Анализ детских работ. «Способы проведения анализа и оценки детских работ на непосредственно образовательной деятельности по рисованию

Татьяна Савинова
«Способы проведения анализа и оценки детских работ на непосредственно образовательной деятельности по рисованию»

Актуальность данной проблемы заключается в том, что для развития детей старшего дошкольного возраста оценка и анализ способствуют :

Развитию восприятия цвета, формы, пропорций; грамотности изображения ;

обогащению сюжета детских работ ;

Развитию рефлексии, самооценки , самосознания.

Но особенно обучение детей анализу и самооценки имеет значение для одготовки к школе. Оценка и анализ способствуют :

Развитию образного мышления и творческого воображения ;

Развитию умственных способностей (ребенок сравнивает результаты, анализирует , делает выводы).

В своей работе использую следующий методический комплект : примерную общеобразовательную программу «Детство » , с использованием методических пособий к ней и педагогической технологии Д. И. Воробьёвой «Гармония развития» . Также в своей работе используем пособие Г. Г. Григорьевой «Изобразительная деятельность дошкольника » .

Планируя и выстраивая занятия по изобразительной деятельности на основе этих программ, а также на основе накопленного опыта, я пришла к выводу, что отображая в своих рисунках мир, ребёнок воплощает в них свои чувства, эмоции, мысли. Он не только воспроизводит явления жизни на листе бумаги доступными ему способами и средствами , но и одновременно даёт им оценку , как бы объясняет их сущность и смысл. Таким образом он выражает своё понимание мира. Выражает, но часто не осознаёт, ведь сознание ребёнка только формируется. И я, как воспитатель студии, должна не только научить детей отображать мир , но и помочь осознать своё собственное творчество.

Именно поэтому на занятиях по изобразительной деятельности наряду с двумя основными частями занятия, вводной и исполнительской, такой же важной является 3 часть занятия, посвящённая анализу и оценке детских работ .

Рассмотрим структуру занятия по изобразительной деятельности . Она включает в себя следующие части :

Вводная. Мотивация и замысливание.

Исполнительская. Работа с художественными материалами. Создание образа .

Оценка и анализ . Осознание результата деятельности .

Г. Г. Григорьева выделяет следующие виды анализа :

В исполнительской части – промежуточный анализ ;

В 3 части занятия – итоговый анализ .

О важности проведения аналитической части занятия пишет Г. Г. Григорьева :

«Педагогу важно своим поведением, эмоциональной речью показать свою заинтересованность работами детей . Тогда ребята начинают стремиться к оригинальности, выразительности работы . Важно продумать вопросы к дошкольникам, помогающие им осознать, чему они научились, какие ошибки допускали («не очень получилось» , что нужно учесть, чтобы этих ошибок не допускать в дальнейшем».

При проведении занятий мы придерживаемся требований Г. Г. Григорьевой к оценке детских работ :

1. Оценивать только тот результат, который достигается усилиями самого ребёнка.

2. Нельзя сопоставлять результат деятельности с успехами других детей, нужно оценивать его достижения .

3. Оценку нужно построить так , чтобы дети были максимально активны.

4. по мере развития ребёнка оценка ставится более дифференцированной.

Стараемся не затягивать 1 и 2 часть занятия, применять индивидуальный подход, чтобы успеть проанализировать результаты работы с детьми . Мы должны помнить, что самосознание развивается в деятельности и не само по себе , а под целенаправленным руководством педагога.

Важное значение имеет промежуточный анализ работ направленный на предупреждение ошибок.

Иногда использую для промежуточного анализа игровой персонаж . Он по ходу работы задает детям поисковые или проблемные вопросы, помогающие им вовремя корректировать работу . Замечания персонажа принимаются детьми легче, чем от педагога.

Например, персонаж спрашивает :

А почему в твоём лесу никто не живёт?»

Какая погода в городе?

И ребёнок без прямых указаний оценивал сюжет своего рисунка и дополнит его. Если по ходу работы дети исправляли свои ошибки, то и конечный результат получался значительно выше по качеству.

У меня бывали случаи, когда дети расстраивались из-за неудач в работе , в этих случаях я использовала такие фразы

«Художник умеет прятать свои ошибки» ;

«Художник умеет превращать ошибки во что-нибудь интересное» .

Таким образом я осуществляю индивидуальный подход к детям.

Дифференцированный подход осуществляется через :

Предоставление возможности выбора содержания работы и материалов ;

Использование нетрадиционной техники (для детей с высоким уровнем) ;

Использование декоративных материалов (для детей среднего и низкого уровня) .

Представляем последовательность проведения анализа работ по изобразительной деятельности , которая включает в себя :

Целостное эмоциональное восприятие всех работ .

Анализ решения изобразительных задач .

Итоговая оценка . Перспектива последующего использования работ .

Поскольку на занятиях по изобразительной деятельности ведущими являются задачи, направленные на формирование творческих художественных способностей и изобразительных навыков , то и педагогическая оценка и анализ должны быть тесно связны с изобразительными задачами конкретного занятия.

Я в своей работе стараюсь придерживаться этих принципов, а также подбирать методы и приёмы проведения анализа в соответствии со структурой этой части занятия.

Начинаю анализ тогда , когда готовы все детские работы . Это – проявление гуманистической позиции : каждый рисунок ценен, хорош по своему.

Заранее продумываю условия проведения анализа , готовлю место.

Варианты размещения детских работ для анализа :

На отдельных столах

На подоконнике

На мольбертах

На специальном стенде

На специально оформленной выставке

В приёмной группы на стендах

На макете (работы по лепке )

Стараюсь, чтобы место размещения детских работ было красиво оформлено и хорошо освещено.

В структуре анализа работ можно выделить свои методы и приёмы. Остановимся на каждой структурной части в отдельности и рассмотрим их.

В начале анализа я провожу целостное эмоциональное восприятие всех работ . Внимание уделяю в первую очередь эмоционально-эстетической оценке , чтобы дети получили удовлетворение, радость от достигнутого результата.

В этом мне хорошо помогают игровые приёмы. В игровой ситуации дети учатся анализировать свои рисунки или поделки. Учитывая рекомендации Г. Г. Григорьевой, я использую постоянный игровой персонаж. В нашей изостудии – это домовёнок Кузя, который с удовольствием «прогуляется» и по улицам города и полюбуется красотой осеннего леса и «попробует» чай из ярко раскрашенной чашки.

Кроме игровых приёмов использую и проблемные ситуации, разрешение которых тоже отражается в анализе .

Если используется социальная мотивация, то она тоже отражается в этой части анализа : «Вот какая выставка портретов мам у нас получилась» , «Как обрадуются малыши новым маскам » и т. д.

Во второй части после общей эмоционально-эстетической оценки я провожу анализ решения изобразительных задач , способов , методов и приёмов изображения , выразительности и оригинальности исполнения.

Оценка даётся опираясь на 3 кита изодеятельности :

Композицию.

В этой части анализа использую словесные методы и приёмы, активизирующие образное мышление и речь детей.

Это могут быть вопросы, продуманные заранее в соответствии с задачами занятия : вопросы об использовании выразительных средств, техники, материалов, вопросы о содержании и сюжете рисунка, вопросы на художественное восприятие :

В каком рисунке выразительно изображена форма ?

В каком рисунке яркий или приглушённый колорит? и т. д.

В старшем дошкольном возрасте предлагаю детям рассказать о каком-то из понравившихся рисунков.

При составлении рассказов по рисункам хорошо решаются и воспитательные задачи. Стараюсь побуждать детей порадоваться успеху какого-то ребёнка или сопереживанию к неудачам товарищей :

Посмотрите, какие тоненькие веточки сегодня получились у Милы!

-Как потрудился Вася : он нарисовал столько жителей подводного царства!

А Алёна сегодня помогала Саше правильно смешать краски!

Итоговую часть анализа заканчиваю перспективой возвращения к этим работам или поделкам .

Иногда предлагаю детям вечером оформить рисунками макет для о лепки, украсить группу к празднику, можно пригласить детей из младшей группы на свою выставку, на занятиях по развитию речи сочинить сказки, загадки к рисункам, декоративные поделки использовать для кукольного спектакля.

Стремление ребёнка по собственной инициативе продолжить, изменить, дополнить или просто повторить свою работу - яркий показатель его личностного развития.

И побудить его к этому мне помогает бережное, внимательное отношение к результатам творчества. Красивая аккуратная выставка, кропотливая композиция из детских работ прививает детям чувство вкуса и гармонии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Анализ детских работ по ИЗО

Анализ должен строится на основе выполнения программного содержания занятия, реализации основных его целей.

Работы для анализа лучше разместить на заранее подготовленном месте. Вопросы которые будет задавать воспитатель, должны быть разнообразными и нацеливать детей на конкретный ответ.

Не следует брать для анализа работы одних и тех же детей, так как это может привести к захваливанию.

При анализе важно подчеркнуть выразительность решения, красоту цветовых сочетаний, отметить характер композиции, обратить внимание на технику рисования, а не только правильно или не правильно выполнено задание.

Итак, дав детям возможность рассмотреть свои работы, воспитатель начинает анализ, используя при этом разнообразные формы его. Выбор их зависит от типа занятий.

Если, например, перед детьми стояла цель передать сходство с натурой, то анализ будет сравнительным. Вопросы воспитателя должны натолкнуть детей на сопоставление с натурой, помочь выяснить, правильно ли передано строение предмета, его окраска, пропорционально ли изображены его составные части.

При оценке предметных рисунков воспитатель обращает внимание на правильность изображения / форма, величина частей, строение, цвет /, образность, умение передавать разнообразные позы, движения и др.

В сюжетных работах педагог обращает внимание на композицию, на выразительность образов, отмечает проявленный вкус, чувство цвета, ритма, умение действовать самостоятельно.

Анализ работ по замыслу рекомендуется начинать с вопроса «Что изображено?», а затем уже обращать внимание на содержание, технику выполнения, отделку, оформление и т. д. При этом обязательно подчеркнуть разнообразие замыслов. В декоративных работах важно отметить их яркость, красочность, умение сочетать цвета, разнообразие композиций.

Анализ коллективных работ нужно начинать с общей оценки: сказать как дети справились с работой, подчеркнуть умение отдельных ребят действовать согласованно, помогать друг другу, умение самостоятельно распределить работу. Затем уже рассматривать отдельные интересные работы.

Во всех случаях важно обратить внимание на чистоту и аккуратность выполнения работы, на умение закончить ее в указанное время.

В зависимости от типа занятия могут быть использованы следующие формы анализа:

  1. Дать общую оценку занятия.
  2. Среди отобранных работ выделить две - три лучшие и объяснить, почему они отобраны.
  3. Расставить все работы в определенной последовательности в соответствии с содержанием темы. Например, в рисовании по

сказке « Колобок » первая работа - дед просит бабу испечь колобок, вторая - баба замешивает колобок и т. д. Также можно выяснить какого эпизода нет в рисунках, какая из 2 - 3 работ выполнена лучше.

4Предложить рассказать о любой понравившейся работе.

5Предложить найти работу, похожую на образец.

6Рассказать о работе, указанной воспитателем.

7Сравнить работу с образцом.

8Найти две разные работы.

9Найти похожие работы. Ю.Найти работу с ошибкой.

10.Найти работу с определенной ошибкой.

11.Найти работу, в которой проявлено творчество.

12.Найти работу, в которой проявлено творчество.

13.Найти незаконченную работу.

14.Предложить двум детям рассказать о работе друг друга.

15.Предложить одному из детей взять в руки натуру, рассмотреть и найти по натуре работу.

16.Предложить найти натуру по работе / рисунок, лепка, апплик./

17.Выделить две три самые аккуратные работы.

18.Найти самый интересный рисунок.

19.0тобрать работы с красивым цветосочетанием.

20. Найти работу с самыми выразительными образцами / хитрая лиса, плачущий зайчик и др./

То далеко не весь перечепбь возможных форм анализа. Выбор их зависит от темы и программного содержания занятия. В календарном плане при раскрытии методических приемов следует указывать, сколько и каких работ будет взято для анализа и какие формы его можно рименить.


Новая серия рисунков выполнена школьниками 1 класса. Рисунок девочки указывает на хорошие графические навыки, но самое главное - на хорошую, гармоничную семью. Ребенок изобразил себя в центре, между родителями. цвета выбраны яркие, правда, гамма холодновата. Говорит о спокойном характере и потребности в мирной обстановке вокруг.

Рисунок принадлежит девочке с явным художественным талантом. Ребенок в центре картины, между мамой и учительницей, которых держит за руку. Это говорит о высоком уровне доверия к учителю. На рисунке домашние питомцы, которых девочка воспринимает как членов семьи. Семья девочки изображена в виде эльфов и отличается по стилю от фигуры учителя. Значит, в семье своя атмосфера, особенная, утонченная, которой девочка дорожит. Папа изображен особняком и держит в руках ветку осенних красных листьев. Их цвет контрастирует с синим платьем учительницы. Прекрасный гармоничный рисунок. отражающий мир в семье и в душе ребенка.

Тест "Моя семья"

Пример 1. Мальчик, 6 лет.

Мальчик изобразил себя между отцом и братом, мама стоит чуть поодаль. Рядом с ней красивый, яркий цветок. Судя по размеру, брат авторитетнее и важнее для автора, чем мама и, тем более, папа, который изображен на краю листа и совсем маленьким.

Цветовая гамма яркая, солнечная, значит, ребенок воспринимает свою семью как гармоничную, счастливую.

Справа, в зоне будущего, мама и чудесный цветок. Может быть, ребенок надеется на большую душевную близость с мамой.

В рисунке много красного цвета: тревога, эмоциональное напряжение, которое испытывает в настоящий момент ребенок.

Тест "Моя семья"

Пример 2. Мальчик, 6 лет.

В рисунке использованы преимущественно красный, черный и коричневый цвета. Черный - цвет депрессии. Красный - агрессии. Синий, холодный цвет, использован один раз при изображении "комнаты бабушки". Ребенок стоит у стола, между ним и остальными членами семьи довольно большое расстояние. Это говорит о разобщенности, одиночестве мальчика в семье. Отец нарисован спящим, мальчик как бы постарался обезвредить его, поместив подальше, на диване. На вопрос, что такое черное нарисовано на голове у двух членов семьи, ответил: "это шлемы". Видимо, чтобы защищаться от вербальной агрессии. Сперва ребенок не хотел рисовать себя, оговариваясь, что он "в комнате у бабушки", потом все-таки нарисовал. Это снова указывает на конфликт, как в восприятии себя, так и в семейных отношениях. Все фигуры людей нарисованы без пальцев, которые символизируют способность вступать во взаимодействие с людьми.

Рисунок оставляет ощущение тревоги, неблагополучия.

Моя семья

Пример 3 . Девочка, 6 лет.

Первое, что бросается в глаза - слабые графические навыки. Изображена многчисленная семья девочки, сама она справа. Между ней и фигурой мамы - высокое треугольное существо. При расспросах выяснилось, что это - кузнечик, которого зовут Лось. Он ловит людей и относит их к великану в нору, который их поедает. Сам кузнечик больше человека и поедает автомобили. Вот такой "фантом" проявился при рисовании обычной семьи.

О чем это говорит? Ребенок чувствует себя отвергнутым, недостойным своей семьи. Его лицо и руки заштрихованы черным. Руки - способности. Возможно, планка притязаний, выставленная родителями, слишком высока для ребенка.

Страшный кузнечик - проекция внутренних страхов. В какой-то мере эти страхи естественны: происходит нелегкая адаптация к новой группе детского сада.

Почему именно кузнечик? Неужели атавистический страх перед насекомыми дремлет в каждом человеке?

Счастливая семья

Пример 4 . Девочка, 5 лет.

Прекрасный рисунок семьи. Яркие, сочные цвета радуют глаз. Все члены семьи стоят близко друг к другу, детали лица и тела хорошо прорисованы, под ногами твердая опора. Домик тоже добротен, с окнами на каждого члена семьи и дверью (видна ручка).

Другой я

Пример 5. Мальчик, 6 лет.

Обращают на себя внимание две детали: синее и зеленое лица родителей, и фигура ребенка, который, по словам автора, "другой". Где находится "семья", неизвестно, сверху висят гирлянды. Может быть. это музыкальный зал, украшенный к празднику. Ребенок не отождествляет себя с мальчиком на рисунке. Может быть, потому, что родители - в разводе. Нарисованная семья - идеальная, когда папа и мама вместе. Но этого нет, мальчик осознает это, поэтому рисует "другую семью", где все хорошо.

Транскрипт

1 АНАЛИЗ ДЕТСКОГО РИСУНКА

2 "Тайный язык" детского рисунка Дети очень любят рисовать. Они изображают на бумаге все, что чувствуют и замечают вокруг. Наиболее удачные образцы этого творчества родители сохраняют на память, остальным, как правило, не придают значения. А между тем, вглядевшись внимательнее в самый обычный детский рисунок, можно увидеть все, что творится в душе малыша, и чего он не сумеет объяснить взрослым, даже в самой доверительной беседе. Ольга Новикова психолог

3 «Эволюция» юного живописца Рисунок для ребенка является не искусством, а речью. Рисование дает возможность выразить то, что в силу возрастных ограничений он не может выразить словами. В процессе рисования рациональное уходит на второй план, отступают запреты и ограничения. В этот момент ребенок абсолютно свободен. Детский рисунок чаще всего наглядно демонстрирует сферу интересов самого маленького художника. На ранних этапах развития (до трех лет) это черточки, линии, круги. Малыш «пробует» карандаш или кисть, экспериментирует. Обычно он сначала делает рисунок, а потом придумывает, что изобразил, на что это может быть похоже. Позднее (к четырем годам) появляется замысел рисунка. С определенного возраста (в 3,5 4 года) объектом пристального внимания и изучения становится человек. С точки зрения психодиагностики рисунок человека является одним из самых точных и достоверных источников информации. Сложность заключается лишь в том, что информация, содержащаяся в таком послании, образно говоря «закодирована», и рисунок нужно грамотно «читать».

4 Детали зависят от возраста Ребенку нужно предложить нарисовать его семью. Причем, так, чтобы все были заняты каким-нибудь делом. Пусть у него будет выбор цветных карандашей и достаточно бумаги - обычный альбомный лист (формат А4) вполне подойдет. Не стоит торопить малыша или комментировать его рисунок в процессе рисования. А когда он закончит семейный портрет, самое время обратиться с вопросами: кого именно он нарисовал и чем заняты все эти персонажи. Приступая к анализу рисунка, взрослые должны учитывать, что его содержание и, условно говоря, качество зависят от возраста юного художника. У трехлетних детей люди чаще всего выглядят как «головоноги»: некие существа, тело и голова которых представляют собой единый «пузырь» с ножками. Может появиться и рожица. Но, строго говоря,анализировать рисунок с точки зрения личностного развития и психоэмоционального состояния будет вернее с 4-5 лет.

5 Анализ по собственным ощущениям Для верного прочтения детского рисунка необходимо довериться своим впечатлениям. Какие эмоции он вызывает? Покой и умиротворение или беспокойство и тревогу? Чтобы точнее определить это, можно попробовать описать рисунок, используя понятия: «светлый» «темный», «яркий» «тусклый», «гармоничный» «негармоничный», «спокойный» «неспокойный», «упорядоченный» «беспорядочный», «веселый» «грустный», «агрессивный» «доброжелательный», «богатый» «бедный», «тяжелый» «легкий». Это поможет воспринять состояние ребенка. Все слова, которыми можно описать рисунок, имеют отношение к актуальному состоянию ребенка. Например, некоторые негативные определения. Негармоничный, - неспокойный по цвету, нагруженности частей рисунка, динамике персонажей. Беспорядочный хаотичный по расположению на листе. Грустный на котором члены семьи разобщены, находятся в разных частях листа, лица у них безрадостны или вовсе отсутствуют. Агрессивный с угрожающей мимикой, позами, возможно, с оружием.

6 Домашняя иерархия Особое внимание уделяется анализу структуры рисунка семьи. Необходимо сравнить ее реальный состав с тем, который изображен ребенком на бумаге. Следует также оценить порядок рисования, размер фигур и их расположение на листе. Первым и самым крупным, как правило, изображается наиболее значимый в понимании юного художника член семьи. Себя же дети обычно рисуют рядом с теми, к кому испытывают наибольшую привязанность. А дальше всех на рисунке располагается самый несимпатичный малышу родственник

7 Изображение в профиль или спиной также свидетельствует о напряженных отношениях между этим членом семьи и автором рисунка. Дети живут сиюминутными переживаниями. И часто эмоциональные отношения с кем-то из близких (недавняя ссора, обида) могут внести свои коррективы в рисунок. В этом случае малыш может даже «забыть» кого-то. К примеру, 6-летний Алеша не рисует отца, который уделяет ему мало внимания и бывает груб. А его отсутствие на рисунке объясняет тем, что «папа уехал в командировку». Алиса (4 года) не нарисовала свою младшую сестренку Ксюшу, объяснив ее отсутствие тем, что малышка «спит в другой комнате». Девочка не может примириться с тем, что мама из-за сестры не уделяет ей столько же внимания, как прежде. Имеют место и обратные ситуации, когда ребенок изображает на рисунке реально не существующих членов семьи.

8 Саша (5 лет) немало удивил свою маму, когда нарисовал рядом с собой играющего малыша и сообщил, что у него наконец-то появился братик! Подобные «коррективы» в состав семьи вносят дети, неудовлетворенные своим эмоциональным положением. Им требуется больше доброжелательного внимания от взрослых и игр «на равных», а лучше развлечений в компании других таких же малышей.

9 Важную роль при анализе детского рисунка играет и то, чем заняты члены семьи. Если они объединены какимто общим делом, чаще всего это свидетельствует о благоприятном семейном климате. Весьма значимым показателем психологической близости является реальное расстояние между изображенными фигурами. Рисуя себя отдельно от остальных, ребенок может «сигнализировать» о своей изолированности в семье. Если он отделяет своих родных друг от друга перегородками или помещает их в разные «комнаты», это может свидетельствовать о проблемах в общении. Размер изображения говорит о том, какое место занимает этот человек в эмоциональной жизни семьи. Например, если младшего по возрасту брата или сестру ребенок рисует крупнее себя, то можно предположить исключительное внимание к нему со стороны близких. Он «занимает много места в их жизни». Отсутствие на рисунке самого маленького художника частый признак того, что ребенок чувствует себя в семье одиноким, и ему «нет места» в отношениях между

10 Оценка «манеры письма» Достаточно распространенным признаком повышенной тревожности ребенка являютсясамоиспра вления.. Многочис ленные украшения, Очень слабый нажим карандаша, низкая (не по возрасту) детализированност фигуры изображены очень мелко. малыш изображ ает себя в открытой позе,символы агрессивных тенденций

11 Палитра зеркало души?. Каждый из цветов имеет собственное символическое значение: темно-синий концентрация, сосредоточенность на внутренних проблемах, потребность в покое и удовлетворении, самоанализ; зеленый уравновешенность, независимость, настойчивость, упрямство, стремление к безопасности; красный сила воли, эксцентричность, направленность вовне, агрессия, повышенная активность, возбудимость; желтый положительные эмоции, непосредственность, любознательность, оптимизм; фиолетовый фантазия, интуиция, эмоциональная и интеллектуальная незрелость (дети часто отдают предпочтение этому цвету);

12 коричневый чувственная опора ощущений, медлительность, физический дискомфорт, часто - отрицательные эмоции; черный подавленность, протест, разрушение, настоятельная потребность в изменениях; серый «отсутствие» цвета, безразличие, отстраненность, желание уйти, не замечать того, что тревожит.

13 Примеры анализа конкретных рисунков: Детский рисунок 1 Автор этого «семейного портрета» - Алеша (6 лет). Возрастной критерий В поведении ребенка присутствуют черты, присущие более раннему возрасту, эмоционально-волевая сфера отличается незрелостью. Все персонажи рисунка изображены одним способом. Одежда, с присущими ей деталями, отсутствует. В качестве символического признака пола выступает прическа. Характерное отсутствие шеи у изображенных людей в данном случае свидетельствует о трудности контроля разума над телесными побуждениями, то есть в поведении Алеши наблюдается высокая подвижность, временами - расторможенность, импульсивность.

14 Детский рисунок 2. Его автор Максим (4 года 10 месяцев) Такой рисунок скорее характерен для шестилетних детей. Можно сказать, что мальчик интеллектуально развивается с опережением своего возраста.эмоциональная характеристика Рисунок яркий, динамичный, однако неспокойный.особенности изображения семьи. Семья изображена в полном составе. Обращает на себя внимание половая идентификация юного автора с папой (см. одежду). Однако эмоционально ребенок все еще ближе к маме, что характерно для дошкольника.

15 Детский рисунок 4 Петя, 4 года 6 месяцев Совершенно необычный рисунок для ребенка 4,5 лет. Головоноги превратились сразу в зрелые рисунки. Особенно это касается изображений взрослых. Несомненно, это рисунок очень наблюдательного, развитого и вместе с тем тревожного ребенка. Обильная штриховка, плотность, зажатость изображения, подчеркнуто прорисованные глаза указывают на наличие тревожности. Наиболее яркой, значимой фигурой является папа.

16 . На первый взгляд, может показаться, что анализ детских рисунков не такая уж сложная задача. Однако хотелось бы предостеречь родителей от жестких формулировок и постановки психологического диагноза. Ведь за кажущейся простотой и изящностью метода стоит множество нюансов, взаимосвязей отдельных проявлений и особенностей. Кроме того, человек, анализирующий рисунок, рассматривает его через призму своего личного опыта и состояния в данный момент времени. Поэтому не стоит самостоятельно делать далеко идущих выводов. А если что-то в рисунке ребенка насторожило или озадачило родителей, лучше не откладывать визит к специалисту. Пусть поможет разобраться!

«Что говорят психологи о детских рисунках» Рисунок это зеркало человеческой души, своеобразное выражение личности на бумаге, в нем отражается многое из того, о чем люди даже не подозревают. Когда ребенок

Рисование одно из любимых детских занятий. Даже полуторагодовалый малыш, схватив в кулачок карандаш или шариковую ручку с маминого стола, норовит украсить своей живописью любое подвернувшееся под руку

О чём может рассказать детский рисунок. С помощью детского рисунка можно лучше понять ребёнка, окунуться в его внутренний мир и узнать о его восприятии окружающего мира. По рисункам ребёнка можно определить

Рисунок как показатель развития личности ребѐнка Мышление ребѐнка в рисунке Обычно мы ищем отражение формирующихся представлений и понятий ребенка в его словах. Но, оказывается, есть еще один показатель,

Неделя психологии в детском саду С 10 марта по 13 марта в нашем детском саду проходила Неделя психологии интересное и увлекательное мероприятие для детей, родителей и всех сотрудников детского сада! Цель

ЗАЧЕМ ОБУЧАТЬ РЕБЕНКА РИСОВАНИЮ: РАЗМЫШЛЕНИЯ ВСЛУХ Рисование является одним из самых любимых детских занятий в любом возрасте. Да что говорить, ведь порой это занятие увлекает даже взрослых! Но при этом

ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ, ВОЗРАСТНАЯ И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ О.Б.Гилева, Э.Г.Кугелева СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ МЕТОДОВ ИССЛЕДОВАНИЯ ТРЕВОЖНОСТИ У ДЕТЕЙ Положительный эмоциональный фон основа для правильного

Мотивация как один из факторов успешного обучения в школе. Мотивационно готовым к обучению является ребенок, у которого в сформированном виде наблюдаются черты зрелой "внутренней позиции школьника", прежде

НАУЧИТЕ РЕБЕНКА РИСОВАТЬ Путь к настоящему рисунку лежит не через усвоение стандартных приемов изображения, а через обследование изображаемого объекта. Не спешите учить ребенка рисовать голубое небо, желтое

РАЗВИТИЕ ОБРАЗА ЧЕЛОВЕКА ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Таран И.А. Проблема формирования и развития образа человека детей дошкольного возраста в отечественной психологии была поставлена, исходя из

ТЕСТ ТРЕВОЖНОСТИ. Разработан американскими психологами Р. ТЭММЛ, М. ДОРКИ и В. АМЕН Тест тревожности позволяет исследовать тревожность ребенка по отношению к ряду типичных для него жизненных ситуаций общения

Дизайн вид деятельности по разработке, проектированию предметнопространственной среды, а также жизненных ситуаций с целью придания результатам проектирования высоких потребительских свойств, эстетических

Николаева Галина Павловна Музыкальный руководитель, МАДОУ «Детский сад 180 комбинированного вида» Советского района города Казани e-mail: Romkina [email protected] Музыкальный дневник. Мониторинг одаренных

Семейная Социограмма (Эйдемиллер Э.Г.) Инструкция: «На листе перед вами изображен круг. Нарисуйте в нем самого себя и членов своей семьи в форме кружков и подпишите их именами». Члены семьи выполняют это

МАДОУ «Детский сад 53» г.энгельс, Саратовская обл. IIмладшая группа 1 «Смешарики». Воспитатели: Синькелёва Светлана Валентиновна РамазановаЛариса Ряшидовна Семья РЫЖКОВЫХ «Наша дружная семья ДОУ, папа,

Муниципальное бюджетное дошкольное образование учреждение детский сад комбинированного вида 33 «Мечта» г.о Тольятти Консультация для родителей: «Как бороться с агрессивностью у детей» Подоготовили студентки-практикантки

РАЗДЕЛ 1 «Я И МОИ РОДНЫЕ» ЗАНЯТИЕ 1 «Самый дорогой на свете человек» Цели: развивать способность к эмоциональному сопереживанию; учить понимать и активно выражать эмоциональное переживание близких людей;

Ближайшее окружение ребенка, как определяющий фактор психологического здоровья. Презентацию подготовила педагог-психолог МБДОУ «ЦРР д./с 196» Козленкова Н.М. Современное общество становится все более информированным,

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Нижневартовска детский сад 80 «Светлячок» Консультация для родителей «Влияние мультфильмов на формирование и развитие психики детей

Рабочая тетрадь Цветок здоровья учени 1 класса МБОУ «Госконзаводская средняя общеобразовательная школа» (фамилия и имя учащегося) Дорогой друг! Мы приглашаем тебя совершить путешествие в страну Здоровья.

Содержание образования и развитие детей дошкольного возраста СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ И РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Максимова Ирина Владимировна старший преподаватель Подчасова Инна Ивановна студентка

Консультация «Семья- главный фактор в становлении гендерной идентичности личности» 1 Семья-главный фактор в становлении гендерной идентичности ребенка» Цель. Актуализация и уточнение знаний родителей о

Педагог-психолог МАДОУ Детский сад 6 «Солнышко» г. Дюртюли Кужина Э.Р. Консультация для педагогов ДОУ на тему: «Арт-терапия как метод развития личности ребенка» Арт терапия (лат. ars искусство, греч. therapeia

1 МЕТОДИКИ КОРРЕКЦИИ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ 1. «Семейная фотография» ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ МЕТОДИКИ 1: Применяется для изучения структуры семьи, ролей, коммуникаций и внутрисемейных взаимоотношений.

Картотека дидактических игр к технологии развития выразительного образа посредством малых фольклорных жанров в рисовании детей старшего дошкольного возраста Составила: Сабитова В.Т. Дидактическая игра

Что такое Федеральный государственный стандарт дошкольного образования? Федеральные государственные стандарты устанавливаются в Российской Федерации в соответствии с требованием статьи 12 «Закона об образовании

ДОШКОЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА Убогова Людмила Анатольевна воспитатель ГБОУ СОШ 2 с. Обшаровка СП ДС «Журавушка» с. Обшаровка, Самарская область ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА В РАЗВИТИИ ВООБРАЖЕНИЯ

Поступление в школу: насколько готов ребенок к школьной жизни? Готовность ребенка к обучению в школе означает сформированность необходимых психологических и психофизиологических предпосылок учебной деятельности,

МОНИТОРИНГ УРОВНЯ ЗНАНИЙ ОБ ОЛИМПИЙСКОМ ДВИЖЕНИИ И ИНТЕРЕСЕ К ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ Т.В. Соловьева, Н.Л. Петренкина, М.Г. Шапковская, ГБДОУ детский сад 67 Калининского района, г. Санкт-Петербург

Долотенкова Екатерина Николаевна, старший воспитатель, МБДОУ «Детский сад 101», г. Нижний Новгород, Россия ОСОБЕННОСТИ ГЕНДЕРНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПОЛНЫХ И НЕПОЛНЫХ СЕМЬЯХ В статье

«Рисунок человека» Этот тест один из наиболее используемых диагностических методов. Его можно проводить с трехлетнего возраста. Выводы об уровне умственного развития по результатам тестирования наиболее

Консультация для родителей. Подготовила старший воспитатель МКДОУ 50 «Гендерное воспитание детей дошкольного возраста» Период дошкольного детства это тот период, в процессе которого педагоги и родители

Консультация на тему: «Дружеские отношения взрослых и детей в семье основа воспитания положительных черт характера ребенка» Взаимоотношение в семье детей и родителей, на мой взгляд, очень важный момент

К детскому саду готов! Russisch Детям необходимы задания, развивающие их способности, им нужны примеры для подражания и общество, в котором они себя комфортно чувствуют. Немецкий нейробиолог, профессор,

Простой житейский опыт показывает нам, что многие мужчины вполне способны обеспечить полноценный уход и заботу о ребенке самостоятельно. Сделать это может не обязательно кровный отец, но и другой значимый

Муниципальное учреждение Психолого Социальный Центр «Надежда» Консультация для воспитателей «Ранняя диагностика неблагополучия залог успеха в работе с семьей» составила социальный педагог Н. А. Прохорова

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 3» городского округа закрытое административно территориальное образование город Межгорье Республики Башкортостан «Учимся рисовать»

Причина детских страхов Причина детских страхов та же, что и взрослых страхов, - это реакция на опасность. Страх проявление инстинкта самосохранения. Генетически в нас заложен механизм спасения при угрозе

Как уберечь ребенка от насилия: Памятка для детей, родителей и педагогов Что нужно знать родителю о сексуальном насилии над детьми: 1. Дети редко лгут о том, что над ними совершается сексуальное насилие,

Священник Андрей Лоргус психолог Ольга Красникова Москва Издательский дом «Никея» 2016 ВЕЧНАЯ ЗАГАДКА ТВОРЕНИЯ Все мы люди Вечная загадка творения единая человеческая природа мужчины и женщины. Они такие

УДК 658.512.2 ГРАФИЧЕСКОЕ ОФОРМЛЕНИЕ КОМПЛЕКТА ПОСОБИЙ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 4-ГО КЛАССА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «РУССКИЙ ЯЗЫК» Иванова Е.В., Жунусова А.Ж., Казбекова А. (СКГУ им.м.козыбаева) В

Всероссийский фестиваль педагогического творчества 2015/2016 учебный год Номинация: Педагогические идеи и технологии: дошкольное образование Педагогический проект «Использование нетрадиционных техник в

Васинская Наталья Викторовна учитель Кузнецова Наталья Алексеевна учитель начальных классов МБОУ «СОШ 8» г. Ленинск-Кузнецкий, Кемеровская область ФОРМИРОВАНИЕ САМООЦЕНКИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В СТРУКТУРЕ

Цели: ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РИСОВАНИЯ: МОЯ ЛЮБИМАЯ МАМА познакомить с понятием, видами портрета; с творчеством художников портретистов; формировать графические умения и навыки по рисованию; воспитывать

УДК 376 Изучение детско-родительских отношений в семье, воспитывающих ребенка с нарушением интеллекта Гумерова Татьяна Владимировна Приамурский государственный университет имени Шолом-Алейхема Магистрант

Бюджетное учреждение Ханты-Мансийского округа - Югры «Комплексный центр социального обслуживания населения «Милосердие» Разработчик: специалист по социальной работе г. Тищенко Белоярский, М.В. 2015г. Каждый

Малыш 2,5-3 лет: - Мама, купи мне машинку! Мама ласково в ответ: -Мы купим эту машинку в другой раз, а пока у нас не хватает денег! В ответ малыш закатывает истерику Или другая ситуация, уже дома Малыш

Перспективный план клуба «Улыбка» по воспитанию толерантности. Средняя группа Месяц Тема Задачи Работа с родителями октябрь ООД «Тайна моего имени» ЧХЛ «Почемучка и рыжий зайчонок» Способствовать гармонизации

Гендерное воспитание детей Гендер это социальный пол, зависящий от социальной организованности общества. Формируется в 6 7 лет Родителю следует знать, что делать, чтобы девочка захотела быть девочкой,

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ» Возраст: 4 7 лет Срок реализации: 3 года Елизарова Елена Владимировна, педагог дополнительного образования МБОУ ДОД «ЦДО», г. Онега

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 74 «Филиппок» Консультация Формирование у ребенка положительной самооценки. Сургут,2015 г. Формирование у ребенка положительной

Консультация для родителей «Откуда берутся страхи?» Подготовили воспитатели: Медведева Л.А. Галактионова Л.А. Откуда берутся страхи? Многие из нас до сих пор помнят, как будучи детьми, боялись выходить

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА 5» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Кружка «Тропинка к своему Я» -3 класс Автор-составитель: Соловьева Е. Б., педагог-психолог Нижневартовск,

Памятка для родителей при общении с мальчиками и девочками Никогда не забывайте, что перед вами не просто ребенок, а мальчик или девочка с присущими им особенностями восприятия, мышления, эмоций. Воспитывать,

Консультация для родителей «Если вы будете внимательны» подготовила Мамонова Л.А., воспитатель I категории МБДОУ детский сад 9 г. Нового Оскола Белгородской области Консультация для родителей «Если вы

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ: «СЕМЕЙНОЕ ЧТЕНИЕ КАК ФАКТОР ВСЕСТОРОННЕГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА» В вашей семье появился новый человек. Важен каждый день и каждый час для его развития. Шаг за шагом

«Выразительные возможности цвета.» (Практикум семинар для воспитателей) Цель - развитие изобразительных умений и навыков младших дошкольников возраста через обогащение знаний детей о цвете. Воспитатель:

Детский сад «Филиппок» КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ДЕТСКАЯ АГРЕССИЯ Что такое агрессия? Агрессия это физическое или вербальное (словесное) поведение, направленное на причинение вреда кому-либо. Как агрессивность

Обнимайтесь с любимыми! Объятиями мы демонстрируем свое участие, любовь, нежность. Вспомните, кого вы сегодня обняли? Поделились ли нежностью с кем-то близким? Возможно, мы не придаем прикосновениям особенного

Конспект занятия по рисованию в старшей группе Тема: «Бабочка» Подготовила воспитатель: Еличева Г.В. Задачи: Образовательные: продолжать знакомить детей с нетрадиционными техниками рисования. Учить создавать

Итоговая контрольная работа по изобразительному искусству для 2 класса Ф.И. учащегося ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ Рассмотри художественные материалы. Определи, в какой художественной 1 деятельности их можно использовать.

Консультация для родителей Возрастные особенности детей 4-5 лет. Возрастные особенности детей пятого года жизни. Пятый год жизни является периодом интенсивного роста и развития организма ребёнка. Происходят

Эмоции в жизни человека "Давайте не забывать, что маленькие эмоции - это большие капитаны нашей жизни, и мы подчиняемся им, часто даже не осознавая этого". Винсент Ван Гог 80% проблем со здоровьем включают

Песочная терапия Данный вариант игротерапии был создан в 1939 г. Margaret Lowenfeld, она назвала его «техника создания мира». Barnes (1991) отмечает, что игра в песок позволяет психологу найти доступ во

В жизни каждого ребенка бывает момент, когда он вдруг из очаровательного карапуза превращается в самостоятельного и независимого человека. Как правило, эти изменения происходят примерно в три года. Психологи

Краткая презентация программы по ИЗО кружку «Цветные карандаши» Детское творчество - это своеобразная самобытная сфера духовной жизни. Дети не просто переносят на бумагу предметы и явления окружающего

Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста Понятие «развитие математических способностей» является довольно сложным, комплексным и многоаспектным. Оно состоит из взаимосвязанных

Необходимо побуждать детей радоваться не только выразительному рисунку, но и успехам его автора, вызывать стремление утешить при огорчении и оказать по возможности действенную помощь. В ПРЕДЛАГАЕМОМ МАТЕРИАЛЕ, Я СДЕЛАЛА ПОДБОРКУ ИГРОВЫХ ПРИЕМОВ, КОТОРЫЕ МОЖНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ ПРИ АНАЛИЗЕ ДЕТСКИХ РАБОТ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Анализ детских работ входит в методику проведения занятия, как один из важнейших компонентов.

Анализ детских работ идет в первую очередь с позиции тех задач, которые были поставлены на занятии. При этом сохраняются требования целостного эстетического восприятия образа с последующим анализом успешности применения изобразительно-выразительных средств.

Просмотр созданных детьми изображений имеет большое воспитательное и учебное значение.

Организация обсуждения анализа может быть различной.

Положительное эмоциональное состояние ребенка на занятии – обязательное условие для развития его творчества.

Похвала всегда радует, отрицательная оценка огорчает. Поэтому использовать похвалу и порицание следует очень осторожно: если всё время хвалить ребенка, у него могут сформироваться самоуверенность и зазнайство, и, наоборот, если постоянно говорить ребенку, что он плохо нарисовал, вылепил или наклеил, у него появляется неуверенность, может закрепиться прочное отрицательное отношение к изобразительной деятельности.

Очень важно правильно организовать коллективный просмотр работ в конце занятия: приучать детей быть внимательными к творчеству товарищей, справедливо и доброжелательно оценивать их работы, радоваться не только своей, но и общей удаче.

Дети испытывают удовлетворение от того, что их работа понравилась, что товарищи выразили своё одобрение, отметили её. Но положительную оценку педагог даёт по заслугам, т.е. за действительно хорошее качество, выразительность, красоту.

Конечно, при этом не следует забывать о возможностях возраста.

Воспитание у детей стремления выполнить работу лучше, сделать её красивее, чтобы доставить радость другим – задача педагога.

Специально организованное обыгрывание детских работ позволяет педагогу живо, убедительно и интересно провести их анализ и оценку. Крайне важно при этом, чтобы игровые действия не только вызывали интерес к продукту деятельности, но и выявляли его достоинства и слабые стороны, помогли вскрывать причины неудач и успехов.

Даже самые маленькие дети понимают, почему «колобок» скатился с нарисованной дорожки и заблудился в лесу - дорожка получилась кривая. При таком анализе никто из детей не обижен, более того, они не только понимают, что у них не получилось, но охотно повторяют изображение, исправляя ошибки.

В результате анализа дети должны понять, как правильно лепить (рисовать) и какие они ошибки допустили.

Критические замечания, которые касаются техники, воспитатель делает доброжелательно, в рекомендательной форме.

При анализе детских работ следует использовать любую возможность для стимулирования и развития чувства сопереживания детей, удачи и неудачи друг друга. Необходимо побуждать детей радоваться не только выразительному рисунку, но и успехам его автора, вызывать стремление утешить при огорчении и оказать по возможности действенную помощь. Процесс доброжелательного внимания к работам друг друга должен быть не формальным. Поэтому к просмотру и анализу детских работ следует возвращаться после занятия.

Приемы, цель

Игровая ситуация

Рисование

  1. Петя-петушок, золотой гребешок
  2. Ку-ка-ре-ку
  3. Посмотри, какие лесенки нарисовали для тебя дети
  4. Ой, как мне нравятся такие высокие и ровные лесенки
  5. Заберусь я высоко-высоко по лесенке
  6. Высоко сижу, далеко гляжу, не идет ли Лиса, Лиса-Патрикеевна
  7. Спасибо Вам, дети

Оборудование: игрушка-Петушок

младшая группа

  1. Вот и все дети нарисовали травку
  2. Зайчик, какую травку ты хочешь попробовать? Почему? (она зеленая, сочная, густая)
  3. В какой травке зайчик захочет спрятаться? (густой и высокой)
  4. А на какой травке можно полежать и понаблюдать за птицами?

Оборудование: игрушка зайчик

младшая группа

Приемы, цель

Обыгрывание готового изобретения с использованием музыки

Лепка

  1. Ой, какие проказливые котята
  2. Этот котенок с выгнутой спиной вылепил Андрей
  3. Сидящий котёнок у Оли
  4. Котёнка, лежащего с поджатыми лапками вылепил Азат
  5. Этот котёнок с круглой головой, с прищипнутыми ушками и хвостом сделал Сережа
  6. Я включу музыку, а вы поиграйте с ними. Пусть котята порадуются

Средняя группа

Сюжетно-ролевая ситуация

2. Работы выставлены на подносе

  1. Как вы думаете, ребята, почему у Сережиного медвежонка лапа отпала?
  2. Найдите работы, где все детали скреплены хорошо
  3. Почему эти медвежата такие крепенькие? (Дети должны сами сделать вывод и, таким образом, закрепить полученные умения и знания. Можно использовать игровую ситуацию. Приезжает «скорая помощь» и увозит Сережиного медвежонка в больницу к Айболиту пришить лапу за столиком в «больнице» сидит один из детей в медицинской шапке и в очках. Он полечит медвежонка на глазах у всех детей).
  4. Все медвежата здоровы
  5. Можно выставить работы в раздевалку для родителей

Приемы, цель

Обыгрывание готового изображения с внесением легких игрушек

Аппликация

  1. Ребята, как вы думаете, в каком автобусе захочет поехать медведь?

Почему?

  1. В каком автобусе ехать опасно?

В каких автобусах покатаем медвежат?

  1. Давайте рассмотрим их: ровные, колеса стоят на дороге, есть двери, окна одинаковые по величине и приклеены ровно.
  2. Берите медвежат и покатайте их

Оборудование: игрушки – медведь, медвежата

младшая, средняя группа

  1. Петрушка не хочет садиться в эту лодку. Почему? (кривой парус)
  2. Ремонтируй лодку и приглашай Петрушку в свою лодку.
  3. А что случилось с этим парусом? (наклонился, сейчас опрокинет лодку, тоже нужен ремонт)
  4. Петрушка, почему ты не хочешь садиться в эту лодку? Молчит
  5. Ребята, почему? Как вы думаете? (нос у прямоугольника срезан мало, лодка воду разрезать не будет, и будет стоять на месте)
  6. Петрушка, выбирай себе лодки
  7. Возьму себе прочные и быстрые лодки.

Оборудование: игрушка – Петрушка

Средняя, старшая группа

3 . Грибы для белочки можно оставить на полянке

  1. А вот и белочка
  2. Спрячу в дупло самые здоровые, на крепкой ножке, с круглой шляпкой
  3. А этим грибам нужно подрасти
  4. Этот грибок похож на мухомора не буду прятать его в дупло – он не съедобный.

А у этих грибов почему-то не выросли шляпки

  1. Эти грибы нанижу на ветки и засушу
  2. А эти грибы возьму
  3. Дети, почему эти грибы не хочет брать белочка?

Оборудование: белочка

старшая, подготовительная группа

Приемы, цель

Обыгрывание готового изображения

  1. В твоем парке только березки растут?
  2. Давайте посмотрим на птиц
  3. Чем заняты воробьи

Найдите самого озорного

  1. Найдите, который обижен и сидит нахохлившись.
  2. Почему этот не может взлететь?

старшая, подготовительная группа

2. Клоуну дети рисовали цирковых собачек.

  1. Что умеет делать твоя собачка?
  2. Мне нужны умные и ловкие собачки

Вы таких нарисовали?

  1. Теперь подарите мне самых быстрых
  2. А эти собачки смешные, они тоже мне нужны на арене цирка

Оборудование: клоун

подготовительная группа

Обыгрывание незаконченного

1. Увидев нарисованную девочку в длинной шубке, спрашивает её

  1. Ты не замерзла без шапки? Тем самым неназойливо подсказывает малоинициативному ребенку и дает возможность развития замысла и выполнение более выразительного рисунка
  2. Если девочка пойдет в лес, она не замерзнет без рукавичек?

старшая, подготовительная группа

2. Разглядывая цыпленка, которого лепит ребенок, воспитатель жестом изображает, как сыплются зернышки, приговаривая при этом: «Цып-цып-цып» и удивляется, почему цыпленок не клюёт. Наконец, вместе с ребенком догадывается: трудно клевать-клюв тупой. Вместе думают, что же надо сделать.

Только успели исправить ошибку, как цыпленок начал весело клевать, даже нечайно клюнул воспитателя в палец.

Детей смешит эта ситуация и конечно, никто из детей не забудет применить правильный прием лепки.

средняя, старшая группа

Приемы, цель

Прием с ролевым поведением детей и взрослых

1. Дети подготовительной группы нарисовали украшенные узором силуэты блузок, юбок, платьев, а потом организовали их «продажу» в магазине «Одежда».

  1. Чтобы купить понравившееся платье (блузку и т.д.), надо не просто «заплатить деньги» , а так рассказать об узоре, чтобы всем сразу стало понятно, почему он красив. «Продавец» же должен по описанию догадаться, какое платье хочет купить покупатель.

подготовительная группа

2. Дети – художники рисуют афиши по сказке или разным сказкам

Самые красивые и выразительные можно использовать для оформления игр – драматизаций, кукольного театра.

3. Художникам – мастерам предлагается рассказать о своей посуде.

Можно оценивать работу соседа.

  1. Давайте с вами решим, у кого работа выполнена, как у настоящих мастеров,
  2. У какого мастера вы бы хотели поучиться?

Сюжетно-ролевая ситуация по типу режиссерских игр

Дети вместе с Буратино путешествуют по нарисованному городу

(Буратино заблудился в городе, где живут дети, и ничего не успел увидеть. Дети ему помогают: рисуют интересные и любимые места в городе).

  1. Ребята, как много я узнал о вашем городе. Мне очень понравились ваши рисунки: они красочные, аккуратно выполнены, изображение расположено по всему месту.
  2. На этой полянке в парке мы можем отдохнуть, поиграть в игры, поводить хороводы.

Оборудование: Буратино

старшая, подготовительная группа

Приемы, цель

Оценка своей работы

  1. Расскажи о своей кошке
  2. Что умеет делать?
  3. Шерстка у неё какая?
  4. Как ты её нарисовал? (тычком) Расскажи
  5. Шерстка получилась густая и пушистая. Я её рисовал, как вы учили: краски набирал мало и рисовал не всем ворсом, кончиком

средняя группа

2. Сравни рисунок с натурой.

  1. Сколько листочков справа?
  2. Как сделан набросок карандашом? (тонкой линией)
  3. Соблюдены ли пропорции?
  4. Похоже ли изображение на натуру?
  5. Все ли детали нарисованы?
  6. Все у тебя получилось?
  7. Почему рисунок получился грязным? (набросок сделан не тонкой линией)

подготовительная группа

  1. Расскажи о своем настроении, когда ты рисовал по замыслу
  2. Что можно сказать, посмотрев на эту работу?

подготовительная группа

  1. Какие краски вы использовали, рисуя зиму, осень, весну, лето?

подготовительная группа

Приемы, цель

Оценка работы соседа

Расскажи о работе соседа

  1. Почему она тебе не нравится?
  2. А что можешь сказать ты о работе своего соседа?
  3. Нужно рассказывать о композиции, о подборе красок, об аккуратности выполнения работы

старшая, подготовительная группа

Рассматривание пейзажей с использованием музыки и художественного слова

1. Подумайте, какой из этих пейзажей вы подарите маме

  1. Почему этот, пейзаж понравился тебе больше всего.

2. Давайте прогуляемся по дорожкам, которые приведут нас в разные времена года.

3. Найдите картинку, которая подходит к этому стихотворению, музыке.

старшая, подготовительная группа

Отсроченный анализ

  1. Дети, много интересных рисунков получилось у нас
  2. Как жаль, что мы не успеваем все хорошо рассмотреть. Может быть, мы не будем убирать их со стенда? Полюбуемся еще, когда время будет.

Младшая, средняя, старшая, подготовительная группа

2. На следующий день можно пригласить малышей, если рисовали картинки для них.

Может быть, к следующему занятию (по развитию речи) предложить придумать сказки (рассказы), загадки по рисункам

3. Какие-то из них можно использовать в качестве декорации для настольного кукольного театра

4. Инсценирование сказки «Колобок» может идти на уроке нарисованного детьми леса с применением поделок – персонажей сказки, выполненных на занятиях по лепке.