Архипенко картины. Биография александра архипенко. Биография Александра Архипенко

В 1906 году он переехал в Москву, а в 1908 – в Париж. Там в биографии Архипенко было положено начало развитию его кубической техники в скульптуре.

В 1910 году Александр открывает собственную школу искусств в Париже. В 1921 году он переезжает в Берлин, где так же учреждает школу. И наконец, в 1923 году Архипенко эмигрирует в Америку, в Нью-Йорк. Там он третий раз за свою карьеру основал школу.

В 1912 году в биографии Александра Архипенко была представлена новая техника скульптуро-живописи, разработанная в попытках объединить форму и цвет воедино. Тем не менее, главный вклад Архипенко в искусство 20 века состоит в том, что он работал над противоречивыми формами. Он осознал эстетическую ценность пустоты. Архипенко известен своими опустошенными формами с пробитыми отверстиями как дополнение к выпуклым массам. Такая скульптурная тенденция нашла отражение в следующих скульптурах: мраморная «Madonna», бронзовая «Woman Combing Her Hair» (1915, музей современного искусства, Нью-Йорк).

Архипенко работал также над резным пластиком, светящимся изнутри. Его близкие к абстракции фигуры принесли автору международную известность. Среди них «Torso in Space» (Музей американского искусства Уитни, Нью-Йорк), «Walking Girl» (музей Гонолулу), «White Torso» (Чикагский клуб искусств). Биография Александра Архипенко также был инженером, гончаром, учителем.

Оценка по биографии

Новая функция! Средняя оценка, которую получила эта биография. Показать оценку

Александра Кайзер

МЕЖДУНАРОДНАЯ ПАНОРАМА

Номер журнала:

АЛЕКСАНДР АРХИПЕНКО ЖИЛ И АКТИВНО РАБОТАЛ В США С 1923 ГОДА И ДО САМОЙ СВОЕЙ СМЕРТИ В 1964 ГОДУ. ИССЛЕДОВАТЕЛИ ЕГО ТВОРЧЕСКОГО НАСЛЕДИЯ ОБЫКНОВЕННО ОГРАНИЧИВАЮТСЯ РАННИМ, ПАРИЖСКИМ, ПЕРИОДОМ И ВКЛАДОМ МАСТЕРА В ФОРМИРОВАНИЕ КУБИЗМА. ЛИШЬ В ПОСЛЕДНЕЕ ВРЕМЯ СПЕЦИАЛИСТЫ ОБРАТИЛИСЬ К РАССМОТРЕНИЮ БОЛЕЕ ПОЗДНЕГО ПЕРИОДА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АРХИПЕНКО С ЦЕЛЬЮ ОБОЗНАЧИТЬ ЗАНИМАЕМОЕ ИМ МЕСТО В КУЛЬТУРЕ АВАНГАРДА И ОПРЕДЕЛИТЬ ОТНОШЕНИЕ К НЕМУ ПУБЛИКИ.

Родившийся в 1887 году на Украине, Архипенко учился сначала в художественной школе в Киеве, потом в Московской школе живописи, ваяния и зодчества, а в 1908 году отправился в Париж. Там он поселился на Монпарнасе, в самой гуще международного сообщества художников и стал завсегдатаем многочисленных объединений. Культурный багаж Архипенко - своеобразный сплав ортодоксального православного символизма, фольклорных элементов с присущим скульптору колористическим даром - нашел свое выражение в первых же полихромных работах, созданных под влиянием искусства стран Африки и Океании, а также в нескольких религиозно-символических скульптурах небольшого размера, например в вырезанной из дерева работе «Грусть» (1909). Вскоре после этого его интересами завладели изогнутые (выпуклые и вогнутые) поверхности, полихромные формы, возможность творить в жанре смешанной техники и способы передачи движения. Ряд произведений Александра Архипенко, включая «Танец» (1912), «Карусель Пьеро» (1913), «Боксеры» (1914) и «Медрано II» (1914), были выставлены в «Салоне независимых», опубликованы в художественных журналах и удостоились похвалы поэта и влиятельного критика Гийома Аполлинера.

Несмотря на то что Александр Архипенко еще до начала Первой мировой войны заявил о себе как о выдающемся скульпторе, широчайшее признание он получил лишь в начале 1920-х годов, когда вышли четыре монографии о его творчестве, а за короткий период, с 1920 по 1923 год, было организовано более 25 выставок мастера.

В 1920 году Архипенко избрали в качестве одного из представителей России для участия в XII Венецианской биеннале - первой биеннале, организованной после окончания Первой мировой войны. Прекрасно отдавая себе отчет в значимости и престижности этого мероприятия, он отправил в Венецию все имевшиеся у него на тот момент работы. Сохранившаяся фотография одного из выставочных помещений наглядно иллюстрирует, что свободно стоящие скульптуры перемежаются живописными произведениями с включением полихромных конструкций, которые были названы Александром Архипенко «скульптоживопись». В них объединены элементы, характерные как для живописи, так и для скульптуры и архитектуры. То, что относится в этих работах к коллажу, напоминает кубистические полотна П. Пикассо или Ж. Брака, а конструкция в целом несомненно выполнена в стиле древнерусской иконы - об этом недвусмысленно свидетельствуют такие элементы, как присущие иконе пространственная организация, полихромия и использование различных материалов. Отклики на представленную Александром Архипенко коллекцию были самыми разными - от похвалы до отсутствия понимания и даже издевки. Например, некоторые критики увидели в его работах образцы большевистского искусства, тогда как другие отрицали подобную интерпретацию. При этом экспозиция Архипенко привлекла множество зрителей, а в одной из итальянских газет ее назвали феноменальной, своеобразным «магнитом» для посетителей.

В начале 1920-х годов неоднократно подчеркивалось происхождение Архипенко. Именно в таком аспекте его работы обсуждались в прессе, к тому же они были представлены на всех основных выставках русского искусства на Западе, например на Первой художественной выставке в Берлине в «Galerie van Die-men» в 1922 году. В это время в столице Германии обосновалось значительное число выходцев из России и других стран Восточной Европы, так что Берлин считался обязательным пунктом посещения для всех художников, перемещающихся как с Востока на Запад, так и в противоположном направлении. Когда Александр Архипенко прибыл в Берлин в 1921 году, там уже насчитывалось более ста тысяч эмигрантов из России. Берлин превратился в своего рода стратегический форпост российской политики и культуры. Благодаря популярности Архипенко в среде соотечественников, его известность значительно расширилась. Работы мастера заметили в Германии, он встретил там самый положительный прием и участвовал в целом ряде выставок, среди которых следует отметить большую ретроспективную экспозицию в Потсдаме в 1921 году.

Несмотря на то что Александр Архипенко пользовался известностью и имел широкие контакты, обретенную им славу отнюдь не сопровождал финансовый успех. К тому же экономический кризис 1922-1923 годов парализовал коммерческую деятельность и сказался на сообществе художников. Непрерывно ускоряющаяся инфляция в Веймарской республике отягощала положение Архипенко и побудила его покинуть Германию. В 1923 году вместе со своей первой женой Ангеликой Шмитц (1893-1957) он переехал в США.

Поселились они в Нью-Йорке. Вскоре после прибытия в Америку, в 1924 году, состоялась персональная выставка Александра Архипенко в «Kingore Gallery». Устроителем выступила организация «Сосьете аноним» - ее учредители Кэтрин Дрейер, Марсель Дюшан и Ман Рэй поставили перед собой цель познакомить Соединенные Штаты с модернизмом как художественным направлением. В том же году Архипенко открыл в Нью-Йорке художественную школу, аналогичную его школам в Париже и Берлине. До конца жизни он продолжал обучать искусству в своей студии и читал лекции по проблеме креативности в американских колледжах и университетах. Этот период творческой деятельности Александра Архипенко можно охарактеризовать обращением к новым материалам и к цвету, а область его специальных интересов включала изучение трудов по философии, точным наукам и метафизике.

На состоявшейся в 1933 году Всемирной выставке в Чикаго его работы были представлены в павильоне Украины. Архипенко выставил скульптурную серию «Ма» - слегка задрапированные женские фигуры, понимаемые им как мистическое выражение женственности. Не ограничиваясь собственно пластической формой, он сочинил насыщенный эзотерическими коннотациями текст, в котором «Ма» представлена как символ вечной женственности, как источник художественной интуиции и творческого начала. Аллегорическим выражением этой вдохновляющей силы является, к примеру, работа Архипенко «Ма-медитация» (1937): сломанный шар символизирует разрыв между сердцем и интеллектом, которые надлежит вновь соединить. Этой скульптурной работе предпосланы такие слова: «"Ма" посвящается каждой матери; каждому, кто любит и кто страдает, потому что любит; каждому, кто созидает искусство и науку; каждому герою; каждому, кто столкнулся с множеством проблем; каждому, кто познает и чувствует Вечность и Бесконечность».

В 1936 году Александр Архипенко участвовал в ставшей впоследствии столь известной выставке «Кубизм и абстрактное искусство», состоявшейся в нью-йоркском Музее современного искусства. в следующем году он был приглашен своим давним товарищем Ласло Мохой-Надем преподавать в чикагском институте искусств «Новый Баухауз» (впоследствии переименован в Институт дизайна). в 1946 году ему вновь предложили преподавать в том же институте, однако уже в 1947 году Архипенко покинул его. В это время он увлекался экспериментами с прозрачными формами, материалом для которых служили пластик и источники света. Итогом стал цикл плексигласовых работ, подсвеченных изнутри. О данной серии Архипенко отозвался как о «свете, созидающем скульптуру». Подобные работы могут быть легко объяснимы в контексте его непрестанных поисков универсальных и духовных начал искусства. Не случайно он писал в 1955 году: «Эта область художественного выражения открывает великие и разнообразные перспективы. Она не принадлежит ни сегодняшнему, ни завтрашнему искусству, скорее воплощает вневременные духовные истины, реализованные посредством новых материалов и света».

Продолжая в 1950-х годах поиски единства формы и цвета, Архипенко пользовался искусственными материалами - бакелитом и некоторыми другими, которые он применял для создания сюрреалистических и органических форм. Тогда же он приступил к созданию серии полихромных работ из бронзы, как бы вернувшись тем самым к раннему этапу своей деятельности в качестве скульптора. В 1957 году Архипенко писал: «Форма не может восприниматься при отсутствии цвета. Эстетическое единство формы и цвета, независимо от степени сложности составляющих это единство компонентов, вытекает из универсальных законов гармонии, ритма и равновесия. Я исследую взаимозависимость между формой и цветом начиная с 1912 года, поскольку я полагаю, что такое единство характеризует величайшие произведения визуального искусства».

В художественной школе, в свое время открытой Александром Архипенко в Вудстоке (штат Нью-Йорк), сейчас располагается Фонд Архипенко, основанный в 2000 году вдовой художника Фрэнсис Архипенко-Грэй. В задачи Фонда входит сохранение творческого наследия Александра Архипенко, организация выставок и публикаций его работ. Фонд приготовил исчерпывающий каталог произведений скульптора, составление которого завершилось к 2008 году. Осенью 2005 года Фонд Архипенко стал одним из организаторов международного симпозиума в Нью-Йорке, в рамках которого были представлены актуальные материалы, обращенные к творчеству мастера. Фонд также принимал участие в организации экспозиции работ Архипенко в галерее Гмуржинской в Кельне и большой ретроспективной выставки в украинском музее в Нью-Йорке. Эта экспозиция переехала в Смит-колледж в Нортгемптоне (штат Массачусетс), где продлилась с 31 марта по 30 июля 2006 года, а затем была перенесена в художественный музей Чейзен (Мадисон, штат Висконсин) на период с 19 августа по 26 ноября 2006 года.

Александр Архипенко внес неоценимый вклад в развитие модернизма. Сегодня мы вновь и вновь обращаемся к творчеству мастера и убеждаемся в неисчерпаемости его творческого духа. Мы исследуем его искусство, и на этом пути нас ждут интереснейшие открытия.

Александр Порфирьевич Архипенко (30 мая 1887, Киев, Российская империя - 25 февраля 1964, Нью-Йорк, США) - американский скульптор и художник украинского происхождения, один из основателей восточного кубизма в скульптуре.

Биография

Родился в Киеве. Отец, Порфирий Антонович Архипенко, служил механиком при Киевском университете. Проучившись два класса в реальном училище Валькера, Александр в 1902 году перешел в Киевское художественное училище, из которого был отчислен в ноябре 1905 года за участие в ученической забастовке, вызванной началом революции 1905-1907 г. В 1906 вместе с Александром Богомазовым организовал первую выставку своих работ в Киеве.

В этом же году переехал в Москву, где продолжил образование в Московском училище живописи, архитектуры и скульптуры.

В 1909 году переехал в Париж. В 1909-1914 живёт в интернациональной колонии художников «Улье» (фр. La Ruche), в 1910 выставляется в Салоне Независимых вместе с А.Экстер, Малевичем, Пикассо, Браком, Дереном и др. Первая персональная выставка - в Хагене (Германия, 1912). В 1921 открывает свою школу-студию в Берлине.

В 1923 переезжает в США, в 1929 получает американское гражданство. В 1934 оформляет павильон Украины на выставке в Чикаго. С 1937 преподавал в Новом Баухаусе. Похоронен на кладбище Вудлон.

Творчество

Работы Архипенко близки к кубизму: то, с чем до него художники-кубисты экспериментировали в живописи, он перенёс в скульптуру. Активно использовал в скульптуре так называемое «негативное пространство».

Признание

Произведения Архипенко представлены во многих крупных музеях Европы, США, Израиля. 12 его рисунков находятся в Государственном Эрмитаже. В 2016 году именем Архипенко была названа улица в Киеве.

Персональные выставки

  • 1922 - Франкфурт-на-Майне

В художественной литературе

В романе Хулио Кортасара «62. Модель для сборки» м-р Уитлоу говорит Маррасту о «коллеге, который когда-то продавал материалы Архипенко».

Галерея

    Царь Соломон. 1963, Филадельфия

    Мадонна. Музей Иланы Гор, Яффа

    Карл фон Вайнберг. 1961, Бронза. Франкфурт

    Могила Александра Архипенко на кладбище Вудлон, Бронкс, Нью-Йорк

Александр Порфирьевич Архипенко – российский, французский и американский художник
и скульптор украинского происхождения.

Родился 30 мая 1887 года в Киеве, в семье инженера-изобретателя, сотрудника Киевского университета.
Его дед был художником-иконописцем.
Увлечение искусством пришло к Александру Архипенко неожиданно - после падения с велосипеда.
Неудачно прокатившись по одной из киевских улиц, тринадцатилетний Саша был вынужден несколько
месяцев пролежать в постели. В это время он начал копировать работы Микеланджело.

Архипенко А. П. Прошлое.

Из записей скульптора известно, насколько важным было для него еще с детских лет наблюдение за
работой сельских керамистов. Не случайно и то, что первые произведения Архипенко сделаны из
жженой глины - шамота.

«Очаровали юношу таинственные знаки с археологических находок, мощной силой дышали на него
формы скифских баб. Их безликие лица, каменные фигуры, на которых оставили свой след долгие
столетия, олицетворяли мощь. Наверное, от них пробудился особый дар - видеть сущность вещи,
обобщать форму».

В 1902-1905 годах учился в Киевской художественной школе, откуда его исключили за участие в
студенческих забастовках 1905 года. В 1906 году переехал в Москву, где продолжил образование
в частных студиях, сблизился с М. Ларионовым и участвовал в ряде выставок.
В 1909 году Архипенко приезжает в Париж. С 1909 по 1914 год живёт в интернациональной колонии
художников «Улье» (фр. La Ruche). Учится в парижской Школе искусств. В Лувре вместе с А.
Модильяни и А. Годье-Бжеско внимательно изучает древневосточную и средневековую скульптуру,
что отразилось в его ранних подражаниях искусству Древнего Египта.

Архипенко А. П. В кафе.

С 1910 года, когда Леже познакомил его с кубизмом, он апробирует приемы этого направления в
объемных формах, став одним из видных представителей кубистической скульптуры («Задрапированная
женщина», 1911 г.; «Идущая женщина», 1912 г.; Женщина с веером, 1914 г.). Фигуры формируются
пересечениями мощных геометрических объемов, иногда дополненных полихромией. Выставляется в
Салоне Независимых вместе с Экстер, Малевичем, Пикассо, Браком, Дереном. Художник открыл
мастерскую на Монпарнасе, участвовал в выставках в Гааге и Берлине.

Архипенко А. П. Шагающая.

Архипенко активно экспериментировал со скульптоживописью, сочетая картинный фон и обрамление с
крупным рельефом и полихромией. Он работал и приемом сборки конструкций в единую форму из
различных материалов, используя в своих работах стекло, пластик, металл, дерево, целлулоид,
папье-маше, клеенку, что было абсолютно новаторским для того времени, переняв этот метод у
Пикассо («Медрано II», 1913 г.).
Его скульптуры, которые состояли из отверстий, вогнутостей и выпуклостей, демонстрировали
новый способ мировосприятия.

Архипенко А. П. Горе.

Именно природу скульптор считал своим учителем:

«ошибаемся, когда думаем, что приближаемся к природе, если точно воспроизводим картофель
или обнаженную натуру. Воссоздание ни к чему не приводит. Единственный способ, как уподобиться
к природе, – это изобретать. Изобретать в течение всей жизни».

Имя Архипенко стало символом новаций в парижской художественной жизни. Его считали своим учителем
такие мастера как Манцу, Джакометти, Цадкин, Мур, Колдер, Кавалеридзе.

В 1912 году вступил в группу «Золотое сечение». Создал серию фигур «Цирк Медрано», построенных с
помощью элементарных геометрических форм. В том же году, в Хагене (Германия) состоялась первая
персональная выставка Архипенко. Ограничивая связи с кубизмом, находя в нем больше формального,
нежели творческого, Архипенко основал в Париже собственную школу; совершил длительное путешествие
с выставкой своих работ по Италии, Швеции, Германии, Чехии.

Архипенко А. П.Сидящая обнаженная.

В 1914 году Аполлинер издал статью, в которой писал:

«Прежде всего Архипенко ищет чистоту в форме. Он воспитан на лучших традициях. Чары его
произведений во внутренней гармонии … В духовности его искусства чувствуются религиозные веяния,
сформировавшие его темперамент, церковные и наивные произведения, без сомнения, очаровали его
в детстве».

Архипенко А. П. Женский торс (белый торс).

В годы Первой мировой войны Архипенко жил в пригороде Ниццы, работал в области «скульптоживописи»,
сочетая трехмерное и плоскостное («Эспаньола», 1916 г.; «Натюрморт с книгой и вазой на столе’»,
1918 г.; «Две женщины», 1920 г.), исполнил фигуры со сквозными отверстиями, впервые в мировой
скульптурной практике используя пространство «внутри» и «пустоту» как изобразительный элемент,
равный материальному. Создал вытянутые вверх полуабстрактные металлические и каменные торсы,
вазоподобные скульптуры: «Женщина, укладывающая волосы» (1915 г.), «Луч» (1918 г.),
«Ваза-женщина» (1919 г.).

Архипенко А. П. Постоянная женщина.

В 1921 году женившись на немке А. Бруно-Шмиц, Архипенко поселился в Берлине, открыл там
художественную школу.
Состоявшаяся в том же году в нью-йоркском Музее современного искусства выставка работ Архипенко
имела шумный успех. Появились монографии о художнике на многих европейских языках, в том числе
на русском.
В 1923 году переезжает в США, а в 1929 получает американское гражданство.
В двадцатые-тридцатые годы Архипенко создал ряд реалистических произведений («Повернутый торс»,
«Диана», «Шагающая», «Желание», «Меланхолия»), а также академически традиционные скульптурные
портреты Т. Г. Шевченко, И. Я. Франко, деятелей американской культуры.

Архипенко А. П. Карусель Пьеро.

В 1924 году Александр Архипенко изобрел специфический вид искусства под названием «архипентура»:
аппарат с мотором приводил в движение объект, состоявший из живописных элементов. Таким образом,
скульптор стремился отобразить ту сферу реальной жизни, которая не могла быть передана статической
живописью.

«Архипентура, - писал он в одноименной статье-манифесте, - есть конкретное
соединение живописи с временем и пространством». Изобретение А. П. Архипенко является
прообразом современных подвижных бигбордов, оно предвосхитило кинетическое искусство
второй половины XX века».

В 1924-1927 годах он экспериментировал и со «звуковой скульптурой».

Архипенко А. П. Медрано II.

Продолжая считать себя российским художником, Архипенко представил свои работы на Первую русскую
художественную выставку (Берлин, галерея Ван Димена, 1922 г.); выставлялся в Бруклине (Выставка
русской живописи и скульптуры, 1923 г.), в Филадельфии (Выставка современного русского искусства,
1933 г.) В 1927 году подарил бронзу «Грация, или Величие красоты» Государственному музею нового
западного искусства в Москве для русского раздела выставки «Современное французское искусство»

Архипенко А. П. Женщина расчесывает волосы.

Работы Архипенко экспонировались на выставках Ассоциации независимых украинских мастеров искусства
(АНУМ). Созданному во Львове в начале тридцатых годов Львовскому Национальному украинскому музею
Архипенко подарил в 1934 году бронзовый отлив скульптуры «Ма - Раздумье». «Ма Раздумье» была лучшей
из трех композиций Архипенко две других - «Ма - Щедрая сила» и «Ма Видение» («ма» - ласкательное
сокращение от слова «мама»), Скульптурному триптиху Архипенко предпослал лирическое посвящение:
«каждой матери; каждому, кто любит и страдает из-за любви; каждому творцу в искусстве и науке;
каждому, задыхающемуся от проблем; каждому, кто ощущает и знает вечность и бесконечность».

Архипенко А. П. Ла Boxe.

В 1934 году художник оформляет павильон Украины на выставке в Чикаго.
В сороковых годах экспериментировал с полупрозрачными, освещаемыми изнутри формами-объектами.

В США творчество Архипенко пользовалось неизменным интересом - за сорок лет у него состоялось
более ста пятидесяти персональных выставок.
Художник преподавал в своих студиях в Вудстоке (1924-928, 1940-е гг.), Лос-Анджелесе (1935 г.),
Чикаго (конец 1930-х г.), в Вашингтонском университете в Сиэтле (1935-1936, 1952 гг.),
Нью-Баухаузе (1937 г.), в Институте рисунка в Чикаго (1946 г.),
университете Канзас-Сити (1950 г.); ездил с лекциями по городам США.

Александр Порфирьевич Архипенко скончался 25 февраля 1964 года в Нью-Йорке на пороге
собственной мастерской.
После смерти художника ретроспективная выставка его произведений была показана во многих
городах США.
Архипенко считается родоначальником кубизма в скульптуре, основанного на геометрическом
упрощении и динамических контрастах форм. Он одним из первых использовал экспрессивные
возможности «нулевой», сквозной формы и «негативного пространства».

Архипенко А. П. Купальщицы.

«Пустоты на моих скульптурах имеют творческие корни, и психологическая значимость этих
пустот также побуждает к творческому акту. Пустоты воспринимаются как символ отсутствия формы
и становятся основой для рождения ассоциаций и возникновения ощущения относительности»,

- писал Архипенко.

Архипенко А. П. Отличники.

О том, как он пришел к открытию своего творческого метода, скульптор вспоминал так:

«Где-то в 1911-м или 1912 году я глубоко осознал роль пустого пространства, но если быть
откровенным, то нужно сказать, что эта идея не давала мне покоя давно. Я был еще ребенком,
когда мои родители купили две вазы для цветов. У меня ни с того ни с сего появилось желание
придвинуть их ближе одна к другой, и что же я увидел? Нематериальную прозрачную третью вазу,
образованную пространством между двумя настоящими. Так возникла моя теория пустого пространства,
символизирующего несуществующий предмет. Конечно, только через много лет и после многочисленных
опытов во всех их разновидностях я по-настоящему осознал ее и был просто-таки в восторге.
После этого открытия неожиданно стал видеть повсюду пустое пространство, напоминавшее мне
разные предметы. Я начал использовать эти предметы в своей пластике. Выпуклое заменял вогнутым,
полное - порожним, создавал символы фигур и предметов, которых не было рядом».