Послесловие. Лавров кирилл юрьевич Перед заходом солнца спектакль бдт

Даже в таком новаторском и поисковом театре, как Электротеатр СТАНИСЛАВСКИЙ , нет-нет, да и возникнет ностальгия по классической фабульной драматургии. Но первоначальное удивление – с чего сегодня браться за, безусловно, выдающуюся, но и архаичную пьесу нобелевского лауреата Гауптмана (1862-1946) – быстро сменяется радостным удивлением о того, в какое причудливое создание может быть обращена старая реалистическая драма. Сразу скажу, что без всякого ущерба для повествовательности.

Если нафантазировать, что в сегодняшний Электротеатр может случайно заглянуть зритель, некогда надрывавший в этом здании животик на фарсе «Мужской род, единственное число», то и он вряд ли сбежит в одном из двух антрактов; глаза, конечно, округлит, но возмущаться не должен.

История 70-летнего вдовца, тайного советника и достопочтенного бюргера Маттиаса Клаузена, влюбившегося в 18-летнюю Инкен и в одночасье ставшего врагом своих эгоистичных детей, в новой версии сохранила всю эмоциональность. Это, в самом деле, захватывающая постановка: трудно не проникнуться сочувствием к герою Владимира Коренева. Играет он вполне себе по системе Станиславского, то есть, «санкционируя» пребывание на сцене «верой в правду переживаемого чувства и в правду производимых действий». В этом не было бы ничего сверхъестественного, если бы Коренев не работал вопреки предельно условному и гротескному миру, выстроенному в Электротеатре.

Этот почти загробный мир населен то ли призраками, то ли зомби – и Клаузен-Коренев с чудаковатыми лохмами «под Эйнштейна» выглядит единственным, кто стоически не поддается разложению, у кого в жилах еще течет кровь, а не серая слизь.

Текст, написанный в 1932-м году, незадолго до восхода фашизма, разворачивает действие в самом начале ХХ века, вскоре после Первой мировой. В Электротеатре не стали стремиться к сценическому реализму, часто граничащему то с наивностью, то с убожеством (как было в постановке этой пьесы в БДТ, с Кириллом Лавровым в роли Клаузена; Григорий Козлов тогда даже не пытался уйти от старого доброго нафталина и бульварной сердцещипательности ). Избежали здесь и пошловатых прямолинейных намеков на мировые катастрофы. Но жуткая и агрессивная атмосфера говорит о Германии между двумя войнами и беззащитности частного пространства перед тоталитарным социумом убедительнее любых буквальных заявлений. Режиссер Владимир Космачевский и художник Юрий Хариков используют чисто художественные средства.

Цветовая гамма с контрастным, как в нацистской символике, сочетанием черного, красного и белого запускает моментальные ассоциации с «Гибелью богов» Висконти, великой сагой о вырождении династии.

Ряды смахивающих на парты столов с перевернутыми стульями определенно из той Германии, где тиранил школоту генрихманновский учитель Гнус. В скрежещущем электроникой саундтреке сквозь радиопомехи прорывается отрывистая немецкая речь. На заднике проступают – будто разводы мела на потусторонней школьной доске – неопределеные образы, кажущиеся кошмаром безумца с мунковского «Крика». Поле для ассоциаций безгранично – вплоть до стихотворения Константина Бальмонта, обожавшего Гауптмана: «Вороны вдруг прошумели, как туча, – и вмиг разразилась / гроза, / Словно внезапно раскрылись обрывы. / Выстрелы, крики, и вопли, и взрывы. / Где вы, друзья? / Странный бокал от себя оторвать не могу я, / и сказка моя / Держит меня, побледневшего, здесь – заалевшими / снами-цепями. / Мысли болят. Я, как призрак, застыл. / Двинуться, крикнуть – нет воли, нет сил. / Каркают вороны, каркают черные, каркают злые над / нами ». Из странного бокала, наполненного сахарной водой с привкусом горького миндаля, примет смерть затравленный Клаузен.

И, конечно, мир спектакля – мир готического романа, зловещий дом, где мерцают тусклым заупокойным светом разлапистые люстры, и пол застилает пепел. Оживший образ из романтического монолога тайного советника: «Когда меня озаряет райский свет, я вижу синее небо и тебя, Инкен, красные лилии и тебя, золотые звезды и тебя, голубые швейцарские озера и тебя, замок на высокой горе с зубцами и знаменами и в нем тебя, солнце и тебя, месяц и тебя. Но вот подкрадывается зловещая ночь, и появляется известный всем с детства дракон, который все это пожирает. Тогда я спускаюсь в мрачное подземелье Аримана, где пахнет горелым мясом и раскаленным железом. Там, внизу, я истекаю потом и кровью. Там, внизу, обитают привидения, подобные вампирам. Там, внизу, становятся вампирами те, что наверху были ангелами ». Настоящий готический хоррор! Гипертрофированный, сгущенный, балансирующий на грани пародии. Но ни разу эту грань не переступающий.

И как только удается не сверзиться в стёб, клоунаду, «От заката до рассвета» – при таком-то количестве грима, ушедшего на маски смерти, париков и устрашающих шумовых эффектов?

«Перед заходом солнца» – эталонный образчик режиссерской воли, заставляющей всерьез принимать всю макабрическую чрезмерность. Постановка, открывающая новое режиссерское имя.

Парадокс в том, что это имя далеко не дебютанта.

Владимир Космачевский – ученик Петра Фоменко, участник легендарных «Творческих мастерских» 1990-х годов – ушел из режиссуры в нулевые (из биографической справки в программке можно узнать, что с 2005 по 2010 он преподавал в Московском государственном институте культуры, что было потом – загадка ). И теперь, откликнувшись на предложение Бориса Юхананова, возвращается в неё. Напрашивается журналистский штамп «триумфально».

Коммерсант, 26 мая 2000 года

Роман Должанский

Театр и режиссер нашли друг друга перед заходом солнца

Григорий Козлов дебютировал в БДТ

В петербургском Большом драматическом театре имени Товстоногова сыграли премьеру спектакля "Перед заходом солнца". Новую версию драмы немецкого классика Герхарда Гауптмана ждали не только потому, что это дебют в БДТ режиссера Григория Козлова, а в главной роли - худрук театра Кирилл Лавров. А еще и потому, что к концу сезона должно было наконец решиться, кто займет пост главного режиссера знаменитого петербургского театра.

Про большую, серьезную пьесу Герхарда Гауптмана театры вспоминают обычно тогда, когда у пожилого премьера труппы, благородной внешности народного артиста, давно не появлялось новых ролей. Вот и Дина Шварц, ныне покойная завлит БДТ, несколько лет назад предложила Григорию Козлову поставить "Перед заходом солнца" на худрука театра Лаврова. Об этой идее вдруг вспомнили в позапрошлом году на похоронах самой Шварц и в память о верной соратнице Товстоногова решили все-таки осуществить ее идею в театре его имени. Точную, как оказалось, идею - потому что тайный советник Маттиас Клаузен оказался лучшей ролью Кирилла Лаврова за многие годы.

Вообще, Большой драматический театр, в далекие уже теперь товстоноговские годы славившийся своим ансамблем и добротностью сценических созданий, с некоторых пор стал грешить бенефисными постановками a la антреприза. Но из "Перед заходом солнца" никакого бенефиса испечь нельзя - слишком уж размеренна и многословна драма Гауптмана о старом и состоятельном вдовце, почетном гражданине большого города, влюбившемся в бедную девушку, и о его детях, отказавшихся смириться с увлечением отца, учредивших над ним опеку и в конце концов сведших его в могилу. Следуя пьесе, Козлов сделал большую и подробную четырехчасовую постановку. Поначалу, в долгой экспозиции, она пробуксовывает, но потом складывается в действительно серьезный, интересный спектакль.

Написанную незадолго до прихода к власти нацистов пьесу обычно трактуют, так сказать, в свете надвигающейся тени фашизма: детей Клаузена режиссеры, конечно, не заставляют вскидывать руки и вопить "Хайль!", но на их будущий коллаборационизм недвусмысленно намекают. Козлов вроде бы от таких параллелей не бежит. Во всяком случае, всплывающее в музыкальной партитуре спектакля адажиетто из Пятой симфонии Малера, очевидно, должно отсылать зрительскую память не только к "Смерти в Венеции" Висконти, но и дальше, к его же "Гибели богов", то есть к теме распада рода на фоне свастики.

Однако присущее режиссерскому мироощущению стремление всех выслушать и за каждым признать свою правду побеждает. В родственниках старого Клаузена Козлов отказывается видеть только циничных наследников. Мотив возможного дележа состояния вообще отступает назад. Эти дети, очевидно, движимы не трезвым расчетом, но по-своему понятым сыновно-дочерним долгом. Они хотят как лучше, и уже после слов и жестов окончательного разрыва режиссер дарит Клаузенам последнюю общую мизансцену - как будто для семейной фотографии. Ясно, что событиями в спектакле БДТ движет не столько субъективная корысть детей, сколько неотменимые законы бытия.

Режиссер подсказал главному актеру не играть впрямую любовь к молоденькой девушке (кстати, Александра Куликова, отлично играющая Инкен Петерс,- важное новое театральное имя и ценное приобретение труппы БДТ). Черты всегда чуть смешной старческой страсти, непременно выступившие бы в таком характере, наверняка снизили бы общее звучание роли. У лавровского героя чувство к племяннице садовника - никак не козни "беса в ребре", а проявление надежды на какую-то новую, вторую жизнь. Эта опасная, но так понятная любому человеку надежда оказывается смертельной, поэтому тема последней любви как отложенного самоубийства, неглавная у автора, становится в спектакле доминирующей. Напоминающий короля Лира в бурю Лавров-Клаузен из гауптмановского последнего акта, больной, сломленный, готовый не к поражению, но к смерти,- самое сильное впечатление от актерской игры, которое пришлось испытать за несколько предыдущих сезонов.

Кстати, это не единственная актерская удача в "Перед заходом солнца". Очевидно, что Козлов сумел если не воплотить, то хотя бы наметить воплощение той мечты, которая преследовала БДТ лет десять и становилась все более призрачной, покуда медленно проедалось товстоноговское наследство. Большой, человечный, добротно выстроенный спектакль по серьезной литературе с хорошо играющими актерами разных поколений сегодня не может стать ни скандально модным, ни актуальным, но это именно то, что к лицу знаменитому театру с традициями. Если появляется режиссер, способный утолить именно такую жажду, можно считать, что театру повезло.

Эту премьеру ждали. Постановка знаменитой пьесы Гауптмана должна была стать воплощением "больших надежд": не только поводом для бенефиса Кирилла Лаврова в роли Маттиаса Клаузена, но и первой работой в БДТ Григория Козлова - вероятного претендента на пост руководителя театра.

"Я стану твоим посохом!" - восклицало в пьесе юное создание, в порыве самоотверженной любви решившее посвятить жизнь стареющему, но, без сомнения, величественному возлюбленному. Роль "посоха БДТ" пришлась Козлову как нельзя более по душе. Досадно лишь то, что режиссер оказался откровенно не готов к сложным задачам, которые диктовали ему большая сцена (классическая "коробка" БДТ сильно отличается от камерных пространств, в которых Козлов обычно работал в Петербурге), "большой стиль", сама пьеса, не свободная от налета хрестоматийности, и актеры, привыкшие к жесткой концептуальной режиссуре.

Строгое геометрическое оформление Александра Орлова с использованием разъезжающихся прямоугольных плоскостей и огромного задника с безмятежными белыми облаками предлагало особую графическую выразительность мизансцен. Между тем "псевдооперные", наивно "романтические" мизансцены этого спектакля еще найдут своих поклонников среди любителей театральных курьезов. Не в силах преодолеть страсть к декламации, гауптмановские персонажи то и дело норовили развернуться фронтально к зрителю и "доложить" свой текст.

Во время одного из монологов Лавров был "подан" особенно эффектно, именно так, как предпочитают выглядеть на сцене артисты: он один на авансцене, затемнение, контровой свет, звучит печальная музыка, и артист, выждав такт, с достоинством вступает...

Прелестна любовная сцена: на одиноко стоящей скамейке сидит так и не преодолевшая внутреннего сопротивления, лишь властью сюжета прижатая друг к другу пара - Клаузен (Кирилл Лавров) и Инкен (Александра Куликова - симпатичный жизнерадостный подросток откровенно побаивался импозантного Лаврова). Влюбленные неотрывно смотрят в зал и рассказывают нам о своем счастье...

Очевидно, что, приглашая дочь Кирилла Лаврова Марию на роль Беттины (той самой, чья ревнивая дочерняя любовь во многом спровоцировала детей Клаузена на предательский судебный процесс против отца), Козлов рассчитывал на интимный эффект родственных связей. Рассчитывал режиссер и на то, что идея его, декларированная в программке к спектаклю: "Не хотим делать спектакль о том, как убивает ненависть, хотим говорить о том, как убивает любовь", - реализуется на сцене сама по себе, без режиссерского вмешательства.

Для постановщика "Перед заходом солнца" сложности человеческой натуры ненавистны. Он стремился к максимально простым, популярным решениям ("все всех любят"), но, пытаясь избежать противоречий в характерах и мотивировках, обрек постановку на невнятность. В итоге Кирилл Лавров вынужден "вывозить" этот спектакль исключительно за счет собственного обаяния.

Обещание, данное Лавровым (до конца сезона назвать имя преемника на руководящем посту), осталось невыполненным. Тем не менее шансы Григория Козлова по-прежнему исключительно высоки.

15 сентября - 90 лет со дня рождения народного артиста СССР Кирилла Лаврова. К этой дате на телеканале «Россия К» - документальные фильмы (), (15 сентября, 16:50 ), кинолента » (15-17 сентября, 13:40, 23:50 ) и спектакль БДТ им. Г.А. Товстоногова (18 сентября, 16:20 ).

Зрители разных поколений знают и любят Кирилла Лаврова по фильмам , «Стакан воды», «Живые и мертвые», «Мой ласковый и нежный зверь»; по работам на сцене БДТ в знаменитых товстоноговских спектаклях «Пять вечеров», «Океан», «Мещане», «Горе от ума», «На дне». В каждой своей роли актер искал глубину перевоплощения, проникновения в человеческий характер и добивался огромного воздействия на зрителей. «Для меня всегда очень важны внутренняя работа, поиски в области интуиции, внутренних нюансов, личных наблюдений; включение собственной фантазии», - утверждал актер.

Долгие годы Кирилл Лавров ничего не знал о судьбе своего деда, который после революции оказался в эмиграции в Белграде. Переписка с родными оборвалась в 1930 годы. Оказавшись на гастролях в столице Югославии, Кирилл Юрьевич пытался узнать что-нибудь о судьбе деда. Ему удалось найти его могилу на русском кладбище. Через некоторое время вместе с детьми и внучкой он отправился в Белград: «Я отвез их на православное кладбище и показал могилу моего деда. Для чего я это сделал? Пока будут жить мои сын, дочь и внучка, будет существовать и мой дед…» Этой удивительной поездке посвящен документальный фильм (14 сентября, 23:50, 15 сентября, 20:45 ), где Кирилл Лавров размышляет о судьбе семьи, о том, как важно помнить историю своего рода.

Он родился в актерской семье, но в детстве и не помышлял о театре, а мечтал об авиации. Мечта так и не осуществилась, а судьба привела его на театральные подмостки. Несмотря на то, что он так и не получил театрального образования, это не помешало ему стать народным артистом СССР, лауреатом многочисленных премий. Он полностью сделал себя сам, правда, признавался, что все время жил с чувством постоянного везения и от этого с чувством долга, что должен отплатить за все, что дала ему жизнь. В документальном фильме (15 сентября, 16:50 ) об актере вспоминают Ада Роговцева, Зинаида Шарко, Ольга Волкова, Анатолий Иксанов, Темур Чхеидзе, Валерий Шадрин. «Кирилл Лавров - это целая эпоха в жизни отечественного кино и театра. Трудно избавиться от ощущения, что место, которое он занимал в театральной жизни, так и останется навечно пустым, потому что заменить его некем, и еще долго гулким эхом будут отзываться в наших сердцах голоса людей, сумевших донести до нас аромат своего времени». Включены фрагменты из фильмов и спектаклей с участием Кирилла Лаврова.

Художественный фильм (15-17 сентября, 13:40, 23:50 ) был снят в 1968 году по одноименному произведению Ф. М. Достоевского. Экранизация всемирно известного романа стала последней режиссерской работой классика советского кино Ивана Пырьева. Внезапная смерть помешала режиссеру завершить картину. Ее закончили исполнители главных ролей Кирилл Лавров и Михаил Ульянов. В Кирилл Лавров сыграл роль Ивана. В ролях: Михаил Ульянов, Лионелла Пырьева, Кирилл Лавров, Андрей Мягков, Марк Прудкин, Светлана Коркошко, Валентин Никулин.

18 сентября в 18:20 - спектакль БДТ им. Г.А. Товстоногова с участием Кирилла Лаврова, Марии Лавровой, Василия Реутова, Андрея Носкова, Елены Перцевой, Михаила Морозова, Изиля Заблудовского, Анатолия Петрова. Глава большого богатого семейства, тайный советник и почетный гражданин города Матиус Клаузен потерял жену и неутешен в своем горе. Однако в его судьбе появилась молодая девушка, которая переворачивает его жизнь, и он готов пожертвовать семьей ради любви.

Пресс-служба телеканала «Россия К»