Ход урока все тайное становится явным драгунский. Конспект НОД в подготовительной к школе группе «Знакомство с рассказом В. Драгунского «Тайное становится явным. II. Речевая разминка

Цели урока:

  1. Ознакомить с творчеством В. Драгунского
  2. Учить определять тему
  3. Учить выразительному чтению по ролям
  4. Развивать мышление, память, умение передавать содержание произведения
  5. Воспитывать доброту, умение сопереживать
  6. Развивать воображение через умение обосновывать свою точку зрения

Оборудование : портрет В. Драгунского, словарь синонимов, выступление о сборнике «Денискины рассказы», выставка книг В. Драгунского, книга для чтения «В одном счастливом детстве» (Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева)

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Постановка целей.

«Тайное становится явным»

Прочитайте название урока

Когда так говорят детям? (Когда маленький ребёнок совершил что- то плохое и не сказал об этом взрослым)

Кто написал рассказ с таким названием? (В. Драгунский)

О ком и для кого писал эти рассказы В. Драгунский? (рассматриваются книги с выставки)

Рассказ о сборнике «Денискины рассказы» (рассказывает подготовленный ученик)

С 1959 года Драгунский пишет весёлые рассказы про Дениса Кораблёва под общим названием «Денискины рассказы», по мотивам которых выходят фильмы «Удивительные приключения Дениса Кораблева» (1979) «Где это видано, где это слыхано», «Капитан», «Пожар во флигеле» и «Подзорная труба» (1973). Более всего известны советскому читателю и пользуются популярностью детские «Денискины рассказы». В 1960-х большими тиражами выходят книги из серии «Денискины рассказы». В них он изобразил своего сына, показывая его наивным, простодушным, романтиком, вместе с тем уважает сына, восхищается его доброй, щедрой душой, бескорыстными поступками.

III. Работа с рассказом В. Драгунского «Тайное становится явным»

1. До чтения.

Назовите ваше любимое произведение В. Драгунского

Скажите, кто является главным героем?

К какому жанру относится это произведение?

Прочитайте название произведения. Каким синонимом можно заменить слово явным?

Работа с иллюстрацией

Каким вы видите героя на иллюстрации, что произошло?

2. Чтение рассказа про себя.

Узнаёте ли вы себя и своих друзей в Дениске?

В чём комичность, юмор ситуации?

Как Дениска «усовершенствовал» вкус каши? Что вас рассмешило?

3. Составление цитатного плана.

«Видеть не могу манную кашу»

«Ты должен съесть всё до конца!»

«А я остался с кашей наедине»

«Вы выливаете разную гадость за окно!»

«Ты это запомнил на всю жизнь?»

4. Чтение рассказа вслух по частям цитатного плана.

Что мы узнаём о Дениске?

Какую хитрость он придумал, чтобы съесть яйцо?

Зачем мама заставляла сына есть кашу?

Что испытывал Дениска, когда «усовершенствовал» вкус каши?

Что испытывал Дениска, когда выплеснул кашу на улицу? Какое выражение использует автор?

Что испытала мама, увидев пустую тарелку?

Какое чувство испытал Дениска, увидев милиционера и пострадавшего?

Почему вам смешно, когда читали рассказ пострадавшего?

Хорошо ли Дениска знал свою маму?

Почему Дениска боялся посмотреть в глаза своей мамы?

Осуждаете ли вы Дениску?

Вопросы ко всему рассказу.

Что вы можете сказать о Дениске из рассказа?

Какие отношения у Дениски с мамой?

Чем интересен рассказ В. Драгунского? (в произведении содержится юмор)

IV. Закрепление изученного. Работа со словарём синонимов.

В тексте встречалось выражение, «раскромсал яйцо», как понимаете это выражение? Подобрать к словам синонимы

Раскромсал (яйцо), бухнулась, ладилось, лопнутый (круг), гамкнула (собака), плюха.

Почему дети так говорят? (маленькие дети не умеют выражать свои мысли)

V. Итог урока.

С какой целью написал это произведение В. Драгунский?

VI. Домашнее задание.

Выразительное чтение.

Разделить текст на части, озаглавить их.

Подобрать пословицы соответствующие к частям.

Список литературы:

  1. Абрамов Н. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. 8 издание.- М.2007 г.
  2. Бунеева Е.В. Уроки чтения по книге «В одном счастливом детстве», методические рекомендации. – М.: 2000.
  3. Яценко И.Ф. Поурочные разработки по внеклассному чтению.- М.:ВАКО, 2006.

МОУ ИРМО «Оёкская средняя общеобразовательная школа»

Сценарий урока

литературного чтения

УМК «Школа России»

2 класс

разработала:

Наврова Нина Александровна

учитель начальных классов

МОУ ИРМО «Оекская средняя

общеобразовательная школа»

2014-

Тема: В.Ю. Драгунский «Тайное становится явным»»

Цель: Создание условий для формирования метапредметных умений средствами урока «литературное чтение».

Задачи:

1. Познакомить обучающихся с рассказом В. Драгунского «Тайное становится явным»

2. Развивать интерес к чтению, способность прогнозировать содержание произведения в процессе чтения, умение анализировать поступки героев;

3. Формировать коммуникативную компетенцию: умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнера по совместной деятельности.

Планируемые результаты:

Учащиеся научатся:

Устанавливать причинно- следственные связи, объясняющие чувства героев и их поступки;

Улавливать оттенки юмористических ситуаций и адекватно к ним относится;

Доказывать целесообразность средств художественной выразительности, использованных

- читать произведение выразительно

Ход урока

I. Подготовка учащихся к восприятию нового

1. Психологический настрой

Улыбнитесь друг другу и подарите тепло ваших рук соседу по парте, для этого прикоснитесь с ним ладошками.

Настроение поднялось? Уверенности прибавилось? Начнём урок.

2. Прогнозирование личных результатов

Что вы ждёте от урока литературного чтения сегодня?

Зафиксируйте свои ожидания в табличке, которая находится на листочке «Мои достижения»

Надеюсь, ваши ожидания оправдаются.

3. Введение в тему

О чём говорит этот слайд? (слайд 1)

(Это название раздела учебника, над произведениями которого мы работаем)

У нас уже есть опыт чтения юмористических рассказов. Скажите, что характерно для таких произведений?

Начинаем с читательской 5минутки.

4. Читательская 5минутка (групповая работа)

1) Текст о Викторе Юзефовиче Драгунском

Виктор Драгунский родился в Нью-Йорке, где его родители получали образование. Вскоре после рождения сына семья возвратилась в Россию.

Трудиться Виктор Драгунский начал с 16 лет. Он освоил много профессий: работал токарем на заводе, шорником*, лодочником, потом актером в театре и клоуном в московском цирке. А клоуном быть очень трудно, ведь он должен уметь и фокусы показывать, и сальто делать, и по канату ходить, и танцевать, и петь, и с животными уметь общаться. Виктор Драгунский всё это умел. В это время он стал писать клоунады и веселые юмористические рассказы.

У Драгунского родился сын Денис. С мальчиком происходили всякие смешные истории. Драгунский стал эти истории записывать, и получилась серия увлекательных произведений под общим названием «Денискины рассказы». Всего было написано около 100 веселых рассказов.

Так что если вдруг кому-нибудь из вас станет грустно, берите и читайте «Денискины рассказы»

Дополнительные задания для обсуждения по группам:

1 группа -Выделите цветом в тексте информацию о писательской деятельности Драгунского.

2 группа - Выделите цветом в тексте информацию, которая подтверждает, что Драгунский был трудолюбивым, талантливым, весёлым, с чувством юмора)

3 группа . – Кто такой «шорник»?

2) Проверка восприятия.

О ком текст? – Что вас удивило?

Кто является героем самых популярных рассказов В. Драгунского?

II. Сообщение темы

Я думаю, вы еже догадались, кто сегодня будет нам преподавать весёлый жизненный урок?

Вот его портрет.

III. Формулирование учебной задачи

Сформулируем учебные задачи урока, используя опорные слова:

Мы познакомимся (с рассказом В. Драгунского)

Мы будем учиться анализировать (и понимать поступки героев)

Мы научимся (читать выразительно отдельные отрывки данного произведения)

IV. Работа по теме

1. Словарная работа

Прочитайте название рассказа, над которым мы будем работать

«Тайное становится явным»

Как понимаете слова «тайное»? (секрет, скрываемое от других)

«явное»? (открытый, нескрываемый, очевидный)

(«Секрет становится открытым»)

Попытаемся предугадать, о чём содержание рассказа.

(Предугадывают….)

Кто-нибудь слышали слова «Тайное становится явным» в жизненной обстановке?

Где? В какой ситуации?

- А Дениска услышал поговорку «Тайное становится явным» от мамы. Послушайте, как это было…

2. Чтение 1ой части учителем

Проверка восприятия

1) - Как мама объяснила смысл слов? (стр. 161)

Что узнали о Дениске? ( Имел хорошие привычки, задумывался над непонятным ).

Опираясь на текст, докажите, что эта фраза для Дениски не прошла мимо ушей.

( Думал перед сном. Эта мысль не давала ему спать «Я долго не спал»)

Докажите, что завтрак не доставлял Дениске удовольствия.

- « Белок раскромсал », как понимаете это выражение?

Попробуйте заменить синонимом. (размял)

Что меняется?

- Почему же Драгунский выбирает именно этот глагол?

2) -Вспомните диалог мамы и Дениски. У вас такое бывало?

Почему мама уговаривает ? (из добрых побуждений)

Перечитаем диалог (без слов автора стр. 162 верх)

Почему мама предложила именно Кремль?

Найдите объяснение этому в тексте и зачитайте мысли Дениски (стр 162)

А вы бы хотели увидеть то, что так интересовало Дениску?

V. Физминутка

VI. Виртуальная экскурсия в Кремль (рассказ учителем)

(Вид Кремля, Грановитая, Оружейная палата, Царь-пушка. Царь-колокол)

Экскурсия окончена.

Какое впечатление произвела она на вас? Что бы хотелось увидеть воочую?

VII. Работа с иллюстрацией

Слова мамы я прочитаю ещё раз…(стр.162, конец 1 части)

Подумайте, что может произойти дальше?

Только вначале рассмотрим иллюстрацию на стр. 163 и напомним себе название рассказа (читаем вместе со мной Тайное становится явным)

О чем говорит иллюстрация?

VIII. Работа над 2 частью рассказа

1. Предугадывание 2ой части

2. Чтение 2ой части подготовленным учеником

3. Проверка восприятия

- Как вы относитесь к действиям Дениски?

Что говорит нам сообщение, в котором автор пишет: « А я остался с кашей наедине»

С кем обычно можно остаться наедине? (с человеком).

Почему же Дениска так говорит о каше?

(Она – враг, соперник, никто не может ему помочь, ее нужно одолеть, победить, уничтожить. Вот он и пытается.)

Можно ли убрать это предложение? Попробуйте. Какова его роль в тексте? (усиливает комичность ситуации)

Просмотрите текст, как взрослые, пронаблюдайте ещё раз, что делал Дениска с кашей? (Открыть слайд)

Как вы относитесь к его действиям?

Как понимаете выражение «Глаза на лоб полезли и остановилось дыхание»? Представьте эту картину.

Какой момент вы считаете самым опасным, острым? (Подбежал к окну и выплеснул кашу на улицу)

Чем отличаются по смыслу слова «вылил и выплеснул»?

Чем Дениска оправдывает свой поступок?

От чего у Дениски возникло такое состояние? (от жуткого вкуса каши).

У вас была такая ситуация, когда вам казалось, что вы теряете сознание?

Что вы чувствовали в этот момент?)

Почему же Дениска шел на такие мучения до последнего?

IX. Работа над 3 частью рассказа

1) - Чем, по-вашему, закончится рассказ?

Придумайте смешную историю, мы ведь читаем юмористическое произведение

2) Прослушивание придуманных историй

X. Домашнее задание

- А вот как закончил рассказ писатель, вы прочитаете дома в 3 части и не только себе, но и кому-то из взрослых. Понаблюдайте за их реакцией, а потом нам расскажите

XI. Итог

1) - Представим, что Дениска учится в нашем классе, кто из вас захотел бы с ним дружить?

Почему этот рассказ в этом разделе? (Писатель пишет смешно о серьёзной ситуации)

2) - Какую учебную задачу мы ставили перед собой в начале урока?

(анализировать и понимать поступки героев)

Какое ценное знание вы получили на этом весёлом уроке?

(Не всегда весело тому, над кем смеются)

Как примените его в жизни?

XII. Рефлексия.

1. Закончите фразу: Мне хочется дочитать рассказ уже сейчас

Я приду из школы, погуляю и прочитаю рассказ

2. Заполните 2ую часть таблички «Мои достижения»

Ваши ожидания оправдались?

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ НА ТЕМУ

«В. Драгунский «Тайное всегда становится явным»


Каким был человеком В. Драгунский? Выскажите предположения!

Ребята, найдите ключ к разгадке, и вы узнаете, как называется рассказ, с которым мы сегодня познакомимся.

Составьте пословицу из слов: не мешке утаишь в шила. (Шила в мешке не утаишь).

А кто сможет объяснить смысл этой пословицы.

Невозможно скрыть то, что само себя обнаруживает, выдаёт. Правду не скроешь. Обязательно то, что пытаешься скрыть, станет явным.

Рассказ, с которым мы познакомимся называется «Тайное становится явным».

Я думаю, что у вас появилось желание прочитать это произведение.

Что бы вы хотели узнать?

О чём может идти речь в этом произведении, судя по названию?

Что значит тайное становится явным?

Чем закончится рассказ?

Решили мы проблему, которая перед нами стояла?

Предлагает познакомиться с трудными слова из текста.

Давайте разберём некоторые слова, которые встретятся в этом рассказе.

Какой словарь надо открыть, чтобы узнать значение слов? (толковый словарь)

Как им пользоваться?

Что такое тайна?

Назовите синоним к слову тайна (секрет).

Что значит «тайное»?

Явное? - Открытое, откровенное.

Прочитайте выражение «Грановитая палата».

Как выдумаете, какого человека называют интеллигентным?

Где мы найдём ответ на этот вопрос?

Клевета – что оно означает?

Подберите синонимы к этому слову.

Первичное чтение рассказа.

1.Чтение до слов: «Что это значит, мама: «Тайное становится явным»?

Как бы вы ответили на этот вопрос?

2. Вторичная остановка после слов: «И мама ушла на кухню. А я остался с кашей наедине».

3. Третья остановка после слов: «В эту же минуту дверь открылась и в комнату вошёл милиционер».

4. Дочитывание рассказа до конца.

II. Проверка первичного восприятия.

Понравился вам рассказ?

Совпали ли ваши мнения до и после прочтения рассказа?

В каких словах выражена главная мысль рассказа?

Какой фрагмент рассказа вам показался самым весёлым; неожиданным?

Сочувствуете ли вы кому-нибудь из героев рассказа? Почему?

Организует работу в группе:

Какой фрагмент проиллюстрировал художник?

- (И тут я вспомнил, что у нас есть хрен. С хреном, кажется, почти всё можно съесть!).

- (Я взял тарелку, быстро подбежал к окну и выплеснул кашу на улицу)

-(«Извините, пожалуйста», - сказала она тихо, - разрешите я вас почищу, пройдите сюда»!)

- (И к нам вошёл какой-то дяденька. Я как на него взглянул, так сразу понял, что в Кремль я не пойду).

- (Ну ещё бы… Я не знаю ничего красивее Кремля. Я там был в Грановитой палате и в Оружейной, стоял возле Царь – пушки и знаю, где сидел Иван Грозный).


Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке.

Какая проблема перед нами стояла?

Смогли мы её решить?

К какому месту в рассказе вы бы отнесли каждую пословицу?

    Игра не доводит до добра. Кашу свари, да ещё и в рот положи. Кроткое слово гнев побеждает. Сначала думай, а потом делай. Ветра не удержишь, правды не скроешь. После дождя солнце жжёт, после лжи – стыд.

Сделайте вывод!

В чём ты преуспел?

В чём ты затруднялся?

Что тебя удивило?

Над чем бы тебе хотелось поработать дома?

Учитель предлагает дома пересказать рассказ по плану.

Учитель выставляет оценки за урок.


Алёна Питченко
План - конспект по чтению во 2 классе. Тема урока. В. Ю. Драгунский «Тайное становится явным».

Тема урока . В. Ю. Драгунский «Тайное становится явным » .

Цель урока : способствовать осмыслению обучающимися главной идеи рассказа В. Драгунского «Тайное становится явным » .

Задачи урока :

Познакомить обучающихся с содержанием рассказа;

Формировать навык литературного осознанного чтения ;

Развивать способность прогнозировать содержание произведения в процессе чтения ; умения анализировать поступки героев;

Воспитывать честность, порядочность, уважение к старшим и близким людям.

Планируемый результат :

1. Личностные УУД

Ориентироваться в нравственном содержании прочитанного рассказа.

Воспитывать уважительное отношение к старшим и близким людям

2. Познавательные УУД

Способствовать осознанности обучающимися значимости чтения , пониманию цели чтения (удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта чтения )

Формировать у обучающихся умения производить анализ, сравнение.

3. Коммуникативные УУД

Формировать умение договариваться, находить общее решение.

Формировать умение аргументировать свое предположение, объяснять свой выбор.

4. Регулятивные УУД

Формировать навыки управления своей деятельностью, проявлять инициативу и самостоятельность;

Развивать умения дать оценку своей работы.

Этапы Деятельность учителя Деятельность учащихся УУД

1 орг момент Настройка детей на урок

Ты улыбкой, как солнышком брызни,

Выходя поутру из ворот.

Понимаешь у каждого в жизни

Предостаточно бед и забот.

Разве любы нам хмурые лица

Или чья-то сердится речь?

И ответную искру зажечь.

Давайте улыбнемся друг другу. Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения. Сегодня на уроке , ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут : внимание, находчивость, смекалка. Слушают внимательно стихотворение.

Настраиваются на учебную деятельность. Личностные УУД

2 изучения нового материала

Ребята, любите ли вы тайны ?

Подберите слова близкие по значению синонимы к слову «тайна »

Иметь тайны хорошо или плохо ?

А что с ними делать?

Вот мы сейчас и узнаем?

Посмотрите на доску очень внимательно и попробуйте найти неповторяющиеся буквы, сложить из них фамилию

Какая фамилия у вас получилась?

Совершенно верно, ведь сегодня мы поговорим именно о Викторе Драгунском .

Скажите, что пишет Виктор Драгунский стихи , сказки или рассказы?

А какие рассказы пишет Виктор Драгунский : смешные или грустные?

Знакомство с биографией В. Ю. Драгунского .

(секрет)

ответы детей

составляют фамилию

Драгунский

Он пишет рассказы

И грустные и весёлые

Регулятивные УУД

Подготовка к первичному восприятию Откройте страницу

Прочитайте, как называется наш рассказ?

Можно ли, не читая, сразу сказать, о чём мы будем читать?

Как вы догадались?

Как вы думаете, кто может быть героями этого рассказа?

Какие события могут происходить?

Из сборника «Денискины рассказы» в нашем учебнике поместили рассказ с необычным названием.

В чём, по-вашему, необычность этого названия?

Что такое тайна ?

Рассматривают иллюстрацию

Понравилась ли вам иллюстрация?

Что изображено на переднем плане ?

Что изображено на втором плане ?

Давайте предположим, какие события могут происходить с героями?

Где происходят события?

Каким изображён герой?

Что на иллюстрации является самым важным, существенным?

Какую мысль выразил художник? Открывают

Всё тайное становится явным

По названию

Героями могут быть взрослые и дети.

(Название звучит как предложение, в нём слова - антонимы - тайное - явное ).

Тайна - 1 ) то, что скрывают от других, что не всем известно;

2) нечто неразгаданное, неясное;

3) скрытая причина чего-нибудь.

рассматривают

человек в шляпе и у него что – то на голове

дом с открытым окном

предполагают

события происходят рядом с каким –то домом

ответы учащихся

Ответы детей Познавательные

Регулятивные УУД

Коммуникативные УУД

Первичное восприятие

(первичное чтение с остановками )

1. Чтение учителем до слов :

- «Ложись-ка спать»

2. Чтение ученика до конца 1 части.

3. Чтение – разведка .

А сейчас вы сходите в разведку. Разведчики работают в полной тишине и всегда добывают какие-нибудь ценные сведения.

Вы прочитаете вторую часть рассказа и после возвращения из разведки должны будете сказать, что делал Дениска, чтобы каша была вкуснее.

Можно пользоваться карандашом, чтобы делать пометки в тексте.

Что Дениска сделал с кашей?

Показ иллюстрации

Чем, по-вашему, закончится рассказ?

Продолжит чтение___

4. Читает ученик до слов «Я как на него взглянул…»

Почему Денис понял, что в Кремль он не пойдёт?

5. Дочитывание до конца учителем.

В чём проявилась необычность заголовка рассказа?

С каким произведением вы познакомились? Определите жанр. Докажите!

Где происходило действие?

Какой эпизод в этом рассказе вам показался наиболее интересным?

Ответы детей

В истории, которая случилась с Дениской

Рассказ - это прозаическое произведение, небольшое по объему, с малым количеством действующих лиц. Изображенные в нем события проходят в небольшом временном промежутке.

Ответы детей Познавательные

Личностные УУД

Физкультминутка

Проверка

Первичного

восприятия Сочувствуете ли вы кому-нибудь из героев рассказа и почему?

Как данный поступок может характеризовать Дениску?

Ваше отношение к герою и его поступкам?

Назовите положительные качества Дениса.

Милиционер назвал маму Дениса интеллигентным человеком. А ее сын Денис? Поступают ли так интеллигентные люди?

Кого можно назвать интеллигентным человеком?

Давайте прочитаем значение этого выражения, как оно даётся в толковом словаре.

На доске появляется запись : “Интеллигентный человек – образованный, культурный, вежливый, воспитанный, опрятно одетый”.

Что заставило героя рассказа запомнить слова, вынесенные в название рассказа, на всю жизнь?

Ребята, вспомните, не было ли в вашей жизни, когда тайное становилось явным ? Расскажите об этом.

Ответы детей

Это человек, обладающий большой внутренней культурой, то есть человек, обладающий образованием и специальными знаниями в различных областях науки, техники и культуры. Познавательные

Регулятивные УУД

Коммуникативные УУД

Творческая работа Как вы думаете, от чьего лица ведётся рассказ?

А кто думает иначе?

Чем вы можете это доказать?

Вывод : Любое произведение, конечно, написано автором, но не всегда от своего лица, даже когда он употребляет местоимение “Я”. Перед нами именно такое произведение, где рассказ ведет не сам автор, а герой. Кто этот герой? И называется такой герой – герой-рассказчик. Он является действующим лицом этого произведения

1отрывок–со слов –Ешь… и до слов …должен съесть всё до дна!

Слова мамы – ___

Слова Дениски – ___

Как мама уговаривала Дениску есть кашу?

Что она ему предложила?

Обрадовался ли мальчик, когда услышал предложение мамы?

2 отрывок –

Прочитайте по ролям диалог мамы и Дениса в конце рассказа (мама, Денис) .

Почему мама так долго смотрела на Дениса?

Правильно ли поступила мама Дениски?

Понял ли Денис смысл слов : «Тайное становится явным » без маминого объяснения?

Работа по карточкам

Давайте составим цитатный план этого рассказа . У вас на столах лежат листочки с цитатами из текста. Расставьте их по порядку происходящих в тексте действий.

1. “Видеть не могу манную кашу!”

2. “Вы выливаете разную гадость за окно!”

3. “Ты должен съесть все до конца!”

4. “Ты это запомнил на всю жизнь?”

5. “А я остался с кашей наедине” Ответы детей

Что если он съест - то пойдёт с мамой в Кремль на экскурсию

Мальчик очень этому обрадовался

хотела понять, на самом ли деле Денис понял и осознал свой поступок

правильно

Денис всё понял сразу же, как только увидел вошедшего незнакомого мужчину в шляпе с кашей на голове. Познавательные

Регулятивные УУД

Коммуникативные УУД

Личностные УУД

Обобщающая беседа -Чему могла научить эта случившаяся история с манной кашей Дениса Кораблёва?

Какой урок для себя вы извлекли из рассказа?

Поэт Яков Аким, близкий друг Драгунского , однажды сказал :

«Юному человеку нужны все витамины, в том числе все нравственные витамины. Витамины доброты, благородства, честности, порядочности, мужества. Все эти витамины дарил нашим ребятам щедро и талантливо В. Драгунский ».

Какие «витамины» нужны вам?

Читайте рассказы Драгунского и получайте нравственные витамины. Случившаяся неприятная история с манной кашей, конечно, научила Дениса Кораблева сначала думать, а потом делать. Он понял, что все плохие поступки рано или поздно становятся известными .

Нужно всегда говорить правду. Не совершать таких поступков, за которые было бы очень стыдно. Ну, а если поступил нечестно, нужно признаться, потому что когда то об этом все равно узнают. Познавательные

Коммуникативные УУД

Рефлексия -Закончите одно из предложений :

Было интересно …

Я понял (а, что …

Меня удивило ….

Я сделал (а) вывод, что …

Мне захотелось … Заканчивают предложение Регулятивные УУД

3 класс

Тема урока: рассказ Виктора Юзефовича Драгунского «Тайное становится явным»

Тип урока : изучение нового материала

Форма организации обучения: работа в группах

Цель: воспринять и осмыслить рассказ В. Ю. Драгунского «Тайное становится явным».

Способствовать развитию представлений о способах изображения персонажей, о роле изобразительных средств; формирование читательских и речевых умений.

Название произведения Виктора Юзефовича Драгунского а именно «Тайное становится явным»

Понимать:

Почему рассказ назван «Тайное становится явным»

Основную идею рассказа

Применять :

Уметь передавать основную идею рассказа В. Ю. Драгунского «Тайное становится явным»

Уметь выстраивать композицию собственного высказывания

Уметь целостно воспринимать образ персонажа

Уметь устанавливать причинно следственные связи

Уметь соблюдать основную мысль высказывания

Анализ :

Художественного средства, такого как сравнение

Анализ произведения В. Ю. Драгунского «Тайное становится явным»

Анализ пословиц

Синтез :

Написание синквейна со словами: ложь, тайна, правда

Составление мини сочинения в письменном круглом столе

Чтение рассказа В. Ю. Драгунского «Тайное становится явным»

Оценка:

Поступка главного героя и идеи произведения для воспитания нравственных качеств личности: честность, справедливость

Аффективная область

Внимательно слушать членов группы, комментарии учителя;

Выполнять самостоятельно, предложенные учителем, задания;

Принимать активное участие в обсуждении вопросов, возникающих в группе, классе;

Анализировать различные точки зрения;

Выполнять правила поведения и работы в группе;

Проявлять добросовестность, интерес;

Нести ответственность за своё поведение.

План урока :

I Фаза вызова

2. Чтение составленных рассказов с использованием слов: тайна, мама, Кремль, явное, нечестно, милиционер, окно, становится, каша на шляпе, дядя.

II Фаза реализации смысла

1. Знакомство с оригиналом – первичное чтение учителем

3. Вторичное чтение и анализ произведения В. Ю. Драгунского «Тайное становится явным» (учащиеся самостоятельно читают рассказ)

4. Перекрестная дискуссия по вопросам учителя

5. Работа с пословицами

III Фаза рефлексии

1. Письменный круглый стол

2. Объяснение и запись домашнего задания (составление синквейна со словами: ложь, правда, тайна)

Ход урока

I Фаза вызова

1. Вступительное слово учителя

Мотивация к учебной деятельности

Создание «ситуации успеха».

Начинается урок с притчи.

Однажды султан решил подвергнуть испытанию своих визирей. “О, мои подданные!” - обратился он к ним, - у меня есть для вас трудная задача. Я хотел бы знать, кто решит её. Повёл он их в сад, в углу была ржавая дверь с огромным замком. “Тот, кто откроет дверь, станет первым визирем”. Одни придворные только качали головами, другие стали замок разглядывать, третьи начали неуверенно толкать дверь, но они были убеждены, что не смогут открыть её. Один за другим отходили. Но один визирь внимательно осмотрел и навалился плечом на дверь. Он толкнул её и - о, чудо! - она стала поддаваться, появилась сначала узкая щель, а потом дверь стала двигаться все быстрее и раскрылась.

Тогда падишах сказал: “Ты станешь первым визирем, потому что полагаешься не только на то, что видишь и слышишь, но и веришь в свои силы”.

Вспомните, какой раздел мы изучаем?

А какие произведения мы уже читали?

А хотели бы вы познакомиться еще с новым произведением из этого раздела?

Ребята, в детстве я прочла один очень интересный рассказ, и настолько он был поучительным, что я помню его до сих пор. Сегодня мы вместе с вами его прочитаем.

В этом рассказе нам встретятся слова: тайна, мама, Кремль, явное, нечестно, милиционер, окно, становится, каша на шляпе, дядя. Сейчас вам необходимо проявить свою фантазию и составить небольшие рассказы, используя данные слова. Попробуйте предположить, что произошло в рассказе. (Работа в группах)

2. Чтение составленных рассказов

Знакомство с оригиналом

Ребята, а сейчас следующее задание. Вам надо найти неповторяющиеся буквы и сложить из них фамилию и вы узнаете, кто написал это произведение.(слайд)

Какая фамилия у вас получилась?

Совершенно верно.

Поднимите руки, кто уже слышал фамилию этого писателя?

Скажите, что пишет Виктор Драгунский стихи, сказки или рассказы?

Верно рассказы.

А какие рассказы пишет Виктор Драгунский: смешные или грустные?

Чему учат рассказы Виктора Драгунского? (доброте, вежливости, дружбе)

Какие рассказы Виктора Драгунского вы уже читали?

Первичное чтение учителем.

Проверка читательского восприятия

Понравился ли рассказ?

Какие эмоции и чувства вызвал у вас этот рассказ?

Сравним составленные вами рассказы с оригиналом. Чем они похожи, чем различаются?

Понравился ли вам главный герой? Почему?

Согласны ли вы с фразой «Все тайное становится явным»?

Как вы понимаете эту фразу?

2. Постановка учебной задачи анализа

Мнения разделились. Прочтем рассказ еще раз и посмотрим, как автор относится к герою, к его поступку, и что он хотел сказать словами «тайное становится явным».

Словарная работа.

Но прежде давайте разберём некоторые слова, которые встретятся в этом рассказе.

Прочитайте первое выражение “Грановитая палата”

Кто знает, что такое Грановитая палата – давайте прочитаем:

Памятник архитектуры в Московском Кремле, одно из древнейших гражданских зданий Москвы. В Грановитой палате на протяжении столетий отмечались многие крупные события в жизни Русского государства, она являлась парадным тронным залом. В ней принимались иностранные послы, торжественно объявляли наследников русского престола, заседали Земские соборы

Следующее выражение …..

Как вы думаете, какого человека называют интеллигентным. Давайте прочитаем значение этого выражения, как оно даётся в толковом словаре.

Это человек, обладающий большой внутренней культурой, то есть человек, обладающий образованием и специальными знаниями в различных областях науки, техники и культуры.

Следующее слово клевета – что оно обозначает?

Посмотрим значение этого слова из толкового словаря.

Порочащая информация или распространение заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство другого лица или подрывающих его репутацию.

Подберите синонимы к этому слову.

Какие слова мы называем синонимами? ложь, враньё, выдумка, наговор

И последнее слово Язвительный – что это значит?

злобно-насмешливый, стремящийся досадить

Подберём синонимы: злой, обидный, резкий, ядовитый, колкий.

Физминутка

2. Работа с текстом.

Деление детей на 3 группы. При делении детей на группы учитель учитывает индивидуальные возможности каждого ребёнка. Группы выполняют разные по сложности задания. Дополнительно можно распределить в группе части задания, используя дифференцированный подход.

Работа в группах.

Каждая группа повторно читает рассказ В.Ю. Драгунского «Тайное становится явным» и выполняет своё задание:

Первая группа – составляет (последовательно выстраивает) план (карточки даны вразброс)

Ребята, на карточках записаны пункты плана к рассказу В.Ю. Драгунского «Тайное становится явным». На отдельной карточке – один пункт плана. Но, будьте внимательны! Карточки «рассыпались», и, следовательно, пункты плана перепутались. Перечитайте рассказ и разберитесь в последовательности нашего плана.

Денис задумался над словами «Тайное становится явным».

Предложение мамы.

Мучения с кашей и избавление от неё.

Возмущённый милиционер.

Пострадавший дяденька.

Рассерженная мама.

Урок на всю жизнь.

Вторая группа - выбирает из предложенных на карточках слов – опорные. На отдельной карточке – одно слово или словосочетание.

Обсудите в группе, какие опорные слова подходят к нашему тексту.

Опорные слова и словосочетания:

Тайна Плохой поступок Наказание Нечестно Каша Кощей Кремль Царь-пушка Баночка с хреном Сахар соль Кипяток Обидно Стыдно Мусоропровод Гадость Пострадавший

Шляпа Каша на шляпе Рассердилась Почистить Правильно Запомним

Третья группа - придумывает вопросы к рассказу.

Представьте себя учителями. Прочитайте рассказ в своей группе по цепочке и придумайте вопросы по содержанию текста. Каждый ученик в группе должен предложить свой вопрос. Утверждайте лучшие вопросы, корректируйте неудачные.

Предположительно возможные вопросы:

Что однажды услышал Денис от мамы?

Как мама объяснила слова «тайное становится явным»?

Почему Дениска не хотел есть кашу?

Как мама уговорила сына?

Обрадовался ли мальчик, когда услышал предложение мамы?

Что Денис делал, чтобы каша стала вкуснее?

Что сказала мама, когда увидела пустую тарелку?

Почему мальчик понял, что в Кремль он не поедет?

Как выглядел пострадавший дяденька?

Рассердилась мама на Дениса?

Какой урок получил Денис?

3. Защита группами своих позиций, презентация своей работы.

Ребята, сейчас каждая группа представит свой общий учебный продукт. Распределите между собой, кто о чём будет говорить.

У доски каждая команда отчитывается по выполненному заданию:

первая команда выстраивает план (карточки), остальные учащиеся проверяют соответствие плана содержанию текста, определяют границы каждой части;

вторая параллельно - выставляет опорные слова на карточках в соответствии с пунктами плана, остальные учащиеся проверяют соответствие опорных слов содержанию каждой части;

третья команда задаёт вопросы по тексту (можно дополнительно обратиться к учебнику. Отвечают на вопросы другие команды.

Работа с пословицами

Учащимся предлагаются пословицы для обсуждения в группах:

Шило в мешке не утаишь. Лучше горькая правда, чем сладкая ложь. Лучше синица в руках, чем журавль в небе.

Обсудите пословицы и решите, какая из них больше всего подходит к данному рассказу.

После обсуждения, группы презентуют свой вариант.

Рефлексия :

Анализ полученной информации.

Сегодня я узнал (а)…

Было интересно…

Было трудно….

Теперь я могу…

Можно ли сказать, что «Тайное становится явным» - поучительный рассказ? Почему?

Домашнее задание :

Пересказ текста от имени главного героя – Дениски.

Перекрестная дискуссия по вопросам учителя

Для 3 групп учащихся предлагаются 3 вопроса, по одному для каждой.

Почему рассказ назван именно так? Как бы вы по-другому назвали его? Почему?

Как вы думаете, Дениска действительно старается выполнить условие: съесть кашу или же просто шалит?

Как вы думаете, действительно ли Дениска запомнил слова мамы на всю жизнь? Почему вы так думаете?