

Группа

Continuous

Время

Present Perfect Continuous

Past Perfect Continuous

Future in the Past

Как образуется

к форме have, has + been приставляется глагол с «ing » на конце

модальный глагол had + been в сочетании с глаголом «ing » на конце

форма would + be с глаголом с «ing » на конце

Вспомогат. глагол

to be в Present Perfect(have, has + been )

to be в Past Perfect(had + been )

would + be

Утвердительная форма

Eva has been stand ing on this place for 2 days. Перевод предложения таков: Ева простояла здесь два дня.

Peter had been wait ing for this airship for 2 days when it was announced about delay. Перевод: Питер ожидал этот дирижабль уже 2 дня, когда объявили о его задержке.

She said they would be work ing the whole night. Это переводится следующим образом: Она сказала, что они будут работать всю ночь.

Отрицательная форма

Eva has not been stand ing on this place for 2 days.

Peter had not been waiting for this airship…

She said they would n’t be work ing the whole night.

Общий вопрос

Has Eva been stand ing on this place 2 days?

Had he been wait ing for this airship for 2 days, when it was announced about delay?

Did she say, they would be work ing the whole night?

Специальный вопрос

Where has Eva been stand ing 2 days?

How long had he been wait ing for this airship, when it was announced about delay?

What did she say, they really would be work ing the whole night?

Описание

Используется для обозначения процесса. Указывает на действие, начало которого относится к прошлому. Оно продолжалось также в прошлом. Окончание процесса произошло либо непосредственно перед разговором либо в момент разговора.

Наличие такого времени в предложении говорит о том, что действие, на которое указывает Past Perfect Continuous, началось и продолжалось в прошлом. Его окончание могло также состояться перед каким-то событием в прошлом, либо оно не состоялось перед неким моментом в прошлом.

Употребляется, когда речь идет о каком-то продолжающемся в будущем действии. Прием обсуждается оно в прошлом. Словами-помощниками в данном случае являются all day, from..till, during. Особенностью предложений с Future in the Past является их структура: в первой части употребляется прошедшее простое время, а во второй - длительное будущее.

Таблицы времен английского языка помогают легко понять логику построения различных грамматических структур английского языка и является хорошим подспорьем в выполнении упражнений.

Применить полученные знания на практике и продолжить обучение вы сможете на нашем сайте. У нас вы найдете все основные правила, потренируетесь применять их в уникальных упражнениях, получите настоящее удовольствие от профессионально озвученных текстов различного уровня и сможете подобрать материал для обучения, подходящий именно для вас.

Упражнения на грамматику английского языка

После того, как Вы изучили таблицы английской грамматики, попробуйте выполнить упражнения для закрепления знаний.

Дополните предложение недостающим словом

Вставьте в пропуски подходящие слова

Расположите слова в правильном порядке

    Summer go every we usuallyevery camping usually ... summer go every we usuallyevery camping usually ... summer go every we usuallyevery camping usually ... summer go every we usuallyevery camping usually ... summer go every we usuallyevery camping usually ... summer go every we usuallyevery camping usually .

    Uncle to year Spain last went my ... uncle to year Spain last went my ... uncle to year Spain last went my ... uncle to year Spain last went my ... uncle to year Spain last went my ... uncle to year Spain last went my ... uncle to year Spain last went my .

Представьте, что вам нужно прямо сейчас приступить к какому-то совершенно новому для вас делу. Например, сесть за руль машины, впервые испечь пирожки, искупать новорожденного в ванночке. С чего вы начнете? Варианты:

1. Возьму и сделаю, в чем проблема-то.
2. Почитаю сначала в Интернете или в книгах, как это делается.
3. Звонок другу, опытному в этом деле.
4. Помощь зала (попрошу другого).
5. Поучусь у профессионала.
6. Не буду делать.

Вариант, который вы выберете, характеризует вас очень ярко. Если речь идет об английской грамматике, то в зависимости от того, какой способ вы предпочли выше, ожидается следующее:

1. Бугага (это смеются преподаватели и англичане, услышавшие вашу речь на English).
2. Добавив к этому терпение и время, вы самостоятельно усвоите все правила.
3. Добавив к этому терпение друга и его время, вы под его руководством усвоите все правила.
4. Вы ничего не усвоите, но зато послушаете, как это делают другие.
5. Добавив к этому денег, вы усвоите все правила.
6. Вы сможете покататься на лыжах, встретиться с друзьями в кафе, поспать, поесть - в общем, жизнь хороша.

Как видите, чтобы разобраться в английской грамматике, нужно, по идее, только три вещи: источник правил, время и терпение. Первое вам предлагается в этих статьях, а вот с двумя остальными составляющими придется справляться самостоятельно.

Таким образом, мы вам даем удочку, а рыбку будете ловить сами. В чем прелесть именно нашей удочки? В том, что она легкая, удобная и простая в использовании. Мы не будем загружать вас страшными терминами по грамматике, мучить длинными списками, мельтешащими стрелками, схемами на развороте формата А4 и прочими премудростями, которыми пугают некоторые преподаватели английского.

В английской грамматике нет ничего особенно сложного, в отличие от многих других европейских языков (не говоря уже о восточных и африканских). Вы можете просто читать эти статьи, как художественную книгу. Даже если усвоится минимум, на финише вы обнаружите, что владеете большинством правил, которые раньше казались неподъемными.

В качестве примера сделаем что-то уже во вводной части. Из чего состоит речь? Из фраз. Из чего состоит фраза? Из предложений. Из чего состоит предложение? Стоп! Уточним: из чего состоит АНГЛИЙСКОЕ предложение? Подлежащее и сказуемое. Обычно это - существительное и глагол (только не говорите, что вы уже не помните эти слова): собака бежит, прохожий кричит, собака лает, хозяин орет. Правда, существительное можно успешно заменить местоимением: она бежит, ты кричишь, она лает, я ору.

Вы только что прослушали сводку новостей лекцию о частях речи. Что запомнилось? Как минимум слова «существительное» и «глагол» для вас уже связаны с грамматикой, а не кулинарией или строительно-монтажными работами. А большего пока и не надо. Готовы продолжить в таком же ритме?

Follow me (следуйте за мной).

Части речи:

1. Числительные (The Numeral)
1.1 Количественные и порядковые числительные
2. Местоимения (The Pronoun)
2.1 Личные и притяжательные местоимения
2.2 Указательные и отрицательные местоимения
2.3 Неопределенные и возвратные местоимения

5. Имя прилагательное (The Adjective)
5.1 Степени сравнения прилагательных

7. Имя существительное (The Noun)
7.1 Имя существительное в английском языке. Классификация существительных

8. Глагол (The Verb)
8.1 Глаголы в английском языке. Общие сведения о глаголах
8.2 Правильные и неправильные глаголы английского языка
8.3 Смысловые и вспомогательные глаголы
8.4 Модальные глаголы и глаголы-связки

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Пермский государственный педагогический университет»

Кафедра иностранных языков

КРАТКИЙ КУРС ГРАММАТИКИ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Учебно-методическое пособие

для студентов заочного отделения

2-е издание, исправленное и дополненное


ББК Ш 143.21-923

Р е ц е н з е н т:

старший преподаватель кафедры иностранных языков, лингвистики и

межкультурной коммуникации Пермского государственного

технического университета Т. Э. Рылова

Авторы-составители: ст. преп. каф. иностранных языков Н.П. Зонина,

ст. преп. каф. иностранных языков Н.В. Карпенко

К 78 Краткий курс грамматики английского языка: учеб.-метод. пособие для студентов заочного отделения / авт.-сост. Н.П. Зонина, Н.В. Карпенко; Перм. гос. пед. ун-т. – 2-е изд., испр. и доп. – Пермь, 2008. – 80 с.

В издании освещаются основные грамматические явления современного английского языка, знание которых необходимо для правильного письма, ведения беседы и понимания текстов на английском языке. Теоретический материал предлагается на русском языке, к названиям грамматических терминов приводятся английские эквиваленты. Использованы примеры из оригинальной художественной литературы и грамматик известных английских издательств.

Последовательность изложения материала исходит из опыта работы со студентами заочного отделения и основывается на принципе «от простого к сложному». В то же время изложение материала позволяет изучать одни темы независимо от других, поэтому последовательность их изучения можно изменять, исходя из потребностей преподавания.

Предназначено для студентов заочного отделения.

ББК Ш 143.21-923

Печатается по решению учебно-методического совета

Пермского государственного педагогического университета

© Зонина Н.П., Карпенко Н.В., составление, 2005

© Зонина Н.П., Карпенко Н.В., составление, 2008

© ГОУ ВПО «Пермский государственный

педагогический университет», 2008


Предисловие

В настоящее время на земном шаре существует более двух тысяч различных языков и диалектов. В одних случаях это язык, на котором говорят всего лишь несколько тысяч человек. В других случаях язык обслуживает огромное число говорящих. К таким языкам относятся русский, китайский, английский, испанский, французский и арабский языки.

Английский язык распространен во всех частях света. Он является родным языком большинства населения Великобритании, Австралии, Новой Зеландии, Соединенных Штатов Америки, Канады. Богата и разнообразна художественная литература на английском языке.

Изучение английского языка очень актуально сегодня. В большинстве стран мира английский язык широко используется в дипломатии, при составлении деловых и коммерческих документов. Он является одним из пяти официальных языков Организации Объединенных Наций, наряду с французским, испанским, русским и китайским.

Каждый седьмой человек в мире либо знает, либо изучает английский язык. Изучение иностранного языка является обязательным в каждом высшем учебном заведении и базируется на двух основных аспектах – обучении лексике и грамматике. Предлагаем вашему вниманию краткий курс грамматики английского языка и надеемся, что он поможет либо усвоить заново, либо систематизировать уже имеющиеся знания по грамматике.


1. Существительное (thenoun)

Имя существительное – это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопрос «кто это?» или «что это?»

Существительные в английском языке разделяются на исчисляемые и неисчисляемые. Исчисляемые существительные обозначают предметы, которые можно сосчитать: achair – стул, alawyer – юрист, aquestion – вопрос. Неисчисляемые существительные - это названия веществ и абстрактных понятий, которые не поддаются счету: water – вода, milk – молоко, freedom – свобода, friendship – дружба и пр. Исчисляемые существительные употребляются в единственном числе и множественном числе. Неисчисляемые существительные множественного числа не имеют.

Некоторые существительные в английском языке употребляются только в единственном числе: advice – совет, советы; knowledge – знания; news – новость, новости; money – деньги.

Некоторые существительные в английском языке употребляются только во множественном числе: spectacles – очки, trousers – брюки, scissors – ножницы, goods – товар, товары, clothes – одежда, wages – зарплата.

1.1 Множественное число существительных (thePlural)

Существительное в английском языке имеет единственное (thesingularform) и множественное число. Большинство существительных в английском языке образуют множественное число прибавлением к форме единственного числа окончания “– s”. Окончание “ – es” прибавляется, если:

· существительное в единственном числе заканчивается на

шипящий или свистящий звук (-s, -ss, -sh, -ch, -tch, -x):

a bus – buses, a lunch – lunches, a class – classes, a watch – watches, a bush – bushes, a box – boxes;

· существительное в единственном числе заканчивается на “– у”

с предыдущей согласной; при этом “– у” изменяется на “– i”:

a story – stories, a fly – flies.

Примечание. Если перед “– у” стоит гласная, то прибавляется окончание “– s”по общему правилу: boy – boys, day – days;

· существительное в единственном числе заканчивается на“– о”:

a hero – heroes, a tomato – tomatoes.

Исключения: a piano – pianos, a photo – photos, a disco - discos.

· существительное в единственном числе заканчивается на “– f”

или “– fe”, при этом “f” изменяется на “v”:

a wife – wives, a shelf – shelves, a wolf – wolves, a knife – knives, a life – lives.

Исключения: a roof – roofs, a chief – chiefs, a safe – safes.

Окончание “– s (es)” произносится :

[s] - после глухих согласных:

a lamp – lamps , a lake – lakes

[z] - после гласных и звонких согласных, кроме:

a train – trains , a sea – seas

После шипящих и свистящих звуков:

a place – places ["pleisiz], a rose – roses ["rouziz], a wish – wishes ["wiSiz],

a bench – benches ["bentSiz], a page – pages ["peidZiz].

Особые случаи образования множественного числа существительных

· Множественное число некоторых существительных образуется

изменениемкорневогогласного (бездобавленияокончания): a man – men , a woman ["wumqn] – women ["wimin], a foot – feet, a tooth – teeth ,

a goose – geese, a mouse – mice.

· Существительное child ["tSaild] во множественном числе имеет форму

children ["Cildrqn], существительное ox –oxen.

· Существительные sheep – овца, deer – олень, fish – рыба

имеют одинаковую форму в единственном и множественном числе.

· Некоторые существительные латинского и греческого происхождения

сохраняют формы множественного числа, которые они имели в этих языках:

a datum – data, a phenomenon – phenomena, a crisis – crises, a radius – radii.

· У сложных существительных форму множественного числа принимает

толькоглавноесуществительное: a daughter-in-law – daughters-in-law,

a school-mate – school-mates, a passer-by – passers-by.

1.2 Падежи существительных

В отличие от русского языка, где есть шесть падежей существительного, в английском языке их лишь два: общий (theCommonCase) и притяжательный (thePossessiveCase).

Общий падеж не имеет специальных падежных окончаний. Связь существительного в общем падеже с другими словами выражается предлогами, а также определяется местом существительного в предложении.

Существительное в общем падеже с предлогом “to” или “for” может соответствовать русскому существительному в дательном падеже:

I gave the ticket to my sister. – Яотдалбилетсвоейсестре.

Не bought a ball for his son. – Онкупилсынумяч.

Сочетание существительного в общем падеже с предлогом “of” преимущественно соответствует русскому родительному падежу:

the answers of the students – ответыстудентов.

Общий падеж существительного с предлогами “by” и “with” часто выражает такие отношения между словами, которые в русском языке передаются творительным падежом:

America was discovered by Columbus. – АмерикабылаоткрытаКолумбом.

The letter was written with а red pencil. – Письмобылонаписанокраснымкарандашом.

1.3 Притяжательныйпадеж (the Possessive Case)

Притяжательный падеж отвечает на вопрос whose? (чей?, чья?, чье?, чьи?).

Притяжательный падеж единственного числа образуется прибавлением к существительному апострофа (’) и окончания “ – s”, которое произносится :

[s] – после глухих согласных:

Kate’s toy – игрушка Кати,

[z] – после гласных и звонких согласных:

UncleTom’s Cabin – хижина дяди Тома,

– после шипящих и свистящих звуков:

Alice’s ["xlisiz] adventures – приключения Алисы.

· Если существительное в единственном числе заканчивается на “- s, - ss,

Х,” то на письме в притяжательном падеже добавляется преимущественно только апостроф, хотя обычное обозначение “–’s” также возможно; в обоих случаях окончание произносится :

James’ (или James’s) coat – пальто Джеймса,

Dickens’ (или Dickens’s) life – жизнь Диккенса.

· Если существительное во множественном числе заканчивается на

“ – s”, то в притяжательном падеже к нему добавляется только апостроф, а в произношении никаких изменений не происходит:

myparents’ car – машина моих родителей.

· Если существительное во множественном числе не заканчивается на

“ – s”, то его притяжательный падеж образуется так же, как и в единственном числе, то есть добавлением “–’s”: children’sshoes – туфли детей.

Существительное в притяжательном падеже, как правило, стоит перед другим существительным и служит определением к нему. На русский язык оно переводится родительным падежом существительного или притяжательным прилагательным: children’snotebook – тетрадь детей, детская тетрадь.

В притяжательном падеже употребляются в основном существительные, которые обозначают названия живых существ:

a girl’s name – имя девочки, the horse’s tail – хвостлошади.

Кроме этого, в притяжательном падеже употребляются :

а) существительные, которые обозначают время и расстояние:

threeweeks’ holiday – трехнедельный отпуск, amile’sdistance – расстояние в одну милю;