Античная культура древнего рима. Культура древнего рима, ее особенности Значение культуры древнего рима для позднейших культур

На территории Апеннинского полуострова считается этрусская, предшествовавшая римской и оказавшая на нее большое влияние. В I тыс. до н. э. на территории Средней и Северной Италии этруски создали федерацию городов-государств. Каменные стены и здания, четкая планировка улиц, пересекавшихся под прямым углом и ориентированных по странам света, - характерные черты их городов. Этруски первыми начали строить здания с купольным сводом, возводившимся из клиновидных балок.

Археологические раскопки позволили обнаружить многочисленные памятники культуры этрусков: гробницы с настенными росписями, саркофаги, погребальные урны, оружие, ювелирные изделия, домашнюю утварь, терракотовую и бронзовую скульптуру. Высокого уровня достигала и керамика - это "зачерненные" при обжиге и покрытые лаком сосуды, имитирующие изделия из металла. Для изобразительного искусства этрусков характерен реализм - стремление передать наиболее существенные черты человека. Особенно это заметно в скульптурных портретах этой эпохи, совершенно чуждых идеализации. Именно благодаря этрусскому влиянию римский портрет достиг впоследствии такого совершенства.

Во время раскопок было найдено также около 10 тысяч надписей, однако язык этрусков до сих пор, за исключением только некоторых слов, не расшифрован.

В религии этрусков большое значение имело гадание по внутренностям животных, полету птиц, толкование различных знамений - необычных явлений природы. Пантеон богов в основном соответствовал греческому, но этруски поклонялись также множеству добрых и злых демонов.

В свою очередь, этруски воздействовали на соседние италийские народы, и в частности, на римлян: этрусское влияние прослеживается в архитектуре, скульптуре, религии Древнего Рима.

Культура Рима в царский период

Начало римской истории по традиции относят к 753 г. до н.э. - времени основания города. Первый, царский период истории охватывает VIII-VI вв. до н.э., к концу его Рим сложился как город-государство греческого типа. По преданию, в Риме правили семь царей, причем трое последних были этрусского происхождения. При них город был обнесен каменной стеной, проведена канализация, построен первый цирк для гладиаторских игр. От этрусков римляне унаследовали ремесленную и строительную технику, письменность, так называемые римские цифры, гадания по полету птиц и внутренностям животных. Заимствованы были и одеяние римлян - тога, архитектура дома с атрием -

внутренним двориком и т.д.

Ранняя римская религия была анимистической , т.е. признавала существование всевозможных духов, ей были присущи и элементы тотемизма, сказавшиеся, в частности, в почитании капитолийской волчицы, вскормившей братьев Ромула и Рема - основателей города. Однако постепенно под влиянием этрусков, представлявших, как и греки, богов в человеческом облике, римляне перешли к антропоморфизму. Первый в Риме храм - храм Юпитера на Капитолийском холме - был построен этрусскими мастерами.

Культура Рима в период республики

По преданию, этрусское господство в Риме кончилось в 510 г. до н.э. - восставший народ сверг последнего царя Тарквиния Гордого (534/533 - 510/509 гг. до н.э.). Рим становится аристократической рабовладельческой республикой. Период ранней республики охватывает VI-III вв. до н. э., в это время Риму удается подчинить всю территорию Апеннинского полуострова.

Большую роль в развитии раннеримской культуры сыграло завоевание греческих городов Южной Италии, ускорившее приобщение римлян к более высокой греческой культуре. В IV в. до н.э., главным образом среди верхних слоев римского общества, начинают распространяться греческий язык, некоторые греческие обычаи, в частности, бритье бороды и короткая стрижка волос. В это же время происходит замена старого этрусского алфавита греческим, более подходящим к звукам латинского языка. Тогда же вводится и медная монета по греческому образцу.

С образованием гражданской общины, республиканского строя связано возникновение ораторского искусства . Выступления сенаторов в сенате, должностных лиц в комициях (народных собраниях) требовали знаний и искусства убеждать слушателей.

К IV в. до н.э. относится зарождение в Риме театра - по примеру этрусков были введены сценические игры, исполнявшиеся професиональными артистами, (именно в Риме появилось слово актер).

Римская культура позднереспубликанской эпохи представляла, собой соединение многих начал (этрусского, исконно римского, италийского, греческого), что обусловило ее эклектизм .

Начиная с III в. до н.э., особенно большое влияние на римскую религию начала оказывать греческая. Римские боги отождествляются с греческими: Юпитер - с Зевсом, Нептун - с Посейдоном, Плутон - с Аидом, Марс - с Арестом, Юнона - с Герой, Минерва - с Афиной, Церера - с Деметрой, Венера - с Афродитой, Вулкан -с Гефестом, Меркурий - с Гермесом, Диана - с Артемидой и т. д. Культ Аполлона был заимствован еще в V в. до н.э., аналога ему в римской религии не было. Одним из почитаемых чисто италийских божеств был Янус, изображавшийся с двумя лицами как божество входа и выхода, всякого начала. Древнеиталийского происхождения были домашние боги - Лары, Гении, Пенатя. Следует отметить, что римский пантеон никогда не был замкнутым, в его состав принимались иноземные божества. Считалось, что новые боги усиливают мощь римлян.

Первым римским поэтом был грек Ливий Андроник , переводивший на латынь греческие трагедии и комедии, "Одиссею" Гомера. Переводы его были очень вольными, они допускали включение новых отрывков, изменение имен и т.д. Крупнейший римский писатель конца III - начала II в. до н.э.- Плавт (сер. III в.-184 г. до н.э.). В его комедиях нашли отражение римские реалии, хотя герои носят греческие имена, а действие происходит в греческих городах. Несколько позже писал свои комедии Теренций (ок. 125-159 гг. до н.э.), который в отличие от Плавта старался не использовать римские сюжеты и ограничивался пересказом греческих авторов, особенно Менандра.

На новую, более высокую ступень поднялась римская поэзия в I в. до н. э. Среди многих поэтов того времени следует отметить Лукреция и Катулла. Лукрецию (1-я пол. I в. до н.э.) принадлежит философская поэма "О природе вещей", излагающая учение Эпикура. Катулл (ок. 87-54 гг. до н. э.) был мастером лирической поэзии, его перу принадлежат небольшие стихотворения, где описываются различные человеческие чувства.

Первым прозаическим произведением на латинском языке был труд Катана Старшего (234-149 гг. до н. э.) "О сельском хозяйстве". Наиболее выдающимися позднереспубликанскими писателями, мастерами прозы были Варрон и Цицерон . Главное произведение Варрона (116-27 гг. до н. э.) "Древности дел божеских и человеческих" - своеобразная историческая, географическая и религиозная энциклопедия. Его перу принадлежат также многочисленные грамматические, историко-литературные произведения, биографии наиболее знатных граждан, философские произведения. Цицерон (106-43 гг. до н. э.) был выдающимся государственным деятелем, прекрасным оратором, юристом, знатоком философии, замечательным писателем.

Римская архитектура испытала сильное влияние этрусской и особенно греческой. В своих сооружениях римляне стремились подчеркнуть силу, мощь, величие, подавляющие человека, для них характерны монументальность, пышная отделка зданий, множество украшений, стремление к строгой симметрии, интерес к утилитарным сторонам архитектуры, к созданию преимущественно не храмовых комплексов, а зданий и сооружений для практических нужд.

Римские архитекторы разработали новые конструктивные принципы, в частности, широко применяли арки, своды и купола, наряду с колоннами использовали столбы и пилястры. Во II-I вв. до н.э. начинают широко применять бетон, сводчатые конструкции. Появляются новые типы зданий, например, базилики , где совершались торговые сделки и вершился суд, амфитеатры , где устраивались гладиаторские бои, цирки, где происходили соревнования колесниц , термы - сложный комплекс банных помещений, библиотеки , места для игр, для прогулок, окруженные парком. Возникает новый тип монументального сооружения - триумфальная арка , которая возводилась в ознаменование очередного успешного военного похода и возглавлявшего его полководца. Наиболее

прославившихся полководцев стали называть императорами .

Завоевание Греции и эллинистических государств сопровождалось грабежом городов. Большой приток греческих шедевров и массовое копирование тормозили расцвет собственно римской скульптуры. Только в области реалистического портрета римляне, использовавшие этрусские традиции, внесли свой вклад в развитие скульптуры, именно портретные статуи получают доминирующее значение, и именно в них проявилось своеобразие римского искусства. Римлянами были созданы тип статуи "тогатус", изображавший оратора в тоге, и бюсты, отличавшиеся суровой простотой и отточенной правдивостью образов. Во II-I вв. до н. э. были созданы такие превосходные работы, как "Брут", "Оратор", бюсты Цицерона и Цезаря .

Характерной чертой мышления римлян был практицизм , любовь к прикладным наукам. Так, например, высокого уровня достигла в Риме агрономия (известны сельскохозяйственные трактаты Катона, Варрона), римский архитектор Витрувий (2-я половина 1 в. до н.э.) написал трактат "Об архитектуре". В Риме появляются и руководства по риторике , где излагались основные правила

В IV в. н.э. начинают строить христианские храмы - базилики. Форма и название их были заимствованы от более ранних античных базилик, являвшихся административными и судебными зданиями. Наряду с базиликами в раннехристианское время сооружались культовые здания центрического типа, в которых нашли свое дальнейшее развитие античные традиции круглого храма.

Новые художественные черты яснее всего выступают в христианской живописи. В росписях катакомб наглядность изображения сцены, понимание содержания становятся важнее, чем пропорциональная разработка фигур, соблюдение масштабности.

Восточная Римская империя существовала до 1453 г. как Византийская империя, культура которой стала продолжением греческой, но в христианском варианте. Западная Римская империя прекратила свое существование в 476 г., когда был низложен последний император. Этот год традиционно считается концом Древнего мира, античности, началом Средневековья . На развалинах Западноримской империи возникают так называемые варварские королевства , население которых было в той или иной степени приобщено к греко-римской культуре, оказавшей большое влияние на развитие этих государств.

Культура Древнего Рима существовала более 12 веков и имела свои уникальные ценности. В искусстве Древнего Рима воспевались почитание богов, любовь к Отечеству, солдатская честь. О Древнем Риме подготовлено множество докладов, в которых рассказывается об его достижениях.

Культура Древнего Рима

Ученые разделяют историю древнеримской культуры на три периода:

  • Царский (8-6 вв. до н.э.)
  • Республиканский (6-1 вв. до но.э.)
  • Имперский (1 в. до н.э. - 5 в.н.э.)

Царский считается примитивным периодом в плане развития культуры, однако, именно тогда у римлян появился свой алфавит.

Художественная культура римлян была схожа с эллинской, но имела свои характерные особенности. Например, скульптура Древнего Рима приобрела эмоции. На лицах персонажей римские скульпторы стали передавать состояние души. Особенно многочисленны были скульптуры современников - Цезаря, Красса, различных богов, обычных граждан.

Во времена Древнего Рима впервые появляется такое литературное понятие, как «роман». Среди поэтов, сочинявших комедии, наиболее знаменитым был Луцилий, являющийся автором стихотворений на бытовую тематику. Его любимой темой было высмеивание одержимости достижения различных богатств.

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

Римлянин Ливий Андроник, работавший актером трагедии, знал греческий язык. Ему удалось перевести «Одиссею» Гомера на латинский язык. Вероятно, под впечатлением от произведения, Вергилий вскоре напишет свою «Энеиду» о троянце Энее, ставшем дальним предком всех римлян.

Рис. 1. Похищение сабинянок.

Необыкновенного развития достигла философия. Были сформированы следующие философские течения: римский стоицизм, задача которого состояла в достижении духовных и нравственных идеалов, и неоплатонизм, сутью которого было развитие высшей духовной точки души человека и достижение экстаза.

В Риме античным ученым Птолемеем была создана геоцентрическая система мира. Ему же принадлежат многочисленные работы по математике и географии.

Музыка Древнего Рима копировала греческую. Из Эллады приглашались музыканты, актеры и скульпторы. Популярностью пользовались оды Горация и Овидия. Со временем, музыкальные представления приобрели зрелищный характер, сопровождающийся театральными представлениями или гладиаторскими боями.

Сохранилось письмо римского поэта Марциала, в котором он утверждает, что если станет преподавателем музыки, то безбедная старость ему обеспечена. Это говорит о том, что музыканты пользовались большим спросом в Риме.

Изобразительное искусство в Риме несло утилитарный характер. Оно представлялось римлянами как способ заполнить и организовать жизненное пространство. Оно, как и архитектура, выполнялось в виде монументальности и величия.

Подводя итог, отметим, что римскую культуру можно считать преемницей греческой, однако, римляне многое привнесли и доработали в ней. Иными словами, ученик превзошел учителя.

Рис. 2. Строительство римской дороги.

В архитектуре римляне строили свои здания на века. Термы Каракаллы - яркий пример гигантизма в строительстве. Архитекторы использовали такие приемы как использование палестр, перистильных дворов, садов. Бани снабжались сложным техническим оборудованием.

Величественными римскими сооружениями можно считать дороги, которые используются и по сей день, знаменитые оборонительные валы Траяна и Адриана, акведуки и, конечно же, амфитеатр Флавиев (Колизей).

История Рима представляет собой одну из самых замечательных страниц всемирной истории. Начав свое существование в качестве маленькой гражданской общины, Рим подошел к своему концу в качестве крупнейшей империи древнего мира; но и после гибели Рима как государства римская культура продолжала оказывать огромное влияние на культуру позднейшей Европы, а посредством последней – и на мировую культуру в целом.

Однако сама римская культура с самого начала своей истории не была чем-то единым; это был сплав культур разных народов, и изначально присущая ей синкретичность стала чертой, определявшей характер культуры Рима на всем протяжении ее развития. В то же время римская культура отнюдь не была беспорядочным агломератом заимствований и чужеродных влияний; это был вполне оригинальный феномен, своеобразие которого покоилось на основательном фундаменте культуры римского полиса. Так что же было действительно римским в культуре Рима?

Римская община возникла в сер. VIII в. до н.э. в результате слияния нескольких поселков различных племен, главную роль среди которых играли латины и сабины; кроме того, за несколько веков до этого здесь побывали греки-ахейцы, а в состав древнейшей римской общины вошли и этруски. Впрочем, греки и этруски оказали сильное влияние на культуру раннего Рима и по другой причине: Южная Италия и Сицилия были в это время колонизированы греками (здесь было столько греческих колоний, что эту территорию стали называть Великой Грецией), а этрускам принадлежала обширная территория от Альп на севере до Неаполя на юге. Происхождение этрусков и их язык до сих пор составляют научную загадку, несмотря на то, что дошла масса памятников их материальной культуры. Этруски, как и греки (с течением времени этрусская культура впитала в себя много элементов греческой), по уровню социально-экономического и культурного развития превосходили латинов, и потому последние испытали на себе их влияние. Так, римляне переняли у этрусков правила межевания полей, планировку городов и домов, практику гадания по внутренностям животных и т.д.

Однако заимствования культурных форм со стороны не лишали римскую культуру ее собственного оригинального содержания; наоборот, именно это содержание и определяло характер и порядок заимствований. Римляне были людьми весьма рациональными и практичными, их мышление было почти лишено образности; даже в названиях месяцев и именах детей они использовали порядковые числительные (например, единственная дочь получала родовое имя отца, если их было две, то их различали как Старшую и Младшую (major и minor), остальных просто считали – Третья, Четвертая, Пятая (Tertia, Qanta, Quinta) и т.д.).

Своеобразие римского менталитета находило свое выражение, прежде всего, в римской религии. Изначально римские божества не были ни антропоморфными, ни личностными: их не представляли в человеческом облике, не ставили им статуй, не строили храмов. Только с заимствованием этрусских и греческих божеств у римлян появились храмы и изображения богов. Римляне обожествляли различные понятия, качества, функции, стадии человеческой деятельности, и сами эти боги имели не собственные, а нарицательные имена; таких божеств было великое множество – например, одно олицетворяло порог, другое – дверные створки, третье – дверные петли, и т.д. Общение с богами было в высшей степени формализовано и ритуализовано, содержание же его определялось формулой “do ut des” – “даю, чтобы [ты] дал”: принося богу жертву, римлянин ждал от него ответного шага, т.е. рассчитывал на получение определенной пользы для себя. Этот практицизм, прагматизм, юридическая нормативность сознания, трезвый расчет в сочетании со строгой патриархальностью нравов, подчеркнутым уважением к достоинству старших и вышестоящих и стали основными установками исконной римской культуры.

История Рима – это история города, ставшего миром; случай Рима уникален. В древности не было недостатка ни в гражданских общинах, ни в огромных империях, но только Риму удалось органически соединить идею гражданства с имперской идеей, т.е. до некоторой степени добиться слияния полисных идеалов свободы и независимости общины в целом и каждого гражданина в отдельности с имперским идеалом мира и безопасности для всех; это и получило название “римской идеи”. Соответственно, римская культура стала как бы выражением этого универсального государства: она представляла собой некую цивилизационную технологию, легкоусваиваемую совокупность жизненных стандартов, своего рода “ноу-хау” цивилизованной (от civilis – гражданский) жизни. Эту культуру можно было заимствовать с той же легкостью, с которой она сама принимала всевозможные заимствования; собственно ее содержание было прикладным технологически-организационным набором жизнеобеспечивающих структур, который действовал с одинаковой эффективностью в любом месте и в любое время. Римская культура была построена по принципу открытой архитектуры – это была система стандартных конструкций, в которую свободно встраивались любые новые блоки, поэтому ее способности к развитию были практически неограниченными.

Особенно сильны были римляне в утилитарной сфере, во всем том, что относилось к материально-организационной стороне жизни. Архитектура и градостроительство с одной стороны, политика и право — с другой: вот главные сферы, где проявился римский гений. Римляне первыми стали широко применять обожженный кирпич, бетон; вместо принятых у греков прямых перекрытий стали широко применяться арочные своды. Состоятельные римляне жили в просторных городских домах с цветочными клумбами и фонтанами, полы которых были покрыты мозаиками, а стены – фресками; весьма распространенным типом жилища была и вилла – поместье, сочетавшее городской комфорт с прелестями сельской жизни. Бедняки снимали квартиры в многоэтажных (4-6 этажей) доходных домах-инсулах. Наиболее впечатляющими были общественные сооружения: римский Форум – площадь, точнее, целая система площадей с библиотеками, портиками, статуями, триумфальными колоннами и арками и т.д., театры (еще деревянный театр Марка Эмилия Скавра вмещал 80 тыс. чел.; построенный спустя три века Колизей – 56 тыс. чел., диаметр его равнялся 188 м., высота – 48,5 м), цирки – Большой Цирк в Риме имел длину 600 и ширину 150 м, он вмещал 60 тыс. зрителей. В Риме насчитывалось около тысячи общественных бань – терм; термы императора Каракаллы могли принять 1800, а термы Диоклетиана – 3200 чел. одновременно. В честь побед римского оружия возводились триумфальные арки и колонны: арка императора Тита имела высоту 15,4 м, арка Константина – 22 м высоты и 25,7 м ширины, колонна Траяна имела высоту 38 м. Огромные сооружения возводили императоры: так. мавзолей Августа представлял собой цилиндрическую постройку диаметром 89 и высотой 44 м. Разумеется, строились и храмы: знаменитый Пантеон (храм всех богов) был покрыт куполом диаметром 43,2 м, колонны выстроенного в Афинах императором Адрианом храма Зевса Олимпийского имели высоту 17,2 м.

Во всех провинциях римской республики, а позднее – империи, города возводились по единому плану; римский город имел продуманную систему жизнеобеспечения – мощеные мостовые, канализацию, централизованное водоснабжение (вода в город часто поступала по специальным надземным водопроводам – акведукам; длина одного такого акведука, построенного в Риме императором Клавдием, равнялась 87 км – по нему в город поступало 700 тыс. м 3 воды в сутки; самый длинный римский акведук был построен при императоре Адриане в Карфагене – его длина достигала 132 км, всего же с помощью акведуков воду получали почти в 100 городах империи). Города соединялись прекрасными дороги, вдоль которых находились почтовые станции, постоялые дворы, столбы с указанием расстояний и т.п.; частью дорог были мосты, виадуки, туннели. Римские дороги имели пятислойное покрытие; общая длина дорожной сети достигала 80 тыс. км.

Римская скульптура изначально развивалась под сильным этрусским и греческим влиянием. Взяв от этрусков натуралистичность портрета и разработанную пластику человеческого тела от греков, от себя римляне добавили официальную строгость и внушительные размеры: так, одна голова статуи императора Константина имеет высоту 2,4 м, а колоссальная статуя императора Нерона (работы мастера Зенодора) была высотой в 39 м. Скульптура была неотъемлемой частью городского и домашнего пространства: дома у римлянина находились скульптурные портреты его предков, на улице он встречался с изображениями богов, героев и императоров (вообще, среди образов римской скульптуры доминируют не боги, а люди – в отличие от греков).

Довольно хорошо изучена римская живопись: римляне, опять же, расписывали не столько храмы, сколько дома, и изображали не только богов, но и людей. Римская живопись реалистична, большое место в ней занимает жанр портрета (наиболее известна серия портретов из Фаюмского оазиса в Египте). Надо сказать, что, как и скульптура, римская живопись представлена в первую очередь не шедеврами, а добротной массовой ремесленной продукцией; искусство у римлян служило быту.

Кроме пластических искусств, наиболее оригинальны были римляне в области права. Юридическая наука, юриспруденция возникла именно в Риме: дело в том, что в Риме на протяжении многих веков существовала специальная должность претора, обязанностью которого было толковать и развивать право. Ежегодно избираемые преторы в своих эдиктах объявляли, как они намерены применять существующие законы. Кроме того, в Риме практиковали частные юристы, дававшие свои консультации всем желающим, которые издавали свои разработки в особых книгах. Один из таких юристов, Квинт Муций Сцевола, изложил в 18 книгах всю систему римского гражданского права (именно систему – впервые в мире). В имперский период кодификацию права продолжили Требаций и Лабеон; Сальвий Юлиан составил “Вечный эдикт” и “Дигесты” в 90 книгах, Гай написал “Институции” (юридический учебник в 4 книгах), много сделали также Папиниан, Ульпиан (один его трактат “О преторском эдикте” состоял из 81 книги) и Павел.

Весьма развитым в Риме было так же ораторское искусство – риторика. Учеба в школе ритора увенчивала собой всю систему римского школьного образования: начальная школа была частной, учились в ней 4 – 5 лет, затем следовала 4-летняя грамматическая школа и, наконец, 3 – 4-летняя школа ритора. (Надо сказать, что уровень грамотности в Римской империи достигал 50%). Риторская школа была государственной, риторы состояли на жаловании; это был своего рода университет — получивший такое образование человек мог делать карьеру в любой сфере. Собственно ораторское искусство было особенно необходимо в сенате и суде; самым знаменитым римским оратором был Марк Туллий Цицерон (до нас дошло около 50 его речей).

С риторикой была тесно связана филология, получившая в Риме большое развитие: из самых известных римских филологов следует упомянуть Марка Теренция Варрона. Варрон, как и многие другие римские ученые, был энциклопедистом – он написал около 600 книг по различным отраслям знания. Вообще, энциклопедия стала настоящим римским жанром: Варрон написал 41 книгу “Древностей божественных и человеческих”, Плиний Старший – “Естественную историю” в 37 книгах, и т.д. Это были люди огромных знаний: так, список источников у Плиния насчитывает 400 авторов, Варрон в одном из своих сочинений, “Образах”, дает литературные портреты 700 знаменитых греков и римлян – а ведь он не был историком-специалистом, а писал труды и по философии, и по праву, и по сельскому хозяйству.

Впрочем, в Риме хватало и философов, и историков, не говоря уже об ученых, оставивших справочники и монографии практически по всем появившимся в этот период специальным наукам. В философии римляне не создали оригинальных школ; наиболее распространенными учениями в Риме были стоицизм (Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий), эпикуреизм (Лукреций), кинизм. Из историков следует назвать Тита Ливия, описавшего в 142 книгах своей “истории Рима от основания города” 8 веков римской истории (до нас дошла лишь четвертая часть этого сочинения, но и это немногое в современных изданиях занимает около 1500 страниц), Корнелия Тацита (“история” и “Анналы”), Светония Транквилла (знаменитая книга “Жизнь двенадцати цезарей”), Аммиана Марцеллина (“Деяния”) и др. Из представителей естественных наук можно назвать Диофанта Александрийского (математика), Клавдия Птолемея (география), Галена (медицина).

Начало римской литературе положили греки, писавшие по латыни, и римляне, писавшие по-гречески; началась она с переводов и переложений. Пленный грек Ливий Андроник в III в. до н.э. переложил на латынь греческие трагедии и комедии (Софокла и Еврипида), а также сделал перевод “Одиссеи”; в то же время Невий стал писать свои подражания грекам уже на латинском. Более оригинальны были создатель исторического эпоса “Анналы” Энний и комедиографы Плавт и Теренций, полностью же национальную и по форме, и по содержанию литературу создали Гай Луцилий и Луций Акций. Золотым веком римской литературы (точнее, поэзии) стало время первых императоров, когда творили автор “Георгик” и “Энеиды” Вергилий, написавший “Сатиры”, “Эподы”, “Оды” и “Послания” Гораций и автор “Науки любви” и “Метаморфоз” Овидий. Из позднейших римских литераторов следует назвать Петрония, Лукана, Апулея, Марциала, Ювенала и др.

Культура Рима и христианская культура находятся в сложной диалектической взаимосвязи: трудно решить, что в этом соотношении главное, а что – производное. Рим был возможен без христианства, но христианство было невозможно без Рима; христианство смогло стать мировой религией только в мировой империи. С другой стороны, без христианства, наследовавшего римскую культуру, мы имели бы об античной культуре в целом примерно такое же представление, как об этрусской или раннеминойской, а ее значение для нас было бы таким же, как значение индейских цивилизаций Мезоамерики; без христианства от античности остались бы лишь немые памятники материальной культуры, историческо-культурная традиция была бы прервана, и потому сами мы были бы другими. Христианство и Рим и отрицали, и взаимодополняли друг друга: сначала христианство было невозможным без Рима, который преследовал христиан, а затем само существование Рима стало производным от христианства, которое столь же неуклонно боролось с римским язычеством – т.е. становым хребтом всей античной культуры.

Традиционная римская религия не обещала исповедовавшему ее вечной жизни, загробного блаженства, посмертного наказания злых и поощрения добрых: как и любое язычество, т.е. одушевление сил и объектов природы, она была сосредоточена на этом мире и жизни в нем – за гробом и доброго, и злого ждало одно и то же унылое прозябание в Аиде. Римское язычество, как и любое другое, не знало личностной этики, т.к. было обращено не к отдельному человеку, а к общине; это была ритуально-обрядовая система, действие которой происходило лишь на поверхности душевного мира человека – ибо и сама душевная жизнь на этом этапе развития была достаточно поверхностной, вернее, принципиально ориентированной на внешнее действие, а не на внутреннее содержание. Только в империи становится возможным возникновение нового человека, человека-личности, в нашем понимании, для которого ценность внутренней жизни, нравственного самосовершенствования, внутренней свободы значат не меньше, чем ценности внешнего успеха и преуспеяния: государственный универсализм порождает гражданский индивидуализм, империя и личность взаимосвязаны.

Новому человеку был нужен новый бог, точнее, Бог – всемогущее и всеобъемлющее, но в то же время бесконечно близкое к человеку благое существо, которое “заведовало” бы не отдельным народом, местностью, сферой деятельности и т.п., но бесконечностью и вечностью, и могло бы сообщить их человеческой душе. Поиски такого бога начинаются уже в ранней Империи: культ старых римских богов постепенно приходит в упадок (вернее, культ остается, но сами боги теперь понимаются лишь в качестве образов и символов), новый культ императоров также не может удовлетворить требованиям религиозного чувства, и в Риме распространяются восточные религии. Поклонение Кибеле, Исиде, Атаргате, Митре, Ваалу и пр. давало отпущение грехов и победу над смертью, обещало жизнь вечную; в этом круге религиозных представлений и практик и начинает распространяться христианство. Родившаяся в отдаленной провинции Иудее, известной лишь религиозным фанатизмом своих жителей, поклонявшихся малопонятному для римлян единому неведомому богу, новая религия быстро распространялась по империи. Возникнув как одна из иудейских сект, христианство быстро стало космополитической религией для людей любого языка, пола, социальной и государственной принадлежности – стоит ли повторять, что это было возможно лишь в империи; уже через три десятка лет после смерти своего основателя приверженцы Христа появились в самом Риме. В течение I – II вв. римское государство то преследовало христиан, то относилось к ним терпимо: для традиционного римского сознания идея единобожия была непонятной, а их радостное ожидание светопреставления – неприятным; кроме того, христиане отказывались принимать участие в культе императора, что воспринималось как знак политической нелояльности. И все же настоящее преследование христиан началось только во второй половине III в., когда римское государство объявило войну христианской церкви, этому “параллельному государству”, интегрировавшем в себе все больший объем социальных отношений. Серьезная борьба велась около полувека, но она не имела успеха: христиане были уже везде – в государственном управлении, в армии, во всех политических институтах вообще. Языческая империя перерождалась в христианскую – видя бесперспективность борьбы с христианством, римское государство признало его равноправным с другими религиями империи (313 г.). После этого остановить распространение христианства было уже невозможно, и в 392 г. языческие культы были официально запрещены, и начались уже преследования язычников. Начинается развитие собственно христианской культуры – религиозной литературы, архитектуры, живописи и т.д.. Христианство переходит границы империи и распространяется среди варваров, которые вскоре после этого сокрушают западноримскую государственность; христианская церковь частично заполняет вакуум власти, сама естественно политизируясь при этом. История Рима отходит в прошлое, и наследие римской культуры становится достоянием христианства: таков был конец полутысячелетнего периода взаимоотношения этих столь значимых феноменов мировой истории и культуры.

Значение римской культуры для Европы, ее посредством, всего мира, трудно переоценить. Политическое устройство, техника, язык, литература, искусство – практически во всех сферах жизни мы являемся наследниками древних римлян. Римская традиция сохранилась как непосредственно и непрерывно, так и опосредованно; “римская идея” оказалась действительно вечной. Преемники римской государственности, Восточная Римская империя и Священная Римская империя германской нации, просуществовали до 1453 г. и 1806 г. соответственно; но и позднейшие политические образования в Европе и частично за ее пределами строились на основе обращения к наследию древнего Рима. В средневековье и на Западе, и в Византии люди по-прежнему считали и называли себя римлянами, а когда отличие от античности было наконец ими осознано, то лишь для того, чтобы объявить о необходимости нового ее возрождения (эпоха Возрождения). Способ восприятия мира, отношений между людьми, основы эстетики, структура языка и, соответственно, мышления – все это у народов и обществ Европы, возникших за последних полтора тысячелетия, едино по своим фундаментальным основам: то, что отличает европейцев от представителей иных регионов и культур (например, жителей Индии или Китая), является результатом единого для всех нас наследия Рима, наследия античной цивилизации в целом. Отделенные от нас двумя тысячелетиями реалии Рима понятней и ближе для нас, чем современная культура народов, не имевших исторической связи с античной цивилизацией; пока существует Европа – не столь важно, Западная или Восточная, Вечный Город продолжает свою “жизнь после смерти”.

До сих пор широко распространено представление о том, что древне-римская культура не является самобытной, ибо римляне пытались подражать недосягаемым образцам классической греческой культуры, все перенимая и практически не создавая ничего своего. Однако новейшие исследования показывают самобытный характер культуры Древнего Рима, ведь она представляет собой определенное единство, возникшее в результате сочетания оригинального с заимствованными культурными инновациями. Не следует забывать того существенного момента, что древнеримская и древнегреческая культуры формировались и развивались на базе античной гражданской общины. Весь ее строй предопределял шкалу основных ценностей, которыми так или иначе руководствовались все сограждане. К таким ценностям принадлежали: идея значимости и изначального единства гражданской общины при неразрывной связи блага индивида с благом всего коллектива; идея верховной власти народа; идея теснейшей связи гражданской общины с богами и героями, которые заботятся о ее благе. Такое восприятие божества и в Греции, и в Риме открывало простор свободному поиску в области философии, науки, искусства и самой религии, не связанному догмами и канонами. Имеет значение и отсутствие жреческой касты. Необходимо отметить и то, что политическая жизнь как греческих полисов, так и Рима, борьба лидеров различных направлений, стремившихся заручиться поддержкой народного собрания, открытые судебные процессы, игравшие немалую роль в политике и привлекавшие массу слушателей, стимулировали развитие ораторского искусства, умения убеждать, способствовали отточенности логической аргументации, определяли методы философии и науки. Сходство многих черт базиса создавало благоприятные условия для взаимовлияния культур, и прежде всего, для воздействия греческой культуры на римскую.

Но сходство отнюдь не означает тождества – Рим во многом отличался от греческого, в первую очередь афинского, полиса. С самого начала своего существования Рим вел постоянные войны со своими соседями, что в значительной мере определило и его организацию, весь строй жизни и историю. Если греки создавали мифы о богах и полубогах, то для римлян в центре их мифологии был сам Рим, его героический победоносный народ, те, кто боролся и погиб за его величие. Боги, по убеждению римлян, лишь помогали им победить, выказывая тем самым свое особое расположение к римскому народу. Железная воинская дисциплина требовала воинских добродетелей – мужества, верности, стойкости, суровой непреклонности, гордого достоинства. Такие добродетели требовались не только для войны, но и для мирной жизни, для исполнения долга хорошего гражданина. Свои особенности были и в отношениях патрициев и плебеев – первостепенное значение приобрела борьба за различные законы, вырывавшиеся плебеями у их противников, что обусловило особую роль права в жизни общества. Обе стороны использовали в своих интересах религию, первоначально очень близкую к праву. Тесная связь религии с правом, с политической борьбой, с одной стороны, повышала ее значение в жизни общества, с другой – способствовала ее формализации, детализации различных способов общения с богами, узнавания их воли. Это исключало полет фантазии и собственную инициативу в религиозной сфере, не ставшей источником поэтического творчества. Упомянутые различия во многом определили путь освоения римлянами греческой культуры.



Не удивительно, что здесь мы сталкиваемся с интересным феноменом – если греческое искусство и литература благополучно были «пересажены» на римскую почву, то греческая математика и логика на ней не прижились. Логика перестала быть моментом научного поиска, логические знания античности как бы «засыхали» в силу интеллектуального уровня «потребителей» римской культуры, их практичности и трезвости. В результате произошло обеднение развитых логических традиций, для ранних латинских переводов характерны поверхностность и путаница в терминологии. Все это объясняется спецификой римской культуры: сила, а не утонченность, мощь, а не быстрота, массивность, а не красота, утилитарность, а не гармония в обыденной жизни, факт, а не воображение доминируют в искусстве; беспощадно реалистичный портят в живописи, величественная скульптура характерны для нее. «Сила, облеченная в величие», – вот римский идеал, который блокировал развитие логики и математики. Ясно, что постепенно формировавшаяся греко-римская, античная культура по мере увеличения римской державы, превратившейся в Римскую империю, не только распространилась в римских провинциях, но и сама вобрала в себя достижения культур этрусков, западных и восточных народов. Однако, впитывая инокультурные ценности и образцы, римская культура эволюционирует в своей социальной логике, сохраняя на разных этапах эволюции свою целостность и заимствуя лишь то, что этой целостности не противоречит.

На протяжении нескольких веков Древний Рим совершил эволюцию от полиса к империи, а римлянин – от гражданина к подданному с его сильным чувством порядка. Для гражданина характерны были непосредственные связи в системе община – гражданин, т.е. связи соучастия. Весьма большое значение имело то обстоятельство, что в Риме имело место равенство граждан в смысле юридической ответственности перед законом, но не было равенства в политической и социальной сфере. Определяющую роль здесь играл ценз – размер имущества и происхождение, что и определяло место гражданина в социальной иерархии, его права и обязанности. Так, народное собрание было высшим избирательным и законодательным органом, но простые люди не могли рассчитывать занять высокие должности, это было доступно только лицам с высоким цензом. Римский гражданин ориентировался на следующую систему ценностей: мужество, храбрость, выносливость, трудолюбие, суровое достоинство, непреклонная честность, справедливость, свобода. Характерной и специфически римской была неразрывная связь свободы и экономической независимости: «жалованье делает человека рабом». Человек экономически зависимый не смел высказывать мнение, не угодное тому, кому он был чем-то обязан.

Представляет интерес римский идеал республики, к которому был близок Рим в эпоху от окончательной победы плебса до середины I в. до н.э. Наиболее полную, хотя и приукрашенную, его характеристику дал историк Полибий. Он подчеркивает совершенство политического строя Рима, его «смешанное устройство», соединяющее элементы монархии (власть консулов), аристократии (авторитет сената) и демократии (право народного собрания принимать законы, решать вопросы войны и мира, выбирать магистраты, карать или даровать почести в награду за доблесть). Взаимный контроль всех этих институтов, согласованность их действий, их зависимость друг от друга придают всему строю исключительную прочность и способность завоевывать другие народы и ими править. В итоге возникла мировая Римская империя.

Эта мировая держава впитала в себя многие культурные и технические достижения покоренных народов, ассимилировала, сохранила их и придала им статус универсальности. Хотя Рим требовал от индивида в духе древних традиций абсолютной социальной дисциплины, он не старался уничтожить индивидуальную оригинальность, а наоборот, стимулировал и одобрял любую инициативу в интересах империи. Все подданные империи зависели только от императора, ставшего верховным собственником земли, источником права и верховной апелляционной инстанцией, и заменившем в этом смысле римский народ. Благодаря службе в армии и бюрократическом аппарате имелись некоторые возможности продвижения по социальной лестнице, но они ограничивались сохранением сословного принципа и во многом зависели не только и не столько от реальных заслуг и способностей, сколько от покровительства императора и влиятельных людей, т.е. от умения льстить, интриговать, приспосабливаться. Таким образом, в отличие от гражданина для подданного определяющими стали связи в системе империя – подданный, т.е. связи подчинения. Этот переход от гражданина к подданному обусловил и соответствующую эволюцию системы ценностей, в которой произошло своеобразное смешение исконно римских ценностей с новыми ценностями, ориентированными на психологию подданного.

Вместе с социальной историей Древнего Рима происходила эволюция его религии от древнейшей общинной религии, в которой не было антропоморфных богов (их представляли в виде неопределенных сил), до христианства. Все исследователи римской религии отмечают, что введение культа Капитолийской троицы (Юпитера, Марса и Квирина, уже обладавших индивидуальностью и присущими им функциями) и сооружение Капитолийского храма были обусловлены консолидацией Рима как города и политикой царей этрусской династии, так же как сооружение храма Дианы на Авентине и Юпитера Латиариса было продиктовано переходом к Риму гегемонии в Латинском союзе; что триада Либора, Либоры и Цереры была плебейской, а культ Диоскуров всадническим; что в эпоху Республики и при Империи, несмотря на реформы Августа и императорский культ, римская религия чем далее, тем более перестает действовать на умы и души людей, и они в поисках новых форм общения с божеством, бессмертия души обращаются к восточным культам, мистериям, откровениям, астрологии, магии, к философии, сблизившейся с религией; что императоры, стараясь воздействовать на своих подданных, стремились сделать свою власть теократической. Таким образом, имеется зависимость между развитием социальных структур Древнего Рима и изменениями в религиозной сфере, статус которой был весьма высоким. Повышению социального статуса религии способствовали и поиски средств обретения духовной свободы, которые вели древнеримские философы, противопоставляя тело душе, материю – духу, мир – богу.

Существенно то, что с частичным разложением сельских общин и постепенным растворением городских гражданских общин в империи, с установлением обязательного императорского культа и углублением социального неравенства различные общественные слои в поисках ответов на стоявшие перед ними вопросы различными путями приходят к поискам единого, верховного, общего для всего человечества бога. И этот бог, а не санкция какого-либо более или менее узкого коллектива становится источником моральных норм, гарантом правильной и, значит, счастливой жизни на земле и блаженства за гробом. Это не было еще монотеизмом, так как между верховным богом и человеком выстраивалась целая иерархия посредников, отождествлявшихся с традиционными богами. Не отрицались последние и теми, кто чтил более близких к человеку богов (Сильвана, Геракла, Диониса). Не было в этих религиях какой-нибудь обязательной догмы и соответственно понятия ереси. Но все же они подготовили победу мировой религии – христианства, наиболее полно ответившего на запросы различных общественных слоев того времени.

Велико в древнеримской культуре значение права, изучение, комментирование и разработка которого считалась делом, достойным всяческого уважения. Хорошее юридическое образование, получаемое в специальных школах, могло открыть путь в высшие сословия людям, по происхождению к ним не принадлежавшим; наиболее известным примером может служить Цицерон. В течение многих столетий римские юристы разрабатывали и совершенствовали право, приспосабливая его к реальным потребностям жизни; римское право стало образцом для последующих законотворцев, легло в основу Кодекса Наполеона и ряда других нормативных документов Нового и Новейшего времени.

О древнейшем римском праве практически нам ничего не известно. От «царских законов» до нас дошли лишь скудные отрывки, трактующие сакральное право. Основой всего дальнейшего развития права признавались Законы XII таблиц, составленных в 451-450 гг. до н.э. Уважение римлян к этим законам отчасти обусловливалось их общим консерватизмом, культом «нравов предков», отчасти тем обстоятельством, что некие основы римской гражданской общины, на базе которых они сложились, при всех модификациях продолжали жить до полного разложения античного мира и его культуры. Законы XII таблиц содержали и ряд элементов обычного права, присущих другим стадиально близким народам.

Вместе с тем Законы XII таблиц уже отличались рядом специфических для римской гражданской общины черт, сохранявших свое значение на всех стадиях эволюции римского права. Прежде всего это положения, касающиеся аграрных отношений, согласно которым гражданская община продолжала оставаться верховным собственником земли и контролировала распоряжение ею. Показательно также право приобретения земли в результате двухлетнего пользования ею; оно продолжало действовать на всем протяжении римской истории. Владеть землей на территории Рима мог только римский гражданин, отсюда и формула «мое по квиритскому праву», и неразрывная связь гражданства и землевладения.

Забота общины о хорошей обработке земли сказывалась и на особом строе римской фамилии, по словам самих римлян, не имевшей аналогии ни у каких других народов. Ее особенность, как известно, состояла в исключительном праве отца на все принадлежавшие фамилии ресурсы: недвижимое и движимое имущество и находящихся под его властью людей – жену, сыновей с их женами и детьми, рабов. Он произвольно мог распоряжаться их рабочей силой, мог их сдать в наем, продать, покарать вплоть до предания смерти, хотя обычай требовал в таких случаях семейного суда. Обычно полагают, что такая власть отца над всеми ресурсами фамилии обеспечивала наиболее эффективную обработку земли в трудных для земледелия условиях Древнего Рима.

Ряд положений Законов XII таблиц касается прав римских граждан. В первую очередь это статья, согласно которой последнее постановление народа является обязательным законом; затем закон, запрещавший казнить римского гражданина без санкций высшей законодательной и судебной инстанции. Сюда же относится запрещение наделять какими-либо привилегиями отдельных лиц. Таким образом, утверждалось равенство граждан перед законом и исключалась столь распространенная в других ранних обществах возможность предоставлять не принадлежавшему к числу избранных магистров лицу управление какой-либо территорией, сбор налогов с населения и т.п. Контроль над всей территорией Рима и его населением принадлежал только коллективу граждан. Возможно, с этим связан и закон, каравший смертной казнью за сочинение и опубликование позорившей кого-либо песни.

По Законам XII таблиц карались смертной казнью и другие преступления: ночная кража чужого урожая, за что виновный распинался на дереве и обрекался Церере, поджог здания или сжатого и лежащего возле дома зерна, за что виновный заковывался, избивался и сжигался. Сюда же относится дозволение безнаказанно убить вора, пойманного ночью на месте преступления, а днем - вора, защищавшегося оружием. С Тарпейской скалы сбрасывали лжесвидетелей; казни предавался судья или арбитр, уличенный в подкупе, человек, поднявший против Рима врагов или предавший врагам гражданина. По свидетельству Августина, Законы XII таблиц предусматривали, кроме казни и штрафов, также оковы, порку, талион, бесчестие, изгнание и рабство.

По мере углубления классовых противоречий все более суровыми становились наказания для римских граждан, причем их равенство перед законом исчезало в связи с социальной дифференциацией, о чем свидетельствуют жестокие наказания по изданным Августом и его преемниками законам. Суд перестал быть публичным зрелищем, процессы при единовластии утратили политическую значимость, соответственно уменьшилась роль эмоций и возросло в цене тонкое и всестороннее знание права, умение его истолковать и приложить к конкретному случаю. Между тем право все более усложнялось, что привело к его систематизации, которую и представляют Институции Гая. Следует отметить и известную двойственность юристов времени Империи в отношении к древнему праву: с одной стороны, оно признавалось незыблемой основой, с другой – пролагали себе пути новые течения. В этот же период окончательно складывается и знаменитый принцип «презумпции невиновности», по которому, если по той или иной причине вопрос о статусе человека или о праве раба на свободу доходил до суда и дело оказывалось сомнительным, его следовало решать в пользу свободы. В результате длительной эволюции римское право стало гибким, что позволило ему быть адекватным изменяющейся социальной действительности.

Своеобразна и римская наука, исходящая из представлений о вечном, одушевленном, неделимом и совершенном космосе, – в ней ре было антиномии природа – человек. Насильственные методы овладения природой, стремление во что бы то ни стало исправить или усовершенствовать изначально сложившиеся взаимоотношения часть – целое (что характерно для современной технической цивилизации) исключались самой структурой римского миропорядка. Римская наука не являлась господствующей силой в обществе в силу особенностей существовавшей культуры, не было и социального института ученых и групп узких специалистов, наподобие современных.

В Римской империи различались умозрительные (теоретические) и эмпирические (практические) науки; сюда же относили и искусства (науки), удовлетворяющие потребности роскоши. Практические науки ближе к действительности и диктуются необходимостью: это медицина, земледелие, строительное и военное дело, искусство мореплавания, право и прочие жизненно важные области знания. Занятия этими науками традиционно считались достойными «благородного» человека и включали знание грамматики, риторики, диалектики, арифметики, астрономии, геометрии и музыки. Предметы эти входили в круг греческого образования и воспитания, а также были основой всякого практического знания на протяжении всей античной истории.

Умозрительные (теоретические) науки непосредственно с практикой не связаны (еще Аристотель ставил их выше всех остальных). Главнейшая из них – философия, которая делится на физику, этику и логику, составляющую метод философского изложения. Физика занимается вопросами строения универсума и законами природы; этика рассматривает связи человека с обществом и его место в космическом целом, его положение в мировом и социальном устройстве. В римской философии имелись все философские школы античности – платонизм, стоицизм, пифагореизм, скептицизм, эпикуреизм и др., позволявшие древним римлянам осмыслить свое положение в мире.

Своеобразие римской науки обусловлено характером мировоззрения, в котором переплетались греческая, эллинистическая и чисто римская культурные традиции. Уже в эпоху Республики римская культура становится двуязычной – высшие римские фамилии говорят и читают по-гречески, что считается признаком образованности и хорошим тоном; в то же время благодаря деятельности ученых-филологов латинский язык вырабатывает категориальный аппарат, способный передать все тонкости и сложности эллинистической культурной и научной традиции. Поэтому и наука в Римской империи становится разноязычной (Апулей писал по-латыни, а Марк Аврелий и Элиан – по-гречески). К тому же римская наука была разнонаправленной: теоретическое наследие являлось привилегией иноземцев, тогда как люди практических знаний вроде Витрувия, Цельса, Фронтина стремились использовать достижения греков во славу Рима. А накопленный запас практических знаний и опыта – римское гражданское строительство, римская санитария и гигиена и пр. – составлял гордость Рима. Если учитывать, что никакая культура с многовековыми традициями не может просуществовать на заимствованном извне знании, не приспособив его к собственной системе ценностей, то становится понятным своеобразие римской науки.

Свой облик имеет и римское искусство, которое возникло из смешения местных (в основном этрусских) традиций искусства с греческим влиянием. На римское искусство оказывают влияние и различные народы – германцы, галлы, кельты и др., входившие в состав многонациональной Римской империи, но эти влияния не изменили существенно основных особенностей римского искусства. Его художественная форма является результатом специфических для Рима идеологических предпосылок. Римское искусство – продолжение греческого, поэтому благодаря преклонению римлян перед греческим искусством в римских копиях сохранилась большая часть творений греческой классики. От этрусков римское искусство получило свое основное наследство.

Римская архитектура взяла многое у этрусской – круглую форму плана и арки, которая была характерной для городских ворот этрусских городов. Арку римляне превратили в триумфальный портал, через который проходил победитель. Такая форма, как конструкция свода, сохранилась и в новой европейской архитектуре.

Римляне создали огромные архитектурные сооружения и постройки. Строились форумы, бани, амфитеатры, дворцы, храмы, крепостные стены и т.д., которые и сегодня восхищают своей монументальностью, продуманностью и красотой архитектурных форм.

В области скульптуры римляне – также последователи этрусков. Они заимствуют обычай создавать надгробные маски и портреты на саркофагах умерших, и из этих надгробных масок широко развился римский портрет на основе реалистического отражения действительности. Римский скульптор не создавал идеализированное изображение в портрете, а изображал конкретные личности с подчеркиванием портретного сходства. Римская скульптура не создавала обобщенных образов атлетов, как было принято у греков. Вообще обнаженное тело редко встречается у римлян, а если и встречается, то всегда словно с какими-то «оправданиями». Римская монументальная скульптура создает статуи, облаченные в тогу, занятые серьезно своей работой.

В живописи римское искусство тоже имеет значительные успехи. Создается оригинальная живопись, отличная от греческой. Римский живописец прежде всего стремится отразить окружающую природу и расположить фигуры в пространстве. Он не достигает реалистического отражения действительности, но создает определенные иллюзии ее, подчеркивает внутреннее пространство линеарно, хотя и без достижения перспективы (которая появляется гораздо позже). Все это дает римской живописи определенное преимущество перед греческой.

Прекрасна и римская поэзия, золотой век которой наступил в эпоху Августа. Одним из знаменитых поэтов является Вергилий Марон, создавший поэмы «Георгики», «Энеида» и «Пастушеские песни». В творчестве Горация Флакка латинская поэзия достигла своего высшего по форме развития. Взяв за образец греческих лирических поэтов, особенно Алкея, он создал несколько од. В них он прославлял личность и деятельность Августа, римское оружие, а также радости любви и дружбы и созерцательную тихую жизнь поэта-философа. Выдающимся поэтом «золотого века» был Овидий Назон, написавший множество стихов о любви. Своеобразной инструкцией влюбленным о том, как добиться любви, явилась его поэма «Искусство любви», которая вызвала гнев Августа, увидевшего в стихах Овидия пародию на его законодательство об укреплении семейной жизни римской знати и выславшего поэта за пределы империи. И в последующем римская поэзия и проза Ювенала, Апулея, Сенеки и др. получают широкое распространение.

Следует подчеркнуть прагматический характер всего римского искусства, задачей которого было укрепление существующего порядка. В Древнем Риме осуществлялись, если употребить современную терминологию, программы массового воздействия на население, они обходились дорого, однако эффект был огромным. К ним относились гладиаторские бои и «боевые программы»: «Иногда арену наполняли водой, в воду напускали рыб и разных морских чудовищ; здесь же устраивали морские битвы, например, Саламинскую между афинянами и персами или сражение коринфян с корцирянами. В 46 г. до н.э. устроена была битва между сирийским и египетским флотами на озере, которое Цезарь нарочно велел выкопать на Марсовом поле; в битве участвовали 2000 гребцов и 1000 матросов.

Подобное же сражение было устроено Августом во 2 г. н.э. на искусственном озере по ту сторону Тибра. Число участвовавших доходило до 3000. Но все эти игры затмило большое морское сражение, которое было устроено в царствование Клавдия на Фуцинском озере. Здесь друг против друга выступало два флота - сицилийский и родосский, причем с обеих сторон сражалось 19 000 человек» (П. Гиро).

Принцип «хлеба и зрелищ», характерный для образа жизни Древнего Рима, имел мировоззренческое значение и нес в аудиторию морально-политическую информацию. Зрелища служили весьма эффективным средством укрепления власти, будь это в республиканском или императорском Риме. Сохранился рассказ о том, что однажды Август упрекал пантомима Пилада за его соперничество с партнером, на что Пилад ответил: «Это тебе выгодно, Цезарь, что народ занят нами». Зрелища преследовали вполне определенную цель – дать мыслям толпы определенную направленность в пользу существующего режима. Это достигалось великолепием и роскошью празднеств, зрелищ и построек, воздействовавших на воображение и фантазию народных масс.

Исследования различных сторон римского образа жизни обнаруживают в нем некую универсальную тенденцию. Оказывается, принципы дизайна в области художественного конструирования, категории теоретической мысли и отложившийся в народном сознании образ социальной действительности обнаруживают в Древнем Риме определенную изоморфность. Их объединяет общее представление об изменчивой поверхности бытия, облекающей его постоянную основу – полупонятие-полуобраз, который, однако, имел бесспорные основания в объективной действительности и реализовался в ней. Это то, что можно назвать внутренней формой культуры.

Понятно, что, хотя Рим превратился из небольшого города-государства в гигантскую империю, его народ сохранил старые церемонии и обычаи почти неизменными. В свете этого не вызывает удивления то массовое раздражение, которое вызвала эпатирующая демонстрация богатства, заключенная в использовании некоторыми римлянами лектик (носилок). Оно коренится не столько в политике или идеологии, сколько в тех сокровенных, но непререкаемо живых слоях общественного сознания, где вековой и на поверхности изжитый исторический опыт народа отлился в формы повседневного поведения, в безотчетные вкусы и антипатии, в традиции быта. В конце республики и в 1 в. н.э. в Риме обращались фантастические суммы денег. Император Вителлий за год «проел» 900 млн. сестерциев, временщик Нерона и Клавдиев Вибий Крисп был богаче императора Августа. Деньги были главной жизненной ценностью. Но общее представление о нравственном и должном по-прежнему коренилось в натурально-общинных формах жизни, и денежное богатство было желанным, но в то же время и каким-то нечистым, постыдным. Жена Августа Ливия сама пряла шерсть в атрии императорского дворца, принцессы проводили законы против роскоши, Веспасиан экономил по грошу, Плиний славил древнюю бережливость, и восемь сирийцев-лектикариев, из которых каждый должен был стоить не меньше полумиллиона сестерциев, оскорбляли заложенные в незапамятные времена, но понятные каждому представления о приличном и допустимом.

Повседневная жизненная необходимость ощущалась как предосудительная, как противоречащая смутной, нарушаемой, но вездесущей и внятной норме - «нравам предков», и это постоянное сопоставление данного непосредственно зримого, повседневного бытия с отдаленной, но непреложной парадигмой древних санкций и ограничений, добродетелей и запретов составляет одну из самых ярких и специфических черт римской культуры. Жизнь и развитие, соотнесенные с архаической нормой, предлагали либо постоянное ее нарушение и потому несли в себе нечто кризисное и аморальное, либо требовали внешнего соответствия ей вопреки естественному ходу событий самой действительности и потому содержали нечто хитрое и лицемерное. Это была лишь универсальная тенденция, объясняющая многое и в римской истории, и в римской культуре.

В конце V в. Древний Рим как мировая империя перестал существовать, однако его культурное наследие не погибло. Сегодня оно является существенным ингредиентом Западной культуры. Римское культурное наследие придало форму и было воплощено в мышлении, языках и учреждениях Западного мира. Определенное влияние древнеримской культуры просматривается как в классической архитектуре общественных зданий, так и в научной номенклатуре, сконструированной из корней латинского языка; многие ее элементы трудно вычленить, настолько прочно они вошли в плоть и кровь повседневной культуры, искусства и литературы. Мы уже не говорим о принципах классического римского права, которое лежит в основании правовых систем многих западных государств и католической церкви, построенной на основе римской административной системы.

Министерство сельского хозяйства

Российской Федерации

Воронежский государственный аграрный

университет имени К.Д. Глинки.

Кафедра истории Отечества

Контрольная работа

по культурологии на тему:

Культура Древнего Рима

Выполнила: студентка-заочница

1 курса экономического факультета

Иванова Наталия Николаевна

Воронеж - 2010

Введение

Архитектура Древнего Рима

Скульптура Древнего Рима

Живопись Древнего Рима

Литература Древнего Рима

Религия Древнего Рима

Заключение

Список литературы

Введение

Культура Древнего Рима прошла сложный путь развития, впитав культурные традиции многих народов и разных эпох. Она дала миру классические образцы военного искусства, государственного устройства и права, градостроительства и т.д.

На формирование древнеримской культуры повлияли художественные ценности и традиции двух великих культур античного мира: этрусков и греков. По этрусскому образцу строились круглые римские храмы. Латинский алфавит также создан на основе этрусского. Влияние греков началось с III века до н.э. после завоевания греческих колоний в Южной Италии. Перевод на латынь "Одиссеи" обусловило развитие римской поэзии, но источником вдохновения для поэтов служил собственный народный фольклор.

Развитие римской цивилизации привело к значительному росту и возвышению столицы государства - города Рима, который в I-III вв. до н.э. насчитывал от 1 до 1,5 млн жителей. Римские города развивались вокруг городского центра, включавшего форум, базилику, термы, амфитеатры, храмы, посвященные местным и римским богам, триумфальные арки, административные здания, конные статуи, школы и дороги.

Древний Рим подарил миру величайшие творения скульптуры, архитектуры, живописи, литературы

Архитектура Древнего Рима

Широта градостроительства, развивавшегося не только в Италии, но и провинциях, отличает римскую архитектуру. Восприняв от этрусков и греков рационально организованную, строгую планировку, римляне усовершенствовали ее и воплотили в городах большего масштаба. Эти планировки отвечали условиям жизни: торговле огромного размаха, духу военщины и суровой дисциплине, тяготению к зрелищности и парадности. В римских городах в известной мере учитывались потребности свободного населения, санитарные нужды, здесь возводились парадные улицы с колоннадами, арками, монументами. Древний Рим дал человечеству настоящую культурную среду: прекрасно спланированные, удобные для жизни города с мощёными дорогами, мостами, зданиями библиотек, архивов, нимфеев (святилищ, священных нимфам), дворцов, вилл и просто хороших домов с добротной красивой мебелью - всё то, что характерно для цивилизованного общества. Римляне впервые стали строить "типовые" города, прообразом которых явились римские военные лагеря. Прокладывались две перпендикулярные улицы - кардо и декуманум, на перекрестье которых возводили центр города. Городская планировка подчинялась строго продуманной схеме.

Практический склад римской культуры сказывался во всем - в трезвости мышления, нормативном представлении о целесообразном миропорядке, в скрупулезности римского права, учитывавшего все жизненные ситуации, в тяготении к точным историческим фактам, в высоком расцвете литературной прозы, в примитивной конкретности религии. В римском искусстве периода расцвета ведущую роль играла архитектура, памятники которой и теперь, даже в развалинах покоряют своей мощью. Римляне положили начало новой эпохе мирового зодчества, в котором основное место принадлежало сооружениям общественным, воплотившим идеи могущества государства и рассчитанным на огромные количества людей. Во всем древнем мире римская архитектура не имеет себе равной по высоте инженерного искусства, многообразию типов сооружений, богатству композиционных форм, масштабу строительства. Римляне ввели инженерные сооружения (акведуки, мосты, дороги, гавани, крепости) как архитектурные объекты в городской, сельский ансамбль и пейзаж. Красота и мощь римской архитектуры раскрываются в разумной целесообразности, в логике структуры сооружения, в художественно точно найденных пропорциях и масштабах, лаконизме архитектурных средств, а не в пышной декоративности. Огромным завоеванием римлян было удовлетворение практических бытовых и общественных потребностей не только господствующего класса, но и масс городского населения.

При этрусской династии Рим стал преображаться. Были произведены работы по осушению некогда болотистого Форума, там были построены торговые ряды и портики. На Капитолийском холме был воздвигнут мастерами из Этрурии храм Юпитера с фронтоном, украшенным квадригой. Рим превратился в большой многолюдный город с мощными крепостными стенами, красивыми храмами и домами на каменном фундаменте. При последнем царе − Тарквинии Гордом − в Риме была сооружена главная подземная канализационная труба − Великая клоака, которая служит "вечному городу" и поныне.

Главным символом могущества Рима является Форум. Еще до нашествия этрусков местность между Капитолийским и Палатинским холмами стала своего рода центром культуры и цивилизации, который и географически, и духовно объединил латинские племена, жившие у подножия семи холмов.

При этрусках эта низина была местом рынка, и только после рождения Республики Форум приобрел значение центра политической жизни. Восстановив этрусский храм Кастора и Поллукса в соответствии с канонами эллинистической архитектуры, республиканцы построили базилику Эмилия и Табуларий (где свою деятельность развернули, соответственно, трибунал и государственный архив), замостив все пространство Форума плитами из травертина. Перестройка Римского Форума, начатая Юлием Цезарем и продолженная Августом, способствовала упорядочиванию достаточно хаотичного ансамбля.

В соответствии с геометрической планировкой городских площадей, окруженных колоннами, принятой в эллинистических городах, новый план застройки исходил из осевого принципа и рационализировал дотоле свободный рисунок ансамбля республиканского форума. Храмы и базилики, построенные в соответствии с новой конструкцией, прославили на весь мир мощь Римской империи. Новая Курия для проведения сенаторских ассамблей, с мраморными трибунами для ораторов, способствовала прославлению идеалов республиканского Рима в контексте императорской формы правления. В последующие эпохи римские императоры продолжали украшать Форум. Диоклетиан восстановил здание Курии, разрушенное после пожара 283 г. н.э. Септимий Север установил арку своего имени. После падения Римской империи Форум, однако, он навсегда остался символом величия республиканского Рима, примером для подражания политикам и народным трибунам последующих эпох.

Скульптура Древнего Рима

Римская скульптура, в отличие от греческой, не создала образцы идеально прекрасного человека и была связана с заупокойным культом предков - защитников очага. Римляне стремились к точному воспроизведению портретного сходства с умершим, отсюда такие черты римской скульптуры как конкретность, трезвость, реалистичность в деталях, иногда кажущаяся чрезмерной. Одним из корней реализма римского портрета стала его техника: как считают многие ученые, римский портрет развился из посмертных масок, которые было принято снимать с умерших и хранить у домашнего алтаря вместе с фигурками лар и пенатов. Кроме восковых масок, в ларариуме хранились бронзовые, мраморные и терракотовые бюсты предков. Маски-слепки делались непосредственно с лиц усопших и потом обрабатывались с целью придания им большего натуроподобия. Это привело к прекрасному знанию римскими мастерами особенностей мускулатуры человеческого лица и его мимики.

Во времена Республики стало принято воздвигать в публичных местах статуи (уже в полный рост) политических должностных лиц или военный командиров. Подобная честь оказывалась по решению Сената, обычно в ознаменование побед, триумфов, политических достижений. Подобные портреты обычно сопровождались посвятительной надписью, рассказывающей о заслугах.

С наступлением времен Империи портрет императора и его семьи стал одним из мощнейших средств пропаганды.

Римский скульптурный портрет как самостоятельное и своеобразное художественное явление четко прослеживается с начала I века до н.э. - периода Римской Республики. Характерная черта портретов этого периода - крайний натурализм и правдоподобие в передаче черт лица того, что отличает конкретную личность от любого другого человека. Эти тенденции восходят к этрусскому искусству.

Время правления императора Октавиана Августа стало золотым веком римской культуры. Важным аспектом, повлиявшим на сложение римского искусства этого периода, стало греческое искусство классического периода, чьи строгие формы пришлись кстати при создании величественной империи.

Женский портрет получает более самостоятельное значение, чем ранее.

При преемниках императора Августа - правителей из династии Юлиев-Клавдиев - традиционным становится изображение обожествленного императора.

Во времена императора Флавия возникает тенденция к идеализации - приданию идеальных черт. Идеализация шла двумя путями: император изображался как бог или герой; или же его образу придавались добродетели, подчеркивались его мудрость и благочестие. Размер таких изображений часто превышал натуру, сами портреты имели монументальный образ, индивидуальные особенности лица для этого сглаживались, что придавало чертам большую правильность и обобщенность.

Во времена Траяна в поисках опоры общество обращается к эпохе "доблестной Республики", "простым нравам предков", в том числе, её эстетическим идеалам. Возникает реакция против "разлагающего" греческого влияния. Эти настроения соответствовали и суровому характеру самого императора.