Что делать, если опоздал на самолет. Что нужно делать опоздавшему на самолет путешественнику

В любом случае в Вашей ситуации (если день вылета в командировку не перенесен, но сотрудник опоздал на рейс, в связи с чем впоследствии были куплены новые билеты, и сотрудник отправился в командировку другим рейсом) порядок налогообложения будет аналогичным. А именно, стоимость приобретенных билетов НДФЛ и страховыми взносами не облагается, так как экономической выгоды при повторной покупке билетов сотрудник не получает, билеты приобретаются в связи с производственной необходимостью. Затраты на повторную покупку билетов могут быть приняты в составе расходов при расчете налога на прибыль только в том случае, если опоздание сотрудника на рейс обосновано объективными причинами (задержка транспорта при доставке в аэропорт, семейные обстоятельства сотрудника, производственная необходимость задержки и пр.). При этом причину опоздания необходимо подтвердить документально. В ином случае (если сотрудник опоздал по собственной вине) принимать такие затраты при расчете налога на прибыль будет неправомерно.

Обоснование

Нужно ли удержать НДФЛ со стоимости неиспользованного авиабилета, если командированный сотрудник опоздал на рейс. Впоследствии он улетел по новому билету

Нет, не нужно.

Cтоимость первоначально приобретенного авиабилета, даже несмотря на то что его не использовали по назначению, нельзя рассматривать в качестве облагаемого НДФЛ дохода сотрудника. И вот почему.

По общему правилу НДФЛ облагаются доходы, полученные человеком как в денежной, так и в натуральной форме ().

В свою очередь, к доходам в натуральной форме, в частности, относятся:
– стоимость товаров (работ, услуг, имущественных прав), полностью или частично оплаченных организацией за сотрудника в его интересах;
– стоимость товаров (работ, услуг), предоставленных сотруднику на безвозмездной основе или с частичной оплатой;
– стоимость товаров (работ, услуг), выданных в счет оплаты труда.

Из совокупности приведенных норм следует, что доход в натуральной форме у сотрудника возникнет лишь в том случае, если оплата товаров (работ, услуг) произведена в его интересах, то есть человек получил экономическую выгоду.

Однако в рассматриваемой ситуации первоначальный билет приобретали не для личных целей сотрудника – он ездил в командировку в интересах организации. И тот факт, что человек не использовал билет по назначению, пусть и по своей вине, значения не имеет. Кроме того, данный авиабилет сотрудник не сможет использовать и впоследствии для своих личных целей. Значит, в рассматриваемой ситуации экономической выгоды у сотрудника не возникает.

А раз так, удерживать налог нет оснований.

2. Из статьи Расчет налога на прибыль и отчетность

Можно списать второй билет, если сотрудник опоздал на рейс

- Наш сотрудник летел в командировку транзитным рейсом из Москвы в Барселону через Вену. Работник опоздал на пересадку, поэтому купил новый билет. А деньги за просроченный билет авиакомпания не вернула. Можно ли включить стоимость билета в расходы?

- По какой причине сотрудник опоздал на рейс?

- Рейс в Москве задержали. Соответственно в Вену работник прибыл позже, когда посадка на самолет в Барселону уже закончилась.

- В таком случае ваша компания вправе учесть в расходах на командировку стоимость и нового билета, и оплаченного ранее (подп. 12 п. 1 ст. 264 НК РФ. - Примеч. ред.). Но для этого надо подтвердить факт задержки рейса. Например, справкой от авиаперевозчика.

3. Из статьи Какие расходы примет инспектор, если командировка пошла не по плану

Из-за отмены рейса или переноса переговоров сотрудники могут задержаться в командировке, по разным причинам компания может вообще отменить деловую поездку или перенести ее дату. Финансовой службе понадобится оформить документы, которые обоснуют затраты на новые билеты, дополнительные дни проживания в гостинице или пропавшие визы. Но в Налоговом кодексе ничего не сказано о возможности учета затрат при форс-мажоре. По общему правилу если командировка отменена или перенесена по объективным причинам, но изначально была связана с производственной деятельностью, то в принципе учесть можно любые дополнительные траты (п. 1 ст. 252 НК РФ). Однако пакет подтверждающих документов и возможность списания конкретных расходов зачастую зависят от обстоятельств и позиции Минфина. Наиболее распространенные ситуации, а также разъяснения чиновников мы привели в таблице.

Как подтвердить дополнительные командировочные расходы

Ситуация Какие расходы получится списать Какими документами подтвердить расходы
Командировку пришлось отложить или отменить, например, из-за погодных условий, переноса даты встречи, производственной необходимости или срыва переговоров. Билет вернули, но перевозчик удержал сбор Удерживаемый при возврате купленных билетов сбор можно списать в расходы (письмо Минфина России от 25.09.09 № 03-03-06/1/616). При методе начисления эту сумму признают на дату возврата билета (подп. 13 п. 1 ст. 265 НК РФ) Необходим приказ руководителя об отмене командировки или ее переносе на болеепоздний срок. В нем лучше привести причину, по которой поездка не состоялась. Также можно составить служебную записку о необходимости переноса даты командировки. Расходы на возврат билета подтвердит квитанция перевозчика
Работник собирался в загранкомандировку, и ему была оформлена виза. Однако поездка сорвалась, например, из-за отмены рейса и пропуска мероприятия, ее нецелесообразности, отмены переговоров, болезни или увольнения сотрудника Расходы на оформление сотруднику визы в случае отмены поездки чиновники в затратах не признают (письмо Минфина России от 06.05.06 № 03-03-04/2/134). Мы считаем, что, если компания сможет документально подтвердить, что запланированная поездка носила деловой характер и ее срыв обусловлен объективными причинами, затраты на получение визы можно учесть (подп. 49 п. 1 ст. 264, подп. 20 п. 1 ст. 265 НК РФ) Потребуется приказ руководителя об отмене командировки с пояснением причины, по которой поездка не состоялась. К нему лучше приложить копии документов, подтверждающих деловой характер поездки. Например, переписку с контрагентом, план мероприятий в командировке. Также можно приложить справку авиакомпании о том, что рейс был отменен, или справку об отмене поезда и т. д. Не исключено, что расходы придется отстаивать в суде, но судебная практика по этому вопросу пока не сложилась. Поэтому лучше подготовить максимальный комплект документов
Командировку пришлось прервать, например, по семейным обстоятельствам сотрудника или из-за производственной необходимости. Поменять билет сотрудник не смог, поэтому купил новый Если возврат билета невозможен, списать его стоимость на затраты, по мнению чиновников, можно как прочие обоснованные расходы (письмо Минфина России от 14.04.06 № 03-03-04/1/338). Соответственно стоимость нового билета можно учесть как обычно Подтвердить то, что командировка была прервана по объективным причинам, может приказ руководителя о сокращении сроков командировки, служебная записка руководителя сотрудника о необходимости его отзыва из командировки или личное заявление работника. Невозможность возврата билета лучше подтвердить письмом перевозчика
Командировку потребовалось продлить, например, из-за задержки рейса или производственной необходимости. Сотрудник поменял билет на другую дату или продлил срок пребывания в гостинице Расходы на гостиницу, суточные и обратный билет можно учесть только при условии, что сотрудник задержался в месте командировки с разрешения руководителя (письма Минфина России от 01.04.09 № 03-04-06-01/74, от 26.03.09 № 03-03-06/1/191). Иначе расходы придется отстаивать в суде (постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 19.06.07 № Ф09-3838/07-С2) Необходим приказ руководителя о продлении командировки. Вынужденное продление командировки из-за проблем с транспортным сообщением может подтвердить и справка из аэропорта о причинах задержки вылета самолета из-за плохих метеорологических условий. Но чтобы без проблем признать расходы на проезд, суточные и проживание, проще задним числом переоформить документы на командировку исходя из ее реальной продолжительности

Перепутали дату вылета, простояли в пробке или проспали. Что делать, если опоздал на регистрацию на самолет? Несколько полезных советов помогут в критической ситуации собраться с мыслями и спасти деловую поездку, отпуск или хотя бы сэкономить деньги и собственные нервы.

В соответствии с правилами воздушных перевозок опоздавшему пассажиру могут отказать в полете. В таком случае действия обслуживающего персонала вполне законны, и вина лежит на пассажире.

Если опоздал на регистрацию

Пассажирам, летающим авиалиниями Аэрофлота, стоит иметь в виду, что регистрация на все рейсы авиакомпании начинается за 2 часа и заканчивается не менее чем за 40 минут до вылета самолета. Посадка на авиалайнер прекращается за 20 минут до начала полета. Для международных перелетов это время увеличивают для решения таможенных и визовых вопросов.

Если к тому времени, как вы добрались до аэропорта, до вылета осталось более 20 минут, шансы улететь все еще есть.

В том случае, если регистрация на рейс уже закончилась, но самолет еще не взлетел, подойдите к стойке, где регистрируют опоздавших. Эту услугу придется оплатить отдельно, причем плата высока, но это единственный шанс попасть на самолет.

Если опоздал на самолет после регистрации

Чаще всего такое происходит, если пассажир выбрал регистрацию через сайт в интернете. В этом случае не нужно приезжать в аэропорт за 3 часа. Это время отъезжающие тратят по своему усмотрению и, к сожалению, забывают про временные рамки.

Если такое произошло, обратитесь к сотруднику авиакомпании. Возможно ему удастся отправить вас в самолет в последнюю минуту. Если посадка уже закончилась, на пассажира могут наложить штраф.

Даже в том случае, если самолет уже взлетел, существует возможность минимизировать свой ущерб. Обратитесь к сотруднику аэропорта, и он скажет, что предпринять.

Как правило, пассажиры, путешествующие первым и бизнес-классом, легко обменивают свой билет на посадочный талон на следующий рейс. Оплачивается лишь комиссию. Просроченные документы туристического или эконом-класса придется сдать и купить новый билет на другой подходящий рейс.

Если билеты приобретены через посредника, а обычно это турфирма, при опоздании на самолет обратитесь к ним напрямую. При этом учтите следующее:

  • за невозвратный авиабилет деньги невозможно;
  • при возврате билетов комиссия будет взиматься как в пользу авиакомпании, так и в пользу турфирмы-посредника;
  • если приобретен билет, предусматривающий пересадки, все последующие билеты аннулируются.

Таким образом, вернуть получится только часть от полной стоимости авиабилетов.

Если опоздал на самолет из-за задержки рейса

Такое бывает на рейсах с пересадками. Несмотря на дополнительные сложности, подобные перелеты популярны из-за невысокой цены.

Если опоздание произошло по вине авиакомпании, она обязана доставить вас в пункт назначения последующим рейсом. Пока пассажир ожидает, он пользуется теми же правами, что и при обычных задержках:

  • напитки: через 2 часа;
  • горячее питание: через 4 часа;
  • гостиница: через 6 или 8 часов.

В случае если оформлен один билет, а перевозчика два, возникшие проблемы будет решать компания, допустившая задержку. Как и в предыдущем примере, она предоставляет место на следующий рейс.

Если опоздал на самолет при пересадке

Опоздание на пересадочный рейс чаще всего случается по следующим причинам:

  • пассажир задержался по своей вине: в таком случае подойдите к сотруднику аэропорта и попробуйте обменять купленный билет на другой рейс с доплатой;
  • пассажир опоздал из-за задержки рейса или проблем с багажом.

Здесь важно, каким образом приобретался проездной документ. Если у пассажира один билет на оба рейса, все дополнительные расходы берет на себя авиаперевозчик, по чьей вине произошла эта задержка. Пассажир в случае таких накладок имеет право на:

  • обмен билета на время, удобное ему, без лишних расходов на комиссии и штрафы;
  • номер в отеле на все время до вылета самолета;
  • бесплатное питание и воду;
  • связь с близкими для информирования о своей задержке.

Если простой случился в туристическом городе, авиакомпании предлагают в качестве моральной компенсации бесплатные экскурсии.

Если же билет на каждый перелет приобретался отдельно, все риски ложатся на плечи пассажира, даже если он опоздал по вине авиакомпании. В этом случае придется связаться с представителем авиакомпании и обменять свой билет по условиям тарифа.

Чтобы обезопасить себя от подобных проблем, выбирайте перелеты с большими промежутками между рейсами.

Если опоздал на самолет в другой стране

Обычно такое происходит из-за проблем с получением визы по путевке за границу. Это ситуация спорная и гарантии возврата денег нет. Для такого случая не помешает взять в своем посольстве справку об отказе в получении визы. В случае болезни пассажира, который летит вместе с вами, авиаперевозчик предоставляет льготную регистрацию на последующий рейс с сохранением класса обслуживания. Если заболел сам пассажир, это не дает ему никаких привилегий для возврата денежных средств.

В случае вылета в страну, где необходима виза, авиакомпания откажет в регистрации на рейс, если визы у вас не окажется. По международным правилам авиаперевозчику придется за свой счет отправлять пассажира в страну вылета, если по прилету обнаружатся визовые проблемы. Поэтому позаботиться об оформлении заграничной визы стоит заранее.

Можно ли вернуть деньги за билет

Вернут ли деньги за билет, если опоздал на самолет? Наверное, такая мысль возникает у каждого, кто провожает взглядом улетающее без него воздушное судно. Досадно, но возможность сдать билет и вернуть деньги будет неплохим утешительным бонусом, учитывая цены на них. О том, как вернуть денежные средства за посадочный талон, узнавайте у сотрудника авиакомпании. Эта информация размещается на сайтах каждого перевозчика. В полном объеме затраченные средства вы получите в следующих случаях:

  • изменение модели самолета;
  • задержка вылета более чем на 4 часа по вине авиаперевозчика;
  • задержка или перенос рейса по его же вине;
  • смерть пассажира или его близкого родственника;
  • отмена посадки в аэропорту назначения из-за непредвиденных обстоятельств.

Получить свои деньги за невозвратный билет можно в двух случаях: болезнь или смерть пассажира, подтвержденные медицинской справкой, или ненадлежащее исполнение авиакомпанией своих обязанностей. Примером является отмена или задержка рейса на время, превышающее 4 часа.

Опоздание на самолет - не самый приятный момент в жизни. Но от него не застрахован никто. В любом случае не стоит расстраиваться: иногда просто общение с сотрудником авиаперевозчика решает все возникшие проблемы.

Друзья, на прошлой неделе мы попали в комическую ситуацию. Кто-то, наверное, думает, вот вы такие крутые путешественники, столько стран уже посмотрели, приобрели бесценный опыт. А мы взяли и по глупости проворонили самолёт)) Даже стыдно признаться)) Вылет был в пятницу в 0:20 ночи. Ну, мы и приехали в аэропорт в пятницу… вечером…

Опоздал на самолёт

Самолет улетел без нас

Если кто-то запутался, поясню. За месяц до полёта мы приобрели авиабилеты Москва — Омск — Москва . Чтобы не пропадали рабочие дни, искали билеты на вечер пятницы. После работы планировали поехать в аэропорт и спокойно улететь. Ну и нашли вылет на 0:20. Я до сих пор не понимаю, как мы так оба протупили, ведь в этом случае нужно приезжать в аэропорт в четверг? А если хотим вылетать в 0:20 в пятницу, то надо смотреть билеты на субботу… Сколько у нас уже было таких ночных перелётов, никогда же не ошибались.

Приезжаем мы в Домодедово, идём на регистрацию, даём паспорта. Девушка за стойкой несколько секунд смотрит в свой монитор, а потом заявляет, что вы, дорогие мои, немножко опоздали на самолет. Ваш рейс вылетел сегодня ночью в 0:20… И тут до нас дошло (наконец-то!). Почему-то мы совсем не расстроились, было скорее смешно, чем обидно. Посмеялись все вместе и спросили совета, как жить дальше.

Что теперь делать?

По совету девушки, мы подошли к стойке нашей авиакомпании — Трансаэро. Спокойно с улыбкой объясняем ситауцию. Я говорю, мол, опоздал на самолет, что делать? Точнее, не просто опоздал, а перепутали даты вылета. Раньше мы никогда не интересовались, как быть, если не успели на рейс. Мы не знали, нужно ли покупать новые авиабилеты или можно бесплатно пересесеть на следующий самолет или еще что.

На деле оказалось, что нам придётся оплатить штраф 55 евро и поменять дату вылета. На сегодняшний рейс уже не было свободных мест, поэтому нам предложили вылететь завтра. Возможно, сумма штрафа зависит от стоимости авиабилета. В нашем случае получилось чуть больше половины цены билета в одну сторону. Оплатить у них можно картой или наличными. За пару минут нас перерегистрировали на новый рейс и выдали новую маршрутную квитанцию.

Нам выдали вот такую бумажку в обмен на деньги. По которой на следующий день Катя улетела в . Вот такие мы, настоящие крутые путешественники, перепутали даты вылета, опоздали на самолет, прокатились 2 раза в Домодедово и попали на деньги Зато получили хороший опыт!

Что делать, если опоздал на самолёт
Краткая пошаговая инструкция:

Успокоиться.
Самолёты сейчас летают часто, можно достать билет на следующий рейс.

Подойти на стойку авиакомпании в аэропорту.
Показать маршрутную квитанцию и объяснить ситуацию. В авиакомпаниях работают обычные люди, которые пойдут вам навстречу и обязательно что-нибудь придумают.

Получить новый билет на ближайший рейс.
И оплатить комиссию авиакомпании. Как мы убедились на своем опыте, штраф как минимум в 2 раза ниже стоимости нового авиабилета.

Улететь на следующем самолёте .
Обратные билеты остаются в силе, главное, не опоздать на вылет домой.

В жизни никто не застрахован от незапланированного форс-мажора , и опоздание на свой рейс самолета как раз и является таким случаем.

Опоздав на самолет, не стоит впадать в панику и нервничать, а спокойно следовать нижеуказанным советам, и тогда вскоре подобная неприятность будет вспоминаться со смехом. Давайте же узнаем, что делать, если опоздал на самолет.

Опоздание на рейс

Опоздание на самолет может быть спровоцировано рядом причин, в которых могут быть повинны обстоятельства или сам человек .

Каждому собирающемуся в полет необходимо приложить все усилия, чтобы предотвратить опоздание.

Самые распространенные причины

Основной причиной опоздания пассажиров заключается в том, что он не успевает пройти регистрацию на самолет. Как правило, человек слишком поздно пребывает в аэропорт по следующим причинам :

  • просыпает время выезда из дома;
  • путает дату или точное время отлета;
  • задерживается в пробке по дороге в аэропорт.

Пассажир также может успеть на регистрацию, но опоздать на пересадочный рейс . Это может быть вызвано задержкой первого рейса, на котором летел человек, или дезориентация в незнакомом аэропорту и невозможность найти правильный выход к посадке на .

Что предпринять, чтобы успеть вовремя?

Чтобы не опоздать на свой рейс, необходимо соблюсти профилактические меры и проверить все заранее. Итак, вот несколько советов тем, кто не хочет опоздать на свой рейс:

  1. тщательно проверяйте точную дату и время вылета за несколько дней до полета, особенно, если билет был заранее;
  2. рассчитывайте свое время с запасом , а не выезжайте из дома в последний момент, ведь не исключено, что такси встанет в пробке или регистрация на борт затянется;
  3. избегайте покупки билетов с частыми или короткими пересадками через каждые 40-60 минут. Здесь велика вероятность задержки какого-либо из рейсов и излишней спешки при регистрации;
  4. при покупке недорогого билета заранее ознакомьтесь с условиями его возврата или обмена, а также в какую сумму вам обойдется такое изменение;
  5. при пересадках заранее ознакомьтесь со всей информацией о терминалах и аэропортах , в которых вы окажетесь, а также о среднем времени передвижения по зданию аэропорта.
  6. Действия при задержке

    Действия при опоздании пассажира на свой рейс различаются в зависимости от того, куда именно не успевает человек: на регистрацию, в аэропорт, на стыковочный рейс или на посадку на борт.

    В аэропорт

    По пути можно позвонить в авиакомпанию, обрисовать ситуацию и узнать о правилах обмена билета . По дороге также можно самостоятельно пройти онлайн-регистрацию, если пассажир едет только с . Это сэкономит около 15-20 минут.

    По приезду в аэропорт необходимо обратиться к представителю той авиакомпании, в которой был приобретен билет. Служащий подберет подходящий билет в соответствии с условиями тарифа на ближайший рейс .

    Придется сдать уже имеющийся билет – за него можно получить компенсацию, сумма которой не превышает 70-75% от первоначальной стоимости.

    На регистрацию

    Во многих аэропортах имеется стойка для опоздавших пассажиров, где можно пройти платную экспресс-регистрацию за 20-30 минут до непосредственного вылета самолета.

    Если же подобной стойки в аэропорту не наблюдается, то необходимо обратиться к специалисту авиакомпании – в этом случае только он может разрешить пассажиру пройти регистрацию.

    На стыковочный рейс

    Опоздание на стыковочный рейс может произойти как по вине пассажира, так и по вине авиакомпании. Часто случается, что первый рейс задержали, поэтому человек не успел попасть на второй рейс. В этом случае, если оба приобретены в одной компании, ее представители несут за опоздания полную ответственность и помогут опоздавшему сесть на ближайший самолет, вылетающий в точку назначения.

    Если билеты были приобретены отдельно, ответственность полностью лежит на пассажире.

    В случае, если билеты на стыковочный рейс были куплены в разных авиакомпаниях, то, как правило, между организациями существует определенный договор о сотрудничестве , и пассажиру не о чем переживать.

    В любом случае необходимо связаться с организацией , отвечающей за перелеты, рассказать об обстоятельствах и попытаться найти выход из сложившейся ситуации. Если в аэропорту присутствует представитель компании, то обращаться необходимо непосредственно к нему.

    На посадку

    Сколько же самолет ждет опоздавших пассажиров? Время посадки на борт прекращается за 10-20 минут до непосредственного вылета самолета (точное время указывается в билетном талоне).

    Прошедших регистрацию, но не явившихся на посадку пассажиров несколько раз объявляют по громкой связи и просят явиться к определенному терминалу. Но никто не будет ждать человека бесконечно, поэтому шансов попасть на борт после закрытия терминала очень мало.

    Если посадка на борт уже завершена, то пассажир может обратиться к представителю авиакомпании и попросить его помочь. Если компания и администрация аэропорта договорятся, то опоздавшего могут пустить на борт в исключительном порядке , но подобное случается редко. Обычно пассажир просто признается опоздавшим со всеми вытекающими последствиями.

    Если самолет уже улетел

    Самой неприятной и безвыходной ситуацией непреднамеренного опоздания является уже улетевший самолет, на который у человека имелись билеты. Что делать в сложившейся ситуации и возможно ли как-то возместить ущерб?

    Что можно сделать с билетами?

    Билет можно поменять на другой билет на следующий рейс, если на борту будут незанятые . Для пассажиров бизнес-класса подобный обмен проходит бесплатно, пассажирам среднего и эконом придется оплатить определенный штраф за опоздание , согласно представленным тарифам.

    Если же билет был приобретен по минимальной цене из-за какого-либо условия, то пассажиру придется приобрести новый.

    Билет также можно выкинуть или сдать и потребовать за него компенсацию .

    Можно ли вернуть деньги?

    Ненужный билет также можно сдать и получить за него компенсацию согласно условиям обмена. Чем дешевле стоил билет, тем меньше будет компенсация за него. Также существует вероятность, что в возврате денег пассажиру откажут . Если опоздание произошло по вине авиакомпании, то необходимо обратиться в администрацию организации, и средства возвратятся в полном объеме.

    Если же имел место случай добровольного возврата билета из-за собственной задержки, то компенсацию возвращают в размере 70-100% от первоначальной стоимости билета. Для этого необходимо написать письменную заявку и приложить к ней чеки и билеты – представители компании подробно расскажут, как проходить такую процедуру.

    В компенсации могут отказать, если причину опоздания компания посчитает неуважительной , а также выплатами не облагаются дешевые билеты, приобретенные по определенным тарифам. Здесь придется оплачивать полную цену нового билета.

    Возврат стоимости билета производится аналогично тому, как он был куплен :

  • по банковской карте ;
  • через электронные средства ;
  • наличными .

Что делать с путевкой?

Если вы опоздали на самолет по туристической путевке, то необходимо обратиться в турфирму и прояснить ситуацию. Представитель агентства закажет вам новый билет и объяснит условия такого обмена. В зависимости от организации за подобную подмену придется заплатить или она обойдется бесплатно.

Смотрите видео-инструкцию о том, что делать при опоздании на рейс:

Если Вам предстоит авиапутешествие, всегда нужно помнить о пунктуальности, так как регистрация на рейсы обычно заканчивается за 30-40 минут до предполагаемого взлета, а на международные рейсы вообще за 1 час до вылета. Однако если непредвиденное уже произошло – Вы попали в пробку, заболели, проспали, просто не рассчитали и потратили очень много времени на сборы и в результате опоздали на рейс, то что же делать? Никто не застрахован от подобных обстоятельств, и важно знать, как поступить в таком случае.

Немного общей информации

Если Вы ни разу не летали, то Вам пригодится основная информация о том, что представляет собой регистрация на рейс, посадка на борт самолета и вся процедура в аэропорту.

Важно четко понимать, что Вы можете опоздать на рейс в двух случаях: вовремя не прибыть на стойку регистрации или опоздать на саму посадку после регистрации.

Первоначальный этап подготовки пассажира к полету – регистрация на рейс. При регистрации проверяют Ваши авиабилеты и документы, принимают багаж и выдают на руки посадочный билет. По окончании регистрации Вам нужно пройти обязательный контроль безопасности и процедуру паспортного контроля в случае международного перелета. Затем Вы попадаете в зону вылета (ожидания посадки). И только когда посадка на Ваш рейс будет объявлена, Вы можете пройти на борт самолета.

Что делать, если самолет уже улетел

Как поступить, если Вы приехали в аэропорт, а самолет уже взлетел? В таком случае нужно обратиться к представителю Вашей компании. Он поможет в выборе наиболее подходящего для Вас рейса по выгодным условиям. Более того, Вы можете обменять или сдать неиспользованный билет и получить компенсацию – около 75% его стоимости, а то и больше. Если Вы не можете предъявить веские причины своего опоздания на рейс, представители авиакомпании могут полностью отказать Вам в компенсации. К тому же есть самые дешевые тарифы (интернет-тарифы или промотарифы), которые автоматически запрещают компенсацию за опоздание или возврат билета. Опоздав на самолет по такому тарифу, единственное решение – купить новый билет на следующий рейс.

Намного больше прав имеют владельцы авиабилетов в первый класс или бизнес-класс. Таких пассажиров посадят на ближайший рейс абсолютно бесплатно или перебронируют билет на другую удобную дату, не взяв никаких денег. Но это зависит от политики авиакомпании, все условия указаны в тарифе билета.

Получить выплату в полном размере можно только по вине самой авиакомпании, если она признает, что самолет улетел без Вас (вынужденный возврат авиабилета). Причиной таких обстоятельств выступают задержки рейсов, нестыковки при пересадках на транзитных рейсах, изменения в расписаниях, отмена рейсов из-за погодных условий. Также Вы можете рассчитывать на возврат полной стоимости при замене типа самолета и в случае невозможности обслужить Вас по заявленному в авиабилете бизнес-классу. Возврат денег можно требовать, если опоздание произошло по причине долго проводившегося досмотра или ошибок, допущенных при оформлении билета.

Что касается невылета пассажира по причине неполученной визы, он может оказаться спорным и не дает никаких гарантий на возврат стоимости, оплаченной за билет. Но как бы там ни было, Вам нужно взять справку из посольства об отказе в выдачи бронирования визы. При болезни пассажира, летевшего с Вами, авиакомпания должна предоставить льготную регистрацию на ближайший рейс по такому же классу обслуживания. В том случае, если заболели Вы, то никаких особых привилегий при денежной компенсации Вы не получите. Родственники или друзья, обратившись в компанию авиаперевозчика за денежной компенсацией вместо заболевшего пассажира, должны предъявить доверенность на действия.

Учтите, если Вы отправляетесь в страну, для въезда в которую требуется виза, и при этом нет никакой возможности получить ее по прилете в аэропорт, авиакомпания имеет право отказать Вам в посадке, так как по международным правилам ей придется доставлять Вас обратно за свой счет. В этом случае вопрос о возврате стоимости тоже весьма спорный: ведь это Вы виноваты, что не получили визу заранее, а не авиакомпания.

Не забудьте ознакомиться с условиями сохранения бронирования мест, если купили авиабилеты класса «туда – обратно» или на рейсы с пересадкой. В некоторых случаях авиакомпании автоматически снимают бронь с обратных рейсов, если пассажир не пришел вовремя на рейс первого полета, или тех рейсов, на которые выполняется пересадка. Поэтому всегда нужно тщательно изучать условия и тарифы вылетов.

Что делать, если Вы опоздали на стойку регистрации, но самолет все еще не взлетел

Если к тому времени, когда Вы добрались в аэропорт, воздушное судно еще не поднялось в небо и до вылета осталось больше 25 минут – Вы можете успеть на свой рейс. Большинство аэропортов для этого имеют отдельные стойки регистрации для опоздавших. Однако процедура регистрации платная, за опоздание придется поплатиться некой суммой (обычно до 2 тыс. рублей). Если пассажир взял билет на бизнес-класс, то он может не платить стоимость этой процедуры.

В определенных аэропортах подобные стойки отсутствуют, и в этом случае нужно как можно быстрее найти представителя авиакомпании. Как правило, они находятся рядом с обычными стойками регистрации и принимают пассажиров до самого взлета воздушного судна.

Провести пассажира на борт самолета может только представитель авиакомпании. Но рассчитывать на такую удачу, если до вылета остается только несколько минут, вряд ли стоит. Каждый рейс имеет процедуру предполетной подготовки, которая начинается сразу после посадки пассажиров. В результате промедления, ради посадки одного опоздавшего, обернутся серьезной задержкой вылета на несколько часов, что дополнительно повлечет серьезные убытки. Представитель компании вряд ли сможет взять на себя риск образования подобных неустоек.

Нельзя забывать и о том, что для международных рейсов по завершении регистрации нужно пройти процедуру таможенного и паспортного контроля, где часто скапливаются большие очереди. Поэтому, даже если Вы зарегистрируетесь на рейс, шанс застрять в очереди на контроле и опоздать все равно есть (разве что представитель авиаперевозчика проведет пассажира без очереди).

Сейчас многие авиакомпании и аэропорты предлагают возможность онлайн-регистрации на рейсы. Но это еще не означает, что Вы сможете добраться до аэропорта за пять минут до предполагаемого отлета. Даже если Вы прошли онлайн-регистрацию, Вам предстоит сдать багаж и добраться в зону вылета. Поэтому по прибытии в аэропорт за полчаса до вылета даже с пройденной online-регистрацией придется точно так же обратиться на стойку регистрации, предназначенную для опоздавших пассажиров.

Что делать, если Вы прошли регистрацию, но опоздали на посадку

В зависимости от способа посадки на борт (пешком, автобусом или через трап) и типа воздушного судна время посадки может заканчиваться за 15-20 минут до вылета. Это указано в посадочном талоне. Часто пассажиры опаздывают к этому времени, увлекаясь покупками в дюти-фри, из-за задержки при прохождении контроля безопасности, паспортного или таможенного контроля. Хотя можно просто проспать в зоне вылета. Как правило, пассажиров, которые прошли регистрацию и не успели на посадку, представители аэропорта вызывают по громкой связи, но рейс из-за них задерживать никто не станет.

Вероятность, что Вас посадят на самолет после закрытия посадки, небольшая, так как откладывание вылета даже на несколько минут нередко приводит к многочасовым опозданиям. Но как бы там ни было, необходимо как можно быстрее найти представителя авиакомпании, и если он пойдет Вам навстречу, то не исключено, что Вы успеете зайти на борт в исключительном порядке. Но часто опоздавшим просто отказывают. В такой ситуации будет считаться, что Вы опоздали на самолет, из возврата стоимости билета будет удержан штраф или Вам полностью откажут в уплаченной сумме за билет (в зависимости от тарифа).

Из всего вышеперечисленного можно сделать вывод: чтобы избежать сложностей с поиском новых рейсов, сэкономить нервы и не испортить отпуск, лучше заблаговременно приезжать в аэропорты, хотя бы за полчаса до рейса.