Как исполняются частушки. Что такое частушка? Определение, виды и примеры частушек. История появления и развития

В статье рассказывается о том, что такое частушка, когда появилась подобная форма народного творчества, и какие виды частушек бывают.

Искусство

Давно доказано, что без искусства развитие нормального общества просто невозможно, и люди всегда уделяли ему большое значение. Тяга к каким-то его проявлениям, наверное, заложена в нас на генетическом уровне, и кроме людей, она присуща всем высокоразвитым животным. Ну и все мы помним о наскальных картинах, которые рисовали наши еще тогда человекообразные предки.

Со временем возник такой вид искусства, как народное, которое еще называют фольклором. Отличительная особенность его состоит в том, что песни, стихи, сказки и прочее создаются коллективом сочинителей, переходят из поколения в поколение и со временем теряют упоминание о первоначальных авторах. И еще одна его особенность - в том, что передается такое искусство устно. Относятся к нему и частушки. Но что такое частушка, когда она возникла и какие есть ее виды? В этом мы и разберемся.

Определение

Согласно энциклопедии, частушка - это один из жанров русского фольклора, который окончательно сформировался примерно во второй половине XIX века. И сам этот термин впервые был введен в употребление писателем Успенским при составлении им характеристики народных стихов. Если говорить о корнях частушек, то, скорее всего, ими являются плясовые и игровые припевки, собирательные хороводные песни, прибаутки скоморохов, детские дразнилки и короткие шутливые песни. Теперь мы знаем, что такое частушка. Рассмотрим же основные ее характерные черты.

Как правило, частушке свойственны злободневная тематика, какие-то афористические черты, необычные рифмы с метафорами и, главное, речитативное напевание, которое часто сопровождается импровизацией на различных музыкальных инструментах. Так что теперь нам известно, что такое частушка.

По одной из версий, название это происходит от глагола «частить». И если прислушаться к любой из частушек, то этот вариант кажется не лишенным логики. Теперь же рассмотрим более подробно характеристики частушек.

Характеристики

Чаще всего частушки создавались сельской молодежью, которая исполняла их под одну многократно повторяющуюся мелодию на разных инструментах во время гуляний. Основная эмоциональная составляющая частушек - это мажорность. Также, главным образом, частушки народные отличались любовно-бытовой, шутливой тематикой. Проще говоря, это были короткие веселые песенки на простые, всем близкие и знакомые темы, чем и обуславливалась их популярность. Но в те же годы существования СССР тематика частушек резко увеличилась, и некоторые из них имели политический смысл.

Являясь своеобразным поэтическим откликом на какие-то события, частушка часто появлялась как спонтанная импровизация. Отличается она также прямотой, экспрессией, обращением к конкретному лицу или группе людей, либо же какому-то социальному сословию.

Наиболее часто частушки народные писались хореем, в котором рифмовались 2-я и 4-а строка произведения. Также для частушек характерен богатый язык, красочность образов, сравнений, которые порой выходили за рамки языка литературного (попросту говоря, были нецензурными).

История

Встречаются некоторые факты и упоминания о коротких злободневных или просто веселых песенках еще в XVIII веке. Правда, все они довольно неубедительны. А потому принято считать, что частушка как жанр народного творчества зародилась в середине XIX века и особенно интенсивно развивалась в первые десятилетия становления советской власти.

Изначально многие считали, что частушки - это то, что нельзя принимать в качестве народного творчества, и подобный жанр может погубить народные песни, исказить их смысл и вообще придает русскому фольклору несерьезный, дурашливый оттенок. Против частушек, кстати, выступал сам Федор Шаляпин и многие другие деятели искусства начала XX века, считая их слишком пошлыми и глупыми. Правда, со временем все изменилось, и многие композиторы стали использовать остроту и своеобразие этого жанра. И в наше время частушки занимают важное место в числе жанров народного творчества. Так что мы разобрали, что такое частушки, определение этого жанра и его историю.

И, кстати, интересный факт: на Дону частушек никогда не было, кроме завезенных из других регионов. Связанно это было с тем, что донские казаки относились к такому жанру народного творчества весьма презрительно, считая его глупым и позорным.

Теперь же рассмотрим наиболее распространенные их виды.

Виды частушек

Существуют следующие их типы:

  • Лирические . Отличаются тем, что имеют всего 4 строки и слагаются на очень разные темы, необязательно веселые и простые.
  • Плясовые . Тоже содержат 4 строки, но имеют особый ритм, под который, как понятно из названия, удобно плясать и танцевать. К примеру, к такому типу относится знаменитая частушка «Яблочко».
  • Страдальческие . Обычно основной темой таких частушек была любовь, несчастная или неразделенная. Поются они медленно, тягуче. Распространены были по всей России, кроме Сибири.
  • Матаня . Используя это слово, те, кто пели подобные частушки, обращались ко своим женихам или невестам. Сам жанр был назван так потому, что слово это встречалось в тексте очень часто. Также составлялись они с использованием четырехстопного хорея.

Так что мы разобрали значение слова «частушки», определение этого народного творчества и его самые распространенные разновидности.

Тематика

Как в любом другом жанре, тематика частушек очень разнообразна. Но все же одними из основных всегда выступали любовные темы и бытовые. А в первые годы СССР тематикой частушек часто становилась активная политическая пропаганда нового строя. Таким образом их составители выражали равнодушие к политическим течениям. Правда, со временем петь песенки с таким смысловым содержанием стало опасно.

Ну а во времена распада СССР и так называемой перестройки появились частушки, в которых использовались иностранные слова. Также изменились и сама их тематика. В наше же время этот жанр уже не пользуется такой популярностью, как раньше.

Частушки как жанр. Внутрижанровая классификация частушек. Собственно частушки. Плясовые частушки. Частушки-страдания. Частушки типа “Семеновна”. Циклы частушек. Художественные средства в каждом из типов частушек. Язык и стиль. Своеобразие исполнения и бытования частушек.

Частушки – один из словесно-музыкальных лирических жанров русского фольклора, представляющий собой коротенькие рифмованные песенки на разные темы. Чаще частушки бывают четырехстрочные, реже состоят из шести или восьми строк, особой разновидностью являются двухстрочные частушки – «страдания». Частушки относятся к лирическому роду поэзии. Их главное назначение не в описании событий, а в передаче чувств и мыслей по поводу этих событий, разнообразных настроений и переживаний.

Частушки – самый молодой жанр русского фольклора, появление которого ученые относят к XIX в. Первым, кто обратил на них внимание, дал название и оценку, был писатель Глеб Успенский. Частушка стала быстро развиваться и приобретать все большую популярность, особенно у молодежи, так как она очень оперативна, умеет быстро откликаться на все события личной и общественной жизни.

Частушки иногда образно называют поэтической летописью народа, так как они необычайно тесно связаны с современностью, рассказывают о событиях, которые волнуют человека в данную минуту, о сегодняшнем, а не о вчерашнем дне. Поэтому частушки недолговечны, быстро уходят из репертуара, на смену старым приходят новые. По своему идейно-тематическому содержанию частушки необычайно разнообразны.

В дореволюционных частушках отражаются все важные события современности, экономика страны. В них рассказывается о несчастьях, которые принесли народу русско-японская и 1-ая империалистическая войны, о трудностях крестьянской жизни в эпоху капитализма, об уходе крестьян на заработки в города, о разрушении патриархального уклада в семье.

Частушки, возникшие в период революции и гражданской войны, отражают настроения как «белых», так и «красных». Иногда возникали частушки-близнецы, частушки-переделки, очень похожие, но прямо противоположные по смыслу. Показательны в этом отношении частушки типа «Яблочко».

Эх, яблочко, сбоку зелено,

Нам не надо царя, надо Ленина! – пели красноармейцы.

Эх, яблочко, сбоку зелено,

А нам надо царя, не надо Ленина! – пели белогвардейцы.

Пароход идет, волны кольцами,

Будем рыбу кормить богомольцами! – пели комсомольцы.

Пароход идет, волны кольцами,

Будем рыбу кормить комсомольцами! – пели «кулаки».

Годы строительства, учебы, налаживания жизни и быта в новых условиях после революции, а затем Великая Отечественная война, послевоенная разруха и восстановление хозяйства – все нашло отражение в частушках через непосредственное человеческое восприятие:

Вот окончилась война,

Я осталася одна.

Я и лошадь, я и бык,

Я и баба, и мужик.

В этой миниатюрной песенке – частушке сказано многое о трудной послевоенной жизни овдовевших женщин, на плечи которых свалились и женские, и мужские обязанности в разрушенных городах и селах.

Но больше всего во все времена создавалось частушек о любви, и счастливой, и несчастной, эта тема лучше всего разработанная, хоть и не единственная в частушках. Эмоциональный тон частушки отличается от традиционных лирических песен, он более мажорный, жизнеутверждающий. Частушки разнообразнее лирических песен и по своей тематике, и по гамме чувств и эмоций: от безутешного горя до безудержного веселья.

Неразрывная связь частушек с событиями сегодняшнего дня, их способность моментально дать оценку любому событию, выразить разнообразную гамму чувств – все это сказалось на художественных особенностях частушек. Многие приемы и изобразительно – выразительные средства в частушках те же, что и в лирических песнях.

В частушке иногда встречается художественный параллелизм. Такая частушка обычно состоит из двух частей: одна часть представляет собой символическую картину природы, другая, эмоционально соответствующая первой – картину реальной жизни:

В поле белая береза

Призавяла у межи.

Отчего ты не приходишь,

Сероглазенький, скажи.

Но символы в частушке употребляются редко. В подавляющем большинстве частушек и первая, и вторая части являются реальными. В первой части дается факт, во второй – обычно реакция на него.

Из поэтических средств в частушке можно встретить все основные виды тропов, характерные для других фольклорных жанров – метафору: «Разгорится мое сердце, не залить будет водой». Метонимию: «Полюбила, полюбила карие глазеночки». Сравнения: «Мой миленок, как теленок, кудреватый, как баран».

Частушка использует и эпитеты, порой традиционные, как в лирической песне, но чаще неожиданные, оригинальные, применяя при этом словотворчество: «Рубашки аловатые», «Играть мастероватые», «Мой миленок – редкобай, я- частоговорочка», «У милого глазки кари, карие, карючие», «Мой миленок – издивленок, издивлюшечка моя», «Поцелуй, распоцелуй, моя распоцеловочка».

Гипербола в частушке просто необходима, так как ее малая форма принуждает говорить кратко, но образно:

Обнимала во всю силушку,

Изломала другу спинушку.

Или: «Износил я свои ноженьки до самых до колен».

Довольно большое место в частушках занимает ирония:

Хороша наша деревня,

Только улица грязна,

Хороши наши ребята,

Да уж больно беднота.

Частушки имеют рифму, порой изумительно причудливую и сочетающуюся с необычным ритмом, ассонансами и аллитерацией:

Мамашенька, купи чаю,

А не купишь – осерчаю.

Он завлёк меня речами,

Я не стала спать ночами.

Среди частушек исследователи выделяют несколько типов. Наиболее распространенными являются собственно частушки – четверостишия, представляющие собой песенные миниатюры на самую разнообразную тематику. Сюда входят также частушки юмористические и сатирические.

Под плясовые частушки молодежь плясала, поэтому на первом плане в них не смысл, а плясовой ритм, создающий особый эмоциональный настрой:

Раз-два, милый мой,

Три-четыре, дорогой,

Пять-шесть, не гонюся,

Семь-восемь, за тобой.

Частушки – страдания (от слова «страдать» – переживать тяжелые эмоции) преимущественно о несчастной любви, грустные по настроению. Очень часто они строятся на художественном параллелизме:

Какой лёд – и то растаял,

Как любил – и то оставил.

Особую группу составляет «Семеновна» – совершенно особый музыкально-поэтический тип частушки. У нее особый, очень устойчивый напев и ритм, своеобразная композиционная форма: очень часто строфы «Семеновны» связываются попарно. У нее характерное содержание. Свое название этот тип частушек получил оттого, что они довольно часто начинаются со слов: «Эх, Семеновна...», хотя сама Семеновна действующим лицом в этих частушках обычно не является.

Тематика «Семеновны» разнообразна, но излюбленные ее мотивы – несчастная любовь, разлука, ревность, убийства и самоубийства на почве душевных драм, которые иногда подаются с долей юмора. Исследователи считают, что этот тип частушки является своеобразной пародией на «жестокие романсы» – лирические песни подобного содержания, достаточно популярные.

В русском фольклоре встречается такой жанр, как частушки. Они идеально подходят для исполнения под балалайку либо гармошку. Исполняли их на гуляниях, посиделках. Такие певицы, как Лидия Русланова, Ольга Воронец, обогатили русскую культуру, исполняя любимые всеми частушки.

Из статьи станет понятно, что такое частушка. Почему она считается источником сведений об истории России?

Определение

Частушки являются короткими рифмованными песнями-куплетами, которые создаются для публичного выступления. Их чаще всего не поют, а выкрикивают. Вот что такое частушки.

Понятие о подобном жанре ввел писатель Глеб Успенский. Свою популярность эти песни получили в конце девятнадцатого - начале двадцатого века. Люди называли их по-разному, например, припевками, тараторками либо коротушками. Существуют и другие наименования.

Для того чтобы понять, что такое частушка, следует упомянуть признаки, которые характерны для этого народного жанра музыкально-поэтического творчества:

  • короткие песни;
  • содержание лирическое, сатирическое, юмористическое;
  • тематика злободневная;
  • поэтика афористична и лаконична;
  • закругленность музыкальной формы;
  • рассчитаны на публичное выступление.

Исполнение русских частушек обычно принято дополнять элементами театрализации, а именно - пляской, живой мимикой, широкими жестами.

История появления и развития

В качестве самостоятельного жанра частушки сформировались к середине девятнадцатого века. Наибольшее распространение они получили в юношеской и молодежной среде. От этого они обладают особым задором, а их тематика близка молодому поколению.

В качестве истоков для русских частушек можно выделить:

  • припевки - это энергичные и веселые спутницы плясок, которые существовали в давние века;
  • скоморошины - небылицы, которые исполнялись скоморохами;
  • коломыйки - украинские шуточные элементы фольклора.

Сначала частушки не признавали в качестве художественного жанра. В двадцатом веке их мелодичность привлекла внимание со стороны композиторов. Современные частушки занимают важное место в национальной песенной культуре России. Однако они не прижились на Дону. Связано это было с особой культурой, которую принесли с собой казаки. На иностранные языки слово не переводится, частушки называют на русский манер.

Поэтика

Для полного понимания того, что такое частушка, следует разобраться в ее художественной форме, то есть поэтике. В основе языка произведения лежит разговорная речь, которая отличается простотой и живостью. Допустимо использование придуманных слов, например, девушку, которая выходит замуж, называют «самоходочкой».

Встречаются в частушке и фольклорные эпитеты: «лебедь белая», «миленький дружочек», «ясный сокол» и прочие. Они перешли из лирических песен, которые были традиционными на Руси.

Обязательно, чтобы в произведении присутствовала рифма. Обычно сопоставляются четные строки. Ритмика зависит от музыкального наигрыша. В этом они весьма разнообразны.

Разновидности

Развивались частушки в среде рабочих и крестьян. Они отличаются друг от друга. Выделяют следующие виды:

  • лирические - называются припевками, это четырехстрочные произведения на различные тематики;
  • плясовые - имеют особый ритм, который сопровождает пляски, строчки этих припевок короче, чем у лирических (тип «Яблочко»);
  • страдания - двухстрочные произведения о любви, исполняются протяжно;
  • «Семеновна» - двухстрочные произведения с заунывным ритмом, легли в основу многих жестоких романсов первой половины прошлого века;
  • «Матаня» - в произведении очень часто звучит слово «матаня», которое является обращением к возлюбленной.

Тематика народного творчества довольно разнообразна. Многие произведения посвящены отношениям между девушкой и парнем. Однако не только о любви пели простые люди.

По тематике следует выделить следующие варианты:

  • любовно-бытовые;
  • деревенско-колхозные;
  • общественно-политические.

С приходом большевиков тематика наполнилась советской пропагандой. Однако сексуальная направленность сохранялась все время. Нередко в произведениях можно встретить ненормативную лексику.

Со временем возникли частушки для детей. Стоит понимать, что писали их взрослые, но по своему содержанию они рассчитаны на детей.

Детские частушки

Короткие смешные стихи, которые напевались под особый ритм, нравились не только молодым людям. Их полюбили и дети. Тематика частушек для детей отличалась. Однако в них присутствовала доля сарказма. Произведения, созданные для младшего поколения, высмеивают лень, глупость, жадность, неопрятность и прочие пороки. Они вызывают смех, чем и привлекают детей.

Частушки по праву можно назвать самым популярным жанром народного творчества среди детей. Они быстро запоминаются, несут улыбку, исполняются на простом и понятном языке.

Сегодня известно множество смешных и поучительных частушек. Они придутся по душе детям, особенно младшего возраста. Их можно выучить и петь под гармонь или гитару. Это позволит разнообразить будни ребенка и развить его память.

История России через частушки

Тема войны прослеживается благодаря русско-японскому столкновению начала двадцатого века. Народное творчество создало много произведений, которые наполнены сатирой, высмеиванием власти, ненавистью к существующему строю. В припевках 1917 года отразилось ожидание перемен.

Гражданская война привела к распространению знаменитого «Яблочка». В песнях звучали идеи о том, что людям больше не нужен царь. Революционно настроенные лица воспевали Ленина, иногда Сталина. В эти суровые годы короткая песня стала «живой газетой», которая остро реагировала на происходящие события.

Лирические произведения появились с началом Отечественной войны. Женщины теряли своих любимых и пели об этом. Послевоенное строительство также отразилось в творениях молодежи. Особая тема - освоение целины.

Одни из исследователей назвал частушки словесным кинематографом, который изображал жизнь народных масс.

Характер исполнения

Смешные частушки и прочие припевки имеют особую манеру исполнения. В большинстве случаев они поются громко и напряженно. Звучали они часто на улице, поэтому важно, чтобы вокал был средним либо высоким.

Однако сами слова произносятся нечетко, они как бы зашифровываются. Связано это с тем, что большинство присутствующих знают содержание произведения, и им нет необходимости вслушиваться. Гораздо важнее создать настроение для публики. Это касается смешных частушек.

По-другому исполняются страдания, то есть лирические произведения. Для них требуется мягкая, скромная и доверительная система исполнения.

Часто плясовые припевки поют визгливым женским голосом в максимально высоком регистре.

В заключение

Народные частушки появились во второй половине девятнадцатого века. Связывают их развитие с гармоникой. Создавались произведения в основном сельской молодежью. Со временем они стали отображать социальные и политические реалии своего времени. Поэтому по частушкам можно проследить основные этапы в истории России за последние сто лет.

Частушки и сегодня можно встретить в репертуаре фольклорных коллективов и отдельных народных исполнителей.

Частушки - короткие ритмичные песенки-четверостишья, относятся к малому песенному жанру. Их несложно сочинять и исполнять самому. Основные требования к частушкам - краткость, ритмичность, кроме того, они обязательно должны быть с юмором, зачастую и с сатирой. Лучше всего исполнять частушки под гармошку, баян, балалайку. Вполне реально исполнять частушки а-капелла, однако такое исполнение достаточно трудное.

Гитара или пианино тоже могут подойти в качестве инструментов для аккомпанемента, однако не всегда могут оказаться под рукой. В этом смысле частушки очень демократический жанр, они не требуют ни специальной подготовки исполнителя, ни особо сложных музыкальных инструментов. Немного о том, как сочинить частушки. Если вам нравится складывать рифму, сочинять стихи, то не составит большого труда сотворить частушку.

Важно помнить, что основная «соль» частушки, как правило, приходится на третью-четвертую строку. Частушки принято петь стоя, петь сидя - моветон. Если частушки поются в компании, то лучше всего их исполнять, встав в круг, или «стенка на стенку». Частушки хороши еще и тем, что их могут легко исполнять люди, вообще не имеющие музыкального слуха. Ритм и темп исполнения тоже важны.

При исполнении последнюю часть частушки стоит петь более высоким голосом, поскольку «изюминка», как правило, будет в последней или предпоследней строчке, и ее необходимо выделить. Еще одно правило, как петь частушки: исполняйте, по возможности, произведения собственного сочинения или малоизвестные. Не стоит повторять одну и ту же частушку несколько раз. Если вы хорошо знаете текст частушки, то пойте четко и громко.

Частушки всегда будут к месту на юбилеях, свадьбах, дружеских вечеринках, проводах. По традиции частушки начинают исполнять не в самом начале торжества, а часа через два-три. Народ нужно сначала «разогреть» на песнях. Громкость исполнения - еще один важный момент.

Если во время вашего исполнения кто-то вступил со своей частушкой, необходимо постараться перекричать или перепеть ретивого певуна. Исполнителям, равно как и слушателям частушек, необходимо войти в особое состояние. Оно может быть достигнуто при наличии хорошей компании, стола и закуски с выпивкой.

Важно помнить: частушки практически никогда не исполняют на трезвую голову, небольшая степень опьянения как раз и вводит человека в то расположение, когда наступает время для исполнения частушек. Именно поэтому частушки никогда не исполняют в начале торжества, они там просто не к месту. Тем, кто перебрал с алкоголем, уже не до частушек.

>>Частушки

Частушки

Народные частушки - небольшие лирические песни , обычно имеющие форму четырехстрочного рифмованного куплета.

Частушки - поздний жанр по времени своего происхождения. Первые упоминания о частушках относятся к 60-м годам XIX века.

Частушки как художественный материал использовались М. Горьким , В. Маяковским, А. Твардовским и другими писателями и поэтами.

Среди художественных особенностей частушек фольклористы отмечают параллелизм (чаще всего параллельное изображение явлений природы и состояний человека, его переживаний), например:

Снежки белы, снежки белы
Были да растаяли,
Любили меня, девоньку,
Любили да оставили.

Иногда в частушках встречается сравнение:

Не даешь мне, мамка, воли,
Улечу, как пташка, в поле...

Чаще в частушках встречаются эпитеты, уменьшительные суффиксы (девонька, лесок, колечко, аленький цветочек). Частушки богаты различными повторами, служащими для эмоциональной выразительности. В частушках постоянно присутствует рифма. Исполнялись частушки двумя девушками или парнем и девушкой, иногда под гармонику или другие инструменты, иногда безо всякого музыкального сопровождения.

* * *
Под твою, милый, игру
Песен, не напеться,
На тебя, хороший мой,
Век не наглядеться.

* * *
Проводила я забаву
За литой чугунный мост.
От росы ли тропка смокла,
От моих ли горьких слез?!

* * *
Мое сердце взволновалось,
Как на Волхове вода.
Вода на время устоится -
Мое сердце никогда.

* * *
Я вечор, вечор, вечор
Простояла у ветел.
Я ветелочки рвала -
Сказали: милого ждала.

Вопросы и задания

1. Расскажите о народных песнях. Какие существуют группы народных песен? Что вам известно об обрядовом фольклоре? Какие народные песни вы знаете и какие из них вам нравится?

2. Каковы особенности лирических, исторических песен? Какие настроения передает каждая из них и какие чувства сообщает слушателям?

3. В чем сходство и различие народных исторических песен и былин ?

4. Расскажите о своеобразии жанра частушек. Как они исполняются? Какие музыкальные инструменты сопровождают народные песни и частушки? Умеете ли вы исполнить частушки? Как в частушках отражается время?

5. Какую роль в народной песне играют повторы отдельных слов и целых строк? Приведите примеры.

6. Какое отношение народа к Пугачеву передают исторические песни? Чего в них больше - уважения, жалости, сострадании, осуждения? Какие литературные приемы помогают народным певцам сообщить эти чувства слушателям?

Будьте внимательны к слову

1. Какие чувства привносят в народные песни слова: зелененьку, конопельку, ноченька, звездочка, сердечный, родной, миленький!

2. Какие мысли подчеркиваются в народной исторической песне словами : добрый молодец, походы удалые, житье свободное, народный заступник!

3. Есть ли какая-то связь слова частушка со словами часто, частить?

Развивайте дар слова

1. Подготовьте одну из народных песен к исполнению или речитативному произнесению.

2. Подготовьте собственный текст частушки на школьную тему или исполнение одной из частушек (напевное произнесение).

Литература, 8 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч./авт.-сост. В. Я. Коровина, 8-е изд. - М.: Просвещение, 2009. - 399 с. + 399 с.: ил.

Содержание урока конспект урока опорный каркас презентация урока акселеративные методы интерактивные технологии Практика задачи и упражнения самопроверка практикумы, тренинги, кейсы, квесты домашние задания дискуссионные вопросы риторические вопросы от учеников Иллюстрации аудио-, видеоклипы и мультимедиа фотографии, картинки графики, таблицы, схемы юмор, анекдоты, приколы, комиксы притчи, поговорки, кроссворды, цитаты Дополнения рефераты статьи фишки для любознательных шпаргалки учебники основные и дополнительные словарь терминов прочие Совершенствование учебников и уроков исправление ошибок в учебнике обновление фрагмента в учебнике элементы новаторства на уроке замена устаревших знаний новыми Только для учителей идеальные уроки календарный план на год методические рекомендации программы обсуждения Интегрированные уроки