Как снимали «Приключения Буратино. Тайна золотого ключика: куда делся главный реквизит фильма о Буратино Когда был снят фильм буратино

Я вот периодически ловлю себя на мыли, что сейчас ничего не снимают для детей подобного. А проще сказать вообще ничего. Остается только крутить 10010 раз удивительный и оромный материал прошлых лет.

БЕЗОБРАЗНАЯ КАРТИНА! ЕЕ НЕЛЬЗЯ ПОКАЗЫВАТЬ ДЕТЯМ! — негодовала после просмотра приемная комиссия «Беларусь-фильма».

Режиссер картины Леонид Нечаев нашел мальчишку на роль Буратино в минском… подземном переходе.
- Смотрю, бежит бабушка с внуком. Под мышкой труба, в руках коньки, - вспоминает Нечаев. - Представляюсь, приглашаю в кино сниматься, а она мне в ответ: «Милый! Какое кино? Видишь, бежим с музыки на фигурное катание!»

Сам Дима Иосифов, сыгравший деревянного мальчишку, говорит, что сниматься не очень-то и хотел. На съемках собрался блестящий актерский состав — Владимир Этуш, Ролан Быков, Рина Зеленая, Николай Гринько, Юрий Катин-Ярцев, Владимир Басов. К каждому из них юные актеры относились по-разному.

Быков иногда меня пугал, работая на результат, он никого не жалел, — вспоминает Дмитрий Иосифов. — Он доводил жену Елену Санаеву, которая играла лису Алису, до истерик. Она уже без сил падала, а он кричал: «Ты бездарная актрисулька!»

Впрочем, себе Быков тоже пощады не давал.

«- Помните, когда кот Базилио съезжает на попе по ступенькам и говорит: «Пода-а-айте слепому коту на пропитание»? — продолжает Дима. — Эту сцену он сам придумал. Взял из автобуса съемочной группы сиденье, на нем и поехал. Разодрал его в пух и прах! Водитель, увидев это, полез в драку. Еле их разняли.

В папе Карло — Николае Гринько и Джузеппе — Катине-Ярцеве Буратино души не чаял, а Этуша — Барабаса не любил. Побаивался.

Я отыгрался на Владимире Абрамовиче во время сцены, когда Буратино сидит на сосне и бросает в Карабаса шишки.

После этого Этуш жаловался режиссеру: «Какой злой мальчишка этот Димка. Он ведь не просто эту шишку бросает, он метит мне в голову. Обязательно попадает. Безобразник!»

Встречу Буратино с черепахой Тортилой снимали под Минском на специально выкопанном пруде. Дело было в ноябре, съемочная группа отчаянно мерзла.

Температура воздуха плюс восемь, вода — плюс четыре, а я в тонкой курточке сижу на листе «кувшинки», который лежит на обычной надутой камере. В общем, пару раз перевернулся, — говорит бывший Буратино. — Всякий раз съемки останавливались, меня растирали спиртом.

Девчонкам, изображавшим лягушек, приходилось еще хуже. Им регулярно приходилось бултыхаться в воду и в конце концов Тортила — Рина Зеленая заявила режиссеру: «Если еще раз будешь снимать дубль и заставишь детей лезть в холодную воду, сажусь в машину и уезжаю!»

Зеленая прилетела в Белоруссию только на один день, у нее накануне умерла единственная сестра, — вспоминает Дмитрий. — Она была такая печальная, рассказывала грустные истории. По рекомендациям врачей ей надо было постоянно двигаться. Она опиралась на меня, и мы с ней медленно гуляли вокруг пруда.

На вопрос, правда ли, что Дуремар — Басов на съемках крепко закладывал за воротник, Иосифов ответил неохотно:

Минуты слабости бывают у всех. Помню, на съемках «Красной Шапочки» Басов так напился, что стоять не мог. Должны были снимать сцену, когда «волки» — Владимир Басов и Николай Трофимов — в женских нарядах с кружевными зонтиками бегают по лесу. Басов упал, не дойдя до нужного дерева, его даже не могли поднять…

Дублеров у юных актеров не было - все трюки, включая опасные, они выполняли сами.

Помните сцену в харчевне, когда разбивают кувшин, в котором сидит Буратино? — улыбается Дмитрий. — Он был огромный и тяжелый — я в него целиком влезал. Все боялись бросать в него кружку - мало ли что, ребенок внутри! А снять надо было с первого дубля, кувшин был единственным. Когда он раскололся, горловина повисла на моей шее. На площадке все ахнули!

Отдельная история приключилась при съемках сцены, когда лиса и кот за ноги подвешивают Буратино к дереву. Мама Димы категорически не желала, чтобы сын болтался вниз головой: «Нужен дублер!» В конце концов ее обвели вокруг пальца. Нечаев позже вспоминал: «Я подозвал Димку и говорю: «Нужно что-то делать!» Он: «Понял!» - и начинает ныть: «Есть хочу, не могу! Живот болит!» Пока мама ездила в магазин, мы подвесили Буратино».

Отвечая на вопрос, не случались ли на съемочной площадке романы между «молодежью», Иосифов смеется.

Какое там, мы в перерывах между съемками в индейцев играли! Таня Проценко, которая Мальвину играла, была настоящей красавицей. Ромка Столкарц — Пьеро ухаживал за ней не только по сценарию.
Ребятишки получали сто рублей в месяц, которые Буратино отдавал родителям.

За девушками ухаживать не надо было, а мороженое мне и так покупали!

По словам режиссера Леонида Нечаева, золотой ключик был самой ценной вещью - все очень хотели его украсть. Стащил его сам Нечаев:

В последний съемочный день после команды «Стоп! Снято!» я сунул его за пазуху и позже просто выкупил. У меня до сих пор хранится квитанция, в которой написано: «Получено от Нечаева за реквизит — ключ: 30 рублей».

По окончании съемок студия «Беларусь-фильм» отказалась принимать «Приключения Буратино». Критики негодовали: «Безобразная картина! Ужас! Как это может быть - кот без хвоста, лиса в платье, Буратино издевается над пожилым человеком (имелся в виду Карабас-Барабас). Фильм выпустили на экраны только потому, что был конец года и невыполнение плана грозило лишением премий.

У Булата Окуджавы долго не получались песни к фильму. Сроки поджимали, отчаявшись, режиссер Леонид Нечаев поехал в Дом отдыха писателей, где отдыхал бард. Снял соседний номер и принялся постоянно стучать Окуджаве в стенку. «Он тогда, наверное, возненавидел меня до смерти!» - вспоминает Нечаев. Через пару дней родилось знаменитое: «Не прячьте ваши денежки по банкам и углам!»

Одну из песен для «Приключений Буратино» Леонид Нечаев попросил спеть Аллу Пугачеву, но та отказалась, заявив: «Боюсь, у меня ничего не получится». В результате песню исполнила Ирина Понаровская.

Кто кем стал:

* Мальвина (Таня Проценко) — окончила факультет киноведения ВГИКа, стала поэтессой, работает в Центре Ролана Быкова.
* Пьеро (Рома Столкарц) — врач-педиатр, живет в Израиле.
* Артемон (Томас Аугустинас) — процветающий бизнесмен, живет в Канаде.
* Арлекин (Гриша Светлорусов) — окончил высшую школу КГБ, разведчик.
* Буратино (Дмитрий Иосифов) — окончил актерский факультет ВГИКа и режиссерское отделение кинофакультета Белорусской академии искусств, снялся в 12 фильмах, работал над проектами «Последний герой» и «Десять негритят», режиссер двух серий «Убойной силы».

Буратино и Мальвина 30 лет спустя…

Исполнителяроли Буратино зовут Дима — Дмитрий Владимирович Иосифов. В картину Дима попал совершенно случайно. О кино он не мечтал, да и времени свободного у него было совсем мало — занимался фигурным катанием. Вовремя одного из занятий его и нашел ассистент режиссера студии«Беларусьфильм». На вопрос «Мальчик, хочешь сниматься в кино?» Дима честно ответил: «Не хочу». Но, несмотря на протесты ребенка,утверждавшего, что у него болит живот, мальчика доставили на студию: нукакой родитель не мечтает увидеть свое чадо на экране?

Мало кто знает, что на студии Диму пробовали сначала на роль Арлекино. Но стоило ему раздеться, все увидели, что тело у мальчика напоминает кукольное: только шарнирчиков не хватало. Так он и стал деревянным мальчишкой. Для большей убедительности ему сбрили волосы и брови, а вместо них наклеивали бутафорские.

Отдельная история была с длинным носом. Делали его из пенопласта. При этом он должен быть очень подвижным. В течение всей съемки нос Буратино меняли 45 раз. 45 носов — и все их делал один-единственный мастер.Первый нос не совсем подходил, и постепенно его укорачивали под мимику актера. На то, чтобы приклеить нос, гример тратил 1,5 часа.Представляете, какой усидчивости должен быть артист?! «Если кто-нибудь из вас был внимательным, то мог заметить, что в начале фильма у меня нос на 15 мм длиннее, чем в конце», — делится секретами Дмитрий.

Съемки «Золотого ключика» проходили в Крыму в течение 93 дней. Лето,море, солнце — ну что еще надо было для полного удовольствия?«Маленькие артисты, конечно же, уставали, но когда съемки заканчивались, они бежали играть в салки, купаться — откуда только силы брались?» — удивляется Л. Нечаев.

После фильма Дима испытал все прелести славы. Во-первых, к нему навсегда приклеилась кличка Буратино. «Поначалу я очень сильно обижался, а потом привык и стал относиться к этому с иронией». В метро он был очень узнаваем, но при этом звездной болезнью не заболел. После успеха в «Приключениях Буратино» Диме пришлось навсегда забросить фигурное катание — предложения сниматься стали приходить к нему одно за другим.Сыграл в кино более 30 ролей (Волчонка из «Про Красную Шапочку», седого принца в «Сказке про влюбленного маляра», в фильме «Юрка — сын командира»).

Так выглядит Дима сейчас.

В начале 80-х Дмитрий окончил школу и собирался связать свою жизнь с порошковой металлургией. Но, поскольку экзамены в институт были в августе и у него была еще масса времени, он отправился в Москву попытать счастья в творческом вузе. И ему повезло — его приняли во ВГИК, в группу, которую набирал Алексей Баталов. К этому времени Дмитрий был мало похож на мальчика, который семь лет назад сыграл Буратино, поэтому ни один человек из приемной комиссии его не узнал. Но чуть позже эта тайна все-таки раскрылась.
Однокурсники, пририсовав однажды к фотографии юного студента длинный нос, вывели Диму на чистую воду. А своей будущей жене Дмитрий почти полгода врал, что работает на овощной базе. Почему-то профессия актера для Димы была чем-то сродни с проказой…
Потом был распределен в родной Минск, где вскоре и получил режиссерское образование в минском Институте искусств. Сегодня он живет в Москве. Работает на телевидении.Снимает документальные фильмы, рекламные ролики. И теперь уже сам«делает» приключения. На его «совести» уже несколько нашумевших проектов. Под его руководством участники проекта «12 негритят» ищут в Европе слитки чистого золота. Возможно, вы смотрели программу«Последний герой» — и здесь он был не последним лицом: выступал в роли режиссера-постановщика.
А еще у Дмитрия растут два замечательных сына, которые также с большим удовольствием смотрят фильм с участием папы.

Девочку на роль Мальвины тоже нашли совершенно случайно. Как-то ассистент режиссера ехала на поезде в Минск. Соседкой по купе оказались мама с очень симпатичной маленькой девочкой. Танюше было всего 6 лет. В дороге, как и все девочки ее возраста, рассказывала стихи, пела песни,показывала сценки. При этом объявляла: «Выступает народная артистка народного танца Таня Проценко». Ассистентка ахнула. Вот так и получило юное создание приглашение на пробы.

«Самое сложное было плакать при съемках. Например, когда я жалею Буратино, посаженного в темный чулан. Мне и глицерин в глаза закапывали, и лук к глазам подносили — а толку не было. Все очень сердились. Особенно режиссер. Стал со мной очень строго разговаривать.От обиды я разрыдалась. Леонид Алексеевич сам взял камеру и закричал:«Снимаем!» После чего угощал конфетами и успокаивал».

Кстати, именно тогда, когда Татьяну утвердили на роль Мальвины, у нее начали выпадать молочные зубы. Ждать, когда же вырастут новые,времени не было. Поэтому пришлось ездить в поликлинику, вставлять фарфоровые протезы.

По признанию Татьяны, она стала знаменитой только через несколько лет. Когда фильм стал популярным. И пальцем на улице показывали, и влюбленные кавалеры под окнами ходили. Приходили тысячи писем со всего Советского Союза, в которых и в любви признавались, и дружбу предлагали.

Судьба девочки с голубыми волосами тоже сложилась неоднозначно.После роли Мальвины она получила тяжелую физическую травму, катаясь на велосипеде, и врачи запретили ей сниматься в кино. Хотя предложения с киностудий поступали: предлагали и роль Красной Шапочки, и Железной Кнопки из «Чучела»

Закончив школу, Татьяна окончила отделение поэзии столичного Литературного института и киноведческий факультет во ВГИКе. Сегодня выпускает поэтические сборники. Растит маленькую дочь. Причем Анюте сейчас столько же лет, сколько было маме, когда она снималась, — шесть.

Кстати, когда по телевизору показывали фильм «Золотой ключик, или Приключения Буратино», занятия в школах, где учились Дима и Таня,отменялись. Был коллективный классный просмотр увлекательной, ставшей впоследствие классикой советского кино, картины…

«Приключения Буратино», кинопробы
фотографии с kp.by

Буратино
- Володя Станкевич (известен по роли Дениса Кораблёва в фильме «По секрету всему свету»)
- Андрей Ладутько

Мальвина
- Карина Овчаренко
- Юля Карбалевич

Карабас Барабас
- первоначально на эту роль утвердили Романа Филиппова (на фото), но потом поменяли на Владимира Этуша

Кот Базилио
- Виктор Павлов
- Бронислав Брондуков

Бронислав Брондуков (Базилио), Андрей Ладутько (Буратино), актриса театра имени Горького Зайцева (Алиса)

А вы помните мы читали про или например

Оригинал статьи находится на сайте ИнфоГлаз.рф Ссылка на статью, с которой сделана эта копия -

Веселый непоседа Буратино смешит выходками не одно поколение россиян. , написав «Золотой ключик, или Приключения Буратино», дал своего рода «вредные советы» подрастающему поколению: длинноносый деревянный мальчик проказничает, делает все, что хочет, и при этом остается безнаказанным. Мало того, благодаря несдержанному любопытству и бездумным действиям побеждает в борьбе со злом.

История создания

Идея написать сказку о мальчике, ожившем из бревна, возникла у Алексея Толстого в 1923 году. Находясь в эмиграции, автор «Аэлиты» и будущего литературного шедевра «Хождения по мукам» редактировал русский перевод книжки итальянца Карло Коллоди «Приключения Пиноккио. История деревянной куклы». Повесть, переведенная Ниной Петровой и подправленная литературным пером Толстого, приблизилась к российскому менталитету и обросла знакомыми соотечественникам пословицами и поговорками. Кроме стилистических правок, авторы позволили себе отойти от оригинального сюжета и даже изменить имена некоторых персонажей.

Но Алексей Николаевич решил пойти дальше, полностью перекроив книгу писателя из солнечной Италии. Путь к изданию «Золотого ключика» занял более 10 лет. Простой пересказ произведения Коллоди, наполненного скучными поучениями, превратился в веселую сказку, где герои ввязываются в интересные авантюры. Первыми с повестью под полным названием «Золотой ключик, или Приключения Буратино» познакомились читатели газеты «Пионерская правда», а в 1935 году издание появилось на книжных полках.

Новое произведение имеет мало общего с итальянским оригиналом. Автор оставил лишь слегка заметную аналогию с Пиноккио – сюжет развивается по сценарию итальянца ровно до встречи Буратино с котом Базилио и лисой Алисой. Нос деревянного мальчика в толстовской версии не удлиняется от вранья, персонажи названы по-другому, а часть героев вообще нещадно выкинута Алексеем Николаевичем.


У Коллоди тоже присутствует нарисованный на холсте очаг, но не более того. Толстой же решил обыграть эту деталь интерьера в каморке папы Карло, поставив ее во главе угла художественной канвы – золотой ключик подошел именно к двери, спрятанной за импровизированным камином.

Простился писатель и с ключевым посылом. Сказка Коллоди учит детей послушанию: мол, если Пиноккио будет себя хорошо вести, в итоге станет настоящим живым мальчиком. Толстой же разрешил главному герою оставаться непоседливым проказником, легкомысленным и беззаботным, причем от поведения не зависят результаты и градус везения в приключениях.


Буратино не поддается воспитательным мерам папы Карло и Мальвины. Алексей Николаевич словно говорит – можно быть самим собой и при этом достичь мечты.

Критики утверждают, что, создавая характер сказочного мальчика-марионетки, автор вспоминал собственное детство. Маленький Алеша Толстой был непоседливый, непослушный и любопытный, мечтал о захватывающих приключениях, а за шалости не раз получал.

Сюжет

Приключения Буратино заняли всего шесть дней. Горький пьяница Джузеппе по прозвищу Сизый нос пытался вырезать из полена ножку для стула, но дерево вдруг возмутилось тонким голоском. Испуганный старый столяр решил отдать полено соседу Карло, в прошлом шарманщику, со словами, что из деревяшки выйдет живая кукла.

Так и получилось – человечек ожил прямо в руках своего создателя, однако принес одни неприятности. Карло в этот же день увели в отделение полиции якобы за избиение театральной куклы. Оказавшись дома в одиночестве, Буратино успел обидеть долгожителя каморки папы Карло Сверчка, рассердить крысу Шушару и, проткнув в поисках еды нарисованный очаг, обнаружить за ним потайную дверь.


Вернувшийся Карло смастерил новоиспеченному сыну бумажный костюм, состоящий из зеленых штанишек и коричневой куртки, на голову надел колпачок с кисточкой, ноги обул в туфли из голенища сапога. На следующий день Буратино с азбукой, купленной на деньги, вырученные от продажи отцовской куртки, отправился в школу.

Правда, так и не дошел – оказался на спектакле в гастрольном театре, где познакомился с живыми куклами и . За ужином злой владелец театра узнал тайну нахождения потайной двери, которую давно искал, вручил Буратино пять золотых и велел не съезжать из дома вместе с папой Карло.

На третий день деревянный мальчик повстречался с мошенниками лисой Алисой и котом Базилио, заманившими его легендой о Поле чудес в Стране Дураков, где из монет вырастают «денежные» деревья. Отобрать у простачка деньги не получилось – Буратино спрятал золотые в рот.


В воспитательных целях мошенники повесили его вниз головой на дубе. Вызволила несчастного мальчишку сбежавшая от Карабаса девочка с синими волосами – Мальвина. Как только Буратино пришел в себя, она тут же принялась обучать спасенного хорошим манерам и азам школьных предметов.

Ленивому герою пришлось бежать от строгой зануды, и он вновь попал в лапы Алисы и Базилио. На сей раз мошенникам удалось привести деревянного мальчика на Поле Чудес, обокрасть его и сдать полиции. Буратино приговорили к смертной казни – утопить в пруду. Но, как известно, дерево не тонет.


В водоеме Буратино познакомился с черепахой Тортилой, которая отдала ему потерянный Барабасом золотой ключик. Последний день приключений выдался особенно жарким. Отважный мальчик, созданный из полена, сразился в лесу с владельцем театра, приклеил его бороду к сосне, вызволил из плена арестованных полицией кукол и вновь столкнулся с бородатым злодеем в компании с Дуремаром, лисой Алисой и котом Базилио.

На помощь пришел папа Карло: разогнав обидчиков, забрал Пьеро, Мальвину, пса Артемона и Буратино в свою каморку. Здесь друзья узнали, что за холстом с изображением очага прячется дверь в чудесный кукольный театр – новое место выступлений живых марионеток.

Цитаты

«Назову-ка я её Буратино. Это имя принесёт мне счастье. Я знал одно семейство - всех их звали Буратино: отец - Буратино, мать - Буратино, дети - тоже Буратино... Все они жили весело и беспечно».
«Эй, хозяин, - важно сказал Буратино, - дайте нам три корочки хлеба».
«Вот дура девчонка... Нашлась воспитательница, подумаешь... У самой фарфоровая голова, туловище, ватой набитое».
«Считаю до трёх, а потом как дам больно!»
  • По мотивам сказки Толстого сняли три художественных фильма и даже новогодний мюзикл. Самая известная экранизация – двухсерийная картина Леонида Нечаева «Приключения Буратино», украсившая советский кинематограф в 1975 году. Российским детям также подарили два мультфильма: первый увидел свет в 1959 году, второй под названием «Возвращение Буратино» появился недавно – в 2013 году.
  • Имя деревянного мальчика носит лимонад, созданный в эпоху СССР, и тяжёлая огнемётная система ТОС-1.

  • , сыгравший Буратино в фильме Нечаева, – единственный из задействованных в картине детей связал дальнейшую жизнь с кинематографом. Выпускник ВГИКА подался в режиссуру, параллельно снимаясь в сериалах.
  • Любимая телевизионная сказка детей 70-80-ых годов чудом вышла на экраны. Критики возмущались итогом работы Леонида Нечаева: картину считали безобразной, бесхвостого кота и лису в платье – образами неприемлемыми, а бесцеремонное отношение мальчишки Буратино к пожилому Барабасу назвали плохим примером для нового поколения. Но фильм пришлось принять, потому что на дворе стоял конец года, и киностудии нужно было выполнить план.

Эта знаменитая киносказка снята по мотивам всем известного произведения А.Н. Толстого «Золотой ключик или Приключения Буратино» , которое автор подглядел у итальянского писателя Карло Коллоди. Кино было снято в 1975 году и по сей день остается очень популярным. Много эпизодов было снято в Крыму. Многие жители до сих пор помнят о том, как в их городах и населенных пунктах снимали это детское кино.

О героях в кино

Основной персонаж сказки А.Н.Толстого - веселый и смелый мальчишка, которого зовут Буратино. Его выстругал из специального говорящего полена старый дедушка Карло. Смотря на Пиноккио, все удивлялись его очень длинному носику. Папа Карло решил сразу заняться воспитанием и правильным обучением своего нового сына.

Для этого он решил пожертвовать тем, что обменяв свою верхнюю одежду на красивый букварь.

Мальчик, сделанный и палена этот поступок сполна оценил, но при первом же шансе слил неугодную книгу в обмен на развлечения — поход в кинотеатр. Поступок, конечно же, легкомысленный и даже очень некрасивый. Зато у мальчишки появилось желание, даже появилась определенная цель в жизни – приобрести себе свой театр. Управлять же недвижимым имуществом, по задумке носатого мальчика, обязан быть его Папа Карло.


Где снимали киносказку

Фильм снят был известной Белорусской киностудией в Крыму, на территории Вильнюса и в городе Минск . Картина стоит сказать, могла не выйти на широкие экраны. Традиционно злые советские цензоры высмотрели большое количество недоработок и сюжетных перегибов. Ну как можно продемонстрировать деткам сказку, в которой мальчуган издевается над дедом.

У Байдарских ворот, которые находятся рядом с Форосом, Кот Базилио и Лиса Алиса говорят мальчугану о так называемой Стране Дураков.

Эпизод с подвешиванием бедненького Буратино на дерево снимали на склоне вершины около Паркового – сзади можно увидеть присущие очертания Байдаро-Кастропольской гряды. Известный Сигнальный колокол, который стоит в Херсонесе , попал прямо в кадр, когда Алиса, мальчик и Базилио медленно пробирались к Полю Чудес, которое в свою очередь решили снять в том же месте, на территории руин древнего Херсонеса Таврического. Часть кадров снималось в Кореизе, на склонах горы Ай-Петри, а еще и на «Поляне Сказок» под городом Ялта.


Важные факты

У Булата Окуджавы слишком много времени не получалось петь песни к киносказке. Сроки сильно поджимали, потерявший надежду, режиссер Л. Нечаев решил съездить в Дом отдыха актеров, где поселился бард. Снял соседние апартаменты и принялся часто бить кулаком в стенку артисту. «Он тогда, скорей всего, сильно невзлюбил меня до конца жизни!» - вспоминает актер. Спустя 2-3 дня появилось всем известная фраза: «Не кладите ваши рублики в банки и углы!»


О том, где снимали это кино, съемочная группа на протяжении многих лет также обменивалась своими впечатлениями. Например, одну из сцен в пруду с черепахой пришлось снимать уже под зиму.

Для советских детей выход любого фильма-сказки был настоящим событием. В 70-х годах новые детские фильмы снимались с частотой примерно раз в год, и их выход почти всегда был подарком детям к новогодним праздникам и зимним каникулам.

40 лет назад, в январе 1976 года, на телеэкраны вышел двухсерийный музыкальный телевизионный фильм по мотивам сказки Алексея Толстого «Золотой ключик, или приключения Буратино».

Фильм «Приключения Буратино» режиссера Леонида Нечаева, в котором снялись яркие звезды советского кино Рина Зеленая, Ролан Быков, Елена Санаева, Владимир Басов, Юрий Катин-Ярцев, Николай Гринько, Владимир Этуш, юные советские школьники Дмитрий Иосифов, Роман Столкарц, Татьяна Проценко, Томас Аугустинас, сразу стал хитом детского отечественного кинематографа.

Музыка Алексея Рыбникова и великолепные хореографические номера сделали фильм на долгие годы любимым для просмотра и детской, и взрослой аудитории.

О том, как снимали фильм «Приключения Буратино» осталось множество интересных историй. На роль Буратино пригласили белорусского школьника Диму Иосифова, с которым режиссер Нечаев случайно столкнулся в подземном переходе Минска. Мальчик удивительным образом напомнил главного героя своей походкой «вприпрыжку» и огромной книгой под мышкой, которую он нес на свои занятия музыки. Надо также отметить, что сниматься Дима согласился не сразу, слишком прилежно учился и боялся за успеваемость.

Дмитрий Иосифов рассказывал о том, как снимали фильм «Приключения Буратино», вспоминая, что на съемочной площадке очень боялся темпераментного Ролана Быкова, который требовал максимальной актерской отдачи от всех, включая детей.

Образы главных героев так отлично подобраны и исполнены занятыми в фильме актерами, что не бояться Карабаса в исполнении В. Этуша было невозможно. Буратино не был исключением. За свой детский страх он отомстил в сцене, где бросал в Карабаса шишками, и Этуш в шутку пожаловался на него режиссеру, «какой же Дима злой мальчик». И напротив, почти вся детская аудитория души не чаяла в добрых героях сказки — черепахе Тортилле (Р. Зеленой) и папе Карло (Николае Гринько).

О том, где снимали фильм «Приключения Буратино» съемочная группа также долгие годы обменивалась впечатлениями. Например, одну из сцен в пруду с Тортиллой пришлось снимать глубокой осенью. Неподалеку от Минска вырыли канаву и заполнили водой. Стоял ноябрь, и испытания для съемочной группы были поистине запоминающийся. После очередного дубля актриса Рина Зеленая с возмущением пригрозила режиссеру, что если еще раз детей заставят прыгать в ледяную воду, она бросит съемку в этом «жестоком» фильме.

Не обошлось и без проблем с «вышестоящими инстанциями». В Госкино поначалу не хотели принимать фильм, уж слишком он был раскрепощенным и по-буржуазному развлекательным. Но в последний момент фильм разрешили, он стоял в «плане», заменить его было нечем.

Как бы то ни было, все трудности объединили творческую группу фильма «Приключения Буратино», кино смотрится чудесно и сегодня, не оставляет равнодушными юных зрителей многих поколений.

"Уже тогда понял, что детский зритель — самый благодарный, что существует поклонение герою, не мне лично", — цитирует слова режиссера сайт "Новости кино" .

После армии поступил во ВГИК на актерский факультет, сообщается на сайте kinox.ru , а в 1966 году закончил — режиссерский, после того как преподаватель во ВГИКе сказал: "У Лени Нечаева два актерских недостатка: очень хороший голос и то, что он видит себя со стороны. Знаешь, Леня, тебе не надо актером быть, переходи-ка ты на режиссерский".

Затем Леонид Нечаев работал на творческом объединении "Экран", где снял ряд хроникально-документальных фильмов, а с 1974 года начал создавать игровые фильмы для детей. По признанию режиссера, для него не существовало определенных канонов того, как снимать фильмы для детей, и он делал "все по-своему". Потом возвел в принцип — не смотреть детское кино, потому что "мозг невольно фотографирует чужое, создаются клише".

Его дебютом стала картина "Приключения в городе, которого нет". Следующим его фильмом стала музыкальная киносказка "Приключения Буратино" , так полюбившаяся детям.

Как Ролан Быков оказался "на подпевке" у жены

Многие из написанных Окуджавой песен были настолько серьезно философски запутаны, что режиссеру пришлось от них отказаться, поэтому половину написал Юрий Энтин.

Режиссер попросил композитора Алексея Рыбникова найти хороших исполнителей для фильма, тот предложил Аллу Пугачеву. "Халдистая, правда, звук у нее вульгарный, но талантливая", сказал Рыбников. Но, как рассказал Нечаев "Экспресс газете" , певица тогда побоялась ответственности и отказалась.

Как Арлекин превратился в Буратино

Леонида Нечаева часто спрашивают, как он работает с детьми, на что режиссер отвечает: "Не знаю, просто не знаю, я не работаю. Общаюсь, разговариваю с ними до съемок, как с одногодками, одноклассниками. И ребята, выходя на съемочную площадку, играют то, что мне нужно. Сам удивляюсь, откуда они знают, как нужно?"

"У меня основные сложности возникали не с детьми, а с их родителями, — цитирует его слова сайт "Дорога в детство" . — Например, когда в "Приключениях Буратино" Лиса Алиса и Кот Базилио подвешивают главного героя на дерево вниз головой, мама Буратино — Димы Иосифова — заявила, что ни в коем случае не даст так мучить ее нежного ребенка. Я ее успокоил, наплел что-то о кукле, которую можно вешать вместо мальчика, а сам шепчу: "Дима, убери маму куда-нибудь!" Он тут же все понял и стал хныкать, что очень проголодался. Мамочка тут же умчалась за колбасой, а Буратино был немедленно "повешен" на дерево".

Правда, эту сцену пришлось переснимать, но все же ее удалось закончить до маминого приезда. Вообще, отмечает режиссер, на съемках дети вели себя просто героически. Например, опять же сцена с Дмитрием Иосифовым, где Буратино прячется в огромном кувшине, а Карабас-Барабас разбивает его, бросая пивную кружку.

Сложность заключалась в том, что кувшин изготовили по спецзаказу в единственном экземпляре, поэтому снять сцену нужно было с первого дубля. Встал вопрос, чем кидать, чтобы и кувшин разбить, и актера не покалечить. Режиссер посоветовался с исполнителем роли Буратино и тот сказал: "Кидайте, чтобы наверняка!" — и залез в посудину.

В результате в кувшин кинули пивную кружку, предварительно положив в нее килограммовый булыжник. Все прошло удачно: кувшин разлетелся, горлышко наделось на шею актера Дмитрия Иосифова.

Кстати, первоначально Дмитрия Иосифова готовили на роль Арлекина, сообщает сайт "Дети в кино" . А потом уже попробовали на Буратино, приладив фальшивый нос.

"Помню, мне долго мерили носы — не могли выбрать, какой размер лучше. Месяца через три я спросил: "А съемки-то будут?" Все расхохотались, потому что, оказывается, все это время фильм уже снимался. Съемки длились три с половиной месяца, и каждый день меня гримировали около часа. Ох, как это раздражало!" — рассказывает Дмитрий Иосифов.

Нос Буратино изготавливали из поролона, это была сложная конструкция, которая должна была выражать любую гримасу. У актера была целая коллекция носов — больше сорока. Кроме того, за время съемок "Буратино" износил больше пятнадцати пар деревянных сабо, рассказал "Буратино" сайту "Дорога в детство" . Но больше всего ему доставалось из-за грима, к тому же у мальчика были густые черные брови, и ему их ежедневно сбривали.

Как Мальвину доводили до слез

"Страдал" на съемках не только главный герой фильма. Так, Пьеро приходилось ходить летом в обтягивающем шерстяном костюме, потому что трикотажный мгновенно бы растянулся. А у Татьяны Проценко, когда половина фильма уже была снята, начали выпадать молочные зубы, и ей пришлось вставлять протезы, рассказала она в интервью газете "Факты и комментарии" .

По ее словам, для нее самое сложное на съемках было плакать, например когда она жалела Буратино, посаженного в темный чулан. Ей и глицерин в глаза закапывали, и лук к глазам подносили — ничего не получалось.

"Все очень сердились. Особенно режиссер. Стал со мной очень строго разговаривать. От обиды я разрыдалась. Леонид Алексеевич сам взял камеру и закричал: "Снимаем!" После чего угощал конфетами и успокаивал", — рассказывала она.

Сложнее, чем плакать, девочке, озвучившей самой себя, было смеяться.

"Я не везде сама себя озвучивать могла. Смех Мальвины — не мой! — рассказала она проекту "Дорога в детство" . — Меня долго пытали — но ничего не вышло… Я так и не знаю, откуда они смех взяли, может с ранних дублей — но похож… <…> И вот кусочек песни — "и все же он великий плут, скажите, как его зовут" — тоже не я пою. Остальное — везде я".

Тайна золотого ключика

Съемки проходили на киностудии в Минске, в Крыму, в Вильнюсе, фильм обошелся в 365 тысяч рублей — немалые деньги для стандартного советского фильма, потому на реквизитах особо не экономили. Например, вся еда была настоящей, даже баран, которого потом съемочная группа съела.

Зато поляна Мальвины сначала должна была быть с настоящими цветами, но тот, кто сначала согласился предоставить для съемок свой сад, внезапно передумал.

"И вот срочно построили павильончик, вырезали ромашки и сооружали все, что там было — все принимали в этом участие. Например, мой брат, смотря этот фильм, говорит: "Вот ту ромашечку вырезал я", — рассказывает Татьяна Проценко.

По словам режиссера Леонида Нечаева, самым ценным реквизитом был золотой ключик — все хотели его украсть. Но в итоге он остался у режиссера.

"В последний съемочный день после команды "Стоп! Снято!" я сунул его за пазуху и позже просто выкупил, — рассказывает режиссер. — У меня до сих пор хранится квитанция, в которой написано: "Получено от Нечаева за реквизит — ключ: 30 рублей".

Фильм имел потрясающий успех, Нечаев стал режиссером, сниматься у которого стало престижно.

"Евгений Евстигнеев, посмотрев "Буратино", даже позвонил мне и воскликнул: "Леня! Я готов сыграть у тебя любую мышь!" Конечно, услышав такое даже от менее гениального актера, чем Евстигнеев, устоять было невозможно, и уже в следующем фильме "Про Красную Шапочку" он сыграл Звездочета", — говорит Леонид Нечаев.

В "Красной шапочке" режиссера опять снялись и Ролан Быков, и Владимир Басов, и Рина Зеленая, и даже "Буратино" — Дмитрий Иосифов в роли волчонка. Главную роль в новом фильме хотели предложить "Мальвине" Тане Проценко, но она не смогла, и главной "Красной шапочкой" Союза стала Яна Поплавская.

Почему для нового фильма Нечаев выбрал именно эту сказку, он отвечает: потому что хотелось, чтобы теперь главной героиней была девочка.

Материал подготовлен интернет-редакцией www.rian.ru на основе информации открытых источников