Некролог майе кристалинской. Кристалинская майя владимировна Муж майи кристалинской

В конце 20-х годов у Владимира Кристалинского и его жены родилась девочка, которую они назвали Майей. Но ребенок прожил всего два года. Горе родителей было безутешным, и когда 24 февраля 1932 года снова родилась девочка, ее тоже назвали Майей. Она-то и станет знаменитой певицей.

Ее отец зарабатывал на жизнь тем, что сочинял и создавал головоломки и шарады для различных изданий. Муж его сестры работал режиссером в музыкальном театре, он-то и подарил маленькой Майе гармошку, на которой она самостоятельно выучилась играть. А еще она любила петь.

Училась девочка хорошо, ей давались и математика, и литература, и иностранный язык. В конце концов она оказалась в хоре ЦДДЖ (Центрального Дворца детей железнодорожников), которым руководил сам И.Дунаевский. Выпускным июньским вечером 1950 года на Манежной площади Майя решилась спеть для случайной публики. Пела «Друзей-однополчан», «Синий платочек» и другие песни недавних военных лет. Следующие ее выступления перед публикой состоялись, когда Майя уже училась в Московском авиационном институте и, конечно же, активно участвовала в студенческой самодеятельности.

Отработав после института на авиационном заводе в Новосибирске, Майя вернулась в Москву и стала трудиться в конструкторском бюро Яковлева, продолжая участвовать в самодеятельности на этот раз в эстрадном ансамбле ЦДРИ (Центрального Дома работников искусств). И тут, на счастье начинающей певицы, в Москве прошел Всемирный фестиваль молодежи и студентов. Выступления Кристалинской на площадках фестиваля были замечены. Очень благосклонно коллегами и весьма злобно партийной публицистикой. В статье «Музыкальные стиляги» ансамблю, с которым выступала Майя, сильно досталось. Однако, как говорится, ход истории не остановишь.

В 1957 году певица вышла замуж за одного из своих поклонников молодого медика Аркадия Арканова, ставшего впоследствии известным писателем-сатириком. Но брак их оказался недолгим - уже через год они разошлись. Слишком многое в её и его судьбе в это время резко менялось.

Кристалинская уже получала известность в музыкальных кругах, совмещая работу в конструкторском бюро с выступлениями на эстраде. Госконцерт предложил ей гастроли по Закавказью: Баку, Тбилиси, Ереван. Горячая южная публика приняла певицу с восторгом. Она получает в столице предложение стать профессиональной артисткой и вскоре выступает с прославленными джаз-оркестрами Олега Лундстрема и Эдди Рознера.

Города и публика сменяли друг друга, одна за другой выходили пластинки. Песни «Тишина», «Царевна-несмеяна», «Возможно», «В нашем городе дождь», «У тебя такие глаза», «Спасибо, аист», «Скоро август» и десятки других в исполнении Кристалинской обожала вся страна. Певица одной из первых исполнила на эстраде песенку Булата Окуджавы «Ах, Арбат», звучавшую до этого только в магнитофонных записях. Пластинка с песенкой «Два берега» разошлась тиражом в 7 миллионов экземпляров в стране, где проигрыватель был далеко не в каждом доме. Огромный успех выпал на долю и своеобразного музыкального сериала о мальчике и девочке с одного двора, который открывался песенкой Кобзона «А у нас во дворе» и заканчивался меланхоличной песней Кристалинской «И все сбылось, и не сбылось». Широкое признание получила после выхода кинофильма «Жажда», в котором исполнила песню А. Эшпая на стихи Г. Поженяна «Мы с тобой два берега». Пластинка с записью этой песни разошлась тиражом 7 миллионов экземпляров. В 1966 телезрители назвали Кристалинскую лучшей певицей года. Записала несколько песен на английском языке: Подмосковные вечера Соловьева-Седого, Течет Волга М. Фрадкина, на польском Старый клен А. Пахмутовой и Москвичи А. Эшпая. Сотрудничала со многими известными композиторами А. Пахмутовой, А. Бабаджаняном, Л. Лядовой, М. Таривердиевым. Вершиной певческого искусства Кристалинской считается песня Нежность (А. Пахмутова, Н. Добронравов). В 1974 певице присвоено почетное звание заслуженной артистки РСФСР.

Внешне все выглядело отлично. На самом же деле жизнь Майи Кристалинской с середины 60-х, с окончанием «оттепели», становилась все сложнее и труднее. Да, были гастроли за рубежом, любовь миллионов людей, пластинки, радио и телевидение. Но после песни «В нашем городе дождь» на новогоднем «Голубом огоньке» руководство телевидения обвинило певицу в пропаганде грусти, чего в нашей солнечной стране быть не должно. Не сложились ее отношения и с новым другом сердца известным журналистом. Но самое страшное - это болезнь, которая открылась у Майи в середине 60-х: опухоль лимфатических желез. Выступления на эстраде сменялись длительным лечением в больницах.

Когда ей не давали петь, Кристалинская писала замечательные статьи в «Вечерней Москве», перевела на русский язык книгу Марлен Дитрих «Размышления». Появился любящий муж архитектор Эдуард Барклай. И вдруг все резко пошло к концу. Летом 1984 года Барклай скоропостижно скончался. У Майи ухудшилась речь, стали отказывать руки и ноги. Весной 1985 года речь у нее пропала совсем, она могла только плакать. Майя Владимировна Кристалинская умерла в больнице 19 июня 1985 года. На ее могиле есть эпитафия: «Ты не ушла, ты просто вышла, вернешься и опять споешь». И по сей день творчество певицы широко востребовано, а имя ее навечно занесено в пантеон самых ярких звезд нашей эстрады.

Биография Майи Кристалинской должна быть знакома всем поклонникам отечественной эстрады. Это знаменитая советская певица, которая в 1974 году получила звание заслуженной артистки РСФСР. Она обладала уникальным голосом, который завораживал всех слушателей.

Ранние годы

Рассказывать биографию Майи Кристалинской начнем с 1932 года, когда героиня нашей статьи родилась в Москве в семье редактора Владимира Григорьевича и его супруги Валентины.

Принято считать, что судьбу будущей артистки определил ее дядя Павел Златогоров, который в то время работал режиссером в музыкальном театре. Он был женат на двоюродной сестре ее отца Лилии, игравшей в театре Станиславского. На один из дней рождений он подарил Майе губную гармошку. Несмотря на юный возраст, героиня нашей статьи достаточно быстро освоила этот музыкальный инструмент, а вскоре начала исполнять перед родными и близкими популярные в то время военные песни, например, «Синий платочек» или «Друзья-однополчане».

Отец Майи, хоть и был весьма загружен на работе, успевал еще вести кружок в Доме пионеров. Его посещала Валентина Котелкина, которая стала лучшей подругой певицы на протяжении многих лет. Их объединяла страсть к творчеству.

Образование

В школе Майя постоянно демонстрировала свой талант. Например, она могла практически без подготовки выступить на сцене под аккомпанемент рояля. На ее способности обратили внимание руководители хора Центрального Дворца детей железнодорожников. В то время им руководил известный композитор Исаак Дунаевский.

Сама певица признавалась, что тогда даже не думала, что ее судьба будет связана с выступлением на сцене. Будучи всесторонне развитым ребенком, она демонстрировала успехи в литературе, математике, иностранных языках.

Казус вышел перед тем, как девочка собралась получать свой первый паспорт. Дело в том, что она была русской по матери, а еврейкой по отцу. Майя решила посоветоваться со своей подругой Котелкиной, какую национальность ей записать в документ. Та ответила, что всегда было принято определять происхождение по отцу. Это мимолетное решение сыграло определенную роль в биографии Майи Кристалинской. Но тогда она не могла себе представить, что из-за одной графы в паспорте в 60-е годы ее не будут допускать на телеэфиры.

Окончив школу, героиня нашей статьи поступила в столичный авиационный институт. Вместе с Валентиной Котелкиной они стали студентками на факультете экономики самолетостроения. Через пять лет получили дипломы инженеров-экономистов. По распределению их отправили на авиационный завод в Новосибирск.

Работа на заводе

Это была не самая светлая полоса в биографии Майи Кристалинской. Она вспоминает, что руководство завода встретило их холодно, даже не предложив места в общежитии.

На этой работе их все отталкивало: матерящиеся женщины, грязные цеха, издевательское и надменное отношение со стороны начальства. Вскоре подруги решили бросить эту работу, и попросту сбежать. Они вернулись в Москву, а с завода пришла жалоба с требованием привлечь к ответственности нерадивых сотрудниц.

Однако девушкам повезло. Начальник главка их хорошо знал, был одним из рецензентов диплома Кристалинской, поэтому им нашли новое место работы в столице - в конструкторском бюро у Яковлева.

Увлечение музыкой

Несмотря на загруженность по работе, героиня нашей статьи не оставляла занятия музыкой, посещая кружок самодеятельности Центрального Дома работников искусств.

В 1957 году в честь проведения в СССР Всемирного фестиваля молодежи и студентов было разрешено организовать джазовый оркестр, хоть само музыкальное направление было тогда в стране запрещено. Композитор Юрий Саульский пригласил в него Кристалинскую.

Ее выступления покорили зрителей, однако в прессе их оценили негативно. В газете «Советская культура» даже вышла рецензия под названием «Музыкальные стиляги». Работу Саульского подвергли критике, всех, кто принимал участие в работе оркестра, выгнали из Дома работников искусств.

Профессиональная певица

Отработав три положенных года в конструкторском бюро, героиня нашей статьи уволилась, чтобы посвятить себя музыке. Певица Майя Кристалинская к тому времени уже фактически стала профессиональной артисткой. На гастроли она ездила с оркестром Эдди Рознера.

Настоящая популярность к ней пришла в 1960 году, когда на советские экраны вышла военная драма Евгения Тишкова «Жажда». В ней прозвучала песня Майи Кристалинской «Мы с тобой два берега». Буквально на следующее утро после выхода фильма артистка проснулась знаменитой. Альбом Майи Кристалинской с записью песен из фильма разошелся 7-миллионным тиражом. Композицию практически каждый день ставили на радио.

Популярность

В голос героини нашей статьи влюбилась вся страна. У нее вышло большое количество шлягеров. Среди них песни «А за окном то дождь, то снег», «А снег идет», «Внуки», «Наши мамы». Фото Майи Кристалинской печатали популярные советские газеты и журналы.

В своей творческой биографии ей посчастливилось работать с лучшими композиторами и исполнителями того времени в Советском Союзе. Это Иосиф Кобзон, Микаэл Таривердиев, Валентина Толкунова.

В 1966 году Кристалинскую признали главной эстрадной певицей года, в то время она находилась на пике своей популярности. Хитом на долгие годы стала композиция «Нежность» в ее исполнении, которая прозвучала в мелодраме Татьяны Лиозновой «Три тополя на Плющихе».

Разительная перемена в ее биографии произойдет всего через несколько лет после смены председателя Госкомитета Советского Союза по теле- и радиовещанию. Артистка на долгие годы превратится фактически в персону нон грата на отечественной эстраде.

Проблемы со здоровьем

Несмотря на популярность, славу и успех, в конце 60-х в жизни Кристалинской наступает непростая полоса. После того как в новогоднем эфире она исполняет романс «В нашем городе дождь», руководство обвиняет ее в «пропаганде грусти», количество эфиров певицы резко сокращается.

В то же время врачи обнаруживают у нее серьезный недуг для ее профессии — опухоль лимфатических желез. Это онкологическое заболевание, которое может вызывать онемение лимфоузлов на шее человека.

На протяжении долгого времени Кристалинская лечилась, а на концертах выступала с косынкой на шее, чтобы скрыть следы болезни. Ведь ее лимфатические узлы были сильно увеличены. Со временем платок стал ее визитной карточкой, присутствующей практически на всех ее изображениях. При этом зрители даже не подозревали, что это не детали стиля, а вынужденная мера. На гастроли ей приходилось брать с собой целые чемоданы лекарств.

С приходом в руководство Гостелерадио Сергея Лапина Кристалинскую практически полностью убирали из телеэфира. Предположительно, виной тому стала ее национальность, указанная в паспорте, так как Лапин, по слухам, был антисемитом.

Со временем героиня нашей статьи начала не только петь, но и пробовать себя в публицистике. Она писала статьи и заметки в «Вечернюю Москву», перевела на русский язык биографическую книгу Марлен Дитрих «Размышления».

Семья

Личная жизнь Майи Кристалинской сложилась непросто, она дважды была замужем. Ее первый муж — Аркадий Арканов, к тому моменту только окончил медицинский институт. Молодые люди были практически ровесниками — Арканов на год младше.

Они встретились в начале 1958 года и уже летом расписались. Причем родителям молодожены сообщили об этом уже после случившегося. Пораженные родственники были не в восторге, поэтому, по воспоминаниям, праздничный свадебный ужин прошел в полной тишине.

Спустя годы Арканов будет заявлять, что познакомился с певицей на спор, а настоящей любви между ними никогда не было. К тому же, как считают их общие знакомые, муж завидовал успехам жены, так как сам в то время работал обычным участковым врачом, а популярность Кристалинской росла с каждым днем.

Важную роль в биографии, личной жизни Майи Кристалинской сыграл ее второй муж, архитектор и дизайнер Эдуард Барклай. Он заботился о певице, когда у нее обнаружили тяжелый недуг. Именно благодаря ему она смогла так долго прожить. Детей у Майи Кристалинской и ее мужа так и не появилось.

Смерть

Однако проблемы со здоровьем были и у самого Эдуарда. Летом 1984 года он скончался от сахарного диабета.

Для артистки его смерть стала тяжелым ударом, так как он оставался ее поддержкой и опорой на протяжении многих последних лет. Практически сразу после кончины супруга, у Майи обострилось онкологическое заболевание. Прожить в одиночестве она смогла совсем недолго.

В июне 1985 году в возрасте 53 лет Кристалинская умерла. Но незадолго до этого она полностью потеряла дар речи. По иронии судьбы, певица, песнями которой восхищалась вся страна, в последние месяцы не могла произнести ни слова. Болезнь окончательно взяла над ней верх. И после потери близкого и любимого человека ее уже было некому поддержать.

Прощание с певицей было организовано в Центральном доме работников искусств. На протяжении всей гражданской панихиды звучали ее песни, а гроб выносили из здания под композицию «Русь». Героиня нашей статьи похоронена на столичном Новом Донском кладбище.

Майя Кристалинская – известная советская певица с уникальным голосом. Она пела так, словно давно знала слушателя, чем и притягивала граждан всей страны. Для каждого Майя казалась родной и знакомой девушкой.

В конце двадцатых годов прошлого века в семье Валентины и Владимира Кристалинского (вопреки распространённому мнению, это настоящая фамилия, а не псевдоним), работавшего редактором в нескольких печатных изданиях, родилась девочка Майя – к сожалению, из-за врождённого недуга ребёнок спустя несколько лет скончался. 24 февраля 1932 года у пары родилась ещё одна девочка, которую снова назвали Майей.

Records

Должно быть, судьбу будущей артистки определил ее дядя Павел Златогоров, работавший режиссером музыкального театра. Во время празднований одного из дня рождений Майи он подарил ей губную гармошку. Девочка, несмотря на юный возраст, сама научилась играть, а скоро начала и петь популярные в то время военные песни: «Друзья-однополчане», «Синий платочек» и так далее.

Всесторонне развитый папа девочки, несмотря на активную профессиональную деятельность, находил время на то, чтобы вести кружок в Доме пионеров. Его с десятилетнего возраста начала посещать Валентина Котелкина, которая станет лучшей подругой Майи Кристалинской на всю жизнь. Их объединила любовь к творчеству – в частности, к пению.


В своей школе Майя могла без подготовки выступить на сцене под аккомпанемент рояля. Её талант к пению заметили и пригласили в хор Центрального Дворца детей железнодорожников, руководителем которого был выдающийся композитор Исаак Дунаевский, однако она даже не думала становиться профессиональной певицей. Майя была всесторонне развитой девочкой – показывала успехи и в математике, и в литературе, ей легко давался иностранный язык.


Перед тем, как получить паспорт, будущая певица, русская по матери, но еврейка по отцу, решила посоветоваться с Котелкиной о том, какую национальность следует записать в документы. Та сразу сказала: “По нашим законам национальность определяют по папе”. Майя представить себе не могла, что в 1960-х годах её не будут допускать к телевизионным эфирам из-за сделанного выбора.

Образование

После выпуска из школы в 1950 году Майя, недолго думая, решила поступить в Московский авиационный институт. Она и Валя Котелкина были неразлучны – вместе они стали студентками факультета экономики самолетостроения, который закончили через пять лет инженерами-экономистами. По распределению они попали в Новосибирский авиационный завод.


Замдиректора этого завода ужасно встретил девушек. Даже места в общежитии им не предложили. Столичных девочек здесь всё отталкивало – немытый цех, грязно ругающиеся женщины, на десяток лет старше их, издевательское отношение начальства. Подруги решили бежать – они сели в поезд и уехали в родную Москву. Позже завод пришлёт в столицу жалобу с просьбой о привлечении к ответственности.


ProfiLib

Подругам повезло, что начальником главка был рецензент дипломного проекта Кристалинской. Благодаря ему в Министерстве авиационной промышленности их пожалели и нашли новое место работы в Москве – в опытно-конструкторском бюро знаменитого советского авиаконструктора Александра Сергеевича Яковлева.

Музыка

Несмотря на занятость, Майя и дальше занималась самодеятельностью в составе труппы Центрального Дома работников искусств. В начале 1957 года здесь прошёл Всемирный фестиваль молодежи и студентов. В эти годы джаз в стране фактически считался запрещенным, но в честь фестиваля комитет комсомола поручил композитору организовать джазовый оркестр, в который он пригласил Майю.

Выступления певицы-любительницы были замечены зрителями, но под конец фестиваля в газете «Советская культура» вышла негативная статья с заголовком «Музыкальные стиляги». В ней концерт молодого джазового оркестра был полностью разгромлен. Работу Юрия Саульского называли «ужасным рявканьем тромбонов», «мерзким воем саксофонов», «отвратительным грохотом ударных». В результате всех участников оркестра выгнали из Дома работников искусств.


Life is photo

По истечению трёх обязательных лет в конструкторском бюро Майя Кристалинская ушла из этой профессии. К этому времени она успела поучаствовать в десятках выступлениях и решила стать профессиональной артисткой. Она ездила на гастроли совместно с оркестром Олега Лундстрема, затем – с оркестром Эдди Рознера, во время которых успела посетить каждый уголок Советского Союза.

В 1960 году на советских экранах появился фильм «Жажда», для которого Майя Кристалинская записала песню «Мы с тобой два берега». Сразу же после премьеры певица обретает сумасшедшую популярность. В мгновение ока был распродан 7-миллионный тираж пластинки с песней из фильма. Запись почти каждый день крутили радиостанции.


Best-pesnya

Голос Майи Владимировны полюбился всему народу. С тех пор у неё вышло множество шлягеров: «А снег идет», «А за окном то дождь, то снег», «Наши мамы», «Внуки». Она работала с лучшими исполнителями и композиторами Советского Союза. Среди них были , Колмановский, и многие другие.

В 1966 году по всесоюзному опросу Майю Кристалинскую признают главной эстрадной певицей года, а исполненную ею песню «Нежность» из картины «Три тополя на Плющихе» знает и со слезами на глазах поёт вся страна. Всего через четыре года, когда сменится председатель Госкомитета СССР по теле- и радиовещанию, артистка станет персоной нон-грата на отечественной эстраде.

Болезнь

Несмотря на появившуюся популярность, жизнь Кристалинской к концу шестидесятых годов стала сложнее. После исполнения трагического романса «В нашем городе дождь» в эфире новогодней телепередачи начальство обвинило её в «пропаганде грусти» и сократило время эфиров.

В это же время у певицы обнаружился особенно страшный для её профессии недуг – опухоль лимфатических желез. Это онкологическое заболевание затрагивает лимфоузлы на шее и может вызвать онемение.


Band-mp3

Кристалинская вынуждена была долгое время проводить на лечении в больницах, а на выступления с тех пор выходила с косынкой вокруг шеи, которая стала её визитной карточкой – она присутствует на всех её фото того времени. Советские зрители даже не подозревали, что это – не стильный аксессуар, а вынужденная мера. Шейные платки скрывали страшные следы облучения. На гастроли она ездила с полным чемоданом лекарств.


HD видео

Когда Гостелерадио возглавил Сергей Лапин, её почти перестали показывать по телевизору. Виной тому – ошибка при получении паспорта, совершенная Майей в молодости. По слухам, новый начальник был ярым антисемитом. Вне эстрады Кристалинская пошла по стопам отца – начала писать статьи в «Вечернюю Москву», занималась переводом «Размышлений» с французского на «великий и могучий».

Личная жизнь

Первый муж Майи – выпускник медицинского института . Они встретились в середине весны 1958 года, а в начале лета уже расписались. Родственники молодоженов узнали об этом уже после. Пораженные родители жены и мужа восторга друг от друга не испытывали – за свадебным столом стояла гробовая тишина.

Спустя годы Аркадий Арканов скажет, что познакомился с певицей из-за спора со знакомым. Между молодыми людьми не было сильной любви – и, похоже, что муж немного завидовал успехам жены. После получения диплома Арканов устроился обычным участковым врачом, в то время, как Кристалинская становилась только популярнее.


Первый муж Аркадий Арканов | Linkis

В октябре того же 1958 года проходили выборы. Арканов собрал чемоданчик с вещами и отправился к родителям, чтобы ехать голосовать по месту жительства (молодожены жили отдельно – снимали квартиру в Москве). Обратно он не вернулся. Они развелись, но, если верить словам Аркадия, продолжали поддерживать приятельские отношения.

Вторым и последним мужем певицы стал скульптор, дизайнер и архитектор Эдуард Барклай. Во многом благодаря заботе и любви мужа Майя смогла так долго прожить со своим недугом.


Культурология

К сожалению, Эдуард и сам был болен – в июне 1984 года он умер от сахарного диабета. Артистка очень тяжело переживала смерть мужа, она полностью потеряла дар речи. Ровно через год после похорон мужа, 19 июня 1985 года, Майя умерла. Детей у пары не было.

Она пела о любви, но долгие годы была одинока. Пела о материнских чувствах, но сама так и не стала матерью. Пела о «Нежности», а ее обвиняли в «пропаганде грусти». В единственный в жизни момент народной славы и успеха врачи поставили ей смертельный диагноз, но даже с ним Майе Кристалинской было смириться легче, чем с потерей любимого.

Умница, красавица и певица

Майе с детства легко давалось все, за что бы она ни бралась: учеба в школе, изучение иностранных языков, пение и музыкальные инструменты. Когда родной дядя подарил ей губную гармошку, Майя освоила ее за пять минут, чем сильно удивила родственника. Неудивительно, что школу и институт она всегда совмещала с пением в хоре, где Кристалинскую очень ценили за умение спеть под любой аккомпанемент без репетиций.


Когда шестнадцатилетней Майе пришла пора получать паспорт, она совершила свою первую ошибку. Русская по матери, в графе «национальность» она записала себя еврейкой — как отец. Через много лет это фактически поставит крест на ее карьере певицы. Учиться Кристалинская пошла на инженера, но судьба все равно ее настигла. Устроившись работать в конструкторское бюро, после работы она бежала в Центральный дом работников искусств, где участвовала в самодеятельности. Здесь обладательницу уникального голоса заметил джазмен Олег Лундстрем и пригласил гастролировать с его оркестром. Инженером Майя пробыла всего три года.

Успех и одиночество

Москва полюбила Кристалинскую после Международного фестиваля молодежи и студентов, на котором она выступала с оркестром Юрия Саульского. Вся остальная страна узнала о певице после выхода фильма «Жажда»: пластинка с песней «Мы с тобой два берега» разошлась тиражом в 7 миллионов экземпляров. По радио ее крутили каждый день, и Майя в буквальном смысле слышала свой голос из каждой форточки. Первый муж Кристалинской — выпускник мединститута и начинающий писатель Аркадий Арканов — к успехам супруги относился ревниво. Они познакомились после судьбоносного для нее фестиваля и поженились, даже ни разу не поцеловавшись. Арканов слыл ловеласом, его дерзость и настойчивость Майю покорили.


Но родственники молодых брак восприняли в штыки: за свадебным столом царила гробовая тишина. Обстановку попробовал разрядить отец Майи: раздал всем гостям головоломки собственного сочинения «Минут тридцать наша с Майей родня молча, не выпивая, разгадывала головоломки. Сцена получилась смешной…» — вспоминал Арканов. Он ушел от нее меньше, чем через год. Кристалинская попробовала отвлечься на работу, но внезапно заболела.

Рак

Ее близкая подруга Валя Котелкина вспоминала, что все началось, как обычная ангина: воспалились гланды, поднялась температура. Но когда на шее появились небольшие шарики, Майя обратилась за более серьезной консультацией врачей. Диагноз ставил крест и на ее жизни, и на ее карьере: рак лимфатических узлов. Кристалинской было тогда всего 29 лет.


Напрягать связки врачи запрещали — это сильно ухудшало состояние артистки. Но Кристалинская отвечала на это: «Лучше убейте меня сразу, без сцены я буду умирать медленно, день за днем». Тяжелое лечение с химиотерапией позволило перевести болезнь в стадию ремиссии. Именно тогда Майя Кристалинская стала появляться на сцене с неизменным платочком на шее. Публика списывала это на моду, но причина была серьезнее: платок прикрывал следы ожогов от облучения.

Поздняя любовь

Больше всего на свете Кристалинская мечтала любить и дарить свою любовь мужу и детям. Об этом чувстве она пела пронзительно и нежно. Неслучайно ее главный хит — «Нежность» Пахмутовой — она записывала со слезами на глазах.


После неудачного первого брака певица попробовала строить отношения с неким журналистом, относившемся к ней как к трофею и не равнодушным к бутылке. Эта любовь только ухудшила ее и без того ненадежную репутацию среди начальства. Когда Гостелерадио возглавил Сергей Лапин, времена хрущевской «оттепели» для артистов закончились. По слухам, он был ярым антисемитом — и та самая графа «национальность» в паспорте немедленно сыграла против Кристалинской. Официально ее убрали из эфира за «пропаганду грусти». Лапин считал, что она «не поет, а ноет».

Потом для нее стали недоступны просторные залы Москвы, Петербурга и других крупных городов страны. Знаменитая Майя Кристалинская ездила по районам и выступала в сельских клубах, чтобы совсем не остаться без работы. Именно в этот непростой период своей жизни она познакомилась со своим давним поклонником — архитектором Эдуардом Барклаем. После каждого концерта он присылал ей за кулисы букет из красных роз. Когда они, наконец, увиделись лично, Майя ответила на его чувство взаимностью.

Близкие певицы говорили, что только забота Эдика помогла продлить Майе жизнь. Он доставал для нее лекарства, следил за их приемом, запрещал заниматься домашним хозяйством и без устали говорил комплименты. А сам при этом медленно угасал от диабета.

В июне 1984 года они собирались в отпуск, когда Барклаю вдруг стало плохо. Приехавшая «скорая» ничего не смогла сделать — он умер на руках у Майи. С той самой минуты она потеряла интерес и волю к жизни. Все, чего хотела Кристалинская — это поскорее «воссоединиться с Эдиком». Она умерла ровно через год после его похорон — 19 июня 1985 года. Слова из песни «Нежность» стали для нее пророческими.

«Опустела без тебя Земля. Как мне несколько часов прожить? Так же падает в садах листва, И куда-то всё спешат такси… Только пусто на Земле одной Без тебя, а ты, Ты летишь, и тебе Дарят звёзды Свою нежность…»


Когда мы с anni_lj были в Москве, то съездили на Донское кладбище. Целью поездки была могила Майи Кристалинской, ну а поскольку времени было достаточно, то мы погуляли и по новому кладбищу, и по старому некрополю. Кладбище находится, соответственно, у Донского монастыря

Сначала - могила Майи Кристалинской

на "торце" памятника - стихотворение Роберта Рождественского, вот это .

недалеко от могилы Кристалинской случайно совершенно увидели могилу Марии Борисовны Мульяш. Она была главным редактором концертного зала "Россия", в свое время помогала и дружила с Майей Кристалинской. Те, кто смотрели фильмы о Майе Владимировне, видели ее, скорее всего.

На другом участке неподалеку мы нашли могилу Фаины Раневской. Очень хорошо рядом с могилой растет куст сирени - наверное, так красиво весной...

Больше "знакомых" могил у нас там не было, и мы просто походили и посмотрели на интересные памятники. Большой участок этого кладбища занимают могилы авиационные, сплошные летчики, штурманы, бортпроводницы - иногда целыми экипажами.

и еще пара интересных памятников на новой территории - с такой мозаикой на камне

А вот территория некрополя. Он находится внутри ограды монастыря.

могилы там очень старые - даже часто не могилы, а раки

там масса интересного, все, конечно, не показать. Только выборочно - вот такой памятник-дерево

мастер, который делал памятник, указал в уголочке свои координаты

могила матери Ивана Сергеевича Тургенева

Захоронение Давыдовых.

Могила Петра Львовича Давыдова, знакомого А.С. Пушкина, участника войны 1812 года

А высокий памятник - это могила Льва Денисовича Давыдова, отца декабриста Василия Львовича Давыдова. На памятнике с одной стороны герб

а с другой барельеф

неподалеку - могила, на памятнике которой от руки написано "Салтычиха убийца 147 человек" - помещица Дарья Николаевна Салтыкова, известная своей жестокостью и садизмом.

Могила Александры Осиповны Смирновой-Россет, фрейлины, друга Пушкина, Карамзина, Гоголя.

на этом памятнике понравилась обстоятельная, подробная надпись

интересный могильный памятник, обнесенный оградой

с барельефом

и длинной надписью. Обратите внимание, перечислялись тогда все титулы, звания и заслуги.

Захоронение Деникиных - генерала, его супруги и философа Ивана Ильина с супругой. Останки были перенесены на Донское кладбище в 2005 г. Это, кстати, уже третье место захоронения Деникина: первое было в Детройте, второе - на православном кладбище в Нью-Джерси, третье вот в Москве. Перезахоронение было совершено с согласия его дочери.

В центре - могила военачальника Владимира Оскаровича Каппеля. Умер он неподалеку от Иркутска от воспаления легких. Похоронен был лишь через месяц после смерти - его тело возили за собой в отряде, боялись надругания большевиков над останками. И лишь когда дошли до Читы, то похоронили его в Кафедральном соборе. Но уже через несколько месяцев, когда Красная Армия подошла к Чите, оставшиеся в живых каппелевцы перевезли останки в Харбин, где и перезахоронили. На могиле был поставлен памятник, который разрушили китайские коммунисты в 1955 г.

На дальней стене, ограждающей территорию монастыря, мы увидели замечательно интересные горельефы, три больших и 3 маленьких.

Первый - работы скульптора А.В. Логановского, 1847-49 гг. "Мельхиседек встречает Авраама с плененными им царями".

и детали покрупнее

Второй горельеф работы того же скульптора и тех же лет - "Встреча Давида, победившего Голиафа"

И третий (скульптор и годы те же) - "Посещение Дмитрием Донским Сергия Радонежского перед походом против татар, 1380 г".

Горельеф того же скульптора - Мариам

и горельеф воина Георгия работы скульптора Н.А. Рамазанова