Махмуд Эсембаев. Моя еврейская мама. Махмуд алисултанович эсамбаев

М ахмуд Эсамбаев был первым артистом СССР, который выступил со своей сольной программой и собрал в одном концерте танцы народов мира. Про свое творчество он говорил: «Танец - это жизнь. Я дышу через танец. Легкие не в счет».

Махмуд Эсамбаев родился в предгорном селении Старые Атаги (сегодня - Грозненский район Чеченской Республики). Уже в семь лет он танцевал на деревенских свадьбах, а через год - выступал в небольшом цирке, который кочевал по горным селениям. Увлечение сына вызывало гнев отца: он запирал его дома, прятал одежду, бил мальчика, чтобы тот перестал танцевать. Сверстники дразнили мальчика «скоморохом». Однако Махмуд Эсамбаев продолжал танцевать.

В 1939 году он вопреки воле отца поступил в Грозненское хореографическое училище и уже в 15 лет выступал в Чечено-Ингушском государственном ансамбле песни и танца.

Когда началась Великая Отечественная война , Махмуду Эсамбаеву исполнилось 16. Он оказался во фронтовой концертной бригаде. Артисты выступали в военных госпиталях, на строительстве оборонительных сооружений и на передовой. Во время одного такого концерта недалеко от танцора разорвался снаряд, осколок попал в ногу. Раненый Эсамбаев закончил выступление, ушел за кулисы и там потерял сознание. Военный хирург сказал ему, что ногу спасли чудом и танцевать он не сможет. Однако Эсамбаев выздоровел и вернулся на сцену.

В 1943 году Эсамбаев выступал в освобожденном от немцев Пятигорске - его пригласили в местный театр оперетты, но проработал он там недолго. Спустя год жителей Чечни и Ингушетии начали переселять в Среднюю Азию и Казахстан. Танцор и его родственники оказались в городе Фрунзе (сегодня - Бишкек). Здесь в местном Доме культуры он давал уроки народных и балетных танцев. В Киргизии Махмуд Эсамбаев женился, у него родилась дочь Стелла.

Махмуд Эсамбаев исполняет лезгинку на празднике в родном селении Старые Атаги. 1963 год. Фотография: aif.ru

Махмуд Эсамбаев. Фотография: fishki.net

Махмуд Эсамбаев на съемках фильма «Поэт танцев». 1961 год. Фотография: aif.ru

Вскоре Эсамбаев стал солистом Киргизского театра оперы и балета. Здесь он исполнял главные партии в балетах «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Бахчисарайский фонтан» и в первых национальных балетных спектаклях. Позже Эсамбаев вспоминал: «Я благодарен киргизскому народу за то, что он на протяжении 12 лет давал мне возможность познать искусство балета. Я не могу вспомнить ни одного плохого дня в Киргизии» . Он - первый танцор, которому присвоили звание народного артиста Киргизской ССР. В дальнейшем Эсамбаев станет народным артистом еще нескольких союзных республик.

В середине 50-х годов восстанавливалась Чечено-Ингушская АССР, и семья вернулась туда. В то время был популярен Государственный ансамбль народного танца под руководством Игоря Моисеева . Участники коллектива ездили в экспедиции и изучали танцевальный фольклор народов мира. Позже эти композиции обрабатывались и становились основой репертуара. Однако в одиночку национальные танцы в те годы никто не исполнял. Эсамбаев, как и Моисеев, обратился к народному творчеству, но программу разработал сольную.

Так появились танцы-новеллы, посвященные культуре разных народов. Среди его первых работ был индийский ритуальный танец «Золотой бог», испанский танец «Ля коррида», таджикский «Танец с ножами». В 1957 году Махмуд Эсамбаев стал солистом Республиканской филармонии.

«На афише пишут «Танцы народов мира», а надо бы - «Народы мира в танце». Непременно посмотрите Эсамбаева! Танцы Эсамбаева - это театр переживания, а не представления. Каждое выступление мастера на эстраде, каждая его миниатюра - это, я бы сказал, маленький законченный балет».

Юрий Григорович, балетмейстер

В 1957 году в Москве проходил Всесоюзный фестиваль молодежи. Жена Махмуда Эсамбаева продала ковер и швейную машинку, чтобы он смог поехать в столицу и выступить там. Конкурс изменил его жизнь: Эсамбаеву присудили одну золотую и две серебряные медали.

«Мама, я помню, услышав по радио, что папа получил три медали, завоевал первые места, кричит: «Стеллочка, папа наш получил всё!» И вот я помню этот момент, я как ребенок его понимала, но была тоже очень счастлива, а мама просто плакала от радости».

Стелла Эсамбаева

После победы Эсамбаев смог переехать в Москву и перевезти в столицу свою жену и дочь. А вскоре советские танцоры отправились в мировое турне. Они побывали во Франции, Испании, Аргентине, Бразилии, Мексике, Перу, Индии и многих других странах. За границей Махмуд Эсамбаев коллекционировал танцы разных народов, чтобы включать их потом в свои номера. У него в репертуаре были бразильский ритуальный танец «Макумба», узбекский танец «Чабаненок», русский «Эмигрант», еврейский «Портняжка», перуанский «Павлин». «Я с детства подсознательно ощутил волшебную связь народного танца с жизнью» , - писал спустя десятилетия Эсамбаев в своей статье-исповеди «Радость танца». После гастролей танцор создал свой коллектив.

Когда танцор оставил сцену, он организовал Международный союз деятелей эстрадного искусства, был академиком Международной академии танца. При его поддержке в Грозном построили новые здания для драматического театра и цирка. Умер Эсамбаев в 2000 году. Он похоронен на Даниловском мусульманском кладбище в Москве.

Бывают книги, гениальный замысел которых открывается лишь при прочтении последних страниц. До этого - читаешь - вроде бы интересно написано, но не более. Но стоит дойти до последних страниц и понять их в полной мере, как хочется взять паузу для осознания, ибо вызывает восхищение раскрывшийся вдруг замысел ее творца.

Бывают люди, истинное величие личности которых проявляется именно в последние годы жизни. Достойно жил Эсамбаев Махмуд, танцор века, артист мирового уровня. Но особое восхищение вызывает его человеческая и гражданская позиция по отношению к Чеченской войне. Яркую жизнь артиста прервала кончина от пережитого осознания беды земляков и своей неспособности остановить кровопролитие. Делать людям добро - было его кредо. Однако глаза горца, лучащиеся жизнелюбием ребенка, при виде вопиющей несправедливости становились стальными клинками, а слово разило негодяев, не различая чина.

Лучший танцор XX века

Человек непростой и яркой судьбы - Махмуд Эсамбаев. Национальность его - чеченец. Ему был дан великий талант танцора, хореографа и балетмейстера. Откуда в горном селении проявился такой дар? Мальчишка, обладающий абсолютным слухом, гибкий как лоза, в танце легко достающий большим пальцем ноги мочки своего уха... Мастера танца к этому идут десятилетиями, а у парня был врожденный артистизм, он умел по наитию одними лишь движениями тела отображать человеческие чувства.

Откуда у него было столько твердости и веры в себя? Вопреки запрету отца, он упрямо твердил: «Я буду танцевать!»

Большому таланту сопутствовала чистая, умеющая прощать и видеть все светлое душа. Представитель народа, подвергшегося депортации, сумел превозмочь обиды и назвать Россию, где состоялся как артист, своей второй Родиной. Эсамбаев образно называл Чечню и Россию двумя крыльями своего творчества.

Неустанно совершенствуясь в искусстве, Махмуд Алисултанович поставил себе сверхзадачу, цель, которой ни до него, ни после никто не смог достичь: освоить технику танцев всех народов мира. Он блистал своим мастерством на известнейших сценах. Эсамбаева называла звездой пресса Нью-Йорка и Парижа. Его, вдохновенно исполняющего испанский танец, запечатлел на своей картине Пикассо. Абсолютную профессиональную гениальность танцора подтверждала прима-балерина Большого театра Галина Уланова.

Это был светлый и добрый человек, всю свою жизнь помогавший людям. Эсамбаев Махмуд неоднократно избирался депутатом союзного и республиканских уровней. Он был интернационалистом в самом высоком смысле этого слова. Свою честную жизнь, наполненную творчеством, он охарактеризовал так: «Я не боюсь смерти! Я столько пережил в своей жизни счастья, горя, потерь близких, я столько успел сделать добра людям, что, если смерть придет через тридцать секунд, я умру гордый и счастливый».

Детство, фронтовая юность

Академик Международной академии танца родился 15.07.1924 в селении Старые Атаги, находящемся в Грозненском районе. Любовь к танцу у него проявилась в детстве. В 15 лет его одновременно приняли в Чечено-Ингушский танцевальный ансамбль и в хореографическое училище (г. Грозный). По окончании учебы его направили работать в Музыкальный театр комедии (г. Пятигорск).

В начале Великой Отечественной войны Эсамбаев Махмуд танцевал в составе концертной бригады перед бойцами на фронтах, в госпиталях. В феврале 1944 г. он по семейным обстоятельствам покинул службу в бригаде. Имеющий правительственные награды, получивший боевое ранение артист вынужден был прекратить выступления, чтобы спасать попавших в беду родственников. Начался геноцид чеченцев. Войска НКВД под руководством Берии, действуя с особой жестокостью, произвели печально известную операцию «Чечевица» - депортацию его народа.

Утраты Эсамбаева

Артист в это время находился в Пятигорске. Полмиллиона его земляков в неотапливаемых вагонах насильно отправили в Среднюю Азию. Четверть из них была расстреляна, погибла от холода и голода. Юноша потерял многих своих родственников, он по своей воле отправился вслед за родными в ссылку, подвергнув себя риску, хотя его лично, как артиста, НКВД не трогало. Изначально никакой информации о месте, где находится родня, не было. Чудом узнал, куда сосланы родители, Эсамбаев Махмуд Алисултанович. Биография его гласит, что жизнь танцора в первые годы пребывания в Киргизии омрачена тяжелыми утратами, реально способными сломить человека.

Отца он нашел где-то под Карагандой, а маму - не успел. Та замерзла на поле, куда пошла в надежде выкопать оставшиеся корнеплоды. Однако из-за пережитого, несмотря на должный уход со стороны заботливого сына, отец вскоре умер также. Перед смертью он благословил Махмуда на профессию танцора. Этот момент много значил для артиста, он его потом часто вспоминал, ведь родитель ранее считал дело всей его жизни несерьезным увлечением, блажью.

Классический балет

Несмотря на лишения депортации, постоянно развивался творчески Эсамбаев Махмуд. В 1944-1946 гг. преподавал бальные танцы в Доме культуры поселка Ак-Тюз (Киргизия). С 1946 по 1956 год он был солистом Киргизского театра оперы и балета. Там он танцевал главные партии в балетах «Спящая красавица», «Лебединое озеро», «Бахчисарайский фонтан». Всего Эсамбаев исполнил более 100 балетных партий. Его работы - заметная страница в истории киргизского театра. Впрочем, даже в его балетном репертуаре присутствовал особо любимый им горский танец лезгинка.

Мастер народного танца

В 50-е годы талантливый и успешный артист балета ощутил не просто влечение к народному танцу, он понял, что ему подвластны специфические фольклорные особенности различных культур.

Воодушевленный образованием автономной республики своего народа, он уехал в Чечню, где занялся уникальным танцевальным искусством, создавая тематические новеллы на тему «Танцы народов мира», позже сделавшие его мировой звездой. На высочайшем техническом уровне, признанном знатоками, исполнял Махмуд Эсамбаев:

  • «Танец огня» на музыку де Фальи;
  • башкирский «Воин»;
  • таджикский «Танец с ножами»;
  • индийский «Золотой бог»;
  • испанский «Ля-коррида».

Подготовка к фестивалю

К тому времени артист был семейным. Его супруга, женственная и мягкая армянка Нина Аркадьевна, всю жизнь прожила душа в душу с ним. В любви и согласии родился их единственный ребенок, дочь Стелла.

После смерти отца Стелла Эсамбаева рассказала о том, как отец в 1957 г. принял решение выступать на международном молодежном конкурсе. Как-то вечером он, вернувшись с репетиции, подошел к жене и сказал ей: «Нина, в Москве будет международный фестиваль, и я хотел бы попробовать свои силы». Несмотря на то что семья Махмуда Эсамбаева в ту пору материально жила плохо, жена дала добро:

Хорошо, ты езжай. Деньги добудем, я продам свою швейную машинку и ковер. Выступай и за нас не беспокойся. Я медсестра, буду уколы делать, заработаю себе и дочке на жизнь.

Кандидатура артиста зависела от того, примет ли комиссия подготовленный им сольный концерт. Тот состоялся в зале Калужской филармонии. Он прошел с успехом. Артиста утвердили на участие в фестивале. В дальнейшем танцор всегда с особым чувством благодарности выступал в Калуге.

Звездный час артиста

На конкурсе в Москве чеченец-танцор оказался сенсацией. Пресса разных стран писала о том, что зажглась звезда мирового уровня: чеченский артист победил лучших танцоров мира сразу в трех номинациях!

Дочь вспоминает, как мама, услышав по радио об успехе мужа, на радостях целовала ее и плакала: «Стелла, наш папа выиграл все». Действительно, после такого успеха стал желанным гостем для лучших сцен мира танцор Махмуд Эсамбаев. Биография его последующих лет убедительно доказывает, что талант и неустанное творчество в итоге приносят успех и благосостояние.

Нина Аркадьевна была замечательной женой для великого артиста. Эсамбаев всегда ощущал тепло и уют своего дома. Благодаря ее стараниям гостеприимная атмосфера жилища притягивала творческих людей - друзей Эсамбаева: Эдиту Пьеху, Юрия Григоровича, Марка Донского, Александра Броневицкого.

Также супруга танцора имела творческую натуру: не имея артистического образования, она тонко разбиралась в нюансах танца. От жены знаменитый танцор нередко принимал дельные советы, реально использованные в постановках.

Гастрольная деятельность

После выступлений в Москве артист в составе группы «Звезды балета СССР» посетил с гастролями ряд стран. Особым успехом танцор СССР Махмуд Эсамбаев пользовался в Бразилии и во Франции.

Вернувшись из-за рубежа, артист создал свой собственный танцевальный коллектив. Гастроли по городам СССР были расписаны на несколько лет вперед. Все хотели увидеть знаменитого горца. Современники вспоминают, что в некоторых республиках СССР мамы несли к нему, как к шаману, детей на излечение. Они просто обманулись перевоплощением артиста в одном из танцев.

Съемки в фильмах

Первым режиссером, снявшим фильм, где Эсамбаев играл самого себя, был Тофиг Тагизаде. Съемки проводились в 1963 г. студией «Азербайджан-фильм». В 1973 г. режиссер Альберт Мкртчян пригласил его на колоритную роль шамана в картине «Земля Санникова». У танцора были и другие запоминающиеся роли в картинах «Честное волшебное», «На край света», «Великий Туран».

Замечательный документальный фильм о великом танцоре снял режиссер Руслан Наршхоев. Всего же артист сыграл в 13 фильмах.

Депутатская деятельность

35 лет люди избирали депутатом. В своей общественной должности он всегда придерживался главного принципа - быть слугой народа. Его депутатские обязанности включали работу в комиссиях и фондах:

  • «Материнство и детство» (помощь матерям-одиночкам).
  • «Акция доброты» (помощь детям-инвалидам).
  • Фонд помощи беженцам.

Были даже случаи, когда он, отозвавшись на реальную беду человека, отменял концерты. Об одном из таких случаев в интервью рассказала его дочь Стелла, когда отец на два дня вылетел в Красноярск.

Своим избирателям на встречах он говорил, что ему все равно, будут голосовать за него или нет. Вопрос для него состоит не в статусе, а в потребности - делать людям добро. И в том и в другом случае он будет продолжать помогать в беде.

О родственниках

Родственники Махмуда Эсамбаева, проживавшие в его родовом доме в Старых Агатах, хранят добрую память о нем. Дядя Махмуд помогал в воспитании своих пятерых племянников, искренне радуясь их успехам. Во время Чеченской войны их уютный и светлый дом дотла сожгли, а дядя помог родне поселиться в Подмосковье.

Старший из племянников, Саид Эсамбаев, добился громких побед в мировом спорте, 11 раз завоевывая звание чемпиона мира в боях без правил. Второй по возрасту племянник работает врачом в подмосковном спортивно-оздоровительном комплексе.

Родственники Махмуда Эсамбаева приняли от своего дяди эстафету благотворительной деятельности. Они ежегодно организуют для юных танцоров из республик бывшего СССР танцевальный конкурс «Юность».

Отношение к войне на малой родине

Когда началась Чеченская война, у высокого, по-юношески пластичного старика-горца, по-мужски достойно переносящего свою болезнь, в глазах стояли слезы: как в его стране (Чечню и Россию танцор называл своими двумя крыльями) может иметь место такое варварство, такая кровавая мистерия! Родные Махмуда Эсамбаева вспоминают, что он, чья жизнь уже была на излете, тогда успел помочь многим своим бедствующим землякам. С началом войны каждый свой концерт хореограф начинал с чеченского танца «Легенда», повествующего о джигите, которого беда заставила покинуть свой дом.

Людям запомнилось его гражданское мужество. Однажды в период ведения боевых действий его, как главного хореографа, вынудили присутствовать и произнести тост на фуршете после концерта в Большом Колонном зале, там же находились все министры и мэр Лужков. Эсамбаев тогда громко и отчетливо сказал: «Пусть сдохнут все, кто начал войну. И тот, кто за это не выпьет!» По воспоминаниям присутствующих, его авторитет и сила слова были таковы, что за сказанное выпили все…

Ведь все знали, что имел право это сказать Махмуд Эсамбаев. Родители его и многие родственники погибли от бериевского геноцида. Очевидно, что не только за творчество, но и за такую четкую гражданскую позицию Эсамбаева, никогда не разделявшего людей по национальностям, ныне чтут в родном для танцора Грозном. Его именем назван один из центральных проспектов и возведен созданный земляком памятник.

Кстати, созвучно великому танцору отнесся к войне и Юрий Шевчук, сложивший о Грозном пронзительную песню «Мертвый город. Рождество». Русский музыкант, очевидец штурма Грозного, впоследствии давая интервью, сказал, что «проклял все это», собственно, как это сделал и Эсамбаев.

Заключение

Великий танцор так и ушел уникальной личностью, не передав своего умения последователям. Осталось лишь громкое имя в искусстве - Махмуд Эсамбаев. Профессионалы отмечают, что в этом нет личной вины знаменитого танцора и хореографа. Его творчество - народный танец - весьма многогранно и емко, богатейшие нюансы танцев народа мира невозможно охватить человеку, не обладающему выдающимися способностями. Очевидно, что Мастеру не удалось найти Ученика.

Впрочем, кто знает? Может быть, и появится вскоре на танцевальной сцене подобный ему самородок, который языком движения сможет выразить душу всех народов, населяющих такой прекрасный и такой беззащитный земной шар.

– Стелла Махмудовна, далеко не все поклонники таланта вашего отца знают, что его феерическая карьера начиналась чуть ли не в лагерных условиях...

– В 1944 году он, как и весь чеченский народ, был депортирован в Среднюю Азию. Отцу каждый день приходилось отмечаться в комендатуре как спецпереселенцу. Однажды папа отказался от этой унизительной процедуры. Состоялся скорый суд, и его отправили на рудники в отдаленный поселок Актюз. Условия там были ужасные, папа тяжело заболел и чуть не умер. Но как только поправился, пришел в лагерный клуб, собрал людей и начал репетировать с ними разные номера.

Труппу стали приглашать на другие рудники и даже в городские театры. А вскоре ансамбль под его руководством получил известность во всей Киргизии. Через шесть месяцев папу освободили.

Мало кто знает, что Эсамбаев был ранен на фронте. Агитбригада советских мастеров искусств, в которой он тогда работал, часто выезжала с концертами на передовую. Однажды во время его выступления вблизи разорвался снаряд. Осколок попал в ногу. Несмотря на адскую боль, папа дотанцевал номер, а за кулисами упал без сознания. Полевой врач прооперировал его и сказал: «Молодой человек, забудьте о сцене. Танцевать вы уже не сможете».

После ранения отец вернулся домой, в Киргизию. Устроился работать в Киргизский театр оперы и балета. В те годы здесь собрались известные мастера искусств, оказавшиеся в эвакуации. Вскоре он стал местной знаменитостью. Люди приходили специально посмотреть «на Эсамбаева».

Всемирную славу Эсамбаев приобрел после создания проекта «Танцы народов мира». Как он возник?

– Вначале папа танцевал в балете, где ставки молодых артистов, даже известных, были невысокими. Чтобы немного подработать, он устроился еще в филармонию. И долгое время разрывался между филармонией и театром.

В послевоенные годы по всей стране гремел ансамбль под руководством Игоря Моисеева. Именно знакомство с творчеством Моисеева, по словам отца, натолкнуло его на идею создания сольной программы. Он долго вынашивал ее.

Однажды, это было весной 1957 года, пришел домой после концерта и сказал маме, что собирается в Москву, где состоится первый международный фестиваль. Хочет попробовать свои силы.

Конечно, это был рискованный шаг. Но мама его поддержала: «Ты должен поехать. Уверена, ты добьешься успеха».

И вот приезжает он в Москву и сразу попадает на всероссийский конкурс. Исполнил испанский танец. Жюри единогласно присудило победу высокому и красивому танцору из Киргизского балета. Потом выступил на всесоюзном конкурсе, и опять высшая награда. Когда Галина Уланова и Игорь Моисеев впервые увидели молодого Эсамбаева, они тут же поняли, что перед ними редкий самородок, и предложили выступить на международном конкурсе. Здесь он также получил золотую медаль. Три высшие награды только за один год.

Позже Игорь Моисеев поставил ему восточный танец с ножами. Это был очень эффектный и динамичный танец.

В 1959 году папа выехал на четыре месяца в Южную Америку, где начал собирать материал для сольной программы.

– Видимо, оттуда привез и «Макумбу»?

– Вы знаете, во время исполнения этого танца заговорил мальчик, потерявший речь из-за тяжелой травмы. Это произошло в Херсоне в 1964 году. Отца пригласили выступить в культпросветучилище. Он рассказывал о себе, и все это время с первого ряда на него вдумчиво смотрел, не задавая никаких вопросов, юноша. Потом отец узнал, что его звали Анатолий Барыкин. В конце выступления папа спрашивает у директора: «Почему этот мальчик все время молчит?» Директор отвечает: «Вы знаете, Махмуд, пять лет назад с ним произошел несчастный случай и вследствие этого он перестал разговаривать. Врачи ничего не могут поделать».

«Приведите его на концерт, – говорит отец, – и вообще, возьмите всех ваших детей».

Папа рассказывал, что в тот вечер он танцевал «Макумбу» для этого мальчика. Будто чувствовал, что сможет помочь ему. Это очень тяжелый, драматичный ритуальный танец. Колдун совершает магические действия и постепенно изгоняет злого духа. Но сам при этом погибает, ценой жизни избавляя людей от зла.

И вот во время танца, когда герой падает, раздается душераздирающий крик. Это был немой Барыкин. Он кричал: «Махмуд…» А затем упал без чувств.

Папа, конечно, об этом не знал. Он сидел в гримерке и приходил в себя. И тут заваливается целая процессия. Все кричат, плачут. Творится что-то невообразимое. Отец рассказывал, что такого сильного эмоционального подъема он никогда не испытывал в жизни.

– Махмуд Алисултанович не имел духовного образования. Но все его поступки удивительно сочетаются с канонами священных писаний...

– Отец всегда любил говорить – «Делай добро! И никогда не жди, что тебе ответят». Он не посещал мечеть, но жил по Корану. Был очень набожным человеком, хотя и не совершал традиционный намаз. «Аллах должен быть в душе», – любил он повторять. При этом каждый свой шаг сопровождал молитвой, даже выход на сцену.

– А каким был Эсамбаев в обычной жизни, в отношениях с близкими – детьми, супругой, родственниками?

– Знаете, очень легким человеком, с огромным чувством юмора. У нас всегда было приподнятое настроение только оттого, что он дома. Не помню, чтобы мы когда-нибудь унывали, когда оставались вместе. В доме всегда царила радостная атмосфера. Он умел жить легко, несмотря на то, что жизнь его не баловала.

В общении с людьми также был необычайно легок. Норвежские телевизионщики сняли картину «Танцующий дипломат», подчеркивая необычайную деликатность его манер и талант общения.

И еще он очень любил людей. Однажды в Ялте я зашла утром к нему в номер и вижу следующую картину – все кровати заняты, везде спят дети, взрослые, а его нигде не видно. Оказывается, ночью к нему приехали друзья из Хабаровска и он уступил им свое место.

Папу я нашла на балконе. Он спал на надувном матраце, прикрыв голову соломенной шляпой и укрывшись сверху полотенцем.

– А как ваша мама, Нина Аркадьевна, воспринимала происходящее? Ведь женщине нелегко выдержать такой ритм?

– Конечно, она очень уставала, но никогда не подавала виду. Она жила ради него и для него.

Мама никогда не оставалась равнодушной к людям, хотя росла в обеспеченной семье, никогда ни в чем не нуждалась. Родители без слов понимали и всегда поддерживали друг друга.

– 80-летие Махмуда Эсамбаева будет сегодня широко и торжественно отмечено в киноконцертном зале «Россия». А как вы отмечаете дни рождения своего отца дома?

– Весьма скромно. К нам в этот день приходят только самые близкие друзья – те, чьей дружбой отец очень дорожил.

Махмуд Эсамбаев с дочерью Стеллой

«Мой отец - чеченец и мама - чеченка. Отец прожил 106 лет и женился 11 раз.

Вторым браком он женился на еврейке, одесситке Софье Михайловне.Ее и только ее я всегда называю мамой . Она звала меня Мойше.

Мойше, - говорила она, - я в ссылку поехала только из-за тебя. Мне тебя жалко.
Это когда всех чеченцев переселили В Среднюю Азию. Мы жили во Фрунзе. Я проводил все дни с мальчишками во дворе.
- Мойше! - кричала она. - Иди сюда.
- Что, мама?
- Иди сюда, я тебе скажу, почему ты такой худой. Потому что ты никогда не видишь дно тарелки. Иди скушай суп до конца. И потом пойдешь.

Хорошая смесь у Мойши, - говорили во дворе, - мама - жидовка, отец - гитлеровец.

Артист в детстве. Фото из архива Махмуда Эсамбаева.

Ссыльных чеченцев там считали фашистами. Мама сама не ела, а все отдавала мне . Она ходила в гости к своим знакомым одесситам - Фире Марковне, Майе Исаaковне - они жили побогаче, чем мы. И приносила мне кусочек струделя или еще что-нибудь.
- Мойше, это тебе.
- Мама, а ты ела?
- Я не хочу.

Я стал вести на мясокомбинате кружок, учил танцевать бальные и западные танцы. За это я получал мешок лошадиных костей. Мама сдирала с них кусочки мяса и делала котлеты напополам с хлебом, а кости шли на бульoн. Ночью я выбрасывал кости подальше от дома, чтобы не знали, что это наши.

Она умела из ничего приготовить вкусный обед . Когда я стал много зарабатывать, она готовила куриные шейки, цимес, она приготовляла селедку так, что можно было сойти с ума. Мои друзья по Киргизскому театру оперы и балета до сих пор вспоминают: «Миша! Как ваша мама кормила нас всех!»

Но сначала мы жили очень бедно . Мама говорила: «Завтра мы идем на свадьбу к Меломедам. Там мы покушаем гефилте фиш, гусиные шкварки. У нас дома этого нет. Только не стесняйся, кушай побольше».

Я уже хорошо танцевал и пел «Варнечкес». Это была любимая песня мамы. Она слушала ее, как гимн Советского Союза. И Тамару Ханум любила за то, что та пела «Варнечкес».

Мама говорила: «На свадьбе тебя попросят станцевать. Станцуй, потом отдохни, потом спой. Когда будешь петь, не верти шеей. Ты не жираф. Не смотри на всех. Стань против меня и пой для своей мамочки, остальные будут слушать».

Я видел на свадьбе ребе, жениха и невесту под хупой. Потом все садились за стол. Играла музыка и начинались танцы-шманцы. Мамочка говорила: «Сейчас Мойше будет танцевать». Я танцевал раз пять-шесть. Потом она говорила: «Мойше, а теперь пой». Я становился против неё и начинал: «Вы немт мен, ву немт мен, ву немт мен?..» Мама говорила: «Видите, какой это талант!» А ей говорили: «Спасибо вам, Софья Михайловна,что вы правильно воспитали одного еврейского мальчика. Другие ведь как русские - ничего не знают по-еврейски».

Была моей мачехой и цыганка . Она научила меня гадать, воровать на базаре. Я очень хорошо умел воровать. Она говорила: «Жиденок, иди сюда, петь будем».

Меня приняли в труппу Киргизского театра оперы и балета. Мама посещала все мои спектакли.

Мама спросила меня:
- Мойше, скажи мне: русские - это народ?
- Да, мама.
- А испанцы тоже народ?
- Народ, мама.
- А индусы?
- Да.
- А евреи не народ?
- Почему, мама, тоже народ.
- А если это народ, то почему ты не танцуешь еврейский танец? В «Евгении Онегине» ты танцуешь русский танец, в «Лакме» - индусский.
- Мама, кто мне покажет еврейский танец?
- Я тебе покажу.
Она была очень грузная, весила, наверно, 150 килограммов.
- Как ты покажешь?
- Руками.
- А ногами?
- Сам придумаешь.

Фото из архива Махмуда Эсамбаева.

Она напевала и показывала мне «Фрейлехс», его еще называют «Семь сорок» . В 7:40 отходил поезд из Одессы на Кишинев. И на вокзале все плясали. Я почитал Шолом-Алейхема и сделал себе танец «А юнгер шнайдер». Костюм был сделан как бы из обрезков материала, которые остаются у портного. Брюки короткие, зад - из другого материала. Я все это обыграл в танце. Этот танец стал у меня «бисовкой». На бис я повторял его по 3-4 раза.

Мама говорила: «Деточка, ты думаешь, я хочу, чтоб ты танцевал еврейский танец, потому что я еврейка? Нет. Евреи будут говорить о тебе: вы видели, как он танцует бразильский танец? Или испанский танец? О еврейском они не скажут. Но любить тебя они будут за еврейский танец».

В белорусских городах в те годы, когда не очень поощрялось еврейское искусство, зрители-евреи спрашивали меня: «Как вам разрешили еврейский танец?» Я отвечал: «Я сам себе разрешил» .

У мамы было свое место в театре. Там говорили: «Здесь сидит Мишина мама».

Мама спрашивает меня:
- Мойше, ты танцуешь лучше всех, тебе больше всех хлопают, а почему всем носят цветы, а тебе не носят?
- Мама, - говорю, - у нас нет родственников.
- А разве это не народ носит?
- Нет. Родственники.

Потом я прихожу домой. У нас была одна комнатка, железная кровать стояла против двери. Вижу, мама с головой под кроватью и что-то там шурует. Я говорю:
- Мама, вылезай немедленно, я достану, что тебе надо.
- Мойше, - говорит она из-под кровати. - Я вижу твои ноги, так вот сделай так, чтоб я их не видела. Выйди.
Я отошел, но все видел. Она вытянула мешок, из него вынула заштопанный старый валенок, из него - тряпку, в тряпке была пачка денег, перевязанная бечевкой.
- Мама, - говорю, - откуда у нас такие деньги?
- Сыночек, я собрала, чтоб тебе не пришлось бегать и искать, на что похоронить мамочку. Ладно, похоронят и так.

Вечером я танцую в «Раймонде» Абдурахмана. В первом акте я влетаю на сцену в шикарной накидке, в золоте, в чалме. Раймонда играет на лютне. Мы встречаемся глазами. Зачарованно смотрим друг на друга. Идет занавес. Я фактически еще не танцевал, только выскочил на сцену. После первого акта администратор подает мне роскошный букет. Цветы передавали администратору и говорили, кому вручить. После второго акта мне опять дают букет. После третьего - тоже. Я уже понял, что все это - мамочка. Спектакль шел в четырех актах. Значит, и после четвертого будут цветы. Я отдал администратору все три букета и попросил в финале подать мне сразу четыре. Он так и сделал. В театре говорили: «Подумайте, Эсамбаева забросали цветами».

На другой день мамочка убрала увядшие цветы, получилось три букета, потом два, потом один. Потом она снова покупала цветы.

Как-то мама заболела и лежала. А мне дают цветы. Я приношу цветы домой и говорю:
- Мама, зачем ты вставала? Тебе надо лежать.
- Мойше, - говорит она. - Я не вставала. Я не могу встать.
- Откуда же цветы?
- Люди поняли, что ты заслуживаешь цветы. Теперь они тебе носят сами.

Я стал ведущим артистом театра Киргизии, получил там все награды. Я люблю Киргизию как свою родину. Ко мне там отнеслись как к родному человеку.
Незадолго до смерти Сталина мама от своей подруги Эсфирь Марковны узнала, что готовится выселение всех евреев. Она пришла домой и говорит мне:
- Ну, Мойше, как чеченцев нас выслали сюда, как евреев нас выселяют еще дальше. Там уже строят бараки.
- Мама, - говорю, - мы с тобой уже научились ездить. Куда вышлют, туда поедем, главное - нам быть вместе. Я тебя не оставлю.

Когда умер Сталин, она сказала: «Теперь будет лучше».

Нина Эсамбаева. Фото из архива Махмуда Эсамбаева.

Она хотела, чтобы я женился на еврейке, дочке одессита Пахмана. А я ухаживал за армянкой. Мама говорила: «Скажи, Мойше, она тебя кормит?» (Это было еще в годы войны).
- Нет, - говорю, - не кормит.
- А вот если бы ты ухаживал за дочкой Пахмана...
- Мамa, у нее худые ноги.
- А лицо какое красивое, а волосы... Подумаешь, ноги ему нужны.

Когда я женился на Нине, то не могу сказать, что между ней и мамой возникла дружба.

Я начал преподавать танцы в училище МВД, появились деньги. Я купил маме золотые часики с цепочкой, а Нине купил белые металлические часы. Жена говорит:
- Маме ты купил с золотой цепочкой вместо того, чтоб купить их мне, я молодая, а мама могла бы и простые носить.
- Нина, - говорю, - как тебе не стыдно. Что хорошего мама видела в этой жизни? Пусть хоть порадуется, что у нее есть такие часы.

Они перестали разговаривать, но никогда друг с другом не ругались. Один раз только, когда Нина, подметя пол, вышла с мусором, мама сказала: «Между прочим, Мойше, ты мог бы жениться лучше». Это единственное, что она сказала в ее адрес.
У меня родилась дочь. Мама брала ее на руки, клала между своих больших грудей, ласкала. Дочь очень любила бабушку. Потом Нина с мамой сами разобрались. И мама мне говорит: «Мойше, я вот смотрю за Ниной, она таки неплохая . И то, что ты не женился на дочке Пахмана, тоже хорошо - она избалованная. Она бы за тобой не смогла все так делать». Они с Ниной стали жить дружно.

Отец за это время уже сменил нескольких жен. Жил он недалеко от нас. Мама говорит: «Мойше, твой отец привел новую никэйву. Пойди посмотри». Я шел.
- Мама, - говорю, - она такая страшная!
- Так ему и надо.

Умерла она, когда ей был 91 год. Случилось это так. У нее была сестра Мира. Жила она в Вильнюсе. Приехала к нам во Фрунзе. Стала приглашать маму погостить у нее: «Софа, приезжай. Миша уже семейный человек. Он не пропадет месяц-другой без тебя». Как я ее отговаривал: «Там же другой климат. В твоем возрасте нельзя!» Она говорит: «Мойше, я погощу немного и вернусь». Она поехала и больше уже не приехала.

Она была очень добрым человеком. Мы с ней прожили прекрасную жизнь. Никогда не нуждались в моем отце. Она заменила мне родную мать. Будь они сейчас обе живы, я бы не знал, к кому первой подойти обнять".

М ахмуд Эсамбаев был первым артистом СССР, который выступил со своей сольной программой и собрал в одном концерте танцы народов мира. Про свое творчество он говорил: «Танец - это жизнь. Я дышу через танец. Легкие не в счет».

Махмуд Эсамбаев родился в предгорном селении Старые Атаги (сегодня - Грозненский район Чеченской Республики). Уже в семь лет он танцевал на деревенских свадьбах, а через год - выступал в небольшом цирке, который кочевал по горным селениям. Увлечение сына вызывало гнев отца: он запирал его дома, прятал одежду, бил мальчика, чтобы тот перестал танцевать. Сверстники дразнили мальчика «скоморохом». Однако Махмуд Эсамбаев продолжал танцевать.

В 1939 году он вопреки воле отца поступил в Грозненское хореографическое училище и уже в 15 лет выступал в Чечено-Ингушском государственном ансамбле песни и танца.

Когда началась Великая Отечественная война , Махмуду Эсамбаеву исполнилось 16. Он оказался во фронтовой концертной бригаде. Артисты выступали в военных госпиталях, на строительстве оборонительных сооружений и на передовой. Во время одного такого концерта недалеко от танцора разорвался снаряд, осколок попал в ногу. Раненый Эсамбаев закончил выступление, ушел за кулисы и там потерял сознание. Военный хирург сказал ему, что ногу спасли чудом и танцевать он не сможет. Однако Эсамбаев выздоровел и вернулся на сцену.

В 1943 году Эсамбаев выступал в освобожденном от немцев Пятигорске - его пригласили в местный театр оперетты, но проработал он там недолго. Спустя год жителей Чечни и Ингушетии начали переселять в Среднюю Азию и Казахстан. Танцор и его родственники оказались в городе Фрунзе (сегодня - Бишкек). Здесь в местном Доме культуры он давал уроки народных и балетных танцев. В Киргизии Махмуд Эсамбаев женился, у него родилась дочь Стелла.

Махмуд Эсамбаев исполняет лезгинку на празднике в родном селении Старые Атаги. 1963 год. Фотография: aif.ru

Махмуд Эсамбаев. Фотография: fishki.net

Махмуд Эсамбаев на съемках фильма «Поэт танцев». 1961 год. Фотография: aif.ru

Вскоре Эсамбаев стал солистом Киргизского театра оперы и балета. Здесь он исполнял главные партии в балетах «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Бахчисарайский фонтан» и в первых национальных балетных спектаклях. Позже Эсамбаев вспоминал: «Я благодарен киргизскому народу за то, что он на протяжении 12 лет давал мне возможность познать искусство балета. Я не могу вспомнить ни одного плохого дня в Киргизии» . Он - первый танцор, которому присвоили звание народного артиста Киргизской ССР. В дальнейшем Эсамбаев станет народным артистом еще нескольких союзных республик.

В середине 50-х годов восстанавливалась Чечено-Ингушская АССР, и семья вернулась туда. В то время был популярен Государственный ансамбль народного танца под руководством Игоря Моисеева . Участники коллектива ездили в экспедиции и изучали танцевальный фольклор народов мира. Позже эти композиции обрабатывались и становились основой репертуара. Однако в одиночку национальные танцы в те годы никто не исполнял. Эсамбаев, как и Моисеев, обратился к народному творчеству, но программу разработал сольную.

Так появились танцы-новеллы, посвященные культуре разных народов. Среди его первых работ был индийский ритуальный танец «Золотой бог», испанский танец «Ля коррида», таджикский «Танец с ножами». В 1957 году Махмуд Эсамбаев стал солистом Республиканской филармонии.

«На афише пишут «Танцы народов мира», а надо бы - «Народы мира в танце». Непременно посмотрите Эсамбаева! Танцы Эсамбаева - это театр переживания, а не представления. Каждое выступление мастера на эстраде, каждая его миниатюра - это, я бы сказал, маленький законченный балет».

Юрий Григорович, балетмейстер

В 1957 году в Москве проходил Всесоюзный фестиваль молодежи. Жена Махмуда Эсамбаева продала ковер и швейную машинку, чтобы он смог поехать в столицу и выступить там. Конкурс изменил его жизнь: Эсамбаеву присудили одну золотую и две серебряные медали.

«Мама, я помню, услышав по радио, что папа получил три медали, завоевал первые места, кричит: «Стеллочка, папа наш получил всё!» И вот я помню этот момент, я как ребенок его понимала, но была тоже очень счастлива, а мама просто плакала от радости».

Стелла Эсамбаева

После победы Эсамбаев смог переехать в Москву и перевезти в столицу свою жену и дочь. А вскоре советские танцоры отправились в мировое турне. Они побывали во Франции, Испании, Аргентине, Бразилии, Мексике, Перу, Индии и многих других странах. За границей Махмуд Эсамбаев коллекционировал танцы разных народов, чтобы включать их потом в свои номера. У него в репертуаре были бразильский ритуальный танец «Макумба», узбекский танец «Чабаненок», русский «Эмигрант», еврейский «Портняжка», перуанский «Павлин». «Я с детства подсознательно ощутил волшебную связь народного танца с жизнью» , - писал спустя десятилетия Эсамбаев в своей статье-исповеди «Радость танца». После гастролей танцор создал свой коллектив.

Когда танцор оставил сцену, он организовал Международный союз деятелей эстрадного искусства, был академиком Международной академии танца. При его поддержке в Грозном построили новые здания для драматического театра и цирка. Умер Эсамбаев в 2000 году. Он похоронен на Даниловском мусульманском кладбище в Москве.