Очерк об учителях «Большое видится на расстоянье. Создавать вокруг себя любовь член кружка «Русское слово»

Работа представлена как портретный очерк учителя, в основе которого лежит анализ-исследование и изображение профессионального мастерства педагогов, профессиональных секретов, отражающие личностные особенности, с целью распространения его опыта работы, оказания социально-психологического воздействия на читателя, включающего убеждение и эмоциональное вовлечение.

Работа представляет интерес как портретный очерк учителя - жанровая разновидность публицистического портретного очерка, - в центре которого яркая творческая индивидуальность учителя, его неординарный, творческий подход к преподаванию своего предмета, к решению важных педагогических (социально значимых) проблем, его психолого-педагогические приемы, стиль педагогической деятельности, методические открытия, индивидуальная технологию обучения. Автор дает свою оценку, которая имеет социально обусловленный характер.

Цель данного очерка - дать эмоционально-образное представление об учителе, вызывающем интерес, прежде всего в плане его высоких профессиональных качеств, показать человека в профессии, привлечь внимание к неординарной личности педагога, эмоционально воздействовать на читателя, пробудить у него определенные мысли, стремления.

Учитель, дни жизни своей, как один,

Ты школьной семье посвящаешь,

Ты всех, кто учиться к тебе приходил,

Своими детьми называешь.

Но дети взрослеют, от школьной скамьи

Дорогами жизни шагают

И в памяти носят уроки твои,

А в сердце тебя сохраняют.

Любимый учитель, родной человек,

Будь самым счастливым на свете,

Хоть трудно порой достаются тебе

Твои непослушные дети.

Ты дружбой и знаньями нас наградил,

Прими благодарности наши!

Мы помним, как в люди ты нас выводил,

Писал М. Садовский.

А я хочу рассказать о замечательных педагогах - моих наставниках, с которыми мне посчастливилось работать - это методист РОО и С Кордайского района Головинова Надежда Дмитриевна и завуч СОШГ № 1 школы имени Д. А. Конаева Волошина Нина Даниловна. Почему вдруг?! Столько лет молчала! Да всё потому, что действительно «большое видится на расстоянье».

Уже почти 28 лет, я работаю в Кордайском районе учителем русского языка и литературы, в 1986 году полная амбиций с красным дипломом и на всё со своей точкой зрения приехала из Тараза (Джамбула). Познакомилась с методистом Головиновой Н. Д. сразу же, так как вопросов было больше, чем ответов, ведь после института ничего же не знаешь в оформлении документов, составлении календарных планов. Дитц Ш. Г., (завуч школы) не долго думая, направила меня в РОО со словами: «Там узнаешь всё!» Как же быстро я поняла, что именно Надежда Дмитриевна научит всему тому, что мне надо. И чуть ли не ежедневно я приходила к ней, вспоминаю, что даже и пообедать-то толком не давали мы (как мне сейчас за это стыдно!), у неё в коридоре вечно была толпа учителей русского языка и литературы. Глаголы и наречия… метафоры, эпитеты… плюшкины и чацкие… Булгаков, возвращённые в литературу имена, все это - реальная жизнь.

Я для себя нашла замечательного наставника в этом скромном методисте, а в первую очередь учителе, который ежедневно тихо и добросовестно выполнял свою трудную и такую нужную работу не ради славы и наград, а просто по велению сердца, такого большого и открытого для любого из нас, кто нуждается в её добром слове, участии, совете. О, этот замечательный человек всегда с горящими глазами, очень чистой и открытой душой, педагог с большей буквы разговаривала с нами, как с равными. Так было много лет, я всё ждала, когда же Надежда Дмитриевна глянет на нас с высоты своего Олимпа. Нет, этого не было, хотя достичь её высот в районе не может никто. Комфортно, уютно с нею было всегда, не зависимо от обстановки, а где только ни был её кабинет! В каких чудовищных условиях она только ни работала! Да как работала! Ещё как работала! Сколько работала!

Вспоминаю открытый урок русского языка в школе имени М. Ломоносова. Присутствующих больше, чем учеников. По тем временам, когда наглядные пособия доставались с трудом, готовились своими руками, урок был одним из самых оборудованных в школе. Чего здесь только не было! Карточки с заданиями, иллюстрации к произведениям, таблицы, коллекция диафильмов, проигрыватель - сейчас все это по сравнению с компьютером, проектором и интерактивной доской кажется анахронизмом. Но это было так недавно! И это было так давно! А это было так эффективно. Благодаря педагогическому мастерству Надежды Дмитриевны это работало на все 100%. У нее было чему поучиться каждому учителю-предметнику, не только учителям русского языка и литературы.

Всегда удивляла способность этой женщины находить общий язык с каждым учеником и учителем. Это особый дар, который так ценят ее выпускники, и так хотелось овладеть этим мастерством нам, молодым педагогам, и всем опытным коллегам. Но тогда стремились перенять опыт работы и лишь надеялись:

Быть может, кто-нибудь из нас

Войдет вот так же в школьный класс

И проведет такой урок,

Что все забудут про звонок.

Постепенно, теперь я знаю это точно, она усмирила мою гордыню, убила во мне жёлтого дьявола, заставляющего думать о деньгах, приучила работать на 100%, не думая об оплате. Проводя со мной уроки преданности своему делу, семье, ставя в пример то, что любовь и доброта, мудрость и неравнодушие способны творить чудеса . А в непростое время 90-ых это многого стоит!

Когда с внутренним миром всё было покончено, занялась повышением моей квалификации. Заставила меня обобщать опыт работы по литературе, участвовать в различных конкурсах и олимпиадах по предмету, выступать перед коллегами на конференциях, проводить брифинги, консультации при подготовке к ЕНТ, да разве всё перечислишь?!

И теперь, когда вспоминаю прошлое, встаёт перед глазами всегда одна картина: выше среднего роста, интеллигентная женщина со вкусом одетая двигается неторопливым шагом, а рядом шустрые, шумные, громкоголосые молодые педагоги заглядывают в рот, чтобы не пропустить ни одного слова, у нас даже и в мыслях не было перебивать или обгонять любимого мастера. Надо сказать, что вокруг Надежды Дмитриевны были всегда учителя, вот уж такой она человек, обладает каким-то волшебным магнетизмом. Её голос тихий, вкрадчивый, кажется, она его никогда не повышает, везде, где бы она не находилась в уютном и не очень кабинете или на улице в шумном центе на празднике, или на площади во время очередной выставки, учителя слушали её рассказы с неподдельным любопытством, чуть ли не открыв рот. Умеет Надежда Дмитриевна привлечь и удержать внимание коллег, потому что разговаривает с нами как с опытными, на равных, бесхитростным, простым языком, всегда честно и искренне. А люди ведь чувствуют любую фальшь, так как слушают не ушами, а сердцем, человека не обманешь. В каждом учителе увидит что то, поддержит, поможет.

Я до сих пор помню 1987 год, когда на августовской конференции вступила в спор с уже седой заслуженной учительницей по поводу использования на уроке теории литературы. Меня там мэтры чуть в порошок не стёрли! Но она встала на мою сторону и потом ещё ни один раз говорила, что у нас в районе появился молодой педагог, понимающий теорию литературы и суть литературного процесса. Через много лет я услышала ещё одну фразу, которая мне очень польстила. В разговоре (не буду говорить с кем), а это стандартная ситуация, когда проявляют недовольство учителем, обвиняя в некомпетенции, Надежда Дмитриевна сказала: отдайте класс Филатенковой В. Н., пусть научит их литературе. Для меня эта фраза стала признанием моего труда как литератора.

Время идет, школа меняется. Но такие учителя, как Надежда Дмитриевна, так нужны именно сегодня, в век реформ образования! Быть может, соединение опыта, мудрости, доброты и душевной красоты и есть то, что спасет мир педагогики?

Предлоги и союзы… Гиперболы, оксюмороны… Раскольниковы и Обломовы… Все это - жизнь Надежды Дмитриевны. Все это - моя молодость. Все это - память об Учителе, о Человеке с большой буквы.

Я очень благодарна Вам, дорогая Надежда Дмитриевна, за всё, что Вы сделали для меня! Теперь я это понимаю точно!

Моя учительская судьба столкнула ещё с одним наставником, правда от которого шарахались в разные стороны практически все педагоги школы. И только спустя 10 лет понимаю, сколько нервов потрачено на нас, сколько здоровья, сил угрохано на неблагодарную по отношению к её заслугам школу! Ведь «большое видится на расстоянье», слишком уж «большое», что вблизи не заметили, не хотели замечать того «большого», что вкладывалось в талантливых педагогов, а с безграмотными Волошина Нина Даниловна не связывалась вообще.

В её команде только тот, кто хорошо знает свой предмет, может понять передовые взгляды в педагогике, освоить Новые технологии, применить их на уроке, внедрить в свой опыт новые приёмы, написать анализ своего труда, проект с учащимися, защитить его на областном и республиканском уровнях, издать свою школьную газету и так далее.

Но как она нас заставляла работать, вы бы видели, как мы упирались, вы бы только посмотрели! Без смеха и слёз сейчас и не вспомнишь! А теперь, деловые, выступаем на уровне областных и республиканских педчтениях, семинарах, конференциях, пишем свои книги и брошюры, всё знаем, умеем, нас ничем не удивишь… А кто нас учил готовить эффективное, яркое, аргументированное выступление на педсоветах, методсоветах, проводить научные конференции?! Справедливости ради хочется сказать, что всегда на всех курсах звучит её имя, когда говорим, что эта Технология у нас в школе уже применяется. Как плохо, что редко сейчас её вспоминают на педсоветах. Но всему своё время, дорогое вино должно быть выдержанным, так и наше понимание приходит с годами. Все постепенно поймут, сколько сделано Ниной Даниловной для школы. Не зря ведь уже давно Юлий Ким сказал:

Мы замечаем не всегда,

Мы замечаем не всегда,

Как много нам забот

И терпеливого труда

Учитель отдает.

Она говорит, что ей в жизни повезло, в школах, где она работала, были очень хорошие педагогические коллективы, только я думаю, что в этом есть и её огромная заслуга. Для себя этот вывод я уже давно сделала, большую роль Нины Даниловны в моей педагогической судьбе отметила. Именно она убедила меня заняться выпуском школьной газеты «Конаевский вестник», под её чутким руководством было выпущено 58 выпусков. Но первый не забуду никогда! Как она его проверяла, возвращала, ругалась! И фраза «Ладно, пойдёт!» прозвучала как самая приятная музыка, целая команда вздохнула облегчённо. Когда набралась опыта, услышала другую фразу: «Как долго я тебя ждала», да и не сразу поняла её, как и герой из фильма «Москва слезам не верит». Работа в газете была для меня очень полезной, я освоила компьютерную грамотность, да и вообще столько приятных воспоминаний. Наш опыт признали даже в областной газете «Знамя труда» и много раз писали о нас, приглашали на 90-летие, а также из АТУ бывали на встрече с нами.

У Нины Даниловны сильный характер. Вся её жизнь - это преодоление сложностей, мне кажется, если их нет, она сама создаёт себе препятствия. Как будто преодоление их - её жизненное кредо. Сама всю жизнь учится и нас заставляет. Постоянно разгадывает кроссворды, сканворды, решает головоломки, всегда у неё какой-то вопрос для обсуждения наготове. Неустанно повторяет: «Не будешь тренировать мозг - засохнет…» Даже не верится, что она уже на пенсии. Но День пожилых людей её не касается! И пусть теперь она не является завучем школы, всё равно пытается внести что-то передовое в нашу жизнь. У неё отличная память, огромное жизнелюбие и жизнеутверждающая позиция. За свою педагогическую деятельность вырастила не одно поколение детей. Её ученики, которым по 40 и более лет, не забывают своего любимого педагога, они частые гости в её доме. Порадовались мы за неё, когда первые выпускники пригласили её в Германию.

Есть ли у Нины Даниловны награды или знаки отличия? Есть, но не так много, как хотелось бы. Она награждена медалью «Ветеран труда» и знаком «Отличник народного просвещения», но самая большая награда - это любовь учеников, которые в любом возрасте останутся для неё мальчишками и девчонками, которых она учила слушать, писать, считать, думать и тихо ходить по коридорам школы. Для учителей первой школы Нина Даниловна всегда будет примером обладания большого опыта, мастерства и уверенности. Она скрупулезно занимается с ребятами, имеет востребованную коллегами методическую копилку, готовит к урокам богатый материал. А в этом году взяла ещё и 5 класс. В роли классного руководителя мы её не видели.

Нина Даниловна и Надежда Дмитриевна - настоящие представители старой школы педагогов, которая всегда идет в ногу со временем. Они были рождены, чтобы стать учителями. Эти женщины даже внешне как-то похожи, всегда сияют добротой, заботой, пониманием. Именно сияют. На таких людей, действительно, хочется равняться.

О, наставники наши и менторы!

Если глянуть на пройденный путь,

Комплиментами и сантиментами

Мы не баловали вас отнюдь.

Мы такие-сякие, порочные,

Огорчаем мы вас без конца.

Но под грубою сей оболочкою

Благодарные бьются сердца.

Над башкою над нашей дубовою

Потрудившись, побившись не раз,

Вы упорной своею любовию

Прочный дуб превратили в алмаз.

И, конечно же, вашими стараниями

Наши свойства и эти, и те

Засверкали различными гранями,

Извините, во всей наготе.

Мы не будем ни льстить, ни задабривать,

Ни за что-то прощенья просить,

Ведь и нам, чай, придется когда-нибудь,

Может, полных кретинов учить.

Учитель и хороший человек — в последние расчетливые десятилетия, к сожалению, эти слова воспринимаются нами не как единое целое, а, скорее, как два взаимоисключающих понятия. Учитель — профессия сродни сеятелю: что посеешь, то и пожнешь, а доброе семя даст и урожай отменный. Емкое слово «подвижник» звучит очень редко и почти исчезло из нашего устного словаря. Ларису Яковлевну КОНОВАЛОВУ, учительницу Беловодской средней школы № 3, без сомнения можно назвать подвижником.

«Сейте разумное, доброе, вечное» — этим призывом классика, скорее всего, героиня моего очерка никогда не руководствовалась, но так сложилась жизнь, что истоки добра, любви к жизни и бескорыстия навсегда в душах ее многочисленных учеников.

Лариса родилась в одном из отдаленных сел юга Киргизии. Трое детей в семье воспитывались в дружной, творческой атмосфере. До сих пор Лариса Яковлевна безмерно благодарна родителям за их неоценимый вклад в становление ее как личности.

Отец — незаурядный художник-оформитель, привил детям ответственность, организованность, умение достичь поставленных целей. От мамы — талантливой кружевницы и вышивальщицы — Ларисе досталось редкое умение видеть окружающую красоту, терпение и способность из обыденного создать шедевр. Воспоминания о родном доме — одна из самых теплых, трогательных страниц ее жизни.

Учиться девочка пошла в Таш-Тюбинскую школу села Караван (ныне город Кербен Джалал-Абадской области). В классе Лариса была одной из первых — хорошо училась, принимала самое активное участие во всех школьных мероприятиях, обладала и еще одним важным качеством — умением дружить. Верная подруга с детских лет Надежда Петровна Игнатова (в школе — Никитина) до сих пор вспоминает и неиссякаемый задор одноклассницы, и рано сформировавшееся чувство ответственности, и умение оказаться рядом в трудную минуту. Легкий, общительный характер и доброе, открытое сердце — эти качества до сих пор ценят те, кто близко знаком с Ларисой Яковлевной.

После окончания школы девушка поступила в Ошский государственный педагогический институт. Учеба в институте, как и в школе, давалась легко. Лариса стала заводилой во всех студенческих мероприятиях, активно участвовала в них сама. Благодаря общительному характеру и хорошему знанию кыргызского разговорного языка круг ее друзей представлял собой настоящий, по-советски сплоченный интернационал. Девушка с головой погрузилась в кипучую студенческую жизнь: училась легко, успешно, в летние каникулы работала вожатой в пионерских лагерях.

После окончания института преподавала русский язык и литературу в школах: имени Крупской, в родной Таш-Тюбинской и в новой школе им. Боконбаева. Затем за двадцать лет прошла все ступени педагогической и административной школьной работы: учитель, заместитель директора школы, методист районо. Но преподаванию русского языка и литературы по-прежнему отдавала всю душу и щедро делилась с коллегами богатым педагогическим опытом — выступала с докладами на семинарах, вела показательные уроки, ее работы неоднократно публиковались в республиканском журнале «Русский язык и литература в кыргызских школах» и газете «Мугалимдер газетасы».

Когда из Министерства народного образования поступил приказ об открытии классов с углубленным изучением русского языка, вопрос о кандидатуре учителя не стоял. И только с программой министерства в руках пришлось организовывать обучение с нуля — впервые, без пособий и разработок, с чистого листа. Приходилось искать, додумывать, подбирать материалы, составлять сценарии, проводить мероприятия. Вместе с учениками готовили уроки по самым разным темам, проводили викторины, беседы, фестивали русского языка, коллективные просмотры фильмов — экранизаций литературных произведений. Каждый из уроков был интересен, понятен и увлекателен. Лариса Яковлевна помогала ученикам выработать личные жизненные позиции, самостоятельность в мышлении, развивая речь.

Коновалова считает, что учеников необходимо постоянно тормошить, подключать к ежедневным жизненным ситуациям, чтобы не было застоя в их жизни.

Мы буквально горели, жили теми делами школы, которые предлагала нам творческая и деятельная натура нашей дорогой учительницы,

— с благодарностью вспоминают бывшие ее ученицы Нуриля Назарова, Лунара Осмонова, Эркайым Даникулова, Оксана Бабич. Неудивительно, что они выбрали для себя профессию учителя русского языка и литературы, преподают в настоящее время в школах, а в работе и сейчас пользуются богатым арсеналом знаний, методических приемов, которыми в совершенстве владела и передала им любимая учительница.

Преподавательская деятельность Л. Коноваловой по заслугам оценена государством. Среди ее наград — почетная грамота Министерства народного образования, почетные грамоты местных органов. Лариса Яковлевна много лет сотрудничала с журналом «Русский язык и литература в школах Кыргызстана», являясь внештатным научным сотрудником КиргизНИИ педагогики. Публикации ее статей в журнале стали настольными пособиями для нескольких поколений учителей республики.

Тридцать лет назад Лариса Яковлевна покинула родные края и переехала в село Беловодское, недалеко от столицы. Более десяти лет она отдала работе в Беловодской средней школе № 3. Здесь ее послужной список еще пополнился: заместитель директора школы, завуч, учитель русского языка и литературы. В 1993 году она признана «Учителем года».

В 1995 году семья Ларисы Яковлевны, повинуясь духу и требованиям времени, организовала крестьянское хозяйство, и моя героиня со свойственными ей энтузиазмом и оптимизмом выращивала пшеницу и ячмень, ухаживала за коровами, овцами и птицей, вкладывая в этот нелегкий труд душу, силы и время.

Но… Как говорится, бывших учителей, как и милиционеров, не бывает. После двадцатилетнего перерыва Лариса Яковлевна решила вернуться в школу. Пройдя обучение и получив сертификат, она опять в строю — работает учителем русского языка и литературы в Беловодской школе № 3.

Ее нынешние питомцы — малыши из подготовительных и начальных классов. У старшеклассников она ведет и свои любимые предметы — русский язык и литературу. Ее уроки по-прежнему необычны, очень интересны и увлекательны. В поисках нестандартных методов обучения Лариса Яковлевна сама разрабатывает наглядные пособия, придумывает стихи, загадки, ребусы, иллюстрирует тоже сама — у нее незаурядный талант художника.

Кроме того, что она замечательно рисует, природа не обделила ее и даром сочинительства. Сказки «Кузнечик Козу», «Ты — моя подружка», «Домашний двор», написанные с огромным знанием живой природы, с великолепными рисунками издавались самой Ларисой Яковлевной. Эти книги открывают детям неизвестные страницы жизни животных, птиц, растений.

Дети ее — два сына и дочь — каждый по-своему творческая личность. Она очень тонко чувствовала душу и способности своих детей, поэтому и профессии они получили по совету своей мамы.

Старший сын Николай Пышной окончил училище живописи им. С. Чуйкова. Он пишет картины, оформляет иллюстрации к книгам (в том числе и к маминым), выполняет частные заказы. В детстве за талантливые произведения получал призы и награды в конкурсах, проводившихся в журналах «Советская женщина», «Юный художник».

Младший сын Илья Пышной окончил музыкальное училище им. Куренкеева и Кыргызскую национальную консерваторию. Писал стихи и музыку к ним, работал в филармонии. В настоящее время по состоянию здоровья отошел от музыки. Но творческий талант Ильи расширился: он занялся столярным искусством и творит изумительные вещи из дерева. Деревянные часы, сделанные его руками от шестеренки до циферблата, вызывают неподдельное восхищение очевидцев. О художнике рассказали газета «Мегаполис» и республиканский «5 канал».

Дочь Лидия не нарушила семейные традиции: она тоже гуманитарий. Окончив ПИРЯЛ, получила специальность учителя русского языка и литературы.

При такой насыщенной жизни, полной и радостей, и разочарований, Лариса Яковлевна в весьма почтенном возрасте не утратила необыкновенной чистоты души, доверчивости, простоты и искренности в общении с окружающими. Она по-прежнему оптимист, энтузиаст своего дела, заводила в любых начинаниях. У нее все такой же пытливый ум, открытый всему новому, она не утратила интереса к жизни, способности видеть красивое в обыденном, неприметном. Как и прежде, ежедневно, ежечасно отдает частичку души своим маленьким ученикам и твердо верит, что зерна искренности, любви к людям, природе, родной земле дадут добрые всходы.

Счастья и добра вам, учитель и хороший человек!

Ирина ПРОКОФЬЕВА.
Фото из личного архива Л. КОНОВАЛОВОЙ.

Пост у меня будет не столько о самих книгах, сколько об "окружающем ландшафте", к тому же с налетом локального патриотизма. Заранее прошу прощения у тех участников сообщества, которые ничего нового и интересного для себя в нем не найдут.

Учитель Горюнов пришел сеять идеи классного самоуправления и самовоспитания не на пустом месте, а в школе с традициями. "Между учениками и преподавателями образовалась тесная связь, дружба, «общее дело»... Учителям не надо было наводить дисциплину строгими мерами. Учителя могли постыдить ученика, и этого было достаточно, чтобы общественное мнение класса было против провинившегося, и озорство не повторялось" , - вспоминал выпускник школы Дмитрий Сергеевич Лихачев.

А вот в таких интерьерах занимались Катя, Таня, Тамара, Женя и их одноклассницы, только, вероятно, не столь парадно отремонтированных - вряд ли к сорок седьмому году удалось ликвидировать все следы войны.

Но в повести недавнее прошлое упоминается лишь вскользь, между прочим. Было ли это сознательным решением автора - забыть и жить дальше, или настоятельно рекомендовано "сверху", но Ленинград в книге напрочь лишен признаков послевоенного времени.

Повесть, цель которой была показать, что школа есть заведение не только образовательное, но и воспитательное, неизбежно страдает назидательностью. Характеры героинь очень схематичны, не реальные девочки на пороге взрослости, а "воспитательные образцы". Только иногда прорывается что-то живое, настоящее: в описаниях домашних отношений, ревнивой девчоночьей дружбы, встречи на катке с ребятами из нахимовского училища.
"Игорь явно направлялся к ней. Лида переменила намерение и спряталась за Алешу. Когда Игорь был в нескольких шагах, они разбежались. Игорь погнался за Лидой. Она петляла, меняла направление, но Игорь скоро ее догнал и слегка хлопнул по плечу.
Лида решила запятнать во что бы то ни стало Алешу, и он это понял. Видя, что шансы у них неравные и бегает он сильнее, Алеша стал ее дразнить. Подпускал близко и увертывался. Поймал на ходу какого-то мальчишку и, держа его за плечи на вытянутых руках, прикрылся им. Мальчишка был счастлив и от удовольствия только повизгивал. Лида смотрела в чуть насмешливые глаза Алеши, выбирая момент, чтобы броситься к нему, но лишь только она сделала движение, как он, слегка толкнув мальчишку ей навстречу, отбежал в сторону. Гонялись долго. Светлане и Игорю надоело ждать, и они, взявшись за руки, плавно пошли по кругу.
Наконец, Лида выбилась из сил.
- Довольно! Сдаюсь! - сказала она.
Снова собрались на середине и по очереди стали делать фигуры.
<...> Возвращались пешком. Лида взяла Светлану под руку, по бокам шли моряки. Счастливые молодостью, довольные друг другом и проведенным временем, они без умолку болтали, смеялись, не замечая никого и ничего."

Они ведь и правда бегали на танцы к нахимовцам, эти девчонки. В очень интересных воспоминаниях Ю.Панферова "Жизнь нахимовца" говорится: "В старших классах мы стали больше уделять внимания своей внешности, что и понятно, ведь у нас на танцах присутствовали девочки из ленинградских школ, с которыми мы не только танцевали, а и флиртовали. Особенно часто приглашались ученицы 47-й школы, расположенной поблизости от дома моих родителей на Плуталовой улице. "

Школа N47 связана с литературой не только повестью Матвеева. В ней учился Александр Введенский, здесь он сдружился с Л.Липавским и Я. Друскиным, с которыми создал позднее группу "чинарей"- обэриутов . Об истории школы есть интересный очерк , написанный одной из ее выпускниц.

Этот уголок Питера вообще можно отнести к литературным: на другом конце Плуталовой улицы жил известный популяризатор науки Яков Исидорович Перельман , умерший от истощения во время блокады. А соседняя улица отзовется ужасно знакомым названием: Бармалеева. Да, да, именно она, как утверждают , подсказала Корнею Чуковскому и художнику Мстиславу Добужинскому образ свирепого злодея, бородатого и усатого… Бравый и совсем незлой Бармалей украшал до недавнего времени площадку детского сада на Бармалеевой улице. А посмотреть ту самую книжку с рисунками Добужинского можно .

О писателе же Германе Матвееве информации совсем немного. На волне успеха "Семнадцатилетних" он написал продолжение - "Новый директор" (1961), этакую идеологически-педагогическую поэму, читать которую стоит разве что из академического интереса. Самое известное произведение Матвеева - шпионская трилогия "Тарантул".

Еще один школьный адрес, но уже из другой книги: "Они учились в Ленинграде. Дневник учительницы" Ксении Ползиковой-Рубец.
В основе книги лежит дневник автора, который она вела в 1941–1944 годах. Начинается он в последние мирные дни лета 1941 года. А дальше - война, бомбежки, госпиталь, но уже через полтора месяца после начала блокады появляется запись:
"20 октября 1941 года . Сегодня меня вызвали в 239-ю школу. Завуч школы Антонина Васильевна сообщила, что начало занятий в ленинградских средних школах с 4 ноября.
- Мы не будем ждать этого срока, - говорит она. - Детей уже истомило ожидание. Я думаю, что мы в недельный срок приготовим школу к открытию. Вам придется взять уроки истории в пятых, шестых и восьмых классах. Кроме того, вы назначаетесь воспитателем в шестом классе."

239-я школа тогда находилась не на Кирочной, а совсем в другом месте - рядом с Исаакиевской площадью, в знаменитом особняке Лобанова-Ростовцева, где "с подъятой лапой, как живые, Стоят два льва сторожевые..."

Многие послевоенные выпускники школы знают описанную в дневнике историю про львиный хвост, который отбило во время бомбежки и его хранили в школе, чтобы потом приклеить:
"Тетя Саша, уборщица школы, приносит с улицы мраморный хвост одного из наших «львов сторожевых». - Пусть полежит в кладовке; кончится война - починят, - невозмутимо говорит она."

Это действительно дневник, слегка литературно обработанный, но без каких-либо художественных ухищрений. События, описанные в книге, подлинные, хотя большинство имен учеников и педагогов изменено. Никаких приключений или геройских подвигов вы в ней не найдете, только негромкий рассказ о пережитом, дань памяти учителям и ученикам, которые помогли друг другу выстоять.
В конце октября 1941 в школу собрали 700 детей со всего района. 15 января 1942 в школу пришло семьдесят девять человек.
"У Наташи по алгебре в журнале стоит «плохо». Мария Матвеевна, очень старый педагог, опухшая от холода и голода, говорит:
- Я не понимаю, что с Наташей?
Вызываю девочку в коридор.
- Почему ты не приготовила урока по алгебре?
- Ксения Владимировна, я исправлю. Я отвечала, как в полусне: под утро умерла моя сестра… Ей было семнадцать лет…
Наташа плачет. Я не могу говорить ей слов утешенья. Тут они бесполезны. Но мне хочется, чтобы она поняла, что я не могу остаться равнодушной к ее горю, и вместе с тем хочу чтобы она его пережила. Мы должны быть сильными. Кладу ей руку на плечо и говорю:
- Безусловно, исправишь. Скажешь преподавателю, когда сможешь ответить.
Мария Матвеевна, узнав о смерти Наташиной сестры, терзается:
- Я сама так плохо себя чувствовала в тот день, что не догадалась узнать, почему она не могла решить простой задачи.
Миша и Коля сохраняют свою бодрость. Оба всегда желают отвечать и тянут вверх свои руки, одетые в теплые варежки.
Сегодня на уроке шла речь о голоде в Москве в 1601 году.
Я знаю, - дети дома в холодных комнатах прочтут в учебниках фразу: «Даже в Москве на улицах лежали неубранные трупы».
Я не хочу, чтобы они прочли ее одни."

Во 2-ой Санкт-Петербургской гимназии (в советское время - школа N 232), где долгое время работала Ксения Владимировна Ползикова-Рубец, подготовили небольшой биографический очерк . Умерла Ксения Владимировна вскоре после войны, в 1949.

Книга о блокадной школе вышла в 1948г., в 1954 появилось переиздание. Вот, вроде бы, и все.
"Из окон учительской виден Исаакиевский собор. Впервые смотрю на него с высоты второго этажа и притом так близко. Гранитные колонны кажутся еще грандиознее, сложная капитель выглядит очень тяжелой и давит на ствол колонн. Золотого купола не видно, он закрашен серой, как наше осеннее ленинградское небо, краской.
Еще утром, подходя к школе, встретила маленькую девочку.
- Я решила обязательно прийти в школу первой, - сообщает она. - Мне недалеко, но я очень боюсь опоздать."

Анастасия Левченко и Анастасия Богатырева

Очерк написан ученицами 9 класса МОУ СОШ п. Красный Текстильщик Саратовского района Саратовской области.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Уважаемый всеми учитель

Чтобы получше узнать этого человека я задала ей несколько вопросов.

Почему вы выбрали профессию учителя?

- Эта профессия мне очень

Какие качества вы цените в учениках?

- Трудолюбие, любознательность, умение отстаивать свою точку зрения, честность.

Легко ли быть учителем?

- Легко. Если работу любишь, а трудно - если не любишь детей.

Ваше хобби? Чем вы любите заниматься в свободное время?

Ваш любимый писатель? Какие вы произведения читали?

- А. Маринина, детективы.

Анастасия Богатырёва,

ученица 9 «А» класса,

член кружка «Русское слово»

Уважаемый всеми учитель

Математика – царица наук … Именно этому предмету вот уже более 20лет обучает ребят в средней школе посёлка Красный Текстильщик Иноземцева Елена Георгиевна. Елена Георгиевна - человек, который знает и любит свой предмет. На своих уроках и внеклассных мероприятиях Елена Георгиевна с увлечением рассказывает о синусах и косинусах, помогает ученикам разобраться в трудностях построения координатных плоскостей, формирует умения определять градусы углов…

На уроках Елены Георгиевны нам всегда интересно. Доступными для нас способами и понятным языком она объясняет самые сложные задачи и примеры. Елена Георгиевна бывает строгой, но справедливой. Всего лишь один год она была у нас классным руководителем, а сколько мы с ней интересных мероприятий провели, в каких только конкурсах не участвовали! Мы очень любим этого учителя за его открытость характера, справедливость и строгость, готовность прийти на помощь в любой ситуации,- так говорит ученица 10 класса Эльвира Бадалян.

Елена Георгиевна Иноземцева несколько лет работала в школе заместителем директора по воспитательной работе, а сейчас работает завучем по учебной части.

Учитель… Эта профессия мне очень нравится. Я с детства любила играть в школу. Быть учителем л егко, если работу любишь, а трудно - если не любишь детей. В своих учениках я ценю т рудолюбие, любознательность, умение отстаивать свою точку зрения, честность, - рассказывает о выборе профессии Елена Иноземцева .

В свободное время, которого у Елены Георгиевны и не очень-то много, она любит читать детективы А. Марининой.

Учитель…Это уважаемый человек в посёлке, в районе… И таким уважаемым человеком является Иноземцева Елена Георгиевна.

Анастасия Богатырёва,

ученица 9 «А» класса,

член кружка «Русское слово»


Предварительный просмотр:

Наш уважаемый и очень любимый учитель

Вот уже около 20 лет работает учителем биологии в средней школе посёлка Красный Текстильщик Болдырева Светлана Николаевна. Светлана Николаевна - человек, который знает и любит свой предмет. Свои знания и любовь к окружающему нас миру растений и животных она старается привить каждому из своих учеников.

Светлана Николаевна добрый учитель, приятный собеседник. С ней можно обо всём поговорить.

Учитель - это моё призвание. Не каждому дано стать учителем

В учениках я ценю старательность, добросовестность, отзывчивость, аккуратность и любознательность. Быть учителем трудно, потому что, это каждодневный труд. Учитель должен быть хорошим психологом и уметь оценивать себя, - рассказывает Светлана Болдырева.

Свободного времени у Светланы Николаевны очень мало, но, когда оно бывает, очень любит читать классику.

Ей близка лирика Сергея Есенина. В свободное время, очень часто берет его томики.

Любит послушать русские популярные песни. Иногда слушает и шансон.

Любимый праздник - Новый год. Отмечает его, как и большинство людей, в кругу близких и друзей. А на стол в их семье обычно подают любимую всеми фаршированную утку.

Самым памятным днем в ее жизни стал день, когда родился сын, потому что дети - смысл жизни.

Светлана Николаевна очень любит розы, которые дарят ей по праздникам.

Дать хорошее образование своему сыну и принять участие в воспитании внуков – это одна из главных задач Светланы Болдыревой на ближайшее время.

- Наша Светлана Николаевна самая лучшая из лучших классных руководителей. Она бывает строгой, но справедливой, доступной и весёлой. На классных часах и внеклассных мероприятиях содержательно и увлекательно доносит до нас информацию. Любой спорный вопрос или конфликт она решает с нами, очень редко привлекая к этому родителей, – так отзывается о своём классном руководителе ученица 10 класса Дементьева Наталья.

На каждом уроке, применяя компьютерные технологии, различные виды наглядных материалов, интересные и занимательные задания учитель биологии рассказывает о клеточном строении, о строении человека и круговороте воды в природе. Уроки этого педагога очень содержательны и увлекательны.

Светлана Николаевна хорошая хозяйка, у неё и в кабинете и в квартире всегда идеальный порядок. Как учитель – предметник, она старается личным примером показать, что выращивать комнатные растения и ухаживать за ними - это очень увлекательный и полезный труд. В кабинете биологии несколько десятков различных видов комнатных растений. Это один и самых интересно и со вкусом оформленных кабинетов в школе, – говорит о своей коллеге Ермолаева Елена Владимировна.

Светлана Николаевна наш уважаемый и очень любимый учитель.

Анастасия Богатырева и

Анастасия Левченко,

п. Красный Текстильщик

Завуч определяет «лицо» школы, в которой работает. От того, как распределена нагрузка, спланировано расписание, в какой атмосфере проходит педагогический совет, зависит и общий настрой учителей, что свидетельствует об огромной значимости работы заместителя директора по учебно-воспитательной части.
Мне хочется рассказать об удивительном человеке, заместителе директора по учебной части МКОУ «СОШ №2», который душой болеет за свою школу. Это Оксана Владимировна Бабкина - неутомимая, жизнерадостная, не терпящая несправедливости. Её впору называть Оксана Зевсовна, мечет гром и молнии, как верховный греческий бог. Но добрее её нет никого.
Она пришла в эту школу в 2005 году, окончив Дагестанский Государственный педагогический институт, с большим желанием развиваться, делиться опытом, приносить пользу. Каждый её день наполнен не только напряжённым учебным трудом, но и радостью познания. Оксана Владимировна - отличник образования РД, неоднократно награждена грамотами ГУО, администрации города.
О. Бабкину отличает энергичность, деловитость, требовательность к себе и окружающим, отличное знание своего предмета, методическое мастерство. Эрудированность Оксаны Владимировны в новых преобразованиях в плане ЕГЭ, ОГЭ удивляет. Она всегда в курсе всех новинок методической литературы. Её деятельность характеризует непрерывное повышение квалификации, освоение новых технологий, программ, обобщение и распространение опыта до всероссийского уровня. И всё это, конечно, «не ради славы», а ради своей драгоценной школы.
Оксана Владимировна умеет всё: изумительно готовит, шьет, вяжет, вышивает бисером и, главное, учит этому на уроках технологии. Всегда элегантна, женственна и старается привить вкус своим ученицам.
Сколько душевных сил и энергии отдает она школе, коллегам, своим ученикам! Нет такого дела, за которое бы не взялась Оксана Владимировна и с которым бы не справилась. Слова «не могу» и «усталость» для неё не существуют. Рядом с ней заряжаешься энергией, получаешь колоссальный заряд бодрости. Глядя на неё, тоже хочется идти вперёд.
Наша Оксана Владимировна прекрасная жена и мать. Они с мужем воспитывают двух сыновей. Старший Павел в 2014 году закончил школу с золотой медалью, учится в Саратовском ТГУ, а младший Александр в восьмом классе и тоже отличник.
М. Волошин сказал: «Жизнь - бесконечное познание. Возьми свой посох и иди!». Эти слова относятся в полной мере к героине моего очерка. И я желаю Оксане Владимировне, чтоб она продолжала быть любимым завучем, наставником, не теряла активную жизненную позицию и всегда шагала в ногу со временем.