Кто такой левиафан? Кто такой левиафан в библии

Происхождение

Египтяне в древности говорили, что их страну с юга и востока охраняют непроходимые пустыни, с севера - мощные крепости, а западную границу (Нил) сторожат крокодилы . По мнению Бориса Шарова, их древние евреи могли иметь в виду, описывая Левиафана. А в дальнейшем, чтобы объяснить простому крестьянину, что есть вещи пострашнее засухи или наводнения, преувеличивали в десятки и сотни раз размер, мощь и силу зверя и приравняли его к Геенне огненной.

В Библии

Можешь ли ты удою вытащить левиафана и веревкою схватить за язык его? вденешь ли кольцо в ноздри его? проколешь ли иглою челюсть его? будет ли он много умолять тебя и будет ли говорить с тобою кротко? сделает ли он договор с тобою, и возьмешь ли его навсегда себе в рабы? станешь ли забавляться им, как птичкою, и свяжешь ли его для девочек твоих? будут ли продавать его товарищи ловли, разделят ли его между Хананейскими купцами? можешь ли пронзить кожу его копьём и голову его рыбачьею острогою? Клади на него руку твою, и помни о борьбе: вперёд не будешь.

Надежда тщетна: не упадешь ли от одного взгляда его? Нет столь отважного, который осмелился бы потревожить его; кто же может устоять перед Моим лицем? Кто предварил Меня, чтобы Мне воздавать ему? под всем небом всё Моё. Не умолчу о членах его, о силе и красивой соразмерности их. Кто может открыть верх одежды его, кто подойдёт к двойным челюстям его? Кто может отворить двери лица его? круг зубов его - ужас; крепкие щиты его - великолепие; они скреплены как бы твёрдою печатью; один к другому прикасается близко, так что и воздух не проходит между ними; один с другим лежат плотно, сцепились и не раздвигаются. От его чихания показывается свет; глаза у него как ресницы зари; из пасти его выходят пламенники, выскакивают огненные искры; из ноздрей его выходит дым, как из кипящего горшка или котла. Дыхание его раскаляет угли, и из пасти его выходит пламя. На шее его обитает сила, и перед ним бежит ужас. Мясистые части тела его сплочены между собою твёрдо, не дрогнут. Сердце его твёрдо, как камень, и жёстко, как нижний жернов. Когда он поднимается, силачи в страхе, совсем теряются от ужаса. Меч, коснувшийся его, не устоит, ни копьё, ни дротик, ни латы. Железо он считает за солому, медь - за гнилое дерево. Дочь лука не обратит его в бегство; пращные камни обращаются для него в плеву. Булава считается у него за соломину; свисту дротика он смеётся. Под ним острые камни, и он на острых камнях лежит в грязи. Он кипятит пучину, как котёл, и море претворяет в кипящую мазь; оставляет за собою светящуюся стезю; бездна кажется сединою. Нет на земле подобного ему; он сотворён бесстрашным; на всё высокое смотрит смело; он царь над всеми сынами гордости.

Влияние на культуру

Литература и изобразительное искусство

Кинематограф и анимация

  • «Левиафан » - фильм ужасов режиссёра Дж. Косматоса .
  • Левиафан - название гигантских биомеханических живых кораблей в фантастическом сериале «На краю Вселенной ».
  • Левиафан - одна из семи Сестёр Чистилища в аниме «Когда плачут чайки ».
  • Левиафан - гигантский робот, созданный королём Атлантиды для защиты подводного прохода к последней на дне в мультфильме «Атлантида ».
  • Левиафан - магическое имя одного из главных персонажей «Девять неизвестных », чёрного мага Артура Полякова.
  • Левиафан - Владыка Ада в кинофильме «Восставший из ада ».
  • Левиафан - морское существо из мультсериала «Пираты Тёмной Воды », внешне выглядящее как морской дракон. Левиафаны передвигаются стаями, и только кожа этих существ может выдерживать Тёмную Воду.
  • Левиафаны - в сериале «Сверхъестественное » одни из самых первых существ (в данном случае монстры), которых создал Бог задолго (помимо первых четырёх Архангелов) до создания ангелов и человека. Были заключены в Чистилище . Их поглотил Кастиэль для увеличения своей силы вместе со множеством душ из Чистилища. Главные злодеи 7-го сезона. Не могут умереть, так как не имеют души.
  • Левиафан - прототип военно-морского оружия на звуковой основе в сериале «Тайны Смолвиля ».
  • Левиафан - имя алхимика-афериста в аниме «Госик».
  • Левиафан - огромный монстр, живущий в воздушном океане, из одноимённой серии анимационного сериала «Небесные рыцари ».

Компьютерные игры

Музыка

Примечания

См. также

  • «Ориэлла» (книга Мэгги Фьюри)
  • Leviathan (альбом американской прогрессив-метал группы Mastodon)

Категории:

  • Персонажи Ветхого Завета
  • Демоны в христианстве
  • Западносемитская мифология
  • Иудаистическая мифология
  • Мифические змеи
  • Животные Библии
  • Книга Иова

Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Левиафан" в других словарях:

    - (евр. liwjathan, собств. значит: изогнутый, от арабск. lawaj верить, крутить). 1) морское чудовище, о котором упоминается в книге Иова. 2) заглавие знаменитого трактата английск. философа Томаса Гоббза, в котор. он олицетворяет государство в… … Словарь иностранных слов русского языка

    левиафан - а, м. leviathan, нем. Leviathan <др. евр. 1. В библии: огромное морское чудовище. Крысин 1998. Тогда некий ужасный Левиафан возшед из глубины морския, на поглощенных водой кровавых трупах, и на плоти и костях человеческих возлегал. Трутень… … Исторический словарь галлицизмов русского языка


Вместе с наградами международных кинофестивалей и хвалебными отзывами экспертов на фильм «Левиафан» и его режиссера Андрея Звягинцева обрушился шквал критики от различных деятелей российской культуры и политики. Чтобы лучше понять, что же хотел сказать известный режиссер в своей работе, мы решили разобраться, какую роль в истории, философии и теологии играло морское чудовище Левиафан, образ которого заложен в основу фильма.


В Ветхом Завете, а точнее в Книге Иова, – одной из самых древних частей Библии – упоминается морской змей Левиафан. Сам Бог рассказывает о нём Иову, как об огромном чудище, внушающем ужас и одновременно прекрасном в своей необузданной мощи: «Не упадёшь ли от одного взгляда его? …Не умолчу о членах его, о силе и красивой соразмерности их… Кто подойдёт к двойным челюстям его? …круг зубов его - ужас; крепкие щиты его - великолепие; они скреплены как бы твёрдою печатью; один к другому прикасается близко, так что и воздух не проходит между ними; один с другим лежат плотно, сцепились и не раздвигаются» .


Обстоятельства, при которых Левиафан появляется в Книге Иова

Праведник Иов слыл справедливым, непорочным и богобоязненным, а богат он был настолько, что был самым знаменитым из «всех сынов Востока». У него была большая счастливая семья: три дочери и семь сыновей. Сатана заявил, что праведность Иова лишь в его земном благоденствии, а если Иов его потеряет, то и вся его благочестивость исчезнет. Люцифер лишил Иова богатства, сделал так, что умерли все его дети, а когда праведника и это не сломило, Сатана поразил его тело проказой.


Все окружающие и жена Иова стали говорить, что все его беды из-за Божьего гнева. Иов и сам мучился вопросом, за какие такие грехи получил он все эти испытания, но от веры не отрекался.


Бог тогда донёс до Иова, что «пути Господни неисповедимы», а как доказательство непостижимости человеком божественной сути показал созданного им ужасного дракона Левиафана.

Как выглядит Левиафан

Самое, пожалуй, развёрнутое описание Левиафана можно найти всё в той же Книге Иова: «круг зубов его - ужас...; от его чихания показывается свет; глаза у него - как ресницы зари..., дыхание его раскаляет угли, из пасти его выходит пламя; он кипятит пучину, как котёл, и море претворяет в кипящую мазь; ... он царь над всеми сынами гордости». Говорится, что у чудища на голове рога длиной в 300 миль, а испускаемые змеем пар может вскипятить океан.


В дальнейшем описании Левиафан сравнивается с огнедышащим драконом, глаза которого – ресницы зари, от чихания показывается свет, из ноздрей полыхает дым, а из пасти выскакивают огни пламени. Левиафан неустрашим, неуязвим и гордится своей силой. «Нет на земле подобного ему; он сотворён бесстрашным; на все высокое смотрит смело; он царь над всеми сынами гордости» , - говорится в Святом писании.

Если известно, то Левиафан - существо мифическое, которое в библейских апокрифах упоминается в связи с апокалиптическими мотивами. Якобы мясо животного, поражённого Богом, будет служить пищей на пиру праведников в день, когда придёт мессия.

Левиафан в философии

В 1651 году вышла ставшая впоследствии всемирно известной книга «Левиафан» Томаса Гоббса – философа, отвергавшего теологическую схоластику. В этой книге он обосновал теорию государства и общества. Но мнению Гоббса, человек изначально обладает злой природой, поэтому постоянно идёт «война всех против всех», в которой не может быть победителя.


Левиафан Гоббса – всесильное, многоликое и непоколебимое чудовище - это государство. Философ утверждает, что государство-Левиафан, пожирающее и сметающее всё на своём пути – это сила, противостоять которой невозможно, но которая просто необходима, чтобы поддерживать жизнеспособности общества.


Левиафан – это не просто монстр, это своего рода урок для человечества. «Левиафан» режиссера Звягинцева поражает своей мощью, шокирует трагической правдой и удивляет сатирической энергией. Фильм сложный и спорный, как, например, о котором мы рассказывали ранее. Критики назвали его «живым», а всё живое, как известно, создание несовершенное. Поэтому довести этот сюжет до конца под силу только жизни или смерти общества, стоящего на грани.

Судя по сообщениям в фейсбуке, великий и могучий русский язык обогатился новым ругательством - «левиафаны позорные», в смысле «алкоголики, позорящие нашу страну на весь мир». Связано это с новым фильмом режиссера Андрея Звягинцева под названием «Левиафан», живописующим ужасы российской глубинки. Фильма я не смотрел - сам режиссер настоятельно просил не смотреть пираток, а до кинотеатра я едва ли доберусь - поэтому не могу присоединиться ни к хору его ругателей, ни к противохору защитников, замечу только, что снимать фильмы про беспросветность жизни в французской/немецкой/голландской или еще какой-нибудь глубинке - обычное дело для европейских режиссеров.

Здесь мне хотелось бы немного рассмотреть сам образ Левиафана - потому что он довольно прочно присутствует в европейской культуре. Он появляется в священном Писании, в книге Иова, в образе могучего морского чудовища:

«Можешь ли ты удою вытащить левиафана и веревкою схватить за язык его? .. Круг зубов его – ужас; крепкие щиты его – великолепие; они скреплены как бы твердою печатью; один к другому прикасается близко, так что и воздух не проходит между ними; один с другим лежат плотно, сцепились и не раздвигаются. От его чихания показывается свет; глаза у него как ресницы зари; из пасти его выходят пламенники, выскакивают огненные искры; из ноздрей его выходит дым, как из кипящего горшка или котла. Дыхание его раскаляет угли, и из пасти его выходит пламя. На шее его обитает сила, и перед ним бежит ужас. Мясистые части тела его сплочены между собою твердо, не дрогнут. Сердце его твердо, как камень, и жестко, как нижний жернов. Когда он поднимается, силачи в страхе, совсем теряются от ужаса. Меч, коснувшийся его, не устоит, ни копье, ни дротик, ни латы. Железо он считает за солому, медь – за гнилое дерево. Он кипятит пучину, как котел, и море претворяет в кипящую мазь; оставляет за собою светящуюся стезю; бездна кажется сединою. Нет на земле подобного ему; он сотворен бесстрашным; на все высокое смотрит смело; он царь над всеми сынами гордости» (Иов.40-41)

Левиафан - образ всесокрушающей мощи, в которой иногда в Писании появляется демонический оттенок; Левиафан - чудовище, которое будет сокрушено Богом: «В тот день поразит Господь мечом Своим тяжелым, и большим и крепким, левиафана, змея прямо бегущего, и левиафана, змея изгибающегося, и убьет чудовище морское» (Ис.27:1)

Однако большую известность Левиафан приобрел благодаря знаменитой книге английского мыслителя XVII века Томаса Гоббса, где это символ государства:

«В этом Левиафане верховная власть, дающая жизнь и движение всему телу, есть искусственная душа, должностные лица и другие представители судебной и исполнительной власти - искусственные суставы; награда и наказание (при помощи которых каждый сустав и член прикрепляются к седалищу верховной власти и побуждаются исполнить свои обязанности) представляют собой нервы, выполняющие такие же функции в естественном теле; благосостояние и богатство всех частных членов представляют собой его силу, salus populi, безопасность народа,- его занятие; советники, внушающие ему все, что необходимо знать, представляют собой память; справедливость и законы суть искусственный разум (reason) и воля; гражданский мир – здоровье, смута – болезнь, и гражданская война - смерть»

Гоббс, бывший свидетелем английской гражданской войны, подчеркивал необходимость государства, без которого общество сваливается в состояние войны всех против всех:

Материал по теме


Наиболее известно представление о Лилит как об еще одной (помимо Евы) жене Адама. Оно содержится не в Библии, а в еврейских преданиях.

«Пока люди живут без общей власти, держащей всех их в страхе, они находятся в том состоянии, которое называется войной, и именно в состоянии войны всех против всех… Пусть сомневающийся сам поразмыслит над тем обстоятельством, что, отправляясь в путь, он вооружается и старается идти в большой компании; что, отправляясь спать, он запирает двери; что даже в своем доме он запирает ящики, и это тогда, когда он знает, что имеются законы и вооруженные представители власти, готовые отомстить за всякую причиненную ему несправедливость. Какое же мнение имеет он о своих согорожанах, запирая свои двери, о своих детях и слугах, запирая свои ящики? Разве он не в такой же мере обвиняет человеческий род своими действиями, как и моими словами?»

Образ Левиафана у Гоббса несколько двойственный - это не самое приятное из животных, но его существование совершенно необходимо, иначе общество погружается в хаос. Немецкий мыслитель и поэт Фридрих Ницше, не называя Левиафана по имени, явно обращается к взятому у Гоббса образу в своей поэме “Так говорил Заратустра”:

“Государством называется самое холодное из всех холодных чудовищ. Холодно лжет оно; и эта ложь ползет из уст его: “Я, государство, есмь народ”… Но государство лжет на всех языках о добре и зле: и что оно говорит, оно лжет-и что есть у него, оно украло. Все в нем поддельно: крадеными зубами кусает оно, зубастое. Поддельна даже утроба его”

Для Андрея Звягинцева, режиссера одноименного фильма, очевидно, важен этот образ - мощи, которой не может противостать отдельный человек. Отдельные люди могут составлять из себя как бы некое чудовище морское - и грех может принимать не только личный, но и коллективный характер.

Само имя Левиафана обращает к определенной традиции размышления об уделе человеческом, о личности и государстве, о личном и общественном грехе - и задает довольно высокую планку этих размышлений. Реагировать на эти размышления в стиле «враги хотят нас обидеть!», наверное, в любом случае не стоит.

В столичных кинотеатрах показывают «Левиафан». Что такое "Левиафан", как не перепутать Иова и Иону и при чем здесь трактат Томаса Гоббса – «Большой» готовит к просмотру фильма Андрея Звягинцева.

В минский прокат вышел фильм российского режиссера Андрея Звягинцева «Левиафан», который уже получил «Золотой глобус», номинацию на «Оскар», BAFTA и звание «фильма о Рашке-говняшке» от министра культуры РФ . В лучших традициях эпохи пост-постмодернизма фильм можно смотреть и без предварительной подготовки, вот только в этом случае вы поймете лишь то, что лежит на поверхности. «Большой» выдает необходимый минимум гуманитарных знаний, с которым можно нырять в глубины «Левиафана», чтобы понять, что такое «Левиафан».

Кто такой Левиафан?

Левиафан – морское чудовище, о котором говорится в Ветхом Завете, а точнее, в книге Иова. В Библии он олицетворяет непостижимость божественного творения, а кое-где обозначает и враждебное Богу существо, дьявола, над которым Господь одерживает победу в начале времен, но который может пробудиться снова. Его сухопутный «аналог» — бегемот, правда, судя по описаниям, левиафаны куда ужаснее.

«Круг зубов его - ужас; крепкие щиты его - великолепие. От его чихания показывается свет; глаза у него как ресницы зари; из пасти его выходят пламенники, выскакивают огненные искры; из ноздрей его выходит дым, как из кипящего горшка или котла. Дыхание его раскаляет угли, и из пасти его выходит пламя. На шее его обитает сила, и перед ним бежит ужас»
(Иов. 40:20-41:26).

Почему говорят, что Левиафан – это кит?

В том, что многие представляют себе мифическое чудище всего лишь большим китом, «виноват» самый известный литературный Левиафан, который обитает в бурных водах романа Германа Мелвилла «Моби Дик, или Белый кит». В произведении описывался реальный свирепый кашалот больших размеров, который в сознании одержимого китобоя стал символом мирового зла, левиафаном. Кстати, попытка победить кита и зло успехом не увенчалась.

Ассоциация «Левиафан – кит» так прочно утвердилась в массовом сознании, что, когда в 2008 году исследователи обнаружили на берегах Южной Америки окаменелые останки гигантского кита, то назвали его Livyatan melvillei – «Левиафан Мелвилла». Видимо, они тоже не знали, что такое Левиафан.

Вспомните Гоббса, когда будете смотреть фильм Звягинцева: левиафан — государство, жестокое, непобедимое, которому до тебя и дела нет

Существует еще одно литературное произведение, где речь идет о Левиафане. Когда-то английский философ Томас Гоббс использовал сильный образ морского чудовища для описания государства в своем трактате «Левиафан или материя, форма и власть государства церковного и гражданского». Морское чудовище изображалось в виде огромного человека, состоящего из тьмы крошечных человеческих тел. Вспомните Гоббса, когда будете смотреть фильм Звягинцева: левиафан — государство, жестокое, коварное, непобедимое, которому до тебя и дела нет.

При чем тут Иов и Иона?

Кроме того, что самое подробное описание Левиафана встречается в книге Иова, есть куда более важная связь ветхозаветного персонажа и творения российского кинематографа. Иов был праведником, который счастливо жил в большом богатстве вместе со своей семьей. Завистливый Дьявол стал доказывать Богу: Иов праведен только потому, что счастлив и богат. Тогда Господь позволил Сатане испытать Иова всеми бедствиями земной жизни. Иов теряет богатство и детей, заболевает проказой, вынуждено покидает город и там, сидя в пепле и навозе, скоблит свои струпья черепком, но даже тогда не проклинает Господа. За смиренность и любовь Бог возвращает Иову былое счастье. Ветхозаветный Иов – символ безвинного страдания и бесконечного терпения.

Только не путайте Иова и Иону! Иона, библейский пророк тоже был знаком с Левиафаном: пробыл во чреве китовом три дня и три ночи, так как не хотел спасать народ Ниневии, но к «Левиафану» Звягинцева эта история имеет разве что отдаленное отношение. Хотя Иона точно узнал, что такое Левиафан…

При чем тут фильм Звягинцева?

Конечно, автослесарь Николай Сергеев, с которым познакомит вас «Левиафан», совсем не праведный Иов. Но параллель между его бедами и страданиями библейского героя проводить можно. «Николай чист сердцем и не сделал никому зла», — говорит режиссер Звягинцев.

А в основе сюжета фильма Звягинцева – трагическая история сварщика из Колорадо Марвина Джона Химейера, дом которого попытался отобрать цементный завод. Сварщик запаял себя в бульдозере и снес завод, а потом покончил с собой. Также в одном из интервью Звягинцев рассказывал, что источником вдохновения для него стала повесть Генриха фон Клейста «Михаэль Кольхаас»: ее герой, богатый барышник из Бранденбурга, в одиночку бросает вызов государству, пытаясь отомстить обидчику, обобравшему и унизившему его аристократу.

Левиафан является крупным водным существом. Библия описывает его как грозного зверя, обладающего чудовищной свирепостью и великой силой. Корень еврейского слова “левиафан” имеет значение “свитый” или “скученный”. Текст в Исаии 27:1 упоминает левиафана как “ускользающего змея, Левиафана, извивающегося змея… морское чудовище” (тут и далее – перевод Российского Библейского общества). Кем бы ни был этот морской монстр, его сила и дикая природа были хорошо известны.

В Ветхом Завете содержится несколько упоминаний о левиафане. Большинство текстов описывают его как реальное существо, известное людям (которые, конечно, держались на расстоянии) по репутации, если не по реальным столкновениям. В Псалме 104:25-26 Бог прославляется как Тот, кто создал среду обитания для левиафана: “Вот огромное, необъятное море, и без числа в нем тварей морских. Там животные большие и маленькие. Там плавают корабли. Левиафан, Твое творение, резвится там”. Только великий Бог мог создать левиафана, а затем дать достаточно пространства, чтобы позволить ему безопасно “резвиться”.

В Исаии 27:1 левиафан используется как символ нечестивых земных царей, противостоящих Божьему народу. Великая сила, которой обладали нечестивые народы, могла наводить ужас, но Бог заверяет Своих детей, что зло, каким бы чудовищным оно ни казалось, будет побеждено: “В тот день Господь мечом Своим грозным, великим и крепким, покарает Левиафана, ускользающего змея, Левиафана, извивающегося змея, – убьет Он морское чудовище!”. Псалом 73:14 содержит аналогичное упоминание о победе Бога над левиафаном. В этом месте, скорее всего, имеется в виду египетский фараон.

Главы 40 и 41 книги Иова дают наиболее подробную информацию о левиафане как реальном морском существе. Тут Бог описывает левиафана, подчеркивая размер, силу и злобу животного. Левиафан не может быть привязан или приручен (Иова 40:20-24); на него страшно смотреть (41:1); его лучше оставить в покое (41:2-3). Левиафан имеет изящный вид (41:4), но невероятно хорошо защищен чешуей (41:5). Его спину невозможно пронзить (41:7). Он имеет устрашающую пасть (41:6). Даже храбрецы боятся левиафана (41:17). Ни один меч, копье, дротик или стрела не могут победить его (41:18). Он не может быть скован, потому что разрушает железо, как солому (41:19). Он боронит землю своим брюхом, воду он заставляет бурлить и оставляет светящийся след (41:23-24). Божье описание левиафана заключается утверждением, что он является истинным царем зверей: “Нет на земле подобного ему – создания, которому страх неведом” (41:25).

Итак, какое же животное описано в книге Иова? Некоторые исследователи считают, что левиафан – это крокодил. Другие полагают, что это кит или акула. На основании библейского описания наиболее вероятным кажется, что левиафан – это большая морская рептилия, возможно, один из видов динозавров, таких как плезиозавр. Знакомство Иова с динозаврами не является надуманным, учитывая, что эта книга была написана в очень раннее время истории.

Смысл текста из книги Иова заключается в том, что левиафан находится под Божьим контролем. Иов сомневался в Господе (Иова 26-31), но Он обращает вопрос к нему, используя мощь левиафана, чтобы подчеркнуть слабость и хрупкость Иова. Если Бог создал левиафана (животного, перед которым Иов не мог устоять), то насколько же велик Бог? Почему Иов даже пытается препираться со Всевышним?

Левиафан был опасным существом, которое обращало опытных воинов в бегство. Он не является мифом, а реальным морским существом, которое подчинялось лишь своему Творцу. Как говорит Бог в Своем описании левиафана: “Кто выйдет мне навстречу – поплатится. Все, что есть под небесами, – Мое!” (Иова 41:3).

При написании данного ответа на сайте частично или полностью использовались материалы сайта gotQuestions? org!

Владельцы ресурса Библия Онлайн, могут частично или вовсе не разделять мнение данной статьи.