Обучение рисованию с натуры в подготовительной к школе группе. Организации уроков по рисованию с натуры

Рисование с натуры является ведущим разделом обучения, наглядным методом обучения, который дает прекрасные результаты не только в деле обучения рисунку, но и деле общего развития ребенка. Рисование с натуры приучает мыслить и целенаправленно вести наблюдение, пробуждает интерес к анализу натуры и тем самым подготавливает ребенка к дальнейшей учебной работе.

Рисование с натуры в овладении умениями и навыками грамотного изображения играет большую роль. Это справедливое утверждение многих методистов нашло отражение в различной литературе, программах по рисованию и изобразительному искусству. Трудности рисования с натуры не только для подростков, учащихся общеобразовательной школы, но даже и для профессионалов заключаются в том, чтобы, пройдя через анализ, сохранить свежесть, активность и целостность первоначального восприятия, углубить и обогатить его. Пристальное аналитико-синтетическое восприятие предметов действительности в процессе рисования с натуры побуждает к созерцанию; эта способность чрезвычайно важна для возникновения эстетических эмоций и художественного образа.

Рисование с натуры в общеобразовательной школе создает предпосылки не только для овладения основами грамотного изображения, но и условия для творческого художественно-образного отражения действительности. Одним из видов творческой работы, художественно отражающих действительность можно назвать натюрморт.

Главной задачей в натюрморте является развитие у школьников способности эмоционально-эстетически воспринимать изображаемые предметы. Направленность зрительного восприятия должна носить эмоциональный характер. Почувствовав красоту предметов, ребенок начинает иначе смотреть на обычный натюрморт; он видит гармонию очертаний вазы, сверкающую белизну тарелок, живописную фактуру драпировки, то есть, учится анализировать увиденное и видеть красоту предметов, окружающих их в обычной жизни.

При работе над натюрмортом решаются следующие учебные и творческие задачи:

  • 1) анализ формы, пропорций, строения, пространственного положения;
  • 2) изображение симметричной формы предметов с помощью средней линии;
  • 3) анализ цвета;
  • 4) обучение приемам работы с разными материалами (графическими, живописными, пластическими).
  • 5) приобретение навыков работы в монохроме;
  • 6) изучение правил композиции;
  • 7) приобретение навыков работы по памяти и по представлению (наблюдение, знание).

Курс изобразительного искусства предусматривает выполнение обучающимися различных натюрмортов, начиная с несложных, составленных из одного - двух предметов, усложняющихся на последующих этапах обучения.

Так в пятом классе в начале учебного года выполняется натюрморт с фруктами и овощами. Работа над натюрмортом начинается с композиции -- расположения группы предметов на плоскости листа бумаги. Изображение предметов должно быть очень крупным и целиком занимать лист бумаги. Затем прорисовываются очертания и конструкция предметов натюрморта, начиная с самых крупных. Далее убираются линии построения, и начинается работа красками. Тонкими линиями намечаются границы света, тени, полутени, бликов и рефлексов на предметах, с помощью цвета и светотени передается красота формы, поверхности, цветовой окраски предметов.

Дети учатся понимать натуру, познают законы грамотного ее изображения, овладевают навыками строить работу последовательно от простого к сложному, от элементарных упражнений к задачам более разнообразным и глубоким.

В процессе обучения рисованию с натуры заложены учебные задачи, которые содержат много различной информации, например: если рисуют фрукты, овощи - информация - где растут, о работах художников - мастерах натюрмортов; если инструменты - следует рассказ об их назначении. Когда рисуют предметы домашнего обихода - рассказывается о традиционных народных украшениях предметов быта (Палеха, Хохломы и других народных промыслов), рассказ о приемах промысла. Зрительный ряд, который обычно сопровождает любую информацию, обеспечивает более осознанное рисование школьниками. Так на следующем этапе выполняется рисование осеннего натюрморта «Ветка рябины и яблоко». Рисованию предшествует рассказ о рябине.

Детям предоставляется возможность познакомиться с некоторыми живописными работами, на которых изображена рябина. Обращается внимание на растущую за окном кабинета рябину, которую в это время года - осенью - украшают яркие кисти ягод.

Далее учитель совместно с учениками анализирует натурную постановку, форму, объем букета из рябины, пространственное положение, уровень горизонта, строение листьев и гроздей рябины. Демонстрируется последовательность линейного построения рисунка натюрморта. Особое внимание уделяется первому этапу -- определению композиционного расположения всей группы предметов натюрморта на листе бумаги. Обращается внимание на правильную и неправильную композицию рисунка натюрморта. Учащиеся с большим интересом относятся к этой работе. Натюрморты получаются очень яркие, красивые и эмоциональные. Красота рябины за окном тоже находит отражение в выполненных рисунках учащихся.

В седьмом классе предусмотрено выполнение «Праздничного натюрморта» и национального «Русского натюрморта».

Во время рисования «Праздничного натюрморта» с натуры необходимо напоминать обучающимся о необходимости рассматривать рисуемый предмет и сравнивать со своим рисунком. Чтобы натюрморт легче воспринимался, задаются контрастные предметы, несложные по форме и разные по цвету. В то же время необходимо помочь увидеть ребенку характерный цвет и форму предметов, обратить его внимание на эстетические качества модели. В постановочной работе может быть небольшое количество предметов, но повышаются требования к качеству выполнения рисунка.

При выполнении «Русского натюрморта» учащиеся расширяют знания о декоративно-прикладном творчестве народов России, о народных промыслах, специфике образно-символического языка и роли цвета в произведениях декоративно-прикладного искусства. Натюрморт составляется из предметов русского быта (крынка, берестяной туесок, глиняная миска, деревянная ложка). Обращается внимание учащихся, что рисунок постановки -- это не просто сумма частностей, один предмет подрисован к другому. Это нечто целое, но включающее в себя несколько предметов. Здесь необходимо позаботиться о взвешенности композиции, пластическом единстве всего рисунка.

Даже выполняя рисунок крынки, в общем, несложного предмета, необходимо соблюдать определенную последовательность. Начинаем с изучения формы, разбираемся в строении, фактуре поверхности. Затем вкомпоновываем изображение в формат и приступаем к конструктивному построению. Проверяем правильность рисунка, вертикальность оси, симметричность правой и левой сторон крынки, устойчивость на плоскости: нет ли ощущения, что предмет заваливается вперед или назад. Если есть, значит, неточно намечены лежащие горизонтально части крынки или другой вещи относительно уровня глаз. После исправления неточностей и ошибок всей композиции учащиеся начинают работать красками.

Таким образом, закрепляются знания, полученные в процессе обучения. Количество заданий уменьшается, но требования к качеству возрастают.

Любой художник в течение всей жизни уделяет много внимания изображению человека. В общеобразовательной учебной программе определенное количество часов тоже уделяется изображению человека, предусматривая выполнение рисунков с натуры по темам «Наброски с фигуры человека» и «Наброски с фигуры человека, сидящего в профиль».

Наброски - одна из разновидностей рисунка, быстрые, лаконичные зарисовки. Чаще всего они бывают небольшого размера. Это обусловлено назначением и спецификой набросков, быстротой их выполнения, условиями, в которых они выполняются. Занятия набросками играют важную роль в процессе овладения изобразительной грамотой. Систематическая работа над набросками развивает наблюдательность, глазомер, воспитывает чувство пропорций, обогащает наблюдениями и знаниями.

В набросках находят преимущественно главные, наиболее существенные характеристики изображаемых фигур. Существенное значение в быстром рисовании играет умение начинать работу с установления целого. При рисовании с натуры набросков, надо стремиться выразить общее впечатление от натуры. Дать цельное представление о ней. Одной из весьма важных задач, стоящих перед учащимися, является правильная передача характерных особенностей изображаемых фигур, в том числе пропорции отдельных частей тела. При выполнении набросков человека учащиеся руководствуются правилами, взятыми из античных канонов, о пропорциях человеческой фигуры. В процессе создания композиции учащиеся все время сопоставляет натуру со своим рисунком.

Самостоятельная работа учащихся может выполняться различными способами: учебный натюрморт изобразительный изображение

  • - выполнение набросков одними линиями (первые линии изображают общее очертание фигуры, а затем прорисовываются части фигуры);
  • - выполнение набросков с помощью линий, схемы (вначале проводятся прямые отрезки линий, показывающие пространственное расположение частей фигуры, затем прорисовывается объемная форма фигуры).

Для подкрепления наглядности материала можно показать сходные позы (стоит прямо, стоит боком, сидит прямо или сбоку) на репродукциях, придать похожую позу натурному материалу. Лицо человека при этом детально не прорисовывается.

Занятия набросками играют важную роль в процессе овладения изобразительной грамотой. Систематическая работа над набросками развивает наблюдательность, глазомер, воспитывает чувство пропорций, обогащает наблюдениями и знаниями. Целенаправленное рисование с натуры содействует формированию мировоззрения учащихся, приучает их к сознательному восприятию явлений и предметов окружающей действительности, воспитывает их художественный вкус.

Среди методов обучения детей подготовительной к школе группы большое место отводится рисованию с натуры - ведущему методу обучения в школе. В подготовительной группе он сочетается с другими методами, так как иначе невозможно осуществление всех воспитательных задач, стоящих перед детским садом.

При рисовании с натуры в данной возрастной группе имеются некоторые особенности . Ранее дети усваивали типичную форму, строение и цвет группы предметов, теперь - свойства , присущие конкретному предмету . Выбирая для рисования ветку, они должны заметить, что ветка имеет изгиб, известное количество листьев, почек и т. д., заметить и изобразить. Кроме того, несмотря на то, что в начале занятия дети хорошо рассмотрят и проанализируют предмет, тем не менее, возникает необходимость сопоставлять с ним создаваемое изображение, возвращаться к его восприятию.

Рисование с натуры приобретает характер, близкий к требованиям школы . Дети рассматривают и анализируют строение, форму частей, окраску предметов, которые используются в качестве натуры (весной это - ветки, цветы в вазе, комнатные растения). От детей требуется передача основных характерных свойств натуры, в частности оттенков цветов. Обращается также внимание на красивое расположение рисунка на листе (даются большие листы бумаги, рисунки делаются крупными).

Но в то же время методика использования натуры в подготовительной группе отличается от школьной . В детском саду не ставятся задачи обучения объемному изображению, передачи светотени, перспективных сокращений, сложных ракурсов.

В подготовительной к школе группе дети способны зрительно обследовать натуру , выделяя основные ее особенности . Опыт детей 6-7 лет настолько возрастает, что они уже могут дать анализ общей формы, частей, их положения на основе только зрительного восприятия без дополнительного участия других органов чувств. При этом предполагается, что предложенный предмет или подобные ему были знакомы детям ранее; неизвестные, впервые воспринимаемые предметы таким образом рисовать нельзя.

В изобразительном искусстве всякий рисунок начинается с легкого наброска - положения всего предмета, его частей, их пропорций.

Дошкольнику легче строить рисунок, переходя от одной части к другой, что ведет часто к нарушению пропорций. Поэтому в подготовительной группе следует учить детей воспринимать объект в целом , выделяя самое характерное в его формах, сделать самостоятельно набросок и только после этого приступать к передаче точных форм и деталей .

Сначала они учатся анализировать объект с помощью воспитателя , затем постепенно дети начинают это делать самостоятельно .



На нескольких первых занятиях после рассматривания натуры воспитатель сам показывает, как делать набросок . Когда дети усвоят основное правило - наметить легкой линией общий контур натуры без деталей, необходимость показа воспитателя отпадает. Воспитатель помогает детям сравнивать рисунок с натурой, находить ошибки и способы исправления.

В подготовительной группе становится разнообразнее и сама натура, и ее постановка . Предметы могут быть разного размера : более крупные, которые ставят на расстоянии для всей группы детей, и мелкие, которые ставят на столы для 2-3 детей. У детей старшего возраста уже есть навык зрительного восприятия натуры, им не нужно ощупывать ее, как это делают дети 4-5 лет. В качестве натуры в подготовительной группе могут быть использованы веточки с листьями, цветы, ягоды, игрушки и другие разнообразные предметы небольшого размера . Близкое расположение натуры чаще привлекает к ней внимание ребенка: он сравнивает ее с рисунком.

Кроме того, ценность такой «индивидуальной» натуры в том, что она позволяет сосредоточить внимание на ее характерных особенностях . Воспитатель подбирает однородную натуру с небольшими вариациями: на одной веточке - 3 ответвления, на другой - 2, у одной - все листики смотрят вверх, а у другой - в разные стороны. На это различие обращается внимание детей при объяснении задания и анализе натуры; им предлагается рисовать свою веточку так, чтобы потом можно было ее узнать. В конце занятия может быть проведен интересный анализ отыскания по рисунку натуры или по натуре рисунка. Здесь повышается внимание детей ко всем деталям.

Рисованием натуры помогает развивать чувство композиции при передаче пространства . Дети очень быстро овладевают умением располагать предметы на большом пространстве вблизи и вдали при рисовании с натуры окружающей природы. Например, они рассматривают с воспитателем из окна пространство между двумя деревьями: близко к детям расположена лужайка, за ней - река, далее - поле, а там, где небо как бы сходится с землей, видна узкая полоска леса, где даже нельзя разобрать отдельные деревья. Дети начинают рисовать, переходя от близлежащих предметов к отдаленным, начиная с нижнего края листа. Им становится ясным, что означает рисование на широком пространстве. Пустота между землей и небом исчезает.

В подготовительной к школе группе можно ввести такие занятия, когда рисуют с натуры сразу несколько предметов. Полезно поставить на видном месте не один предмет, а два-три разной величины и формы. Сравнивая один предмет с другим, дети лучше улавливают их сходство, различие и отражают свои представления в рисунке.

Иногда можно проводить такие занятия рисованием, на которых весь процесс изображения соответствует натуре : передается не только форма каждого предмета, но и относительная величина их и взаимоположение (что стоит справа, что слева, в середине, близко или подальше). При этом дети замечают, что с разных мест группу предметов видно по-разному, одни предметы частично загораживают другие. Часть детей быстро, с первого же занятия, овладевают способностью охватывать взором группу предметов в их взаимоотношениях и переносить увиденное целое на бумагу. Другие же в течение нескольких занятий рисуют предметы врозь, располагая их по всему листу бумаги, искажают их величинные и пространственные отношения. Однако через несколько месяцев после начала этих занятий все дети овладевают способами изображения нескольких предметов с натуры в простейшем плоскостном выражении. Новое достижение доставляет детям большое удовольствие. Частичное загораживание одних предметов другими они используют затем в сюжетных рисунках по представлению.

При обучении детей изображению с натуры основное внимание надо направлять на соотношение предметов по величине , а форму каждого предмета дети должны рисовать без особых затруднений.

Рисунки могут выполняться графитным карандашом с последующим раскрашиванием акварелью . Воспитатель учит детей наносить контур легкой тонкой линией, чтобы можно было исправить неточности. Когда правильная линия контура найдена, ребенок просит воспитателя стереть все лишнее, ненужные линии (мы не советуем давать резинку детям в руки: во многих случаях они используют ее недостаточно разумно и портят начатый рисунок). В некоторых случаях можно предложить детям рисовать только мягким графитным карандашом . Для этой цели следует подобрать нецветущие комнатные растения, в окраске которых отчетливо видны разные оттенки зеленого цвета.

Рисование с натуры простым графитным карандашом (узамбарская фиалка)

Рисование с натуры простым графитным карандашом (сансевьера)

Детей надо научить не только передавать форму всех частей натуры, но и тоновые отношения : темные листы покрыть штриховкой более густо, при закрашивании светлых - легко нажимать на карандаш. Этот технический прием детям уже знаком. На данном занятии его надо вспомнить. Не следует думать, что перед детьми ставится задача передать светотень. Достаточно при анализе растения обратить внимание на то, что одни части растения светлее, другие темнее, и это отразить в рисунке.

Рисование с натуры требует особого внимания к цвету . Каждый предмет имеет свой оттенок цвета: он не просто желтый или зеленый, а желтый или зеленый определенного оттенка. Кроме того, одни предметы оказываются темнее, другие светлее. Задача воспитателя - научить детей видеть и передавать эти оттенки.

Многие дети хорошо замечают оттенки цвета в натуре и дают им подчас очень точные названия, но им трудно найти подходящий цвет краски и тем более составить его. Воспитательница предварительно сама пробует найти нужные оттенки акварельных красок или получить их, составляя из нескольких красок. Показывая, какие краски выбирать и как их смешивать, воспитательница задает детям вопросы, старается, чтобы они получали нужные тона самостоятельно или с некоторой ее помощью. Иногда дети превращают смешивание красок в самостоятельное интересное занятие и разводят большое количество краски, тогда как для рисунка ее требуется совсем немного. Надо учить детей брать столько краски, сколько нужно: чаще всего к более светлой краске понемногу прибавляется более темная, например к желтой или светло-зеленой - синяя или коричневая для получения темно-зеленой.

Рассмотрим методику проведения занятий - рисование с натуры.

Рисование с натуры является методом наглядного обучения и дает прекрасные результаты не только в деле обучения рисунку, но и деле общего развития ребенка. Рисование с натуры приучает мыслить и целенаправленно вести наблюдение, пробуждает интерес к анализу натуры и тем самым подготавливает ребенка к дальнейшей учебной работе.

Рисование с натуры. «Комнатное растение»

Программное содержание . Учить детей передавать характерные особенности растения (строение и направление стебля, листьев), форму цветочного горшка. Учить видеть тоновые отношения (светлые и темные места) и передавать их в рисунке, усиливая или ослабляя нажим на карандаш. Развивать мелкие движения руки (при изображении мелких частей растения). Формировать умение регулировать рисовальное движение по силе. Закреплять умение хорошо располагать изображение на листе.

Материалы к занятию. Комнатное растение (типа аспарагуса, традесканции).

Методика проведения занятия . Обследовать растение, активно включая детей, вызывая их для показа у доски на правления стеблей, формы горшка. Спросить детей, все ли части растения одинаковы по цвету, предложить отметить, где светлее, где темнее; спросить, как это можно передать в рисунке одним простым карандашом. Если дети не ответят, показать, как разный нажим на карандаш передает разный тон (светлее, темнее). Во время анализа отметить те рисунки, где правильно передан характер растения и тоновые отношения, изображение хорошо расположено на листе.

Связь занятия с другими сторонами воспитательной работы . Рассматривание комнатных растений (разных), сравнение, уточнение характерных особенностей. Уход за растениями.

В качестве натуры здесь могут быть использованы более сложные и разнообразные предметы, чем в средней группе. Вначале натура проста - фрукты, овощи, но если в средней группе при рисовании яблока обращалось внимание на его основные признаки - круглую форму и цвет, то в старшей группе детей учат видеть и передавать характерные особенности именно того яблока, которое лежит перед ними,- форма круглая, удлиненная или сплющенная и т.

Д. Для того чтобы оттенить эти особенности, в качестве натуры можно предложить два яблока разной формы.

Кроме предметов простой формы, в старшей группе надо использовать и более сложную натуру - комнатные растения с крупными листьями и несложным строением. Подобранный экземпляр должен иметь немного листьев (5-6, у амариллиса 1-2 цветка). Можно рисовать с натуры ветки деревьев и кустарников с листьями или цветами (вербы, мимозы, ели, тополя), некоторые полевые и садовые цветы с простой формой листьев и цветов (ромашку, одуванчик, космею, нарцисс, тюльпан, лилию).

Рисовать такие предметы труднее, чем предметы, имеющие правильные геометрические формы с симметричным построением, как, например, неваляшка и др. Сложное построение растения, у которого листья прикреплены пучками, ветки имеют много ответвлений, дети старшей группы передать не смогут, но увидеть и нарисовать одни листочки поднятыми вверх, а другие опущенными им доступно.

Еще сложнее натура - игрушки, изображающие разные предметы. Если рисуется какое-либо животное, следует брать плюшевые игрушки с простыми формами - удлиненные лапы, овальное туловище, круглая голова, например мишку, зайца.

Расположение натуры перед детьми зависит от задания. Если нужно передать правильные пропорции, натура должна быть в статичном положении, повернута к детям так, чтобы ясно были видны все части. Иногда следует изменить положение частей, если детям дается задание передать движение.

В старшей группе дети могут научиться изображать лишь несложные движения живых объектов.

Основная структура предмета при этом движении не должна сильно изменяться, так же как и форма частей.

Руки в виде простой, продолговатой формы, но только подняты вверх, ноги повернуты носками в одну сторону и т. д.

Необходимость изменить форму при рисовании заставляет детей более внимательно всматриваться в натуру, сравнивать с ней рисунок.

Для еще большего уточнения понятия о характере движения и связанном с ним положении частей тела воспитатель может предложить тому, кто затрудняется нарисовать согнутую руку или ногу, самому принять эту позу и объяснять словами движение, например: «Взял в руку флажок, согнул ее в локте и поднял, другая рука опущена вниз, она осталась прямой».

Натура способствует усвоению правильного расположения рисунка на листе. С этой целью натура помещается перед цветным листом бумаги или картона такой же формы и оттенка, как и у детей, только соответственно большего размера. При рассматривании натуры педагог обращает внимание детей на то, что она находится в центре листа, по бокам ее видны края бумаги. Это облегчает ребятам задачу найти место рисунка у себя на листе.

Рассматривание и анализ формы и положения натуры сопровождается обрисовывающими жестами, вопросами воспитателя к детям. Рисование с натуры в старшей группе не требует обычно дополнительного показа приемов рисования, за исключением освоения новых технических приемов, например неотрывной штриховки хвои при рисовании ветки ели, или показа рисования сангиной, когда она внесена впервые.

После рассматривания натуры воспитатель объясняет детям последовательность изображения частей. Чтобы выяснить, поняли ли ребята объяснение, воспитатель спрашивает кого-нибудь из них, с чего они начнут рисовать, и в начале занятия прежде всего подходит к тем, кто начал работать неправильно.

Натура используется и в конце занятия для сравнения результатов работы с предметом. Для воспитателя критерием оценки будут служить поставленные программные задачи, а для детей - конкретное сходство с натурой.

Вы также можете найти интересующую информацию в научном поисковике Otvety.Online. Воспользуйтесь формой поиска:

Еще по теме Методика рисования с натуры в старшем дошкольном возрасте.:

  1. Усложнение содержания и методики проведения занятия по лепке в старшем дошкольном возрасте.
  2. Психическое развитие глухого ребенка в старшем дошкольном возрасте
  3. б) ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ НОД. ЗАНЯТИЯ КАК ФОРМА ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. ТИПЫ И ВИДЫ ЗАНЯТИЙ, ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ, СТРУКТУРА. МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ. ТРЕБОВАНИЯ К РАЗВИВАЮЩИМ ЗАНЯТИЯМ. САНПИН 2.4.1. 2660 - 10.
  4. Методика формирования графических навыков в дошкольном возрасте.
  5. 10.Теория и методика умственного воспитания детей дошкольного возраста
  6. Организация и методика проведения занятий по лепке в младшем дошкольном возрасте.
  7. Г) ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В СТАРШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ. ПОДГОТОВКА ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ. ПОНЯТИЕ ГОТОВНОСТЬ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ. «ОБЩАЯ И СПЕЦИАЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ».

На рисование с натуры отводится наибольшее количе­ство часов. Рисование с натуры является методом наглядного обучения и дает прекрасные результаты не только в деле обучения рисунку, но и в деле общего развития ребенка. Рисование с натуры приучает мыслить и целенаправленно вести наблюдения, пробуждает интерес к анализу натуры и тем самым подготавливает школьника к дальнейшей учебной работе.

Процесс познания объективной реальности во многом зависит от степени развития зрительного аппарата, от способности чело­века анализировать и синтезировать получаемые зрительные впечатления. Рисование с натуры располагает большими возмож­ностями для развития этой способности.

В учебном рисунке процесс познания натуры является не простым созерцанием, а переходом от единичных и неполных понятий о предмете к полному и обобщенному представлению о нем. Рисуя с натуры, ученик внимательно рассматривает натуру, старается отметить ее характерные особенности, понять структуру предмета. При рисовании с натуры понятия, суждения и умозаключения о пред­мете становятся все более конкретными и ясными, ибо находя­щаяся перед глазами натура доступна зрению, осязанию, измере­нию и сравнению.

Например, ученик, рисуя гипсовый орнамент, видит на выпук­лой форме предмета темное пятно,- ему кажется, что там впа­дина. Однако, подойдя к предмету и потрогав форму пальцем, он убеждается, что там не впадина, а выпуклость. Поэтому в на­чальных классах целесообразно занятия изобразительным искус­ством строить по двум направлениям - изучение формы путем зрения (рисование с натуры) и путем осязания (лепка).

Другие примеры: при рисовании в перспективе геометрического тела ученику кажется, что высота и ширина предмета одинаковы. Однако, измерив их, он убеждается, что величина сторон разная; дети в первом классе, рисуя с натуры лист тополя, часто плохо улавливают характер формы; когда им для сравнения показывают лист березы, сирени, липы, они начинают быстро подмечать характерные особенности формы листа тополя.

Приняв за основу, что обучение рисованию с натуры в шко­ле ведет к развитию умственных способностей, необходимо на занятиях приучать детей к правильному суждению о форме пред­метов на основе научных данных о явлениях перспективы, теории теней, цветоведения, анатомии. Научить детей внимательно рас­сматривать и анализировать форму предметов легко. Дети часто поражают нас своим внимательным отношением к мелким дета­лям натуры. Они с особой любовью и аккуратностью прорисо­вывают мельчайшие детали и подробности предмета. Это дает нам возможность без особого труда перевести внимание ребенка на самые характерные особенности строения формы предмета, научить его правильно видеть, понимать и изображать форму предмета.

Большое значение рисование с натуры, и особенно перспек­тивное рисование, имеет для развития пространственного мышле­ния и воображения. Уже при знакомстве с элементарными пра­вилами перспективы происходит сложнейший процесс простран­ственного мышления. Сложность передачи трехмерности объемно­го предмета при изображении на плоскости листа бумаги заставляет ученика развивать пространственное мышление и воображение. Всякое графическое выражение мысли основывает­ся на умении зрительно представлять изображаемые предметы. Рисовальщику необходимо ясно представить конструкцию пред­мета, взаимосвязь его частей, характер формы, положение предмета в пространстве.

Развивая у учащихся способность к ясным образным пред­ставлениям, рисование с натуры влияет и на развитие памяти. В жизни человека роль образной памяти огромна. Но влияние рисования с натуры не ограничивается только образной памятью, оно сказывается и на других видах памяти: двигательной, эмоциональной и словесно-логической. На основе ясных представлений о предметах, образной памяти у ученика развивается и способность воображения.
Во время рисования с натуры развивается и абстрактное мышление. Дать конструктивный анализ формы предмета, не прибегая к абстрактному мышлению, невозможно, а в рисунке постоянно приходится иметь дело с конструктивным анализом. Причем надо отметить, что рисование с натуры, как никакой другой вид изучения формы предмета, дает возможность разви­вать все моменты процесса абстрактного мышления.

Таким образом, мы видим, что обучение рисованию способст­вует общему развитию человека.

Рисование с натуры в общеобразовательной школе предусматривает не только изображение предметов средствами свето­теневого рисунка (рисунок карандашом), но и обучение элемен­там живописи. В задачу обучения живописи входит изображение с натуры отдельных предметов, несложных натюрмортов, интерьеров и пей­зажей. Знакомясь с элементами живописи, учащиеся овладевают техническими приемами работы цветными карандашами, аква­рельными и гуашевыми красками. В первых классах учащиеся рисуют акварелью предметы природы (листья, насекомых и т. д), еще не пользуясь смешением красок. С третьего класса они учатся подбирать сходный с натурой цвет путем смешения красок, а так­же знакомятся с использованием цветных прокладок цвета. В четвертом классе школьники рисуют акварелью предметы объемной формы (фрукты, посуду) - сначала, как и в предшест­вующих классах, на белом фоне, а в конце года - на светлом цветном. В пятом-шестом классах в рисовании с натуры аква­релью основной упор делается на правильную передачу соотно­шений цвета в группе предметов и на передачу объемности. В этих классах учащиеся используют приемы работы по-сырому, овла­девают умением работать акварелью на основе использования приемов повторных прокладок цвета, слияния цветов. При обучении живописи учителю надо иметь в виду, что дети с радостным чувством воспринимают все окружающее. Однако детские впечатления, как бы непосредственны они ни были, постепенно превращаются в мысли. Задача педагога - не убивая в ребенке этого вдохновенного порыва, методически умело под­вести к правильным представлениям о мире. Поэтому учащихся надо знакомить с основными положениями цветоведения, научить правильно пользоваться цветом и тоном для передачи своих зри­тельных впечатлений от натуры (теплый, холодный тон), переда­вать игру света и цвета на предметах, не отходя от зрительной достоверности изображаемого.

Рисование с натуры является прекрасным средством эстети­ческого воспитания детей. Рисуя с натуры пейзаж, дерево, цветок, изучая характер формы этих предметов, ребенок проявляет инте­рес к красотам природы, к богатству и разнообразию ее форм и красок. Он видит пропорциональное соотношение частей и це­лого, улавливает ритм и Гармонию форм природы, цветовых от­тенков. Развивая у детей наблюдательность, чутье, мы тем самым решаем и задачи эстетического воспитания.

Задания по рисованию с натуры могут быть длительными (1-2 урока) и кратковременными (наброски и зарисовки, выполняемые в течение 7-15 минут).

Предметы для рисования с натуры в 1-3 классах ставят­ся во фронтальном (или профильном) положении. Основ­ное внимание учащихся направляется на определение и пе­редачу пространственного положения, пропорций, конст­рукций, а также цвета изображаемых объектов.В 4 классе дети усва­ивают навыки изображения объемных предметов, находя­щихся во фронтальной и угловой перспективе (предмет рас­положен углом к рисующему и имеет две точки схода для со­кращающихся в перспективе форм).

Натурные постановки (не менее трех на класс), за не­большим исключением, располагают несколько ниже уровня зрения учащихся. Модели небольшого размера раздаются на парты.


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12

Система Су-Джок , созданная талантливым корейским врачом, профессором Пак Чже Ву в в конце 80-х годов ХХ века, представляет собой уникальную по своей эффективности и простоте лечебную методику, доступную абсолютно любому человеку. Что бы начать пользоваться Су-Джок терапией нет необходимости иметь медицинское образование, хотя и многие врачи пользуются этой системой.

В переводе с корейского языка Су – кисть, Джок – стопа. Методика Су-Джок заключается в воздействии на кисти и стопе на определенные зоны, являющиеся отраженными рефлекторными проекциями внутренних органов, мышц, позвоночника точки соответствия. Обладая большим количеством рецепторных полей, кисть и стопа связаны с различными частями человеческого тела. При возникновении болезненного процесса в органах тела, на кистях и стопах возникают болезненные точки «соответствия», связанные с этими органами. Воздействуя на эти болезненные точки можно помочь организму справиться с заболеванием.

Метод включает в себя несколько направлений: диагностику, лечение, профилактику и оздоровление. Неоспоримыми достоинствами Су-Джока являются:

  1. Высокая эффективность – при правильном определении точек воздействия эффект наступает через несколько минут.
  2. Полная безопастность – неправильное применение метода не вызывает побочных реакций и осложнений.
  3. Универсальность – лечению поддаются буквально все болезни, особенно в комплексе с традиционным фармакологическими методами лечения, в несколько раз увеличивающими его результативность.
  4. Простота – для получения результата обычно используют специальные инструменты, разработанные для Су-Джок терапии, но если под рукой их нет, то начать стимуляцию биоактивных точек можно с помощью зубочистки или слегка заточенной спички.

Физически крепок тот ребенок, который не имеет хронических заболеваний, закален и не простужается при малейшем дунавении ветерка. К сожалению, таких детей у нас немного. Сегодня 30-35% первоклассников уже имеют хронические заболевания. Поэтому профилактику заболеваний детей надо начинать еще в детском саду.

В этой профилактики Су-Джок терапия незаменимый помощник.

Массаж пальчиков и кистей рук с помощю шестигранных карандашей, грецких орехов, специальных шариков «марблс» развивает не только мелкую моторику, но дает и удивительный оздоровительный эффект.

Массаж большого пальца повышает активность мозга . Если дети при речи волнуются и вертят в руках предметы, не следует их выхватывать из рук – так организм ребенка сбрасывает возбуждение.

Применение данных методов Су-Джок терапии служит помимо профилактики заболеваний, для создания благоприятного эмлционального фона6 что в конечном итоге, улучшает эффективность коррекционного воздействия.

СКАЗКА «ЕЖИК»

Во время занятий Су-Джок.

Катится колючий ежик, нет ни головы, ни ножек.

По ладошке бежит и пыхтит (шарик между ладошками).

Мне по пальчикам бежит и пыхтит, пыхтит, пыхтит.

Бегает туда-сюда, мне щекотно, да, да, да (движения по пальцам).

Уходи колючий еж в темный лес, где ты живешь! (пускаем по столу и ловим подушечками пальцев).

Предварительный просмотр:

ПО

РИСОВАНИЮ С НАТУРЫ

Воспитатель по изодеятельности

МДОУ № 40 «Ритм»

Ковалева О.Л.

2010 год.

Одной из самых трудных тем в изобразительной деятельности дошкольников является рисование с натуры. Познакомившись с тем, как эту тему дают в педагогических училищах, меня удовлетворила только методика Николая Петровича Костерина. У других авторов эта тема раскрыта недостаточно, порой встречается путаница в последовательности ведения работы.

Поговорив с молодыми воспитателями, я узнала, что на практические занятия по изодеятельности отводится крайне мало времени, а на рисование с натуры тем более. В результате молодой воспитатель, не умея правильно сам написать пейзаж или натюрморт, не может научить этому ученика. Вместо рисования с натуры проводится рисование по воображению или представлению; или еще проще – перед детьми ставится предмет для рисования, чаще всего горшок с цветком, и говорится: «Рисуй, как видишь». А ребенок еще не умеет «видеть», когда смотрит на предмет, этому надо учить.

Способность наблюдать не есть еще способность правильно видеть и осознавать увиденное. Подавляющее большинство, даже взрослых людей, очень многого не замечают в предметах, не только в особенностях строения их формы и деталях, но и в их общем характере. Задача воспитателя помочь детям преодолеть эти барьеры.

Осмысление многообразных впечатлений, умение обобщать, наблюдать, выделять главное, а так же светлое на темном и темное на светлом – вот с чего надо начинать любое обучение изобразительному искусству.

Необходимо при каждом удобном случае обращать внимание детей на окружающее его пространство, на то красивое, необычное, что попадается на глаза («Какой сегодня интересный цвет неба», «Какой необычный силуэт дерева» и т.д.). Я даю задание детям по дороге в детский сад или домой понаблюдать за чем-нибудь, например, за цветом окон в домах утром и вечером.

При постоянном направлении внимания в этом русле и научается человек видеть, а не только смотреть.

Вот как раз рисование с натуры очень важная и полезная для этого вещь. Научив ребенка не просто смотреть на предмет рисования, но и «видеть» его. Научить сравнивать предмет со своим рисунком – это первая задача для педагога, решение которой позволяет установить связь: глаз – мозг – рука. В результате этой работы развивается рука ребенка, через руку – его мозг и, как следствие, его воображение, внимание, чувство пространства, цвета и тона.

Эти занятия строятся по двум направлениям: изучение формы путем зрения и путем осязания. Такой метод изучения дает прекрасный результат.

УПРАЖНЕНИЯ, которые полезны для развития чувства пространства, формы, цвета, тона. Эти упражнения желательно давать постоянно, но особенно перед рисованием с натуры.

Чтобы легче было уловить форму, следует дать для сравнения ребенку предметы разной формы, сначала попросить сравнить их зрительно, потом дать подержать их в руках и ощупать.

Попросить детей найти в комнате предметы светлые на темном фоне и темные на светлом фоне.

Рассмотреть один и тот же предмет на фоне стены, проема двери, окна, при дневном и вечернем освещении, а так же при включенном и выключенном свете.

Когда ребенок научится различать светлое на темном и наоборот, считайте, что пятьдесят процентов обучения «видеть» предмет уже есть.

Вырезать из плотной бумаги небольшой прямоугольник и в нем – прямоугольное отверстие. Это будет «фотоаппарат». Подносить его ближе и дальше к предмету, смотреть в окошечко, закрыв один глаз (можно рукой), искать хорошее положение предмета в окошечке рамки. Попросить детей «фотографировать» предметы в комнате. Потом можно «напечатать» (нарисовать) «фотографии» в альбоме.

Дети должны понимать форму, линию, пространство и открывать красоту там, где, казалось бы, она полностью отсутствует.

Для рисования с натуры лучше ставить две постановки, чтобы легче было выбрать место откуда рисовать. Постановку можно ставить в центре, а детей рассаживать вокруг, рисовать желательно за мольбертами.

Полезно давать детям самим составлять натюрморт.

Первые задания по рисованию с натуры лучше начинать графическими средствами (карандаш, сангина, пастель), далее переходить к технике гризали (письмо одной черной или коричневой краской). Техника гризали хорошо развивает чувство тона. Потом можно переходить к письму красками. Можно попросить детей выполнить натюрморт в технике аппликации или силуэтом, создавая образ по поводу натуры.

Рисовать с натуры можно начинать со средней группы. И здесь для постановок достаточно одного предмета (кубик, мячик, яблоко и т.п.).

В старшей группе – два предмета, разных по форме, величине и цвету. В подготовительной – два-три предмета, но не более трех.

Фон для постановок выбирается нейтральный или одного цвета, без драпировок , рисовать их сложно для дошкольников. Цвет фона можно создавать с помощью цветной бумаги. А первые работы лучше начинать на белом фоне.

Следует помнить, что при рисовании с натуры, расстояние от натуры до рисуюшего должно быть не менее 1,5 – 2 высоты постановки. Это необходимо, чтобы была возможность охватить взглядом всю постановку целиком вместе с фоном. Если рисующий сидит очень близко, он начинает рисовать постановку по частям, при этом очень трудно соблюсти пропорции, соотношения размеров предметов, целостность всей постановки.

ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ЗАДАЧИ, которые следует ставить перед детьми:

  1. Пространственные – больше, меньше, ближе, дальше, выше, ниже, сравнение формы предметов, перекрывание одного предмета другим, передача цветом пространственных отношений;
  2. Цветовые – контрастные или сближенные цвета, различные оттенки одного и того же цвета, получение одного цвета путем смешения разных красок (например: получить зеленый цвет путем смешения желтой и синей, черной и желтой красок); выделение цветового центра, теплые и холодные цвета;
  3. Тональные – светлое на темном, темное на светлом.

Количество поставленных художественных задач должно быть одна-две, в подготовительной группе, при условии уже имеющегося опыта рисования с натуры, можно ставить и три задачи, но не более.

Когда перед рисующими поставлены конкретные задачи , то по окончанию работы легко оценить их выполнение. Анализ работ превращается еще в один полезный урок. В результате ребенок научается правильно видеть, сравнивать, оценивать свои работы. А подсказать, как исправить ошибки должен воспитатель.

В процессе работы полезно показать ребенку издали его работу или поднести рисунок к постановке, так будет легче сравнивать, видеть ошибки, и ребенок сам будет видеть, что надо исправить, ну а как- подскажет опять же воспитатель.

Если постановка состоит из нескольких предметов, то следует обратить внимание детей на общую форму постановки, для этого ее надо закрыть сверху тонкой материей или марлей. Так будет легче закомпоновать предметы на листе, выбрать наиболее удачную композицию.

Особое внимание детей надо обратить на то, чтобы они рисовали именно то, что они видят со своего места, так как у сидящего рядом, постановка будет выглядеть по-другому. У всех должны получиться разные композиции.

И, чтобы приучить детей смотреть на натуру и рисовать со своего места, а не по представлению или воображению, можно сделать следующее: держать лист бумаги над руками рисующего, чтобы ему не виден был его рисунок и просить его рисовать «вслепую», рисовать, смотря не отрываясь на натуру. Рука сама будет повторять форму предмета. В дальнейшем держать лист бумаги не обязательно, достаточно просить детей чаще смотреть на натуру. Это самый сложный этап в рисовании с натуры, от воспитателя требуется большое терпение и индивидуальная работа с каждым. В противном случае будут получаться композиции, где предметы поменялись местами, у однотонных яблок появились цветные бочки, листики и веточки, которых нет в натуре.

Работу красками лучше начинать с подготовительного рисунка карандашом тонкими линиями, по контуру. Вести работу надо одновременно по всему полю листа. Начинать писать красками с самого темного и заканчивать самым светлым. Одну постановку можно рисовать два-три занятия. На первом занятии поговорить, рассмотреть, проанализировать постановку и сделать подготовительноый рисунок. На втором (треьем) занятии закончить работу красками.

ВАРИАНТЫ ЗАНЯТИИ.

  1. «Я-фотограф». (5-6 лет).

Задание: красиво расположить предметы на «фотографиях», не крупно и не мелко, и расположить «фотографии» на листе бумаги.

Материалы: бумажные рамки, бумага, фломастеры.

  1. «Дары осени». (6-7 лет).

Рисование с натуры фруктов. Работа на сближенные цвета.

Задание: нарисовать каждому со своего места желтое яблоко и желтый банан. Составить два разных по тону желтых цвета, используя разные сочетания красок.

Материалы: бумага, бумажные рамки, гуашь.

  1. «Натюрморт в холодных тонах» (6-7 лет).

Задание: правильно закомпоновать натюрморт на листе, используя бумажную рамку. Написать натюрморт гуашью методом раздельного мазка. Выделить тоном главный предмет. Правильно взять тон предметов натюрморта относительно фона (светлый или темный).

Материал: бумажные рамки, бумага, гуашь, предметы постановки холодных цветов.

  1. «Две вазы». (5-7 лет). Аппликация.

Содержание занятия: вместе с детьми подобрать бумагу, подходящую по цвету для фона и ваз. Вспомнить законы композиции, расположение предметов на листе: ближе-ниже, дальше-выше; загораживание одного предмета другим. Сравнить вазы по форме, величине, цвету и тону. Вырезать вазы симметричной формы, сложив лист вдвое. Обязательно напомнить и у каждого проверить, чтобы сгиб листа приходился бы на середину вазы. Найти хорошее расположение ваз на листе и наклеить их.

Задание: подобрать цвета бумаги для ваз и фона. Вырезать две разные по цвету и форме вазы, соответствующие натуре. Закомпоновать вазы на листе и наклеить их.

Примечание: можно добавить к вазам фрукты или другие предметы.

Материал: цветной картон (для фона), цветная бумага, ножницы, клей, две вазы (бутылки) разные по форме и цвету, муляжи фруктов.

  1. «Деревенский натюрморт». (5-6 лет).

Задание: нарисовать симметричный горшок и рядом лежащий огурец. Рисовать строго со своего места. Правильно выдержать величину предметов.

Материалы: бумажные рамки, бумага, пастель, керамические горшки, муляжи огурцов.

  1. «Натюрморт в технике гризали». (5-6 лет).

Содержание занятия: повторить тональные соотношения: светлое на темном, темное на светлом. Определить какие предметы темнее, какие светлее. Показать, как смотреть на натуру рассеяным, расфокусированным взглядом или прищурившись, при этом яснее видны тональные градации. Напомнить о правилах композиции. Рассказать о технике гризали, методе заливок. Начинать писать с самого темного и заканчивать самым светлым.

Задание: написать натюрморт в технике гризаль методом заливок.

Выдержать тональные соотношения предметов.

Материалы: бумага, акварель, предметы натюрморта разные по тону.

Примечание: гризаль-техника письма одним черным или коричневым цветом. Допускается применять белила.

  1. «Силуэтное рисование». (4-5 лет).

Силуэтное рисование хорошо давать как подготовку к рисованию тоном.

Содержание занятия: « Представьте, что Вы идете по подземному переходу и видите в его конце светлый квадрат выхода и на его фоне идущих навстречу людей. Мы не видим лиц, цвета одежды, видим только темные силуэты, общую форму без деталей». Показать рисунки художников, выполненные силуэтом. Рассказать, как раньше в парках художники вырезали портреты людей из черной бумаги. Показать прием рисования силуэта от овала на середине листа.

Задание:изобразить пятном одного цвета дерево, животное, человека или любой предмет.

Примечание: в задании ориентироваться на возраст детей.

Материалы: бумага, гуашь, репродукции и оригиналы с силуэтами городов, пейзажей, людей, животных, предметов.

К рисованию с натуры относится и пленерная живопись (пейзажи), а так же портреты и наброски.

Рисование пейзажей на пленере – это сложное задание для дошкольников, не знакомых с законами воздушной и линейной перспективы. Для них хорошо простое наблюдение уголков природы. А пейзажи писать в группе по воображению.

Рисование с натуры человека тоже не годится для дошкольников, но давать делать наброски с натуры человека, животных, предметов нужно и полезно, хотя это скорее игра.

Можно делать наброски друг с друга, посадив детей по кругу.