Трусость самый тяжкий порок человечества. Почему Иешуа,в романе Мастер и Маргарита,считает трусость главным пороком? Как избавиться от Трусости? Алгоритм

Как в романе «Мастер и Маргарита» доказывается утверждение: «Трусость – самый страшный порок»?

«Трусость – самый страшный порок»,-таковы были последние слова Иешуа Га-Ноцри перед смертью. Почему же из множества человеческих пороков он признает ужаснейшим трусость?
Я думаю, что Иешуа много раздумывал над человеком, над его мыслями и поступками, и, возможно, он сделал вывод, что трусость – есть основа порока, его отправная точка, его основная деталь и первоисточник. Человек будет грешить, потому что боится. Он боится многого: боится быть нищим, боится быть брошенным, отвергнутым, непонятым, боится быть униженным, порабощенным, ничтожным. Чтобы избежать этого многие, почти все, пускаются во все тяжкие и становятся заложниками пороков: зависти и пошлости, хитрости и подлости, обмана и алчности. Таковы почти все мы. Таковыми показывает Булгаков и москвичей 30-х годов 20-го века. «Москвичей испортил квартирный вопрос»,- говорит Булгаков. И вот мы видим, как они, трясясь от страха не получить свои заветные квадратные метры, несут Никанору Ивановичу Босому свои виды на жительства. А там: «мольбы, угрозы, кляузы, доносы, обещания произвести ремонт на свой счет, указания на несносную тесноту и невозможность жить в одной квартире с бандитами. В числе прочего было потрясающе
е по своей художественной силе описание похищения пельменей, уложенных непосредственно в карман пиджака, в квартире № 31, два обещания покончить жизнь самоубийством и одно признание в тайной беременности.»
Решающим же аргументом для сдачи квартиры иностранцам для Никанора Ивановича становятся четыреста рублей, всунутые ему Коровьевым и спрятанные в вентиляционный ход в уборной. Рубли чудесным образом превращаются в доллары, а Никанор Иванович, в свою очередь, помимо взяточника, превращается еще и в валютчика. После чего он попадает в милицию, а затем в сумасшедший дом, где ему снятся очень интересные сны. А ведь все эти неприятности произошли из-за его страха продешевить за квартиру!
В Варьете Воланд и его свита дают искрометный сеанс черной магии, на котором мы наблюдаем, как людьми правит алчность. «Несчастные» москвичи рвутся к сцене, боясь опоздать, боясь не получить самые лучшие туфли, самые модные платья и самые ароматные духи. На следующий день после «обогащения» москвичи остаются ни с чем, а Воланд торжествует!
Мы видим также Варенуху, хама и лгуна, видим ресторан «Грибоедов» для писателей, не имеющих таланта, зато имеющих удостоверение МАССОЛИТа, видим мы поклонение москвичей иностранцам,и еще множество интересных эпизодов наблюдаем мы в Москве.
Подытоживает же эту летопись человеческих пороков, образованных, как мы помним, трусостью, великий бал у Сатаны, спроецировавший все происходящее на вечность и свидетельствующий: так было, есть, так будет всегда.
Но не все так безнадежно, и нет «темного царства» без «луча света» в нем. Есть в романе люди, разделяющие мнение Иешуа. Это Маргарита, смелая женщина, заключившая сделку с самим дьяволом, во имя любимого. Она не стала жить, обманывая себя, утешая себя мыслью, что мастер мертв, она не изменила ему. Совершив один грех, она избежала многих, потому что не побоялась спуститься в ад на бал к Сатане и его свите. Это и мастер, отказавшийся писать роман угодный времени, МАССОЛИТу и государству. Он написал роман о прокураторе Иудеи и обрек себя на отверженность.
Доказательством же утверждения: «Трусость- самый страшный порок»,- является непосредственно финал романа: москвичи обречены не вечные мучения или небытие, а Маргарита и мастер обретают душевный покой. Нужно быть смелым, свободным от условностей и предрассудков, тогда ты будешь свободен и после смерти, иначе твоя дорога ведет в ад.

На вопрос Почему трусость - самый страшный порок? заданный автором Бросок лучший ответ это если мы трусливо избегаем ответственного решения и, не внимая голосу совести, выбираем легкий путь, который другие называют правильным, хотя сами мы чувствуем его неверность и таким образом вопреки своей совести идем по пути, указанному другими, что делаем мы тогда? Мы заглушаем божественный голос внутри нас; мы выбираем низшее, а не высшее, более легкое, а более грудное, мы решаем отказаться от своей воли, вместо того, чтобы очистить ее; и хотя бы путь, взятый нами по указанию других, и был лучшим из двух, мы все же Повредим своей эволюции, не сделав того, что по совести считали более правильным.
Самая страшная смерть - это духовная, здесь и не должен работать инстинкт самосохранения
Все это чушь.
Причины трусости в том, что так поступают большинство людей. И каждый готов найти оправдание своей глупости и злорадству.
Любить малодушных людей почти невозможно.
Вот это действительно ужас.

Ответ от Двутавровый [гуру]
Неа философ, я тебе возражаю. Нет страшнее порока чем предательство!


Ответ от Fomart [гуру]
трусость - порождение тьмы и всего что с ней связанно
ощущение опасности - диаметрально другое чувство, именно инстинкт, ОСОЗНАНИЕ разницы


Ответ от Опорос [гуру]
Даже самые великие герои трусили, не боятся только психи. Паника- вот наверно что самое страшное.


Ответ от Протоныч [гуру]
возможно ответ на этот вопрос можно поискать в выссказываниях Мастера в ремейке М. Булгакова "Мастер и Э. П. Кругляков"
(скачать текст)


Ответ от Пользователь удален [гуру]
трусость не позволяет человеку расти, быть сильным, преодолевать препятствия, трусость заставляет людей делать необдуманные поступки, например: меня обвинят в том-то, меня поймаю на этом, ой боюсь про меня узнают, а дай ка я этого человека запугаю или убью, я же боюсь, что меня осудят, или я боюсь говорить "нет" и меня используют и потому я такой несчастны, нет я лучше буду сидеть в "норе",чем высунусь наружу, меня же съедят, а становиться сильным я боюсь, вдруг не получиться....


Ответ от Евгений Соболев [гуру]
Трусость бывает разная. Иногда человек знает что его ждет, но трусит - это порок. А вот когда он не знает что его ждет и трусит - это инстинкт. А Га Ноцри подразумевал, что если знаешь свою участь и боишься (т. е. не можешь смириться) , то это порок. Он же уже знал что идет на верную смерть и не боялся. Потому и был спокоен. Согласитесь, если бы он стал метаться в истерике и просить о прощении это опустило бы его на уровень...ну ниже не куда, а так богом стал.


Ответ от Девушка с кленовой веткой [гуру]
Как же нам нужны оправдания! Как же нам надо быть идеальными! Ну хоть в чьих-то глазах!


Ответ от Волхов [новичек]
Трусость и есть самое большое предательство перед Богом, наделивших нас от начала всем своим величием


Ответ от Вечно Человек [гуру]
1) Порок (ГРЕХ) №1 - это лицемерие первых "лиц" - верховных мохнорылых церковников (РПЦ) и высокопоставленных бритых рыл** царской охранки (ФСБ) . **Сказать - лиц просто язык не поворачивается.
Порнография №1 или жизнеописание Блудницы №1 (церкви) - это ничто иное, как библия (Книга Мёртвых душ)
2) По роману "Ма$Ма" и по аФФтАру вопроса можно легко выстроить идИот-логическую цепочку:
Порок - Предательство.
Предательство - порождение Трусости.
Трусость - порождение Бездуховности.
Бездуховность - порождение бедного извилинами мозга.
Бедность (умственная) не порок....: -)))
3) Всё намного проще.
Трусость маленького человечка, например, ребёнка или человека из простого народа, несопоставимо мала и незначительна по сравнению с ТРУСОСТЬЮ сильных мира сего.
4) Господа бесы! Вам ли не знать, что вас ожидает. Впрочем, у вас есть шанс уменьшить "глубину" пропасти на несколько триллионов лет.. .
😉
Подпись: Вечный


Ответ от Ёветлана Карпова [гуру]
Инстинкт самосохранения это страх, который можно преодолеть. Преодолеть трусость нельзя. Но я не уверена, что это такой уж страшный порок. Известно, что трусы живут дольше, чем смельчаки.


Ответ от Tajmahal [гуру]
Таких пороков много, гордыня ещё хуже. И все же.... слабодушие - это болезнь духа. А с больного что спросить?


Ответ от T T [гуру]
стадное чувство.


Ответ от Maya matveeva [новичек]
так трусость и порождает предательство!


Ответ от Овидий Баженов [гуру]
При чём тут инстинкт самосохранения и трусость?
"Инстинкт самосохранения" - это неконтролируемая реакция на угрозу жизни.
Трусость - это боязнь возможных негативных последствий.
Почему трусость - самый страшный порок?
Покопайтесь в себе, вспомните самые постыдные поступки, и за ними будет именно трусость.


Ответ от Alyona 185 [новичек]
Слова о том, что трусость – один из самых страшных пороков, принадлежат Иешуа Га-Ноцри, герою романа Мастера. Они были адресованы Понтию Пилату в связи с тем, что последний не решился рискнуть своей карьерой и послал на смерть невинного человека, лишь бы не пойти наперекор толпе. Малодушными можно назвать всех людей, кто во многом не согласен с действиями какого-либо руководства, власти в целом, но не будет говорить об этом во всеуслышание, только в своём узком кругу. Это те, кто не согласен, но будет выполнять, недоволен, но не протестует. А таких большинство. Трусость опасна тем, что очень распространена и, в общем-то, ненаказуема. Что касается

С образом Понтия Пилата связаны основные нравственные вопросы романа, такие как проблема совести и власти, трусости и милосердия. Встреча с Иешуа навсегда изменяет жизнь прокуратора. В сцене допроса он почти неподвижен, но внешняя статичность еще сильнее оттеняет Как в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» доказано утверждение: «трусость - самый страшный порок»?

Роман М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» потрясает своей глубиной и всеохватностью. Сатирические главы, в которых свита Воланда морочит московских обывателей, мешаются в романе с лирическими главами, посвященными Мастеру и Маргарите. Фантастическое в романе выглядывает из-за повседневного, по улицам Москвы разгуливает нечисть, прекрасная Маргарита превращается в ведьму, а администратор Варьете становится вампиром. Необычна и композиция «Мастера и Маргариты»: книга состоит из двух романов: собственно романа о трагической судьбе Мастера и четырех глав из романа Мастера о Понтии Пилате.

«Ершалаимские» главы представляют собой содержательный и философский центр романа. Роман о Пилате отсылает читателя к тексту Священного Писания, но при этом Булгаков творчески переосмысливает Евангелие. Между его героем Иешуа Га-Ноцри и евангельским Иисусом есть важные различия: у Иешуа нет последователей, кроме бывшего сборщика податей Левия Матвея, человека «с козлиным пергаментом», который записывает речи Га-Ноцри, но «записывает неверно». Иешуа на допросе у Пилата отрицает, что он въезжал в город на осле, и толпа приветствовала его криками. Толпа, скорее всего, избила бродячего философа - на допрос он приходит с уже обезображенным лицом. К тому же не Иешуа является главным героем романа Мастера, хотя его проповедь любви и истины, несомненно, важна для философии романа. Главным героем «ершалаимских» глав выступает пятый прокуратор Иудеи Понтий Пилат.

С образом Понтия Пилата связаны основные нравственные вопросы романа, такие как проблема совести и власти, трусости и милосердия. Встреча с Иешуа навсегда изменяет жизнь прокуратора. В сцене допроса он почти неподвижен, но внешняя статичность еще сильнее оттеняет ее, страх перед публичным осмеянием и гневом римского императора сильнее, чем страх в бою. Слишком поздно Пилат превозмогает свой страх. Ему снится, что он шагает рядом с философом по лунному лучу, спорит, и они «ни в чем не сходятся друг с другом», что делает их спор особенно интересным. И когда философ говорит Пилату, что трусость - один из самых страшных пороков, прокуратор возражает ему: «это самый страшный порок». Во сне прокуратор осознает, что теперь он согласен «погубить свою карьеру» ради «ни в чем не виноватого безумного мечтателя и врача».

Назвав трусость «самым страшным пороком», прокуратор решает свою судьбу. Карой Понтию Пилату становится бессмертие и «неслыханная слава». И 2000 лет спустя люди все еще будут помнить и повторять его имя как имя человека, осудившего на казнь «бродячего философа». А сам прокуратор около двух тысяч лет сидит на каменной площадке и спит, и только в полнолуние его терзает бессонница. Его собака Банга разделяет с ним наказание «вечностью». Как Воланд объяснит это Маргарите: «...кто любит, должен разделять участь того, кого он любит».

По роману Мастера, Пилат пытается искупить вину перед Иешуа тем, что приказывает убить Иуду. Но убийство, даже под видом справедливой мести, противоречит всей жизненной философии Иешуа. Возможно, тысячелетнее наказание Пилата связано не только с его предательством по отношению к Га-Ноцри, но и с тем, что он «не дослушал» философа, не понял его до конца.

В финале романа Мастер отпускает своего героя бежать по лунному лучу к Иешуа, который, по словам Воланда, прочитал роман.

Каким же образом мотив трусости трансформируется в «московских» главах романа? Вряд ли можно обвинить в трусости Мастера, сжегшего свой роман, отказавшегося от всего и добровольно ушедшего в лечебницу для душевнобольных. Это трагедия усталости, нежелания жить и творить. «Мне удирать некуда», - отвечает Мастер Ивану, предположившему, что легко удрать из больницы, обладая, как Мастер, связкой всех больничных ключей. Возможно, в трусости можно обвинить московских литераторов, ведь литературная ситуация в Москве 30-х годов XX века была такова, что писатель мог создавать только вещи, угодные государству, либо не писать вообще. Но этот мотив проскальзывает в романе только намеком, догадкой Мастера. Он признается Ивану, что по критическим статьям в его адрес было видно, что «авторы этих статей говорят не то, что они хотят сказать, и что их ярость вызывается именно этим».

Таким образом, мотив трусости воплощается главным образом в романе о Понтии Пилате. То, что роман Мастера вызывает ассоциации с библейским текстом, придает роману общечеловеческое значение, насыщает его культурными и историческими ассоциациями. Проблематика романа бесконечно расширяется, вбирая в себя весь человеческий опыт, заставляя каждого читателя задуматься о том, почему трусость оказывается «самым страшным пороком»

Трусость – это понятие, имеющее негативную общественную оценку, подразумевающую отсутствие у человека душевной силы, чтобы выполнить необходимые действия или решения, выдерживать стойкую позицию в ситуации переживания эмоционального страха и экстремальных происшествий. Трусость, как качество личности не представляет собой понятие синонимичное страху, поскольку страх и ужас служат механизмами выживания, ориентации в окружающем мире, они природны и закономерны, при этом человек сохраняет направление движения. Страх корректирует действия, заставляет быть внимательнее, учитывать больше различных особенностей, возможно, менять стратегию достижения. Трусость лишает способности воспринимать ситуацию объективно и останавливает всякую деятельность человека. Обычно движение вперед у людей с преобладанием трусости имеет принудительный характер, ведь во многих ситуациях они останавливают не только собственное движение вперед, но и движение всего коллектива.

Все проявляют трусость, но те, у кого данная черта становится ведущей, называются трусами. Бороться с подобными реакциями усилием воли бесполезно, возможно только развивать собственную смелость, как качество, противоположное трусости.

Что это такое

Определение трусости в любых источниках подразумевает отношение к данному качеству как к слабости, причем слабости осуждаемой, преступной. Объяснимо это тем, что под влиянием эмоций человек способен на любые действия, порой высокая степень трусости может толкать на тяжелые преступления. Выходит, что страх действительно может оказывать сильное стимулирующее действие, но когда в личности есть черта трусости, то это приобретает разрушительные формы.

Рядом с разрушительными формами проявления трусости часто стоит предательство, поскольку, не имея внутренней стойкости, позволяющей противостоять давлению извне, мнение человека будет меняться в угоду обстоятельства с одной лишь целью – избежать личных негативных последствий. Трусость исключает личную ответственность способность рассудительно принимать решения о каких-либо поступках, вся деятельность человека подчинена страху. Особо стоит отметить, что страх может возникать из-за реальной угрозы или надуманных проблем, но переживается человеком одинаково.

Внимательно стоит разграничивать трусость и осторожность, внимательность, аккуратность – временное отступление, выжидание удобного момента не имеют ничего общего с остановленной деятельностью, подразумевая скорее тактику. Трусость не хочет присматриваться и искать пути решения, она не способна выжидать или проявлять внимательность – это яркое инстинктивное чувство, обращающее человека в бег при приближении источника .

К трусам в обществе настороженное и презрительное отношение, поскольку надежности от человека ждать не приходится. Они спасаются первыми, оставляя в беде слабых и беспомощных, прибегают к вранью и диверсиям с целью собственной безопасности и выгоды, случается, что из-за страха раскрытия тайны были совершены убийства. Трус ненадежный человек для совместной деятельности или стоящих отношений. Ведь отсутствует главная способность – переработка внутреннего страха.

В нормальной ситуации развития и при гармоничной личности, человек способен перерабатывать собственные переживания, выделять главные ценности на основании моральных норм, этических принципов, а не инстинктивных непосредственных реакций. У труса ограничивающие факторы внутренних принципов отсутствуют, позволяя руководить поведением инстинктам. Многие считают, что трусость это самый страшный порок, спускающий человека до уровня животного, причем варианты сравнений из звериного царства также не вполне лестные, поскольку среди львов, волков, слонов существует тенденция защиты своих сородичей, а не трусливого бегства.

Трусость помогает человеку уходить от решения важных социальных и жизненных задач. Прокрастинация, постоянные увеселительные мероприятия, бесцельное времяпрепровождение –инструменты активности, использование которых организует трусливый уход от столкновения с неприятными, но требующими участия моментами.

Проблема человеческой трусости

Проблематика такого проявления, как трусость насчитывает многовековую историю философских и военных споров, этот вопрос поднимался еще Сократом. К сожалению, нет единого четкого понимания, что же представляет собой трусость, несмотря на довольно четкое определение данного слова. Сейчас в каждой отдельно взятой социальной группе существует свое понимание, кто из них трус и связано это не с подменой понятий, просто для одних это тот, кто быстро не принимает решения, для других мать, не вступившаяся за сына, а для третьих предатель родины. Различные категории ценностей и общекультурный уровень социума определяет и трусов.

В военное время отношение к трусам было довольно резкое – их могли казнить или пожизненно лишить свободы. Смысл подобного заключался в том, чтобы обезопасить основную часть населения, ведь в условиях войны неустойчивость внутренних сил одного человека могут стоить миллионы жизней и свободы целой нации. Менее острые наказания, но обязательно присутствующие есть в каждом обществе и в любое время – это необходимость, которая обеспечивает защиту всех особей. Это искусственный, выработанный тысячелетиями механизм, направленный на выживание вида. Наказание за трусость есть на всех континентах, независимо от того высокотехнологична ли нация в своем развитии или это племя, лишенное связи с цивилизацией.

Трусость это исключительно человеческая проблема, поскольку в проявлении животного мира такое отсутствует. Механизм, регулирующий существование вида заставляет животных при приближении опасности в первую очередь оповестить своих сородичей, несмотря на привлечение внимания к себе и рискуя жизнью.

Чем больше возможностей получает человек для отдельного существования, тем выше вероятность развития трусости в обществе. Никто не заботится об общем благополучии, поскольку оно не отражается на индивидуальном, и смысл находится исключительно в сохранении своего положения. Эта тенденция делает понятие трусости более размытым, но не отменяет презрительно отношения общественности к проявлениям душевной слабости. Первоначально трусами назывались дезертиры и военные предатели, те, кто не хотели идти на охоту и рисковать жизнью для пропитания племени, то есть трусы – те, кто непосредственно угрожают жизни сразу многих людей. Эта память о недопустимости трусливого поведения закрепляется на генетическом уровне, только вот проявления этого качества становятся совершенно иными в современном обществе.

Все больший акцент в мирное время делается на моральной стороне процесса трусости, то есть это уже не отсутствие активных действий, а уход от разговора, неспособность принять на себя ответственность, изменение жизни кардинальным образом. Даже простая встреча может проявить труса, например тем, что он на нее не придет, узнав, что будут обсуждаться важные вещи. Личностная незрелость становится причиной все большего проявления моральной трусости у человека – люди отказываются от детей, бросают семьи из-за страха ответственности, допускают критические ошибки или прогуливают перспективную работу, боясь дальнейшего повышения ответственности.

Проблема человеческой трусости остается актуальной и видоизменяется вместе с социальными реструктуризациями основных общественных моделей взаимодействия и непосредственной реальной гражданской ситуации. Нельзя принимать за точку отсчета те примеры, которые говорили о трусости несколько веков назад, ведь возможно сейчас просто нет условий для проявления, зато появились другие и существует необходимость создавать новые критерии.

Примеры

Трус проявляет себя пассивностью, а любые активные действия направлены исключительно на избегание каких-то других, требуемых, но воспринимаемых, как опасные. Яркие и непростительные примеры трусливого поведения проявляются в военное время, когда вполне дееспособный человек отлынивает от службы. Также это может быть дезертирство с поля боя, самострельные ранения для скорейшей отправки в госпиталь, сдача противнику своих сослуживцев в обмен на обещания сохранить жизнь.

В кризисных ситуациях трусость проявляется отсутствием участия человека в разрешении общего дела или беды. Так трус может сослаться на внезапно появившуюся слабость при пожаре, внезапно вспомнить о незавершенных дома делах, когда другу требуется помощь в защите от обидчиков.

Отказ от рисков может быть как проявлением благоразумия, так и трусости – главное учитывать контекст ситуации. Если человека парализует страхом, и он отказывается прыгать на веревке с моста, то это может быть вполне логично обоснованное решение. Но вот отказ прыгать с парашютом из горящего самолета не является обоснованным ни сохранением жизни или решением, продиктованным здравым смыслом, более того, человек, отказывающийся совершить прыжок, затягивает очередь и подвергает опасности остальных.

Трус не пойдет к начальству выяснять проблемы, связанные с оплатой, боясь потерять место работы. Парень не будет вступаться за свою девушку, боясь драки с хамами или антисоциальными группировками. Друг не выскажет слов поддержки своему товарищу в присутствии большого числа осуждающих или даже одного значимого лица.

У каждого есть слабые места, от которых и зависит поведение человека. В любом варианте происходит предательство каких-то общечеловеческих или социальных ценностей в угоду страхам и собственному иллюзорному благополучию. Иллюзорность заключается в том, что постоянно сбегая от проблем, трус не только не решает ситуацию в пользу изменения, но и способствует усугублению.


В романе М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита два сюжета. В московских главах изображена современная писателю действительность тридцатых годов двадцатого века. Роман создавался в эпоху тоталитарного государства, в период сталинских репрессий. В это страшное время люди бесследно исчезали из своих квартир и уже не возвращались туда. Страх сковывал людей, и они боялись иметь своё мнение, открыто выражать свои мысли. Общество было охвачено массовым психозом шпиономании. Атеизм стал частью государственной политики, а доносительство возвели в ранг добродетели. Зло и насилие, подлость и предательство торжествовали. Писатель - гуманист верил в силу добра и был уверен в том, что зло должно быть наказано.

Поэтому в Москву тридцатых годов силой своего воображения он помещает дьявола, который в романе носит имя Воланда. Булгаковский сатана отличается от традиционного образа дьявола, существующего в религиозном сознании. Он вовсе не склоняет людей на грехи, не искушает соблазнами. Он разоблачает уже существующие пороки и наказывает грешников, неся справедливое возмездие и служа таким образом делу добра.

Второй сюжет представлен как роман мастера о Понтии Пилате. Чтобы утвердить вечные духовные ценности, писатель обращается к евангельским образам.

Христианские мотивы связаны с образами Иешуа, Понтия Пилата, Левия Матвея и Иуды.

Понтий Пилат появляется на страницах романа во всём величии человека, обладающего огромной властью, - " в белом плаще с кровавым подбоем, шаркающей кавалерийской походкой" выходит он в крытую колоннаду между двумя крыльями дворца Ирода Великого.

Римский наместник является пятым прокуратором Иудеи. Он имеет право подписывать смертные приговоры. И в то же время М.Булгаков наделяет своего героя физической слабостью - мучительной головной болезнью - "гемикранией", при которой болит полголовы. Он ужасно страдает от "непобедимой" болезни, от которой нет средств, нет никакого спасения. В таком болезненном состоянии начинает Понтий Пилат допрос "подследственного из Галилеи". Прокуратор должен утвердить смертный приговор Синедриона.

Образ Понтия Пилата в романе является наиболее сложным и противоречивым. С именем этого героя связана проблема совести, поставленная очень остро. На примере образа всесильного прокуратора утверждается мысль о том, что "трусость - самый страшный порок".

Понтий Пилат - человек храбрый и мужественный, он смело сражался в бою "под Идиставизо, в Долине Дев". "Пехотный манипул попал в мешок, и если бы не врубилась с фланга кавалерийская турма, а командовал ею я, - тебе, философ, не пришлось бы разговаривать с Крысобоем", - говорит он Иешуа. В сражении прокуратор не боится смерти и готов прийти на выручку товарищу. Этот человек наделён огромной властью, он утверждает смертные приговоры, жизнь осуждённых в его руках. Но, тем не менее, Понтий Пилат допускает слабость и проявляет малодушие, осуждая на смерть человека, в невиновности которого он ни минуты не сомневался.

Чтобы понять, почему игемон принял такое решение, следует обратиться к сцене допроса во дворце Ирода. Великого.

Эпизод допроса можно разделить на две части. В первой части Понтий Пилат принимает решение отменить смертную казнь, так как в действиях бродячего философа он не видит ничего преступного. Иешуа не подговаривал народ разрушить ершалаимский храм. Он говорил в переносном смысле, а сборщик податей неправильно понял и исказил мысль философа. Во второй части допроса Понтий Пилат стоит перед нравственной проблемой совести, проблемой нравственного выбора. На куске пергамента прокуратор читает донос на Иешуа. Иуда из Кириафа задал провокационный вопрос о государственной власти. Бродячий философ ответил, что всякая власть является насилием, что в будущем никакой власти не будет, а наступит царство истины и справедливости.

Перед прокуратором стоит выбор: не подписать смертный приговор -- значит нарушить закон об оскорблении величества; признать Иешуа виновным - значит спасти себя от наказания, но обречь невинного человека на смерть.

Для Понтия Пилата это мучительный выбор: голос совести подсказывает ему, что арестованный не виноват. Когда прокуратор прочитал донос, ему показалось, что голова арестанта уплыла куда-то, а вместо её появилась плешивая голова Ирода с редкозубым золотым венцом. Это видение символизирует тот выбор, который сделает Понтий Пилат. Он пытается как-то спасти Иешуа, посылая "сигналы", чтобы тот отказался от своих слов о великом кесаре, но бродячий философ привык говорить только правду. Римский прокуратор внутренне не свободен, боится наказания и поэтому неискренен. "На свете не было и не будет никогда более великой и прекрасной власти, чем власть императора Тиверия", - произносит Пилат и с ненавитью смотрит на секретаря и конвой. Он произносит слова, в которые не верит, боясь доноса свидетелей его допроса. Понтий Пилат сделал свой выбор, утвердив смертный приговор, потому что он не готов занять место бродячего философа, он проявил малодушие и трусость.

Главного уже не изменить, и прокуратор стремится изменить хотя бы второстепенные обстоятельства, чтобы заглушить муки совести. Проявляя сочувствие к осуждённому, он отдаёт приказ умертвить Иешуа на кресте, чтобы тот долго не мучился. Он приказывает убить доносчика Иуду и вернуть деньги первосвященнику. Прокуратор старается хоть как=то загладить свою вину, унять угрызения совести.

Важную роль в романе играет сон, который увидел римский прокуратор после казни Иешуа. Во сне он идёт в сопровождении своей собаки Банги - единственного существа, к которому он испытывает привязанность. А рядом с ним по прозрачной голубой дороге идёт бродячий философ, и они спорят о чём-то сложном и важном, причём ни один из них не может победить другого. Во сне прокуратор убеждает себя, что казни не было. Он вспоминает слова, произнесённые Иешуа перед казнью, которые передаёт начальник службы Афаний: "...в числе человеческих пороков одним из самых главных он считает трусость". Во сне прокуратор возражает бродячему философу: "...это самый страшный порок!" Он вспоминает о своей храбрости в бою: "...не трусил же теперешний прокуратор Иудеи, а бывший трибун в легионе, тогда, в Долине Дев, когда яростные германцы чуть не загрызли Крысобоя - Великана". Во сне прокуратор делает правильный выбор. Ещё утром он бы не погубил свою карьеру из-за человека, совершившего преступление против кесаря. Но ночью он всё взвесил и пришёл к выводу, что согласен погубить себя, чтобы спасти от казни "решительно ни в чём не виноватого безумного мечтателя и врача". Здесь показано, что прокуратор раскаивается в своей трусости. Он понимает, что совершил ужасную ошибку. Но он способен на подвиг и самопожертвование. Если бы можно всё изменить или повернуть время назад, Понтий Пилат не подписал бы смертный приговор. "Мы теперь всегда будем вместе", - говорит Га-Ноцри. Речь идёт о том самом бессмертии, о котором почему-то подумал прокуратор, когда прочитал донос Иуды. Бессмертие Иешуа в том, что он остался верен проповеди добра и взошёл на крест ради людей. Это подвиг самопожертвования. Бессмертие Пилата в том, что он проявил малодушие и из трусости подписал смертный приговор невинному человеку. Такого бессмертия никто бы не захотел. В конце романа прокуратор утверждает, что "более всего в мире ненавидит своё бессмертие и неслыханную славу". Он говорит, что охотно бы поменялся своею участью с оборванным бродягой Левием Матвеем".