История души человеческой в герое времени. История души человеческой в романе “Герой нашего времени”

В предисловии к роману « » Лермонтов определяет свою писательскую задачу - нарисовать «современного человека», « , составленный из пороков всего нашего поколения». Белинский назвал роман «грустной думой о нашем времени». Особенность романа в том, что портрет времени рисуется как история одной человеческой души. Сам , размышляя о своей жизни, находит в ней много общего с судьбой своего поколения. «Мы не способны более к великим жертвам ни для блага человечества, ни даже для собственного нашего счастья, потому что знаем его невозможность и равнодушно переходим от сомнения к сомнению».

Задача воссоздать историю одной души позволила Лермонтову нарисовать сложный и противоречивый характер героя. В поступках и мыслях Печорина много жестокого и эгоистичного. Он подчеркнуто холодно обходится с Максимом Максимычем, который восторженно встретил его после долгой разлуки; является причиной гибели Бэлы; играет чувствами княжны Мери, поэтому она считает, что он «хуже убийцы». Он цинично рассуждает о дружбе («Из двух друзей всегда один раб другого»), о любви («Женщины любят только тех, кого не знают»), о счастье («А что такое счастье? Насыщенная гордость»), о страданиях и радостях других только в отношении к себе. Печорин приносит страдания всем, с кем встречается: Бэле, «честным контрабандистам», Мери, Грушницкому, Максиму Максимычу.

Но это не мешает ему со всей строгостью относиться к самому себе. Он называет себя «нравственным калекой», «палачом» («я разыгрываю жалкую роль палача», «я играл роль топора в руках судьбы»). Он осознает, что прожил жизнь пустую и бесцельную: «Зачем я жил? Для какой цели я родился?» Он не видит смысла и радости в жизни: «Я - как человек, зевающий на бале, который не едет спать только потому, что еще нет его кареты». Однако душа Печорина состоит не только из темных сторон. Это герой, который жаждет любви, добра и красоты, способный на добро. Иногда наружу прорывается его «холодное, бессильное отчаяние». Лермонтов изображает его потрясение смертью Бэлы (хотя и скрываемое от посторонних глаз), его страстную трагическую любовь к Вере, способность чувствовать природу (в сцене перед дуэлью с Грушницким).

Обаяние личности Печорина - в его остром уме, в умении взглянуть на себя со стороны, в силе характера, в желании самому творить свою судьбу. «Я всегда смелее иду вперед, когда не знаю, что меня ожидает». Даже в жалком Трутницком он надеется увидеть пробуждение благородства и совести.

При всей самобытности и уникальности личности Печорина его жизнь - «ровный путь без цели». Это трагедия «героя своего времени». На что мог направить свои богатые душевные возможности Печорин? Социально-психологические условия эпохи, требующие слепого повиновения традициям и послушания, не дают простора и истинного смысла жизни такой личности.

Разочарование и скептицизм - тоже черта времени. Характеризуя печоринское поколение, Герцен писал: «Вынужденные молчать, мы научились, замыкаясь в себе, вынашивать свои мысли - и какие мысли!.. То были сомнения, отрицания, мысли, полные ярости».

Роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» создан в эпоху правительственной реакции, которая вызвала к жизни целую галерею «лишних» людей. Печорин - это «Онегин своего времени» (Белинский). Лермонтовский герой - человек трагической судьбы. Он заключает в своей душе «силы необъятные», но на совести его много зла. Печорин, по его же собственному признанию, неизменно играет «роль топора в руках судьбы», «необходимого действующего лица всякого пятого акта». Как же относится к своему герою Лермонтов? Писатель пытается понять суть и истоки трагизма печоринской судьбы. «Будет и того, что болезнь указана, а как ее излечить - это уж Бог знает!»

Печорин жадно ищет приложения своим незаурядным способностям, «необъятным душевным силам», но обречен исторической действительностью и особенностями своего психического склада на трагическое одиночество. Вместе с тем он признается: «Я люблю сомневаться во всем: это расположение не мешает решительности характера; напротив... я всегда смело иду вперед, когда не знаю, что меня ожидает. Ведь хуже смерти ничего не случится - а смерти не минуешь!»

Печорин одинок. Неудачей кончается попытка героя обрести естественное, простое счастье в любви горянки Бэлы. Печорин откровенно признается Максиму Максимычу: «...любовь дикарки немногим лучше любви знатной барыни; невежество и простосердечие одной так же надоедают, как и кокетство другой». Герой обречен на непонимание окружающих (исключением являются лишь Вернер и Вера), его внутренний мир не в состоянии постигнуть ни прекрасная «дикарка» Бэла, ни добросердечный Максим Максимыч. Впрочем, вспомним, что при первой встрече с Григорием Александровичем штабс-капитан в силах заметить лишь второстепенные черты облика Печорина и то, что «тоненький» прапорщик недавно находился на Кавказе. Не понимает Максим Максимыч и глубины страданий Печорина, оказавшись невольным свидетелем гибели Бэлы: «...его лицо ничего не выражало особенного, и мне стало досадно: я бы на его месте умер с горя...» И только по вскользь оброненному замечанию, что «Печорин был долго нездоров, исхудал», мы догадываемся о подлинной силе переживаний Григория Александровича.

Последняя встреча Печорина с Максимом Максимычем наглядно подтверждает мысль, что «зло порождает зло». Безразличие Печорина к старому «приятелю» приводит к тому, что «добрый Максим Максимыч сделался упрямым, сварливым штабс-капитаном». Офицер-повествователь догадывается, что поведение Григория Александровича не является проявлением духовной пустоты и эгоизма. Особое внимание привлекают глаза Печорина, которые «не смеялись, когда он смеялся... Это признак или злого нрава, или глубокой постоянной грусти». В чем же причина такой грусти? Ответ на этот вопрос мы находим в «Журнале Печорина».

Запискам Печорина предшествует сообщение о том, что на пути из Персии он умер. Так и не находит Печорин достойного применения своим незаурядным способностям. Повести «Тамань», « », «Фаталист» подтверждают это. Конечно, герой на голову выше пустых адъютантиков и напыщенных франтов, которые «пьют - однако не воду, гуляют мало, волочатся только мимоходом... играют и жалуются на скуку». Григорий Александрович отлично видит и ничтожество Грушницко-го, мечтающего «сделаться героем романа». В поступках Печорина чувствуются глубокий ум и трезвый логический расчетВесь план обольщения Мери основан на знании «живых струн сердца человеческого». Вызывая искусным рассказом о своем прошлом сострадание к себе, Печорин заставляет княжну Мери первой признаться в любви. Может быть, перед нами пустой повеса, обольститель женских сердец? Нет! В этом убеждает последнее свидание героя с княжной Мери. Поведение Печорина благородно. Он пытается облегчить страдания полюбившей его девушки.

Печорин, вопреки собственным утверждениям, способен к искреннему, большому чувству, но любовь героя сложна. Так, чувство к Вере с новой силой пробуждается тогда, когда возникает опасность навсегда потерять ту единственную женщину, которая поняла Григория Александровича совершенно. «При возможности потерять ее навеки Вера стала для меня дороже всего на свете - дороже жизни, чести, счастья!» - признается Печорин. Загнав коня на пути в Пятигорск, герой «упал на траву и, как ребенок, заплакал». Вот она - сила чувств! Любовь Печорина высока, но трагична для него самого и гибельна для тех, кто его любит. Доказательство тому судьба Бэлы, княжны Мери и Веры.

История с Грушницким - иллюстрация того, что незаурядные способности Печорина тратятся впустую, на цели мелкие, ничтожные. Впрочем, в своем отношении к Грушницкому Печорин по-своему благороден и честен. Во время дуэли он прилагает все усилия, чтобы вызвать в противнике запоздалое раскаяние, пробудить совесть! Бесполезно! Грушницкий стреляет первым. «Пуля оцарапала мне колено»,- комментирует Печорин. Переливы добра и зла в душе героя - большое художественное открытие Лермонтова-реалиста. Перед дуэлью Григорий Александрович заключает своеобразную сделку с собственной совестью. Благородство сочетается с беспощадностью: «Я решился предоставить все выгоды Грушницкому; я хотел испытать его; в его душе могла проснуться искра великодушия... Я хотел дать себе полное право не щадить его, если бы судьба меня помиловала». И Печорин не щадит противника. Окровавленный труп Грушницкого скатывается в пропасть... Победа не доставляет Печорину радости, свет меркнет в его глазах: «Солнце казалось мне тускло, лучи его меня не грели».

Подведем итоги «практической деятельности» Печорина: из-за пустяка подвергает свою жизнь серьезной опасности Азамат; гибнут от руки Казбича красавица Бэла и ее отец, а сам Казбич лишается своего верного Карагеза; рушится хрупкий мирок «честных контрабандистов»; застрелен на дуэли Грушницкий; глубоко страдают Вера и княжна Мери; трагически кончается жизнь Вулича. Что же сделало Печорина «топором в руках судьбы»?

Лермонтов не знакомит нас с хронологической биографией своего героя. Сюжет и композиция романа подчинены одной цели - углубить социально-психологический и философский анализ образа Печорина. Герой предстает в разных повестях цикла одним и тем же, не меняется, не эволюционирует. В этом - признак ранней «омертвелости», того, что перед нами действительно полутруп, у которого «царствует в душе какой-то холод тайный, когда огонь кипит в крови». Многие современники Лермонтова пытались ограничить все богатство образа одним качеством - эгоизмом. Белинский решительно защищал Печорина от обвинений в отсутствии высоких идеалов: «Вы говорите, что он - эгоист? Но разве он не презирает и не ненавидит себя за это? Разве сердце его не жаждет любви чистой и бескорыстной? Нет, это не эгоизм...» Но что же это? Ответ на вопрос дает нам сам Печорин: «Моя бесцветная молодость прошла в борьбе с самим собой и светом; лучшие мои чувства, боясь насмешки, я хоронил в глубине сердца; они там и умерли...» Честолюбие, жажда власти, желание подчинить своей воле окружающих овладевают душой Печорина, который «из жизненной бури... вынес только несколько идей - и ни одного чувства». Вопрос о смысле жизни остается в романе открытым: «...Зачем я жил? Для какой цели я родился? А, верно, она существовала, и, верно, было мне назначенье высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные... Но я не угадал этого назначенья, я увлекся приманками страстей, пустых и неблагодарных; из горнила их я вышел тверд и холоден как железо, но утратил навеки пыл благородных стремлений, лучший цвет жизни».

Пожалуй, трагизм судьбы Печорина связан не только с социальными условиями жизни героя (принадлежность к светскому обществу, политическая реакция в России после разгрома восстания декабристов), но и с тем, что изощренная способность к самоанализу и блестящее аналитическое мышление, «бремя по-знанья и сомненья» приводят человека к утрате простоты, естественности. Даже врачующая сила природы не в состоянии исцелить мятущуюся душу героя.

  • Образ Печорина вечен именно потому, что не исчерпывается лишь социальным. Печорины есть и сейчас, они рядом с нами...
  • И душа на простор вырывается
  • Из-под власти кавказских громад -
  • Колокольчик звенит-заливается...
  • Кони юношу к северу мчат...
  • В стороне слышу карканье ворона -
  • Различаю впотьмах труп коня -
  • Погоняй, погоняй! Тень Печорина
  • По следам догоняет меня...

Это строки из замечательного стихотворения Я. П. Полонского «На пути из-за Кавказа».

История души человеческой в романе «Герой нашего времени» рассматривается Лермонтовым с величайшей подробностью. Сам писатель, предлагая читателям свое произведение, указывал, что хочет показать им современного им человека таким, какой он есть.

История души Печорина как нравственная исповедь героя

Писатель создает новый жанр психолого-ориентированного романа, в котором рассматривает историю души человека. И в первую очередь Лермонтов предлагает читателям рассмотреть историю жизни главного героя своего произведения.

Образ главного героя его романа – Григория Александровича Печорина – привлекателен и одновременно глубоко противоречив. Печорин умен и образован, он не лишен благородных намерений, однако, его душа эгоистична и подвержена порокам. Печорин является причиной несчастий окружающих его людей: он убивает на дуэли Грушницкого, способствует похищению Бэлы, издевается над чувствами юной княжны мери Лиговской, соглашается на роковое пари с Вуличем, что отчасти толкает последнего в объятия смерти, опровергает все высшие человеческие чувства. Сам герой именует себя «топором в руках судьбы», оправдывая свое поведение.

Печорин лишает покоя всех людей, с которым ему довелось встретиться. Он представляет собой личность загадочную, которую невозможно не запомнить. Окружающие видят в нем незаурядных характер, но соприкоснувшись с Печориным, испытывают либо чувство сожаления о нем (как Максим Максимович), либо чувство скорбящей безответной любви (как Бэла), либо чувство ненависти (как Казбич), либо ревность (как Грушницкий), либо чувство глубочайшего унижения (как Мери Лиговская).

В своем дневнике герой признается в своих тайных стремлениях и помыслах. Сам Печорин осознает, что прожил жизнь «пустую и никчемную», но это осознание лишь увеличивает его состояние тоски.
С другой стороны, писатель подчеркивает, что в Печорине есть и положительные черты: например, он испытывает чувства страстной любви к светской замужней даме Вере. Герой готов бежать на край света за своей возлюбленной, однако та не может разделить с Печориным его судьбу, потому что боится осуждения со стороны людей ее круга. Печорин тонко чувствует первозданную красоту, в редкие минуты жизни он любуется прекрасным закатом, величием гор Кавказа и т.д. Даже когда он идет на дуэль с Грушницким, ему приходят в голову мысли о том, как прекрасен мир окружающей его природы. Даже в минуту смерти Белы герой искренне скорбит из-за утраты своей гордой и прекрасной возлюбленной.

История взаимодействия друг с другом героев романа

В романе «Герой нашего времени» история души человеческой показана со всех сторон. В первую очередь автор рассказывает нам о внутренних переживаниях своего главного героя, однако мы видим точные психологические портреты и других действующих лиц романа. Как гениальный художник, Лермонтов рисует перед нами портреты своих героев. Здесь и тонкая чувствительная душа гордой Белы, и добрая душа бывалого офицера Максима Максимовича, полюбившего Печорина как родного сына, и страстная сильная натура княжны Меры и въедливая и разочаровавшаяся в жизни душа доктора Вернера.

Следует заметить, что все персонажи романа находятся по отношению друг к другу в разных позициях, позволяющих более подробно увидеть особенности их внутреннего мира, их характеров.

Пара «Печорин и погибший от его пули Грушницкий» помогает читателям увидеть себялюбие и гордость первого и несдержанность и страстность второго. Грушницкий вообще являет собой пародию на Печорина. Он обладает амбициями главного героя романа, однако лишен его ума, воли и душевной глубины.

Пара «Печорин – доктор Вернер» подчеркивает как прозорливость и ум одного и другого, так и разочарование в жизни. Причем более уставшим от людей и их общества является доктор Вернер, чье призвание – помогать людям преодолевать свои болезни, однако он представляет собой образец уставшего циника и себялюбца.

Пара «Печорин – Максим Максимович» помогает увидеть те качества, которых Печорину не хватает, чтобы обрести душевное равновесие. Максим Максимович – человек простой и добрый, он верный служака, отдавший Отечеству всю свою жизнь. Он скромен и способен проявлять искреннюю симпатию к людям. В нем отсутствует чрезмерная гордость и эгоизм. Недаром именно этот герой рассматривается многими литературоведами как едва ли не единственный положительный персонаж романа. Известно, что образ Максима Максимовича очень понравился императору Николаю Павловичу, который, по воспоминаниям современников, искреннее удивлялся тому, почему господин Лермонтов изобразил в качестве главного героя своего романа «неврастеника Печорина», а не такого хорошего офицера, как Максим Максимович. Однако Максим Максимович не обладает такими способностями, такой широтой восприятия окружающего мира, как Печорин, поэтому герой довольствуется своей скромной ролью в мире людей.

Пара «Печорин – Вулич» показывает то, насколько каждый из героев является фаталистом, то есть человеком, верящим в судьбу. По сравнению с Печориным Вулич являет собой тот тип фаталиста, который готов победить злой рок, преследующий его, даже ценой своей жизни. Печорин же представляет собой более страшный и изысканный тип фаталистически настроенного человека: он стремится играть с судьбой, чтобы победить или погибнуть. Как известно из сюжета романа перехитрить судьбу Печорину все-таки не удается.

Пара «Печорин – Бела» позволяет увидеть те различия, которые существуют между «искусственным человеком» – Печориным и дикой красавицей черкешенкой Белой – «естественным человеком». Несмотря на отсутствие образования и знаний жизни света, Бела честнее и нравственнее Печорина. Знакомство же с этим героем приводит молодую девушку к смерти, потому что Бела не может погрузиться до конца в ту среду, в которой живет ее возлюбленный.

Пара «Печорин – Мери» позволяет разглядеть душевные пороки героев: что касается Печорина, то здесь речь идет о самолюбии и желании обладать душою объекта своего внимания (недаром литературоведы сравнивают Печорина в этой любовной истории с героем стихотворения Лермонтова «Демон»); в Мери же подчеркивается ее чувство превосходства над окружающими, которое получает жестокий удар из-за того, что Печорин после признания Мери ему в любви отвергает чувство смелой девушки.

Таким образом, тема души в «Герое нашего времени» занимает ключевое положение. Глубокое внимание автора к этой теме позволяет раскрыть душевные переживания героев, что способствует созданию нового психолого-ориентированного жанра русского классического романа.

Аргументы, представленные в этой статье, будут актуальны особенно для 9 классов при подготовке сочинения на тему «История души человеческой в романе «Герой нашего времени»».

Тест по произведению

Коллекция сочинений: “История души человеческой» в романе М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени»

В предисловии к роману “Герой нашего времени» Лермон­тов определяет свою писательскую задачу - нарисовать “со­временного человека», “портрет, составленный из пороков всего нашего поколения». назвал роман “грустной думой о нашем времени».

Особенность романа в том, что портрет времени рисуется как история одной человеческой души. Сам Печорин , раз­мышляя о своей жизни, находит в ней много общего с судьбой своего поколения. “Мы не способны более к великим жертвам ни для блага человечества, ни даже для собственного нашего счастья, потому что знаем его невозможность и равнодушно переходим от сомнения к сомнению».

Задача воссоздать историю одной души позволила Лер­монтову нарисовать сложный и противоречивый характер героя. В поступках и мыслях Печорина много жестокого и эгоистичного. Он подчеркнуто холодно обходится с Максимом Максимычем, который восторженно встретил его после дол­гой разлуки; является причиной гибели Бэлы; играет чувст­вами княжны Мери, поэтому она считает, что он “хуже убий­цы». Он цинично рассуждает о дружбе (“Из двух друзей всег­да один раб другого»), о любви (“Женщины любят только тех, кого не знают»), о счастье (“А что такое счастье? Насыщенная гордость»), о страданиях и радостях других только в отноше­нии к себе. Печорин приносит страдания всем, с кем встреча­ется: Бэле, “честным контрабандистам», Мери, Грушницкому, Максиму Максимычу.

Но это не мешает ему со всей строгостью относиться к самому себе. Он называет себя “нравственным калекой», “па­лачом» (“я разыгрываю жалкую роль палача», “я играл роль топора в руках судьбы»). Он осознает, что прожил жизнь пустую и бесцельную: “Зачем я жил? Для какой цели я ро­дился?» Он не видит смысла и радости в жизни: “Я - как человек, зевающий на бале, который не едет спать только потому, что еще нет его кареты». Однако душа Печорина состоит не только из темных сто­рон. Это герой, который жаждет любви, добра и красоты, способный на добро. Иногда наружу прорывается его “холод­ное, бессильное отчаяние». Лермонтов изображает его потря­сение смертью Бэлы (хотя и скрываемое от посторонних глаз), его страстную трагическую любовь к Вере, способность чув­ствовать природу (в сцене перед дуэлью с Грушницким).

Обаяние личности Печорина - в его остром уме, в умении взглянуть на себя со стороны, в силе характера, в желании самому творить свою судьбу. “Я всегда смелее иду вперед, когда не знаю, что меня ожидает». Даже в жалком Трутницком он надеется увидеть пробуждение благородства и совести.

При всей самобытности и уникальности личности Печо­рина его жизнь - “ровный путь без цели». Это трагедия “героя своего времени». На что мог направить свои богатые душевные возможности Печорин? Социально-психологичес­кие условия эпохи, требующие слепого повиновения тради­циям и послушания, не дают простора и истинного смысла жизни такой личности.

Разочарование и скептицизм - тоже черта времени. Ха­рактеризуя печоринское , Герцен писал: “Вынуж­денные молчать, мы научились, замыкаясь в себе, вынаши­вать свои мысли - и какие мысли!.. То были сомнения, от­рицания, мысли, полные ярости».

ПЛАН

  1. О чем роман? (жанр, композиция)
  2. С какой це-лью нарушена хронологическая последовательность событий?
  3. Как должны быть расположены повести?
  4. Зачем понадобились три рассказчика?

«Герой нашего времени» — первый русский реалистический психо-логический роман в прозе. В предисловии к «Журналу Печорина» Лер-монтов пишет: «История души человеческой, хотя бы самой мелкой души, едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа...» Вот раск-рыть эту-то «историю души человеческой» и поставил задачей Лермонтов в своем романе. Его внимание особенно обращено на раскрытие сложного и противоречивого характера главного героя.

Роман состоит из пяти повестей, имеющих каждая свой жанр, свой сю-жет и свое заглавие. Но главный герой объединяет все части повести в нечто цельное, в единый роман. И вот, если взять историю Печорина, изобража-емую в романе, то события его жизни располагаются в такой последова-тельности.

Бывший гвардейский офицер, за что-то переведенный на Кавказ, Пе-чорин едет к месту своего назначения. По дороге он заезжает в Тамань и переживает приключение, о котором рассказывается в одноименной по-вести. Отсюда он приезжает в Пятигорск («Княжна Мери»). За дуэль с Грушницким он сослан на службу в крепость. Во время службы в крепости происходят события, описанные в повестях «Бэла» и «Фаталист». Прохо-дит несколько лет. Печорин, вышедший в отставку, уезжает в Персию, и по дороге встречается в последний раз с Максимом Максимычем («Максим Максимыч»). Лермонтов нарушает этот порядок повестей. На первое место он ставит повесть «Бэла», потом — «Максим Максимыч», далее идет «Та-мань», «Княжна Мери», и заканчивается роман повестью «Фаталист».

Располагая повести в такой последовательности, Лермонтов преследо-вал цель, вытекающую из идейного замысла, — шире и глубже раскрыть сложную натуру Печорина. В «Бэле» образ Печорина дается в восприятии Максима Максимыча, простого армейского штабс-капитана, плохо разби-рающегося в душевных тонкостях Печорина. В «Максиме Максимыче» мы уже не только слышим рассказ о Печорине: мы видим его, о нем нам говорит проезжий офицер, вымышленный автор повести, который находится на од-ном социально-культурном уровне с Печориным. Он рисует нам внешность главного героя, на наших глазах происходит встреча Печорина с Максимом Максимычем. А последние три повести — это история жизни Печорина, написанная им самим. Эта история дается то в виде дневника («Княжна Мери»), то в форме записок, которые герой составил уже спустя некоторое время после пережитых событий. Лермонтов подчеркивает, что исповедь Печорина вполне искренняя, что он (Печорин) был строгим судьей самому себе и «беспощадно выставлял наружу собственные слабости и пороки».

Чтобы полнее раскрыть душевный мир главного героя романа, Лермон-тов противопоставляет Печорина, с одной стороны, людям простым и цель-ным, близким к природе (Максим Максимыч, Бэла, Азамат, контрабан-дисты) и, с другой — дворянскому обществу, собравшемуся на целебных водах Пятигорска и Кисловодска. Только один персонаж не противопостав-ляется, а сопоставляется с Печориным — доктор Вернер. Материал с сайта

Помогает всестороннему раскрытию образа Печорина и непосредствен-ный отзыв о нем Лермонтова, данный в двух предисловиях: ко всему ро-ману и к «Журналу Печорина».

Природа, изображаемая в романе, неразрывно связана с переживания-ми героя, окрашивается его настроением. Бытовая сторона жизни Печори-на мало интересует автора, поэтому он редко сообщает детали бытового ха-рактера. Нет в «Герое нашего времени» и широкой картины общественно- экономической жизни России, какую дал Пушкин в «Евгении Онегине». Белинский сказал о Печорине: «Это Онегин нашего времени. Несходство их между собой гораздо меньше расстояния между Онегою и Печорою». Герцен тоже назвал Печорина «младшим братом Онегина».

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

В предисловии к роману “Герой нашего времени” Лермонтов определяет свою писательскую задачу - нарисовать “современного человека”, “портрет, составленный из пороков всего нашего поколения”. Белинский назвал роман “грустной думой о нашем времени”.
Особенность романа в том, что портрет времени рисуется как история одной человеческой души. Сам Печорин, размышляя о своей жизни, находит в ней много общего с судьбой своего поколения. “Мы не способны более к великим жертвам ни для блага человечества, ни даже для собственного нашего счастья, потому что знаем его невозможность и равнодушно переходим от сомнения к сомнению”.
Задача воссоздать историю одной души позволила Лермонтову нарисовать сложный и противоречивый характер героя. В поступках и мыслях Печорина много жестокого и эгоистичного. Он подчеркнуто холодно обходится с Максимом Максимычем, который восторженно встретил его после долгой разлуки; является причиной гибели Бэлы; играет чувствами княжны Мери, поэтому она считает, что он “хуже убийцы”. Он цинично рассуждает о дружбе (“Из двух друзей всегда один раб другого”), о любви (“Женщины любят только тех, кого не знают”), о счастье (“А что такое счастье? Насыщенная гордость”), о страданиях и радостях других только в отношении к себе. Печорин приносит страдания всем, с кем встречается: Бэле, “честным контрабандистам”, Мери, Грушницкому, Максиму Максимычу.
Но это не мешает ему со всей строгостью относиться к самому себе. Он называет себя “нравственным калекой”, “палачом” (“я разыгрываю жалкую роль палача”, “я играл роль топора в руках судьбы”). Он осознает, что прожил жизнь пустую и бесцельную: “Зачем я жил? Для какой цели я родился?” Он не видит смысла и радости в жизни: “Я - как человек, зевающий на бале, который не едет спать только потому, что еще нет его кареты”. Однако душа Печорина состоит не только из темных сторон. Это герой, который жаждет любви, добра и красоты, способный на добро. Иногда наружу прорывается его “холодное, бессильное отчаяние”. Лермонтов изображает его потрясение смертью Бэлы (хотя и скрываемое от посторонних глаз), его страстную трагическую любовь к Вере, способность чувствовать природу (в сцене перед дуэлью с Грушницким).
Обаяние личности Печорина - в его остром уме, в умении взглянуть на себя со стороны, в силе характера, в желании самому творить свою судьбу. “Я всегда смелее иду вперед, когда не знаю, что меня ожидает”. Даже в жалком Трутницком он надеется увидеть пробуждение благородства и совести.
При всей самобытности и уникальности личности Печорина его жизнь - “ровный путь без цели”. Это трагедия “героя своего времени”. На что мог направить свои богатые душевные возможности Печорин? Социально-психологические условия эпохи, требующие слепого повиновения традициям и послушания, не дают простора и истинного смысла жизни такой личности.
Разочарование и скептицизм - тоже черта времени. Характеризуя печоринское поколение, Герцен писал: “Вынужденные молчать, мы научились, замыкаясь в себе, вынашивать свои мысли - и какие мысли!.. То были сомнения, отрицания, мысли, полные ярости”.