Прав ли был солженицын называет матрену праведницей. Почему Матрену называют праведницей

Рассказ «Матрёнин двор» относится к раннему периоду творчества писателя. Это небольшое произведение оставляет при прочтении не только тяжёлый осадок или горечь из-за несправедливо устроенных человеческих отношений, но вызывает также и светлые чувства, надежду на то, что не оскудеет земля русская добротой и святостью, пока есть на Руси такие женщины, как Матрёна.
О событиях в деревне Тальново сообщает читателям учитель Игнатич, приехавший в глухой уголок после скитаний по лагерям. Квартиру он снимает у одинокой немолодой женщины и становится невольно «биографом» крестьянки из глубинки, нового символа силы и красоты женской души в провинциальной России пятидесятых годов XX века.

Судьба женщин России военного и послевоенного времени в большинстве своём не могла быть счастливой и лёгкой. Понятно, что трудности и горести этого периода в районах тыла легли на женские плечи. И Матрёна, как многие, потеряла мужа и саму надежду на изменение жизни к лучшему. Любому человеку страшно задумываться о беспомощности, одиночестве в старости, и Матрёна старалась об этом не думать. Ежедневные хлопоты по хозяйству, труд, готовность помогать всем, кому нужна её помощь, спасали женщину от тоски и мрачных мыслей. Матрёна стойко держалась на плаву, барахталась в трудностях и выбиралась из них, из этой пучины безысходности. Она рано потеряла детей, они умирали в детстве один за другим, а материнские чувства и способность любить не угасали, потому Матрёна берёт на воспитание девочку Киру из семьи бывшего своего жениха, брата её мужа. Родители Киры соглашаются, ведь эта помощь бескорыстная: Матрёна не удочеряет девочку, зато в их семье становится на одного едока меньше. И женщина с радостью возлагает на себя нелёгкий труд одинокой матери, ответственность за воспитание ребёнка. В этом она видит смысл и суть жизни, желая быть нужной, чтобы отдавать свою любовь и заботу близким людям и всем окружающим.

Добротой, отзывчивостью и порядочностью Матрёны нередко пользуются люди, не обременённые совестью, но она этого не хочет видеть. Часто среди них оказывались и те, кого не назовёшь нуждающимися в поддержке и помощи. Странно, но именно алчные, жадные люди готовы обобрать даже такую малообеспеченную женщину, как Матрёна. Ведь ей государство и пенсию не платило, потому что «в замусоленной книжке колхозного учётчика» зарплата не значилась, а только «палочки», то есть отметки за проработанные дни. Так, по недомыслию руководства в сельских местностях, многие труженики оставались несправедливо обиженными: трудодней много, а пенсия не положена. Можно было побороться за свои права, собрать документы, свидетелей, но Матрёна за себя постоять не умела, да и некогда ей было заниматься волокитой, когда других дел много. Она никогда не отказывалась снова идти на колхозные работы, если звали, хотя здоровье потеряно, инвалидом стала.

В сравнении с другими женщинами из той же деревни, Матрёна имела свою шкалу ценностей: в молодости «не гонялась за нарядами»; в замужестве не стремилась заботиться о себе и лучший кусок отдавала мужу, детям; «не скопила имущества», не обзавелась хозяйством, имея только козу. Никто из односельчан не догадывался, что в помощи нуждалась как раз она, одинокая пожилая женщина, которой не только корову, но и козу содержать трудно. Заготовить сено на зиму, припасти дров для отопления избы, сделать запасы солений, грибов и ягод – это нелегко и молодому, здоровому человеку.

Самоотверженные характеры русских женщин встречались в литературе всегда. Но если у Некрасова крестьянка, способная остановить «коня на скаку», была ещё и «красавица, миру на диво», то у Солженицына героиня самая обыкновенная, ничем не примечательная. Мало того, она и неказистая, и нелепая, и никчемная, по мнению окружающих, потому что на юродивую похожа: ничего для себя из земных благ не ухватила. Автор противопоставляет эту женщину всем её благополучным родственникам, делящим её имущество. И начали они растаскивать «приобретения» Матрёны ещё при её жизни. Получилось, что отобрали и саму жизнь. Очень символичен этот факт у Солженицына, как предостережение всем живущим: нельзя разорять дом человека, делить наследство, когда человек ещё жив. Это не только не по-человечески, не по-христиански, но это и отвратительно: будто смерти человеку желают.

Матрёне родственники решили ухудшить и без того жалкое её существование. Фаддей, отец Киры, уверенный в правах дочери на наследство, захотел заранее забрать её долю (горницу), чтоб другие не забрали, ведь сёстры Матрёны «выпустили коготки» и на дом, и на участок. Вот и начали «резать по живому», отделять кухню от горницы. Спешили очень, никто и не спрашивал, что сама хозяйка в это время чувствует. А Матрёна со своим бескорыстием не о себе думала, снова плечо своё подставляла, хотя не женское это дело – выталкивать груз, застрявший на железнодорожных путях. Нелепо гибнет героиня вместе с трактористом и сыном Фаддея, и горница, кусок отхваченного наследства, стала ценой жизни трёх человек.

А.И.Солженицын высоко оценил вклад одного человека, простой деревенской женщины, в нравственную сокровищницу всего человечества. Не будет ни духовного, ни экономического расцвета цивилизации без духовного богатства отдельных личностей. А скромная, любящая, бескорыстная душа Матрёны в мире алчных, корыстных людей – это укор их цинизму и безнравственности. Самим существованием своим Матрёна послужила обществу, напомнив об истинных ценностях человеческой жизни.

Рецензии

Не вспомню сейчас, где я прочитал "Матрёнин двор". Но это была какая-то машинописная работа. И подумал: так вот за что выслали Исаича! А потом вспомнил слова Шолохова в Литгазете, где он критикует рассказ за его идею. Дескать, откуда знает какой-то сельский учителишка основы колхозного строя. А сам пять раз переписывал "Поднятую Целину" по той же причине. И еще подумалось: какой могучий человечище! Пишет "Они сражались за Ролину", дописывает третий том "Тихий Дон", устраивает в печать "Донские рассказы", строит в станице новую школу и дорогу до Вёшенской.
И вспомнил слова моего дядьки по матери, Петра Иваныча: ДА он, што ли, написал всё это!? У него три батрака-писарчука на службе. Как он, неграмотный мужик, может так здорово излагать?
И вот этот червяк сомнения до сих пор где-то шевелится в моей душе.

Понятие «село» для А. Солженицына является моделью (синонимом) народной жизни конца 19 – начала 20 веков. Существование национального мира, по мнению автора, невозможно без «праведника» – человека, обладающего лучшими чертами народного характера. Отсутствие такого человека непременно влечет за собой разрушение вековой культуры русской деревни и духовную гибель нации. В центре повествования в рассказе А.И. Солженицына «Матрёнин двор» судьба деревенской женщины Матрёны Васильевны Григорьевой.

Матрена Васильевна – тот самый праведник, который является воплощением духовного начала в национальном характере. Она олицетворяет лучшие качества русского народа, то, на чем держится патриархальный уклад деревни. Ее жизнь построена на гармонии с окружающим миром, ее дом является продолжением ее души, ее характера. Все здесь естественно и органично, вплоть до мышей, шуршащих за обоями. Все, что существовало в доме Матрены (коза, колченогая кошка, фикусы, тараканы), было частью ее небольшой семьи. Возможно, такое уважительное отношение героини ко всему живому происходит от восприятия человека частью природы, частью огромного мира, что тоже характерно для русского национального характера.

Матрёна у Солженицына – воплощение идеала русской крестьянки. Её облик подобен иконе, жизнь – житию святой. Её дом – сквозной символический образ рассказа – как бы ковчег библейского праведника Ноя, в котором он спасается от потопа вместе с семьёй и парами всех земных животных, – чтобы продолжить род людской.

Матрёна – праведница. Но односельчане не ведают о её утаённой святости, считают женщину просто неумной, хотя именно она хранит высшие черты русской духовности. Подобно Лукерье из рассказа Тургенева «Живые мощи», Матрёна на свою жизнь не жаловалась, Богу не докучала, ведь он и так знает, чего ей надобно. Всю свою жизнь Матрена прожила для других (колхоз, деревенские бабы, Фаддей). Однако ни бескорыстие, ни доброта, ни трудолюбие, ни терпение Матрены не находят отклика в душах людей. Сформировавшиеся под влиянием социально-исторических катаклизмов бесчеловечные законы современной цивилизации, разрушив нравственные устои патриархального общества, создали новое, искаженное понятие о морали, в котором нет места ни душевной щедрости, ни сопереживанию, ни элементарному сочувствию.

Автор наделил героиню православною верою в Бога. В самые тяжелые минуты своей жизни она обращается к Господу, но для этого совсем не обязательно молиться: «Может быть, она и молилась, но не показно, стесняясь меня или боясь меня притеснить». Любовь и забота о ближнем, ее «доброе расположение духа» – все это привлекало автора, помогая залечить жизненные раны.



Трагедия Матрены в том, что в ее характере полностью отсутствовало практическое восприятие мира (за всю жизнь она так и не смогла обзавестись хозяйством, а когда-то добротно построенный дом обветшал и постарел). Эта грань русского народного характера, необходимая для существования нации, воплотилась в образе Фаддея. Однако без духовного начала, без Матрены, практичность Фаддея под влиянием различных социально-исторических обстоятельств (война, революция, коллективизация) трансформируется в абсолютный прагматизм, гибельный как для самого человека, так и для окружающих его людей. Смыслом жизни героя становится гиперболизированная жажда наживы, обогащения, ведущая к полной моральной деградации героя. Фаддей даже на похоронах Матрены «только ненадолго приходил постоять у гробов», потому что был озабочен спасением «горницы от огня и от козней Матрениных сестер».

Но самым страшным является то, что Фаддей «был в деревне такой не один». Главный герой повести, рассказчик Игнатич, с сожалением констатирует, что и другие жители видят смысл жизни в стяжательстве, в накоплении имущества: «И его-то терять считается перед людьми постыдно и глупо». Односельчане Матрены, озабоченные мелкими бытовыми проблемами, не смогли увидеть за внешней неказистостью духовную красоту героини. Умерла Матрена, и уже ее дом и имущество растаскивают чужие люди, не понимая, что вместе с уходом Матрены из жизни уходит что-то более важное, не поддающееся дележу и примитивной житейской оценке. Вот почему именно рассказчик, а не односельчане, осознаёт и чувствует праведность Матрены. Односельчане давно забыли даже само слово «праведник», они не понимают, что это такое, и не думают о праведной жизни.

Татьяна БАТАЛОВА

Татьяна Николаевна БАТАЛОВА (1952) - учитель русского языка и литературы МОУ «Зарубинская средняя общеобразовательная школа» села Зарубино Топкинского района Кемеровской области.

Тема праведничества в рассказе А.И. Солженицына «Матрёнин двор»

Оборудование

1. Словарь к уроку: духовность, праведник, праведничество, характер .

2. Портрет А.И. Солженицына, иллюстрация к рассказу.

3. Магнитофон (запись финала рассказа).

На доске записаны: проблемный вопрос “Можно ли Матрёну считать праведницей?” и ответы на него, в которых представлены различные точки зрения.

“Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село. Ни город. Ни вся земля наша” (А.И. Солженицын).

“...Вывод этот о праведничестве несколько теоретичен, в финале рассказа как бы натягивается на Матрёну одеяние праведницы” (В.А. Чалмаев).

Совместно с учениками проводим исследование проблемы . (Проблема - сложный вопрос, задача, требующая разрешения.)

Почему рассказ Солженицына мы можем рассматривать в контексте темы праведничества? Что на это указывает?

(Первоначальное название рассказа. Финал рассказа, где рассказчик называет Матрёну праведницей.)

(Магнитофон. Запись финала рассказа.)

Можно ли согласиться с Солженицыным, что Матрёна - праведница?

Прав ли в оценке Матрёны литературовед Чалмаев?

Чтобы подойти к ответу на поставленный проблемный вопрос, нужно определить, кого можно назвать праведником, что такое праведничество.

Рассмотрим, что сопровождает жизнь праведника и грешника. (Таблица, домашнее задание.)

Что прежде всего подвигает русского человека на праведничество?

(Христианская вера. Заповеди Божии регулируют его поведение, взаимоотношения с людьми, обусловливают его мирочувствование, миропонимание.)

Кто из русских писателей, поэтов XIX столетия обращался к этой теме?

(Н.С. Лесков, И.С. Тургенев, Н.А. Некрасов, Ф.М. Достоевский.)

В XX веке - И.Бунин, Шмелёв, А.Платонов. Н.С. Лесков писал: “Народ не расположен жить без веры”. Христианством обусловлены народные этико-эстетические взгляды, национальное сознание и самосознание, русский характер. (Характер - совокупность психических, духовных свойств человека, обнаруживающихся в поведении.)

Как изображена в рассказе религиозность главной героини?

(Ученики, придерживающиеся точки зрения Чалмаева, отмечают, что вера Матрёны весьма неопределённа, “даже скорей была она язычница...” . Далее по тексту: А.Солженицын. «Матрёнин двор».

Сторонники Солженицына убеждают, что Матрёна была старательным воцерковлённым усердным человеком: “святой угол в чистой избе”, “иконка Николая Угодника”. Она зажигает лампадку “во время всенощной (церковная ночная служба) и с утра по праздникам .)

“Только грехов у неё было меньше, чем у колченогой кошки, та - мышей душила”.

Матрёна достаточно твёрдо соблюдает традиции и правила жизни воцерковлённого человека (домашние иконы, так как церковь за “5 вёрст”). (Выразительное чтение эпизода «Только на Крещение», с. 117–118). Игнатьич говорит, что всякое дело она начинала “с Богом!” и его провожала в школу, говоря всякий раз “С Богом!”. “Может быть, она и молилась, но не показно, стесняясь меня или боясь притеснить”. Причина скрытности Матрёны в том, что в годы советской власти приучали верующих таиться.

Вера - дело личное, не терпящее шума.

“Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно” (Мф. 6. 6)

В нас чувства лучшие стыдливы и безмолвны,
И всё священное объемлет тишина.

Д.М. Мережковский. «Молчание»

Есть ли в рассказе развёрнутый портрет героини? Почему?

В описании внешности Матрёны Солженицын ориентируется на христианские эстетические традиции. Обратите внимание на то, как показывает Борис Зайцев преподобного Сергия Радонежского (ученики работают с карточкой-информатором).

“...Настолько бедную одежду он носил, что она была беднее и хуже, чем у любого из иноков его”.

“...Когда хотелось ему улыбнуться , он и это делал с великим целомудрием и воздержанием”.

“...Сергий как раз пример... ясности, света прозрачного и ровного...”

Без лености братии как купленный раб служил: и дрова для всех колол, и толок зерно, и жерновами молол, и хлеб пёк, и еду варил, кроил и шил одежду, обувь...”

“...После смерти Преподобного лицо его было светлым , как снег, а не как обычно у мёртвых, но как у живого человека или ангела Божьего, показывая этим душевную его чистоту, от Бога воздаяние за труды его”.

На каких портретных деталях Матрёны сосредоточено внимание писателя? Какова роль этих деталей?

“И всегда... обезоруживала меня лучезарной улыбкой. И простодушно, глядя блёкло-голубыми глазами, спрашивала: «Ну, а к ужоткому что вам приготовить?»”

“Но лоб её недолго оставался омрачённым... возвращалась уже просветлённая, всем довольная, со своей доброй улыбкой”.)

Обратите внимание на фотографию Матрёны, выполненную Солженицыным. Совпадают ли ваши представления о Матрёне с этим изображением её на снимке?

(Матрёна умеет радоваться жизни, душа её светла, не омрачена злом и завистью, у неё и лицо красивое.)

Анализ эпизода «Матрёна слушает музыку». (Сообщение учащегося.)

В этом эпизоде запечатлена глубокая связь Матрёны с поколениями её предков, для которых музыкально-речевая культура во все времена была важной и неотъемлемой частью их образа жизни, составляла их незыблемую нравственную основу.

В чём состоит особенность речевой культуры Матрёны? (Сообщение учащегося, индивидуальное домашнее задание по статье: Гордиенко Т.В. Особенности языка и стиля рассказа А.И. Солженицына «Матрёнин двор» // Русская словесность. 1997. № 3.)

Сохранение языка для Солженицына - один из факторов сохранения человеческой личности и самосознания.

В чём проявляется духовность Матрёны?

(Духовность - духовная, интеллектуальная природа, сущность человека, противополагаемая его физической, телесной сущности.)

Матрёна стеснительна, деликатна (примеры).

Она добра и приветлива (И всегда одни и те же доброжелательные слова раздавались мне из-за перегородки”. “...Доброе расположение духа” возвращалось к ней быстро.)

Что было верным средством, возвращавшим Матрёну “в доброе расположение духа”?

(Матрёна трудолюбива, труд - лекарство от болезней, недугов. “Помню стряпни и хозяйства на каждый день...” По первому приказу Матрёна идёт на колхозные работы, совестливая Матрёна стыдится плохой работы “ни к столбу, ни к перилам...” Но не только колхоз, а любая... из тальновских баб могла прийти и пригласить Матрёну “убирать картовь”.)

- “Ни труда, ни добра своего Матрёна не жалела никогда”. Искреннее, тёплое, идущее от сердца чувство христианской любви к людям движет поступками Матрёны. Сила или слабость заключается в том, что Матрёна не может отказать в помощи нуждающимся? Что сказано о труде Сергия Радонежского в очерке Б.Зайцева?

(Работа с карточкой-информатором.)

Кого из героинь литературы XIX века напоминает Матрёна своей погружённостью в работу?

(Матрёну Тимофеевну Корчагину. “Терплю, а не ропщу! Всю силу, Богом данную, в работу полагаю я”.)

В работе, в “труде великом” раскрываются терпение, безотказность, бескорыстие, отсутствие зависти и радость за благополучие других. Труд оценивается традиционной христианской этикой как необходимое, возвеличивающее праведное дело. Матрёна наделена даром искренней радости за успехи других.

Придерживающийся точки зрения Чалмаева ученик отмечает, что одна из библейских заповедей звучит так: “Не укради”, а Матрёна вместе с другими женщинами в день ходила за торфом - “не по разу”. “В хорошие дни Матрёна приносила по 6 мешков”. Так что одно это не даёт возможности назвать Матрёну “праведницей”, и прав Чалмаев.

Какие ещё мнения могут быть по этому поводу?

(Матрёна была вынуждена приносить торф.)

“Святая загадка праведной лестницы заключается в том, что высокие ступени одухотворения... вообще не достигаются без некоторых «падений». Праведники наибольшие суть те, которые согрешили (и оплакали свои грехи)...” - писал религиозный философ Розанов.

Как вы понимаете фразу: “Наворочено было много несправедливостей с Матрёной”?

(“...Была больна, но не считалась инвалидом”. Матрёна - многострадальная крестьянка. Страдание - неизбежный спутник жизни человека. “Страдание очищает душу”.)

Как воспринимает Матрёна свою судьбу? Держит ли она обиду, зло на людей?

(“Но лоб её недолго оставался омрачённым...” Матрёна умеет прощать, умеет примириться сердцем, не питая вражды за обиду. Для неё нормальное состояние не злоба и воинственность, а доброта и смирение.)

Какие художественные детали создают картину быта Матрёны? Как предметы быта связаны с духовным миром героини? На чём строится жизнь Матрёниного двора? Дома?

(Матрёнин двор - символ особого устройства, “лада”, где есть труд и честность, доброта и терпение, согласие с самим собой и сопричастность всему сущему. Матрёна живёт по канонам, завещанным предками, по правилам, которые считает незыблемыми.)

Чем отличается мир Матрёниного двора от мира людей, живущих рядом?

(Мир тальновцев - это мир злобы, равнодушия, жадности, зависти, корысти, эгоизма, душевно слепых людей, лжи, неискренности. Эти качества разъедают душу человека, разобщают людей. Солженицын, отвечая на вопрос, от чего все беды страны сейчас, сказал - ото лжи.)

Почему, вопреки нежеланию Матрёны “заполучить квартиранта”, Игнатич сразу решил “поселиться в этой избе”?

(Почувствовал сходство душ.)

Закончите фразу: “Жизнь научила меня... (не в еде находить смысл повседневного существования) ”.

Как вы понимаете смысл первоначального и окончательного названий рассказа?

(«Не стоит село без праведника» - здесь главным словом является “праведник”, что позволяет Солженицыну сместить акценты в сторону моральных, внутренних качеств личности, подвести читателя к размышлению о вечных христианских ценностях.)

Село - символ нравственной жизни, национальных корней человека, село - вся Россия.

Матрёнин двор. Двор Матрёны. Это христианский островок материка. С гибелью героини рушится мир духовных ценностей. И это тревожно. Гибель Матрёниного двора - грозное предупреждение Солженицына о катастрофе, которая может случиться с обществом, утратившим нравственные ориентиры.

Матрёна (лат.) - мать. Героиня несёт в себе спасительное начало. Пережить то, что пережила Матрёна, и остаться человеком бескорыстным, открытым, деликатным, отзывчивым, чутким, не озлобиться на судьбу и на людей, сохранить до старости “лучезарную улыбку” - какие же душевные силы нужны для этого!

Что же позволяет писателю назвать Матрёну праведницей, несмотря на то, что поведение и образ жизни её отнюдь не идеальны?

(Матрёна обладает бесконечным смирением, не требующим от неё никакого напряжения воли. Она не предаётся греху гордыни, умеет быть благодарной за каждый прожитый миг. Матрёна может довольствоваться малым - тем, что имеет: ей не свойственны чувства зависти, злости, обиды, стяжательства. Праведничество Матрёны основано на её безразличии к материальным ценностям.)

Слово учителя. Послушаем, как на этот вопрос отвечает доктор филологических наук, профессор Московской духовной академии М.Дунаев. “В чём же праведность Матрёны? В нестяжательности. Может, жила просто по душе, проявляя природную её христианскую суть?”

Матрёна - праведница. Она не стяжательница, не накопительница.

Откроем Новый Завет. “Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут. ...Ибо, где сокровище ваше, там будет и сердце ваше” (Мф. 6, 19–21).

“Нравственность едина во все века и для всех людей” (Д.С. Лихачёв).

Есть ценностей незыблемые скалы
Над скучными ошибками веков.

О.Мандельштам

Безусловно, все вы хотите иной судьбы. Мечты могут сбыться, а могут и не сбыться, счастье - не состояться, успех - прийти и не прийти, но человек должен пройти свой путь, каким бы он ни был (удачным или неудачным), сохранив в себе и мужество, и совесть, и человечность, и благородство, не убить то высокое, что заложено в нём самой природой.

Литература

Архипов Д.Н. и др. Конспекты уроков для учителя литературы. 11-й класс. М.: Владос, 2003.

Василенко Е. Душа и судьба человека в рассказе «Матрёнин двор» // Литература. 2003. № 23.

Волков С. Стоит ли село без праведника // Литература. 1996. № 21.

Гордиенко Т.В. Особенности языка и стиля рассказа А.И. Солженицына «Матрёнин двор» // Русская словесность. 1997. № 3.

Дунаев М.М. Вера в горниле сомнений. Православие и русская литература XVII–XX веков. М., 2002. С. 916–917.

Жигалова М.П. Русская литература XX века в старших классах. Минск, 2003.

Карпов И.П., Старыгина Н.Н. Открытый урок по литературе. Русская литература XX века. С. 361–383.

Локтионова Н. Не стоит село без праведника // Литература в школе. 1994. № 3. С. 33–37.

Максидонова Л.Г. Русская литература XX века. Вторая половина. 11-й класс // Конспекты уроков для учителя литературы. М., 2002.

Нянковский М.А. Уроки литературы в 11-м классе. Развёрнутое планирование.

Нива Ж. Солженицын. М.: Художественная литература, 1992.

Попова Е.В. Есть ценностей незыблемая скала. Духовные ценности в отечественной философии и литературе // Литература в школе. 2003. № 7. С. 22.

Потолков Ю. Прощание с Матрёной // Литература. 1998. № 28.

Семенюк А.Г. Судьба, принесённая в жертву... // Русский язык и литература в средних учебных заведениях УССР. 1991. № 2. С. 37–39.

Симакова Л.А. Душа неподвластна... // Русский язык и литература в средних учебных заведениях УССР. 1991. № 2. С. 35–37.

Чалмаев В.А. А.Солженицын. Жизнь и творчество. М.: Просвещение, 1994. С. 84–87.

Я прочитал рассказ А.И.Солженицына «Матренин двор». Этот рассказ учит нас терпению, выносливости, трудолюбию и вере в жизнь. В этом произведении автор описывает нам обыкновенную сельскую жизнь и ее жителей. Главным героем рассказа является Матрена.
Матрена – человек незаурядный. Она очень трудолюбивая и желающая прийти на помощь любому человеку. Причем, не берет плату за свою работу. У нее была трудная жизнь, но она умела преодолевать преграды. Матрена у Солженицына – оптимистка. Даже после потери мужа она находила радость в жизни. Это тот человек, который не может сидеть без дела. Она многого не имела, но находила ценность в жизни. Матрена, как и все сельские жители, боялась смерти.
В деревне к ней люди относились холодно, несмотря на то, что она всем помогала. Недолюбливали ее сельчане за то, что она не была похожа на всех. Матрену считали белой вороной. Людям не нравилось, что она живет по-другому. У нее не было свиньи, питалась Матрена одной картошкой. Говорили, что от нее ушел муж. В обществе любят, когда у всех все одинаково и чтобы никто не выделялся.
Автору Матрена понравилась. Он писал: «У нее была лучезарная улыбка». Не только за эту улыбку писатель любил Матрену, но и за ее веселость, энергичность и оптимизм. Ведь все-таки Матрене досталась нелегкая судьба. Она потеряла шестеро детей. Игнатич свыкся с ней, ее образом жизни, привычками.
Писатель видел в Матрене лучшие ее качества и, в отличие от сельчан, мог по достоинству их оценить, потому что был он «нездешний». Хотя автор и привык к Матрене, он до конца так и не понял, почему ее недолюбливали жители.
В завершении рассказа автор назвал Матрену человеком, без которого не может жить село. Матрена составляла неотъемлемую часть села. Всем она пыталась помочь. Сама могла себя погубить, чтобы вытащить из беды другого. Ее чувства были искренними, и поэтому можно ее назвать праведником.

  1. Новое!

    Первое название рассказа было «Не стоит село без праведников». Праведник - во-первых, человек, живущий в соответствии с религиозными правилами; во-вторых, человек, ни в чем не погрешающий против правил нравственности (правила; определяющие нравы, поведение,...

  2. Григорьева Матрена Васильевна - крестьянка, одинокая женщина шестидесяти лет, из-за болезни отпущенная из колхоза. В рассказе документально воспроизведена жизнь Матрены Тимофеевны Захаровой жительницы деревни Мильцево (у Солженицына Тальново) Курловского...

    Как и многие, рассказ Солженицына «Матренин двор» основан на фактах биографии самого писателя. Однако в нем отражены не годы, проведенные в сталин­ских лагерях, а жизнь писателя в деревне Милыдево Владимирской области. Главная героиня рассказа - ре­ально...

    Трудно и непросто сложилась судьба А. И. Солженицына. Фронт, тяжелый путь от Орла до Восточной Пруссии, медали за проявленное мужество, а затем арест, восьмилетнее пребывание в тюрьмах зловещего «архипелага ГУЛАГ». В 1970 году Солженицын был удостоен...

    Россия богата не только безграничными просторами, плодородными землями, фруктовыми садами, но и незаурядными людьми, праведниками, одаренными чистой, божественной энергией. Они смотрят на нас ясными проницательными глазами, будто заглядывают в душу,...

Трагизм жизни и судьбы Матрёны… Матрена – это главная героиня рассказа Солженицына «Матренин двор». О судьбе главной героини нам повествует ее постоялец, который приехал в деревню, чтобы учительствовать. Здесь в Тальново он и поселился у старушки Матрены, которой было около шестидесяти лет. Из рассказа мы видим, что Матрена одинокая, но очень добрая, отзывчивая женщина. Она готова в любую минуту бежать на помощь к каждому нуждающемуся, бросив все свои дела.

У нее будет у самой зарастать огород, но она с удовольствием будет помогать на соседском огороде, при этом искренне радуясь их урожаю. Она жила бедно, каждый день ходила на работу, никого никогда не обсуждала, безвозмездно помогала всем и каждому. Не имея своих детей, она вырастила чужого ребенка, оставив ей в наследство половину дома и горницу. Именно воспитанница невольно стала причиной смерти Матрены, ведь, чтобы получить участок земли, нужно было что-то на нем построить, вот девушка и решает туда перевезти горницу. Как раз во время переезда, когда застряли сани на железнодорожном переезде, Матрена и погибает.

В чем трагизм жизни и судьбы Матрены?

Отвечая на вопрос: «В чем трагизм жизни и судьбы Матрены?», хочется сказать, что трагизм в самом времени, в котором родилась и жила эта женщина, которую автор называет праведницей, ведь, испытав столько горя, она не утратила своей человечности. Ее трагизм в нелегкой судьбе. Сначала война забирает жениха, затем и мужа. Сложное послевоенное время, голод, плохая медицина, а вернее, ее отсутствие, отнимает у нее ее деток, всех, а было у нее шестеро детей. Отсутствие зарплат, пенсии, тяжелый колхозный труд, соседское непонимание и осуждение. Все это вместе взятое и составляет трагизм жизни Матрены, которая к тому же еще и стала жертвой человеческой жадности, поплатившись за свою доброту и безотказность своей жизнью.

Рассказ очень интересен и знакомит нас с нелегкой жизнью прошедших времен, с жизнью людей в сложные годы.