Интеллектуальный роман в немецкой литературе. Зарубежная литература XX века. Учебник под ред. Л.Г.Андреева. «Интеллектуальный роман. Эпический театр Брехта. Новые принципы искусства

1 О книге

Облачный Атлас книга, которая расскажет вам одновременно шесть захватывающих историй. Все герои этих рассказов имеют более чем что-то общее, они все словно живут одновременно, но в разных измерениях. У всех героев есть одинаковое родимое пятно. Ну а по сути, у каждого свой путь и своя отдельная история. Шесть историй связанных между собой цепью случайностей, после которых преследует их смерть, разочарование, познание, любовь. В конце-концов идёт размышление самого автора о значимости добра и зла, о будущем, и о значении человека.

2 О книге

В этом романе на затерянном греческом острове загадочный "маг" ставит беспощадные психологические опыты на людях, подвергая их пытке страстью и небытием. Реалистическая традиция сочетается в книге с элементами мистики и детектива. Эротические сцены - возможно, лучшее из написанного о плотской любви во второй половине ХХ века.

3 О книге

13-летний Тео Декер чудом остался жив после взрыва, в котором погибла его мать. Брошенный отцом, без единой родной души на всем свете, он скитается по приемным домам и чужим семьям - от Нью-Йорка до Лас-Вегаса, - и его единственным утешением, которое, впрочем, чуть не приводит к его гибели, становится украденный им из музея шедевр голландского старого мастера.

4 О книге

За этим романом по мотивам реальной истории стоят вечные вопросы о том, какой путь верен, что важнее – личное индивидуальное счастье или общественные принципы морали. Откуда эти правила и кто решает, как ты должен жить и чему следовать. Элиза - простая московская девушка, которой надоело работать и проводить все дни в офисе. Ради своего счастья она готова пойти на ограбление, вопреки собственной совести. И чтобы обдумать возможные варианты, она решает сменить привычную обстановку и отправляется со своими друзьями-сёрферами на Шри-Ланку. Но судьба уже придумала свой план.

5 О книге

На страницах книги Грегори Дэвид Робертс демонстрирует всю изнанку своей души, повествуя о тяжёлой судьбе, пытаясь обрести смысл существования после всех произошедших с ним неудач. Шантарам книга рассказывает о том, как герой романа, осуждённый за грабительства на 19 лет, умудряется совершить побег из тюрьмы. Судьба предоставляет ему возможность создать новую жизнь в индийских трущобах. Бомбей становится для него родным городом, там он находит преданных друзей и мудрых наставников, заставивших его переоценить своё понимание мира.

6 О книге

Январь 1939 года. Германия. Страна, затаившая дыхание. Никогда еще у Смерти не было столько работы. А будет еще больше. Мать везет девятилетнюю Лизель Мемингер и её младшего брата к приемным родителям под Мюнхен, потому что их отца больше нет - его унесло дыханием чужого и странного слова «коммунист», и в глазах матери девочка видит страх перед такой же судьбой. В дороге Смерть навещает мальчика и впервые замечает Лизель. Так девочка оказывается на Химмельштрассе - Небесной улице. Кто бы ни придумал это название, у него имелось здоровое чувство юмора. Не то чтобы там была сущая преисподняя. Нет. Но и никак не рай.

7 О книге

Три части книги объединены повествованием о жизни и судьбе главной героини романа Брайони, которая проходит тяжелый, почти библейский по своей глубине путь искупления за однажды совершенный поступок. Одновременно это своеобразная «хроника утраченного времени» Англии довоенной поры, увиденная глазами девочки и переосмысленная ею самым причудливым образом.
Образ героини, мягко говоря, неоднозначен. Этой девочке с душой взрослого человека и изломанным сознанием то отчаянно желаешь гореть в аду, то искренне сопереживаешь. Сюжет романа разрывает душу.

8 О книге

Все было готово для празднования пятилетнего юбилея супружеской жизни, когда вдруг необъяснимо пропал один из виновников торжества. Остались следы борьбы в доме, кровь, которую явно пытались стереть, - и цепочка «ключей» в игре под названием «охота за сокровищами»; красивая, умная и невероятно изобретательная жена ежегодно устраивала ее для своего обожаемого мужа. И похоже, что эти «ключи» - размещенные ею тут и там странные записки и не менее странные безделушки - дают единственный шанс пролить свет на судьбу исчезнувшей. Вот только не придется ли «охотнику» в процессе поиска раскрыть миру и пару-тройку собственных малосимпатичных тайн?

Лучшие философские книги. Умные книги. Интеллектуальный роман.
Книги не для всех...

📖 Культовый роман английского писателя Джорджа Оруэлла, ставший каноном жанра антиутопии. В нем страх, отчаянье и борьба против системы, которые вдохновляют на противостояние. Автор изобразил возможное будущее человечества как тоталитарный иерархический строй, основанный на изощренном физическом и духовном порабощении, пронизанный всеобщим страхом и ненавистью.
📖 «Идиот» - одно из самых известных и наиболее гуманистических произведений Федора Михайловича Достоевского. "Главная идея... - писал Ф.М.Достоевский о своем романе "Идиот", - изобразить положительно-прекрасного человека. Труднее этого нет ничего на свете...". «Идиот». Роман, в котором творческие принципы Достоевского воплощаются в полной мере, а удивительное владение сюжетом достигает подлинного расцвета. Яркая и почти болезненно талантливая история несчастного князя Мышкина, неистового Парфена Рогожина и отчаявшейся Настасьи Филипповны, много раз экранизированная и поставленная на сцене, и сейчас завораживает читателя.
📖 «Братья Карамазовы» - одна из немногих в мировой литературе удавшихся попыток сочетать увлекательность повествования с глубинами философской мысли. Философия и психология «преступления и наказания», дилемма «социализации христианства», извечная борьба «божьего» и «дьявольского» в душах людей - таковы основные идеи этого гениального произведения. Роман затрагивает глубокие вопросы о Боге, свободе, морали. Это последний роман Достоевского, в нем сконцентрировались вся художественная мощь писателя и глубина прозрений религиозного мыслителя.

📖 Интересный роман. Мне понравился. Написан хорошо, есть о чем подумать. С первых страниц увлекаешься слогом автора. Книга написала псевдо-нейтральным стилем и пронизана иронией. Если вы не сумеете прочесть между строк, то будете возмущены подобной политической фантастикой. Ежели вы сможете увидеть глубже, то поймете, что покорность и не к такому может привести. Я думаю, что здесь акцент сделан не столько на политике, сколько на внутренних переживаниях. Внешний мир становится абсурдным, управляемым сильными мира сего, СМИ, он изменяется мгновенно и обычному человеку только и остается, что принимать все происходящее как должное. И поскольку каждый становится таким вот пассивным принимающим, постольку и рождается та самая покорность.
📖 Камерный роман о раскаянии, сожалении и утраченной любви. 46-летний Флоран-Клод Лабруст терпит очередной крах в отношениях с любовницей. Разочарованный и одинокий, он пытается лечиться от депрессии препаратом, повышающим уровень серотонина в крови, но платить за него приходится дорогой ценой. И единственное, что еще придает смысл безрадостному существованию Лабруста, это безумная надежда вернуть женщину, которую он любил и потерял.

📖 «Что же это за ссучья жизнь такая...». Это книга о том, как мы проживаем жизнь своих родителей, пытаемся исправить их ошибки или выполнить скрытые предназначения. Это крик боли, который живет в душе каждого, у кого не хватает смелости жить собственной жизнью. И когда на исходе своей жизни ты понимаешь, что вот-вот лишишься разума, то хочешь еще раз перемотреть все события своей жизни, какими бы они ни были. Пережить и с горечью осознать, что все могло бы сложится иначе. Ведь, как известно, это самое большое сожаление на склоне лет. Страх быть смелым, страх следовать своим настоящим желаниям. Именно он - причина всех наших бед. Можно прочитать эту книгу, чтобы еще раз убедиться в этом.
📖 Роман выдающегося каталонского писателя Жауме Кабре «Тень евнуха» — смешная и грустная история сентиментального и влюбчивого любителя искусства, отпрыска древнего рода Женсана, который в поисках Пути, Истины и Жизни посвятил свои студенческие годы вооруженной борьбе за справедливость. «Тень евнуха» — роман, пронизанный литературными и музыкальными аллюзиями. Как и Скрипичный концерт Альбана Берга, структуру которого он зеркально повторяет, книга представляет собой своеобразный «двойной реквием». Он посвящен «памяти ангела», Терезы, и звучит как реквием главного героя, Микеля Женсаны, по самому себе. Рассказ звучит как предсмертная исповедь. Герой оказался в доме, где прошли его детские годы (по жестокой воле случая родовое гнездо превратилось в модный ресторан). Подобно концерту Берга, роман повествует о судьбах всех любимых и потерянных существ, связанных с домом Женсана.

📖 Пожалуй, лучшая книга не только 2015 года, но и десятилетия. Читать обязательно. Написано великолепно! Читается на одном дыхании! Роман, который лауреат Пулитцеровской премии Донна Тартт писала более 10 лет, - огромное эпическое полотно о силе искусства и о том, как оно - подчас совсем не так, как нам того хочется - способно перевернуть всю нашу жизнь. 13-летний Тео Декер чудом остался жив после взрыва, в котором погибла его мать. Брошенный отцом, без единой родной души на всем свете, он скитается по приемным домам и чужим семьям - от Нью-Йорка до Лас-Вегаса, - и его единственным утешением, которое, впрочем, чуть не приводит к его гибели, становится украденный им из музея шедевр голландского старого мастера. Это потрясающая книга.
📖 Роберт Лэнгдон прибывает в музей Гуггенхайма в Бильбао по приглашению друга и бывшего студента Эдмонда Кирша. Миллиардер и компьютерный гуру, он известен своими удивительными открытиями и предсказаниями. И этим вечером Кирш собирается «перевернуть все современные научные представления о мире», дав ответ на два главных вопроса, волнующих человечество на протяжении всей истории: Откуда мы? Что нас ждет? Однако прежде чем Эдмонд успевает сделать заявление, роскошный прием превращается в хаос.
📖 Главный герой книги Габриэль Уэллс. Он занимается тем, что пишет книги. Вернее занимался. Этой ночью его убили. И теперь он занят тем, что в облике блуждающего духа пытается узнать, кто же так с ним поступил.
📖 Агнета Плейель - известная фигура в культурной жизни Скандинавии: автор пьес и романов, поэт, лауреат литературных премий, профессор драматургии, литкритик, журналист. Ее книги переведены на 20 языков. Главная героиня повести «Пережить зиму в Стокгольме» (1997) переживает болезненный развод с мужем и, чтобы легче понять и пережить происходящее, начинает вести дневник. Поскольку героиня - литературовед, в ее быт и размышления о жизни органически вплетены идеи мировой культуры. Записи о волнующих героиню проблемах, о ее отношениях с мужчинами, воспоминания наполнены отзвуками психоанализа и явными или скрытыми аллюзиями.

Американские коллеги объяснили мне, что низкий уровень общей культуры и школьного образования в их стране — сознательное достижение ради экономических целей. Дело в том, что, начитавшись книг, образованный человек становится худшим покупателем: он меньше покупает и стиральных машин, и автомобилей, начинает предпочитать им Моцарта или Ван Гога, Шекспира или теоремы. От этого страдает экономика общества потребления и, прежде всего, доходы хозяев жизни — вот они и стремятся не допустить культурности и образованности (которые, вдобавок, мешают им манипулировать населением, как лишённым интеллекта стадом). В.И. Арнольд, академик РАН. Один из крупнейших математиков XX века. (Из статьи «Новый обскурантизм и российское просвещение»)

Западноевропейская литература ХХ века: учебное пособие Шервашидзе Вера Вахтанговна

«ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ РОМАН»

«ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ РОМАН»

«Интеллектуальный роман» объединил различных писателей и разные тенденции в мировой литературе XX века: Т. Манн и Г. Гессе, Р. Музиль и Г. Брох, М. Булгаков и К. Чапек, У. Фолкнер и Т. Вулф и т.д. Но основной чертой «интеллектуального романа» является обостренная потребность литературы XX столетия в интерпретации жизни, в стирании граней между философией и искусством.

Создателем «интеллектуального романа» по праву считается Т. Манн. В 1924 г. после публикации «Волшебной горы» он писал в статье «Об учении Шпенглера»: «Исторический и мировой перелом 1914 – 1923 гг. с необычайной силой обострил в сознании современников потребность постижения эпохи, что преломилось в художественном творчестве. Процесс этот стирает границы между наукой и искусством, вливает живую, пульсирующую кровь в отвлеченную мысль, одухотворяет пластический образ и создает тот тип книги, который может быть назван "интеллектуальным романом"». К «интеллектуальным романам» Т. Манн относил произведения Ф. Ницше.

Одним из родовых признаков «интеллектуального романа» является мифотворчество. Миф, приобретая характер символа, трактуется как совпадение общей идеи и чувственного образа. Такое использование мифа служило средством выражения универсалий бытия, т.е. повторяющихся закономерностей в общей жизни человека. Обращение к мифу в романах Т. Манна и Г. Гессе давало возможность подмены одного исторического фона другим, раздвигая временные рамки произведения, порождая бесчисленные аналогии и параллели, бросающие свет на современность и объясняющие ее.

Но несмотря на общую тенденцию обостренной потребности в интерпретации жизни, в стирании граней между философией и искусством, «интеллектуальный роман» – явление неоднородное. Разнообразие форм «интеллектуального романа» раскрывается при сопоставлении творчества Т. Манна, Г. Гессе и Р. Музиля.

Для немецкого «интеллектуального романа» характерна продуманная концепция космического устройства. Т. Манн писал: «Удовольствие, которое можно найти в метафизической системе, удовольствие, которое доставляет духовная организация мира в логически замкнутом, гармоничном, самодостаточном логическом построении, всегда по преимуществу эстетического свойства». Подобное мировосприятие обусловлено влиянием неоплатонической философии, в частности философии Шопенгауэра, утверждавшего, что действительность, т.е. мир исторического времени, есть лишь отблеск сущности идей. Шопенгауэр называл действительность «майей», используя термин буддистской философии, т.е. призрак, мираж. Суть мира – в дистиллированной духовности. Отсюда и Шопенгауэровское двоемирие: мир долины (мир теней) и мир горы (мир истины).

Основные законы построения немецкого «интеллектуального романа» основаны на использовании шопенгауэровского двоемирия: в «Волшебной горе», в «Степном волке», в «Игре в бисер» действительность многослойна: это мир долины – мир исторического времени и мир горы – мир подлинной сущности. Подобное построение подразумевало отграничение повествования от бытовых, социально-исторических реалий, что обусловливало еще одну особенность немецкого «интеллектуального романа» – его герметичность.

Герметичность «интеллектуального романа» Т. Манна и Г. Гессе порождает особые взаимоотношения между временем историческим и временем личностным, дистиллированным от социально-исторических бурь. Это подлинное время существует в разреженном горном воздухе санатория «Бергхоф» («Волшебная гора»), в «Магическом театре» («Степной волк»), в суровой замкнутости Касталии («Игра в бисер»).

О времени историческом Г. Гессе писал: «Действительность есть то, чем ни при каких обстоятельствах не стоит удовлетво-

ряться и что не следует обожествлять, ибо она являет собой случайность, т.е. отброс жизни».

«Интеллектуальный роман» Р. Музиля «Человек без свойств» отличается от герметической формы романов Т. Манна и Г. Гессе. В произведении австрийского писателя присутствует точность исторических характеристик и конкретных примет реального времени. Рассматривая современный роман как «субъективную формулу жизни», Музиль использует историческую панораму событий как фон, на котором разыгрываются битвы сознания. «Человек без свойств» представляет собой сплав объективной и субъективной повествовательных стихий. В отличие от законченной замкнутой концепции мироздания в романах Т. Манна и Г. Гессе роман Р. Музиля обусловлен концепцией бесконечной видоизменяемости и относительности понятий.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Жизнь по понятиям автора Чупринин Сергей Иванович

РОМАН С КЛЮЧОМ, РОМАН БЕЗ ВРАНЬЯ От обычных произведений книги с ключом отличаются только тем, что за их героями читатели, в особенности квалифицированные и/или принадлежащие к тому же кругу, что и автор, с легкостью угадывают прототипов, замаскированных прозрачными, как

Из книги Рецензии автора Салтыков-Щедрин Михаил Евграфович

СКАНДАЛЬНЫЙ РОМАН Разновидность романа с ключом, выстроенная в форме психологического, производственного, детективного, исторического, любого другого романа, но сближающаяся по своим задачам с памфлетом и пасквилем, так как автор скандального романа сознательно

Из книги Повести о прозе. Размышления и разборы автора Шкловский Виктор Борисович

ВОЛЯ. Два романа из быта беглых. А. Скавронского. Том 1-й. Беглые в Новороссие (роман в двух частях). Том II-й. Беглые воротились (роман в трех частях). СПб. 1864 Роман этот составляет совершенно исключительное явление в современной русской литературе. Беллетристика наша не может

Из книги MMIX - Год Быка автора Романов Роман

Воля. Два романа из быта беглых. А. Скавронского. Том I-й. Беглые в Новороссии (роман в двух частях). Том II-й. Беглые воротились (роман в трех частях). СПб. 1864 «Совр.», 1863, № 12, отд. II, стр. 243–252. Рецензируемые романы Г. П. Данилевского (А. Скавронского), прежде издания их книгой в

Из книги «Тексты-матрёшки» Владимира Набокова автора Давыдов Сергей Сергеевич

Из книги Все произведения школьной программы по литературе в кратком изложении. 5-11 класс автора Пантелеева Е. В.

Из книги Роман тайн «Доктор Живаго» автора Смирнов Игорь Павлович

Глава четвертая РОМАН В РОМАНЕ («ДАР»): РОМАН КАК «ЛЕНТА МЁБИУСА» Незадолго до выхода «Дара» - последнего из романов Набокова «русского» периода - В. Ходасевич, который регулярно отзывался о произведениях Набокова, написал: Я, впрочем, думаю, я даже почти уверен, что

Из книги История русского романа. Том 2 автора Филология Коллектив авторов --

«Мы» (Роман) Пересказ Запись 1-я.Автор приводит объявление в газете о завершении постройки первого Интеграла, который призван объединить космические миры под властью Единого Государства. Из восторженного комментария автора следует, что Единое Государство - государство

Из книги Готическое общество: морфология кошмара автора Хапаева Дина Рафаиловна

Из книги Немецкоязычная литература: учебное пособие автора Глазкова Татьяна Юрьевна

ГЛАВА IX. РОМАН ИЗ НАРОДНОЙ ЖИЗНИ. ЭТНОГРАФИЧЕСКИЙ РОМАН (Л. М. Лотман) 1Вопрос о том, возможен ли роман, героем которого явится представитель трудового народа, и о том, каковы должны быть типологические признаки подобного произведения, встал перед деятелями русской

Из книги История русской литературной критики [Советская и постсоветская эпохи] автора Липовецкий Марк Наумович

Из книги Герои Пушкина автора Архангельский Александр Николаевич

Интеллектуальный и социальный роман Термин «интеллектуальный роман» предложил Т. Манн в 1924 г., в год выхода его романа «Волшебная гора» («Der Zauberberg»). В статье «Об учении Шпенглера» писатель заметил, что стремление постижения эпохи, связанное с «историческим и мировым

Из книги Русский параноидальный роман [Федор Сологуб, Андрей Белый, Владимир Набоков] автора Сконечная Ольга

Вопросы (семинар «Сатирический, исторический и «интеллектуальный» роман первой половины XX в.») 1. Парадоксальность образа главного героя в романе Г. Манна «Учитель Гнус».2. Образ Касталии и ценности ее мира в романе Г. Гессе «Игра в бисер».3. Эволюция главного героя в

Из книги автора

3. Интеллектуальный рынок и динамика культурного поля К середине 1990-х годов стало ясно, что время, когда осуществление любых, даже самых утопических, лишенных коммерческой перспективы проектов, было возможным, подошло к концу. С одной стороны, эксперименты осуществлялись

Из книги автора

«<Дубровский>» Роман (роман, 1832–1833; полностью опубл. - 1841; заглавие дано

Из книги автора

Параноидальный роман Андрея Белого и «роман-трагедия» В своем отклике на «Петербург» Вяч. Иванов сетует на «слишком частое злоупотребление внешними приемами Достоевского при бессилии овладеть его стилем и проникнуть в суть вещей его заповедными путями».

Интеллектуальный роман в немецкой литературе

Тема 3. Литература Германии рубежа веков I половины 20в.

1. Социокультурная ситуация и исторические ориентиры, определившие характер развития немецкой культуры. Становление мировой системы монополистического капитализма в Германии запоздало, ко к началу 20 в. переход завершился. Германия в экономике перегнала Англию. С правлением Вильгельма П с1888 ᴦ. установилась захватническая политика под лозунгом –ʼʼдобиться для Германии места под солнцемʼʼ. Это был также лозунг, объединяющий империю. Идеологические основы- учения немецких философов (Ницше, Шпенглер, Шопенгауэр)

В популярном социал-демократическом движении - тяготение к постепенному мирному разрешению конфликтов, противопоставленное революционной теории марксизма. На недолгий срок установилось видимое спокойствие, но в литературе - предчувствие апокалипсиса. Влияние революции 1905.ᴦ. привело к усилению социал-демократической идеологии и росту рабочего движения 1911ᴦ. - столкновение интересов Франции и Германии в Северной Америке, едва не приведшее к войне.

Балканский кризис и первая мировая воина 1914. ᴦ., революция 1917 т. в России привела к массовым забастовкам и ноябрьской народной революции в Германии (1918.г). Революционна ситуация была подавлена окончательно в 1923ᴦ. Послевоенный революционный подъем сменился... стабилизацией капитализма.

1925.ᴦ. - Веймарская буржуазная республика, Германия активно включается в процесс американизации Европы. После нужды и бедствий войны - естественной была потребность в развлечениях (чем было вызвано развитие соответствующей индустрии, культурного рынка, зарождение массовой культуры). Общая характеристика периода - ʼʼзолотые двадцатыеʼʼ.

Последовавшие за ними 1930-е годы назвали ʼʼчернымиʼʼ. 1929 -кризис перепроизводства в Америке.парализовавший мировую экономику. В Германии -экономический и политический кризис - смена правительств, неконтролирующих ситуацию. Безработица массовая. Набирает силу национал-социалистская партия. Противостояние сил развитой КПГ (Компартии Германии) и НСП (Национал-социалистической партии) завершилось победой последней. 1933 - к власти пришел Гитлер.
Размещено на реф.рф
Милитаризация экономики стала основным средством социальной стабильности. Одновременно политизировалась культурная жизнь. Эра литературных ʼʼизмовʼʼ закончилась. Началась эпоха реакции и борьба с неугодными, С этого периода немецкая литература развивается в антифашистской эмиграции. Вторая мировая война.

2. Литература рубежа веков и 1пол 20вознаменовалась кризисом буржуазной культуры, выразителœем которого стал Ф. Ницше.

В 1890-х - наметился отход от натурализма . 1894 - натуралистическая драма Гауптмана ʼʼТкачиʼʼ. Особенность немецкого натурализма - ʼʼПоследовательный натурализм,ʼʼ который требовал более точного отражения предметов, менявшихся вместе с освещением и положением. ʼʼСекундный стильʼʼ, разработанный Шлафом, предполагает членение реальности на множество моментальных восприятий. ʼʼфотографическое изображение эпохиʼʼ не могло раскрыть незримых примет надвигающейся новой ЭПОХИ. К тому же приметой нового времени стал протест против концепции полкой зависимости человека от среды. Натурализм пришел в упадок, но его приемы сохранились в критическом реализме

Импрессионизм не получил распространения в Германии. Немецких писателœей почти не привлекал анализ бесконечно изменчивых состояний. Нечасто занимались неоромантическим исследованием особых психологических состояний. Немецкий неоромантизм включал черты символизма, но мистического символизма почти не было. Обычно подчеркивалась романтическая двуплановость конфликт вечного и житейского, объяснимого и таинственного.

Преобладающим направлением в I пол 20в. был экспрессионизм . Ведущий жанр –ʼʼдрама крикаʼʼ

Наряду с ʼʼ-измамиʼʼ на рубеже веков к до конца 20-х гᴦ. активно складывался пласт пролетарской литературы. Позднее (в 30-е годы)в эмиграции развивается социалистическая проза (А. Зегерс и поэзия Бехер).

Популярный в это время жанр - роман. Помимо интеллектуального романа в немецкой литературе существовали романы исторический и социальный, которые развивали технику, близкую интеллектуальному роману, а также продолжали традиции немецкой сатиры.

Генрих Манн (1871 - 1950) работал в жанре социально-обличительного романа (влияние французской литературы). Основной период творчества - 1900-1910 гᴦ. Известность писателю принœес роман ʼʼВерноподданныйʼʼ (1914). По словам самого автора ʼʼРоман изображает предшествующую стадию того тала, который затем достиг властиʼʼ. Герой - воплощение верноподданичества, сущность явления, воплощенная в живом характере.

Роман - это жизнеописание героя, с детства, преклонявшегося перед властью: отец, учитель, полицейский. Биографические детали автор использует для усиления свойств натуры героя;, .Он - раб и деспот одновременно. В корне его психологии лежит низкопоклонство и жажда власти для унижения слабых, Рассказ о герое фиксирует его то и дело меняющеюся социальную позицию (секундный стиль!). Механистичность действий, жестов, слов героя -передают автоматизм, механистичность общества.

Автор создает образ по законам карикатуры, преднамеренно смещая пропорции заостряя и гиперболизируя характеристики персонажей. Героям Г.Манна свойствена подвижность масок = карикатурность, Все перечисленное в совокупности и есть ʼʼгеометрический cmильʼʼ Г.Манна как один из вариантов условности: автор балансирует на грани достоверности и неправдоподобия.

Лион Фейхтвангер (1884 - 1954) - философ, интересовавшийся Востоком. Прославился историческими и социальными романами. В его творчестве исторический роман более, нежели социальный роман, зависел от техники интеллектуального романа. Общие черты

* Перенесение современных проблем, волнующих писателя, в обстановку далекого прошлого, моделирование их в историческом сюжете - модернизация истории (исторически достоверен сюжет, факты, описание быта͵ национальный колорит, ко г отношения героев внесены современные проблемы).

* Исторически костюмированная современность, роман натеков и иносказаний, где в условной исторической оболочке изображены современные события и лица ʼʼЛже-Неронʼʼ - Л. Фейхтвангера, ʼʼДела господина Юлия Цезаряʼʼ Б Брехта).

Термин предложен в 1924 Т Манном ʼʼИнтеллектуальный романʼʼ стал реалистическим жанром, воплотившем одну из особенностей реализма 20 в. - обостренную потребность в интерпретации жизни, ее осмыслении и истолковании.превышающую потребность в ʼʼрассказыванииʼʼ-. В мировой литературе в жанре интеллектуального романа работали; ЕЛ Булгаков (Россия), К.Чапек (Чехия), У.Фолкнер и Т.Вулф (Америка),но у истоков стоял Т.Манн.

Характерным явлением временем стала модификация исторического романа: прошлое становится плацдармом для прояснения социальных и политических механизмов современности.

Распространенный принцип построения - многослойность, присутствие в едиком художественном целом далеко отстоящих друг от прута пластов действительности

В I пол.20в выдвинулось новое понимание мифа. Он обрел исторические черты, ᴛ.ᴇ. воспринимался как порождение далекой давности, освещающей повторяющиеся закономерности в жизни человечества. Обращение к мифу раздвигало временные границы произведения. Вместе с тем, давало возможность для художественной игры, бесчисленных аналогии и параллелœей, неожиданных соответствии, объясняющих современность.

Немецкий ʼʼинтеллектуальный романʼʼ был философским, во-первых, потому что существовала традиция философствования в художественном творчестве, во-вторых, потому что стремился к системности. Космические концепции немецких романистов не претендовали на научную интерпретацию мироустройства. Согласно желаниям его создателœей, ʼʼинтеллектуальный романа- должен был восприниматься не как философия, а как искусство.

Законы построения ʼʼ Интеллектуального романаʼʼ.

* Присутствие нескольких несливающихся слоев действительности(нем И.Р) философичен построением – обязательное наличие разных этажей бытия , соотносимых друг с другом, друг другом оцениваемых и измеряемых. Художественное напряжение - в сопряжении этих с слоев в единое целое.

* Особая трактовка времени в 20в. (вольные разрывы действия, перемещения в прошлое и будущее, произвольное ускорение и замедление времени) повлияла и на интеллектуальный роман. Здесь время не только дискретно, но еще разорвано на качественно разные куски. Только в немецкой литературе наблюдается такие напряженные отношения между временем истории и временем личности. Разные ипостаси времени часто разнесены по разным пространствам. Внутренне напряжение в немецком философском романе рождается во многом тем усилием, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ нужно, чтобы держать в цельности, сопрягать реально распавшееся время.

* Особый психологизм : ʼʼинтеллектуальному романуʼʼ свойственно укрупненное изображение человека. Интерес автора сосредоточен не на прояснении скрытой внутренней жизни героя (вслед за Л.Н Толстым и Ф.М Достоевским), а на показе его как представителя рода человеческого. Образ становится менее разработанным психологически, но более объёмным. Душевная жизнь персонажей получила могучий внешний регулятор, это не столько среда, сколько события мировой истории, общее состояние мира (Т Манн (ʼʼДоктор Фаустусʼʼ): ʼʼ...не характер, но мирʼʼ).

Немецкий ʼʼинтеллектуальный романʼʼ продолжает традиции воспитательного романа 18в., только воспитание принято понимать уже не только как нравственное совершенствование, поскольку характер героев стабилен, облик существенно не меняется. Воспитание - в освобождении от случайного и лишнего, в связи с этим главным становится не внутренний конфликт (примирения стремлений самосовершенствования и личного благополучия), а конфликт познания законов мироздания, с которыми можно находиться в гармонии или в противостоянии. Без этих законов теряется ориентир, в связи с этим основной задачей жанра становится не познание законов мироздания, но их преодоление. Слепое следование законам начинает осознаваться как удобство и как предательство по отношению к духу и к человеку.

Томас Манн (1873 -1955) Братья Манны родились Е семье состоятельного зерноторговца, Даже после смерти отца семья была достаточно обеспечена. По этой причине превращение из бюргера в буржуа происходило на глазах писателя.

Вильгельм II твердил о великих переменах, к которым он вел Германию, Т. Манн же видел ее упадок.

Упадок одной семьи – подзаголовок первого романа ʼʼБуденнброкиʼʼ (1901). Особенность жанра - семейная хроника (традиции романа-реки!) с элементами эпопеи (историко-аналитический подход). Роман вобрал в себя опыт реализма 19в. и отчасти технику импрессионистического письма. Сам Т.Манн считал себя продолжателœем натуралистического направления. В центре романа - судьба трех поколении Будденброков,. Старше поколение еще в согласии с собой и внешним миром. Наследованные моральные и коммерческие принципы приводят второе поколение к конфликту с жизнью. Тони Будденброк не выходит за Мортена по соображениям коммерческим но остается несчастной, ее брат Кристиан предпочитает независимость, превращается в декадента. Томас энергично сохраняет видимость буржуазного благополучия, но терпит крах, поскольку внешняя форма, о которой заботите,уже не соответствует ни состоянии, ни содержанию.

Т.Манн уже здесь открывает новые возможности прозы, интеллектуализируя ее. Появляется социальная типизация (деталь приобретает символическое значение, их разнообразие открывает возможность широких обобщении), черты воспитательного ʼʼинтеллектуального романаʼʼ (герои почти не меняются), но еще есть внутренний конфликт примирения и время не дискретно.

Писатель остро ощущал проблематичность своего места в обществе как художника, отсюда одна из главных тем творчества: положение художника в буржуазном обществе, его отчужденность от ʼʼнормальнойʼʼ (как всœе) общественной жизни. (ʼʼТонио Крегерʼʼ, ʼʼСмерть в Венецииʼʼ ).

После, Первой мировой воины Т.Манн неĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ время занимает позицию стороннего наблюдателя. В 1918 (год революции!) сочиняет идиллии в прозе и в стихах. Но, переосмыслив историческое значение революции, заканчивает в 1924 ᴦ. воспитательный роман ʼʼВолшебная гораʼʼ (4 книги). В 1920-х гᴦ. Т. Манн становится одним из тех писателœей, которые под влиянием пережитой войны, послевоенных пет, под влиянием складывающегося немецкого фашизма почувствовали своим долгом ʼʼне прятать голову в песок перед лицом реальности, а сражаться на стороне тех, кто хочет придать земле человеческий смыслʼʼ . В 1939.в. - Нобелœевская премия, 1936..в. - эмиграция в Швейцарию, затем в США, где активно занимается антифашистской пропагандой. Период отмечен работой над тетралогией ʼʼИосиф и его братьяʼʼ (1933-1942) - роман-миф, где герой занят сознательной государственной деятельностью.

Интеллектуальный роман ʼʼДоктор Фаустусʼʼ (1947) - вершина жанра интеллектуального романа. Сам автор говорил об этой книге следующее: ʼʼВтайне я относился к Фаустусу, как к своему духовному завещанию, опубликование которого уже не играет роли и с которым издатель и душеприказчик могут обойтись как им заблагорассудится ʼʼ.

ʼʼДоктор Фаустусʼʼ - роман о трагической судьбе композитора согласившегося на сговор с чертом не ради познания, а ради неограниченных возможностей в музыкальном творчестве. Расплата – гибель и невозможность любить (влияние фрейдизма!).. Для облегчения понимания романа Т.Манн Е 19.49Т. создает ʼʼИсторию Доктора Фаустусаʼʼ выдержки из которой возможно помогут лучше понять замысел романа.

ʼʼВ случае если прежние мои работы и приобретали монументальный характер, то получалось это сверх ожидания, без намеренияʼʼ

ʼʼМоя книга является в общем-то книгой о немецкой душеʼʼ.

ʼʼГлавный выигрыш - при введении фигуры рассказчика возможность выдержать повествование в двойном временном плане, полифонически вплетая события, которые потрясают пишущего в самый момент работы, в те события, о которых он пишет.

Здесь трудно различить переход осязаемо-реального в иллюзорную перспективу рисунка. Такая техника монтажа входит в самый замысел книгиʼʼ.

ʼʼВ случае если пишешь роман о художнике, нет более пошлого, чем только восхвалять искусство, гений, произведение. Здесь нужна была реальность, конкретность. Мне пришлось изучать музыкуʼʼ.

ʼʼСамая трудная из задач -убедительно-достоверное, иллюзорно-реалистическое описание сатанински-религиозное, демонически-благочестивое, но в то же время нечто очень строгое и прямо таки преступное глумление над искусством: отказ от тактов, даже от организованной последовательности звуков...ʼʼ

ʼʼЯ возил с собой томик шванков 16 века - ведь повесть моя одним беком всœегда уходила в эту эпоху, так что в иных местах требовался соответствующий колорит в языкеʼʼ.

ʼʼГлавный мотив моего романа - близость бесплодия, органическая, предрасполагающая к сделке с дьяволом обреченность эпохиʼʼ.

ʼʼЯ был околдован идеей произведения, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ, будучи от начала и до конца исповедьʼʼ и самопожертвованием, не знает пощады к жалости и, притворившись искусством, одновременно выходит за рамки искусства и является подлинной действительностьюʼʼ.

ʼʼБыл ли прототип Адриана? В том и была трудность, выдумать фигуру музыканта͵ способную занять правдоподобное место среди реальных деятелœей. Он. - собирательный образ.человек, несущий в себе всю боль эпохи.

Я был покорен его холодом, далекостью от жизни, отсутствием у него души.. Любопытно, что при этом он почти лишен у меня здешнего вида, зримости, телœесности.. Тут надлежало соблюдать величайшую сдержанность во здешней конкретизации, которая грозила сразу же принизить и опошлить духовный план с его символичностью и многозначностьюʼʼ.

ʼʼНа эпилог потребовалось 8 дней. Последние строки Доктора проникновенная молитва Цейтблома. за друга и Отечество, которая уже давно мне слышалась. Мысленно перенесся через 3 года 8 месяцев, прожитых мною под напряжением згой книги. В то майское утро, когда в самом разгаре воины взялся я за пероʼʼ.

В случае если предыдущие романы были воспитательными, то в ʼʼДокторе Фаустусеʼʼ воспитают некого. Это действительно роман конца, в котором различные темы доведены до предела: гибнет герой, гибнет Германия. Показан опасный предел, к которому пришло искусство, и последняя черта͵ к которой подошло человечество.

Тема 4. Английская литература рубежа веков и I половины 20 века.

1. Общественная ситуация и Философские основы литературы рубежа веков. Общественная ситуация периода - под влиянием кризиса викторианства (время правления королевы Викторин 1837-1901) его критикуют как систему духовных и эстетических ценностей. Великий компромисс между аристократией и буржуазией не принœес гармонии. В период 1870-1890 Великобритания вступает в стадаʼʼ империализма, что ведет К обострению политической, социальной активности, а также поляризации социальных сил, подъему рабочего движения. Активизация реформистских: идей привело к появлению социалистического настроя (фабианское общество). Англия участвует в колониальных войнах, явившихся следствием потери мирового престижа.

Участие в Первой мировой войне. 1916 - восстание в Ирландии, перешедшее в гражданскую войну. Как следствие событии ‣‣‣ появление литературы ʼʼпотерянного поколенияʼʼ .Олдинггок ʼʼСмерть герояʼʼ и модернистской литературы, приоритетное направление которой – эксперимент с формой.

Литературы в эпоху рубежа веков были следующими:

Популярность идей Г.Спенсера (социальный дарвинизм), отличающихся от викторианских норм и обеспечивавших человеку с обществом, (Биологическое понимание общественных законов, натуралистическая источника искусства - в потребностях психики, понимание искусства как части игры, которая ставит человека в один ряд с животным).

* Теория Д. Фрейзера (зав кафедрой социальной антропологии). В его работе ʼʼЗолотая ветвьʼʼ- обоснована эволюция человеческого сознания от трагического к религиозному и научному. Теория уделяла внимание особенностям примитивного сознания. Имела большее влияние на развитие модернистской литературы.

* Концепция искусства и красоты Джона Раскина, послужившая основой эстетизма. В работе ʼʼЛекции об искусствеʼʼ (1870) говорил о том, что прекрасное - объективное свойство

* Учение З.Фрейда и других философов нового времени

Интеллектуальный роман в немецкой литературе - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Интеллектуальный роман в немецкой литературе" 2017, 2018.

Термин «интеллектуальный роман» был впервые предложен Томасом Манном. В 1924 г., в год выхода в свет романа «Волшебная гора», писатель заметил в статье «Об учении Шпенглера», что «Исторический и мировой перлом 1914-1923 гг. с необычайной силой обострил в сознании современников потребность постижения эпохи, и это определенным образом преломилось в художественном творчестве. «Процесс этот, – писал Т. Манн, – стирает границы между наукой и искусством, вливает живую, пульсирующую кровь в отвлеченную мысль, одухотворяет пластический образ и создает тот тип книги, который…может быть назван «интеллектуальным романом». К этому типу от относит работы Ницше. Именно интеллектуальный роман стал жанром, впервые реализовавшим одну из характерных особенностей реализма 20 в. – обостренную потребность в интерпретации жизни, ее осмыслении. У немцев это: Т. Манн, Г. Гессе. У нас: Булгаков. У американцев: Фолкнер, Вулф.

Многослойность, многосоставность, присутствие в едином художественном целом далеко отстоящих друг от друга пластов действительности стало одним из самых распространенных принципов в создании романов 20 в. Манн членит действительность на жизнь в долине и на Волшебной горе. Первая половина 20 века выдвинула миф – порождение далекой давности, освещающей повторяющиеся закономерности в общей жизни человечества.

Поэтика: Внутреннее напряжение в немецком философском романе во многом рождается именно тем явственно ощутимым усилием, которое нужно, чтобы держать в цельности, сопрягать реально распавшееся время. Сама форма насыщена актуальным политическим содержанием: художественное творчество выполняет задачу прочерчивания связей там, где как будто бы образовались разрывы, где будто свободна от обязательств перед человечеством, где она существует по видимости в своем обособленном времени, хотя реально она включена в космическое и «большое историческое время» (М. Бахтин)

Образ человека стал конденсатором и вместилищем «обстоятельств» – некоторых их показательных свойств и симптомов. Душевная жизнь персонажей получила могучий внешний регулятор. Это не столкло среда, сколько события мировой истории и общее состояние мира.

Время, изображенное в романе – эпоха, предшествовавшая первой мировой войне. Но насыщен этот роман вопросами, обретшими острейшую актуальность после войны и революции 1918 г. в Германии.

21. Жизненный и творческий путь Г. Гессе. Жанр, сюжет, принципы композиции романа "Степной волк". Поэтика финала.

Для творчества Гессе характерен уход от реальности, поиски своего внутреннего «я», созерцательность и описательность. Он не призывает к активным действиям, он только показывает действительность такой, как она ему видится и тем самым заставляет нас задумываться над проблемами бытия, «будит беспокойство, заснувшую совесть и активизирует разум», дает «свободу думать самим и самим находить свой путь».



Степной Волк

В центре стоит не традиционный герой, а больной, запуганный, разрываемый в разные стороны человек. Гарри Галлер принадлежит к поколению, жизнь которого пришлась на период “между двумя эпохами”. Он воспринимает свое время как эпоху глубокого кризиса”. Для Гарри его эпоха - время крушения идеалов, и к этой эпохе он испытывает отвращение. Гарри ненавидит бюргерство и горд тем, что он не бюргер, но он все же живет среди бюргеров, имеет сбережения в банке, платит налоги и тд.

В “Предисловии” издателя, написанного от имени племянника хозяйки дома, в котором жил Степной волк, дается информация о внешней жизни Гарри Галлера. Быт, повадки, привычки. Повествование от первого лица идёт в записках Гарри Галлера. Здесь Гарри говорит о себе сам - и тут рядом с миром реальным возникает символический образ магического театра -царства вечных ценностей, где обитают бессмертные(конкретно в его случае- Моцарт, Гете). Повествование в этой части романа сочетает в себе лирическую исповедь, рефлексию и аллегорические видения героя. В поисках самого себя Гарри переступает порог “магического театра”.В этом театре Галлер ищет средства преодоления духовного кризиса. Следует отметить несколько автобиографических фактов, нашедших прямое отражение в романе. Во-первых, это психоаналитические беседы писателя с учеником Юнга доктором И. Б. Лангом, имевшие место вначале 1926 г. Они повлияли на описание в романе поисков путей и средств преодоления духовного кризиса, в котором находились как сам писатель, так и его герой. Далее. Мир «элементарных» чувств. Гессе специально брал уроки танца, часто появлялся на карнавалах и маскарадах Цюриха. Атмосфера эротики и экстаза, пережитая Гессе на одном из таких ночных балов в гостинице, воспроизведена в романе в сценах маскарада в залах «Глобуса».

Финал показывает нам, что у человека и волка есть примирительный выход - юмор.Гессе рассматривает юмор как воздушный мост, перекинутый через пропасть между идеалом и действительностью, как одно из средств примирения противоположностей.