Технологическая карта урока Н.Носов "Огородники". Технологическая карта урока литературного чтения на тему "О. Григорьев «Две трубы»" (4 класс) Н носов огородники план

План – конспект

Открытого урока литературного чтения

Н.Носов «Огородники»

4 - в класс

Подготовила:

учитель начальных классов

ГБОУ СОШ № 32 им. Л.В.Бобковой

Знакомова Анна Александровна

г. Севастополь

2017 – 2018 уч.год

Тема: Н. НОСОВ. «ОГОРОДНИКИ» (2 урок)

Цель : развитие мышления, речи учащихся, умения работать с текстом; учить детей передавать при чтении различные интонации; воспитывать нравственные качества.

Планируемые результаты:
Предметные УУД : уметь анализировать рассказ.
Личностные УУД:
формировать мотивационную основу учебной деятельности; учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; развивать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности
Метапредметные УУД:
познавательные: развивать умение воспринимать на слух и осознанно читать произведение; строить речевое высказывание в устной форме;

устанавливать причинно-следственные связи;

делать обобщение;

учить видеть и чувствовать за строками произведения глубокий смысл рассказа;

воспитывать добрые моральные качества.
коммуникативные: умение учитывать разные мнения и прислушиваться к мнению одноклассников;

вступать в диалог;

участвовать в коллективном обсуждении;
регулятивные: умение ставить учебную задачу в сотрудничестве с одноклассниками; планировать свои действия;

самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действий.

Ход урока

I. Организационный момент.

1. - У каждого на парте есть индивидуальный рабочий лист. В него вы будете вносить различные записи, выполнять задания, отвечать на вопросы. По итогам работы каждый получит отметку за урок.

1. Ребята, что вы читали дома?

Ваши одноклассники подготовили для вас небольшое сообщение о Н.Носове и его творчестве.

2. Сообщения о писателе и его книгах.

Слайд 1

Ученик (Кирьянова Кира) - Николай Николаевич Носов родился 23 ноября 1908 г. в Киеве в семье актера. В юности он увлекался театром, много занимался самообразованием. В 1932 г. (в 24 года) окончил Московский государственный институт кинематографии и работал кинорежиссером, постановщиком мультипликационных, научно-популярных и учебных фильмов.

Слайд 2

Учитель - Первый рассказ «Затейники» Н. Носов опубликовал в 1938 г. (в 30 лет) в журнале «Мурзилка». Первая книжка «Тук тук тук» вышла в 1945 г. Затем появились сборники: «Веселые рассказы» (1947), «Дневник Коли Синицына» (1951), «Витя Малеев в школе и дома» (1951). За вклад в детскую литературу в 1952 г. писатель был награжден Государственной премией СССР. Основные сборники рассказов: «На горке» (1953), «Веселая семейка» (1955), «Прятки» (1956), «Фантазеры» (1957), «Веселые рассказы и повести» (1958). Наибольшую популярность получила трилогия «Приключения Незнайки и его друзей» (1954), «Незнайка в Солнечном городе» (1959), «Незнайка на Луне» (1965). Писал Н. Носов и пьесы.

Ученик ( Артеменко Никита) - Н.Н. Носов создал киносценарии по мотивам своих произведений, и на экранах страны появились художественные фильмы «Два друга», «Дружок», «Фантазеры», «Приключения Толи Клюквина» и др. Умер писатель в 1976 г. в возрасте шестидесяти восьми лет.

Устно:

Какие произведения Николая Носова вы читали?

Понравились ли вам они?

О ком эти произведения?

Какой характер носят его рассказы?

Какое настроение остается после прочтения рассказов?

II. Сообщение темы урока.

1. - Сегодня мы продолжим знакомиться с творчеством известного детского писателя Николая Николаевича Носова а в частности с его рассказом «Огородники».

Внесем название темы в рабочие листы. И рядом с названием давайте запишем однокоренные слава.

Как вы думаете, откуда произошло слово огород? (Огородить, огороженное место)

Слайд 3 Вопросы

    К какому жанру относится это произведение?

    От чьего имени ведётся рассказ?

    Как звали одного из героев произведения?

    Расскажите о том, каким был этот герой: внешний вид, характер, отношение к делу?

    Какой это рассказ по настроению: смешной, грустный, серьёзный, забавный, поучительный, глупый, скучный? Какой ещё?

    Расскажите о том, что в этом рассказе больше всего смешного?

    Как вы понимаете, что такое чувство юмора?

2. Словарная работа на доске:

Бригада вожатый знамя колышки поднажмём

3. Чтение на скорость 20 сек.

II. Проверка домашнего задания.

1. Выразительное чтение.

О чем прочитанный нами рассказ Н. Носова «Огородники»? Почему автор озаглавил свой рассказ именно так?

Какой из эпизодов вы хотели бы прочитать всему классу?

2. Конкурс «Я – диктор».

Представьте себе, что вы поступили в школу юных дикторов. (Диктор – работник радио или телевидения, который читает текст перед микрофоном.) Перед каждым из вас будто бы поставлен микрофон. Попробуйте прочитать понравившийся отрывок из рассказа Носова правильно и выразительно.

После выразительного чтения подводятся итоги.

3. Игра «Блиц вопрос»

Вопросы по содержанию. Найдите в тексте и зачитайте:

Кто главный герой рассказа? (Мишка.)

От чьего имени - писателя или героя - ведется рассказ? (От имени героя.)

Что мешало мальчикам успешно выполнять свою работу?

Какие взаимоотношения сложились между ребятами в процессе работы. Подтвердите свои выводы чтением текста.

Как пошли ребята работать на огороде?

Какое соревнование они решили организовать?

Как Мишка отнесся к предложению ребят о соревновании?

О чем спорили Мишка и вожатый?

Как работал Мишка?

Как работали его товарищи?

Физминутка

III. Работа по теме урока.

1. Чтение по частям.

Какими словами заканчивается 1-я часть? Как можно озаглавить каждую часть?

- В учебнике на странице 96 приводится план рассказа, но один пункт плана пропущен. Слайд 4

Ученикам дается задание сформулировать этот пункт и записать весь план целиком на рабочие листы. Работа ведется в парах.

- Какой пункт плана был пропущен?

Что говорится в рассказе о двух друзьях? Как работали мальчики?

Какие слова из текста доказывают то, что Мишка хотел быть первым?

Почему вожатый предлагает взять Мишку на буксир? Как относится сам Мишка к этому предложению?

Почему Мишке пришла идея копать огород ночью? Чем увенчалась эта попытка?

2. Чтение по ролям.

Сначала учащиеся работают в парах, «репетируют» чтение по ролям любого отрывка рассказа, а затем чтение по ролям вслух.

3. Работа с пословицами Слайд 5 (вопрос 7 учебника, с. 95).

Какие пословицы можно отнести к этому рассказу запишите на ваших листах?

Терпенье и труд все перетрут.

Поспешишь - людей насмешишь.

Работа мастера хвалит.

Слайд 6

4.Работа на индивидуальных рабочих листах.

Минута творчества. Сейчас мы с вами выполним очень интересную работу - попробуем себя в роли кинорежиссера-мультипликатора и создадим диафильм по одной части рассказа. Для работы возьмем часть текста - пункт плана№4 «Хитрый план».

Отрывок поделён на несколько частей - кадров и к ним подписаны титры - подписи. Ваша задача нарисовать сюжет -картинку к титрам.

Слайд 7

Диафильм «Хитрый план»

Кадр 1

Кадр 2

Кадр 3

Кадр 4

Кадр 5

Кадр 6

Нельзя на чужой участок!

Мы посмот-рели ему вслед и пошли домой.

IV. Подведение итогов урока.

Кто из ребят вам понравился больше?

Слайд 8

V. Подведение итогов. Закрепление и самопроверка.

- Вы хорошо поработали. Предлагаю вам проверить свои знания, полученные на уроке. Ответьте на вопросы теста.

VI. Домашнее задание: подготовить пересказ рассказа от лица любого из героев.

Составить диафильм к любому пункту плана рассказа.

Приложение

Подготовка к восприятию текста.

- Ваши родители, бабушки и дедушки были в детстве пионерами. Кто это такие?

Раньше учащиеся школ объединялись в пионерские отряды. Пионеры носили на шее красные галстуки. Красный галстук - это частица красного знамени страны, с которым народ завоевывал свободу для страны. Так как дети носили гордое имя «пионер», что означало «первый», то они не только отдыхали летом в пионерских лагерях, но и трудились. Отряды соревновались между собой, кто лучше и быстрее выполнит поставленную перед ними задачу.

О жизни в таком пионерском лагере мы и прочитаем в рассказе Николая Носова «Огородники».

Тест 1 Ф.И._____________________________________________

1. Как зовут Носова?

2. В каком году родился Н. Носов?

а) В 1903 г.; б) в 1908 г.; в) в 1918 г.

3. Отметьте значком «+» произведения, написанные Н.Н. Носовым.

_ «Тайное становится явным»

4. Писатель умер:

а) В 1976 г.; б) в 1990 г.; в) в 2000 г.

5. От чьего имени ведется рассказ в произведении Н.Н. Носова «Огородники»?

а) Мишки; б) писателя; в) героя.

6. Ребята поехали:

а) В санаторий; б) в пионерский лагерь; в) на дачу.

7. Чем ребята решили заниматься?

в) сажать огород.

8. Какую награду обещали за высокий урожай?

а) Грамоту; б) красное знамя; в) премию.

9. Что мешало ребятам выполнять свою работу?

10. Ребята решили работать ночью, потому что:

а) хотели побольше сделать; б) помочь другим ребятам; в) не спалось.

11. Почему осенью красное знамя досталось главным героям?

а) Им отдали знамя из жалости; б) у них вырос самый большой урожай;

в) они ночью помогли вскопать участок других ребят.

Тест 2 Ф.И. ___________________________________________________

1. Как зовут Носова?

а) Алексей; б) Николай; в) Владимир.

2. В каком году родился Носов?

а) В 1903 г.; б) в 1908 г.; в) в 1918 г.; г) в 1910 г.

3. После окончания института он работал:

а) актером; б) режиссером-постановщиком;

в) осветителем; г) заведующим киностудии.

4. Отметьте значком «+» произведения,

написанные Н.Н. Носовым:

_ «Затейники» _ «В стране невыученных уроков»

_ «Фантазеры» _ «Праздник непослушания»

_ «Незнайка на Луне» _ «Витя Малеев в школе и дома»

_ «Тайное становится явным»

5. . Какую награду обещали за высокий урожай?

а) Грамоту; б) красное знамя; в) премию; г) подарок.

6. Писатель умер:

а) в 1978 г.; б) в 1990 г.; в) в 1976 г.; г) в 1988 г.

7. От чьего имени ведется рассказ в произведении Н. Носова «Огородники»?

а) Мишки; б) писателя; в) героя; г) вожатого.

8. Ребята поехали:

а) в санаторий; б) в пионерский лагерь; в) на дачу; г) на море.

9. Чем ребята решили заниматься?

а) Помогать пожилым людям; б) кормить бездомных животных;

в) сажать огород; г) убирать территорию.

10. Что мешало ребятам выполнять свою работу?

а) Другие ребята; б) несобранность Мишки; в) плохие инструменты.

11. Ребята решили работать ночью, потому что:

а) хотели побольше сделать; б) помочь другим ребятам;

Индивидуальный лист работы

3. Пословицы и поговорки:

________________________________________________________

________________________________________________________

4. План рассказа:

Индивидуальный лист работы

1. Фамилия, имя __________________________________________

2. Тема урока: ____________________________________________

Однокор.слова____________________________________________

3. Пословицы и поговорки:

________________________________________________________

________________________________________________________

________________________________________________________

4. План рассказа:

1_______________________________________________________

2_______________________________________________________

3_______________________________________________________

4_______________________________________________________

5_______________________________________________________

6_______________________________________________________

7_______________________________________________________

Индивидуальный лист работы

1. Фамилия, имя __________________________________________

2. Тема урока: ____________________________________________

Однокор.слова____________________________________________

3. Пословицы и поговорки:

________________________________________________________

________________________________________________________

________________________________________________________

4. План рассказа:

1_______________________________________________________

2_______________________________________________________

3_______________________________________________________

4_______________________________________________________

5_______________________________________________________

6_______________________________________________________

7_______________________________________________________

Индивидуальный лист работы

1. Фамилия, имя __________________________________________

2. Тема урока: ____________________________________________

Однокор.слова____________________________________________

3. Пословицы и поговорки:

________________________________________________________

________________________________________________________

________________________________________________________

4. План рассказа:

1_______________________________________________________

2_______________________________________________________

3_______________________________________________________

4_______________________________________________________

5_______________________________________________________

6_______________________________________________________

7_______________________________________________________

5. Диафильм «Хитрый план».

Кадр 1

Кадр 2

Кадр 3

Кадр 4

Кадр 5

Кадр 6

Мы вышли так, чтоб никто нас не видел.

Луна светила, и все было видно.

Дошли до пня и решили его выкорчевать.

Нельзя на чужой участок!

Взяли мы пень и потащили его к реке.

_______________________________________________________________________________________________________________

5. Диафильм «Хитрый план».

Кадр 1

Кадр 2

Кадр 3

Кадр 4

Кадр 5

Кадр 6

Мы вышли так, чтоб никто нас не видел.

Луна светила, и все было видно.

Дошли до пня и решили его выкорчевать.

Нельзя на чужой участок!

Взяли мы пень и потащили его к реке.

Мы посмотрели ему вслед и пошли домой.

Тема: «Огородники (1ч.)» Николай Носов

Цели:

  • Познакомить учащихся с новым произведением; продолжать работать над техникой чтения; учить отвечать на вопросы по прочитанному, находить ответы на вопросы в тексте; расширять словарный запас учащихся.
  • Воспитывать интерес к предмету.

Оборудование:

  • Презентация
  • Карточки со словами для словарной работы

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Прозвенел звонок и мы начинаем урок чтения. Проверьте, чтобы у вас на партах лежали учебники, пеналы и дневники.

  1. Артикуляционная гимнастика.

Молодцы! Вы хорошо выполнили все упражнения, и теперь мы можем продолжить работать дальше.

  1. Проверка домашнего задания.

А начнем мы с вами с проверки домашнего задания.

Что вам было задано на сегодня?

О ком это произведение?

  • Чтение учащимися цепочкой «Крестьянские дети» .

Расскажите, как крестьянские дети проводили летний день.

Прочитайте что наблюдал мальчик в поле.

Молодцы!

  1. Вступительная беседа.

Сегодня на уроке мы познакомимся с творчеством замечательного писателя Носовым Николаем Николаевичем (слайд 1). Это писатель, написал много смешных рассказов о детях. Один из его рассказов мы будем читать сегодня на уроке. Называется он «Огородники»

Словарная работа.

В этом рассказе вам встретятся слова, которых вы возможно не знаете.

1.Бригада- это группа людей состоящая из двух или более людей.

2.Знамя - определенного цвета (или цветов), укрепленное на древке полотнище с надписями. (слайд 2,3).

  1. Чтение произведения учителем .

Я сейчас прочитаю рассказ, вы внимательно послушайте и после ответьте на вопрос «Что должны были сделать ребята?»

Чтение рассказа и выяснение первого впечатления.

Молодцы, ребята. Вижу, вы все внимательно слушали рассказ.

  1. Физминутка.

Раз - подняться, подтянуться
Два - согнуться, разогнуться
Три - в ладоши три хлопка, головою три кивка.
На четыре - ноги шире.
Пять - руками помахать
Шесть - за стол тихонько сесть.

  1. Чтение произведения учащимися.

Откройте учебники на стр. 178. Прочитайте рассказ «Огородники (1ч.)» самостоятельно.

Молодцы! А теперь давайте прочитаем его все вместе. Я буду называть ученика, который будет читать, а остальные должны будут внимательно следить.

  1. Анализ прочитанного произведения.

Как звали главных героев?

Какое соревнование организовали ребята?

Чем Мишке не понравился их участок?

Как работал Мишка? Найдите в тексте.

  1. Физминутка для глаз.

Мы с вами много читали и наши глазки немножко устали. Давайте дадим отдохнуть и сделаем для них гимнастику.

Глазки видят все вокруг,

Обведу я ими круг.

Глазком видеть все дано-

Где окно, а где кино.

Обведу я ими круг,

Погляжу на мир вокруг.

  1. Дидактическое упражнение «Продолжи».

Ребята, а сейчас мы с вами поиграем. Я буду читать вам начало предложения, а вы должны будете найти его и дочитать до конца.

Предмет

Литературное чтение

Класс

Учитель

Льясова Ирина Владимировна

Тип урока

Обобщение и систематизация знаний

Тема

Н.Носов «Огородники»

Цель

Продолжить работу над содержанием произведения Н.Носова «Огородники»

Планируемые результаты:

Предметные:

1. Учебные. Учить работать с текстом:

Осознанно, правильно, выразительно читать вслух.

Самостоятельно ориентироваться в тексте.

Формулировать основную мысль текста.

Составлять план текста.

Аргументировано высказывать своё отношение к прочитанному, к героям, понимать и определять свои эмоции.

Понимать и формулировать своё отношение к авторской манере письма.

Видеть языковые средства, использованные автором.

2. Развивающие. Развивать творческое воображение, речь.

3. Воспитательные. Воспитывать любовь к чтению, труду.

Личностные:

Формировать нравственно-этические ориентиры (поддержка, понимание, взаимопомощь, честность, трудолюбие, дружба).

Развивать способность к нравственной оценке.

Развивать эмпатию.

Развивать способность к эмоционально-личностной децентрации.

Аргументировать высказывания.

Развивать навыки сотрудничества.

Метапредметные УУД

Познавательные:

Анализировать произведение с целью определения его эмоционального характера.

Анализировать произведение с целью характеристики персонажей.

Анализировать произведение с целью выявления причинно-следственных связей.

Анализировать произведение для определения его идеи.

Анализировать произведение с целью выделения элементов развития действия.

Синтезировать прочитанное.

Сравнивать произведения (художественное и познавательное).

Регулятивные:

Принимать и выполнять поставленную учебную задачу.

Коммуникативные:

Создавать высказывание в виде продолжения прочитанного.

Создавать текст на заданную тему.

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

I. Организаци

онный момент.

Здравствуйте ребята! Я рада вас видеть.

- Назовите самое главное человеческое качество?

Пожелайте друг другу добра и удачи.

И я желаю вам добра, удачи и хорошего настроения на весь урок.

Доброта.

Формировать нравственно-этические ориентиры.

II. Актуализа

ция знаний

Урок литературного чтения. А чем важны уроки литературного чтения?

Назовите литературную тему раздела, над которой мы работаем?

Что вы знаете о Н.Носове.

Ответы учащихся.

- «Оглянись вокруг»: Рассказы

Н.Носова.

Ответы учащихся.

Формировать устойчивый познавательный интерес к чтению, потребность в чтении.

III. Сообщение темы.

Посмотрите на экран и определите тему нашего урока.

Какую цель поставим на урок?

Сегодня на уроке мы продолжим работу над произведением Н.Носова «Огородники»

Проанализировать данное произведение.

Принимать и выполнять поставленную учебную задачу.

Планировать свою деятельность.

IV . Проверка домашнего задания

Все ли задания дома вы выполнили? - У каждого на парте лежат оценочный лист. В нем вы будете оценивать себя. По итогам работы каждый получит отметку за урок. Поставьте + или - в разделе «домашнее задание». (Приложение №1)

Какое настроение сложилось у вас после прочтения рассказа?

Почему?

Кто главные герои данного рассказа?

От чьего имени — писателя или героя — ведется рассказ?

Каким ты представляешь себе рассказчика? Что ты о нем можешь сказать?

Подтвердите свой ответ

Расскажите, каким был Мишка: внешний вид, характер, отношение к делу?

Подтвердите свои выводы.

Что мешало мальчикам успешно выполнять свою работу? Какие взаимоотношения сложились между ребятами в процессе работы? Подтвердите свои выводы.

Хорошо ли поступили мальчики, решив работать ночью?

Найдите в тексте эпизод, к которому относится иллюстрация на стр. 90. Точно определите его границы.

Почему друзьям все же удалось вырастить и собрать самый большой урожай? Какие качества при этом они проявили?

Какие пословицы можно отнести к этому рассказу? Объясните свой выбор.

Ответы учащихся.

Мишка и Коля.

От имени героя.

Трудолюбивый, верный, преданный, серьёзный, терпеливый.

Суетливый, ворчун, выдумщик, находчивый, не приученный к труду, хвастливый, хитрый, эмоциональный.

Не желание Мишки работать.

Ребята ссорились, но продолжали вместе работать.

Ученики размышляют: разве плохо, что вместо того, чтобы отдыхать, они решили работать еще и ночью? Не характеризует ли это их как тружеников?

Трудолюбие, целеустремленность.

Терпение и труд, все перетрут.

Формировать способность к самоанализу, самооценке и самоконтролю.

Аргументировано высказы

вать своё отношение к прочитанному, к героям, понимать и определять свои эмоции.

Развивать способность к нравственной оценке.

Анализировать произведение с целью характеристики персонажей.

Развивать эмпатию.

Анализировать произведение с целью выявления причинно-следственных связей.

Развивать способность к эмоционально-личностной децентрации.

Аргументировать высказывания.

V. Работа над языковыми средствами

Многие писатели используют средства выразительности, которые помогают создать ярче художественный образ, чтобы привлечь внимание читателя к высказыванию, раскрыть авторский замысел. Какие средства использовал Н.Носов в своём произведении.

Подтвердите свои выводы.

Сравнение.

(Длинный, как удав.

Устали, как лошади.

Поплыл как будто спрут или осьминог.

Ах мы ослы.)

Фразеологизм.

(Не видать, как своих ушей.)

Видеть языковые средства, использованные автором.

VI. Физкульт

минутка.

Мы копали, мы копали.

Поливали, поливали.

Мы садили, мы садили.

Поливали, поливали.

Мы пололи, мы пололи.

Поливали, поливали.

Собирали, собирали.

Ох устали.

Показывают движения.

VII. Работа над деформированным планом. Работа в парах.

В учебнике на странице 96 приводится план рассказа, но одного пункта плана не хватает. Определите, какое важное событие не отражено в плане. Дополните план этим пунктом. (Приложение №2)

Хитрый план.

Синтезировать прочитанное.

Вступать в общение, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения.

VIII. Деление текста на части

Пользуясь планом, разделите рассказ на части. Можно работать карандашом.

Посмотрите на экран и проверьте. Так ли вы разделили.

Самостоятельная работа

Самостоятельно ориентироваться в тексте.

IX. Этапы развития сюжета

Расположите этапы развития действия в литературном произведении по порядку.

Найдите в этом рассказе: вступление, завязку действия, развитие действия, кульминацию, развязку, заключение.

Красное знамя ожидаемое было для ребят или неожиданное?

Один ученик работает у доски.

Ответы учащихся.

Неожиданное.

Анализировать произведение с целью выделения элементов развития действия.

X. Радиотеатр.

Подготовьтесь к чтению по ролям 2 части. Отметьте слова автора, Вити, Мишки и Коли. А также подчеркните ремарки (пояснение) автора, указывающие на интонацию, на настроение героев. Короткие авторские фразы, разбивающие реплики героев, читать не нужно, возьмите их в скобки.

Самостоятельная работа

Читают по ролям

Планировать свою деятельность.

XI. Итог урока.

Составьте синквейн о главных героях рассказа «Огородники» .

Чему нас учит этот рассказ? Какова главная мысль этого рассказа?

Молодцы! Вы очень хорошо поработали!

Работа в группах по 4 человека.

В сельском труде главное - это результат, а не сам процесс. Если все делать правильно и своевременно, земля щедро вознаградит человека за его труды.

Вступать в общение, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения.

Анализировать произведение для определения его идеи.

XII. Рефлексия.

Оценивают свою работу.

Формировать способность к самоанализу, самооценке и самоконтролю.

XIII. Домашнее задание.

Рассматривают выставку книг Н.Носова

Приложение

Приложение №1

Дополни план

  • Будем соревноваться!
  • Начало работы.
  • «Когда в товарищах согласья нет…»
  • «Ах мы ослы!»
  • Нас взяли на буксир.
  • Красное знамя всё-таки досталось нам.

Приложение №2

Моя деятельность на уроке

Имя ________________________________

Самооценка (баллы)

активно работаю - 3 балла

работаю иногда - 2 балла

слушаю внимательно - 1 балл

Как я был(а) готов(а) к уроку

(+ выполнил задание; - не выполнил задание)

Прочитал(а) произведение

Отвечал(а) на вопросы

Сделал(а) задание в тетради

Как я работал(а) на уроке

Отвечал(а) на вопросы, поставленные учителем

Находил(а) в тексте нужный отрывок

Читал(а) выразительно

Правильно разделил(а) текст на части

Читал(а) по ролям выразительно

Работал(а) в паре быстро, правильно и дружно

Итог моей работы на уроке

Оценка учителя

Приложение №3

Мишка

Синквейн

1. Коля

2. ____________________________________________________________________

3. ____________________________________________________________________

4. ____________________________________________________________________

5. ____________________________________________________________________

ГКС(К)ОУ «Специальная школа-интернат № 17»

План – конспект

Открытого урока чтения

Н.Носов «Огородники»

4 класс

Тема: Рассказ Н.Носова «Огородники»

Цель: продолжить работу над рассказом, развивать технику чтения, формировать навыки пересказа текста, воспитывать трудолюбие, чувство ответственности за порученное дело, чувство товарищества, коллективизма.

Оборудование: портрет Н. Носова, его книги, таблицы Шульте, название частей рассказа (для составления плана), наглядные пособия для физминутки, пословицы о труде, таблица с геометрическими фигурами (для расшифровки темы урока), отпечатанный текст II части рассказа на отдельных карточках без окончаний

ХОД УРОКА

Систематические упражнения в ее прочтении расширяют обзор глаз при чтении.

Упражнения на коррекцию аналитико -синтетической деятельности.

Задания, готовящие учащихся к пересказу.

Не просто физические упражнения, но включаются механизмы вниманияи математических операций.

Чтение по новой технологии, которая заставляет всех учащихся читать новый текст, формирует навык стимуляционного чтения, приучает учащихся читать самостоятельно новый текст.

Специальный прием, формирующий осмысленное, беглое чтение.

    Организационный момент

    Дети хором рассказывают небольшое стихотворение:

Книга – верный друг детей,

С ней живется веселей.

Пусть книги друзьями заходят в дома.

Читайте всю жизнь, набирайтесь ума.

    Таблица Шульте.

2

14

5

11

7

18

17

15

22

3

6

23

4

19

20

13

25

16

10

9

1

24

12

21

8

    Расшифруйте тему нашего урока

    Проверка домашнего задания

    Ребята, что вы читали дома?

Какие герои в данном рассказе?

    Выставка книг Н.Носова, его портрет

    Чтение I части рассказа.

Игра «Эстафета»

    Вопросы по содержанию:

Как пошли ребята работать на огороде?

Какое соревнование они решили организовать?

Как Мишка отнесся к предложению ребят о соревновании?

О чем спорили Мишка и вожатый?

Как работал Мишка?

Как работали его товарищи?

    Вспоминание расположения частей, расположение их в определенном порядке. (Вожатый. Знамя. Начало соревнования. 12 участок. Ленивый Мишка.)

    Пересказ прочитанного текста.

    Физминутка.

Выполнение упражнений по наглядным пособиям.

    Наклонитесь столько раз, сколько огурцов у нас.

    Сколько яблок будет в круге, столько раз поднимем руки.

    Сколько фруктов в нашем кружочке, столько раз встанем на носочки.

    Изучение нового материала.

    Чтение новой части рассказа (II )

    Беседа по содержанию:

Почему Мишка с товарищем вскопали меньше всех?

Что они решили сделать, что бы перегнать ребят в работе?

Работал ли Мишка?

Как назвать человека, который ничего не делает? (бьет баклуши)

    Словарная работа.

Праздно проводить время, бездельничать. Первоначально означало: раскалывать, разбивать осиновый чурбан на баклуши (чурки)для изготовления из них мелких щепных изделий (ложек, поварешек и т.д.), т.е. делать очень несложное дело.

    Ребята, а что бы вы могли сказать ленивому Мишке? (дети говорят пословицы о труде)

    Труд кормит, а лень портит.

    Терпение и труд, все перетрут.

    Кто любит трудится, тому без дела не сидится.

    Тяжко тому жить, кто от работы бежит.

    Чтобы научится трудолюбию, нужно три года. Чтобы научится лени – только три дня.

    Кто работы не боится, у того она и спорится.

    Дело мастера боится.

    Труд умелые руки любит.

    Хорош садовник – хорош и крыжовник.

    Наскоро делать – переделывать.

    Люби дело – мастером будешь.

    Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

    Научился сам – научи другого.

    От иголки мало толка, если без ушка иголка.

Таки руки без труда не годятся никуда.

    Составление учащимися рассказа о школьном огороде. Обобщение учителем.

    Закрепление нового материала.

    Чтение нового текста на отдельных карточках без окончаний.

    Чтение по ролям.

    Передача содержания прочитанного (диалог двух мальчиков).

    Подведение итогов урока.

    Задание на дом.

Дополнительно:

Чтение учителем стихотворения:

Великая радость – работа.

В полях, за станком, за столом.

Работай до жаркого пота,

Работай без лишнего счета,

Все счастье земли за трудом.