На освещенном мощными огнями теплоходе. Смешной случай из жизни

Часть С. Редактируем и оцениваем сочинение

Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования). Сформулируйте позицию автора. Напишите, согласны или не согласны вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните, почему. Свой ответ аргументируйте, опираясь на знания, жизненный или читательский опыт (учитываются первые два аргумента). Объём сочинения - не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Текст

(1)Однажды ко мне на вахту, октябрьскую, осеннюю, ненастную, прилетели скворцы. (2)Мы мчались в ночи от берегов Исландии к Норвегии. (3)На освещенном мощными огнями теплоходе. (4)И в этом туманном мире возникли усталые созвездия...

(5)Я вышел из рубки на крыло мостика. (6)Ветер, дождь и ночь сразу стали громкими. (7)Я поднял к глазам бинокль. (8)В стёклах заколыхались белые надстройки теплохода, спасательные вельботы, тёмные от дождя чехлы и птицы - распушённые ветром мокрые комочки. (9)Они метались между антеннами и пытались спрятаться от ветра за трубой.

(10)Палубу нашего теплохода выбрали эти маленькие бесстрашные птицы в качестве временного пристанища в своём долгом пути на юг. (11)Конечно, вспомнился Саврасов: грачи, весна, ещё лежит снег, а деревья проснулись. (12)И всё вообще вспомнилось, что бывает вокруг нас и что бывает внутри наших душ, когда приходит русская весна и прилетают грачи и скворцы. (13)Это не опишешь. (14)Это возвращает в детство. (15)И это связано не только с радостью от пробуждения природы, но и с глубоким ощущением родины, России.

(16)И пускай ругают наших русских художников за старомодность и литературность сюжетов. (17)3а именами Саврасова, Левитана, Серова, Коровина, Кустодиева скрывается не только вечная в искусстве радость жизни. (18)Скрывается именно русская радость, со всей её нежностью, скромностью и глубиной. (19)И как проста русская песня, так проста живопись.

(20)И в наш сложный век, когда искусство мира мучительно ищет общие истины, когда запутанность жизни вызывает необходимость сложнейшего анализа психики отдельного человека и сложнейшего анализа жизни общества, - в наш век художникам тем более не следует забывать об одной простой функции искусства - будить и освещать в соплеменнике чувство родины.

(21)Пускай наших пейзажистов не знает заграница. (22)Чтобы не проходить мимо Серова, надо быть русским. (23)Искусство тогда искусство, когда оно вызывает в человеке ощущение пусть мимолётного, но счастья. (24)А мы устроены так, что самое пронзительное счастье возникает в нас тогда, когда мы ощущаем любовь к России. (25) Я не знаю, есть ли у других наций такая нерасторжимая связь между эстетическим ощущением и ощущением родины?

(По В. Конецкому)

1) проблема назначения искусства (какое произведение можно считать произведением искусства?);

2) проблема ощущения родины (с чем связано ощущении е родины у русского человека?).

1) настоящее произведение искусства "будит и освещает в соплеменнике чувство родины";

2) ощущение родины у русского человека - это ощущение счастья.

Сочинение 1.

Сочинение 2.

Для чего нужно искусство? Что оно будит человеке? Каковы его функции? Такие вопросы перед читателями ставит автор данного текста В. Конецкий.

Сочинение 3.

Над этими вечным вопросами размышляет В. Конецкий в своей статье. Опираясь на личный опыт, он приводит пример восприятия национального искусства вдали как от самого искусства, так и от Родины. Ассоциацию с полотном Саврасова " Грачи прилетели" вызвали "маленькие бесстрашные птицы". С воспоминания о картине пришла ностальгия по дому, Родине, России. Ощущение же дома для автора синонимично чувству радости и счастья. Поэтому одной из функций искусства Конецкий считает "простую" формулу: "будить и освещать… чувство родины", значит вызывать "в человеке ощущение… счастья". Связь между "эстетическим ощущением и ощущением родины", по мнению В. Конецкого, неразрывна и вечна.

Вторую часть статьи, содержащую оценку экспертов, вы можете найти здесь: "ЕГЭ по русскому языку часть С. Редактируем сочинение. Оценка экспертов"

ЕГЭ по русскому языку часть С. Редактируем сочинение. Оценка экспертов

(первую часть статьи можно найти здесь: "ЕГЭ по русскому языку часть С. Редактируем и оцениваем сочинение")

Сочинение 1.

Данная статья посвящена рассмотрению ряда актуальных вопросов, основным из которых является вопрос о том, что такое счастье, возникающее в нас, когда мы ощущаем любовь к России.

На мой взгляд, тема статьи заключается в мысли о том, что в произведениях многих авторов "скрывается не только вечная в искусстве радость жизни, а именно русская радость". В центре внимания - мысли и чувства автора по данному вопросу. Автор ставит по существу одну задачу - объяснить, что самое пронзительное счастье возникает в нас, когда мы ощущаем любовь к родине. Позиция автора очень убедительна и верна. Она вселяет уверенность. (?) Эта статья очень интересна. Я с автором полностью согласна, так как любовь к родине - это самое важно чувство, возникающее в человеке. Но особенно хочется выделить мысль Конецкого о том, что "у русских есть такая (?) нерасторжимая связь между эстетическим ощущением и ощущением родины".

Отрывок из статьи Конецкого является текстом публицистического стиля. Главная функция текста - воздействие на читателя. Данный отрывок представляет собой текст - рассуждение. Начало текста - это тезис, который убедительно доказывается. В конце автор делает вывод, который как бы объединяет начало и конец. Предложения в тексте связаны последовательно. Несомненным достоинством статьи является использование олицетворения ("деревья проснулись"), которое делает рассуждение более образным, эмоциональным. Для того чтобы сделать рассуждение более ярким, автор использует эпитет ("пронзительное счастье"). Для того чтобы привлечь наибольшее внимание к затронутым вопросам, автор использует риторический вопрос ("я не знаю, есть ли у других наций такая нерасторжимая связь между эстетическим ощущением и ощущением родины?").

Работу хочется завершить высказыванием Конецкого о том, что " в наш век художникам не следует забывать о простой функции искусства - будить и освещать в соплеменниках чувство родины".

Оценка сочинения

1. Критерий Баллы Комментарий

К 1 1 Проблема исходного текста сформулирована.

К 4 0 Мнение учащегося о назначении искусства выражено (во втором и третьем абзаце сочинения), но не аргументировано.

К 5 0 В работе экзаменуемого прослеживается коммуникативный замысел, но имеются 2 случая нарушения абзацного членения текста (во втором абзаце сочинения).

К 6 1 Сочинение характеризуется точностью выражения мысли, но прослеживается однообразие грамматического строя речи, наблюдается использование штампов (данная статья, ряд актуальных вопросов, автор ставит задачу и др.).

К 9 1 Грамматическая ошибка: более образным

К 12 0 Допущена 1 фактическая ошибка в фоновом материале: экзаменуемый не различает понятия тема и проблема.

Итого: 6 баллов из 17 возможных по рассматриваемым критериям.

Проверьте свои выводы.

Сочинение 2.

Для чего нужно искусство? Что оно будит в человеке? Каковы его функции? Такие вопросы перед читателями ставит автор данного текста В. Конецкий.

Чтобы ответь на все волнующие вопросы этой темы, автор размышляет, делится своими впечатлениями, приводит примеры. Например, он говорит, что за именами Саврасова, Левитана, Серова, Коровина, Кустодиева скрывается не только вечная в искусстве радость, но и русская радость, со всей её нежностью, скромностью и глубиной. А также, что одна из функций искусства - будить и освещать в соплеменнике чувство родины.

Я абсолютно согласна с Конецким, что искусство вдохновляет человека, приносит ему счастье, когда видишь картины наших русских художников, особенно пейзажистов, восхищаешься их талантом передавать красоту нашей природы: русских лесов, полей, тихих озер, и кажется, что нет на свете красивее мест, чем в России, невольно начинаешь гордиться этим.

Каждый русский человек должен любить Россию, восхищаться её природой, искусством, языком и тогда в его сердце станет светлее. А самое главное, он будет счастлив от всего, что его окружает.

Оценка сочинения 2.

Критерий Баллы Комментарий

К1 1 Проблема исходного текста сформулирована верно (первый абзац сочинения).

К4 0 Экзаменуемый сформулировал своё мнение по проблеме, поставленной автором текста, согласившись с позицией автора, но не привёл аргументы.

К5 2 Работа характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения: логические ошибки отсутствуют, последовательность не нарушена, нет нарушений абзацного членения текста.

К6 1 Сочинение характеризуется разнообразием грамматических форм, но есть нарушения точности выражения мысли (второй абзац: а также).

К9 1 2 грамматические ошибки во втором абзаце сочинения: ошибки в построении сложного предложения.

К10 1 2 речевые ошибки: повтор слов (пример - например) во втором абзаце сочинения, употребление не сочетающихся слов в третьем абзаце.

К11 1 Этические ошибки в работе отсутствуют.

К12 1 Фактических ошибок нет.

Итого: 8 баллов из 17 возможных по рассматриваемым критериям

Проверьте свои выводы.

Сочинение 3.

Искусство… В чем его назначение? Существует ли связь между эстетическим чувством и чувством к Родине?

Над этими вечными вопросами размышляет В. Конецкий в своей статье. Опираясь на личный опыт, он приводит пример восприятия национального искусства вдали как от самого искусства, так и от Родины. Ассоциацию с полотном Саврасова " Грачи прилетели" вызвали "маленькие бесстрашные птицы". С воспоминания о картине пришла ностальгия по дому, Родине, России. Ощущение же дома для автора синонимично чувству радости и счастья. Поэтому одной из функций искусства Конецкий считает "простую" формулу: "будить и освещать… чувство родины", значит вызывать "в человеке ощущение… счастья". Связь между "эстетическим ощущением и ощущением родины", по мнению В. Конецкого, неразрывна и вечна.

Нельзя не согласиться с автором. Искусство как источник добра и света должно не только способствовать духовному росту, но и развивать человека эстетически. Вдали от родного очага чувства обостряются, потребность в близком растет. Искусство же может дать, пусть и мимолётное, чувство счастья от близости с домом.

"Искусство - посредник того, что нельзя выразить", - писал Гёте. Человеку всегда трудно выражать свои чувства, для этого можно использовать то или иное искусство. Например, любовь к Родине.

Можно выразить через полотно, как это сделал Саврасов или Левитан, или через музыкальное произведение, как выразили Чайковские и Римский - Корсаков. Но разве " нерасторжимая связь между эстетическим ощущением и ощущением родины" может быть только русской? Вспомните голландских живописцев. Когда смотришь на их полотна, перед глазами возникает приморское побережье Нидерланд. А когда звучит шотландская волынка, не предстают ли перед вами поля Англии?

Любое искусство, если оно творимо с душой и глубоким чувством, не имеет национальностей и границ. Проникая в сознание человека, оно становится с ним единым целым, неразрывным и родным. И благодаря такой вечной связи, искусство и человек становятся единым добром и светом.

Оценка сочинения

Критерий Баллы Комментарий

К 1 1 Проблема исходного текста сформулирована верно.

К 4 2 Мнение учащегося о назначении искусства выражено (в третьем абзаце сочинения) и аргументировано (в четвёртом абзаце сочинения) Опираясь на знания, жизненный и читательский опыт, экзаменуемый привёл 3 аргумента в доказательство собственной позиции: 1 - слова Гёте об искусстве, 2 - свои воспоминания о восприятии живописи голландских художников, 3 - впечатления от прослушивания шотландской волынки.

К 5 2 Работа характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения: логические ошибки отсутствуют, последовательность не нарушена, нет нарушений абзацного членения текста.

К 6 2 Сочинение характеризуется точностью выражения мысли, богатством используемой лексики, разнообразием грамматических форм, уместностью применения средств художественной выразительности (метафор, эпитетов; восклицательных предложений, рядов однородных членов), но есть нарушения точности выражения мысли.

К 9 1 Допущены 2 грамматические ошибки.

К 10 1 Есть 2 речевые ошибки и речевые недочёты: ощущение синонимично (вместо равнозначно), слова "функция" и "формула" не имеют общего значения.

К 11 1 Этические ошибки в работе отсутствуют.

К 12 0 Допущена 1 фактическая ошибка в фоновом материале: шотландская волынка - поля Англии (4 абзац сочинения).

Итого: 13 баллов из 17 возможных по рассматриваемым критериям

Проверьте свои выводы.

Текст:

(1)Однажды ко мне на вахту, октябрьскую, осеннюю, ненастную, прилетели скворцы. (2)Мы мчались в ночи от берегов Исландии к Норвегии. (3)На освещённом мощными огнями теплоходе. (4)И в этом туманном мире возникли усталые созвездия…
  (5)Я вышел из рубки на крыло мостика. (6)Ветер, дождь и ночь сразу стали громкими. (7)Я поднял к глазам бинокль. (8)В стёклах заколыхались белые надстройки теплохода, спасательные вельботы, тёмные от дождя чехлы и птицы – распушённые ветром мокрые комочки. (9)Они метались между антеннами и пытались спрятаться от ветра за трубой.
  (10)Палубу нашего теплохода выбрали эти маленькие бесстрашные птицы в качестве временного пристанища в своём долгом пути на юг. (11)Конечно, вспомнился Саврасов: грачи, весна, ещё лежит снег, а деревья проснулись. (12)И всё вообще вспомнилось, что бывает вокруг нас и что бывает внутри наших душ, когда приходит русская весна и прилетают грачи и скворцы. (13)Это не опишешь. (14)Это возвращает в детство. (15)И это связано не только с радостью от пробуждения природы, но и с глубоким ощущением родины, России.
  (16)И пускай ругают наших русских художников за старомодность и литературность сюжетов. (17)За именами Саврасова, Левитана, Серова, Коровина, Кустодиева скрывается не только вечная в искусстве радость жизни. (18)Скрывается именно русская радость, со всей её нежностью, скромностью и глубиной. (19)И как проста русская песня, так проста живопись.
  (20)И в наш сложный век, когда искусство мира мучительно ищет общие истины, когда запутанность жизни вызывает необходимость сложнейшего анализа психики отдельного человека и сложнейшего анализа жизни общества, – в наш век художникам тем более не следует забывать об одной простой функции искусства – будить и освещать в соплеменнике чувство родины.
  (21)Пускай наших пейзажистов не знает заграница. (22)Чтобы не проходить мимо Серова, надо быть русским. (23)Искусство тогда искусство, когда оно вызывает в человеке ощущение пусть мимолётного, но счастья. (24)А мы устроены так, что самое пронзительное счастье возникает в нас тогда, когда мы ощущаем любовь к России. (25)Я не знаю, есть ли у других наций такая нерасторжимая связь между эстетическим ощущением и ощущением родины?

Сочинение:
Для чего рождено настоящее искусство? Способно ли искусство пробуждать в человеке любовь к Родине? На поставленные вопросы отвечает В.Конецкий, автор предложенного для анализа текста.
Писатель выносит на обсуждение читателей яркую проблему назначения искусства. В.Конецкий вспоминает скворцов, которые осенней ночью случайно залетели к нему на теплоход, и пробудили в душе автора воспоминания о Родине и русской пейзажной живописи. По мнению писателя, за именами русских художников скрывается не только «венная в искусстве радость жизни», но и «русская радость, со всей её нежностью, скромностью и глубиной».
Авторская позиция, чётко выраженная в тексте, такова: у искусства есть одна простая функция – «будить и освещать в соплеменнике чувство родины». Такие художники, как Саврасов, Левитан, Серов, Коровин, Кустодиев, бесподобно передали кусочек Родины в своих картинах.
Я полностью согласна с мнением В.Конецкого, потому что искусство действительно можно считать искусством лишь тогда, когда оно вызывает в человеке чувство мимолётного счастья, радости от того, что Россия является нашей Родиной.
Знаю по собственному опыту, что небольшой этюд с изображением русского леса, поляны или реки может вызвать чувство радости и счастья на долгое время. Так, картина И.Шишкина «Вечерняя заря» несет в себе покой и тихую любовь живописца к настоящему величавому лесу.
В русской литературе есть произведения подтверждающие вопрос о назначении искусства. Например, в рассказе Б.Екимова «Музыка старого дома» описана красота и прелесть русской природы, переданные в таких полотнах великих художников, как «Утро в сосновом лесу» Шишкина и «Девятый вал» Айвазовского. Автор благодарит художников, которые смогли показать ему величие и изящество нашей Родины.
Таким образом, можно сделать вывод, что истинным предназначением русского искусства является пробуждение в человеке мимолётного чувства счастья, глубокого ощущения Родины, России.

И пускай ругают наших русских художников за старомодность и литературность сюжетов. За именами - Саврасов, Левитан, Серов, Коровин, Кустодиев - скрывается не только вечная в искусстве радость жизни. Скрывается именно русская радость, со всей ее нежностью, скромностью и глубиной. И как проста русская песня, так проста живопись.

И в наш сложный век, когда искусство мира мучительно ищет общие истины, когда запутанность жизни вызывает необходимость сложнейших анализов психики отдельного человека и сложнейших анализов жизни общества, - в наш век тем более не следует забывать художникам об одной простой функции искусства - будить и освещать в соплеменнике чувство родины.

Пускай наших пейзажистов не знает заграница. Чтобы не проходить мимо Серова, надо быть русским. Искусство тогда искусство, когда оно вызывает в человеке ощущение пусть мимолетного, но счастья. А мы устроены так, что самое пронзительное счастье возникает в нас тогда, когда мы ощущаем любовь к России.

Я не знаю, есть ли у других наций такая нерасторжимая связь между эстетическим ощущением и ощущением родины.

Итак, мы спешили на северо-восток, домой, к причалу Мурманска. И вдруг прилетели скворцы, забились в разные укромные места передохнуть. И так как мы уже соскучились по дому, то и подумалось о России и тихом пьянице Саврасове. И потом, когда увидишь над морем маленькую сухопутную птичку, то как-то раскисаешь душой. Ведь с детства читал о маяках, на свет которых летят и разбиваются птицы. И помнишь картинки в учебнике. Правда, знаешь уже и то, что перелет через океан - это экзамен на право называться птицей. И тот, кто не сдаст экзамен, погибнет и не даст слабого потомства. И знаешь, что ничего особенного в длительных перелетах для птиц, вообще-то говоря, нет. За обыкновенный летний день стриж налетывает тысячу километров, чтобы накормить семейство. Тренировка. Уже известно, что птицы ориентируются по магнитным силовым линиям Земли. В полете они пересекают их под разными углами, а ток, индуктируемый в проводнике при движении проводника в магнитном поле, зависит от угла. И птички могут чем-то замерять силы тока, а по ним угол движения относительно магнитных полюсов Земли.

Есть птицы, которые вечно живут при свете солнца, то есть никогда не живут в ночи. Они летят по планете с таким расчетом, что солнце всегда светит им. Всегда они живут среди дня, света и радости. И они погибают, если ночь хотя бы раз догонит их.

О многом уже узнал, но, когда видишь птичку, борющуюся с ветром, кувыркающуюся над волнами, так и защемит сердце от нежности к ней.

Морские птицы - другое дело. Они вызывают восхищение и зависть своим совершенством. Очень редко увидишь в океане, чтобы чайка махала крылами. Это на речках и вблизи берегов они машут сколько душе угодно, как какие-нибудь площадные голуби. А в океане можешь смотреть на чайку десятки минут, и она все будет нестись над волнами перед носом судна - по шестнадцати миль в час - и не трепыхнет крылом. Ее полет - вечное падение, вечное планирование.

Когда штормит, чайки несутся в ложбинах между валов. Там, в водяных ущельях, между водяными горами и холмами, они укрываются от ветра.

Появился старпом Володя Самодергин, деликатно, незаметно проверил, все ли у меня на вахте нормально, пощупал море радаром, сказал, конечно, то самое, о чем я только что думал:

Птичек жалко, правда, Викторыч?

А ты знаешь, что древние норманны возили с собой по морям вместо компаса ворон? - спросил я, дабы похвастаться эрудицией. Но похвастаться не пришлось.

Знаю, - сказал Володя. - Они птиц выпускали, чтобы направление на сушу, на ближний берег определить. Так даже Ной делал. Только у него голубь был, да?.. На концерт пойдем?

В последние сутки рейса стараниями помполита и многих активистов создавалась концертная самодеятельная программа. И всегда это было интересно, талантливо и смешно, хотя и немного наивно.

Мы в четыре руки подготовили вахту к сдаче. Он снимал координаты, показания приборов - я записывал в журнал. Я звонил в машину и давал сводку за вахту, а он еще и еще щупал ненастное море радаром. Мы хорошо научились с ним работать в четыре руки. И он неоднократно ловил меня на ошибках, а я за все совместные плавания не смог ни разу поймать его ни на чем. У него было удивительное, птичье чутье, интуиция. Он включал радар именно тогда, когда на экране появлялась отметка. В спокойном дрейфе он приказывал готовить машины за десять минут до того, как айсберг подваливал нам под корму. Причем такой айсберг, который был в воде почти весь, которого не брал радар и которого не было видно в тумане.

Его смешная фамилия происходит от деда-крестьянина, который всю жизнь дергал сам себя за бороду.

Мы сдали вахту, поужинали и спустились в музыкальный салон. Полированное дерево стен салона благородно отблескивало люстрами дневного света. Инкрустации древних каравелл мерцали в древесных стенах. Каравеллы плыли и плыли, раздув пузатые паруса.

Салон был битком набит. Наши места пустовали, ожидая нас в центре. Наконец прибыл наш капитан, капитаны траулеров, экипажи которых мы везли от берегов Америки, и их помполиты.

И начался вечер перед расставанием. Через сутки мы станем к Пассажирскому причалу Мурманского порта. Рыбаки сойдут по трапу. И, быть может, мы никогда больше не встретимся. А может, и встретимся, но никто этого не знает.

(1)Однажды ко мне на вахту, октябрьскую, осеннюю, ненастную, прилетели скворцы. (2)Мы мчались в ночи от берегов Исландии к Норвегии. (3)На освещённом мощными огнями теплоходе. (4)И в этом туманном мире возникли усталые созвездия…(5)Я вышел из рубки на крыло мостика. (6)Ветер, дождь и ночь сразу стали громкими. (7)Я поднял к глазам бинокль. (8)В стёклах заколыхались белые надстройки теплохода, спасательные вельботы, тёмные от дождя чехлы и птицы – распушённые ветром мокрые комочки. (9)Они метались между антеннами и пытались спрятаться от ветра за трубой.(10)Палубу нашего теплохода выбрали эти маленькие бесстрашные птицы в качестве временного пристанища в своём долгом пути на юг. (11)Конечно, вспомнился Саврасов: грачи, весна, ещё лежит снег, а деревья проснулись. (12)И всё вообще вспомнилось, что бывает вокруг нас и что бывает внутри наших душ, когда приходит русская весна и прилетают грачи и скворцы. (13)Это не опишешь. (14)Это возвращает в детство. (15)И это связано не только с ра­достью от пробуждения природы, но и с глубоким ощущением родины, России.(16)И пускай ругают наших русских художников за ста­ромодность и литературность сюжетов. (17)За именами Саврасова, Левитана, Серова, Коровина, Кустодиева скрывается не только вечная в искусстве радость жизни. (18)Скрывается именно русская радость, со всей её нежностью, скромностью и глубиной. (19)И как проста русская песня, так проста живопись.(20)И в наш сложный век, когда искусство мира мучительно ищет общие истины, когда запутанность жизни вызывает необходимость сложнейшего анализа психики отдельного человека и сложнейшего анализа жизни общества, – в наш век художникам тем более не следует забывать об одной простой функции искусства – будить и освещать в соплеменнике чувство родины.(21)Пускай наших пейзажистов не знает заграница. (22)Чтобы не проходить мимо Серова, надо быть русским. (23)Искусство тогда искусство, когда оно вызывает в человеке ощущение пусть мимолётного, но счастья. (24)А мы устроены так, что самое пронзительное счастье возникает в нас тогда, когда мы ощущаем любовь к России. (25)Я не знаю, есть ли у других наций такая нерастор­жимая связь между эстетическим ощущением и ощущением родины...

(По В. Конецкому)

30. По­яс­не­ние.

Ос­нов­ные про­бле­мы:

1) про­бле­ма на­зна­че­ния ис­кус­ства (какое произ ве­де­ние можно счи­тать про­из­ве­де­ни­ем ис­кус­ства?);

2) про­бле­ма ощу­ще­ния ро­ди­ны (с чем свя­за­но ощу­ще­ние ро­ди­ны у рус­ско­го че­ло­ве­ка?).

По­зи­ция ав­то­ра:

1) на­сто­я­щее про­из­ве­де­ние ис­кус­ства «будит и осве­ща­ет в со­пле­мен­ни­ке чув­ство ро­ди­ны»;

2) ощу­ще­ние ро­ди­ны у рус­ско­го че­ло­ве­ка - это ощу­ще­ние сча­стья.

30.Сочинение по тексту В. Конецкого:

Родина... Родные места... Какой-то необъяснимой силой обладают они. В трудные дни нашей жизни мы возвращаемся в места, где прошли наши детство и юность. С чем же связано ощущение родины у русского человека? Такую проблему перед читателями ставит известный российский писатель В. Конецкий.
Автор вспоминает, что происходило в его душе с приходом весны, с прилетом грачей и скворцов. Это чувство связано с «глубоким ощущением родины, России». Близкие сердцу картины родной земли согревают человеческое сердце, делают его счастливым. Каждый из нас не раз переживал все это.
В. Конецкий считает, что в наше тяжелое, сложное время художникам не следует забывать о такой функции искусства, как «будить и освещать в соплеменнике чувство родины». И такие русские художники, как Коровин, Левитан, Серов, помогают поддерживать это чувство. Их пейзажи, на первый взгляд, просты и незатейливы. Но они и есть сама Россия, потому что в них заключено что-то, что пробуждает в человеке чувство патриотизма. Автор утверждает, что у русского народа существует «нерасторжимая связь между эстетическим ощущением и ощущением родины».
Нельзя не согласиться с В. Конецким, который уверен, что ощущение родины у русского человека – это ощущение счастья. Воспоминания родной земли связаны у нас с самыми первыми радостями в жизни, с неосознанной еще благодарностью за нее.
Тема родины звучит во многих произведениях русских поэтов-классиков, проходит красной линией через все их творчество. Известный поэт Сергей Александрович Есенин писал: «Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к родине. Чувство родины - основное в моем творчестве». Действительно, каждая строчка стихов С. А. Есенина проникнута горячей любовью к родной земле. Он родился и вырос в глубинке, среди необъятных русских просторов, среди полей и лугов, поэтому в сердце поэта с юных лет запала Россия. Все красоты родного края отразились в его стихах, полных любви к русской земле. О чем бы ни писал С. А. Есенин, даже в самые тяжелые минуты одиночества светлый образ родины согревал его душу.
Известный советский журналист Василий Михайлович Песков в своей статье «Чувство Родины», писал, как у каждой реки есть исток, так и у чувства Родины, есть свое начало. Эта могла быть речка в детстве, текущая в ивняках по степи, зеленый косогор с березами и пешеходной тропинкой. В. М. Песков считает, что разветвленное дерево чувства Родины должно иметь самый первый изначальный росток, и чем он крепче, тем быстрее дерево вырастет, тем зеленее его вершина. Действительно, Родина - как мать, одна и на всю жизнь! Другой такой родной никогда не будет. Это - корни, это - традиции, культура, это - все то, что делает человека сильнее, когда ощущается эта мощь. Все в этом мире имеет свои истоки.
Итак, ощущение Родины - важнейшее чувство для каждого человека.

(1)Однажды ко мне на вахту, октябрьскую, осеннюю, ненастную,
прилетели скворцы. (2)Мы мчались в ночи от берегов Исландии к
Норвегии. (3)На освещенном мощными огнями теплоходе. (4)И в этом
туманном мире возникли усталые созвездия...
(5)Я вышел из рубки на крыло мостика. (6)Ветер, дождь и ночь сразу
стали громкими. (7)Я поднял к глазам бинокль. (8)В стёклах
заколыхались белые надстройки теплохода, спасательные вельботы,
тёмные от дождя чехлы и птицы - распушённые ветром мокрые
комочки. (9)Они метались между антеннами и пытались спрятаться от
ветра за трубой.
(10)Палубу нашего теплохода выбрали эти маленькие бесстрашные
птицы в качестве временного пристанища в своём долгом пути на юг…
(11)Конечно, мне сразу вспомнился Саврасов: грачи, весна, ещё лежит
снег, а деревья проснулись. (12)И всё вообще вспомнилось, что бывает
вокруг нас и что бывает внутри наших душ, когда приходит русская
весна и прилетают грачи и скворцы. (13)Это не опишешь. (14)Это
возвращает в детство. (15)И это связано не только с радостью от
пробуждения природы, но и с глубоким ощущением родины, России…
(16)И пускай ругают наших русских художников-реалистов за
старомодность и простоту сюжетов. (17)3а именами Саврасова,
Левитана, Серова, Коровина, Кустодиева скрывается не только вечная в
искусстве радость жизни. (18)Скрывается именно русская радость, со
всей её нежностью, скромностью и глубиной. (19)И как проста русская
песня, так проста наша живопись.
(20)И в наш сложный век, когда искусство мира мучительно ищет
общие истины, когда запутанность жизни вызывает необходимость
сложнейшего анализа психики отдельного человека и сложнейшего
анализа жизни общества, - в наш век художникам тем более не
следует забывать об одной простой функции национального искусства
- будить и освещать в соплеменнике чувство родины.
(21)Пускай наших пейзажистов не знает заграница. (22)Чтобы не
проходить мимо Серова, надо быть русским. (23)Искусство тогда
искусство, когда оно вызывает в человеке ощущение пусть
мимолетного, но счастья. (24)А мы устроены так, что удивительное,
самое пронзительное ощущение счастья возникает в нас тогда, когда
мы ощущаем любовь к России, гордость за Отечество. (25)Я не знаю,
честно говоря, есть ли у других наций такая нерасторжимая связь
между эстетическим ощущением и ощущением родины...

Скворцы пробудили в душе автора текста, писателя и публициста В.
Конецкого, воспоминания о Родине, о русском искусстве и множество
других тёплых чувств, для которых он пытается найти точные слова и
образы. Автор использует приём ___ (деревья проснулись), да и
необычная характеристика звёзд ___(усталые звёзды) – тоже родился на
основе этого приёма.
Размышления Конецкого рождены воспоминаниями, и он даже
использует __ («вообще вспомнилось», «Вспомнился Саврасов» в пр.
11, 12). Слова звучат как доверительный рассказ, в тексте использован
приём___ (см. пр. 2, 3) и конструкции с ___ (пр. 4, 10, 15). Кажется,
автору бы очень хотелось, чтобы и мы, читатели, тоже вспомнили о
любимых русских художниках, композиторах, писателях, о том, что нам
особенно дорого в русской культуре, что действительно согревает нам
душу и дарует высокое эстетическое наслаждение. Сам Конецкий,
вспоминая о самых дорогих его сердцу живописцах, использует такое
синтаксическое средство, как ___ (пр. 17, 18). А предложение 22 звучит
как ___. Нельзя не обратить внимание на ___(пр. 19) и на ___
«пронзительное счастье»(пр.24), которые во многом отражают
авторское мировосприятие, его видение русского искусства, его чувство
Родины.
Список терминов (в данной рецензии один термин использован дважды)
1) лексический повтор 2) парцелляция
3) олицетворение 4) эпитет
5) разговорная лексика 6) сравнительная конструкция
7) ряды однородных членов 8) многоточие 9) побудительные конструкции 10) афоризм
11) синонимы 12) оценочная лексика
13) литота 14) фразелогизм
15) метонимия 16) канцеляризмы