По каким признакам противопоставлены онегин и татьяна. Сочинения. Противопоставление Татьяны Онегину

    Один из главных героев романа в стихах А.С.Пушкина – Онегин. Не случайно и произведение называется его именем. Образ Онегина – сложный и противоречивый, заключающий положительные признаки прогрессивности и резко отрицательные черты явно выраженного индивидуализма....

    Объяснение Онегина с Татьяной в саду. (Анализ эпизода четвертой главы романа А.С.Пушкина.) (by SSSoft.ru) А. С. Пушкин Каждый писатель в своих произведениях задает извечный вопрос: в чем смысл жизни, и пытается ответить на него. А. С. Пушкин в своем...

    «Как он устав от суеты, С ним подружился я в то время. Мне нравились его черты» – так рассказывает А.С. Пушкин о своём знакомстве с Евгением Онегиным, героем романа, превращенным в современника автора, живого человека силой поэтического таланта автора. В...

  1. Новое!

    Роман «Евгений Онегин» - главное творение А. С. Пушкина. Именно здесь читатели увидели все стороны русской жизни, узнали живую и жгучую современность, узнали самих себя и своих знакомых, всю окружающую среду, столицу, деревню, соседей-помещиков и крепостных....

  2. При всей кажущейся изученности художественной структуры романа А. С. Пушкина "Евгений Онегин" совершенно "упущенным" в литературоведческих исследованиях является, на наш взгляд, эпизод сна Онегина. Между тем этот эпизод играет...

    “Евгений Онегин” - первый реалистический русский роман. В нем изображено светское общество с его мыслями, действиями, законами. И хотя Онегин, Ленский, Ольга, Татьяна - вымышленные герои, они предстают пред нами как живые. Пушкин сделал своих героев,...

Выберите только ОДНУ из предложенных тем сочинений (2.1–2.4). В бланке ответов укажите номер выбранной Вами темы, а затем напишите сочинение в объёме не менее 200 слов (если объём сочинения менее 150 слов, то оно оценивается 0 баллов).

Опирайтесь на авторскую позицию (в сочинении по лирике учитывайте авторский замысел), формулируйте свою точку зрения. Аргументируйте свои тезисы, опираясь на литературные произведения (в сочинении по лирике необходимо проанализировать не менее двух стихотворений). Используйте теоретико-литературные понятия для анализа произведения. Продумывайте композицию сочинения. Сочинение пишите чётко и разборчиво, соблюдая нормы речи.

2.5. Какие сюжеты из произведений отечественной и зарубежной литературы являются для Вас актуальными и почему? (На основе анализа одного-двух произведений.)

Пояснение.

2.1. В чём состоит смысл сопоставления Татьяны и Ольги в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин»?

Характеры сестер Лариных показаны через противопоставление друг другу. Ольга весёлая, жизнерадостная девушка. Она послушная дочь, родители её любят, с детства она была обыкновенным ребенком, ничто не вызывало в ней опасений. В Ольгу без памяти влюблён Ленский. На его ухаживания она отвечает взаимностью, но её любовь непостоянна. Когда Ленского не стало, она недолго горевала и вскоре вышла замуж. Татьяна, наоборот, печальна, молчалива, замкнута в себе. Она не похожа на других девушек. В то время как все вышивали, заполняли альбомы, Татьяна читала романы и любовалась природой. В отличие от своей сестры «она в семье своей родной казалась девочкой чужой./ Она ласкаться не умела/ К отцу, ни к матери своей». Татьяна - натура глубокая и любит Татьяна по-настоящему, не так как Ольга, неслучайно именно в Татьяне Пушкин видит идеал русской женщины.

2.2. Как в произведениях В.С. Высоцкого раскрывается тема человеческого достоинства? (По двум−трём стихотворениям поэта).

Владимир Высоцкий - феномен семидесятых годов, его творчество самобытно и многогранно. Он написал более 600 стихотворений и песен, сыграл более 20 ролей в спектаклях и более 20 ролей в кинокартинах и телефильмах. Социальная и нравственная позиция Высоцкого нашла наиболее яркое выражение в «авторской песне» (термин самого В. Высоцкого). Гражданским нервом его творчества была правдивость - та острая и естественная реакция на общественные вопросы, что всех волновали, вызывали раздумья. Творчество Высоцкого в этом плане являло собой нормальную реакцию нормального человека, чуждого жизни с двойным дном (одно видим – говорим другое), возведенное художественным даром и талантом искренности в степень высокого народного искусства. Это «Банька по-белому» - сказание о трагической судьбе человека, прошедшего через обвинения и репрессии; «Чужая колея» - притча об инерции бессмысленного движения и пагубности его; «Мне в ресторане вечером вчера…» - едкая сатира о восшествии воров торгашей на Олимп Общественного благоговения. Поэт не отделял себя от своих героев, остро ощущал и как бы перекладывал на свои плечи сложную запутанность их судеб, боль и горечь переживаний. Его песни - своего рода самопознание народной души.

В народных традициях дана трактовка основных характеров «Песни». Калашников – народный герой, защитник народной нравственности, чести и справедливости. Он отстаивает не только свое доброе имя, но и честь всего православного народа. Поэтому имя его останется в веках, несмотря на немилость власти. Купец Калашников продолжает линию лермонтовских героев-мстителей. Калашников дорог поэту не только как борец против неправды и произвола. Не менее дорога его нравственная стойкость, внутренняя убежденность в своей правоте.

2.4. Каким предстаёт чиновничество в комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»?

Действие в «Ревизоре» относится к началу 30-х годов прошлого века. Всевозможные злоупотребления властью, казнокрадство и взяточничество, произвол и пренебрежительное отношение к народу были характерными, укоренившимися чертами тогдашнего чиновничества. Именно такими Гоголь и показывает в своей комедии правителей уездного города.

Во главе их стоит городничий. Он неглуп: более здраво, чем его сослуживцы, судит о причинах присылки к ним ревизора. Умудрённый жизненным служебным опытом, он обманывал людей. Городничий - умудрённый взяточник: «Это уж так самим богом устроено, и волтерианцы напрасно против этого говорят». Он постоянно присваивает казённые деньги.

Вторым по значению лицом в городе является судья Ляпкин-Тяпкин. В отличие от других чиновников, он представитель выборной власти: «избран судьёй по воле дворянства». Поэтому он держится свободней с городничим, позволяет себе оспаривать его. Он считается в городе «вольнодумцем» и образованным человеком, так как прочитал пять или шесть книг.

Попечитель богоугодных заведений Земляника готов сделать донос на своих сослуживцев. Почтмейстер Шпекин вскрывает чужие письма.

Все чиновники нарисованы Гоголем, как живые, каждый из них своеобразен. Но в то же время все они создают суммарный облик чиновничества, управляющего страной, раскрывают гнилостность общественно-политического строя крепостнической России.

Давайте представим на миг, что очутились в середине девятнадцатого века. Мы окажемся в том обществе, в котором жили герои романа А.С. Пушкина Татьяна Ларина и Евгений Онегин .

Несмотря на то, что Евгений и Татьяна жили в одно время и в одном обществе, но восприятие этого общества у них очень различно. Мир Онегина - это светский мир пышных приёмов и балов, а Татьяна - натура поэтическая, мечтательная и одухотворённая. Невольно спросишь у себя: могли ли Евгений и Татьяна быть вместе? На этот вопрос нельзя ответить однозначно. Для начала нужно определить: что же общего между ними?

Я думаю, что единственное, что их объединяет, — желание любить и быть любимыми. Возможно, они могли быть вместе, если бы не влияние того общества, в котором они жили. Общества, где нет любви, где есть только игра в любовь. Поэтому Онегин и во что не верит: ни в счастье, ни в любовь. Годы, проведенные в искусственном мире иллюзий доброты, оставили определенный отпечаток на его дальнейшей жизни. После многочисленных лет своей жизни проведенной во лжи и предательстве Евгений просто не может поверить в свое счастье. Этим и объясняется его трагическое непонимание Татьяны.

Написав письмо, Татьяна совершает необычный смелый поступок, не свойственный девушке того времени, нарушая все правила, общепринятые в её среде, так как за такой поступок могли бы не только не понять девушку, но и оклеветать. Но её признание не было услышано охлаждённым сердцем Онегина. Он не способен ответить на любовь Татьяны, так как его чувства искажены обществом. Он не понял Татьяну: она пишет ему о любви, а он говорит ей о женитьбе.

Исповедь Онегина, возможно, на первый взгляд очень благородна. Он же не обманул Татьяну, а, наоборот, сразу сказал ей всю правду. Но если задуматься, то можно с уверенностью сказать, что герой мёртв душой и у него каменное сердце. Онегин своими руками погубил нежданно выпавшее на него счастье. Возможно, он просто испугался любви и побоялся сделать или сказать Татьяне что-то не то. Ведь, в то время многие девушки просто забавлялись с юношами, не испытывая при этом абсолютно ничего. Наверное, поэтому Евгений и испугался такого счастья.

Он всегда был одинок, но когда другой человек протянул ему руку, раскрыл своё сердце, — он оказался нравственно слепым и глухим.

Я думаю, что когда-то он мечтал о такой девушке, как Татьяна, но со временем всё переменилось. Общество, в котором он жил, убило в нём всё прекрасное, что было когда-то. Кажется, что Онегин намного выше общества, которое его окружает, он в то же время он является его узником.

Последняя сцена - самая удивительная во всём романе. В ней Онегин всё же решается сказать Татьяне о своих чувствах, но уже спустя годы, когда они встретились на балу.

Когда же Татьяна становится знатной дамой, то с грустью вспоминает свою прежнюю сельскую жизнь. Татьяна по-прежнему любит Евгения. Даже при встрече она осталась верной своему супругу.

Исходя из всего, я могу точно утверждать, что отношения между Евгением и Татьяной не могли бы закончиться иначе, так как они даже спустя годы так и не смогли понять друг друга, а в отношениях, я считаю, самое главное - понимание.

1. Противопоставление столичного и сельского образа жизни.
2. Онегин и Ленский.
3. Противопоставление Татьяны и Ольги.
4. Татьяна — неопытная деревенской барышня и светская дама.

Легко заметить, что одним из основных принципов, которыми руководствовался А. С. Пушкин при написании своего романа в стихах «Евгений Онегин», является противопоставление. Это и противопоставление характеров героев, и противопоставление двух образов жизни — городского и сельского, столичного шума и тихого уединения. Вот как жил отец Евгения Онегина:

Служив отлично-благородно,

Долгами жил его отец,

Давал три бала ежегодно

И промотался наконец.

А дядя Онегина в это время вел в своем поместье размеренную и однообразную жизнь:

...Деревенский старожил

Лет сорок с ключницей бранился,

В окно смотрел и мух давил.

...Онегин шкафы отворил:

В одном нашел тетрадь прихода,

В другом наливок целый строй...

Пушкин показывает огромное различие интересов городского денди и сельских помещиков. Конечно, Онегин имеет довольно поверхностное образование, однако он прочитал много книг, может поговорить об экономике, высказать свое мнение об античной поэзии и даже процитировать несколько строф на латинском. А сельские помещики ведут простые беседы «о сенокосе, о вине, о псарне, о своей родне».

Нужно заметить, что Онегин сам подчеркнуто противопоставляет себя обществу своих деревенских соседей: стоит ему услышать, как кто-то из них едет к нему в гости, как он садится на коня и уезжает из дома.

Владимир Ленский, молодой помещик, который приехал в свое имение примерно в одно время с Онегиным, конечно, человек совершенно иного склада и круга интересов, нежели остальные деревенские жители. Он человек образованный (Пушкин упоминает о том, что Ленский учился в знаменитом Геттингенском университете в Германии), увлекается философией и поэзией. Поэтому-то Онегин и Ленский, несмотря на большое несходство характеров, и подружились. Им было о чем поговорить. Но, если присмотреться повнимательнее, Онегин и Ленский являлись антиподами в большей степени, чем Онегин и какой-нибудь «деревенский старожил» вроде его покойного дядюшки:

Они сошлись. Волна и камень,

Стихи и проза, лед и пламень

Не столь различны меж собой.

Онегин — личность, пресыщенная удовольствиями, равно зевающая «средь модных и старинных зал». Он еще способен оценить по достоинству искренность и силу чувств Татьяны, но разделить их он не хочет и не может, так как его душа утратила непосредственность и веру в счастье.

А Ленский, в отличие от Онегина, искренне верит в любовь и дружбу. Он еще очень молод; годы, проведенные в Германии, он посвятил учебе и мало обращал внимания на действительность. Он лелеет возвышенные мечты, а с непостоянством и подлостью людей он еще не сталкивался:

От хладного разврата света

Еще увянуть не успев,

Его душа была согрета

Приветом друга, лаской дев.

И если Онегин запер свое сердце для чувств, то Ленский был влюблен, «как в наши лета уже не любят». Конечно, Ольга очень мила — очарованием юности, живостью, непосредственностью, однако Ленский не замечает особенностей характера своей невесты. Он видит в ней идеал, который и воспевает. Можно сказать, что он придумал некий образ и отождествил его с Ольгой, которую знает с детства. Точно так же и Татьяна переносит черты героев романов на Онегина, который, несмотря на свою холодность и безразличие, все же заметил, что «в чертах у Ольги жизни нет», говоря Ленскому, что на его месте выбрал бы другую сестру. Таким образом, Онегин (и Пушкин, разумеется) противопоставляет двух сестер.

Всегда скромна, всегда послушна,

Всегда как утро весела...

Глаза, как небо, голубые,

Улыбка, локоны льняные.

Очаровательный кукольный портрет, однако не ищите в нем глубины и постоянства! А какой рисует Пушкин Татьяну, свою любимую героиню? Она ничуть не похожа на свою сестру: задумчивая, молчаливая, мечтательная, она с детства любит уединение:

Ни красотой сестры своей,

Ни свежестью ее румяной

Не привлекла б она очей.

Дика, печальна, молчалива,

Как лань лесная боязлива,

Она в семье своей родной

Казалась девочкой чужой.

Несходство сестер проявляется и в том, как они относятся к любви. Ольга, веселая резвушка, может спокойно Пококетничать с другим в присутствии своего жениха. Да и когда злополучный Ленский погибает на дуэли с Онегиным, Ольга быстро находит утешение и выходит замуж за улана. Вряд ли она долго вспоминала свою первую любовь.

Отношение Татьяны к внезапно вспыхнувшему чувству к Онегину совсем другое. Героиня не только воспринимает чувство к Онегину всерьез, она искренне полагает, что это судьба, что это на всю жизнь. Именно в этом отношении к любви и коренится объяснение того, что девушка решилась сама написать письмо молодому человеку и признаться в своем чувстве, хотя в те времена это считалось смелым проступком. И даже когда Онегин отвергает любовь Татьяны, девушка продолжает его любить. Когда она становится княгиней, светской дамой, она все равно не забывает свою первую и единственную любовь.

Но если в глубине души Татьяна остается прежней, то ее манеры на столько меняются, что Онегин едва узнает в княгине ту сельскую девчонку, которая когда-то призналась ему в любви. Онегин говорил ей: «...учитесь властвовать собою». Что ж, эту науку она хорошо усвоила! Раньше смятение Татьяны мог бы заметить каждый (если бы только внимание гостей на ее именинах не было отвлечено жирным пирогом). Теперь никто не прочтет на лице девушки того, что происходит в ее душе. Возможно, встреча с Онегиным на светском рауте и всколыхнула в Татьяне воспоминания о прежней жизни и наивных девичьих мечтах, но она ничем не выдала своих переживаний:

Онегин и Татьяна меняются ролями. Когда-то он был равнодушен к девушке, теперь он ищет ее внимания. Когда-то она в самозабвении чувств написала Онегину письмо с признанием в любви, теперь он пишет ей. А Татьяна холодна и невозмутима. Она может говорить с Онегиным, может не замечать его. Татьяна ничем не выделяет его среди прочих гостей, посещающих ее дом или те дома, где бывает она. В тех строфах, где Пушкин повествует о новом облике Татьяны, он постоянно напоминает о том, какой она была, сравнивает, противопоставляет светскую даму прежней наивной барышне, помешанной на чтении сентиментальных любовных романов. Но в конце произведения становится ясно, что противопоставление Татьяны нынешней и прежней чисто внешнее, условное. В глубине души она сожалеет о простой сельской жизни и любит Онегина несмотря ни на что. «Но я другому отдана и буду век ему верна», — отвечает она на любовное признание Онегина. Татьяна остается верной не только своему мужу, но и себе самой.

Всех нас в школе заставляли читать роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин». Но в таком возрасте большинство детей вряд ли задумываются над глубинным смыслом этого произведения, глядя на отношения Онегина и Татьяны через призму своего чувственного опыта. Однако и многие критики не могут понять задумки автора, предпочитая ограничиться поверхностным анализом исключительно действий персонажей, не акцентируя внимания на духовной составляющей.

Антитеза

С первого взгляда может показаться, что два центральных персонажа «Евгения Онегина» противопоставляются друг другу. Татьяна Ларина - высокоморальный, духовный человек, она чиста духом и телом. И Онегин - петербургский денди, искушенный в уже знакомый со страстью и ее последствиями. Они притягиваются друг к другу, как одноименные заряды, между ними возникает определенное взаимопонимание, потому что оба переросли свою среду и ищут истину в чем-то другом, непонятном и даже пугающем.

Особенности воспитания

Сравнение Онегина и Татьяны можно начать с рассмотрения того, в каких условиях они выросли. Любимица Пушкина появилась на свет в богатом доме, пусть и находящемся в глуши. В младенчестве и детстве за ней ухаживала няня, выбранная родителями из живших рядом крестьян. Она пела колыбельные, рассказывала сказки и, конечно, читала над девочкой молитвы. Это привязало Татьяну к народу сильнее, чем можно было себе представить. По натуре задумчивая и молчаливая, девушка мало времени проводила со сверстниками, избегала шумных игр и забав. Ее больше увлекали книги, созерцание природы и размышления. Младшая дочь Лариных жила согласно народным обычаям, вставала рано, чтобы успеть встретить рассвет, верила в приметы и выполняла традиционные обряды, несмотря на религиозность.

Онегин же вырос в европейском обществе. Няню ему заменил гувернер, воспитавший мальчика согласно своему представлению о светском человеке. Рано повзрослев, Евгений с головой окунулся в блестящую и шумную жизнь, приобретя статус юного повесы. Образованность и любовь к популярным авторам придавала ему шарм и обещала благосклонность дам. Он быстро понял все тонкости чувственной любви и научился ими манипулировать. Стал скептически относиться к проявлению человечности, доброты, сострадания. Подвергал критике и сомнению все, что происходило с ним и вокруг него, как того советовали европейские авторы.

Мир через окно

Характеристика Татьяны в «Евгении Онегине» не может обойтись без упоминания о природе. Описывая панорамные виды, Пушкин делает это, как бы глядя из окна комнаты, принадлежащей главной героине. Любой пейзаж в романе отражает душевное состояние девушки. По мере развития сюжета меняется не только время года и погода на улице, но и та часть суток, которую Татьяна проводит в размышлениях о своем избраннике.

Байроническая и сентиментальная литература

Проследить различия между Евгением и Татьяной можно еще и по книгам, которые они читали. Для Онегина примером для подражания был Байрон, иронично и скептично смотревший на мир. Именно таким представлялся юноше идеальный мужчина. Эгоистичный, обаятельный, немного саркастичный и язвительный. Европейская литература того времени культивировала подобный образ мыслей.

Татьяна Ларина, наоборот, обращает внимание на сентиментальные романы, показывающие ценность искренности, доброты и отзывчивости. Конечно, они несколько наивны для девушки, которая будет вращаться в высшем обществе, но благородство и честь, воспитанные благодаря им, долгие годы помогали ей сохранить себя неизменной под воздействием обстоятельств.

Именно о герое из сентиментального романа мечтает девушка. И когда в их краях появляется презираемый и гонимый отовсюду Онегин, она принимает его за идеал, который так долго ждала.

Письмо

Письмо Татьяны к Онегину отражает ту возвышенную любовь, которую питала девушка к своему избраннику. Именно в нем хорошо можно проследить особенности характера девушки: искренность, доверчивость, впечатлительность. У нее нет поводов сомневаться в своем выборе. Для юной красавицы союз с таким человеком, как Евгений - это не только исполнение заветного желания и долгожданное воссоединение с любимым, но и возможность духовного роста, самосовершенствования.

Онегин, напротив, видит во влюбленной Татьяне только наивную, восторженную простушку, которая вдохновилась его рассказами и внешностью. Он не принимает всерьез ее чувство, хоть и подозревает, что так просто оно не пройдет. Светские «игры в любовь» раньше времени сделали его сердце невосприимчивым к подобным знакам внимания. Возможно, если бы не богатый жизненный опыт на этом поприще, у пары все могло сложиться иначе.

Письмо Татьяны к Онегину пронизано чувствами, которые девушка уже не может держать в себе. Она признает, что пропасть в воспитании, образовании и опыте между ними огромна, но надеется когда-нибудь преодолеть ее, чтобы быть ближе к любимому.

Отказ

Как известно, Евгений отказал Лариной, мотивируя это тем, что он ее не достоин, так как столь возвышенных чувств не испытывает и не хочет ее оскорбить неизменностью своих побуждений. По мнению большинства критиков, именно отказ Онегина вызывает отторжение у читателя. Это был, возможно, самый благородный поступок за всю его жизнь, но светила литературы смотрят на эту ситуацию несколько иначе. Они считают, что страх побудил молодого повесу отказаться, разум возобладал над чувствами, которые «русская душою» Татьяна пробудила в нем.

Встречи

Онегин и Татьяна в романе встречаются трижды. В первый раз - когда Евгений приходит в имение Лариных. Второй - когда он вынужден объясниться с Татьяной относительно ее письма, и последний - на ее именинах, через год после трагических событий. И каждая подобная встреча меняет что-то в душе Онегина, не дает ему остаться в стороне, отмахнуться от чувств и эмоций. Страшась того, что с ним происходит, повеса предпочитает уйти и выбросить из головы образ девушки, чем быть рядом с ней и измениться.

Дуэль

Именно отношения Онегина и Татьяны делают характер произведения несколько мрачным. Главный герой сердится: на себя, на Ларину, на лучшего друга Ленского, на судьбу, которая привела его в это поместье, на дядю, умершего так не вовремя. Это толкает его на безрассудные поступки, например, на флирт с Ольгой. Конечно, дуэль была необходима, но убивать друг друга было не обязательно. Однако события сложили именно таким образом, что из-за всевозрастающего ненавистного чувства Владимиру пришлось отойти в мир иной.

Последний бал

Сравнение Онегина и Татьяны продолжается на протяжении всей последней сцены романа. Бал в честь именин в поместье Лариных будто копирует страшный сон девушки о своей свадьбе с Евгением. Больного, недовольного, угнетенного угрызениями совести мужчину окружают гротескные персонажи, которые настолько контрастируют с его внутренним миром, что создается впечатление, словно они издеваются над ним.

Не в силах перенести эти муки, Онегин уезжает, мотивировав это тем, что им овладела охота к перемене мест.

Петербург

Прошло совсем немного времени, и главные герои встречаются вновь, теперь уже на светском рауте в Петербурге. Отношения Онегина и Татьяны практически не изменились. Они стали сложнее, но внутренний жар все еще продолжает пульсировать у обоих. Ларина вышла замуж, стала княгиней и теперь высоко держит голову. Теперь уж нет и следа той сельской девушки, которая пылко признавалась в своих чувствах молодому повесе.

Ситуация оборачивается против Евгения, так как он понимает, что влюблен, и страдает от этого. Он пишет письма предмету своего обожания, пытается вернуть все обратно, но девушка непреклонна. Так эту ситуацию видит Пушкин. Онегин к Татьяне испытывает чувства, но теперь она пытается избежать отношений. В конечном итоге девушка отказывает мужчине в тайной связи, мотивируя это тем, что дала клятву быть верной другому мужчине, несмотря на то, что до сих пор любит Евгения. Это ставит последнюю точку в романе но, по мнению некоторых критиков, финал все-таки остается открытым.

Отношения Онегина и Татьяны складывались сложно, они были запятнаны кровью друга, отказами и признаниями... Но в итоге их любовь продолжила жить даже тогда, когда они вместе подписали ей смертный приговор.