Методы вокальной работы в хоре. Подбор вокальных упражнений для коллектива Как подготовить детей к пению в ансамбле

Каждый хормейстер, изучавший курс хороведения, знает, что эле-менты хоровой звучности – это основные компоненты, без которых, со-гласно указанию П. Г. Чеснокова, невозможно существование хора как ху-дожественного коллектива. В данной главе мы будем рассматривать особенности работы над тремя основными элементами хоровой звучности: ансамблем, строем и дикцией.

Ансамбль (франц. ensemble – вместе) в науке о хоре понимается как согласованность исполнения, уравновешенность, соответствие в звучно-сти. Наиболее полно теоретические и методические аспекты хорового ан-самбля раскрыты в трудах П. Г. Чеснокова и А. Г. Дмитревского.

Именно в ансамблевом исполнении проявляется коллективный ха-рактер творчества певцов хора. Они должны уметь подчинить свою инди-видуальность вокально-исполнительским требованиям хора в решении общих, коллективных задач.

Уже на этапе комплектования певческого коллектива дирижеру-хормейстеру следует обращать внимание на количественное и качествен-ное соответствие между составами хоровых партий, на тембровую слит-ность родственных голосов внутри партии. И хотя это выполнить не всегда просто, стремиться к этому необходимо, так как диспропорция в количест-венном составе певцов, неравноценность их по звучанию, силе, тембру, наличие певцов с серьезными дефектами сильно затруднит работу над ан-самблем в хоре.


Общий хоровой ансамбль зависит от сформированности в хоровых партиях (частных ансамблях) таких его элементов, как интонационный, метроритмический, темпово-агогический, динамический, тесситурный, тембровый, фактурный. Перечисленные элементы ансамбля очень взаимо-связаны и взаимозависимы, но все они могут быть выработаны в хоре лишь при наличие унисонного звучания в каждой партии.

Хороший интонационный ансамбль хоровых партий является фун-даментом для общехорового строя. В интонационном ансамбле важную роль играют единая манера голосообразования и интонирования, выстро-енность голосов. Для достижения и совершенствования интонационного ансамбля С. А. Казачков рекомендует использовать следующие способы: «подравнивание к ведущим, наиболее опытным певцам, к тону, заданному дирижером, к строю сопровождения» .



В работе над метроритмическим ансамблем в начинающем хоре следует обращать внимание на формирование у певцов ощущения метри-ческой пульсации, т. е. чередования сильных и слабых долей. Для этого можно предложить им выделить голосом или ударом ладоней сильные

и относительно сильные доли тактов, на которые обычно приходятся грамматические ударения в словах и логические ударения в музыкальных фразах.

Важным условием хорового исполнительства является ритмическая организованность коллектива. «Ориентация в ритмических структурах, соизмерение и различие разных по продолжительности длительностей – навык, органически присущий всякому музыканту, – играет в хоровом ис-полнительстве, основанном на согласованном, синхронном “произнесе-нии” мелодии всеми певцами, особую роль. Он создает у них базу для вы-работки ощущения смысловой единицы в ритмической организации музыки, как относительно завершенных элементов в целостном метрорит-мическом орнаменте произведения» . В работе над ритмическим ансамблем в хоре могут быть рекомендованы следующие приемы: интони-рование музыкального материала с использованием ритмослогов на этапе разучивания упражнения или произведения, сольмизирование поэтическо-го текста в темпоритме произведения; пение на основе внутридолевой пульсации; включение специальных метроритмических упражнений в рас-певание и др.


Работу над темповым ансамблем (лат. tempus – время) в необучен-ном хоре следует начинать с умеренных темпов. От певцов следует доби-ваться точного «вхождения» в темп, удерживания его в неподвижных и особенно в подвижных нюансах (не ускорять при пении на крещендо и не замедлять – на диминуэндо). Необходимо помнить, что процесс формиро-вания темпового и метроритмического ансамбля тесно связан с выработ-кой певцами навыка одновременного взятия дыхания, певческой атаки, снятия звука, а значит, умения петь по сигналу дирижерского жеста.

Как известно, в музыке существует три группы темпов: медленные, умеренные, быстрые.

Группа медленных темпов (40–60ударов в минуту по метроному Мен-целя (М. М.):

Largo лярго широко
Lento ленто протяжно
Adagio адажио медленно
Grave гравэ тяжело
Группа умеренных темпов(60–100ударов по метроному)
Andante андантэ не спеша
Sostenuto состэнуто сдержанно
Commodo коммодо удобно
Andantino андантино подвижнее, чем андантэ
Moderato модэрато умеренно
Allegretto аллегретто оживленно
Группа быстрых темпов(100–140ударов по метроному):
Allegro аллегро скоро
Vivo виво живо
Presto прэсто быстро
Animato анимато воодушевленно
Prestissimo прэстиссимо очень быстро

Выстраивая темповый ансамбль в произведении, дирижеру хора необходимо найти нужную скорость исполнения, чтобы не исказить образную сферу и настроение произведения. На выбор темпа влияют инто-национная и ритмическая сложность хоровых партий, неустойчивая гармония и тональный план, склад изложения произведения и т. д. Если

в произведении композитор не конкретизирует темп метрономическим указанием, а лишь ремарками con moto (подвижно), maestoso (торжествен-но, величественно), ad libitum (по своему усмотрению), то следует опреде-


ляться со скоростью исполнения исходя из целостного восприятия произ-ведения: характера, фактурных сложностей, жанрового своеобразия, традиций исполнения и т. д. Например, темп маршевых произведений для хора должен соответствовать поступи шага, темп танцевальных произве-дений – темповым традициям танцевального жанра (полька – быстро, по-лонез – умеренно, величественно и т. д.). Известно, что в маршевых и тан-цевальных хоровых произведениях агогические изменения (замедления и ускорения) используются очень редко, в основном в заключительных ка-денциях. Агогика характерна в основном для жанров песни и хоровой ми-ниатюры. Практический опыт показал, что к освоению агогики (подробнее на с. 85–87) можно приступать лишь тогда, когда певцы хора научатся петь «по руке» дирижера (четко вступать и заканчивать музыкальную фразу без сокращения или удлинения указанных нотных длительностей).

Работа над динамикой в хоре начинается с неподвижных нюансов (mf, mp), с помощью которых выравниваются разные по силе и громкости голоса, выстраивается первоначальный динамический ансамбль. Расшире-ние динамических возможностей тесно связано с формированием красиво-го пиано и звучного форте в певческом коллективе. Подвижные нюансы включаются в работу несколько позднее, когда хор осваивает технику ре-гулирования дыхания и громкости звука. Первоначально осваивается кре-щендо, а затем диминуэндо. Это связано с тем, что неопытным певцам легче контролировать дыхание при нарастании звучности, нежели при за-тихании.

Работа над динамическим ансамблем значительно упрощается тогда, когда в исполняемой музыке используется нюансировка, соответствующая естественной природе звучания партий на данной высоте. Поэтому чрез-вычайно важно, чтобы на этапе планирования репетиционной работы ди-рижер предусмотрел нюансы, соответствующие динамическим возможно-стям хоровых голосов. В этом проявляется взаимосвязь динамического и тесситурного ансамбля.

Основным методом работы над тесситурным ансамблем (естествен-ным, искусственным, смешанным) является метод динамический коррек-ции. Он помогает либо выровнять динамическую линию музыкального материала партитуры, либо расчленить за счет введения новых нюансов, соответствующих динамическим зонам певческих голосов, а также эмоционально-образной сфере произведения. С помощью метода динами-ческой коррекции преодолеваются исполнительские трудности в произве-дениях, где предложенные композитором нюансы превышают исполни-


тельские возможности хоровых партий. Этот метод также используется

в практике хоров с ограниченными техническими возможностями.

В начинающем хоре проблема тембрового ансамбля (франц. тimbre – окраска звука) обычно стоит очень остро. В таком коллективе работа над ансамблем направляется на устранение тембровой пестроты в хоровых партиях, на создание целостных тембровых сочетаний в хоре. Яркость тембровых красок, как известно, зависит не только от природных данных певческих голосов, но и от вокальной работы, проводимой в коллективе. Руководителю хора необходимо постоянно следить за правильной манерой звукообразования у певцов, за естественным процессом звукоизвлечения, что исключало бы форсированность или некоторую аморфность и вялость фонации.

Давно замечено, что тембровые качества голоса значительно обога-щаются тогда, когда в нем присутствует вибрато (итал. vibrato – колебание). Наличие естественного вибрато в певческом голосе свидетель-ствует о правильном звукообразовании, о мышечной свободе голосового аппарата. Вибрато, с одной стороны, придает хоровым голосам полетность, эмоциональную наполненность, а с другой – помогает выдерживать значи-тельные певческие нагрузки.

Работа над тембровым ансамблем тесно связана с воспитанием

у певцов тембрового слуха. Как показала практика, в этом определенную помощь может оказать ассоциативный метод. Если дирижер будет прово-дить параллели между музыкальным и эмоциональным восприятием, слуховыми и зрительными образами, использовать словесный коммента-рий к разучиваемым произведениям, то он может помочь певцам быстрее понять художественную суть исполняемой музыки и найти соответствую-щие краски в певческом звуке. Работа над формированием тембрового ан-самбля должна проходить как в процессе разучивания репертуара, так и на упражнениях. Для этого во время распевания можно предложить певцам исполнить упражнения с разным настроением (драматично, с юмором, радостно, грустно). Можно использовать в упражнениях элементы игры и театрализации, давая возможность певцам выбирать в соответствии с об-разом и с характером исполнения необходимые для этого мимику, тембр, артикуляцию. Чем богаче палитра эмоциональных состояний, тем красоч-нее тембровая палитра, а значит, и активнее воздействие на эмоциональное состояние слушателей.


Важную роль в достижении тембровой выразительности и темброво-го ансамбля играют следующие моменты: способ расположения коллекти-ва на репетиции и на концертной эстраде; эмоциональный настрой певцов

и используемая ими манера артикуляции гласных (сомбрированная, открытая, полуоткрытая); понимание певцами стиля, образной сферы, характера исполняемых произведений и использование сознательного окрашивания голоса в нужный «цвет».

Дирижеру-хормейстеру при выстраивании фактурного ансамбля

в хоре следует помнить, что он во многом зависит от фактурных особенно-стей произведения. В широком смысле фактура – это совокупность выра-зительных средств изложения музыкального материала. В более узком смысле фактура – это склад письма: монодический (одноголосный), гар-монический, гомофонно-гармонический, полифонический, смешанный.

Хоровая наука выделяет следующие виды фактурного ансамбля

1. Ансамбль как полное и относительно полное динамическое равно-весие в звучности между хоровыми партиями.

Этот вид ансамбля характерен для сочинений гармонического и гомофон-но-гармонического склада.


ся хороших ансамблевых качеств в хоре не только с точки зрения техники слитности, но и с точки зрения выразительности и соответствия эмоцио-нально-образной сфере музыкально-поэтического текста.

2. Ансамбль при сопоставлении различных по значению музыкально-тематических элементов.

Этот вид хорового ансамбля типичен для полифонических сочине-ний. В произведениях, имеющих имитационно-полифонический, подголо-сочный, контрастно-полифонический склад изложения, основные задачи исполнителей должны быть направлены на рельефное проведение и сопос-тавление различных по значению музыкально-тематических элементов. Основная трудность для певцов хора при исполнении полифонических произведений – это умение переключаться с более яркого, выпуклого проведения тематического материала на музыкальный материал второго плана. В полифонических произведениях дирижер должен приучать пев-цов слышать всю фактуру сочинения, следить за мотивными и тематиче-скими проведениями, находить интонационные, ритмические, ладово-модуляционные ориентиры для вступления вместе со своей партией.

В приведенном ниже фрагменте сочинения А. Давиденко главная те-ма, проводимая в басах, должна звучать довольно ярко в первом, втором, третьем, пятом и шестом тактах. В четвертом, седьмом и восьмом тактах на первый план выходит имитационное проведение темы в партиях жен-ских голосов и теноров. Рельефное проведение основного тематического материала зримо создает картину разбушевавшегося моря и вздымающих-ся волн. Этому способствует удобная тесситура басовой партии и довольно низкое изложение имитирующих голосов, создающих определенный тем-брово-эмоциональный колорит.


3. Ансамбль в звучности между солирующим голосом и аккомпане-ментом хора.

Пение солиста и хора – один из наиболее часто встречающихся видов ансамблирования в исполнительской практике хоров. Хор, аккомпа-нирующий солисту, должен звучать динамически тише, как бы оттеняя сольную партию. Родственная солисту по типу голоса хоровая партия должна контролировать свои эмоции и динамику, чтобы не произошло заглушения хором голоса солиста.

4. Ансамбль в звучности между хором и инструментальным сопро-вождением.

При выстраивании ансамбля хора и инструментального сопровожде-ния дирижеру необходимо предварительно разобраться в выразительности фактуры и соотношении музыкального материала хора и сопровождения. Инструментальное сопровождение может гармоническим фоном поддер-живать хор и звучать динамически тише, а может иметь самостоятельное изложение и исполняться в равной динамике с хором, а иногда и домини-ровать в общем ансамбле.

Ансамбль хора – это многогранное явление, требующее от дирижера

и певцов хора определенных теоретических знаний, а также практических умений и навыков.

Работа над хоровым строем

Без хорошего строя и чистого интонирования трудно представить любое музыкальное исполнение, в том числе и хоровое. В практике хоро-вого пения используется два вида строя: зонный (при исполнении музыки

а капелла) и темперированный (при исполнении хоровой музыки в сопро-вождении инструмента). В темперированном строе (лат. temperatio – соразмерность) высоту тона задает музыкальное сопровождение инстру-мента и хор должен интонационно ансамблировать с ним. Обретая новые краски инструментального звучания, хор при этом теряет свое темброво-интонационное своеобразие, которое в полной мере проявляется в пении а капелла. В условиях исполнения а капелла, когда хор звучит как самостоя-тельный музыкальный инструмент, певцы поют, опираясь на свои слухо-вые ощущения и представления звуковысотных отношений в мелодии и гармонии. Поэтому столь важными в акапельном звучании становятся не


только настройка хора в целом, но в особенности умение каждого певца держать и при необходимости корректировать интонацию в разных ладах, темпах, ритмах, нюансировке и т. д.

Теоретические и методические аспекты хорового строя а капелла были впервые обобщены П. Г. Чесноковым в книге «Хор и управление им». К хоровому строю Чесноков относил «правильное тонирование ин-тервалов (горизонтальный строй) и правильное звучание аккорда (верти-кальный строй)» . В последующих научно-методических работах сохраняется определение строя как правильного интонирования звуков, как чистоты интонирования в пении. Развитие хоровой науки показало, что

в пении без сопровождения инструмента, так же как и при игре на музы-кальных инструментах с нефиксированной высотой, исполнители пользу-ются зонным строем. Этот вид строя отличается от темперированного тем, что в рамках интонационной зоны музыканты могут варьировать интона-ционные оттенки звука. С появлением теории зонного строя были внесены некоторые коррективы в понимание строя хора а капелла, он стал рассмат-риваться как процесс интонирования в хоровом пении, связанном с отсут-ствием темперации.

Пение в зонном строе осуществляется по определенным правилам, которые певцы постигают в репетиционной и концертной практике. Уча-стники хора должны быть воспитаны и обучены так, чтобы четко и точно настраиваться на заданный хормейстером тон; чутко реагировать на необ-ходимость завысить или «притупить» интонацию, либо спеть ее устойчиво

в нужном темпе, ритме, нюансировке и т. д. Для этого необходимо после-довательно и систематично развивать у певцов хора музыкальный слух во всех его проявлениях: мелодический, гармонический, тембровый, внут-ренний и др.

В работе над строем чрезвычайно важен внутренний слух, так как он помогает певцам предварительно услышать то, что необходимо исполнить. Умение предслышать звучание отдельных ступеней лада, интервалов и ак-кордов позволяет певцам петь интонационно чисто.

Музыкальный слух плодотворно развивает сольфеджио. Об этом знают хормейстеры и стараются использовать в работе с начинающим хором некоторые методы и приемы сольфеджирования (подробнее на с. 37–39). Развивает музыкальный слух и пение по нотным партиям или партитурам. Визуальный контроль за движением мелодии, своеобразием


ритма, интервалов и тесситуры хоровой партии развивает музыкальный слух певца, формирует умение предслышать интонацию. Полезно в нотном тексте партий использовать стрелки – пометы для напоминания о наиболее трудных эпизодах музыкального материала и контроля за ними. В процес-се работы над разучиванием произведения можно использовать такие приемы, как пение вслух и «про себя», «подключение» хоровых партий к общему звучанию и «отключение» от него, и др.

Важнейшее условие для мелодического (горизонтального) и гармо-нического (вертикального) строев – это унисон. По определению Н. В. Ро-мановского, унисон – это «слияние певцов отдельной партии в единый хо-ровой голос» . Хороший унисон в хоре зависит не только от природных музыкальных данных и развитости слуха у певцов, но и от серьезной вокальной работы в коллективе, от умения участников хора ко-ординировать слуховые представления и певческую фонацию.

В методике работы над мелодическим строем до сего времени актуальными остаются правила интонирования мелодических интервалов П. Г. Чеснокова. В соответствии с правилами Чеснокова большие интерва-лы интонируются с односторонним расширением, а малые – с односторон-ним сужением. Но при этом современная хоровая методика рекомендует

в работе над мелодическим строем обращать внимание на ладо-тональные устои (константы), с которыми взаимосвязываются другие интонационные комплексы. Константы – это те «более интонационно устойчивые звуки, по отношению к которым регулируется интонирование других, менее устой-чивых ступеней» . В связи с этим в мажоре I и V ступени должны интонироваться устойчиво, III ступень – высоко, а остальные ступени должны исполняться в соответствии с правилами Чеснокова.

При исполнении минорных последовательностей рекомендуется чуть завысить I и V ступени и устойчиво проинтонировать III ступень (как то-нику параллельного мажора), остальные ступени исполнять по правилам Чеснокова, т. е расширяя большие интервалы и суживая малые.

После освоения диатонических последовательностей можно посте-пенно приступать к изучению и исполнению хроматических. Желательно сначала это делать на несложных упражнениях, построенных на опевании малых и больших секунд, а затем постепенно расширять объем хроматиче-ского движения до октавы. Хроматическая гамма усваивается по следую-щим правилам: диатонические интервалы (например, ми – фа, соль диез – ля)


интонируются узко, близко, а хроматические (ре – ре бемоль, фа – фа диез) – более широко; в восходящем движении хроматические полутоны интони-руются с тенденцией к завышению, а диатонические – к понижению;

в нисходящем движении диатонические интервалы завышаются, а хрома-тические – понижаются.

Экспериментально доказано, что интонирование мелодических ин-тервалов происходит в более широкой зоне, чем интонирование гармони-ческих. В связи с тем, что в гармонических интервалах и созвучиях певцы хора острее ощущают нестройность, то обычно горизонтальный хоровой строй корректируется вертикальным. Замечено, что в созвучиях под влия-нием гармонической вертикали большие интервалы могут сужаться, а ма-лые – расширяться.

Исследования показали, что при выстраивании гармонических ин-тервалов необходимо добиваться наибольшей слитности чистых интерва-лов, как наиболее чувствительных к точности настройки. Гармонические интервалы по отношению к точности интонирования разделяются на ста-бильные (чистые кварты, квинты, октавы), имеющие узкую зону интони-рования, и вариационные (секунды, терции, сексты, септимы), допускаю-щие некоторую свободу в интонационных вариантах. При выстраивании созвучий хормейстер должен понимать их взаимосвязь с ладово-гармоническим окружением и обращать внимание, с одной стороны, на динамику интонирования аккордов, стремящихся к разрешению, а с дру-гой – на стабильность интонирования тонических аккордов, завершающих музыкальные построения.

Размышляя о роли хоровой теории в практике работы над хоровым строем, С. А. Казачков советовал молодым дирижерам: «Правила хорового строя указывают лишь на основную, типичную тенденцию, обнаруживае-мую в практике пения, что не исключает индивидуальные отклонения и пародоксальные случаи, учесть которые заранее не представляется воз-можным. Поэтому слух, музыкальный вкус, чувство стиля, внимание, со-образительность и терпение во всех случаях остаются самыми надежными и верными помощниками дирижера в его работе над строем» .

Дефекты строя часто связаны со звукообразованием у певцов. К про-блемам в строе могут привести: нестабильность певческого дыхания, не-правильная атака звука, невыровненность регистров голосов хора, низкая


певческая позиция и др. Вокальное воспитание, как и воспитание музы-кального слуха, являются важнейшими факторами хорового строя.

Среди приемов работы над строем в хоре выделим некоторые:

Пение нотами, с использованием различных слогов, закрытым ртом для выстраивания темброво-интонационного ансамбля;

Интонирование «по руке» дирижера трудных для восприятия пев-цами хора мелодических и гармонических построений в произвольном темпе и ритме, с использованием фермат;

Пение вслух и «про себя», произвольное «подключение» и «отклю-чение» партии от общего звучания хора «по руке» дирижера для формиро-вания внутреннего слуха;

Использование транспозиции на этапе разучивания произведения при неудобной (очень высокой или низкой) тесситуре;

Включение мелодических и гармонических фрагментов разучивае-мых сочинений в распевание хора с целью шлифовки и соединения со все-ми необходимыми средствами выразительности.

По наблюдениям исследователей Н. Гарбузова, Ю. Рагса, О. Агарко-ва и других, на интонирование и строй влияет «степень эмоционального восприятия музыки исполнителем, характер музыкальных образов, звуко-высотный рисунок мелодии, ее ладогармоническое и метроритмическое строение, тематическое развитие произведения, тональный план, динами-ческие оттенки, темп, ритм, а также синтаксические элементы музыкаль-ной формы» [цит. по: 3, с. 144].

Строй трудно отнести к сугубо технической категории. Хоровой строй тесно связан с творческим процессом разучивания и концертного исполнения репертуара, в котором интонационные краски звука взаимо-действуют с другими средствами выразительности и подчас зависят от них.

Методические приемы, используемые при работе

с вокальным ансамблем

Корнийчук Елена Георгиевна

педагог дополнительного образования

ГБОУ лицей № 384 г. Санкт-Петербурга

История эстрадной музыки как самостоятельно оформившегося направления насчитывает около ста лет, хотя истоки её в России появились ещё в скоморошьих забавах.

Современная популярная музыка основывается на «трёх китах»л - джаз, рок и этническая составляющая (для России помимо народной песни и частушек, это ещё и романс, в т.ч. цыганский).

Если обратиться к истории певческой культуры России, то можно заметить явное преобладание ансамблевого многоголосного пения с элементами импровизации.

Высочайшую культуру хорового исполнения следует отметить в афро-американском фольклорном стиле - спиричуэлсах.

Ансамбль - это уравновешенность, слитность и согласованность всех выразительных элементов ансамблевого звучания.

Современным разновидностям ансамблей в эстраде и джазе сложно дать однозначное определение, это связано как с появлением новых направлений, стилей и жанров, так и с отсутствием правил, регламентирующих авторскую и исполнительскую деятельность музыкантов.

Самыми распространёнными на сегодняшний день являются следующие разновидности вокальных ансамблей:

  • унисонный ансамбль (ансамбль одноголосного пения);
  • ансамбль солирующего голоса с «бэк-вокалом»;
  • ансамбль нескольких солирующих голосов;
  • полифонический ансамбль (равновесие голосов в зависимости от тематического материала);
  • ансамбль солирующего голоса и инструмента (например, саксофона) -характерен для стилей джазовой музыки.

Ансамблевое пение подразумевает органичное слияние индивидуальностей, умение каждого певца слышать свою партию и ансамбль в целом. Пение в ансамбле по своим ощущениям очень отличается от сольного. Если сольное пение - это, в основном, «горизонтальное мышление», то ансамблевое пение - это «объёмное, вертикальное мышление». И, как следствие, одной из самых сложных задач, становится проблема интонирования.

На занятиях вокального ансамбля обязательно идет работа над постановкой голоса и певческого дыхания, а также работа непосредственно над репертуаром. Однако значительную часть занятия (30%) следует отдать упражнениям, развивающим ладовый слух и дающим навыки многоголосного пения. Это нужно для того, чтобы ученики не механически воспроизводили свои партии, а слышали и чувствовали красоту гармонии, ощущали себя строителями музыкального произведения. Только тогда вокальному ансамблю будет доступен сложный интересный репертуар.

Следующая ступень - пение аккордовых построений, которые получаются импровизированно по указанию педагога изменить то верхний, то средний, то нижний голос на тон или полтона вверх или вниз.

Использование септаккордов (пение их, например, в параллельном движении на большую или малую секунду вверх или вниз) подготавливает ансамбль к восприятию и исполнению джазовых упражнений.

Особое внимание должно быть уделено работе над динамическим равновесием в ансамбле. Умение слышать звучание ансамбля в целом и звучание своей партии и партии партнёра представляет значительную трудность при пении в микрофон. Здесь полезно поработать без инструментального сопровождения (a’capella).

Необходимо развивать у участников ансамбля умение анализировать тематический материал и распределять силу звучания в общей фактуре. Огромную пользу приносит запись на магнитофон с последующим анализом и выявлением «сильных и слабых» сторон исполнения.

Для развития инициативности, смелости и творческого мышления очень эффективны творческие задания. Учащимся можно предложить самим сочинить подголоски с учётом характера (мелодического и ритмического) основного напева.

Все без исключения преподаватели-музыканты отмечают, что воспитание именно метро-ритмических ощущений у учащихся представляет большую сложность. А ведь единство ритмического исполнения является одним из главных составляющих ансамбля.

В настоящее время создано много интересных, полезных и уникальных методик по воспитанию метро-ритмического чувства. Из большого количества самых разнообразных упражнений можно выбрать те, которые подходят конкретно тому или иному ансамблю.

Упр. 1

  • Делим детей на группы. С одной группой отрабатываем трехдольный метр (топ-хлоп-хлоп), с другой - четырехдольный (топ-хлоп-хлоп-хлоп).
  • Работаем одновременно с двумя группами (получается своеобразная «полиритмия»).
  • Усложняем задачу, убрав хлопки (считать про себя), оставив только шаги.
  • Прорабатываем более сложные сочетания ритмов, включая синкопы.

Упр. 2

  • Каждой группе (голосу) даётся своя интонация, мотив или мелодия, которые нужно повторять в различных комбинациях (по очереди, одновременно) по руке преподавателя. На основе этой игры учащиеся отрабатывают не только чистоту интонации, «ауфтакт», одновременное «снятие» звука, но и воспитывают динамическое равновесие и ритмическое единство исполнения.

Вокалист должен уметь петь так, чтобы даже без музыкального сопровождения хорошо ощущалась основная ритмическая пульсация, поэтому необходимо работать над совершенствованием чувства ритма.

Для этого необходимо выработать прочное и свободное ощущение времени. При этом нужно в любой музыкальной ситуации внутренне ощущать мельчайшие пульсации конкретного «времени», то есть в зависимости от темпа надо ощущать пульсацию «восьмыми» или «шестнадцатыми», и эта пульсация должна быть идеально ровной.

Каждое упражнение следует выполнять подольше, добиваясь ровности и легкости исполнения, добиваясь «драйва», «джампа» и «свинга».

«Драйв» - эффект от подчеркивания ритмической пульсации, создающий ощущение равномерного движения.

«Джамп» (от англ. - лягушка) - эффект упругости, прыгучести, танцевальности исполнения.

«Свинг» - выделение, акцентирование слабых долей такта и мелких длительностей внутри доли, оттягивание или опережение некоторых длительностей, не выходя за пределы определенного времени.

Упр.3 Упр. 4

Упр. 5 Упр. 6

Упр. 7

Упр. 8

Ещё одной проблемой ансамбля в пении является проблема идентичности голосообразующих движений поющих на всех уровнях. Если дети будут петь разными артикуляционными движениями или, выражаясь фонетической терминологией, гласными разных объёмов и разной формы (открытость-закрытость), «широкой» дикцией, то ансамбля не будет.

Поэтому идентичности фонетики следует уделить особое внимание. Тогда и звук, сохраняя индивидуальность каждого неповторимого голосового аппарата, приобретёт некое общее для всех поющих тембральное качество, и который даст ансамблевый суммарный тембр.

При пении следует с большим вниманием отнестись к поэтическому тексту. Для этого необходимо выявить музыкально-слоговый ритм песни, который должен быть единым у всех певцов ансамбля. Помимо основного напева, необходимо учитывать тесситурное удобство голосов (выбирая наилучшую тональность для всех голосов), приёмы цепного дыхания, стилевые особенности многоголосия; добиваться плавности голосоведения.

Опираясь на музыкально-слуховые восприятия, необходимо развивать у участников ансамбля слухо-голосовую координацию, добиваясь при варьировании естественности, осмысленности и красоты в мелодических линиях и сочетании их между собой.

Примеры вокальных упражнений

Работа над дикцией и подвижностью губ:

Работа над дикцией:

Для яркой подачи звука:

  • SWOT-анализ и методика его использования. Стратегический анализ, PEST-анализ, SNW-анализ в менеджменте.
  • Алгебраический материал в курсе математики начальной школы и методика его изучения.
  • Амортизация основных фондов, методика расчета амортизационных отчислений.
  • МЕТОДИКА РАБОТЫ

    ЭСТРАДНЫМ ВОКАЛЬНЫМ КОЛЛЕКТИВОМ

    Разработана преподавателем МГКИ

    ПЕТРОВИЧ А.Н.

    Курс "Методика работы с эстрадным вокальным ансамблем» изучается на II – III курсах в объёме 58 часов (40 – II, 18 – на III) в соответствии с типовым учебным планом. Занятия лабораторно-практические. На III курсе экзамен.

    Данный курс включает в себя три основных раздела: «Методика организации эстрадного вокального коллектива», «Вокальный эстрадный ансамбль», «Методика работы с эстрадно-вокальным коллективом».

    Цель курса – воспитание организационных и профессиональных качеств личности руководителя эстрадного вокального коллектива.

    Задачи курса:

    · приобретение теоретических знаний в области эстрадного вокального

    · искусства;

    · изучение основных приемов и принципов работы с вокальным ансамблем;

    · исследование различных приемов достижения ансамблевой звучности;

    · определение необходимых вокально-хоровых средств для выявления художественных результатов при работе с эстрадно-вокальным коллективом;

    · овладение элементами хоровой звучности (ансамбль, строи), а также теоретическими знаниями о пении а сарреllа, многоголосии;

    · развитие музыкально-эстетического вкуса учащихся.

    ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

    Введение в предмет

    Раздел 1. Методика организации эстрадного вокального коллектива (ЭВК) 11

    1.1. Роль руководителя. Комплектование коллектива. Материальная база. 2

    1.2. Методы и приемы прослушивания. 3

    1.3. Система занятий. Планирование работы. 3

    1.4. Музыкально-образовательная работа. 3

    Раздел 2. Вокальный эстрадный ансамбль 10

    2.2.Основные типы и виды вокальных ансамблей. Бэк-вокал. 2

    2.3. Специфика звукообразования различных певческих манер. 1

    2.4. Воспитание вокально-хоровых навыков. 1

    Контрольная работа 1

    Раздел 3. Методика работы с вокальным эстрадным ансамблем 36

    3.1. Специфика вокальной работы в зависимости от состава вокального коллектива. 3

    3.2. Дикция. 3

    3.3. Строй. 3

    3.4. Ансамбль. 3

    3.5. Средства художественной выразительности. 3

    3.6. Основные репетиционные приемы работы. 3



    3.7. Распевание и вокальные упражнения. 3

    3.8. Подбор репертуара и специфика его разучивания. 4

    3.9. Особенности работы с детским вокальным эстрадным коллективом. 3

    3.10. Организация концертно-исполнительской деятельности. 3

    3.11. Требования к солисту ансамбля. 1

    Контрольная работа 1

    Введение в предмет

    Личность руководителя как педагога, организатора и просветителя. Необходимые данные для овладения профессией.

    Необходимые психологические качества руководителя как организатора, педагога, просветителя: воля, быстрота реакции, ответственность, самообладание и т.д.

    Раздел 1. Методика организации эстрадного вокального коллектива

    1.1. Роль руководителя. Комплектование коллектива. Материальная база.

    Организационные основы работы вокального ансамбля. Руководитель – квалифицированный специалист, обладающий достаточной эрудицией, с доброжелательным отношением к людям. Его задачи – создание коллектива,

    организация учебно-воспитательного процесса, репетиционной и исполнительской деятельности.



    Комплектование коллектива. Первоначальный организационный период. Материальная база.

    1.2. Методы и приемы прослушивания.

    1.3. Система занятий. Планирование работы.

    Организация репетиционного процесса. Периодичность продолжительность репетиций. Самоуправление. Формы проведения занятий

    1.4. Музыкально-образовательная работа.

    Вокальный класс. Занятия по музыкальной грамоте, система овладения ею тесная связь с репетитором.

    Повышение уровня музыкальной культуры исполнителей. Развитие творческой инициативы участников. Организация встреч с композиторами, художниками, посещение театров, концертов и т.д.

    Раздел 2. Вокальный эстрадный ансамбль

    2.2. Основные типы и виды вокальных ансамблей.

    Однородный, смешанный. Их состав, диапазон, вокальные, технические и художественные возможности. Виды вокальных ансамблей по составу голосов.

    2.3.Специфика звукообразования различных певческих манер.

    Особенности звукообразования эстрадной, народной и академической

    манер. Их различие, сходства. Типичные недостатки и методы их устранения.

    2.4. Воспитание вокально-хоровых навыков.

    Певческая установка. Певческое дыхание. Цепное дыхание. Работа над развитием голоса, чувства ритма, гармонического слуха.

    Контрольная работа.

    Итоги работы учащихся на протяжении учебного семестра. Выставление

    текущей оценки.

    Раздел 3. Методика работы с вокальными эстрадными ансамблями

    3.1. Специфика работы с различными в зависимости от состава вокально-эстрадными коллективами.

    Женская вокальная группа. Смешанная вокальная группа. Бэк-вокал. Особенности работы.

    3.2. Дикция.

    Вокальное искусство как синтез слова и музыки. Отличие певческой дикции от разговорной. Гласные и согласные звуки, работа над ними. Взаимосвязь дикции со средствами художественной выразительности.

    3.3. Строй.

    Понятие «строй» в музыке. Строй как главный элемент хорового звучания. Виды строя: мелодический и гармонический, их закономерности. Настройка, ее значение и методы. Строй в произведениях с сопровождением а сарреllа.

    3.4. Ансамбль.

    Хоровой ансамбль, его технические возможности. Зависимость от количественного состава партий и силы их звучания. Частный и общий ансамбль.

    3.5. Средства художественной выразительности.

    Мелодия. Отличие мелодической интонации от мелодической линии Ритм его ведущая роль в музыке.

    Понятие «метр» и «размер». Простые и сложные размеры. Темп, агогика, фермата. Динамика и нюансировка. Основные динамические обозначения и группы.

    3.6. Основные репетиционные приемы работы.

    Показ нового произведения и короткий рассказ об его авторах, идеи, содержании, особенностях исполнения. Разучивание произведения: показ, выучивание отдельных партий, работа над дикцией, общехоровой звучностью. Работа над деталями.

    3.7. Распевание и вокальные упражнения. Роль распевания в вокальной
    работе.

    3.8. Репертуар. Влияние репертуара на учебно-воспитательный процесс.

    Критерии отбора репертуара. Соответствие произведения профессиональной подготовке ансамбля. Художественные качества произведения. Учет возрастных особенностей певцов. Произведения а сарреllа и с сопровождением. Источники репертуара.

    3.9. Особенности работы с детским вокальным эстрадным коллективом.

    Работа с детьми по привитию им певческих навыков и способности петь в ансамбле. Участие в ансамбле певцов-мальчиков и работа с ними.

    3.10. Концертно-исполнительская деятельность.

    Организация концертной деятельности, ее планирование. Типы и виды исполнительской деятельности. Составление концертных программ в зависимости от типа концерта, аудитории, рекламы концерта, психологического состояния певцов, руководителя. Освоение приемов пластического выражения песни, приемов хореографии. Навыки сценической речи, образного мышления. Анализ недостатков, допущенных в концерте.

    3.11. Требования к солисту ансамбля.

    Вокально-исполнительская техника (умение свободно владеть голосовыми

    данными, хорошая дикция, умение филировать звук, высокая музыкальная

    грамотность и т. д.).

    Развитие слуха – одна из существенных предпосылок в достижении вокально-ансамблевой техники. Внешний и внутренний слух. Понятие вокально-ансамблевой техники, ее отличие от вокальной. Гармонический слух, развитое чувство ритма и хорошая дикция – существенно важные моменты вокально-ансамблевой техники.

    Контрольная работа.

    Подводятся итоги работы учащихся на протяжении учебного семестра, выводится текущая оценка.

    Методика – система правил, изложение методов обучения чему-нибудь или выполнения какой-нибудь работы.

    Метод – (греч. methodos – путь к чемулибо, прослеживание, исследование) – способ достижения цели, совокупность приемов и операций теоретического или практического освоения действительности, а также человеческой деятельности, организованной определенным образом.

    Раздел I. Методика организации эстрадного вокального коллектива.

    Пойте Ему новую песнь; пойте Ему стройно,

    с восклицанием, ибо слово Господне

    право и все дела Его верны.

    Пс.32:3-4.

    Вокалист должен уметь петь и соло, и в ансамбле (с французского - «вместе»). Пение соло и пение в ансамбле отличаются по исполнительской манере, по культуре сло­ва, музыкальной фразы, по эмоциональной глубине. Пению в ансамбле нужно учиться и уделять этому много времени.

    Когда человек поет в ансамбле, возможны две крайности:

    1) старание проявить «свое виденье» песен, голосове­дения в партиях и т.д., то есть «сверхинициативность»

    2) безтембровый, однообразный и бездыханный звук -«безинициативность».

    Истина, как известно, находится посередине. При пе­нии в ансамбле нужно искать слитности звучания, но при этом не потерять особенность звучания своего тембра, осо­бенностей красоты голоса,

    Слитное пение или ансамбль состоит из различных компонентов. Для максимальной слитности нужно стре­миться к достижению всех видов ансамблей;

    - унисонный ансамбль (ансамбль одноголосного пения, при котором образуется полное динамическое, тембровое, метроритмическое, темповое слияние голосов);

    - динамический ансамбль (слитность голосов по силе зву­чания);

    - ритмический ансамбль (когда весь ритмический рисунок песни пропевается синхронно);

    - темповый ансамбль (все голоса поют в одном темпе, без задержек и ускорений);

    - тембровый ансамбль (слитность или красивое взаимодополнение голосов);

    - дикционный ансамбль (совместно правильное произношение звуков);

    - гармонический ансамбль (голоса звучат чисто и по отношению к инструментам, и по отношению друг к другу);

    - полифонический ансамбль (относительное равновесие го­лосов);

    - ансамбль солирующей партии или солирующего голоса со всем хором ;

    - ансамбль внутри партии ;

    Для того чтобы петь максимально слитно, стремитесь одинаково формировать гласные, одновременно начинать и завершать звук. Также нужно будет проследить за тем, как бе­рется дыхание в ансамбле, как проговариваются слова и т.д.

    Комплектация вокала (слаженность голосов, количество поющих в партии).

    И еще один совет - стремитесь без помощи звукоопера­торов «выстроить» ансамбль в мониторах. То есть, если у кого-то голос более громкий, пусть чуть дальше отодвинет микрофон; кто поет тише, соответственно, пусть пододвинет микрофон максимально близко к губам. Если люди плохо слышат себя в мониторах, они начинают кричать. И хотя в Библии написано: «Желание боящихся Его Он исполняет, вопль их слышит и спасает их» (Пс.144:19), вопль - это не совсем то, что мы хотим услышать во время пения.

    Распевки

    Когда речь идет о распевках, мне вспоминаются слова из притчи о талантах: «Господин его сказал ему: «хорошо, добрый и верный раб! В малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего» (Мф.25: 21). Распевки - это переход от речевых функций Вашего голоса к вокальным. Это особенное время, когда Вы:

    Перестраиваете свой разум и организм на новый вид работы;

    Пониманию взаимосвязи ре­зультата и ощущений своего организма;

    Учитесь вокальной технике на основе известных вашей группе песен. Например, в качестве упражнения на «цепное дыхание» можно взять фразу или куплет из песни, которую Вы будете петь на ближайшем служе­нии. При подборе распевок и репертуара для улучшения звучания голоса, Вам также важно учитывать свои сильные и слабые вокальные стороны.

    Ниже я приведу несколько упражнений-распевок. Начнем с упражнения для дыхания, которое широко ис­пользуется педагогами-практиками.

    Итак, Вам надо задуть воображаемую свечу. Положите ладони рук на ребра. Вдохните и начинайте "дуть на све­чу". Обратите внимание, как природа замечательно коор­динирует Ваши действия: воздух из легких выходит посте­пенно и плавно, ребра опадают не мгновенно, а постепен­но, по мере выдувания. Такая же естественность выдоха должна быть и в пении, когда взятый воздух должен рас­пределиться на всю фразу, а не сбрасываться на первых ее звуках.

    Это упражнение дает очень хорошее представление о дыхательном процессе в пении, координации всех процес­сов. Выполняйте его чаще, делайте не торопясь, внима­тельно, не «зажимаясь». Иногда его можно сделать среди пения, чтобы проверить правильность своих, ощущений.

    Еще один важный момент. Когда вы начинаете "дуть на свечу", то обратите внимание на то, что между вдохом и моментом выдоха (самого дуновения:) происходит секунд­ная задержка - перестройка с вдоха на выдох. Заметьте, задержка, но не остановка и не зажатие! Эта крошечная пауза очень важна. Главное, чтобы она оставалась такой же мгновенной и естественной, так же четко переключала Ваш вдох на выдох и в пении.

    А теперь обратите внимание на ваши губы. Посмотри­те в зеркало. Вы дуете на свечу, Ваши губы (особенно верхняя) активизировались ровно настолько, чтобы про­пустить и направить поток воздуха и совершить действие: задуть свечу. Лицо не теряет естественности, губы актив­ны, но не зажаты. Главное - естественность и гармонич­ность, никаких лишних усилий.

    Певцы же, главные в поколениях левитских, в комнатах храма свободны были от занятий, потому что день и ночь они обязаны были за­ниматься искусством своим. 1 Паралипоменон 9:33

    Ну а сейчас распевки, которые развивают голос в примарной зоне. Примарная зона - это тот диапазон звуков, в котором Вам максимально удобно петь. Все первоначаль­ные упражнения надо петь естественно, без усилий, не из­меняя гласных, с одинаковой силой.

    Упражнение№1

    Начиная распеку, к примеру, с аккорда до-мажор, по­степенно вверх поднимайтесь по полутонам, но не выше ля-мажора. Так как нельзя сразу давать большую нагрузку на голосовые связки. Опускаясь вниз при этой распевке, можно остановиться раньше, скажем, на ми-мажоре.

    Для распевки используйте звуки и сочетание звуков, которые не получаются или плохо звучат у вокалистов.

    Следите за тем, чтобы при чередовании разных глас­ных и согласных в пении звук оставался ровным и, по воз­можности, красивым.

    Упражнение №2

    В этом упражнении также не стоит подниматься выше ля-мажора, но опускаясь, сойдите ниже до мажора, чтобы «распеть» грудной регистр.

    Не забывайте, что ровность звука не должна зависеть от преодоления музыкальных интервалов, от изменения гласных и согласных.

    Упражнение №3


    Достигайте непрерывности и ровности красивого зву­чания голоса (по качеству, силе, тембру), используя елегатность (плавность, слитность) звука, совершенствуйте про­цесс дыхания и атаки звука.

    В этом упражнении старайтесь плавно, без толчков и перерывов в дыхании переходить от одной ноты к другой (в музыке это умение называется «кантилена»). Это можно сравнить с ожерельем, где бусины нанизаны на нитку одна за другой, или с игрой скрипача, когда смычок плавно идет по струнам, рождая мелодию.

    А сейчас еще несколько упражнений.

    И еще несколько слов о распевках. Их не должно быть очень много. Я считаю, распеваться нужно 15-25 минут , не больше, чтобы не утомлять гортань. Главное, на что нужно обращать внимание точность интонации, отсутствие «подъездов», скольжений. Нужно стремиться, чтобы все было четко, точно, ритмично; чтобы мышцы лица и шеи оставались свободными, а рот сохранял вокальную пози­цию.

    Пойте не громко, не перегружайте дыхание (не форси­руйте звук), не спешите с ускорением темпа. Приступать к работе над беглостью можно только при условии освобож­денной, не сжатой гортани и лучше это делать с опытным педагогом.

    Иногда у вокалиста бывает не очень чистая интонация (чистота воспроизведения звука). Причин этому может быть несколько. Во-первых, причиной может быть плохая координация между внешним и внутренним ухом, то есть человек поет одно, а слышит другое. Во-вторых, если че­ловек недолго занимается музыкальной деятельностью, его слух еще недостаточно развит. Он слышит, что поет непра­вильно, но еще не знает, как это исправить. В-третьих, на интонировании может сказаться усталость, плохое само­чувствие или настроение.

    Чистой интонации надо добиваться работой и терпе­нием. Каждый трудный, вокально не удающийся интервал или отрезок произведения лучше прорабатывать отдельно. Если надо, отделите его от остальной: песни и спойте на удобной гласной, как вокальное упражнение. Его также можно транспонировать (переместить) вниз, вверх на 1/2 тона или на 1 тон.

    В песне не существует отдельных звуков, каждый спе­тый звук подготавливает последующий. Первый звук по­добен фундаменту. Он всегда должен быть пропет пра­вильно. На нем строится целая вокальная фраза, помните это!

    Словник музичних термінів.

    Adagio (Адажіо) - позначення темпу: повільно (повільніше, ніж andante, але рухоміше, ніж largo); 2) частина твору або окрема п’єса в даному темпі

    Акапела (італ. а cappella), хоровий або ансамблевий спів без інструментального супроводу.

    Аколада - фігурна дужка, об’єднуюча декілька нотних станів.

    Акорд - ритмічно одночасне сполучення кількох (не менше трьох) різних за висотою звуків.

    Allegretto (аллегретто) - 1) позначення темпу: повільніше, ніж allegro, і скоріше, ніж andante; 2) достатньо рухома невелика п’єса або частина циклу.

    Allegro (аллегро) - «весело, радісно»; 1) позначення темпу: скоро; 2) п’єса в темпі алегро, частина циклу, перша частина класичного сонатно-симфонічного циклу (сонатне алегро).

    Andante (анданте) - 1) позначення темпу: помірно; 2) п’єса в темпі анданте або частина циклу.

    2) у опері - фрагмент для двох або більше солістів.

    Антифон - форма, що передбачає почергову участь двох груп виконавців. Термін сходить до назви одного з жанрів старовинного літургійного співу - антифону, який виконувався поперемінно двома хорами.

    Артикуляція - спосіб подачі звуку при грі на інструментах або співі, аналогічно вимові в мовному спілкуванні.

    Атональність - термін застосовується до музики, в якій відсутній певний тональний центр і пов’язані з ним співвідношення співзвучь. Докладніше Балада - музичний жанр. Початково - одноголосна танцювальна пісня мистецтва трубадурів і труверів (12-13ст.). В епоху романтизму (19 ст.) - вокальний та іінструментальний жанр. В популярній музиці (20 ст.)- сентиментальна пісня з любовним або драматичним сюжетом, 32-тактової куплетної форми, виконувана в помірному або повільному темпі. Також часто використовується джазовими музикантами як чергова тема для імпровізацій.

    Glissand o (гліссандо) - музичний термін, що означає “плавний” перехід від одного звуку до іншого по черзі через всі можливі для відтворення на данному інструменті звуки, що лежать між ними.

    Гетерофонія - тип музичної фактури, при якому одна і та ж мелодія виконується двома і більш голосами з невеликими розбіжностями. Цей стародавній тип багатоголосся характерний для давніх пластів музичного фольклору різних народів, в тому числі українського.

    Григоріанський спів - літургійний монодичний (одноголосне) спів Західної християнської церкви; отримав назву на ім’я Папи Римського Григорія I (пр. 540-604), який упорядкував церковний спів.

    Динамічні відтінки – це сила, гучність звучання.

    рp (піанісімо) – дуже тихо

    р (піано) - тихо

    mp (мецо піано) – помірно тихо

    mf (мецо форте) – помірно гучно

    (крещендо) - поступово гучно

    (димінуендо) - поступово стихоаючи

    subitо p (субіто піано) - раптово тихо

    > акцент - гучне виділення одного звука або акорда

    Дисонанс - негармонійне співзвуччя, до дисонансів відносяться секунда, септима та тритон, збільшені та зменшені музичні інтервали, та акорди, що містять дисонуючий інтервал.

    Домінанта - п’ятий ступінь мажорного або мінорного звукоряду

    Драйв (drive) - термін позначає енергійне виконання («з натиском»), що досягається шляхом використання пружної метрорітміки, особливого фразування і т.п., а також відповідний емоційний ефект. Застосовується переважно в неакадемічній музиці

    Затакт - один або декілька звуків на початку фрази, які записуються перед першою тактовою рискою твору. Затакт завжди припадає на слабку долю і передує сильній долі першого повного такту.

    Знаки альтерації – це знаки, які підвищують, або понижують висоту звука. дієз (#) - підвищує звук на півтона;

    бемоль (b) - понижає висоту звука на півтона;

    бекар () - відміняє дію дієза чи бемоля, бекар буває тільки випадковим знаком і ніколи не ставиться при ключі;

    дубль-дієз () – підвищує висоту звука на тон;

    дубль-бемоль(bb) – понижує висоту звука на півтона

    Інтервал - музична і математична (акустичне) відстань між двома нотами. Інтервали можуть бути мелодичними, коли ноти беруться по черзі, і гармонічними, коли ноти звучать одночасно

    Інтонація -

    1) Висотне співвідношення звуків в процесі музичного руху, найменша смислова одиниця музики

    2) Якість виконання музичних звуків у відношенні їх висоти

    Ліга – знак, який поєднує звуки однакової висоти в безперервне звучання.

    Мелізм – це мелодичні звороти, які прикрашають основні звуки мелодії (форшлаг, мордент, групето, трель, арпеджіо)

    Паралельні тональності – це тональності, у яких однакові ключові знаки, але різні тоніки і лади.

    Пауза – це знак мовчання в музиці, перерва в звучанні. Паузи бувають такі ж як і тривалості нот.

    Такт – це відрізок мелодії або музичного твору від однієї сильної долі до іншої, від однієї тактової риски до іншої.

    Тоніка – це перший ступінь гам, самий стійкий.

    Транспозиція – це перенесення мелодії або музичного твору з однієї тональності в іншу.

    Темп - це швидкість руху в музиці .

    Largo (ларго) -широко

    Largetto (ляргетто) – доволі широко

    Lento (ленто) - протяжно

    Grave (граве) - важко

    Moderato (модерато) - помірно

    Sostenuto (состенуто) - стримано

    Vivo (віво) - жваво

    Presto (престо) – дуже швидко

    «Вокальный ансамбль Методические рекомендации для работы в ДШИ СОДЕРЖАНИЕ Пояснительная записка..3 Методические рекомендации в работе с вокальным ансамблем Принципы подбора репертуара в вокальном...»

    Пояснительная записка…………………………………………………………………….3

    Принципы подбора репертуара в вокальном

    ансамбле……………………………………………………………………………………………5

    Организация репетиционного процесса…………………………………………..7

    Интонационные сложности в ансамбле. Работа над ритмическим

    ансамблем………………………………………………………………………………………….9

    Дикция в вокальном ансамбле………………………………………………………..10 Вокально-хоровые упражнения………………………………………………………13 Заключение………………………………………………………………………………………17 Приложение……………………………………………………………………………………..18 Репертуарный список вокальной литературы…………………………………20 Список используемой литературы……………………………………............... 21 Пояснительная записка В последние годы малые формы совместного музицирования, в частности вокальные ансамбли (в классическом понимании), занимают значительное место в концертной практике. Воспитание детей на вокальных традициях является одним из важнейших средств нравственного и эстетического воспитания подрастающего поколения.

    Работа с творческим коллективом - вокальным ансамблем строится на основе достижений многих наук: музыкознания и эстетики, психологии и педагогики.

    Курс предмета дает возможность раскрыть основы воспитательного процесса и обеспечить развитие творческой инициативы и самостоятельности учеников. Занятия в ансамбле способствуют развитию голоса, слуха, музыкально-художественного вкуса, расширяют музыкальную культуру ребят.



    Творческий коллектив (в дальнейшем именуемый «вокальным ансамблем»)– это организованный коллектив певцов, чья исполнительская деятельность подчинена единым целям и задачам.

    Цель: На основе изучения детских песен, вокальных произведений, русского романса и прочего расширить знания ребят об истории Родины, её певческой культуре. Воспитывать и прививать любовь и уважение к духовному наследию, пониманию и уважению певческих традиций.

    Задачи:

    1. Привить любовь к вокальному искусству и научить правильно исполнять вокальные произведения.

    2. Научить воспринимать музыку, вокальные произведения как важную часть жизни каждого человека.

    3. Оформить навыки и умения исполнения простых и сложных вокальных произведений, научить 2х и 3хголосному исполнению песен и романсов.

    Обучить основам музыкальной грамоты, сценической культуры, работе в коллективе.

    4.Развить индивидуальные творческие способности детей на основе исполняемых произведений. Использовать различные приемы вокального исполнения. Способствовать формированию эмоциональной отзывчивости, любви к окружающему миру. Привить основы художественного вкуса.

    5.Сформировать потребности в общении с вокальной музыкой. Создать атмосферу увлеченности, успешности каждого члена ансамбля.

    Реализация задач осуществляется через различные виды вокальной деятельности, главными из которых является сольное и ансамблевое пение, слушание различных интерпретаций исполнения.

    Методические рекомендации в работе с вокальным ансамблем Понятие ансамбль происходит от французского слова ensemble – вместе, означает единство, созвучие, согласованность. «Умение певца подчинять свою индивидуальность задачам коллектива – основное правило настоящего ансамбля. Так в навыке ансамблевого пения и проявляется главная суть хорового исполнения – коллективность» (Школа хорового пения.

    / сост.В.Соколов, В.Попов, Л. Абелян. Выпуск 2 – М. 1978г. – стр.9) Работа в классе ансамбля ведется под руководством педагога. При формировании коллектива, отбираются и прослушиваются тембровые возможности каждого голоса, чтобы они «сливались», диапазон, возраст учащихся. Состав ансамбля может быть самым разнообразным, в зависимости от количества учеников. Для успешной деятельности коллектива руководитель должен заранее планировать занятия, грамотно подбирать репертуар.

    Принципы подбора репертуара в вокальном ансамбле Репертуар – звуковая карта, на которой видны творческие маршруты коллектива.

    Вопрос формирования репертуара всегда был основным в творчестве вокальных ансамблей. От умелого подбора репертуара зависят рост и перспектива развития коллектива. Чтобы правильно подобрать репертуар, руководитель должен помнить о задачах поставленных перед ансамблем и выбранное произведение так же должно быть направлено на отработку некоторых навыков.

    Репертуар должен отвечать таким требованиям:

    1)Носить воспитательный характер

    2) Быть высокохудожественным

    3) Соответствовать возрасту и пониманию детей

    4) Соответствовать возможностям данного исполнительского коллектива

    5) Быть разнообразным по характеру, содержанию

    6) Подобранным трудностям, т.е. каждое произведение должно двигать коллектив вперёд в приобретение тех или иных навыков, или закреплять их.

    Брать сложные и объёмные произведения не следует. Для детей, которые будут петь это, может оказаться неразрешимой задачей, и это обязательно скажется на продуктивности в их работе, и может повлечь за собой утомление, отсутствие интереса к делу, которым они занимаются, в некоторых случаях даже отчуждение от пения вообще (зависит от характера ребёнка). Но сложные произведения должны входить в репертуар, их следует брать с осторожностью и с учётом всей последующей работы. В то же время большое количество легких произведений должно быть в репертуаре ограниченно, так как лёгкая программа не стимулирует профессиональный рост. А так же естественно он должен быть интересен участникам ансамбля, это даёт даже некоторое облегчение в работе, так как дети будут стремится как можно лучше работать и прислушиваться к каждому слову руководителя.

    И как было сказано выше - произведение должно соответствовать возрастному уровню по тематике.

    Успешный концертирующий вокальный коллектив должен иметь в перечне исполняемых произведений, сочинения различных эпох и композиторских школ, отличающихся по стилистической и жанровой направленности. Основу репертуара могут составлять сочинения русских и зарубежных классиков, народные песни, произведения современных авторов и т.д. Главное, чтобы эти произведения были высокохудожественными в музыке и тексте. Следует учитывать вокально-технические возможности поющих и «концертность»

    репертуара, в который должно входить не менее 20 произведений.

    Желательно что бы не менее половины его составляли хоры a"cappella (хорошо развивает слух, и частоту интонирования).

    Организация репетиционного процесса Выбрав произведение, руководитель прежде всего должен внимательно изучить его. Для этого надо наметить общий план исполнения, проанализировать трудные места. Прежде чем приступить к разучиванию произведения руководитель проводит беседу о его содержании и характере, сообщает краткие сведения о композиторе и авторе литературного текста.

    Формы ознакомления различны. Лучше их организовать прослушиванием (аудиозапись и д.р.) в исполнение высококвалифицированного коллектива.

    Если нет возможности прослушать запись, то художественный руководитель сам должен воспроизвести это произведение: сыграть или напеть основные мелодии под аккомпанемент. Это способствует музыкальному развитию детей, освоению музыкальной фактуры и возможности вслушиваться в гармоническое окружение мелодии, вносит в процесс активность и сознательность.

    Начальная работа - сольфеджирование. При сольфеджировании проверяется точность интонирования, правильность ритмических рисунков, т.е.

    музыкально - теоретическая основа произведения. При сольфеджировании происходит отстранение от эмоциональной стороны понимания ладогармонических, метроритмических особенностей нового произведения.

    При читке нот с листа вокальный коллектив, всё же получает первичное представление о произведении (Егоров А. Теория и практика работы с хором

    М.,1951с.226).

    Учить произведение следует по заранее намеченным частям, причём разделить их в связи со строением музыкальной речи и литературного текста, чтобы была определенная завершенность. Перейти от одной части к другой можно лишь тогда, когда предшествующая часть освоена. Но если партия трудна, разучивание следует продолжать, но к закреплению трудного места следует вернуться, после ознакомления со всем произведением.

    Процесс разучивания произведений и работы над художественно технической стороной исполнения сложен; требует от руководителя большого опыта, знаний и умения. Вывод: сначала разбор произведения по партиям, затем работа над преодолением технических трудностей и художественная отделка произведения. При этом опытный руководитель найдёт способ привнести художественность в техническую фразу, хотя бы в малых дозах. Это выражается в ярких образных сравнениях и сопоставлениях, кроме того эти образы могут и не относится непосредственно к идейно- художественному образу данного произведения.

    Это закономерно и необходимо. Нечто подобное происходит и в последний, художественный период работы, когда внимание сосредоточено к художественной стороне исполнения. Здесь обратная взаимосвязь: в процессе художественной отделки вокального произведения вкраиваются и чисто технические приёмы это тоже необходимо и закономерно.

    Таким образом можно утверждать, что процесс работы над произведением с ансамблем нельзя строго ограничивать фазами с чётко очерченным кругом технических, или художественных задач для каждой из фаз. Это будет формальным, и может приниматься лишь как схема, следуя которой руководитель в меру своего опыта, умения и способности примет те или иные методы работы.

    Итогом всех репетиционных работ становится концертное выступлениепоследнее звено в единой цепи творческого, учебно-воспитательного и образовательного процесса коллектива.

    Концерт – это важное событие как для участников творческого коллектива, так и для художественного руководителя. Это своего рада подведение итогов достигнутого. Возможность общения со зрителем посредством музыкального языка.

    Интонационные сложности в ансамбле В процессе репетиций перед учащимися стоят сложные задачи. Одна из которых - работа над интонацией. Необходимо добиваться интонационной уверенности и самостоятельности, т.к. в ансамбле, в отличии от хора, исполнитель лишен интонационной поддержке коллег по хоровой партии.

    Проверив каждый голос (сольфеджио и со словами) можно соединять их вместе. Такой метод работы будет формировать у каждого участника ансамбля функциональное восприятие своего голоса в звучании и всего ансамбля. Не может быть хорошего ансамбля без качественно выученного каждого голоса отдельно. Из других факторов, положительно влияющих на интонацию, следует отметить: правильную постановку голоса, правильное дыхание и звукообразование, умение прислушиваться к пению других и сопровождению. Работа над звуком, дикцией, ритмом и интонацией должны быть тесно связаны. В этой работе с ансамблем большое значение будет иметь показ руководителя. Опираясь на сои знания, слуховой опыт, стараться предупредить ошибки, показывая голосом, как надо петь.

    Работа над ритмическим ансамблем Для участников коллектива нелёгкой работой в процессе репетиций является выстраивание ритмического ансамбля. Под ритмическим ансамблем следует понимать: умение исполнителей одновременно начинать и заканчивать произведение и отдельные его части, одновременно и одинаково произносить слова, брать дыхание в указанных местах, вместе переходить к изменениям в темпе, чётко выявлять метрическую структуру произведения,все это является важнейшим качеством певцов, ибо в ритмичности исполнения заключается тот порядок, без которых, не может быть решена ни одна творческая задача. Развитие ритмического чутья начинается с первого же момента работы вокального ансамбля. Уже во время пения певцы относились к ритму вполне сознательно. Длительности должны активно отсчитываться.

    Способы счёта:

    Вслух хором ритмический рисунок.

    Простучать (прохлопать) ритм и вместе с тем читать ритм песни.

    После этой настройки сольфеджировать, а уж потом петь со словами.

    В профессионально обученных детских вокальных коллективах, чтобы добиться выразительности и точности ритма применяют упражнения на ритмическое дробление, что впоследствии переходит во внутреннюю пульсацию, и придаёт тембровую насыщенность.

    Ритмические особенности ансамбля вызываются также общими требованиями к взятию дыхания, обязательно в нужном темпе. При смене темпов или при паузах не допускать удлинения, или укорочения длительности.

    Известно, что «чувство музыкального ритма имеет не только моторную, но и эмоциональную природу: в основе его лежит восприятие выразительности музыки»(Мастера хорового искусства./сост.Лебедев К.М. – М. 2002 г.,стр.53).

    Поэтому только через активную музыкальную деятельность, возможно развить у певцов ритмическую свободу. В воспитании чувства ритма особая роль принадлежит связи музыки с движением.

    Дикция в вокальном ансамбле Еще один немаловажный аспект - работа над дикцией. О необходимости хорошей дикции упоминают все книги о вокальном искусстве. Без ясного произношения текста исполнители не смогут донести до слушателя художественную идею вокального произведения.

    Дикция – ясность, разборчивость, правильность произношения текста. В пении она играет огромную роль. Хорошая дикция способствует чистому звучанию каждой гласной и согласной в отдельности, а так же слов и фраз в целом. Органами человека, которые образуют звук, являются: губы, язык, челюсти, гортань с голосовыми складками, зубы. Все это – артикуляционный аппарат. У юных певцов часто артикуляционный аппарат работает слабо (в работе мало участвуют мышцы лица, губы, язык), он скован, зажат. Очень часто дети поют с зажатыми зубами, запрокинув (приподняв вверх) голову, что ведет к зажатию челюсти. Все это мешает или делает невозможным четко и удобно, без напряжения, артикулировать.

    Артикуляционная разминка (упражнения без интонирования).

    Покусывание кончика языка.

    Покусывание языка и постепенное его высовывание до конца.

    - «Пожевать» язык попеременно, то правыми, то левыми боковыми зубами.

    - «Чистим» зубы языком (круговые движения между зубами и губами с закрытым ртом.

    Пытаемся «проткнуть» щеку (упереться языком в верхнюю, нижнюю губу, в левую, правую щеку).

    Щелканье языком (изменяя форму рта при этом издавать щелкающий звук, пытаясь произвольно издавать более высокие и низкие щелчки).

    Предлагается пощелкать одинаково, то есть выстроить унисон.

    Покусывание верхней и нижней губы.

    - «Массаж» мышц лица (круговые, разминающие массажные движения по всему лицу от корней волос на лбу до шеи).

    Покалывающие движения по лицу кончиками согнутых пальцев (так, чтобы лицо загорелось).

    - «Плохо пахнет» - сморщить нос.

    - «Удивление» - поднятие бровей.

    - «Радость, грусть» - чередование «масок».

    Круговые движения нижней челюстью (вперед, назад, «кощей»).

    Движение челюстью по кругу (вперед-вправо-назад-влево-вперед).

    При этом и правильное положение корпуса тоже влияет на свободу артикуляционного аппарата. Правильным считается прямое, без напряжения положение корпуса и головы, расправленные плечи, руки должны быть свободно опущены вниз при положении стоя или свободно лежать на коленях при положении сидя. Самое важное – свобода мышц и в то же время подтянутость.

    Педагогу необходимо постоянно контролировать выполнение правильной певческой осанки, а также демонстрировать на себе и отдельных ребятах правильное и неправильное положение при пении Если хочешь стоя петь, Не вставай ты как медведь.

    Спину выпрями скорей, Ноги в пол упри смелей.

    Раз, вдох и запел, Птицей звук полетел.

    Руки, плечи, все свободно, Петь приятно и удобно.

    В работе над произведением - дикции, артикуляции, орфоэпии (правильность произношения) уделяется огромное внимание. Вокальная орфоэпия и орфоэпия речи сильно отличаются. На первом этапе обозначаются логические ударения, смысловые центры. «Певческий текст в пении воспринимается только при сохранении исполнителями правильных речевых ударений в сочетании их с музыкальным рисунком произведения»

    (Постановка голоса и методика обучения пению./сост. Далецкий О.В.- М.1990 г., стр.7). В речи безударные окончания сами собой, по привычке, произносятся тише, слабее. В пении это так же необходимо, чтобы не исказить смысл и не нарушать правила культуры речи. Но в пении, даже самая короткая, неударная гласная должна пропеваться. Педагог должен приучить детей ярче петь ударные гласные (опереться на них), и тогда безударные гласные (например, окончание слова) уйдут на второй план.

    Основным правилом певческой дикции является краткость и активность произношения согласных. «В пении гласные – река, а согласные – берега».

    Гласные должны звучать плотно, а согласные – четко, энергично, коротко.

    Внимание к слову – одна из характерных черт русской вокальной школы.

    Одним из его основоположников был М.И.Глинка, именно у него мы находим замечательное высказывание: «В музыке, особенно вокальной, ресурсы выразительности бесконечны. Одно и тоже слово можно произнести на тысячу ладов, не переменяя даже интонации, ноты в голосе, а переменяя только акцент, придавая устам то улыбку, то серьезное, строгое выражение.

    Учителя пения обыкновенно не обращают на это никакого внимания, но истинные певцы, довольно редкие, всегда хорошо знают все эти ресурсы»(Воспоминания о М.И.Глинке. Избранные статьи./сост. А.Серов. – т.1 – М.,1950 г.,стр.139).

    Вокально-хоровые упражнения Важная роль в работе с вокальным ансамблем уделяется вокально-хоровым упражнениям. Цель упражнений – вооружить коллектив техническими приемами, которые помогут ему выразительно исполнить сочинения различные по характеру и степени трудности. Упражнения расширяют диапазон, вырабатывают ансамблевые, интонационные навыки, развивают технику (например, пение в быстром темпе, цепное дыхание). Наконец в значительной мере они направлены на то, чтобы создать в ансамбле единую манеру пения. Первое упражнение должно быть удобным по тесситуре и целесообразно, чтобы оно было постоянным. Это помогает возобновить певческие ощущения.

    Русский язык удобен для пения, но есть гласные звуки неудобные – в распевании будем их чередовать с более вокальными гласными. Гласные в пении отличаются длительностью, емкостью, речевые же гласные пестры.

    Использование согласных «м», «д» снимает напряжение в работе языка.

    «в» активизирует работу губ, зубов.

    Гласная «и» - высветляет тембр, «м», «н», «р», «л» - сонорные согласные, звучат без шума, интонируются на прилежащем к ним гласном звуке, способствует напевному звучанию.

    Расширение диапазона, раскрепощение мышц лица.

    Первые 2х и 3хголосные упражнения и произведения следует выбирать с "педалью" - выдержанным звуком в каком-либо голосе. "Педаль" особенно характерна для русских народных песен подголосочного склада. Эти песни являются наиболее благодатным материалом для воспитания навыка пения многоголосия. Наличие в отдельных партиях выдержанных звуков и определенная самостоятельность каждого голоса при общих опорных мелодических оборотах упрощают разучивание русских народных песен.

    (Остальные упражнения помещены в Приложении) Овладение навыком многоголосного пения во многом зависит от степени развития музыкального слуха. Как известно, музыкальный слух есть способность нашего слуха анализировать музыкальную высоту. Различают слух мелодический - по отношению к мелодии, и слух гармонический - по отношению к созвучиям.

    В многоголосном пении особое значение имеет гармонический слух. Пение отдельных интервалов и аккордов сначала в мелодическом движении, а затем и многоголосно, узнавание функций лада на рояле или при исполнении ансамблем, вступление в заданный тон, разучивание специальных упражнений и самого разнообразного репертуара - все это помогает успешному развитию гармонического слуха. Необходимо так же постоянно совершенствовать внутренний слух - способность слышать музыку и отдельные ее элементы. Именно этот вид слуха помогает как бы предварительно слышать то, что подлежит исполнять. Умение "предсказывать" звучание отдельных ступеней, интервалов и аккордов позволяет ансамблю петь интонационно чисто.

    Все, что было сказано о многоголосном пении, следует отнести и к пению без сопровождения. Этот тип вокального исполнения является самым трудным, но вместе с тем и самым интересным. Свободное владение навыком пения без сопровождения является главным показателем достижения наивысшей ступени вокального мастерства, так как красота и богатство человеческого голоса представлены здесь в наиболее полном виде.

    Пение а capella требует развитого чувства певцов ко всем сторонам вокальной звучности, а также достаточно совершенного владения вокальными навыками.

    Навык пения без сопровождения приобретается в постоянной тренировке. В этом смысле большую пользу приносит разучивание специальных упражнений, пение без сопровождения вокальных произведений, написанных с инструментальным сопровождением, а также умелый подбор репертуара.

    Особое значение в воспитании навыка многоголосного пения без сопровождения имеет народная песня. Многие качества народной песни помогают выработать устойчивость строя. Но, пожалуй, самое важное, что необходимо заимствовать нам у народных певцов - это подлинную увлеченность своим исполнением, благодаря которой народные певцы достигают глубокой выразительности и чистоты строя.

    Поэтому и руководитель, работающий с детьми, должен стремиться к тому, чтобы ребенок в ансамбле испытывал творческое вдохновение и искреннюю увлеченность многоголосным пением. Благодаря сценической выразительности, произведения в вокальном ансамбле будут иметь большое эмоциональное воздействие. «Нет большего удовольствия, чем то, когда вы почувствуете, что своим выступлением создаете настроение, объединяете зрителей в свою музыкальную веру. Вот для этой высокой цели и стоит учиться, трудиться…»(О музыке и музыкантах./сост.Птица К.- ИЧП, 1995 г.,стр.45) Заключение Ансамблевое пение в эстетическом воспитание детей всегда имеет позитивное начало. Это отмечалось видными деятелями культуры, философами, мыслителями всех времён и стран. В России идея первичности, т.е. основополагающей роли ансамблевого пения, заключается в самобытном складе российской музыкальной культуры, культуры по преимуществу вокальной. Поддержание лучших отечественных традиций вокально-хорового исполнительства всегда обусловлено школьным обучением, так как именно в музыкальных школах на самом раннем образовательном уровне детей существует возможность целенаправленного вокально-хорового воспитания с одновременным решением задач музыкально-эстетического развития. Прямая обязанность руководителя вокального ансамбля так усовершенствовать методы работы с коллективом, чтобы они служили не только целям музыкально-образовательным, но и воспитательным в самом широком смысле слова.

    Ансамблевое пение – искусство массовое, оно предусматривает главное – коллективное исполнение художественных произведений. Осознание детьми того, что совместное, дружное пение – это хорошо и красиво, осознание каждым из них того, что он участвует в этом исполнении и что песня, спетая ансамблем, звучит выразительней и ярче, чем если бы он спел её один, – осознание этой силы коллективного исполнения является для юных певцов фактором для дальнейшего творческого развития.

    Приложение Упр.№1 – активное, короткое дыхание, интонационно устойчивое пение каждого звука и утрированное произношение согласных Упр.№2 – широкое дыхание и напевный льющийся звук Упр.№3 – развитие навыка 3-хголосного пения на различные слоги Упр.№4 – соблюдение при 2хголосии, чистоты терции, а также ансамбля – равновесие между первыми и вторыми голосами Упр.№5 – для 4хголосного ансамбля Репертуарный список вокальной литературы Романсы и дуэты Русских композиторов (Золотой репертуар вокалистов). – Л., 2000 г.

    Дуэты. Репертуар начинающего певца/сост. Далецкий О.В. – М.,2001 г.

    Хрестоматия по курсу вокального ансамбля. Тетрадь 2 / сост. А.Скульский – М., 1983 г.

    Трио и квартеты русских композиторов. – М.,1981 г.

    Песня всегда с тобой (для женского вокального ансамбля в сопровождении фортепиано и без) – М.,1966 г.

    Сборник вокальных ансамблей, ч. 3 / сост.Н.Райский – М.,1949 г.

    Используемая литератур:

    Далецкий О.В. «Вокальная подготовка» - М.,2003 г.

    Лебедев К.Н. «Мастера хорового искусства» - Л.: Тенета – Бартенева, М.,2002 г.

    Птица К.Б. «О музыке и музыкантах» - ИЧП, 1995 г.

    В.Соколов, В.Попов, Л.Абелян «Школа хорового пения»,выпуск 2 – М.,1978 г. Столетов, И. А. Чихарев Учебно-методическое пособие Издательство "Известия" Москва Учебно-методическое посо...» образования "Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского" Балахнинский филиал И.В. Гурылева...»