Рациональное поведение потребителя в экономике и права потребителя

В кодификаторе тем ЕГЭ по обществознанию есть тема за номером 2.16, которая как раз требует от ребят знание такой темы, как рациональное поведение потребителя: семьянина, собственника, работника, гражданина. Несмотря на то, что тема эта последняя, ее часто упускают из вида при подготовке к единому государственному экзамену, что непростительно. Поэтому сейчас ее разберем, как всегда с примерами.

Более того, в конце мы приведем примерный план, который можно составить на реальном егэ в задании второй части теста, который как раз требует его составление.

Принципы

Перед прочтением этой статьи, настоятельно рекомендую прошлую нашу статью в принципе. Под ним понимается система действий потребителя, которые направлены на удовлетворение его потребностей, с одной стороны, и на формирование спроса на товары и услуги, с другой.

В экономике считается, что любой человек на рынке ведет себя, исходя как из своих потребностей, так и из своих материальных возможностей. Кроме того, каждый из нас стремится уменьшить свои затраты и максимизировать, увеличить свою прибыль. Поэтому мы и гоняемся за вкусными ценами, предложениями на рынке. Именно поэтому популярны такие мероприятия, как черные пятницы.

Исходя из выше сказанного можно сформулировать принципы поведения потребителя на рынке:

  1. Рациональность. Мы, как правило делаем рациональные покупки, или по крайней мере объясняем себе, зачем мы покупаем ту или иную вещь. Тут, конечно, можно поспорить с экономической теорией и привести тучу примеров того, как люди покупают товары импульсивно, эмоционально. К примеру, отстояли бы вы двухдневную очередь за новым айфоном? Именно, что нужно стоять два дня. Нет? А вот есть сотни людей, которые с вами не согласятся.
  2. Осознание ограниченности ресурсов (денег). У большинства людей доход меньше, чем стоимость тех потребностей, которые они хотят удовлетворить. Это заставляет гоняться за сладкими предложениями.
  3. Системность предпочтений. У большинства людей потребности системны: одни касаются одежды, другие — жилья, третьи — пищи.
  4. Независимость от других субъектов на рынке. Каждый субъект на рынке независим. И поэтому каждый производитель пытается его убедить купить товар именно у него. Именно из-за суверенности потребителя существует маркетинг — наука привлечения и удержания клиентов.

Исходя из этих принципов, существуют конкретные примеры, модели поведения потребителей, которые условно можно назвать эффектами:

Эффект сноба — человек покупает те или иные вещи, чтобы подчеркнуть свой . Такие люди например, покупают только дорогие гаджеты, машины, одежду.

Эффект Веблена (по имени социолога Торстейна Веблена ) — люди покупают вещи, чтобы произвести впечатление. Например, какой-нибудь состоятельный человек покупает жирафа, или слона, или маленькую собачку, стоимостью несколько миллионов долларов.

Или например, известны траты наших, российских чиновников, которые умудряются покупать столовые и чайные ложки по 20 000 рублей то ли за штуку, то ли за набор. Чем вам не демонстративное поведение? Правда, что оно на самом деле означает, думаю, каждый сможет для себя прояснить.

Эффект большинства. " Как делают другие, так поступлю и я", — так думают такие люди. Ведь никто не хочет быть хуже других. Такое стадное чувство очень влияет на покупки, особенно среди детей. Да и среди взрослых прецедентов, я думаю, не меньше.

Эффект спекуляции, когда в условиях значительной инфляции люди покупают товары, ставшие дефицитными. К примеру, лет 10 назад, у нас в городе прошел слух, что гречневой крупы скоро не будет. Уж не знаю, кто такой слух распустил. И что вы думаете? Народ ломанулся скупать гречку. Разумеется это был слух. Но в условиях инфляции так может происходить.

Обещанное

Как мы и обещали, прилагаю план, как если бы эта тема была заявлена в задании второй части теста ЕГЭ, в котором требуется написать план на эту тему:

  1. Понятие рационального поведения потребителя

2. Типы поведения исходя из особенностей субъекта

  • Поведение семьянина
  • Поведение гражданина
  • Поведение собственника
  • Поведение потребителя

3. Основные принципы рационального поведения

  • Принцип рациональности
  • Принцип осознания ограниченности ресурсов (дохода)
  • Принцип потребностей
  • Принцип независимости

4. Основные виды поведения

  • Демонстративное
  • Консервативное
  • Спекулятивное
  • Социальное

5. Влияние потребительского поведение на формирование спроса на товары и услуги

На этом эту тему мы завершаем эту тему. Если будут вопросы, задавайте в комментах! Также вступайте в нашу группу Вконтакте, где самая ценная информация из первых рук о ЕГЭ.

Рациональный потребитель - это такой потребитель товаров и услуг, который стремиться к достижению как можно большей общей полезности от потребления товаров и услуг. Другими словами, рациональный потребитель в рамках своего ограниченного бюджета выбирает товары и услуги таким образом, чтобы их полезность для него была максимальной.

Понятие рационального потребителя вытекает из анализа потребительского поведения. В большинстве случаев человек стремится получить наибольшее удовлетворение от имеющихся у него денежных средств. При этом ему приходится от чего-то отказываться в пользу приобретения чего-то другого, более важного.

Рациональный потребитель покупает не какой-либо один тип товаров, а различные товары. Это связано с тем, что потребности у людей, с одной стороны, многообразны, а с другой стороны, имеют пределы своего насыщения. Например, человеку не требуется пять буханок хлеба в день. Кроме того, потребности людей различны в зависимости от их индивидуальных особенностей. Поэтому рациональное поведение разных людей различно. Если, например, покупка игрушки для ребенка рациональна, то для взрослого - сомнительна.

Поведение рационального потребителя связано с такими понятиями как общая полезность и предельная полезность. Полезность - это количественная характеристика уровня удовлетворения той или иной потребности. Оценка полезности во многом субъективна, поэтому ее находят путем сравнения. Так для конкретного человека полезность от приобретения одного товара сравнивают с полезностью от приобретения другого. Чем больше у человека какого-либо блага или чем меньше потребность в нем, тем меньше будет полезность этого блага для конкретного человека.

Общая полезность есть результат последовательного потребления единиц одного и того же блага. Чем больше единиц блага потребляется, тем больше растет удовлетворенность от этого блага. При этом может наступить тот момент, когда последующее чрезмерное употребление блага приведет уже не к увеличению общей полезности, а к ее уменьшению. Например, съедая каждую следующую конфету, ребенок всё больше удовлетворен. Однако после n-ной конфеты ему может стать плохо.

Другими словами, потребление каждой последующей единицы блага, приносит меньшую полезность. И отсюда вытекает понятие предельной полезности , которая представляет собой добавочную к общей полезности полезность, которая возникает при потреблении каждой последующей единицы блага. Предельная полезность каждой последующей потребленной единицы блага уменьшается.

Поведение рационального потребителя отличается тем, что он стремиться увеличить суммарную общую полезность от потребления различных товаров и услуг. При этом он соизмеряет предельные полезности. Рациональный потребитель приобретает тот набор товаров, которые приносят ему наибольшее удовлетворение. Для этого он сравнивает предельные полезности товаров. Взвешенная предельная полезность представляет собой отношение предельной полезности к цене товара. Если цена на товар слишком высока, то предельная полезность также уменьшится, как и в случае насыщения.

При этом рациональный потребитель стремится достичь ситуации, когда предельные полезности разных благ примерно равны. В соответствии с этим человек перераспределяет свои средства.

Полноценно рациональный потребитель может существовать только в условиях свободы потребительского выбора, или так называемого потребительского суверенитета . Лишь в этом случае человек может распоряжаться своими средствами так, как он хочет в соответствии со своими личными потребностями. Защиту потребительского суверенитета берет на себя государство. Защита прав потребителя включает недопущение на рынок поддельных товаров, ввод потребителя в заблуждение и т. д.

Рационального потребителя

Замещения в поведении потребителя. Понятие

Равновесие потребителя. Эффект дохода и эффект

Поскольку поведение потребителя определяется и его бюджетными возможностями, и его предпочтениями, то попробуем это изобразить графически. Для этого совместим на графике карту кривых безразличия и бюджетную линию (рисунок 5.4).

На рисунке бюджетная линия пересекает одну кривую безразличия и касается второй. Точки пересечения и касания соответствуют трем вариантам набора товаров. Какой же именно набор товаров принœесет

Рисунок 5.4–Равновесие потребителя

покупателю максимально возможное удовлетворение его потребностей в двух товарах? Этому условию удовлетворяет точка С.

Именно в ней потребитель достигает наибольшей полезности от потребления товаров, возможной при его уровне дохода, а если это так, то он не стремится к дальнейшему поиску другого соотношения двух товаров. В этом случае говорят, что он находится в состоянии равновесия.

На поведение потребителя и количество покупаемых товаров в значительной мере влияет изменение цены этих товаров. Это влияние проявляется двумя эффектами:

1. Эффект дохода , суть которого в том, что снижение цены позволяет, не изменяя сумму расходов на данный товар, приобретать его в большем количестве. Это равнозначно увеличению денежного дохода покупателя по отношению к данному товару, что повышает возможности потребления этого товара.

2. Эффект замещения , состоящий в том, что если упала цена на определœенный товар, то по сравнению с ним остальные выглядят более дорогими, хотя их собственные цены могут и не изменяться. Следовательно, покупатель чисто психологически стремится ʼʼзаменитьʼʼ другие товары подешевевшими, увеличивая их потребление, так как это обеспечивает ему дополнительный эффект дохода, расширяет его покупательские возможности.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, потребитель стремится вести себя на рынке рационально, а это значит, что:

· он стремится максимально удовлетворить свои потребности (чем больше товаров, тем лучше);

· он приходит на рынок с уже сложившимися предпочтениями;

· его потребительские предпочтения транзитивны (спрос может перемещаться: если набор товаров А лучше набора товаров В, а набор товаров В лучше набора товаров С, то набор товаров А предпочтительнее набора товаров С);

· он старается так распределить свои денежные средства при данных ценах и доходе, чтобы получить максимум полезности.

Ключевые понятия

Полезность - ϶ᴛᴏ удовлетворение, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ получает покупатель, используя купленную вещь.

Предельная полезность – полезность, которую извлекает потребитель из каждой дополнительной единицы товара.

Общая полезность – сумма предельных полезностей каждого из товаров.

Закон убывающей предельной полезности – предельная полезность товара уменьшается с увеличением потребляемого его количества.

Предпочтение потребителя – желание потребителя из множества товаров и услуг выбрать их оптимальный набор.

Бюджетные ограничения потребителя – ограничение возможностей потребителя в удовлетворении потребностей в товарах и услугах его денежным доходом и ценами на эти товары и услуги.

Рациональный потребитель – потребитель, который ведет себя так, чтобы максимизировать полезность при ограниченном доходе. Это потребитель, расходующий свои деньги наиболее эффективно.

Кривая безразличия - ϶ᴛᴏ совокупность точек, каждая из которых демонстрирует возможную комбинацию двух товаров, дающих потребителю одинаковое удовлетворение потребности, то есть имеющих для него одинаковую общую полезность.

Бюджетная линия - ϶ᴛᴏ совокупность точек, каждая из которых представляет собой комбинацию двух товаров, которые бывают приобретены при данном уровне дохода покупателя и данном уровне цен на эти товары.

Рационального потребителя - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Рационального потребителя" 2017, 2018.

  • - Теория предельной полезности о поведении рационального потребителя на рынке.

    Домашние хозяйства в рыночной экономике являются продавцами факторов производства и покупателями потребительских товаров. Поведение домашних хозяйств на рынке помогает понять теория предельной полезности, создатели которой исследовали как рациональный... .


  • - Модель поведения рационального потребителя на рынке. Закон убывающей предельной полезности

    В условиях рынка все люди подразделяются на две группы: продавцов и покупателей. Их роли могут меняться местами, т.е. покупатель может превратиться в продавца и наоборот. При этом каждый из них в любой из этих ролей стремится вести себя рационально. Схема принятия... .


  • - Понятие рационального потребителя. Функция полезности. Полезность и предельная полезность. Первый закон Госсена.

    Рациональный потребитель –это такой потребитель, который сопоставляет затраты и выгоды от каждой дополнительной единицы покупаемого блага. Потребитель обладает свободой выбора на рынке и ведет себя рационально с позиций общего критерия «затраты – выгоды». В качестве... .


  • Конкуренция - хорошее явление или плохое? Что заставляет людей пользоваться кредитами, переплачивая банку проценты? Как добиться того, чтобы наши расходы не были больше доходов? На все эти вопросы отвечает раздел экономики, исследующий рациональное поведение производителя и потребителя в современном мире.

    Экономическая наука о людях

    С точки зрения этой науки, все виды поведения людей делятся на четыре типа - производство, распределение, потребление и обмен. На производстве зиждется сама экономическая система , целью которой является продуцирование прибыли с помощью обмена благ на деньги. Оборотная сторона этой медали - потребление. Оно обусловлено определенными законом, называющимся «рациональное поведение потребителя», что значит продуманное и продиктованное разумными причинами.

    Действия потребителя и производителя как два взаимозависимых аспекта в экономике

    Производство и потребление - взаимосвязанные процессы, регулирующие друг друга. Рациональное поведение потребителя, работника, собственника, семьянина, гражданина исходит из принятия решений согласного с доходами каждого экономического субъекта. Потребитель не только выбирает те или иные предложения рынка, но и своим выбором (или отсутствием его) воздействует на производителей. В некоторых сферах экономики конкуренция настолько сильна, что маркетологи ввели понятие "диктата потребителя". Ведь в конкурентной гонке выживают лишь те предприниматели, которые смогли хорошо понять типичные черты рационального поведения потребителя - своего клиента.

    Потребитель как движущий фактор

    Итак, потребителем называется тот, кто является субъектом потребления: покупает, использует товар или услугу. Фактически, это любой представитель человечества, но также и - юридические лица, объединения и т. д. Целью потребления является извлечение максимальной прибыли от использования товара. Ограничителями в этом случае являются - цены, бюджет, ассортимент и т. д. В силу их действия как потребитель, так и производитель вынуждены вырабатывать определенные стратегии поведения или рационального выбора.

    Полезность рационального поведения потребителей для экономики зависит также и от типа экономико-хозяйственной деятельности страны. Если это командно-административный тип, то регламентация выбора потребителя весьма высока - например, он не может свободно выбирать жилье, автомобиль, медицинские услуги. Если же речь идет от рыночной экономике, то потребитель обладает полным суверенитетом и самостоятельно принимает решения, распоряжаясь своими финансовыми ресурсами.

    Каждому по потребностям

    Насколько широки наши покупательские потребности, можно понять, вспомнив, какие из своих потребностей мы обеспечиваем, выбирая те или иные товары: физиологические, культурные, социальные, коммуникативные, потребности в безопасности или самореализации. Для всех существуют свои товары и свои ниши бизнеса, продуцирующие их. Грамотно совершать выбор, потребляя что-либо, помогают знания экономики и маркетинга.

    Основная часть населения нашей планеты - это люди с так или иначе ограниченными финансовыми возможностями. Поэтому каждому из нас приходилось задумываться над вопросами: "Как правильно потратить свои финансы? Что необходимо приобрести в первую очередь, а что - пока отложить? Как сократить расходы? Как выбрать товар или услугу самого лучшего качества по доступной цене?" На все эти вопросы дает ответы теория рационального поведения потребителей. Далее мы рассмотрим составляющие рассматриваемого раздела экономики более подробно.

    Этапы рационального поведения

    Первый этап - это понимание необходимости приобретения чего-либо. Вторым этапом является поиск информации о необходимо товаре. Затем идет оценка и анализ этой информации, всех возможных вариантов покупки. И наконец - принятие решения.

    В связи с этим выделяют несколько видов финансовых трат при рациональном поведении потребителя: обязательные (минимальные, самые необходимые) расходы - на еду, одежду, проезд, оплату коммунальных услуг и т. д. - и произвольные: на хобби, товары высокого уровня потребления, путешествия и пр. Еще один вид - сбережения рассматриваемого субъекта.

    Виды разумного поведения потребителя товаров и услуг со стороны экономики

    Типы рационального поведения потребителя подразделяются на:

    • поведение, диктуемое личным интересом;
    • поведение, преследующее ситуативные цели (непосредственно в момент выбора);
    • полную рациональность, предполагающую, что человек долго изучает информацию по товару или услуге и максимизирует получаемую выгоду;
    • ограниченную рациональность, когда сбор или анализ информации затруднен в силу тех или иных причин (физических, социальных и других факторов);
    • формальную (слабую) рациональность, в особенности если она ограничена не зависящими от человека факторами.

    Эффекты взаимовлияния

    План каждого отдельного субъекта предусматривает активность в рамках его предпочтений. Существуют определенные эффекты потребительного взаимовлияния:

    Эффект сноба. Создается ситуация, когда покупка делается для подчеркивания своего социального положения.

    Эффект присоединения к большинству. Выражение желания не быть хуже людей, которые являются «успешными». Характеризуется нерациональным спросом. Покупку совершают только из-за того, что её сделал другой человек, которого покупатель ценит и уважает. Также проявляется спекулятивный спрос, возникающий при дефиците товаров.

    Эффект предположительного качества. Товары, характеристики у которых одинаковы в разных магазинах реализуются по различным ценам.

    Эффект Веблена. Ситуация, при которой демонстративно и подчеркнуто приобретаются вещи, которые имеют очень высокую цену и не доступны большинству людей.

    Поведенческий анализ потребителя наглядно

    Пример рационального поведения потребителя выглядит так. Предположим, вы задумались о приобретении стиральной машины. В первую очередь вы стремитесь оценить все возможные предложения рынка. Изучаете рекламные объявления, ассортимент, цены, уникальные торговые предложения (скидки, акции, возможность бесплатной установки или доставки), отзывы. В итоге вы выбираете тот магазин, где предлагают оптимальную (но не самую низкую) цену, при этом обеспечивают максимальный гарантийный срок, бесплатную доставку, установку и постгарантийное обслуживание. Другой вариант: если вы предельно ограничены в средствах, то не обратите внимания на предложения о гарантии, а выберете машинку по самой низкой цене.

    Ситуативное рациональное экономическое поведение потребителя иллюстрируется следующим примером. Предположим, у вас сломался телефон, а вы ожидаете важного звонка. Вам некогда изучать рынок, для вас важна одна информация - как быстро вы сможете починить свой гаджет. Поэтому вы выбираете самый ближайший ремонтный сервис, мастер которого обещает починить ваш телефон сегодня же. Цена такой услуги в этом случае отходит на второй план.

    Рациональное поведение производителя

    Производитель - это человек или организация, изготавливающая и реализующая товары или предоставляющая услуги с целью получения дохода из рационального поведения потребителя. Затраты на приобретение производственных ресурсов называются издержками. Прибыль образуется разницей между доходами и издержками. Ее максимальная величина является целью производителя. Чтобы увеличить прибыль, он стремится понизить затраты на производство. Этому способствуют экономия на сырье, оборудование производства новой техникой, снижение затрат на электроэнергию и др. Каждый производитель отвечает для себя на три главных вопроса: какой, как и для кого он выпускает свой товар или оказывает услугу.

    Для определения, что именно производить, проводится анализ рынка спроса, рационального поведения потребителя в нужном секторе экономики, затрат на производства и рекламу и т. д. Определяется объем производства и его способы. Например, можно вручную собрать урожай, наняв и оплатив работу большого количества работников, либо использовать сельскохозяйственную технику, купив ее или взяв в аренду. Также производителю нужно решить, для какого слоя населения он выпускает свой продукт. Так, ориентирование на широкие массы подразумевает больший объем товара при меньшей его цене, чем при ориентировании на слои общества с доходами выше среднего.

    Чего желает производитель?

    В целом рациональное поведение производителя является ответом на вопрос: "Как из ограниченного количества ресурсов получить наибольшую прибыль?" Частный вариант этого вопроса возникает, когда тот или иной предприниматель приходит к необходимости расширения - как при имеющихся у него ресурсах добиться увеличения объема выпускаемой продукции?

    Например, эту задачу можно решить с помощью расширения объемов производства за счет количественных изменений (увеличить мощности, количество используемых природных ресурсов и рабочих), либо - за счет улучшения продуктивности (производительности) ресурсов. В странах с развитой экономикой предпочитают использовать второй путь решения проблемы. Он означает рост производительности труда (количество товара, производимое в одну единицу времени одним рабочим). На фоне истощения запасов полезных ископаемых и удорожания продуктов из них этот путь выглядит оптимальным.

    Как и за счет чего происходит повышение производительности труда? Во-первых, помогает специализация на каком-либо виде деятельности. Выполняя одну и туже небольшую операцию, работник приобретает более хорошие навыки, и его производительность увеличивается. Во-вторых, использование современных технологий позволяет увеличить объем выпуска тех или иных товаров за тот же промежуток времени. В-третьих, на данный фактор влияет профподготовка и качественное образование сотрудников. Качество продукции находится в тесной связи с уровнем профессионализма тех, кто над ней трудится.

    Одно из исследований, проведенное ученым Бруклинского института, показало, что 28 процентов прироста национального дохода США с 1929 по 1982 год было создано благами технического прогресса, 19 процентов зависело от вливаний капитала и 14 процентов - от увеличившихся образовательной и профессиональной подготовки рабочих.

    Какие можно сделать выводы?

    Итак, поведение потребителей и производителей обусловлено разумными причинами, обеспечивающими наиболее успешную экономическую стратегию. Характерной чертой рационального поведения потребителя является сравнение и анализ предложений рынка и возможность делать финансовые накопления. А для производителя важнее всего найти баланс между затратами на обеспечение рынка своим товаром или услугой и его ценой, имея ввиду при этом конкурентность своей ниши и актуальный спрос на свое предложение.

    Поведение потребителя в рыночной экономике объясняет теория потребительского поведения. Анализ потребительского поведения имеет огромное практическое значение: с его помощью производитель, выпустивший новый товар, может опреде-лить, на каком уровне устанавливать цену, а потребитель - принять более рациональное решение. Таким образом, теория потребительского поведения учит субъектов экономических отношений вести себя более рационально.
    Факторы, влияющие на потребительский выбор: потребность, цена и доход
    Для того чтобы субъект экономических отношений мог осуществить потребительский выбор, он должен получить ответы на следующие вопросы:
    Что купить?
    Сколько это стоит?
    Хватит ли денег на эту покупку?
    Следовательно, на поведение потребителя влияют три основных фактора: потребность, цена и доход.
    Под потребностью следует понимать желание человека потреблять различные блага. Но поскольку количество благ, кото-рое он желает потребить, в принципе, не ограничено, то ему приходится ранжировать их по степени необходимости. Так, на-сущные нужды человека, такие, как еда, одежда, относят к потребностям первого порядка, организацию досуга - к потребностям второго порядка и т. д. Иначе говоря, человеку свойственно расставлять свои потребности в определенном порядке. Например, вода будет стоять на первом месте, так как без нее просто не прожить. На втором месте - еда, причем в первую очередь необходимая (хлеб, картофель, яйца, мясо и т. п.) , а уж потом лакомство, без которого можно прожить. На третьем - одежда, причем также с соблюдением принципа первой необходимое на четвертом - досуг, на пятом - предметы роскоши и т. д.
    Такая расстановка потребностей объясняется тем, что любое благо имеет свою цену. Поэтому потребитель сравнивает цены на взаимозаменяемые товары и формирует свой потребительский выбор. При этом немаловажным критерием оценки блага яется его качество.
    К сожалению, доход человека ограничен, поэтому потребитель вынужден совершать покупки в соответствии со своим бюд-жетным ограничением. То есть, если его доход не позволяет приобрести новый автомобиль, то придется довольствоваться подержанным. Конечно, потребитель может взять ссуду в банке на недостающую сумму, но тогда ему придется ограничить свои будущие расходы, сократив тем самым удовлетворение насущных потребностей.
    Следовательно, рациональный потребитель должен так распределить свои расходы, чтобы максимально удовлетворить по-требности при условии ограниченного дохода. Иначе говоря, потребительское поведение - это процесс формирования спроса на товары и услуги, исходя из конкретного дохода потребителя и учитывая его субъективные предпочтения. Мы говорим: «рациональный потребитель» , потому что для упрощения анализа потребительского поведения делается предположение, что потребитель рационален в своем выборе и стремится наилучшим образом распорядиться своим доходом. Хотя в жизни, конечно, каждый потребитель имеет свои предпочтения, и его поведение может быть отнюдь не рационально.
    Вести себя рационально значит стремиться достичь максимального результата при ограниченных возможностях. Главным ограничением для любого потребителя является размер его дохода. Поскольку потребности многообразны и безграничны, а доход ограничен, покупатель вынужден постоянно совершать выбор из огромного количества товаров, предлагаемых на рынке. Естественно предположить, что, совершал этот выбор, потребитель стремится приобрести наилучший набор товаров из тех, которые доступны при данном ограниченном доходе. вести себя на рынке рационально -вовсе не значит обязательно быть прижимистым и мелочно-расчетливым. Не следует думать, что человек, истративший свое состояние на «миллион алых роз» для своей любимой, - нерациональный потребитель, а другой, положивший деньги в коммерческий банк под высокие проценты, - наоборот, рациональный потребитель. Теория потребительского поведения признает рациональным потребителем и того и другого, если только они действительно выбрали наилучший вариант