Электронные учебники по русскому языку. Сочинение по направлению: Разум и чувства Эрих мария ремарк люди живут чувствами

Множество людей живут четко стараясь придерживаться голоса разума и здравого смысла. Они стараются обходить стороной рискованные предприятия, сдерживают в себе азартные проявления. Их ежедневный быт построен на соблюдение алгоритмов. Таких, как например, правильное питание и соблюдение режима дня. Педантичность во всем приводит к тому, что люди, прислушивающиеся только к здравому смыслу, и четко просчитывают целесообразность своих поступков, нередко вызывают отвращение у абсолютного большинства. Они кажутся скучными и неинтересными, потому что постоянно знаешь, чего от них можно ожидать в следующую минуту. Подверженность эмоциям, возможность испытывать непредсказуемые чувства, и отличают человеческие существа от механических машин. Безусловно, есть и эпатажные личности, которые руководствуются в своем поведении только голосом сердца. Зачастую, это люди творческих профессий: музыканты, писатели, поэты, актеры, сценаристы. Их поведение иногда может быть вовсе не приличным из-за того эмоционального взрыва, который постоянно влияет на поведение этих натур.

Каждый человек должен сдерживать свои чувства, но не полностью скрывать их. Находя здоровую середину между беспокойным поведением и равнодушным подходом к любому событию, можно привлекать к своей персоне достаточное внимание со стороны окружающих, но при этом не выводить своих родных и близких из себя. Иногда для того, чтобы добиться расположения со стороны симпатичного объекта нужно первому показать свое отношение к этому человеку. Порой это может не найти ответной реакции, но становиться замкнутым и нелюдимым не стоит. На огромной планете найдется человек, который будет испытывать живой интерес к той или иной персоне. И это будет совершенно искренне. Важно позволить своей душе сохранить готовность к контакту: к дружбе, или к любви.

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение по картине Богданова-Бельского Новые хозяева 5 класс

    В самом начале 20 века Россия переживала не лучшие времена. В своей картине «Новые хозяева» русский живописец Николай Петрович Богданов-Бельский раскрывает злободневную тему того времени

  • Характеристика и образ Правдина в комедии Недоросль

    В комедии Фонвизина Недоросль не так много положительных персонажей, но все они несут определенную идею. Такую роль выполняет и Правдин, государственный чиновник, поселившийся у Простаковых для того, чтобы выявить их жестокость к крестьянам

  • Кустодиев Б.М.

    Борис Михайлович Кустодиев родился в 1878 году в г. Астрахани. Стать художником его вдохновило посещение в детстве выставки передвижников. Находясь в Академии, Б. М. Кустодиев обучался у величайших мастеров

  • Сочинение Одиночество Евгения Онегина

    Евгений Онегин очень неординарный и совсем непростой человек, является классическим образом в мировой литературе. Евгений Онегин вырос в обеспеченной и уважаемой семье, детство свое провел на домашнем обучении

  • Образ и характеристика Константина Левина в романе Анна Каренина Толстого сочинение

    Константин Дмитриевич Левин - один из важных персонажей из романа Л.Н. Толстого Анна Каренина.

Есть писатели, чьи произведения не утрачивают популярность десятки, а то и сотни лет. Одним из таких является немецкий писатель Эрих Мария Ремарк, представитель литературы потерянного поколения. Предлагаем вам подборку цитат из самых известных произведений Ремарка. Он писал обо всём: о любви, о жизни, доброте, о поступках, о женщинах. У нас вы найдете цитаты из Триумфальной арки, из Три товарища, из Жизнь взаймы и другие.

Особенность творчества Эрих Марии Ремарка – разрушение стереотипов. Наиболее значимым и масштабным считается роман На западном фронте без перемен. Это было первое произведение, написанное Ремарком. Он вошёл в трилогию романов потерянного поколения на ряду с произведениями Хемингуэя и Олдингтона. В нём автор высказал своё противостояние против военных лозунгов, обличив весь ужас войны.

Произведения Ремарка некоторое время были под запретом, их даже сжигали нацисты. Но правда взяла своё, и пришло время, когда творчество Ремарка было оценено по достоинству.

Запомни одну вещь, мальчик: никогда, никогда и ещё раз никогда ты не окажешься смешным в глазах женщины, если сделаешь что-то ради неё. (Три товарища)

Женщины не высмеивают тех, кто их боготворит.

Одиночество легче, когда не любишь. (Три товарища)

Но иногда оно бывает не выносимым.

До чего же теперешние молодые люди все странные. Прошлое вы ненавидите, настоящие презираете, а будущее вам безразлично. Вряд ли это приведёт к хорошему концу. (Три товарища)

Куда ни обернись, везде одно недовольство.

Родиться дураком не позор. А вот умереть дураком стыдно. (Три товарища)

Жизнь дана для того, чтобы чему-то научиться.

Всякая любовь хочет быть вечной, в этом и состоит её вечная мука. (Три товарища)

Ничто в этом мире не вечно.

Только тот, кто не раз оставался один, знает счастье встреч с любимой. (Три товарища)

Чем реже встречи, тем больше их ценишь.

Ни один человек не может стать более чужим, чем тот, кого ты в прошлом любил. (Три товарища)

Расставание делает из влюбленных врагов.

Разум дан человеку, чтобы он понял: жить одним разумом нельзя. (Три товарища)

Жить только разумом неинтересно, иногда нами должны руководить чувства.

Ты только никого не подпускай к себе близко. А подпустишь — захочешь удержать. А удержать ничего нельзя… (Три товарища)

Чем больше мы пытаемся что-то удержать, тем больше оно от нас отдаляется.

Всё проходит — это самая верная истина на свете. (Три товарища)

Всё мимолетно, ничего вечного нет.

Лучше умереть, когда хочется жить, чем дожить до того, что захочется умереть. (Три товарища)

Если нет интереса к жизни, значит нет того, кто бы вас удерживал на этом свете…

Люди еще больший яд, чем алкоголь или табак. (Три товарища)

Алкоголь отравляет желудок и мозг, табак — легкие, а люди — душу.

Мне казалось, что женщина не должна говорить мужчине, что любит его. Об этом пусть говорят ее сияющие, счастливые глаза. Они красноречивее всяких слов. (Три товарища)

Глаза способны рассказать больше, чем слова.

Трудно найти слова, когда действительно есть что сказать. И даже если нужные слова приходят, то стыдишься их произнести. (Три товарища)

Никогда не стыдись говорить то, что чувствуешь.

Счастье — самая неопределенная и дорогостоящая вещь на свете. (Три товарища)

Сложно объяснить, что такое счастье, но у него определённо есть свой вкус.

Кто одинок, тот не будет покинут. (Три товарища)

Но и счастлив тоже не будет.

Ошибочно предполагать, будто все люди обладают одинаковой способностью чувствовать. (Три товарища)

Каждый чувствует по-разному.

Жизнь — это болезнь, и смерть начинается с самого рождения. В каждом дыхании, в каждом ударе сердца уже заключено немного умирания — все это толчки, приближающие нас к концу. (Три товарища)

Как можно жизнь приравнивать к смерти, да ещё и с рождения?

Если хочется жить, это значит, что есть что-то, что любишь. Так труднее, но так и легче. (Три товарища)

Значит, есть ради кого жить.

Одевался я медленно. Это позволяло мне ощутить воскресенье. (Три товарища)

Воскресенье существует для того, чтобы люди могли никуда не торопиться.

Без любви человек — не более чем покойник в отпуске. (Три товарища)

Жизнь без любви всего лишь жалкое существование.

Женщин следует либо боготворить, либо оставлять. Всё прочее — ложь. (Триумфальная арка)

Конечно же, боготворить!

Кто ничего не ждёт, никогда не будет разочарован. (Триумфальная арка)

Кто не требует от жизни многого, тот и малое будет ценить.

Кто слишком часто оглядывается назад, легко может споткнуться и упасть. (Триумфальная арка)

Плывя по течению жизни, смотреть нужно только вперёд.

Свободен лишь тот, кто утратил всё, ради чего стоит жить. (Триумфальная арка)

Свободен, но несчастлив.

Любовь не терпит объяснений. Ей нужны поступки. (Триумфальная арка)

Любовь проверяется не словами, а делами.

Мы! Какое необычное слово! Самое таинственное на свете. (Триумфальная арка)

Тот, кто любит, «Я» заменяет на «Мы».

Кто хочет удержать – тот теряет. Кто готов с улыбкой отпустить – того стараются удержать. (Жизнь взаймы)

Закон притяжения действует, даже когда мы на него не рассчитываем.

Люди потеряли уважение к смерти. И это произошло из-за двух мировых войн. (Жизнь взаймы)

Страшно, когда смерть становится привычным явлением.

Смерть одного человека — это смерть, а смерть двух миллионов — только статистика. (Жизнь взаймы)

К черту статистику, если уходят близкие.

Всегда найдутся люди, которым хуже, чем тебе. (Жизнь взаймы)

Но это не повод для злорадства.

Я вообще хочу жить не рассуждая, не слушая советов, без всяких предупреждений. Жить, как живётся. (Жизнь взаймы)

Иногда нужно просто плыть по течению.

То, чего не можешь заполучить, всегда кажется лучше того, что имеешь. В этом состоит романтика и идиотизм человеческой жизни. (Черный обелиск)

Зато, когда удаётся заполучить, сам недоумеваешь, чем оно казалось лучше…)

Если женщина принадлежит другому, она в пять раз желаннее, чем та, которую можно заполучить, — старинное правило. (Чёрный обелиск)

Чужое всегда привлекает больше своего.

В полночь вселенная пахнет звездами. (Чёрный обелиск)

Ночь имеет запах свободы, звезд и луны.

Только если окончательно расстанешься с человеком, начинаешь по-настоящему интересоваться всем, что его касается. Таков один из парадоксов любви. (Чёрный обелиск)

Да и ценить начинаешь только тогда, когда теряешь.

Чем примитивнее человек, тем более высокого он о себе мнения. (Возлюби ближнего своего)

И чем умнее, тем скромнее…

Нет ничего утомительнее, чем присутствовать при том, как человек демонстрирует свой ум. В особенности, если ума нет. (Тени в раю)

Если ум есть, его не приходится показывать, а тем более доказывать.

Женщинам ничего не нужно объяснять, с ними всегда надо действовать. (Ночь в Лиссабоне)

Стереотип, что женщины многого не понимают уже давно устарел.

Просто счастливы нынче только коровы. (Время жить и время умирать)

Мой кот, кстати, тоже неплохо себя чувствует…)

Сколько все-таки горя и тоски умещается в двух таких маленьких пятнышках, которые можно прикрыть одним пальцем, - в человеческих глазах. (На западном фронте без перемен)

В глазах отражается и внутреннее разочарование и недоумение от окружающего мира.

Ненависть — это кислота, которая разъедает душу; все равно — ненавидишь ли сам или испытываешь ненависть другого. (Ночь в Лиссабоне)

Ненависть — самый сильный яд.

Самый чудесный город тот, где человек счастлив. (Ночь в Лиссабоне)

А счастлив он там, где ему всегда рады.

О счастье можно говорить минут пять, не больше. Тут ничего не скажешь, кроме того, что ты счастлив. А о несчастье люди рассказывают ночи напролет. (Тени в раю)

О счастье вообще стараются молчать, а вот несчастье демонстрируют всем.

Умирают всегда слишком рано, даже если человеку девяносто. (Время жить и время умирать)

Человеку никогда не помешает ещё пару десятков лет жизни…

Вам, должно быть, нелегко живётся, если вы всё ещё верите в справедливость. (Время жить и время умирать)

Вы везде её ищете, но нигде не можете найти?

Хорошо, когда есть сигареты. Иногда это даже лучше, чем друзья. Сигареты не сбивают с толку. Они молчаливые друзья. (Время жить и время умирать)

Сигареты успокаивают нервы, но убивают здоровье.

Пока человек не сдаётся, он сильнее своей судьбы.

Главное в этой жизни — никогда не сдавайся.

Ещё ничего не потеряно, — повторил я. — Человека теряешь, только когда он умирает.

Пока все живы, всё можно исправить.

Если хочешь, чтобы люди ничего не заметили, не надо осторожничать.

Чем больше ты скрываешь что-то, тем больше оно просачивается наружу.

Женщина — это вам не металлическая мебель; она — цветок. Она не хочет деловитости. Ей нужны солнечные, милые слова. Лучше говорить ей каждый день что-нибудь приятное, чем всю жизнь с угрюмым остервенением работать на неё.

Женщина расцветает как цветок, когда ей говорят красивые и нежные слова.

Я стоял рядом с ней, слушал ее, смеялся и думал, до чего же страшно любить женщину и быть бедным.

Богатым любить намного легче.

перевод с немецкого
отбор цитат - Максим Малиновский

Она знала, что он ей скажет. Она знала также, что он будет прав; но какая в том польза, даже если знаешь, что другой прав? Разум дан человеку, чтобы он понял: жить одним разумом нельзя.

Люди живут чувствами, а для чувств безразлично, кто прав.

И почему эти стражи здоровья обращаются с людьми, которые попали в больницу, с таким терпеливым превосходством, словно те младенцы или кретины?

Они мстят за свою профессию, - ответила Лилиан с ненавистью. - Если у кельнеров и больничных сестер отнять это право, они умрут от комплекса неполноценности.

От судьбы никому не уйти, - сказал он нетерпеливо.

И никто не знает, когда она тебя настигнет. Какой смысл вести торг с временем? И что такое, в сущности, длинная жизнь? Длинное прошлое. Наше будущее каждый раз длится только до следующего вздоха. Никто не знает, что будет потом. Каждый из нас живет минутой. Все, что ждет нас после этой минуты, - только надежды и иллюзии.

Я верю в пользу запретного. Это тоже терапия, - сказал Клерфэ. - А вы не верите?

Для других не верю...

Поверьте мне, - сказал Рихтер, - шахматы дают нашим мыслям совсем другое направление. Они так далеки от всего человеческого... от сомнений и тоски... это настолько абстрактная игра, что она успокаивает. Шахматы - мир в себе, не знающий ни суеты, ни... смерти. Они помогают. А ведь большего мы и не хотим, правда?

Потом я хотела уехать, не попрощавшись, и написать тебе оттуда, но и этого я бы не смогла. Не мучь меня, Борис...

Не мучь меня, - думал он. - Они всегда так говорят, эти женщины - олицетворение беспомощности и себялюбия, никогда не думая о том, что мучают другого. Но если они даже об этом подумают, становится еще тяжелее, ведь их чувства чем-то напоминают сострадание спасшегося от взрыва солдата, товарищи которого корчатся в муках на земле, - сострадание, беззвучно вопящее: лава богу, в меня не попали, в меня не попали...

Дурак, - думал он. - Я делаю все, чтобы оттолкнуть ее! Почему я не говорю, улыбаясь, что она права? Почему не воспользуюсь старой уловкой? Кто хочет удержать - тот теряет. Кто готов с улыбкой отпустить - того стараются удержать. Неужели я это забыл?

Жизнь была для Лилиан чем-то великим, и смерть была чем-то великим - с ними нельзя шутить. Мужество вовсе не равнозначно отсутствию страха; первое включает в себя сознание опасности, второе - результат неведения.

Превысить скорость, данную людям, еще не значит стать богом. Говорят, что только человеческий мозг способен изобрести средства, с помощью которых человек превосходит свою собственную скорость. Это неправда. Разве вошь, забравшись в оперение орла, не превосходит сама себя в скорости?

Она спускалась вниз с трибун, ряд за рядом. За ней следовало множество глаз, похожих на множество крохотных зеркал. Что же отражается в них? - думала она. - Всегда одно и то же. Пустота и те желания, которые испытывают эти люди. Потом она вдруг остановилась, словно преодолевая порыв ветра. На секунду ей показалось, что все окружающее исчезло, подобно пестро размалеванной, украшенной сусальной позолотой театральной декорации. Лилиан увидела голые колосники - остов этих декораций. На мгновение она как бы отрезвела. Но колосники продолжали стоять, и она поняла, что на них опять можно навесить любые декорации. Наверное, этого почти никто не знает, - думала она. - Ведь каждый человек живет при одной-единственной декорации; он свято верит, что только она существует на свете, не ведая, что декорациям нет числа. Но он живет на фоне своей декорации до тех пор, пока она не становится старой и потрепанной, а потом эта рваная серая тряпка покрывает его, подобно серому савану, и тогда человек снова обманывает себя, говоря, что наступила мудрая старость и что он потерял иллюзии. В действительности же он просто так ничего и не понял.

Лилиан услышала, как мимо трибун, подобно торпедам, просвистели машины. Теплая волна захлестнула ее.

Мудрость всегда молода, - подумала она. - На свете множество декораций, игра никогда не прекращается, и тот, кто видел голые колосники во всей их ужасной наготе и не отпрянул в испуге, - тот может представить себе бесконечное количество сцен с самыми разными декорациями. Тристан и Изольда никогда не умирали. Не умирали ни Ромео и Джульетта, ни Гамлет, ни Фауст, ни первая бабочка, ни последний реквием.

Она поняла, что ничто не погибает, все лишь испытывает ряд превращений. Лилиан казалось, что люди должны прочитать ее новые мысли; для нее мир стал вдруг подобен залу с ожившими золотыми статуями, которые забросили далеко к созвездиям слово конец, и это слово, мрачное и жалкое, кружит, забытое всеми.

Пока ты помнишь о беспрестанном падении, еще ничего не потеряно. Видимо, жизнь любит парадоксы; когда тебе кажется, будто все в абсолютном порядке, ты часто выглядишь смешным и стоишь на краю пропасти, зато когда ты знаешь, что все пропало, - жизнь буквально задаривает тебя. Ты можешь даже не пошевелить пальцем, удача сама бежит за тобой, как пудель.

Каким неуклюжим становится человек, когда он любит по-настоящему! Как быстро слетает с него самоуверенность! И каким одиноким он себе кажется; весь его хваленый опыт вдруг рассеивается, как дым, и он чувствует себя таким неуверенным.

Ведь все это одни слова. Ими жонглируешь, когда не хватает сил идти дальше; потом их снова забываешь. Они похожи на всплески фонтана: к ним прислушиваешься какое-то время, а потом начинаешь слышать то, что нельзя выразить словами.

Платье - это нечто большее, нежели маскарадный костюм. В новой одежде человек становится иным, хотя сразу это не заметно. Тот, кто по-настоящему умеет носить платья, воспринимает что-то от них; как ни странно, платья и люди влияют друг на друга, и это не имеет ничего общего с грубым переодеванием на маскараде. Можно приспособиться к одежде и вместе с тем не потерять своей индивидуальности. Того, кто понимает это, платья не убивают, как большинство женщин, покупающих себе наряды. Как раз наоборот, такого человека платья любят и оберегают. Они помогают ему больше, чем любой духовник, чем неверные друзья и даже чем возлюбленный.

Лилиан все это знала. Она знала, что шляпка, которая идет тебе, служит большей моральной опорой, чем целый свод законов. Она знала, что в тончайшем вечернем платье, если оно хорошо сидит, нельзя простудиться, зато легко простудиться в том платье, которое раздражает тебя, или же в том, двойник которого ты на этом же вечере видишь на другой женщине; такие вещи казались Лилиан неопровержимыми, как химические формулы. Но она знала также, что в моменты тяжелых душевных переживаний платья могут стать либо добрыми друзьями, либо заклятыми врагами; без их помощи женщина чувствует себя совершенно потерянной, зато, когда они помогают ей, как помогают дружеские руки, женщине намного легче в трудный момент. Во всем этом нет ни грана пошлости, просто не надо забывать, какое большое значение имеют в жизни мелочи.

Лилиан вдруг представила себе все, что еще произойдет между ней и Клерфэ; ей казалось, что она видит длинный коридор. Коридор становится все уже и Уже, и выхода в нем не видно. Она не может идти по нему. А пути назад в любви нет. Никогда нельзя начать сначала: то, что происходит, остается в крови. Клерфэ уже не будет с ней таким, как прежде. Таким он может быть с любой другой женщиной, только не с ней. Любовь, так же как и время, необратима. И ни жертвы, ни готовность ко всему, ни добрая воля - ничто не может помочь; таков мрачный и безжалостный закон любви.

Место, где ты живешь, не имеет ничего общего с самой жизнью, - сказал он медленно. - Я понял, что нет такого места, которое было бы настолько хорошим, чтобы ради него стоило бросаться жизнью. И таких людей, ради которых это стоило бы делать, тоже почти нет. До самых простых истин доходишь иногда окольными путями.

Но когда тебе об этом говорят, все равно не помогает. Правда?

Да, не помогает. Надо это пережить самому. А то все время будет казаться, что ты упустил самое важное.

Дата публикации: 26.11.2016

ПРИМЕР: Проверенное Итоговое сочинение на тему «Разум дан человеку, чтоб понять, что жить одним разумом нельзя, люди живут чувствами» по направлению "Разум и чувство".

Введение (вступление): «Разум дан человеку, чтобы понять, что жить одним разумом нельзя, люди живут чувствами» Эрих Мария Ремарк.
Чувства и разум - это важнейшие составляющие внутреннего мира человека. Как правило, они находятся в гармонии, но иногда между ними начинается кровопролитное сражение, которое является решающим и может кардинально поменять ситуацию. Люди, руководствующие (руководствующиеся) только разумом, могут прожить свою жизнь, так и не испытав подлинных эмоций и чувств. Другие же, кто падки на чувства (лучше избегать такого сочетания слов) , порой совершают очень глупые и необдуманные поступки. Верность своих рассуждений я могу подтвердить примерами из литературных произведений.

Комментарий: Начало очень хорошее, но тема не ракрыта. Так как здесь в качестве темы выступает высказывание, есть два варианта: либо использовать в качестве темы саму цитату, но передавая смысл своими словами. Либо взять высказывание за основу и написать, ПОЧЕМУ это так. В целом, суть сочинения должна сводиться к тому, что человек не может без чувств. Плюс очень важно оформлять тезис с помощью вводных слов, которые указывают на то, что это твое личное мнение.

Аргумент 1:
В произведении А.С.Пушкина «Евгений Онегин» автор поднимает вопрос разума и чувства. Главные герои - Евгений и Татьяна испытывают сильные чувства по отношению к друг другу, но постоянно колеблются, не понимая, как лучше поступить. Попытки выразить свои эмоции оказываются неудачными для Татьяны и не приносят плоды. Евгений, прочитав письмо, говорит, что он создан для блаженства, а не для семейной жизни. На этом их разговор заканчивается. Время идет, Онегин понимает, что он влюблен и хочет увидеться с Татьяной. Она же признается, что любит Евгения, но уступив мольбам матери, она уже замужем за другим. В итоге, в борьбе побеждает разум.

Комментарий: хороший аргумент, и это произведение даже можно использовать для твоей темы. Но именно такой формат не подходит. Ты описала пример победы разума над чувствами, а Ремарк писал, что люди живут чувствами, а это противоречит теме.

Аргумент 2:
Другим ярким примером является произведение И.А. Гончарова «Обломов». Илья Ильич - главный герой романа, который привязан к одному месту и совершенно потерявший стимул к развитию. Он давно перестал ставить перед собой цели, ведь его жизнь идет плавно и размеренно. Он был приучен к такой жизни еще в детстве. Об этом нам повествует сон Обломова. В один из дней Андрей Штольц предпринимает попытки помочь Илье Ильичу и знакомит его с Ольгой Ильинской, которая позже становится возлюбленной Обломова. Ольга - девушка очень умная, начитанная; постоянно развивается. Она старается поднять Обломова до своего «идеала», перевоспитать, но это неискренняя любовь. Их пути расходятся. На смену ей приходит другая женщина - Агафья Пшеницына: она очень трудолюбива, хорошо готовит, всячески старается сделать Илье Ильичу приятно, и у нее это получается. В их отношениях наступает полная гармония. Им очень хорошо вместе. В данном произведении, автор помогает понять, что искренние чувства - это огромная сила, которая способна творить чудеса.

"Разум и чувства - две силы, равно нуждающиеся друг в друге" (В.Г.Белинский).

Как я уже упоминала в отзыве об итоговом сочинении (изложении) в 2016-2017-м учебном году (), чтобы лучше осветить тему его направления "Разум и чувства" из российских авторов я бы посоветовала взять "Войну и мир" Л.Толстого, "Евгения Онегина" А.Пушкина, "Бедную Лизу" Н.Карамзина.

Но, прежде чем, приступить к раскрытию темы чувств и разума в основной части сочинения, во вступительной части его следует дать понятие тому, что такое - чувство и что такое - разум.

Как написано в толковых словарях В. Даля "Чувство - способность воспринимать сознательно деятельность внешнего мира", и Д.Ушакова, "Чувство - это способность живого существа воспринимать внешние впечатления, ощущать, испытывать что-нибудь".


А что же говорится о разуме?

По Далю "Разум - это духовная сила, могущая помнить (постигать, познавать)" , у Ушакова - " Высшая ступень познавательной деятельности человека, способность логически мыслить, постигая смысл и связь явлений, уяснять законы развития мира, общества и сознательно находить целесообразные способы их преобразования".

Между разумом и чувством нередко возникает конфликт. Очень трудно подчинить разуму чувства, особенно, если они горячи и искренни.

(Эрих Мария Ремарк).

В основной части сочинения следует приступить уже непосредственно к разбору отношений персонажей выбранного произведения.

1. Возьмем к примеру "Евгения Онегина". Он будет намного понятнее многим будущим выпускникам.

Что ж мы видим?

А видим мы молодую прелестницу, Татьяну Ларину, в сердце которой вспыхнула любовь, которая являет собой, наверное, самые сильные и глубокие чувства, какие только может испытывать один человек по отношению к другому. Любовь к ветреному, пресытившемуся Евгению Онегину.

"Вся жизнь моя была залогом
Свиданья верного с тобой;
Я знаю, ты мне послан богом,
До гроба ты хранитель мой…"

А что Онегин? Ему нет никакого дела до чувств Татьяны.

"В красавиц он уж не влюблялся,
А волочился как-нибудь;
Откажут - мигом утешался;
Изменят - рад был отдохнуть."

Прошло время и случилось чудо - Онегин, все-таки, влюбился в Татьяну, да вот беда, его возлюбленная уже несвободна, она вышла замуж.

"А счастье было так возможно,
Так близко!..
Но судьба моя
Уж решена."

Встретившись с ней на балу, Евгений видит, что Татьяна все так же продолжает его любить, но она, в ответ на его признание в любви, говорит:

"Я вас люблю (к чему лукавить?),
Но я другому отдана;
Я буду век ему верна..."

В этом произведении мы видим, как разум смог обуздать, победить чувства любви в пользу другого чувства - долга, чести, верности, уважения к другому человеку.

2. Если же будем рассматривать противостояние разума и чувства на примере "Войны и мира", то здесь, наоборот, чувства преобладали над разумом.

В основе конфликта чувств и разума лежат отношения между князем Андреем Болконским, Наташей Ростовой, его невестой и Анатолем Курагиным.

Все, конечно же, могло быть иначе, если бы жених не уехал за границу, если бы не подвернулся в тот момент, когда девушка находилась в грусти, ловелас Курагин, который смотрел на Наташу "восхищенным, ласковым взглядом"...

Ну не смогла она устоять перед ним. Молодость, жажда любви, любви безоглядной, сделали свое дело. Наташа поддалась порыву страсти, хотя потом и сожалела об этом.

В заключение делаются выводы о том, какую роль в жизни человека играют разум и чувства.

В пример можно привести высказывания великих представителей человечества, например:

"Разум есть, несомненно, высшая способность, но она приобретается не иначе, как победой над страстями" (Н.В.Гоголь)
"Любовь - это восхитительный обман, на который человек соглашается по доброй воле" (А.С.Пушкин)
"Разум дан человеку, чтобы понять: жить одним разумом нельзя, люди живут чувствами" (Эрих Мария Ремарк) и т.д.