Вахтангов и "фантастический реализм". Фантастический реализм во всей его красе Фантастический реализм в литературе

Жизненная правда и правда театра. Эстетические принципы Е. Вахтангова, его режиссерская манера претерпела значительную эволюцию за 10 лет его активной творческой деятельности. От предельного психологического натурализма первых постановок он пришел к романтической символике "Росмерсхольма". А далее - к преодолению "интимно-психологического театра", к экспрессионизму "Эрика XIV", к "марионеточному гротеску" второй редакции "Чуда святого Антония" и к открытой театральности "Принцессы Турандот", названной одним из критиков "критическим импрессионизмом". Самое удивительное в эволюции Вахтангова, по мнению П. Маркова, это - органичность подобных эстетических переходов и то, что "все достижения "левого" театра, накопленные к этому времени и часто отвергаемые зрителем, зритель охотно и восторженно принял у Вахтангова".

Вахтангов нередко изменял некоторым своим идеям и увлечениям, но всегда целенаправленно шел к высшему театральному синтезу. Даже в предельной обнаженности "Принцессы Турандот" он оставался верен той правде, которую он получил из рук К.С. Станиславского.

Три выдающихся русских театральных деятеля оказали на него определяющее влияние: Станиславский, Немирович-Данченко и Сулержицкий. И все они понимали театр как место общественного воспитания, как способ познания и утверждения абсолютной жизненной правды.

Вахтангов не раз признавал, что сознание того, что актер должен стать чище, лучше, как человек, если хочет творить свободно и вдохновенно, он унаследовал от Л.А. Сулержицкого.

Определяющее профессиональное воздействие на Вахтангова оказал, конечно, Константин Сергеевич Станиславский. Делом всей жизни Вахтангова стало преподавание системы и формирование на ее творческой основе ряда молодых талантливых коллективов. Систему он воспринял как Правду, как Веру, которой призван служить. Впитав от Станиславского основы его системы, внутренней актерской техники, Вахтангов у Немировича-Данченко научился чувствовать острую театральность характеров, четкость и завершенность обостренных мизансцен, обучился свободному подходу к драматическому материалу, понял, что в постановке каждой пьесы необходимо искать такие подходы, которые наиболее соответствуют сути данного произведения (а не заданы какими-либо общими театральными теориями извне).

Основным законом и МХТ и театра Вахтангова неизменно был закон внутреннего оправдания, создание органической жизни на сцене, пробуждение в актерах живой правды человеческого чувства.

В первый период своей работы в МХТ Вахтангов выступал в качестве актера и педагога. На сцене МХТ он играл, главным образом, эпизодические роли - Гитариста в "Живом трупе", Нищего в "Царе Федоре Иоанновиче", Офицера в "Горе от ума", Гурмана в "Ставрогине", Придворного в "Гамлете", Сахар в "Синей птице". Более значительные сценические образы были созданы им в Первой студии - Текльтон в "Сверчке на печи", Фрэзер в "Потопе", Дантье в "Гибели Надежды". Критики единодушно отмечали предельную экономию средств, скромную выразительность и лаконизм этих актерских работ, в которых актер искал средства именно театральной выразительности, пытался создать не бытовой характер, но некий обобщенный театральный тип.

Одновременно Вахтангов пробовал себя в режиссуре. Его первой режиссерской работой в Первой студии МХТ стал "Праздник мира" Гауптмана (премьера 15 ноября 1913 г.).

26 марта 1914 года состоялась еще одна режиссерская премьера Вахтангова - "Усадьба Паниных" Б. Зайцева в Студенческой драматической студии (будущей Мансуровской).

Оба спектакля были сделаны в период максимального увлечения Вахтанговым так называемой правдой жизни на сцене. Острота психологического натурализма в этих спектаклях была доведена до предела. В записных книжках, которые вел режиссер в то время, есть немало рассуждений о задачах окончательного изгнания из театра - театра, из пьесы актера, о забвении сценического грима и костюма. Боясь распространенных ремесленных штампов, Вахтангов практически полностью отрицал любое внешнее мастерство и считал, что внешние приемы (называемые им "приспособлениями") должны возникать у актера сами собой, в результате правильности его внутренней жизни на сцене, из самой правды его чувств.

Будучи ревностным учеником Станиславского, Вахтангов призывал добиваться высшей натуральности и естественности чувств актеров в ходе сценического представления. Однако поставив самый последовательный спектакль "душевного натурализма", в котором принцип "подглядывания в щелку" был доведен до логического конца, Вахтангов вскоре все чаще стал говорить о необходимости поиска новых театральных форм, о том, что бытовой театр должен умереть, что пьеса - лишь предлог для представления, что нужно раз и навсегда убрать у зрителя возможность подсматривать, покончить с разрывом между внутренней и внешней техникой актера, обнаружить "новые формы выражения правды жизни в правде театра".

Такие взгляды Вахтангова, постепенно опробуемые им в разнообразной театральной практике, несколько противоречили убеждениям и устремлениям его великих учителей. Однако его критика МХТ вовсе не означала полного отказа от творческих основ Художественного театра. Вахтангов, не изменил кругу жизненного материала, которым пользовался и Станиславский. Изменилась позиция, отношение к этому материалу. УВахтангова, как и у Станиславского, не было "ничего надуманного, ничего такого, что не было бы оправдано, чего нельзя было бы объяснить", - утверждал хорошо знавший и высоко ценивший обоих режиссеров Михаил Чехов.

Бытовую правду Вахтангов выводил на уровень мистерии, считая, что так называемая жизненная правда на сцене должна подаваться театрально, с максимальной степенью воздействия. Это невозможно, пока актер не поймет природу театральности, не освоит в совершенстве свою внешнюю технику, ритм, пластику.

Вахтангов начал свой собственный путь к театральности, идя не от моды на театральность, не от влияний Мейерхольда, Таирова или Комиссаржевского, но от своего собственного понимания сущности правды театра. Свой путь к подлинной театральности Вахтангов повел через стилизацию "Эрика XIV" к предельности игровых форм "Турандот". Этот процесс развития эстетики Вахтангова известный театровед Павел Марков метко называл процессом "заострения приема".

Уже вторая постановка Вахтангова в Первой студии МХТ "Потоп" (премьера 14 декабря 1915 года) значительно отличалась от "Праздника мира". Никаких истерик, никаких предельно обнаженных чувств. Как отмечала критика: "Новое в "Потопе" то, что зритель все время чувствует театральность".

Третий спектакль Вахтангова в Студии - "Росмерсхольм" Г. Ибсена (премьера 26 апреля 1918 года) также был отмечен чертами компромисса между правдой жизни и условной правдой театра. Своей целью режиссер в этой постановке установил не прежнее изгнание из театра актера, но, напротив, заявил о поиске предельного самовыражения личности актера на сцене. Режиссер не стремился к жизненной иллюзии, но пытался передать на сцене сам ход мыслей персонажей Ибсена, воплотить на сцене "чистую" мысль. В "Росмерсхольме" впервые с помощью символических средств четко обозначился разрыв между актером и играемым им персонажем, типичный для творчества Вахтангова. Режиссер уже не требовал от актера умения стать "членом семьи Шольц" (как в "Празднике мира"). Актеру достаточно было поверить, соблазниться мыслью побыть в условиях существования своего героя, понять логичность шагов, описанных автором. И остаться при этом самим собой.

Начиная с "Эрика XIV" А. Стриндберга (премьера 29 января 1921 года), режиссерская манера Вахтангова становилась все более определенной, максимально проявлялась его склонность к "заострению приема", к соединению несоединимого - глубокого психологизма с марионеточной выразительностью, гротеска с лирикой. Построения Вахтангова все более основывались на конфликте, на противопоставлении двух разнородных начал, двух миров - мира добра и мира зла. В "Эрике XIY" все прежние увлечения Вахтангова правдой чувств соединились с новым поиском обобщающей театральности, способной сценически выразить с максимальной полнотой "искусство переживания". Прежде всего, это был принцип сценического конфликта, вынесения на сцену двух реальностей, двух "правд": правды бытовой, жизненной - и правды обобщенной, абстрактной, символической. Актер на сцене стал не только "переживать", но и действовать театрально, условно. В "Эрике XIV" существенно изменялись, в сравнении с "Праздником мира", отношения между актером и играемым им образом. Внешняя деталь, элемент грима, походка (шаркающие шаги Королевы-Бирман) порой определяли сущность (зерно) роли. Впервые у Вахтангова появился в такой определенности принцип статуарности, фиксированности персонажей. Вахтангов ввел понятие точек, столь важное для складывающейся системы "фантастического реализма".

Принцип конфликта, противопоставления двух разнородных миров, двух "правд" был использован затем Вахтанговым и в постановках "Чуда святого Антония" (вторая редакция) и "Свадьбы" (вторая редакция) в Третьей студии.

Расчет, владение собой, строжайший и требовательнейший сценический самоконтроль - вот те новые качества, которые Вахтангов предложил актерам воспитывать в себе, работая над второй редакцией "Чуда святого Антония". Принцип театральной скульптурности при этом не мешал органике пребывания актера в роли. По мнению ученицы Вахтангова А.И. Ремизовой, то, что актеры неожиданно "застывали" в "Чуде святого Антония", ощущалось ими как правда. Это и было правдой, но правдой для этого спектакля.

Поиск внешней, почти гротесковой характерности был продолжен во второй редакции спектакля Третьей студии "Свадьба" (сентябрь 1921 года), который шел в один вечер с "Чудом святого Антония". Вахтангов исходил здесь не из абстрактного поиска красивой театральности, а из своего понимания Чехова. У Чехова в рассказах: смешно, смешно, а потом вдруг грустно. Такого рода трагикомическая двуплановость была близка Вахтангову. В "Свадьбе" все персонажи были подобны танцующим куклам, марионеткам.

Во всех этих постановках намечались пути создания особой, театральной правды театра, определялся новый тип отношений между актером и создаваемым им образом.

Фантастический реализм - художественное направление в австрийском искусстве второй половины XX в., известное как «Венская школа фантастического реализма» и носившее ярко выраженный мистико-религиозный характер, обращающееся к вневременным и вечным темам, исследованиям потаенных уголков человеческой души и ориентированное на традиции немецкого Возрождения (представители: Э. Фукс, Р. Хауснер). Вместе с Ариком Брауэром, Вольфгангом Хуттером, Рудольфом Хауснером и Антоном Лемденом, Эрнст Фукс основывает школу, или даже скорее создаёт новый стиль «Фантастический реализм». Его бурное развитие приходится на начало 60-х годов 20-го столетия. Пятеро её ярчайших представителей Фукс, Брауер, Лемден, Хауснер и Хуттер стали основной группой всего будущего движения, вскоре появились Кларвейн, Эшер, Джофра, привнесшие из своих национальных школ каждый свою манеру и методику работы. Паетз, Хелнвейн, Хекельман и Валь, Одд Нердрум также составляли часть общего движения. В Швейцарии работал Гигер. Эрнст Фукс преподавал в замке Рейченау, где появились такие яркие и известные сегодня художники как Хана Кай, Ольга Шпигель, Филипп Рубинов-Якобсон, Вольфганг Видмосер, Михаэль Фукс, Роберто Веноза, Дитер Шветрбергер, известный как Де Эс. В США проходили выставки с участием Айзека Абрамса, Инго Свана и Алекса Грея. В конце шестидесятых движение Фантастического Реализма стало интернациональным и составило как бы некий параллельный художественный мир, хотя многие художники меняли свой стиль, уходя в другие общества, другие же появлялись, приходя из совершенно других движений. Появились галереи Джеймса Кована «Морфеус» в Беверли Хиллс, представившего Бексинского, столь впечатлившего молодое поколение, Генри Боксера в Лондоне, Карла Карлхубера в Вене и другие. Фукс участвует в первой выставке Венского Арт-клуба в Турине (Италия). Творчество представителей «школы», впитавшее национальные традиции готики, модерна, экспрессионизма, оперирующее образами мифа и подсознания, первоначально не находило признания у австрийской публики, увлеченной в тот момент абстрактным искусством... Фантастический реализм - художественные тенденции, родственные магическому реализму, включающие больше ирреальных, сверхъестественных мотивов. Близок сюрреализму, но в отличие от последнего строже придерживается принципов традиционного станкового образа "в духе старых мастеров"; скорее может считаться поздним вариантом символизма. Среди характерных примеров - творчество В. Тюбке или мастеров "венской школы фантастического реализма" (Р. Хауснер, Э. Фукс и др.). Нынешнее поколение ярко представлено деятельностью таких художников как Тристан Шен, Эндрю Гонзалес, Олег Королёв, Сергей Апарин, Петер Грик, Лори Липтон, Яцек Йерка, Маура Холден, Лукас Кандл, Герман Сморенбург, Стивен Кенни и многие другие.

Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.

Что значит "фантастический реализм"

Энциклопедический словарь, 1998 г.

фантастический реализм

художественные тенденции, родственные магическому реализму, включающие больше ирреальных, сверхъестественных мотивов. Близок сюрреализму, но в отличие от последнего строже придерживается принципов традиционного станкового образа "в духе старых мастеров"; скорее может считаться поздним вариантом символизма. Среди характерных примеров - творчество В. Тюбке или мастеров "венской школы фантастического реализма" (Р. Хаузнер, Э. Фукс и др.).

Википедия

Фантастический реализм

Фантасти́ческий реали́зм - термин, применяемый к различным явлениям в искусстве и литературе.

Обычно создание термина приписывают Достоевскому; однако исследователь творчества писателя В. Н. Захаров показал, что это заблуждение. Вероятно, первым, кто употребил выражение «фантастический реализм», был Фридрих Ницше (1869, по отношению к Шекспиру).Nachgelassene Fragmente 1869-1874 Herbst 1869:

Die griechische Tragödie ist von maßvollster Phantasie: nicht aus Mangel an derselben, wie die Komödie beweist, sondern aus einem bewußten Princip. Gegensatz dazu die englische Tragödie mit ihrem phantastischen Realismus, viel jugendlicher, sinnlich ungestümer, dionysischer, traumtrunkener.

В 1920-е годы это выражение использует в лекциях Евгений Вахтангов; позже оно утвердилось в отечественном театроведении как определение творческого метода Вахтангова.

Фантастический реализм в живописи - придерживается художественной тенденции, родственной магическому реализму, включающей больше ирреальных, сверхъестественных мотивов. Близок сюрреализму, но в отличие от последнего строже придерживается принципов традиционного станкового образа "в духе старых мастеров"; скорее может считаться поздним вариантом символизма. С 1948 существует «Венская школа фантастического реализма» в живописи, носившая ярко выраженный мистико-религиозный характер, обращающаяся к вневременным и вечным темам, исследованиям потаенных уголков человеческой души и ориентированная на традиции немецкого Возрождения (представители: Эрнст Фукс, Рудольф Хауснер).

Посмотрев эти чудесные работы, наполненные мощной энергетикой, суровой романтикой фантастических видений, вы себе яснее будете представлять, что такое фантастический реализм. Он, конечно, родной брат сюрреализма, но сверхъестественные мотивы, ирреальные сюжеты, густо замешанные на чувственности, выводят его в самостоятельное течение. Творчество этого автора - одного из пяти создателей школы фантастического реализма, не оставит вас равнодушными.

Эрнст Фукс (нем. 1930, - 2015) — австрийский художник, работавший в стиле фантастического реализма.

Родился в семье еврея-ортодокса Максимилиана Фукса. Его отец не желал становиться раввином и из-за этого бросил учёбу и женился на Леопольдине, христианке из Штирии.

В марте 1938 года состоялся «Аншлюс» Австрии, и маленький Эрнст Фукс, будучи наполовину евреем, был отправлен в концентрационный лагерь. Леопольдина Фукс была лишена родительских прав; и для того чтобы спасти сына от лагеря смерти пошла на формальный развод с мужем.

В 1942 году Эрнст был крещён в римско-католическую веру.

С ранней юности Эрнст проявляет желание и способности учиться искусству. Первые уроки рисунка, живописи и скульптуры получает у Алоиса Шимана, профессора Фрелиха и скульптора Эмми Штайнбек.

В 1945 году поступает в Венскую Академию изобразительных искусств, учится у профессора Альберта Париса фон Гютерсло.

В 1948 году в содружестве с Рудольфом Хауснером, Антоном Лемденом, Вольфгангом Хуттером и Ариком Брауэром, Эрнст Фукс основывает «Венскую школу фантастического реализма». Но только с начала 60-х годов 20-го столетия, школа Венская Школа Фантастического Реализма проявляет себя как настоящее течение в искусстве.

С 1949 года Эрнст Фукс двенадцать лет живёт в Париже, где после долгого периода случайных заработков, а порой и настоящей нищеты, обретает всемирное признание. Там же он знакомится с С. Дали, А. Бретоном, Ж.Кокто, Ж. П. Сартром.

Вернувшись на родину, в Вену, Фукс не только занимается живописью, но также работает в театре и кино, занимается архитектурными и скульптурными проектами, пишет стихи и философские эссе.

Основанная им в конце 1940-х гг. «Венская школа фантастического реализма» представляла собой смешение стилей и техник, олицетворявших безграничную фантазию мастера.

Он успешно имитировал старых мастеров, занимался скульптурой и дизайном мебели, расписывал автомобили, работал с мифологическими и религиозными темами, обнаженной натурой, использовал психоделические техники, писал портреты.

Его кисти принадлежит и портрет гениальной советской балерины Майи Плисецкой.

В 1970-е гг. он приобрел и реконструировал роскошный особняк на окраине Вены в районе Хюттельдорф.

В 1988 г., после переезда художника во Францию, здесь открылся Музей Эрнста Фукса — вилла Отто Вагнера, ставший достопримечательностью австрийской столицы.

Согласно завещанию, Фукс похоронен недалеко от виллы на местном кладбище.

; позже оно утвердилось в отечественном театроведении как определение творческого метода Вахтангова.

С 1948 существует «Венская школа фантастического реализма» в живописи, носившая ярко выраженный мистико-религиозный характер, обращающаяся к вневременным и вечным темам, исследованиям потаенных уголков человеческой души и ориентированная на традиции немецкого Возрождения (представители: Эрнст Фукс , Рудольф Хауснер).

Основание «Венской школы фантастического реализма»

Вместе с Ариком Брауэром, Вольфгангом Хуттером, Рудольфом Хауснером и Антоном Лемденом, Эрнст Фукс основывает школу, или даже скорее скорее создаёт новый стиль «Фантастический реализм». Его бурное развитие приходится на начало 60-х годов 20-го столетия. Пятеро её ярчайших представителей Фукс, Брауер, Лемден, Хауснер и Хуттер стали основной группой всего будущего движения, вскоре появились Кларвейн, Эшер, Джофра, привнесшие из своих национальных школ каждый свою манеру и методику работы. Паетз, Хелнвейн, Хекельман и Валь, Одд Нердрум также составляли часть общего движения. В Швейцарии работал Гигер .

Современная русская литература

В наше время активно пропагандируют понятие «фантастического реализма» Вяч. Вс. Иванов и Виктор Улин , хотя в данном случае это скорее ретроспективный манифест.

Родственные стили

Примечания

Литература


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Фантастический реализм" в других словарях:

    ФАНТАСТИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ, художественные тенденции, родственные магическому реализму (см. МАГИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ), включающие больше ирреальных, сверхъестественных мотивов. Близок сюрреализму (см. СЮРРЕАЛИЗМ), но в отличие от последнего строже… … Энциклопедический словарь

    Художественные тенденции, родственные магическому реализму, включающие больше ирреальных, сверхъестественных мотивов. Близок сюрреализму, но в отличие от последнего строже придерживается принципов традиционного станкового образа в духе старых… … Большой Энциклопедический словарь

    СОЦИАЛИСТИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ - творческий метод социалистического иск ва, зародившийся в начале XX в. как отражение объективных процессов развития худож. культуры в эпоху социалистической революции. Историческая практика создала новую действительность (неизвестные до сих пор… … Эстетика: Словарь

    Рудольф Хауснер Rudolf Hausner Рудольф Хауснер в 1980 году Дата рождения: 4 декабря 1914 … Википедия

    Связать? Галерея SLAVINSKY ART Дата основания 2007 Местонахождение Санкт Петербург, Васильевский остров, 6 я линия, 5/5 … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Фантастика (значения). Фантастика разновидность мимесиса, в узком смысле жанр художественной литературы, кино и изобразительного искусства; её эстетической доминантой является… … Википедия

    Фантастика разновидность мимесиса, в узком смысле жанр художественной литературы, кино и изобразительного искусства; её эстетической доминантой является категория фантастического, состоящая в нарушении рамок, границ, правил репрезентации… … Википедия

    Фантастика разновидность мимесиса, в узком смысле жанр художественной литературы, кино и изобразительного искусства; её эстетической доминантой является категория фантастического, состоящая в нарушении рамок, границ, правил репрезентации… … Википедия

    Связать? Иван Славинский … Википедия

Книги

  • Сюрреализм , Книга посвящена сюрреализму (от франц. "sur"-сверх, над) - одному из ведущих художественных направлений в мировом искусстве первой половины XX века. Сюрреализм -"искусство высшей… Категория: Эпохи и стили Серия: Большая иллюстрированная энциклопедия Издатель: