Кто из известных людей фаталисты. Фаталисты и фатализм — это мы сами творим свою судьбу или лишь следуем предначертанному. Смотреть что такое "Фатализм" в других словарях

«Фаталист» – ключевая новелла «Героя нашего времени». Вся она пронизана философским подтекстом об общественном и нравственном долге, о смысле и цели жизни, о том, кто же правит жизнью – человек ли, Бог или судьба? В «Фаталисте» говорится о том, что «мусульманская» вера в судьбу парализует «волю и рассудок», перекладывая ответственность за совершенные поступки с отдельной личности на «небеса», на которых будто бы «написана» судьба каждого человека.
В критической литературе существует мнение, что завершающая роман «Герой нашего времени» новелла «Фаталист», как и «Тамань», были написаны Лермонтовым значительно раньше и первоначально задумывались как самостоятельные произведения. Но потом, в процессе работы над романом, Лермонтов, так сказать, задним числом включил эти новеллы в произведение. Об этом свидетельствует некоторая несхожесть личности Печорина в «Фаталисте» с тем, как она обрисована в других частях романа. Но суть не в этом. «Фаталист» нужен был Лермонтову для полного изображения портрета своего поколения. Здесь он философски обобщает созданную удручающую картину современных ему нравов. Устами Печорина Лермонтов называет себя и свое поколение жалкими потомками, скитающимися по земле «без убеждений и гордости, без наслаждения и страха», неспособными больше к великим жертвам ни для блага человечества, ни даже для собственного, счастья.
На первый взгляд подобные абстрактные рассуждения Печорина и правда могут показаться несвойственными привычному образу Печорина из новеллы «Княжна Мери» и других. Но это только на первый взгляд. Между тем, это один и тот же Печорин, раскрывающийся в каждой новелле «Героя нашего времени» в новом качестве, в соответствии с новым внутренним конфликтом. Лермонтов дает не статистический образ Печорина, а серию его портретов, поданных в разных ракурсах.
Содержание «Фаталиста» вроде бы незамысловатое. Печорин по делам службы попадает в казачью станицу. Чтобы скоротать время и убить скуку двухнедельной командировки, по вечерам играет с местными офицерами в карты. Однажды, засидевшись у майора С., заговорили о судьбе человека, по мусульманскому поверью, будто бы написанной на небесах. Одни высказывались в пользу этой теории, другие напрочь ее отвергали, и тут поручик Вулич, серб по национальности, предложил перейти от пустых споров к делу. Чтобы доказать, что предопределение свыше существует, он принял пари Печорина, снял со стены пистолет, взвёл курок и насыпал на полку порох. Доказывать он решил на самом себе. Его мысль была такова: если предопределение существует, то вряд ли ему суждено умереть именно сейчас, от пистолетного выстрела. Скорее всего он умрет как-нибудь иначе, судьба его уже «написана на небесах», а коль так, – нечего бояться сейчас пули – всё равно он останется невредим. И как это ни странно, пари он выигрывает.
Наружность поручика Вулича вполне соответствовала его характеру. Помимо Печорина, это второй главный: герой «Фаталиста». Вулич не боролся с природными склонностями, а был их пленником. В новелле читаем: «Была только одна страсть, которой он (Вулич – П. Б.) не таил: страсть к игре. За зелёным столом он забывал всё и обыкновенно проигрывал; но постоянные неудачи, только раздражали его упрямство».
Это был храбрый, скрытный человек, несколько напоминавший самого Печорина. Принадлежал к тому же поколению, то есть к «жалким» наследникам героических времён, лишенным веры и цели жизни. Но Вулич не жаловался на судьбу, а довольствовался тем, что постоянно бесцельно дразнил и испытывал ее, не сомневаясь в ее безраздельной власти над человеком. Это убеждение и поддерживало его склонность играть собственной жизнью. Вулич – игрок по натуре. Он «самодовольно» улыбается после осечки пистолета, приставленного к собственному виску. «Это лучше банка и штосса», – говорит он с некоторой долей самолюбования Печорину. Вулича постоянно каким-то фатальным образом тянет рисковать.
Перед тем, как Вулич спустил курок, на Печорина нисходит некое тайное мистическое озарение, и он вдруг по лицу первого, хранящего странный отпечаток неизбежной судьбы, понял, что тот должен нынче умереть. И догадка Печорина подтвердилась. Вулича, по пути домой, убивает пьяный казак. Причем Вулич сам, собственным неуместным вопросом, провоцирует нападение. Это ли не предопределение!
Зарубивший Вулича казак запирается в пустом доме, и тут уже Печорин, подобно Вуличу, испытывает судьбу. Он врывается в дом через окно и обезоруживает казака.
Стиль «Фаталиста», как и остальных новелл романа, многозначен. С одной стороны, все высказывания персонажей строго подчинены развитию диалога, с другой стороны эти же высказывания звучат как самостоятельные афоризмы, имеющие общечеловеческое значение. В «Фаталисте» заложен очень глубокий философский подтекст. Все коллизии сгущены и сконцентрированы. Описаны три смертельные схватки с судьбой. Удачный эксперимент Вулича с выстрелом себе в висок трезво объяснил Максимыч, сославшись на то, что «азиатские курки часто осекаются, если дурно смазаны или не довольно крепко прижмешь пальцем». Второе испытание стоило Вуличу жизни. «Чёрт же его дернул ночью с пьяным разговаривать!..» – справедливо сокрушается Максим Максимыч. Из этого становится ясно, что в смерти Вулича повинен прежде всего он сам, а не судьба. И наконец, в сцене захвата пьяного казака Печориным видна прежде всего тщательная подготовка и продуманность операции. Печорин взвесил каждый жест при нападении. Перед этим изучил ситуацию, заглянув в хату через щель ставни, составил план действий, поместив у дверей троих казаков и поручив есаулу отвлекать внимание осажденного. Выбрав подходящую секунду, Печорин оторвал внезапно ставень и бросился в окно «головой вниз», что и обусловило промах казака, выстрелившего наугад. Цель всего этого подробного описания – ответить на одну из главных проблем всего романа: кто хозяин жизни на земле, слепая судьба или человек? Лермонтов доказывает, что – человек. Хотя, как мне кажется, ему были не чужды и некоторые мистические настроения. Соприкасаясь ежедневно со смертью – ведь идет война с горцами – волей неволей задумаешься о судьбе. Будешь сопоставлять: почему миновала тебя смерть в этом бою и минет ли в следующем? От чего это зависит: от собственной ловкости или от простого везения? Случайно ли всё это или имеет определенную систему? Я имею в виду принцип выживания в бою: кто остается в живых, и кто погибает?
Ответ ясен: конечно, многое зависит от самого человека, от его ловкости и умения. Но не исключена и доля везения, то есть некоторое частичное вмешательство судьбы. Пусть даже совсем незначительное. Лермонтов как бы говорит, что, если и есть предопределение свыше, то человек всё равно волен пойти наперекор судьбе и победить. Это и доказано поступком Печорина, когда он разоруживает пьяного казака.
В «Фаталисте» всё закручено вокруг темы судьбы, предопределения. Эта тема находит разное фразеологическое выражение в языке разных персонажей новеллы. Принципу разностороннего освещения всё той же проблемы предопределения подчинено и быстрое, почти молниеносное развертывание сюжета в композиции «Фаталиста». Повествование всё время удерживает внимание читателя в напряжении. В коротенькой вещи заключена поистине огромная энергетическая потенция.
В «Фаталисте» всё не случайно, всё работает на тему предопределения. Даже то обстоятельство, что поручик Вулич – серб по национальности, тоже не случайно. Это так же из области предопределения. Именно то, что Вулич – иностранец, помешало ему найти неуловимые оттенки в обращении, которыми люди одной национальности обычно пользуются почти интуитивно. Вежливая предупредительность серба в обращении к пьяному казаку была неуместна. Казак воспринял это как барскую снисходительность. Вопрос: «Кого ты, братец, ищешь? » уже предполагал ответ: «Тебя».
Но и для казака Вулич стал, так сказать, предвестником судьбы. Ведь, зарубив офицера, тот тем самым подписал себе смертный приговор. Видно, у этого казака на роду было написано умереть «на плахе». Судьба же привела его и в пустой дом, где он заперся. Будь иначе, казак бы попытался скрыться из станицы и тем сохранить себе жизнь. Но он не противился судьбе. Перебранка с есаулом, уговаривавшим казака покориться судьбе и его отчаянный ответ: «Не покорюсь!», шли как раз таки от бессилия и покорности судьбе. Всё это, видно, понял Печорин, решивший испытать и свою судьбу, поимкой запершегося в хате казака.
О «Фаталисте» можно еще говорить много, в этой коротенькой новелле материала для размышлений на целый роман. Темой предопределения не исчерпывается её содержание. Здесь и взаимоотношения казаков и офицеров, тех же господ и холопов, и кавказская война, уже сама по себе, без всяких фаталистических напластований, вызывающая глубокий интерес, как исторический факт, и новое увлечение Печорина хорошенькой дочкой старого урядника Настей, о которой упомянуто лишь вскользь, и многое другое.
Из всего сказанного воочию представляешь, какого мастера художественного слова лишилась Россия в то время, и что бы Лермонтов мог ещё создать, не оборвись его жизнь столь рано. Воистину, это была бы фигура масштаба Льва Толстого, и приходится только сожалеть и догадываться, какую бы «Войну и мир» он написал.
«Фаталист», как это ни странно, в наше время звучит весьма современно. Всегда в смутные времена оживает в обществе вера в сверхъестественные силы, в судьбу и предопределение. Первый всплеск этого интереса возник в России в начале этого века, но затем мистические веяния были прерваны разгулом коммунистического мракобесия после семнадцатого года.
Тем и отличается крупный художник слова, что он своими произведениями заглядывает далеко вперед. Произведения настоящего таланта всегда современны и актуальные. Только посредственности пишут на злобу дня.
Новеллой «Фаталист» Лермонтов положил начало популярной отечественной мистической беллетристике. И это не просто литература, досужее фантазирование, – а подступы к научному пониманию фатальных явлений действительности. Это взгляд в науку XXI века, вероятно, откроющую завесу над многими таинственными явлениями современной жизни.

Фатализм – это философское течение, утверждающее, что каждое действие неизбежно, детерминировано судьбой. Значение слова фатализм раскрывается через свой корень fatalis, в переводе с латинского означающий рок, предопределенность. Фатализм простыми словами есть вера в необходимость, неотвратимость происходящего с человеком.

В отдельном смысле можно соотнести фатализм с , поскольку следуя этому мировоззрению, человек не предпринимает попытки изменить судьбу в ее негативные моменты, а покорно следует злому року. В философии значение слова фатализм раскрывается через представление, что события любого рода уже запечатлены до нас, наперед, а в нашей реальности им свойственно лишь обретать свое проявление.

Что такое фатализм?

История фатализма в Новое время связана с историей детерминистического подхода. Наиболее четко этот подход выражается в философии жесткого детерминизма, яркими представителями которого были Спиноза и Лейбниц.

Фатализм в связи с детерминизмом утверждает причинность, которая обусловлена действиями вселенной. То есть фатализм простыми словами говорит, что законы вселенной нельзя обойти, даже если что-либо кажется человеку несправедливым, он хочет это изменить, то его желание тщетно и не сможет реализоваться, так как против хода мироздания невозможно пойти.

Спиноза считал, что отдельный человек для мироздания лишь пылинка, поэтому бессмысленно ожидать того, чтобы пылинка взяла на себя храбрость и была способна распоряжаться собой.

Фатализм, что это простыми словами? Фатализм можно обозначить единственным словом – судьба. Это видение в наиболее ярком формате прослеживается также в философии стоиков – направлении, родившемся в период заката, упадка древнегреческой философии, перекрестия древнегреческих и уже римских идей. Стоики полагали, что нужно покориться судьбе – своему фатуму, который преследует любого, и нельзя от него отказаться.

Стоики придумали очень яркое сравнение, которое вызывает в живые реакции: «Идущего, судьба ведет, а упирающегося волочет крючьями». Такие крючья натуралистично показаны в фильме «Страсти Христовы» – они являют собой палку с привязанными к ней несколькими кожаными веревками, на конце каждой закрепляется крюк. При бичевании такие крюки загоняются под кожу, вырывая из тела человека куски мяса.

Смысл этой фразы, которую используют стоики, предельно прост: у каждого человека уже прописана судьба, целиком и полностью предрешена жизнь, изменить событие в этом предначертанном ходе невозможно и бессмысленно. Дальше все зависит уже только от нашего отношения: относиться ли легко, спокойно, бесстрастно к ударам судьбы, принимать ее полностью вплоть даже до и безразличия к ней, либо бороться и быть несчастным.

Что значит покориться судьбе? Это не вторгаться в порядок вещей, который мы наблюдаем. Стоики считают, что человек в любом случае пойдет по судьбоносному пути, а вопрос лишь, как он пойдет: быстро и с легкостью, даже пользуясь помощью судьбы, либо будучи недовольным ею, с большими препятствиями и проблемами.

Примеры фатализма

Громкие примеры следования мировоззрению о всеобщей предопределенности предоставляет нам мировая история фатализма. Стоит сказать, что в отдельном смысле фатализм великих людей всегда связан с гордостью, их сильной открытой позицией, не позволяющей им попытки спастись от событий, которые признали судьбоносными.

Например, Юлий Цезарь отвергает предостережения своего прорицателя Спуринны «остерегаться мартовских ид» и собственной жены Кальпурнии, видевший во сне, что его зарезали в форуме. Но невзирая на эти предостережения, Юлий Цезарь не только идет в форум, но еще и не берет телохранителей, а в итоге оказывается окружен десятками заговорщиков, которые убивают его.

Подобную гордость и несгибаемость продемонстрировал и король Швеции Густав III, который перед знатным балом ужинал с фаворитами и получил весть о готовящемся прямо на балу покушении. Как и Юлий Цезарь, Густав отказался взять стражу, и даже отклонил просьбы фаворитов одеть кольчугу под праздничную одежду, сказав: «Если кто-то хочет меня убить, то лучшего места, чем здесь, ему не найти». Хотя бал был маскарадом, и все танцующие облачились в маски, король дал себя узнать благодаря массивному кресту ордена, который носили только королевские особы и не снял. По ордену был узнан убийцей, протолкавшимся сквозь толпу и за спиной короля вытащивший пистолет. Густав заметил это и повернулся, выстрел попал вместо сердца лишь в ногу, что, однако, все равно привело к смерти короля через 13 дней от заражения через рану, поскольку пистолет был заряжен мелкой дробью и обойными гвоздями с ржавчиной, принесших инфекцию. Несмотря на огромные шансы выжить, король не смог уклонился от запланированной для него смерти – в этом снова роль фатализма?

Еще одним ярким примером фатализма и фаталистического взгляда на жизнь был барон Унгерн. О его отваге уже при жизни ходили легенды. Его не могла сразить в бою ничья пуля, он бросался на своего врага без тени . После одного боя в одежде, сбруе коня, обуви и сумках нашли следы более чем от 70 пуль, ни единая из которых не ранила барона. В эту избранность барон поверил и сам и нанял несколько гадалок и предсказателей в свою свиту. Зная веру Унгерна в судьбу, этим воспользовался денщик Бурдуковский, который подкупил одну из гадалок за свидетельство барону, что он сможет жить, доколе будет жив Бурдуковский.

Бурдуковский тотчас же получил особое внимание от барона, его оберегали так, словно в нем содержалась жизнь Унгерна. Однако несколько позже та же гадалка предсказала Унгерну то, что жить ему осталось всего 130 дней. Эту весть подтвердили и другие прорицатели – два монаха предсказали тот же срок, кинувши кости. Унгерн поверил, вера барона подкреплялась также тем, что число 130 он видел для себя роковым, ведь оно составляло 10 раз по 13.

На протяжении 130 дней еще не единожды Унгерн был на волос от гибели. В войсках был сильный разлад, барона пытались убить как враги, так и собственные офицеры. Был организован заговор, и заговорщики вторглись в палатку барона, однако Унгерн в это время был в соседней палатке. Услышав стрельбу и высунувшись, был замечен, по нему открыли стрельбу в упор. Но барон спасся тем, что смог юркнуть в кусты. Позднее целый полк барона решил бежать, и Унгерн выехал полку наперерез, а офицеры полка открыли по барону стрельбу. И снова, несмотря на крайне малое расстояние, никто не смог достичь своей пулей цели, Унгерн повернулся и ускакал, таким образом спасшись.

Унгерн был предан даже своими монголами, которые верили в него словно в «бога войны». Повязав и, оставив в палатке Унгерна, сами пустились во все стороны, дабы согласно поверью духи не нашли, кого преследовать. И так его обнаружил и взял в плен красный разъезд. Барон в плену пытался неоднократно покончить с жизнью с помощью яда и удушения, однако ампула яда потерялась, а конский повод, который Унгерн хотел использовать как удавку – оказался слишком коротким. По истечению отведенного гадалкой и монахами срока барон был все-таки казнен. В сохранившихся протоколах допросов есть запись, что Унгерн посчитал себя уверенным фаталистом и свято верил в судьбу.

Фатализм, как явление, основан на вере. Согласно теории фатализма всё на свете предопределено. Бытие прописано заранее, и в мире не бывает случайностей.

Последователей такого мировоззрения называют фаталистами.

Фаталист – это человек, совершенно уверенный в том, что всё в мире неизбежно и неотвратимо, а также регламентировано самой судьбой.

Обстоятельства бывают сильнее нас. Не надо быть фаталистом, чтобы понять это...
Александр Беляев. Продавец воздуха

Мировоззрение фаталиста

Фаталист – это человек, не способный возложить ответственность на свои плечи. По мнению такого субъекта события его жизни прописаны, как программа у компьютера, и попытки что-то изменить всегда тщетны.

С точки зрения психологии человек, верящий в судьбу, строит свою жизнь, как наблюдатель. Жизнь фаталиста похожа на течение реки. Такие люди уверены в том, что течение нельзя изменить, оно непременно приведет к источнику, поэтому пытаться – сродни сумасшествию. Фаталистов нельзя назвать двигателями прогресса, зато в храбрости и стойкости им не откажешь.

Все фаталисты верят в рок или фатум. Эти понятия для них святы. Отсюда проистекает и само название мировоззрения. Ведь с английского корень слова «фатализм» переводится, как судьба, а на латыни имеет значение «роковой».

Фаталисты, живущие с верой в судьбу, имеют свой уникальный набор убеждений. Эти убеждения можно выразить следующим образом:

  • Не ждать хорошего от жизни. Здесь фатализм тесно перекликается с пессимизмом;
    Не пользоваться своим правом выбора. В выбор, как таковой, представители мировоззрения попросту не верят. Они считают выбор лишь иллюзией тех, кто не видит глобального замысла бытия;
    Не воспринимать случайность всерьез. Ведь, по мнению фаталистов, все прописано в судьбе, поэтому все неотвратимо, а случайностей не существует;
    Не нести ответственность за поступки. Фаталист тут выступает обычным инструментом в руках судьбы, и не возлагает на себя ответственность за свое поведение;
    Верить в предсказания и суеверия. Такие люди обожают ходить к гадалкам, чтобы заглянуть в свое будущее.
Современный фаталист, кто это? Убежденный пессимист? Или человек, который не может выдержать даже малейшей ответственности? Скорее всего, для определения человека-фаталиста верно определение пессимиста, не желающего брать на себя ответственность. Но в глазах общества такой индивид может выглядеть иначе.

ПЛЮСИ и МИНУСЫ фатализма

Помните Юлия Цезаря, который знал о своей страшной участи, но ослепленный гордыней и верой в судьбу, просто пришел на встречу к своим убийцам? Основная отличительная черта, которой наделено большинство фаталистов – это гордыня. Подобное качество можно отнести к минусам фатализма. Поэтому фаталист – это человек, который из-за собственной гордыни легко подвергает себя и окружающих опасности. Иногда гордиться испытаниями, посланными судьбой.

Еще один минус веры в фатум – ослабленное критическое мышление. Такое мышление у индивида, верящего в рок, или вовсе не развито, или подавлено. Здесь фаталист в психологии – это человек, который с детства не научился справляться с жизненными трудностями по разным причинам. В детстве человек слишком сильно ориентированный на мнение окружающих и потерявший веру в свои силы, теряет адаптивность и начинает думать, что все его попытки действовать самостоятельно обречены на провал.

Несомненным плюсом этой теории считается смирение перед происходящим в жизни. Человек фатума искренне верит в неотвратимость, а значит, меньше беспокоится о последствиях, легче переносит невзгоды. Сохраняет веру в собственное доброе начало при любых обстоятельствах.

Фаталист: несколько оттенков мировоззрения

Не все фаталисты верят в фатум одинаково. Убеждения этих людей можно условно разделить по следующим критериям:
  • Бытовой фатализм. Субъекты, ему подверженные, в обычных неурядицах и стрессах винят окружающих и враждебные высшие силы. Стресс у них вызывает агрессию, направленную вовне. Они, часто, верят в порчу и сглаз;
    Теологический фатализм. По мнению последователей этого направления все в мире божественно. Каждый выполняет ту программу, которую заложил в него Бог. И у жизни на Земле есть грандиозный план, в котором люди – лишь винтики;
    Логический фатализм. Отличается от двух вышеприведенных верой в причинно-следственную связь. Роль Бога здесь выполняют причины, которые послужили толчком для цепочки произошедших событий.

    Логический фатализм берет свое начало в Древней Греции. Именно такой философии придерживался Демокрит. Многие современные люди являются логическими фаталистами, также отвергая возможную спонтанность происходящих с ними событий.

Фатализм в истории: примеры

Если рассматривать фатализм в обширном смысле, то согласно этой теории вселенские законы обойти нельзя. Человек в системе мировоззрения фатализма рассматривается, как песчинка в огромной пустыне. И эта маленькая песчинка не в силах изменить ход глобальных событий и отдельно взятых судеб.

В истории яркими представителями течения судьбы были Густав Третий и барон Унгерн:

Хорошо это или плохо – верить в судьбу?

Ответ зависит от степени веры и ее окраски. Вера в положительный исход придает сил, создает потрясающий эффект самовнушения, помогающий победить болезни и невзгоды.

Пессимистичный настрой, напротив, отравляет жизнь, делая человека слабым. А слабый человек – это потенциальная жертва. Так можно объяснить тот факт, что с фаталистами происходит больше негатива, ведь весь их облик и образ жизни притягивают к ним непорядочных и опасных людей.

Современный фаталист – это человек, уверенный в своих силах?

В какой-то степени это утверждение верно. Ведь фаталист считает, что все, что уготовила для него судьба, он пережить сможет. Но только пережить, пытаться менять реальность под себя этот человек не станет.
Как выглядят современные фаталисты?

Образ такого человека немного мистичен и тосклив. Особенно, если судьба не балует его подарками. Настоящий фаталист, краткое описание которого кроется в слове «покорность», в современном мире слывет аутсайдером, бегущим от жизни. И если раньше иметь подобное мировоззрение было модно, то теперь оно считается нежизнеспособной утопией.

Подводя итоги, можно сказать, что фаталист – это человек, не умеющий принимать вызовы от окружающего мира и не способный решать проблемы.

Никто из сделавших правильный и мудрый выбор никогда бы не отнес его на счет судьбы; единственный реальный фаталист - тот, у кого все из рук вон плохо.
Фатализм не приносит утешения. Верящий в судьбу лишен возможности крикнуть: «Да пошли вы, с меня хватит», - потому что он знает, что рожден трусом и лишь вопрос времени - то, когда он сдастся, не удивив этим никого, даже себя.
Хантер Томпсон. Ромовый дневник


Интересно ваше мнение, считаете ли вы фатализм негативным явлением в современном мире?

Здравствуйте, уважаемые читатели блога сайт. Тест. Вы попали в сложную жизненную ситуацию (со всеми бывает). По-вашему, это воля (перст) судьбы или же вы сами (или кто-то еще) виноваты в том, что произошло?

Вы будете выискивать знаки, которые подскажут куда нужно двигаться дальше, или будете принимать решение о выходе из сложной ситуации самостоятельно?

Проще говоря: вы фаталист или реалист?

Фаталист - кто это такой?

Фаталист (от латинского слова «fatalis» – роковой) — это человек, который верит в судьбу (ее неотвратимость) и беспрекословно ей покоряется. Он считает, что невозможно что-либо изменить, поэтому даже не стоит пытаться и прилагать усилия. Хорошо иллюстрирует такую жизненную позицию выражение — «чему быть, того не миновать».

Человек с такой жизненной позицией перекладывает ответственность за свои действия на волю рока, фатума (предопределенность) или бога. Поэтому он способен только стоять в стороне и смотреть в бездействии на происходящее. Все проблемы переносят со смиренностью (стоически) вместо того, чтобы что-то поменять в своей жизни и больше не попадать в подобные сложные ситуации.

Люди, исповедующие фатализм (учение о неизбежности событий, ибо им суждено произойти), беспрекословно соблюдают одно правило: плыть по течению, которое создаёт судьба, и не сопротивляться. У них присутствует «здоровый» скептицизм (граничащий с пессимизмом) по поводу того, что «рыпаясь» (проявляя инициативу) мы не может что-то глобально изменить.

Такая позиция характеризует – безынициативную и безамбициозную. И да, я именно такой человек. Уж, так вышло. Причем чем старше я становлюсь, тем больше нахожу этому подтверждений. Фатальный — это значит неотвратимый, неизбежный. А каков итог нашей жизни? Вот именно, «фатальный конец». Так почему в начале или посередине должно быть иначе?

Безвольная амеба или не все так плохо?

Да, при такой жизненной парадигме () страдает волевая сфера человека. Остальные ведь считают, что должны делать свой личный выбор и поворачивать жизнь туда, куда им хочется — требуется лишь иметь сильную волю и чётко поставленную цель, к которой стоит стремиться. Фатализм же этого всего не предполагает (волю тренировать не на чем).

Но все не так печально, как кажется. Фаталист не будет стоять на рельсах в ожидании поезда (ибо так предопределено), равно как и в других подобных ситуациях он проявит волю и сделает шаг в сторону от грозящей ему опасности. Его фатальность проявляется не в конкретных бытовых вещах, а вообще в отношении к жизни .

С точки зрения такого человека (по сути, с моей точки) мы мало что может реально поменять. Да, можно активно сопротивляться судьбе (уехать из провинции, перебраться в другую страну, сменить работу) и даже будет казаться, что у вас все получается именно благодаря вашей инициативности.

Возможно, но не факт, что это приведет вас к чему-то лучшему. В провинции вы могли влюбиться, в своей стране встретить друга, а на старой работе может оказаться работать лучше, чем на новой. От добра добра не ищут, люди говорят.

Что приводит к фатальному восприятию мира

Станет ли человек фаталистом – это зависит от воспитания и дальнейших жизненных перипетий. Если родители сильно опекали ребенка, не давая самостоятельно решать сложные ситуации, то он не получит жизненный опыт и не будет уметь решать возникающие проблемы.

Когда он вырастает, то будет больше прислушиваться к мнению других, а не руководствоваться собственным, ибо он так привык с детства. Естественно, что в такой ситуации очень легко будет все списать на рок (фатум, неотвратимую судьбу).

К фатальности в поведение может привести и низкая самооценка, которая могла сформироваться от воздействия различных факторов. Например, от неуважения в кругу семьи и среди сверстников до наличия дефекта, который создавал комплекс неполноценности. Человеку неуверенному в собственных силах легче пустить свою жизнь «на произвол судьбы».

Портрет фаталиста

Если подвести итог, то это тот, кто:

  1. думает, что вокруг всё предрешено, и череда событий – это неслучайность;
  2. имеет пессимистическое мышление, поскольку нельзя избежать проблем при пассивном подходе;
  3. не верит в собственные возможности и силы, ибо судьба сильнее;
  4. не возлагает на себя ответственности за всё, что с ним случается (злой рок);
  5. часто суеверен – верит в гороскопы и другие предсказания, поскольку оно уже где-то сформировано.

Получается, что это мой портрет, но вот только я себя в столь черном цвете почему-то не воспринимаю. Ну, да ладно.

Виды фатализма

Когда психологи детально изучали данную идеологию, то они выделили несколько различий и решили, что не так все однозначно и имеется как минимум 3 вида фатализма:


Примерно так, но возможны и промежуточные варианты и ответвления.

Примеры из истории и литературы

Для того чтобы лучше понять, как ведут себя завзятые фаталисты , можно рассмотреть «королевский» пример. Густав III узнал о заговоре против него – его банально хотели убить. Поэтому он отправился на бал-маскарад с мишенью на груди, где в него и запустили стрелу, от которой он умер спустя некоторое время. Хотя по мне, это больше на мазохизм смахивает.

Еще пример. Некий генерал Унгер верил в предсказания и часто ходил к гадалке. Ее же подговорили ему сказать, что он, дескать, проживёт столько же, сколько и барон – его друг. Поверив в судьбу, генерал выделил охрану и стал беречь барона больше, чем самого себя. Но это, скорее, к суевериям имеет отношение.

В конце концов, можете изучить пятую часть «Героя нашего времени» Михаила Юрьевича Лермонтова. Она так и называется – «Фаталист». Автор раскрывает свою точку зрения на эту идеологию жизни, отношение к ней и другие аспекты. Может быть, они совпадут с вашими или же вы после этого смените свою точку зрения? Кто знает...

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога сайт

посмотреть еще ролики можно перейдя на
");">

Вам может быть интересно

Что такое лесть - значение этого слова и почему вам льстят Хайпожор - кто это такой Харизма - что это такое и можно ли ее развить, чтобы стать харизматичным человеком Филантроп - что это за человек и что такое филантропия Что такое эгоизм и эгоцентризм - в чём между ними разница Что такое ностальгия и каковы причины ее возникновения Кто такой оппонент: значение слова и примеры его употребления