Мумия бальзамирование. Мумия. Рентгеновский снимок мумии

Мумия, Древний Египет - об этом слышал, наверное, каждый. Столько тысячелетий пронеслось над седыми массивами гробниц и пирамид, а они до сих пор притягивают и завораживают людей со всего света. Загадочность, мрачность, необыкновенный расцвет ремесел, развитая медицина, изысканная культура и богатая мифология - все это делает древнюю страну живой и интересной.

Для чего мумифицировали умерших

Надо сказать, что мумии Древнего Египта (фото многих из них заставляют содрогнуться) - это отдельное явление, до сих пор вызывающее горячие споры. Можно ли выставлять их в музеях? Ведь как-никак это все же тела покойников… Как бы там ни было, туристы во многих странах мира могут пойти и посмотреть на давно умерших людей, чьи земные оболочки частично спасены от тлетворного влияния времени. Зачем же их создавали? Дело в том, что древние верили в существование человека после смерти непосредственно в месте его захоронения. Именно поэтому строились роскошные гробницы и пирамиды для царей, которые наполняли всем, что могло пригодиться им после смерти. И по этой же причине египтяне старались сохранить от разрушения само тело усопшего. Для этого была изобретена мумификация.

Процесс создания мумии

Мумификация - это консервация трупа при помощи специальных методик и препаратов при сохранении целостности его внешней оболочки. Уже во времена 2-й и 4-й династий тела стали обматывать бинтами, сохраняя от разложения. С течением времени мумия (Древний Египет преуспел в их создании) стала изготавливаться гораздо сложнее и изощреннее: из тела удаляли внутренности, а для консервации применяли особые растительные и минеральные препараты. Считается, что во времена 18-й и 19-й династий искусство мумификации достигло подлинного расцвета. При этом надо сказать, что мумия (Древний Египет создал немало их) могла быть изготовлена несколькими способами, которые различались сложностью и стоимостью.

Свидетельства историка

Историк Геродот рассказывает, что бальзамировщики опрашивали родных покойного, предлагали им на выбор несколько методов консервации тела. Если выбирался дорогой вариант, то изготавливалась мумия таким образом: сначала удалялась часть мозга (через ноздри при помощи железного крюка), впрыскивался специальный раствор, вырезались органы брюшной полости, тело промывалось пальмовым маслом и натиралось благовониями. Живот заполнялся миррой и другими благоухающими веществами (ладан не использовали) и зашивался. Тело помещали на семьдесят дней в натровый щелок, затем доставали и обматывали бинтами, смазывая вместо клея камедью. Все, готовая мумия (Древний Египет демонстрирует их немало) отдавалась родным, помещалась в саркофаг и хранилась в усыпальнице.

Если родственники не могли оплатить дорогой способ консервации и выбирали тот, что подешевле, мастера поступали следующим образом: органы не вырезались, просто в тело впрыскивалось кедровое масло, разлагающее все внутри, и сам труп также помещался в щелок. Через определенный срок иссушенное и лишенное внутренностей тело возвращали родственникам. Ну а совсем дешевый метод, для бедняков - это впрыскивание в живот сока редьки и после лежания в щелоке (те же 70 дней) - возвращение родным. Правда, Геродот не знал или не описал пару важных моментов. Во-первых, ученым до сих по не очень понятно, как египтяне умудрялись высушивать тело, делая это крайне искусно. Во-вторых, из тела никогда не удалялось сердце, а остальные внутренности помещались в специальные сосуды, хранившиеся в усыпальнице рядом с мумией.

Конец мумификации

Надо сказать, что мумификация очень долго сохранялась в Египте и практиковалась даже после введения христианства. Согласно доктринам христианства, тело после смерти сохранять не нужно, однако священники не смогли внушить это своей пастве. Лишь пришедший позднее ислам положил конец созданию мумий. Сейчас фото мумии Египта непременно украшает каталог любого крупного музея, в котором есть отдел этого древнего государства.

Обычай сохранять тела своих предков свойственен многим народов — от южноамериканских индейцев до азиатских кочевников. Он связан с представлениями людей о загробной жизни и их естественным желанием увековечить память о себе. В данной статье пойдет речь о египетских мумиях — ведь в древнем Египте их производство было поставлено “на поток”. При слове “мумия” мы думаем о Египте. При слове “Египет” вспоминаем мумий. Что же такого интересного и захватывающего может быть в обычном, казалось бы, забинтованном трупе?

Неглубокие могилы

Как и всякий другой народ, имеющий развитую систему мифов и религиозных верований, египтяне испокон веков ощущали сильную потребность поступить со своими усопшими братьями и сестрами как-нибудь по-особенному. Славяне сжигали своих мертвецов, викинги отправляли их в последнее плавание на лодках, австралийские аборигены частично съедают своих покойников, после чего развешивают их останки на деревьях, а некоторые индусы до сих пор хоронят усопших только ночью, причем предварительно оплевывают их (в прямом смысле этого слова).

Древние египтяне проявили в этом отношении похвальную оригинальность — они быстро сообразили, что климат их страны дает им прекрасную возможность сохранять умерших в первозданном виде посредством естественной мумификации .

При определенных условиях (сухой воздух, хорошее проветривание и повышенная температура) может произойти естественная мумификация. Еще один благоприятный фактор — слабый жировой слой (алкоголики, дети и пенсионеры имеют повышенные шансы на мумификацию). Кожные покровы трупа становятся плотными, коричневыми, ломкими. Внутренние органы полностью высыхают, резко уменьшаются в размерах и представляют собой сухие бесформенные образования в виде пленок.

Трупы новорожденных при благоприятных внешних условиях могут полностью мумифицироваться в течение 3-4 недель. Для мумификации трупа взрослого человека необходимо значительно большее время — до 3-4 месяцев, а некоторые авторы считают, что для этого необходимо не менее 6-12 месяцев. Трупы в состоянии мумификации сохраняются неопределенно долгое время.

Погребальный обряд додинастического Египта (4 тысячелетие до нашей эры) был до безобразия прост: усопшего укладывали в позу эмбриона (ноги согнуты в коленях, подбородок подтянут к коленям, руки сложены на груди), заворачивали в ткань и закапывали в песок. В могилу также помещались простейшие предметы домашнего обихода.

Из-за отсутствия влаги и высоких температур тело человека, похороненного подобным образом, быстро высыхало. Облик очень сильно изменялся, труп деформировался — однако процесс гниения не происходил, поэтому умерший отлично сохранялся на протяжении многих столетий.

Примечательно, что захоронения богатых и знатных людей отличались от мест упокоения бедняков разве что количеством бытовой утвари, а также (позднее) — каменной или деревянной облицовкой стен могилы.

Соль — белая смерть

Постепенно естественная мумификация (высыхание) трупов перестала устраивать египтян, и они перешли к более сложному и надежному процессу бальзамирования — то есть химическому сохранению тела.

Наивысшего совершенства это искусство достигло примерно в 16 веке до нашей эры. Монополией на бальзамирование владели жрецы — самое влиятельное и просвещенное сословие древнего Египта.

Процесс разложения (гниения) быстрее всего сказывается на внутренних органах умершего. При бальзамировании их следовало удалить в первую очередь. Это помогало очистить душу усопшего от дурного влияния органов пищеварения — считалось, что внутренности загрязняли плоть, а через нее и астральное тело человека.

Мозг усопшего извлекался железным крючком через ноздри (для этого также использовались специальные ложки). Остатки мозговой ткани уничтожались с помощью специальных едких растворов.

Ритуальным каменным ножом делался разрез в паху, через который извлекались все внутренности, кроме сердца и почек. Тело тщательно вычищали и промывали пальмовым вином.

Сердце оставлялось покойному для прохождения последнего испытания — “психостасии”. Оно осуществлялось перед лицом бога Осириса в зале Двух Истин. На одну чашу весов клалось сердце умершего, а на другую — легчайшее Перо Истины, символ Маат — богини порядка и справедливости. Бог мудрости, счета и письма Тот записывал результат взвешивания. Если перо оказывалось тяжелее сердца, то человек попадал в “райские кущи”. Если сердце было отягощено грехами, то его владельца съедало чудовище Амт (лев с головой крокодила).

В 125-й “Книге мертвых” (своде священной литературы, состоящем из 186 не связанных между собой свитков) перечисляются основные человеческие грехи (так называемая “отрицательная исповедь”). Для райской жизни по египетским представлениям нужно быть покорным и терпеливым, не красть, не посягать на храмовое имущество, не восставать, не возводить хулу на фараона, а главное — быть чистым сердцем (“я чист, я чист, я чист” — так должен сказать умерший на суде).


Следующий этап бальзамирования — обработка натроном (солью, получаемой из высохших пустынных озер). Это была смесь из хлорида, карбоната и сульфата натрия, а также нитратов калия.

Прежде ученые предполагали, что умершего помещали в жидкий раствор натрона, однако сейчас установлено, что для процесса консервации тканей использовалась только сухая соль. Ее воздействие было настолько сильным, что у трупа вскоре отваливались ногти — именно поэтому их прикрепляли к пальцам покойного проволокой, или на них надевали специальные наперстки.

Предполагается, что тело лежало в солях 70 дней. Число 70 у египтян считалось священным — именно столько дней богиня Исида собирала куски разрубленного бога Осириса, прежде чем мумифицировать его.

После этого покойного обмывали водой и высушивали на солнце. Череп набивали льняными бинтами, пропитанными смолой или битумом. Существовал и более “продвинутый” вариант — голову наполняли нагретой смолой, заливаемой в нос через воронку.

Египтяне считали, что человек, подобно луковице, состоит из нескольких “слоев” (иначе говоря — душ). В этом они были рекордсменами — сложно найти еще одну религию, в которой говорится, что у человека целых семь душ.

Первая оболочка человека — Сах . Это вещественное тело человека. Оно ест, пьет, загрязняет по ходу дела себя и другие оболочки. Именно поэтому во время мумификации египтяне извлекали печень, желудок и так далее. Таким образом, древние восстанавливали “экосистему” Сах.

Вторая оболочка — Ка. Это эфирное тело, душа-двойник человека. После смерти египтянина Ка обитала в гробнице, принимая подношения. В случае опасности Ка, недолго думая, покидала мумию и вселялась в статую-копию.

Третья оболочка — Ба . Это сущность человека, его душа. Ба была не у всех, считалось, что душой обладают боги, фараоны и первосвященники. Остальных великие боги обделили Ба.

Четвертую, пятую и шестую оболочки человека звали одинаково — Эб . Но роли у всех Эб были разными. Четвертая вмещала сознание человека, пятая была ответственна за место и время рождения человека и его недуги. Можно назвать ее судьбой. Шестая — душа-смысл. Позволяла человеку следить за ходом мыслей.

Седьмую оболочку звали Ах , и она была частью основы Вселенной.

Внутренние дела

Особый интерес представляет собой то, как бальзамировщики поступали с изъятыми из трупа внутренностями.

Для каждого умершего изготавливались специальные сосуды — канопы . Их крышки были выполнены в форме голов сыновей бога Гора.

Канопов было четыре штуки. В первый, увенчанный человеческой головой (изображающей бога Имсета), помещалась печень . Второй сосуд, с крышкой в форме головы шакала (бог Дуамутеф) содержал желудок . Третий — с обезьяньей головой (бог Хапи) предназначался для легких . И, наконец, четвертый сосуд с головой ястреба на крышке (Кабек-Сневеф) хранил кишечник .

Таким образом органы покойного отдавались под защиту божественных существ, чтобы человек на том свете не чувствовал голода или жажды.

Канопы могли быть разного размера (от 10 сантиметров в высоту и более). Их изготавливали из алебастра, известняка, базальта и глины.

Мумии в компьютерной игре Diablo 2.

Миниатюрные изображения канопов вкладывались в соответствующие полости тела. Потом труп набивался бинтами, пропитанными смолой.

Разрезы, сделанные для удаления органов из трупа, первоначально не зашивались — их края просто стягивали друг к другу и склеивали воском или смолой. Однако позднее (с 1700 года до нашей эры) бальзамировщики начали сшивать их. В любом случае поверх разреза клалась пластина из воска или металла.

Красота — страшная сила

После проведения всех этих процедур жрецы получали “продукт”, который вряд ли был способен вызвать священный трепет у людей. Тело усопшего теряло 75% веса, кожа резко меняла цвет (неизбежное последствие бальзамирования), щеки вваливались, зубы выпирали наружу. Иными словами, мумия была, мягко говоря, страшненькой.

Ввиду этого особо остро вставал вопрос о восстановлении внешнего облика усопшего. Наибольшее внимание уделялось лицу. Щеки набивали опилками, чтобы восстановить их полноту. В веки вставляли льняные прокладки. В некоторых “провисших” местах под кожу вводились те же самые льняные бинты или смесь масла с содой.

Позднее (1100 год до нашей эры) деформированные тела стали исправлять смолой. Ее вводили в горячем состоянии. Она заполняла все полости и, застывая, фиксировала их в нужном положении.

Глаза мумий были обычно закрыты, поэтому льняных бинтов под веками было вполне достаточно. Однако иногда в глазницы вставлялись маленькие луковицы или камни, что придавало мумии более естественный вид.

Последняя стадия подготовки тела к загробной жизни — пеленание . Именно бинты составляют основу “имиджа” мумии. Считается, что среди жрецов, занимавшихся бальзамированием, имелись специалисты по бинтованию отдельных частей тела. Каждый палец ноги или руки бинтовался отдельно. Затем бинтами покрывалась вся конечность целиком. Перед пеленанием тела его покрывали особой туникой, на лицо клали квадратный кусок ткани, поверх которой бинтами делались ровные спиральные витки.

И, наконец, финальный штрих к портрету мумии — расписная маска (либо простая деревянная табличка, прикрепляемая поверх головы), передающая черты лица умершего.

После того как мумия была готова, ее упаковывали в “картонаж ” — несколько десятков льняных или папирусовых простыней, пропитанных смолой или соком акации. Высыхая, картонаж становился крепким, как дерево. Его укладывали в два (и более) ящика из кедра или сикоморы, входивших один в другой на манер матрешки. Ящикам придавались очертания человеческого тела (на них наносился рисунок, изображающий лежащего покойного в полный рост). Такие ящики археологи называют “антропоидами ”. Если покойный происходил из богатой или знатной семьи, его мумию помещали в саркофаг из мрамора, гранита, известняка или сланца.

Эконом-класс

Вышеописанный способ мумификации был самым трудоемким и стоил умопомрачительных денег. Поэтому полный комплект загробных услуг могли позволить себе лишь немногие египтяне.

Для людей среднего класса, желавших пожить нормальной жизнью в потустороннем мире, существовал “бюджетный вариант” бальзамирования.

С помощью специальной трубки в брюшную полость мертвеца впрыскивали кедровое масло. Внутренностей не извлекали. Все отверстия тела закупоривали, чтобы масло не вытекло, и клали тело в натровый щелок на 70 дней.

По истечении срока масло выпускали. Действовало оно очень сильно, за указанное время просто-напросто растворяло органы. В результате внутренности выходили наружу однородной массой. Щелок же разлагал жир — и от человека оставался иссушенный скелет, обтянутый кожей, иначе говоря — мумия.

В принципе, можно было поступить совсем уж дешево и сердито — заменить кедровое масло на сок редьки. Такая “третьесортная” мумия не могла сохраняться в течение тысяч лет, поэтому ее хоронили в обычной могиле.

Во время мумификации в тело нередко вкладывали искусственное сердце в виде изваяния скарабея с начертанными на нем заклинаниями. Амулет скарабея пеленался над сердцем мумии. Амулет должен был обеспечить умершему благоприятные показания о его земных деяниях на Загробном Суде (про процедуру психостасии было сказано выше).

Непосредственно перед похоронами следовало необходимо провести процедуру “открывания рта” покойного (в буквальном смысле слова). Для этого использовался специальный железный инструмент — “мештиу”. Открывание рта считалось необходимым условием для потусторонней жизни.

Последний приют

Египтяне считали, что страна мертвых находится на западе (ведь именно там заходит солнце), поэтому похороны происходили на западном берегу Нила. Это был вход в “другую землю”. Самых влиятельных усопших туда отвозили на огромных ладьях.

“Жилища для вечности”, как называли египтяне свои гробницы, представляли обширные города мертвецов, лежавшие к западу от городов живых людей. Там, где Ливийская горная цепь близко подходит к Нилу, гробницы высекались в скале (характерно для верхнего Египта). В Мемфисе и в других местах, где условия местности были иные, гробницы возводились на земле, причем строители всегда заботились о том, чтобы разливы Нила не достигали городов мертвых.

Одно из самых знаменитых кладбищ — это так называемая Долина Царей. Она расположена в горах за древним городом Фивы. Здесь, в рукотворных пещерах-гробницах, хоронили лишь фараонов и наиболее влиятельных жрецов.

Во все времена находились предприимчивые люди, которым не давали покоя сокровища египетских гробниц. Возникали целые “мафиозные синдикаты”: деревни, которые промышляли налетами на города мертвых. Они действовали настолько успешно, что до нашего времени не дошло практически ни одного нетронутого захоронения.

Сам себе мумия

В 9 веке тибетский монах Кукай основал собственную школу Сингон и начал проповедовать там идею “Сокусин Дзёбуцу” — т.е. “Стать Буддой в собственном теле”.

Подвижники Кукая проводили сложную психологическую подготовку (молитвы и медитации), после чего приступали к финальному этапу жизни, длившемуся не менее тысячи дней. Условиями этого этапа были неподвижность, полная отрешенность, созерцание, особый режим дыхания. В диету включали все уменьшающиеся порции еды. Пища была пресной, из нее старались исключить питательные вещества.

Со временем организм праведника начинал пожирать собственные ткани. К концу фазы от человека оставались кожа и кости. Когда фанатик умирал, гнить было уже нечему. Труп помещали в сухое место, чтобы ускорить обезвоживание оставшихся тканей. Никакой дополнительной обработке мумия не подвергалась.

Для некоторых это может показаться изощренным способом самоубийства (если кто-то сядет в теплое сухое место и будет отказываться от еды, то он умрет и высохнет независимо от своего вероисповедания), но для буддиста подобная диета — вполне реальный шаг в пустоту.

Сувениры со смыслом

Посещая Египет в качестве туриста, очень важно знать истинное ритуальное предназначение приобретаемых сувениров (чаще всего это различные статуэтки).

  • Кошка — священное животное, символ домашнего уюта и здоровья. Она должна сидеть “на земле” или на тонкой подставке. Если кошка сидит на постаменте — это надгробная статуя. С таким же успехом вы можете повесить у себя на стене похоронный венок.
  • Скарабей — знак удачи. Однако если у него нет лапок, то он выполняет те же функции, что и кошка на постаменте. Такого можно подарить разве что своему заклятому врагу.
  • Фараон, имеющий прямую бороду (или если фигурка находится в движении) обозначает, что это изображение делалось с живого фараона. Если же его борода закручена или заплетена в косичку, то это — посмертная маска.
  • Канопы (из камня или алебастра) — весьма популярный египетский сувенир. Покупая его, задумайтесь — стали бы вы хранить дома миниатюрные гробы?
  • Базальт, оникс и алебастр — самые “безопасные” с мистической точки зрения материалы. Ни в коем случае не следует покупать вещи из гранита — считается, что этот материал вытягивает из человека энергию.

Разное.

  • Исследователи подсчитали, сколько стоит тот или иной способ египетской мумификации в современной валюте. Первый (самый дорогой) — 1200 долларов, второй — 300 долларов, третий — 75 долларов. Однако реальная цена гораздо выше — американская фирма “Summon” из Солт-Лейк-Сити предлагает всем желающим пройти после смерти мумификацию. Услуга стоит $60000 (в стоимость входит саркофаг из бронзы). Собственник лондонских магазинов “Harrods” (и отец последнего друга принцессы Дианы) египетский миллионер Мохаммед аль Файед намерен стать клиентом данной фирмы. Он рассчитывает поместить свою мумию в стеклянном саркофаге на вилле под Парижем.
  • Противоречивый 20 век подарил миру настоящую сенсацию из области бальзамирования — в 1924 году советские профессора Воробьев и Збарский осуществили мумификацию тела председателя Совнаркома РСФСР Владимира Ульянова (Ленина). Как бы мы ни относились к данному факту, следует признать его уникальность. Воробьеву и Збарскому удалось то, чего не могли сделать даже древние египтяне с их тысячелетней практикой мумификаций — ученые смогли сохранить прижизненную окраску тканей и максимальное портретное сходство с живым объектом.
  • Рядом с пирамидами стоит гигантская статуя льва с головой человека, изображающая, по всей видимости, царя Хефрена (Хафра) и выполняющая охранные функции. Арабы называли его Абул Хол — “Отец Ужаса”, египтяне — “Хор эм Ахет” (Хор в горизонте). Некоторое время назад ученые проанализировали следы эрозии на сфинксе и сделали сенсационное заявление о том, что эта статуя гораздо старше пирамид. Ее приблизительный возраст — 12000 лет. Ясновидящий Эдгар Кейси предсказал, что под левой передней лапой сфинкса есть тайник, в котором спрятана ценная информация (возможно — летопись Атлантиды). Геодезические исследования выявили, что там действительно имеются пустоты (тоннели?) и некая металлическая масса (медь или бронза).
  • В 1993 году немецкие ученые обнаружили в пирамиде Хеопса ранее неизвестный коридор (вернее, узкую щель между каменными блоками) длиной в 65 метров, заканчивавшийся каменной плитой. В 2002 году туда запустили специально сконструированного робота. Он смог просверлить плиту и обнаружил за ней комнату (вдумайтесь — она стояла нетронутой 4,5 тысячи лет), в одной из стен которой имелась дверь. Пока создается новый робот, способный открыть ее, ученые гадают — что может быть спрятано в этом тайнике? Вариантов множество — от несметных сокровищ до инженерных схем строительства пирамид.
Отсюда.
Настроение сейчас - находительское

Особенно будоражит воображение безупречное искусство мумифицирования, которым владели почитатели культа священного Амона Ра. Древние египтяне кардинально отличались от других народов поклонением смерти, возведением ее в культ. Археологи постоянно находят новые захоронения мумий, стараются изучать их с помощью компьютерного оборудования, ведь хрупкие останки превращаются в прах от соприкосновения с солнечными лучами. Хотя сколько не проводятся исследования, загадок древности становится все больше.

Подготовка к загробной жизни

По законам современности, люди стараются жить здесь и сейчас, взять для себя только самое лучшее. Для древних египтян вся жизнь считалась подготовкой к главному таинству - смерти. Даже свадьбы не отмечались так пышно, как похороны. Чем качественнее провести мумификацию, тем более целостным сможет предстать перед богами усопший. Если земное существование - только миг, то к вечной жизни следует подготовиться с максимальной тщательностью. Мумию надлежало сопроводить к месту погребения с качественной посудой, амулетами, драгоценностями и фигурками богов. А чтобы мертвец не забыл своих благих дел, совершенных при жизни, ему дополнительно клали в похоронную камеру папирусы, где все добрые поступки были доподлинно изложены. Стены камеры тоже украшались рельефами и росписями, хотя они исполнены по существовавшим в Египте строгим правилам живописи. На все это великолепие взирала маска с широко открытыми разрисованными глазами, расположенная на месте лица мумии.

Способы мумификации

Тысячелетия сменяли друг друга, но в оптимальных условиях в громадных усыпальницах покоились нетленные мумии фараонов Египта и знати. Хотя достойно сохранить останки могли себе позволить даже простые египтяне. Но только жрецы оставляли за собой почетное право проводить бальзамирование. Это связано с легендой о боге Анубисе, который сделал мумию из тела бога Осириса, чтобы подготовить его к вечной жизни в загробном царстве.

Знать оплачивала дорогую мумификацию

Родственники умершего египтянина обращались к бальзамировщикам, а те предлагали на выбор один из способов мумификации исходя из финансовых возможностей просителей. После соблюдения формальностей жрецы приступали к работе. Мумификация в Древнем Египте была недешевым удовольствием. Поэтому для разных слоев общества процесс проходил по-разному.

Как делали египетские мумии? В первую очередь, удаляли мозг железными приспособлениями через ноздри, а его остатки растворяли специальными снадобьями, которые впрыскивали в черепную коробку. В Древнем Египте не знали о функции мозга, поэтому его просто выбрасывали, хотя старались тщательно законсервировать все другие органы. После осмотра левой стороны живота покойника главный писец указывал место для разреза. Острым камнем парасхист (или вспарыватель) делал на обозначенном участке разрез брюшной полости. Один из жрецов проникал рукой в разрез, чтобы достать все органы, оставляя при этом на месте легкие и сердце. Считалось, что через пищевые органы происходит загрязнение плоти, а впоследствии и человеческой души. Извлеченные внутренности промывали бальзамом и пальмовым вином. Органы ни в коем случае не выбрасывали, а бережно погружали в сосуды, наполненными специальными бальзамами. Такие сосуды назывались канопы, их было у каждой мумии по четыре. На крышках сосудов изображали головы сыновей Хора.

Секреты бальзамирования

Наступала очередь бальзамирования. После промывания вином внутренних полостей покойника его тщательно натирали изнутри корицей, кедровым маслом, миррой и подобными средствами для бальзамирования. В специальных бальзамах замачивали бинты из льняной ткани, которыми тампонировали тело внутри и обматывали снаружи. Немного позже бальзамировщики научились заполнять мумии ароматическими травами, настоянными на маслах. Спустя некоторое время сливали остатки масла и приступали к сушке тела, чтобы убрать жидкость и избежать гниения. Сушка продолжалась около 40 дней. Теперь жрецы наполняли чрево благовониями и зашивали отверстие, а мумию погружали в концентрированный раствор натрового щёлока на 70 дней. По истечении срока тело обмывали, чтобы приступить к завершающему процессу. Разрезали на длинные ленты виссонное полотно и обматывали покойника, а полоски скрепляли между собой при помощи камеди.

Стремление к загробной жизни у бедных египтян

Бедняки не могли себе позволить оплатить такой трудоемкий процесс, поэтому соглашались на более дешевую мумификацию. В Древнем Египте покойнику впрыскивали в брюшную полость кедровое масло, при этом не делали разрез для извлечения внутренностей. После такой процедуры мертвеца опускали в щелок на несколько дней. По истечении времени из кишечника сливали залитое масло, которое обладает свойством растворять внутренности. Натровый щелок известен свойством разлагать мясо, поэтому впоследствии родные покойника получали иссушенную мумию, состоящую только из костей и кожи. Хотя самые бедные египтяне могли воспользоваться еще более дешевым способом. Он заключался во введении в брюшную полость покойника сока из редьки и погружении тела в раствор натрового щёлока на 70 дней.

Правитель в загробной жизни обладает несметными богатствами

В Древнем Египте свято придерживались традиций. Считалось, что вельможи после смерти должны продолжать обитать среди нажитого богатства. Воин не сможет заниматься охотой после погребения, если лишится своего оружия. Фараон не займет полагающиеся его особе высокое место среди богов, если явится на суд Осириса без запаса драгоценностей, изысканной пищи и множества золотых статуэток. Поэтому в гробницах хранились несметные богатства, а «черные» археологи стремились к ним отыскать тайный ход.

Для строительства неприступных усыпальниц придумывали различные ловушки, надежные запоры, которые можно было открыть специальными амулетами. Но все старания древних правителей по сбережению драгоценностей гробниц не увенчались успехом. Под влиянием человеческой жадности множество усыпальниц было разворовано, а заклятия и магия совсем не останавливали желающих нажиться на предметах древнейшей цивилизации.

Артефакты из гробницы Тутанхамона

Почти в полной сохранности до наших дней дошла только гробница девятнадцатилетнего фараона Тутанхамона, правившего в 1332-1323 годах до н. э. Ее первооткрывателями являются два энтузиаста в области археологии Говард Картер и лорд Карнарвон, открывшие миру необыкновенную роскошь древней усыпальницы.

Несколько лет археологи пытались отыскать захоронение юного фараона, и, наконец, в 1923 году удача им улыбнулась. Толпы зевак и журналистов устремились в маленький городок Луксор, чтобы передавать очерки и репортажи всем любителям старины. По ступенькам археологи осторожно двинулись вглубь отверстия в скале, а впереди увидели замурованную стену, за которой находился вход в гробницу. После освобождения хода они двинулись по коридору, но пришлось уделить еще некоторое время для очистки прохода от завала. Прошло время, и, наконец, снова ученым надлежало разобрать еще один замурованный вход. Сердце Картера глухо забилось в груди, когда он просунул руку со свечой в дыру в кладке. Из погребальной камеры вырвался теплый поток воздуха, заставив затрепетать на сквозняке пламя свечи. В полумраке постепенно проявились очертания комнаты, и взгляду открылись мерцающие при тусклом свете очертания статуэток зверей и статуй из золота.

Золотое великолепие

Археологи испытали настоящий шок, когда смогли войти в первую комнату гробницы. Фараона снарядили в загробное путешествие с потрясающей пышностью, хотя и не успели для него построить более просторной усыпальницы. Здесь находились пышные кровати, украшенные золотыми пластинками, богато инкрустированные самоцветами и слоновой костью кресла, сосуды, перчатки для стрельбы, колчаны для стрел, одежда и украшения. Также сохранились сосуды с остатками еды и засохшего вина. В каменных сосудах исследователи обнаружили дорогие благовония, сохранившие сильный аромат. Царская персона и после смерти должна была вести полноценное существование, продолжая умащивать тело душистыми веществами.

В знак особого уважения к усопшим их тела украшались венками из сезонных цветов. Именно в гробнице Тутанхамона ученые обнаружили веночек из цветов, которые превратились в пыль от прикосновения. Осталось несколько листиков, их опустили в тепловатую воду, чтобы избежать разрушения. После анализа удалось узнать о месяце погребения фараона - от середины марта до конца апреля. В Египте в это время расцветают васильки и созревают паслен и мандрагора, которые послужили для составления венка.

Для передвижения фараона по загробному миру в камеру было водружено несколько золотых колесниц. За первой комнатой следовала вторая, обладающая не меньшим запасом драгоценных предметов.

Мумия Тутанхамона

В погребальных покоях обнаружено несколько ковчегов, уложенных один в другой по типу матрешки. Необходимо было открыть саркофаги, чтобы добраться до царской мумии. Останки находились в гробу, но они были настолько залиты ароматическими маслами, что к нему прочно приклеились. Золотая маска прикрывала собой лицо и плечи, она полностью повторяла прижизненные черты молодого фараона. Маску тоже попытались снять, хотя она под воздействием смолы прикрепилась к гробу. Для изготовления гроба фараона использовали золотой лист толщиной до 3,5 мм. Мумию египетского фараона при захоронении обернули в несколько пелен, а на самую верхнюю пелену нашили кисти рук с плетью и жезлом. После развертывания мумии нашли еще много драгоценностей, описание которых составило 101 группу.

Проклятие или череда совпадений?

После грандиозного открытия гробницы Тутанхамона череда неожиданных смертей членов экспедиции всколыхнула общественность. Спустя год в каирской гостинице умирает от воспаления лёгких лорд Карнарвон. Его смерть моментально обросла немыслимыми подробностями и фантастическими догадками. Некоторые утверждают, что летальный исход спровоцировал укус москита, хотя другие рассказывают о ранении бритвой, ставшей причиной заражения крови. Так или иначе, но несколько следующих лет в прессе муссировалось понятие «проклятия фараонов». Один за другим скоропостижно скончались 22 члена экспедиции, которые первыми оказались на пороге знаменитой гробницы. Английские газетчики раздули сенсацию, а общественность не интересовали никакие разумные объяснения.

Незавидная участь

До наших дней в достаточно хорошем состоянии дошли только мумии фараонов Древнего Египта. Ведь участь останков бедных египтян осталась незавидной. Во времена Средневековья существовало немало рецептов целебных микстур, изготовленных из растертых мумий. Не обошлось и без варварства: в 19 веке бинты древних мертвецов стали использовать в качестве бумаги, и сами мумии стали топливом. Но останки царственных особ остались почти нетронутыми, чтобы стать бессловесными свидетелями былого величия Древнего Египта.

Сохранившиеся мумии фараонов

Одним из величайших завоевателей был фараон Сети I. Его правление относится к эпохе 19-й династии. Великий фараон вел жесткую политику, укрепил границы царства до территории, где сейчас располагается Сирия. Он мудро правил в течение 11 лет, оставив сильный Египет своему преемнику - Рамзесу II.

Европейскую печать потряс факт вскрытия могилы Сети I в 1817 году. Сейчас мумия Сети 1 выставлена на обозрение в зале Каирского египетского музея.

Диагностирование болезней древнего правителя

Легендарным фараоном древности был Рамзес II. Он дожил до преклонного возраста и правил Египтом предположительно 67 лет. Его мумия обнаружена в тайнике среди скал учеными Г. Масперо и Э. Бругшем в 1881 году. В Каирском музее можно увидеть мумию Рамзеса II. В 1974 году сотрудники музея забили тревогу ввиду разрушения мумии. Решено было срочно отправить ее на медицинскую экспертизу в Париж. Пришлось позаботиться о египетском паспорте для мертвого царя, чтобы пересечь границы между государствами. В ходе проведения исследований у Рамзеса обнаружили ранения и переломы, а также заболевание артрит. После обработки мумию вернули в музей, чтобы сохранить ее величие для будущих поколений.

Древний Египет, наверно, самая известная цивилизация древнего мира. Народ, живший на берегах Нила за тысячу лет до нашей эры, имел собственный самобытный пантеон богов и богатую культуру. В обывательском сознании с Древним Египтом больше всего связаны мумии фараонов, которые привлекают интерес своей таинственностью и принадлежностью к культу смерти.

Значение мумификации

Древние египтяне считали, что после кончины человек отправляется в загробный мир. Поэтому тела самых богатых и влиятельных жителей страны после смерти обязательно подвергались мумификации. Это делали с фараонами, верховными жрецами, аристократами. Процесс обработки трупа был полон различных тонкостей, которые были известны только в Древнем Египте.

Суеверные жители африканской страны считали, что мумии фараонов помогают своим владельцам беспрепятственно отправиться в загробный мир. В массовом сознании было устойчивым мнение о том, что правители имеют божественное происхождение, это делало их связь со сверхъестественными явлениями еще более тесной. Мумии фараонов хоронили в специальных гробницах - пирамидах. Этот стиль архитектуры был уникальным египетским изобретением, которое стало небывалым новшеством в Древнем мире. Ни в Средиземноморье, ни в Междуречье ничего подобного тогда не строили. Самыми знаменитыми являются пирамиды Гизы.

Процесс мумификации

Мумификация считалась уделом избранных, но фактически ее можно было купить, если человек хотел обеспечить себе спокойное пребывание в загробном мире, а также если у него было достаточно денег для этого. Но были и процедуры, доступные только фараонам и членам их семьи. Например, только их органы помещались в специальные сосуды (канопы). Для этого тело умершего разрезалось специальным способом. Отверстия заполняли маслом, которое сливалось через несколько дней. Мастера, которые занимались мумификацией, являлись привилегированными членами общества. Им была известна недоступная для других наука бальзамирования. За столетия существования египетской цивилизации эти секреты так и не стали известны другим народам, например шумерам.

Органы в сосудах хранились рядом с саркофагом мумии. Секреты фараонов хоронились вместе с их телами. В гробницу помещались все личные вещи, которые, по религиозной убежденности древних египтян, в дальнейшем также исправно служили владельцам в потустороннем мире. То же самое было с органами, которые должны были вернуться к фараонам, когда они окажутся по ту сторону бытия.

Обработка мумии

Обработанное тело подвергалось сушке, которая могла продолжаться до 40 дней. Процедура позволяла ему сохраниться на протяжении многих лет. Для того чтобы тело не потеряло свою форму от естественных процессов, оно заполнялось специальным раствором, который в том числе содержал и натрий. Необходимые вещества бальзамировщики добывали на берегах Нила, который был священной рекой всей цивилизации.

Мумии фараонов Египта также подвергались обработке косметологами и парикмахерами. На последнем этапе тело покрывали специальным маслом из воска, смолы и других природных ингредиентов. Наконец труп обматывался бинтами и помещался в саркофаг, где на него надевали маску. Всего процесс мумификации занимал около 70 дней и включал в себя труд дюжины человек. Секретному ремеслу обучали жрецов культа Разглашать его было нельзя. Нарушителей закона ждала смертная казнь.

Долина царей

Вместе с мумией в усыпальнице хоронили еще и все имущество умершего: украшения, мебель, золото, а также колесницы, которые вообще были символом принадлежности к главному социальному слою. Члены одной семьи, как правило, имели собственную гробницу, которая становилась фамильным склепом. Археологи находят в таких пирамидах по несколько мумий. Существовали священные места, где строилось особенно много пирамид. Они находились на юге Египте. Это Долина царей, а также Долина цариц. Здесь нашли свой покой представители нескольких династий, правивших древним государством.

Был город Фивы. Именно на его месте находится знаменитая Долина царей. Это обширный некрополь, в котором хранились многие мумии фараонов. Долина была обнаружена почти случайно братьями-учеными Расулами во время их экспедиции в 1871 года. С тех пор работа археологов здесь не останавливалась ни на один день.

Хеопс

Одной из самых знаменитых является мумия Он правил Египтом в XXVI веке до н. э. Его фигура была известна античным историкам, в том числе Геродоту. Уже этот факт говорит о том, что этот фараон действительно был великим даже по сравнению со своими предшественниками и преемниками, потому что имена многих фараонов вообще не сохранились ни в одном историческом источнике.

Хеопс был деспотом, сурово каравшим своих поданных за любую оплошность. Он был беспощаден к своим врагам. Такой характер был привычным для чья власть, как считали современники, происходила от богов, что давало фараонам карт-бланш на любые капризы. При этом народ и не пытался сопротивляться. Также Хеопс стал известен тем, что воевал на Синайском полуострове против бедуинов.

Пирамида Хеопса

Но величайшим достижением этого фараона является именно пирамида, которая была выстроена для его собственной мумии. Правители Египта готовились к своей смерти заранее. Уже при жизни фараона начиналось строительство его пирамиды, где он должен был найти вечный покой. Не исключением в этом правиле был и Хеопс.

Однако его пирамида поражала своими размерами всех современников и далеких потомков. Она была включена в список 7 древних чудес света и остается единственным памятником из этого списка, который просуществовал до наших дней.

Культовый комплекс в Гизе

Утраченная мумия египетского фараона хранилась внутри огромного лабиринта коридоров внутри сооружения высотой в 137 метров. Этот показатель был побит только в конце XIX века, когда в Париже появилась Эйфелева башня. Хеопс сам выбрал место своей усыпальницы. Им стало плато на территории современного города Гизы. В его эпоху это был северный край кладбища древнего Мемфиса - столицы Египта.

Вместе с пирамидой была создана монументальная скульптура Большого сфинкса, который известен всему миру не хуже самой пирамиды. Хеопс рассчитывал, что со временем на этом месте появится целый комплекс из ритуальных сооружений, посвященный его династии.

Рамзес II

Другим великим фараоном Египта был Рамзес II. Он правил почти всю свою долгую жизнь (1279-1213 гг. до н. э.). Его имя вошло в историю благодаря ряду военных кампаний против соседей. Больше всего известен конфликт с хеттами. Рамзес много строил при жизни. Он основал несколько городов, большая часть которых была названа по его имени.

Это был правитель, который изменил и преобразовал Древний Египет. Мумии фараонов часто становились объектами охоты гробокопателей. Не стала исключением гробница Рамзеса II. Жрецы Египта следили за тем, чтобы царские некрополи оставались нетронутыми. Пока древняя цивилизация еще существовала, тело этого правителя перезахоронили несколько раз. Сперва мумия фараона Рамзеса была помещена в склеп его собственного отца. Неизвестно точно, когда его разграбили, но в итоге жрецы нашли новое место для тела. Им стал тщательно спрятанный тайник, который принадлежал фараону Херихору. Туда же были помещены мумии из других гробниц, ограбленных разбойниками. Это были тела Тутмоса III и Рамзеса III.

Борьба с грабителями могил

Тайник был обнаружен только в XIX веке. Сначала его нашли арабские грабители могил. В те эпоху это был прибыльный бизнес, поскольку в африканских песках по-прежнему находилось много сокровищ, которые продавались за хорошую цену на европейских Как правило, грабителей интересуют сокровища и драгоценные камни, а не мумии фараонов Египта. Фото разоренных могил подтверждают эту тенденцию.

Однако уже в XIX веке власти Египта создали специальное министерство, которое отслеживало нелегальную торговлю древностями. Вскоре источник драгоценностей был обнаружен. Так в 1881 году нетронутая мумия Рамзеса попала в руки ученых. С тех пор она хранилась в различных музеях. Изучая ее, исследователи всего мира до сих пор получают новую информацию о мумификации. В 1975 году останки подвергли уникальной современной процедуре консервации, которая позволила сохранить уцелевший артефакт прошлого.

Такой случай - крайняя удача для научного сообщества. Как правило, когда обнаруживают новую гробницу, в ней уже ничего не остается, в том числе и мумии. Секреты фараонов и их богатства на протяжении многих столетий привлекали искателей приключений и торговцев.

Тутанхамон

В популярной культуре больше всего известна мумия Тутанхамона. Этот фараон правил в юном возрасте с 1332 по 1323 год до н. э. Он умер в возрасте 20 лет. При жизни он ничем не выделился в череде своих предшественников и преемников. Его имя стало известно благодаря тому, что его гробница оказалась не тронутой древними мародерами.

Современные научные исследования мумии позволили детально изучить обстоятельства смерти юноши. До этого было расхожим мнение о том, что Тутанхамон был насильно убит своим регентом. Однако это не подтверждает сама мумия фараона Египта. Пирамида, в которой она хранилась, была полна склянками с лекарством от малярии. Современный анализ ДНК не исключил версию о том, что молодой человек переболел тяжелым недугом, из-за которого преждевременно скончался.

Когда команда археологов обнаружила склеп в 1922 году, он был полон всевозможных уникальных артефактов. Именно гробница Тутанхамона позволила современной науке воссоздать ту обстановку, в которой хоронились мумии фараонов Египта. Фото усыпальницы сразу же проникли в западную печать и стали сенсацией.

Проклятие фараонов

Еще большая шумиха вокруг гробницы Тутанхамона началась, когда неожиданно скончался лорд Джордж Карнавон, который профинансировал исследование далекой находки. Англичанин умер в каирской гостинице вскоре после того, как был вскрыт древний склеп. Пресса тут же подхватила этот сюжет. Вскоре появились новые умершие, связанные с археологической экспедицией. В печати поползли слухи о том, что существует проклятие, которое пало на головы тех, кто проник в гробницу.

Популярной точкой зрения была идея о том, что источником зла была мумия фараона. Фото умерших попадали в широко тиражируемые некрологи. Со временем появились опровержения, которые развинчивали миф о проклятии. Тем не менее легенда стала популярным сюжетом западной культуры. В XX веке было снято несколько художественных фильмов, посвященных проклятию.

В немалой степени именно благодаря им тема Древнего Египта приобрела популярность среди самой широкой публики. Известными стали любые новости, в которых фигурирует та или иная мумия. Гробница фараонов, которая была бы целой и нетронутой, так и не была найдена со времен находки Тутанхамона.

Мумификация

Мумификация, или искусство сохранения тела, едва ли не самая характерная особенность цивилизации Древнего Египта. Мумификация принципиально отличается от бальзамирования. Бальзамирование представляет собой процедуру, которая замедляет разложение и имеет целью сохранить естественный вид тела. Традиционная египетская мумия, обернутая бинтами, совсем не похожа на забальзамированное тело, напоминающее живого человека, например Ленина.

Слово «мумия» происходит от названия битумной, или горной, смолы, мумии , которую находили в древней Персии, но сам термин появился сравнительно недавно. Эту смолу для мумифицирования не использовали, однако найденные мумии были покрыты темной субстанцией растительного происхождения. В связи с этим и было высказано предположение, что в процессе обработки тел применяли мумию , – так появилось современное понятие.

В мумификации различают два аспекта – физический процесс и религиозную символику. Физический процесс был тайным искусством, и наши знания о нем получены с помощью «обратной разработки» многочисленных мумий, сохранившихся до сегодняшнего дня. Дополнительную информацию дал современный эксперимент по мумификации, выполненный доктором Робертом Брайером из Университета Лонг-Айленда.

Вскоре после смерти тело умершего переносили в специальное помещение (ибу ), где проводился обряд очищения. Это, вероятно, был шатер на холме, чтобы ветер уносил запахи. Мозг «разжижали» при помощи крюка, который вставляли через ноздри и вращали, словно венчик. Затем тело переворачивали ничком, чтобы мозг вытек.

После этого тело промывали концентрированным раствором природной соли. В боку обсидиановым ножом (он острее современных стальных скальпелей) делали 10-сантиметровый разрез. Через него удаляли внутренние органы. Их промывали, высушивали, обертывали тканью и помещали в четыре ритуальных сосуда, как правило, алебастровых кувшина с крышкой в форме человеческой или звериной головы (канопы ).

Освобожденную от внутренностей полость очищали пальмовым вином и заполняли сухими кристаллами соли и пшеничной мякиной. Сверху и снизу все тело покрывали сухой солью. На одну мумию ее уходило около 250 килограммов.

Через 35 дней тело становилось сухим, сохраняя при этом определенную гибкость. Соль счищали, и мумию переносили в дом красоты (пер нефер ). Там ее клали на плиты, обертывали полосками льняной ткани и покрывали смолой. Особое внимание уделяли пальцам на руках и ногах. Между полосок закладывали амулеты и заклинания, написанные на папирусе, – они предназначались для защиты тела. Мумию клали в гроб, иногда в маске и венке из цветов и трав. Затем ее помещали в каменный саркофаг (от др. – греч. ??????????, то есть «поедающий плоть»).

Первоначально мумификации удостаивались только фараоны, но со временем стали мумифицировать и представителей знати, и даже простолюдинов, которые могли себе это позволить. Некоторые дошедшие до нас мумии очень хорошо сохранились и служат источником ДНК для специалистов, занимающихся изучением сложных родственных связей царских семей.

Голова мумии Тутмоса I

Но почему древние египтяне мумифицировали умерших? Потому что верили в воскрешение мертвых? К сожалению, у нас есть только теории и предположения, но не документы, дающие ответ на эти вопросы. Чаще всего можно услышать следующее объяснение. Тела, погребенные в сухой и горячий песок египетских пустынь, иссушались естественным образом, но, когда покойников стали хоронить в гробницах, они разлагались. Мумификация была призвана заменить естественный процесс, который в прошлом происходил сам по себе.

Основой религиозного символизма мумификации мог быть миф о том, как разрубленное тело убитого братом Осириса собрала его сестра и жена Исида, обернув полосками ткани. Богу царства мертвых Анубису отводилась важная роль в погребальном ритуале: обеспечение успешной мумификации покойного. На умершего надевали маску Анубиса, и он считался в это время самим Анубисом. Процесс мумификации всегда длился 70 дней – точно такое же время звезда Сириус, которую отождествляли с богиней Исидой, каждый год проводила за линией горизонта, прежде чем появиться вновь, возродившись в ночном небе над Египтом.

Что касается религиозного аспекта мумификации, совершенно очевидно, что сохранение тела было очень важно для веры древних египтян в загробную жизнь. Без тела Ка, или душа, не сможет вернуться в гробницу и найти пищу, оставленную родственниками и друзьями. Душа также не могла получить доступ к заклинаниям, вырезанным на стенах гробницы или в Книге мертвых – папирусе, который клали рядом с умершим. Эти заклинания считались очень важными для жизни Ка. Если тело разложится и Ка не сможет узнать его, душа потеряется, проголодается, и в загробной жизни умерший подвергнется опасностям.