Александр Новиков: биография, личная жизнь, семья, песни и фото певца. Александр новиков: `по телевизору децл смотрится выше меня` Александр новиков актер личная жизнь семья

С Дальнего востока на Урал.

Александр Васильевич Новиков родился 31 октября 1953 года на далеком острове Итуруп, который находится на границе с Японией, вырос будущий исполнитель шансона в семье военного летчика. В 1969 году вместе с семьей переезжает в Екатеринбург, где и продолжает свою творческую деятельность. С конца 70-х годов Новиков увлекается рок-музыкой и создает собственную группу «Рок-полигон». В 1981 году группа записывает свой первый альбом. Никто не знает, какое обстоятельство повлияло на Новикова, но в 1984 году певец,неожиданно для друзей, отходит от рок-музыки и записывает альбом в стиле «русский шансон».

Творчество за решеткой.

Александр часто имел проблемы, с законом отстаивая свои взгляды, например город Свердловск именовал Екатеринбургом, за что не раз отсиживал несколько суток в милиции. Песню «На восточной улице» Новиков написал в 1984 г. отсиживая 30 суток в одиночной камере.
В том же году по приговору суда Александру выносят приговор с отбыванием 10-ти лет лагерей строгого режима за незаконное изготовление и сбыт электромузыкальной литературы. Отбывая срок, наотрез отказывался от всякого рода поблажек и работал наравне с остальными заключенными, за что заслужил уважение от заключенных России.

Колокола в дар.

В 1990 г. Александр Новиков указом Верховного Совета РСФСР был освобожден, а вскоре Верховный суд РФ «за отсутствием состава преступления» отменил приговор. В свое время Новиков становился лауреатом общероссийской премии «Овация», также в 2003 году был награжден высшей церковной наградой - Орденом святого благоверного князя Даниила Московского за активное участие и помощь в строительстве Храма-на-Крови в Екатеринбурге. Певец часто выступает со своими душевными песнями по всей России и будем, надеется, что приобрести билеты на концерт Александра Новикова в Москве 2013 года будет возможно в скором будущем.

Альбомы Алесандра Новикова:

«Вези меня, извозчик»
«Ожерелье Магадана»
«В захолустном ресторане»
«Городской роман»
«Шансоньетка»
«С красавицей в обнимку»
«Записки уголовного барда»
«Сергей Есенин»
«Бурлак»
«Стенка»
«Красивоглазая»

Алекса́ндр Васи́льевич Но́виков родился 31 октября 1953 в Сахалинской области семье военного летчика и домохозяйки. В шестнадцатилетнем возрасте будущий шансонье уехал в город Екатеринбург, который в то время Свердловск. В этом городе живет и по сей день, занимая должность художественного руководителя Екатеринбургского театра эстрады. Не так давно Александр Новиков выпустил автобиографическую книгу «Записки уголовного ».

Артист не раз становился лауреатом различных премий, например, в 1995 году ему вручили общенациональную премию «Овация» в номинации «Городской романс». Неоднократно Александру Новикову присуждали и премию «Шансон года».

В 1980 году Новиков создал музыкальный коллектив «Рок-полигон», в котором был и солистом, играющим , а также писал песни. Творчество группы, по мнению критиков, было довольно эклектичным для того времени - некоторые песни можно было назвать рок-н-роллом, а другие - даже реггей и панк-роком. Спустя год после создания «Рок-полигона» Александр Новиков организует звукозаписывающую студию, дав ей свое имя - «Новик рекордз». В этой студии были записаны альбомы не только владельца и основателя, но и таких музыкальных коллективов, как «Чайф» и «Агата Кристи».

Уголовное преследование артиста

Однако не все было гладко в творческой карьере артиста. В середине 80-х годов прошлого века Александр Новиков был осужден Свердловским судом по статье 93-1 УК РСФСР. Согласно приговору суда артисту предстояло 10 лет провести в тюрьме. Арестовали артиста еще осенью 1984 года. Незадолго до этого он выпустил альбом «Вези меня, извозчик». Хотя в записи этого альбома и участвовали музыканты из состава «Рок-полигона», в частности Алексей Хоменко и Владимир Емельяненко, было очевидно - группа резко отошла от исполнения рок-музыки.

Музыканта, ставшему популярным после выхода своего первого альбома, обвинили в сбыте фальсификата.

Уголовное расследование было связано с тем, что Александр Новиков, помимо творческой деятельности, занимался изготовлением и сбытом электромузыкальной аппаратуры. Уголовное дело было возбуждено по статье 93-1 УК РСФСР, то есть «неоднократные хищения государственного или общественного имущества в особо крупном размере». Стоит отметить, что по этой же статье в 1989 году обвиняли и продюсера крайне популярной в то время поп-группы «Ласковый май» Андрея Разина, которому инкриминировалось хищение государственной собственности в особо крупных размерах. Продюсера уличили в том, что он занимался продажей «левых» билетов на концертные выступления своей группы. Общий ущерб от действий Разина, по данным ряда отечественных СМИ, превысил 8 миллионов рублей.

Приговор по делу Александра Новикова был вынесен 1985 году, однако спустя 5 лет согласно Указу Верховного Совета РСФСР артиста освободили. Спустя некоторое время Верховный Суд РФ вынес решение об отмене приговора в связи с отсутствием состава преступления.

Верх-Исетский районный суд Екатеринбурга поместил под домашний арест барда и художественного руководителя Уральского государственного театра эстрады . По словам помощника судьи Ольги Тафф, известный шансонье помещен под домашний арест на два месяца по обвинению по ч. 4 ст. 159 УК РФ (мошенничество).

По версии следствия, Новиков причастен к хищению средств пайщиков клубного поселка «Бухта Квинс» в размере 36 млн руб.

Строительство «Бухты Квинс» было начато в 2008 году в поселке Изоплит. Предполагалось, что на земельном участке, принадлежавшем Александру Новикову, будет возведено 56 домов. Финансирование строительства осуществлялось из средств созданного ООО ГК «Домбери» потребительского жилищно-строительного кооператива (ЖСК) «Бухта Квинс». Членами кооператива стали 65 пайщиков с общей суммой взносов более 150 млн руб. Однако в 2011 году стройка была заморожена.

В ноябре прошлого года по заявлениям пайщиков было возбуждено уголовное дело по ч. 4 ст. 159 УК РФ (мошенничество) в отношении экс-заместителя министра инвестиций и развития Свердловской области , делового партнера Александра Новикова. Сам шансонье до недавнего времени проходил по этому делу свидетелем, однако следователи посчитали, что он также причастен к исчезновению средств пайщиков.

По данным источника ТАСС, близкого к ситуации, Новиков принимал участие в очных ставках по делу о мошенничестве с недвижимостью в Свердловской области. В ходе очных ставок были получены доказательства, что Новиков не только был в курсе всех схем, но и действовал заодно со злоумышленниками. В итоге следователи вышли в суд с ходатайством об аресте Новикова.

Как сообщает Ura.ru, адвокат Светлана Щербинцева просила суд отпустить Новикова под залог.

Сам Новиков свою вину не признал и назвал дело «сфабрикованным». «Как можно называть меня преступником, мошенником, потенциальным убийцей?

Какая тварь опубликовала эту гадость?» — обратился во время своей речи к журналистам артист, заявив, что его оболгали пайщики. Новиков сообщил, что он патриот своей страны и не собирается сбегать за границу от следствия. «Я патриот своей страны, а Америку ненавижу и никогда в нее не уеду!» — говорил Новиков.

Впрочем, пламенная речь певца не произвела впечатления ни на потерпевших пайщиков, которые пообещали выйти на митинг, если певца не арестуют, ни на судью, который признал обвинения следствия законными и постановил посадить Новикова под домашний арест на два месяца.

Александр Новиков — автор-исполнитель песен в жанре русский шансон. Самые известные его песни — «Помнишь, девочка?..», «Извозчик», «Шансоньетка», «Уличная красотка», «Город древний», «Школьный роман». Родился 31 октября 1953 года на Итурупе Курильского архипелага, в семье военного летчика и домохозяйки. Первые два года Новиков жил на Сахалине, потом переехал в латвийский поселок Вайнеде, далее десять лет прожил во Фрунзе и в 1969 году переехал в Свердловск.

В 1971 году Новиков получил свой первый срок за драку, устроенную в ресторане.

Новиков и его товарищ заступились за официантку, когда посетитель ресторана отказался платить и применил против нее физическую силу. От ударов мужчина потерял сознание, и, пока он лежал на полу, Новиков и его приятель достали из его кармана часы и отдали официантке. Посетитель потом попал в больницу, а Новикову дали условный срок на год с обязательным привлечением к труду: он строил Дом быта в Нижнем Тагиле.

В 1985 году он по приговору Свердловского суда по обвинению в изготовлении и сбыте фальсификата (речь шла об электромузыкальной аппаратуре, в том числе гитарах) получил 10 лет лишения свободы. В 1990 году он был освобожден. Приговор был отменен Верховным судом России за отсутствием состава преступления.

16 июня 2003 года Новиков был награжден орденом Святого благоверного князя «за заслуги в строительстве храма Спаса на Крови в Екатеринбурге». В 2010 году он был назначен худруком Екатеринбургского театра эстрады.

После назначения он первым делом спектакль «Голубой щенок», в котором углядел признаки пропаганды педофилии.

Всем привет. С вами снова Алексей Полковник, С новым вторником вас. "Радио Шансон в Нижнем Новгороде" в последнее время преподносит сюрприз за сюрпризом. Александр Новиков хоть и не впервые появился в нашем городе, но дату предыдущего своего приезда вспомнить затруднился. А я-то и вообще раньше с Александром никогда лично не общался. Очень трудно представить, что в октябре этому человеку исполняется 50! Но самая первая мысль, пришедшая в голову при встрече с Новиковым: "Ну и оглобля!" (В хорошем смысле этого слова.)

Александр, каков ваш рост в сантиметрах?

А. Н.: Сто девяносто шесть.

Пару раз видев вас по TV, я ожидал максимум 180.

А. Н.: Еще одно подтверждение того, что телевидение - это большой обман. По телевизору Децл смотрится значительно выше меня.

Вас в юности привлекали к занятиям баскетболом?

А. Н.: Да, на любительском уровне в школе и в институте. Но я не очень люблю баскетбол. Значительно больше, много лет я занимался футболом и еще боксом. Потом в жизни мне это очень пригодилось: пинать ногами и бить руками.

По некоторым данным, в 1984 году вы вдруг отошли от своих занятий рок-музыкой и записали альбом "Извозчик", считая рок-н-ролл на тот момент "беззубым". Это так?

А. Н.: Нет. Никогда я такого не говорил. В 1984 году рок-движение в Свердловске (ныне Екатеринбург) только-только зарождалось. Образовался Свердловский рок-клуб с такими группами, как "Урфин Джюс" и "Настя". Я тоже участвовал в нескольких коллективах. А песни писал уже давно. Как-то пришел в студию клавишник Алексей Хоменко, послушал и говорит: "А давай запишем". И записали: сначала "Я вышел родом из еврейского квартала", а потом "Извозчика". И так всем нравилось, кто слушал, что мне сказали: "Давай дальше". Я за месяц дописал материал на альбом, и еще за месяц мы его записали на студии. Параллельно занимался аппаратурой: ее у меня было много, и на концерты я ее давал нашим свердловским рок-группам. Ни у кого же больше ничего не было. Помню, пришел к Бутусову с Умецким в архитектурный институт, а они на такой рухляди играют... Ну, купил Умецкому бас-гитару, барабанщику - Земе - барабаны. Он играл просто на черт те чем...

То есть как купил? Купил в магазине и подарил?

А. Н.: Ну да. А потом, когда меня посадили, те ребята, которые записывали со мной "Извозчика", объединились с Бутусовым, Умецким и Земой, и получилась группа "Наутилус Помпилиус".

По поводу аппаратуры. А вы что, такой выдающийся "самоделкин"?

А. Н.: Мог делать и делал сам, а потом, когда дело приобрело серьезный масштаб, уже начал руководить несколькими направлениями производства. Могу с уверенностью сказать, что на тот момент я был самым крупным производителем аппаратуры в стране.

Это и стало официальной причиной уголовного дела?

А. Н.: Причиной уголовного дела стали песни. Оно составляет 17 томов, каждый том состоит из 400 страниц. И первая страница первого тома озаглавлена: "Экспертиза по песням Александра Новикова". Далее рецензия на каждую из восемнадцати песен альбома в духе газет 37-го года. Там меня обвиняют в пропаганде насилия, пьянства, проституции и вообще во всех грехах. И как резюме такая фраза: "Автор вышеупомянутого нуждается если не в психиатрической, то в тюремной изоляции наверняка!"

А официальный приговор?

А. Н.: Он, собственно, отменен уже семь лет назад. Но звучал так: "За изготовление и сбыт электромузыкальной аппаратуры, хищение общественных и государственных средств в особо крупных размерах путем мошенничества". То есть фабриковали дело таким образом: якобы я выдавал эту аппаратуру за импортную, тем самым совершая мошенничество и похищая деньги граждан в особо крупных размерах (масштабы продаж действительно были велики). Но принять мою аппаратуру за импортную мог только или конченый кретин, или эксперт этой самой следственной группы.

Александр, некоторые называют вас чуть ли не создателем русского шансона. Как вы сами к этому относитесь?

А. Н.: По этому поводу у меня есть одна история. В прошлом году я выступал в Красноярске и попутно попал на телевизионное ток-шоу. Там ведущий, звонки в студию и человек шестьдесят в самой студии. Все идет своим чередом, и вдруг посредине зала встает такая седенькая благообразная, аккуратненькая старушка, ей на вид лет девяносто, и говорит: "Саша, я так ваши песни люблю, я еще когда молодая была, так их слушала!.."

А вот еще доходила до меня такая информация, что бывший наш премьер-министр Евгений Примаков относится к числу ваших друзей. Так ли это?

А. Н.: В общем-то, да.

А как так получилось, если не секрет? Он ведь и в советские времена был крупной фигурой.

А. Н.: В первую очередь хочу сказать, что личности такого масштаба, такого склада ума и такой потрясающей глубины души будут востребованы при любой системе. Примаков - благороднейший человек и великолепный специалист. Готов всегда и везде это говорить, потому что знаю. А познакомились мы в самолете. Когда затонул "Курск", Путин собирал в Сочи всех академиков и политиков для мозгового штурма. Они уже летели обратно в Москву, и я попал в тот же самолет. Помощник Примакова подошел ко мне по его просьбе за автографом с какой-то бумажкой. Я говорю: "Ну, уж Евгению Максимовичу диск подарю". Подписал диск. Через пару минут уже сам Примаков выходит в проход и зовет: "Саша! Мне можно вас так называть? Мы вас приглашаем к себе". Я подхожу, а там Рэм Петров - вице-президент Академии наук, да, собственно, все остальные тоже академики, дедушки такие интеллигентные. Очень было приятно пообщаться. Примаков сказал, что тоже пишет стихи, книги и хочет преподнести ответный подарок. Я пригласил его на концерт, оставил номер своего телефона. Что меня поразило, через неделю в назначенный день, ровно в назначенный срок звонит Евгений Максимович и говорит, что на концерте будет. У меня на концертах часто бывают известные политики, люди, занимающие высокие посты. По-разному себя ведут. Кто веселится, кто в сотовый телефон разговаривает, кто спит пьяный. Публика не всегда на них реагирует. А тут, когда я объявил, что в зале находится Примаков, были просто овации. Сразу видно, что народ его любит. Он в перерыве зашел ко мне, мы с ним по чуть-чуть коньячку. Говорит: "Планировал со второго отделения уехать. Но останусь, нравится". Вот с тех пор общаемся, иногда и по делам приходится.

Вы знаете, недавно у нас в гостях, в городе, был Александр Александрович Дольский. И в разговоре он обмолвился, что свои первые песни вы выдавали за его. Что это за история?

А. Н.: Действительно, так оно и было. Я ему сам об этом говорил. Мальчишкой, лет в 15 - 16, я ходил на его концерты. А сам уже тогда кое-что сочинял, но за свое выдавать стеснялся. В этом плане очень робким был. Во всем остальном нахрапистым, боевым, даже нахальным, а насчет песен робким. Мне казалось, скажу, что мое, назовут ерундой - и все, катастрофа, больше уже ничего не напишу. И поэтому выдавал то за Дольского, то за Вертинского и смотрел за реакцией - сойдет или нет. Раз молчат, не говорят: "Что это Дольский за дрянь такую написал!" - значит, нормально. Был такой грешок. Но вообще, Дольский оказал серьезное влияние на меня. Очень хотелось научиться играть на гитаре, как он.

Получилось?

А.Н.: Так, как у него, все равно не получилось. Дольский играет, безусловно, гораздо лучше. Но сейчас для сопровождения моих песен такой задачи уже не стоит.

Множество интереснейших вещей поведал мне Александр Новиков в беседе. Например, назвал имена весьма известных ныне деятелей культуры и СМИ, проживавших в свое время в Свердловске, которые писали доносы на мятежного автора-исполнителя. Эти доносы он уже после освобождения держал в собственных руках и читал собственными глазами.

Александр, в начале восьмидесятых вы плотно общались и помогали свердловским рок-музыкантам, а в девяностых вдруг занялись продюсированном поп-певицы Натальи Штурм. Как это случилось и куда это она вдруг пропала?

А. Н.: Случайно на нее набрел. Зашел как-то вечером в театр эстрады, там какой-то концерт был сборный. Стоит в коридоре девушка, перед зеркалом причесывается. Я так шуткой спрашиваю: "Девушка, вы поете или танцуете?" Ее, видно, задело: "Да вы что!? Я певица - Наталья Штурм. А вы кто?" - "Я - Александр Новиков". Она паузу выдержала, смерила меня взглядом: "А я думала, вы маленький лысый еврей и живете в Америке". (Напомню, рост А. Новикова - 196 см. - Авт.,). Разговорились. Она: "Может быть, вы меня послушаете?" - "Послушаю". Встал в кулису. Она какие-то три песенки спела. Сказал ей: "Чем раньше вы этот материал в помойку выбросите, тем раньше станете известной". - "Я бы выбросила, да где ж другое-то взять?" - "Ну, раз заикнулся, значит, напишу".И написал.

А чем вся история-то закончилась?

А. Н.: Лет пять ее уже не видел, сказать ничего не могу. Но в жизни так бывает, что звездная болезнь обрушивается на человека раньше, чем к нему приходит слава. И это один из таких печальных случаев. Мы с ней расстались на ее фразе: "Если бы не твои дурацкие песни, я бы давно стала звездой". Я только ответил: "Хочешь быть звездой - будь ей..."

Вам известно, что Александр Розенбаум судится с некой фирмой по производству "караоке" в связи с использованием его песен? А ведь ваши песни там тоже присутствуют.

А. Н.: Мы сейчас следим за процессом (не только я, нас таких много). Если Александр Яковлевич выиграет, создаст прецедент, мы их там "разорвем на части".

Вы лауреат премии "Овация" где-то в середине девяностых. (Уточнить не удалось, так как Александр сам не особо помнит. - Авт.). Как вы, далекий от "официоза" человек, отнеслись к этой премии?

А. Н.: Если честно, узнал об этом через пятнадцать дней после присвоения. Был на гастролях в Уфе, приятель позвонил. А на официальной церемонии вручения для телевидения мне вообще диплом Антонова дали - они же там все одинаковые, - а на мое имя выписать забыли. Сказали: "Потом выпишем".

Выписали?

А. Н.: Да. Что касается отношения, ну, конечно, приятно было. А так... я не страдаю страстью ко всяким вымпелам и почетным грамотам.

А у вас часом нет звания "заслуженного" или "народного"?

А. Н.: Что вы!? Нет ничего более постыдного для поэта, чем иметь какие-то звания. Поэт - вот высшее из всех звании.

Я слышал, вы очень нелицеприятно высказывались о таком деятеле, как Игорь Крутой?

А. Н.: Да. И сейчас могу это повторить. Сегодня власть в шоу-бизнесе узурпирована несколькими негодяями, один из которых Игорь Крутой, который путем взимания взяток обирает артистов. Это миллионы долларов в месяц. Все эфиры, все премии года - они платные. И благодаря ему и ему подобным у нас такой упаднический, карикатурный, постыдный шоу-бизнес. В телевизоре одни и те же рожи, которые прямо там, в телевизоре, на наших глазах уже состарились и стали пародией на самое себя. Смотреть это очень стыдно, и за державу обидно.

Вы можете назвать еще кого-нибудь наряду с Игорем Крутым?

А. Н.: Как там звать, кто заправляет "Аншлагом"? Я их всех называю "смехуны". Половина из них просто вызывает жалость. По-моему, они искренне ненавидят Россию и издеваются над ней. Нормальному человеку это не смешно, это все ниже пояса. Носит все это чрезвычайно плебейский характер.

Не вам первому я задаю вопрос: каков выход из создавшейся ситуации? Вы лично со своей колокольни его видите?

А. Н.: Государству нужно вкладывать деньги в образование, в духовные ценности. Люди, которые с детства слушают Ростроповича и ходят в Третьяковскую галерею, а не на концерты Децла и Шуры, вырастут духовно богатыми и красивыми. И вся эта шелуха отомрет естественным образом. Грамотные, духовно богатые люди не будут смотреть эти блевотные сериалы и низкопошибные фильмы, которые я считаю постыдным явлением нашей культуры. Вы вспомните шедевры нашего кино. С какими гениальными актерами мы жили в одно время! И какую убогую серую массу мы наблюдаем сейчас. А как может воспитывать ребенка учитель, получающий копейки? Если бы наш президент ходил не на концерты "Любэ" и Баскова, а в Большой театр... И вместе с ним ходила бы его челядь кремлевская... То, может, через несколько лет мы и увидели бы какой-нибудь просвет. Искусство плебса не должно быть определяющим. Высокое искусство обязано присутствовать в стране.

И вы себя к "российскому шоу-бизнесу" не относите?

А. Н.: Относить себя к этому считаю оскорбительным и унизительным. Я не участвую в общей своре, а потому могу говорить то, что думаю, и вести себя так, как хочу. Скажу всем без ложной скромности, что если сегодня мой концерт целиком покажут по телевидению, то в этом шоу-бизнесе очень многое поменяется. У меня довольно высокая планка. И мой концерт отличается от того, что сейчас показывают, как Эйфелева башня от сортира.

Так что же, получается, на нашей эстраде достойных артистов совсем нет?

А. Н.: Почему? Очень много достойных. Николай Носков - потрясающий музыкант. Александр Малинин - он на концерте поет, как на пластинке, никогда не фальшивит.У нас много музыкантов, действительно умеющих петь и играть. Россия, как никакая другая страна, богата талантами, но им сегодня очень трудно пробиться. Бездарей легче приручить и потом стричь, поэтому они и проходят. Та же "фабрика звезд" - это очередная профанация. Разве позволят настоящие звезды сбить себя в стадо? И "родить" талант путем культивации невозможно. Звезда - это явление. А сегодня эта группа лиц, исполняющих на сцене комплекс ортопедических упражнений и издающих звуки, гордо именуемые пением, уже ездит по стране с гастролями. Они еще ничего не содеяли в жизни, они встали на сцене, где приказано, и, когда приказано, открыли рот. И еще. Сегодня наша эстрада потеряла самое главное - она потеряла половую принадлежность. Кто на вершинах хит-парадов? Лесбиянки и педерасты. И когда меня вдруг называют "звездой", меня корежит, потому что понятие это сегодня девальвировалось, потеряло свою прежнюю ценность и смысл.

По окончании официальной части разговора я не мог не проявить любопытства и поинтересовался у Александра насчет его легендарного перстня то ли с изумрудом, то ли с голубым топазом (молва приписывает камню огромные размеры). Александр пояснил, что на самом деле перстень не один (точнее, один как раз с голубым топазом и несколько с изумрудами - это его камень), и охотно показал тот, что был с ним на данный момент - с изумрудом. Действительно, камушек впечатляет. Заодно Александр Васильевич достал и надел "презентационные" часы "Рожер Дюбуи", вскользь сравнив их стоимость с шестисотым "Мерседесом". (В мире таких всего 28, у Новикова - за номером 12.) Приятно все-таки, что и в нашей стране автор-исполнитель (не каждый, конечно) порой может позволить себе небольшую роскошь.

Та же "фабрика звезд" - это очередная профанация. Разве позволят настоящие звезды сбить себя в стадо?

Вот и все на сегодня. Поверьте. иногда не часы украшают человека, а человек часы (даже "Роджер Дюбуи"). А я на этом ненадолго прощаюсь с вами. До встречи в очередной "тостушке" и на частоте "Русского радио" в Нижнем" 102, 9 FM. Остаюсь вечно ваш друг Алексей Полковник. Пока!

Александр НОВИКОВ - певец, поэт, композитор - держится в стороне не только от отечественного шоу-бизнеса, который ненавидит всей душой, но и от славной братии исполнителей собственных песен - шансонье и бардов. Он оказался в какой-то своей нише, в которой представлен в единичном экземпляре и где невероятно уютно себя чувствует. И так было с самого детства.

Мой отец, военный летчик, познакомился с мамой, когда она училась в сельскохозяйственном институте в Симферополе, - рассказывает Александр Новиков . - Потом отца послали служить на курильский остров Итуруп, там у них родился я. Затем перевели на Сахалин. Там родилась моя младшая сестра Наташа.

Наташа - талантливая спортсменка, играла за молодежную сборную по баскетболу страны и считалась невероятно перспективным игроком. Но она погибла в 17 лет в авиакатастрофе - вместе с юношеской сборной летела в Прагу и самолет потерпел крушение. Все девчоночки 16 - 17 лет, что были в сборной, разбились. Мать после этого так и не оправилась, не пережила этого удара.

Хулиган-отличник

- А с отцом вы потом встречались?

Родители разошлись во Фрунзе, отец ушел на пенсию и женился еще раз. Я был уже взрослым и приезжал в Киргизию по делам. Нашел его. Мы старались не говорить о наших семьях - вели обычный такой бытовой разговор отца и сына. Через месяц отца не стало. Хорошо, что с ним повидался на прощание.

Мама довольно тяжело пережила развод, не захотела оставаться во Фрунзе и поменяла квартиру на Свердловск - так тогда назывался город Екатеринбург. Почему именно он - не знаю. Она когда-то училась там и, видимо, сохранила о городе теплые воспоминания.

Несколько лет я учился в Славгороде на Алтае. Родители отправили туда как раз в период своего развода. Учился, между прочим, на одни пятерки. Память у меня была феноменальная!

- Очень сложно представить вас отличником... Я почему-то считала, что в вас больше хулиганистости, озорства.

Я был хулиганом первостепенным! Лидером никогда не считался, но и среди незаметных не ходил. Дрался всегда.

Я хорошо помню, как уже в Свердловске мы ходили драться с соседним районом - сто человек на сто, на железнодорожной насыпи - и я с гитарой наперевес в первых рядах. Моим коронным номером был «испанский воротник» - это когда насаживаешь гитару на чью-то голову.

- А гитару не жалко было? Вы уже к тому времени умели пользоваться ею по назначению?

Впервые я взял в руки гитару во Фрунзе в восьмом классе. Мы с пацанами пошли в кино на фильм «Вертикаль». И сам фильм, и особенно песни Высоцкого произвели на меня такое впечатление, что я шел из кинотеатра и понимал, что жизни без гитары мне теперь нет. Пришел домой и говорю матери: «Покупай мне гитару» - у меня как раз близился день рождения.

Если гитару разбивали в драке, двор скидывался на новую - она стоила около семи рублей. Сам зарабатывал - в карты уже неплохо выигрывал, вагоны разгружать ходили. У нас ведь не только драки были, но и взаимовыручка, последнюю рубаху отдавали, если нужно. Это сейчас у нас в стране слабого добьют, чтобы не мучился, а тогда мы так воспитаны были - если слабый, помоги ему стать сильным.

В это время в школе я уже учился не так хорошо. По литературе мне ставили колы и двойки, потому что я назвал повесть Горького «Мать» сортирным произведением. Учительница пришла в ужас, а я считал это произведение конъюнктурным, написанным по заданию партии и оттого с литературой ничего общего не имеющим.

В общем, я окончил школу с одними тройками. И - единственный во всем выпуске - с четверкой по поведению. При этом я не был комсомольцем, и директор мне сказал, вручая аттестат: «Саша, иди работать на завод, поскольку никуда тебе не поступить». А я нагло ответил: «Вот куплю завод, тогда пойду на него работать».

Вот откуда это взялось тогда, в махровое советское время?

Завод я купил через двадцать лет, правда, на нем не только не работал, но даже и не бывал - им занимался мой друг и компаньон.

Первая любовь

- А когда Саша Новиков, гитарист и хулиган, первый раз влюбился?

Влюбился я первый раз в Славгороде в Тому Полежаеву . Это случилось в третьем классе. Ну, нравилась мне девочка очень... Потом тоже много влюблялся, но чаще всего безответно. Видимо, я выбирал не тех, что ли. Страдал. Но спасибо этим чувствам - они потом очень помогли мне. Я хорошо помнил это свое состояние, я мог ввести себя в него - и тогда рождались интересные вещи, такие как «Помнишь, девочка...», под которую уже не одно поколение влюбленных выросло.

Женщины - это не другой пол, это другая планета. Но вот что интересно: женщины меня никогда не предавали, а вот мужчины - много раз.

В горном институте я встретил Машу. У нас были занятия в другом корпусе, и там я увидел девушку, которая спускалась по лестнице. Что-то сразу щелкнуло в голове, все помыслы были найти ее. А потом мы встретились на геодезической практике и там познакомились. И я сразу понял, что именно она должна стать моей женой. Мы прожили вместе 35 лет, и сейчас, если бы пришлось выбирать, я женился бы только на ней. Я - чудовище, и прожить столько лет со мной - это по-своему подвиг.

Мы с ней поженились как раз в тот момент, когда меня отчислили из института.

- За что же?

За драку. Я в общежитии нашего института избил одновременно комсорга, профорга и старосту. Они считали себя хозяевами в общежитии и придрались ко мне, что я не отметился на вахте и лично им не доложил, что пришел в гости к друзьям. Поскольку я никак не отреагировал на их замечание, они взяли мою куртку и выкинули на лестницу. Ну и... В общем, началась драка, я разбил одному очки так, что все лицо оказалось залито кровью, а они вызвали милицию. Отвезли меня в райотдел, а наутро вызывают к следователю. Симпатичная женщина просит меня рассказать, как было. Я спрашиваю: «Вам для протокола рассказать или как было на самом деле?» Она ответила: «Как все было». Ну, я и начал рассказывать, что эта комсомольская шушера пьет водку и водит девочек, как все. А потом пишет на своих же товарищей доносы - кто, с кем, во сколько и как. Она меня выслушала внимательно и говорит: «Я вам верю, потому что у меня сын учится в этом институте и то же самое мне рассказывает». Потом вздохнула: «Но 15 суток за хулиганство вам придется оформить».

Но судья тоже оказался нормальным человеком и вынес решение: штраф 30 рублей. Собрали в общежитии нужную сумму, заплатили. Меня вызвали в деканат. Декан Кабаков Юрий Арефьевич , славный был мужик, мне сказал: «Я бы тебя оставил, но дело дошло до парткома. Пиши по собственному желанию». Меня отчислили, но свадьба состоялась, не отреклась от меня Маша, не испугалась.

Больше я уже учиться не ходил, а пошел работать в ресторан.

Уголовное дело

- В ресторане вы исполняли свои песни?

Нет, мы пели весь репертуар «Песняров», все, что тогда было модно. Но песни писал. Тогда все эти усилители, колонки, микрофоны были для работы непригодны, и просто выхода другого не было, как самим их делать. Я делал их настолько хорошо, что свою аппаратуру менял на дефицитные гитары, продавал, а на эти деньги доставал импортные инструменты. У меня уже была своя студия, свой ансамбль, мы выступали в ДК УПИ, и залы ломились от публики. Нас разгоняли, выключали свет. Сейчас это уже все трудно представить, но это все было.

Я бы, может, и до сих пор занимался производством аппаратуры, но в 1984-м мы решили записать альбом «Вези меня, извозчик...».

3 мая вышел альбом, а с июля за мной начали уже пристально следить. Телефоны прослушивали, за моей машиной ездил хвост, я понимал, что кольцо сжимается. Да и преследователи мои не очень прятались - из страны в тот момент выскочить было невозможно. Я понимал, что меня ждет арест, и страшно мне было только за семью - сыну Игорю тогда исполнилось десять лет, и два года назад родилась дочка.

- Почему же вас сразу не арестовали?

Им нужен был круг моих друзей, связей, отношений. Формально меня обвинили в незаконной предпринимательской деятельности, но мое уголовное дело начинается с документа «Экспертиза песен Александра Новикова». Авторы экспертизы - известные деятели культуры Урала, - проанализировав мои песни, сделали вывод, что я нуждаюсь в психиатрической помощи, а лучше - в тюремной изоляции.

Вел я себя на следствии довольно вызывающе, потому что понимал: судьба моя уже решена и сделать ничего нельзя. Следователи и дознаватели с первых допросов начали говорить, что выхода у меня отсюда нет.

Потом со мной беседовал полковник КГБ. Начал он с того, что сказал: «Песни твои мне нравятся, но шансов у тебя выйти нет - получишь 10 лет. Поэтому мой тебе совет - держись достойно». Я, кстати, ему благодарен за эти слова.

Но обвинение мне слепили по уголовной статье. Все документы сейчас уничтожены, хотя я после освобождения пытался отыскать свое уголовное дело. Суд шел 40 дней, вокруг здания ходили студенты с катушечными магнитофонами и крутили мои песни. Дали мне 10 лет, как и обещал полковник.

- Скажите, а как отнеслась ко всему этому ваша жена? Упрекала?

Никогда. Хотя ей было очень тяжело - у нас конфисковали все имущество до утюгов и одежды. Она приезжала ко мне на свидания в зону, и, хотя я жил в вечных контрах с администрацией колонии, свиданий меня не лишали, наоборот, давали вместо суток три дня. Я только попросил ее не привозить в колонию детей, чтобы они не видели этого ужаса.

- И что, никогда не было мысли уехать из страны?

Почему я должен уезжать из страны только потому, что в ней живут гады и выродки? Моя задача страну от них избавить.

Александр, наверное, меня не поймут, если не задам вопроса про ваш другой весьма скандальный проект - певицу Наталью Штурм. В своих мемуарах она пишет о вас нелицеприятно.

То, что она говорит, пусть останется у нее на совести. Зачем я буду комментировать фантазии, когда я знаю правду? Когда мы с ней закончили сотрудничество, договорились, что не будем публично высказываться друг о друге. Я свое слово сдержал, она - нет.

Вы правильно сказали - это был именно проект, и не надо ему приписывать значение романа.

Когда я столкнулся с вымогательством на телевидении, я решил: ни одной копейки они от меня не получат. Мои клипы по ТВ не показывали, потому что считалось: шансон. Но тут же, глумливо улыбаясь, мне предлагали заплатить пять-шесть тысяч долларов, и тогда - пожалуйста. Значит, бесплатно - мои песни шансон, а за деньги - не шансон и хорошие?

На каком-то концерте я встретил Штурм . На ее вопрос: «Ну как?» - сказал ей, что репертуар никуда не годится. Она ответила: «Что делать, другого нет. Может быть, вы напишете?» А почему бы и нет? Это, конечно, была грандиозная авантюра с моей стороны, потому что я никогда женских песен не писал и не выступал в роли продюсера. И вот написал «Школьный роман». Придумал клип и даже бабочек для него рисовал собственной рукой. А потом еще два десятка песен.

«Школьный роман» стал суперхитом и до сих пор в конце учебного школьного года исполняется во всех русскоязычных школах по всему миру. Песню без остановки крутили и радио, и телевидение несколько лет подряд без всяких денежных вливаний с моей стороны.

- А что за история о том, что вы будто бы выиграли Наталью Штурм в карты?

Как раз в то время, когда я по-дилетантски, но с верой в успех занимался продюсерством, журналисты одной бульварной газетенки сделали интервью и попросили придумать что-нибудь этакое на обложку. Я уезжал на гастроли, времени не было, я сказал: «Выдумайте сами!» И они выдумали. И вот сколько лет прошло, а на концертах обязательно хоть одна записка, но с вопросом про эту глупость обязательно придет.

А вообще продюсерство в нашей стране - неблагодарное дело.

Да и времени у меня на это сегодня абсолютно нет - работа в студии, гастроли. А сейчас к моим обязанностям прибавился Театр эстрады в Екатеринбурге, который мне поручили возглавить. И что бы недоброжелатели ни скрипели в моей адрес по этому поводу, скажу: этот театр будет лучшим театром эстрады в России!