Что такое сюрреализм в живописи? Известные представители направления. Техники и философия


Сюрреализм (франц. surrealisme – сверхреализм) – направление в литературе и искусстве двадцатого века, сложившееся в 1920-х годах. Возникнув во Франции по инициативе писателя А. Бретона, сюрреализм скоро стал международным направлением. Сюрреалисты считали, что творческая энергия исходит из сферы подсознания, которая проявляет себя во время сна, гипноза, болезненного бреда, внезапных озарений, автоматических действий (случайное блуждание карандаша по бумаге и другие вариации).

Сюрреализм в живописи развивался по двум направлениям. Одни художники вводили бессознательное начало в процесс создания живописных полотен, в которых преобладали свободно текущие образы, произвольные формы, переходящие в абстракцию (Макс Эрнст, Труй Камиль Кловис, А. Масон, Миро, Жан Арп). Другое направление, которое возглавлял Сальвадор Дали, основывалось на иллюзорной точности воспроизведения ирреального образа, возникающего в подсознании. Его картины отличаются тщательной манерой письма, точной передачей светотени, перспективы, что характерно для академической живописи. Зритель, поддаваясь убедительности иллюзорной живописи, втягивается в лабиринт обманов и неразрешимых загадок: твердые предметы растекаются, плотные приобретают прозрачность, несовместимые объекты скручиваются и выворачиваются, массивные объемы приобретают невесомость, и все это создает образ невозможный в реальности.

Общие особенности искусства сюрреализма – фантастика абсурда, алогизм, парадоксальные сочетания форм, зрительная неустойчивость, изменчивость образов. Главной целью сюрреалистов было через бессознательное подняться над ограниченностью как материального, так и идеального мира, продолжить бунтарство против выхолощенных духовных ценностей буржуазной цивилизации. Художники этого направления хотели создать на своих полотнах реальность, не отражающую действительность, подсказанную подсознанием, но на практике это порой выливалось в создание патологически отталкивающих образов, эклектику и китч. Отдельные интересные находки сюрреалистов использовались в коммерческих областях декоративного искусства, например оптические иллюзии, позволяющие видеть на одной картине два различных изображения или сюжета в зависимости от направления взгляда. В это же время художники обратились к имитации черт первобытного искусства, творчества детей и душевнобольных.

При всей своей программной заданности произведения сюрреалистов вызывают самые сложные ассоциации. Они одновременно могут отождествляться в нашем восприятии как со злом, так и с добром. Устрашающие видения и идиллические грезы, буйство и смирение, отчаяние и вера – эти чувства в различных вариантах проступают в произведениях сюрреалистов, активно воздействуя на зрителя. При всей абсурдности и даже определенной забавности некоторых произведений сюрреализма они способны стимулировать сознание, пробуждать ассоциативное воображение.

Сюрреализм представлял собой противоречивое художественное явление, что в значительной мере объясняет широкую орбиту его распространения. Многие ищущие художники, впоследствии отказавшиеся от сюрреалистических взглядов, прошли через него (П. Пикассо , П. Клее и др.). К сюрреализму примыкали поэты Ф. Лорка, П. Неруда, испанский режиссер Л. Бунюэль, снявший сюрреалистические фильмы. Изощренная техника соединения несоединимого и появившаяся в позднем сюрреализме самоирония и юмор позволили ему органично влиться в поэтику современного постмодернизма.

Справочные и биографические данные "Галереи живописи Планеты Small Bay" подготовлены на основе материалов "Истории зарубежного искусства" (ред. М.Т.Кузьминой, Н.Л.Мальцевой), "Художественной энциклопедии зарубежного классического искусства", "Большой Российской энциклопедии".

Сюрреализм - это особое течение в кинематографе, живописи, литературе. Сформировалось оно во Франции в 1924-м году. Считается, что закончил свое существование сюрреализм в 1969-м году.

Это направление оказало существенное влияние на формирование человеческого сознания. Основными его деятелями являлись Сальвадор Дали, Луи Арагон, Хуан Миро, Андре Бретон,

1924-й год считается тем моментом, с которого начал существовать сюрреализм в живописи. К последователям течения присоединился Андре Массон и Макс Эрнст. В 1925-м году состоялась первая выставка сюрреалистов. На ней были выставлены картины совершенно друг на друга непохожих художников. Сюрреализм в живописи отражался в полотнах таких мастеров, как Пикассо, Миро, Анри, Эрнст, Кирико, Клее и прочих.

По мнению Бретона, новое направление было призвано отражать тайные желания и потребности человека. А для того, чтобы постичь сюрреализм в живописи или в другой сфере культуры, достаточно было обладать детской непосредственностью и восприимчивостью.

Изобразительное искусство направлено, главным образом, на наиболее сильное из всех физических чувств - зрение. Именно оно позволяет управлять миром. Сюрреалисты придавали зрению огромное значение. Реальность имела для них ценность только в том смысле, в котором была понятна им.

Сюрреализм в живописи, как и в других сферах культуры, развивался под воздействием философии интуитивизма Бергсона, а также теории о психоанализе Фрейда.

Последователи направления были недовольны существовавшей действительностью. Свои недовольства они выражали в произведениях искусства. Сюрреалисты объявляли реальность источником всего зла, выступали против абстрактного мира в целом. Они считали, что не нужна никакая Изменить положение вещей можно, отказавшись от логики, разума, обычного, традиционного мировосприятия, абсурдного, неудовлетворительного разграничения вещей на прекрасные и уродливые, хорошие и плохие, ложные и правдивые. Сюрреалисты пропагандировали отказ от привычных представлений, отражающих нормы человеческих взаимодействий.

Изобразительное искусство считалось главной сферой художественной практики последователей движения. Следует отметить, что в эту область была включена не только живопись, но и скульптура. К сюрреалистическому искусству относят и коллажи, фроттажи, рейографы и прочие методы, введенные кубистами. Фроттаж, например, создавали при помощи перенесения на бумагу естественных рисунков предметов, подложенных под нее. Процесс осуществляли натиранием бумаги при помощи куска свинца. Таким образом, появлялись фантастические пейзажи, формы призрачных животных, птиц, проступавшие с положенных специально под бумагу предметов.

Сюрреализм, направление в искусстве, в котором разум чужд, оно берет начало из "до"-разумного, подсознательного начала. Сюрреализм зародился во Франции к началу 1920-ых годов.
Суть философии сюрреалистов в том, что бы отказаться от заранее продуманного плана и устранить препятствия для самостоятельного роста произведения, в результате этого может возникнуть нечто чудовищное с точки зрения непосвященного человека, но, преодолев предубеждения, зритель включится в предложенную художником игру фантазии, погрузиться в его сновидческий мир.
Зигмунд Фрейд доказывал, что при ослаблении контроля со стороны бодрствующего сознания в цивилизованном человеке просыпается дикарь или ребенок. На этом основании сюрреалисты заявляли, что бодрствующий разум не способен к художественному творчеству. В их представлении разум может лишь добывать научные знания, но искусство возникает только из "до"-разумного, подсознательного начала.
Некоторые представители данного искусства, например Де Квинси, принимали опиум, что бы подавить рассудок и дать простор воображению. Сюрреалисты во всяком случае с не меньшим рвением стремились достичь таких психологических состояний, при которых выходит на поверхность то, что обычно скрывается в глубинах нашей души.
Существовали эксперименты с воссозданием сновидений в живописи, и это заслуживает внимание. Во сне нередко появляется странное ощущение, что объекты возникают и исчезают, прорастают друг в друга. Собака может оказаться одновременно и нашим начальником, а соседний парк – пустыней. Эти наплывы и взаимопревращения объектов передавал в своей живописи один из ведущих представителей сюрреализма Сальвадор Дали. Проживал он в Соединенных Штатах Америки, но по происхождению он был испанцем. В произведениях Дали обрывки реальности наслаиваются таким образом, что в кажущемся безумии проступает какой-то смысл.
Подобные картины могут послужить дополнительным комментарием к вопросу о причинах неудовлетворенности художников задачей «писать, что видит глаз». Они знают, что нельзя «изобразить» реальную вещь, если просто смотреть на нее широко открытыми глазами. Начинать приходится с другого – взять краски и, вооружившись набором известных форм, выстроить требуемый образ. Эта простая истина часто ускользает от нас потому, что в изобразительном искусстве прошлого каждая красочная форма соответствовала только одному элементу натуры: коричневые вертикали – древесные стволы, зеленые точки – листья. Картины Дали, где одна и та же форма служит изображением одновременно нескольких предметов, наглядно демонстрируют исходную многозначность красочных конфигураций на плоскости – точно так же, как удачный каламбур демонстрирует многозначность слова и зависимость его значения от употребления в контексте.
И все же, как велики, при всем сходстве методов, его отличия от созданий современного искусства. Можно было бы сказать, что образы Дали возникли из грез, но то были коллективные грезы целого народа, видение судьбоносной силы, властвующей над племенем.

Сюрреалисты

Сюрреализм основывается на идеях интуитивизма, символизма и фрейдизма, основывается на свободной игре мысли, всемогущественного сновидения, всего бессознательного и технике свободных ассоциаций. Характерно все иррациональное, не соответствующие общепринятым понятиям и стандартам. Движение сюрреализма зародилось в 1920-х годах во Франции и имело огромное влияние на западную культуру.

Основоположником и теоретиком направления является Андре Бретон. Он утверждал, что сюрреализм способен разрешить противоречие между мечтой и реальностью, выразить истинную функцию мысли, которая не ограничена и не контролируется разумом и морально-этическими ограничениями. Основывается на вере в высшую реальность, на могуществе сна, на нецеленаправленной игре мышления. Его сочинение «Магнитные поля», которое было опубликовано в 1919 году в одном из литературных журналов, стала предвестником сюрреализма. В 1924 году он публикует «Первый Манифест сюрреализма», после чего формируется движение сюрреалистов и создается кружок, в состав которого входили Луи Арагон, Поль Элюар, Тристан Тцара. Кружок продуктивно трудится, создается бюро сюрреалистических исследований, издаются журналы и множество произведений и картин. Впоследствии подобные кружки стали создаваться по всей Европе. Андре Бретон устраивает выставки сюрреалистического искусства по всему миру, чем способствовал популяризации данного направления, ведь он искренне верил, что все люди сюрреалисты.

В 1926 году Сальвадор Дали знакомится с Андре Бретоном и присоединяется к кружку сюрреалистов и стал олицетворять это направление. Впоследствии он говорил: «Сюрреализм – это я». Сальвадор Дали был полностью поглощен идеей создания на холсте образов, вызванных свободными ассоциациями. В своих картинах Дали выражал свое мировоззрение, наполняя их яркими и противоречивыми образами, растягивающимися и растворяющимися предметами, переходящими из картины в картину. Привычные образы и предметы приобретали новый смысл и необычное видение, выраженное в тонкой оптической иллюзии и сюрреалистической эстетике.

Влияние идей сюрреализма отразилось на творчестве Андре Массона и Жоана Миро. После знакомства с Андре Бретоном в 1924 году они начинают эксперименты с «автоматическим рисованием» и формируют свой собственный стиль с использованием геометрических форм и элементов чертежной графики.

Одним из создателей кружка сюрреалистов также был Макс Эрнст. Для реализации идей сюрреализма использовал фронтаж – перевод на бумагу текстуры какой-либо поверхности. После чего, полученные образы дорисовывал или брызгал краской. В своих картинах он отображал причудливые образы, растительные моменты, переходящие в различные метаморфозы.

Выдающимися художниками-сюрреалистами являются Рене Магритт, Фрида Кало, Джорджо де Кирико, Иероним Босх и многие другие. Гений сюрреализма свободен и необычен и выражается в необычном, иррациональном творчестве, успешно реализуемом в наше время.

Биографии. «ХВОСТ СВЯЩЕННОЙ КОРОВЫ» - ЭПАТАЖНАЯ ЖИЗНЬ И ДАДАИЗМ САЛЬВАДОРА ДАЛИ

Авангардное искусство XX века, восставшее против его традиционных форм, дало миру новые модернистские течения, среди которых был сюрреализм. Первая мировая война – всемирная катастрофа, которая разрушила представления о здравом смысле и порядке вещей. Мир разваливался в самоубийственной войне, а политики продолжали высокопарно разглагольствовать. Возникшая «революционная» культура отвергала всякую эстетику обанкротившегося мира, которому нельзя больше верить, который вдруг стал безумным и эфемерным.

Новое и дерзкое развившееся «антитворчество», в том числе и движение дадаизм вылилось в воинствующую «антихудожественность». Дадаизм, как название, возник то ли из детского лепета итальянских детишек, то ли из русского повтора-утверждения, то ли из языка одного из африканских племен, где оно означает «хвост священной коровы». Но это название привилось и стало обозначать полную абсурдность любого вида искусства. Яркими представителями дадаизма были: Андре Бретон, Луи Арагон, Поль Элюар, Дюшан, Пикабиа. Это был настоящий безумный бунт дадаизма, но он был недолгим и вскоре себя исчерпал. И появились новые идеи, связанные с человеческой психикой, с бессознательным, с субъективными ассоциациями, подчас бредовые и фантастические. Так возник сюрреализм или сверхреальность, и начало ему положил Анри Бретон в «Манифесте сюрреализма». Для сюрреализма характерно противоестественное сочетание предметов, приобретающих видимую достоверность. Именно испанский художник Сальвадор Дали и стал продолжателем традиций дадаизма, из которого развился сюрреализм.

Из чего была слеплена судьба Сальвадора Дали? Скорее всего - из изначального дара художника, развитию которого способствовало его раннее окружение. Родился Сальвадор Дали в небольшом провинциальном городке Фигерас испанской провинции Каталония, на тот момент имевшем около одиннадцати тысяч жителей. Возможно, его атмосфера была и впрямь так насыщена искусством, как об этом пишет его сестра в биографических воспоминаниях. «Музыкальное общество» 20-х годов играло главную роль в культурной жизни города, где часто выступали приезжие знаменитости. Директором художественной школы был в то время талантливый человек Хуан Нуньес.

Окружение отца, его друзья сыграли немаловажную роль в становлении творческой биографии Сальвадора Дали. Первым покупателем картин стал именно друг отца Жоаким Куси, основатель Северного Исследовательского центра. Первые печатные отзывы на творчество начинающего художника были от журналиста и драматурга Карлеса Коста. Он, как и семейство Дали, лето проводил в Кадакесе. Семейство Дали дружило с Пичотами. В этой семье все дети были творческими личностями, начиная с отца, который бросил заниматься юриспруденцией ради парковой архитектуры. Дом Пичотов находился у самого моря, он и сейчас стоит там в прекрасной сохранности. В семье Пичотов Сальвадор Дали познакомился с Пикассо, который был другом Рамона. Пикассо было 29 лет, маленькому Дали – 7 лет. Настоящее знакомство произошло в 1926 году во время поездки в Париж.

Белостенный летний дом в Кадакесе, дом у самого моря, дом с зелеными ставнями и зеленым балконом – о котором мечтали всю зиму. Зимой приезжали только на каникулы, зато все лето было в самом красивом для Сальвадора, по его словам, городке на свете. Как он говорил, в предвкушении счастья, пересчитывал листки календаря. Сама природа учила его писать, что он и делал с утра до вечера. Писал как сумасшедший, вкладывая весь талант в картину. До 1921 года у Сальвадора не было своей мастерской в доме, где они жили, и Рамон Пичот предложил отцу Сальвадора снять мастерскую для творчества на улице Льянер. В этой мастерской бывал Пикассо, и свои кадакесские картины он написал здесь. Светлая комната со стеклянным потолком, вытесанный из камня стол рядом с домом, заросли ежевики – это место Сальвадор полюбил с первого взгляда.

В 1921 году семья Дали перестроила дом и выделила место для мастерской Сальвадора. Свою мастерскую-студию Сальвадор декорировал сам. Стены он обил холстом и разрисовал. Сальвадор вел записи в тетрадке, куда вносил названия своих картин и комментарии к ним. Позднее он их выбросил, сестра сохранила, что осталось. Импрессионизм, особенно французский, полностью овладел юным художником. Но Сальвадор прекрасно писал в традиционном стиле и у сестры сохранился рисунок дома, переданный, по ее словам, живо и точно, особенно его атмосфера.

Родился Сальвадор Дали 11 мая 1904 года через год с небольшим после смерти брата, которого тоже звали Сальвадор (Спаситель). Родители очень тяжело переживали эту смерть и постоянно говорили об этом. В доме присутствовали игрушки умершего брата, мать часто брала маленького Сальвадора на могилку, и он видел собственное имя на могильном камне. Постоянное напоминание о «другом» Сальвадоре действовало на неокрепшую психику мальчика, и ему приходилось бороться за внимание к себе и своему существованию. Но все-таки в семье царила атмосфера любви, доброжелательности. Особенно дружил мальчик со своей сестрой Анной Марией. Жизнь была или казалась счастливой, только смерть матери в 1921 году стала ударом для всей семьи и потрясением для Сальвадора. После смерти матери отец через четыре года женился и Сальвадор счел это предательством, как и раньше преждевременную смерть матери. Не стало ежевечерних бесед с отцом так, ни о чем... и обо всем на свете.

В 1918 году в Фигерасе проходила выставка художников, где четырнадцатилетний мальчик выставил две своих работы. Велико было увлечение Сальвадора импрессионизмом, кубизмом и футуризмом, но он никогда не ниспровергал классиков, как это делали многие представители авангардного искусства. В мастерской мальчик проводил все время, с раннего утра он был там. Только доносилось «мурлыканье» непонятного мотива, который, впрочем, ни с чем нельзя было спутать. Впоследствии Гарсиа Лорка сказал, что Сальвадор, как золотой шмель жужжит за работой. Очень сильно молодой Дали увлекался колористикой, светом и цветом.

Уговорив отца, он основал свою художественную студию при Академии изящных искусств в Мадриде, куда он поступил учиться в 1921 году. Работал он неистово, до изнеможения, и его талант начали замечать. В Галерее Делмо в Барселоне в 1925 году состоялась первая персональная выставка Дали, которую приняли благосклонно. Но Сальвадору Дали хотелось войти в мир искусства так, чтобы его запомнили. Он выбрал свой путь – путь эпатажа. В 1926 году его за дерзость выгоняют из Академии. За мадридский период молодой Дали познакомился с киноавангардистом, уважаемым в Европе, Луисом Бюнюэлем, с поэтом Федерико Гарсиа Лоркой. Они были яркими представителями новой интеллектуальной жизни того периода Испании. И без того радикальное мышление Дали подпитывалось новыми идеями, бросавшими вызов консервативной политике Испании. В конце 1926 года состоялась вторая выставка работ художника, которую общество и люди искусства приняли с большим энтузиазмом.

Из Парижа пришло приглашение от Бюнюэля для работы над авангардным фильмом «Андалузский пес». Шокирующий фильм прославил и Дали и Бюнюэля. Их новый фильм «Золотой пес» был принят с восторгом, только авторы никак не могли поделить лавры. Уникальный метод, как сам Дали его назвал - «параноидально-критический», в полной мере проявлялся и в его картинах. Ему соответствовала гротескная манера написания картин, где образы, подвластные человеческому разуму, объединялись между собой в подсознании. Еще не став членом группы сюрреалистов, Дали уже вливался в новое течение. Каталонский художник, сюрреалист Хоан Миро, стал его другом. Но в Париже Дали приняли в ряды авангардного течения, и он подружился с поэтом Полем Элюаром. Впоследствии тот с семьей приехал в гости в Кадакес на лето. Так 1929 год стал судьбоносным в биографии молодого Дали. Двадцатипятилетний молодой человек нашел себе жену и любовницу, музу и няню на всю свою жизнь. Судьба соединила его с женой Элюара, которая сначала стала любовницей Дали, а потом и его женой. Жена поэта была русской, урожденной Еленой Дмитриевной Делувиной-Дьяконовой. В 1930 году она бросила своего мужа и переехала к Сальвадору Дали. Отец Дали очень непросто относился к своему сыну. И этому способствовала связь с Галой, которая была старше С.Дали на десять лет. И написанная к тому времени картина «Святое сердце» с осквернением памяти матери, которую очень плохо приняли критики и общество.

Запрет отца на посещение родительского дома подвел Дали к тому, что пришлось купить небольшой дом в Порт Лигат, который постепенно достраивался, напоминая со временем крепость. Гала стала для него не просто женой (поженились они в 1934 году), но и любовницей. Она была его патронессой, деловым менеджером, музой. Новая неисчерпаемая энергия и неистощимая фантазия дали его творчеству новый виток. Его уверенность в жизни и в работе, как всегда великая самовлюбленность, оттолкнули его от группы сюрреалистов, к которым он принадлежал. Отныне Дали считал, что он и есть сам сюрреализм. Увлечение Фрейдом было очень велико, его работы носили сексуальный характер, где присутствовали намеки на содомию, мастурбацию и кастрацию. Классической технике рисования Дали не мог дать ничего нового, он сам считал, что выше этого искусства нет ничего. Но Дали шел своим путем, и чтобы запрятанные очень глубоко мысли освободить, был необходим иррациональный разум сумасшедшего. Сам Дали не был и не считал себя сумасшедшим. Живописью он считал то, что запало в душу и легло на кисть. Он умел видеть то, чего не видели другие.

Самые известные свои картины Дали написал в период с 1929 по 1939 годы, используя изобретенный им метод. К более традиционному стилю он выходит на конец 30-х годов. «Мистер Сюрреалист» уезжает в Америку, где к нему и его новшествам относятся более спокойно. Можно сказать, что его настоящая слава начинается сейчас. Разнообразие творчества велико и простирается даже на оформление магазинов и на консультации по дамским прическам. Кроме того он сотрудничает с журналами, ставит балет и, естественно, пишет картины. К сорока годам Дали написал две автобиографические книги. Религиозная тематика характерна для его американского периода, это «католический сюрреализм». В 1949 году Дали пригласил на аудиенцию Папа Римский. Но этот факт совсем не значит, что религиозная тематика отвлекла Сальвадора Дали от его экспериментов.

Дали был высокоэрудированным человеком, и когда его возможно было разговорить, то общение проходило на любые темы. Освоив нотную грамоту, он сочинил оперу, на французском языке написал трагедию, увлекался экспериментами с голографией и фотографией. Но его скандальность в жизни была непредсказуема, и для журналистов организовывались целые демонстрации несуразностей. Его «скандальная муза», если не была увлечена очередным романом, растворялась в Дали. Не только ее чувственность и красота покоряли людей, но и интеллигентность, и глубокий интеллект. Художник был отгорожен от прозы жизни благодаря заботам Галы.

В 1973 году Сальвадор Дали организовал Театр-музей в Фигерасе – фантастический памятник самому себе, который стал для художников культовым местом. Более десяти лет работал Дали над проектом создания этого музея. Через шесть лет Французская Академия избрала его почетным членом. На одном из собраний прозвучала его темпераментная речь, в которой он пожелал быть замороженным после смерти. Гала умерла в 1982 году, в этом же году Сальвадору Дали был дарован высший испанский орден – Большой Крест Карлоса III и титул маркиза Дали де Пуболя. Нести крест гениального безумца одному оказалось тяжело и он (хотя отчуждение от Галы произошло гораздо раньше - до ее смерти) стал затворником в Пуболе. Стали возникать скандалы по поводу фальшивых работ. Позднее выяснилось, что подписи на чистых листах его уговорили сделать. Потом возникли болезни и пришла смерть. Дали ранее завещал, чтобы его похоронили под хрустальным куполом его детища - Театра-музея в Фигерасе.

Лихо закрученные вверх усы Дали-актера известны всему миру и даже тем людям, которые не интересуются его творчеством. Также, как и плавящиеся часы в Постоянстве памяти. Соединяя несоединимое, Дали испытывал на прочность традиционные ценности. От дадаизма в нем так и остался авангардный бунт против традиций искусства, против Бога и безбожия. Вера в человека и неверие одинаково дискредитируются Дали, и его трудно понять с его чудовищными галлюцинациями, гротескностью и фантастичностью сюжетов. Но нельзя не признать тех ошеломляющих образов им созданных.

Сюрреализм – модное движение в живописи в межвоенные годы. Сформировалось направление в 1920-е годы во Франции, откуда распространилось по всей Европе, став одним из наиболее влиятельных стилей и направлений в искусстве авангарда.

Название происходит от фразы «Drame surrealiste» — это подзаголовок из пьесы писателя и искусствоведа Гийома Аполлинера. Впервые термин фиксируется в его манифесте «Новый дух» к балету «Парад». Совместная работа П.Пикассо, Э.Сати, Ж.Кокто и Л.Мясина породила настоящий сюрреалистический шедевр.

Сюрреализм эволюционировал из нигилистического «антиискусства» дадаизма, большинство представителей которого стали сюрреалистами. Наиболее ярким примером сюрреализма считается творчество Сальвадора Дали.

Изначально основным направлением движения была литература, но вскоре сюрреализм охватил живопись, скульптуру и другие формы в современном визуальном искусстве. Сюрреалисты стремились создать совершенно новый набор образов путем освобождения творческих сил подсознания.

Техники и философия

Художники изобрели методы для получения фантазийных изображений, в которых переплетается реальность и вымысел, галлюцинация, сон.

Текстурирование

Методика создания изображения, поместив лист бумаги на неровную или зернистую поверхность. Например, дерева или камня. Карандашом или мелком бумага обрабатывается до тех пор, пока приобретет текстуру использованного для подложки материала.

Пишем копию картины Винсента Ван Гога «Звездная ночь»

Декалькомания

Метод в искусстве, в котором краска выплескивается на бумагу или наносится при помощи большой щетки. Пока она еще не высохла — покрывается другим листом бумаги. Путем трения поверхности о поверхность художнику удается создать необычные образы.

Соскабливание

Техника создания определенных эффектов при помощи помещения окрашенного полотна на текстурированную поверхность и обработки путем скобления. Частично краска удаляется с поверхности, а окрашенная часть приобретает необычный, фактурный вид.

Фьюмаж

Сформировался в конце 1930-х годов, под листом бумаги размещалась свеча, чтобы на поверхности остались следы сажи. Перемещение свечи разнообразные фантазийные узоры.

Капельный метод в искусстве

Краска наносится на полотно отдельными каплями, которые падают с раскачивающего объекта.

Коллаж

Техника создания коллажей предполагает создание живописных или графических полотен путем собирания сюжета из разных частей других картинок, вырезок газет, журналов, рисунков, фото. Эти элементы располагают и наклеивают согласно с изначальным замыслом, и таким образом создают новую цельную композицию.

Маньеризм как стиль в живописи

Чертеж

Автоматический чертеж выполняется при помощи пера или кисти: линии чертятся без определенного план и соблюдения правил.

Работы в стиле сюрреализма называют абсурдными, лишенными логики, полными противоречий. Художники, работавшие в этом стиле, начали художественную революцию сознания и восприятия. Они считали, что только искусство способно освободить разум человека.

История развития

Искусствоведы называют предшественником стиля И.Босха, чьи работы впервые продемонстрировали интерес к нереальным изображениям, фантазии, деформированной реальности искусстве.

История развития стиля началась в Париже, но сюрреализм в живописи быстро распространился по Европе. Начиная с 20-х и до 60-х годов XX века, сюрреализм развивался в США, до 80-х – проник в Африку, Азию, Австралию.

  1. «Магнитные поля» А.Бретона и Ф.Супо.
  2. «Сюрреалистическая революция».
  3. «Парижский крестьянин» Л.Арагона.

На развитие стиля оказали влияние научные изыскания и теории З.Фрейда. Многие сюрреалисты относились к психоанализу скептически, но на большинство теория повлияла, принеся в им работы тонкий психологизм, эмоциональность, глубину. Одними из главных ценностей стиля считаются: стремление к свободе, индивидуальности, отказу от рамок в развитии искусства живописи. Произведениям Сальвадора Дали и других живописцев свойственны иррациональность и особая эстетика, понятная не всем.
Особенность стиля – символичность образов.

Футуризм как стиль в живописи

Влияние на развитие направления оказали работы известных творцов О.Редона и Г.Моро. центральными темами их работ были: человеческое подсознание иронические изображения повседневной жизни, эротика, магические, фантасмагорические образы.

Один из специфических методов создания необычных работ – творчество под влиянием наркотических веществ. Галлюцинации художников порождали хаотичность отображенной на картине сцены.

Стиль развивался в двух направлениях:

Иррациональное

Создание иррационального, нереального образа, который формирует подсознание. Отцом этого направления считают Сальвадора Дали. Для его характерны: точность, выразительность образов и линий, яркость, фантазии на тему перевоплощения предметов. Иллюзия Сальвадора Дали выглядит убедительно, благодаря работе с цветом и перспективой. Тщательность и точность техники позволяют отнести картины живописца к академизму. Именно работы Дали приходят в голову, когда речь идет про сюрреализм: картины его авторства являются примером наиболее точной передачи главных идей стиля.

История кубизма в живописи

Подсознательное

Второе направление тесно связано с попытками отобразить на полотне подсознательное. Образы нечеткие, уходящие в абстракцию. Представители: М.Эрнст, А.Масон.

Сюрреализм основан на индивидуальном восприятии человека, ассоциациях. Не смотря на популярность полотен в этом стиле, его можно назвать наиболее противоречивым из всех. Творчество Сальвадора Дали было и остается наиболее репрезентативным для изучения направления в искусстве.

Известные представители и их полотна

Сальвадор Дали

Испанский живописец, воплотивший в своих работах все идеалы стиля. «Сюрреализм – это я!» — так писал про себя художник. Он одним из первых примкнул к группе творцов-сюрреалистов, которую организовал А.Бретон. Через некоторое время его исключают из этого сообщества, но он продолжает развивать собственный стиль. поздний этап творчества отмечается влиянием живописи Ренессанса и академизма.

Наиболее известные полотна Сальвадора Дали: «Мед слаще крови», «Головокружение», «Автопортрет», «Геополитический младенец», «Молодая женщина, увиденная со спины».

Импрессионизм как стиль в живописи

Марк Эрнст

Один из идеологов стиля, немецкий художник-сюрреалист, мастер коллажа. Особенность его работ – сосредоточенность на технике коллажа, значительное внимание к творчеству людей с психическими расстройствами, что стало одним из факторов его развития, как сюрреалиста. Работы: «Французский сад», «Око безмолвия», «Кастор и Поллукс», «Женщина, старик и цветок».

Фрида Кало

Мексиканская художница-сюрреалист. Ее работы отличались особой смысловой наполненностью, эмоциональностью, яркостью. Особенность – Кало многие работы сосредотачивала на себе, среди работ значительное количество автопортретов. Наиболее известные работы: «Маленькая лань», «Плоды земли», «Две Фриды», «Что дала мне вода», «Сломанная колонна».

Ив Танги

Французский сюрреалист. За жизнь он сменил множество профессий, некоторое время провел в море – на торговом корабле, что и повлияло на его живописное творчество и след в искусстве. Тема моря, подводных жителей стала центральной в его работе. Работы Танги узнаваемы: для них характерна некоторая мрачность, романтизм, использование плавных линий, изображений облаков, волн, дыма: «Рука в облаках», «Лента пределов», «Завтра», «Ветер», «Перевоплощение», «Гибель семьи».


Каждое сюрреалистическое полотно несет в себе эффект неожиданности, свойственную только ему тайну, свою необыкновенную жизнь, а также вереницу загадок и философских головоломок, помогающих стимулировать сознание, и развивать воображение. А тот, кто пишет в стиле сюрреализма является не просто художником, он – философ разума.

На рубеже ХХ-ХХI столетия последователи великих сюрреалистов по-прежнему волнуют зрителя своими необыкновенными иллюзорными работами, как и много лет назад их волновали сюрреалистические работы Сальвадора Дали, Макса Эрнст, Миро, Фриды Кало, Марка Паркеса, Рене Магрита.

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/one_love.jpg" alt="Влюбленные. (1928). Автор: Рене Магрит. | Фото: artchive.ru " title="Влюбленные. (1928).

Но есть в сюрреализме и хорошо обдуманные и взвешенные сюжеты. Что можно увидеть на примере творчества бельгийского сюрреалиста Рене Магрита. Всем известно, что будучи в творческом поиске, Сальвадор Дали, засыпая, держал ложку над большим медным тазом, которая при падении будила художника. И резко просыпаясь, он как бы вырывал кусочек своего видения из глубокого сна для сюжета будущего полотна.

Современные живописцы сюрреализма также создают свой уникальный мир оптических иллюзий, фантастических снов из глубин своего воображения и призрачный мир мечты, который никого не оставит равнодушным.

В мире красочных снов и древнегреческих мифов художника Войтека Сьюдмака

Войтек Сьюдмак родился в старинном городе Велюни в центре Польши. Образование получил в Академии изящных искусств в Варшаве. Но с 1966 года живет и работает во Франции. Полотна Войтека Сьюдмака являют собой необычную смесь стилей: гиперреализма, фантастического реализма и сюрреализма. Сам же он себя называет - фантастическим гиперреалистом.

Уникальная вселенная, наполненная личной символикой и воображаемыми конструкциями, которые органически объединены в единое целое, магнетически притягивает зрителя и погружает в мир древних богов, красочных снов и древнегреческих мифов.








Между сном и мечтой. Сюрреализм Анатолия Леушина

Анатолий Леушин родился в Омске в 1954 году.Окончил художественную школу.
Сюрреализм Леушина заключается в осознанной гармонии, где нет агрессии и абстракции.
Его работы очень близки к притчам, которые несут в себе общечеловеческие и религиозные понятия. Метафизические образы, сливаясь воедино, создают фантастически реальный мир. Его полотна дышат космической энергией Вселенной.

Основной жанр творчества художника - романтизм, сюрреализм. Более шестидесяти творений мастера находятся в частных коллекциях Европы и Америки.

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/leyshin-004.jpg" alt=" Странствующий остров. (2002). Автор: Анатолий Леушин. | Фото:art-vernissage.ru." title=" Странствующий остров. (2002).

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/leyshin-006.jpg" alt="Предзнаменование. Автор: Анатолий Леушин. | Фото:art-vernissage.ru. " title="Предзнаменование.

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/leyshin-002.jpg" alt="Летучий голландец. (2010). Автор: Анатолий Леушин. | Фото:art-vernissage.ru." title="Летучий голландец. (2010).

Удивительные портреты всемирно известных людей через оптические иллюзии Олега Шупляка

Олег Шупляк в 1991 году окончил архитектурный факультет Львовского политехнического института. С конца 90-х преподает рисунок и живопись в детской художественной школе. Около 30 лет выставляется на отечественных и зарубежных выставках.

Оригинальный сюрреализм талантливого художника из Украины, создающего уникальные иллюзии в портретах знаменитых личностей, покорил миллионы зрителей. Каждое полотно Олега уникально в своем композиционном решении и в умелом соединении воедино множества различных образов. Отображая две стороны одной иллюзии, художник шаг за шагом переводит нас из одной композиции в другую.

Мастер работает в разных техниках и направлениях: станковой живописи, церковной росписи и реставрации, в жанрах ассоциативного символизма, постмодернизма, абстракционизма, сюрреализма и реализма.

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/shuplyak-005.jpg" alt="Шекспир. (2011). Автор: Олег Шупляк. ¦ Фото: livejournal.com." title="Шекспир. (2011).

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/shuplyak-007.jpg" alt="Гоген. (2012). Автор: Олег Шупляк. ¦ Фото: livejournal.com. " title="Гоген. (2012).

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/shuplyak-004.jpg" alt="Леонардо да Винчи.(2012). Автор: Олег Шупляк. ¦ Фото: livejournal.com." title="Леонардо да Винчи.(2012).

Фантастические иллюзии Алекса Фишгойта

Алекс Фишгойт (Alex Fishgoyt) - сын известного художника-постановщика многих советских фильмов, Михаила Фишгойта. Потомственный живописец живет и работает в Нью-Йорке в США. Он последователь традиций и методов Сальвадора Дали. Его"сюр" скрупулезно продуманный, композиционно сложный, играющий яркой палитрой красок. В некоторой степени его иллюзии напоминают знаменитые полотна малых голландцев.

С философской точки зрения эти работы - размышление над органическим процессом вечного стремления к возвышенному и необратимых изменениях во Вселенной.