Первые университеты в средневековой европе. Появление первых университетов

1. Возникновение высших профессиональных школ и университетов в средние века
2. Устройство средневековых университетов и особенности их функционирования
3. Привилегии и общие черты средневековых университетов
4. Процесс обучения в средневековых университетах

Известно, что с развитием городов в Европе в VIII-X вв. начали формироваться церковные и светские высшие профессиональные школы, которые, накапливая методический опыт преподавания, становились широко известными. Так, монастырские и соборные (или кафедральные) школы, дающие высшие теологическое образование, в своей истории восходят к раннехристианской традиции. Главным предметом изучения здесь являлась Библия . На основе библейских текстов монахов учили грамматике и философии. Тексты совместно читали, затем переписывали и толковали. Глава монастырской школы именовался «толкователем ». Обучались в монастырских школах около трех лет. Понятно, что выпускники монастырских школ становились церковнослужителями.

Философско-педагогическая мысль средневековой Европы отражалась в основном в работах богословов. Примером могут служить деятельность и труды Пьера Абеляра (1079-1142) , известнейшего французского философа и теолога, ставшего в 24 года преподавателем знаменитейшей высшей соборной теологической школы Нотр-Дам в Париже. Современники называли Абеляра Сократом Галлии, Платоном Запада и Аристотелем своей эпохи .

Определение точного времени возникновения университетов является спорной научной проблемой. Так, отдельными историками отправными датами зарождения университетов считаются учебные заведения повышенного уровня эпохи эллинизма, имперский Аудиториум в Византийском Константинополе (425 г.), высшие юридические школы в Бейруте (VII в.), Константинополе (VIII в.) и Болонье (X в.), высшие теологические школы в Тулузе и Риме, образовательные центры в Салерно и Монпелье (Х в.).
Но преобладающее число ученых полагает, что первые университеты возникли в XII-XIII вв . в ходе самостоятельного развития авторитетных богословских, юридических, медицинских и артистических школ, первоначально тесно связанных с городскими общинами: Болонский (1158), Оксфордский (1168) и Кембриджский (1209), Парижский (1200) (по другим данным 1215 и 1231), Неапольский (1224), Лиссабонский (1290) и др.
Именно в этих университетах были сформулированы основные идеи академической автономии, выработаны многие процедуры внутренней жизни университетов. Университеты создавались при активном участии церкви и государства, так как главенствующее положение в обществе этого периода занимала церковь , под влиянием которой находились наука и образование (как религиозное, так и светское) .
Стечение многих обстоятельств предопределило возникновение университетов именно в этот период: расцвет торговли, зарождение денежной экономики, рост городов, совершенствование сельскохозяйственного производства, рост благосостояния населения и, как следствие, нацеленность граждан на получение знаний и практической профессиональной подготовки и т.д.
В педагогической и исторической литературе термин «университет » чаще всего связывается с универсальностью содержания образования. Однако, в XII-XIV вв. слово universitas использовалось для обозначения некоторой совокупности лиц с общими интересами и независимым легальным статусом : например, указывало на определенную группу, в частности, межнациональную корпорацию преподавателей – лиценциатов, магистров, докторов, профессоров – и студентов (схоларов ), объединявшихся в интересах просвещения и развития истинного и единого христианского знания.
Высшие церковные или светские власти (императорская или королевская) наделяли университеты многими привилегиями : самоуправление на основе статутов, ректорская юрисдикция, освобождение от налогов, гарантия личной безопасности для профессоров и студентов и др.
Главной привилегией университетов считалось право присуждения ученых степеней , имевших признание во всем христианском мире. Гарантом этого права выступала универсальная, вселенская власть, выдававшая университету документ об основании и правах – хартию . Не признать полноценность университетской ученой степени или лиценции (Licentiaubiquedocendi ), дававшей право преподавать повсюду, значило бросить вызов этой власти. Такой властью было прежде всего папство , но привилегии могли выдавать императоры и короли , хотя полноправными университеты становились лишь после обретения ими папской хартии . Именно этим университеты, называвшиеся по-другому studiumgenerale «генеральными школами» или высшими школами, отличались от studiumparticulare – местных городских школ или религиозных школ повышенного уровня (монастырских или кафедральных), которые не обладали привилегиями и правом присуждения ученых степеней.



Сами же университеты желали происходить от легендарных королей. Так, считалось, что Парижский университет основал Карл Великий, Кембриджский – король Артур, а Оксфордский – Альфред Великий.

Студенты различных стран объединялись в университетах в «нации » или землячества . Позже в средневековых университетах появились факультеты или колледжи (от лат. сollegium – товарищество, общество) как учебные и структурные подразделения, где преподается круг научных дисциплин по определенной специальности, а также корпорации студентов и профессоров этих подразделений. Представители наций и факультетов – деканы (от лат.dekanus десятник–в средние века должностное лицо в монастыре, помогавшее управлять десятью общинами, а затем руководитель факультета) выбирали официального главу университета – ректора (от лат. rektor управитель). Ректор обладал временными полномочиями и избирался обычно на один год. Приректоре состояли наблюдательный и ученый советы , избираемые из профессоров и магистров. Интересы церкви в университете представлял канцлер (от лат.cancellarius привратник, начальник канцелярии), утверждавший постановления о присуждении ученых степеней и вердикты ректорского суда .
Зачисление в студенты по принципу соответствия образовательным требованиям отличало университеты от других средневековых корпораций, при приеме в которые решающую роль играло социальное происхождение.
В некоторых университетах право избрания профессоров (с XIV в.) перешло к городу, который открывал в университетах оплачиваемые кафедры. Так, городки Оксфорд и Кембридж постепенно утратили свою самостоятельную роль и стали фактически придатками соответствующих университетов.

С самого начала своей деятельности европейские университеты отличались по своей направленности, полномочиям и внутренней структуре. Так,Болонский университет всегда имел преимущественносветскую ориентацию и достаточно значимую студенческую гильдию , что определяло внутреннюю политику, содержание читаемых курсов и выбор профессоров для проведения занятий.
Парижский университет имел явно выраженную теологическую направленность , а магистерская гильдия влияла на внутреннюю университетскую жизнь.
Кембриджский университет до сих пор во многом сохраняет свои традиционные черты: структурно представлен совокупностью самостоятельныхколледжей , в каждом из которых обучается 300-400 человек по разным специальностям.
Со временем в отдельных университетах усилилась специализация: Оксфордский университет стал славиться преподаванием канонического права ; университеты Италии добились высокого уровня преподавания римского права ; университеты Испании сталицентрами математики и естественных наук .
Но в университетском образовании средневековья существовало много общего. В целом университетское образование средневековья характеризовалась следующими чертами: 1) преподавание велось на латинском языке ; 2) профессора и студенты образовывали самоуправляемые корпорации , имеющие привилегии, полученные от местных и/или церковных властей; 3) ученые звания, присваиваемые любым университетом,пользовались общеевропейским признанием; 4) традиционный набор факультетов – теологический, медицинский, юридический и артистический; 5) наличие академических свобод и др. Следовательно, условно можно говорить о существовании единого образовательного пространства уже в средневековой Европы.
В XIV-XV вв. многие университеты Центральной Европы – Краковский (1364), Вильнюсский (1579) и др. – создавались по образцу Пражского университета (1348), учрежденного королевской властью .
Отметим, что зарождение сети университетов в Европе шло весьма интенсивно: если в XIII в. насчитывалось 19 университетов, то в XIV в. к ним добавляется еще 25 (в Анжере, Орлеане, Пизе, Ферраре, Гейдельберге, Кельне, Вене и др.), а к концу XVI в. насчитывалось уже 63 университета.

Полным считался университет с четырьмя факультетами:теологическим, юридическим, медицинским и артистическим (или факультетом искусств) . Среди факультетов существовала традиционная иерархия с приоритетным положением теологического факультета, за ним следовали юридический, медицинский и артистический, что соответствовало значимости равноименных отраслей знания в обществе того времени.

Распространенное представление о том, что артистический факультет являлсяподготовительным для поступления на другие факультеты, не совсем верно. Статуты университета этого прямо не предписывали, хотя стоит признать, что подобная традиция все же существовала .

«Ядро» содержания образования в средневековом университете составляли «тривиум» – грамматика, риторика, диалектика и «квадривиум» – арифметика, геометрия, музыка и астрономия . Главное внимание уделялось арифметике и геометрии с астрономией, затем неизменно охватывались основы схоластики, а по трудам Аристотеля получали основные знания о природе, обществе и человеке. Профессора были уверены в том, что совокупность ценных знаний заключена в античных сочинениях, поэтому центральное место в содержании образования и преподавании занимала аристотелева философия. Руководитель одной из авторитетнейших кафедральных школ XII в. Бернард Шартрский говорил о преемственности содержания образования: «Мы карлики, сидящие на плечах гигантов, им мы обязаны тем, что можем видеть дальше них ».Студенты должны были усваивать знания из сочинений греческих и арабских ученых, а всякое отступление считалось ересью .
Как правило, средневековые университеты в своем развитии опирались на античные традиции в профессиональном образовании, но вместе с тем разрабатывались и новые механизмы функционирования. Так, обучение в университетах со временем стало многоступенчатым и иерархизированным , предполагающим преемственность и обязательность прохождения предшествующих ступеней . К примеру, подготовка бакалавра искусств (от лат. baccalaureus – украшенный лавром, первая ученая степень) артистического факультета занимала около 2-х лет,магистра искусств (от лат. magister –мастер, наставник, вторая степень после бакалавра) – от 3-х до 10-ти лет.

На теологическом факультете обучение продолжалось около 12-ти лет. Нередко студенты (от лат. studeur – усердно работающий, овладевающий знаниями) теологического факультета были в возрасте 25-30 лет, сами уже преподававшие и занимавшие церковные должности. Центральное место в теологическом образовании занимало изучение Святого Писания и «Сентенций » Петра Ломбардского (нач. XII в. – 1160) –знаменитого философа и теолога, преподававшего в Парижской соборной школе, который сделал первый и наиболее авторитетный вплоть до XVI в. свод католического богословия. Окончание курса позволяло получить степень лиценциатабогословия (от лат. licentiatus – допущенный), дающее право преподавать, а за ней степеньмагистра теологии .

На юридических факультетах право рассматривалось в формах римского (Кодекс Юстиниана) и канонического или церковного права. После 4-х лет обучения можно было стать бакалавром права , еще через 3 года – лиценциатом права , а затем магистром и доктором права .
На медицинских факультетах изучались избранные труды Гиппократа, Авиценны, Галени и др. Через 3-4 года обучения бакалавр медицины должен был еще 2 года заниматься практикой под руководством магистра, а затем через 5-6 лет мог сдать экзамен на звание лиценциата.
Основными формами обучения в средневековых университетах были лекция (от лат. lectio – чтение), ее разновидность квестия (от лат.questio – спрашивать, задавать вопросы) – проблемное изложение материала через рассмотрение вариантов ответов на поставленный вопрос, диспут (от лат.disputare рассуждать, спорить), нацеленный на самостоятельное развитие мышления, демонстрацию ловкости и остроумия, декламации как изложения на заданную тему в стихах или прозе .

Несмотря на бесконечное разнообразие уставов университетов, основные принципы преподавания были повсюду схожи. Утром читались курсорные или ординарные лекции – обычно преподаватель зачитывал текст книги, затем выделял основную проблему и разбивал ее на подвопросы. На вечерних или экстраординарных лекциях уже другие преподаватели (ассистенты профессора или лучшие ученики) растолковывали и повторяли утреннюю лекцию либо останавливались на отдельных вопросах. Умение выделять вопросы (question) считалось важнейшим. Немалое внимание уделялось формированию умения вести полемику , т.е. аргументированный спор при обсуждении каких-либо вопросов. Обычные, ординарные диспуты (disputatio ) проводились еженедельно. Событиями, привлекавшими публику, были диспуты «о чем угодно » или кводлибеты , которые проводились по особым правилам.

В записках того времени диспуты сравнивались со сражением, так как нередко они заканчивались настоящими побоищами между участниками, о чем свидетельствует, например, выдержка из работы Жоффруа из Сен Виктора «Родник философии » [цит. Хрестоматия поэтических произведений по истории древнего мира и средних веков //Составители А.Д. Рогов, Г.М. Линко – М.: Просвещение, 1961. – с. 196.]:

Здесь увидишь молодежь в битве напряженной:
Стрелы носятся, и меч блещет обнаженный;
Тот нанес удар, тот снес, в схватке побежденный,
Здесь сразивший победил, там поверг сраженный…

Большинство актов университетской жизни отличались театрализованностью, а раз год в университетах проводилиськарнавалы , которые допускали неординарное поведение студентов, но в официально допускаемых формах и в строго ограниченный период времени. В циркуляре Парижского университета (от 12 марта 1444 г.) смысл этой акции сформулирован так: «Глупость, которая является нашей второй природой и кажется прирожденной человеку, могла бы хоть раз в году изжить себя. Бочки с вином лопнут, если время от времени не пускать в них воздух. Все мы, люди, плохо сколоченные бочки, которые лопнут от вина мудрости, если это вино будет находиться в непрерывном брожении благоговения и страха божьего. Нужно дать ему воздух, чтобы оно не испортилось. Поэтому мы и разрешаем себе в определённые дни шутовство (глупость), чтобы потом с большим усердием вернуться к служению Господу » .
Со временем у каждого университетского ранга, а также и у каждого факультета появилась свояформа одежды , а рассуждения о символике ее цветов стали частой темой университетской литературы и диспутов.

  • Как соотносились в средневековой науке и философии вера, разум и опыт?

§ 18.1. Средневековые университеты

Развитие городов и другие перемены в жизни общества сопровождались и изменениями в школьном образовании. Если в раннее Средневековье образование можно было получить главным образом в монастырях, то позже лучшие школы начали действовать в городах.

    В крупных городах при соборах возникали школы, в которых изучали право, философию, медицину, читали произведения латинских, греческих и арабских авторов. Одной из лучших считалась школа в городе Шартр. Её руководителю приписывают слова: «Мы карлики, сидящие на плечах гигантов. Им мы обязаны тем, что можем видеть дальше их». Опора на традицию, уважение к ней - важная черта средневековой культуры.

Студенты на лекции. Рельеф XIV в. Болонья

Из некоторых городских школ со временем выросли первые университеты. Университет (от латинского слова «университас» - совокупность, объединение) - это сообщество преподавателей и студентов, организованное с целью давать и получать высшее образование и живущее по определённым правилам. Только университеты могли присваивать учёную степень, наделять своих выпускников правом преподавать по всей христианской Европе. Это право университеты получали от тех, кто их основал: пап, императоров, королей, то есть тех, кто обладал высшей властью. Университеты гордились своими традициями и привилегиями.

    Основание университетов приписывалось самым знаменитым монархам. Говорили, что Парижский университет основал Карл Великий, а Оксфордский - Альфред Великий. На самом деле биографии древнейших университетов начинаются в XII веке (Болонский в Италии, Парижский во Франции). В XIII веке возникают университеты Оксфорда и Кембриджа в Англии, Монпелье и Тулузы во Франции, Неаполя в Италии, Саламанки в Испании. В XIV веке появились первые университеты в Чехии, Германии, Аварии, Польше. К концу XV века в Европе было около ста университетов.

Во главе университета обычно стоял выборный ректор. Университет делился на факультеты, каждый из которых возглавлял декан. Сначала обучались на факультете свободных искусств (по-латыни искусства - «артес», поэтому факультет назывался артистическим). Прослушав здесь определённое число курсов, студент становился бакалавром, а потом и магистром искусств. Магистр получал право на преподавание, но мог и продолжить обучение на одном из «высших» факультетов: медицины, права или теологии.

Университетское образование было открыто перед каждым свободным человеком. Среди студентов преобладали выходцы из богатых семей, но попадались и дети бедняков. Правда, путь от момента поступления до высшей степени доктора иной раз растягивался на многие годы и мало кто проходил его до конца. Зато учёная степень обеспечивала почёт и возможности для карьеры.

Немало студентов в поисках лучших лекторов перебиралось из города в город и даже из страны в страну. Незнание языка им не мешало, ведь всюду в Европе преподавали на латыни - языке церкви и науки. Они вели жизнь странников и получили прозвище «ваганты» (что означает «бродящие»). Среди них оказались превосходные поэты, стихи которых до сих пор вызывают живой интерес.

    Распорядок дня студента был прост: утром лекции, вечером повторение и углубление пройденного материала. Наряду с тренировкой памяти огромное внимание уделялось умению спорить, которое отрабатывалось на диспутах. Однако жизнь студентов складывалась не только из занятий. В ней находилось место и торжественным церемониям, и шумным пирушкам. Школяры очень любили свой университет, где они проводили лучшие годы жизни, получали знания и находили защиту от чужаков. Его называли кормящей матерью (по-латыни «альма матер»).

В XII в. как результат возросшей потребности в научном знании и людях, им обладающих, – ученых – начался процесс образования на базе соборных школ в крупнейших городах Западной Европы высших школ – университетов. Первоначально понятие «университет» (от лат. universitas – совокупность) означало корпорацию преподавателей, профессоров и студентов, «схоларов», целью которой является изучение и приумножение единого христианского знания.
Первые университеты появились в Болонье (1158), Париже (1215), Кембридже (1209), Оксфорде (1206), Лиссабоне (1290). Именно в этих учебных заведениях были сформулированы основные принципы академической автономии, разработаны демократические правила управления высшей школой и ее внутренней жизнью. Так, университеты имели ряд привилегий, дарованных им римским папой: выдача разрешений на преподавание, присуждение ученых степеней (ранее это было исключительным правом церкви), освобождение студентов от военной службы, а само учебное заведение от налогов и т. п. Ежегодно в университете избирались ректор и деканы.
В XIII в. открылось еще 25 университетов, среди которых университеты в Праге (1347), Пизе (1343), Флоренции (1349) и др. К XV в. в Европе насчитывалось около 60 университетов.
Обычно в структуру университета входили четыре факультета: артистический, юридический, медицинский и богословский. В средневековых высших школах устанавливалась иерархия: старшим считался богословский факультет, затем юридический, медицинский и артистический факультеты. На этом основании артистический факультет, где изучалось «семь свободных искусств», в некоторых историко-педагогических исследованиях называют младшим или подготовительным, вместе с тем правила университета этого не предполагали. На богословском факультете изучали главным образом Священное Писание и «Сентенции» Петра Ломбардского (нач. XII в. – 1160), обучение длилось около 12 лет, студенты, продолжая обучение, могли преподавать сами и занимать церковные должности, в конце обучения им присваивались звания магистра теологии, а затем лиценциата (преподавателя, допущенного к чтению лекций, но еще не защитившего докторскую диссертацию).
На юридическом факультете рассматривалось римское и католическое право, через четыре года обучения студенты получали степень бакалавра, а еще через три года – лиценциата. Обучение на медицинском факультете включало изучение трудов Гиппократа, Авиценны, Галена и других известных врачей. По истечении четырех лет обучения студентам присваивалась степень бакалавра, и в течение двух лет они должны были заниматься врачебной практикой под руководством магистра. Затем после пяти лет обучения им позволялось сдавать экзамены на звание лиценциата.
На основе школьного курса тривиума студенты артистического факультета изучали квадриум, особенно подробно геометрию и астрономию, кроме того, в курсе обучения рассматривали схоластику, труды Аристотеля, философию. Через два года студенты получали степень бакалавра, подготовка магистра длилась от трех до десяти лет. Главной целью обучения на всех факультетах было достижение ученых степеней.
Внутри факультетов студенты по национальному признаку объединялись в землячества, решающую роль в присуждении ученых степеней играла корпорация преподавателей. В управлении университетом ректор опирался на деятельность наблюдательного и ученого советов, последний избирался из числа профессоров и магистров. В некоторых университетах с XIV в. право избрания профессоров перешло к городам. Постепенно к XV в. появляются государственные университеты.
Занятия в университетах длились на протяжении целого дня (с 5 ч утра до 8 ч вечера). Основной формой обучения было чтение профессором лекций. В связи с недостаточным количеством книг и рукописей этот процесс был трудоемким: профессор по нескольку раз повторял одну и ту же фразу, чтобы студенты могли ее запомнить. Низкой продуктивностью обучения отчасти объясняется его длительность. Раз в неделю проводился диспут, нацеленный на развитие самостоятельности мышления, студенты были обязаны присутствовать на диспутах.

Первые университеты никто не основывал. Они возникли сами собой на рубе-же XII-XIII веков. Затем эту уже готовую форму заимствовали, открывая новые университеты, в разных европейских землях, а позднее — и в других регионах. Причем даже в Новое и Новейшее время основатели университетов иногда неосознанно, а иногда и вполне преднамеренно копировали традиционные европейские формы.

За последние сто лет написано много книг о «миссии университета», о «духе университета», о «конце университета», о «перерождении университета». В спорах о роли и месте университетов в современном мире авторов становится все больше, а согласия между ними — все меньше. Но если признать средневе-ковое происхождение университетов, то, может быть, стоит сперва разобраться в том, зачем они вообще возникли на средневековом Западе и каковы были их функции?

Доктор исторических наук, член-корреспондент РАН, заведующий отделом западноевропейского Средневековья и раннего Нового времени Института всеобщей истории РАН, профессор Школы исторических наук НИУ ВШЭ, ответственный редактор журнала «Средние века»

Тезисы

Средневековый Запад подарил нам университеты. Ниточка, соединяю-щая средневековые университеты Болоньи, Парижа, Оксфорда или Пра-ги с МГУ, НИУ ВШЭ или НИЯУ МИФИ, — длинная и петляющая, но не-прерывная. Этого нельзя сказать о византийском Пандидактерионе Пандидактерион — учебное заведение, осно-ванное в 855 или 856 году в Константино-поле и существовавшее, пока в 1453 году город не взяли турки. , о марокканском Аль-Карауине Аль-Карауин — старейшее высшее учебное заведение в городе Фес, было основано в 859 году. или о китайской академии Ханьлинь Ханьлинь («Лес кистей») — придворная академия, основанная в Китае в 738 году и просуществовавшая до 1911 года. Она выполняла роль высшей школы, комитета по цензуре, библиотеки и императорской канцелярии, поскольку ее члены часто становились советниками императора. Академия являлась высшем звеном всей системы конфуцианского образования и ме-стом проведения должностных экзаменов. . История таких заведений чрезвычайно интересна и незаслуженно забыта, но в самих этих регионах позднее будет заимствована именно западная университетская форма получения и сохранения знаний.

Неразрывность традиции создает эффект узнавания: «Они были почти такими же, как мы сейчас!» И действительно, многое кажется знако-мым: там, как и у нас, были ректор, декан, факультет, лекции, курсы, экзамены, бакалавры, магистры, доктора, профессора. Студенты посту-пали в университет, слушали лекции, практиковались в отстаивании своего мнения, сдавали экзамены и в случае успеха получали степени. Достигнув степени бакалавра, они могли покинуть университет, а могли, добившись звания магистра, перейти к более продвинутым уровням обучения на высших факультетах. Человек с университетской степенью ценился в обществе достаточно высоко, хотя далеко не так высоко, как ему бы хотелось. Университетские должности были выбор-ными, важнейшие вопросы решали советы факультетов или всего уни-верситета. Среди магистров были великие ученые, но были и тупые ретрограды. Последних, как правило, больше — и тем не менее универ-ситеты часто становились катализаторами перемен, генерируя мятеж-ный дух. Студенты вечно жаловались на безденежье, на то, что они недоедают и недосыпают, но демонстрировали буйный нрав, склон-ность к веселью, проделкам и розыгрышам. Студенческий фольклор, например поэзия вагантов, неизменно интересует наших современни-ков, особенно если они знакомы с ней лишь по переводам Льва Гинзбурга .

Но ничего этого вы от профессиональных исследователей университе-тов не услышите: чем глубже человек погружается в материал, тем сильнее изменяется картина. Вагантами были вовсе не нищие студенты, а весьма солидные прелаты — то есть высокопоставленные духовные лица, кардиналы, архиепископы, епископы и проч. Ректора хотя и ува-жали, но избирали всего на три месяца. Средневековые университеты вовсе не ставили перед собой задачу развития науки или подготовки нужных обществу специалистов. Мотивации студентов и магистров, их источники финансирования и условия существования были совсем не похожи на современные.

Более того, линия преемственности между средневековыми и современ-ными университетами если и существует (в чем уверены далеко не все специалисты), то лишь в виде пунктира. «Люди больше походят на свое время, чем на своих отцов» — эта арабская пословица относится и к ис-тории университетов, которые в полной мере зависели от окружающего их мира и менялись вместе с ним. Порой университеты сознательно пы-тались отвергнуть собственное прошлое. Ренессанс, Реформация, Про-свещение — каждая эпоха стремилась установить свой, принципиально новый тип образования.

И тем не менее университетская история обладает некоторым един-ством. Университеты выработали особую культуру, способную само-воспроизводиться. Как бы хорошо ни были они укоренены в своей соб-ственной эпохе и собственной стране, будь то императорские универси-теты России или университеты Мадагаскара, университетские люди обладают особым культурным кодом, который проявляется в их поведе-нии и в особенностях мышления. Как-то «сами собой» воспроизводятся университетские традиции, прослеживается внутренняя логика, отлич-ная от окружающего мира, вновь и вновь проявляются константы уни-верситетской культуры. Одна из таких констант — утверждение о кри-зисе университета. Речь об этом кризисе часто заходит в XXI веке, а впервые о нем заговорили в начале XIII века. Университетская куль-тура все-таки удивительно постоянна. И в этом ее вечная загадка.

Интервью с лектором

— Расскажите, пожалуйста, почему и как вы занялись историей университетов.

— Все вполне предсказуемо. На втором курсе выбрал тему курсовой про средневековое студенчество. Тема представляет собой вечный инте-рес, но для меня этот выбор был еще и компромиссом. Да, Средние века меня интересовали, и читалась их история у нас в МГПИ МГПИ — Московский государственный педа-гогический институт им. Ленина, сейчас Московский педагогический государствен-ный университет. Павел Уваров окончил исторический факультет МГПИ в 1978 году. хорошо (про-фессор Александра Андреевна Кириллова Александра Андреевна Кириллова (1904-1984) — историк-медиевист, специалист по истории городов средневековой Англии. Заведовала в МГПИ кафедрой истории Древ-него мира и Средних веков. , правильный человек). Кроме того, с самого детства меня интересовало то, что сегодня назы-вается этнологией. А еще я познакомился с книгой Михаила Бахтина, с его идеями карнавальной культуры Самая знаменитая и влиятельная книга Миха-ила Бахтина (1895-1975), русского философа, филолога, теоретика и историка культуры, — «Творчество Франсуа Рабле и народная куль-тура Средневековья и Ренессанса», посвя-щенная исследованию смеховой культуры и карнавала. . Вот я и решил соединить несколько тем: Средневековье, повседневность, ритуалы, народная культура. Студенты казались мне таким вот племенем, достойным вни-мания Миклухо-Маклая. Личный опыт общения с однокурсниками укреплял меня в этом мнении. Я держался за университетскую тематику долго, ей были посвящены мои курсовые, дипломная работа, кандидат-ская диссертация. Потом поток жизни отнес меня достаточно далеко от этого сюжета. Но университеты я не терял из виду и надеюсь не по-терять. Это ведь как козырь в рукаве. Если мне надо быстро перейти на иную тему или вникнуть в историю иного региона, я начинаю искать университетских людей или их «гомологов», Гомологи — химические соединения, кото-рые имеют разный состав, но схожие строе-ние и свойства. живущих в той эпохе, будь то абсолютистская Франция, Российская империя, Советский Союз или империя Сун Империя Сун — государство, существовав-шее в Китае с 960 по 1279 год; считается временем экономического и культурного расцвета. . А дальше они сами подскажут мне следующие шаги.

«Жизнь города и деятельность горожан» («Город в средневековой цивилизации Западной Европы». Т. 2, 1999. Ответственный редактор А. А. Сванидзе).

Выставка к лекции

К лекции сотрудники отдела рукописей Российской государственной библиотеки и научно-исследовательского отдела редких книг РГБ подготовили мини-выставку. На ней будет представлен астрономиче-ский сборник первой четверти XV века с таблицами, которыми руковод-ствовались все европейские ученые вплоть до XVI века; пособие по ла-тинской грамматике конца XV века; а также философское сочинение Цицерона «Об обязанностях», служившее учебной книгой.

Необходимость в специалистах, которую уже не могли удовлетворить монастырские школы, привела к появлению новых институтов. Так, в городах появляются городские школы (магистратские, цеховые, гильдейские). Здесь впервые начали обучать детей на родном языке, обращать внимание на сообщение полезных знаний.

Но были необходимы и институты, дающие высшее образование. Поэтому начинают складываться внецерковные союзы ученых. Именно так возникли медицинская школа в Салерно, юридические школы в Болонье и Падуе.

Необходимость появления новых форм образования понимали и власти.

Начиная с 12 века, появились первые университеты. Они создавались как высшие образовательные учреждения. Название пошло от латинского слова "универсум", т.е. сообщество. Чтобы стать университетом, учреждению нужно было получить папскую буллу (указ) о своем создании.

Своей буллой папа римский выводит эти школы из-под контроля светской и, частично, местной церковной власти. Папы узаконивали существование университета.

Важнейшей привилегией университета было право на присвоение ученых степеней (линциаты, доктора и т.д.). Разумеется, и другие учреждения выдавали дипломы о своим выпускникам: академии, различные школы и т.д. Но они признавались только там, где существовала власть, узаконившая эти учреждения, например в родном городе. А дипломы университетов признавались всем католическим миром. Получивший диплом человек мог преподавать и работать в любой католической стране.

Следует учесть, что средним векам неизвестно было и то значение университета, которым пользуемся мы сейчас. Для нашего времени века, как правило, университет - это совокупность всех наук в противоположность специальным высшим учебным заведениям. В средние же века термин "universitas" означал не универсальность обучения, а любой организованный союз, всякую корпорацию. Для их обозначения применялись также слова corpus, коллегия. Эти объединения, таким образом, включали в себя людей с общими интересами и независимым правовым статусом. В Болонье, Падуе, Монпелье существовало фактически несколько университетов, но они считали себя частями одной "universitas". Только в 14-15вв. университет станет отдельным академическим учреждением.

Средневековый университет, несомненно, был продуктом именно западноевропейской средневековой цивилизации. В определенном смысле его предшественниками были некоторые учебные заведения классической древности: философская школа в Афинах (4 в. до н.э.), школа права в Бейруте (3-6вв.), императорский университет в Константинополе (424 - 1453 гг.). Их организация и программа отдельных курсов напоминают средневековые. Так, например, в Бейруте существовал обязательный пятилетний академический курс с определенными циклами, в Константинополе в одном центре были собраны учителя грамматики, риторики, философии и права. Здесь также изучали квадриум и тримиум. В качестве основного естественно использовался греческий язык. Существовала целая система школ. Но эти школы были достаточно жестко подчинены государству. Ни о какой автономии, а, следовательно, и свободе мысли речи не было.

Широко была развита практика получения образования у отдельных светских ученых.

Но только в Западной Европе возник университет как специальная организация для образования.

Его специфику определяли три важнейших момента - автономия, выборность властей и дискуссия как основа обучения и науки. Важнейшим отличием университета была его значительная независимость от различных властей, будь то церковные или светские.

Власть в университете выбиралась, и здесь большую роль играл авторитет, завоеванный в дискуссиях.

Университет обладал целым рядом прав и привилегий:

право изучать не только семь свободных искусств, но и право (гражданское и каноническое), теологию, медицину.

право получать часть бенефициальных церковных доходов на обучение.

право обладателя степени из одной школы преподавать в любом другом университете без дополнительных экзаменов (ius ubique docendi).

особая подсудность для школяров - по своему выбору или перед учителями или местным епископом вместо общей подсудности городским судьям. Так в Париже они подлежали суду ректора или парижского прево (королевский наместник Парижа), но не местному суду горожан.

право издавать свои законы, статуты и распоряжения, регламентирующие оплату труда преподавателям, приемы и методы обучения, дисциплинарные нормы, порядок проведения экзаменов и т.д.

В общей массе средневековых университетов выделяются так называемые "материнские". Это - университеты Болоньи, Парижа, Оксфорда и Саламанки. Это были наиболее крупные и престижные университеты того времени. Они считались наиболее важными в своей стране. Более того, они пользовались большим авторитетом во всем "христианском мире" (разумеется, католическом).

Так Болонский университет считался самым известным и престижным юридическим вузом. А парижский теологический факультет оказывал огромное влияние на политику церкви и французского государства. Именно его представители добились прекращения Великой схизмы, сумев заставить претендентов на папский престол договориться между собой. Они же выдвинули идеи соборности и галиканизма церкви.

Оксфордский славился тем, что здесь в меньшей степени были представлены богословские проблемы, зато большее внимание уделялось естественным наукам.

В Саламанке наиболее активно изучали литературу арабов и евреев. Считалось, что здесь активно изучают и черную магию.

Остальные университеты во многом подражали им. Особенно подражали Парижскому университету, который даже прозвали в средние века "Синаем учености".

Первым европейским университетом традиционно считается Болонский университет, возникший на основе Болонской юридической школы. Годом ее основания называют 1088 год. Основателем считается знаменитый правовед того времени Ирнерий, впервые ставший в широкой аудитории читать римское право.

Считается, что именно он ввел в практику юристов кодекс Юстиниана, свод законов, где большое внимание уделялось различным видам собственности.

Лекции Ирнерия оказались очень популярны, и к нему стали стекаться ученики со всех концов Европы.

Но подлинный рост значения Болонской школы начинается с середины 12 века. В 1158 году германский император Фридрих I Барбаросса захватил один их самых богатых городов Ломбардии - Милан и созвал на Ронкальском поле (на р. По, между Пьяченцей и Пармой) сейм с целью навязать североитальянским городам новый порядок управления. В благодарность за помощь со стороны болонских профессоров, в этом же году он издал закон, по которому брал под свое покровительство тех, кто "путешествует ради научных занятий, в особенности преподавателей божественного и священного права"; болонские школяры освобождались от круговой поруки в уплате налогов и от подчинения городским судам Болоньи.

Эти привилегии усилили приток слушателей. По свидетельствам современников, к началу 13 века в Болонье обучалось до 10 тысяч человек со всей Европы. У знаменитого болонского профессора Ацо будто было так много слушателей, что приходилось читать лекции на площади. Здесь были представлены почти все языки Европы. Школа стала называться генеральной. Именно в Болонье впервые стали появляться так называемые нации (землячества).

Иной тип объединения представлен Парижским университетом. Здесь объединение начали не школяры, а преподаватели. Но это были не простые учителя, а студенты старших факультетов, успевшие закончить подготовительный факультет. Они являлись одновременно и магистрами семи свободных искусств, и студентами. Естественно, что они начали противопоставлять себя другим преподавателям, школярам-подготовишкам и горожанам, требовать определения своего статуса. Новый университет развивался бурно, Объединение с другими факультетами происходило постепенно. Могущество университета выросло в ожесточенной борьбе с духовными и светскими властями. Основание университета датируют 1200 годом, когда вышли указ французского короля и булла папы Иннокентия III, освобождавшие университет от подчинения светской власти. Автономия университета была закреплена буллами пап 1209, 1212, 1231 годов.

В 13 веке возникает и Оксфордский университет. Как и Парижский университет, он возникает после массы конфликтов с городскими и церковными властями. После одной из таких стычек в 1209 году студенты в знак протеста ушли в Кембридж и там возник новый университет. Эти два университета настолько тесно связаны друг с другом, что часто объединяются под общим названием "Оксбридж". Особенностью Оксбриджа является и наличие так называемых колледжей (от слова "коллегия"), где студенты не только учились, но и жили. Образование в общежитиях привело к появлению такого феномена децентрализованного университета.

Гордостью Испании является университет в Саламанке (1227г). Об основании его окончательно было заявлено в грамоте короля Альфонса X в 1243 году.

В XIII веке возникает и масса других университетов:

1220г. - университет в Монпелье (привилегии университета получил, правда, лишь в конце 13 века).

1222г. - Падуанский (в результате ухода школяров из Болоньи).

1224г. - Неаполитанский, т.к. сицилийскому королю Фридриху II нужны были опытные администраторы.

1229г. - Орлеанский, Тулузский (местные власти соблазнили школяров тем, что можно слушать запрещенного Аристотеля и рассчитывать на стабильные цены на вино и продукты питания).

Много университетов появилось в 14-15 вв.:

1347г. - Пражский.

1364г. - Краковский.

1365г. - Венский.

1386г. - Гейдельбергский.

1409г. - Лейпцигский.

К 1500 году в Европе существовало уже 80 университетов, численность которых была самая разная. В парижском университете в середине 14 века обучалось около трех тысяч человек, в пражском к концу 14 века - 4 тысячи, в краковском - 904 человека.