Третьяковская галерея выставка ватикан список картин. Roma Aeterna. Шедевры Пинакотеки Ватикана в Третьяковской галерее. Искусство средневековья и раннего Возрождения


Дополнительная программа к выставке: лекции, концерты, кинопоказы будут публиковаться на сайте галереи.

Интервью с куратором выставки Аркадием Ипполитовым и другие материалы в сети.

В Москву привезли 34 произведения и серию из 8 картин Донато Крети из постоянной экспозиции Пинакотеки. Представлены работы с XII по XVIII вв. Это десятая часть собрания, включающего 460 произведений. Интересно, что ряд картин впервые покинули родные стены. Большая часть картин была отобрана для выставки директором Третьяковской галереи Зельфирой Трегуловой и куратором, искусствоведом и хранителем отдела гравюр Эрмитажа Аркадием Ипполитовым.

Ответная выставка из собрания Третьяковской галереи отправится в Ватикан осенью будущего года.

Музеи Ватикана – это музей истории Рима и римского искусства. Здесь можно изучать все семь веков истории Папского государства. Каждый зал Пинакотеки посвящен одному веку. Восьмой зал – творчеству Рафаэля.

Заместитель директора музея Ватикана Барбара Ятта рассказывает об истории музеев Ватикана и подробнее о Пинакотеке. Нынешняя выставка – «Это очень символичная и уникальная подборка из коллекции Ватиканских музеев… Само расположение работ позволяет понять историческую связь. Экспозиция показывает, как каждая работа расположена в том или ином зале Пинакотеки…».


«Эта выставка – вклад в отношения между нашими странами и самое главное, – это то, что оставит след в душах русских людей…».

Звучание итальянского языка – прекрасная дополнительная возможность для понимания того самого духа римской школы живописи, который хотели донести организаторы.

ЗАЛ I

1 (слева). Римская школа. Христос Благословляющий. XII в. Алтарный образ. Холст, наклеенный на дерево, темпера.
«Выставка начинается с редчайшей древней иконы «Христос Благословляющий», созданной во второй половине XII века работавшим в Риме мастером под влиянием византийской живописи. До поступления в Пинакотеку она находилась в церкви Санта Мария ин Кампо Марцио, одной из старейших в Риме. Римский мастер представил Иисуса Христа в образе Пантократора, то есть повелителя Вселенной, и икона, являясь аналогией древнерусских изображений Спаса Вседержителя, хранит воспоминание о единстве христианской церкви до схизмы, то есть до разделения ее на католическую и православную, и показывает прямое родство итальянского и русского искусства, исходящих из одного корня».

Но какими же разными путями пошло в дальнейшем искусство наших стран! В стенах Третьяковки это ощущается особенно остро.
Искренняя вера исходит от этих двух картин, старейших на выставке.

2. Маргаритоне ди Маньяно, прозванный Маргаритоне д"Ареццо ок. 1216–1290).
Святой Франциск Ассизский. 1250–1270. Алтарный образ. Дерево, темпера, золото. 127,2х53,9 см.
«Маргаритоне д"Ареццо, родившийся раньше Джотто и Дуччо, – один из крупнейших живописцев средневековой Италии. Картина вошла во все учебники по истории искусства как выдающийся образец позднего романского стиля, но она интересна еще и тем, что является одним из самых ранних изображений святого Франциска Ассизского, сделанных вскоре после его канонизации в 1228 году. Святой Франциск сыграл важнейшую роль в истории западной церкви, недаром его имя выбрал нынешний папа, ставший первым Франциском в истории Ватикана. Данная работа, возможно, была именно той, которую Вазари в «Жизнеописании Маргаритоне» охарактеризовал как написанную с натуры, так что ее можно считать чуть ли не одним из первых портретов в итальянской живописи».

7 (слева). Джентиле да Фабриано (ок. 1370–1427).
Сцены жития святого Николая Чудотворца: святой Николай усмиряет бурю и спасает корабль. Ок. 1425. Пределла. Дерево, темпера.
«Часть пределлы Джентиле да Фабриано, одного из самых пленительных мастеров итальянской поздней готики, рассказывает о чуде, совершенном Николаем Чудотворцем, архиепископом Мир Ликийских, равно почитаемым православной и католической церковью. На корабле, попавшем в бурю и обреченном на гибель, матросы вознесли молитву святому Николаю, и он пришел на помощь. Художник изображает момент, когда святой устремляется с небес, чтобы спасти моряков. Плывущая в волнах русалка, согласно средневековой символике, олицетворяет собой демоническую силу, которая и вызвала бурю, но Джентиле да Фабриано, разбросавший в водах фантастических обитателей морских глубин, превращает назидательную повесть о победе над дьяволом в чудесный живописный мираж».

8 (справа). Гвидо ди Пьетро, прозванный Фра Беато Андже¬лико (ок. 1395–1455).
Сцены жития святого Николая Чудотворца. Около 1447–1449 (?). Пределла. Дерево, темпера, золото.
«Гвидо ди Пьетро принял постриг под именем брата Джованни, но уже Вазари прозвал его Анджелико, Ангельским, как за прелесть его искусства, так и за мягкость характера. В дальнейшем к прозвищу присоединилось прилагательное «Беато», и в историю искусства он вошел под именем Фра Беато Анджелико, Блаженный Ангельский брат. В 1982 году папа Иоанн Павел II официально причислил его к лику блаженных, и теперь он стал небесным покровителем художников. Это самый нежный и поэтичный художник флорентийского XV века. Данная работа посвящена чудесам святого Николая, совершенным им после смерти. Справа святой Николай спасает от гибели судно, слева – обращается к морякам, приплывшим из Александрии с грузом зерна для римского императора. Он просит их дать зерна, чтобы спасти свой родной город от голода, и обещает, что груз от этого не уменьшится».

10 (слева). Карло Кривелли (1435–1494).
Оплакивание. 1488. Люнетта. Дерево, темпера, золото.
«Карло Кривелли, венецианец по рождению, рано покинул родной город и прославился в области Марке. При жизни он был популярен, но в дальнейшем его забыли и вновь открыли лишь в конце XIX века. Данная люнетта, венчавшая большой алтарь, – одно из самых потрясающих его произведений. Ради выразительности художник идет на явные нарушения пропорций, и, чтобы сплести руки Иисуса, Девы Марии и Магдалины воедино, Кривелли делает правую руку Христа намного длиннее левой. Склонившееся над узлом из ладоней искаженное плачем лицо Магдалины становится эмоциональным центром картины. В произведении чувствуется сильнейшее влияние северной готики, и ему свойственна та невероятная напряженность психологического переживания, что характерна для мистических религиозных течений XV века».

11 (в центре). Джованни Беллини (ок. 1432–1516).
Оплакивание Христа с Иосифом Аримафейским, Никодимом и Марией Магдалиной. Ок. 1471–1474. Алтарное навершие. Дерево, масло. 107x84 cм.
«Беллини – крупнейший художник венецианской школы XV века. Эта картина – один из его шедевров. Она была навершием большого алтаря, и в своей композиции Беллини делает решительный шаг по направлению к спокойному величию Высокого Ренессанса, обогнав многих современных ему флорентийских художников. Произведение авангардно уже одним тем, что оно написано маслом, в совершенно новой для Италии технике, только что завезенной в Венецию из Нидерландов. Оригинальна и иконография. Обычно главное лицо в сцене Оплакивания – Дева Мария. Здесь же изображены только поддерживающий Иисуса сзади Иосиф Аримафейский, святой Никодим и Мария Магдалина. Задумчивое молчание, в которое погружены персонажи, подчеркнутое напряжением сплетенных рук, придает этой сцене редкую психологическую остроту».

9 (справа). Эрколе де Роберти (ок. 1450–1496).
Чудеса святого Винченцо Феррера. 1473. Пределла. Дерево, темпера.
«В XV веке Феррара расцвела при герцогах д"Эсте, превратившись во влиятельный культурный центр ренессансной Италии. Эрколе де Роберти – один из самых оригинальных художников феррарской школы. Его пределла считается наиболее изощренной пределлой Ренессанса. Она посвящена деяниям испанского святого Винченцо Феррера и полна загадочным и манящим духом Феррары. Изображены следующие эпизоды (слева направо): исцеление роженицы – пейзаж – воскрешение богатого иудея – исцеление хромого – спасение ребенка из горящего дома – убитый безумной матерью ребенок – воскрешение ребенка. Иконография пределлы до конца не расшифрована, и художник показывает свою эрудицию, совмещая готическую экстравагантность с отсылками к античному искусству».

14,15. Мелоццо дельи Амбрози, прозванный Mелоццо да Форли (1438–1494).
Aнгелы, играющие на лютне. 1480. Фрагменты фрески, снятой со стены. Размер правого: 117х93,5 см.
Художник «…был приглашен в Рим папой Сикстом IV. Он создал множество фресок в римских церквах, так что именно Мелоццо может считаться основателем римской школы, расцветшей в XVI–XVII веках. Три музицирующих ангела – фрагменты его росписи купола церкви Санти Апостоли, огромной многофигурной композиции «Вознесение Христа».
Фреска воспринималась современниками как торжество папской власти, возродившей Рим. Божественный оркестр ангелов символизировал неземную красоту рая, а отвлеченное понятие «музыка небес» связано с философскими построениями модели мира, о которой говорили пифагорейцы и платоники. Мелоццо, как художник Ренессанса, в своем произведении соединяет античную и христианскую традиции. Его ангелы, прославляющие Господа согласно словам Библии: «Да хвалят имя Его с ликами, на тимпане и гуслях да поют Ему, ибо благоволит Господь к народу Своему, прославляет смиренных спасением», идеальны, как античные статуи, и в то же время жизненны – они похожи на юных пажей при дворах ренессансных правителей».


Среди множества распятий, оплакиваний, положений во гроб и других трагических сюжетов раздел выставки с тремя ангелами-музыкантами – как светлый уголок рая, отдохновение души. Характерны в них легкость, отсутствие экзальтации, нарочитой театральности. Привлекает взгляд шероховатость и матовость фрески.

Рассказ о Пинакотеке Барбары Ятты и продолжение экскурсии слушайте и смотрите в

– памятник мировой культуры. То, что начиналось с небольшой коллекции скульптур, со временем переросло в крупнейший музейный комплекс с одной из прекраснейших художественных коллекций на планете. Внутреннее убранство дворцов, где хранятся произведения искусства, также невероятно. собирают ежегодно до шести миллионов посетителей, находясь в , в пределах государства Ватикан. Это одно из тех мест, которые нужно посетить хотя бы раз в жизни.

Основали два папы 18 веке Климент XVI (1769-1774) и Пий VI (1775-1799), которые впервые открыли публике коллекции произведений искусства в целях культурного просвещения народа. Первый музейный комплекс, таким образом, носит имя своих покровителей – Музей Пия-Климента (Museo Pio-Clementino). Происхождение самих коллекций берет начало гораздо глубже в истории.

Все началось в 1480 г с обнаружения в Анцио (Anzio) римской статуи II в. до н.э. «Аполлона Бельведере» (L’Apollo del Belvedere) греческого скульптора Леокария. Она до сих пор является одной из самых замечательных. В 1503 Юлий II установил статую в Восьмиугольном дворе (Cortile Ottagono), или Дворе Статуй (Cortile delle Statue), положив начало папской коллекции античных классических статуй.

Здесь Папа Юлий II Ровере (1503-1515) собрал внушительную коллекцию античных скульптур, что символизировало переход Рима от Цезарей к Папам. Во второй половине 18 в., когда папы Климент XVI и Пий VI решили сделать из этой коллекции музей, Двор стал центром нового проекта. Несмотря на некоторые изменения, многие скульптуры, в том числе и Аполлон и знаменитый Лаоокон (Laocoonte) находились здесь до середины 16 в. В последующие столетия другие папы добавляли в коллекцию свои ценные произведения искусства.

На сегодняшний день музеи Ватикана состоятся из тридцати, и они образуют внушительный архитектурный комплекс, занимающий два дворца.

Сикстинская Капелла

К самой Сикстинской Капелле мы еще вернемся в отдельной статье. Скажем лишь, что это одно из самых известных культурных сокровищ Ватикана и мира, которое входит в общий музейный комплекс. Поэтому и посетить ее можно по единому билету. Известно, что построена она была в 1475-1481 , во время правления папы Сикста IV , откуда и получила свое название. Считаем уместным привести цитату Иоганна Вольфганга фон Гете из «Путешествия по Италии». «Не видя Сикстинскую Капеллу, нельзя понять, на что способен человек».

В 1508 папа Юлий II пригласил Микеланджело расписать ее потолок. Микеланджело, считавший себя скорее архитектором и скульптором, а не художником, взялся за работу неохотно, но решил изобразить под потолком девять сцен из Ветхого Завета, самая известная из которых – «Сотворение Адама» (Creazione di Adamo), где бог спускается с небес, чтобы вдохнуть жизнь в Адама. Стены Капеллы полностью покрыты фресками. Самая знаменитая – «Страшный суд» (Giudizio Universale) на стене с алтарем, также работы Микеланджело. В целом, весь музейный комплекс интересен и стоит того, чтобы его посетить, ведь все его залы и коридоры богато украшены мрамором, фресками и исключительными шедеврами, равных которым нет в мире.

Музеи Ватикана и их коллекции

Лучше не пытаться осмотреть все за один раз (музеи Ватикана – это маршрут более 4,5 км!), а сосредоточиться на конкретных вещах, которые вы хотите посмотреть. В противном случае появляется риск пропустить нечто важное. Убедитесь также, что у вас останется свободное время и силы на осмотр Сикстинской Капеллы и Залов Рафаэля (Stanze di Raffaello), расположенных в конце маршрута. Для наилучшей организации потока туристов музеи Ватикана предлагают 4 экскурсионные программы. Они различаются по содержанию и по времени (от 1,5 до 5 часов), будьте внимательны, не переутомитесь. Все маршруты заканчиваются в Сикстинской Капелле.

: четыре музея с обширной коллекцией греческого и римского античного искусства – Одно из самых впечатляющих мест. Среди самых известных скульптур – статуи Лаокоона, Аполлона и Афродиты в Музее Пия-Климента, который является ядром всего музейного комплекса. Большинство его статуй были найдены в Риме или его окрестностях. Хочется особо выделить Апоксиомена (Apoxyomenos) – мраморную копию 1 в. известной бронзовой статуи Лизиппа. Она была найдена в 1849 в Трастевере и сразу же приобрела всемирную славу. Она изображает атлета, очищающего грязь с тела скребком. Фиговый листок добавили позже, так как в античности цензуры в искусстве не было.

Шедевры музеев Ватикана

Содержат множество шедевров, среди которых – Аполлон Бельведере, еще одна римская копия с работы греческого скульптора Леохара. Статуя бога Аполлона с вытянутой рукой описывается в истории искусства как образец идеальной эстетической красоты. Еще одна известная статуя – Лаокоон , открытый в 1506 на Оппие на крупных раскопках при участии Микеланджело и Джулиано Сангалло. Последний был приглашен папой для оценки находок, которые по описанию походили на те, о которых писал Плиний.

Группа Лаокоона

Группа Лаокоона была выполнена в 30 г до н.э. тремя скульпторами Роди (Rodi), вероятно, скопировавшими оригинал 2 в. до н.э. Изображает легендарную сцену из Энеиды: троянский священник Лаокоон и двое его сыновей борются с двумя морскими змеями. Эпизод олицетворяет месть Афины за то, что священнослужитель Аполлона Лаокоон пытался внутри коня попасть в Трою и предупредить жителей. В истории искусства открытие Лаокоона стало переломным моментом, повлиявшим на целые поколения мастеров. среди них Микеланджело, Тициан, Эль Греко, Андрэа Сарто . В частности, Микеланджело был потрясен детальным изображением мужского тела. Многие его последующие работы, например, Святой Маттео (San Matteo), Раб Непокорный (Schiavo ribelle) и Раб Умирающий (Schiavo morente) – плоды вдохновения Лаокооном. Король Франции в 1540 г заказал сделать бронзовую копию Лаокоона для королевского дворца.

Также можно сказать, что именно с этой композиции зародилась художественная критика. С анализа Готтольда Эфраима Лессинга в 1766, где он утверждает, что нельзя сравнивать визуальное искусство и поэзию в их современных смыслах. Статую во время завоевания Италии в 1799 вывез Наполеон, и какое-то время она находилась в Лувре. После падения Наполеона в 1815 под руководством Антонио Канова (который не раз изображал французского императора в своих произведениях) она вернулась в Ватикан и была реставрирована. Лишь в 1906 правая рука Лаокоона, потерянная в 60-х, была восстановлена.

Во время прогулки по Музею Пия-Климента поражает красота Зала Муз (Sala delle Muse), украшенного фресками, изображающими Аполлона и муз, созданными в конце 18 в. Томмазо Конка . Зал, открытый для посещения в 1784, был задуман для размещения серии скульптур, найденных на так называемой вилле Кассия (villa di Cassio) у Тиволи (Tivoli). Несколько скульптур муз, их Предводитель Аполлон, Афина, Гермес и просто фигуры людей.

В так называемом Дворе Бельведере (Cortile di Belvedere) находится еще одна знаменитая скульптура, Торс Бельведере (Torso del Belvedere), найденная на Поле Цветов (Campo dei Fiori) и принадлежащая Аполлонию (сыну Нестора), греческому скульптору 1 в. до н.э. К сожалению, ноги и руки не сохранились, однако торс считается образцом мужской анатомии. Почему даже сегодня эта статуя так важна для истории искусства? Она вдохновила Микеланджело на обнаженные образы для потолка Сикстинской Капеллы.

Круглый Зал

Рядом расположен Круглый Зал (Sala Rotonda), повторяющий форму Парфенона. Его пол пестрит римской мозаикой начала 3 в. н.э. с изображениями морских монстров и героев мифов. Его нашли в Отриколи (Otricoli), небольшом городке в Умбрии (Umbria). Оттуда же привезли копию бюста Нептуна работы греческого скульптора Бриассида 4 в. до н.э. В центре зала – гигантский порфировый бассейн Нерона. В нишах по периметру установлены статуи. Самая впечатляющая из них – бронзовая статуя Геркулеса 2 в. н.э.

К другим интересным залам Музея Пия-Климента относится Галерея Статуй (Galleria delle Statue) с чарующей скульптурой Спящей Арианны (Arianna Addormentata), ставшей источником вдохновения для многих неоклассицистов. Ее купил папа Юлий II в 1512 для Двора Статуй в Бельведере, где она заняла место рядом с фонтаном. Из-за украшения в виде змеи на руке многие полагали, что это Клеопатра, которая покончила жизнь самоубийством, дав себя укусить гадюке. Однако в 700 г в ней распознали Арианну, принцессу Крита и дочь царя Миноса, которая, после того как помогла Тесею в Лабиринте Минотавра, была оставлена героем спящей на острове Нассо; там она проснулась, когда явился Дионис и взял ее в жены.

Весьма интересен также Зал Животных (Sala degli Animali) с прекрасной коллекцией скульптур и мозаик с животными, Кабинет Масок (Gabinetto delle Maschere) с изображениями масок на стенах и полу из виллы Адриана (Villa Adriana) в Тиволи. Зал Греческого Креста (Sala a Croce Greca) вмещает саркофаги Елены (матери императора Константина) и ее внучки Константины.

Музей Кьярамонти

Музей Кьярамонти назван в честь своего основателя Пия VII, который родился в Чезене и носил имя Луиджи Барнаба Кьярамонти. Музей, оформленный и украшенный Антонио Канова, занимает часть галереи длиной 300 м, спроектированной Браманте в 1507 г по заказу Юлия II для объединения Папского Дворца с дворцом Бельведере.

В Музее Кьярамонти впечатляющее количество статуй, среди которых много бюстов, которые римляне делали как портреты своих предков. Остальная галерея занята собранием надгробных надписей (Galleria Lapidaria), насчитывающих более 4000. К сожалению, для публики она закрыта, а чтобы туда попасть, нужен специальный пропуск. В галерее есть Новый коридор (Braccio Nuovo) с красивым полом, выложенным римской мозаикой. имеют и некоторые римские статуи, в том числе мраморную статую Августа из Прима Порта (Augusto di Prima Porta), изображающую императора Августа, высотой 2,04 м, найденную в доме Ливии Друзиллы, жены Августа, на вилле Ливия (Villa Livia) в Прима Порта (Prima Porta) в окрестностях Рима, отсюда и название.

Еще одной характерной скульптурой Музеев Ватикана является персонифицированный аллегорический Нил. Бог величественной реки изображен лежащим на боку, опершимся на сфинкса мудрым бородатым мужчиной. У его ног лежит крокодил, а в руках бога – корзина с зерном – символ плодородия земли в долине Нила, результат периодических разливов реки. 16 детей, играющих на нем, символизируют 16 локтей – идеальную высоту подъема уровня воды, которая может обеспечить хороший урожай. Также маленькие ангелы олицетворяют детей Нила, египтян, великую цивилизацию, представленную в композиции еще и сфинксом, которая зародилась только благодаря существованию этой реки. Очеловечивание рек александрийскими скульпторами впоследствие переняли и римляне.

Светский григорианский музей

Светский григорианский музей (Museo Gregoriano Profano) также располагает ценнейшей коллекцией римских и греческих статуй. Он был основан в 1844 г Григорием XVI , сейчас содержит скульптуры, саркофаги, рельефы и памятники, большая часть которых восходит к периоду Римской империи (1-2 в. до н.э.). Самая главная достопримечательность музея – возможно, скульптуры Афины и Марса , копия бронзовых оригиналов 5 в. до н.э. работы греческого скульптора Мирона . Достойны внимания также мозаики в Термах Каракаллы (Terme di Caracalla) и фрагменты Парфенона.

Григорианский музей этрусков

Григорианский музей этрусков (Museo Gregoriano Etrusco) также построен благодаря Папе Григорию XVI в 1837 . Это один из важнейших музеев в своем роде, несмотря на то, что в самом Риме есть Национальный музей этрусков (Museo Nazionale Etrusco) на вилле Боргезе, основанный сразу после объединения Италии. хранят исключительную коллекцию ваз, раскрывающих греческое влияние в декоративном искусстве этрусков, а также греческих ваз, найденных в этрусских некрополях, и италиотских ваз (сделанных в эллинских городах на юге Италии), позволяющих проследить историю этого древнего народа.

Примечательный экземпляр – амфора с изображениями Ахиллеса и Аякса, играющих в кости. Также интересны объекты, найденные в гробнице Реголини-Галасси в Черветери (Cerveteri), среди которых деревянный трон и карета 7 в. до н.э. Самая примечательная статуя – бронзовый Марс из Тоди (Marte di Todi) 5 в. до н.э. Экспонаты этого музея – вещи с раскопок на территории проживания этрусков, сегодняшнего северного Лацио (Lazio), в основном древние и обладающие исключительной важностью. Сам музей – уже произведение искусства, ведь он находится внутри Дворца Иннокентия VIII (Palazzetto di Innocenzo VIII), соединенного со строением времен Пия IV, где можно полюбоваться богатыми украшениями, среди которых – фрески Федерико Бароччи (1563), Санти Ди Тито и Помаранче (1564).

Григорианский музей Египта

Посвященные Египту были созданы благодаря интересу Григория XVI к Египту и египтологии. В девяти залах вы можете полюбоваться на коллекцию стел и иероглифов 2500 г до н.э., римские копии египетских статуй 2 в. н.э., а также мумии и саркофаги, датируемые 1000 г до н.э., найденные в некрополе Дейр Эль-Бари (Deir el-Bahri) в Тeбе (Tebe). Интересны также статуи египетских божеств. Интерес Григория XVI и некоторых других пап к Египту связан с ролью этой страны в Священном Писании. Девять залов расположены полукругом и выходят на террасу «Семени шишки» (“Nicchione della Pigna”), в которой размещены скульптуры. Два последних зала посвящены экспонатам из Месопотамии и сегодняшней Палестины.

Картинная галерея Ватикана

Картинная галерея Ватикана (Pinacoteca Vaticana) – относительно новый музей, был торжественно открыт в 1932 г Пием XI . В 16 залах висят картины с 12 по 19 в. Большая их часть – творения итальянских мастеров, но представлены и некоторые зарубежные художники. В частности, целая комната посвящена австрийскому художнику Петеру Менцелю . Одна из его наиболее выдающихся работ – «Стефанийский Триптих» (Trittico Stefaneschi).

Есть также зал, посвященный Рафаэлю, в котором находятся и гобелены фламандца Питера ван Альста, выполненные им в лавке в Брюсселе по наброскам Рафаэля и его учеников. Эти наброски хранятся сейчас в Музее Виктории и Альберта (Victoria&Albert Museum) в Лондоне. Среди замечательных работ самого Рафаэля – «Увенчание Девы Марии» (L’Incoronazione della Vergine), которую он написал уже в возрасте 19 лет. Представляют интерес «Сан Джироламо» (San Girolamo) Да Винчи (1480), «Мадонна Фрари» (Madonna dei Frari) Тициана (1535), «Отдых во время бегства в Египет» (Riposo durante la fuga in Egitto) Федерико Бароччи (1573) и «Снятие с креста» (Deposizione) Караваджо (1603).

Музей современного религиозного искусства

Коллекция современного религиозного искусства размещена в 55 комнатах. Она была основана в 1973 по желанию Папы Павла VI и является самым крупным музеем в своем роде. Здесь представлены работы самых известных художников в мире: Гуттузо, Дали, Кандинский, Кокошка, Корбузье, Мунх, Пикассо, Родин и Ван Гог. с религиозным искусством подтверждают способность современного искусства передать религиозные чувства. Коллекция собрана, преимущественно, из пожертвований. Музей расположен в Апартаментах Борджия (Appartamento Borgia), на первом этаже Папского Дворца, нескольких подземных помещениях и нескольких – на верхних этажах Сикстинской Капеллы, где изначально находились церемониальные магистры (Magistri Caeremoniarum), ответственные за церемонии и отчасти – за документацию.

Христианский Музей Пия

Христианский Музей Пия (Museo Pio Cristiano) содержит коллекцию скульптур, саркофагов и мозаик раннехристианской эпохи. Музей был основан Пием IX в 1854 , через два года после утверждения религиозной археологической комиссии, основной задачей которой стало проведение и охрана раскопок; первыми в музей должны были попасть те находки, сохранность которых на месте обеспечить было невозможно. Самая большая ценность музея – статуя Доброго Пастуха (Statua del Buon Pastore), созданная в 3 в. н.э. Пастух изображен с ягненком на плечах, одетый в тунику без рукавов и сумкой через плечо. Статуя олицетворяет Христа и Жертву, принесенную им ради спасения людей – намек довольно явный, он отсылает на Святое Писание от Луки, где объясняется причина поступка пастуха. Такие обычно жертвуют лучшее из того, что имеют, на милость богу.

Миссионерский этнологический музей

Миссионерский этнологический музей (Museo Missionario Etnologico), основанный Пием XI в 1926 г, содержит экспонаты на религиозную тематику с четырех частей света: Азии, Океании, Африки и Америки. Более 100000 объектов были переданы в коллекцию миссионерами. Изначально Музей располагался в Латеранском дворце (Palazzo del Laterano), но в 1973 переехал. Среди самых интересных предметов – мексиканская статуя бога Кветцалкоатля, маска из Сьерра Леоне и деревянная скульптура божества Туматауенга из французской Полинезии.

Апостольская библиотека Ватикана

Библиотека Ватикана основана в 1450 г папой Николаем V , и тогда насчитывалось всего 340 книг. Сегодня это одна из самых влиятельных и уважаемых библиотек в мире, а в ее хранилищах – более полумиллиона книг и 60000 манускриптов. Образы особо ценных экземпляров можно увидеть в Сикстинском Салоне – великолепном зале длиной 80 м и шириной 15 м, построенном в 1588 г Доменико Фонтана , богато украшенном, с расписанными стенами и цветными светильниками.

В библиотеке расположены также и некоторые музеи Ватикана , например, Светский и Сакральный. В последнем хранятся древние христианские реликвии, найденные в римских катакомбах: чаши и другие предметы, зачастую выполненные из дорогостоящих материалов, к примеру, слоновой кости или средневековой глазури. Недавно появилась информация, что японская фирма Ntt Data решила оцифровать около 82 тысяч текстов, среди которых Урбинская Библия, Божественная комедия с иллюстрациями Боттичелли, Илиада на греческом языке с латинским переводом 15 в.

Исторический музей Ватикана

Исторический музеи Ватикана (Museo Storico Vaticano) дает представление о необычной и иногда мятежной истории Ватикана. Был основан в 1973 папой Павлом VI и первоначально размещался рядом с Картинной галереей Ватикана, однако в 1991 г был перенесен в Латеранский дворец у заднего входа базилики Святого Джованни (basilica di San Giovanni) в Латерано (Laterano). содержат коллекцию оружия и обмундирования вооруженных войск Папы, а также портреты Пап и так называемые папа-мобили – кареты и автомобили, на которых ездили Папы. Существуют планы вновь перенести музей в Ватикан. Сейчас посетить его можно только заранее заказав групповую экскурсию.

Музейный комплекс Ватикана

После посещения музеев самое время уделить внимание самому музейному комплексу, возведенному между XII и XIX в. и служившему тогда основной резиденцией пап. Некоторые залы, среди них и Сикстинская Капелла, и сейчас иногда используются понтификами. Однако сегодня Папа – фигура скорее духовная, в отличие от времени до объединения Италии, когда он выступал еще и как глава светского королевства, а комплекс в Ватикане отражал важность его персоны. Папы приглашали лучших архитекторов и художников для украшения своих дворцов, поэтому сегодня определенно стоит взглянуть на результат.

Дворы и галереи Музейного комплекса Ватикана

Музейный комплекс состоит из двух дворцов: Бельведере , построенный в конце 15 в., на севере и Апостольский , прилегающий к базилике Святого Петра (Basilica di Pietro) и являющийся основной папской резиденцией с момента переноса ее из Авиньона в 1377, на юге. Настоящий дворец был построен в середине 15 в., сменив предыдущий 5 в. В самом начале 16 в. Браманте соединил дворцы двумя длинными крыльями, образующими обширный двор – Двор Бельведере. В 1585-1590 еще одно крыло – библиотеки – разделило двор надвое. Нижний двор еще носит название Двор Бельведере , а верхний известен как Двор Шишки (Cortile della Pigna).

Постройка нового крыла в 1820 образовала еще один небольшой двор в центре – библиотечный. Он, как и Двор Бельведере, закрыт для посетителей, однако все приезжие с удовольствием приходят полюбоваться на прекраснейший Двор Шишки. Шишка – это хитрая античная фонтанная система, обнаруженная недалеко от Парфенона у терм Агриппы, которая, предположительно, принадлежала храму богини Исиды. Вода текла по ступеням, а по бокам были установлены два бронзовых павлина. Оригинал этого фонтана сейчас в новом крыле. Посередине двора стоит новая бронзовая статуя под названием «круг, заключенный в сферу» работы Арнальдо Помодоро 1990 г.

Галереи Музеев Ватикана

Два крыла, соединяющие Апостольский дворец и Дворец Бельведере, в длину около 300 м каждое. В восточном располагается уже упомянутый Музей Кьярамонти и Лапидарий , к сожалению, закрытый для публики. Западное крыло занимают три галереи. Одна – Галерея Канделябров (Galleria dei Candelabri) – около 80 м длиной, с греческими и римскими скульптурами. Вторая – Галерея Гобеленов (Galleria degli Arazzi) с гобеленами 17 в.

И последняя – и самая длинная, 175 м – Галерея Географических карт (Galleria delle Carte Geografiche). Стены этой галереи покрыты большими рисунками карт, созданными Антонио Данти в 1580-1583 благодаря необходимой информации, полученной от его брата Эгнацио Данти, доминиканского священника, затем епископа, а также географа, математика и архитектора. На картах отображены города Италии, острова Средиземного моря и папские территории. А фрески на потолке рассказывают о событиях, происходивших в этих местах.

Залы Апостольского дворца

Папы эпохи Возрождения приглашали лучших художников для росписи своих роскошных резиценций. Многие залы, в том числе Апартаменты Борджия и залы Рафаэля , открыты для публики и вкючены в экскурсионные программы по Музеям Ватикана.

Апартаменты Борджия

Апартаменты Борджия состоят из нескольких покоев, бывших личными покоями Александра VI, Родриго Де Борджия. Папа всячески поддерживал искусство, и пригласил Пинтуриккьо украсить комнаты фресками. С 1492 по 1495 Пинтуриккьо с учениками расписывал покои Борджия. Фрески изображают религиозные (мучения святых и чудеса веры) и средневековые сюжеты (Тривиум и Квадриум таких наук, как грамматика, риторика, диалектика и т.п.).

Капелла Николая V

Посетители зачастую напрасно пропускают Капеллу Николая V, искусно украшенную фресками Фра’Анджелико в 1447-1449 гг, изображающими эпизоды из жизни святых Стефано и Лоренцо.

Залы Рафаэля

Залы Рафаэля (Stanze di Raffaello) выбрал в качестве личных покоев Юлий II, не желавший жить в тех же апартаментах, что и его предшественник (кстати, эти комнаты расположены прямо над апартаментами Борджия). Увидев работы 25-летнего художника и архитектора Рафаэля Санти, папа решил поручить роспись своих покоев ему. С 1508 Рафаэль работал над украшением этих комнат, забыв о других проектах, в том числе Базилике Святого Петра, над которой он трудился после смерти Браманте. Рафаэль умер в 1520, когда ему было всего 37, так и не завершив роспись папских апартаментов: доделывали работу по его рисункам его ученики. Данные фрески считаются абсолютными шедеврами искусства эпохи Возрождения.

Первая комната, оформленная Рафаэлем, носит название Зал Константина (Sala di Costantino), законченный уже учениками мастера, Джулио Романо и Франческо Пенни. Изображает сцены из жизни римского императора Константина, который впервые сделал христианство официальной религией. Фреска «Битва на мосту Мильвио» рассказывает о сражении между Константином и Мессенцио, когда, не имея численного перевеса, войско императора Константина оттеснило войско Мессенцио и потопило его в реке.

Следующая комната – Комната Элиодоро (Stanza di Eliodoro), с фресками на библейскую тематику и самой приметной – «Изгнание Элиодоро». На ней изображен папа Юлий II, сам Рафаэль и его ученик Джулио Романо. Когда Рафаэль написал «Встречу Льва Великого с Аттилой», Юлий II уже умер, а его преемник, Лев X был изображен на фреске дважды: сначала самим Рафаэлем – как кардинал, а затем ассистентом – как Лев I.

Комната Подписания

Комната Подписания (Stanza della Segnatura) названа в честь наивысшего трибунала Святого престола, и это единственная комната, полностью расписанная художником лично. Потолок являет самую знаменитую фреску Залов Рафаэля – «Школу Афины». Этот абсолютный шедевр искусно, с точным знанием о перспективе, вписан в глубокий неф. На картине вы найдете таких известных персонажей как Платон и Аристотель, слившихся в процессе философского диспута, Эвклида, Сократа, Пифагора и Архимеда. Также Рафаэль изобразил некоторых своих современников: не считая себя, своего друга Браманте, папу Юлия II, Леонардо Да Винчи и своего соперника Микеланджело, работавшего в это время над Сикстинской Капеллой.

Последняя из четырех комнат – Комната Пожара Борго (Stanza dell’Incendio di Borgo), по названию одной из фресок, расписывалась с 1514 по 1517, во время правления Льва X. Именно он выбрал основной темой комнаты жизни своих тезок, Льва III и Льва IV. Самая главная фреска «Пожар Борго» изображает, как Лев IV тушит пожар, сотворив крестное знамение. Это событие имело место в 847 г, когда страшный пожар уничтожил квартал напротив античной базилики Святого Петра, которую сегодня называют Борго. Лев IV произнес благословение, стоя на Ложе, и чудесным образом погасил огонь, сохранив при этом жизнь людям. Фреска также проводит параллель с античной сценой, изображая Энея, несущего на плечах своего отца Анхиса из объятой пламенем Трои.

Ложа Рафаэля

Зал Константина соединен с Ложей Рафаэля (Loggia di Raffaello), еще одним шедевром великого мастера. К сожалению, сюда можно попасть, только имея особое разрешение. Ложа украшена 12 фресками на библейскую тему и тянется вдоль всего восточного крыла на 65 м (ее ширина – около 4 м).

Винтовая лестница

Прежде чем выйти из музейного комплекса, не упустите возможность полюбоваться самой знаменитой лестницей в мире. Она была построена в 1932 Джузеппе Момо как двойная спираль, одна сторона которой вела вверх, а другая – вниз. Прекрасное бронзовое произведение искусства, украшенное папскими гербами.

Экспозиции и галереи музеев Ватикана

Pinacoteca Vaticana. Открыта для публики в 1908 году, однако её датой основания является вторая половина XVIII века, когда по воле Пия VI папская коллекция произведений живописи была собрана в одном месте. В настоящее время собрание пинакотеки хранится и выставляется в специально построенном для неё здании, которое было спроектировано архитектором Лука Бельтрами, и торжественно открыто в 1932 году.

Коллекция живописи выставляется в 18 залах, и в основном состоит из картин на религиозную тему, выполненных итальянскими мастерами XII–XIX веков. В собрание пинакотеки входят работы таких видных художников как Караваджо, Рафаэль, Тициан, Пуссен, Доменикино и Рени. Один из залов полностью посвящён произведениям Леонардо да Винчи (здесь находится его незаконченная картина «Святой Иероним»). Несколько залов отведены под экспозицию работ различных художественных школ: флорентийскую, барочную, фламандскую, нидерландскую и школу Рафаэля Санти. Кроме полотен великих мастеров, в Ватиканской пинакотеке находятся также шедевры мозаики, гобелены, иконы и скульптуры.


Этнологический миссионер­ский музей

Museo missionario etnologico. Начал работу в 1926 году по воле папы Пия XI. Идее открытия музея предшествовала Международная миссионерская выставка, приуроченная к юбилейному 1925 году. Для этой выставки в Садах Ватикана было установлено 24 павильона с предметами религиозного культа из разных стран мира, где с миссионерской миссией побывала Католическая Церковь. Многие из экспонатов выставки впоследствии были переданы в дар понтифику и стали ядром музейного собрания. Здание для Этнологического миссионерского музея было построено в 1963 году при Папе Павле VI. В настоящее время в музее хранится около 100 тысяч экспонатов со всего мира.

Как понять Рим и получить от него удовольствие - групповая экскурсия (до 10 человек) для первого знакомства с городом и главными достопримечательностями - 3 часа, 31 евро

- погрузиться в историю Древнего Рима и посетить главные памятники античности: Колизей, Римский Форум и Палатинский холм - 3 часа, 38 евро

- история римской кухни, устрицы, трюфель, паштет и сыр во время экскурсии для настоящих гурманов - 5 часов, 45 евро

Музей Пио-Кристиано

Museo Pio-Cristiano. Открыт в 1854 году по приказу понтифика Пия IX в Латеранском дворце, однако в 1963 году по воле Папы Иоанна XXIII был перенесён в Ватикан, и открыт для осмотра в 1970 году. Назван музей в честь папы Пия IX («Pio-Cristiano» в переводе с итальянского - «Благочестивый Христианин»). Здесь хранятся и экспонируются произведения искусства раннехристианской эпохи, которые были найдены в римских катакомбах. Коллекция музея в основном состоит из саркофагов, рельефов и надгробных скульптур. Наиболее известной является статуя Доброго Пастыря, которая изначально являлась частью саркофага IV века. Мраморная статуя поступила в музей из коллекции Мариотти в начале XVIII века. Выполненная в буколическом идиллическом стиле статуя, представляет собой юношу с ягнёнком на плечах, предположительно изображающего Христа в юном возрасте.

Одним из интереснейших экспонатов музея считают также саркофаг 330 года, украшенный сценами из Ветхого и Нового Заветов, который был найден в ходе строительных работ Собора святого апостола Павла на Остийской дороге в 1838 году. Рельефы саркофага изображают некоторые библейские сюжеты: «Сотворение человека», «Поклонение Волхвов», «Даниил во рву со львами», и «Аввакум, который передаёт ему пищу», далее следуют гравюры «Воскрешение Лазаря» и «Предсказание Христа Петру о его тройном отрицании». Ещё можно отметить «Саркофаг двух братьев», датируемый 350 годом и «Догматический саркофаг», названный так в честь четырёх христианских догматов, которые отражены в расположенных на нём сценах.

подсказка : если хотите найти недорогой отель в Риме, рекомендуем посмотреть этот раздел специальных предложений . Обычно скидки составляют 25-35%, но иногда достигают 40-50%.

Museo Gregoriano Egizio. Открыт в 1839 году Григорием XVI. Основной целью основания музея было собрать как можно большее количество египетских древностей в одном месте. Ядро коллекции, в которой хранятся произведения искусства Древнего Египта, статуи, скульптуры, папирусы, саркофаги и мумии заложил Папа Пий VII. Впоследствии собрание музея пополнялось предметами и артефактами из частных коллекций и результатами раскопок во время римской оккупации Египта до III века.

Девять залов Григорианского Египетского музея представляют предметы искусства, которые были собраны на вилле Адриана в Тиволи, а также находки из античной Месопотамии и Сирии. Залы оформлены в египетском стиле, а в числе экспонатов находятся статуя Рамзеса II на троне, памятная стела женщины-фараона Хатшепсут, колоссальная голова Фараона Аменхотепа, погребальные стелы из некрополя в Гизах, колоссальная статуя Туи, матери знаменитого Рамзеса II, статуя бога Анубиса и многие другие.

Музей Пия-Климента

Museo Pio-Clementino. Датой основания считается 1769 год, когда по инициативе папы Клемента XIV стали собирать известные греческие и римские произведения искусства. Экспонаты музея размещены в залах и во внутреннем дворике дворца, который имеет восьмиугольную форму и окружён портиком с 16 колоннами. В 1803 году во дворе были устроены ниши, где были установлены наиболее важные статуи.

  • Ниша Лаокоона названа в честь скульптурной группы «Лаокоон и сыновья». Мраморная группа предположительно выполнена родосскими мастерами в начале I века, а впоследствии отреставрирована Микеланджело Буонаротти.
  • Ниша Кановы носит имя автора скульптуры. В 1800 году по заказу Пия VII известный мастер Антонио Канова выполнил копию греческого оригинала разрушенной статуи Персея. Персей изображён с божественными атрибутами: шлем Аида, меч Гефеста, сандалии Гермеса и голова Медузы.
  • Ниша Аполлона представляет римскую копию знаменитой статуи Аполлона Бельведерского, выполненную предположительно в 130–140 годах с оригинала бронзовой статуи древнегреческого скульптора Леохара, жившего в IV веке до нашей эры.
  • Ниша Гермеса носит название от размещённой статуи Гермеса, римской копии с оригинала статуи древнегреческого скульптора IV века до нашей эры Праксителя.

Галерея статуй

Galleria delle Statue. Оформлена фресками Андреа Мантеньи и Пинтуриккьо в XV веке. Впоследствии здесь были установлены римские и греческие статуи классического периода. Из экспонатов можно выделить статуи «Спящей Ариадны», «Раненой амазонки», «Пьяного Сатира», «Плач Пенелопы» и «Аполлон, убивающий ящерицу».

  • Зал греческого креста (Sala a Croce Greca) носит название из-за своей формы равноконечного греческого креста, спроектированного и оформленного по проекту Микеланджело Симонетти. Коллекция этого зала состоит из римских мозаик, саркофагов, рельефов и статуй, датируемых II–IV веками. Здесь хранится уникальная статуя шагающей женщины, предположительно единственное сохранившееся изображение царицы Клеопатры.
  • Зал Ротонда (Sala Rotonda) был построен по проекту архитектора Микеланджело Симонетти в 1782 году. В нишах зала находятся 18 статуй греческих богов и героев. Некоторые из них: бронзовая статуя Геркулеса, статуя императора Клавдия в облике Юпитера, статуя Антиноя (фаворит императора Адриана) в облике бога Диониса. В зале также установлена гигантская порфировая чаша, находившаяся в Золотом доме Нерона.
  • Галерея бюстов (Galleria dei Busti) экспонирует мраморные портреты императоров, около 100 бюстов римских патрициев, а также коллекцию фресок эпохи Ренессанса.
  • Кабинет масок (Gabinetto delle Maschere) берёт название от уникальной напольной мозаики II века, на которой изображён орнамент из масок. В зале расположены римские копии статуй с эллинистических оригиналов, такие как «Три Грации», «Сатир», «Танцующая женщина» и «Афродита Книдская».
  • Зал муз (Sala delle Muse) создан в 1782 году по проекту Микеланджело Симонетти. В зале выставлены статуи девяти муз, римские гермы с изображениями греческих философов, а также «Бельведерский торс», работы афинского скульптора Аполлония.
  • (Sala degli Animali) демонстрирует около 150 фигур животных, в основном копий с греческих оригиналов, выполненных скульптором Франческо Антонио Францони по заказу Пия VI. Статуи из мрамора и алебастра были отреставрированы в конце XIX века.

Галерея канделябров

Galleria delle Candelabri. Основана в 1761 году. Изначально помещение галереи строилось как открытая лоджия, но впоследствии по приказу Пия VI его перестроили по проекту архитекторов Микеланджело Симонетти и Иосифа Кампорезе. В конце XIX века своды арок Галереи канделябров были украшены удивительными росписями известных художников Торти и Зайтца. Имея в длину 80 метров, галерея разделена мраморными колоннами на шесть рекреаций. В каждой из них представлены произведения классического искусства: вазы, фрагменты саркофагов, древние фрески, и, собственно, канделябры II века, в честь которых и названа галерея. Канделябры выполнены мастерами-мраморщиками из Отриколи. Интерес вызывают и размещённые здесь древние римские копии с греческих оригиналов, датируемых III-I веками до нашей эры (статуи «Ребёнок и гусь», «Персидский воин», «Старый рыбак»; статуи Аполлона, Аталанты, фрагменты саркофага с изображением дочерей Ниобы и многие другие).

  • Зал колесницы (Sala carro) был открыт в годы понтификата Пия VI и носит название в честь древнего экспоната, римской колесницы, датируемой I веком до нашей эры, отреставрированной в 1788 году. В зале также хранятся и демонстрируются саркофаги, античные скульптуры и статуи.
  • (Sala dei Chiaroscuri) был оформлен в 1517 году учениками Рафаэля Санти, однако вскоре во время понтификата Павла IV фрески были утрачены. В 1582 году по воле Григория XIII Зал Кьяроскури был отреставрирован и расписан фресками с изображением апостолов и святых, над которыми работали живописцы братья Таддео и Федерико Цуккари. Потолок с резьбой, позолотой и эмблемой Медичи оформлял художник Херубино Альберти.

Григорианский Этрусский музей

Museo Gregoriano Etrusco. Открыт в 1837 году по воле Папы Григория XVI. Открытие состоялось сразу после археологических раскопок в одном из этрусских некрополей близ итальянского города Черветери. Основой музейного фонда стали находки с этих раскопок и с раскопок античных поселений в южной Этрурии. В 22 залах Григорианского Этрусского музея выставлены многочисленные предметы быта, сосуды, терракота, а также изделия из керамики, бронзы, золота и серебра. Залы украшены фресками, иллюстрирующими сюжеты Ветхого Завета. Некоторые из экспонатов привлекают особое внимание. Так, в одном из залов музея представлены украшения из золота и серебра VII века до нашей эры, в другом - полное воинское снаряжение этрусского воина, датируемое IV веком до нашей эры. В числе экспонатов здесь можно увидеть большую коллекцию этрусских погребальных урн и саркофаги из туфа, на которых изображены сцены древнегреческих мифов. Один зал Григорианского Этрусского музея отдан под реконструкцию обстановки храма этрусков с многочисленными алтарями и терракотовыми скульптурами.

Экскурсия «Магия вечернего Рима» - вечернее освещение и уникальная подсветка добавляют необыкновенной фактуры и таинственности архитектурным шедеврам - 3 часа, 29 евро

- сыры, прошутто, пицца, вино, выпечка и другие деликатесы итальянской кулинарии - 4 часа, 65 евро

Музей Кьярамонти

Museo Chiaramonti. Открыт в 1807 году, его основатель был папа Пий VII. Собрание музея состоит из классической греческой и римской скульптуры, рельефов, барельефов и древних надписей. Сегодня экспонаты демонстрируются в трёх сооружениях: в Галерее Кьярамонти (коридор), Браччо Нуово и Галерее Лапидария.

  • Браччо Нуово (Braccio Nuovo) - зал, примыкающий к музею Кьярамонти, поэтому название его переводится как «новый рукав». Был построен в 1822 году по проекту архитектора Рафаэля Стерна. Экспонаты разделены тематически на два раздела: римская история и греческая мифология. Здесь же выставлена большая коллекция портретной скульптуры.
  • Галерея Лапидария (Galleria Lapidaria), которую можно посещать только по запросу, была основана в период понтификата Бенедикта IV. Он собрал коллекцию древних надписей дохристианского и христианского периодов. В собрании галереи находится около 3000 частей и фрагментов каменных плит, саркофагов и урн с надписями. В начале XIX века известный историк и археолог Гаэтано Марини, упорядочил и классифицировал обширную коллекцию Галереи Лапидария.
  • Галерея Кьярамонти (Galleria Chiaramonti) - самая древняя часть музея, основанная в 1807 году, в которой представлено около 1000 древних скульптур, бюстов, архитектурных украшений, урн и саркофагов. Оформлением галереи занимались художники Академии святого Луки под руководством известного скульптора Антонио Кановы.

Некоторые экспонаты Галереи Кьярамонти представляют наибольший интерес у публики. Например, колоссальная голова Афины эпохи Адриана, рельеф I века «Три Грации», каменная голова Посейдона, портретная скульптура политика Демосфена и оратора Цицерона, мраморная статуя «Раненая Амазонка», а также две балки от корабля императора Калигулы, найденные в 1827 году.

Исторический музей

Museo storico vaticano. Музей, основанный в 1973 году папой Павлом VI, размещает на территории Ватикана павильон карет. Здесь хранятся всевозможные средства передвижения римских понтификов, такие как: сёдла, паланкины, кареты, автомобили и модель первого папского локомотива. Выставка экспонатов сопровождается демонстрацией тематических картин и фотографий. Основная часть Исторического музея находится в папских апартаментах Дворца Латерано и занимает 10 залов.

Галерея Арацци

Galleria degli Arazzi. Также известна как Галерея гобеленов. Открыта в 1838 году. Здесь хранятся гобелены, выполненные по эскизам Рафаэля Санти его учениками. Изначально гобелены были размещены в Сикстинской капелле (в 1531 году), однако затем по воле Григория XVI перенесены в специальную галерею. Особый исторический интерес вызывают гобелены, иллюстрирующие библейские рассказы из Евангелия, выполненные на основе работ фламандского художника Питера Кук ван Альста («Поклонение пастухов», «Избиение младенцев», «Воскресение»). В галерее также находятся гобелены, изготовленные на мануфактурах Барберини, на которых изображены истории из жизни Урбана VIII. Среди них выделяются «Избрание Винченцо Маффео Барберини Римским Папой Урбаном VIII» и «Папа Урбан VIII получает Награду Наций».

Галерея географических карт

Galleria delle Carte Geografiche. Открыта в 1580 году. Всего здесь насчитывается 40 карт важнейших для Католической Церкви местностей. Потолок расписан сценами из жизни апостолов и сюжетами из Ветхого Завета. Все карты, которыми была расписана галерея, были заказаны Папой Григорием XIII в мастерской картографа Игнацио Данти. Помимо подробного воспроизведения выбранных областей, на картах можно увидеть исторические события, памятники и географические особенности. Картографическая роспись в зале украшена художественными элементами, такими как мифические персонажи и корабли на море, виды некоторых городов, исторические сцены осады и сражений. Наиболее подробно здесь представлены карты Авиньона, где находилась папская резиденция, Генуи, Венеции, Сицилии и Корсики.

Апартаменты Борджиа

Appartamento Borgia. Устроены как личная резиденция Папы Александра VI Борджиа в конце XV века. С 1490 года над оформлением апартаментов начал работать известный живописец Бернардино Пинтуриккьо. Декор интерьера был настолько пышен и избыточно украшен золотом, что после смерти Папы, римские понтифики надолго покинули эти помещения. Только в 1816 году апартаменты Борджиа стали использовать для хранения произведений искусства, вывезенных из Рима Наполеоном и возвращённых после его свержения. Впоследствии апартаменты были отреставрированы, а в 1897 году открыты для общественности. Сюжеты росписи залов определили их название:

  • Зал сивилл (Sala de Sibille) оформлен фресками с изображением сивилл и пророков, позолоченной лепниной и астрологическими символами семи планет. Здесь также находится геральдическая эмблема Борджиа с пламенем и двойной лучистой короной Арагона, намекающей на «солнечное» происхождение Папы Александра VI. Сивиллы изображены в парах с пророками и с трепещущими причудливыми свитками, на которых видны отрывки из пророчеств.
  • Зал таинств веры (Sala dei Misteri) берёт название от изображённых в его оформлении семи таинств Иисуса Христа и Девы Марии. На фресках представлены сцены: «Благовещение», «Рождество», «Поклонение волхвов», «Воскресение», «Вознесение», «Сошествие Святого Духа», «Вознесение Марии».
  • Зал святых (Sala dei Santi) расписан сюжетами из жизни святых, а также сценами из древних мифов о божествах Изиде и Осирисе. Древнегреческие языческие мифы представлены в росписи потолка, тогда как в люнетах изображены христианские сцены жизни святых: посещение Марии Елизаветой, встреча святых Антония Аббата и Павла Отшельника в пустыне, мученичество св. Себастьяна, диспут св. Екатерины Александрийской с философами перед императором Максимилианом, св. Сусанна, мученичество св. Варвары.
  • Зал понтификов (Sala dei Pontefici) был предназначен для торжественных церемоний, поэтому имеет самые большие размеры по сравнению с другими залами. При Льве X в начале XVI века стены зала были переписаны фресками Джованни да Удине.
  • Зал чудес веры (Sala del Credo). Здесь представлены сцены из цикла «Семь тайн радости жизни Марии». Возможно, этот зал был использован для частных аудиенций или для празднований в кругу близких друзей Папы Римского.
  • Зал наук и свободных искусств (Sala delle Arti Liberali) предположительно служил папским рабочим кабинетом. Фрески в зале представляют науки в виде дам, восседающих на троне в окружении известных деятелей искусства.

Stanze di Raffaello. Станцы представляют собой несколько апартаментов, расписанных в 1508-1517 годах Рафаэлем вместе со своими учениками. «Станца» в переводе с итальянского означает «комната». Лично Рафаэль расписал 3 станцы, а четвёртая была оформлена учениками по его эскизам уже после смерти великого мастера.

  • Станца дель Инчендио ди Борго (Stanza dell’Incendio di Borgo). Тема росписей относится к истории папства. Станца названа по имени фрески «Пожар в Борго»;
  • Станца делла Сеньятура (Stanza della Segnatura) служила для понтификов рабочим кабинетом. Фрески посвящены теме духовности человека, а именно, философии (фреска «Афинская школа»), богословию («Диспут»), поэзии («Парнас»), и правосудию («Мудрость, умеренность и сила»);
  • Станца д’Элиодоро (Stanza d’Eliodoro) посвящена чудесному божьему покровительству. Стены расписаны фресками «Изгнание Элиодора», «Месса в Больсене» и «Изведение Петра»;
  • Зал Константина (Sala di Costantino) был расписан уже после смерти Рафаэля. Роспись зала посвящена жизни римского императора Константина и олицетворяет победу христианства над язычеством.

Лоджии Рафаэля

Loggia di Raffaello. Три лоджии, которые находятся на трёх этажах Апостольского дворца, разработанные Браманте и оформленные Рафаэлем Санти и его учениками. Самой первой была расписана лоджия на втором этаже, предположительно в период 1517–1519 годов. Лоджия длиной около 65 метров, проходит вдоль всей восточной стороны дворца, и делится на тринадцать сводчатых пролётов, оформленных фресками иллюстрирующими сюжеты Нового и Ветхого Завета.

Предположительно в это же время была оформлена и так называемая Прима лоджия, находящаяся на первом этаже здания. Качество фресок говорит о том, что работа была выполнена в основном учениками Рафаэля по его эскизам. Во второй половине XIX века здесь проходила реставрация, вызвавшая немалые споры специалистов.

Лоджия на третьем этаже носит название кардинала Бернардо Бибьена, так как находится у его апартаментов. В оформлении лоджии Джованни да Удине, ученик Рафаэля, использовал изысканные гротески, выполненные по рисункам великого мастера.

Галерея современного религиозного искусства

Galleria d"arte religiosa moderna. Открыта в 1973 году по инициативе Павла VI. Некоторое время часть коллекции хранилась в Ватиканской пинакотеке, а затем произведения современного искусства разместили отдельно. Сейчас галерея включает большую коллекцию живописи, графики и скульптуры. Здесь можно увидеть работы таких великих мастеров как Огюст Роден, Винсент Ван Гог, Поль Гоген, Сальвадор Дали, Пабло Пикассо, Василий Кандинский и Марк Шагал.

входные билеты

официальный сайт

Третьяковская галерея в Лаврушинском переулке представляет уникальный проект: впервые Музеи Ватикана показывают в России лучшую часть своей коллекции — шедевры XII-XVIII веков, в том числе работы Джованни Беллини, Мелоццо да Форли, Перуджино, Рафаэля, Караваджо, Гвидо Рени, Гверчино и Никола Пуссена.

На выставке, куратором которой выступил Аркадий Ипполитов (Государственный Эрмитаж), представлено 42 живописных произведения. Никогда ранее Музеи Ватикана, входящие в десятку крупнейших мировых собраний, не вывозили за свои пределы одновременно столь значительное число выдающихся произведений из постоянной экспозиции, так что выставка стала событием не только для России и Европы, но и для всего мира.

«Roma Aeterna...» — часть большого проекта: в 2017 году в Ватикане пройдет ответная выставка, существенную часть ее экспонатов составят произведения русской живописи на евангельские сюжеты из коллекции Третьяковской галереи.

Задача показа — представить и собрание Пинакотеки, раздела Музеев Ватикана, и дух Рима, великого города. Коллекция Пинакотеки создавалась как коллекция государства, главой которого является духовное лицо, что и отразилось на ее составе — это величайшее собрание религиозной живописи. Религия же является формой осознания мира, так что религиозное искусство не сводится к набору библейских или евангельских сюжетов, и собрание Пинакотеки Ватикана именно об этом нам и говорит. Оно столь же многообразно, как и культура Рима, поэтому в название выставки включено латинское выражение Roma Aeterna, «Вечный Рим».


Под этим подразумевается то огромное культурное единство, каким стал Рим в истории человечества, город в одно и то же время древний и современный, объединивший в единое целое столь различные эпохи, как Античность, Средние века, Возрождение и барокко. Рим — центр империи, центр религии и центр искусства: можно сказать, что понятие Roma Aeterna является одной из важнейших идей мировой культуры. Именно этой идее и посвящена выставка в Третьяковской галерее.

Каждое произведение, представленное на выставке, исключительно. Начинается она с редчайшего образца римской школы XII века, образа «Христос Благословляющий», который прежде никогда не экспонировался на временных выставках и не покидал пределы Ватикана. За этим образом, хранящим воспоминание о единстве христианства до схизмы, следует работа Mаргаритоне д’Ареццо «Святой Франциск Ассизский» (XIII век).

Она вошла во все учебники по истории искусства и ценна тем, что является одним из самых ранних изображений святого, сыгравшего важную роль в истории западной церкви. Именно его имя выбрал нынешний папа, ставший первым Франциском в истории Ватикана. Также представлены произведения готических мастеров, крайне немногочисленные в русских собраниях. Среди них «Иисус перед Пилатом» Пьетро Лоренцетти, своеобразно перекликающийся со знаменитой картиной Николая Ге.


Две пределлы, рассказывающие истории из жития Николая Чудотворца, архиепископа Мир Ликийских, равно почитаемого православной и католической церковью, стоят на границе готики и Возрождения. Одна из них принадлежит кисти Джентиле да Фабриано, завершающего эпоху интернациональной готики в Италии, чьи произведения не только отсутствуют в русских собраниях, но и вообще не выставлялись в России, вторая — кисти Фра Беато Анджелико, великого флорентийца Раннего Возрождения.

К расцвету Возрождения относятся две картины: «Чудеса святого Винченцо Феррера» Эрколе де Роберти, одна из наиболее интересных работ крупнейшего мастера феррарской школы, и «Оплакивание» венецианца Джованни Беллини. Работы обоих в России отсутствуют.

Величайшей удачей является то, что на выставке будут показаны фрески с изображением ангелов работы Мелоццо да Форли, предоставляемые Пинакотекой для экспонирования другим музеям в единичных случаях. Росписи этого художника, считающегося одним из крупнейших живописцев кватроченто, были сняты с купола апсиды во время перестройки церкви Санти Апостоли в Риме и теперь украшают особый зал Пинакотеки.


Работы Мелоццо да Форли столь редки, что по ценности они приближаются к знаменитейшим творениям Сандро Боттичелли и Пьеро делла Франческа. Будучи воспроизведены в огромном количестве на различных сувенирах, его ангелы стали визитной карточкой Рима. Высокий Ренессанс, то есть XVI век, представлен шедеврами Перуджино, Рафаэля, Корреджо и Паоло Веронезе.

Наибольшего могущества папский Рим достиг в XVII веке, в эпоху барокко, и папские собрания представляют живопись именно этого столетия наиболее полно и блестяще. Шедевр этого времени на выставке — «Положение во гроб» Караваджо. Алтарный образ Никола Пуссена «Мученичество святого Эразма», самое большое произведение художника, написан специально для собора Святого Петра. Эта работа была одной из самых знаменитых картин собора и вызывала восхищение многих русских художников, живших в Риме.

К эпохе барокко также относятся произведения караваджистов и художников болонской школы (Лодовико Карраччи, Гвидо Рени, Гверчино), прекрасно представленных в папских собраниях. Выставка заканчивается серией картин XVIII века, по сути, последнего века, когда папство играло государственную роль. Эта серия болонца Донато Крети посвящена астрономическим наблюдениям и логически завершает историю Lo Stato Pontificio, Папской области, вскоре прекратившей свое существование и превратившейся в Ватикан, Lo Stato della Città del Vaticano.


Warning : getimagesize(userfiles/gallery/f8/b_f85d80ec71a2c4b3dba8687b314a3e6c.jpg): failed to open stream: No such file or directory in /var/sites/сайт/htdocs/application2012/views/scripts/publication/show-publication.phtml on line 126
Музеи Ватикана, Photo © Vatican Museums и Сергея Бирюкова

Шедевры Рафаэля, Караваджо и других великих итальянцев на три месяца переехали в Москву


Третьяковская галерея открыла главную выставку года - «Roma Aeterna. Шедевры Пинакотеки Ватикана. Беллини, Рафаэль, Караваджо». Первая заповедь посетителям: подойти к папским сокровищам без удостоверения личности не позволят.

Золотой дождь пролился на наши головы. Правда, собирать драгоценные крупицы золота лишь на сетчатку глаза - или, если повезет, в объектив фотокамеры. Ведь драгоценности - это картины, присланные из Ватикана. Первая в истории московская гастроль сокровищ папской Пинакотеки открывается в Третьяковке уже сегодня. Однако готовиться к посещению надо всерьез и задолго. Электронные билеты раскуплены до конца декабря, а в кассу поступают лишь 30 билетов на сеанс. Такие сеансы рассчитаны всего на полчаса, правда, обещано, что в залах сможем оставаться и дольше. В самом деле, 30 минут на 42 картины - маловато: пусть даже не все они абсолютные шедевры, внимания заслуживает каждая.

Для генерального директора Третьяковской галереи Зельфиры Трегуловой выставка - один из главных проектов года. Музеи Ватикана, Photo Vatican Museums и Сергея Бирюкова

Мы давно привыкли, что очередь чаще стоит в ГМИИ им. Пушкина к зарубежным звездам вроде Клода Моне и Сальвадора Дали либо к шедеврам особенно знаменитых западных музеев. Традиция эта идет еще от прощания с Дрезденской галереей и триумфа проекта «Москва-Париж». Третьяковка, как музей национального искусства, вроде бы должна показывать свое, родное. Ан нет, в этих рамках ей давно тесно. Можно вспомнить роскошную подборку шедевров из цикла «Музеи мира поздравляют Третьяковскую галерею» к 150-летию ГТГ, выставку Уистлера или проект «Во Христе / In Christo» - опыт межмузейного обмена России и Италии. Тогда в Москве демонстрировались произведения Джотто и его круга, а в Баптистерии во Флоренции - иконы Рублева и Дионисия. Можно еще дальше углубиться в историю, но именно московско-флорентийский обмен «художественными и духовными шедеврами», как позиционировали их оба музея, интереснее всего в нынешнем контексте. Правда, в 2011 году серьезного паломничества к Джотто не наблюдалось, хотя гений Проторенессанса - одна из важнейших фигур всего искусства Европы. Но с тех пор в России многое изменилось: религиозное и традиционное искусство стало вызывать больше интереса, приближаясь к поклонению святым мощам и прочим чудесам. Напротив, к творчеству современному охладели не только массы, но и государство. Теперь у живописи, тесно связанной с историей христианства, пусть и в западном изводе, гораздо выше шансы на успех. Особенно если это выставка из музеев Ватикана, а они входят в десятку главных арт-сокровищниц мира. Несмотря на то, что Пинакотека (т.е. коллекция живописи) сравнительно невелика, всего около 500 картин, она занимает ключевое место среди старейших музеев-грандов. В Москву же привезли почти десятую часть этого поистине великого собрания! А это пять веков истории живописи Италии и параллельно - рассказ о том, как складывалась папская коллекция. Вбирая в себя эволюцию искусства христианского мира, она сочетала его с шедеврами предыдущих эпох, помещая их вместе в сердце Рима - Вечного города. В итоге «Roma Aeterna» осмысливался не только как цитадель Святого Престола, но и как мост между цивилизациями, стоящий в безграничном круге истории.

Российский куратор выставки Аркадий Ипполитов рассказывает о самом крупном экспонате - «Положении во гроб» Караваджо. Музеи Ватикана, Photo Vatican Museums и Сергея Бирюкова

Однако Третьяковка попала в заложники ею же самой недавно введенной моды на выставки-блокбастеры. Конечно, очереди бывали там и раньше - то к Васнецову, то к Левитану. Однако такого ажиотажа, какой возник год назад вокруг выставки Серова, явно не ожидали сами организаторы, несмотря на мощную пиар-кампанию. Приобщиться к его творчеству вопреки морозам пришли полмиллиона человек. Впрочем, рекорд побил Айвазовский, обошедший Серова на сто тысяч билетов. Прорваться к его маринам стало своего рода спортивным достижением. Зрители специально приезжали из других городов и гордо отчитывались в соцсетях. Ничуть не сомневаюсь, что такие подвиги возможны лишь при наличии сильного интереса к художнику. Но задаюсь вопросом, будет ли он еще сильнее в отношении тех трех десятков не очень «раскрученных» в России авторов, которые собраны на ватиканском фесте? Используя это слово, имею в виду не фестиваль, но скорее праздник. Великолепное следствие первой за долгие годы встречи глав двух церквей - Римско-католической и Русской православной, когда, собственно, наши предстоятели и договорились об обмене экспозициями: в ответ на жест Рима в Ватикан пошлют коллекцию русских шедевров XIX века. В обсуждении состава экспозиции в Москве лично участвовал папа Франциск - и к нам как знаковое произведение привезли икону его небесного покровителя Франциска Ассизского. Возможно, это самое раннее изображение легендарного святого: Маргаритоне д’Ареццо написал его вскоре после канонизации великого уроженца Ассизи в 1228 году.

Открывать выставку папа Римский прислал кардинала Джузеппе Бертелло - в алой шапочке и черной сутане с алыми кистями он тоже казался персонажем одной из картин. Большинство произведений впервые покинули Ватикан, и меры безопасности на выставке суровы - от приглушенного света (гризайли Рафаэля вообще тонут в полутьме) до защитных ступенек и барьеров, предохраняющих экспонаты. Некоторые вещи очень массивны и сложны по конфигурации, как «Оплакивание» Карло Кривелли - дугообразная люнета, венчавшая большой алтарь, нелегко переносит транспортировку. Для нее выстроена особая ниша, да и вся архитектура выставки затейлива и ассоциирована с известными зданиями Ватикана, включая овальный двор собора св. Петра.

Серия Донато Крети «Астрономические наблюдения» отражает настроения века Просвещения. Музеи Ватикана, Photo Vatican Museums и Сергея Бирюкова

Зритель входит в строгое, отделанное панелями под дуб пространство, отдающее мистикой Средневековья, в его центре - малом зале - повешена единственная икона XII века, раритетная и самая старая на выставке, с потемневшим строгим ликом Христа Благословляющего. Романская аскеза отступает, по мере того как зритель движется к Раннему и затем Высокому Ренессансу, минуя такие шедевры, как почти скульптурное «Оплакивание Христа» венецианца Джованни Беллини и «Чудеса св. Винченцо Ферреры» Эрколе де Роберти - фриза с множеством житийных сцен, написанных с тонкостью миниатюриста. Две висящие рядом маленькие иконы, из-за хрупкости заключенные в термовлагостойкие капсулы, позволяют проследить, как менялась иконография одного сюжета - «Рождество», как по-разному, но всегда с теплотой реальной жизни флорентиец Мариотто ди Нарди и сиенец Джованни ди Паоло выписывали фигуры Марии и Младенца, спящего Иосифа и услышавших Благую Весть пастухов, которым не уступают в благоговении стоящие у яслей евангельские вол и осел… И с радостью небожителей взирают на чудо Рождества ангелы на фресках Мелоццо да Форли, сохранивших отверстия для крепления золоченых нимбов. Один из ангелов стал «лицом» выставки, прилетев на ее афишу.

Самый большой зал, где приглушенное освещение создает драматическую атмосферу барокко, тоже населен святыми, но осенен иными чудесами. Среди картин Веронезе, Гверчино, Джентилески, Креспи, Гвидо Рени царит гигантское «Положение во гроб» Караваджо, открывшее новый, XVII век. Хотя этот манифест Контрреформациии уже знаком московским зрителям (был на выставке в ГМИИ 5 лет назад), нельзя не пережить заново трагизм сцены вместе с ее участниками (художник-бунтарь откровенно делал ставку на «типы из народа», возмущая благочинную римскую публику). Вторит ему такое же крупное, написанное для собора св. Петра полотно Пуссена «Мученичество св. Эразма»: куратор проекта Аркадий Ипполитов нарочито повесил его напротив шедевра Караваджо, акцентируя отличия манеры французского римлянина, предвестника стиля классицизма.

Так у нас на глазах музей-зрелище превращается в музей-храм. Собственно, в России к хранилищу искусства всегда и относились, как к месту святому, уж точно «намоленному». Однако в отечественной истории музеи начинались как собрания по преимуществу светские, включая и Третьяковку, приросшую иконами уже на позднем этапе коллекционерской деятельности Павла Третьякова, за счет семейного собрания. Сегодня никого не удивить экспозициями древнерусского и византийского искусства - сакральностью и происхождением оно тесно связано с тем, что привезли из Рима. Тем интереснее было бы напомнить зрителям, знакомящимся с сокровищами Ватикана, что рядом, в основном здании ГТГ - сопоставимые по значению произведения русской, православной традиции.

Заместитель директора Музеев Ватикана Барбара Ятта проводит экскурсию по вернисажу. Музеи Ватикана, Photo Vatican Museums и Сергея Бирюкова

Такое сравнение позволит увидеть и общие черты, соединяющие страны Европы - земли христианства, и серьезные различия. Итальянская живопись, представшая на выставке в логике развития от готики к Ренессансу, барокко и классицизму, впитала и золотые фоны икон Византии, и статуарность поз античной скульптуры. Кстати, именно с коллекции антиков, найденных в Тоскане, начинались нынешние музеи Ватикана с их грандиозным собранием греко-римской пластики. Аполлон Бельведерский обязан всемирно знаменитым именем Вилле Бельведере, на которой хранил эту статую папа Юлий II - один из основателей музеев Ватикана…

Посланники первого Рима будут гостить в Риме третьем до 19 февраля. Собираясь воздать им честь, будьте бдительны: мы ходим по грешной земле, и Третьяковку замучили спекулянты, возникшие еще в приснопамятной «очереди-на-серова». Дабы обезопасить себя, галерея вводит продажу именных билетов в интернете и просит посетителей не забывать дома паспорт: его придется предъявить вместе с билетом.