Русские богатыри выражение национального представления о героях. Славные подвиги русских богатырей. История богатырей на Руси

Русские богатыри - это не просто история. Они отражают сущность русского человека, его отношение к Родине. Илья Муромец, Алеша Попович, Горыня, Добрыня Никитич и многие другие посвятили свои жизни служению Руси. Они боролись с бесчисленными врагами нашего народа, оберегая и защищая простых людей. Подвиги русских богатырей навеки останутся в памяти - в виде былин, песен и сказаний, а также другого эпоса, сочиняемого очевидцами тех событий. Именно они заставляют гордиться своим народом и землей, взрастившей таких исполинов.

История богатырей на Руси

Наверное, каждый из нас в школе или по телевизору слышал истории о могучих и непобедимых героях. Их подвиги вдохновляют, вселяют надежду и заставляют гордиться собственным народом, его силой, самоотдачей и мудростью.

Многие историки делят русских богатырей на старших и младших. Если следовать эпосу и былинам, то можно четко провести границу между старославянскими полубогами и уже христианскими героями. Русские древние богатыри - это всесильный Святогор, могучий Верни-Гора, Микула Селянинович, Дунай и другие.

Они отличаются своей безудержной природной мощью. Эти богатыри - олицетворение обожествленных сил природы и ее непобедимости. В более поздних источниках им придают несколько негативный окрас. Они становятся героями, которые не могут и не хотят применить собственную силу во благо. Чаще всего это просто разрушители, хвастающиеся мощью перед другими богатырями и простым людом.

Это было сделано для того, чтобы подтолкнуть людей к новому миру - христианскому. На смену богатырям-разрушителям приходят богатыри-созидатели, защитники русской православной земли. Это Добрыня Никитич, Никита Кожемяка, Пересвет и многие-многие другие. Нельзя не вспомнить и подвиги русского богатыря Ильи Муромца. Это излюбленный образ для многих писателей и художников. Излечившись от тяжелой болезни, витязь пошел защищать собственную землю, а после удалился в монахи.

Самые известные русские богатыри и их подвиги

Наша история хранит немало известных имен. Наверное, каждый знает фразу: "А и славные, а и сильные богатыри на земле Русской". Хотя наш народ в большинстве своем не воинственный, предпочитает трудиться на земле, но из его среды издревле выходили могучие герои и защитники Отечества. Это Святогор, Микула Селянинович, Дунай Иванович, Пересвет, Садко и многие-многие другие. Эти богатыри проливали собственную кровь за родную землю и становились на защиту мирных людей в самое смутное время.

Именно о них складывались былины и песни. При этом, с течением времени, они много раз переписывались. В них добавлялись новые и новые факты и подробности. Даже характер героев претерпевал значительные изменения.

Особенно повлияло на сей процесс принятие Это разделило нашу историю, привело к отрицанию и осуждению всего старого. Поэтому в образах более древних богатырей теперь можно увидеть негативные черты. Речь идет о Святогоре, Пересвете, Дунае Ивановиче.

На смену им пришли богатыри нового поколения. И практически все они служили князьям, а не народу. Самые известные богатыри земли Русской - это Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович. Именно их восхваляли в песнях и былинах. Они изображены на известнейшей картине Васнецова. Именно их больше всего знают дети, благодаря многочисленным мультфильмам и сказкам. Что же они совершили? И почему их изображают всегда вместе?

По заверениям многих историков, эти три известнейших русских богатыря никогда не встречались. Согласно некоторым данным, Добрыня жил в 15 веке, Илья - в 12-м, а Алеша, самый молодой из героев, - в 13 веке.

Виктор Михайлович изобразил их всех вместе как символ непобедимости и несокрушимости русского народа. Подвиги 3 богатырей были совершены в разное время, но историки сходятся во мнении, что большая их часть вполне реальна. Например, тот же Соловей-Разбойник, война с печенегами, татарский князь Тугарин имели место быть на самом деле. А значит, логично предположить, что и великие деяния тоже совершались.

Алеша Попович и его подвиги

На картине Васнецова этот юноша изображен с луком и стрелами, а возле седла можно увидеть гусли, что говорит о его веселом нраве. Иногда он безрассуден, как любой молодой парень, а иногда хитер и мудр, как бывалый воин. Как и многие богатыри земли Русской, это, скорее, собирательный образ. Но есть у данного персонажа и реальный прототип.

По некоторым данным, это сын ростовского православного попа Леонтия. Но земляком его считают и жители (Украина). Местные предания гласят, что он частенько посещал здешние ярмарки и помогал людям.

По другой версии, это ростовский известный богатырь Александр. Он жил в 12-13 веке и был видным историческим деятелем. Часто его образ переплетается с другим, не менее заметным персонажем былин, Вольгой Святославичем.

Славные подвиги русских богатырей будут неполными без сказаний о том, как Алеша сошелся в бою с самим Тугарином. Этот половецкий хан - реальное историческое лицо Тугоркан. И в некоторых былинах Алеша Попович дрался с ним несколько раз. Также этот богатырь заслужил славу в многочисленных междоусобных войнах того времени. И погиб в знаменитой битве при Калке (1223 год).

Илья Муромец

Это, пожалуй, самый известный и почитаемый богатырь на Руси. Он воплощает все положительные черты Подтвержденных сведений о нем весьма мало, но достоверно известно, что его причислили к лику

Детство и юношество этот человек провел практически без движения, так как страдал серьезной паралитической болезнью. Однако в возрасте 30 лет Илья был исцелен и полностью встал на ноги. Этот факт подтвердили и многие серьезные ученые, которые проводили исследование останков святого. Поэтому и подвиги русского богатыря Ильи Муромца начинаются в довольно зрелом возрасте.

Этот персонаж стал наиболее известен всем взрослым и детям благодаря былине, которая повествует о его битве с Соловьем-Разбойником. Сей преступник контролировал один из основных путей в Киев - столицу древней Руси. Правивший в то время князь Мстислав поручил дружиннику Илье Муромцу сопровождать очередной торговый обоз. Встретившись с разбойником, богатырь победил его и очистил дорогу. Данный факт подтвержден документально.

Кроме этой, известны и другие победы русского богатыря Ильи Муромца. Былины рассказывают о битве витязя с Идолищем Поганым. Так, возможно, называли насильника-кочевника. Также существует история о борьбе с Бабой-Горынкой и собственным сыном.

На склоне лет Илья, получив тяжелое ранение и устав от такой ратной жизни, удалился в монастырь. Но и там не смог найти он покоя. Исследователи отмечают, что богатырь-монах погиб в бою в возрасте 40-55 лет.

Великий Святогор

Это один из известнейших и загадочных богатырей. Перед его славой меркнут даже победы русского богатыря Ильи Муромца. Его имя полностью отвечает внешности. Обычно его представляют могучим великаном.

Можно сказать, что достоверных былин об этом герое достаточно немного. И все они связаны со смертью. Однако Святогор прощается с жизнью не в неравном бою с многочисленными врагами, а в споре с непреодолимой и неведомой силой.

Одна из легенд гласит, что богатырь нашел «суму переметную». Герой попытался переместить ее, но погиб, так и не сдвинув вещь с места. Как оказалось, в этой сумке заключена была вся «тяжесть земная».

Еще одна легенда рассказывает о путешествии Святогора с Ильей Муромцем. Здесь показывается смена «поколений» богатырей. Однажды друзья находят пустой гроб. Пророчество на нем гласило: кому суждено судьбой, тот в него и ляжет. Илье он оказался велик. А когда Святогор лег в гроб, его накрыло крышкой, и он так и не смог вырваться. Несмотря на всю мощь исполина, дерево не поддалось ему. Главный подвиг Святогора-богатыря заключается в том, что он передал всю свою силу Илье Муромцу.

Добрыня Никитич

Этот богатырь, изображенный вместе с Ильей Муромцем и Алешей Поповичем, является одним из самых почитаемых и известных на Руси. Практически во всех былинах он неразрывно связан с князем Владимиром Святославовичем. При этом есть мнение, что последний является его родным дядей. В истории Добрыня - видный государственный деятель, к совету которого прислушивались многие дворяне.

Однако в былинах это, скорее, собирательный образ, которому присущи черты могучего русского витязя. Подвиги богатыря Добрыни Никитича заключаются в борьбе с многочисленными вражескими войсками. Но главным его деянием является битва со Змеем Горынычем. Знаменитая картина Васнецова изображает бой защитника земли Русской с 7-главым драконом, однако строился сюжет на реальной основе. «Змеем» раньше называли врага. А прозвище «Горыныч» указывает на его происхождение или место обитания - горы.

Существовали также сказания, повествующие о том, как Добрыня нашел себе жену. Историки отмечают, что она была иностранкой. Настасья Никулична (в других вариантах - Микулишна) обладала неплохими физическими данными. Они стали меряться силами, а после победы витязя девушка стала его женой.

Как и все подвиги былинных богатырей, деятельность Добрыни Никитича связана со служением Князю и Народу. Именно поэтому его ставят в пример, сочиняют сказки, песни и былины, рисуя его героем и освободителем.

Волх Всеславьевич: князь-вошебник

Этот богатырь известен скорее как чародей и оборотень. Он был князем Киевским. И легенды о нем похожи на сказку. Даже рождение Волхва окутано мистикой. Рассказывают, что мать зачала его от Велеса, который явился ей в образе обычного змея. Рождение богатыря сопровождалось громом и молниями. Его детскими игрушками были золотой шлем и булатная палица.

Как и многие русские народные богатыри, он часто проводил время с дружиною. Рассказывают, будто бы ночью он оборачивался диким волком и добывал в лесу пищу для воинов.

Самая известная легенда о Волхве Всеславьевиче - это повествование о победе над индийским царем. Однажды богатырь услыхал, что замышляется недоброе против его Родины. Он воспользовался колдовством и победил чужое войско.

Реальный прототип этого героя - князь Всеслав Полоцкий. Он также считался колдуном и оборотнем, также брал хитростью города и безжалостно убивал жителей. И змей сыграл не последнюю роль в жизни князя.

Исторические факты и предания смешались в одно. И подвиг Волхва Всеславьевича стал восхваляться в былинах, как и другие славные подвиги русских богатырей.

Микула Селянинович - простой крестьянин

Этот богатырь - один из представителей героев. Его образ - это отражение легенд о боге-пахаре, защитнике и покровителе земли Русской и крестьян. Именно он дал нам возможность возделывать поля и пользоваться дарами природы. Он же выгнал Великанов-разрушителей.

По преданию, жил богатырь на Древлянской земле. В отличие от других древних витязей, происходивших из князей, Микула Селянинович представлял сословие крестьян. Он всю жизнь посвятил работе в поле. Тогда как другие богатыри-защитники земли Русской воевали с мечом в руках. В этом есть свой смысл, т. к. все блага государства и людей происходят именно от тяжелого и ежедневного труда.

Самыми известными произведениями, в которых описывается характер и жизнь Микулы Селяниновича, считаются былины о Вольге и Микуле, а также о Святогоре.

Например, в истории с князем-оборотнем богатырь поступает на службу в дружину, собранную для противостояния варяжскому нашествию. Но перед этим он посмеивается над Вольгой и его воинами: они-де не могут даже вытащить его плуг, застрявший в земле.

Подвиги русских богатырей всегда воспевались народом. Но можно встретить и пренебрежение к героям, которые, имея огромную силу, не могут правильно ее применить. Примером такого отношения можно назвать былину «Святогор и Микула Селянинович». Здесь противопоставляются два начала - созидательное и разрушительное.

Святогор скитается по свету и не знает, где применить собственную силу. Однажды он встречает Микулу с сумой, которую богатырь-воин не может поднять и надрывается. Там оказывается вся «тяжесть земная». В этом сюжете можно увидеть превосходство обычного труда над военной силой.

Василий Буслаев

Этот богатырь не похож на остальных. Он - бунтарь, всегда идет наперекор общему мнению и порядкам. Несмотря на суеверия обычных людей, он не верит в приметы и предсказания. В то же время, это образ защитника-богатыря.

Василий Буслаев родом из Великого Новгорода. Именно поэтому в былинах о нем так много местного колорита. Есть два рассказа о нем: «Василий Буслаевич в Новгороде» и «Василий Буслаевич молиться ездил».

Всюду прослеживается его озорство и бесконтрольность. Например, выбирая себе дружину, он устраивает несколько неординарных заданий. В результате находится 30 молодцев, которые во всем поддерживают Василия.

Деяния Буслаева - это не подвиги русских богатырей, которые следовали правилам и во всем подчинялись князю, уважая традиции и верования простых людей. Он почитал только силу. Поэтому его деятельность - это разгульная жизнь и драки с местными мужами.

Пересвет

Имя этого богатыря тесно связано с битвой на Куликовом поле. Это легендарное сражение, в котором полегло бесчисленное количество славных воинов и бояр. И Пересвет, как и многие другие богатыри, защитники земли Русской, встал грудью перед врагом.

Ученые до сих пор спорят, был ли он на самом деле. Ведь, согласно легенде, вместе со своим братом Андреем, был отправлен на помощь Дмитрию Донскому самим Сергием Радонежским. Подвиг этого богатыря заключался в том, что именно он вдохновил войско русское на битву. Он первым вступил в бой с представителем полчища Мамаева - Челубеем. Практически без оружия и доспехов, Пересвет победил противника, но упал замертво вместе с ним.

Изучение более ранних источников наводит на мысль о нереальности этого персонажа. В Троицком монастыре, в котором Пересвет, согласно истории, был послушником, нет никаких записей о таком человеке. Кроме того, известно, что и Сергий Радонежский не мог встретиться с князем Дмитрием непосредственно перед боем.

Но практически все подвиги русских богатырей - так или иначе - частично выдуманы или преувеличены сказителями. Такими историями поднимался боевой дух, воспитывалось

\Главным персонажем былин являются богатыри. Они воплощают идеал мужественного, преданного родине и народу человека. Герой сражается в одиночку против полчищ вражеских сил.В большинстве былин изображен мир Киевской Руси. В Киев едут богатыри на службу князю Владимиру, его же защищают они от вражеских полчищ. Содержание этих былин носит преимущественно героический, воинский характер.Мир, изображенный в былинах, это вся Русская земля. Так, Илья Муромец с заставы богатырской видит высокие горы, луга зеленые, леса темные. Былинный мир «светел» и «солнечен», но ему угрожают вражеские силы: надвигаются темные тучи, туман, гроза, меркнут солнце и звезды от несметных вражеских полчищ. Это мир противопоставления добра и зла, светлых и темных сил. В нем борются богатыри с проявлением зла, насилия. Без этой борьбы невозможен былинный мир.Каждому богатырю присуща определенная, доминирующая черта характера. Илья Муромец олицетворяет силу, это самый мощный русский богатырь после Святогора. Добрыня тоже сильный и храбрый воин, змееборец, но еще и богатырь-дипломат. Его князь Владимир отправляет с особыми дипломатическими поручениями. Алеша Попович олицетворяет смекалку и хитрость. «Не силой возьмет, так хитростью» – говорится про него в былинах. Монументальные образы богатырей и грандиозные свершения – плод художественного обобщения, воплощение в одном человеке способностей и силы народа или социальной группы, преувеличение реально существующего, т. е. гиперболизация и идеализация. Однако былины рисуют не только героические подвиги богатырей, вражеские нашествия, битвы, но и повседневную человеческую жизнь в ее социально-бытовых проявлениях и исторических условиях. Это находит отражение в цикле новгородских былин. В них богатыри заметно отличаются от былинных героев русского эпоса. Былины про Садко и Василия Буслаева включают не просто новые оригинальные темы и сюжеты, но и новые эпические образы, новые типы героев, которые не знают другие былинные циклы. Новгородские богатыри, в отличие от богатырей героического цикла, не совершают ратных подвигов. Объясняется это тем, что Новгород избежал ордынского нашествия, полчища Батыя не дошли до города. Однако новгородцы могли не только бунтовать (В. Буслаев) и играть на гуслях (Садко), но и сражаться и одерживать блистательные победы над завоевателями с Запада.Новгородским богатырем предстает Василий Буслаев. Ему посвящены две былины. В одной из них говорится о политической борьбе в Новгороде, в которой он принимает участие. Васька Буслаев бунтует против посадского люда, приходит на пиры и затевает ссоры с «купцами богатыми», «мужиками (мужами) новгородскими», вступает в поединок со «старцем» Пилигримом – представителем церкви. Со своей дружиной он «дерется-бьется день до вечера». Посадские мужики «покорилися и помирилися» и обязались платить «на всякий год по три тысячи». Таким образом, в былине изображено столкновение между богатым новгородским посадом, именитыми мужиками и теми горожанами, которые отстаивали самостоятельность, независимость города.Бунтарство героя проявляется даже в его кончине. В былине «Как Васька Буслаев молиться ездил» он нарушает запреты даже у гроба господня в Иерусалиме, купаясь голым в Иордан-реке. Там же он и погибает, оставшись грешником. В.Г. Белинский писал, что «смерть Василия выходит прямо из его характера, удалого и буйного, который как бы напрашивается на беду и гибель».Одной из самых поэтических и сказочных былин новгородского цикла является былина «Садко». В.Г. Белинский определил былину «как один из перлов русской народной поэзии, поэтический апофеоз10 Новгороду».Садко – бедный гусляр, разбогатевший благодаря искусной игре на гуслях и покровительству Морского царя. Как герой он выражает собой бесконечную силу и бесконечную удаль. Садко любит свою землю, свой город, семью. Поэтому он отказывается от несметных богатств, предложенных ему, и возвращается домой.Итак, былины – это поэтические, художественные произведения. В них много неожиданного, удивительного, невероятного. Однако в основе своей они правдивы, передают народное понимание истории, народное представление о долге, чести, справедливости. Вместе с тем они искусно построены, язык их своеобразен.

Ответить

Ответить


Другие вопросы из категории

Читайте также

даю 40 баллов! ну оооочень надо

рассказываю чуть своими словами.очень спешу поэтому так неграмотно
1.по приведённым отрывкам определите произведение и автора.
а)крепко не полюбилось новое житьё. с детства он привык работать... он вырос немой и могучий там как он утопил собачку:(а автора не помню.
б)хотел он подняться а уж на нём два татарина сидит крутят ему назад руки. рванулся он и скинул с себя татар да ещё соскакали с коней троя на него начили бить его... помутилось у него в глазах и зашатался сняли татары его с лошади закруктили руки за спину завязали руки татарским узлом поволокли к коню
в) малбчик пришёл в себя только у источника у того самого где накануне днём они с дедушкой завтракали. припавши вместе ртами к холодному водоёму собака и человек долго глотали воду. они отталкивали друг-др. приподнимали на мин. кверху головы чтоб перевести дух там с губ вода капала потом они прилипали водоёму и были не в силах оторваться.

3. Исключите из каждой цепочки лишнее. Объясните принцип построения цепочек.
а.волк и ягнёнок,свинья под дубом,кусака,волк на псарне.
б.с.а.есенин, а.а.блок, ф.и.тютчев,а.п.чехов.
в.и.а.бунин,д.дефо,а.и.куприн,п.п.бажов.
г.сказка,былина,рассказ,пословица.

4. соотнесите термин и его определение(всё в табличке)
а)описание природы в литеротурном произведении 1.эпитет
б)созвучие концов строк 2.пейзаж
В)развёрнутое высказыване одного лица 3.рифма
г)художественное определение указывающее на
какоето качество и подчёркивающее его свойства 4.монолог

5.определите жанр(рассказ, басня, стихотворение, сказка, былина, летопись, повесть, загадка,пословица) по приведённым отрывкам.
а)вот раз собираются старики на базар в большое село и думают: как им быть то? кто им щи сварит и кашу сготовит, кто корову напоит и подоит, кто курам проса даст и на насест их загонит?
б)барбос был невелик ростом, но приземист и широкогруд. благодоря длинной, чуть чуть вьющейся шерсти в нём замечалось отдалённое сходство с белым пуделем, но только с пуделем, к которому не прикасались не мыло, ни гребень, не ножницы.
в)как неожиданно и ярко,
на влажной небе синеве,
воздушная воздвигла арка
в своём минутном торжестве.
посреди поля чистого,
на закате красна солнышка,
на восходе ясна месяца
на заставу богатырскую
собирались на походный совет
славно русские богатыри.
д)в лето 6415 (907). пошёл олег на греков на конях и на кораблях; и было кораблей числом 2 тысячи. и пошёл к Царьграду

6.перепутаны части загадок (начало и конец). Восстановите загадки соеденив её части, напишите отгадки.
а)ног нет а идёт, побегушки бегут.
б)поползушки ползут, тем больше она становится
в)чем больше от неё отбавишь дом по лестнице бежит.
г)в поле лестница бежит, глаз нет, а плачет.

Славянская история богата событиями, знания о которых передаются из поколения в поколение не только в устном, но и в письменном виде. В этих сказаниях сохранились повествования и очерки о жизни каких-то совершенно фантастических людей, однако в действительности в большинстве случаев за каждым из таких героев скрывались реальные люди, которые много веков назад населяли славянские земли и были в таком большом почете у народа, что о них стали слагать легенды…

Основа древнерусских сказаний - это, как правило, богатыри. Если говорить об этимологии самого слова «богатырь», то оно трактуется, как человек-полубог, либо же человек, наделенный силой бога. О происхождении этого слова долгое время велись острые дискуссии. Выдвигались версии о заимствовании его из тюркских языков, и даже из санскрита. Общепризнанным в настоящее время является мнение о том, что слово «богатырь» было позаимствовано из татарского языка.


Российские ученые выделяют две основные категории богатырей - старшие и младшие. К старшим богатырям принято причислять Святогора, Микулу Селяниновича, Вольгу Святославича, Сухана. Эта группа, по мнению ученых, является олицетворением различных природных явлений, в большинстве случаев - явлений грозных, враждебных простому человеку.

К группе младших богатырей относят известную «васнецовскую» троицу Илью Муромца, Добрыню Никитича и Алешу Поповича. Они также являются олицетворением природных явлений, но только благоприятных для человека.

Традиционные народные сочинительства становились причиной того, что герои эпоса были уже не просто героями, и отважными воинами, выступавшими против захватчиков, но настоящими борцами с нечистью. И действительно, очень часто можно встретить произведения, в которых богатырям приходится сражаться против драконов, ведьм и прочих потусторонних существ.

Помимо этого, богатырям отводилась и большая роль в жизни народа, потому как они являлись неким психологическим подтекстом непобедимости Руси, свидетельством тому, что среди простого народа есть люди, которые всегда готовы выступить на защиту родной земли от любой напасти… Рассмотрим наиболее ярких среди них.


Святогор



Одним из наиболее загадочных персонажей славянского эпоса является Святогор. Это настоящий великан, которого даже земля держать не может. Он наделен огромной силой, что даже самые знатные богатыри не осмеливаются вступить с ним в сражение.

Примечательно, что ни в каких битвах он не принимает участия, никаких подвигов не совершает. Основное его предназначение ограничивается тем, чтобы сражать врагов своей мудростью и фантастической силой. В образе этого богатыря скрыт философский смысл древнеславянского населения о почитании святого богатыря просто за его существование.



Микула Селянинович, несмотря на то, что не упоминается среди Киевских богатырей, все же таковым являлся. Он был настоящей гордостью славянского народа, потому как пахарь-богатырь являлся настоящим воплощением русского духа, который своим существованием утверждает, что простой земледелец может сразиться с настоящими богатырями.

Еще одним не менее ярким образом является Волх Всеславьевич. Это фантастический персонаж эпоса. Согласно преданиям, он был рожден от змея, поэтому очень быстро рос. С момента рождения не прошло и полутора часов, как на него надели булатные латы. Он очень быстро овладевал волшебством и всевозможными науками. Его считали языческим жрецом, колдуном и воином.

В отличие от Волха другой известный былинный герой Дунай Иванович является исторически достоверным персонажем. Его история начинается с того самого момента, когда он вступает в поединок с Добрыней Никитичем. Разнимает их, согласно преданиям, Илья Муромец, после чего происходит братание. Позже Дунай искал невесту для князя Владимира и, убив Литовского князя, увозит его дочь Апраксию.

Очень интересной и занимательной является еще одна история, связанная с Дунаем. Он влюблен в Богатырку Настасью, которая согласна стать женой лишь того, кто сумеет ее победить. Конечно, Дунай одерживает над ней победу. Когда же происходит свадьба, он после безумного спора убивает свою суженую, выстрелив из лука в кольцо, которое стояло на голове Настасьи. Не выдержав горя, Дунай убивает и себя.

Несмотря на то, что упоминаний об этих богатырях в литературе достаточно, первое имя, которое приходит на ум большинству людей, — это Илья Муромец .



Илья Муромец

Этот богатырь имел те черты, которые в основном приписывались мифическим и фантастическим героям - чудодейственное получение большой силы. Он был сыном простых родителей-крестьян, с детства был прикован к кровати. Так происходит до тех пор, пока не появляются странники-калики. Они приказывают мальчику принести им воды, и Илья исцеляется.

Более того, у него появляется необыкновенная сила. С того самого момента и началась богатырская жизнь Ильи Муромца, а его подвиги стали основой для многих былин и сказаний. Однако наиболее известной эпопеей является его битва с Соловьем-разбойником. К слову сказать, до настоящего времени ученые так и не сумели прийти к единому мнению по поводу того, кем же на самом деле был Соловей - то ли вымышленным героем, то ли одним из воинов монголо-татарского войска, то ли простым разбойником, живущим в Муроме и разорявшим купцов, вынужденных проезжать через Муромские леса.

Битва с Соловьем-разбойником

В определенный период времени Илья приходит на службу в Киев, чтобы спасать Русь от многочисленных напастей и совершать невероятные и даже чудесные подвиги.

В одно время с Ильей Муромцем жил еще один богатырь, которого звали Добрыней Никитичем. Он родился в Рязани, но подобно Муромцу, находился на службе в Киеве. Богатырская история Добрыни начинается с того момента, когда он одержал победу над Змеем Горынычем. Князь поручает ему вступить в жестокий бой со Змеем, по дороге богатыря одолевают маленькие змееныши, однако Добрыне удается выполнить княжий наказ и высвободить из драконьих пещер девушек и князей.

Иногда складывается впечатление, что Добрыня - мифологический герой. Немного фантастической выглядит и история о колдунье Маринке, приворожившей богатыря. Однако Добрыне с помощью матери, такой же ведьмы, удается победить чары Маринки и расправиться с ней. Но в его истории представлено не только большое количество фантастических сказаний.



Добрыня Никитич

В Киевской Руси он выполнял больше количество важных поручений, представая перед читателями в качестве храброго, мудрого воина, который, ко всему прочему, еще и является первым помощником Ильи Муромца.

Еще один известный богатырь - Алеша Попович, если верить преданиям, был родом из города Ростова. В Киеве он оказался совершенно случайно. В чистом поле богатырь нашел камень, на котором были указаны три дороги: одна вела в Чернигов, другая - в Муром, и третья - в Киев. Он также приступает к службе при дворе князя Владимира.

Пожалуй, наиболее известной историей, связанной с Поповичем, является сказание об его поединке с Тугарином (это, если верить эпосу, — персонаж вымышленный, поэтому изредка он носит прозвище Змеевич и представляется в виде чудовища). Тугарин является чужеземным захватчиком, который может проглотить за раз целого лебедя, а слуги носят его на золотой подставке. А Алеша Попович - это всегда молодой, храбрый и даже иногда безрассудный воин.


Алеша Попович

Между Ильей Муромцем, Алешей Поповичем и Добрыней Никитичем всегда существует связь. Между ними также присутствует большое сходство не только характеров, но и приключений и некоторых событий жизни.


И в завершение необходимо несколько слов сказать и о таких богатырях, как Василий Буслаев и Никита Кожемяка. Все они были реальными людьми. Василий Буслаев был родом из Новгорода. По натуре своей этот человек всегда был бунтарем и даже пьяницей. Свою богатырскую силу он унаследовал от отца. Однако употребляет юноша ее не так, как это делают остальные богатыри. Напротив, он всячески нарушает законы города, набирает себе дружину из таких же, как он (основные критерии отбора - способность выпить ведро вина или выдержать удар по голове дубиной).

Вместе с дружиной Василий не вступает в борьбу с врагами и захватчиками, а только напивается в кабаках, дерется. Согласно сказаниям, умер он так же безрассудно, как и жил - на обратной дороге с Иерусалима он ударился головой о камень, упав с лошади (а ведь на камне было написано, что через него скакать нельзя…).

В отличие от Василия, Никита Кожемяка - был настоящим воином, который служил киевскому князю Владимиру. Вместе с ним Кожемяка выступил на битву против печенегов, один на один сразившись с силачом и победив его. Эта победа стала началом победы русского войска над захватчиками. В разных периодах Никита Кожемяка представлен то как простой ремесленник, то как настоящий богатырь, который находится на службе в Киеве.

Верить в то, что славянские богатыри существовали в действительности, либо же придерживаться мнения о том, что это были исключительно вымышленные персонажи - личное дело каждого. Впрочем, это и не главное. А главное заключается в том, что в любом случае именно они сыграли большую роль в истории славян, став символами прежних времен.



Урок 4
ВНЕКЛАССНОЕ ЧТЕНИЕ.

БЫЛИНА «ИЛЬЯ МУРОМЕЦ И СОЛОВЕЙ РАЗБОЙНИК».

БЕСКОРЫСТНОЕ СЛУЖЕНИЕ РОДИНЕ И НАРОДУ.

ИЛЬЯ МУРОМЕЦ - НОСИТЕЛЬ ЛУЧШИХ ЧЕРТ

РУССКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА.

ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ. ПОНЯТИЕ О БЫЛИНЕ
Знания на уроке : опознание элементов сюжета и их постоянной для былины художественной функции: экспозиции (зачина), установки на приближение драматической ситуации, мотива недооценки героя, описания подвига, торжества богатыря.

Опознание типичных приемов повествования - трехкратного повторения событий, повторения слов и целых выражений, гипербол (преувеличений), постоянных эпитетов, слов с уменьшительными и увеличительными суффиксами - и их художественная функция.

Словарная работа: понятие о русском национальном характере, о нравственных народных ценностях.
ХОД УРОКА

I. Повторение понятия об эпическом герое былины.

Назвать особенности образа Микулы Селяниновича как эпического героя. (Действует в реальном историческом прошлом, обладает незаурядной физической силой, воинской доблестью, его богатырство превосходит «мудрость» князя Вольги).
II. Илья Муромец - эпический герой былины «Илья Муромец и Соловей Разбойник».

Задания для учащихся сводятся к опознанию ими типичных приемов раскрытия образа Ильи как русского богатыря.

1. Найти приметы реального исторического прошлого русского народа. (Города: Владимир и т. д.).

2. Отметить способы раскрытия необыкновенной физической мощи и воинской доблести Ильи. (Сражение под Черниговым, бой с Соловьем Разбойником, сопоставление поведения князя Владимира и Ильи в сцене на княжеском дворе и т. д.).

4. Чем концовка былины дополняет образ Ильи как эпического героя? (Действует во благо народа).

5. Какие приемы «сказывания» способствуют раскрытию величия и доблести подвигов русского богатыря? (Постепенное нарастание напряжения в рассказе, повторы, постоянные эпитеты и т.д.).

ПОДГОТОВКА СОЧИНЕНИЯ

ПО КАРТИНЕ В. М. ВАСНЕЦОВА «БОГАТЫРИ»
Материал к теме: Русское народное поэтическое творчество. / Под ред. проф. Н. И. Кравцова. М., Просвещение, 1971.
Эпоха Владимира Святославича была подготовлена всей предшествующей историей, и в народном творчестве князь Владимир пожал славу (не всегда завидную), сеянную до и после него.

К концу Х - началу ХI вв. древнерусское Киевское государство достигло расцвета. Под властью Киева находились, за некоторым исключением, все восточнославянские племена, а также неславянские - по Волге, Оке и в Новгородской земле.

Наиболее ранними былинами этого периода являются былины о Добрыне Никитиче. В них нашли отражение процессы, связанные со становлением и расцветом Киевской Руси.

Тревожная боевая жизнь в пограничных, даже и в далеких от границ землях, рождала героев, о которых слагались легенды и былины. Самым популярным героем воинских былин стал крестьянин из Мурома Илья. Он - главный оберегатель Руси и защитник справедливости.

Былины - первый по времени жанр устного творчества, в котором мы встречаемся с зачаточной индивидуализацией образов. Конечно, здесь нет прослеживания сложного духовного развития персонажей: они статичны и представляют собой цельные характеры. Их объединяет любовь к родной земле: они никогда не задумываются, служить или не служить Руси, защищать или не защищать ее. Все они обладают необходимым тактом, умеют вести себя так, как требуется по установленным обычаям: при входе в дом крест кладут по-писаному, ведут поклоны по-ученому относятся с должным почтением к тем, кто старше их по возрасту, они бескорыстны. Но различия между богатырями есть, и не только в имени.

Герои совершают свои подвиги в разных ситуациях. Добрыне Никитичу не приходится быть главным богатырем при обороне Руси от нападения врагов. Наоборот, он сам учиняет разгромы в других землях, о чем свидетельствуют былины «Женитьба Владимира», «Добрыня и Владимир Казимирович». Вся боевая деятельность Добрыни проходит вдали от Киева.

Илья Муромец всегда выступает против врага на своей земле. Его противники: Калин-царь, который привел с собой огромное войско; Идолище поганое, которое засело в Киеве и хозяйничает там; Соловей Разбойник, захвативший дорогу между Киевом и Черниговым - всех их должен победить Илья Муромец и спасти русскую землю, свой народ.

Могут быть и невоинские конфликты в былинах об Илье Муромце - это социальные конфликты (былины «Илья в ссоре с Владимиром», «Илья и голи кабацкие», начало былины об Илье и Калине-царе). В Илье Муромце явно проступают черты героя из простого народа.

Третий герой русского эпоса - Алеша Попович одерживает свои победы не столько силой, сколько хитростью (былина «Алеша и Тугарин Змей»).

Яркость характеров богатырей, величие их подвигов, совершенство художественной формы былин - все это многие века формировало национальное самосознание народа.

Урок 5
РАЗВИТИЕ РЕЧИ. УСТНОЕ СОЧИНЕНИЕ

ПО КАРТИНЕ В. М. ВАСНЕЦОВА «БОГАТЫРИ».

РУССКИЕ БОГАТЫРИ КАК ВЫРАЖЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНОГО

ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ГЕРОЯХ
Знания на уроке : умение учащихся охарактеризовать богатырей как эпических героев с практическим использованием в своем рассказе былинных особенностей повествования о русских богатырях.
ХОД УРОКА

Я всегда только и жил Русью

В. М. Васнецов
1. Индивидуальное задание, сведения о художнике Викторе Михайловиче Васнецове (1848-1926, род. в селе Рябовском в Вятском крае) и его картине «Богатыри» (1898 г.).

2. Какое еще название этой картины закрепилось в народном сознании? («Три богатыря»). Что вы знаете об этих богатырях?

3. Найти в тексте былин описание внешности Ильи Муромца, Алеши Поповича и Добрыни Никитича и опознать героев на картине. (Былины «Илья Муромец и Соловей Разбойник», «Добрыня Никитич», «Илья Муромец и Алеша Попович»).

4. Каково воинское снаряжение богатырей? (Подробно см. в былине «Илья Муромец и Алеша Попович»).

5. Какими изображены кони богатырей? (Описание коня Ильи Муромца).

6. Соответствует ли пейзаж былинному зачину, передающему широкий взгляд автора на события и их участников в русском историческом прошлом? (Поле, простор, дорога «прямоезжая» и др.).

7. Как художник сумел передать не только впечатление физической мощи богатырей, но и их воинской доблести? (Через особенности характеров героев, состояния природы - тучи на небе, выражение их готовности к бою - полное снаряжение воина, богатыри на дороге и т. д.).

8. Какую идею содержит сюжет картины «Богатыри»? (Патриотизм, бескорыстное служение народу, прославление героического прошлого народа).

Задание . Домашнее сочинение «Былинные богатыри как выражение национального представления о героях».
ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ
Урок 6
РУССКИЕ ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ
Знания на уроке: понятие о пословице и поговорке.

Повторение: фольклор, жанр, система фольклорных жанров.
ХОД УРОКА

1. Изучение статьи учебника «Пословицы и поговорки».

Составить план к статье.

Примерный план:

а) Определение понятия о пословице и поговорке.

б) История создания пословиц и поговорок.

в) Тематика (совокупность тем) пословиц и поговорок.

г) Переносный смысл пословиц и поговорок.

д) Сила и красота пословиц и поговорок.

2. Подготовить устный пересказ статьи, заменив русские пословицы и поговорки пословицами и поговорками народов мира. (Статья «Мудрость народов»).

3. О чем говорят следующие пословицы?

По одежке встречают, по уму провожают.

Не все то золото, что блестит.

(О внешнем виде человека, о его соответствии или несоответствии внутреннему содержанию).

4. Чем отличаются смыслу следующие пословицы от предыдущих?

Змея меняет кожу, да не меняет нрава.

Красна ягодка, да на вкус горька.

(Красный - здесь: красивый).

5. Как понять следующие пословицы?

Одним миром мазаны.

(Миро - здесь: благовонное масло, употребляемое в христианских обрядах. О соучастниках каких-либо дел).

Москва слезам не верит.

(Пословица восходит к эпохе возвышения Москвы, когда московские князья вели себя жёстоко по отношению к покоренным).

ИЗУЧЕНИЕ БИБЛИИ
Урок 7
ЕВАНГЕЛИЕ ОТ МАТФЕЯ - ВЕЛИКИЙ ЛИТЕРАТУРНЫЙ

ПАМЯТНИК ЧЕЛОВЕЧЕСТВА. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КНИГИ.

ЗНАКОМСТВО С НАГОРНОЙ ПРОПОВЕДЬЮ
Новый Завет - это четыре Евангелия (Евангелие - «благая весть») и примыкающие к ним деяния и Послания апостолов.
I. Евангелие от Матфея - первый текст из трех синоптических (от греч. «синопсис» - совместное обозрение) Евангелий (от Матфея, от Марка, от Луки), рассказывающий о жизни, смерти и учении Христа.

Матфей был сборщиком налогов до того, как последовал зову Учителя. По матери он арамеянин, но говорил и по-гречески, на языке философов и торговцев. Звали его Левием, но Иисус, дабы возвысить униженных в собственных глазах, назвал его Матфеем, что означает «дар Божий». В свои юные годы Левий хотел преподавать в школе, читать детям Закон, учить числам, рассказывать историю израильского народа, но ему не хватило терпения. Он решил зарабатывать деньги, торгуя оливковым маслом, затем нанялся собирать налоги и пошлину в Капернауме, иначе говоря, стал мытарем... И вот настал день, когда Иисус сжалился и сказал ему: «Иди за мной», - и Левий понял освобождающий смысл зова, бросил арендованный стол, швырнул в озеро списки тех, кто облагался данью, и пошел за Назарянином... Левий, отныне звавшийся Матфеем, ходил вслед за Иисусом и отмечал слова и дела Учителя на деревянных табличках, которые раньше служили ему для записи долгов налогоплательщиков 1 .
II. «Откуда у этого человека такая мудрость и такое могущество? Разве он не сын известного нам плотника Иосифа?» - недоумевали жители древнего города Назарета.

«Иисус пришел к человечеству почти 2000 лет назад. Он родился в бедной семье в маленьком иудейском городке. Юность свою он провел в одной из самых маленьких стран мира, к тому же оккупированной чужеземцами. Прожил он тридцать три года, причем только последние три года посвятил служению людям.

Почему же практически во всем мире люди до сих пор о нем помнят?» 2

Ответ на этот вопрос - учение Христа, те моральные, внутренние законы человеческого общежития, по которым на протяжении многих веков стремятся жить люди.

«Иисус жил со своими учениками почти всегда под открытым небом. То, стоя в лодке, он поучал своих слушателей, теснившихся на берегу, то он всходил на одну из гор, окаймлявших озеро, и садился там, где воздух чист и горизонт залит лучами» 3 .

В такой обстановке однажды прозвучала Нагорная проповедь - кодекс морали нового времени.
III. Чтение Нагорной проповеди. Составление таблицы.


Закон Моисея

Проповедь Иисуса

Не убивай; кто же убьет, подлежит суду.

Не преступай клятвы, но исполняй перед Господом клятвы твои.

Сказано: «око за око и зуб за зуб».

Сказано: «люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего»


Всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду.

Не клянитесь вовсе, но да будет ваше слово «да, да» «нет, нет»; а что сверх этого, то от лукавого.

Не противься злому. Но кто ударит в правую щеку твою, обрати к нему и другую.

Любите врагов ваших. (Будьте достойными сынами Бога. А он повелевает Солнцу восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных).

Не творите милостыню напоказ.

Простите людям согрешения их, простит и вам Отец наш небесный.

Не судите, да не судимы будете.

И так во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними.

(«Золотое правило»)

IV. Прежде чем сделать вывод о гуманных началах учения Иисуса Христа, обратимся к учащимся со следующими вопросами:

1. Каковы отношения между Богом, провозглашающим Моисею ветхозаветные заповеди, и человеком? Оставляет ли Бог человеку право на сомнение, самостоятельное осмысление Закона?

(Бог всемогущ, судьба человека в его руках. Выполнение Закона - условие милостивого отношения Бога к человеку).

2. Почему Бога-Творца в Библии называют Господь (господин) и «Отче наш», а к Иисусу Христу знавшие его обращались со словом Учитель?

Вывод. Гуманизм учения Иисуса Христа заключается прежде всего в том, что оно отходило от простого повеления (исполняй это, иначе будешь наказан), стремилось к осознанному, объясняемому через притчу и конкретные жизненные примеры, кодексу человеческого общежития. Любой человек, разбираясь в аллегории, анализируя притчу, сам открывал для себя очевидное: трудны заповеди Учителя, но исполнение их несет пользу каждому, ведет к утверждению на земле царства Божьего - царства добра и Истины.
V . Домашнее задание.

1. По главам Нового Завета (из Евангелия от Матфея) прочитать историю жизни и смерти Иисуса Христа.

2. Выучить наизусть «Золотое правило» из Нагорной проповеди.

3. Индивидуальное задание. Найти в тексте Евангелия сведения о происхождении и значении выражений:

а) Нет пророка в своем Отечестве.

б) Зарыть талант в землю.

в) Умыть руки.

Урок 8
ИСТОРИЯ ЖИЗНИ И СМЕРТИ ИИСУСА ХРИСТА.

НАГОРНАЯ ПРОПОВЕДЬ - СКОНЦЕНТРИРОВАННОЕ

ВЫРАЖЕНИЕ ИДЕЙ ГУМАНИЗМА. ПРИЧИНЫ СОВРЕМЕННОГО

ИНТЕРЕСА К ХРИСТИАНСТВУ
I. Пересказ истории жизни и смерти Иисуса Христа.
НЕОБХОДИМЫЕ ДОПОЛНЕНИЯ И РАЗЪЯСНЕНИЯ

Иисус родился в Иудее в городе Вифлееме от девы Марии. Муж ее, плотник Иосиф, видел во сне явление Архангела, провозгласившего: «Иосиф, сын Давидов! Не бойся принять Марию, жену твою; ибо родившееся в ней есть от Духа Святого, родит же сына и наречешь ему имя Иисус, ибо он спасет людей своих от грехов их (Матф. 1; 20-21)». Согласно Пророчествам, Мессия должен был родиться в Палестине, в легендарном городе Давида - Вифлееме. Иосиф и Мария жили в небольшом поселении Назарете. Римские власти, оккупировавшие Иудею, объявили в это время перепись населения. Иосиф и Мария отправились в Вифлеем, чтобы записаться по месту пребывания своего рода. Город был переполнен. Обычно в доме, готовом принять гостя, ставили на окно светильник; в ночь прибытия Марии и Иосифа на окнах не было ни одного огня. (Мы теперь зажигаем огни на рождественских елках в знак того, что смогли бы принять мать Иисуса). Бог позволил сыну своему родиться в хлеву: не важно, где ты родился, а важно, что в сердце твоем.

Поклониться новорожденному пришли волхвы (мудрецы, звездочеты), путь которым указала Вифлеемская звезда. (Для дня, ночи и знамений создал Бог светила). Они принесли младенцу дары: ладан - как знак божественного, очищающего начала, золото - знак царствования над миром - и миро - знак того, что новорожденному придется пройти через многие страдания.

Царь Ирод (Ирод I Великий около 73 - 4 гг. до н. э.), узнав от волхвов о рождении «Царя иудейского» и боясь соперничества, приказал уничтожить всех младенцев в городе. Архангел второй раз явился Иосифу, предупредил об опасности, повелел бежать в Египет. На пути святого семейства в безводной пустыне открывались источники для утоления жажды, плодовые деревья склоняли ветви. В третий раз Архангел явился к Иосифу и Марии с сообщением о том, что Ирод умер и можно возвратиться в землю Израилеву.

Приход мессии Иисуса Христа возвестил народу Иоанн Креститель, совершивший обряд крещения. «И крестившись Иисус тотчас вышел из воды, и се, отверзлись ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, который сходил, как голубь, и ниспускался на Него, И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в котором мое благоволение». (Матф. 3; 16, 17).

После крещения в Иордане - Иисусу исполнилось тогда тридцать лет - он ушел на сорок дней в пустыню, чтобы в уединении, молитвою и постом приготовиться к исполнению дела, для которого пришел на землю. К изнемогающему от голода Иисусу явился дьявол и начал его искушать: если Иисус - сын Божий, то пусть превратит лежащие перед ним камни в хлебы! «Не хлебом единым будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих», - ответил Христос. Сатана перенес Иисуса на крыло Иерусалимского храма и предложил кинуться вниз: если он сын Божий, то в воздухе его поддержат ангелы и Христос докажет этим свое божественное происхождение. «Не искушай Господа Бога твоего!» - ответил Иисус. Сатана вознес Христа на высочайшую гору, с которой взору открылись страны мира, и предложил власть над ними и славу. «Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи», - ответил Спаситель.

По возвращении из пустыни Иисус собрал вокруг себя двенадцать учеников - апостолов. После его смерти они разошлись по свету, создавая новые общины христиан.

Иисус не однажды являл свое божественное происхождение: воскресил Лазаря и дочь начальника синагоги, укротил бурю, ходил по воде, как по суше, исцелял больных, своим ученикам - Петру, Иакову и Иоанну - явил чудо преображения: лицо его просияло, как солнце, одежды сделались блистающими, из облака явились Моисей и Илия, раздался голос: «Сей есть сын мой возлюбленный». Только в родном Назарете, где в него не верили (нет пророка в своем отечестве), Христос «не мог совершить... никакого чуда».

Перед праздником Пасхи Иисус торжественно въехал в Иерусалим. Он был не на коне, а на ослице (что являло собой символ кротости и смирения, в противоположность боевому коню). Народ приветствовал его как мессию. Иисус властно изгнал из храма менял и торговцев жертвенными животными. («Написано: «дом мой домом молитвы наречется», а вы сделали его вертепом разбойников».) Все это восстановило против него Синедрион (совет старейшин, высшее государственное учреждение с политическими и судебными функциями в древней Иудее 1). Приближалась роковая развязка.

В кругу своих учеников Иисус установил таинство Святого причащения (оно называется Тайная вечеря) и предсказал, что один из них предаст его. Подал хлеб и вино, претворяя их в свое тело и кровь (таинство). Съев хлеб и выпив вино, ученики стали «стелестниками Христа», «участниками божественного естества». Подавал пример смирения, Иисус омыл ученикам ноги.

Ночь Иисус провел с апостолами в Гефсиманском саду, на Масличной горе к востоку от Иерусалима, - «он ужасается и тоскует» - просит трех избранных бодрствовать с ним, обращается к Богу с молитвой («моление о чаше»): «Отче! о, если бы Ты благоволил пронести чашу сию мимо Меня! впрочем, не Моя воля, но Твоя да будет». Иуда Искариот привел вооруженных пособников иудейских старшин, поцеловал Иисуса - то был знак, кого нужно схватить. Воины отвели арестованного на суд Синедриона, где он был приговорен к смертной казни. Иудея была оккупирована римлянами и без согласия прокуратора Понтия Пилата казнь не могла совершиться.

Пилат не хотел казнить необычного осужденного. К празднику Пасхи из тюрьмы обычно отпускали одного приговоренного к смерти. Пилат предоставил иудеям выбор: освободить Иисуса или разбойника Варавву. Но толпы народа, возбужденные первосвященниками, требовали распятия Иисуса.

Иисус Христос страдал на кресте 6 часов - с 3 до 9 часов. «Боже мой! Боже мой! для чего Ты Меня оставил?», - произнес Христос, умирал. Смерть сопровождалась затмением солнца, землетрясением, в Иерусалимском храме сама собой сверху донизу разорвалась завеса.

Тело Иисуса было выдано друзьям, обвито плащаницей, похоронено в пещере, которую завалили камнями. На третий день после распятия пришли мироносицы: Мария Магдалина, Мария Иаковлева и Соломия, чтобы омыть и умастить благовониями тело Христа. Гроб был пуст. Воскресший Христос явился ученикам и послал их проповедовать по всему миру. На сороковой день после пасхи произошло его Вознесение.
II. Знакомство с репродукциями картин на библейские сюжеты.

Н. Н. Ге «Тайная вечеря», «В Гефсиманском саду», «Суд Синедриона»; «Голгофа», «Распятие».

И. Н. Крамской «Христос в пустыне».

А. А. Иванов «Явление Христа народу».

Х. ван Рейн Рембрант «Святое семейство».

Расскажите о событиях, положенных в основу сюжетов перечисленных выше картин.
III. Опрос по индивидуальным заданиям.
IV. Почему Иисус учил притчами? Чтение и анализ притчи о сеятеле.
V. Как вы думаете, в чем причина современного интереса к христианству?

(Поиск нравственных ориентиров в быстро меняющемся мире. Христианство создало учение об абсолютной ценности человеческой личности, признало равенство всех людей перед Богом.)
VI. Каково «золотое правило», главный закон человеческого общежития, изложенный Иисусом Христом в Нагорной проповеди?

ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

Мы приводим некоторые материалы о принятии христианства на Руси, т. к. связь древнерусской литературы с христианством очень тесна.
Материал к теме : А. О. Ишимова. История России в рассказах для детей. М., Современник, 1993.