Анатолий курчаткин - бабий дом. Анатолий курчаткин - бабий дом Анатолий курчаткин

Анатолий Николаевич Курчаткин (р. 1944) – русский прозаик.
Родился 23 ноября 1944 в Свердловске. Детство прошло в заводском поселке Уралмаша, где работали инженерами его родители и где сам он впоследствии был фрезеровщиком и техником-конструктором, одновременно учась на вечернем отделении Уральского политехнического института. После службы в армии (1963–1966), оставив институт, работал в свердловской молодежной газете «На смену!». Окончил Литературный институт им. А.М.Горького (1967–1972), работал в журналах «Наш современник» (с 1972), «Студенческий меридиан» (1973–1977).
Представитель т.н. «прозы сорокалетних», сочетающих натуралистичность повествования с особым внимание к повседневному бытию простого человека и острым социальным критицизмом, Курчаткин выпустил ряд сборников повестей и рассказов (Семь дней недели , 1977; Переход в середине сезона , 1978; Через Москву проездом , 1981), в которых проявил себя прежде всего знатоком жизни социального «дна», людей неустроенных, беспокойных, нередко тяготеющих к преступному миру. Таковы Генка Фомин – герой рассказа Фома из нашего двора (1966, опубл. 1986), «шалопутный хулиган и неудачливый вор, пьяница и инвалид, потерянный для страны человек», и Виталий – герой рассказа Гамлет из поселка Уш («Гамлет я без шпаги... Гамлопут...»). Идеалистическое стремление к истине и боль разочарования, поиск необычных переживаний и социальная апатия, желание вписаться в общество и недоверие к нему, «повсюдное разрушение прежних ценностных начал и жадное стремление к их обретению» (из статьи Кураева Время штиля , 1980) – эти характерные черты «застойного» времени нашли отражение и в многочисленных рассказах писателя, и в повести Газификация (1981), и в романе Вечерний свет (1979–1980; опубл. 1985 с цензурными сокращениями, полная ред. 1989).
Проза Курчаткина периода перестройки с болью показывает новые аспекты деградации общества: культ денег, поощряемое «сверху» развитие сухого прагматизма и эгоизма, чему сопротивляется исконная потребность людей в доброте, взаимопонимании, высоких идеалах (повесть Веснянка , 1989, с ее главным героем, «чудиком» Петром Горячевым, своеобразным современным Дон-Кихотом, полным неистребимой романтической веры в благородную осмысленность человеческого существования; роман Стражница , 1993, героиня которого, убежденная коммунистка, с надеждой принимает горбачевскую перестройку, все силы души направляет к «обережению» ее лидера и умирает, безвременно и символично, в день распада СССР). Проблема не только несбыточности, но и опасности социальных утопий, отзывающихся горечью отрезвления или бессмысленной жестокостью нового тоталитаризма, прочитывается в фантастической повести Курчаткина Записки экстремиста: Книга ирреальной прозы (1990), где повествуется об энтузиастах, добровольно, вопреки бюрократическим препонам, ушедших под землю строить метро, чей труд оказался не только ненужным, ибо за это время в городе была построена надземная дорога, но и вредным, т.к. тяжелые условия строительства породили под землей еще более жесткую общественную структуру, чем та, которую энтузиасты некогда отвергли, а также в философско-эссеистической, не лишенной автобиографизма книге Курчаткина Портрет романтического молодого человека (1991). Условность, сюжетный эксперимент как способ опробования, проверки, доказательства того или иного принципиально важного тезиса сближает прозу Курчаткина с художественным миром Г.Уэллса, Ф.Кафки, Е.И.Замятина и т.п. авторов, отличаясь, однако, вкусом к более наглядным, чувственно-ощутимым реалиям и узнаваемым, «прописанным» в конкретной локально-временной ситуации персонажам.

Источник: Энциклопедия Кругосвет

Читать

Перевернувшийся в августе 1991 года социальный уклад российской жизни, казалось многим молодым людям, отменяет и бытовавшие прежде нормы человеческих отношений, сами законы существования человека в социуме. Разом изменились представления о том, что...

, РСФСР) - русский советский писатель и журналист.

Биография

Газеты и еженедельники пестрели сенсационными сообщениями о погроме… 23 января Анатолия Курчаткина и меня пригласили для участия в программе «Взгляд». В ту пору «Взгляд» имел неслыханную популярность. Его смотрели по системе «Орбита» десятки миллионов зрителей на пространстве от Сахалина до Балтики, от Норильска до Ферганы. Вели передачу молодые журналисты Влад Листьев, Артём Боровик , Владимир Мукусев , Александр Политковский , Евгений Додолев .

Впервые телезрителям показали кадры, снятые Стеллой Алейниковой-Волькенштейн в тот вечер. Потом был вопрос: что это такое? У меня сохранилась аудиозапись передачи: «Курчаткин . …Одна страшная вещь: мы имеем дело с той разновидностью национального сознания, которую можно назвать словом „черный национализм“. Рекемчук . Мы давно и, пожалуй, напрасно прибегаем к эвфемизмам, говоря об этом явлении. Мы явно избегаем произносить слово „фашизм“. Вот почему мы предпочитаем говорить обиняками. Но нужно называть вещи своими именами: это движение политическое, фашистское».

Потом было множество телефонных звонков от тех, кто смотрел и слушал этот выпуск «Взгляда». Одни высказывали поддержку. В их числе был Юрий Нагибин : «Ты сказал то, что надо было сказать давно» . Другие же, не представляясь, не ввязываясь в спор, просто крыли меня трехэтажным матом.

По возвращении из Киева я буду вызван повесткой в суд, в качестве свидетеля по делу Осташвили-Смирнова.

Библиография

Романы

  • Вечерний свет: Роман. - М., 1985; М.: Советский писатель, 1989. - 601 с. - ISBN 5-265-00577-3 .
  • Записки экстремиста. Книга ирреальной прозы. - М.: Московский рабочий, 1993. - 245 с. - ISBN 5-239-01568-6 .
  • Радость смерти. - М.: Воскресенье, 2000.
  • Стражница. - М.: Гелеос, 2001. - 384 с. - ISBN 5-89763-028-3 .
  • Солнце сияло: Роман // «Знамя ». - . - № −; М.: Время , 2004. - 656 с. - ISBN 5-94117-149-8 .
  • Цунами: Роман // «Знамя». - . - № −.
  • Полёт шмеля: Роман. - М.: Время, 2012. 704с. ISBN 978-5-9691-0689-5

Повести и сборники рассказов

  • Семь дней недели: рассказы и повести / предисл. Г. Семёнова. - М.: Современник, 1977. - 381 с.
  • Через Москву проездом: рассказы прошедшего года. - М.: Советский писатель, 1981. - 373 с.
  • Звезда бегущая: повести, рассказы. - М.: Молодая гвардия, 1986. - 495 с.
  • Истории разных мест. Рассказы. - М., 1986.
  • Повести и рассказы. - М.: Советская Россия, 1988. - 381 с. - ISBN 5-268-00559-6 .
  • Записки экстремиста. - М.: Мол. гвардия, 1990. - 160 с. - ISBN 5-235-01535-5 .

Другие работы

  • Переход в середине сезона. - М., 1978.
  • Портрет романтического молодого человека. - М., 1991.

Также печатался в журналах «Октябрь », «Урал », «Грани», «Огонёк », «Дружба народов », «Звезда », «Нева ».

По мотивам повести «Бабий дом » в году был снят художественный фильм «Ребро Адама » (режиссёр Вячеслав Криштофович , сценарий Владимира Кунина).

Напишите отзыв о статье "Курчаткин, Анатолий Николаевич"

Ссылки

Примечания

Отрывок, характеризующий Курчаткин, Анатолий Николаевич

Из молодежи, не считая старшей дочери графини (которая была четырьмя годами старше сестры и держала себя уже, как большая) и гостьи барышни, в гостиной остались Николай и Соня племянница. Соня была тоненькая, миниатюрненькая брюнетка с мягким, отененным длинными ресницами взглядом, густой черною косой, два раза обвившею ее голову, и желтоватым оттенком кожи на лице и в особенности на обнаженных худощавых, но грациозных мускулистых руках и шее. Плавностью движений, мягкостью и гибкостью маленьких членов и несколько хитрою и сдержанною манерой она напоминала красивого, но еще не сформировавшегося котенка, который будет прелестною кошечкой. Она, видимо, считала приличным выказывать улыбкой участие к общему разговору; но против воли ее глаза из под длинных густых ресниц смотрели на уезжавшего в армию cousin [двоюродного брата] с таким девическим страстным обожанием, что улыбка ее не могла ни на мгновение обмануть никого, и видно было, что кошечка присела только для того, чтоб еще энергичнее прыгнуть и заиграть с своим соusin, как скоро только они так же, как Борис с Наташей, выберутся из этой гостиной.
– Да, ma chere, – сказал старый граф, обращаясь к гостье и указывая на своего Николая. – Вот его друг Борис произведен в офицеры, и он из дружбы не хочет отставать от него; бросает и университет и меня старика: идет в военную службу, ma chere. А уж ему место в архиве было готово, и всё. Вот дружба то? – сказал граф вопросительно.
– Да ведь война, говорят, объявлена, – сказала гостья.
– Давно говорят, – сказал граф. – Опять поговорят, поговорят, да так и оставят. Ma chere, вот дружба то! – повторил он. – Он идет в гусары.
Гостья, не зная, что сказать, покачала головой.
– Совсем не из дружбы, – отвечал Николай, вспыхнув и отговариваясь как будто от постыдного на него наклепа. – Совсем не дружба, а просто чувствую призвание к военной службе.
Он оглянулся на кузину и на гостью барышню: обе смотрели на него с улыбкой одобрения.
– Нынче обедает у нас Шуберт, полковник Павлоградского гусарского полка. Он был в отпуску здесь и берет его с собой. Что делать? – сказал граф, пожимая плечами и говоря шуточно о деле, которое, видимо, стоило ему много горя.
– Я уж вам говорил, папенька, – сказал сын, – что ежели вам не хочется меня отпустить, я останусь. Но я знаю, что я никуда не гожусь, кроме как в военную службу; я не дипломат, не чиновник, не умею скрывать того, что чувствую, – говорил он, всё поглядывая с кокетством красивой молодости на Соню и гостью барышню.
Кошечка, впиваясь в него глазами, казалась каждую секунду готовою заиграть и выказать всю свою кошачью натуру.
– Ну, ну, хорошо! – сказал старый граф, – всё горячится. Всё Бонапарте всем голову вскружил; все думают, как это он из поручиков попал в императоры. Что ж, дай Бог, – прибавил он, не замечая насмешливой улыбки гостьи.
Большие заговорили о Бонапарте. Жюли, дочь Карагиной, обратилась к молодому Ростову:
– Как жаль, что вас не было в четверг у Архаровых. Мне скучно было без вас, – сказала она, нежно улыбаясь ему.
Польщенный молодой человек с кокетливой улыбкой молодости ближе пересел к ней и вступил с улыбающейся Жюли в отдельный разговор, совсем не замечая того, что эта его невольная улыбка ножом ревности резала сердце красневшей и притворно улыбавшейся Сони. – В середине разговора он оглянулся на нее. Соня страстно озлобленно взглянула на него и, едва удерживая на глазах слезы, а на губах притворную улыбку, встала и вышла из комнаты. Всё оживление Николая исчезло. Он выждал первый перерыв разговора и с расстроенным лицом вышел из комнаты отыскивать Соню.
– Как секреты то этой всей молодежи шиты белыми нитками! – сказала Анна Михайловна, указывая на выходящего Николая. – Cousinage dangereux voisinage, [Бедовое дело – двоюродные братцы и сестрицы,] – прибавила она.
– Да, – сказала графиня, после того как луч солнца, проникнувший в гостиную вместе с этим молодым поколением, исчез, и как будто отвечая на вопрос, которого никто ей не делал, но который постоянно занимал ее. – Сколько страданий, сколько беспокойств перенесено за то, чтобы теперь на них радоваться! А и теперь, право, больше страха, чем радости. Всё боишься, всё боишься! Именно тот возраст, в котором так много опасностей и для девочек и для мальчиков.
– Всё от воспитания зависит, – сказала гостья.
– Да, ваша правда, – продолжала графиня. – До сих пор я была, слава Богу, другом своих детей и пользуюсь полным их доверием, – говорила графиня, повторяя заблуждение многих родителей, полагающих, что у детей их нет тайн от них. – Я знаю, что я всегда буду первою confidente [поверенной] моих дочерей, и что Николенька, по своему пылкому характеру, ежели будет шалить (мальчику нельзя без этого), то всё не так, как эти петербургские господа.
– Да, славные, славные ребята, – подтвердил граф, всегда разрешавший запутанные для него вопросы тем, что всё находил славным. – Вот подите, захотел в гусары! Да вот что вы хотите, ma chere!
– Какое милое существо ваша меньшая, – сказала гостья. – Порох!

Родился 23 ноября 1944 года в Свердловске. Учился на вечернем отделении Уральского политехнического института (1962-63), окончил Литинститут (1972; семинар Б. Бедного). Работал фрезеровщиком и техником-конструктором на «Уралмаше» (1962-63), корреспондентом свердловской молодежной газеты «На смену!» (1966-67), в редакциях журналов «Наш современник» (1971-72) и «Студенческий меридиан» (1973-77).

Печатает прозу с 1973 года: рассказ «На седьмом этаже крупнопанельного дома» в еженедельнике «Литературная Россия». Основные прозаические публикации с тех пор - в журналах «Октябрь», «Знамя», «Урал», «Грани», «Огонек», «Нева». Публикует также эссе и статьи о современной русской действительности и литературе. Сотрудничал как публицист с радиостанцией «Свобода».
По характеристике Г. Вирена, «Курчаткин - не трибун, не учитель, он... Исследователь. Его проза... обладает сильным духовным последействием. Рождённая сегодняшней жизнью, она - на стороне ценностей вечных и простых». «Стилистическое мастерство Курчаткина, великолепное владение диалогом» отмечает английский славист Арчи Тейт, а американский литературовед Деминг Браун подчеркивает, что «Курчаткин обладает уникальным даром метафорического видения мира, и это придаёт его прозе мистическое, притчевое звучание». Режиссер В. Криштофович поставил по повести А. Курчаткина кинофильм «Ребро Адама» («Мосфильм», 1989). Его произведения переведены и опубликованы отдельными изданиями в Болгарии, Германии, Франции, Чехии, Казахстане, а также в периодике Великобритании, США, Польши, Китая, Южной Кореи.

Член СП СССР (1977). Был секретарем СП Москвы (1991-94), членом исполкома Русского ПЕН-центра (1989-1999), редколлегий и редсоветов журналов «Советская литература (на иностранных языках)», «Урал» (до 1999), «Октябрь».
Награжден медалью "20 лет Победы".

Дважды отмечен премиями журнала "Знамя" (1993 - роман «Стражница», 2004 - роман «Солнце сияло»), премией «Венец» (2001 - за вклад в отечественную литературу), премией «Серебряная линия» конкурса «Российский сюжет» за роман «Солнце сияло», шорт-лист премии «Букер» за лучший роман года (2005 - «Солнце сияло»), премией «Серебряная пуля» издательства «Франс-тирьер», Нью-Йорк, США (2008 - детская повесть «Волшебница Настя»)

Последняя публикация - роман «Цунами», журнал «Знамя», №№ 8-9, 2006 г. (лонг-лист премий «Большая книга» и «Букер» 2007 г.), изд-тво «Время», 2008 г.

КУРЧАТКИН, АНАТОЛИЙ НИКОЛАЕВИЧ (р. 1944), русский прозаик. Родился 23 ноября 1944 в Свердловске. Детство прошло в заводском поселке Уралмаша, где работали инженерами его родители и где сам он впоследствии был фрезеровщиком и техником-конструктором, одновременно учась на вечернем отделении Уральского политехнического института. После службы в армии (1963–1966), оставив институт, работал в свердловской молодежной газете «На смену!». Окончил Литературный институт им. А.М.Горького (1967–1972), работал в журналах «Наш современник» (с 1972), «Студенческий меридиан» (1973–1977).

Представитель т.н. «прозы сорокалетних», сочетающих натуралистичность повествования с особым внимание к повседневному бытию простого человека и острым социальным критицизмом, Курчаткин выпустил ряд сборников повестей и рассказов (Семь дней недели , 1977; Переход в середине сезона », 1978; Через Москву проездом , 1981), в которых проявил себя прежде всего знатоком жизни социального «дна», людей неустроенных, беспокойных, нередко тяготеющих к преступному миру. Таковы Генка Фомин – герой рассказа Фома из нашего двора (1966, опубл. 1986), «шалопутный хулиган и неудачливый вор, пьяница и инвалид, потерянный для страны человек», и Виталий – герой рассказа Гамлет из поселка Уш («Гамлет я без шпаги... Гамлопут...»). Идеалистическое стремление к истине и боль разочарования, поиск необычных переживаний и социальная апатия, желание вписаться в общество и недоверие к нему, «повсюдное разрушение прежних ценностных начал и жадное стремление к их обретению» (из статьи Кураева Время штиля , 1980) – эти характерные черты «застойного» времени нашли отражение и в многочисленных рассказах писателя, и в повести Газификация (1981), и в романе Вечерний свет (1979–1980; опубл. 1985 с цензурными сокращениями, полная ред. 1989).

Проза Курчаткина периода перестройки с болью показывает новые аспекты деградации общества: культ денег, поощряемое «сверху» развитие сухого прагматизма и эгоизма, чему сопротивляется исконная потребность людей в доброте, взаимопонимании, высоких идеалах (повесть Веснянка , 1989, с ее главным героем, «чудиком» Петром Горячевым, своеобразным современным Дон-Кихотом, полным неистребимой романтической веры в благородную осмысленность человеческого существования; роман Стражница , 1993, героиня которого, убежденная коммунистка, с надеждой принимает горбачевскую перестройку, все силы души направляет к «обережению» ее лидера и умирает, безвременно и символично, в день распада СССР). Проблема не только несбыточности, но и опасности социальных утопий, отзывающихся горечью отрезвления или бессмысленной жестокостью нового тоталитаризма, прочитывается в фантастической повести Курчаткина Записки экстремиста: Книга ирреальной прозы (1990), где повествуется об энтузиастах, добровольно, вопреки бюрократическим препонам, ушедших под землю строить метро, чей труд оказался не только ненужным, ибо за это время в городе была построена надземная дорога, но и вредным, т.к. тяжелые условия строительства породили под землей еще более жесткую общественную структуру, чем та, которую энтузиасты некогда отвергли, а также в философско-эссеистической, не лишенной автобиографизма книге Курчаткина Портрет романтического молодого человека (1991). Условность, сюжетный эксперимент как способ опробования, проверки, доказательства того или иного принципиально важного тезиса сближает прозу Курчаткина с художественным миром Г.Уэллса, Ф.Кафки, Е.И.Замятина и т.п. авторов, отличаясь, однако, вкусом к более наглядным, чувственно-ощутимым реалиям и узнаваемым, «прописанным» в конкретной локально-временной ситуации персонажам.

Анатолий Николаевич Курчаткин — русский писатель, член Союза писателей СССР (с 1977), секретарь Союза писателей Москвы (1991−94), член Русского ПЕН-центра, редсовета журнала «Урал» (в 1990-е), общественного совета журнала «Октябрь». Автор "Записок экстремиста" (1993), "Радости смерти" (2000) и других произведений. Работал в редакциях журналов «НС» (1971−72) и «Студенческий меридиан» (1973−77). По мотивам повести Курчаткина «Бабий дом» в 1990 году был снят художественный фильм «Ребро Адама» (режиссёр Вячеслав Криштофович, сценарий Владимира Кунина).

Оригинал взят у kurchatkinanato в НОВАЯ ЛОШАДЬ РУССКОЙ ПОЛИТИКИ

В Кремле совершен переворот. С поста главы администрации ушел Сергей Иванов, которого называли главой партии войны, или, во всяком случае, выразителем ее идеологии и проводником. Так это было или нет - Бог весть. Место его занял непубличный прежде человек, канцелярист Антон Вайно. Что мне, писателю, до всего этого? Я глубокомысленного анализа наших пикейных жилетов, посвященного таким перестановкам, не просто не читаю, а просто не вижу - что в газете, что в Интернете. Но нынешнее кадровое обновление меня задело. Потому что, мне кажется, в свете того, что сейчас происходит в стране, в нем есть ЗНАК. Позвольте мне написать так, прописными буквами. И вот почему..

Первый раз я мог видеть В. Путина вблизи и даже участвовать в достаточно камерном разговоре на рубеже веков, когда он впервые баллотировался в президенты. Он тогда приезжал к нам в ПЕН-клуб, никаких рамок с металлоискателями для встречи с ним еще не полагалось, пришел с пропуском в виде, как говорится, своего фейса, и все. Я не пошел, не надеясь услышать что-либо путное. Как мне потом передавали, ничего путного сказано и не было. Но речь не о сказанном, не о некоей программе будущего президентства. На встрече была поднята проблема удушающей налоговой политике для организаций культуры, в частности о судебной тяжбе ПЕН-клуба по поводу этих налогов, будущий глава государства внимательно все выслушал, вник, отдал во всеуслышание своему помощнику повеление дать исполнительному директору клуба, покойному уже, к сожалению, ныне поэту Александру Ткаченко свой глубоко законспирированный телефон - и чтобы в течение месяца вопрос был решен в пользу ПЕН-клуба (а в этой тяжбе все было очевидно, государство нарушало там свои же решения-постановления)

Помощник кормил Сашу обещаниями года полтора, прося перезвонить через неделю, через месяц, через полтора, пока Ткаченко не понял, что исполнять решение шефа помощник и не собирается. С какой стати, зачем? Что за интерес? Он был сам себе контролер и, еще когда передавал Саше свой глубоко законспирированный телефон, знал, что этим актом высокой передачи все и ограничится. На полуторагодовой давности встречу с Путиным во время года литературы я уже пошел. Тут уже были спецсписки, металлоискатели, часовая очередь на проход, но на этот раз мне хотелось увидеть главу государства вблизи. Во всяком случае, с места, где я сидел, до него на трибуне было метров двадцать - видна вся мимика во время речи, видна вся степень его погружения в текст, предварительной знакомости его с тем.

Впечатление было печальное. Конечно, я прекрасно отдаю себе отчет, что этот доклад президент не мог писать сам. Но чтобы такая степень чуждости человека, читающего с трибуны текст доклада, этому самому тексту! Там не было никакого участия личности в зачитывании текста. Текст мог быть другим, с другими акцентами, в другой стилистике написанный - все было бы зачитано точно с той же степенью «вживленности» в него. Равнодушие абсолютное, стопроцентное, нескрываемое. Президент оживился, лишь когда речь зашла о мате. Тут он оторвался от страницы перед ним и со своей фирменной усмешкой, добро и порицающее сказал, что знает-знает, как писатели хотят материться на страницах своих произведений, но ничего не поделаешь, придется потерпеть. Все, больше проявления живого человеческого чувства на протяжении доклада не было.

И вот что мне стало тогда, окончательно и бесповоротно ясно. Есть такое выражение «править длинной вожжей». Вот он правит очень длинной вожжей. Такой у него талант. Он умеет передавать властные функции другим людям, и его не заботит, как на самом деле исполняются его решения. И в этом смысле он действительно человек текущего момента. С плеч долой - и хорош. С глаз долой - из сердца вон. Вот откуда его пресловутое долготерпение, нежелание принимать скорые решения и т.п., о чем с таким смаком и серьезностью пишут наши аналитики. Поэтому-то замена такой знаковой фигуры, как Сергей Иванов на Антона Вайно значит много. Она действительно очень важна. И что она готовит стране? Поживем - увидим, конечно. Но не задуматься об этом сейчас невозможно. Кто там радуется уже и хлопает в ладоши? Погодите, к добру ли все это.

А уж так страна заждалась добра. Да что же, неужели она недостойна его? Оставьте, кто утверждает это! Ничуть не хуже русский народ других. История у него в 20-м веке была… никому не пожелаешь. А так нормальный народ, с тем же процентом дурных и хороших людей, что другие народы. Вот только дела обстоят так, что наверх поднимается… ну, что всегда наверх, если не перемешивать, поднимается.