Любовь попова искусствовед лекции. Студия любови поповой развитие творческих способностей. Osinka: Но тогда, достижим ли стиль для простых людей

Любовь Михайловна Попова, кандидат искусствоведения,
автор методики развития творческих способностей.

Здравствуйте!

Меня зовут Любовь Михайловна Попова.

Читая учебные курсы по истории изобразительного искусства в высших учебных заведениях, я пыталась найти ответы на важные для меня вопросы: как научить воспринимать искусство, а не ограничиваться готовыми искусствоведческими формулами? как помочь студентам отойти от поверхностных суждений о произведениях искусства и научить откликаться на чувство, эмоцию, мысль, заложенную в произведении художником?

Открывать моим студентам путь к глубокому восприятию искусства доставляло мне истинную радость. В какой-то момент я поняла, что, обучая этому, по существу я обучаю творчеству, ибо вопросы, на которые я пыталась найти ответ, связаны с его внутренней природой. Работая со студентами, я убеждалась, что мои обучающие приёмы не только открывают для них произведения известных художников, но и расширяют их собственные творческие способности, выводят их на новый уровень художественной деятельности. Я пришла к выводу, что творческая деятельность подчиняется определённым закономерностям. Так концептуализировались программа обучения и метод развития творческих способностей, которые и легли в основу учебного процесса моей Студии.

Я родилась в городе Армавире Краснодарского края. В 1979 году закончила кафедру истории искусства исторического факультета Ленинградского университета. Петербург подарил мне не только себя самого, но и встречу с яркими памятниками искусства в его многочисленных музеях, с сокровищами его библиотек.

После окончания университета я работала научным сотрудником-хранителем фондов Черниговского государственного архитектурно-исторического заповедника. Моё внимание привлекла украинская народная икона, в то время мало изученная, но имеющая, я в этом уверена, мировое художественное значение. Итогом моих исследований стала диссертация «Народная икона Левобережной Украины Нового времени», которую я защитила в 1985 году.

В Москве я работала старшим научным сотрудником НИИ художественной промышленности, выезжала в экспедиции в полюбившееся мне Поволжье, где изучала современное бытование народного искусства, пыталась внести посильную лепту в его возрождение и сохранение.

В это же время началась и моя педагогическая деятельность. Я преподавала в Московском педагогическом государственном университете, в Российском университете Дружбы народов, в МГУ, в Московском технологическом институте, в Институте моды, дизайна и технологий. Читала учебные курсы («История европейского изобразительного искусства», «Русское народное искусство», «Структура художественной формы визуального образа», «Художественный образ в моде XX века», «Ведущие Дома моды XX века»), вела семинары («Восприятие изобразительного искусства», «Библейские сюжеты в русском и западноевропейском изобразительном искусстве»).

В 90-х годах сформировалась ещё одна сфера моих интересов: я консультировала ряд ведущих компаний Москвы по вопросам корпоративного стиля и имиджа.

Но главным моим делом стала Студия развития творческих способностей.

Закончился вводный курс лекций по искусству, которые ведет известный искусствовед и специалист по стилю Любовь Михайловна Попова. С одной стороны, немного даже рада, потому что все-таки семь дней в неделю ездить в Москву, нон-стопом, стало тяжеловато. С другой стороны, такое ощущение, как будто унюхала запах теплой домашней печеньки и даже кусочек отщипнула, а она оказалась такой вкусной, что теперь хочется всю. А еще, желательно, научиться печь самой и есть, когда вздумается. Так что продолжу, пожалуй, в конце мая, сделав небольшой перерыв.


Конечно, эти лекции не только про искусство. Жаль, Любовь Михайловна не разрешает выкладывать их в сеть, мне кажется, было бы полезно всем почитать. Выложу отдельные высказывания:

"Искусство - это всегда конкретный образ в конкретном произведении (картине, здании или чашечке)". Искусство -это всегда о жизни и всегда о человеке, оно способствует становлению разума."

"Ремесло строится на повторении, произведение искусства - это всегда создание нового."

"Характер линии зависит от характера движения руки художника. Чувство нежности должно сначала родиться в душе художника, а чувство в душе художника рождает линии".

"Все цвета радуги бывают теплые и холодные. Например, оранжевый может быть холодным, а нежно-голубой - теплым. Цвет нематериален, это как бы мистическое пространство."

"Нельзя вычленить из картины один элемент и его разбирать. Это называется анализ художественного произведения. Что в результате? Мертвые люди пишут мертвые книги. Художественный образ - это живая целостная структура, которая живет не по законам механики, а по законам органики. Необходимо сохранять связи.".

"Прохладные, вокруг меня шуршат мазки. Сверху я чувствую запах персика, который нагрелся на солнце. Это губы, в них есть что-то от Востока, а вокруг - прохладно. Это сочетание восточной откровенной мощной чувственности и девичьей невинности на уровне прохлады, и в этом очарование этого портрета."

"Зрительный центр в нашем мозге находится рядом с центром осязания. Поэтому, глядя на поверхности, фактуры, мы трогаем их взглядом".

"Роскошь - это вершина цивилизации, вершина человеческого духа, и это не богатство."

"Культура не передается через книжки, она передается от человека к человеку."

Полностью согласна! В Советском союзе было много спорного, даже плохого, но ровно столько же и хорошего, по закону энергетического баланса. Людям не давали развиваться вширь, зато они имели необыкновенную глубину. Нужно пользоваться этим, приводить детей, чтобы слушали, думали, анализировали, восхищались, учились, пока есть, у кого. Я искренне так думаю, да.

Фото из интернета.

Переслушивать то, что говорит Любовь Михайловна можно бесконечно, а теперь бесконечно можно будет еще и перечитывать. Законспектировала первую лекцию курса “Я творец”. Хочу сказать, что погружение в материал и осознание услышанного качественно иное после проделанной работы.
Очень надеюсь, что скоро можно будет ознакомится с методикой Любови Михайловны в ее изданных книгах, о публикации которых она говорила на подготовительных занятиях. А пока для себя и, надеюсь, своих соратников вывешиваю подсказку - методику многоступенчатого глубинного восприятия произведений искусства и окружающего мира, авторство которой всецело принадлежит несравненной Любовь Михайловне Поповой http://popova-art.livejournal.com/ :

Первое - внимательное сосредоточенное рассматривание для того, чтобы уловить нюанс. Не думать, а видеть.

Второе - попытка отклика телом . Не на структуру, хотя бы на отдельные элементы структуры: линии (линеарная или живописная структура), цветовые пятна/ колорит/ контраст, фактура/ характер поверхности, ритмы. Нельзя научиться откликаться на структуру, она слишком сложна и не видна, ее восприятие всегда интуитивно. Но этот навык возможно сформировать в результате системного опыта восприятия отдельных элементов структур.

Третье - попытка уловить чувство . Чувство, которое должно завязаться внутри в результате телесного отклика.

Четвертое - надо назвать это чувство. Нужно найти слово. Причем, слово должно быть нюансированным, слово должно выражать именно это чувство, именно этот оттенок чувства. А для этого нужно иметь богатый словарный запас. Мысль выражается только в слове.

Помочь в многоступенчатом процессе восприятия могут правильно заданные вопросы:
Какие элементы структуры я вижу?

а) линия (цельная или дробная? нервная или спокойная? нежная или страстная? энергичная или вялая? рокайльная или барочная? гибкая?). Помнить, что характер линии зависит от характера движения руки художника, которое в свою очередь зависит от состояния тела художника, характера его чувственного переживания в этот момент.
б) цветовое пятно (жестко очерчено, графично или с мягкими переходами, живописно? краски теплые или холодные?)/ колорит (построен на подобии или контрасте? Если на контрасте, контраст жесткий или мягкий? Помнить, что цветовое пятно не существует само по себе, а только в окружении других цветовых пятен) Помнить, что характер мазка зависит от консистенции краски (жидкая или густая, с растворителем или без), от кисти (от ее размера, от жесткости/ мягкости щетины)
в) фактура поверхности
г) композиция (где центр композиции)? Пропорции?
д) ритмы (горизонтальные или вертикальные? скрытые ритмы или явные ритмы?)

Что происходит с телом когда я вижу отдельные элементы структуры?
а) Что с позвоночником? (Выпрямляется или скручивается?)
б) Что с дыханием? (Дыхание глубокое или поверхностно? Сбивчивый ритм - напряженный ритм или размеренный ритм? Вдох-выдох резкие или мягкие? Длительные или короткие? Рваное или спокойное дыхание?)
в) Что с мышцами? (они дергаются? Они напряжены? Они разбухают, потому что кровь приливает?)
г) Что с кровотоком? (много крови пульсирует в теле? или пульсация неуловима и незаметно протекает?)
д) Что с костями?
е) Что с сухожилиями?

Какое чувство рождается внутри? Какая эмоция?

Приемы, которые могут помочь, воспринять произведение искусства:
- Очутиться внутри рассматриваемого произведения картины.

У меня есть совершенно потрясающая подруга - Любовь Михайловна Попова. Конечно, я ее называю Любочкой, но это только между нами, девочками. Для всех остальных она только - Любовь Михайловна, причем, произносится обычно с трепетом и уважением, граничащим с обожанием. Такая любовь у студентов к Любови Михайловне возникла от того, что ее лекции, да и вообще преподавание, находятся на невероятном интеллектуальном уровне. Основанная ею Школа стиля - дитя большой любви и понимания всего того, что вложено в понятие "стиль". Я не училась у Любови Михайловны, но бывала на ее лекциях, где поражалась не только знаниям и логическому следованию за стилем художника, но и артистизму, с которым она читает лекции.
Знаете, бывает, что ты даешь человеку, ничего не получая взамен? У нас с Любой всегда только взаимный контакт: она вдохновляет меня своими рассуждениями, я делюсь своими умозаключениями.
Здесь я выкладываю "для затравочки" кусок прекраснейшего поста Л.М. Поповой, опубликованного в сообществе ее Школы.

"Мастер-класс. Трансформация как путь к стилю

Стилист создаёт Миры. И потому находится где-то там, рядом с Богом.
Понятно, что забраться туда, по своей воле, невозможно.
Вот почему профессиональные навыки стилиста я воспринимаю как ПОДАРОК.
Но подарок, который не даётся каждому. Это подарок за страсть к искусству.

Я решила выкладывать некоторые материалы моих учебных курсов.
Сегодня мы поговорим о трансформации как единственно возможном пути к стильному образу.

Обучение стилиста, в какой бы области он не работал (стильный интерьер, фотография, индивидуальный образ человека) предполагает обязательное постижение (именно постижение, а не просто знание) больших исторических стилей.
Во-первых, это опора в работе профессионала: не надо изобретать велосипед. А во-вторых, в процессе обучения и вырабатывается ЧУВСТВО СТИЛЯ, без которого нет стилиста.
Большие исторические стили - это классика, барокко, рококо, классицизм, романтизм, религиозно-символического стилевое направление. Большими их назвали потому, что они охватывают чаще всего все или наиболее характерные для данного периода виды искусства.

Когда вы знакомитесь с творчеством художников определённых стилевых направлений, то cкладывается впечатление, будто они жили на разных планетах. Так в эпоху барокко мир был богат на природные дары: лавки ломятся от разнообразной живности, а интерьеры утопают в цветах. Размеры многих барочных архитектурных сооружений заставляют предположить, что люди барокко любили проводить время на публике, заполняя эти колоссальные пространства. Женщины отличались телесной пышностью, а мужчины - были хотя и грубоваты, но зато отменно здоровы. Попадая в барочный мир, вы как бы заражаетесь энергией, несколько грубоватой жизнерадостностью: толкаетесь, страстно жмёте в объятьях, прижимаетесь пышной грудью и громко смеётесь.