Изображение войны в романе «Война и мир. Военные события в романе Л.Толстого «Война и мир Война и мир главы с изображение войны

«Я не знаю никого, кто писал бы о войне лучше Толстого»

Эрнест Хемингуэй

Многие писатели используют реальные исторические события для сюжетов своих произведений. Одним из самых часто описываемых событий является война – гражданская, отечественная, мировая. Особое внимание заслуживает отечественная война 1812 года: Бородинское сражение, сожжение Москвы, изгнание французского императора Наполеона. В русской литературе представлено подробное изображение войны в романе «Война и мир» Толстого Л.Н. Писатель описывает конкретные военные сражения, разрешает читателю увидеть реальных исторических деятелей, дает собственную оценку произошедших событий.

Причины войны в романе «Война и мир»

Л.Н.Толстой в эпилоге повествует нам об «этом человеке», «без убеждений, без привычек, без преданий, без имени, даже не француз…», который и есть Наполеон Бонапарт, желавший завоевать весь мир. Главным противником на его пути была Россия – огромная, сильная. Разными обманными путями, жестокими сражениями, захватами территорий Наполеон двигался потихоньку с своей цели. Ни Тильзитский мир, ни союзники России, ни Кутузов не могли остановить его. Хотя Толстой говорит, что «чем более мы стараемся разумно объяснить эти явления в природе, тем они становятся для нас неразумнее, непонятнее», все же в романе «Война и мир» причина войны – это Наполеон. Стоя у власти Франции, подчинив себе часть Европы, ему не хватало великой России. Но Наполеон ошибся, он не рассчитал силы и проиграл эту войну.

Война в романе «Война и мир»

Сам Толстой представляет это понятие так: «Миллионы людей совершали друг против друга такое бесчисленное количество злодеяний…, которого в целые века не соберет летопись всех судов мира и на которые, в этот период времени, люди, совершавшие их, не смотрели как на преступления». Через описание войны в романе «Война и мир» Толстой нам дает понять, что сам ненавидит войну за ее жестокость, убийства, предательства, бессмысленность. Он вкладывает суждения о войне и в уста своих героев. Так Андрей Болконский говорит Безухову: «Война не любезность, а самое гадкое дело в жизни, и надо понимать это и не играть в войну». Мы видим, что нет наслаждения, удовольствия, удовлетворения своих желаний от кровопролитных действий против другого народа. В романе определенно ясно, что война в изображении Толстого – это «противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие».

Главное сражение войны 1812 года

Еще в I и II томах романа Толстой рассказывает о военных кампаниях 1805-1807 годов. Шенграбенское, Аустерлицкое сражения проходят через призму писательских размышлений и выводов. Но в войне 1812 года во главу угла писатель ставит Бородинское сражения. Хотя тут же задает себе и читателям вопрос: «Для чего было дано Бородинское сражение?

Ни для французов, ни для русских оно не имело ни малейшего смысла». Но именно Бородинское сражение стало точкой отсчета до победы русской армии. Л.Н.Толстой дает подробное представление о ходе войны в «Войне и мире». Он описывает каждое действие русской армии, физическое и душевное состояние солдат. По собственной оценке писателя ни Наполеон, ни Кутузов, ни тем более Александр I не предполагали такого исхода этой войны. Для всех Бородинское сражение явилось незапланированным и непредвиденным. В чем концепция войны 1812 года, герои романа не понимают, как не понимает и Толстой, как не понимает и читатель.

Герои романа «Война и мир»

Толстой дает читателю возможность посмотреть на своих героев со стороны, увидеть их в действии в определенных обстоятельствах. Показывает нам Наполеона перед выходом на Москву, который осознавал все пагубное положение армии, но шел вперед к своей цели. Он комментирует его идеи, мысли, действия.

Мы можем наблюдать за Кутузовым – главным исполнителем народной воли, который предпочел наступлению «терпение и время».

Перед нами Болконский, перерожденный, нравственно выросший и любящий свой народ. Пьер Безухов в новом понимании всех «причин бед человеческих», прибывший в Москву с целью убить Наполеона.

Мужики-ополченцы «с крестами на шапках и в белах рубашках, которые с громким говором и хохотом, оживленные и потные», готовых в любой момент умереть за родину.

Перед нами император Александр I, отдавший, наконец, «бразды управления войной» в руки «всезнающему» Кутузову, но так до конца и не понимающий истинного положения России в этой войне.

Наташа Ростова, бросившая все семейное имущество и отдавшая подводы раненым солдатам, чтобы те успели выехать из разгромленного города. Она ухаживает за раненым Болконским, отдавая ему все свое время и расположение.

Петя Ростов, так нелепо погибший без настоящего участия в войне, без подвига, без сражения, который тайно от всех «записался в гусары». И еще многие и многие герои, которые встречаются нам в нескольких эпизодах, но достойны уважения и признания в истинном патриотизме.

Причины победы в войне 1812 года

В романе Л.Н.Толстой высказывает мысли о причинах победы России в Отечественной войне: «Никто не станет спорить, что причиной гибели французских войск Наполеона было, с одной стороны, вступление их в позднее время без приготовления к зимнему походу вглубь России, а с другой стороны, характер, который приняла война от сожжения русских городов и возбуждения ненависти к врагу в русском народе». Для русского народа победа в Отечественной войне явилась победой русского духа, русской силы, русской веры в любых обстоятельствах. Тяжелы были последствия войны 1812 года для французской стороны, а именно для Наполеона. Это был крах его империи, крах его надежд, крах его величия. Наполеон не только не завладел всем миром, он не смог остаться в Москве, а бежал впереди своей армии, отступая с позором и провалом всей военной кампании.

Мое сочинение на тему «Изображение войны в романе «Война и мир» очень кратко рассказывает о войне в романе Толстого. Только после внимательного прочтения всего романа можно оценить все мастерство писателя и откроете для себя интересные страницы военной истории России.

Тест по произведению

ИЗОБРАЖЕНИЕ ВОЙНЫ НА СТРАНИЦАХ РОМАНА

Л.Н.ТОЛСТОГО «ВОЙНА и МИР»

ЦЕЛЬ УРОКА : идейно-художественные особенности изображения войны; проследить изображение Отечественной войны, исходя из взглядов Толстого на историю.

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ : лекция с элементами беседы, сообщения учащихся

ОБОРУДОВАНИЕ : индивидуальные карточки, фрагменты видеофильма, таблица «Изображение войны на страницах романа»

ХОД УРОКА

1. Орг. момент.

2. Проверка домашнего задания.

3. Вступительное слово учителя.

Идя вслед за Толстым, мы должны разобраться в характере войны, которая ярко изображается на страницах романа, познакомимся с историческими событиями эпохи, увидим, как по-разному ведет себя человек на войне, как относится автор к войне. И снова мы встретимся с толстовским «срывание всех и всяческих масок» и контрастным сопоставлением разных групп героев.

4. Беседа.

ИЗОБРАЖЕНИЕ ВОЙНЫ 1805-1807 ГГ.

Повествование переносится на поля сражения в Австрию, появляется много новых героев: Александр I, австрийский император Франц, Наполеон, командующие армиями Кутузов и Мак, военачальники Багратион, Вейротер, рядовые командиры, штабные офицеры…и основная масса – солдаты: русские, французские, австрийские, гусары Денисова, пехота (рота Тимохина), артиллеристы (батарея Тушина), гвардия. Такая многогранность является одной из особенностей стиля Толстого.

- Каковы были цели войны и как смотрели на войну ее непосредственные участники?

Русское правительство вступило в войну из боязни распространения революционных идей и желания воспрепятствовать захватнической политике Наполеона. Толстой удачно выбрал для начальных глав войне сцену смотра в Бранау. Идет смотр людям и снаряжению.

- Что он покажет? Готова ли русская армия к войне? Считают ли солдаты цели войны справедливыми, понимают ли они их? (Зачитать гл.2)

Эта массовая сцена передает общность настроения солдат. Крупным планом выделяется образ Кутузова. Начиная смотр в присутствии австрийских генералов, Кутузов хотел убедить последних в том, что русская армия не готова к походу и не должна идти на соединение с армией генерала Мака. Для Кутузова эта война не была священным и необходимым делом, поэтому его цель – удержать армию от боя.

ВЫВОД: непонимание солдатами целей войны, отрицательное отношение к ней Кутузова, недоверие между союзниками, бездарность австрийского командования, нехватка провианта, общее состояние неразберихи – вот что дает сцена смотра в Бранау. Главная особенность изображения войны в романе – автор сознательно показывает войну не в героическом плане, а акцентирует внимание на « крови, страданиях, смерти».

Какой же выход может быть найден для русской армии?

Шенграбенское сражение, предпринятое по инициативе Кутузова, дало русской армии возможность выйти на соединение со своими частями, шедшими из России. История этого сражения еще раз подтверждает опытность и стратегический талант Кутузова – полководца. Отношение его к войне, как при смотре войск в Бранау, осталось прежним: Кутузов считает войну ненужной; но здесь речь шла о спасении армии, и автор показывает, как действует полководец в этом случае.

ШЕНГРАБЕНСКОЕ СРАЖЕНИЕ.

- Кратко охарактеризуйте план Кутузова.

Этот « великий подвиг», как назвал его Кутузов, был нужен для спасения всей армии, и поэтому Кутузов, так берегший людей, пошел на это. Толстой еще раз подчеркивает опытность и мудрость Кутузова, его умение найти выход в сложной исторической обстановке.

Что такое трусость и героизм, подвиг и воинский долг – эти моральные качества понятны всем. Проследим контраст между поведением Долохова и штабных, с одной стороны, и Тушина, Тимохина с солдатами – с другой.(гл.20-21).

Рота Тимохина

Вся рота Тимохина проявила героизм. В условиях растерянности, когда застигнутые врасплох войска побежали, рота Тимохина «одна в лесу удержалась в порядке и, засев в канаву у леса, неожиданно атаковала французов». Толстой видит героизм роты в их мужестве и дисциплинированности. Тихий, до боя казавшийся нескладным, командир роты Тимохин сумел удержать роту в порядке. Рота выручила остальных, взяла пленных и трофеи.

Поведение Долохова

После боя один Долохов похвалился своими заслугами и ранением. Храбрость его показная, ему свойственна самоуверенность и выпячивание себя на первый план. Настоящий же героизм совершается без расчета и выпячивание своих подвигов.

Батарея Тушина.

На самом жарком участке, в центре сражения, без прикрытия находилась батарея Тушина. Более тяжелой обстановки в Шенграбенском сражении ни у кого не было, тогда как результаты стрельбы батареи были наибольшими. В этом трудном бою капитан Тушин не испытывал ни малейшего страха. Рассказать о батарее и Тушине. В Тушине Толстой открывает прекрасного человека. Скромность, самоотверженность, с одной стороны, решительность, мужество, с другой, основывающиеся на чувстве долга, это и есть толстовская норма поведения человека в бою, которая определяет истинный героизм.

АУСТЕРЛИЦКОЕ СРАЖЕНИЕ (ч.3, гл.11-19)

Это композиционный центр, к нему идут все нити бесславной и никому ненужной войны.

Отсутствие нравственного стимула для ведения войны, непонятность и чуждость ее целей солдатам, недоверие между союзниками, неразбериха в войсках – все это было причиной поражения русских. По мнению Толстого, именно в Аустерлице подлинный конец войны 1805-1807 гг., так как Аустерлиц выражает суть кампании. « Эпоха наших неудач и срама» - так определил эту войну сам Толстой.

Аустерлиц стал эпохой позора разочарований не только всей России, но и отдельных героев. Совсем не так, как ему хотелось бы, вел себя Н. Ростов. Даже встреча на поле боя с государем, которого Ростов обожал, не принесла ему радости. С ощущением величайшего разочарования в Наполеоне, бывшем раньше его героем, лежит на Праценской горе и князь Андрей. Наполеон представился ему маленьким, ничтожным человечком. Ощущение разочарования в жизни в результате осознания ошибок, совершенных героями. В этом плане примечательно, что рядом с аустерлицкими батальными сценами стоят главы, повествующие о женитьбе Пьера на Элен. Для Пьера это его Аустерлиц, эпоха его позора и разочарования.

ВЫВОД: Всеобщий Аустерлиц – таков итог 1 тома. Страшная, как всякая война, уничтожением человеческой жизни, эта война не имела, по Толстому, хотя бы объясняющей ее неизбежность цели. Затеянная ради славы, ради честолюбивых интересов русских придворных кругов она была непонятна и не нужна народу и поэтому завершилась Аустерлицем. Такой исход был тем позорнее, что русская армия могла быть мужественной и героической, когда ей хоть сколько-нибудь были понятны цели сражения, как это было при Шангребене.

ИЗОБРАЖЕНИЕ ВОЙНЫ 1812 ГОДА

1. « Переправа французов через Неман» (часть 1, гл. 1-2)

Французский лагерь. Почему же «должны были миллионы людей, отрекшись от своих человеческих чувств и своего разума, идти на Восток с Запада и убивать себе подобных»

Во французской армии есть единство – и среди солдат, и между ними и императором. НО единство это было корыстным, единством захватчиков. Но это единство непрочное. Потом автор покажет, как оно распадается в решительную минуту. Это единство выражается в слепой любви солдат к Наполеону и принятии ее Наполеоном как должное(гибель уланов при переправе! Они гордились, что умирают на глазах своего императора! Но тот даже не смотрел на них!).

2. Оставление русскими своих земель. Смоленск(часть2, гл. 4), Богучарово(часть 2 гл. 8), Москва(часть 1 гл. 23)

Единство же русских людей основано на другом – на ненависти к захватчикам, на любви и привязанности к родной земле и людям, живущей на ней.

БОРОДИНСКОЕ СРАЖЕНИЕ (том 3, часть 2, гл. 19-39)

Это кульминация всего действия, т.к. во-первых, Бородинское сражение было поворотным моментом, после которого французское наступление захлебнулось; во-вторых, это точка пересечения судеб всех героев. Желая доказать, что Бородинское сражение было только нравственной победой русской армии, Толстой вводит в роман план сражения. Большинство сцен до и вот время боя показано глазами Пьера, так как Пьер, ничего не понимающий в военном деле, воспринимает войну с психологической точки зрения и может наблюдать за настроением участников, а оно-то, по Толстому, и является причиной победы. Все говорят о необходимости победы при Бородине, об уверенности в ней: « Одно слово – Москва», «Завтра, что бы там ни было, мы выиграем сражение». Князь Андрей высказывает главную для понимания войны мысль: речь идет не об абстрактном жизненном пространстве, а о той земле, в которой лежат наши предки, за эту землю идут в бой солдаты.

И в этих условиях нельзя ни «себя жалеть», ни «великодушничать» с врагом. Толстой признает и оправдывает оборонительную и освободительную войну, войну за жизнь отцов и детей. Война – это « самое гадкое дело в жизни». Это говорит Андрей Болконский. Но когда тебя хотят убить, лишить свободы, тебя и твою землю, тогда бери дубину и рази врага.

1. Настроение французского лагеря (гл.26-29)

2. Батарея Раевского (гл. 31-32)

3. Поведение Наполеона и Кутузова в битве (гл. 33-35)

4. Ранение князя Андрея, его мужество (гл. 36-37)

Как итог Бородинского сражения звучит вывод Толстого о нравственной победе русских (гл. 39).

5. Ответить на вопросы:

1. Война 1805-1807гг. Дать характеристику.

2. Готова ли русская армия к войне?

3. Почему была одержана победа в Шенграбенском сражении?

4. Почему русская армия потерпела поражение под Аустерлицем?

5. Кто из героев романа терпит свой « Аустерлиц»?

6. Отечественная война 1812 года. Дать характеристику.

7. Понятны ли русским солдатам ее цели?

8. Почему, по мнению Толстого, под Бородином русской армией была одержана нравственная победа?

9. Охарактеризуйте партизанскую войну? Какую роль она сыграла в победе русской армии над французскими захватчиками?

10. Какую роль сыграла Отечественная война 1812 года в судьбе героев романа?

6. Подведение итогов урока.

7. Домашнее задание.

1. Ответить на вопросы:

    Соответствуют ли реальным историческим личностям образы Кутузова и Наполеона в романе?

    Кому противопоставлены и на кого похожи в романе эти герои?

4. Почему Толстой отрицательно относится к Наполеону и с любовью к Кутузову?

5. Претендует ли Кутузов на роль героя в истории? А Наполеон?

2. Подготовить сообщение: «Наполеон» и «Кутузов» Историческая справка.

Роман-эпопея Л.Н.Толстого «Война и мир» посвящена славной эпохе Отечественной войны 1812 года и ее предыстории.

В изображении войны Толстой использовал тот же художественный принцип, который лежал в основе «Севастопольских рассказов». Все события даются с точки зрения непосредственного участника сражения. В этой роли выступает сначала князь Андрей Болконский (Шенграбенское и Аустерлицкое сражение), а затем Пьер Безухов (Бородино). Этот прием позволяет читателю окунуться в самую гущу событий, приблизиться к пониманию хода и смысла сражения. При этом Л.Н.Толстой следует пушкинскому принципу освещения исторических событий. Автор словно пропускает через свой роман грандиозный поток жизни, в котором переплетаются масштабные события и индивидуальные судьбы. Поворотные моменты в жизни героев напрямую зависят от исхода крупных военных сражений. Например, после Аустерлица князь Андрей коренным образом изменил свои взгляды на жизнь. После Бородинской битвы Пьер стал как никогда близок народу. Образное раскрытие эпохи помогает ярче, нагляднее представить себе ее ход и значение.

Военные картины романа - это своеобразные сцены. Они относительно самостоятельны по отношению к другим эпизодам произведения. Каждое сражение открывается своей экспозицией. В ней автор говорит о причинах битвы, соотношении сил, приводит диспозиции, планы, чертежи. Часто при этом он спорит с военной теорией. Затем читатель наблюдает все поле битвы с определенной высоты, видит расстановку войск. Само сражение описывается в нескольких коротких, ярких сценах. После этого автор подводит своеобразный итог происходящему.

Именно военные эпизоды являются композиционными центрами всего романа. Все они сцеплены между собой. Кульминацией всего произведения является Бородинское сражение. Здесь сходятся все сюжетные линии.
Участники битвы, исторические события даются с точки зрения простого народа. Толстой первым показал истинных героев войны, ее настоящий облик.
Ключевыми сражениями романа-эпопеи являются Шенграбенское, Аустерлицкое, Бородинское. Автор четко разделяет военную среду на карьеристов, которые хотят лишь чинов и наград, и скромных тружеников войны, солдат, крестьян, ополченцев. Именно они решают исход сражения, ежеминутно совершая никому неведомый подвиг.

Первую битву при Шенграбене мы наблюдаем глазами князя Андрея Болконского. Фельдмаршал Кутузов направлялся со своими войсками по дороге из Кремса в Ольминс. Наполен хотел окружить его на середине пути, в Цнайме. Чтобы сберечь жизнь солдат, Кутузов принимает мудрое решение. Он посылает в Цнайм обходным горным путем отряд Багратиона и дает приказ удерживать огромную армию французов. Багратиону удалось сделать невероятное. Утром его войска подошли к деревне Шенграбен раньше, чем армия Наполеона. Генерал Мюрат испугался и принял небольшой отряд Багратиона за все русское войско.

Центр самой битвы - батарея Тушина. Перед сражением князь Андрей чертил план сражения, обдумывал наилучшие шаги. Но на месте боевых действий понял, что все происходит совсем не так, как было задумано. Во время битвы просто невозможно организованное руководство, полный контроль над событиями. Поэтому Багратион добивается только одного - поднятия духа армии. Именно дух, настрой каждого солдата определяет всю битву.
Среди общего хаоса князь Андрей видит батарею скромного Тушина. Еще недавно в палатке маркитанта он выглядел обыкновенным, мирным человеком, стоял разувшись. А теперь, занимая самую невыгодную диспозицию, находясь под непрерывным обстрелом, он проявляет чудеса храбрости. Себе Тушин кажется большим и сильным. Но вместо награды или похвалы его отчитывают на совете после битвы за то, что он посмел выступить без приказа. Если бы не слова князя Андрея, никто бы не узнал о его подвиге.
Шенграбенская победа стала залогом победы при Бородине.

В канун Аустерлицкой битвы князь Андрей искал лавров, мечтал повести за собой армию. Военачальники не сомневались в том, что силы противника ослаблены. Но народ устал от бессмысленного кровопролития, был равнодушен к выгодам штаба и двух императоров. Они досадовали на засилье в своих рядах немцев. В итоге это вылилось в хаос и беспорядок на поле боя. Князь Андрей совершил долгожданный подвиг на виду у всех, с древком знамени повел за собой убегающих солдат, но этот героизм не принес ему счастья. Даже похвала Наполеона показалась ему ничтожной в сравнении с бескрайним и спокойным небом.

Толстому удалось удивительно точно, психологично отразить состояние раненого человека. Последнее, что видел князь Андрей перед разорвавшимся снарядом, была драка француза и русского из-за банника. Ему казалось, что снаряд пролетит мимо и не заденет его, но это было иллюзией. Герою чудилось, что в его тело вонзили что-то тяжелое и мягкое. Но главное - князь Андрей осознал ничтожность войны, разрушений в сравнении с огромным миром. На Бородинском поле он скажет Пьеру истину, которую осознал после участия в этих событиях: «Сражение выигрывает тот, кто твердо решил его выиграть».

Русские войска одержали нравственную победу в Бородинской битве. Они не могли отступать, дальше была лишь Москва. Наполеон был поражен: обычно, если битва не выигрывалась в течение восьми часов, можно было говорить о ее поражении. Французский император впервые увидел небывалое мужество русских солдат. Хотя убито было не меньше половины войска, оставшиеся воины продолжали сражаться так же твердо, как и в начале.

На французов обрушилась и «дубина народной войны».

Все сражение передается глазами Пьера, человека невоенного. Он находится в самом опасном месте - на батарее Раевского. В его душе возникает небывалый подъем. Пьер своими глазами видит, что люди идут на смерть, но преодолевают свой страх, держатся строем, до конца выполняют долг.

Князь Андрей совершает свой главный подвиг. Даже находясь в резерве, он подает пример мужества своим офицерам, не преклоняет голову. Здесь князь Андрей получает смертельное ранение.

В битве действует собирательный образ народа. Каждого участника сражения направляет и согревает та «скрытая теплота патриотизма», которая является главной чертой русского национального характера. Кутузову удалось тонко почувствовать дух, силу русской армии. Он во многом знал исход сражений, но никогда не сомневался в победе своих солдат.

В своем романе Л.Н.Толстому удалось мастерски сочетать обзоры масштабных исторических сражений и описание душевных переживаний человека на войне. В этой особенности и проявился гуманизм автора.

«Я не знаю никого, кто писал бы о войне лучше Толстого»

Эрнест Хемингуэй

Многие писатели используют реальные исторические события для сюжетов своих произведений. Одним из самых часто описываемых событий является война – гражданская, отечественная, мировая. Особое внимание заслуживает отечественная война 1812 года: Бородинское сражение, сожжение Москвы, изгнание французского императора Наполеона. В русской литературе представлено подробное изображение войны в романе «Война и мир» Толстого Л.Н. Писатель описывает конкретные военные сражения, разрешает читателю увидеть реальных исторических деятелей, дает собственную оценку произошедших событий.

Причины войны в романе «Война и мир»

Л.Н.Толстой в эпилоге повествует нам об «этом человеке», «без убеждений, без привычек, без преданий, без имени, даже не француз…», который и есть Наполеон Бонапарт, желавший завоевать весь мир. Главным противником на его пути была Россия – огромная, сильная. Разными обманными путями, жестокими сражениями, захватами территорий Наполеон двигался потихоньку с своей цели. Ни Тильзитский мир, ни союзники России, ни Кутузов не могли остановить его. Хотя Толстой говорит, что «чем более мы стараемся разумно объяснить эти явления в природе, тем они становятся для нас неразумнее, непонятнее», все же в романе «Война и мир» причина войны – это Наполеон. Стоя у власти Франции, подчинив себе часть Европы, ему не хватало великой России. Но Наполеон ошибся, он не рассчитал силы и проиграл эту войну.

Война в романе «Война и мир»

Сам Толстой представляет это понятие так: «Миллионы людей совершали друг против друга такое бесчисленное количество злодеяний…, которого в целые века не соберет летопись всех судов мира и на которые, в этот период времени, люди, совершавшие их, не смотрели как на преступления». Через описание войны в романе «Война и мир» Толстой нам дает понять, что сам ненавидит войну за ее жестокость, убийства, предательства, бессмысленность. Он вкладывает суждения о войне и в уста своих героев. Так Андрей Болконский говорит Безухову: «Война не любезность, а самое гадкое дело в жизни, и надо понимать это и не играть в войну». Мы видим, что нет наслаждения, удовольствия, удовлетворения своих желаний от кровопролитных действий против другого народа. В романе определенно ясно, что война в изображении Толстого – это «противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие».

Главное сражение войны 1812 года

Еще в I и II томах романа Толстой рассказывает о военных кампаниях 1805-1807 годов. Шенграбенское, Аустерлицкое сражения проходят через призму писательских размышлений и выводов. Но в войне 1812 года во главу угла писатель ставит Бородинское сражения. Хотя тут же задает себе и читателям вопрос: «Для чего было дано Бородинское сражение?

Ни для французов, ни для русских оно не имело ни малейшего смысла». Но именно Бородинское сражение стало точкой отсчета до победы русской армии. Л.Н.Толстой дает подробное представление о ходе войны в «Войне и мире». Он описывает каждое действие русской армии, физическое и душевное состояние солдат. По собственной оценке писателя ни Наполеон, ни Кутузов, ни тем более Александр I не предполагали такого исхода этой войны. Для всех Бородинское сражение явилось незапланированным и непредвиденным. В чем концепция войны 1812 года, герои романа не понимают, как не понимает и Толстой, как не понимает и читатель.

Герои романа «Война и мир»

Толстой дает читателю возможность посмотреть на своих героев со стороны, увидеть их в действии в определенных обстоятельствах. Показывает нам Наполеона перед выходом на Москву, который осознавал все пагубное положение армии, но шел вперед к своей цели. Он комментирует его идеи, мысли, действия.

Мы можем наблюдать за Кутузовым – главным исполнителем народной воли, который предпочел наступлению «терпение и время».

Перед нами Болконский, перерожденный, нравственно выросший и любящий свой народ. Пьер Безухов в новом понимании всех «причин бед человеческих», прибывший в Москву с целью убить Наполеона.

Мужики-ополченцы «с крестами на шапках и в белах рубашках, которые с громким говором и хохотом, оживленные и потные», готовых в любой момент умереть за родину.

Перед нами император Александр I, отдавший, наконец, «бразды управления войной» в руки «всезнающему» Кутузову, но так до конца и не понимающий истинного положения России в этой войне.

Наташа Ростова, бросившая все семейное имущество и отдавшая подводы раненым солдатам, чтобы те успели выехать из разгромленного города. Она ухаживает за раненым Болконским, отдавая ему все свое время и расположение.

Петя Ростов, так нелепо погибший без настоящего участия в войне, без подвига, без сражения, который тайно от всех «записался в гусары». И еще многие и многие герои, которые встречаются нам в нескольких эпизодах, но достойны уважения и признания в истинном патриотизме.

Причины победы в войне 1812 года

В романе Л.Н.Толстой высказывает мысли о причинах победы России в Отечественной войне: «Никто не станет спорить, что причиной гибели французских войск Наполеона было, с одной стороны, вступление их в позднее время без приготовления к зимнему походу вглубь России, а с другой стороны, характер, который приняла война от сожжения русских городов и возбуждения ненависти к врагу в русском народе». Для русского народа победа в Отечественной войне явилась победой русского духа, русской силы, русской веры в любых обстоятельствах. Тяжелы были последствия войны 1812 года для французской стороны, а именно для Наполеона. Это был крах его империи, крах его надежд, крах его величия. Наполеон не только не завладел всем миром, он не смог остаться в Москве, а бежал впереди своей армии, отступая с позором и провалом всей военной кампании.

Мое сочинение на тему «Изображение войны в романе «Война и мир» очень кратко рассказывает о войне в романе Толстого. Только после внимательного прочтения всего романа можно оценить все мастерство писателя и откроете для себя интересные страницы военной истории России.

Тест по произведению

Во всем мире со времен Гомера и поныне нет литературного творения, которое с такой всеобъемлющей простотой обрисовало бы жизнь так, как это сделал Лев Толстой в эпопее «Война и мир».

Роман глубокий, как жизнь

В произведении нет главных героев в привычном понимании этого слова. Русский гений впустил на страницы книги поток жизни, который то громыхает войной, то затихает миром. И в этом потоке живут обыкновенные люди, которые являются его органичными частичками. Они иногда влияют на него, но чаще несутся вместе с ним, решая свои ежедневные проблемы и конфликты. И даже война в романе «Война и мир» изображена правдиво и жизненно. Нет героизации в романе, но нет и нагнетания страстей. Обыкновенные люди живут в условиях войны и мира, и проявляют себя именно так, как это созвучно их внутреннему состоянию.

Без художественного упрощения

Тема войны в романе «Война и мир» искусственно не выпячивается автором. Она занимает именно столько места в произведении, сколько занимала в реальной жизни русского народа в начале XIX века. А ведь Россия на протяжении 12 лет вела постоянные войны, и тысячи людей были в них вовлечены. Европа в смуте, суть европейской души ищет новых Многие скатываются до «двуногих тварей», которых миллионы, но которые «метят в Наполеоны».

В первый раз князь Кутузов появляется на страницах романа перед битвой под Аустерлицем. Его разговор, глубокий и многозначительный, с Андреем Болконским, нам приоткрывает разгадку тайны той роли, которую сыграл Кутузов в судьбе своего народа. Образ Кутузова в «Война и мире» странен на первый взгляд. Это полководец, но его полководческих талантов писатель как бы и не замечает. Да они-то и были в нем, если сравнивать с Наполеоном и Багратионом, не слишком выдающимися. Так чем же он превзошел военного гения? А теми чувствами, той любовью, что вырвалась из его сердца под Аустерлицем, когда русские войска побежали: «Вот что болит!»

Лев Толстой беспощадно рисует логику войны. От полного уничтожения русскую армию в 1805 году спасает безвестный Тушин, а не полководческие таланты Багратиона и Кутузова. Нет сомнений, ферзь могучая фигура, но ее сила превращается в силу лошади без всадника, когда пешки отказываются за него умирать: лягается, да кусается, и все.

Отдельная тема - баталии

Для литераторов до Льва Толстого это была благодатная тема, которая помогала раскрывать перед читателями лучшие душевные качества героев произведений. А граф не был литератором и все «испортил». Он уловил звучание человеческих душ. Его герои поступают именно в соответствии с звучанием их душ, будь на дворе война или мир. Образ Наполеона в «Войне и мире» показан с самой верной стороны, а именно - в человеческой тональности. Он ничем не значительней той же Наташи Ростовой. Они оба равновеликие для жизни. И оба идут от баталии до баталии.

Только путь Наполеона пролег через кровь, а Наташи - через любовь. Наполеон и на миг не сомневается в том, что он руководит судьбами народов. Так звучит его душа. А ведь Наполеон всего лишь избран тем невероятным стечением обстоятельств, когда всем народам Европы в мозг вселилась страшная идея - убивать друг друга. И кто мог более соответствовать этой идее, как не Наполеон - недоразвитый карлик с переразвитым умом?

Сражения большие и малые

Описания сражений в романе «Война и мир» присутствуют в полном объеме, большие и маленькие, во время войны и во время мира. Отступление русских войск от границы тоже было сражением. «Когда же остановимся?» - нетерпеливо спрашивают у Кутузова молодые полководцы. «А тогда, когда все захотят сражаться», - ответил мудрый старый русский человек. Для них война - это игра и служба, на которой получают награды и продвижения по карьерной лестнице. А для одноглазого ветерана и народа - это жизнь, которая одна-единственная.

Бородинская битва является апогеем борьбы между двумя великими народами, но всего лишь эпизодом в жизни каждого, кто остался на белом свете после нее. Всего лишь день гремело сражение. И что-то изменилось в мире после него. Европа пришла в себя. Не тот путь развития она избрала. И Наполеон перестал быть ей нужен. Дальше только увядание. И ни полководческий гений, ни политический ум от этого его спасти уже не могли, потому что целый народ на Бородинском поле сказал, что он жаждет всем сердцем оставаться самим собой.

Рыцари войны

Описывается война в романе «Война и мир» с точек зрения различных людей. Среди них есть и такие, для которых война является родной стихией. который топором владел, как волк зубами; Долохов, бретер и игрок; Николай Ростов, уравновешенный и бесконечно храбрый человек; Денисов, поэт попоек и войны; великий Кутузов; Андрей Болконский - философ и харизматическая личность. Что их роднит между собой? А то, что, кроме войны, для них другой жизни не существует. Образ Кутузова в «Войне и мире» в этом отношении просто идеально нарисован. Его даже, как Илью Муромца, для спасения Отечества с печки стянули.

Это все рыцари войны, в головах которых не мировоззрение или воображение, а звериное чутье опасности. Кутузов мало чем отличается от Тихона Щербатого. Они оба не думают, не представляют, а чувствуют по-звериному, что есть опасность и откуда она грозит. Не тяжело представить себе спившегося Тихона, который побирается возле церкви. Николай Ростов в конце романа о чем-то беседует с Безуховым, но во всех разговорах ему видятся только батальные сцены.

В романе «Война и Мир» нет лжи ни обыкновенной, ни той, которая сказана ради Лев Толстой безжалостно справедлив в изображении своих героев. Он их не осуждает никогда, но и не расхваливает. Даже Андрея Болконского, казалось бы, своего любимого героя, он не делает образцом для подражания. С ним рядом жить - это мука, потому что он тоже рыцарь войны даже в мирное время. Смерть и предсмертная любовь Наташи были ему наградой, потому что он по сути своей души Наполеон, который страшнее реального Наполеона. Его все любили, а он - никого. Душевная мощь этого рыцаря войны сказывалась даже тогда, когда к нему перед смертью снизошло умиротворение. Под его влияние попал даже добрейший человек - Пьер Безухов с безграничным сердцем, а это уже такая опасность для мира, что хуже самой кровавой войны.

Раскол в небесах

Андрей Болконский лежал на поле под Аустерлицем и видел небеса. Над ним раскрылась бесконечность. И вдруг подъезжает Наполеон со свитой. «Вот - прекрасная смерть!», - молвил тот, кто ничего не смыслил ни в смерти, ни, тем более, в жизни. А что может понимать в данном вопросе тот, который не чувствует жизни в другом человеке? Вопрос риторический. И сцены войны в романе «Война и мир» все риторические.

Люди носятся по земле, стреляют друг в друга, вырывают куски хлеба из чужих ртов, унижают и обманывают близких своих. Зачем все это, когда небеса бездонно спокойны? Небеса расколоты, потому что в душах людских тоже раскол. Каждый желает жить рядом с добрым соседом, но в то же время наносит душевные раны именно доброму человеку.

Почему война и мир в жизни рядом?

Толстовское изображение войны в романе «Война и мир» неотделимо от изображения мира, потому что в реальной жизни они единосущны. А русский гений рисует именно реальную жизнь, а не то, что ему бы хотелось видеть вокруг себя. Его философские рассуждения в произведении довольно примитивные, но в них больше правды, чем в мыслях высоколобых ученых. Ведь человек не есть формула на бумаге.

Страсти говорят чаще сильнее разума. Каратаев не потому мудр, что умен, а потому, что жизнь впитал каждой частицей своего тела: от мозга до кончиков ногтей. В романе отражена единосущность бесконечного процесса жизни, в котором - бессмертие рода людского, а значит, и каждого человека в отдельности.

И треснул мир напополам - дымит разлом

Болконский на операционном столе, а рядом с ним пилят ногу Анатолю Курагину. И первая мысль в голове Андрея: «Зачем он здесь?» С такими мыслями любая сцена в жизни человеческой в единый миг готова обратиться в батальную сцену. Война в романе «Война и мир» не только там изображается, где стреляют пушки и бегут люди в штыковую атаку. Когда кричит мать об убитом младшем сыне, разве это не батальная сцена? А что может быть более батальным, чем то, когда два человека разговаривают о жизнях и смертях миллионов людей, которых оба и в глаза не видели? Расколот свет небесный на войну и мир, расколот.

Красота жизни в романе «Война и мир»

Лев Толстой безжалостен в изображении человеческих образов, безжалостен и в изображении самой жизни человеческой. Но красота ее видится в каждом слове великого романа. Безухов вытаскивает из огня ребенка, ищут мать. Кто-то сонно отвечает на вопросы, окаменев от бед. Но сам Безухов и его бездумные поступки воспринимаются читателями, как необычайная красота человеческой души.

А подслушанные Болконским восторги Наташи Ростовой в ночной тишине! И даже несчастная Соня со своей бездетно-яловой душой тоже имеет свою тоскливую, щемящую красоту. Она воевала за свое счастье и проиграла войну неумолимой судьбе. Война в романе «Война и мир» имеет тысячи оттенков, как и красота.

Невзрачный Тушин, который ядра руками бросает в неприятеля, вырастает в мифического прекрасного великана не только в его воображении. Он становится сродни тому дубу, с которым разговаривал Андрей Болконский. Сцена совещания генералов после подана в романе через восприятие ребенка. И как красиво выглядит то, как увидел и запомнил ребенок совещание: «Дедушка проснулся, и все его послушались»!

Дотянуться до небес

После написания романа «Война и мир», по мнению многих критиков, Льву Николаевичу Толстому только дважды удалось подняться на вершину сверхправдивого литературного искусства - в «Дьяволе» и в «Исповеди», но ненадолго.