Медресе в самарканде. Площадь Регистан в Самарканде: Медресе Улугбека. Шер-Дор. Тилля-Кари. Площадь Регистан в Самарканде

Площадь Регистан является сердцем Самарканда. Слово Регистан означает «песчаное место». Регистан возник задолго до Монгольского вторжения как центр ремесел и торговли. Это пересечение шести дорог, которые идут от городских ворот. Регистан с трех сторон окружен величественными зданиями: Медресе Улугбека (1417 - 1420), Медресе Шер-Дор (1619 - 1636), Медресе Тилля-Кари (1647 - 1660).

В период правления Тамерлана Регистан был городской площадью, войска Тамерлана отправляясь в походы, собирались перед выступлением из города на этой площади. Внук Тамерлана Мирзо Улугбек, великий покровитель наук и сам учёный, в период своего правления изменил назначение площади.

В XVII веке на Регистане были построены два монументальных здания медресе Шер-дор и Тилля-Кари. Они отличаются внушительными размерами и роскошью отделки, хотя по своим художественно-архитектурным достоинствам все же уступают своему прототипу - бессмертному памятнику зодчества - медресе Улугбека.

Распространенный в это время прием сопоставления однотипных монументальных построек получил здесь новое решение. Фасады зданий расположены так, что объединяющая их площадь воспринимается как большой открытый с одной стороны двор с тремя громадными пештаками. Перед взором человека, подходящего к Регистану, сразу открывается зрелище, полное необыкновенного величия. Ритмично повторяются огромные геометрически четкие архитектурные объемы. Пештаки зданий обращены к зрителю гигантскими арками, которые своей стрельчатой, заостренной кверху формой заставляют почувствовать колоссальную тяжесть архитектурной массы, давящей на мощные пилоны и стены. Арки словно застыли в могучем напряжении, и кажется, что какая-то сверхъестественная сила заставляет стоять неподвижно массивы стен, купола, пилоны и минареты, на поверхности которых спокойно переливаются яркие краски выложенных изразцами узоров и надписей.

Мощным красочным аккордом звучит яркое изразцовое убранство, то цветной сеткой покрывающее большие плоскости стен и пилонов, то образующее колористически насыщенные, с преобладанием синего, голубого или оранжево-желтого цветные пятна в нишах нештаков, в тимпанах арок, на ребристой поверхности куполов.

Медресе Улугбека

В 1417 году Улугбек начал строительство медресе на площади Регистан, впоследствии носящего его имя. Медресе Улугбека первоначально имело 50 худжркелей, в которых проживало свыше ста студентов, обучающихся в медресе. В дальнейшем около медресе был построен целый ансамбль зданий, включавший мечеть, ханаку и караван-сарай.

В Медресе, помимо целой плеяды известных учёных (Казы-заде Руми, Маулана Кашани, Маулана Кушчи) читавших здесь свои лекции по математике, геометрии, логике, естественным наукам, астрономии (включая астрологию), сводам учений о человеке и мировой душе, богословию, преподавал и сам Улугбек. А в качестве ректора Улугбек выбрал человека простого, но очень образованного - Маулана Мухаммеда Хавфи. В день открытия медресе, Хавфи прочитал лекцию в присутствии 90 учёных, но никто не мог понять лекции, кроме самого Улугбека и Казы-заде Руми (учителя Улугбека).

На портале Медресе Улугбека, помимо традиционных цитат из Корана, присутствует следующее сообщение: «Про этот дом можно сказать: он есть многостороннее озарение для людей, прямой путь, милость для людей, имеющих верное зрение. Достойный султан, сын султана, основатель этого здания науки и благодения, удовлетворитель мира и веры - Улугбек Гурган. Да хранит Аллах дворец его владычества, укрепит основание его до конца существования государства его. Подлинно хорошо жить в этом величественном медресе: Мир Вам! Вы были добрыми, за то войдите в него, оставаясь в нём навеки. Год 820 (1417). Да будет известно: это здание превосходнейшее и высочайшее из мест мира, совершеннейшее из построек по искусству и работе, указывает основы науки и руководствует в пути спасения; живущие в нём люди шариата и фатвы; потому названо это великое училище - «живут в нём учёные».

Медресе спланировано по канону с внутренним двором и огромным пештаком, выходящим на площадь. Архитектор этого сооружения доподлинно неизвестен, хотя и известно сообщение современника Улугбека - историка Васифи, что им был Камаледдин Мухандис, ученик Казы-заде Руми.

Медресе Улугбека представляет собой замкнутый прямоугольный двор, заднюю сторону которого занимала мечеть-аудитория. По углам ансамбля возвышались 4 минарета. Вокруг двора шли два яруса открытых наружу арок, за которыми располагались пятьдесят худжр-келий, в которых проживало свыше ста студентов, обучающихся здесь. На площадь выходит грандиозный портал. Еще три таких же портала, но меньшего размера, располагались на трех других сторонах здания. Задний портал служил входом в мечеть. Порталы - самые замечательные элементы постройки. Они несут чисто декоративную функцию, их смысл - только в производимом впечатлении монументальности и величия. Это впечатление достигается очень простым приемом - преувеличенно большими размерами дверных ниш.

При всей своей монументальности, здание производит впечатление легкости и изящества. Рельефные детали стен, говорящие о тяжести и толщине стен, или совсем отсутствуют, или сведены к минимуму. Мелкий декоративный орнамент, расцветка стен сине-голубыми изразцами, устраняют мысль о тяжести кладки. Стройные цилиндрические минареты как бы вписывали здание в вечно синее самаркандское небо.

Большой изысканностью отличается декоративная отделка медресе, особенно мозаики, по чистоте тонов глазури, тонкой гармонии в сочетании цветов, красоте линий и изяществу узора относящиеся к наиболее совершенным произведениям декоративного искусства средневекового Востока. На пилонах главного пештака по синему глубокого тона основному фону располагаются пышные розетки из белых, желтых, зеленых, марганцево-черных цветов, голубых и зеленых стеблей. Изящные и подвижные буквы белых и желтых надписей переплетены тонкими спиралевидно изогнутыми стеблями растений.

В 1932 минарет медресе Улугбека был выпрямлен - беспримерный случай в мировой практике.

В течении последующих двух веков караванные пути через Самарканд утрачивают своё значение. Упадок торговли и ремесленного производства приводит к застою в экономической жизни страны. Самарканд входит в состав Бухарского ханства, как особый удел. В это время Самаркандский эмир Баходур Ялангтуш на свои средства построит два других медресе на площади Регистан. Тем самым завершается строительство сохранившегося до наших дней великолепного по своей красоте ансамбля центральной площади.

Медресе Шер-дор

Медресе Шер-дор («Обитель львов»), воздвигнутое в промежуток времени с 1619 по 1636 г. зодчим Абдул Джаббаром и по своей архитектуре практически зеркально повторило первое здание ансамбля - Медресе Улугбека, но в искаженных пропорциях. Построено оно было на том месте, где при Улугбеке находилась ханака (обитель) для суфиев.

Традиционный для среднеазиатских медресе внешний облик здания определяется массивным блоком высоких стен, над которым со стороны главного фасада возвышаются пештак, купола на высоких барабанах и угловые минареты, образующие строго уравновешенную композицию. Квадратный внутренний двор окружен двумя ярусами келий - худжр; посередине каждой стороны двора устроен глубокий айван; в углах здания находятся купольные аудитории и мечеть. В пространство двора открываются стрельчатые ниши пештаков и арки худжр, повторение которых создает своеобразный орнаментальный ритм.

Декоративная отделка стен медресе, состоящая из мраморных панелей, цветных изразцов и резной мозаики, богата и красочна, но уступает тимуридской в техническом и в художественном отношении. Расцветка мозаик не так гармонична, некоторую пестроту вносят преобладающие в отдельных панно зеленая и желтая краски. Оригинальной особенностью мозаик медресе Шер-дор являются помещенные на фасаде в огромных тимпанах арки пештака изображения львов с косматой гривой и раскрытой пастью, бросающихся на маленьких белых ланей за фигурами львов помешены изображения солнца с человеческим лицом и с желтыми лучами. Сюжет мозаики определил современное название медресе: Шер-дор, то есть львов имеющее. В мозаичных панно дворовых арок много вьющихся цветов, бутонов образующих сложный ажурный орнаментальный узор. Мотив заключенного в рамы панно с пышными букетами цветов фигурных вазонах, символическое «древо жизни», часто используется в архитектурной орнаментике.

В отличие от внешнего оформления интерьер худжр-келий строг и аскетичен. Помещение с гладкими белыми стенами делилось на три части: передняя - для пребывания дома и занятий, небольшая кладовая для бытовых нужд, антресоль служила спальней.

Медресе Тилля-Кори

Медресе Тилля-Кори («отделанное золотом») было построено в 1646-1660 гг. на месте старого, оставшегося ещё со времён Улугбека караван-сарая. По замыслу Ялангтуша бий Баходура, Медресе должно было своим фасадом замкнуть площадь Регистан, а в самом здании должна размещаться и мечеть, чтобы студенты могли совершать молитву, не уходя из Медресе.

Фасад, решенный в бухарской архитектурной традиции, то есть украшенный двумя ярусами стрельчатых ниш, расположенных по обе стороны от портала. Этот прием, принесенный в самаркандскую архитектуру, не нарушил, однако, целостности и величия ансамбля, являющегося выдающимся памятником мирового зодчества. Главный фасад имеет симметричную композицию с центральным порталом, фронтальными крыльями с двумя ярусами худжр, обращенными на площадь арочными нишами - лоджиями и угловые башни - гульдаста. Обширный четырехайванный двор по периметру обстроен кельями (два этажа по главному фасаду; один - по остальным). Западную часть постройки занимает купольная здания мечети с двумя смежными галереями на столбах. В центре - квадратное, крестообразное в плане помещение. На дне - бордюры резных сталактитов. Остальные поверхности стен и свода были сплошь покрыты росписью «кундаль» с обильной позолотой. Позолочен был михраб и одиннадцатиступенчатый минбар (возвышение для проповедника - имама). Обилие золота в отделке и определило название Тилля-Кори.

Помещение мечети было перекрыто двойным куполом, но строительство наружного купола не было закончено. Наружные и дворовые фасады облицованы кирпичной и наборной мозаикой и майоликой с геометрическими, растительными и эпиграфическими узорами. Массивные деревянные двери украшены тонким растительным и эпиграфическим орнаментом.

К сожалению, начиная с конца XVII века наметился новый период застоя и упадка в жизни Самарканда, утратившего к тому времени статус столицы, которая была перенесена в Бухару. Великий Шелковый Путь проходил город стороной, медресе стояли пустыми и забытыми и в стенах их жили лишь дикие звери. Население города едва насчитывало тысячу семей. В 1875 году, площадь была приведена в порядок, выровнена и замощена. Регистан, как и раньше, стал центром города. В 1918 году, после установления Советской власти в Самарканде, деятельность медресе, как духовных школ, была прекращена. Через год снесены лавки. Однако, Советская власть потратила впечатляющее количество сил и средств на восстановление великолепных памятников площади Регистан: все три медресе были подняты из руин и воссозданы практически в первозданном виде. Реставрационные работы, начатые еще в 20-е годы ХХ века, завершились почти перед самым распадом Советского Союза.

Медресе Улугбека на бывшей рыночной площади Регистан - это средневековый университет, который считался самым крупным и престижным в Средней Азии. Медресе в начале XXI века внесено в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Со строительства медресе началась перестройка площади Регистан, где до начала XV века шла оживленная торговля. Просвещенный правитель Самарканда и окружающих земель Улугбек отдал распоряжение построить огромное образовательное учреждение. Строительство здания продолжалось несколько лет и было закончено в 1420 году. Среди выпускников университета были многие прославленные поэты и ученые. Здесь преподавали математику, богословие, логику и т. д. В качестве преподавателей были приглашены лучшие умы исламского мира.

Когда в 1533 году столица ханства Тимуридов была перенесена в Бухару, Самарканд постепенно превращался в обычный провинциальный город. Однако медресе Улугбека все еще пользовалось популярностью. Через некоторое время по его подобию рядом построили еще одно медресе, которое назвали Шердор. Были в истории медресе Улугбека и печальные страницы. Так, один из ханов приказал разобрать второй этаж этого строения, чтобы не дать возможности повстанцам занять выгодную позицию, откуда можно было стрелять по дворцу. В XIX веке медресе дважды сильно пострадало от землетрясений.

Восстановлением средневекового университета занялись только в XX веке. Реставрационные работы растянулись на 7 десятилетий. Сначала архитекторы выровняли наклонившийся один из минаретов, затем занялись ремонтом портала и различных декоративных деталей. Через некоторое время придали правильное положение другому минарету и восстановили разрушенный второй этаж здания.

Олицетворением новой эпохи в жизни Бухары, расцвета ее культурной и экономической жизни является медресе Улугбека - единственная постройка, оставшаяся в Бухаре памятью о великом астрономе Мирзе Улугбеке.

"Потрясателю вселенной", Тимуру, Бухара пришлась не по вкусу. Ему, привыкшему к коню и шатру, невмоготу было в тесных, хотя по-своему и уютных двориках Бухары. Завоевав полмира, он перенес столицу из консервативной, старорежимной и строгой Бухары в веселый и живописный Самарканд. И из шумного торгового центра превратилась Бухара в одну из вотчин великой державы. Но тем не менее Самарканд постоянно чувствовал сдержанное дыхание Бухары, именно отсюда шло влияние духовенства, доходившее до престола.

Внук Тимура, старший сын Шахруха Мирза Улугбек приступил к правлению в 1411 году и правил 36 лет. В это время, как утверждают даже тенденциозные историки, не было ни одного народного волнения, почти прекратились военные действия, наблюдался подъем экономики и особенно культуры. Также, как и его воинственный дед, Улугбек жил в Самарканде. В Бухаре он был несколько раз. К ученому-просветителю недоброжелательно относилось духовенство, осевшее в Бухаре прочным кланом. Не случайно, именно в столице среднеазиатского ислама решил строить Улугбек первое свое медресе. Характерным для времени правления Улугбека является афоризм, вырезанный на двери медресе: "Стремление к знанию - обязанность каждого мусульманина и мусульманки". Тут же были вырезаны и другие слова: "Над кругом людей, осведомленных в книжной мудрости, да будут каждый миг открыты двери Божьего благословения".

По замыслу Улугбека медресе должно было стать подлинным очагом просвещения. Вот выдержка из книги известного историка В.В. Баротольда "Улугбек и его время". По словам Васифи, первым мударрисом в медресе Улугбека был назначен мауляна Мухаммед Хавафи. Когда постройка приближалась к концу, присутствовавшие при сооружении здания спросили Улугбека, кто будет назначен мударрисом? Улугбек ответил, что им будет человек, сведущий во всех науках. Слова Улугбека услышал мауляна Мухаммед, сидевший тут же в грязной одежде "среди куч кирпича", принимавший участие в постройке медресе, и тотчас заявил о своем праве на эту должность. Улугбек стал его расспрашивать, убедился в его познаниях, велел отвести его в баню и надеть на него хорошую одежду. В день открытия медресе мауляна Мухаммед прочитал лекцию в качестве мударриса; присутствовало 90 ученых; но никто из них не мог понять лекцию, кроме самого Улугбека и Казы-задэ Руми (учителя Улугбека) .

Создателями медресе явились лучшие зодчие того времени Нажметдин Бухари и Исмаил Исфагани.

Что же собой представляет медресе Улугбека ? Это прямоугольное здание со двором и парадным входом, украшенным высоким порталом. Вход раздваивался поперечным коридором. В одном конце коридора находилась дарсхона (комната для занятий), в другом - мечеть. На втором этаже находилась библиотека. Фасад представляет двухъярусную аркаду и имеет два крыла. С обеих сторон его закрывают башни-гульдаста. Четка и продумана внутренняя конструкция: двор обрамлен двухэтажными галереями келий-худжр, где жили учащиеся.

Строители медресе великолепно сочетали декоративное убранство здания с его архитектурой. Стены и арки украшены весьма скромно, но изразцы поблескивают именно там, где ожидаешь их увидеть. В облицовке колонн можно усмотреть аналогию с мечетью Калян. Медресе украшено орнаментом астрального характера, в чем несомненно сказалось мировоззрение Улугбека как астронома.

При первом же взгляде медресе поражает удивительной гармонией, строгостью и выдержанностью форм, пропорциональностью и соответствием конструкции и декора.

Здесь хочется сказать о том значении, которое сыграли медресе в жизни среднеазиатских народов. Прежде всего, несмотря на свою явную религиозную направленность, особенно на ранней стадии, медресе были очагами просвещения. Наряду с изучением Корана здесь знакомились и со светскими науками. Из стен медресе вышли многие ученые, поэты и мыслители.

По сообщениям одного из первых русских путешественников Н. Ханыкова, обучение в медресе длилось от пятнадцати до двадцати лет. В 1841-1842 годах в медресе Улугбека было 80 комнат, студенты получали по 3,5 тилли в год. Занятия шли ежедневно от восхода до захода солнца, кроме пятницы и четверга. Среди окончивших курс в медресе было немало знатоков арабского языка и схоластической теологии. Преподавание велось свободно, студент имел право проходить курс у любого мударрриса, которые часто приобретали форму свободного диспута.

Строительство медресе было начато в 1417 году по распоряжению правителя государства Тимуридов Улугбека, внука Тимура. Это было второе медресе, построенное Улугбеком и носящее имя своего создателя (первое находится в Бухаре, а третье – в Гиждуване). Возведение этого сооружения, а чуть позже и обсерватории принесло городу славу одного из главных центров науки средневекового Востока.

Медресе было построено в западной части центральной площади города Регистан, напротив несколькими годами позже была возведена ханака Улугбека, а северная сторона была занята караван-сараем. Два последних сооружения простояли около двух столетий, а в начале XVII века на их месте появились два других медресе - медресе Шердор и Тилля-Кари, образовавшие дошедший до наших дней целостный архитектурный ансамбль.

Медресе Улугбека было одним из лучших духовных университетов мусульманского Востока XV века. По преданию, в нём обучался знаменитый поэт, учёный и философ Абдурахман Джами. В учебном заведении читались лекции по математике, геометрии, логике, естественным наукам, сводам учений о человеке и мировой душе и богословию и читали их такие из""вестные учёные как Кази-заде ар-Руми, Джемшид Гияс ад-Дин Ал-Каши, Ал-Кушчи, а также сам Улугбек.

Архитектура
Прямоугольное в плане медресе имело четыре айвана и квадратный внутренний двор, по периметру которого были расположены глубокие ниши, ведущие в двухъярусные кельи, где проживало более сотни студентов. Задняя сторона двора была занята мечетью, над угловыми учебными аудиториями медресе возвышались четыре купола, а по углам здания располагались четыре минарета.

Здание обращено к площади величественным восточным порталом с высокой стрельчатой аркой, над которой находится мозаичное панно с геометрическим орнаментом, выполненное из цветных кирпичиков, поливной и резной керамики. Порталы-айваны с трёх оставшихся сторон были меньшего размера, задний портал служил входом в мечеть. Эти порталы несут чисто декоративную функцию. Их задача - произвести впечатление монументальности и величия, достигаемое за счёт преувеличенно больших размеров дверных ниш.





Возведенное в городе Самарканде в XV столетии медресе Мирзо Улугбека является почитаемым среди мусульман культовым сооружением, осуществляющим духовно-просветительскую деятельность.

Старейшее духовное училище, основанное властителем государства Тимуридов совместно с ученым астрономом Мирзо Улугбеком, входит в величественный архитектурный комплекс. В состав этого ансамбля, находящегося на знаменитой площади Регистан , также включены медресе Шерор и духовное училище Тилля-Кари.

2001 год стал значимым для Самарканда — многие его достопримечательности, в том числе зодческий ансамбль с тремя медресе, были включены в известный список ЮНЕСКО.

Архитектура медресе Улугбека

Здание медресе Улугбека сооружалось в соответствии с мусульманскими правилами и потребностями того времени. Само строение имеет форму прямоугольника длиной 81 метр и шириной 56 метров. Фасад строения обращен к востоку, основным его элементом является пештак — ниша в виде арки, в глубине которой расположены три входных портала. Центральный вход выполнен в виде стрельчатой арки больших размеров, украшенной резной оконной решеткой. Два боковых входа имеют такие же очертания, только в уменьшенных размерах. Над всеми тремя порталами находятся лоджии, с которых открывается великолепный вид на площадь Регистан.

Некогда над четырьмя углами здания медресе возвышались минареты высотой около 33-х метров, до настоящего времени сохранились лишь восточные башни. Внутри строения по его углам размещены довольно обширные аудитории (дарсханы). Внутренний двор в виде квадрата (30×30 м) устлан каменными плитами большого размера. Вокруг дворика тянутся двухэтажные жилые строения с небольшими помещениями (кельями). Расположенные по осям строения айваны, разделяют жилые сегменты надвое. Таким образом, в двухэтажных отсеках находится по шесть комнат (худжра). Закрытые айваны, расположенные в южной и северной части строения, в прежние времена использовались в качестве летних классов. Западный айван имеет проход в зимние аудитории, занимающие практически весь западный сектор сооружения.

При отделке здания использовались все существовавшие на тот момент декоративные материалы — наборная мозаика, кирпич глазурованный, мрамор и майолика (керамическая плитка). Бело-синие оттенки изразцов в сочетании с облицовочными кирпичами терракотового цвета полностью передают самобытность и богатство восточных узоров. Входные порталы строения и фронтоны каждой худжры отделаны разноцветной кашинной мозаикой. Главный вход также украшен мозаикой, образующей восхитительный узор в виде звездного неба, а его пилоны отделаны великолепным панно из мозаичной плитки. Архитектурные формы здания, изысканно украшенные мозаикой в восточном стиле, ставят медресе Улугбека в один ряд с многочисленными памятниками средневекового зодчества Средней Азии.

История медресе Улугбека

Точная дата начала строительных работ доподлинно неизвестна. По надписи, размещенной в нише главного входа, можно сделать вывод, что стройка шла полным ходом уже в начале XV столетия. В те годы, возведение подобных зданий в Мавераннахре проводилось достаточно быстро в течение 4-5 лет. Известно, что медресе приняло своих первых учеников в 1420 г., на основании несложных математических вычислений был сделан вывод, что стройка началась в 1414-1415 годах. Основоположником проекта духовного училища считают придворного архитектора Шакруха, но в своих трудах средневековый философ Висифи обозначил автором замысла зодчего Мухандиса.

В скорости после открытия, духовное училище получило статус элитного образовательного заведения, в котором получали образование известный ученый Абдурахман Джами, знаменитый поэт Навои и суфийский богослов Накшбанди Ходжа. В духовном училище проводились занятия по математике, богословию, естественным наукам и логическому мышлению. Лекции читались известными учеными, к числу которых относился и Улугбек. С момента открытия медресе его возглавил Маулан Хавафи, первый мударрис (руководитель) был бродячим дервишем, обладающим глубокими духовными познаниями.

1533 год ознаменовался в Мавераннахре приходом к правлению хана Убайдулла, перенесшим столицу Узбекистана в Бухару. Самарканд, потерявший значимость, приходит в состояние упадка. Но, в отличие от самого города, духовному училищу Улугбека удалось сохранить статус престижного образовательного заведения стран Средней Азии. За период властвования Бахадура, проводившего кардинальную реконструкцию площади Регистан, духовное училище подверглось капитальному ремонту. Правильные, четкие пропорции здания были взяты за основу проекта строительства нового образовательного заведения впоследствии названный — Шердор.

В неспокойные времена правления хана Абулфейза, сопровождавшиеся народными мятежами и междоусобными войнами, наружный фасад строения был изрядно поврежден. В исторических хрониках XVIII столетия, самаркандский историк Тахир отмечал, что бухарский правитель отдал распоряжение разобрать второй этаж медресе, опасаясь нападения со стороны повстанцев, для которых высокие стены здания могли послужить плацдармом для обстрела его резиденции.

Сильное землетрясение, случившееся в начале XIX века, основательно повредило здание духовного училища, превратив его стены в руины. Восстановление медресе, начавшееся в двадцатых годах XX столетия, продолжалось на протяжении семидесяти лет.