Одесский театр оперы и балета: адрес, история, репертуар. Оперный театр (Одесса) В одесском национальном академическом театре

Одесский театр оперы и балета по праву можно назвать старейшиной среди целого ряда культурных учреждений города. Одесса добилась права строить театр в 1804 году, а в 1809 году он был уже построен. 10 февраля 1810 года состоялось первое представление - русская группа П.Фортунатова поставила одноактную оперу Фрелиха "Новое Семейство" и водевиль "Утешенная вдова". Но, к сожалению, в 1873 году старый театр сгорел. Ни о каком восстановлении не могло быть и речи. Составить проект нового городского театра было предложено венским архитекторам Ф.Фельнеру и Г.Гельмеру (Хельмнеру). Прошло почти одиннадцать лет с момента пожара до закладки первого камня в основание здания нового театра. А открытие театра состоялось 1 октября 1887 года. Здание Одесского театра исполнено в стиле венского "барокко", который был основным в европейском искусстве с конца XVI и до середины XVIII века.
Театр интересен не только своей архитектурой, но и богатой творческой биографией. Театру принадлежит большая заслуга в развитии музыкальной культуры на Юге Украины. Здесь исполняли свои произведения П.И.Чайковский, Н.А.Римский-Корсаков, С.В.Рахманинов, Эжен Изаи, Пабло Сарасате и другие. Выступали артисты, чьи имена прославили отечественное искусство. Здесь пели великий Федор Шаляпин, Соломия Крушельницкая, Антонина Нежданова, Леонид Собинов, Титто Руффо, Маттиа Баттистини, Эудженио Джиральдони, танцевала первая балерина мира - Анна Павлова. В 1926 году театру было присвоено звание академического.

Находится известный Национальный академический театр оперы и балета. Сегодня одесситы шутливо сравнивают его с «венским тортом», а театралы всего мира называют «лучшим творением австрийских архитекторов» и «жемчужиной европейского барокко». Поэтому неудивительно, что Одесский оперный театр, которому уже более 125 лет, по праву занимает одно из почетных мест в списке самых красивых сооружений Украины.

История театра

Первый оперный театр в Одессе построили еще в 1809 году. Именно его посещал Александр Пушкин, когда жил здесь год. А уже в следующем году сыграли первый спектакль - одноактною оперу Сергея Вязмитинова «Новое семейство» и водевиль «Утешенная вдова» Якова Княжинина в исполнении русской труппы Порфирия Фортунатова. Говорят, уже тогда сцена театра была своеобразной проверкой актеров на талантливость. Мол, если спектакль имел успех у зрителей одесской оперы, то с ней трупа отправлялась в столицу Российской империи. Однако в 1873 году здание театра сгорело дотла. Говорят, причиной пожара стали керосиновые рожки, которыми тогда освещали здание оперы. В помещении на тот момент ночевали люди, однако все чудом остались живы.

Прошло десять лет, и одесситы взялись за сооружение нового архитектурного шедевра. Для возведения нового театра пригласили венских архитекторов Фердинанда Фельнера и Германа Гельмера. Помогали им тогдашний главный архитектор Одессы Александр Бернардацци и зодчие Юрий Дмитренко и Феликс Гонсиоровский. Уже в 1887 году оперный, о котором в 1983 году писатель Джеймс Олридж скажет: «Замечательный театр, я похожего по красоте в ни в одной стране мира не видел», был готов.

Одесская опера внутри

Одесский национальный академический театр оперы и балета известен прежде всего своей изысканной отделкой. Здание исполнено в стиле венского барокко. Театральный зал, элементы декора которого принадлежат к эпохе французского рококо, поражают красотой. Он считается лучшей частью всего архитектурного шедевра. Помещение, рассчитанное на 1600 зрителей, украшено лепниной в виде орнамента с тонкой позолотой. Взгляд привлекает очень хорошая люстра весом более 2 тонны, а также оригинально расписанный потолок, в основу композиции которого положены четыре сцены из произведений Шекспира: «Гамлета», «Сна в летнюю ночь», «Зимней сказки» и «Как вам это понравится».

Чрезвычайная акустика сцены позволяет донести до зрителя даже самый сокровенный шепот из закоулков. В конце концов, ни в одном другом месте вы не увидите занавеса, эскиз которого создал наиболее одаренный театральный художник Александр Головин.

Особого внимания заслуживает и фасад театра. Над ним возвышается покровительница лицедеев Мельпомена. Внизу, возле центрального входа, находятся две скульптурные группы: фрагмент трагедии Еврипида «Ипполит» и эпизод из комедии Аристофана «Птицы». А на фронтоне здания можно увидеть бюсты творцов русской литературы и искусства: Александра Пушкина, Михаила Глинки, Александра Грибоедова, Николая Гоголя.

Как доехать

Одесский национальный академический театр оперы и балета находится в центральной части Одессы - в переулке Чайковского.

Время работы театральной кассы: ежедневно с 11:00 до 19:30 (технический перерыв длится полчаса - с 15:00 до 15:30), кроме понедельника. Обратите внимание, за час до начала спектакля билеты продаются только на текущее представление.

В каждом городе есть свой символ. Символ - это место, куда первым делом ведут туристов и приезжают фотографироваться молодожены. Символ - это объект, который изображают на футболках, открытках и магнитах. В Одессе таким символом является одесский оперный театр .

Первый театр в Одессе и Новороссии по времени постройки, значению и известности.

Полная реставрация здания театра была завершена в 2007 году.

К 120-летию театра Национальный банк выпустил юбилейные монеты, а почта Украины провела спецгашение конвертов, посвящённых юбилею.

Журнал «Forbes » включил одесский театр в список самых необыкновенных достопримечательностей Восточной Европы.

Современное здание оперного театра было построено по проекту известных венских архитекторов Фердинанда Фельнера и Германа Гельмера.

Образцом послужила возведённая четырьмя годами раньше в стиле барокко Дрезденская Опера архитектора Готфрида Земпера.

Проект Фельнера и Гельмера не был доработан в деталях, к тому же, архитекторы не приезжали в Одессу во время строительства, поэтому многое переосмыслили и дополнили одесские архитекторы Александр Бернардацци, Феликс Гонсировский и Юрий Дмитренко.

Реализация проекта обошлась в колоссальные полтора миллиона рублей, но здание театра оснастили по последнему слову техники: впервые в Новороссийском крае были применены электрическое освещение и паровое отопление.

Сторона театра, смотрящая на английский клуб, называется английской.

А та сторона, которая обращена на Пале-Рояль , называется французской.

Первые два этажа, украшенные только колоннами тосканского ордера, создают ощущение фундаментальности и стойкости, а третий, ажурный и утонченный этаж, создает общее впечатление легкости, стройности и изящества здания.

«Одесский театр лучший в мире!», - так отреагировал соавтор проекта, Фердинанд Фельнер , увидев здание воочию по приезду в Одессу после окончания строительства.

Новый театр моментально стал культурным центром города, излюбленным местом богатых сословий Одессы, и, кроме того, пользовался небывалой популярностью среди артистов с мировыми именами. На его сцене пели Федор Шаляпин, Энрико Карузо, Титта Руффо, Луиза Тетрацини, танцевали Анна Павлова, Екатерина Гельцер и Айседора Дункан, дерижировали Чайковский, Римский-Корсаков и Рахманинов.

Но, несмотря на любовь всемирно известных артистов и горожан, судьба театра не была простой.

Немного истории театра.

В 1925 году в здании возник пожар, который уничтожил сцену и повредил зрительный зал. Спустя год театр был восстановлен, но уже через 40 лет потребовалась его полная реставрация, которая была произведена на выделенные из всесоюзного бюджета четыре миллиона рублей. Но и это помогло ненадолго - уже к середине девяностых годов двадцатого века здание пришло в катастрофическое состояние. Причина подобных проблем кроется в оседании породы, подлегающей под театром. В городе заговорили о том, что театр медленно, но верно «сползает» к морю, и вскоре мы его не увидим. К счастью, подобные слухи оказались преждевременными. В 2007 году завершилась долгосрочная реставрация, в ходе которой фундамент здания был укреплен сваями, произведена установка современных систем кондиционирования, пожарной сигнализации, электрообеспечения, произведена полная реставрация фасада и внутренних помещений.

Оборудование театра.

Система кондиционирования воздуха.

Красно-зеленые устройства это плунжеры, позволяющие поднимать и опускать сцену.

Электрощитовые.

Закулисье театра.

Справа - белый железобетонный экран, отсекающий зрительный зал от внутренних помещений. Подобный экран в театре установили после пожара 1925 года.

Декорации одного из спектаклей.

Одна из самых высоких точек театра - место над сценой.

Все технические детали и закулисье скрыты от глаз театрального зрителя.

Интерьер театра.

Вестибюль с английской стороны театра.

Лестница, ведущая к ложам бельэтажа.

Фойе с проходами к ложам первого яруса, и лестницей, ведущей к ложам второго яруса. Именно здесь снималась сцена Марлезонского балета из фильма «Д’Артаньян и три мушкетёра».

Фойе, повторяющее изгиб зрительного зала.

Гардероб в фойе одного из ярусов.

Зрительный зал.

Места для зрителей предусмотрены в партере, ложах бенуара, бельэтажа, первого и второго ярусов, амфитеатре, а также на галерке.

Архитектура зрительного зала, рассчитанного на 1664 места, выдержана в стиле позднего французского «рококо».

Потолок зала украшают четыре медальона с картинами Франсуа Лефлера, изображающие сцены из произведений Шекспира «Гамлет», «Сон в летнюю ночь», «Зимняя сказка» и «Как вам это понравится».

А его центральное место занимает огромная хрустальная люстра.

Зрительный зал, так же, как и фойе, лестницы и вестибюли, украшен лепниной, орнаментами с позолотой, красным бархатом и деревом.

Уникальная акустика подковообразного зала позволяет доносить даже шёпот со сцены в любой уголок зала.

После первого визита в Одесский оперный театр великий Федор Шаляпин написал своей жене:

«...Был в театре и пришёл в дикий восторг от красоты театра. Я никогда в жизни не видел ничего красивее!»

Одесский оперный по-настоящему оживает только во время спектаклей, когда зал заполняется зрителями, на сцену выходят лучшие артисты и каждый зритель получает возможность прикоснуться к искусству.

По материалам: «Журнал Острозуба», {ostrozub.livejournal.com}

Одесский оперный театр является наглядным примером того, как выглядит ухоженная и приведенная в порядок Одесса.

Официальный сайт Одесского оперного театра - http://www.opera.odessa.ua/

Одна из важнейших достопримечательностей и символов Одессы. Он был сооружен в 1810 году и являлся первым театром в Одессе и тогдашней Новороссии. Первое здание сгорело при пожаре в 1873, а здание, что радует одесситов сегодня было построено в 1887 году по примеру Дрезденской оперы. Архитекторы Фельнер и Гельмер соорудили здание в стиле венского барокко. Зрительный зал же выдержан в более позднем французском рококо. Наряду с восхитительным видом зала, архитекторы подарили ему невероятную акустику. Даже фраза, сказанная шепотом со сцены будет слышен в любой точке зала. В свое время Одесским Национальным Академическим театром Оперы и Балета восхищались Пушкин, Шаляпин и многие другие известные деятели искусств. История этого места крайне интересна. Здание, сгоревшее в 1873 было первым на территории Украины с электричеством и паровым отоплением. Зрительный зал был рассчитан на 8 сотен людей при том, что все население города тогда не превышало 13 тысяч.

На афишах театра в разное время можно было встретить Чайковского и Шаляпина, Римского-Корсакова и Рахманинова, Крушельницкую и Павлову. Репертуар Оперного всегда отличался большим количеством известных деятелей искусства.

Современное состояние театра Оперы и Балета

Последняя реставрация закончилась в 2007 году и здание сейчас выглядит совершенно новым, мало кто ему даст почти полтора века. Расписание театра плотное и разнообразное. Каждый житель или гость города Одесса найдет для себя что-то интересное. Купить или забронировать билет можно онлайн или по телефону. Одесский городской портал odessa1 предлагает ознакомиться с афишами, репертуаром, просмотреть расписание, кроме того у нас вы сможете узнать цены на билеты. Стоимости билетов значительно отличаются, зависимо от мероприятия, однако остаются достаточно демократичными.

Одесский Национальный Академический театр Оперы и Балета расположен у начала улицы Ришельевской, на углу с Ланжероновской, хотя технически его адрес - переулок Чайковского 1. Обычно мероприятия начинаются в 18:30 либо 12:00, однако, все равно, стоит точно ознакомиться с расписанием. На афишах и на сайте указано точное время.

Благодаря шикарной архитектуре, выгодному местоположению и интересному расписанию, это место является одним из любимейших и популярных для жителей города, а для жителей всего мира - узнаваемым и манящим.

Начало спектаклей в 12:00 и в 18:30
Билеты поступают в продажу за 10 дней до спектакля
Дети дошкольного возраста на вечерние спектакли не допускаются
В театр не допускаются зрители в спортивной и пляжной одежде, шортах, майках и вьетнамках

Из истории театра:
Здание первого в Одессе театра было построено по проекту известного петербургского архитектора Тома де Томона и открыто 10 февраля 1810 года. Это было белоснежное строение наподобие античного храма, обращённое фасадом к порту. Зал насчитывал 800 мест (на тот момент в городе проживали 12,5 тысяч человек).

Название «оперный» появилось в XX веке, а вначале театр именовался Городским. На его подмостках выступали знаменитые оперные певцы, труппы императорских и королевских театров.

Спустя 64 года после открытия Городской театр был полностью уничтожен пожаром. Строительство нового было поручено венским архитекторам Фердинанду Фельнеру и Герману Гельмеру, которые уже создали театры в Вене, Будапеште, Дрездене и других городах Европы. Проект Фельнера и Гельмера не был проработан в деталях, и сами зодчие в период строительства в Одессу не приезжали. Поэтому многое пересмотрели и усовершенствовали местные архитекторы Феликс Гонсировский, Александр Бернардацци и Юрий Дмитренко.

Театр был сдан 15 сентября 1887 года, а его открытие состоялось 1 октября 1887 года. Это было первое в Новороссийском крае здание, оснащённое электричеством и паровым отоплением.

На сцене театра пели Энрико Карузо, Федор Шаляпин, Леонид Собинов, Соломия Крушельницкая, Антонина Нежданова. Танцевали Анна Павлова, Айседора Дункан, Екатерина Гельцер. Концертировали Сергей Рахманинов и Александр Скрябин. Играли драматические актрисы Сара Бернар и Элеонора Дузе, итальянский трагик Эрнесто Росси. Дирижировали оркестром Петр Чайковский и Николай Римский-Корсаков, Антон Рубинштейн и Эдуард Направник, Антон Аренский, Александр Глазунов и многие другие.

Второй серьёзный пожар произошел в одесском Оперном 15 марта 1925 года после оперы Джакомо Мейербера «Пророк» – из-за неосторожного обращения с огнём. Пожар повредил зал, уничтожил сцену, декорации, костюмы. Пострадала нотная библиотека и занавес, на котором художник Франсуа Лефлёр изобразил сцену из «Руслана и Людмилы». Но уже

спустя год в театре возобновились спектакли, сцена получила новое техническое оснащение, были оборудованы два железобетонных занавеса, которые при необходимости отсекают сцену от зрительного зала и служебных помещений. Новый декоративный занавес был выполнен по эскизам известного театрального художника Александра Головина.

После Октябрьской революции одесский театр стал государственным, а в 1926 году получил статус академического.

В 1944 году театр чудом уцелел: фашисты планировали взорвать его при отступлении. Но 10 апреля на балконе здания был вывешен советский флаг – в знак освобождения Одессы от гитлеровских захватчиков.

Во время реконструкции театра 1996 – 2007 годов труппа оперного театра давала спектакли на сценических площадках действующих одесских театров, выступала на международных фестивалях в разных странах.

В 2007 году, в день открытия после реконструкции, одесский академический театр оперы и балета был удостоен статуса «национальный».

Об архитектуре:
В оформлении фасада и интерьеров театра элементы итальянского ренессанса и венского барокко, классического барокко и рококо, но все стилевые компоненты органично связаны и создают целостную композицию.

Парадная сторона театра выполнена в стиле венского барокко. Над фасадом высится скульптурная группа, изображающая покровительницу театрального искусства музу Мельпомену в колеснице, запряжённой четырьмя разъяренными пантерами (аллегория: лишь сила искусства способна покорить звериную дикость).

Венчают портик две скульптуры, воплощающие музыку и танец: слева – Орфей играет на кифаре кентавру, справа – муза танца Терпсихора обучает девочку своему искусству. На фронтоне портика римскими цифрами указаны несколько дат: в первой строке MDCCCLXXXIV-MDCCCLXXXVII – годы начала и окончания сооружения театра (1884-1887). Вторая строка содержит фразу «ardebat anno», что означает «театр горел» (речь идёт о пожаре 1925 года). Затем дата MCMLXVII (1967) и слово «restitutum» («восстановление») как напоминание о реставрационных работах в театре.

Центральный вход в театр украшают лепные воплощения комедии и трагедии. Слева изображен эпизод из трагедии Еврипида «Ипполит», справа – эпизод из комедии Аристофана «Птицы». На балюстраде здания расположены 16 фигурок путти (младенцев-амуров), каждая из которых уникальна и не повторяет остальные.

В круглых нишах верхнего этажа по фронтону здания установлены бюсты гениальных русских авторов – Александра Пушкина, Александра Грибоедова, Николая Гоголя и Михаила Глинки. Они олицетворяют поэзию, драму, комедию и музыку.

Зрительный зал Одесского оперного театра декорирован в стиле позднего французского рококо, украшен лепным орнаментом с тончайшей позолотой. Главный мотив – раковина в виде завитков различной формы. Рисунок орнамента нигде не повторяется.

Потолочный плафон разделён на четыре сегмента-медальона, расписанных художником Франсуа Лефлёром. На них изображены сцены из произведений Шекспира «Гамлет», «Сон в летнюю ночь», «Зимняя сказка» и «Как вам это понравится». В центре располагается большая люстра, поражающая обилием и изяществом ажурных деталей. Первый театральный занавес был расписан также Франсуа Лефлёром и изображал сцену из спектакля «Руслан и Людмила».

Нынешнее техническое оснащение театра отвечает самым современным требованиям. Сюда входят кондиционеры, автоматический режиссерский пульт, электронный регулятор художественного освещения с программируемой кибернетической установкой, компьютерное управление движением сцены, сложнейшая система противопожарного обеспечения. Размещение кресел в зале исключает наличие так называемых «слепых мест», а великолепная акустика позволяет доносить до зрителей даже шёпот со сцены.