Великие дома вестероса. Зима близко: «Игра престолов» внутри и снаружи

Белые ходоки и ИГИЛ


* Решением Верховного суда РФ от 29 декабря 2014 г. Исламское государство признано террористической организацией, деятельность которой в РФ запрещена.

Образ «белых ходоков», жестоких мертвецов, убивающих почти всё живое на своём пути, видимо, говорит о страхе перед настоящим глубоким варварством, которому неизвестны моральные установки западной цивилизации. Параллель «белым ходокам» в современном мире - террористы-исламисты. Их базы обычно расположены в труднодоступных землях вроде гор и пустынь, а их бесконечная злоба к западному миру происходит из идеологии тотальной жестокости - всё это перекликается с образом живых мертвецов из «Игры престолов». В мире сериала «ходоками» становятся мёртвые - кем бы они ни были при жизни. Это похоже на вербовку исламистами жителей европейских стран, независимо от того, есть ли у них корни в арабском мире. «Ходоки» схожи с исламистами и особым вниманием к детям: и те и другие не брезгуют принимать их в свои ряды. Вспомните сцену, в которой лидеру мертвецов приносят младенца, и сопоставьте её с жуткими видео «Исламского государства», в которых заложников убивают подростки.

Государство Дейенерис Таргариен и «азиатские тигры»


Государство со столицей в Миэрине, основанное Дейенерис Таргариен, можно назвать искусственным: всё-таки с завоевателями далеко не всегда хотят жить в одном государстве. Её режим, который сочетает демократичность с тоталитарным контролем (постоянными аудиенциями жителей города у правителя и армией «Безупречных»), напоминает гибридные режимы, которые существовали в небольших азиатских государствах вроде Сингапура или Южной Кореи. Они заимствовали модели роста у западных стран, ориентировались на западные культуру и рынок. Также и Дейенерис - по сути, беженка с другого континента, нечто среднее между колонистом и эффективным менеджером вроде сингапурца Ли Куан Ю.

Мелисандра и Исламская революция


Установление государственной религии всегда занимает много времени. К примеру, после крещения Руси христианство долго сосуществовало с языческими верованиями и практиками. Другое дело - революция. В «Игре престолов» жрица бога огня Р’Глора по имени Мелисандра, повлияв на своего любовника Станниса Баратеона, устанавливает монотеистический культ огня в качестве государственной религии Драконьего камня. Реформа сопровождается сжиганием иноверцев заживо и прочими репрессиями, а вскоре внешнюю и внутреннюю политику Станниса начинает определять религия - точнее, предсказания Мелисандры. Исламская революция, произошедшая в Иране в конце 1970-х, пусть и была связана с народным движением, привела к власти правительство, которое тоже не брезговало репрессиями. Большинство вопросов внутренней политики начали определять традиции ислама, а во внешних отношениях решающее слово всегда остаётся за религиозным лидером, аятоллой.

Война пяти королей и Сирия


Гражданская война, которая развернулась на территории Семи королевств, похожа на любой другой внутренний вооружённый конфликт, но из современных событий она больше всего напоминает гражданскую войну в Сирии. И в вымышленном Вестеросе, и на реальном Ближнем Востоке друг с другом воюют одновременно очень похожие и очень разные люди. Тут и вроде бы тоталитарная власть в лице клана Ланнистеров или клана Асадов, и организованные повстанцы вроде северян из Винтерфелла и Сирийской свободной армии, и радикалы: штаб Робба Старка раздирали внутренние конфликты, а в Сирии среди повстанцев появились исламисты, которых сначала поддерживала «Аль-Каида», а затем они слились с «Исламским государством». Игроки, которые держатся в тени, но при этом всё равно участвуют в конфликте и имеют в нём своё слово, тоже есть в обоих мирах: в «Игре престолов» это небольшие королевства и княжества, которое примыкают то к одной, то к другой стороне, а в реальной Сирии, к примеру, - это хорошо организованные курдские отряды.

Режим Лизы Аррен и современная КНДР


Сестра Кетлин Старк, Лиза Аррен, после смерти мужа в одиночестве правила небольшим горным государством со столицей в неприступном замке. Тотальный контроль и жестокие казни напоминают любое авторитарное государство, но больше всего - современную КНДР. Больше ни одно другое государство не проводит политику изоляционизма, настолько же последовательную, как у Долины Аррен. Ещё одно сходство - слабоумный сын Лизы Аррен, Робин. Династическая передача власти между людьми с очевидно неустойчивой психикой напоминает переход титула главы КНДР от одного Кима к другому. Есть что-то общее и в смерти Лизы Аррен от рук Петира Бейлиша и в непрекращающихся слухах о дележе власти среди северокорейской элиты: чего стоят хотя бы новости о внезапной казни дяди Ким Чен Ына, который был советником молодого диктатора.

Ланнистеры и «Национальный фронт»


Ещё одна династия, у которой есть очень похожий аналог в реальном мире, - Ланнистеры, а точнее Тайвин и его дочь Серсея. Они многим напоминают другую политическую связку формата «отец-дочь»: Жан-Мари Ле Пена и его дочь Марин. Пусть их партия, «Национальный фронт», никогда не была у власти во Франции, но их правление политическим образованием похоже на то, как правят Семью королевствами Ланнистеры. Конфликт, который возникает в «Игре престолов» между Тайвином и Серсеей по поводу роли последней в управлении государством, недавно обрёл аналог и в отношениях Ле Пенов: буквально на днях Марин Ле Пен заявила, что, скорее всего, отстранит отца от участия в выборах.

«Зима близко» и «Конец истории»


С первой серии герои «Игры престолов» как мантру повторяют формулу «Зима близко». Зима в мире сериала длится годами и опасна для жизни в Вестеросе. Но это ожидание не могло родиться просто так, без опасений о судьбе настоящего человечества. С одной стороны, «зима близко» может быть ожиданием глобальной катастрофы - которая может принять как раз-таки формат ядерной зимы. С другой, чуть более оптимистичной стороны - тема наступающей вечной зимы может быть схожа с концептом «конца истории», который начал разрабатываться ещё Гегелем, а развитие получил в XX веке. Когда у истории наступает конец, она теряет мнимый телеологический характер, и человечество начинает жить вне понятий прогресса и развития.

Бран разглядывал девушку, одетую совсем не по-женски. На ней были овчинные бриджи, ставшие мягкими от долгой носки, и безрукавка, покрытая бронзовой чешуей. Она, хотя и ровесница Робба, фигурой походила на мальчика – длинные каштановые волосы связаны сзади, и грудь почти незаметна. На одном боку у нее висела нитяная сетка, а на другом – длинный бронзовый нож, на руке она несла старый железный шлем, тронутый ржавчиной, за спиной – лягушачью острогу и круглый кожаный щит. Битва королей, Бран III

В отличии от многих девушек благородного происхождения, отец с детства обучал ее сражаться с помощью сети и трезубца. Мира прекрасная охотница и может ловко ловить рыбу своим копьем. Во время игры ей удалось поймать лютоволка Лето своей сетью.

Мира описывается как девушка с веселым нравом, что очень контрастирует с ее братом Жойеном. Она преданно защищает своего "принца", в лице Брана Старка, и брата, и всегда готова вступить в бой. Бран говорит, что единственным, кто может вывести Миру из себя, является Жойен .

События

Битва королей

В середине Праздника Урожая Мира и Жойен Риды приезжают в Винтерфелл , чтобы принести присягу верности дому Старков и оказать поддержку Роббу после смерти Эддарда Старка . Мейстер Лювин просит Брана поприветствовать их, так как Хоуленд Рид был близким другом его отца, а это были его дети. Мира находится рядом с Жойеном, когда он спрашивает, где может увидеть лютоволков , а затем сопровождает его в Богорощу .

После, Мире удается словить Лето сетью и лягушачьим копьем с тремя зубцами. Бран сперва утверждает, что Лето выиграл поединок, но Жойен отмечает, что лютоволк запутался в сети и выбраться не может. После схватки Бран спрашивает у Миры, училась ли она так хорошо сражаться у мастера над оружием, на что девушка отвечает, что в Сероводье нет ни мастеров над оружием, ни мейстеров, ни даже воронов. Мира рассказывает, что ни вороны, ни враги Ридов не могут отыскать их замок, так как остров где он расположен постоянно перемещается. Бран спрашивает девушку, сможет ли он посетить Сероводье после войны, на что Мира отвечает, что он может прийти туда когда захочет.

Жойен говорит Брану, что всему замку слышно, как он кричит во сне, и спрашивает у мальчика, что его так пугает. Когда вопросы Жойена приводят к тому, что Брану приходится признать, что он видит волчьи сны , это очень волнует мальчика, и волнение хозяина передается лютоволку, который начинает агрессивно реагировать на Жойена и рычать. Мира просит брата залезть на дерево, но он отказывается, аргументируя тем, что для него еще не пришло время умереть. Лохматый Песик присоединяется к Лето, и они оба нападают на Рида. Тогда Жойен все же забирается на дерево, а вместе с ним и Мира. Они спускаются лишь тогда, когда Ходор прогоняет лютоволков по приказу Брана .

Мира вместе с Жойеном присутствуют при разговоре Брана и Оши , когда одичалая рассказывает мальчику, что видела многих необычных и мифических животных, но никогда не слышала о трехглазой вороне . Бран все же говорит Ридам о своих волчьих снах, и тогда Жойен рассказывает ему об одном из своих снов, в котором он видел, что море подступило прямо к стенам Винтерфелла.

Буря мечей

Преодолев горы, путники оказались на равнинах Дара . Прибыв в Корону Королевы , небольшое покинутое людьми поселение, предчувствуя приближение грозы, путники решили переждать бурю в башне, находящуюся на острове в центре небольшого озера, в которую пробрались по тайному ходу, скрытому под водой. Лето остался в лесу охотиться. Ночью, когда разбушевалась буря, путники увидели одного всадника и группу вооруженных людей, спрятавшихся в руинах деревенских домов. Бран, Жойен и Мира были обеспокоены тем, что крики Ходора, которого пугали раскаты грома, могли привлечь к ним ненужное внимание, но все обошлось .

После они продолжают путь к Стене и Твердыне Ночи , замку Ночного Дозора , заброшенного около двухсот лет назад. Путники не имеют представления, как им преодолеть это препятствие, но Жойен утверждает, что в замке есть дверь. Остановившись на ночлег в Твердыне Ночи они слышат шорохи из колодца. Мире удается словить в сети нарушителя спокойствия. Им оказывается Сэмвелл Тарли , пробравшийся в замок по просьбе Холодных Рук . Через Черные Ворота Сэм проводит Брана и его товарищей за Стену .

Танец с драконами

Продолжая своё путешествие к трёхглазай вороне , Мира в компании Брана, Жойена, Ходора и Лето встречают таинственного персонажа Холодные Руки , который пообещал проводить их к вороне. Доверившись ему, они продолжают своё путешествие, во время которого Мира стала замечать, что их проводник не испытывает нужды в еде, сне и других потребностях, необходимых человеку. Вскоре, сделав привал в покинутой людьми деревне, Холодные Руки на время покидает компаньонов. Воспользовавшись моментом, Мира делится с Браном своими подозрениями относительно их проводника и оба приходят к выводу о том, что он является упырём, в последствии Холодные Руки сам подтверждает их догадку. Добравшись до пещеры Трёхглазой вороны , путешественники подвергаются нападению упырей . Благодаря маленькой представительнице расы Детей Леса все путники, кроме Холодных Рук, который не может войти, попадают в безопасное место. Оказавшись в пещере, они встречают немногочисленных Детей Леса и Последнего Древовидца. Поскольку пещера была слишком большой, Мира вместе с Жойеном решают исследовать её.

На момент окончания саги Мира Рид находится вместе с Браном, Жойеном, Ходором и Лето в пещере Детей Леса.

Галерея

Семья

Хоуленд
Рид
Жиана

Американский сериал «Игра Престолов» стал явлением в области кино и телевидения. Выхода очередного, шестого по счету сезона ждали, затаив дыхание миллионы людей по всему миру. Сериал, стартовавший в 2011 году за 5 лет собрал внушительную аудиторию, его героев знают лучше, чем многих реальных политиков на планете Земля, сам он стал источником множества мемов и неотъемлемой частью культуры молодого поколения по всему миру. Согласно издательству «Гардиан», в 2014 году данная программа стала «самой лучшей драмой» и «самым обсуждаемым шоу» на телевидении. Сериал получил множество наград и номинаций, включая 26 награды Эмми и 86 номинации. Влияние его на умы и настроения жителей земного шара несомненно. Осталось определить, что это за влияние и с каким феноменом мы имеем дело.

Американская вещь

Игра престолов – телеадаптация ряда фэнтези-романов Джорджа Мартина под общим названием «Песнь льда и пламени». Мартин – типичный американец. Журналист по образованию. В юности избежал призыва в армию, чтобы не воевать во Вьетнаме. Фанат комиксов про супергероев. Показательно, что системного исторического или филологического образования Мартин не получил, хотя и достаточно эрудирован, что отразилось и на «Игре Престолов». Вымышленный мир по идее автора должен напоминать историческое европейское Средневековье, однако характеры героев, их мотивации, структура отношений в этом мире выдает типично американский подход – полное непонимание того, что такое традиционная Европа, европейское Средневековье, и в чем состоит коренное различие между Средневековьем и Новым Временем.

Два типа фэнтези

В принципе, в литературе, которую принято относить к жанру фэнтези выделяют два тренда. Первый назовем условно британским. К нему можно отнести Инклингов – Дж. Р.Р. Толкиена, К. С. Льюиса, Ч. Уильямса, а также их предшественников в XIX веке – Уильяма Морриса с его романами «Лес за Гранью Мира» и «Колодец на краю света» и шотландского романиста и теолога Джорджа Макдональда. Особенности этого направления: тщательная работа с историческим и мифологическим материалом, глубокая эрудиция авторов, получивших классическое образование и главное - неприятие идеологии Нового времени с его антииерархичностью, прогрессом, индустриализмом, секуляризмом, отвержением и высмеиванием духовного измерения в человеке.

Показательно, например, отношение к прогрессу Толкиена. В «Мифопоэйе», раскрывающей взгляды Толкиена на творчество, миф и рациональность, писатель восклицает:

А ваш прогресс не нужен мне вовеки,
О вы, прямоходящи человеки!
Увольте, я в колонне не ходок
С гориллами прогресса! Весь итог
Их шествия победного, ей-ей,
Зиянье бездн, коль в милости Своей
Господь предел и срок ему положит

Впрочем, в оригинале это звучит куда более емко:

I will not walk with your progressive apes,
erect and sapient. Before them gapes
the dark abyss to which their progress tends -
if by God"s mercy progress ever ends,

Эти авторы восстают против настоящего и ищут альтернативу в формах, свойственных прошлому, они романтизируют Средневековье и понимают, что оно строилось на принципиально иных основаниях нежели цивилизация Нового времени.
Это принципы европейской солярной мужской аполлонической цивилизации: иерархия, вера, верность, честь, семья, примат этики и эстетики над выгодой, теоцентризм, господство традиционных отношений между мужчиной и женщиной. В историческом Средневековье можно встретить, конечно множество отступлений от идеала, но упоминавшийся выше авторы наследуют авторам Средневековья в стремлении описать именно идеальных героев и идеальные ситуации. Как и люди Средневековья они осознанные или инстинктивные платоники, а значит для них «идеальное» - это и есть реальное. То, что принадлежит вечности, что соотносится с небесным идеалом – то и есть, тогда как земные искажения идеала, грех и отступничество вечности не наследуют.

«Сейчас вы глядите на Англию внутри Англии. Настоящая Англия – то же самое, что и настоящая Нарния, ведь во внутренней Англии, что внутри, всё хорошее сохраняется».
К. С. Льюис. Последняя битва

Второй тренд, доминирующий в современном фентези. можно условно назвать американским. Его пионерами был Роберт Говард, вместе с целым рядом американских авторов, создавших к середине XX века вал низкопробной литературы в жанре «меча и магии». Особенности этого подхода хорошо раскрываются в личности самого Говарда, равно как и в созданном им цикле романов о Конане-Варваре: ориентация на образцы массовой культуры, сочетание высокого самомнения с посредственным образованием автора, эклектичное смешивание элементов древности и современности. Задача такой литературы – поразить читателя, вызвать коммерческий интерес. Авторы как правило разделяют все мифы современности включая веру в прогресс и индустриализм. Литература такого рода -это не форма восстания против современного мира, а способ заработать деньги. Авторы не воссоздают идеальное Средневековье, а творят вымышленный мир, в котором действуют вполне современные люди по вполне современным и понятным любому американцу мотивациям.

Американский варвар

Конан-Варвар - типичный американец, в нем почти отсутствует внутреннее, духовное измерение, он является воплощением титанического культа грубой силы, не аполлонической, благочестивой мудрости. Он честолюбив, склонен к доминированию, почти материалист.

Пародия на Средневековье

Иначе говоря, в сказочную и фантастическую оболочку заключена фигура вполне современного и именно американского человека с его крайним титаническим индивидуализмом, богоборчеством, отвержением традиции. Смутная, но благородная ностальгия по лучшим временам эксплуатируется ради прибыли и утверждения могущества, незыблемости принципов современной цивилизации.

Отличие двух типов фэнтези – это коренное отличие европейской и американской цивилизаций. Американская цивилизация создавалась как считалось на пустом месте, это был лабораторный проект эпохи Модерна, куда Европа экспортировала все свои антитрадиционные и антиевропейские по сути тенденции. Поэтому Америка не знает традиции и все ее обращения к этой теме оборачиваются пародией.

Как говорил по этому поводу Юлиус Эвола:

«Америка … создала «цивилизацию», которая являет собой полную противоположность древней европейской традиции. Она основала культ практики и продуктивности; она поставила извлечение выгоды, крупное промышленное производство, механические, визуальные и количественные достижения превыше всего. Она произвела на свет бездушное величие сугубо технологического и коллективного характера, лишённое каких-либо истоков трансцендентности, внутреннего света и истинной духовности».

«Игра престолов» – типичный образец именно такого, американского фэнтези. В Средневековой оболочке заключено типично современное содержание. Показателен ценностный код большинства героев саги: вероломство, жадность, разврат, предательство, нигилистическое отношение к религии доминируют, как будто бы это основное ценностное содержание того общества, для которого в то же время характерны иерархия и рыцарские турниры, платоническая философия и схоластика, подвиги аскезы и всеобщая религиозность. Мир сериала, это современный мир с некоторыми модификациями, но для того, чтобы окончательно проглотить горькую пилюлю ценностей современного Запада, ее решили подсластить, добавив романтический традиционный антураж. Ведь сам по себе современный мир скучен и невыносим.

Талантливое сочетание Эроса и Танатоса, тем секса и смерти делает сериал притягательным. Незаметно идет навязывание через поп-культуру сознательно искаженного образа Средневековья определенных ценностей, вовсе не свойственных Средневековью, но зато продвигаемых современным Западом в процессе, который Патрик Бьюкенен назвал Смертью Запада.

Гендерная идеология

«Игра престолов» – первый массовый сериал, в котором тема содомитских отношений переходит в практически неприкрытое гомосексуальное порно. Сериал демонстрирует «естественность» контактов такого рода, размывая частым использованием этой темы представление о ней как о чем-то греховной, тайном, недозволенном.

Показательно, что гомосексуальные герои являются как на подбор положительными персонажами. Принц-содомит Ренли Баратеон является наиболее достойным кандидатом на королевский престол, но гибнет, отказавшись идти на компромиссы. Его любовник – Лорас Тирелл – рыцарь без страха и упрека, тоже исключительно положительная фигура. Оберин Мартелл, бисексуал, чьи подвиги на любовном поле широко известны – доблестный мститель.

Король-содомит и его рыцарь

Сериал также разрушает табу на инцест, открыто и с сочувствием демонстрируя инцестуальные отношения между рыцарем Джейме Ланнистер и его сестрой-близнецом королевой Серсей. Несколько раз за фильма оба со вздохом произносят фразы в духе того, что они не могут выбирать, кого им любить, наиболее распространенное сентиментальное оправдание, которое используют сторонники различных извращений.

В свою очередь воплощением чистой гомофобии становится мальчик-тиран король Джоффри Баратеон, садист, которого ненавидит как вся страна, так и родные. В третьем сезоне он заявлял, что назначит смертную казнь за гомосексуальные связи. Таким образом традиционные ценности и борьба с грехом начинают ассоциироваться с тиранией и жестокостью.

Стоит ли говорить о том, что массовые беспорядочные сексуальные отношения, немыслимые для исторического Средневековья являются неотъемлемой частью мира, созданного фантазией Мартина и создателей сериала.

Мультикультурализм и нелегальные иммигранты

Мир «Игры Престолов» подчеркнуто мультикультурный. В Вестеросе нет-нет да и встретишь иностранца, который занимает высокую должность (пример – евнух Варис). В Эссосе, континенте, который напоминает древнюю и средневековую Азию, принцесса Дейенерис Таргариен борется за освобождение черных рабов от гнета белой элиты. «Black lives matter!» – говорит нам создатели сериала. В деле утверждения мультикультурализма создатели сериала идут дальше литературного прототипа. Так пират Салладор Саан в романе был белым, но в экранизации стал черным.

Беженец

То, что это не прихоть режиссера, а целенаправленная политика, видно из того, какое внимание в сериале уделяется теме миграции. Итак. Кто такие «Одичалые», если не мигранты? Они живут за стеной, циклопическим сооружением, которое отделяет территорию цивилизации от зоны варварства (мечта Дональда Трампа). Жители семи королевств Вестероса им не рады, ведь «Одичалые» ведут себя практически также как орды мигрантов, хлынувших в современную Европу: убивают, насилую, грабят и хотят поселиться на чужих землях. От одичалых и нечеловеческих тварей за стеной Вестерос охраняют воины «Ночного дозора».
Итак, что же мы видим в «Игре Престолов»? Положительный персонаж Джон Сноу делает все, чтобы дать возможность дикарям поселить за стеной, ведь они спасаются от страшной, нечеловеческой опасности. Практически Ангела Меркель, принимающая сирийских беженцев. Более того, он предпринимает экспедицию, чтобы перевести часть мигрантов в благополучный Вестерос (не с него ли брал пример Папа Франциск?). И конечно же встречает непонимание со стороны ксенофобов, которые не хотят видеть рядом с собой убийц, грабителей и людоедов. Те убивают несчастного. И судьба его неизвестна. Хотел того Мартин или нет, но он в фэнтезийном антураже воспроизвел очень современную тему, по-современному же ее интерпретировал. Как может человек, сопереживающий Джону Сноу и несчастным «Одичалым», выступать за ограничение миграции?

Бога нет, есть смерть

С религией в «Игре Престолов» все в порядке. Традиционные культы Старых Богов и Семи Вестероса носят церемониальный характер, их приверженцы не враждуют друг с другом. Полная американская толерантность. Сериал демонстрирует, что все хорошо, пока религия является частным делом каждого. Проблемы появляются вместе с появлением людей, которые по-настоящему верят в Бога. Однозначно негативно показан культ бога огня и воскресения Р"глора. А сторонники нищенствующего ордена «Воробьев» так и вовсе устраивают в столице Вестероса «Королевской гавани» религиозный террор.

В мире Мартина нет организованной и влиятельной церкви, нет места Богу в его христианском понимании и нет места Христу, которые эксплицитной или имплицитно присутствуют в произведениях великих британцев Льюиса и Толкиена. Боги Мартина проявляют себя либо через пантеистическое присутствие (Старые Боги), отождествляясь с природой, либо через грубую давящую силу, все подчиняющую своей воле. Последнее – типично семитское и титаническое представление о божестве, свойственное иудаизму, исламу и отчасти кальвинистской версии протестантизма и преодоленное христианской мистерией любви и божественной Жертвы за человека.

Бога как такового в «Игре престолов» нет. Интересно, что все «теологические» моменты в книгах Мартина, убраны из сериала. Лучше всего его философию выражает цитата учителя фехтования, сказавшего как-то Арье Старк:

“На свете есть только один бог, и имя ему Смерть. И Смерти мы говорим только одно: «Не сегодня”

Они напоминают слова Апостола Петра:

«…мертвые не воскресают? Станем есть и пить, ибо завтра умрем».

Урок теологии от Сильвио Фореля

В мире «Игры престолов» мертвые воскресают, но это не несет ни им, ни их близким, ни счастья, ни утешения. Ведь христианское воскресение – это еще и преображение человека, но «Игра престолов» не предполагает, что человек может быть чем-то иным чем то полуживотное, которым он является сейчас.

Мир «Игры Престолов», таким образом это мир без Христа и единого Бога, но зато полный магии в стиле New Age. От «Бог мертв» до «Бог есть смерть».

Новые темные века?

Отличительной чертой «Игры престолов» является подчеркнутый «реализм». Якобы так и действовали и мыслили реальные персонажи Средневековья. Часто говорят, что сериал больше о политике, чем о героизме. Такое представление является результатом утраты традиционного восприятия политики как философской и эстетической практики у Платона и Аристотеля. Безусловно, многие средневековые правители не были таковы, но именно такое понимание политики составляло отличие Высокого Средневековья и Античности от современности. Политика в «Игре престолов» подчеркнуто современна: то есть цинична и основана на принципе эгоистического интереса.

Политическое измерение «Игры Престолов» очень своеобразно. С одной стороны, авторы сериала всячески демонстрируют эгалитарные, антиавторитарные тенденции, связанные прежде всего с линией Дейнерис Таргариен, одной из наиболее популярных героинь сериала. Она по праву претендует на Железный Трон Вестероса, будучи представительницей свергнутой законной династии. Но однажды, она заявляет, что она не станет спицей в колесе «Игры престолов», но сломает это колесо. Это означает, что она готова разорвать старый иерархический порядок и заменить его более эгалитарным.

Эгалитарный мультикультурный тоталитаризм Дейнерис

C другой стороны, в сериале раскрывается темы связанные с честью, порядком, верностью, но не в отношении страны (за исключением важной темой «Ночного дозора»), но в отношении к конкретной семьи.

Массовое сознание приучается к образу мира, где все контролируют крупные семейные олигархические кланы. Так и есть в «Игре Престолов», где положение родов определяется их богатством. К этому идет и современный глобальный мир. Это пугающая, постмодернистская версия «нового Средневековья», которое пророчески обещал еще Николай Бердяев: падение значения национальных государств, частные армии, противостояние домов разных Ротшильдов, Рокфеллеров и других хозяев мира. Мир постоянных войн и конфликтов. Мир где власть – это только власть денег и силы, а не духовный авторитет. Мир без Бога, но и без прежней рациональности с множеством сект, новых религий, верой в магию и оккультизм. Мир экзальтированной сексуальности, сломавшей все возможные табу. Мир, где между человеком и зверем (отсюда тема оборотней в «Игре Престолов») нет особой разницы. Это не только мир «Игры престолов», это наше будущее, которое постепенно становится настоящим.

Добро пожаловать в «Игру престолов»! Мы все вошли во вкус.

) систематично и сознательно сократила почти все упоминания об истории Семи королевств Вестероса в попытке как можно больше урезать рассказ. В течение первых пяти сезонов все шло хорошо, а вот в шестом сезоне неожиданно возникает 12 000-летняя история в основном сюжете, подготавливая почву для двух заключительных (неполных) сезонов сериала, и пытаясь обеспечить примерно такую же развязку, как задумал автор Джордж Мартин в своих последних двух предстоящих романах.

Это, по понятным причинам, заставило много поклонников ломать головы: что это значит. В попытке распутать запутанную предысторию, мы собрали краткую, но всеохватывающую историю «Игры престолов». К сожалению, вы не узнаете все тонкости кампании завоевателя Эйгона о покорении семи королевств, но у вас будет неплохое понимание основ Вестероса.

Перед «Игрой престолов»

Эпоха рассвета – 12 000 лет назад

Первые люди прибывают в Вестерос через природно-созданный сухопутный мост, который соединяет материк с Эссосом. Вместе с собственной культурой и религией они приносят с собой то, чего Вестерос никогда раньше не встречал: технологии. Оснащенные бронзовыми мечами и кожаными щитами, использующие лошадей для передвижения и сражений, первые люди начинают претендовать на землю для себя, вырубая леса, чтобы освободить место для своих новых поселений.

Это вытесняет коренных жителей Вестероса, меньшую расу, магических существ, которых Первые люди стали называть Дети леса. И что еще хуже, их считали Сердцедревами, и систематически срубали деревья, что было кощунственно по отношению к ним. Приближалась война.

Дети используют свою магию (в том числе, разбивают мост земли, превращая его в скалистые острова), но им не противостоять численности и превосходству людей. Они идут на последний отчаянный ход и создают Белых Ходоков, которые, по сути, становятся рядом сверхъестественных суперсолдат. Тем не менее, это имеет неприятные последствия: однажды эти ледяные зомби восстают и против своих хозяев.

Пакт, в итоге, подписан, он предусматривает мирное сосуществование двух народов. Дети соглашаются оставаться в лесу, а Первые люди клянутся оставить леса в покое. В конце концов, они даже принимают религию Детей как свою, поклоняются богам леса, ручья и камня (практика, которая жива на севере и по сей день).

(Вполне возможно, что перемирие было обусловлено растущей угрозой в лице Ходоков, но в истории нет ничего о первом массовом вторжении на Вестерос под натиском этих существ).

Долгая ночь – 8 000 лет назад

Зима, которая длится целое поколение, внезапно обрушивается на весь мир, принося с собой первое тотальное вторжение Белых Ходоков. Среди голода, незащищенности и самой войны десятки тысяч (если не более) людей гибнут.

В Вестеросе первые люди ищут ныне забытые жилые места Детей леса, пытаясь возглавить военный союз, чтобы держать ледяных зомби в страхе. Это работает, и впоследствии создается Стена вместе с Ночным Дозором, чтобы убедиться, что внезапная атака больше никогда не настигнет континент. Дети снабжают первых братьев Дозора несколькими сотнями кинжалов из обсидиана, единственное оружие, которое может навредить Ходокам.

Эссос отправляет легендарную фигуру, в основном известную как Азор Ахай, который кует непреодолимый магический меч, Несущий свет, закалив его в крови (и, возможно, душе) своей жены, Ниссы Ниссы. Красные священники и жрица Р’глор, бог огня, предсказывают, что Длинная ночь однажды вернется, а перевоплощенный Азор последует вскоре за ней, чтобы снова спасти человечество.

Вторжение Андалов – 6 000 лет назад

Благодаря относительно новой технологии судостроения и судоходства группа людей под названием Андалы оставляет Эссосс и отправляется искать новый дом в Вестеросе, как первые люди шесть тысяч лет назад. И точно так же, как и их предшественники, Андалы начинают процесс бурной колонизации, развязывая длительную войну с Первыми людьми и оттесняя их на север.

И снова в итоге подписывают перемирие для гармоничного сосуществования. Первые люди остаются на севере, где они продолжают молиться Древним богам, а новоприбывшие забирают всю остальную часть континента, устанавливая свою новую Веру в Семерых (в которой Его Воробейшество является нынешним лидером). А вот культурное изобретение рыцарей и рыцарства Андалов в конечном итоге начинает практиковаться во всей стране.

Другой побочный эффект миграции является менее позитивным: полное исчезновение Детей леса из-за присутствия великого человека. Вскоре люди считают, что они вымрут и (со временем) станут просто мифом.

Восстание Валирии – 5 000 лет назад

Изначально лишь одна из бесчисленных обществ, разбросанных по всей большой суши Эссоса, Валирия оставила свое место, когда обнаружила присутствие драконов в пределах своих границ (гнездовье в массивном кольце вулканов). После того, как валирианцы научились использовать магию, чтобы приручить огромных зверей, они быстро утвердились как величайшая политическая и военная мощь, которую только знал мир, и которая правила почти пять тысячелетий.

Прежняя сверхдержава Эссоса, Старая империя Гис, пытается предотвратить свое исчезновение, выходя на войну с валирианцами примерно пять раз, но их легионы солдат не ровня драконам. Валирия расширяется, включает в себя бывшую территорию Гискари, в том числе Залив работорговцев (которое Дейенерис Таргариен в настоящее время называет домом), и даже охватывает запад до самого края Вестероса, образуя удаленный форпост Драконий Камень (который в конечном итоге будет под контролем короля Станниса Баратеона).

Исход Ройнаров – 1 000 лет назад

Третья и последняя основная миграция в Вестеросе провоцируется валирианцами, которые продолжают захватывать Эссос. Ройнары, сторонники равноправия, которые обосновались вдоль могучей реки Ройн, терпят сокрушительное поражение в войне (водная магия, по-видимому, бесполезна против драконов), что побуждает их королеву-воина, Нимерию, отчалить на поиски нового дома. Они в итоге находят Дорн, где Нимерия выходит замуж в семье Мартелл и распространяет либеральную культуру своего народа: объясняет, почему Дорн остается настолько уникальным среди всех других королевств Вестероса (в том числе причину использования «принца» вместо «царя»).

Рок Валирии – 412 лет назад

После пяти тысячелетнего нерушимого доминирования Валирия резко падает, когда катастрофа неизвестной природы поражает их, превращая полуостров в ряд островов. (Похоже, что огромная цепь вулканов, расположенных по всей стране, виновата в катаклизме, но мы не уверены в этом, были их массовые извержения магического или строго геологического характера). Ныне затопленная площадь называется Дымящимся морем.

Есть два мощных последствия так называемого Рока Валирии: первое - все заклинания валирианцев, знания и сведения об истории навсегда потеряны. Второе - оставшаяся часть империи всадников драконов почти мгновенно рассыпается вместе со своей родиной, из-за чего многие регионы и бывшие колонии объявляют о своей независимости (в том числе Залив работорговцев и Девять свободных городов).

Завоевание Эйгона – 298 лет назад


Всего за 12 лет до гибели Валирии Дейенерис Таргариен видела пророческое видение ее апокалиптического падения. Она умоляет отца перевезти дом Таргариен в безопасную местность Драконьего Камня, что он и делает, сохраняя свою семью и позволяя ей стать единственной выжившей из бывшей империи.

В последующем веке после падения Валирии Таргариен пытаются расширить свои владения, чтобы воссоздать собственный маленький кусочек Валирии. Тем не менее, до прихода Эйгона их мечты о завоевании не реализуются. Началось вмешательство постоянно враждующих между Вольными городами. Эйгон быстро решает повернуть обратно на Эссос и сделать то, что никогда раньше не делали: объединить весь Вестерос в одно гигантское, главное королевство. (К этому моменту несколько сотен царств, которые первоначально основали Первые люди, были сокращены до семи благодаря соседям, которые поглощали друг друга через военные завоевания или брачные союзы).

Благодаря завоеванию Эйгона он, его две сестры-жены и три их дракона, поддерживаемые сравнительно небольшим числом солдат, побеждают шесть из семи царств, некоторых королей убивают в бою, а другие добровольно подчиняются королю Эйгону I Таргариену. После двух коротких лет образуются Семь королевств Вестероса. Последствия внушительные: Железный Трон собран из расплавленных мечей всех павших врагов Эйгона; Королевская Гавань, новая столица, построена на месте начала его кампании; а бывшие короли получили новые титулы, такие как Старки, которые правят как короли на Севере, а в настоящее время называются Стражами Севера.

Хотя Дорн технически по-прежнему остается независимым от нового правила Таргариенов (это единственное королевство, которое успешно выдержало мощь всадников) - спустя 187 лет присоединяются к монархической церкви через брак нынешнего принца из Дорна и принцессы Таргариен.

Восстание Святого Воинства – 257 лет назад

Сын Эйгона I Таргариена, Эйнис, занимает трон после смерти своего отца и сразу же, хотя и непреднамеренно, продолжает агитировать Веру в Семерых, которая в это время обладала некой армией, именующаяся Святым Воинством. Последней каплей становится брак сына короля Эйниса и его дочери; хотя Таргариены женятся между собой по давней традиции, Вера осуждает их за оскорбление богов. Начинается война, которая длится на протяжении семи долгих и кровавых лет.

Когда Джейехерис I восходит на престол, восстания заканчиваются, и наступает мир. Новый король ведет переговоры о мирном договоре с Верховным Септоном; в обмен на формальное помилование всех бунтовщиков и клятву, что Железный Трон всегда будет защищать Веру, Святое Воинство распускается, и заканчивается практика религиозных испытаний.

Этот статус-кво длится в течение следующих двух с половиной веков, пока королева Регент Серсея Ланистер не отменяет договор короля Джейехериса ради сиюминутной и мимолетной личной выгоды.

Смерть последнего дракона – 145 лет назад

Король Эйгон III Таргариен, седьмой король объединенных Семи королевств Вестероса, получает сомнительную честь быть последним монархом, присматривающим за настоящими драконами. Магические существа становятся все слабее в течение прошлого столетия, особенно после кровавой гражданской войны Таргариен (так называемый Танец драконов), которая закончилась 22 года назад, унеся жизни многих драконов. И пока Эйгон делает все возможное, чтобы породить здоровое потомство, у него получается выводить лишь болезненных малышей. Он не в состоянии предотвратить смерть самого последнего из них, из-за чего получает прозвище Убийцы драконов, и это резко подрывает действенность магии по всему миру.

Восстание Роберта – 17 лет назад


Рейгар Таргариен, наследный принц, «похищает» Лианну Старк (мать Джона Сноу), сестру Эддарда Старка, продолжает держать ее в заложниках и «насиловать». Тем не менее, это только официальная сводка событий, как запоздало рассказали Роберт Баратеон и Нед Старк. Существует несколько причин полагать, что Лианна ушла с Рейгаром по своей воле, так как они, похоже, были тайно влюблены, несмотря на то, что он уже был женат и имел двух собственных детей.

Лорд Рикард Старк, Страж Севера, и его старший сын и наследник, Брэндон, жаждут справедливости. Король Эйрис II, 17-й монарх Таргариен, призывает их в Королевскую Гавань, лишь чтобы пытать и казнить. Кроме того, в целях предотвращения дальнейшего «бунта», он требует головы Эддарда Старка и Роберта Баратеона, которые живут в Орлином Гнезде под бдительным (и поучительным) присмотром лорда Джона Аррена, Стража Востока.

Он уже получил прозвище «Безумный король» за его все более странное поведение (в основном это считается побочным продуктом многовекового инбридинга семьи Таргариен), и эти неоправданно жестокие действия становятся последней каплей для многих в королевстве. Дома Старков, Баратеонов и Арренов открыто объявляют войну, призывая других Великих Домов Вестероса свергнуть Эйриса. Восстание Роберта, как его прозвали, длится один год и приводит к гибели принца Рейгара (которого убивает Роберт в одном бою) и короля Эйриса II (убивает Джейме Ланнистер, член его собственной Королевской гвардии, который наносит удар ему в спину); убийству жены Рейгара Элии Мартелл (сестры принцессы Доран и Оберина Мартелла) и двух ее детей по прямому приказу лорда Тайвина Ланнистера; и окончательному изгнанию двух оставшихся детей Эйриса, принца Визериса и принцессы Дейенерис (которые бегут с тайной помощью Вариса в Эссос). После окончания войны Лианна Старк тоже умирает при родах в Башне Радости в Дорне, где ее тайно держали.

С падением дома Таргариенов поднимается дом Баратеонов, чтобы стать второй королевской семьей, Роберт восходит на Железный Трон, а Джон Аррен становится Десницей короля. Именно Джон устраивает брак с Серсеей Ланнистер, объединяя два самых сильных дома во всем Вестеросе, чтобы помочь залечить раны после восстания.

Среди других известных событий во время войны: верность дома Талли, мастеров Риверран, альянсу Баратеон-Старк-Аррен (в обмен на брак Лизы Талли и Джона Аррена); дом Тирелл приводят к присяге Таргариенам и попытке осадить Штормовой Предел, место дома Баратеонов (который в свое время держал Станнис); секретный план короля Эйриса II уровнять всю Королевскую Гавань скрытым лесным пожаром; и внезапное, а также неожиданное прибытие незаконнорожденного сына почтенного Неда Старка, Джона Сноу, который возвращается домой в Винтерфелл с ним.

Восстание первого Грейджоя – 9 лет назад

Так как дом Грейджоев, лордов Железных островов, оставался нейтральным в восстании Роберта, сохраняя свою силу, и поскольку лорд Балон Грейджой считает, что король Роберт Баратеон слабо держится на Железном Троне, Балон решает объявить независимость железнорожденных, провозгласив себя королем, и начинает войну опустошения вдоль западного берега Вестероса.

Но Балон ошибся по двум основным пунктам: у Роберта сильная поддержка среди Великих Домов, а Королевский флот больше и сильнее, чем Железный Флот. Восстание Грейджоя закончилось практически сразу после его начала, в результате чего происходит вторжения на Железные острова, Балон клянется в верности королю Роберту лично, и похищают единственного выжившего сына Балона, Теона, которого забирают в Винтерфелл, чтобы он служил заложником Эддарда Старка, а также чтобы дом Грейджой повиновался.

Во время «Игры престолов»

Сметь лорда-десницы Джона Аррена

Без ведома короля Роберта Баратеона королева Серсея Ланнистер уже в течение многих лет поддерживает тайную связь со своим братом-близнецом, Джейме, из-за чего она рожает трех незаконнорожденных детей: принцев Джоффри и Томмена и принцессу Мирселлу. Когда Джон Аррен, десница короля, узнает эту страшную правду, он решает рассказать Роберту, но оказывается отравлен собственной женой Лизой по прямому приказу лорда Петира Бейлиша, мастера над монетой из маленького совета Роберта. И когда дело сделано, он заставляет ее написать письмо своей сестре, леди Кейтелин Старк, обвиняя Ланнистеров в этом инциденте.

Джон Аррен не в курсе происходящего, а Мизинец знает, что король Роберт обратится к своему близкому другу, Эддарду Старку, чтобы тот заменил его. И теперь, когда Старки вооружены верой в то, что Ланнистеры тайно пытаются устроить переворот (который, как ни парадоксально, задумывает Серсея), Мизинец также понимает, что два дома вскоре будут воевать друг с другом. Он просто пытается втянуть в конфликт с ними как можно больше из Семи Королевств, оставив себя в лучшем положении с возможностью взойти на Железный Трон.

Война пяти королей

Война, действительно, начинается, но имеет последствия, которых никто не ожидал. Короля Роберта убивают на охоте, подстроенную Серсеей, это позволило Джоффри претендовать на его «первородство» как королю. Нед Старк, который хочет, чтобы престол перешел по законному пути наследования к Станнису Баратеону, мастеру судов, становится предателем по новому королевскому режиму, и его казнят. В свою очередь, север жаждет восстановить свою независимость от Королевской Гавани, провозглашая сына Эддарда, Робба, первым королем на Севере после Захватчика Эйгона, жившего три столетия назад.

Наблюдая нестабильность, которую вызвала ситуация, целый ряд других лиц также вступают в королевскую борьбу: Станнис, который не хочет восходить на трон, но все же исполнит свой долг как законный наследник; Ренли Баратеон, младший брат Станниса, который воображает себя лучшим правителем, чем его родной сварливый брат; и Балон Грейджой, который видит шанс попытаться начать вторую войну за независимость для своих Железных островов.

Так называемая Война пяти королей длится около двух или трех лет (начиная с первого сезона и заканчиваясь в четвертом), убивая тысячи и вытесняя еще больше (тем временем в последующие годы наступает продолжительная зима, а это означает, что еще больше погибнут от голода и незащищенности). Ренли, Робб, Джоффри и Станнис - все убиты: кто в бою на поле боя, кто через убийства. Томмен Баратеон, молодой и наивный, которым легко манипулировать (отсюда желание Петира Бейлиша увидеть, как он взойдет на трон), становится царем и вступает в брак по договору с Маргери Тирелл. Та, в свою очередь, так жаждет стать королевой, что готова на все (в том числе на первый брак с «королем» Ренли, а затем Джоффри, хотя она не в состоянии довести до конца ни одни отношения, прежде чем убивают ее мужа).

Последствия войны


Вдобавок к каждому падшему монарху и их армий, других старших лордов или советников тоже убили, в том числе лорда Тайвина Ланнистера, Джоффри и десницы короля Томмена. Из-за этого остаются гораздо слабее и гораздо менее опытные советники, борющиеся за позиции власти, такие как королева Регент Серсея Ланнистер, которая так отчаянно обманывает дом Тиреллов ради влияния на короля Томмена. Она обманом позволяет Вере в Семерых перевооружиться и отправлять суд всех грешников. Это затрагивает Маргарет за ложь о том, что ее брат сир Лорас Тирелл совершил незаконный гомосексуальный «проступок», а также саму Серсею за мошенничество с ее королевским мужем и совершение инцеста. Когда ее сын тоже падает под чарами Его Воробейшества, Серсее кажется, что у нее нет другого выбора, кроме как казнить все руководство Веры, ряд конкурирующих королевских советников и практически весь дом Тиреллов одним махом, уничтожив Великого Септа Бейелора тайным огнем, оставшимся после правления Безумного короля Эйриса. Разбитый личными и профессиональными утратами, Томмен вскоре следует за ними, бросившись из окна башни. Железный Трон теперь занимает сама Серсея, что делает ее первой королевой в истории Вестероса.

На севере дом Болтонов, давний вассал дома Старков, наконец-то поднимается на позицию Стража Севера, когда он вступает в сговор с Ланнистерами и домом Фрей, чтобы убить короля Робба Старка. Незаконнорожденный Рамси Болтон какое-то время держит Винтерфелл в качестве своего личного кресла, персонально убивая давно скрывающегося Рикона Старка для того, чтобы потом получить власть над севером.

Дом Талли бросает вызов альянсу Ланнистер-Фрей в Поречье на какое-то время, выдерживает осаду Риверран, пока сир Джейме Ланнистр лично по приказу короля Томмена не разрешает ситуацию. Риверран капитулирует, и одна из самых последних областей, которая до сих пор цепляется за войну, окончательно возвращается в королевский мир.

Остается нетронутая на протяжении всей разрушительной войны Долина, регион, где Лиза Аррен правит в качестве регента, пока ее сын Робин не достигнет зрелого возраста и полностью сможет претендовать на мантию Стража Востока. Лиза тайно влюбляется в Петира Бейлиша несколько десятилетий назад. Она наконец-то может выйти за него замуж после смерти мужа, Джона Арена, пока он не убивает ее, тем самым претендуя на звание регента. На протяжении всего процесса, он устраивает все так, что рыцари Долины, одной из самых больших армий во всем Вестеросе, надежно прячутся на горном востоке, ожидая подходящего момента, чтобы ударить, якобы в качестве его личной боевой силы.

Угроза на востоке: Дейенерис Таргариен

Лорд Варис, мастер шепота в маленьком совете короля, и Иллирио Мопатис, мастер Свободного города Пентоса, строят заговор по неизвестным причинам, чтобы переустановить династию Таргариенов на Железном Троне еще до окончания Восстания Роберта и до того, как дом Баратеонов претендует на корону для себя. Основная часть этого плана изначально опирается на Визерис. Они договариваются с его сестрой, молодой Дейенерис, предназначенную для продажи Халу Дрого, одному из самых могущественных из Дотракийцев, чтобы использовать его кхаласарсев в качестве основы армии Таргариенов.

Но Визерис в итоге оказывается таким же безумцем, как его отец Эйрис II, и его убивают за личные неприятности. Дени приходит ему на смену, требуя остатки хозяина Дрого после того как он тоже умирает от трех драконов, которых она нечаянно умудряется вывести в погребальном костре своего мужа, чтобы вдохновить на преданность своих последователей и на страх в своих врагов. Считая, что она должна собрать как можно большую армию, прежде чем высадится в Семи Королевствах, она сначала обзаводится немалым количество Безупречных солдат, самой грозной армией в мире, а затем также получает преданность компаний-наемников и почти всей орды Дотракийцев.

В процессе Дени также считает, что ей нужно больше практики как правительнице, прежде чем восстанавливать династию Таргариенов, чтобы не оказаться некомпетентным монархом, как ее отец. Она поселяется в городе Мирин, одном из крупнейших в Заливе работорговцев. Страдая от мятежа восставших против ее антирабовладельческой реформы, ей все же удается подавить восстание благодаря ее большому войску, драконам (конечно же), а также наличию вдохновенных членов совета, в том числе Тириона Ланнистера, карлика, который безвозвратно отворачивается от своего дома и вместо этого стремится свергнуть режим своего племянника путем возвращения власти Таргариенов.

Также есть интересный факт о железнорожденных. После того как самозваного короля Балона сначала убили, потом заменили его братом Эуроном, дети Балона Теон и Яра убегают ради безопасности из Железных островов, прихватив с собой как можно большую часть Железного Флота. Они переплывают узкое море и высаживаются в Мирине в надежде заключить союз с будущей королевой Дейенерис. После спора с ней они пришли к соглашению: железнорожденные обеспечивают судами, на которых Дэни вторгнется в Вестерос, и обязуются больше никогда не грабить остальные шесть королевств в обмен на ее помощь в свержении короля Эурона и назначение Яры на Соляной Трон.

Когда все кусочки наконец собраны, Дейенерис Таргариен, будущая королева Семи Королевств, отплывает домой и на самое большое вторжение, которое видел Вестерос.

Угроза за Стеной: Белые ходоки

Реальной угрозой для Вестероса являются Белые Ходоки, которые спустя эти десятки тысяч лет вернулись, чтобы закончить свое уподобление живых.

Тихо увеличивая свое число и медленно, но настойчиво направляясь на юг, к Ночному Дозору (который создан, чтобы следить за их возвращением и обеспечить оборону против их атаки), они запоздало восстанавливают свою деятельность. Лорд командующий Джиор Мормонт призывает к Великому походу за Стену, чтобы осмотреть, куда разошлись Одичалые и узнать количество и передвижения Ходоков. Этот поход был почти полностью уничтожен ледяными зомби и лишил людей их Командующего.

Джон Сноу вынужден взять на себя руководство Дозора, работа оказывается настолько сложной, что он принимает самый нетрадиционный подход, чтобы увеличить мизерное количество и сделать наилучшую защиту против противника: он обращается к Одичалым через Стену и предлагает им большую полосу безлюдной земли для жилья. В свою очередь, так называемый Вольный народ должен соблюдать правила короля Железного Трона и помочь людям Стены в неизбежном вторжении сверхъестественного.

Джона убивают за личные проблемы собственные братья, которые ошеломлены внезапным поворотом в политике Ночного Дозора за восемь тысяч лет. К счастью для него, леди Мелисандра, временно проживающая в Черном замке (результат короля Станниса Баратеона, пришедшего за помощь к Дозору во время массивного противостояния с Одичалыми), обнаруживает, что у нее есть возможность, которой обладают некоторые из красных священников и жриц: воскрешать мертвых.

Четкое чувство преданности подталкивает Джона к решению, что жизнь в качестве одного из Ночного Дозора уже не для него. Он уходит в отставку с поста лорда командующего и вместо этого становится Старком (пусть и незаконнорожденным), помогая своей сестре Сансе сплотить дома на севере (и различные племена Одичалых), чтобы силой вернуть Винтерфелл и сместить Болтонов с должности Стражей Севера. После затяжного боя Джон и его армия выходит победителем, но только после того, как Петир Бейлиш наконец раскрывает своих рыцарей Долины, придя на помощь леди Сансе и еще больше укрепив свою позицию влияния на события на континенте.

Или это он так думает: после того, как Джон демонстрирует на поле боя храбрость и умение, разные дома Севера собираются вокруг него так, как они первоначально стекались к его сводному брату Роббу, объявив его Белым волком, новым королем Севера. Джон, Санса и Мизинец в шоке от такого неожиданного поворота событий.

На Севере наконец восстановлен порядок, но Белые ходоки ближе, чем когда-либо, а настоящая война вот-вот начнется.

Тот, кто поведет их всех: Бран Старк


Начав жизнь в качестве второго новорожденного сына дома Старк, Бран узнает, что его мечты о рыцарстве рухнули, когда он падает с башни в Винтерфелле и становится парализованным ниже талии (Брана намеренно сбросил из окна сир Джейме Ланнистер после того, как тот случайно увидел, как Джейме занимался сексом с его сестрой-близнецом). Но когда закрывается одна дверь, открывается другая. Бран обзавелся способностью проникать в других живых существ (в основном в его Лютоволка, Лето) и даже видеть будущее.

Бран в итоге понимает, что трехглазый ворон, который продолжает появляться в его снах, на самом деле еще один ясновидящий, который находится за Стеной, и который манит Брана присоединиться к нему, чтобы обучиться вновь обретенным способностям (и по существу, стать генералом всех сил, живущих в предстоящем бою с нежитью). После опасного путешествия через враждебную территорию Бран все же встречает Трехглазого Ворона, узнав, что он связан с корнями массивного Серцедрева в системе пещер, которое имеет связь с одним из, если не последним поселением Детей леса.

Бран много узнает во время тренировок: например, как путешествовать назад во времени, чтобы увидеть, как развивались события в прошлом. Но все обрывается, когда молодой Старк во время одной из своих астральных прогулок случайно встречает Ночного короля, явного лидера Белых ходоков. Это позволяет Ходокам обойти магическую защиту Трехглазого Ворона, убив его и вынудив Брана и его единственного выжившего союзника, Миры Рид, пуститься в бега.

Они играют в престолы и ведут армии в бой, присягают королям или объявляют королями себя, клянутся в верности и предают, проявляют невероятную храбрость и благородство или поражают подлостью и вероломством. Они - лорды Вестероса, великолепного мира, созданного Джорджем Мартином.

Великие дома - это высшая знать континента Вестерос, где происходит основная часть событий «Песни Льда и Пламени» Джорджа Мартина. Это не даже семьи, а целые кланы, от которых зависела, зависит и, скорее всего, будет зависеть вся жизнь Семи Королевств. Каждый из домов обладает богатой и необычной историей, а также отличительными особенностями, которые тщательно проработал неподражаемый Мартин. Вкратце расскажем о каждом из них.

Некоторые из Домов ранее были королевскими династиями, но их представители проиграли завоевателям Таргариенам, и, чтобы избежать гибели, присягнули чужакам на верность. С Таргариенов и начнём, ведь именно им Семь Королевств обязаны своим рождением: именно они объединили все государства Вестероса в единое целое.

Пламя и кровь


Род Таргариенов происходит из древней Валирии, их предки уцелели при гибели великого государства и сделали своим оплотом небольшой остров у берегов Вестероса - Драконий Камень. Говорят, что в жилах Таргариенов течёт кровь драконов. Правда это или красивая легенда, конечно, неизвестно, но бесспорно то, что именно драконам обязаны Таргариены своей властью над Семью Королевствами.

С маленькой и не особо хорошо вооружённой армией, двумя сёстрами и тремя драконами Эйегон Таргариен Завоеватель пошёл войной против всех правителей Вестероса. Драконы оказались решающей силой, обеспечившей хозяевам победу. На долгие годы власть над континентом перешла к Таргариенам.

Эйегон женился на своих сёстрах, и эта традиция, пришедшая с их прародины Валирии, часто соблюдалась в их роду. Считалось, что тем самым они сохраняют чистоту крови. Отчасти это было верно: большинство Таргариенов отличалось необыкновенной красотой, а кроме того, кровосмешение привело к тому, что среди них встречались как великие люди, так и настоящие безумцы. Вернее, либо одни, либо другие - никакой «золотой середины».

Закат династии начался с гибелью последних драконов. Правда, Таргариенам удалось удержаться у власти ещё почти полторы сотни лет. Король Эйерис II был безумен, что заставило нескольких лордов поднять против него восстание, оказавшееся удачным. Сам король, его старший сын и внук были убиты, и лишь двум Таргариенам удалось спастись.

Один из них - Визерис - оказался тщеславным и слабым человеком и был убит позднее. И в данный момент только его сестра Дейенерис не даёт гордому стягу рода - красному трёхглавому дракону - пасть окончательно. Ей удалось невероятное - вернуть в мир Вестероса драконов, и сейчас она обладает мощной армией, что значительно увеличивает её шансы в войне за возвращение трона.


Нам ярость


Дом Баратеонов - самый молодой из всех великих домов. Как считается, этот род происходит от побочной ветви Таргариенов. Во время своих завоеваний Эйегон Таргариен, повергнув короля Шторма, преподнёс владения поверженного владыки своему родственнику. Так Баратеоны стали лордами Штормового Предела. Черноволосые, сильные и в большинстве своём жизнерадостные Баратеоны долгое время оставались верны Таргариенам, которым были многим обязаны и с которыми были связаны родственными узами. Но при Эйерисе II всё изменилось.

Станнис, последний из Баратеонов

Старший из Баратеонов, Роберт, ненавидел род Таргариенов. Причина ненависти крылась прежде всего в женщине, сестре его ближайшего друга, которую он не поделил с наследником трона, Рейегаром. Роберт стал одним из вожаков восстания, а после победы он взошёл на трон, воспользовавшись тем самым полулегендарным родством с Эйегоном Завоевателем.

Неплохой, в общем-то, человек, он оказался никудышным правителем и слишком сильно зависел от окружения, в первую очередь от могущественной семьи своей жены - Ланнистеров. Ланнистеры и подстроили гибель Роберта - он был убит кабаном во время охоты, - после чего их влияние на трон и наследников (кстати, детьми короля последние не являлись) стало практически безграничным.

Два младших брата Роберта, Станнис и Ренли, тут же заявили о своих претензиях на трон и постарались подкрепить их силой оружия. Но братья сцепились между собой, что в итоге привело к смерти Ренли и поражению войск Станниса. Последний, на момент окончания «Бури мечей», является единственным живым мужчиной из рода Баратеонов. Он продолжает борьбу за корону Вестероса, но идёт по лезвию ножа и в любое мгновение рискует пасть жертвой не амбиций даже, а безоглядной веры в свою правоту.

Услышь мой рёв


Ланнистеры, без сомнения, самый богатый род изо всех великих домов. Светловолосые красавцы, правящие западными землями и Бобровым утёсом, согласно преданиям, происходят от Ланна Умного, одного из величайших легендарных героев Вестероса.

Своим расцветом Ланнистеры обязаны в первую очередь хитроумию лорда Тайвина, который осторожно и уверенно вёл свой род по ступенькам власти. Тайвин вовремя примкнул к восстанию против Эйегона и в результате стал тестем нового короля. А старший сын Тайвина, Джейме, служивший в гвардии Эйегона, убил старого короля, за что и получил презрительную кличку «Цареубийца». Кроме того, Джейме был любовником своей сестры Серсеи, вышедшей замуж за Роберта Баратеона (все её дети, якобы являющиеся наследниками трона, по-настоящему от Джейме). У Тайвина есть и третий, нелюбимый ребёнок - хитрый карлик Тирион.


После смерти короля Роберта Ланнистеры захватывают власть в Семи королевствах. И, несмотря на то, что с соперниками приходиться сражаться на несколько фронтов, эту власть удерживают. Благодаря золоту, сильной армии и неожиданным уловкам. Правда, не без потерь: Джейме становится калекой и начинает меняться, Тирион объявлен преступником и бежит из государства, перед этим убив отца, ещё до этого умирает старший наследник, очевидно, кем-то отравленный.

Так что, несмотря на победы, будущее Ланнистеров представляется далеко не безоблачным. Ведь Джейме не политик, а Серсея, при всей своей хитрости и коварстве, не слишком умна. А Киван, брат Тайвина, пока остаётся в большой степени «тёмной лошадкой».

Зима близко


Первый великий дом, с которым знакомится читатель, взяв в руки «Игру престолов» - это Старки. Неизменные лорды Севера, род которых не прерывался на протяжении тысяч лет, с тех пор как их легендарный предок Брандон-строитель воздвиг Стену, защищавшую Семь Королевств от Иных.

Во время завоевания Вестероса Эйегоном тогдашний правитель Севера Торрхен Старк проявил предусмотрительность и, вместо того, чтобы сражаться с Таргариеном, присягнул тому на верность. Если б речь шла о другом доме, этот поступок можно было бы счесть трусостью, но не таковы Старки. Они холодны, как земли, которыми они правят, тверды, как стены их родового замка Винтерфелла, и опасны, как лютоволки, красующиеся на их знамёнах.

Среди остальных великих домов Старки всегда были отчасти чужаками. Возможно, из-за своей холодности, возможно, вследствие древности рода, возможно, по причине того, что они единственные поклоняются Старым богам. А может, всё дело в потрясающей верности Старков, которая, очевидно, была неприятна остальным. Впрочем, и этой верности пришёл конец: когда Роберт из дома Баратеонов поднял восстание, Эддард Старк поддержал старого друга. Много лет спустя он стал первым советником при новом короле; будучи человеком честным и смелым, проявил себя как недальновидный политик и был убит Ланнистерами вслед за своим королём.


Платить за ошибки отца пришлось его детям. Старший, Робб, взвалил на себя непосильное бремя власти и, будучи провозглашён королём Севера, начал войну с южными лордами. Двоим его младшим братьям пришлось бежать из опустошённого Винтерфелла. Одна из сестёр, Арья, в неполные десять лет оказалась наедине со всеми ужасами объятой войной страны, а старшая, Санса, стала пешкой в политических играх. Стоит отметить, что у каждого из детей Эддарда был свой лютоволк, полулегендарное существо, отличающееся от обычного волка в той же степени, как волк отличается от собаки. Связь Старков с лютоволками явно указывает на выдающийся (вероятно, магический) потенциал детей, которому ещё предстоит проявиться в будущем.


Старки являются, пожалуй, наиболее задействованным в сюжете домом. Каждого из них можно назвать центральным и, наверное, положительным (насколько это слово вообще можно применять к героям Мартина) персонажем цикла. Верность, честь, прямота, храбрость - в этом их сила, за это их можно любить и уважать. Но именно эти качества их и губят. На конец «Бури мечей» единственным взрослым отпрыском Старков мужского пола остаётся незаконнорождённый сын Эддарда Джон Сноу, а земли Старков или разграблены, или в руках чужаков.

Высокий, как честь


Один из самых древних родов, сохранившихся на просторах Семи Королевств - Аррены, извечные Хранители Востока. До прихода Таргариенов Аррены были королями Горы и Долины, впоследствии эти земли так и остались за ними, но уже как ленное владение.

Во время заката династии Таргариенов безумный король Эйерис II потребовал у могущественного лорда Джона Аррена выдать его воспитанников, Эддарда Старка и Роберта Баратеона. Ответом ему стали поднятый стяг с луной и соколом на нём и начало восстания, приведшего к концу династии. После победы Джон стал Десницей, то есть первым советником нового короля. И женился на Лизе Талли, мужем сестры которой, Кейтилин, стал Эддард.

После смерти мужа Лиза бежала из столицы и затворилась со своим маленьким, болезненным и избалованным сыном в родовом замке Арренов. Эта крепость, именуемая Орлиным Гнездом, по праву считается самой неприступной во всех семи Королевствах. Большая часть перипетий войны между другими домами миновали Лизу и её маленького сына. Сами они предпочли сделать вид, что их хата с краю. Да и вряд ли смогли бы повести за собой людей. Впрочем, подобная «политика невмешательства» имела и обратную сторону: маленький Роберт Аррен подпал под влияние незначительного по происхождению, но хитроумного лорда Петира Бейлиша. И надежд на то, что некогда великий дом сможет подняться вновь, всё меньше.

Несокрушимая цитадель Арренов - Орлиное Гнездо

Семья, долг, честь


Талли, хоть и отличаются немалым богатством, никогда не были, в отличие от большинства других великих домов, королями. Их плодородные земли находятся на границе южной и северной областей Семи Королевств, а замок Риверран на перекрестии трёх великих рек, именуемом Трезубцем, позволяет Талли контролировать львиную долю торговли.

Талли получили власть над Речными землями благодаря Эйегону, так как первыми из речных лордов присоединились к нему. Их девиз - не просто набор громких слов: именно этим понятиям всегда были верны Талли, а подобная верность - редкость среди высшей знати.

После падения династии Таргариенов Хостер Талли породнился со своими соратниками, отдав за них (Эддарда и Джона) своих дочерей. Родство с Талли оказалось очень большой удачей для Робба Старка, когда он объявил себя королём Севера и вступил в войну с Ланнистерами. Именно на речных землях шла большая часть боевых действий, именно благодаря содействию своих родичей Талли и их вассалов шансы Робба на победу были высоки.

Предательство изменило расклад сил. Теперь сын почившего лорда Хостера, Эдмар, пленён, а войско рассеяно. Но это не означает, что Талли повержены окончательно. Самый опытный и опасный из них - сир Бринден, брат Хостера по прозвищу Чёрная Рыба, всё ещё контролирует Риверран. Пусть он окружён врагами со всех сторон, но, пока жив Бринден, это ещё не означает поражения.

Вырастая - крепнем

Другие могут быть богаче, хитрее, храбрее, более верны или коварны, но никто не сравнится с Тиреллами в количестве подданных. А что может быть важнее в военное время? Земли Тиреллов - пожалуй, самый благодатный край всех Семи Королевств. Здесь плодородная земля, тут тепло, но, в отличие от более южных земель, есть место и прохладе, и земли эти лежат под дланью могучего семейства.

Когда-то, до пришествия Таргариенов, Тиреллы были обычными дворянами, хоть их род, уходивший корнями в Эпоху героев, и отличался древностью. Но предыдущий владыка Вышесада погиб в огне дракона, а его стюард, предок нынешних Тиреллов, сдал замок завоевателю. За свой поступок он получил высокий титул, а его семья вошла в круг великих домов. На протяжении многих лет Тиреллы поддерживают вражду со своим южным соседом Дорном, также входящим в состав Семи Королевств.

Никогда не бывшие королями, Тиреллы отличаются честолюбием и жаждой власти. Но нынешний глава дома, Мейс Тирелл, так и не отважился на собственную игру. Несмотря на свою неоспоримую мощь, он оказывал поддержку другим претендентам на роль верховного правителя Семи Королевств. Заключение союзов привело к тому, что его дочь, Маргери, уже дважды похоронила своих женихов-королей. Интересно, будет ли третий?

Есть два представителя Тиреллов, которых можно назвать значительными фигурами в противоборстве домов. Лорас, молодой и слишком горячий рыцарь, пока не может считаться заметным политиком, однако все задатки стать таковым у него имеются. А вот его бабка леди Оленна, недаром прозванная Королевой Шипов, несмотря на кажущуюся непритязательность, пожалуй, является одним из самых опасных участников борьбы за власть.

Непреклонные, несгибаемые, несдающиеся


Мартеллы. Извечные противники Тиреллов. Правители, называющие себя не королями, а принцами - принцами самого южного из Семи Королевств, Дорна. Они существуют достаточно изолированно от всех своих северных соседей, что позволило им сохранить в почти первозданном виде свои традиции, обычаи и особый южный колорит. Главным отличием Дорна от других Королевств, без сомнения, остаётся то, что только его так и не смог покорить Эйегон. Присоединение состоялось только через много лет - и не по праву сильного, а благодаря политическому договору и браку.

Элия, сестра нынешнего лорда из рода Мартеллов Дорана, была женой наследника Таргариенов. Её зверски убили люди Ланнистеров. Брат принца, Оберин Красный Змей, отомстил убийце сестры и сам расстался с жизнью. За исключением этих двух смертей война, разгоревшаяся после смерти Роберта Баратеона, практически не затронула Дорн. Логично предположить, что Мартеллы в конце концов вступят в противостояние с Ланнистерами, но Доран осторожен, и открытой войны, в ближайшее время не предвидится.

Мы не сеем!


Последний из великих домов, не менее обособленный, чем Мартеллы, - дом Грейджоев. Их род уходит корнями в глубину веков столь же далеко, как и Старки, и такое же время длится вражда двух домов.

Грейджои и их подданные давным-давно осели на бесплодных Железных Островах и были вынуждены заняться пиратством. Впрочем, «вынуждены» - вряд ли подходящее слово: разбой пришёлся им по вкусу, и теперь они уже не мыслят своей жизни без него, презирая все остальные занятия.

Агрессивная политика жителей Железных Островов закончилась с приходом Таргариенов. Но стоило повелителям драконов пасть, как Грейджои взялись за старое. Едва одержав победу в восстании, Роберт Баратеон и Эддард Старк столкнулись с мятежом Грейджоев. А когда в Семи Королевствах началась новая смута, Грейджои просто не могли остаться в стороне. Вновь выступая сами за себя, они стремятся урвать всё, что плохо лежит.

Теон Грейджой - вероломный отпрыск вероломного семейства

На Железных Островах ничто, кроме силы, не имеет значения. Их население - скорее несколько пиратских банд, чем организованное государство. И нельзя поручиться, что в скором времени в борьбе за власть они не вцепятся в горло друг другу. Впрочем, от этого Грейджои не становятся менее опасными для остальных, ведь жестокость у них в крови.

* * *

Удивительное правдоподобие дворянских домов, созданных воображением Мартина, порой заставляет задуматься, а не существовали ли Ланнистеры или Таргариены в действительности? Даже если «очистить» мир книг Мартина от магической интриги, само противостояние между великими домами приковало бы читателей к циклу. Великие дома, без сомнения, одна из главных изюминок «Песни Льда и Пламени».