Картотека игр по изобразительной деятельности для детей дошкольного возраста. Дидактические игры по изодеятельности

Часть 2. Картотека дидактических игр

по ИЗО в детском саду

Д/И «Большой – маленький»

Цель. Развивать умение видеть красоту природы, анализируя природные объекты и выделяя их свойства 9 величину). Учить сравнивать изображения.

Задание. Карточки с изображением больших и маленьких предметов (рыбы, цветы, листья и т.д.) игра может напоминать лото: на карточках больших слева – два объекта (большой и маленький, справа – две пустые клетки такого же размера, маленькие карточки с теми же изображениями).

Д/И «На что похоже?»

Цель. Развивать сенсорные операции, художественно – творческие способности.

Задание. На столе выкладываются несколько овощей и фруктов. Ребёнок называет свойства одного из них, а потом говорит, на что он похож или что на него похоже. Найти.

Д/И « Вершки – корешки»

Цель. Обогащать сенсорный опыт, учить анализировать изображение растения, выделяя его части, развивать умения сравнивать, учить составлять изображе6нпия из двух частей, образующих единое целое, закреплять названия растений, развивать чувство формы, цвета.

Задание. Сложить карточку из двух частей по принципу «вершки – корешки».

Д/И «Ягоды, овощи, фрукты»

Цель. Развивать умение анализировать, сравнивать (такой же), учить классифицировать (подбери все овощи, фрукты, ягоды по цвету), выкладывать ряды, состоящие из одинаковых изображений.

Д/И «Разрезные картинки»

Цель. Учить действиям анализа и синтеза, умение выделять части целого и из частей составлять целое, учить правильно называть получившееся изображение, развивать чувство формы, пропорции, детали.

Д/И «На лугу (в поле, в лесу и т.д.) расцвели красивые цветы»

Цель. Развивать восприятие цветов и оттенков, умение подбирать по цвету:

На лугу расцвели цветы тёплой цветовой гаммы;

-……холодной…….

-……разные…….

Д/И «Тёплый – холодный»

Цель.

Задание два листа, в середине одного круг красного цвета (тёплый), в середине другого круг синего цвета (холодный). Детям предлагаются разложить карточки – картинки, которые соответствуют цвету круга на листах.

Д/И «Подбери наряд»

Цель. Учить различать тёплые и холодные тона, формировать умение подбирать наряд для сказочных персонажей, развивать творческое воображение, чувство вкуса, речь.

Материал. Куклы; Снежная Королева. Огневушка –Поскакушка набор нарядов в определённой гамме.

Задание. Рассмотреть таблицы холодных и тёплых тонов.

Кому подходит наряд из холодных тканей и каких?

Кому можно сшить наряд из тёплых тонов?

Какой наряд подходит для Снежной Королевы?

Нарядите куколку.

Что случится, если мы перепутаем наряд?

Варианты вопросов можно менять.

Д/И «Подбери цвет сказочным героям»

Цель: учить выбирать цветовую гамму для отображения понятий добро и зло. Развивать творчество и фантазию.

Материал. Силуэты сказочных противоположных персонажей. (Баба Яга и Василиса. Квадраты и треугольники из цветной бумаги различной цветовой гаммы.

Задание. Разложить в разные стороны: для Бабы Яги квадраты, Василисы треугольники. Выбирая определённую цветовую гамму, учитывая характер того или иного персонажа.

Баба Яга. Какая она? Во что одета? Где живёт? Чем занимается?

Василиса. Какая она? Во что одета? И т.д.

Д/И «Дорисуй животных»

Цель: отработка технических навыков рисования животных.

Материал. Листы с нарисованными геометрическими формами и линиями. Используйте за основу геометрические формы: овал, прямоугольник, круг, трапецию и т.д.

Линии: прямую, волнистую, замкнутую ит.д.

Задание. На первом этапе можно дать образцы, рисунки животных.

На 2 этапе рисунки должны выполняться по замыслу ребёнка.

Д/И «Цветное чаепитие у Маши и Даши»

Куклы приглашают подружек на чай. Помоги им сервировать стол. Посмотри: посуды много, а кукол две. Значит, всю посуду нужно и разделить поровну на два сервиза. Но не просто так: это Маше, это Даше. Давай подумаем вместе, как разделить лучше посуду.

Посуда одинаковая по цвету?

А какого цвета одежда у кукол?

Какая посуда подходит к кукле с красным бантиком?

А какую посуду можно отобрать для куклы в синем?

Назови, что каждая из кукол поставит на стол для своих гостей.

Д/И «Шарфики и шапочки»

Эти мишки собрались на прогулку. Шарфики они уже завязали, а шапочки перепутали. Помоги им разобраться, где и чья шапочка.

Как же это узнать? Подсказка – посмотри на шарфики.

Назови цвета шапочек по порядку - сверху вниз,а теперь наоборот - снизу вверх.

Вспомни, каким цветом твоя шапочка?

Посмотри на мишек и скажи, по цвету они одинаковые или разные?

(это разные оттенки коричневого цвета)

Какой мишка тебе нравится больше всех?

Особенно интересными являются дидактические игры по ИЗО, включающие задания одновременно из разных разделов.

При этом необходимо выполнять следующие требования:

В играх объем практических заданий должен быть таким, чтобы не терялась основная игровая задача;

Повтор упражнений должен осуществляться на разных уровнях трудности и с использованием различного материала;

Должны быть в наличии все необходимые вспомогательные пособия и инструменты для работы;

Должен осуществляться личностный подход к ребенку.

РАСТЕНИЯ

Дидактические игры

1. «Зеленые иголочки».

Цель: закрепить умение быстро ориентироваться на листе бумаги, дорисовывать по образцу симметричные предметы, подбирать нужный оттенок карандаша.

Материал: карточки с вариантами изображения елочки, расположенные по нарастанию уровня трудности.

Правила игры: дорисовывать елочки по порядку, добиваться сходства частей, брать новую карточку (более сложный вариант) только после получения балла за предыдущее задание.

  • нарисовать еловый лес, чтобы в нем каждая елка была не похожа на другие.
  • нарисовать под елками ежей, чтобы каждый еж был похож на «свою» елку (цветом, формой иголок).
  • нарисовать елочки «семьями» (разной величины, но похожей конфигурации).
  • нарисовать, какие елки растут на Луне и Марсе.

2. «Где растут грибы?»

Цель: закрепить знания о грибах смешанного и елового леса, их признаках, внешнем виде, учить быстро подбирать нужные карточки с грибами, срисовывать их, добиваясь сходства, подбирать нужные цвета и оттенки.

Материал: карточки со съедобными и ядовитыми грибами (боровик, подосиновик, подберезовик, лисичка, сыроежка; мухомор, бледная поганка, сатанинский гриб).

Художественный материал: акварель, гуашь, мелки, фломастеры и т. д.

Правила игры: брать только по одной карточке, возвращать карточку сразу после того, как гриб нарисован и раскрашен, не рисовать ядовитых грибов.

Творческое задание к дидактической игре:

  • нарисовать, какие грибы сушатся на веревочке у домика белки;
  • узнать по внешнему виду названия грибов в корзинке у ежа и раскрасить их.

Упражнения для перехода на более высокий уровень сложности:

  • нарисовать картинку по клеткам (дается образец, дети должны отсчитать нужное количество клеток, закрасить требуемым цветом);
  • «написать» елочки (грибы, цветы) в тетради в крупную клетку;
  • сделать самому игру в подарок малышам.

ЖИВОТНЫЕ

I. Подготовительные игровые упражнения

1. «Составь животное из фигур».

Цель: учить подбирать из набора шаблонов геометрические фигуры, наиболее подходящие по форме, величине для данного животного, составлять фигуры животного, соблюдая пропорции.

Материал: карточки с животными (для проверки), шаблоны различной величины и формы.

Задание: дети составляют животных и наклеивают их из цветных шаблонов, затем сравнивают (с карточками), выясняя, похожи ли они на изображения настоящих животных.

2. «Утенок растет».

Цель: учить увеличивать и уменьшать изображения, рисуя по клеткам.

Материал: картинка с изображением утенка, карточки с маленькими, большими и средними клетками.

Задание: дети, в зависимости от задания, выбирают карточку с клетками нужной величины и, используя образец, создают изображение.

3. «Мы недавно из пруда, дайте полотенце!»

Цель: упражнять в изменении фактуры животных (щенок) и птиц (утенок, гусенок) в зависимости от задания.

Материал: карточки с изображением животных (птиц) без фактуры. Карточки с изображением различных линий.

Задание: дети, в зависимости от ситуации, изображенной на карточке, создают с помощью линий и штрихов соответствующую фактуру животному (птице).

4. «Составь ежа из палочек».

Цель: учить схематичности передачи образа, умению отвлекаться от второстепенных признаков, передавая основные.

Материал: палочки (можно использовать счетные палочки, цветные бумажные полоски и наклеивать их на лист; можно фломастером рисовать изображение из палочек).

Задание: дети выкладывают изображения из палочек или рисуют фломастером, или наклеивают изображения из полосок.

5. «Ежи и дикобразы».

Цель: учить регулировать амплитуду движения руки и силу нажима, передавать индивидуальность образа каждого животного.

Материал: картинки с изображением ежей и дикобразов (с различными по длине и направлению иголками).

Задание: дети выбирают карточку и срисовывают животное. В случае неудачных попыток берут соответствующий трафарет или карточку, где иголки изображены точками, и по точкам выполняют изображение самостоятельно.

II. Дидактические игры

1. «Цирковые акробаты».

Цель: учить быстроте реакции в подборе частей тела животного, исходя из карточки-образца, передавать разнообразные движения при помощи различного расположения шаблонов.

Материал: карточки-образцы или «подвижные» игрушки из картона, шаблоны.

Правила дидактической игры: выполнять рисунок с помощью шаблонов по образцу. Самостоятельно придумать как можно больше вариантов акробатических фигур (за каждый вариант - 1 балл). Выигрывает тот, у кого больше баллов.

2. «Забавные картинки».

Цель: упражнять в быстром составлении разрезных картинок с последующим рисованием по клеткам (4, 9, 12 частей).

Материал: карточки разрезные

(4, 9, 12 частей), картинки-образцы, карточки (чистые) с клетками для рисования по клеткам.

Правила игры: быстро составлять изображение по образцу из 4, 9 и 12 частей, а затем взять чистую карточку (4 клетки) и нарисовать картинку.

3. «Бегемотики».

Цель: научить детей на глаз подбирать шаблоны (части одежды) для бегемотиков разной величины, выполнять декоративные украшения по образцу и по заданию.

Материал: бегемотики из картона разных размеров и цвета и «готовая одежда» (шаблоны).

Правила игры: как можно быстрей «одеть» бегемотиков в «готовую одежду» (за каждого бегемотика - балл) и разукрасить одежду по образцу или по заданию воспитателя (например, используя синий, красный и черный цвета).

III. Упражнения для перехода на более высокий уровень сложности

1. «Парикмахерская для Шарика».

Цель: учить рисовать разнообразные собачьи «прически», используя знакомые приемы и придуманные новые варианты.

2. «Нарисуй рыбкам разную чешую».

Цель: учить придумывать изображение фактуры по заданию воспитателя.

3. «Как зверята играют?»

Цель: передавать движения животных, не используя или частично используя шаблоны.

4. «Где чей хвост?»

Цель: учить логически думать и подбирать хвосты методом исключения, рисовать по образцу.

5. «Нарисуй сказочных птиц (зверей) древнего мира (будущего) и назови их».

Цель: учить придумывать новые изображения, используя опыт и знания о различных художественных материалах.

Сборник дидактических игр

В сборнике представлены дидактические игры для работы с детьми дошкольного возраста на занятиях изобразительным искусством и художественным трудом.

Адресовано педагогам дополнительного образования художественно-прикладной направленности, воспитателям детских садов.

Введение ……………………………………………………………….. 4

Дидактические игры

для занятий рисованием …………………………….………………… 5

Дидактические игры

для занятий лепкой …………………………………………………....... 6

Дидактические игры

для занятий аппликацией ……………………………………………. 7

Введение

Как известно, игра – основной вид деятельности детей дошкольного возраста, она имеет большое значение для интеллектуального развития ребенка, для уточнения его знаний об окружающем. Игра, как никакая другая деятельность, в силу своей специфики обеспечивает детскую активность, самодеятельность. Именно в игре проявляются и развиваются разные стороны его личности, удовлетворяются многие интеллектуальные и эмоциональные потребности, складывается характер. Игровые задания положительно влияют на развитие смекалки, находчивости, сообразительности, развивают творческие способности детей.

В сборнике представлены дидактические игры, которые можно использовать на занятиях изобразительным искусством и художественным трудом с детьми 5-7 лет.

Для удобства использования все игры распределены по видам деятельности: рисованию, лепке, аппликации. Дидактические игры, используемые на занятиях по рисованию, направлены на закрепление знаний о цвете и его оттенках, развитие фантазии детей. Игры, используемые на занятиях по лепке, помогают закрепить представление детей о плоских и объемных геометрических формах, развивают творческую фантазию детей, мелкую моторику рук, активизируют поисковую деятельность ребенка. Выполняя игровые задания с бумагой, дети закрепляют умения вырезывать различные геометрические фигуры из бумаги, составлять композицию по замыслу, развивают воображение, творческие способности.

Данный сборник будет интересен педагогам дополнительного образования художественно-прикладной направленности, воспитателям детских садов.

Дидактические игры для занятий рисованием

«Все цвета вокруг нас»

Задачи: закрепить знания о цвете и его оттенках; упражнять в нахождении заданного цвета или оттенка в окружающих предметах.

Ведущим такой игры может быть педагог или дети.

Такую игру можно использовать как динамическую паузу на занятии.

Ход игры: водящий называет какой-либо цвет, а участники игры находят предмет такого цвета.

«Подбери цвет и оттенок»

Задачи: закрепить представление о цвете и оттенках знакомых овощей и фруктов; упражнять в употреблении названий оттенков цвета: темно-красный, светло-зеленый и др.

Ход игры: педагог показывает овощ или фрукт и просит назвать его цвет или оттенок.

«Теплые и холодные краски»

Цель: закрепить знания о теплых и холодных цветах

Ход игры:

1–й вариант: раздать детям карточки с теплыми и холодными цветами, попросить объединиться тех, у кого карточки с теплыми цветами и тех, у кого с холодными.

2-й вариант: выбрать двух ребят – капитанов, которые набирают команду, один выбирают ребят с карточками теплых цветов, а второй с карточками холодных цветов.

«Дорисуй предмет, пользуясь заданной формой»

Цель: развивать фантазию детей

Ход игры:

Раздать листы бумаги, на каждом из которых нарисован круг радиусом 4 см. Дети на занятии работают простыми и цветными карандашами.

Педагог говорит: «Ребята, сегодня к нам на занятие пришел гость. Вы готовы поиграть?» Чипполино: «Ребята, сейчас я покажу вам свой рисунок – вот этот круг. Попробуйте угадать, что я хотел нарисовать при помощи этого круга, и изобразите это на своих листах. Только нельзя увеличивать и уменьшать круг, изменять его форму». Дети дорисовывают круг. Чипполино на руках у педагога (педагог ходит между рядами) просматривает работы. Не все сразу догадываются, как можно изобразить предмет, пользуясь уже готовой формой круга, бывают и ошибки. И тогда Чипполино в непринужденной форме указывает на них, помогает переделать работу. Когда рисунки почти готовы, он подводит итог: «Совершенно верно, все это я и хотел нарисовать!» Рисунки получились такие разные. Чипполино добавляет: «Просто я такой хитрый, мне одного круга мало».

В конце занятия он помогает устроить выставку детских работ.

Дидактические игры для занятий лепкой

«Лепим фигуры»

Цель: передать форму выбранного животного, соблюдая пропорции; вылепить фигурку животно­го (зайчика, собаки, котенка).

Ход игры:

Загадываются загадки:

На дворе сидит,

Дом сторожит,

Кто к хозяину идет,

Она знать дает

Дети отгадывают, педагог выставляет игрушку-собачку и спрашивает: «А как вы догадались?» Дети объясняют (словами загадки).

Мохнатенький, усатенький,

Есть начнет - песни поет.

(Котенок)

Проводится аналогичная работа.

Маленький, беленький,

По лесочку прыг-прыг!

По снежочку - тык, тык!

Выясняется, как ребята узнали, что это зай­чик.

«Кто есть кто или что есть что»

Задачи: активизировать поисковую деятельность ребенка, совершенствовать умения лепить из пластилина предметы разной формы.

Ход игры: ребятам предлагается задумать и вылепить два разных изображения, чтобы можно было угадать, кто есть кто (например, жук и гусеница) или что есть что (например, яблоко и банан). Автор работ демонстрирует их ребятам, а те угадывают, кто или что перед ними.

Дидактическая игра «Формы»

Задачи: закрепить представление о плоских и объемных геометрических формах. Создать поисковую ситуацию: вылепить из пластилина объемные формы, глядя на схематичное или неполное изображение на плоскости.

Варианты игры: педагог предлагает детям вылепить:

Три разных шара, которые могут быть разными по размеру, окраске или по двум признакам сразу. Во что можно превратить каждый из них и все вместе.

Вылепить три разных круга. (Как можно это сделать?)

Вылепить три разных кубика. (Во что можно превратить каждый из них и все вместе?).

Вылепить три разных квадрата.

Вылепить три разные пирамиды. (Во что можно превратить каждую из них и все вместе?).

Вылепить три разных треугольника. (Как можно это сделать?)

Вылепить несколько геометрических тел.

Вылепить несколько геометрических фигур.

Вылепить домик из нескольких форм.

Вылепить лесенку.

«Пластилиновая живопись»

Задачи: развивать творческую фантазию детей, чувство цвета, мелкую моторику руки.

Ход игры: ребятам предлагается смешать 2 - 3 кусочка пластилина разного цвета, до получения причудливых разводов и пятен и вылепить из полученной массы вазу, кашпо или скульптуру.

«Детская площадка»

Задачи: развивать творческую фантазию детей, мелкую моторику руки.

Ход игры: педагог показывает детям изображение игровой площадки на которой стоят качели и горка, просит детям подумать, что еще можно разместить на игровой площадке, затем предлагает вылепить свою детскую площадку на которой хотелось бы поиграть.

Дидактические игры для занятий аппликацией

«Собери урожай»

Задачи: формировать уме­ния подбирать цвет и форму заготовки в соответствии с выбранным фруктом.

Ход игры: дети вырезывают из цветной бумаги овощи и фрукты, а затем в прикрепленные к доске корзины собира­ют урожай: в первую корзину кладут овощи, во вторую – фрукты.

«Украсим рукавички»

Задачи: развивать воображение, умение составлять композицию по замыслу.

Ход игры: педагог предлагает детям украсить рукавички, вырезанные из цветного картона. Дети придумывают узор, вырезывают элементы узора из цветных полосок (круги, полоски, различные фигуры), располагают узор в середине силуэта, по краю, наклеивают все детали.

«Продолжи узор»

Задачи: формировать умение соблюдать симметрию и ритм, развивать творческие способности, самостоятельность.

Ход игры: каждый играющий получает цветную карту с половинкой узора и выкладывает недостающую часть узора из цветных элементов, точно повторяя их расположение, цвет и форму.

«Необычный зоопарк»

Задачи: закрепить умение вырезывать круги из квадратов, развивать творческую фантазию детей.

Ход игры: педагог предлагает совершить путешествие в сказочную страну, где живут необычные животные, состоящие из кругов и полукругов: у них туловище, голова, уши и даже хвост круглые или полукруглые. Дети вырезывают разного размера круги из заранее приготовленных квадратов и составляют из них изображение животного. Из полученных изображений животных составить выставку «Необычный зоопарк».

«Человек в движении»

Цель: развивать творческую фантазию детей

Ход игры: педагог дает сведения об основных пропорциях фигуры человека, затем на доске размещает волшебный квадрат, состоящий из нескольких прямоугольников. Затем, размещая прямоугольные части квадрата на доске, педагог дает представление об основных пропорциях фигуры человека: размер туловища с головой равен длине ног, колено делит ногу пополам, длина рук равна длине ног и т.п. детям предлагается изобразить фигуру человека в движении с помощью «волшебного квадрата».


Лутай Марина Игоревна


Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Нижневартовска ДС № 52 "Самолётик"

Дидактические игры
по изодеятельности

Выполнила Керимова Зухра Батрудиновна

Игра "Морское дно"
Цель игры: развитие навыков художественной композиции, развитие речи, логического мышления, памяти.
Ход игры: Детям демонстрируется морское дно (пустое), и нужно сказать, что все морские жители захотели поиграть с нами в "Прятки", а чтобы их найти нужно отгадать про них загадки. Тот кто угадал, вешает жителя на фон. Получается законченная композиция. Воспитатель мотивирует детей к изобразительной деятельности. (Хорошо использовать со средней и старшей группами). Таким же образом можно изучать с детьми и другие темы сюжетных композиций: "Летний лужок", "Лесные жители", "Осенний урожай", "Натюрморт с чаем" и т.п. Можно пригласить к доске несколько детей и попросить их составить разные композиции из одних и тех же предметов. Данная игра развивает сообразительность, реакцию, композиционное видение.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Игра "Кони расписные"
Цель игры: закрепление знаний основных мотивов русских народных росписей ("Гжель", "Городец", "Филимоново", "Дымка"), закреплять умения отличать их среди других, правильно называть, развивать чувство колорита.Ход игры: ребенку, необходимо определить на какой полянке будет пастись каждая из лошадок, и назвать вид прикладного творчества, по мотивам которого они расписаны.

Игра "Волшебный пейзаж"
Цель игры: учить детей видеть и передавать в рисунках свойства пространственной перспективы (Одна из наиболее сложных тем это конечно изучение перспективы в пейзаже - далекие предметы кажутся меньше, ближние больше.), развивать глазомер, память, композиционные навыки.Ход игры: Ребенку необходимо расставить в кармашки деревья и домики по размеру, в соответствии с их перспективной удаленностью. (подготовительная группа).
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Игра "Собери пейзаж"
Цель игры: формировать навыки композиционного мышления, закреплять знания сезонных изменений в природе, закреплять знание понятия "пейзаж", развивать наблюдательность, память.
Ход игры: ребенку предлагается из набора печатных картинок составить пейзаж определенного сезона (зима, весна, осень или зима), ребенок должен подобрать предметы, соответствующие именно этому времени года, и при помощи своих знаний построить правильную композицию.

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]

Игра "Клубочки"
Цель игры: Повысить интерес детей к игре, активизировать их деятельность. Формировать творческие способности.
Игровое задание: 1) нарисуй клубочек и преврати его в дерево; бабочку; 2) преврати клубочек в цветочек и составь узор (на полосе).

Игра "Помоги довезти игрушки"
Цель игры: учить рисовать прямые, волнистые, ломаные линии, круги и т.д.
Игровая задача: помочь довезти игрушки до дома, кисточка или карандаш показывают дорогу. (Игра имеет много вариантов). Усложнением для малышей могут служить не только усложнение формы, но и использование более узких дорожек.
Игра "Волшебные карандаши"
Цель игры: закрепить знания о радуге, цвета и их оттенки, распределение цвета от светлого к более тёмному и наоборот, развивать восприятие, память, сообразительность.
Оборудование: цветные карандаши разного цвета, 7 видов.
Ход игры: детям предлагается рассмотреть красивые карандаши. Отметить, что из них можно сложить радугу (цвета по порядку и обратно).
Сказка о том, как радуга в воде купалась
Летом после дождя на небо вышла яркая радуга, она посмотрела вниз на землю и увидела там большое гладкое озеро. Радуга поглядела в него, как в зеркало и подумала: "Какая же я красивая!". Потом она решила искупаться в тёплом озере. Словно огромная разноцветная лента, радуга упала в озеро. Вода в озере сразу окрасилась в разные цвета: красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий и фиолетовый. Прибежали малыши с кисточками и альбомами, окунали в воду свои кисточки и рисовали картинки. Радуга вдоволь накупалась и улетела за облака. Вода в озере стала прозрачной, а малыши принесли домой красивые и яркие рисунки.
Радуга в воде бывает не только в сказке. Например, можно раскрасить воду красками, предложите ребёнку, окунуть пальчик в красную краску, а затем опустить его в стаканчик с водой. По очереди проделайте тоже самое и с другими красками. Получится семь стаканчиков, соответствующих цветам радуги.

Игра "Палитра"
Цель игры: закрепить представление детей о цвете.
Ход игры: каждому ребенку выдаются палитра и фишки – кружки (жёлтого, красного, зелёного и синего цветов). Малышу необходимо правильно расположить на палитре цветную фишку – кружок соответственно цвету. Перед началом игры психолог читает стихотворение, сопровождая показом соответствующих изображений на картине, установленной на мольберте (ватман, на котором красками нарисовано все, о чем говорится в стихотворении).
У Вали на полке краски лежали. Лежали, лежали и заскучали. - Долго все будут про нас забывать? Мы очень, очень хотим рисовать! - Я бы, - синяя краска сказала, - Небо и речку нарисовала. - Я бы траву, лягушат и 2 елки, - Зелёная тихо вздохнула в сторонке. - Как же без красных цветов на лугу? Как же без спелых ягод в саду? Краска промолвила красного цвета. - Была бы картинка про жаркое лето! Жёлтая тоже не стала молчать: Я жаркое солнце могу рисовать! Песок, одуванчики или цыплят, Тех, что за курицей - мамой спешат. Но в это время коробку открыли, Кисточкой каждую краску умыли, И посмотрите, что Валя для мамы Нарисовала и вставила в раму.
Игра "Найди картины, написанные тёплыми и холодными красками"
Цель игры: закрепить представления детей о тёплой и холодной цветовой гамме.
Материал: репродукции натюрмортов, написанные в тёплой и холодной гамме. Описание игры: Найти картины, написанные только в тёплой гамме (или в холодной) или разобрать по группам картины, написанные в тёплой и холодной гамме.


Цель игры: Развивать внимание и интерес детей к различным цветам и оттенкам, чувство радости при восприятии красоты природы.
Материал: картинки с изображением пейзажа, цветные полоски.
Описание игры: каждый играющий получает картинку с изображением пейзажа. Прикладывая цветные полоски к изображению, ребёнок отбирает те цвета, которые есть в его картинке.

Игра "Определи и найди жанр портрета (Натюрморта, пейзажа)"
Цель игры: уточнить представления детей о разных жанрах живописи: пейзаж, портрет, натюрморт.
Материал: репродукции картин.
Описание игры: 1 вариант. Педагог предлагает посмотреть внимательно на картины и положить в центр стола картины, изображающие только натюрморт (или только портрет, пейзаж), другие отложить в сторону.
2 вариант. У каждого ребёнка репродукция какой-либо картины, у кого изображён пейзаж, у кого портрет или натюрморт. Воспитатель загадывает загадки, а дети должны показать отгадки, используя репродукции картин.
Если видишь, на картине нарисована река, Или ель и белый иней, или сад и облака, Или снежная равнина, или поле и шалаш, Обязательно картина называется (пейзаж)
Если видишь на картине чашку кофе на столе, Или морс в большом графине, или розу в хрустале, Или бронзовую вазу, или грушу, или торт,
· Или все предметы сразу, знай, что это (натюрморт)
Если видишь, что с картины смотрит кто-нибудь на нас - Или принц в плаще старинном, или в робе верхолаз, Лётчик, или балерина, или Колька, твой сосед, Обязательно картина называется (портрет).

Игра "Составь натюрморт"
Цель игры: закрепить знания о жанре натюрморта, научить составлять композицию по собственному замыслу, по заданному сюжету (праздничный, с фруктами и цветами, с посудой и овощами и т.д.)
Материал: разнообразные картинки с изображением цветов, посуды, овощей, фруктов, ягод, грибов или реальные предметы (посуда, ткани, цветы, муляжи фруктов, овощей, декоративные предметы)
Описание игры: воспитатель предлагает детям составить композицию из предложенных картинок, или составить композицию на столе из реальных предметов, используя для фона различные ткани.

Игра "Составь натюрморт"
Цель игры: закрепить знания о жанре натюрморта, научить составлять композицию по собственному замыслу, по заданному сюжету (натюрморт праздничный, с фруктами и цветами, с посудой и овощами, с грибами и т.д.)
Материал: изображения цветов, овощей, фруктов, ягод, грибов, посуды.
Инструкция: составь натюрморт.

Игра "Из чего состоит натюрморт"
Цель игры: Закрепить знания о жанре натюрморта, особенностях изображения, составных элементах. Закрепить знания о предметном мире, его назначении и классификации.
Материал: разнообразные картинки с изображением предметов, цветов, ягод, грибов, животных, природы, одежды и т. д.
Описание игры: среди разнообразных картинок детям нужно отобрать только те, на которых изображены элементы, присущие только жанру натюрморта.

Игра "Веселые ладошки"
Цель игры: развивать творческое воображение.
Материал: картонные силуэты ладошек, краски разного цвета.
Инструкция: нарядить каждый пальчик.

Игра "Веселые краски"
Цель игры: знакомить детей с основными и составными цветами, принципами смешения цветов.
Материал: карточки с изображением девочек-красок, знаки «+»,«-», «=», краски, кисти, бумага, палитра.
Ход игры: путем смешения красок решать примеры типа "красный +желтый = оранжевый", "зеленый – желтый = синий".
Игра "Теплые и холодные краски"
Цель: Закреплять знания о теплых и холодных цветах.
Задание:
1 вариант: педагог раздает детям карточки с теплыми и холодными цветами, попросить объединиться тех, у кого карточки с теплыми цветами и тех, у кого с холодными.
2 вариант: выбрать двух ребят – капитанов, которые набирают команду, один выбирают ребят с карточками теплых цветов, а второй с карточками холодных цветов.

Игра "Художники волшебники"
Цель: Приобретение навыков работы с акварелью по сырой бумаге, вливания
одной краски в другую и получения новых цветов и их оттенков.
Материал: Бумага. Акварель.
- "Мы все художники – волшебники, творим на бумаге чудеса. У вас на столах волшебная вода в стаканчиках. Сейчас я покажу вам, как это делается. У меня два листа бумаги. Один лист – обыкновенная бумага, другой лист – смоченная волшебной водой. Я беру бумагу, смоченную волшебной водой (бумага должна находиться в стадии высыхания), кистью рисую три лепестка малиновой краской (цветы получаются расплывающимися), потом три лепестка фиолетовой краской. Видите, как краски вплывают одна в другую. Вот и получились волшебные цветы. Теперь давайте сделаем и вашу бумагу волшебной. Возьмем кисточку покрупнее, окунем ее в воду, смочим бумагу. Положим кисточки, держим руки над бумагой, закрываем глаза и медленно считаем: "Раз, два, три, бумага волшебная – смотри!". Так надо сказать три раза. Теперь мы можем создать волшебные цветы.

Игра "Наряди ёлочку"
Цель: Закреплять знание основных цветов и их оттенков. Использовать названия оттенков цвета в речи.
Материал: Картинка с нарисованной заранее елочкой. Гуашь. Палитры.
Задание: Педагог предлагает ребенку нарядить елочку разноцветными игрушками (шары закрасить красным цветом, бусы - синим и т. д.). Спросите у ребенка потом, каким цветом закрашена та или иная игрушка. Познакомьте ребенка с оттенками цветов (светло-красный, темно-синий и т. д.).

Игра "Палитра"
Цель: Развивать чувство цвета у детей, продолжать знакомить с основными
цветами и их оттенками, учить получать новые цвета и их оттенки путем смешивания красок на палитре.
Материал: Гуашь четырех цветов (белого, желтого, красного и синего).
Палитры.
Задание: Педагог предлагает детям поиграть с красками и из предложенных создать новые цвета. В процессе свободного экспериментирования дети смешивают краски на палитре и получают новые цвета и их оттенки. Завершить игру можно рисованием на свободную тему, используя только что полученные цвета.

Игра "Палитра художника"
Цель: Развивать чувство цвета у детей, учить подбирать цвета и оттенки,
соответствующие предложенной иллюстрации.
Материал: Гуашь белого, красного, желтого и синего цвета. Палитры. Книжные
иллюстрации.
Задание: Педагог предлагает детям рассмотреть книжки с иллюстрациями, выбрать понравившуюся и подобрать на своей палитре те цвета и оттенки, которые использовал художник. Выигрывает тот ребенок, который подберет
цвета и оттенки, наиболее соответствующие палитре художника.

Игра "Радуга"
Цель: Познакомить детей с расположением цветов в спектре, закрепить умение
получать новые цвета и оттенки путем смешивания красок на палитре.
Материал: Гуашь белого, красного, желтого и синего цвета. Палитры. Листы
бумаги с недорисованной радугой.
Задание: Дети на палитрах смешивают краски, получают новые цвета и оттенки,
а затем рисуют радугу. Для запоминания последовательности расположения
цветов можно использовать считалку "Каждый охотник желает знать, где сидит
фазан", в которой начальные буквы каждого слова соответствуют определенному
цвету радуги (каждый - красный, охотник - оранжевый и т.д.).

Игра "Найди картины, написанные теплыми и холодными красками"
Цель: Закреплять представления детей о теплой и холодной цветовой гамме.
Материал: Репродукции картин: А.В. Шевченко "Натюрморт с кувшином и
яблоками", П. Сезанн "Натюрморт с персиками и грушами", И.Т. Хруцкий
"Натюрморт со свечой", Ф.Л. Толстой "Ягоды красной и белой смородины",
Г.Курбе "Натюрморт".
Задание:
1-й вариант: Найти картины, написанные только в теплой гамме (или
холодной).
2-й вариант: Разобрать по группам картины, написанные в теплой и холодной
гамме.

Игра "Убери лишнюю"
Цель: Уточнить представления детей о натюрморте.
Материал: Репродукции картин: три натюрморта, один или два пейзажа.
Задание: Педагог предлагает детям посмотреть внимательно на картины и отложить в сторону пейзаж. Результаты обсуждаются с детьми.

Игра "Подбери краски, которые использовал художник в своей картине"
Цель: Развивать цветовое восприятие у детей, упражнять их в подборе красок, которые использовал художник в своей картине.
Материал: Репродукция одной картины (у каждого ребенка своя).
Гуашевые краски, вода, кисточка, палитра из бумаги.
Задание: Воспитатель предлагает детям рассмотреть репродукции картин, которые лежат перед ними, обратив внимание на использованные краски; затем взять кисточку и гуашь и нанести на палитру те краски, которые есть на картине. Затем все вместе рассматривают работы детей и картины, к которым они подбирали цвета, обсуждают работы.

Игра "Любопытная змейка"

Материал: Бумага. Простые графитные карандаши, зеленые карандаши.
Задание: Педагог предлагает детям нарисовать на листе бумаги дорогу (две
параллельные линии) по ее краям – деревья (зелеными точками). А вот и любопытная змейка: ей кажется, что за каждым деревом ее ждет что-то интересное (она оползает дерево с одной стороны дороги, потом дерево с другой ее стороны и т.д., не пропуская ни одного)

Игра "Змея"
Цель: Развивать воображение, творчество, умение действовать по очереди.
Материал: Нарисованная большая змея. Краски.
Задание: Педагог предлагает детям разрисовать змеиную кожу, поочередно нанося разноцветными фломастерами узор из звездочек, точек, волнистых и
зигзагообразных линий и т.д.

Игра "Лужок с цветами"
Цель: Развивать воображение, творчество.
Материал: Краски для пальчиковой живописи. Фломастеры.
Задание: Педагог предлагает детям нарисовать пальчиками летний лужок: цветы,
деревья, бабочек. Травинки дорисовать кистью.

Игра "Волшебные картинки"

Материал: Закрашиваем поверхность бумаги цветными восковыми мелками,
сверху - черной гуашевой краской (лучше смешать ее с тальком, чтобы краска не
скатывалась).
Задание: Каким-нибудь острым предметом (например: пустой шариковой ручкой)
процарапываем разные загогулины и линии так, чтобы через черный фон
проступила цветная основа.

Игра "Железная дорога"
Цель: Развивать изобразительные навыки, фантазию, воображение.
Материал: Нарисовать фломастером поезд.
Задание: Педагог предлагает ребенку дорисовать в вагонах поезда животных.

Игра "Вязание карандашом"
Цель: Развивать графические навыки рисования.
Материал: Бумага. Простые графитные карандаши, цветные карандаши.
Задание: Педагог показывает детям новый вид штриховки – петлями (петли каждого следующего ряда как бы выходят из петель предыдущего). Дети
"вяжут" шарф из черных ниток (простой карандаш), шапочку из цветных ниток (цветные карандаши). Сначала рисуют крупные петли, потом по мере освоения штриховки все более и более мелкие.

Игра "Волшебные линии"
Цель: Развивать графические навыки рисования.
Материал: Бумага. Простые графитные карандаши. Трафареты
геометрических фигур.
Задание: Педагог предлагает с помощью трафаретов нарисовать дом, машину и т.д. Затем каждую часть контура (геометрическую фигуру) заштриховать простым карандашом в разных направлениях (вертикальные, горизонтальные штрихи, слева направо, справа налево).

Игра "Объемная штриховка"
Цель: Развивать графические навыки рисования.
Материал: Бумага. Простые графитные карандаши.
Задание: В центре листа бумаги ставится точка и от нее рисуются три луча:
вертикальный, горизонтальный, по диагонали. Промежутки между лучами штрихуются в направлении основного луча. Дети убеждаются: с помощью штриховки можно получить объемное изображение.

Используемая литература:
Е.А. Янушко Рисование с детьми раннего возраста (1-3 года). Методическое пособие для воспитателей и родителей. - М.: Мозаика синтез, 2006 - 64 стр.
Изобразительная деятельность в детском саду./Н.П. Сакулина, Т.С. Комарова, М.: Просвещение, 1982.
Кроха: Пособие по воспитанию, обучению и развитию детей до трёх лет./ Г.Г.Григорьева, Н.П. Кочетова, Д.В.Сергеева и др. – М: Просвещение, 2001.
Малыш в стране Акварелии: метод. пособие для воспитателей и родителей /Г.Г.Григорьева. – М.: Просвещение, 2006.
Маргрет Реттих Уроки рисования в стихах. Издательство: Попурри, 2006 г. Мягкая обложка, 128 стр.
Г.С. Швайко "Занятия по изобразительной деятельности в детском саду". – М., 2001.
2. Т.С. Комарова, А.В. Размыслова "Цвет в детском изобразительном творчестве дошкольников". – М.,2005.
Ресурсы: http://nattik.ru; http://stranamasterov.ru (Сергеенко Елена);
http://nsportal.ru (Леденева Наталья).
www. kinderok. ru.
В своей программе использовала стихи, картинки, фото из интернета

Дидактические игры по изодеятельности для дошкольников.

На сайте "Страна Мастеров" есть очень интересная страничка Сергеенко Елены. Из её работ я предлагаю вашему вниманию подборку дидактических игр по изодеятельности на развитие восприятия цветовых оттенков, логического мышления, творческого воображения.

1.Работаю в детском саду почти 20 лет. За это время накопилось много дидактических игр по изодеятельности, сделанных своими руками. Эти игры можно применять в индивидуальной работе с детьми, закреплять пройденную тему и в диагностике. Предлагаю Вам несколько игр. Игры на развитие цветовидения. Собираем букет для Снегурочки (холодные) и для Солнечного Лучика (тёплые).

2.Игра "Собери гусеничку". Несколько вариантов игр, для разного возраста. Можно собрать гусеничку из холодных (или тёплых) цветов; или начиная с самого тёмного цвета до самого светлого.

3.Ещё один вариант: среди множества цветов найти зелёные и его оттенки (для маленьких детей).

4.Похожая игра. Подобрать любимые цвета Снеговика (холодные) и Солнышка (тёплые).

5.А это - карточки - арифметические примеры на составление дополнительных цветов из основных.

6.Примеры могут быть и на вычитание.

7.Другой вариант арифметических примеров.

8.Художник рисовал осень (или др. время года), разводил краски на палитре. По сочетанию красок надо найти эту палитру.

9."Назови цвета осени, лета..."

10.Для самых маленьких. 2 - 3 года.

11."Найди цвета, которыми нарисован петушок". Дети выбирают из предложенных цветных карточек цвета которые есть на петушке.

12.Игры на закрепление знаний жанров живописи.

13."Нарисуй портрет". Дети "рисуют" эмоции (радость, страх и т.д.)

14.Из предложенных карточек дети выбирают те, которые можно взять для рисования натюрморта (или пейзажа).

16."Собери натюрморт". дети выбирают предметы и красиво составляют натюрморт.

18.Игры по декоративно-прикладному искусству. Выбирают элементы городецкой росписи (здесь есть и не городецкие элементы) и

раскладывают узор на доске.